Детские болезни: как меньше болеть в детском саду

Интересное

Личный опыт. Как моя дочь стала намного меньше болеть в детском саду

21 февраля 2020 140 363 просмотра

Лиана Хазиахметова

Моей дочери Элине 4,5 года. Весь прошлый учебный год и начало нынешнего у нас прошли в режиме «неделю ходим — три болеем». Но ситуация резко изменилась месяца три назад. С ноября мы не болеем.

Один раз был насморк, который за выходные прошел. Для меня это чудо.

Сложно понять, что конкретно повлияло, но я расскажу, какие изменения образа жизни, на мой взгляд, сыграли роль в истории с болезнями.

Немного расскажу о ситуации со здоровьем дочери, чтобы было понятно, в какой точке мы находились. Элина болела часто — стабильно раз в месяц — и долго — насморк не проходил по 2-3 недели. Воспаленные аденоиды привели к экссудативному отиту (на его фоне ухудшается слух, но болезнь лечения не требует, как правило, проходит все само по себе). Это случилось в сентябре.

Экссудативный отит не проходил, и врач посоветовал задуматься об удалении аденоидов. Но перед этим попробовать электрофорез на уши и «постараться не болеть». В ноябре мы решили не ходить в сад после очередной болезни. Пропустили три-четыре недели и с тех пор ни разу не болели, хотя обычно «цепляли» все подряд. Вот какие изменения, на мой взгляд, повлияли на ситуацию.

Спорт

С конца августа мы начали заниматься спортом. Записались в фитнес, Элина ходит на детские занятия, я на взрослые. Занимались раза три в неделю, но с пропусками из-за частых болезней.

Детские болезни: как меньше болеть в детском саду

Выходные тоже стараемся проводить активно. Например, ходим на каток

Бассейн

В октябре Элина начала ходить в бассейн с разрешения отоларинголога (экссудативный отит — не противопоказание). Врач предупредил, что бассейн влияет на всех по-разному. Кто-то начинает болеть чаще, кто-то нет. Сначала и мы заболели через неделю-другую.

После той болезни не ходили в сад почти месяц, чтобы передохнуть от болезней (о чем писала выше). За это время начали стабильно посещать бассейн. Занятия в воде повлияли на сон (дочка быстрее засыпала), аппетит и общую физическую подвижность. Она стала активнее дома, на занятиях в зале.

Главное — плавать ей очень нравится.

Омега-3

С сентября я начала давать Элине рыбий жир каждый день по чайной ложке. Уже потом на форумах прочитала отзывы мам, которые тоже начали давать детям рыбий жир и заметили, что они перестали болеть. В книге «Одна привычка в неделю для всей семьи» нашла раздел о профилактике заболеваний. Там тоже есть совет про Омегу-3.

«Жирные кислоты омега-3 необходимы для здоровья сердца и мозга и считаются необходимыми питательными веществами, так как поступают в организм только с пищей.

Если вы не съедаете три порции жирной рыбы (с низким содержанием ртути) в неделю, нужно ежедневно принимать рыбий жир, содержащий кислоты омега-3. Выбирайте жир из печени трески или криля — он содержит натуральные кислоты омега-3.

Рыбий жир жидкий, производится в капсулах и часто содержит лимонный или клубничный ароматизатор для вкуса».

Только сразу замечу: эффект проявляется не сразу. Где-то читала, что при регулярном приеме недостаток Омеги-3 восполняется через два месяца.

Любовь к садику

Еще отмечу перемены в отношении к садику. Весь прошлый учебный год Элина говорила, что не любит ходить в садик. Она ждала выходных, плакала при расставании, хотя и быстро успокаивалась. После лета она изменилась. Может, поначалу и хныкала, но через некоторое время уже шла в садик с удовольствием и хорошим настроением.

Детские болезни: как меньше болеть в детском саду

Элина на первом новогоднем утреннике, потому что предыдущий праздник из-за болезни пропустили

На мой взгляд, очень важно, с каким настроением ребенок идет в садик. Если он расстроен, то испытывает стресс, который заметно снижает защитные функции организма. Еще важен и мотивационный элемент. Элина знает: если заболеет, в садик не пойдет, а дома скучно. Поэтому болеть очень не хочется.

Прививка от гриппа

В этом году решили сделать прививку, которую раньше считала бесполезной, потому что при экссудативном отите грипп может обернуться потерей слуха (отит, кстати, со временем прошел). Не знаю, повлияла ли прививка, но когда большинство детей заболели с высокой температурой, Элину вирус не коснулся.

Вот и все нехитрые секреты, которые помогли Элине стать ребенком, стабильно посещающим сад даже в сезон простуд.

Не болейте и вы!

О профилактике болезней детей в садиках и школах

Авторы: American Academy of Pediatrics

Детские болезни: как меньше болеть в детском саду

  • В современном мире работающих и постоянно занятых родителей большинство детей проводит очень много времени в детских садах, а потом и в школах.
  • При выборе дошкольного или школьного учреждения не забудьте узнать, какая там существует политика в отношении больных детей.
  • Придерживайтесь графика вакцинации согласно прививочному календарю, узнавайте о вакцинах, которых нет в календаре, и будьте в курсе рекомендуемых прививок, чтобы уменьшить риск заболевания для вашего ребенка и других детей из детского сада или школы, а также воспитателей и учителей.
  • Общие детсадовские и школьные болезни

ОРВИ чаще всего встречаются в детских садах и школах. Даже если у ребенка сделаны все прививки по графику, он может заразиться другими инфекционными заболеваниями, которые сопровождаются болью в горле, кашлем, рвотой или диареей. На самом деле большинство детей в детских садах и школах болеют 8–12 раз за год. Диарея бывает 1–2 раза за год даже у самого обычного ребенка.

Заболели? Оставайтесь дома!

Не допускайте посещения детского сада или школы детьми с симптомами острых респираторных заболеваний (ОРЗ) — кашель, насморк или боль в горле — и температурой. Ребенок может вернуться в коллектив после естественной нормализации температуры (не в результате приема жаропонижающих средств).

Каждый раз, когда больные и здоровые дети играют вместе, есть риск распространения инфекций. Особенно это актуально для детей ясельного возраста, которые обычно вытирают свои носы или трут глаза руками, а затем берут ими игрушки или прикасаются к другим детям. Эти дети, в свою очередь, тоже вытирают носики и трут глаза — так инфекция распространяется внутри коллектива.

Чтобы уменьшить риск заболеть гриппом, дети, воспитатели и учителя должны быть привиты согласно календарю прививок, а также от сезонного гриппа. Прививайтесь каждый год от сезонного гриппа — это единственная и самая лучшая защита. Вакцина от гриппа рекомендуется детям начиная с 6 месяцев и взрослым.

Примечание. Детям с 6 месяцев до 8 лет, возможно, потребуется сделать две дозы с интервалом в 1 месяц для оптимальной защиты. Сделайте прививки от сезонного гриппа сразу, как только они станут доступными.

Вопросы, которые надо задать в детском саду или школе

  • Если у ребенка появятся первые симптомы ОРЗ в детском саду или школе, родителям сообщат об этом своевременно?
  • Какие мероприятия проводят для того, чтобы снизить вероятность заражения вашего ребенка чихающим или кашляющим другим ребенком, а также тем, у кого понос или рвота?

Уменьшение риска передачи инфекций

В некоторых детских садах или школах родителям сообщают сразу, как только у ребенка появляются первые признаки болезни.

В других же учреждениях ребенок может оставаться, пока у него нет высокой температуры, и принимать участие в большинстве мероприятий.

В любом случае убедитесь, что у тех, кто находится с вашими детьми, есть возможность при необходимости связаться с вами в любое время: не забудьте указать номер домашнего, рабочего, а также мобильного телефона.

Во многих детских садах и школах персонал не может ухаживать за больным ребенком, хотя есть садики, например в США, в которых для таких детей выделена отдельная «зона», и грипп или другое ОРВИ не распространяется по всей группе.

В этих детских садах воспитателей специально обучают ухаживать за больными детьми. Есть отдельная «комната для выздоравливающих», где ребенок может прилечь, если он нуждается в отдыхе, оставаясь при этом под присмотром воспитателя.

В некоторых общинах созданы специальные центры по уходу за детьми с легкими заболеваниями, которые просто должны находиться отдельно от здоровых малышей.

Когда ухаживаете за ребенком дома

Вы можете посодействовать НЕраспространению инфекционных заболеваний, оставив приболевшего ребенка дома до тех пор, пока он перестанет быть заразным для других. Дети должны оставаться дома, если у них:

  • диарея или кал с кровью и слизью;
  • болезнь, которая стала причиной рвоты два и более раза в течение предыдущих 24 часов, не считая тех случаев, когда точно известно, чем была вызвана рвота и что это не заразно;
  • язвочки на слизистой во рту, кроме тех случаев, когда причина их появления не инфекционная болезнь;
  • импетиго или пиодермия (инфекция кожи), если еще не прошло 24 часа от начала лечения;
  • чесотка (кожное заболевание, вызванное клещами), пока не будет завершен курс лечения;
  • наблюдаются симптомы более тяжелого заболевания: температура, затрудненное дыхание, вялость, раздражительность и т. п.

Даже при соблюдении этих рекомендаций и мер безопасности вполне вероятно, что некоторые инфекции всё равно будут распространяться в детском саду или школе.

При большинстве из перечисленных инфекций ребенок заразен за день или больше до появления первых симптомов. Это еще одна причина, по которой так важно часто и качественно мыть руки.

Ведь вы никогда не можете знать, является ли ваш или другой ребенок в данный момент носителем вируса или бактерии.

К счастью, не все болезни заразны (например, отиты не передаются другим детям). В этих случаях нет необходимости отделять больного ребенка от других детей.

Если он чувствует себя достаточно хорошо, чтобы быть в детском саду или в школе, он может находиться там при условии, что воспитатель или учитель сможет помочь ему принять (закапать) необходимые лекарства.

Читайте также:  Тест на беременность через день после зачатия, через сколько после зачатия тест на беременность

Иногда первые признаки болезни могут появиться у вашего ребенка в детском саду, и тогда надо будет забрать его домой. Вы должны быть готовы к этому или знать, к кому можно будет обратиться и кто сможет помочь вам забрать его домой.

Санитарно-гигиенические мероприятия в детских учреждениях

Чтобы снизить риск распространения заболеваний, в детских садах и школах должны соблюдаться правила гигиены. Обратите внимание на следующие моменты:

  • Есть ли раковины (рукомойники) в каждой комнате: отдельный для приготовления пищи сотрудниками и отдельный для мытья рук детьми после игр и посещения туалета? Находится ли комната для приема пищи отдельно от туалета и пеленальных столиков?
  • Содержатся ли туалеты и раковины в чистоте и доступны ли они для детей и персонала? Используются ли одноразовые бумажные полотенца или у каждого ребенка есть личное полотенце?
  • Есть ли среди игрушек такие, которые дети тянут в рот (так называемые «грызунки», прорезыватели для зубов и т. п.), а потом ими могут играть другие дети?
  • Убирают ли игровую комнату, моют ли игрушки по крайней мере 1 раз в день?
  • Правильно ли хранится грудное молоко?
  • Моют ли дети, воспитатели или учителя руки в течение дня, в том числе:
    • сразу после захода в группу, когда они пришли с улицы;
    • до и после приема пищи или кормления ребенка;
    • после посещения туалета или ухода за ребенком, смены пеленок или подгузников (после смены этого должны быть вымыты и руки воспитателя, и руки ребенка);
    • после оказания помощи ребенку (вытерли нос или обработали рану);
    • после игр в песочнице;
    • до и после игры в воде, которая используется другими детьми;
    • если воспитатель помогает принимать лекарство ребенку, то до и после помощи необходимо вымыть руки;
    • после обработки мусорных корзин или выноса мусора;
    • после ухода за домашними животными.
  • Убедитесь, что ваш собственный ребенок соблюдает правила личной гигиены и понимает важность мытья рук после посещения туалета, перед едой и после еды.
  1. Источник
  2. Материалы по теме:

Почему ребенок часто болеет в детском саду и что с этим делать?

Моей дочке почти четыре года. Обратила внимание, что как только она пошла в детский сад, то начала постоянно простужаться. Летом все хорошо, но вот сентябрь — и дочка снова с соплями. Причем болеет вся семья по очереди: сначала заболевает она, а потом заражаемся мы с мужем.

Почему дети, которые ходят в садик, все время болеют? Значит ли это, что у них слабый иммунитет? И можно ли сделать так, чтобы дети меньше заражались и болели?

Частые детские простуды — признак не слабой, а здоровой иммунной системы.

Дошкольники болеют чаще взрослых, потому что их иммунитет еще не умеет эффективно отражать атаки вирусов и бактерий. Как только иммунная система наберет стаж успешно перенесенных простуд, дети будут заражаться меньше. Но обойтись без обучения иммунная система не может: дети, которые не ходили в садик и не болели там, обречены часто простужаться в младших классах школы.

В итоге обе системы защиты у новорожденных работают очень плохо. Чтобы успела созреть хотя бы врожденная иммунная система, с момента рождения должно пройти как минимум шесть месяцев. До тех пор дети очень уязвимы, например, перед гриппом: известно, что дети младше полугода тяжелее переносят эту инфекцию и чаще погибают от нее, чем дети постарше.

По мере того как ребенок становится старше, его врожденная иммунная система постепенно созревает. Возраст от шести месяцев до шести лет идеален для того, чтобы начать знакомство с окружающим миром и населяющими его болезнетворными микробами. Это необходимо, чтобы обучить второй важный компонент детской иммунной системы — клетки приобретенного иммунитета.

При второй встрече с уже знакомым белком иммунные клетки памяти быстро запускают системы защиты организма — это помогает уничтожить опасный вирус и предотвратить болезнь.

Проблема в том, что, когда необученные клетки приобретенного иммунитета встречают врага в первый раз, они не сразу понимают, что перед ними опасный микроорганизм.

Пока клетки разберутся, в чем дело, ребенок уже успевает заболеть.

А поскольку детский приобретенный иммунитет никогда не встречался с патогенами, все они для него новые — дети и болеют часто.

Разбираемся, как начать и закончить ремонт без переплат: от проекта до приемки Покажите!

Большая часть современных людей живут в городах, пьют чистую воду, поддерживают гигиену тела и едят только обработанную или хотя бы тщательно вымытую пищу. Это позволяет избежать встречи с возбудителями самых опасных инфекций, которые часто одолевали людей в прошлом, например холеры или брюшного тифа.

Простудные вирусы легко передаются от человека к человеку при чихании и кашле, а еще через предметы вроде дверных ручек и переключателей, на которых остаются вирусные частицы. Получается, что даже современным горожанам встретиться с простудными вирусами очень просто, а защититься от них тяжело.

При этом простудных вирусов более 200 видов, и все время появляются новые — привет, коронавирус! Взрослые люди с большинством из них уже сталкивались и заболевают, только если встречают новый вариант вируса. Но дети пока незнакомы ни с одним таким вирусом, поэтому неизбежно болеют чаще.

Детей относят к группе ЧБД, если они простужаются:

  • в возрасте до года — четыре и более раза в год;
  • в 1—3 года — шесть и более раз в год;
  • в 4—5 лет — пять и более раз в год;
  • старше 5 лет — четыре и более раза в год.

Родителям детей из группы ЧБД советуют внимательно следить за их здоровьем и часто водить в поликлинику на обследования. Однако далеко не все специалисты по детскому здоровью считают, что болеть простудой больше шести раз в год ненормально.

За рубежом накопилось достаточно данных, согласно которым заболеваемость простудой зависит не от телесных особенностей, а исключительно от возраста ребенка.

Когда ребенок идет в начальную школу, количество простуд уменьшается. Здоровые старшие школьники и взрослые болеют простудой 2—4 раза в год, а симптомы у них продолжаются от 5 до 7 дней.

Дошкольники могут простыть в любом людном месте: в автобусе, кинотеатре, во дворе и на даче. Но для большинства детей первым местом, где они встречают много новых людей, а значит, и новых вирусов, становится именно детский сад.

Избежать самых опасных детских болезней можно только одним способом — сделать все необходимые прививки. В состав вакцин входят либо обезвреженные вирусы и убитые микробы, либо только их белковые запчасти. В итоге клетки приобретенного иммунитета получают достаточно времени и материала для знакомства с вирусными и микробными белками, а ребенок в это время не болеет.

В первые два года жизни родители могут сделать детям еще несколько дополнительных прививок, но за них, скорее всего, придется заплатить.

Эти прививки можно сделать ребенку дополнительно:

  • ротавирусная инфекция — в 2; 3 и 4,5 месяца;
  • гемофильная инфекция типа B, если ребенку не положена бесплатная по состоянию здоровья — в 3; 4,5; 6 и 18 месяцев;
  • менингококковая инфекция — с 9 месяцев: 2 дозы с интервалом 3 месяца; с 24 месяцев: 1 доза;
  • ветряная оспа — с 12 месяцев: 2 дозы с интервалом от 6 недель;
  • гепатит А — с 12 месяцев: 2 дозы с интервалом от 6 месяцев;
  • клещевой энцефалит, если ребенок проживает в эндемичной зоне или планирует ее посетить — с 12 месяцев: 2 дозы с интервалом от 1 месяца.

Жаропонижающие препараты. Детям старше трех месяцев подходит только детский парацетамол — другие препараты противопоказаны. Детям старше шести месяцев можно давать сироп с ибупрофеном. Аспирин и другие препараты с ацетилсалициловой кислотой не подойдут: у детей с температурой это лекарство может спровоцировать смертельно опасное осложнение — синдром Рея.

Насморк. Сосудосуживающие капли не подходят детям младше шести лет. Чтобы ребенку легче дышалось, можно попробовать закапать в нос солевые капли — сопли станут более жидкими, и ребенку будет легче высморкаться.

Кашель. Если ребенок старше года, можно дать ему на ночь столовую ложку меда. Это поможет облегчить кашель.

Но иногда к вирусной инфекции присоединяется бактериальная. В этой ситуации без помощи педиатра уже не обойтись. Позвоните врачу, если у ребенка появился любой из этих симптомов:

  1. температура +38,4 °C и выше держится дольше трех дней;
  2. заложенность носа становится все сильнее или не проходит в течение 10 дней;
  3. у ребенка покраснели глаза или появились желтые сопли;
  4. ребенок говорит, что у него болит ухо.

Это значит, что ребенок не обязан сидеть дома все время, пока не исчезнут все симптомы. Если с момента появления простуды прошло больше недели и ребенок чувствует себя хорошо, его можно вести в детский сад. Там он никого не заразит, даже если у него все еще заложен нос.

COVID-19

1—14 дней, в среднем 5 дней

Грипп

1—4 дня, в среднем 2 дня

Время, когда человек наиболее заразен

COVID-19

В первую неделю после появления симптомов

Грипп

3—4 дня после появления симптомов

ОРВИ

За день до появления симптомов и в течение первых 5 дней болезни

Длительность болезни с момента появления симптомов

COVID-19

14 дней при легкой форме, 3—6 недель при тяжелой форме

COVID-19

Люди старше 45 лет

ОРВИ

Люди любого возраста

COVID-19

Температура 37,5—38 °C, кашель, одышка

Грипп

Температура 40 °C и выше, головная, мышечная и суставная боль

ОРВИ

Температура до 38 °C, головная боль, насморк, кашель

COVID-19

Тяжелая бактериальная пневмония

Грипп

Бактериальная пневмония, отиты, гаймориты, застойная сердечная недостаточность

ОРВИ

Осложнения бывают очень редко

Кто чаще всего болеет с осложнениями

COVID-19

Люди старше 65 лет, люди с хроническими заболеваниями

Грипп

Беременные женщины, дети до 5 лет, люди старше 65 лет, люди с хроническими заболеваниями

ОРВИ

Люди с хроническими заболеваниями

Чистота и гигиена – важные меры профилактики вирусных инфекций в детских организованных коллективах

Профилактика гриппа и ОРВИ в детском саду включает, прежде всего, меры по предотвращению распространения вирусов и повышению сопротивляемости к ним.

По статистике, дети болеют гриппом в 5 раз чаще, чем взрослые. Детский иммунитет еще незрелый, поэтому более восприимчив к вирусам. Кроме того, болезнь нередко протекает тяжело. Есть высокий риск развития осложнений со стороны бронхов и легких.

Если ребенок ходит в детский сад, риск заразиться вирусными респираторными инфекциями повышается.  Ведь детский коллектив – это своеобразная микробная среда, которая постоянно обновляется.

Так что же делать: не водить малыша в садик в сезон простуд? Но это не всегда возможно и неправильно по многим причинам.

В этом случае важно соблюдать меры профилактики, что поможет избежать распространения заболевания.

Читайте также:  Беременность и роды с ВИЧ-инфекцией: особенности течения и профилактика инфицирования плода

Мероприятия по профилактике должны проводиться как непосредственно в садике, так и дома.

Что может сделать персонал детского сада?

Основное условие в период подъема респираторных вирусных инфекций – чистота и гигиена. Заболевший ребенок может принести вирусы в группу еще до того, как у него ярко проявятся симптомы.

Вирус будет активно размножаться в душном помещении, оседать на поверхностях окружающих предметов.

Чтобы снизить риск заражения, спальные и игровые комнаты следует регулярно проветривать, а игрушки, стульчики, столы и рабочие поверхности – мыть, обрабатывать с использованием дезинфекционных средств.

Комнаты в детском саду проветриваются утром, до прихода детей, а также во время прогулок и перед сном.

Если у ребёнка время его пребывания в детском саду появились  признаки ОРВИ, нужно принять меры по ограничению его дальнейшего общения с другими детьми до прихода родителей. Разумеется, воспитателям и другому персоналу садика недопустимо приходить на работу с симптомами респираторной инфекции.

Важная мера профилактики гриппа в детском саду – частое мытье рук. Вирусы попадают на ладошки малышей, а из-за привычки трогать лицо и класть пальцы в рот инфекция быстро проникает в детский организм. Воспитателям и родителям нужно следить, чтобы дети мыли руки чаще, особенно после улицы и перед едой.

Для укрепления иммунитета дети должны ежедневно при любой погоде (кроме дней сильных морозов) выходить на прогулки, выполнять физические упражнения. На сопротивляемость детского организма инфекциям влияет психологическое состояние ребенка. Детские страхи и стрессы делают его уязвимым к гриппу и простуде.

В период эпидемического подъема гриппа и ОРВИ необходимо, чтобы дети ежедневно проходили медосмотр, перед тем как попадут в группу. Это поможет вовремя заметить больного ребенка и оградить его от других.

Что делать родителям?

Многое в вопросах профилактики  гриппа и ОРВИ зависит от родителей.

Ребенку нужно чаще гулять на свежем воздухе. Детская комната должна содержаться в чистоте. Следует обеспечить  доступ прохладного свежего воздуха влажностью не менее 40-60%. В игровой форме научите малыша соблюдать правила личной гигиены.

Педиатры советуют родителям закаливать малыша. По крайней мере, он не должен расти в тепличных условиях. Это тренирует его иммунную систему. Не кутайте дошкольника. Ведь дети всегда активные. Если они одеты слишком тепло, что рискуют вспотеть и простудиться. Выбирайте обувь и одежду по сезону.

После прихода с улицы в сезон простуд можно промывать нос малыша 1%-ым раствором поваренной соли, смазывать носовые ходы оксолиновой мазью. Возможно, педиатр порекомендует ребенку попринимать какие-либо витамины. Ну и, конечно, следите за тем, чтобы питание малыша было полноценным.

Родителям стоит каждый вечер внимательно следить за поведением и здоровьем ребенка. Если он стал вялым и капризным, начал покашливать или у него появились насморк, повысилась температура, другие возможные симптомы гриппа или ОРВИ, следует вызвать врача, а не вести ребенка в детский сад. В этом случае вы заботитесь не только о здоровье своего ребенка, но и здоровье других детей.

Если ребёнок часто болеет – советы педиатра — МЦ «ЛОТОС»

Если Ваш малыш неделю другую посещает детский сад, а потом месяц сидит дома с соплями, кашлем и температурой — прислушайтесь к советам педиатра

  • С началом осени большинство родителей сталкивается с такой картиной – ребёнок неделю другую посещает детский сад, а потом месяц сидит дома с соплями, кашлем и температурой.
  • Однако не стоит отчаиваться, частые болезни в детском возрасте – означают, что малыш развивается абсолютно нормально, но под воздействием каких-либо факторов его иммунная защита развивается недостаточно быстро.
  • Острые респираторные инфекции (ОРИ) являются основной группой заболеваний в детском возрасте.

Когда происходит пик заболеваемости

Дети до шести лет в среднем переносят от шести до восьми ОРИ в год, вплоть до ежемесячных эпизодов ОРИ в период с сентября по апрель. Продолжительность болезни составляет в среднем 14 дней. Это означает, что ребенок может иметь симптомы «простуды» почти половину дней в этот период времени, без всяких причин для беспокойства родителей или врача.

Маленькие дети, посещающие детский сад, судя по всему, страдают от ОРВИ больше, чем дети, воспитывающиеся на дому. Однако, при поступлении в начальную школу, эта группа детей напротив, болеет реже «домашних» детей, потому что они уже защищены от большего числа возбудителей ОРВИ. Таким образом, частые «простуды» не являются признаком «пониженного» иммунитета.

ОРИ можно заболеть в любое время года, но максимальное количество эпизодов происходит во время осенних и зимних месяцев, независимо от географического положения. Эти заболевания не провоцируется холодным климатом или воздействием холодного воздуха.

Что делать

В большинстве своем данные заболевания проходят самостоятельно. Можно облегчить состояние ребенка, создав комфортные условия:

  • прохладный увлажненный воздух в помещении,
  • проветривание и влажная уборка,
  • достаточное теплое питье,
  • легкое питание без принуждения,
  • туалет носа,
  • при высокой температуре (выше 38,5°С) – жаропонижающие препараты,

при выраженной заложенности носа – сосудосуживающие (с соблюдением дозы и кратности приема).

Но самое главное – это наблюдать за состоянием ребенка, чтобы не пропустить тревожные симптомы, которые могут свидетельствовать об осложнениях ОРВИ или о том, что под маской ОРВИ протекает другое, угрожающее жизни ребенка заболевание.

Когда нужно обратиться к врачу

Симптомы, при которых вам нужно к доктору в ближайшие 12-24 часа:

  • температура выше 38°С более 3 суток;
  • повторное повышение температуры после периода нормализации;
  • прогрессивное ухудшение состояния;
  • затруднённое дыхание (одышка);
  • появление посторонних шумов при дыхании (хрипы, свист);
  • частый приступообразный кашель;
  • боль в ухе, горле
  • появление сыпи, рвоты или диареи на фоне ОРВИ.

Симптомы, при которых нужно СРОЧНО к врачу (вызывайте скорую помощь):

  • нарушение сознания;
  • нарушение координации движений;
  • судороги;
  • выраженное затруднение дыхания (удушье);
  • температура выше 40°С, не снижающаяся обычными жаропонижающими;
  • появление сыпи, не бледнеющей после нажатия;
  • сильная головная боль или боль в животе;
  • полный отказ или невозможность пить;
  • кровотечение из любых источников (нос, рот, кишечник).

Уважаемые родители, не занимайтесь самолечением малыша.

Лечение без назначений врача может принести больше вреда, чем пользы. Если у вас возникли вопросы по поводу детского здоровья, проконсультируйтесь у врача-педиатра.

Часто болеющие дети

Первый год ребенка в детском саду это настоящее испытание для нервов родителей: кроме того, что ребенок бесконечно болеет, получает множество различных лекарств, это еще и постоянные больничные, плохой сон по ночам мам и пап, которые прислушиваются к каждому шороху ребенка (а вдруг он снова заболел?). Если в этих детях и родителях вы узнали себя, тогда это информация для вас.

  • Детей, подверженных частым респираторным инфекциям, принято называть часто болеющими (ЧБД).
  • ЧБД — это не нозологическая форма и не диагноз, а группа диспансерного наблюдения, включающая детей с частыми респираторными инфекциями, возникающими из-за транзиторных, корригируемых отклонений в защитных системах организма, и не имеющих стойких органических нарушений в них.
  • По данным разных авторов, ЧБД составляют от 15% до 75% детской популяции.
  • По об-щепринятой классификации часто болеющие дети относятся ко II группе здоровья (дети с отягощенным биологическим анамнезом, функциональными и морфологическими особенностями, то есть с риском развития у них хронического заболевания).
  • У детей в возрасте старше 3 лет в качестве критерия для включения в группу ЧБД используют инфекционный индекс (ИИ), определяемый как отношение суммы всех случаев ОРЗ в течение года к возрасту ребенка:
  • ИИ = (сумма всех случаев ОРЗ в течение года)/(возраст ребенка в годах).
  • ИИ у редко болеющих детей составляет 0,2-0,3, а у детей из группы ЧБД — 1,1-3,5 ⠀ Посчитайте данный индекс у Вашего ребенка, и если он относится к группе ЧБД, тогда эта информация для вас.

Проблемы связаны с частыми респираторными заболеваниями

1. Частые и, особенно тяжело протекающие ОРЗ, приводят к нарушению развития функ-ционирования различных органов и систем:

  • органов дыхания с формированием хро-нических воспалительных процессов в бронхолегочной системе;
  • сердечно-сосудистой системы;
  • желудочно-кишечного тракта;
  • вегетативной нервной системы, способствуют срыву компенсаторно-адаптационных механизмов.

2. Многократно переносимые вирусные заболевания приводят к значительно выраженному снижению иммунологической резистентности, т.е. эти дети являются иммунологически скомпроментированными.

3. В связи с частой заболеваемостью изменяется режим двигательной активности, дети реже находятся на свежем воздухе, что способствует развитию фоновых заболеваний (рахит, дистрофия, анемия и др.) и отставанию в физическом и психомоторном развитии.

4. У ЧБД широко и чаще неоправданно используется большое количество медикаментов, т.е. имеет место полипрагмазия, при этом многие препараты (антибиотики, жаропонижающие и др.) сами обладают иммуносупрессивным действием и усиливают нарушения иммунологической резистентности, способствуют развитию аллергии.

5. У ЧБД нарушается социальная адаптация, обусловленная частой потерей контактов со сверстниками.

6. Высокая заболеваемость приводит к большим экономическим затратам родителей и государства, ограничивает детей и подростков в выборе профессии, влияет в будущем на репродуктивные возможности.

Читайте также:  Сон новорожденного малыша: о чем нужно знать родителям

Что влияет на частоту респираторных инфекций у детей

На частоту инфекций, переносимых детьми, влияет комплекс факторов, основными из которых являются:

  • запаздывание развития иммунной системы («поздний старт» ее);
  • анатомо–физиологические особенности респираторного тракта у детей (мукоцилиар-ная и сурфактантная системы, особенности строения бронхов);
  • социальные условия жизни (питание, бытовые условия).

Возникновению частых респираторных заболеваний способствует повышенное число контактов с источниками инфекции, а также эндогенные и экзогенные факторы, повышающие восприимчивость к ним.

Среди экзогенных факторов наибольшую роль играют следующие:

  • низкий уровень санитарной культуры семьи и, как следствие этого, несоблюдение правил здорового образа жизни как наиболее действенного подхода к формированию здоровья.
  • дефекты ухода за детьми, пренебрежение закаливанием и занятиями физической культурой, нерациональное питание и отсутствие режима дня способствуют повышению восприимчивости детского организма и заболеваемости ОРЗ;
  • низкий уровень материального благополучия и неблагоприятные социально-бытовые условия;
  • начало посещения детьми дошкольных учреждений в раннем возрасте, в котором наблюдается повышенная восприимчивость детей к респираторным инфекциям;
  • расширение контактов в семье, транспорте и других местах скопления народа;
  • экологические нарушения способствуют повышению заболеваемости ОРВИ и увеличению числа часто болеющих детей, что связано с повышением степени бронхиальной гиперреактивности под влиянием аэрополютантов.
  • пассивное курение — частые ОРВИ в этой группе отмечаются до возраста 7-8 лет, редко дольше. У небольшой части детей развивается рецидивирующий обструктивный бронхит или бронхиальная астма;
  • ятрогенное воздействие при нерациональном использовании различных лекарственных средств (длительное и необоснованное применение антибиотиков, жаропонижающих и др.).

К эндогенным факторам риска возникновения частых респираторных инфекций у детей можно отнести:

  • неблагоприятные анте- и/или постнатальные факторы развития ребенка (недоношенность, морфофункциональная незрелость, гипотрофия, анемия, рахит, раннее искусственное вскармливание), отражающиеся на функционировании иммунной системы и других защитных механизмах;
  • перинатальную гипоксию, ведущую к частым нарушениям адаптации к факторам внешней среды и расстройствам терморегуляции;
  • изменения функционального состояния вегетативной нервной системы, повышенная метеолабильность также могут влиять на восприимчивость организма к респираторным инфекциям;
  • аллергию и наследственную предрасположенность к неадекватной иммунной реактивности. Это способствует формированию более кратковременной иммунной защиты и, как следствие, большей респираторной заболеваемости у детей с аллергическими заболеваниями.
  • очаги хронической инфекции рото- и носоглотки сопровождаются снижением эффективности местного иммунитета и других факторов защиты, способствуя повышению восприимчивости к инфекционным возбудителям.

Необходимые обследования

  1. Самое главное: нужно найти врача, которому можно доверить здоровье своего ребенка.
  2. Лучше чтобы это был врач аллерголог-иммунолог с опытом обследования и лечения данной категории детей.

  3. Итак:
  1. Консультация врача аллерголога-иммунолога с оценкой состояния здоровья ребенка, его росто-весовых показателей, питания, режима дня.
  2. Консультация Лор-врача (оценка состояния миндалин, аденоидов, придаточных пазух носа и барабанных перепонок).

  3. УЗИ придаточных пазух носа (это делает лор врач, самое главное, что это не больно и нестрашно).
  4. Лабораторное обследование (клин. ан.крови, обследование на вирусные, бактериальные, глистные и паразитарные инфекции, аллергологическое обследование, обследование ЖКТ (по показаниям)). Без этого никак не обойтись, т.к.

    невозможно вылечить что-то, когда непонятна причина болезни.

  5. Инструментальное обследование: ЭКГ, спирография, УЗИ различных органов (по показаниям).
  6. Консультация фтизиатра, гематолога-онколога, гастроэнтеролога, ревматолога и других узких специалистов (по показаниям).

И это далеко неполный перечень того, что необходимо сделать для выявления причины частых болезней. Вполне возможно потребуется еще что-то дополнительно, на разобраться в этом сможет только врач.

Я бы советовала обратиться вначале все-таки к аллергологу-иммунологу.

Программа реабилитации

И когда найдены причины частых и длительных болезней ребенка разрабатывается комплексная программа реабилитации. Для каждого ребенка она составляется индивидуально.

Эта программа состоит:

  1. Рациональный режим дня (увеличение продолжительности сна, отдыха, прогулки, физические упражнения).
  2. Рациональное питание.
  3. Оздоровительные мероприятия.
  4. Медикаментозная коррекция.
  5. Вакцинотерапия.

Программа питания

Организация рационального питания ЧБД требует соблюдения следующих принципов:

  • использовать оптимальное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов;
  • обязательное включение в ежедневный рацион свежих или замороженных овощей, фруктов и ягод;
  • включение продуктов, обогащенных пектинами, для выведения из организма ксенобиотиков;
  • устранение дефицита витаминов;
  • использование продуктов, содержащих клетчатку, для обеспечения регулярного пас-сажа кала;
  • регулярное назначение кисломолочных продуктов для нормализации микроэкологии кишечника;
  • увеличение количества белка на 10%, главным образом, за счет белка животного происхождения;
  • использование продуктов, богатых полиненасыщенными жирными кислотами— растительные масла, рыба, орехи, семена тыквы или подсолнуха.

Дисбаланс жирорастворимыми витаминами характеризуется наличием недостаточности вит. Е. Латентный дефицит железа и йода имеет место практически у каждого второго ребенка.

В плане реабилитации большое внимание необходимо уделять естественной витаминизации организма путем использования продуктов, богатых витаминами и микроэлементами.

  • Витамин А — шиповник, морковь, петрушка, сельдерей, черемша, лук-порей, томаты, сладкий перец, чеснок, салат, черноплодная рябина, облепиха.
  • Витамин С — шиповник, облепиха, черная смородина, петрушка, черемша, сладкий перец, цитрусовые.
  • Витамины группы В — мясо, молочные продукты, дрожжи, хлеб, греча, чай, овощи, фрукты.
  • Витамин Е — подсолнечное масло, облепиха, бобовые, греча, кукуруза, зеленый горошек, чеснок, лук, черная смородина, брюссельская капуста, салат, морковь.
  • Йод — морская капуста, креветки, кальмары, яйца, овес, греча, бобовые, кедровые орехи, редис, черноплодная рябина.
  • Кобальт в щавеле, укропе, зеленом луке, рыбе, моркови, свекле, крапиве, клюкве, орехах, в бобовых.
  • Магний в зерновых.
  • Калий в изюме, кураге, черносливе, орехах, моркови.
  • Железо — мясные и рыбные продукты, яблоки, шиповник.
  • Медь содержится в оранжевых фруктах.

Режим дня

Оптимизация режима дня — важное условие успешного оздоровления детей.

В связи с тем, что часто болеющие дети имеют функциональные нарушения со стороны центральной и вегетативной нервной системы, необходимо исключить у них занятия и игры, приводящие к переутомлению и перевозбуждению.

1. Ограничения требует просмотр телепередач, видеофильмов, посещение школьниками дискотек.

2. Соотношение сна и бодрствования в режиме суток у детей должно приближаться к 1:1, т.е. ночной сон должен быть продолжи-тельностью около 10 часов и обязательным является дневной сон (1-2 часа) или в зависимости от возраста спокойный отдых.

3. Крайне важны длительные прогулки на свежем воздухе.

  1. 4. При наличии нарушений сна, других астеноневротических реакций показаны:
  2. а) прогулки на свежем воздухе перед сном;
  3. б) прием седативных трав (валерианы или пустырника);
  4. в) в качестве фитотерапии можно использовать готовые лекарственные формы из трав:
  • саносан (смесь экстракта ши-шек хмеля и корней валерианы),
  • персена (капсулы, содержащи еэкстракты валерианы, перечной мяты и лимонной мяты),
  • алталекс (смесь эфирных масел из 12 лекарственных трав, в том числе лимонной мяты).

Эти препараты обладают успокаивающим действием, снимают раздражение и нормализуют сон ребенка.

5. Целесообразно ограничить поездки детей в транспорте (во время эпидемии ОРВИ).

Аллергия, я не простуда

Воспитатели часто не принимают кашляющих или чихающих детей, хотя такое состояние может быть обусловлено не простудой, а аллергией, и совершенно безопасно для остальных детей, поскольку никому, кроме самого ребенка, неудобств не причиняет.

Как же отличить простуду от аллергии?

На самом деле родителям, не имеющим медицинского образования, это сделать невозможно. Нужно помнить, что из 10 часто и длительно болеющих детей, 3 могут иметь аллергические заболевания.

Родители я обращаю ваше внимание! ⠀ Если Ваш ребенок пошел в детский сад и стал:

  • часто и длительно болеть;
  • храпит, хрюкает, сопит носом, дышит открытым ртом не только во время болезни, но и когда он здоров;
  • на фоне ОРВИ на 3-4 день болезни присоединяется сухой приступообразный кашель, который переходит в свистящее затрудненное дыхание, дистанционные хрипы;

И все эти симптомы рецидивируют (повторяются вновь и вновь).

Такого ребенка нужно обязательно показать врачу аллергологу-иммунологу для исключения аллергического заболевания. И для этого необязательно ждать несколько лет.

Чем раньше врач установит правильный диагноз, чем быстрее назначит базисную терапию вашему ребенку, тем меньше проблем со здоровьем у него будет в будущем.

И самое главное аллергия лечится.

Медикоментозная коррекция

Для лечения ЧБД нередко предлагают использовать так называемые адаптогены, биогенные стимуляторы, общеукрепляющие средства, которым приписывается способность повышать общую сопротивляемость организма, оказывать стимулирующее или общеукрепляющее действие и т. д., — понятия, не несущие конкретного содержания.

К таким средствам относят:

  • апилак;
  • прополис;
  • экстракты родиолы розовой;
  • левзеи;
  • элеутерококка;
  • заманихи;
  • лимонника китайского;
  • пантокрин;
  • тинростим и др.

Они имеют противопоказания, такие как повышенная возбудимость, эпилепсия, артериальная гипертония.

В качестве одного из основных компонентов патогенетического лечения и профилактики рецидивирующих респираторных инфекций используются методы, которые принято называть иммунокоррекцией.

Но при этом нельзя забывать, что иммунокоррекция должна проводиться на фоне обязательного соблюдения общих принципов оздоровления. Для ее успешного проведения при частых ОРЗ в первую очередь должно быть максимально уменьшено влияние эндогенных и экзогенных (неблагоприятные социально-бытовые и экологические условия, пассивное курение и др.) факторов.

  • Выбор оптимального препарата из большого числа иммунотропных средств, действующих на разные уровни повреждения в иммунной системе —фагоцитарный, клеточный, гуморальный, — сложная задача даже для иммунолога.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *