Интерес к ровесникам впервые появляется у детей около трёх лет — то есть в возрасте, когда они идут в детский сад. Магистр образования, педагог и заслуженный воспитатель Филадельфии (США) Джерад Виско объясняет, как помочь им найти друзей и научить правильно общаться. Эти советы пригодятся не только родителям, но и воспитателям младших групп.
Воспитатели часто рассказывают, что их подопечные отлично подружились. Но что они имеют в виду? И почему вообще так считают? Мой ответ: скорее всего, педагоги хотят, чтобы дети дружили.
Многим кажется, что дружба в коллективе возникает стихийно, без помощи взрослого.
Увы, слишком маленькие дети не всегда способны на здоровые отношения: они легко могут перепутать дружбу с собственничеством либо с подчинением более сильному.
Однажды я преподавал в летней школе и наблюдал ситуацию: один из учеников сильно обиделся, когда другой заявил, что они с ним не друзья. Учитель тогда сказал: «Не стоит так переживать, невозможно же дружить со всем миром». А я подумал, что это просто отговорка, попытка избежать непростого разговора с ребёнком.
Да, мы, взрослые, знаем, что такое нездоровые отношения. И, как правило, нормально относимся к тому, что некоторые люди предпочитают нам кого-то ещё. Мы также можем контролировать круг общения своего ребёнка на детской площадке: подбираем ему компанию, держимся подальше от чужой агрессии.
Воспитателю в детском саду сложнее: ему нужно объединить всех детей в группе
Сделать так, чтобы они хотя бы относились друг к другу дружелюбно, без манипуляций, травли и обид.
Особенность работы с дошкольниками состоит в том, что они ещё не в полной мере владеют искусством коммуникации: могут закатывать истерики, говорить гадости сверстникам и взрослым без угрызения совести, обижать товарищей. У маленьких детей ещё нет жизненного опыта для осмысления социальных норм. Часто они искренне хотят найти друзей, но не знают, как с ними общаться.
А ещё дети порой сильно привязываются к людям. И из-за этого могут попасть в токсичные отношения.
Одни, чтобы понравиться и удержать друга, позволяют ему брать и даже ломать свои игрушки, другие используют чьё-то расположение для собственной выгоды («Если победишь в игре — ты мне не друг»).
Так что же делать? Очевидно, говорить с ребёнком. Скоро дружба станет для него абсолютно естественной, но в наших силах уже сейчас помочь ему сделать первые шаги и не наломать дров.
Перед тем как отправлять ребёнка в детский сад, поговорите с ним на эти темы. Или — если вы педагог — устройте своим подопечным тематический урок мира.
1. Даже друзья могут злиться друг на друга
Обида, возмущение, гнев — это нормальные эмоции, и если ты чувствуешь нечто подобное, то это не значит, что дружбе конец. Подобное происходит с людьми всю жизнь, и, сколько бы лет тебе ни было, важно обсуждать свои эмоции с товарищем. Не отворачиваться, не драться, не избегать, а объяснять, что тебя расстроило в его поведении и почему тебе это не нравится.
2. Друзья не обязаны играть только друг с другом
Преданность важна, но важно также объяснить ребёнку: и он, и его товарищи имеют полное право играть с кем-то ещё или вообще оставаться наедине с собой. На заметку воспитателю: наблюдайте за детьми во время совместной игры, меняйте их местами, вовлекайте в уже сложившиеся коллективы новых игроков, чтобы дети видели, как все играют со всеми (и понимали, почему это правильно и весело).
3. Друг не обязательно должен быть единственным
Все люди разные, кто-то другой не может заменить твоему другу тебя, потому что он совсем не такой, как ты. Однажды я привёл в группу к своим подопечным двух своих коллег и сказал, что оба они — мои друзья.
А ещё — и это тоже важно — рассказал, что они дружат между собой. Обращайте внимание детей на такие примеры.
Пусть они видят, как родители общаются с друзьями, а воспитатели — с коллегами: это поможет им понять, что можно не зацикливаться на одном человеке.
4. Замечания воспитателя — это тоже забота
Трудно совмещать твёрдость и эмпатию, но воспитатель должен владеть этой техникой безупречно. Трёхлетнему ребёнку может быть неприятно наблюдать и хулиганство товарища, и рассерженного из-за этого воспитателя. Задача педагога здесь — вовремя включиться в процесс, чтобы не превращать наказание одного расшалившегося ребёнка в публичную порку и повод для дальнейшей травли.
Если вы вынуждены наказать одного человека, помните — на вас сейчас смотрит вся группа. Важно не потерять авторитет в глазах детей, но и не напугать их.
Не нужно утешать, подкупать или, напротив, унижать ребёнка на глазах у всех. Дайте понять ему (и его товарищам), что вы верите в него
(«Пожалуйста, сядь сейчас вот здесь и передохни. Когда будешь чувствовать себя лучше, возвращайся к нам»). Но при этом вы действительно должны быть уверены — ребёнок в состоянии подумать над своим поведением и продолжить игру.
Подчеркните — вы делаете это для безопасности всей группы, потому что слишком беспокойное, неконтролируемое поведение может привести к неприятностям. Если у ребёнка проблемы в общении со сверстниками, дайте ему (и всем) понять, что вы сочувствуете и тоже переживаете по этому поводу. Если вы настроены не враждебно, то и остальным эта эмоция не передастся.
Чем больше усилий воспитатель приложит для того, чтобы подружить абсолютно всех ребят в коллективе, тем быстрее они начнут играть не парочками и отдельными компашками, а все вместе. Хотя почему только играть? Работать над проектами, переживать, плакать и смеяться — всё это тоже важно для закрепления навыков общения.
И последнее. Учитель из летней школы, о которой я рассказывал выше, был прав: дружить со всем миром, похоже, невозможно. Но ваши-то дети не в курсе. Так, может быть, именно у них это всё-таки получится?
По материалам Edutopia.
Как научить ребенка дружить с другими детьми в детском саду и школе?
Уже в раннем возрасте у ребенка формируются навыки общения, умение устанавливать контакт со сверстниками и появляется возможность завести друзей. Социально адаптируясь и развиваясь, малыш должен узнать все стороны дружеских отношений.
Часто можно наблюдать, как дети подвергаются насмешкам со стороны сверстников, либо сами могут обидеть других детей.
Однако чтобы малыш познал настоящую дружбу, родителям не стоит помогать и вмешиваться в процесс построения дружеских отношений с людьми.
Крепкая дружба на долгие годы может начаться уже в детском возрасте
Развиваем навыки общения
Есть дети, которые с ранних лет проявляют активность и без труда обзаводятся друзьями. Есть такие, которые стесняются и неуютно ощущают себя в коллективе.
Общие принципы
В любом случае родителям стоит поддержать свое чадо и помочь ему в развитии навыков общения и поведения в обществе:
- Поясните малышу, что для знакомства с другим ребенком он должен приветливо поздороваться и улыбнуться ему.
- Научите чадо, каким образом можно легко войти в компанию сверстников. Нужно подойти к группе ребятишек и определиться, с кем хочет заговорить. В тот момент, когда он будет спрашивать, можно ли ему к ним присоединиться, малыш должен смотреть в глаза незнакомому ребенку. Если последует отрицательный ответ, пусть кроха улыбнется и отойдет в сторонку. При этом родителям важно поддержать малыша, сказав, что в другой раз у него все получится. При положительном ответе ребенку стоит выразить благодарность всей компании.
- Приучите кроху проявлять вежливость и доброжелательность по отношению к окружающим. Во всякой компании любят веселых и бодрых людей. Это шанс для малыша завести дружбу со многими сверстниками.
В детском возрасте знакомиться с новыми людьми и находить друзей достаточно просто
Хорошо себя вести
Некоторые дети, общаясь с товарищами, бывают черствыми в эмоциональном плане. В данном случае важно дать понять крохе, что он ведет себя неправильно. Пусть знает, что он в ответе за свое поведение.
Разъясните, что нехорошо разносить сплетни, драться, дразниться, обижать других деток.
Если вы увидели подобную сцену с участием вашего чада, следует сразу же вмешаться и дать понять ему, по какой причине нельзя так себя вести.
Сочувствовать и быть вежливым
В дружеских отношениях самое основное – уметь делиться и поставить себя на место приятеля. На этом основывается долгая и крепкая дружба.
Оказывать малышу поддержку
Наблюдайте со стороны, как ваше чадо заводит дружбу с другими детьми, всегда будьте готовы выслушать его и дать совет. Вам может быть не совсем понятно сложное устройство их социального круга, но малыш в будущем непременно поделится с вами радостью и горечью в процессе построения дружеских отношений.
Родителям следует наблюдать, как ребенок проявляет себя в общении с другими детьми
Планировать встречи
Эффективный метод, который поможет стать хорошим другом – планировать следующую встречу для совместного времяпровождения. Если ваш кроха пригласил друга в гости, дайте им возможность поиграть у вас дома.
Благодаря этому чадо будет чувствовать себя увереннее и сможет самостоятельно наладить дружеские отношения. Ребенок должен спросить у вас разрешения сходить в гости к другу.
Предоставляя малышу подобную возможность, тем самым вы поощряете его желание завести дружбу с другими детьми.
ИНТЕРЕСНО: что должен знать ребенок к первому классу: памятка для родителей
Советы родителям
Бывает так, что с ребенком никто не желает дружить. В детском саду не хотят с ним играть, а в школе избегают общения. Тогда родителям надо придерживаться данных рекомендаций:
- Многие родители поступают неправильно, говоря своему чаду, что не стоит продолжать общение с подобными друзьями. Таким образом родители сами провоцируют малыша становится замкнутым, вследствие чего ему будет еще труднее наладить контакт с окружающими. Взрослым следует поговорить с ребенком и оказать помощь по налаживанию общения.
- Не стоит забывать, что некоторым малышам свойственна застенчивость. В этом случае рекомендуется вместе с ребенком, взяв его за руку, подойти к другим детям. Помогите ему познакомиться, предложив любую простую игру. Как только вы поможете наладить первоначальный контакт, на этом ваша помощь заканчивается. Далее дети уже сами станут продолжать общаться.
Если ребенок стесняется, родителям следует помочь ему войти в контакт с другими детьми
- Вечером расспросите чадо о том, как он провел день, что собирается делать завтра. Нужно проявлять интерес к жизни малыша, но не осуществлять за ней контроль. Если вы будете в курсе того, какие ребенок имеет отношения с окружающими, у вас всегда будет возможность оказать помощь хорошим советом. Можете поговорить с малышом о том, как проходило ваше детство, каких вы имели друзей, чем увлекались, во что играли – нужно поделиться собственным опытом, однако навязывать его не надо. Обычно детям свойственно брать пример с родителем, поэтому подобное общение принесет немало пользы.
- Изредка можете устроить у себя дома детский праздник. Пусть малыш сам выберет, кого он желает видеть в гостях, а кого нет. Добавьте в список приглашенных детей их родственников.
- Если у вас дома собрались ваши знакомые, предоставьте ребенку возможность побыть вместе со взрослыми, чтобы он чувствовал себя увереннее. Разрешите поговорить на темы, которые ему будут интересны. В любом случае малыш может просто посидеть рядом с вами, играя в любимые игрушки.
Как научить ребенка дружить?
Родителям важно знать, как научить ребенка дружить. Во-первых, необходимо объяснить, что такое дружба и поведать о правильном поведении с другом. Для этого можете заняться просмотром мультиков о дружбе или почитать книжки. Вся информация, которую малыш получит, будет направлена на формирование правильного представления о дружеских отношениях.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно научить ребенка быть уверенным в себе? Не нужно стесняться говорить с ребенком о дружбе – эта информация поможет ему в построении гармоничных взаимоотношений
Уже в раннем возрасте детей важно научить уважать, ценить друзей и оказывать помощь близким.
Немаловажно, чтобы ребенок мог уступать, находить компромиссы в сложившейся ситуации. В том случае, когда ребенок начнет относится к дружбе достаточно серьезно, он сможет стать настоящим другом.
Тем детям, которые рано пошли в детский сад, либо родители часто ходили с ними в гости и посещали многолюдные места, намного легче наладить контакт с окружающими, чем тем, которые росли лишь в кругу мамы с папой и близких родственников.
Только ни в коем случае не надо заставлять его что-то делать и говорить «иди, играй вместе со всеми». Просто помогите ему справиться со своим страхом перед общением. Чтобы малышу было легче приспособиться, познакомиться и подружиться со сверстниками, в игре могут принимать участие и взрослые. Так играть станет еще увлекательнее.
Если у ребенка возникают проблемы с общением, нужно сообща преодолевать их
Как помочь найти друзей в детском саду?
Когда ребенок начинает ходить в детский сад, у него появляется возможность найти первых друзей (см. также: что это – детский сад комбинированного вида?). Однако не всем детям удается наладить контакт с малышами по группе. Перед родителями встает вопрос, как научить ребенка дружить со сверстниками.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенок плачет и не хочет идти в садик
Родителям на заметку:
- Следует объяснить малышу на своем примере понятие дружбы. Детям свойственно подражать взрослым. Чаще принимайте у себя друзей или сами ходите в гости. Наблюдая, как взрослые общаются между собой, ребенок научиться сам заводить друзей.
- Надо научить чадо правилам знакомства. Расскажите ему, как нужно здороваться при встрече и прощаться. Детей в раннем возрасте можно обучать нормам общения, используя в качестве примера игрушки. Тренируясь на игрушках, ребенку намного проще будет установить контакт другими детьми в садике или на детской площадке (рекомендуем прочитать: почему ребенок плачет в садике?).
- Заниматься с малышом чтением сказок, просмотром мультфильмов. Многие из них повествуют о том, как важно уметь дружить, чтобы суметь выкрутиться из трудных ситуаций. После совместного просмотра дайте ребенку высказать собственное мнение о герое и сюжете.
- Обучить малыша избегать конфликтных ситуаций. Как правило, общение со сверстниками не проходит без ссор, слез или же драк. Однако любой конфликт – это способ для ребенка приобрести необходимые навыки для общения со сверстниками.
- Обучить кроху важным принципам, которые помогут ему отличать хорошее от плохого. Если возникла ссора из-за какой-либо игрушки, выясните у малыша причину, по которой она возникла. Если ваше чадо пыталось отнять игрушку, не принадлежащую ему, следует объяснить, что нехорошо брать чужое. Спросите его, как бы он чувствовал себя, если бы хотели забрать его вещь.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок не ест в детском саду?
Как подружиться с одноклассниками?
Если у вашего чада есть какие-то проблемы (он заикается, принимает лекарство по времени), надо в обязательном порядке дать знать об этом педагогу. Наличие различных заболеваний может послужить поводом насмешек со стороны одноклассников.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: почему ребенку нравится черный цвет: что говорит психология?
Однако не стоит исполнять все капризы ребенка – например, если он просит купить такую куртку «как у Гриши из 5 “А” класса».
Памятка родителям:
- Посоветовать малышу вести себя иначе. При сложившемся стереотипе любой поступок можно предугадать. Когда ребенок в обычной ситуации поведет себя неожиданно, то сможет удивить своих одноклассников и тем самым приблизиться к решению возникшей проблемы.
- Предоставить ребенку возможность общения с одноклассниками за пределами школы. Можно пригласить их в гости, устроить праздник. Постарайтесь привлечь малыша к школьным мероприятиям и поездкам. Не торопитесь сразу по окончанию уроков забирать чадо домой. Так вы лишите его возможности подружиться со сверстниками.
- Не стоит лично “разбираться” с одноклассниками, которые обижают вашего ребенка. Будет лучше, если вы расскажите об этом классному руководителю и психологу. Не следует сразу же вставать на защиту малыша, если у него возник конфликт с одноклассниками. Пусть подросток переживет все стадии конфликта – так он научится самостоятельно справляться с подобными проблемами. Однако если вы видите, что малышу не обойтись без вашей помощи, не оставайтесь в стороне. К таким ситуациям можно отнести постоянные издевательства и травлю ребенка со стороны сверстников.
ИНТЕРЕСНО: когда младенцы при нормальном развитии начинают улыбаться?
Родителям важно воспитать ребенка дружным. Следует обращать внимание, как малыш общается с окружающими. Если он делает это неправильно, надо объяснить крохе, какие ошибке он допускает.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, когда ребенок ворует деньги у родителей?
Как научить ребенка дружить в детском саду
Умение заводить друзей очень важно для ребенка — это основа его будущей социализации и важное условие для гармоничного развития. Но вопреки распространенному мнению, детям не всегда просто дружить в детском саду: родителям нужно научить их общаться.
Показывать хороший пример
Прежде всего, ребенок учится дружить, наблюдая за общением родителей и ощущая отношение папы и мамы к себе. Если они интересуются мнением малыша и проявляют уважение к его достоинству, он также будет с уважением относиться к другим, и этот навык поможет ему находить общий язык с людьми.
- Пример дружелюбных и гостеприимных родителей лучше любых слов разовьет в нем открытость и готовность идти на контакт.
- Также можно подобрать детские книжки и мультфильмы, которые показывают, что такое настоящая дружба.
- Обучать и исправлять
Чтобы у ребенка появились друзья, важно прививать ему правила общения: он должен научиться проявлять внимание к другим детям, сочувствовать, быть честным и щедрым. Говорите об этом, обсуждайте с ребенком вымышленные ситуации или случаи, с которыми малыш уже столкнулся. Спрашивайте его, как будет лучше поступить, и направляйте к правильным решениям.
Более того, обращайте внимание, какие качества нужно искоренить в вашем ребенке, а какие — взрастить, и делайте на них акцент. Ведь эгоист, тихоня или драчун быстро станут изгоями в детском коллективе.
Так, если ребенок привык доминировать и подавлять других или хулиганить, учите его доброте и пониманию, порицайте эгоизм.
Застенчивого малыша поощряйте подходить к детям и предлагать играть или дружить, ведомого — вырабатывать лидерские качества и собственное мнение.
А хвастунишкам и слишком чувствительным детям не хватает похвалы и внимания — дайте им больше любви и поддержки в кругу семьи.
Учить играть
Дружба у дошкольников, как правило, начинается с совместного участия в играх. Если ребенок не умеет ни во что играть, ему будет сложно подружиться с компанией, но родители могут помочь. Научите сына или дочку разным играм, играйте вместе, а также организуйте времяпровождение для вашего крохи и других знакомых детей.
Малыш почувствует себя увереннее, теперь ему будет что предложить «коллегам» по детскому саду, и станет проще подружиться.
Учить делиться
Одно из главных препятствий детской дружбы — нежелание делиться игрушками. Ребята быстро закрепляют за маленькими собственниками прозвища вроде «жадина-говядина» и не долго думая идут играть с другими — теми, кто готов давать свои игрушки друзьям.
Родителям важно тактично помочь ребенку не жадничать. Если кому-то понравилась его игрушка, предложите на время поменяться, а если ребенок хочет сделать подарок другу, поощряйте такие порывы щедрости. Хвалите малыша за хорошие дела.
Учить мириться
Поддерживайте с ребенком доверительную связь, узнавайте как проходит его общение с детьми в саду. Когда он делится, что произошла ссора, можно выслушать его, обсудить вместе ситуацию и рассказать о том, как важно мириться с друзьями.
Научите ребенка не затаивать обиду и не ждать, пока к нему подойдут, а проявлять инициативу: первым начать разговор и извиниться, если неправ. А неправы в ссоре обе стороны.
Эти советы помогут ребенку дружить не только в детском саду, но и строить отношения в любом коллективе, а также найти настоящих друзей, которые будут с ним по жизни.
Вам также может быть интересно: 5 признаков того, что вы хорошая мать, даже если вы так не думаете.
Как помочь детям подружиться в детском саду – Развитие ребенка
Если вашему малышу сложно с кем-то подружиться, вам предстоит пройти по очень тонкой грани между поддержкой вашего ребенка и излишним контролем над ним.
Конечно, вам хочется быть нужным и полезным, но вы также должны дать ему определенные инструменты, чтобы ваш малыш смог самостоятельно подружиться с детьми.
Далее описаны советы, с помощью которых вы сможете помочь вашему ребенку построить дружеские отношения и развить социальные навыки, которые окажут ему неоценимую услугу в будущем!
Ролевые игры.
Предложите ребенку разыграть сценку, в которой вы сыграете роль малыша из детского сада, а он потренируется разговаривать с ним. Ребенок должен подойти к вам и спросить: «Извини, можно мне поиграть с тобой?». Затем, предложите ему пойти дальше, спросив у того малыша: «А что мне нужно делать в этой игре?».
Чаще всего на первый вопрос дети автоматически отвечают «да» и не дают дальнейших рекомендаций, как же играть с ними. Поэтому второй вопрос является ключевым и будет гарантировать, что ваш ребенок не останется без внимания и не лишится общения.
Называйте его одногруппников по детскому саду друзьями.
Маленькие дети относятся к словам очень серьезно. Вместо того чтобы сказать «с каким ребенком ты сидишь рядом?», спросите «с каким другом ты сидишь рядом?». Поначалу это может показаться непривычным и неудобным, но со временем ваш ребенок извлечет для себя из этого слова ценный вывод, что все дети в его детсадовской группе являются ему потенциальными друзьями.
Придумайте мероприятия вне пребывания в детском саду.
Для некоторых детей даже совсем небольшая структурированная обстановка будет идеальной средой для процветания дружбы. Если ваш ребенок подает надежды начинающего художника, запишите его на занятия по гончарному искусству или живописи. Если ваш ребенок проявляет особый интерес к спорту, запишите его в какую-то детскую команду. Спросите и у других родителей из детского сада, хотят ли их дети тоже принять в этом участие.
Организуйте детские встречи у вас дома.
Когда в группе детского сада 20 и более детей, это может действовать подавляюще на малыша. Некоторые дети склонны уединяться, отдаляясь от большого количества сверстников, но при этом прекрасно играют один-на-один с ними. Спросите ребенка, кто из его одногруппников мог бы стать ему другом, с кем ему хотелось бы по-настоящему подружиться, и организуйте встречу с ними. После того, как дети приобретут опыт общения друг с другом в более камерной обстановке, их дружбу будет легче перенести в шумные условия детского сада.
Узнайте имена одногруппников вашего ребенка.
Попросите у воспитателя детского сада список детей в группе, и устройте дома викторину по отгадыванию их имен, в процессе игры постарайтесь, чтобы ваш ребенок запомнил как можно больше имен своих одногруппников. Когда маленький детсадовец будет знать имена других детей, ему намного легче будет начинать с ними разговор. Если ваш ребенок рассказывает вам о каком-то знакомом малыше в саду, убедитесь, что он называет своего нового друга по имени.
Социализируйтесь за пределами садика.
Социализация ребенка должна происходить не только в стенах детского сада, где дети могут ощущать определенную степень давления. Чем больше ваша семья социализируется, вместе с малышами, тем комфортнее вашему ребенку будет взаимодействовать с чужими людьми. Пригласите к себе соседей. Пойдите в парк. Поддержите случайную беседу в общественном месте. Дети подражают тем, кто их окружает, и вам, конечно же, в первую очередь!
Поговорите с воспитателем вашего ребенка.
Найти время, чтобы лично встретиться с воспитателем и обсудить с ним все ваши проблемы. В начале учебного года они только начинают узнавать своих маленьких учеников. Мягкое и деликатное упоминания о какой-то проблеме поможет воспитателю сделать дополнительные усилия, чтобы простимулировать дружбу, объединяя приятелей вместе за какой-то творческой работой или организовывая групповые игры в перерыве между занятиями.
Поддерживайте ребенка и будьте терпеливы.
Пусть ваш ребенок знает, что вы всегда готовы ему помочь, но не принуждайте его к разговорам, и не раздувайте проблему из-за временного отсутствия друзей. Ненавязчиво и как бы случайно наблюдайте за тем, как будут развиваться его отношения. Зарождение дружбы может занять некоторое время, но, хочется верить, что она будет длиться всю жизнь!
Как научить ребенка общаться со сверстниками. Необщительный ребенок: как ему помочь? 25 советов
Без дружбы можно обойтись, как без философии или искусства. Она не нужна для выживания, но это одна из тех вещей, ради которых и стоит выживать. С. Льюис
Если вы спросите, как научить ребенка общаться и дружить, многие родители удивятся и ответят: «Никак. Главное, не мешать». Огромное количество родителей не задумываются о таких вещах. Им столько всего нужно успевать. А дети сами себе легко обеспечат круг общения, научатся делить машинки в песочнице, драться и мириться, знакомиться и забывать друг друга.
Интересно, что взрослые не всегда придерживаются мнения, что ребенку нужны друзья. Причины озвучиваются разные: «Я сам был необщительным, и мой ребенок такой же. Это такой характер.
С этим все равно ничего не поделаешь». Или: «Все придет само, нужно подождать». «Он сам должен решать свои проблемы общения. Дети не любят, когда взрослые вмешиваются. Все это искусственная социализация».
«В детском возрасте — это еще не дружба».
Но есть и родители с противоположной точкой зрения. Иногда к этому подталкивает собственный жизненный опыт, опыт воспитания старших детей. Иногда — явные особенности развития самого ребенка. Бывает и так, что у ребенка действительно мало месат и времени для общения, и родители это прекрасно понимают.
Думаю, сейчас научить ребенка общаться и дружить — такая же задача родителей, как и все остальное. Более того: это уж точно больше никого не волнует.
Воспитателям в детском саду нужен послушный ребенок. Педагогам — умный. Врачам — здоровый. Общение нужно ему самому, но он этого еще может не знать.
В три года сын тащил меня в сторону от детской площадки со словами «Мама, пойдем туда, где нет детей».
Все написанное — наш личный опыт, который дорого нам стоил. Это решенные и нерешенные проблемы. Это обобщение услышанных и прочитанных советов и мнений. На данный момент улучшить ситуацию удалось.
Сейчас сын тащит меня туда, где дети есть. Соседского ребенка я не могу выгнать, сыну звонят одноклассники, на горке обнаруживается знакомый, с которым он ходил в кружок, на даче он самостоятельно находил себе приятеля.
И продолжение, я очень надеюсь, еще следует.
Что же можно предпринять родителям, особенно если раз за разом оказывается, что ребенок не в состоянии ни с кем познакомиться, нормально общаться и играть, подружиться?
Когда он еще малыш, наблюдайте, насколько ребенок общителен. Часто дети до трех лет вообще почти не бывают в детской компании.
Но даже на детской площадке попробуйте отпустить его в самостоятельное плавание и посмотрите, пойдет ли он к детям или предпочтет играть сам? Сможет ли попросить понравившуюся игрушку или дать ее? Для этого даже не нужно уметь говорить.
Ребенок сядет на качели с детьми? Он будет бегать вокруг горки за кем-то? Он охотно поздоровается или спрячется за маму? Должно настораживать, если ребенок откровенно пугается других детей (и взрослых), игнорирует их или проявляет излишнюю агрессивность.
Если общение ребенка катастрофически не складывается, паниковать не стоит, хоть вам и захочется укрыться в пределах собственной квартиры в ожидании, что все решится само собой. Это самый простой путь. Однако в случае с замкнутым ребенком приспосабливаться и стучаться в закрытую дверь придется родителям. Не ожидайте, что все будет быстро меняться. Но настройтесь на положительный результат.
- Ребенка нельзя сравнивать с собой. Жизнь очень изменилась.
- У маленьких детей нет большого понимания собственных проблем или достижений. Информацию о себе они черпают от родителей. Если вы скажете малышу, что Вася — его друг, вполне возможно, со временем Вася станет им, пусть вы немного забегаете вперед.
- Стоит дружить по детям. Возможно, в круг ваших интересов вовсе не входит обсуждение моделей памперсов или детских болезней, но этого не избежать. Не ждите, пока дети пойдут в сады. Начните их общение раньше.
- С возрастом ребенка нужно учить знакомиться. У нас это хорошо получалось с надетыми на руку игрушками. Причем на английском лучше, чем на русском. Нужно уметь представляться. Здороваться. Прощаться. Иногда это может выглядеть немного формально, но это вовсе не лишнее.
- Ребенок подрастает. Не ждите, что он будет знакомиться сам. Если он этого не делает, подойдите, познакомьте малыша с кем-то, спросите, кого как зовут. Многие дети охотно идут на контакт, подходят сами. Это особенно ценные ваши союзники, обращайте на них внимание. Поиграйте втроем. Впятером. Зачем отсиживаться на лавочке, если можно поучаствовать в автогонках, приготовить вместе обед из песка.
- Если ребенок внешне чем-то сильно выделяется среди сверстников, стоит подумать, что можно сделать. Внешний вид, книжная или, напротив, неважная речь, неловкость — все это делает ребенка особенным.
- Вовсе не обязательно сразу общаться с ровесниками. Детям необщительным намного проще бывает найти общий язык с младшими или старшими. Они долго могут быть не готовы для полноценных отношений со своим возрастом.
- Сказки и книжки — все сослужит вам хорошую службу. У нас самыми любимыми были сказки, которые я сочиняла сама. В сказке любимой машинке помогали друзья. Подъемный кран, самый высокий и большой, не хотел дружить, но заскучал один. Терморегулятор в аквариуме хотел поговорить с рыбками. Немного фантазии есть у всех.
- Может быть, кому-то не с кем оставить ребенка? Вы тоже заинтересованы в компании. На семейных сайтах вы можете познакомиться с теми, кто живет рядом, если других возможностей недостаточно.
- Если вы пригласили маленьких детей домой, тоже уделите им всем время. Не предоставляйте детей сразу самим себе. Есть масса игр для компании детей и взрослых. Даже лото, домино, прятки лучше беспорядочной беготни. Родители приглашенного ребенка обычно рады, когда их малышу, который их изрядно выматывает дома, уделяется время.
- Найдите что-то особенное для незнакомого ребенка, пусть это будет раритетный фильмоскоп, разобранный компьютер, что угодно. Ваша коллекция сувениров. Можно заранее поинтересоваться, что интересует маленького гостя. Ваш ребенок может не догадаться предложить интересную игру. А гость захочет прийти снова.
- Можно привлечь внимание гостей к своему ребенку, сказать о его увлечениях… Ведь они не знают, что ваш сын — специалист по электронным игрушкам или хомячкам. Обычно мы рассказываем взрослым об успехах детей, но здесь будет не грех помочь своему ребенку показать себя.
- Дозируйте общение. Дети неконтактные истощаются быстро, устают. Не стоит сразу стремиться к играм часами. Интенсивное общение для вашего ребенка — большая нагрузка, он может вдруг раскапризничаться.
- Если вы поручаете ребенка кому-то, и у вас есть выбор, пусть это будут общительные и дружелюбные люди, которых не просто не раздражает детский крик и возня. Если ваша бабушка охотно болтает с соседкой, внуки скорее будут играть вместе, пусть даже недолго. Если у няни есть ребенок, это плюс.
- Напоминайте ребенку о его товарищах. Маленькие дети обычно знакомятся и забывают одинаково быстро. Но ваш знакомится редко, а забывает с такой же скоростью.
- Хорошо бы вообще помнить имена детей, напоминать ребенку о том, как кого зовут. Где бы вы ни были, нужно сделать безликую детскую тусовку опознаваемой для ребенка. Когда забираете ребенка с занятий, спросите, мальчика, с которым они вышли, как того зовут, поинтересуйтесь его успехами, как ему нравится на занятиях.
- Хорошее подспорье для этого в школе и саду — детские фото. Попросите ребенка рассказать о детях по фото.
- Если в сад ребенок не ходит, нужно искать такие занятия, где обращают внимание именно на взаимодействие, общение, совместные игры. К сожалению, в большинстве развивающих детских центров главное — это обучение. И если ребенок играть с другими не умеет, то и там он не научится.
- Если педагог, который ведет занятия, открыт, общителен, доброжелателен и настойчив — это то, что вам нужно. Похвала, терпение — на первом месте. Критика в этом возрасте может и подождать.
- При поиске школы отдайте предпочтение той, где есть подготовительные занятия. Вам нужны не сами занятия, а знакомство с будущими его одноклассниками и учителями. Если с ребенком из садика, двора кто-то пойдет в один класс, это тоже хорошо.
- В школе если у ребенка сложились хорошие отношения с соседом по парте, попросите их не рассаживать, т.к. детей часто меняют местами из разных соображений.
- «Закрепите» успех, познакомьтесь с родителями, приглашайте детей в гости. В школе детям часто некогда даже поговорить. Ваш ребенок может стесняться приглашать в гости, помогите ему.
- Если вы идете в кино, в театр, в океанариум, в музей, приглашайте других детей, одноклассников. Выступать в роли многодетной матери не всем нравится, но детям это на пользу. Пусть у них будет больше тем для обсуждения.
- Ценными для нас оказались поездки на юг, в маленький поселок, где по старинке дети гуляют сами, где еще выжили игры в войнушку, в космические путешествия, ножички и крышечки, строительство шалашей.
- В конце концов, если ребенку нужен друг, вы — тоже подходящая кандидатура. Общение со сверстниками это не заменит, но и лишним не будет.
И, наконец, нужно вовремя остановиться в оказании этой помощи…
В тексте описан личный опыт автора
Татьяна Симбирцева
Доброго времени суток! Моему ребенку 7 лет и уже с малых лет,где — то с 2, мы заметили,что ребёнок не тянется к детям,он как бы не видит их,не нуждается,проблема в том,что это продолжается до сих пор,что мы только с мужем не делали пытались внедрить в детскую среду,включались в игру сами, втискивая ребенка в компанию детей,но увы, и ах.
При этом ребёнок не аутист,очень подвижный,но возраст его как бы отстаёт, как — будто недозрел,суждения, и поступки его слишком маленького ребенка,хотя ходит в 1 класс и программу тянет на пять(интеллект непоражен). Муж плюнул,хотя раньше гнал на улицу,сейчас, не тревожит сына,с тем, чтобы ребёнок пошёл на улицу.
Что делать? Как быть? Может у кого — то было такое? Пройдёт или нет? Заранее Спасибо!
2018-05-10, Жанна
Из этих советов дейстенными будут 2-3, которые действительно помогут. А вообще, все гораздо проще. Надо стараться быть с ребенком друзьями и все наладится.
2014-11-27, Orlova Olga
Всего 2 отзыва Прочитать все отзывы.
Как научить детей дружить в детском саду
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ДРУЖИТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
Интерес к ровесникам впервые появляется у детей около трёх лет — в возрасте, когда они идут в детский сад. Как помочь им найти друзей и научить правильно общаться? Эти советы пригодятся не только родителям, но и воспитателям младших групп.
Многим кажется, что дружба в коллективе возникает стихийно, без помощи взрослого. Увы, слишком маленькие дети не всегда способны на здоровые отношения: они легко могут перепутать дружбу с собственничеством либо с подчинением более сильному.
Мы, взрослые, знаем, что такое нездоровые отношения, и, как правило, нормально относимся к тому, что некоторые люди предпочитают нам кого-то ещё. Мы также можем контролировать круг общения своего ребёнка на детской площадке: подбираем ему компанию, держимся подальше от чужой агрессии.
Воспитателю в детском саду сложнее: ему нужно объединить всех детей в группе и сделать так, чтобы они хотя бы относились друг к другу дружелюбно, без манипуляций, травли и обид.
Особенность работы с дошкольниками состоит в том, что они ещё не в полной мере владеют искусством коммуникации: могут устраивать истерики, говорить гадости сверстникам и взрослым, обижать товарищей.
У них ещё нет жизненного опыта для осмысления социальных норм. Часто они искренне хотят найти друзей, но не знают, как с ними общаться.
Дети порой сильно привязываются к людям и из-за этого могут попасть в сложные отношения. Одни, чтобы понравиться и удержать друга, позволяют ему брать и даже ломать свои игрушки, другие используют чьё-то расположение для собственной выгоды («Если победишь в игре — ты мне не друг»). Так что же делать? Говорить с ребёнком!
Скоро дружба станет для него абсолютно естественной, но в наших силах уже сейчас помочь ему сделать первые шаги и не наломать дров. Перед тем как отправлять ребёнка в детский сад, поговорите с ним на эти темы. Или — если вы педагог — устройте своим подопечным тематический урок мира.
Даже друзья могут злиться друг на друга
Обида, возмущение, гнев — это нормальные эмоции, и если ты чувствуешь подобное, то это не значит, что дружбе конец. Такое происходит с людьми всю жизнь, и, сколько бы лет тебе ни было, важно обсуждать свои эмоции с товарищем. Не отворачиваться, не драться, не избегать, а объяснять, что тебя расстроило в его поведении и почему тебе это не нравится.
Друзья не обязаны играть только друг с другом
Преданность, безусловно, важна, но важно также объяснить ребёнку: и он, и его товарищи имеют полное право играть с кем-то ещё или вообще оставаться наедине с собой.
На заметку воспитателю: наблюдайте за детьми во время совместной игры, меняйте их местами, вовлекайте в уже сложившиеся коллективы новых игроков, чтобы дети видели, как все играют со всеми (и понимали, почему это правильно и весело).
Друг не обязательно должен быть единственным
Все люди разные, кто-то другой не может заменить твоему другу тебя, потому что он совсем не такой, как ты. Пусть дети видят, как родители общаются с друзьями, а воспитатели — с коллегами: это поможет им понять, что можно не зацикливаться на одном человеке.
Замечания воспитателя — тоже забота
Трудно совмещать твёрдость и эмпатию, но воспитатель должен владеть этой техникой безупречно. Трёхлетнему ребёнку может быть неприятно наблюдать и хулиганство товарища, и рассерженного из-за этого воспитателя. Задача педагога — вовремя включиться в процесс, чтобы не превращать наказание одного расшалившегося ребёнка в публичную порку и повод для дальнейшей травли.
Если вы вынуждены наказать одного человека, помните — на вас сейчас смотрит вся группа. Важно не потерять авторитет в глазах детей, но и не напугать их. Не нужно утешать, подкупать или, напротив, унижать ребёнка на глазах у всех. Дайте понять ему (и его товарищам), что вы верите в него
Можно сказать: «Пожалуйста, сядь сейчас вот здесь и передохни. Когда будешь чувствовать себя лучше, возвращайся к нам». Но при этом вы действительно должны быть уверены — ребёнок в состоянии подумать над своим поведением и продолжить игру.
Подчеркните — вы делаете это для безопасности всей группы, потому что слишком беспокойное, неконтролируемое поведение может привести к неприятностям. Если у ребёнка проблемы в общении со сверстниками, дайте ему (и всем) понять, что вы сочувствуете и тоже переживаете по этому поводу. Если вы настроены не враждебно, то и остальным эта эмоция не передастся.
Чем больше усилий воспитатель приложит для того, чтобы подружить абсолютно всех ребят в коллективе, тем быстрее они начнут играть не парочками и отдельными компаниями, а все вместе. Хотя почему только играть? Работать над проектами, переживать, плакать и смеяться — всё это тоже важно для закрепления навыков общения.