Детские болезни у пятилетних малышей

Детские болезни у пятилетних малышейЗакладка и становление ребенка, как личности, в первую очередь  происходит в семье. Именно из семьи начинается его путь в нашу жизнь, мать и отец – люди, в первую очередь несущие ответственность за состояние (как физического, так и психического) здоровья  малыша.

Расстройства психики могут случиться в любом возрасте, поэтому в целях профилактики целесообразно регулярно показывать ребенка профильным специалистам.  

Коварство нарушений у детей состоит в том, что они стерты, рудиментарны, не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс. Поэтому наряду с физическим воспитанием немаловажно наблюдать и развивать  предпосылки интеллекта, определять зоны ближайшего развития.

При возникновении каких либо сомнений в поведении, возникновении диффузных страхов, нарушений сна, аппетита, особенностях коммуникативной и эмоционально-волевой сферах, родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированным специалистам (невропатологам,психиатрам).

Согласно приказу Минздрава России от 03.07.2018 №410Н в перечне профилактических осмотров несовершеннолетних, отмечено, что осмотр врачом-психиатром проводится в возрасте 2,6,14-17 лет

Доктора данного направления

Распространенные нарушения психики у детей

К психическим расстройствам у детей могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются коррекции, а также более серьезные процессы, ведущие к расстройству психики ребенка.

Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга пацаента во многом зависит от возраста  и от особенностей невро-психического реагирования индивида.

Часто психические отклонения остаются незамеченными  в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу.

Впоследствии большинство  таких детей психиатр и невролог вынуждены ставить на диспансерное наблюдение.

На самом деле, чем быстрее будет выявлено, то или иное отклонение в развитии, тем более эффективнее окажутся меры по его коррекции. Перечень наиболее распространенных расстройств, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка приводятся ниже.

Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику.

Это: интеллектуальная недостаточность, расстройства аутистического спектра, эмоционально-волевая дефицитарность (нарушения поведения, синдром дефицита внимания), расстройства шизофренического спектра. 

Синдром дефицита внимания  с гиперактивностью

Такому ребенку присущи  импульсивность, вспыльчивость, двигательная расторможенность, обилие «лишних»движений, снижение целенаправленности внимания. Он не в состоянии длительно сосредоточиться на цели деятельности, что естесственно мешает  планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.

При этом ребенок все  понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной рассеянности, предпочтение деятельности не требующей заинтересованности интеллектуальных структур. умственную нагрузку.

Аутизм

Сборная группа расстройств основными признаками которой, являются дефицитарность коммуникативной и эмоциональной  сфер, бедность речи, двигательные стереотипии, манипуляции предметами, отсутствие сюжетной игры.

Проявление Раннего Детского Аутизма корректируются такими  специалистами, как психиатр, невролог, дефектолог, логопед, нейропсихолог.

Задержка психического развития

В случае  ЗПР личность малыша является инфантильной, незрелой по отношению к настоящему биологическому возрасту, а психика при этом развивается медленными темпами.

Отмечается парциальная(частичная) задержка созревания предпосылок интеллекта(память, внимание, психическая работоспособность).

Здесь особенно важно своевременно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, психолога,дефектолога, невропатолога.

Умственная отсталость

Тотальная ретардация (снижение) всех сфер психики включающая группы заболеваний, имеющие разную этиологию и патогенез.Отмечается отсутствие способности к абстрактному мышлению. В настоящее время наиболее используется классификация картина в соответствии с параметрами IQ:

  • легкая степень интеллектуальной недостаточности – 50-70 баллов;
  • умеренная – 30-50 баллов;
  • тяжелая форма – 20-35 баллов;
  • глубокая р – менее 20 балльных единиц.

В данном случае необходимо уточнение образовательного маршрута ребенка(коррекционное ДОУ, школы с адаптированными образовательными программами).

Шизофрения

Расстройство характеризуется прогредиентными течением с нарастанием дефицитарной симптоматики(оскуднение эмоциального фона, снижением энергетического потенциала, утраты единства психических функций).

Клиническая картина у  дошкольников:

  • редкий плач , отсутствие реакции   дискомфорт,нарушения сна;
  • отсутствие инстинкта самосохранения;
  • состояния двигательной расторможенности либо заторможенности;
  • стереотипное поведение, манипулятивная игра;
  • речевые расстройства, употребление стереотипных выражений,
  • эхолали; 
  • нелогичность мышления;слуховые, тактильные, зрительные галлюцинации;

Медицинская и психологическая диагностика

Данное мероприятие, в первую очередь, включает в себя проведение осмотра в целях сбора анамнестических данных, а также  оценку неврологического, психического и соматического состояния малыша. 

Этот метод предполагает обращение внимания на условия жизни и воспитания малыша, а также на характер общения. Исследование данного функционала всегда подразумевает учет возрастных особенностей и развития ребенка в целом. При этом дается оценка состоянию внимания, восприятия, памяти, интеллекта.

Аппаратные методы

Проведение ЭЭГ и МРТ исследований с целью выявления текущих патологических процессов в центральной нервной системе.

Лечение

Дети с отклонениями поддаются только комплексному лечению, которое включает в себя:

  • полноценный осмотр в специализированном медицинском кабинете(психиатр);
  • применение комплекса медикаментозных препаратов;
  • непрерывную работу с родителями и педагогами;
  • физиотерапию;
  • дефектологическую,логопедическую,нейропсихологическую,психологическую коррекцию.

Если выявлено психическое расстройство у ребенка, не стоит полагать, что, приняв определенные препараты, малыш сразу же станет чувствовать себя лучше. Лечение детей – это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий колоссальных затрат времени.

Еще одна ключевая задача матери и отца – помочь ему адаптироваться в обществе и постоянно заниматься развивающими мероприятиями в домашних условиях. Только помощь родителей и компетентный врачи в сочетании  смогут оказать поддержку в полноценном развитии личности малыша.

В медицинском центре «Президент-мед»  г. Видное есть все виды обследования и все необходимые врачи для диагностики психических заболеваний и их лечения.

Вы всегда можете узнать цены на диагностику и лечение, обратиться за консультацией к нашим специалистам предварительно записавшись на прием по телефонам  +7 (495) 541-76-30, +7 (498) 547-29-20

Детские болезни у пятилетних малышей

Мамунц Цовинар Алексеевна

Главный врач Президент-Мед г. Видное

Высшее медицинское, Пермский государственный медицинский институт, лечебный факультет, специальность-лечебное дело

Какие заболевания ребенку лучше перенести в детстве? | Медицинский центр «Ваш Доктор»

Детские болезни у пятилетних малышей

Список так называемых «детских инфекций» не так уж и мал. Ветряная оспа, корь, краснуха, скарлатина, эпидемический паротит (свинка), коклюш — все они обычно «нападают» в школьном или детсадовском возрасте. Болезни очень заразные, так что вероятность, что ребенок с ними столкнется, крайне высока. И да, это правда, что дети переносят эти болячки легче, чем взрослые, потому что иммунная система ребенка быстрее реагирует на инфекцию, позволяя минимизировать осложнения.

Многие родители сегодня отказываются от вакцинации против коклюша, краснухи, кори, паротита (свинки), подвергая детей опасности в более взрослом возрасте. Последствия прививки при правильном подходе и подготовке намного легче, чем последствия перенесенной инфекции. А соблюдая режим вакцинации и ревакцинации, делая прививки по графику, мы помогаем организму выработать стойкий иммунитет».

Медики считают, что злую шутку с отношением родителей к профилактической вакцинации сыграло развитие медицины. Мы настолько уверены, что лучше заболеть и вылечиться, чем прививать малыша.

В результате в последние годы наблюдается рост некоторых почти забытых инфекций. Например, корь. При контакте с больным она захватит любого, кто не болел ранее.

Вирус передается воздушно-капельным путем, поэтому всего лишь несколько десятков лет назад встретить человека, не болевшего корью, было невозможно.

  • КорьВероятность осложнений (пневмония, отит, слепота, энцефалит) — 30%.
  • Летальность 0,1 — 0,2% в странах с развитым здравоохранением, до 10% при проблемах с питанием детей и оказанием медицинской помощи.

Корь не самая легкая из вирусных инфекций — до открытия вакцины от нее умирали 2 — 3% больных. Типичные симптомы начала болезни — повышение температуры, головная боль, кашель, насморк, конъюктивит, слезливость. Через два-три дня на голове, за ушами, на лице появляется сыпь – розовые пятнышки, которые сливаются друг с другом.

В течение нескольких дней пятна опускаются по всему телу до ног. «Прививка от кори — это искусственное заражение вирусом, но очень ослабленным, — продолжает Блашенцев. — После вакцинации примерно 10% детей с шестого по 20 день могут «среагировать»: поднимется небольшая температура, может проявиться конъюнктивит и легкая сыпь.

Через два-три дня все пройдет, причем ребенок все это время не будет заразен».

В случае же заболевания, корь сильно бьет по иммунитету. «Попутно легко подхватить еще какую-нибудь инфекцию. Поэтому лучше всего свести к минимуму контакты с другими людьми.

Кроме того, при кори в организме резко снижается содержание витамина А и витамина С, что может способствовать возникновению осложнений. Употребление этих витаминов во время болезни обязательно. А еще лучше — профилактика.

Если вы узнали, что в детсаду у кого-то из детей корь, значит у вашего малыша есть угроза заболеть».

Читайте также:  Как лечить ангину у детей?

В очередь за прививкой

КраснухаЗаражение в первые три месяца беременности — 100% вероятность выкидыша или тяжелой врожденной патологии.Осложнения: менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты — 1:5-10 тысяч.

Другая инфекция, просто космически распространяющаяся по воздуху, к которой мало кто относится всерьез, — краснуха (между прочим, всего лишь 150 лет назад ее считали легкой разновидностью кори).

Такая же заразная, по всему телу сыпь, температура, насморк, головная боль. Просто при краснухе все как будто не по-настоящему. И температура не такая высокая, и сыпь бледнее, и голова болит не так сильно, а то и вовсе не болит.

Вот и отношение — так себе. И зря!

«Вирус поражает лимфоидную систему (лимфоузлы, селезенка), поэтому один из признаков — увеличенные лимфоузлы на затылке и задней поверхности шеи.Сыпь в первую очередь появится на лице, розовая, пятнышки небольшие, почти никогда не сливаются, и за несколько часов «разбежится» по всему телу, но через несколько дней пройдет без следов».

Но здесь есть один важный момент. В последние годы медики не устают агитировать девушек и женщин детородного возраста сделать прививку от краснухи. Та же просьба звучит от врачей и к мамам, которые растят дочек. Сделать девочкам прививку от краснухи гораздо проще, чем бороться с инфекцией во взрослой жизни.

А вот если будущая мама не переболела в детском возрасте краснухой, а в процессе планирования ребенка не была привита против нее, это огромный риск для будущего малыша.

Если подхватить «заразу» во время беременности, это на 100% показание к прерыванию беременности: у плода развиваются тяжелейшие аномалии и патологии.

До поросячьего визга

Еще одна «несерьезная» болезнь — свинка. За этим веселым названием стоит сложное медицинское имя «эпидемический паротит», который поражает все железы организма. Сама восприимчивость вируса гораздо ниже, чем у кори и ветрянки, но не так уж и мала — около 50%.

Эпидемический паротитОсложнения: глухота — 1:1000, серозный менингит — 10%.

«Если не провести вакцинацию, то последствия могут быть очень тяжелыми, Особенно опасно заражаться мальчикам и девочкам в период полового созревания. У девочек поражаются молочные железы.

У мальчиков происходит поражение яичек, может развиться воспаление, которое во взрослом возрасте грозит бесплодием. Болезнь может дать тяжелые осложнения вплоть до панкреатита, нефрита, менингоэнцефалита, артритов и глухоты из-за поражения слухового нерва.

Наблюдается это достаточно редко, но никому ведь не хочется стать тем самым исключительным случаем».

Первые признаки болезни — почти всегда боли и припухлость в области околоушной железы. Боль усиливается в течение трех дней. Потом и боли, и припухлость начинают уменьшаться, и максимум за неделю больной выздоравливает. Эпидемический паротит практически не нуждается в лечении, а при сильных болях и высокой температуре обычно дают аспирин, анальгин и парацетамол.

«В первую очередь и сильнее всего страдают как раз слюнные (околоушные и подчелюстные) железы, именно поэтому самое тяжкое — покушать при болезни. Что важно знать про свинку, так это что у 30 — 40% заразившихся вирусом болезнь протекает без симптомов. Так что уберечься болезни получается не у всех».

Болейте вовремя!

Такая же летучая, как и корь, — ветряная оспа, которую в народе чуть ли не ласково называют «ветрянка». Вот от этой заразы прививки пока не придумано, так что рано или поздно любой ребенок будет ходить измазанный зеленкой. Кстати, мазать пузырьки зеленкой — чисто психологический прием или любовь к живописи. Никакого лечебного эффекта раствор бриллиантового зеленого не дает.

«Пузырек живет недолго, уже на второй день он сморщится и начнет покрываться корочкой. Примерно через неделю корочки подсыхают и отпадают независимо от того, мазать пузырьки зеленкой или нет».

Чаще всего ветрянкой заражаются дети до 12 лет, и болезнь почти всегда протекает легко. Ребята постарше болеют тяжелее (об опасности ветрянки для взрослых написано выше).

Так что в случае с ветряной оспой очень полезно посещать детские учреждения, где высока вероятность «вовремя» заболеть чем надо. Недаром в некоторых странах не объявляют карантина, если кто-то из детей «принес» ветрянку.

Дескать, пусть все «своевременно» переболеют.

«При ветряной оспе повышается температура тела. Ни в коем случае нельзя давать аспирин! Не потому что это плохие таблетки, а потому что при ветряной оспе это может привести к осложнениям печени. Самый неприятный симптом ветрянки — пузырьки безумно чешутся, детей беспокоит кожный зуд.

Если начесывать пузырьки, то легко занести бактериальную инфекцию, что многократно усложнит течение болезни.

Врачи обычно назначают успокоительные, а родители должны ежедневно менять белье, стричь ногти, малышам надевать рукавички, организовывать ванны с марганцовкой и стараться всячески отвлекать от «веселого» расчесывания».

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада.

И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз.

Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

 Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть.

Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

  • В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
  • Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
  • Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
  • Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы.

Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро.

Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

  1. Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
  2. Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
  3. Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Читайте также:  ОРВИ у детей: профилактика и лечение

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Источник: o-krohe

Заболевания детей дошкольного и младшего школьного возрастов

В этом возрасте первой линией защиты от инфекций по-прежнему остается иммунизация ребенка по графику.

Вакцинация — самый эффективный, безопасный и доступный способ профилактики тяжелых и потенциально жизнеугрожающих инфекционных заболеваний.

Согласно Национальному календарю профилактических прививок, дети 6 лет должны ревакцинироваться против кори, краснухи, эпидемического паротита, дети 6–7 лет получить вторую ревакцинацию против дифтерии и столбняка.

Желательно провести дополнительную вакцинацию ребенка сверх национального календаря, проверить его прививочную карту и, если ему не делали прививки от ротавирусной инфекции, менингококковой инфекции, ветряной оспы, гепатита A, клещевой инфекции (путешествующим в эндемичные регионы или страны), сделать их.

Оптимальный набор профилактических прививок: московский календарь, календари европейских стран и США.

Если вам сложно разобраться в том, какие прививки необходимы ребенку по возрасту, как дополнительно его защитить, запишитесь на консультацию к любому педиатру Рассвета. Наши врачи составят индивидуальную схему вакцинации ребенка и вакцинируют его в соответствии с возрастом и всеми требованиями.

Родителям, часто путешествующим с детьми в регионы России и за границу, полезно уточнить требования к вакцинации для путешественников на сайте Департамента г.

Москвы, Консульского департамента МИД России, посмотреть рекомендации CDC (Центров по контролю и профилактике заболеваний США).

Знать, какие требования к вакцинации путешествующих предъявляет принимающая страна, оформить надежную страховку для себя и ребенка.

В экстренном случае, если получить медицинскую помощь на месте невозможно, проконсультироваться с врачом дистанционно.

В стране пребывания важно соблюдать правила личной гигиены, чтобы избежать распространенного заболевания туристов — диареи путешественников: мыть руки с мылом, питаться в проверенных местах, тщательно мыть фрукты и овощи, пить только бутилированную воду, избегать контакта с животными. Чтобы защитить ребенка (и себя) от укусов насекомых, необходимо использовать репелленты, на прогулках в лесу носить одежду, полностью закрывающую руки и ноги.

Заболевания и состояния, характерные не только для детей раннего возраста, но и для детей, которые уже ходят в детский сад и посещают начальную школу. О механизмах их распространения, диагностике и подходах к лечению мы подробно писали в этой статье.

Аллергия — это сверхчувствительность иммунной системы к некоторым веществам (аллергенам), выражающаяся в воспалительном ответе даже на их минимальное воздействие.

Аллергию могут вызывать пыльца растений, пыль, шерсть и эпидермис домашних животных, продукты жизнедеятельности домашних пылевых клещей, укусы насекомых, продукты питания (арахис, яйца, коровье молоко, соя, пшеница и др.), споры плесневых и дрожжевых грибов, некоторые лекарства.

Симптомы аллергии могут варьироваться от раздражающих и снижающих качество жизни (заложенность носа, многократное чихание, слезотечение, зуд и покраснение глаз, осиплость голоса, продолжительный и настойчивый сухой кашель, крапивница) до жизнеугрожающих (затруднение дыхания, потеря сознания, отек лица и шеи, анафилактические реакции).

Некоторые аллергии носят сезонный характер (аллергия на пыльцу растений), другие не зависят от времени года и могут проявиться в любой момент, при контакте с аллергеном (аллергия на продукты питания, пылевых клещей, плесень).

Аллергия часто носит наследственный характер и может передаваться от родителя ребенку. Однако если у одного из родителей или ребенка в семье есть аллергия, это не означает, что у других детей она обязательно разовьется. С другой стороны, у некоторых детей аллергия возникает спонтанно, даже если у родственников нет этого заболевания. Иногда у детей возникает т. н.

перекрестная аллергия, например, у ребенка, имеющего аллергию на пыльцу березы, может возникнуть аллергическая реакция на яблоки, морковь, киви, сельдерей, вишню, персик, грушу, лесной орех, картофель, поскольку они содержат белки, структурно схожие с белками пыльцы деревьев.

У людей с аллергией на латекс могут проявиться симптомы аллергии на киви, авокадо, бананы и каштаны.

Аллергический ринит (поллиноз, сенная лихорадка) является самой распространенной аллергической реакцией у детей старше 4 лет. Обычно симптомы аллергического ринита включают заложенность носа, насморк, зуд в носу, чихание, слезотечение, отеки и покраснение глаз.

Отсутствие симптоматического лечения часто приводит к дыханию через рот (особенно во время сна), что может негативно влиять на рост зубов и развитие зубочелюстной системы; провоцировать ушные инфекции и снижение слуха, которое, в свою очередь, может влиять на развитие речи.

Поэтому очень важно, заметив у ребенка первые симптомы аллергии, записаться на прием к детскому аллергологу, пройти всю необходимую диагностику (анализы крови — ImmunoCAP — на специфические иммуноглобулины E к пыльце деревьев, споры плесени и др.

, реже — кожные пробы) и получить оптимальную схему лечения.

Лечение аллергического ринита направлено на устранение симптомов и профилактику аллергических приступов.

Для уменьшения симптомов врач рекомендует по возможности избегать контакта с аллергеном: во время сезона пыления деревьев и трав не гулять в лесу или парках, держать окна закрытыми, пользоваться противоаллергенными очистителями воздуха, делать ежедневную влажную уборку, не открывать окна в машине, придя домой с улицы, принимать душ, исключить из рациона продукты, на которые существует перекрестная аллергия; придерживаться гипоаллергенной диеты. Также врач назначает антигистаминные препараты; в некоторых случаях (при возникновении астмы из-за хронического воспаления бронхов, вызванного аллергией) дополнительно назначает стабилизаторы мембран тучных клеток, антагонисты лейкотриеновых рецепторов, стероидные глазные капли, носовые спреи, кремы и мази, снимающие воспаление и отек, ингаляционные глюкокортикостероиды.

Также врач может назначить аллерген-специфическую иммунотерапию (АСИТ), которая на сегодняшний день является единственным методом лечения аллергии с длительным эффектом.

Она заключается в последовательном введении в организм малых доз аллергенов, с постепенным их увеличением (препараты в виде капель под язык или уколов). Заключающая фаза лечения — поддерживающая, здесь одна и та же доза аллергена вводится в течение 3 лет.

После нее у пациента возникает длительная ремиссия, т. е. невосприимчивость к аллергену.

При условии начала применения АСИТ на ранних стадиях развития аллергического ринита и приверженности лечению (соблюдение всех рекомендаций врача) с помощью этого метода можно добиться уменьшения и даже полного прекращения проявления симптомов аллергии, избежать последующих сенсибилизаций, снизить вероятность развития астмы.

Астма входит в число наиболее распространенных детских заболеваний. Причины ее возникновения окончательно не установлены, но считается, что большую роль играет наследственность (астма у одного или нескольких членов семьи) и факторы внешней среды (пассивное курение, загрязнение воздуха).

Астма может быть аллергической — развиваться вследствие воздействия таких аллергенов, как пыльца, пыль, шерсть и эпидермис домашних животных — и неаллергической, связанной с перенесенным инфекционным или другим заболеванием, неблагоприятным воздействием окружающей среды, приемом определенных лекарственных препаратов.

Читайте также:  Как «страшилки» влияют на детскую психику, польза, вред

К триггерам астмы относятся пыльца травы и деревьев, перхоть домашних животных, продукты жизнедеятельности домашних пылевых клещей и тараканов, табачный дым, пары химических веществ, погодные условия (холодный воздух, повышенная влажность, сухость воздуха), некоторые лекарства, стресс, вирусные респираторные инфекции (в том числе грипп), рефлюкс (в некоторых случаях, когда желудочная кислота попадает в пищевод).

Симптомы астмы: кашель (особенно ночью, при физических нагрузках, во время смеха), затрудненное дыхание, свистящее дыхание и хрипы (особенно при выдыхании воздуха), учащенное дыхание, затруднение глотания, тяжесть в груди, «частые простуды».

Симптомы детской астмы могут варьироваться — от затяжного (длящегося несколько недель или месяцев) кашля до очень сильных приступов затруднения дыхания. У большинства детей, предрасположенных к астме, первые симптомы проявляются в возрасте до 5 лет. Их можно перепутать с симптомами простуды, бронхита, но ухудшение заметно при контакте с триггером.

Своевременное обнаружение астмы у ребенка зависит не только от внимательности родителей, но и от их знания семейной истории аллергии и астмы и информированности педиатра. На приеме у врача родители должны обязательно сообщить о таких заболеваниях у них самих или других членов семьи.

Диагностика астмы обычно включает физикальный осмотр и исследование функции внешнего дыхания (спирометрию). Однако оценить функциональное состояние легких и измерить объем и скорость воздушного потока (вдыхаемого и выдыхаемого воздуха) с помощью этого метода у детей дошкольного и младшего школьного возраста сложно.

Они еще не умеют четко выполнять инструкции врача функциональной диагностики (например, делать резкий выдох), поэтому при диагностике астмы у детей до 9 лет врачам часто приходится полагаться на косвенные критерии: сбор анамнеза, анализы крови, кожные пробы или подтверждать диагноз пробной терапией ингаляционными стероидами (четкое улучшение свидетельствует о наличии астмы).

Лечение астмы у детей зависит от тяжести заболевания и частоты проявляющихся симптомов. Лекарства, воздействующего на причину астмы не существует, но есть множество препаратов (быстрого и пролонгированного действия), облегчающих ее течение и устраняющих симптомы, они безопасны и эффективны.

Например, бронходилататоры (бета2-агонисты или антихолинергические средства) — ингаляционные препараты короткого действия, которые используются непосредственно для снятия приступа астмы, при обострении симптомов.

Препараты длительного действия (пероральные или ингаляционные кортикостероиды, модификаторы лейкотриенов, ингаляционные бета2-бронходилататоры длительного действия) направлены на предотвращение симптомов, уменьшают воспаление в дыхательных путях и требуют ежедневного использования, даже если ребенок чувствует себя хорошо.

Некоторым детям показаны только лекарства быстрого действия, некоторым необходимы препараты и быстрого, и длительного действия. Если астма спровоцирована аллергией, необходимо исключить ее триггеры, рассмотреть возможность иммунотерапии (АСИТ). В тяжелых случаях астмы рассматривается вариант применения препаратов биологической терапии.

Обычно к 5–6 годам ребенок готов к обучению в дошкольной гимназии или центре развития, который занимается подготовкой к школе.

Шестилетний ребенок уже может сосредоточиться на определенной задаче и посвятить ей от 15 минут своего внимания. Примерно к 9 годам он сможет концентрироваться на задаче в течение часа.

Дети младшего школьного возраста умеют использовать простые, но полные предложения, в среднем содержащие 5–7 слов.

Если вы замечаете, что ваш ребенок не соответствует общепринятым критериям, у него отмечается задержка речи (может быть связана с нарушением слуха или интеллекта), он необщителен или напротив агрессивен в общении со сверстниками или преподавателями, постоянно конфликтует, спорит, будто целенаправленно выводит родителей из себя, необходимо обратиться к соответствующим специалистам: педиатру, психологу, психотерапевту, логопеду, неврологу. За необычным поведением ребенка может скрываться как задержка развития или психическое расстройство, так и проблемы в учебе или трудности в коммуникации со сверстниками, которые он может стараться скрыть, боясь осуждения или насмешек. Поэтому родителям очень важно понимать, что с ним происходит; рассказывать, как справляться с неудачами и разочарованием, сохраняя высокий уровень самооценки; поощрять ребенка открыто выражать свое мнение и рассказывать о проблемах, не боясь наказания; при необходимости обратиться за помощью к специалисту.

Одним из самых распространенных расстройств развития у детей сегодня является СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Исследования показывают, что количество детей с диагностированным синдромом, проявляющимся неврологическими и поведенческими отклонениями, продолжает расти.

Например, по данным CDC, в 2011 году в США около 11 % детей в возрасте от 4 до 17 лет (6,4 млн) имели диагноз СДВГ, по сравнению с 7,8 % в 2003 году.

Растущую статистику связывают не только с увеличением распространенности СДВГ, но и с повышением осведомленности о нем общества.

Симптомы СДВГ подразделяют на три категории: невнимательность, гиперактивность-импульсивность, комбинация невнимательности и гиперактивности-импульсивности. У мальчиков СДВГ развивается чаще, чем у девочек, они же более склонны к гиперактивно-импульсивному поведению.

Для ребенка с СДВГ характерны проблемы с концентрацией и вниманием, контролем импульсивного поведения, чрезмерная активность; ребенок не слушает, когда к нему обращаются, не выполняет просьбы, испытывает трудности с организацией своих школьных и домашних дел; неохотно выполняет задачи, которые требуют длительных умственных и физических усилий, избегает их; часто теряет важные вещи (школьные принадлежности, ключи, очки, документы, телефон); часто и легко отвлекается, забывчив; импульсивен (не может спокойно усидеть на месте, ползает по классу или бегает во время урока, не может спокойно играть сам и принимать участие в коллективных играх), много и часто неуместно говорит, прерывает ответами вопросы, речь говорящих, вмешивается в разговор, ему трудно дождаться своей очереди и в разговоре, и в коллективных мероприятиях.

Шесть и более симптомов невнимательности и/или шесть и более симптомов гиперактивности-импульсивности — признаки того, что ребенку нужна помощь специалистов (педиатра, психолога или психотерапевта).

СДВГ нельзя «перерасти», без коррекции симптомы сохраняются и могут вызывать трудности не только в детском возрасте (в школе, дома, с друзьями и вообще со всеми, с кем ребенок общается), но и во взрослой жизни.

Американская академия педиатрии в качестве первой линии терапии СДВГ для детей в возрасте до 6 лет рекомендует обучение родителей управлению поведением ребенка.

Лекарства от СДВГ дошкольникам не назначают, поскольку известно, что обучение родителей в этом случае так же эффективно, как и лекарства.

Кроме того, побочные эффекты таких лекарств у маленьких детей проявляются чаще, чем у детей старше 6 лет, а долгосрочные эффекты изучены недостаточно.

Детям старше 6 лет рекомендуется поведенческая терапия (ее цель — научить правильному поведению и закрепить эти навыки, устранить нежелательное и проблемное поведение, повысить самооценку, улучшить самоконтроль) и медикаментозное лечение.

Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) для лечения СДВГ одобрены два типа лекарств — стимуляторы (содержат различные формы метилфенидата и амфетамина, повышающих уровень дофамина в мозге) и «не стимуляторы» (атомоксетин, гуанфацин, клонидин — для детей, которые плохо переносят стимуляторы).

С клиническими рекомендациями по диагностике и лечению СДВГ у детей и подростков можно ознакомиться здесь.

С 4–5 лет дети начинают активно осваивать коньки (зимние и роликовые), велосипед, скейтборд, а в начальной школе к таким занятиям присоединяется элемент соревновательности. Ожидая одобрения сверстников, ребенок может пробовать вести себя более активно, стремиться выполнять сложные трюки на велосипеде или коньках, не свойственные его возрасту, развитию и тренированности.

Родителям важно объяснить ему правила безопасности на улице (и на воде, если ребенок посещает бассейн), контролировать его на игровой площадке или на школьном дворе после уроков (по статистике, чаще всего черепно-мозговые травмы дети 5–9 лет получают именно на игровых площадках), приобрести средства защиты для занятий активным спортом (шлем, наколенники, налокотники, защиту для запястий).

О том, как защитить детей от бытового травматизма и случайных отравлений можно прочитать здесь и здесь, а также в рекомендациях CDC — здесь и здесь.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *