Гиперактивный ребенок: рекомендации родителям, медицинское лечение

«Не может высидеть и минуты на месте», «Не умеет себя занять», «Постоянно крутится, мешает вести занятия», «Только новую машинку подарили, а уже колеса отломаны» – с такими жалобами часто обращаются за помощью к психологу родители и учителя излишне активных и непоседливых детей.

Почему ребенок неуправляем? Надо ли бороться с детской неуемной энергией и отсутствием внимательности и если «да», то как именно?

Признаки гиперактивности у ребенка

Детская гиперактивность в наше время не является редким фактором. Согласно статистике примерно одна пятая часть российских дошкольников обладает экспрессивным нравом и испытывает трудности с обучением, дисциплиной, вниманием и координацией. При этом уровень их интеллектуального развития не выходит за рамки норм.

Первые признаки гиперактивности можно заметить у малышей любого пола еще в грудном возрасте. У деток наблюдаются повышенный мышечный тонус, плохой сон, беспричинный и долгий плач, неоднократная рвота, не похожая на обычное срыгивание.

В детсадовский и начальный школьный периоды гиперактивные дети могут стать настоящей «головной болью» учителей: темперамент ребенка «бьет через край», он может без спроса вставать из-за стола, ходить по классу, громко разговаривать, мешая вести урок. Соблюдение дисциплины и правил таким ученикам даются с большим трудом, а потому заставить их подчиняться школьным порядкам и расписанию неимоверно трудно.

Нужно понимать, что гиперактивный малыш не выводит взрослых из равновесия специально, а, в силу своих особенностей, просто не может по-другому.

Гиперактивный ребенок: рекомендации родителям, медицинское лечение

Если у ребенка в период не менее 6 месяцев присутствуют следующие признаки, ему на самом деле необходима помощь взрослых.

Признаками гиперактивности являются:

Беспокойность. Малыш все время находится в движении, сидеть на одном месте ему не под силу. Крутит руками и ногами, вертится, часто оглядывается. Во время урока встает из-за парты и хаотично передвигается по классу, не обращая внимание на замечания.

  • Отсутствие внимания. Неумение сосредоточиться на одном деле, невозможность довести начатое до конца, отрицание правил.
  • Не реагирует на слова и просьбы, хотя явно слышит, что к нему обращаются.
  • Забывчивость. Часто забывает свои вещи, теряет их, с трудом вспоминает, где именно оставил.
  • Нетерпеливость. Не умеет дослушать до конца, прерывает других, с трудом ожидает своей очереди в игре или на уроке.
  • Проблемы с речью. Нарушения разговорной или письменной речи – это тоже нередкая проблема активных деток.
  • Неряшливость. Вечно всклокочен, не причесан, не замечает пятен на одежде.
  • Ожидает награду. Отчаянно стремится получить поощрение за любую свою победу.
  • Перепады в настроении. Резкие и внезапные переходы от смеха к плачу, сложно успокаивается, легко возбудим.

Бешеный темперамент или болезнь?

Если перечисленные признаки становятся неизменными спутниками жизнедеятельности вашего ребенка, специалисты могут вести речь о диагнозе СДВГ – синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.

Это психоневрологическое расстройство, имеющее биологические причины, и его необходимо грамотно корректировать, чтобы помочь ребенку в адаптации к школе и налаживании взаимоотношений со сверстниками и педагогами.

Гиперактивность – это особенность нервной системы, нарушение внимания и отсутствие старательности, это не вредный характер, а психологический фактор. Поэтому проводить диагностику и назначать корректное лечение может только врач.

Причины СДВГ у детей

  • Откуда взялось расстройство и почему ребенок такой активный?
  • Причиной СДВГ специалисты считают минимальную мозговую дисфункцию, которую выявляет врач невролог. 
  • Заболевание может быть вызвано следующими факторами:
  • осложнения во время беременности – кислородное голодание плода, анемия, ярко выраженный токсикоз, перенесенные простуды и стрессы, употребление алкоголя, курение;
  • родовые осложнения – кесарево сечение, низкий показатель по шкале Апгар;
  • генетические факторы – врожденные отклонения в системе головного мозга;
  • некачественное питание – наличие в рационе красителей и консервантов, дефицит витаминов.

Все эти факторы негативно влияют на процесс развития головного мозга и вызывают у ребенка нарушения памяти, внимания, устной и письменной речи.

Как работать с гиперактивными детьми?

Необходимо учесть все индивидуальные особенности гиперактивных деток и строить взаимоотношения с ними в верном ключе. Такие дети излишне впечатлительны и остро реагируют на критику и мораль, им кажется, что родители их не любят, сверстники и учителя осуждают. Нужно всегда помнить, что ребенок с СДВГ активно нуждается в ваших любви, сочувствии и понимании.

Есть ли способы помочь малышу-«активисту» найти свое место в жизни и коллективе, научиться любить и дружить, стать прилежным учеником?

Рекомендации для учителей

Устоявшиеся правила занятий в начальной школе не годятся для гиперактивных детей. Приучить такого ребенка к верному поведению на уроках и добиться заметных результатов в успеваемости помогут простые советы.

  1. Составьте простой, но подробный план урока для ученика и предложите ему выполнить его в точности. Четко отделите все задания и озвучьте временной диапазон для исполнения.

  2. Хвалите и поощряйте школьника за малейшую победу и успех.

  3. Реагируйте на любые вопросы и просьбы о помощи, для этого целесообразно посадить активного малыша за первую парту поближе к себе.

  4. Давайте ученику небольшие легковыполнимые поручения.

  5. Заведите правила отпускать ребенка на перемену только после приведения рабочего места в порядок.

  6. Активный малыш способен выполнять задания продуктивно не более 15 минут, далее его внимание рассеивается и для восстановления умственной продуктивности необходимы 5-7 минут отдыха. Следите за временем, организуйте небольшие зарядки и разминки.

Гиперактивный ребенок: рекомендации родителям, медицинское лечение

Рекомендации для родителей

Родителям тоже необходимо подключиться к вспомогательному процессу и завести дома свои правила, которые помогут малышу адаптироваться к жизненным реалиям.

  1. Составьте легкий и понятный распорядок дня и соблюдайте его всей семьей. Никогда не отклоняйтесь от намеченного курса, ребенок должен знать, что правила одинаковы для всех и исполнять их очень важно.

  2. За каждое достижение не забывайте хвалить и поощрять малыша. За неудачи не спешите ругать, предложите ребенку помощь и постарайтесь вместе с ним исправить ситуацию.

  3. Пытайтесь избегать массовых мероприятий и мест скопления народа, ребенок-активист очень неуютно себя чувствует в толпе и легко возбуждается.

  4. Организуйте короткие передышки каждые 20 минут во время занятий, чтобы ребенок не успел устать.

  5. Смиритесь, что выполнение домашних заданий станет вашим общим делом в первые школьные годы. Проговаривайте вслух, не торопите, вместе приходите к верным решениям.

  6. Обратитесь за помощью к детскому психологу. При врачебной поддержке и грамотном медикаментозном лечении достигаются самые успешные результаты.

  7. По возможности вы можете сами освоить психологическую программу для владения релаксационными методиками и практиковать их вместе со своими детьми. Например, одна из обучающих программ для работы с эмоциональным фоном детей и подростков: «Детская и подростковая релаксационная терапия» (72 ч.) 

Как лечить СДВГ у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это врачебный диагноз, с которым справятся детские невролог, психолог, психотерапевт, психиатр. Диагноз ставится только после тщательного наблюдения за поведением ребенка и при сохранении активности признаков гиперактивного темперамента и нарушения внимания более полугода.

  1. При раннем обнаружении симптомов заболевание легко купируется легкими успокоительными растительными препаратами, но ситуация требует четкого контроля, дабы не допустить более значительных отклонений в процессе деятельности мозговой системы.
  2. Гиперактивный малыш отчаянно нуждается не только в моральной поддержке взрослых, но и в лечении и соблюдении определенного режима, который подбирает специалист.
  3. Такое лечение подразумевает:
  1. индивидуальный режим занятий в школе или детском саду, повышенное внимание педагогов, небольшое количество учеников в классе, полноценный отдых, физкультура и прогулки;

  2. аутогенные и релаксационные тренировки, беседы с психологом для коррекции психоэмоционального фона;

  3. фарм-терапия может быть назначена на усмотрение врача;

  4. массаж шейного отдела, мануальные техники, кинезиотерапия;

  5. для купирования речевых отклонений предполагаются занятия с логопедом.

Читайте также:  Фитнес и грудное вскармливание: что надо знать при кормлении грудью

Прогноз и профилактика СДВГ

Игнорировать явные признаки СДВГ довольно опасно, болезнь может прогрессировать и увенчаться в будущем такими проявлениями как психологическая нестабильность, алкоголизм, дезадаптация. Потому профилактические меры важно принять заранее. И начать следует с самих родителей еще до планирования беременности – бросить вредные привычки, пересмотреть свой рацион питания.

Современные психологические техники могут помочь сложным деткам адаптироваться к жизни и справиться со всеми препятствиями, научить дружить со сверстниками, удерживать внимание и контролировать свое поведение в обществе. Но взрослым следует помнить, что такие ребята больше, чем в лекарствах, нуждаются в нашей любви. Причем в любви безусловной. Не за пятерки и примерное поведение, а лишь за факт существования ребенка в нашей жизни.

Гиперактивный ребенок: что делать?

«Гиперактивный» — сомнительный «титул» для тех малышей, чья нервная возбудимость и активность явно превышает понятие нормы. В тех случаях, когда подобная подвижность становится проблемой для окружающих, ее считают поведенческим расстройством. Как синдром, она протекает легко, не требуя серьезной медицинской коррекции.

Гиперактивный ребенок: рекомендации родителям, медицинское лечение

Причины гиперактивности

  • генетика;
  • родовая травма или внутриутробная патология;
  • органические изменения мозга;
  • индивидуальные особенности нейроанатомии/физиологии;
  • пищевой фактор;
  • соцфакторы.

Как это проявляется?

Если в вашей семье растет гиперактивный ребенок, прежде чем разбираться, что делать, надо усвоить: у каждого малыша свой собственный набор симптомов, наиболее характерные из которых проявляются до 7 лет.

  • отсутствие способности к сосредоточению;
  • неорганизованность;
  • нарушение внимания;
  • забывчивость;
  • импульсивность;
  • трудности со сменой вида деятельности;
  • проблемы самоконтроля (болтун, перебивает других, нетерпелив);
  • резкие смены настроения, обидчивость;
  • постоянное, иногда бесцельное движение.

Гиперактивный ребенок часто просто не знает, что делать, потому что его могут одолевать страхи. Часто его самооценка снижена, есть проблемы с обучением и общением в коллективе.

Гиперактивный ребенок: рекомендации родителям, медицинское лечение

В дошкольном периоде

Катализирующим фактором становится детский сад, где от малыша потребуется самостоятельное и уверенное владение многими навыками, а также способность к общению.

Но если у вас действительно гиперактивный ребенок – что делать? Детская гиперактивность не дает ребенку в полной мере стать успешным, несмотря на явные таланты и интеллектуальный потенциал.

Эти подвижные малыши не признают авторитетов, не вполне оценивают последствия своих действий и могут быть настоящими задирами.

Школьные годы

Школьный коллектив, куда попадает гиперактивный ребенок, понятия не имеет, что с ним делать. Основная роль в успешном обучении «особенных» детей примерно до 5 класса ложится на плечи родителей. Иногда необходимо повторно разъяснить пройденный материал. Сохранив доверие, вы поймете, что делатьгиперактивный ребенок не перестанет быть вашим, а значит, любимым.

Общие рекомендации родителям

  • Отвлекайте ребенка от капризов. Придерживайтесь четкого распорядка дня.
  • Реагируйте неожиданно (шутите, повторяйте за ним и пр.), но не запрещайте что-либо категорично.
  • Просите, но не заискивайте.
  • Выслушивайте, чтобы вас услышали.
  • Повторяйте просьбу многократно (с нейтральной интонацией).
  • Оставляйте ребенка в одиночестве в его комнате – ему необходимо пространство без ограничений.
  • Не настаивайте на непременных извинениях.
  • Не читайте нотации (они не воспринимаются).

Помогает сгладить проявления синдрома рациональное питание, исключающее быстрые углеводы, сладкие газировки, чипсы, «взрослые» консервы, избыточное количество сахара.

Детям нужно дополнительно давать витамины группы В, а также препараты железа, магния, цинка и жирные омега-кислоты.

Непоседам показаны занятия лепкой, водные игры и любое мускульное движение, поскольку именно развитие тела позволяет выплеснуть избыток возбуждения или тревоги. Ребенок учится находить собственные границы и ощущать себя в них комфортно.

Нам вы можете доверять

У вас гиперактивный ребенок, что делать? Только специалист может выявить проблему, используя специфические диагностические методики. Приглашаем вас в центр «Итэль»:

  • мы работаем индивидуально с каждым ребенком, составляя уникальную программу коррекционных действий;
  • при необходимости, будет подобрана оптимальная медикаментозная схема;
  • мы работаем не только с детьми, но и с их родителями, помогая найти взаимопонимание и давая простые и понятные советы, как себя вести. Ведь залог успеха – в систематическом, планомерном воспитании.

У вас гиперактивный ребенок, что делать? Понимать, принимать и любить. Со всем остальным вам помогут опытные специалисты центра «Итэль» в Москве.

WhatsApp: +79653544005 По вопросам гиперактивности ребенка обращайтесь

по тел. 8 (985) 688-70-85 или e-mail: info@itel-deti.ru.
Запись на консультацию через форму на сайте

Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характеризуется двумя компонентами:
  • ·         Гиперактивный ребенок: рекомендации родителям, медицинское лечениеНевнимательность:
  • o    С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр
  • o    Часто допускает ошибки из-за небрежности
  • o    Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь
  • o    Часто оказывается  не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца
  • o    Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания
  • o    Избегает задания, требующие длительной концентрации
  • o    Часто теряет свои вещи
  • o    Легко отвлекается на посторонние стимулы
  • o    Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях
  • ·         Гиперактивность:
  • o  Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках
  • o  Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на  месте

o  Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает,       пытается куда-то залезть и т.д.

  1. o  Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге
  2. o  Часто находится в постоянном движении, «будто к нему  прикрепили мотор»
  3. o  Часто бывает болтливым
  4. o  Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца
  5. o  Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях
  6. o  Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места
  7. o  Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.
  8. РЕКОМЕНДАЦИИ:

Прежде всего, помните, гиперактивность ребенка в данном случае  – не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребенка, а скорее ухудшат его. 

  • Рекомендации родителям:
  • o  проявляйте достаточно твердости и последовательно­сти в воспитании;
  • o  избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
  • o  повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  • o  выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  • o  для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • o  не допускайте ссор в присутствии ребенка.
  • o  установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;
  • o  чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить за­дание, не отвлекаясь;
  • o  снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
  • o  оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
  • o  избегайте,  по возможности,  больших скоплений людей; 
  • o  во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. 
  • o  Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть.
Читайте также:  1 триместр беременности, первый триместр беременности

o  Придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро­шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, за­вести дневник самоконтроля.

o  Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка.

o  Чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к от­рицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактив­ные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.

  1. o  Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предваритель­но обсудив их с ребенком.
  2. o  Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.
  3.  Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синд­ромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удер­живаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Рекомендации для родителей по воспитанию гиперактивных детей

Что делать, если в вашей семье растёт гиперактивный ребёнок? Как быть родителям, если их ребёнок настолько неугомонный и стремительный, что с ним трудно совладать? Как быть, если он не может спокойно реагировать на всё, что происходит, играть со сверстниками? Как быть, если он неусидчив и ему непросто передать знания? Как выбрать правильную стратегию воспитания гиперактивного ребёнка и что кроется в его неугомонности?

Симптомы гиперактивного поведения:

  • неусидчивость
  • суета
  • беспокойство
  • импульсивность
  • эмоциональная нестабильность
  • плаксивость
  • несоблюдение правил и норм поведения
  • проблемы со сном
  • задержка и нарушения речевого развития и прочие.

Симптомы гиперактивности уже можно заметить у 2-3 летнего крохи.

Чаще всего родители не спешат обращаться к доктору, однако, как только ребёнок поступает в первый класс, у него возникают сложности с учёбой, которые появляются вследствие гиперактивности.

Если признаки гиперактивности сохраняются у ребёнка более 6 месяцев, то нужно проконсультироваться со специалистом — психологом, невропатологом.

На каждый из описанных симптомов обязательно нужно реагировать и обращаться за помощью к специалистам, которые дадут правильные рекомендации, как помочь ребёнку, как научиться его успокаивать, как адаптироваться ему в обществе.

Несколько рекомендаций помогут вам оптимально организовать жизнь гиперактивного ребёнка:

  • Запрещайте правильно. При общении с гиперактивным ребёнком не используйте отрицания, отрицательную частицу «не», слова «нет» и «нельзя». Лучше переформулировать запреты, например: «Не ходи по газону!» следует заменить на «Лучше играй на дорожке». То есть, запрещая что-то малышу, сразу предлагайте альтернативу.
  • Задачи ставьте чётко. Гиперактивных детей отличает слабо развитое логическое и абстрактное мышление. Поэтому задания нужно озвучивать чётко. В общении с ребёнком употребляйте короткие простые фразы, избегая сложных формулировок.
  • Соблюдайте последовательность. Гиперактивным, невнимательным детям лучше не давать несколько поручений одновременно, как «переоденься, и сложи одежду, помой руки и скорей садись обедать». Ребёнку будет трудно сразу воспринять всю информацию. Скорей всего, он отвлечётся и забудет выполнить всё, что нужно. Лучше давать поручения одно за другим, сохраняя логическую последовательность.
  • Следите за временем. Гиперактивным детям сложно ощущать время, поэтому родители должны сами следить за тем, сколько времени малыш тратит на выполнение того или иного задания.
  • Приучайте к режиму дня. Распорядок дня — основа нормальной жизни гиперактивного ребёнка. Ребёнок должен достаточное количество времени спать (не менее 8-10 часов в сутки), кушать, заниматься (учиться), играть, гулять в одно и то же время. Не забывайте хвалить малыша, если он соблюдает правила.
  • Будьте позитивно настроены. Радуйтесь успехам ребёнка, хвалите его, поддерживайте. Малыш должен чувствовать, что о нём заботятся и помогают справиться со сложностями. Сглаживайте конфликты.
  • Чётко обозначьте критерии хорошего поведения. Вседозволенность — не лучшая тактика воспитания. Ребёнок должен понимать, что ему можно, а что нельзя; как вести себя красиво, а как — нет.
  • Создайте комфортные условия для развития ребёнка. У малыша должно быть своё место в доме, где он может спокойно играть и заниматься. Не отвлекайте ребёнка от занятий. Следите за тем, чтобы он не переутомлялся.
  • Создайте возможности для траты излишков энергии. Гиперактивным детям лучше иметь хобби. Хорошо, если это будет спорт, где ребёнок сможет выплеснуть излишнюю энергию. Больше гуляйте на свежем воздухе.
  • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка).
  • Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
  • Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.
  • Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна   ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).
  • Помните о том, что присущая детям гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
  • Из рациона гиперактивного ребёнка нужно исключить продукты, содержащие красители и консерванты.

Непросто рекомендовать, что конкретно нужно делать с гиперактивностью малыша, ведь каждый случай индивидуален и порождён разными причинами. Главное – быть любящими и терпеливыми родителями, которые помогут малышу адаптироваться в окружающем мире и справиться с трудностями, с которыми он сталкивается.

Информацию предоставил                                                               Е.В.Лебедева, методист 

организационно-методического отделения

Гиперактивность у детей

Гиперактивность – это расстройство поведения у ребенка, характеризующееся повышенной активностью и возбудимостью. Ребенок с синдромом гиперактивности неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом.

Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают примерно в 6 раз чаще девочек.

Причины развития симптома гиперактивности

Причиной развития синдрома гиперактивности могут быть неблагоприятные факторы течения беременности: гипоксия плода, угроза прерывания беременности, стрессы во время беременности, неправильное питание во время беременности, курение.

Также повлиять на развитие заболевания могут затяжные или, наоборот, стремительные роды, стимуляция родовой деятельности.

Иные факторы: наличие у ребенка неврологических заболеваний, конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями, излишняя строгость в отношении ребенка, отравление тяжелыми металлами, например, свинцом. Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка.

Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

Читайте также:  Пути заражения и симптомы ротавирусной инфекции у детей

Симптомы гиперактивности у ребенка

Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, связанные с СДВГ, бороться с которыми становится все сложнее.

Признаки синдрома ДВГ следующие:

  • суетливость, беспокойство, неусидчивость;
  • эмоциональная нестабильность, импульсивность;
  • игнорирование правил поведения;
  • сложности с организацией деятельности;
  • забывчивость и склонность терять вещи;
  • проблемы со сном. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр.) , отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют) , могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позже остальных) , а также в речевом — они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство).

Диагностика

Прежде чем поставить диагноз, врач предлагает ребенку и родителям пройти комплексное обследование, состоящее из трех этапов. На первом этапе врач дает субъективную оценку поведения ребенка.

Он разговаривает с родителями, расспрашивает о том, как ведет себя ребенок, как протекала беременность у матери и о том, какие заболевания были в семье. Психологический этап. На этом этапе ребенку предлагаются специальные тесты.

Однако тестирование проводят только с теми детьми, которым уже исполнилось 5-6 лет. Для более младших детей этот этап не проводят.

Проведение ЭЭГ – исследование состояния мозга ребенка с помощью электродов.

Лечение

Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными.

Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания.

При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.

Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга. Важен и микроклимат в семье.

Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.

Иногда врачи используют ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга.

Запись в детские клиники по WhatsApp +7 919 600-14-42

Гиперактивный ребенок и особенности его воспитания

Главная »

Неврология

»

Гиперактивный ребенок и особенности его воспитания

Все дети разные. Одни несмелые, спокойные тихони, а другие – озорные живчики. В современном обществе всё чаще звучит понятие «гиперактивный ребёнок». Такое определение не всегда оправдано в отношении конкретного малыша. Необходимо различать шустрого весельчака и гиперактивного ребёнка.

В чём же различия? Гиперактивность – это нарушение неврологического и поведенческого характера, при котором наблюдается повышенная неуправляемая возбудимость и активность ребёнка.

Такие детки постоянно находятся в движении, не сидят на месте, часто невнимательны, а все их действия не имеют последовательности и спонтанны.

Эти изменения в поведении становятся заметны уже с двухлетнего возраста и могут исчезнуть к старшему школьному возрасту, не причиняя неудобств ни самому ребёнку, ни его окружению. Тем не менее невнимательность и импульсивность могут сопровождать такого человека всю жизнь.

Как выявить гиперактивность у ребёнка в раннем возрасте? Стоит понаблюдать за малышом. Если он постоянно бесцельно бегает, надолго не задерживает своё внимание даже на любимых игрушках, тормошит всех подряд, не реагирует ни на уговоры, ни на угрозы, ни на подкуп – скорее всего это гиперактивность.

Основные симптомы гиперактивности можно разделить на три группы: двигательная оживлённость, нехватка внимания, взрывной характер.

Двигательная оживлённость:

  1. постоянно находится в движении, даже сидя или лёжа – ёрзает, барабанит пальцами, лезет куда-то;
  2. спит намного меньше, чем сверстники;
  3. очень много говорит.

Нехватка внимания:

  1. забывчив, часто теряет вещи;
  2. с интересом берётся за каждое новое дело, но никогда не доводит его до конца;
  3. игнорирует обращения к нему;
  4. отличается своей переменчивостью, ему сложно сконцентрировать внимание;
  5. не любит скучные монотонные занятия, требующие усидчивости;
  6. дезорганизованный.

Взрывной характер:

  1. перебивает собеседника, отвечает на вопрос, не дослушав его;
  2. вмешивается в разговор, не дождавшись своей очереди;
  3. по-разному ведёт себя на занятиях – то чрезмерно спокоен, то возбуждён, при этом результаты также отличаются;
  4. не регулирует свои действия и поведение, при этом не принимает общепринятые нормы;
  5. нетерпеливый, требовательный к сиюминутному поощрению.

Если у ребёнка до 7 лет наблюдаются хотя бы шесть из приведённых признаков, можно предположить, что он гиперактивен. Уточнить диагноз может помочь психолог или невролог. Родители должны осознавать, что малышу нужна помощь специалистов.

Воспитание гиперактивных детей приносит родителям немало трудностей и неловких моментов.

Такие ребята не признают авторитет взрослых, не реагируют на замечания, а порой и специально провоцируют повышенное внимание к собственной персоне.

Окружающих раздражают крики, истерики, развязность и излишняя навязчивость малышей. Направить их энергию в более спокойное русло и тем самым избежать многих досадных ситуаций можно следующими способами:

  1. соблюдением режима. Всем детям для правильного развития необходим распорядок дня, а для излишне активных он должен соблюдаться неукоснительно вплоть до минуты;
  2. не допускать любых эмоциональных всплесков, как положительных, так и отрицательных. Ровный, спокойный быт окажет благосклонное влияние на неокрепшую психику малыша;
  3. чёткая и понятная система поощрений за успехи и достижения. Ребёнок должен осознавать, что просто так награды не раздаются, для этого необходимо приложить усилия. Более того, приз можно забрать только тогда, когда задание будет выполнено всеми участниками;
  4. научиться договариваться с малышом о его поведении в общественных местах, за столом, в гостях и т.д.;
  5. свести до минимума просмотр телевизора, игру на компьютере, планшете, телефоне;
  6. во время занятий через небольшой интервал времени переключать внимание ребёнка на другие действия, а потом вновь возвращаться к заданию;
  7. придумать интересную процедуру для сна, чтобы малыш с удовольствием и спокойно засыпал;
  8. обратиться к специалистам, которые на профессиональном уровне смогут дать рекомендации конкретному ребёнку.

Все эти несложные советы помогут получать радость от общения с активными детьми и направят их активность по более спокойному пути.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *