Игры для развития речи: стимулирующие словесные игры, игры для мелкомоторного развития, развивающие задания, визуальные игры для развития речи.
Речь — это средство общения между людьми. Речь — это всего лишь одна из форм языка, в которой сформулированные звуки и слова используются для передачи мыслей и чувств.
Когда мы говорим о развитии речи малыша, важно понимание, что ключевым фактором стимулирования развития речи является живое общение. Исследования, которые проводились в последние годы подчеркивают важность того, как мы общаемся с ребенком.
Это не вопрос использования длинных, сложных слов или раздачи развивающих карточек. Цель состоит в том, чтобы создать ситуации настоящего разговора с ребенком. Разговаривать с дошкольником таким образом, чтобы роли говорящих и слушателей менялись.
Далее предлагаю варианты для организации развивающей игры с вашим ребенком.
Как стимулировать развитие речи малыша?
Самый простой ответ будет — через «живое» слово. Поговорите, опишите детям, что вы делаете с самого раннего возраста и даже во время приготовления обеда. Ребенок любит слушать голос. Читать книги, разглядывать виммельбухи, обсуждать любую информацию, играть, прыгать, бегать, рисовать.
Также основой развития речи являются развитые двигательные навыки.
Развивайте мелкую моторику у ребенка, рисуйте, раскрашивайте, используйте палочки, расставляйте камни, нанизывайте бусины, делайте фигуры из пластилина и глины и выполняйте все эти действия с историей. Придумайте сюжет, расскажите попутно сказку, связанный с объектом стишок.
Самое главное — качественно проводить время с ребенком, выслушивать интересы ребенка, учиться вместе через игру.
Простые игры для развития речи
Итак, важная роль игры в развитии психических процессов объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий.
В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения.
Л.С. Выготский
- Распознать звук — разные звуки животных, предметов, машин, которые ребенок должен назвать и подражать (всегда интереснее в парах, подражать животным вместе). Поищите «Звуковое лото» — в сети много интересных вариантов для скачивания. Звуки должны быть различной интенсивности — от тихих до громких. Чтобы сделать упражнение более увлекательным, вставьте моторную часть, где помимо имитации звуков вы также подражаете походке животного. С помощью этой игры, помимо развития речи, мы также стимулируем развитие слухового внимания, памяти, восприятия…
- Волшебная сумка — в сумку из плотного непрозрачного материала помещаются различные предметы, знакомые ребенку. Ребенок кладет руку в сумку и пытается выяснить, какой это объект (помимо стимуляции речи — обогащения словарного запаса, у нас также есть тактильная стимуляция — развитие чувства осязания).
- Запомни три. В этой игре дается ребенку задание запомнить три слова. Малыш повторяет названные объекты. Со временем мы просим его запомнить пять предметов, затем семь… Эта деятельность направлена на обогащение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления, памяти…
- Кто я? — В игру «Кто я» играет родитель (или кто-то еще), который говорит: (например) «Я животное, я часто живу в доме, мышь боится меня — кто я?», И ребенок должен отгадать загадку. Как и предыдущая, эта игра направлена на обогащение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления, памяти.
Игры с кубиками для развития речи
Фокус в том, что практически каждая игрушка в возрасте до 3 лет так или иначе может быть использована для игры для развития речи малыша.
Деревянные кубики — одна из первых игрушек, которые мы покупаем для детей. Игры с кубиками для развития речи предназначены для детей до 3 лет.
Примеры игры:
- Начните складывать кубики друг на друга и каждый раз произносите, «ставим кубик наверх» или «Мы кладем кубики наверх». Важно произносить слово вместе с действием, которое вы совершаете каждый раз, чтобы ребенок мог связать его со значением слова. Таким образом, мы моделируем речь и развиваем понимание.
- Скажите «Кубик ставим…», затем подождите несколько секунд, чтобы дать ребенку возможность завершить предложение «наверх». Если ребенок не произносит слово, закончите предложение словами «наверх» с выражением и повышенной громкостью голоса.
- Построив вместе башенку, изобразите восторг и разрушьте ее вместе с ребенком, удивившись тому, что произошло.
- В следующий раз добавьте описание действия, которое произошло: «Ооо, кубики упали ВНИЗ». Или «Ооо, нет, кубики упали». И добавьте жест, показывающий направление движения вниз.
Малышам нравится наблюдать беспорядок, происходящий из порядка, и наоборот. И наша реакция приводит к взаимному смеху и веселью.
Навыки развиваются путем повторения и предоставления модели для подражания, с использованием подчеркнутого общения (выделение определенных слов в речи), добавления момента ожидания и предоставления ребенку информации, на какое слово следует обратить особое внимание.
Сначала ребенок может просто наблюдать за вами, но попытайтесь вовлечь его в игру, взяв ребенка за руку или ногу и рассыпав кубики. Вы стараетесь сохранить атмосферу позитива и расслабленности.
И, конечно же, для детей до трех лет интерес и внимание не длится долго, поэтому игра не должна длиться дольше 10 минут, если только ребенок не хочет дольше.
Найди и покажи
В этом посте вы можете найти и загрузить карточки, с помощью которых вы можете влиять на развитие речи посредством распознавания, и таким образом вы также можете разработать демонстрационный жест.
Ниже каждого рисунка расположены различные объекты, которые можно найти на основном рисунке. Ребенок должен указать на предмет, который он ищет, назвать его, найти его на картинке и накрыть жетоном.
Эта игра — небольшая вариация предыдущей. Ребенок должен указать на предмет, который он ищет, назвать его и накрыть жетоном. Найти его на картинке и накрыть жетоном того же цвета.
С помощью карточек вы также можете изучать группы предметов и животных и просто учиться в игре, чтобы всем было весело.
Смотрите также дидактические игры с предлогами для речевого развития.
Распечатать логопедическое лото
Пластилиновые игры
Важность игры с пластилином велика, с помощью этого материала мы развиваем моторику: мелкую моторику, манипулятивную ловкость (ловкость рук), координацию; развиваем познавательные способности: мышление, внимание, креативность.
Поскольку мы хотим естественным образом поддерживать развитие ребенка, то, называя и описывая нашу деятельность, мы также будем влиять на развитие речи.
- Смотрите также:
- Рецепт самодельной массы для лепки
- Шаблоны для картинок из пластилина
Чистоговорки
Семантика
Семантика — система правил истолкования отдельных языковых конструкций. Семантика определяет смысловое значение языка. Развивать речь можно используя семантические семейства.
- Животные: собака, кошка, корова, лошадь, овца, медведь, тигр, лев, слон, зебра…
- Города: Мадрид, Барселона, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Севастополь, Орел, Ярославль, Париж, Нью-Йорк, Лондон…
- Музыкальные инструменты: гитара, барабан, флейта, кастаньеты, скрипка, контрабас, фортепиано, тромбон…
- Породы дерева: ясень, дуб, дуб каменный, кипарис, кедр, дуб, эвкалипт…
- Одежда: рубашка, платье, брюки, футболка…
- Фрукты: банан, клубника, вишня, груша, яблоко, апельсин, манго, ананас…
- Грызуны: мышь, крыса, морская свинка, хомяк, дегу, шиншилла, кролик…
- Обувь: сапоги, туфли, кроссовки, тапочки, шлепанцы, сандалии…
- Профессии: сантехник, учитель, каменщик, мясник, врач, медсестра, полицейский, плотник, кондитер…
- Типы сидений: стул, диван, скамейка, табурет, гамак, лежак, табурет…
- Спорт: футбол, дзюдо, теннис, легкая атлетика, баскетбол, гандбол…
- Цветы: герань, гвоздика, роза, ромашка, пион, петуния, лилия, мак…
- Транспортные средства: автомобиль, самолет, поезд, автобус, мотоцикл, велосипед…
- Морские животные: дельфин, кит, косатка, рыба-меч, акула, черепаха, тюлень, медуза…
- Птицы: попугай, неразлучник, голубь, ласточка, канарейка…
- Напитки: вода, кофе, чай, смузи, сок, молоко…
- Овощи: помидоры, лук, шпинат, огурцы, кабачки, морковь…
- Семья: мать, отец, брат, сестра, дедушка, бабушка, дядя, тетя, племянник, внук…
- Еда: хлеб, мясо, рыба, рис, картофель…
- Геометрические фигуры : круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, эллипс, пятиугольник, ромб, шестиугольник…
- Животные на ферме: овца, корова, лошадь, коза, курица, гусь, утка…
- Мебель: стул, стол, кровать, полка, шкаф, кресло…
- Насекомые: жук, комар, бабочка, муравей…
- Страны: Аргентина, Мексика, Испания, Франция, Германия, Голландия, Колумбия…
Рассказ по картинкам
- Когда ребенок рассказывает историю на основе рисунков, он наблюдает за рисунками и делает выводы о них, на основании которых он составляет рассказ.
- Для детей младшего возраста существуют рисунки из двух или трех простых изображений, а для детей старшего возраста могут быть рассказы, состоящие из пяти или более изображений.
- Для детей, у которых еще не развита речь, карточки для составления рассказа по картинкам можно использовать как материал для развития мышления и логики — посмотрите на картинки и расположите их в порядке событий (развитие ориентации во времени).
Что неправильно?
Игра с нелинейной задачей для ребенка: определить ошибки художника и внятно их объяснить. Не разрешайте ребенку показывать. Пусть рассказывает, правильно строя предложения.
Игра Кошки
Предложите ребенку посмотреть на картинку (с экрана или в распечатанном виде и ответить на следующие вопросы:
- Сколько кошек на картинке?
- Сколько черных кошек на картинке?
- Сколько кошек на крыше?
- Сколько кошек на дереве?
- Сколько кошек стоит рядом с деревом?
- Сколько кошек на улице?
- Сколько здесь белых кошек?
- Сколько кошек смотрит в окно?
- Сколько кошек пестрого окраса?
Отвечать на вопрос Сколько гораздо проще, чем делать длинные описания и повествования. Поэтому подобные картинки и работа в стиле вопрос-ответ — прекрасные игры для развития речи для малышей.
Также хорошим подспорьем будут книги — виммельбухи и визуальные словари, Найди и покажи, Найди отличие и т.д.
Распечатать картинки для составления рассказа
Больше материалов для составления рассказа по картинкам тут.
Изображения: rawpixel.
( 8
Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет. Примеры и описание
Для того, чтобы малыш начал как можно быстрее разговаривать, с ним необходимо заниматься. Родители могут развивать своего ребенка самостоятельно. При этом не нужно проводить серьезные занятия. Процесс должен быть естественным, ненавязчивым.
Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет — это прекрасное средство. Речь малыша быстрее развивается, когда родители с ним общаются, играют, читают сказки, стихи, поют песенки, проводят пальчиковые игры и развивают моторику.
Доверительные отношения у родителей с малышом стимулируют его желание сообщать о своих чувствах, а значит и разговаривать.
Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет
Не существует детей, которые сразу начинают говорить понятно и выстраивать целые предложения. Речь малыша в годовалом возрасте состоит из очень простых слов (повторяющихся слогов) и звукоподражаний («ням-ням», «би-би», «ав-ав»).
Не всегда первыми будут слова «ма-ма», «па-па». Это могут быть «ба-ба», «да-да», «та-та» и другие. Учите сначала кроху говорить примитивно, потом он освоит более сложную речь. Например, покажите пупса и скажите «ля-ля».
Либо, возьмите любимую игрушку крохи скажите «дай-дай». Ребенок будет за Вами повторять.
Поиграем с игрушкой
Возьмите мягкую игрушку и покажите малышу, где у зверюшки глазки, носик, ротик, лапки, ушки, хвостик. Покажите, что можно делать с игрушкой: катать на машинке, кормить, приглаживать шерстку, укачивать, укладывать спать и т.д.
Покажите, как играть с заводными игрушками, юлой и т.д. Девочке покажите, как нужно играть с куклой, пупсом, как переодевать игрушку, расчесывать волосы.
Мальчику покажите, как катать машинку, говорить «ж-ж-ж», «би-би», «виу-виу», сталкивайте машинки и говорите «бах!».
Годовалому малышу самостоятельно практически невозможно освоить навыки правильного обращения с игрушками. Даже самая лучшая и дорогая игрушка может оказаться бесполезной, если ребенку не показать, как с ней играть. У малыша не возникнет к ней интереса. Научить играть с игрушками должны родители.
Мохнатый щенок
Возьмите картинку с изображением щенка. Можно взять раскраску, можно цветное изображение. Мелко нарежьте шерстяные нитки, по цвету соответствующие шерсти щенка. Наклейте вместе с малышом нитки на имеющуюся картинку.
Едем на паровозе
Изготовьте с малышом несколько вагончиков из коробок и скрепите их между собой. Для этого можно использовать шило и пластиковый хомут. Посадите в вагончики любимые игрушки малыша. Например, собачку, зайчика, мишку, кошку. Катайте паровозик и пойте песенку.
«Едет, едет паровоз», «Мы едем, едем едем », «Паровоз-Букашка» или другие песни про паровоз. Песню должны петь папа или мама (если нет слуха, можно произносить текст). Просто включенная запись песни даст меньший эффект с точки зрения развития речевых навыков ребенка.
Изучаем животных
Возьмите картонную книжку с изображениями животных. Показывайте пальчиком на картинку и комментируйте ее. «Это собачка, она лает «ав-ав». «Это лягушка, она говорит «ква-а». «Это корова, она мычит «Му-у» и так далее. Затем попросите малыша показать, где собачка, где лягушка, корова и другие названные животные. Попросите кроху изобразить голосом этих животных.
Разговор по телефону
Приобретите малышу игрушечный телефон. Научите им пользоваться и нажимать на кнопки. Проводите игру «Разговор по телефону». Можно также попросить родственников или друзей поговорить с ребенком по настоящему телефону.
Накорми зверушек
Предложите малышу посадить за стол и накормить трех любимых зверушек. Используйте для этого игрушечную мебель. Сначала предложите малышу поставить 3 стула к столу.
Затем пусть выберет, животных или кукол, которые будут кушать. Количество стульев должно совпадать с числом принимающих пищу. Таким образом можно научить ребенка считать до трех.
Потом количество едоков увеличьте до 4, затем до 5.
Возьмите большую коробку или контейнер. Положите туда детские вещи, игрушки, несколько книжек с картонными страницами. В присутствии малыша начинайте доставать из коробки по одному предмету. Кроха может к Вам присоединиться.
Затем предложите малышу навести порядок и сложить всё обратно. По одной вещи убирайте в коробку вместе с ребенком. Научившись такой игре, малыш может надолго увлечься.
Игра развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, позволяет выучить цвета и формы.
Игра с прищепками
Из цветного картона вырежьте фигуры знакомых предметов или животных, на которые малыш будет прикреплять прищепки. Это могут быть солнышко (надо сделать лучики), ежик или елочка (пусть крепит иголочки из прищепок). Можно сделать забор из прищепок.
Также предложите малышу прицепить прищепки на ободок пластмассового ведра или корзинки. Обязательно покажите ребенку, как правильно держать прищепку (большим, средним и указательным пальцами).
Мамины помощники
Озвучивайте малышу свои несложные просьбы и следите за тем, как малыш их выполняет. Например, попросите дать маме ложку, принести зайчика, закрыть (открыть) дверь, положить игрушки в корзину (коробку) и т.д.
Что любит кушать?
Вырежьте из цветного картона или приобретите в магазине фрукты и овощи (пластмассовые), положите их в корзинку. Возьмите несколько зверушек и предложите малышу их накормить продуктами из корзинки.
Спросите: «Что любит кушать зайчик – огурец или морковку?». Если ребенок затрудняется с ответом — подскажите. Пусть малыш достанет из корзинки морковку и покормит зайчика. Спросите: «Что любит кушать ежик – яблоки или бананы?» и т.д.
Все выбранные Вами животные должны получить любимый продукт.
Теремок
Прочитайте малышу сказку «Теремок». Затем проведите инсценировку сказки. Из картонной коробки изготовьте домик. Посадите в него игрушки: мышку, лягушку, зайца, лису, волка, медведя. Задавайте вопрос: «Кто в теремочке живет?» и голосом мышки отвечайте: «Я – мышка-норушка, пи-пи». Пусть ребенок повторит за Вами «пи-пи».
Затем после вопроса «Кто в теремочке живет?» голосом лягушки проговорите «Я – лягушка-квакушка, ква-ква». Ребенок должен за вами повторить «ква-ква». Далее аналогично задавайте вопрос «Кто в теремочке живет?» и отвечайте голосами остальных животных. Предложите ребенку изобразить их повадки: попрыгать как зайчик, пройтись как лиса, волк и медведь.
Все движения малышу показывайте. Он будет их повторять.
Прячем части тела
Чтобы малыша приучать самостоятельно одеваться – поиграйте с ним. Говорите: «Где у нас животик, а где спинка?». Пусть малыш с вашей помощью оденет футболку. Затем скажите: «Спрятались животик и спинка».
«А где наши ножки?» Помогите одеть крохе носочки или колготки. Скажите: «Спрятались наши ножки». Ребенку понравится игра.
Со временем у него появится интерес самостоятельно прятать ручки, ножки и другие части тела
Покорми птичку
Возьмите игрушечную птичку или изготовьте ее самостоятельно (из бумаги, пластилина, носка, либо других материалов). Предложите малышу покормить птичку.
Для этого сделайте вместе зернышки – из тонкой бумаги или салфеток скатайте маленькие комочки. Приклеивайте зернышки по одному на лист плотной бумаги или картона.
Лучше использовать клей, приготовленный из муки, поскольку он безопасней других видов. После того, как зернышки окажутся закрепленными, птичка начнет их клевать.
Проводите описанные игры с ребенком регулярно. Помимо развития речи, Вы установите прекрасные отношения с годовалым малышом. Ему будет весело, интересно, он почувствует себя еще более нужным и любимым. Это положительно отразится на психологическом состоянии ребенка.
Успехов Вам!
Развивающие дидактические игры по речевому развитию для дошкольников
Проработка речи — важная составляющая общего развития ребенка-дошкольника. Согласно ФГОС ДО, речевое развитие является одним из основных образовательных областей дошкольной педагогики, поэтому данному вопросу уделяется так много внимания.
Нормы развития речи в возрасте 2-3 лет
В возрасте от 0 до 3 лет происходит становление речи. В норме это происходит в несколько этапов, и родителям следует разобраться в них. В период от 0 до 1 года у ребенка активизируются в речи звукоподражания и лепет. К году появляются первые слова, их должно быть от 10 до 25 и более.
Малыш понимает обращенную речь, выполняет простые указания, знает названия предметов окружающего пространства. К двум годам активно развивается связная речь. Слова складываются в предложение. На третьем году жизни малыш начинает интересоваться окружающим миром, и его словарный запас активно пополняется.
Фразы становятся развернутыми и грамматически правильно оформленными, проявляется словотворчество.
Занятие по речевому развитию в ДОУ
Методы диагностики задержки в развитии
Развитие речи не всегда движется по запланированному сценарию. Все чаще можно наблюдать её отсутствие или явные нарушения в звукопроизношении и грамматическом строе.
Для полной диагностики речевого развития родителям следует обратиться за консультацией к учителю-логопеду.
Специалист проанализирует уровень сформированности речевых компонентов: звукопроизношение, словарный запас, грамматику, связность речи.
Во время обследования логопед предложит малышу поиграть в игрушки: пирамидку, вкладыши, Матрешку. В ходе процесса специалист сможет выявить отклонения, которые проявляются по-разному. Нарушения звукопроизношения воспринимаются на слух, так же, как и недоразвитие лексико-грамматики.
К сведению! Часто можно наблюдать картину отсутствия речи в данном возрасте.
Диагностика и консультирование у логопеда
Интересные дидактические игры по развитию речи
В современной педагогике речевые игры классифицируются в зависимости от компонента, на развитие которого они направлены. Так, выделяются развивающие и формирующие:
- звукопроизношение;
- фонематические процессы;
- лексико-грамматический строй;
- связную речь.
Дидактические игры для воспитанников младшей группы направлены на развитие нескольких речевых компонентов одновременно. Они активно используются педагогами детский садов.
Обратите внимание! Многие пособия и дидактические игры можно найти на онлайн-ресурсах, посвященных воспитанию детей.
Для примера две игры, чтобы понять, в чем их суть:
- «Превратись в животное». Цель — формирование звукоподражаний, просодических компонентов речи. Педагог раздает детям венки с изображениями мордочки животных и предлагает изобразить, как подает голос данный зверь. Далее предлагается повторить его тихо/громко, медленно/быстро, сердито/весело. Подобная игра может перейти в театрализованное шоу.
- «Волшебный сундучок». Цель — формирование фонематического восприятия неречевых звуков. Воспитатель предлагает малышам послушать звуки различных музыкальных игрушек (бубна, барабана, губной гармони, колокольчика) и запомнить, как они звучат. Затем он прячет их от глаз воспитанников и по очереди играет на каждом, а дети должны угадать, что звучит.
Как научить ребенка говорить шипящие звуки «ш» и «ж» правильно
Развивающие игры для детей для развития речи
С целью формирования речевого навыка возможна организация нескольких форм занятий с воспитанниками: артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, логоритмика, скороговорки.
Артикуляционная гимнастика
В формировании звукопроизношения важной частью является развитие артикуляционной моторики. С этой целью воспитатели используют артикуляционную гимнастику на подготовительном этапе работы. Для раннего возраста характерны быстрая утомляемость ребят и низкая концентрация внимания. Артикуляционная гимнастика преподносится малышам в виде сказок о язычке.
Гимнастика
- «Как язычок из домика вышел». Цель: укрепление мышц языка, формирование его нижней позиции. Воспитатель предлагает посмотреть на себя в зеркало, чтобы рассмотреть ротик. Педагог рассказывает малышам сказку, о том, что язычок живет в домике, губы это дверки, которые он открывает, чтобы выйти погулять. Педагог демонстрирует просовывание языка между губ.
- «Как язычок блинчики пёк». Цель: формирование статической позиции языка. Воспитатель рассказывает сказку о том, что язычок решил испечь блины и демонстрирует картинку блинов. Далее предлагает детям на несколько секунд высунуть язычок и положить на нижнюю губу. Затем «испечь» таким образом следующий блинчик.
- «Язычок и ветерок». Цель: формирование сильного ротового выдоха. Воспитатель кладет на стол перед детьми комочек ваты. Педагог просит положить язычок на нижнюю губу и подуть на вату. Все движения воспитатель демонстрирует детям.
Обратите внимание! Для детей среднего и старшего возраста можно распечатать карточки с артикуляционной гимнастикой и раздавать на дом для занятий с родителями.
Пальчиковые игры
Мелкая моторика непосредственно связана с речевым развитием детей. Пальчиковые игры занимают отдельное место в картотеке речевых занятий воспитателя.
Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр
«Пальчик о пальчик»
- Цель: формирование умения понимать и выполнять речевые инструкции. Воспитатель читает детям стишок и показывает действия, о которых говорится в стихотворении:
- Пальчик о пальчик тук да тук
- Пальчик о пальчик тук да тук
- Хлопают ладошки звонко, звонко
- Хлопаем в ладошки громко, звонко
- Тихо, тихо ножки пляшут,
- Тихо, тихо ножки пляшут.
Формируем звуковую культуру речи: речевой уголок и скороговорки
Громко, громко, топ да топ.
Громко, громко, топ да топ.
Обратите внимание! Дети слушают стихотворение, повторяют движения пальцев руки за воспитателем, проговаривают текст за педагогом. Возможно музыкальное сопровождение.
«Сорока-белобока»
- Цель: активизация движений пальцев рук. Воспитатель предлагает ребятам загибать и разгибать пальчики на руке под стихотворение:
- Сорока-белобока кашу варила, деток кормила
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала.
«Ладушки»
Обратите внимание! Цель: развитие ощущения собственных движений.
- Воспитатель предлагает детям хлопать в ладоши, сопровождая движения стихотворением:
- Ладушки — ладушки!
- Пекла бабка оладушки.
- Маслом поливала,
- Детушкам давала.
- Хороши оладушки
- У нашей милой бабушки!
Логоритмика
Использование логоритмики помогает развить у дошкольников темпо-ритмические компоненты речи, слуховое восприятие, координацию движений. Логоритмические игры проводятся под музыку с сопряжением речи. Здесь педагоги могут использовать различные театрализации, имитацию действий животных, птиц. Подойдут любые стихотворные произведения и ритмичная музыка.
Занятие по логоритмике с использованием приемов театрализации
- Например, воспитанникам раздаются костюмы зайцев, карточки «животные», и педагог предлагает изобразить зайчишку, выполняя все движения из стихотворения:
- Сидит зайчишка серенький (дети приседают подобно зайчикам),
- Ушки зимой беленькие —
- Ими быстро-быстро шевелит.
- Только так, только так (показывают ладонями уши и двигают ими)!
- Зайка что-то засиделся (дети приседают),
- Он замерз — но вот согрелся (обтирают себя ручками),
- Лапками похлопал — раз, второй —
- Молодец, он наш герой.
- Хлоп-хлоп-хлоп (детки аплодируют)!
- Чтобы не замерзли ножки,
- Он попрыгал по дорожке.
- Умный заинька!
- Прыг, прыг, прыг (подпрыгивают, стоя на носочках)!
Скороговорки
Многие источники активно предлагают педагогам и родителям использовать скороговорки в занятиях с детьми раннего возраста. Но уровень звукопроизношения у детей раннего возраста недостаточно высок. Многие звуки речи дошкольник не может выговаривать.
Важно! Скороговорки с шипящими и сонорными звуками: [ш], [ж], [ч], [щ], [р], [рь], [л], [ль] не рекомендуется использовать. Это может привести к формированию искажений произношения.
Можно использовать скороговорки с доступными детям звуками:
- Га-га-га — гогочет гусь!
- Му-му-му, телята на лугу!
- Неугомонный гном много гомонил.
- Гуси на лугу прячутся в стогу.
- Го-го-го скачет зайка высоко.
- Гу-гу-гу скачет пони на лугу.
- Ги-ги-ги — встали мы не с той ноги.
Во время занятий нужно поощрять речевую активность детей. Педагог должен быть эмоциональным и вносить много наглядного и игрового материала. Только тогда дидактические речевые игры дадут результат.
Игры для развития речи ребенка
Секрет развития речи прост: нужно побольше играть и разговаривать с маленьким молчуном. Ведь он хочет общаться: издает какие-то звуки, жестикулирует, показывает на предметы. Не упускайте эти ценные моменты контакта. Если после всех усилий ребенка его все-таки не понимают, он может начать сердиться, плакать, замыкаться в себе.
С другой стороны, не следует предугадывать любое желание карапуза. Это тоже тормозит речевое развитие. Кроха показывает на полку с игрушками? Спросите, во что он хочет поиграть, дайте ему мишку или машинку.
Правила игры
До трех лет ребенок познает мир, подражая взрослым. Дети — ученые-исследователи. Они ко всему относятся с интересом. Но только взрослый может показать, что ложкой едят суп, а карандашом рисуют. И сделать это играючи.
• Включайте в игры знакомые предметы и ситуации. Вы гуляли и малыш заинтересовался машинами? Поиграйте дома с игрушечными машинками, постройте гараж, а заодно и поболтайте о грузовиках, автобусах, о том, какие звуки они издают.
• Не давайте слишком сложные задания. Поступая так, вы заведомо ставите кроху в ситуацию неуспеха. Если у ребенка что-то не получается, он быстро теряет интерес к игре или занятию, и в следующий раз может отказаться выполнять задание.
Стоит ли переводить ребенка на домашнее обучение?
• Не играйте в одну игру слишком долго. Каждое игровое занятие должно длиться от 5 до 20 минут. Сверните игру, если видите, что карапуз устал, либо расширьте ее, если есть настроение. Лучше поиграть в несколько разных игр.
• Структурируйте занятия. Каждая игра внутри занятия имеет начало, продолжение и конец. К примеру, «Больница». Мишка простудился. Что у него болит? Горло? Измеряем температуру, даем микстуру, ставим горчичники. Ура, наш больной выздоровел!
• Используйте новые знания на практике. Дети порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились. Побуждайте ребенка действовать по-новому. Играли в чаепитие? Игрушечную посуду (и свою тоже) надо помыть!
• Чтобы малыш развивался быстрее, хвалите его. Старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «В следующий раз обязательно получится».
Контакт во время игры
Играть с малышом, который еще не говорит, непросто. Придется иногда озвучивать и реплики ребенка — простыми фразами и четко. Начните с эмоциональных игр. Они помогут достичь близости и понимания, без которых любое обучение будет скучным и неэффективным.
■ Хлопаем в ладоши Похлопайте в ладоши со словами: «Хлопну я в ладоши, буду я хороший, хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!» И предложите малышу похлопать вместе. Если он не повторяет действия, а только смотрит, можно взять его ладошки в свои и похлопать ими.
■ Задаем наводящие вопросы Как понять, чего хочет ребенок? Вначале можно задавать вопросы, подразумевающие ответ «да» или «нет». Крохе достаточно кивнуть или покачать головой в ответ.
В дальнейшем стремитесь к тому, чтобы маленький партизан был вынужден отвечать на вопрос словами или фразами. «Давай нарисуем полянку с цветами. Вот травка. Теперь ты нарисуй травку. У тебя травка будет какого цвета? А что еще растет на полянке? Да, цветочки. Давай цветочки нарисуем.
Они будут большие или маленькие? А солнышко нарисуем? Покажи, где? Тут, наверху. Какое солнышко? Правильно, круглое, желтое».
Самые интересные и популярные методики развития маленьких детей
■ Слушаем и повторяем Чтобы ребенок научился правильно говорить, он должен хорошо различать на слух звуки, а затем стараться их повторить. Для начала это будут короткие слова, а потом — короткие и длинные фразы.
Поиграйте в «Угадайку». Вам понадобятся пластмассовые или плюшевые игрушки: кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и другие фигурки животных.
За дверью (или за ширмой, в коробке) раздается: «МЯУ», «ГАВ-ГАВ», «МУ-У-У» или «КВА-КВА». Пусть малыш отгадает, кто из животных пришел к нему в гости, и попробует назвать его. Кроха угадал? Достаньте и покажите игрушку.
Если она похвалит ребенка за сообразительность, ему будет вдвойне приятно.
Для развития моторики и речи очень полезно завязывать шнурки и застегивать пуговицы
Дыхательные упражнения для развития речи
Правильное дыхание поможет быстрее научиться говорить. Пусть кроха вдыхает через нос, «набирая полную грудь воздуха», а выдыхает плавно, складывая губы трубочкой. Но дыхательные упражнения быстро утомляют, поэтому они должны быть короткими. И нескучными!
■ Сдуваем пылинки Прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую бумагу или елочное украшение «дождик».
Покажите, как можно подуть на бумажные полоски, потом предложите сделать это ребенку. Скажите: «Представь, что это волшебное дерево.
Подул ветерок, зашелестели на дереве листочки! Вот так!» Тренировать дыхание можно также, сдувая пушинки с одуванчиков или перышки со стола, задувая свечки, выдувая мыльные пузыри.
■ Поем песенкиИдите от простого к сложному. Сначала просто пропевайте с малышом гласные звуки. Предложите спеть песенку. Вот первая песенка: «А-А-А!» Наберите побольше воздуха. Песня должна получиться длинная. Следите за тем, чтобы ребенок не надувал щеки. Сначала пропевайте звуки «А», «У», постепенно количество «песенок» можно увеличивать.
Во что играть с младенцем: 8 развивающих игр
Как вздыхает зайчонок, когда у него лапка болит? «О-О-О!» Самолет в небе выводит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы!» Пусть малыш повторяет.
■ Сдуваем шарики Изобразите большие надувные шары — разведите руки в стороны. Вдруг в шариках образовались маленькие дырочки, и они стали сдуваться… Воздух выходит из шарика: «Ф-Ф-Ф!» Сводим руки перед собой. Сдулся шарик! Обнимаем себя за плечи.
■ Шипим как змейки Представьте себя змейками, которые греются на солнышке и шипят: «Ш-Ш-Ш!» Во время произнесения звука добирать воздух нельзя. Надоело играть в змеек? Поиграйте в насос (звук «С-С-С»), машину («БИ-БИ«) или поезд («ТУ-ТУ»).
Общаемся с ребенком в игровой форме
Игры — это здорово! Но самое лучшее правило для развития речи — с малышом необходимо постоянно говорить. Это формирует его пассивный словарный запас и, конечно, развивает.
Ведь перед ним целый мир загадок и непознанных вещей. Давайте приоткроем завесу тайны нашему исследователю. Расскажем, что такое кран или мыло, зачем нам нужна одежда, почему мы берем на прогулку зонтик.
Неважно, что мы делаем, главное — постоянно комментировать свои действия.
■ Моем чашку — Идем мыть чашку. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где губка? Вот она. Бери губку. Давай я тебе помогу. Помоем чашку хорошенько. Подставляй ее под водичку — вот так. Закрывай кран. Смотри, какая чистая чашка у нас! Теперь давай стряхнем воду с рук. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай ручки. Молодец! Смотри, руки теперь сухие.
Ум на кончиках пальцев: занятия для мелкой моторики
■ Гуляем вместе — Посмотри, какая сегодня отличная погода! Небо ясное, солнышко светит. А что это на дорожке? Это камушки. Посмотри, какие они. Круглые? Да. Пойдем дальше. Какой большой сугроб! Какого он цвета? Белого. Совсем как сахар, соль или мука.
■ Возвращаемся с прогулки домой — Сейчас нам нужно раздеться. Давай снимем курточку. Найди, где у нее молния. Вот она. Давай ее расстегнем. Теперь снимем ботиночки. Вытаскиваем сначала одну ногу, потом другую.
■ Рассматриваем фотографии — Хочешь, достанем семейный альбом и посмотрим фотографии? Видишь, здесь вся наша семья. Покажи маму, папу, бабушку, дедушку. А это мы на даче. Помнишь, какие там были красивые цветы? А как к нам приезжали друзья и мы вместе ходили на речку?
■ Укладываемся спать — Давай переоденемся и умоемся. Моем щечки, носик. Где у тебя щечки? А где мамин нос? Правильно!
Занимаясь с крохой рисованием или английским, родители порой забывают просто разговаривать. Обо всем на свете
Развиваем моторику рук
Ускоряют процесс речевого и умственного развития детей и пальчиковые игры. Исследования физиологов доказали, что в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу, поэтому двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга. Тренируем пальчики!
■ Массируем руки Поглаживайте внутреннюю и наружную поверхности рук до локтя по направлению «от периферии к центру». Повторите движение 6–8 раз.
Сгибайте и разгибайте все пальцы на руке ребенка одновременно (за исключением большого пальца).
Игры для развития речи
Игры для развития речи: увлекательные современные игры для речевого развития детей. Развитие словаря, связной речи, мышления, восприятия, ориентировка в пространстве, грамматические игры, знакомство с окружающим миром.
Сегодня я хочу познакомить Вас, дорогие читатели сайта, с играми для развития речи детей Татьяны Барчан – одной из читательниц «Родной тропинки», педагога — практика.
Я очень благодарна судьбе и сайту за знакомство с такими интересными людьми, как мои читатели и подписчики! Вы – таланты! И я очень рада, что на моем сайте сложился такой замечательный коллектив единомышленников, и что Вы готовы делиться друг с другом своими идеями и находками. Спасибо Вам!
Мы встретились с Татьяной несколько недель назад, до этого она просто читала мой сайт, была подписчицей, а я.. ничего не знала о ней и ее играх, хотя всегда очень внимательно просматриваю раздел «игры для развития речи» во всех книжных и детских магазинах. Наконец мы встретились :).
Это всегда очень волнующе – встречаться с теми, кого не видишь и кто находится «по ту сторону экрана», но для кого пишешь статьи и делаешь курсы. Первое впечатление от игр Татьяны – я никогда и нигде этого раньше не видела.
Необычно, уникально, индивидуально! Здорово! Второе – это так интересно даже мне, как же интересно будет играть в эти игры детям! Третье – игры бездонны и безграничны по своему содержанию. Я хотела написать эту статью за 3 дня, а писала 2 недели, т.к. увидела в играх огромный потенциал для развития ребенка – гораздо шире, чем указано во вкладыше в игру.
Четвертое – игры прекрасно иллюстрированы, что сейчас редко встречается. Иллюстрации забавные, юмористические, живые, вызывающие улыбку, их не хочется выпускать их рук. Пятое — эти игры рождены самой жизнью и «идут» от детей, с которыми уже много лет автор проводит игротеки. Они придумывались – создавались – редактировались в ходе живого общения с малышами.
Поэтому игры получились веселые, с тонким чувством юмора, с хитростями – ловушками, которые так любят дети, это игры, сделанные с любовью и с душой. Шестое – я поняла, что хочу не просто сама играть в эти игры с детьми, но и рассказать о них всем вам – читателям «Родной тропинки». Так родилась эта статья про игры для развития речи.
Что Вы найдете в статье:
- Об авторе игр.
- Описание игр для развития речи и фото всех их элементов.
- Множество вариантов использования игр как от автора, так и от меня.
Мы уже играем в эти игры. Присоединяйтесь!
Как получить игры из статьи?
Все эти игры и другие игры можно получить прямо из рук автора без всяких наценок и еще и со скидкой 10% . Для этого нужно написать письмо по адресу: rebus_igra@mail.ru. И назвать те игры, которые Вы выбрали. Для получения скидки, которую сделает Татьяна для читателей «Родной тропинки» Вам нужно в письме написать кодовое слово: родная тропинка.
Выбрать игры можно на сайте Татьяны под названием Игротека Ребус. Игры Татьяны Барчан.
А если Вы живете в Москве, то можно приехать к Татьяне и выбрать игры, рассмотреть их вживую. Вас ждут на улице Вишневой, дом 5, офис 35. Предварительно позвоните: 8-499-714-23-09