Психология
Как помочь ребенку развиваться? Психологический аспект
13 августа 2018 5 819 просмотров
Ольга Чехова, психолог
С первых часов жизни малыш приступает к самому увлекательному и трудоемкому процессу — познанию. Он впитывает этот мир как губка. И от мамы, и папы зависит то, насколько полной и емкой будет картина мира, окружающая их малыша.
Роль родителей в развитии ребенка
Развитие ребенка — это, в первую очередь, обязанность родителей. В то же время важно помнить, что его рост и взросление заложено самой природой. То есть малыш развивается не потому, что его побуждают к этому родители, а потому что он растет в соответствии с природной программой, заложенной в человеке.
Какова же роль родителя в развитии ребенка? Сопровождать этот процесс мама и папа будут на протяжение всего детства, но вот содержание этой помощи будет меняться в разные периоды.
Когда малышу еще нет и года
Первый год жизни особенно важен для дальнейшей познавательной деятельности ребенка, потому что именно в этот период формируется, так называемое, базовое доверие к миру. Мама и папа должны создать такие условия жизни малыша, чтобы у него сложилось ощущение безопасности и отзывчивости мира.
В первый год жизни ребенка родителям необходимо установить тесную эмоциональную связь с ним: откликаться на все призывы (плач) малыша, удовлетворяя его физиологические потребности (кормление, гигиена и т.д.
), часто брать на руки, качать, прижимать к себе, обнимать, формируя эмоциональную близость, много разговаривать с малышом, держа его на уровне лица, чтобы он видел ваши глаза и воспринимал речь как обращенную именно к нему.
Из этих моментов у ребенка сложится важное ощущение «мир безопасен и открыт», что позволит ему в дальнейшем без страха изучать окружающую действительность.
Источник.
Второй год малыша
«Развитие происходит из точки покоя» — не случайно об этом говорил канадский психолог Гордон Ньюфелд. Когда мир безопасен, когда рядом любящие и заботящиеся взрослые, тогда можно и исследовательскую деятельность развивать активно: встать на ноги и идти изучать мир вокруг.
Ребенок начинает самостоятельно передвигаться, и на втором году жизни наступает новый период в развитии: манипулирование предметами — осваивание мира предметов. Здесь в ход идут не только игрушки, но и всевозможные подручные средства: мамины кастрюли, бабушкины катушки, папины инструменты и т.д. Наблюдая за родителями и подражая им, ребенок учится обращаться с предметами окружающего мира.
Именно в этот период малыш может долго-долго сидеть, например, с пирамидкой, упорно стараясь надеть колечко, пока у него это не получится, совершая бесчисленное количество попыток.
Не старайтесь его поправлять и торопить, пусть он проделает операцию в нужном ему темпе и самостоятельно.
Находясь рядом и спокойно наблюдая за манипуляциями малыша, вы тем самым поддержите и подкрепите его исследовательскую деятельность, за что он будет вам благодарен позднее — в школьные годы, когда этот навык ему будет очень полезен в освоении учебной программы.
Источник.
С трех лет и до школы
Впрочем, настоящее испытание родителей на выдержку наступает во время кризиса трех лет. Вот уж где понадобится поистине вселенское терпение, чтобы сохранять спокойствие.
Но не стоит отчаиваться, во-первых, это норма развития, а во-вторых, за кризисом наступает удивительный период, когда ребенок вслед за миром вещей, начинает осваивать мир людей.
Если до недавнего времени ребенка интересовали предметы вокруг него, то после трех лет, его пристальным вниманием завладеют люди в разных ролях. С трех до семи лет в сюжетно-ролевой игре ребенок будет осваивать мир взаимоотношений.
Посетив с мамой поликлинику, он дома будет разыгрывать сцены и фантазировать их развитие в роли врача или пациента. Наблюдая, как старший брат учит уроки, малыш с удовольствием возьмет собственную тетрадку с заданиями и выполнит их как ученик в классе. Для такой игры можно приобрести для малыша соответствующие его возрасту учебные материалы.
Источник.
Если ребенок с удовольствием выполняет задания в тетрадке, то, поощряя его, фиксируйте внимание на удачном результате, а не ругайте за неудачу.
К примеру, малыш рисовал кружочки, отметьте самые аккуратные, подчеркнув их, чтобы в фокусе внимания ребенка сохранился удачный пример.
Спустя время, снова выполняя задание, он вспомнит лучший результат, потому что визуальная память воспроизведет именно его, если родитель зафиксировал на нем внимание, и ребенку легко будет его повторить.
Не забывайте поощрять малыша, если он усерден, повторяя ему: «ты проявил старание», «у тебя здорово получается».
Однако не ждите от него особенного терпения и внимательности, ведь период выдержки при манипулирования предметами уже закончился, а следующий этап, когда внимание станет произвольным, наступит только около семи лет.
Здесь важнее поддержать саму игру, поощрить и одобрить даже незначительный результат ребенка. Важно оставаться рядом с ним, в совместной деятельности, ведь мир взаимоотношений, который он осваивает в этот период — это и отношения с родителями.
Источник.
Тем более что совсем скоро, в семь лет, приоритеты сменятся, и авторитет родителей подвинет другой значимый взрослый — учитель.
Конечно, влияние и значимость мамы и папы для ребенка не утрачены, но важно знать, что с поступлением в школу бОльший авторитет приобретает учитель, так как он является для ребенка носителем социального статуса.
Именно благодаря учителю сам ребенок становится учеником — школьником, а это уже социальная роль.
В школе в полной мере проявляется то, что успели вложить в своего малыша родители от самого его рождения. Не откладывайте на завтра, важен каждый момент. Будьте с ребенком, создавайте ему благоприятные для развития условия, показывайте, что любите и верите в него, помогайте и утешайте. И с вашей помощью, и соответствуя природной программе, он станет полноценной и развитой личностью.
Обложка поста: pixabay.
Задержка психо-речевого развития ребенка
Задержка психического речевого развития ребенка диагностируется все чаще. По статистике, 20% пятилетних детей имеют этот диагноз.
Сложность заключается в том, что ранее 4-х лет его не ставят, а в 6 – 7 патологию уже поздно лечить. Только ранняя диагностика позволяет вовремя начать коррекцию и достичь хороших результатов.
В противном случае проблема быстро усугубится, а нарушения станут необратимыми.
Что такое ЗПРР
Задержка психического речевого развития ребенка — это заболевание, при котором он отстает в своем психоэмоциональном развитии от возрастных норм. Характеризуется дисфункцией речи, поведенческими нарушениями, эмоциональными расстройствами — ригидностью или лабильностью. У некоторых деток отмечаются и двигательные дисфункции.
Развивается на фоне заболеваний головного мозга или центральной нервной системы. С одной стороны, особый неврологический статус может стать причиной задержки развития психики и речи, с другой же сама патология негативно влияет на психическое развитие.
Зрр и зпрр: отличительные характеристики заболеваний
Задержка речевая и психо-речевая — это не одно и то же. В первом случае психическое развитие ребенка, его эмоции и интеллект соответствует возрастным нормам. Он понимает, что ему говорят, выполняет просьбы — просто пока говорит мало и не стремится к вербальному общению.
Малыши с ЗПРР отстают в умственном развитии от сверстников. В этом и заключается принципиальная разница этих двух понятий.
Причины задержки психического речевого развития ребенка
Есть много факторов, которые могут спровоцировать заболевание. Их можно разделить на группы:
- Внутриутробное развитие. Гипоксия, инфекции плода. Влияют на его развитие после рождения и болезни, травмы, которые перенесла мама во время беременности.
- Осложненные роды. Травматичные, преждевременные или быстрые роды, обвитие.
- Заболевания в первый год жизни. Нейроинфекции, травмы головного мозга.
- Генетические факторы. Хромосомные аномалии и наследственность — болезнь имеет свойство усугубляться у последующего поколения.
Задержка психического речевого развития ребенка может появиться на фоне заболеваний, которые нарушают работу головного мозга. К ним относят: врожденные заболевания ЦНС, эпилепсию, гидроцефалию, ДЦП, опухоли головного мозга, нарушения оттока ликвора.
Как правило, о перечисленных выше ситуациях — врожденных нарушениях, первичных болезнях и травмах – родители узнают сразу и оказывают чаду помощь — проходят лечение, курсы реабилитации.
Но есть ситуации, когда ребенок рождается здоровым физически и психически, растет и развивается в соответствии с возрастной нормой. А потом вдруг ему ставят диагноз ЗПРР.
Способствовать этому могут социальные факторы: гиперопека или, наоборот, жестокость, насилие или безразличие по отношению к чаду, тяжелая психологическая травма, неблагоприятный психологический климат в семье.
Симптомы задержки психического развития речи
Официальный диагноз маленькому пациенту ранее 4, а то и 5 лет не поставят. Но первые предпосылки можно заметить еще в первые месяцы жизни новорожденного. При подозрении на нарушение педиатр обязательно задаст родителям наводящие вопросы — и на основании полученной информации уже может предположить задержку психического развития речи.
Вот признаки, по которым можно его заподозрить.
- В 4 месяца младенец не улыбается, игнорирует вербальное обращение к нему родителей, их жесты и мимику;
- В 8 месяцев младенец не пытается повторить слова с помощью звуков, а в 12 — вербально пассивен;
- В 1,5 годика не понимает значения простых слов, не реагирует на свое имя, на примитивном уровне не формулирует просьбы («дай»), не жует;
- В 2 года знает очень мало слов и не учит новые, а позднее его словарь насчитывает не более 20-ти слов, нет простой фразовой речи;
- Трехлетний малыш не говорит предложениями, «глотает» окончания, говорит медленно, звуки растягивает, не ведет диалог — вместо ответа повторяет заданный вопрос.
Родителям стоит обратить внимание и на другие признаки, которые сопровождают нарушение. Так, если ребенок гиперактивный, агрессивный, невнимательный, плохо запоминает новое, у него скудное воображение и эмоции, он необщительный, слабый физически — все это должно насторожить родителей и стать поводом обращения к педиатру.
Методы диагностики патологии
К диагностике подходят комплексно. Это значит, что маленького пациента осматривают разные специалисты — педиатр, отоларинголог, невролог, логопед. Кроме сбора анамнеза, осмотра и оценки состояния здоровья ребенка, его направляют на аппаратную диагностику.
Это необходимо, поскольку на фоне ЗПРР изменяется органика, в частности нарушается работа левого полушария головного мозга, которое отвечает за развитие речи.
Поэтому окончательный диагноз ставят на основании результатов обследований — ЭЭГ, компьютерной томографии, методики вызванных потенциалов.
После постановки диагноза начинают комплексное лечение. В нем принимают участие невролог, психолог, логопед, рефлексотерапевт. Огромную роль отводят родителям — без них добиться успехов невозможно.
Комплексное лечение болезни
Чем дольше малыш не разговаривает, тем дольше «тормозит» его умственное развитие. Поэтому начинать лечение задержки психического развития речи нужно как можно раньше. Применяют разные методы.
Лечение микротоками
Рефлексотерапевт воздействует током сверхмалой силы на биоактивные точки мозга, которые связаны с речью. Это способствует восстановлению поврежденных зон центральной нервной системы. Начинать рефлексотерапию можно уже полугодовалым младенцам. Как правило, назначают курс из 10 – 12 сеансов, а через 2,5 месяца его повторяют.
Транскраниальная микрополяризация
Физиопроцедура заключается в точечном воздействии на определенные участки головного мозга. В результате в нем формируются новые нейронные связи. Зона коры головного мозга, которую нужно стимулировать, зависит от проблемы. Процедура безопасна, не вызывает побочных реакций и эффективна.
Биоакустическая коррекция при ЗПРР
Суть метода заключается в прослушивании маленьким пациентом электрических сигналов собственного мозга. Их посредством аппаратуры преобразуют в музыку — акустические волны. В результате такого прослушивания восстанавливаются нарушенные функции мозга. Методика БАК сочетает в себе новейшие технологии музыкотерапии, биоуправления и нейротерапии.
Логопедическая коррекция ЗПРР
Занятия логопеда-дефектолога направлены на развитие не только речи, но и мышления, моторики, памяти. Маленькие пациенты учатся правильно произносить звуки, составлять слова, предложения, говорить фразами. Заниматься можно с 2-х лет, хотя на практике логопеды берут детей минимум с 4-х лет.
Но в случае с задержкой психического развития речи начинать коррекцию нужно как можно раньше. В 4 года уже будет упущено довольно много времени и не все функции получится восстановить.
Поэтому нужно либо записаться к логопеду-дефектологу раньше, либо начинать коррекционную работу с другими специалистами по их профилю.
Также полезен логопедический массаж — он укрепляет и стимулирует жевательные и мимические мышцы. В результате малышу становится легче выговаривать звуки, слоги.
Медикаментозная терапия при ЗПРР
Лекарства назначает детский невролог после аппаратной диагностики. Терапия подбирается, в зависимости от патологии. Как правило, это ноотропные препараты — Кортексин, Актовегин, Энцефабол и их аналоги.
Альтернативные методы коррекции
Дополнительное можно подключить и такие методы:
- Консультации детского психолога. Эффективны, если задержка психического речевого развития ребенка возникла на фоне неблагоприятного климата в семье, психологической травмы, ошибок в воспитании. Хорошо работают с маленькими пациентами игровая, музыкальная, арт-терапия;
- Остеопатия. Воздействуя мануально на определенные зоны, врач балансирует работу нервной системы и психики, активизирует речевые центры мозга. Это эффективное направление, опытные остеопаты буквально творят чудеса;
- Дельфинотерапия. Метод больше распространен в Европе и США. Расслабляет нервную систему, но прекрасно зарекомендовал себя, к примеру, в рамках лечения аутистов (а ведь они тоже отстают в психическом и речевом развитии).
В рамках основного лечения перечисленные вспомогательные методики дают очень хорошие результаты. Обсудите с врачом (педиатром или неврологом), стоит ли их подключить в вашем случае.
Роль родителей в лечении ЗПРР
Без участия мамы и папы даже самый лучший специалист не сможет вылечить их чадо. Их задача — выполнять все рекомендации врачей.
Например, выполнять дома упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, играть в подвижные игры, слушать и угадывать музыкальные инструменты, собирать пазлы, постоянно разговаривать с ребенком — только при такой комплексной работе врачей и родителей ему можно помочь.
Еще один важный момент. Не заменяйте вербальное общение телевизором и смартфоном. Речь, которую ваше чадо слышит по телевизору или из мультфильмов, мешает формированию его собственной речи. Пассивный словарь у него будет хороший, а вот активный — нет.
«Механические» голоса активизируют правое полушарие, когда за формирование речи отвечает левое. Таким образом, гаджеты тормозят речевое развитие и провоцируют ЗРР, а оно, в свою очередь, может привести и к задержке психического развития речи.
Поэтому лучше вовсе не включать при ребенке телевизор, радио, планшеты и другие устройства.
Проводите с сыном или дочкой больше времени вместе, выезжайте на природу — это способствует улучшению психоэмоционального состояния.
Прогнозы и последствия: чего ждать?
Эффективность лечения зависит от многих факторов. Главные из них – возраст маленького пациента, степень выраженности задержки психического речевого развития ребенка и первичные заболевания.
К сожалению, при глубинных нарушениях или терапии, начатой у 5 – 6-летних деток, ждать больших результатов не приходится. Лишь в 0,2% случаев из 100% возможно, что он начнет говорить. Если же дитя не овладело речью в 7 лет, то уже не заговорит никогда.
Если же родители обратились за помощью, когда малышу исполнилось 2 – 3 годика, то есть все шансы на полное восстановление. В этом случае все зависит от степени недоразвитости, участия родителей и методик, которые применяются для лечения.
Если родители ждут, что дитя рано или поздно заговорит само, они только упускают время. Если это не индивидуальный темп развития конкретного малыша, а действительно проблема, она не пройдет сама.
На фоне психической и речевой недоразвитости дети страдают плохой памятью и мышлением, искаженно воспринимают и перерабатывают информацию, не могут сосредотачивать внимание.
В будущем это приводит к изменениям в личностном плане — ребенок становится раздражительным, закрытым, необщительным, у него появляется чувство собственной неполноценности.
Помощь ребенку при отставании в развитии
Иногда диагноз «отставание в развитии» появляется совершенно внезапно при плановой диспансеризации малыша. Он может быть поставлен по разным причинам даже в возрасте до 1 года. Врач обращает внимание на наличие или отсутствие безусловных рефлексов у крохи.
Все проблемы задержки развития можно разделить на физические и психические. Если наблюдается физическая задержка, то часто сохраняется интеллект. Самыми тяжелыми считаются органические повреждения мозга и ЦНС, которые ведут к снижению интеллекта.
Если известно, что ребенок отстает в развитии, то нельзя откладывать визит к специалисту. С разными проблемами работают неврологи, психологи, дефектологи и психиатры. Они помогут создать план для развития и обучения малыша.
Дальше все зависит от родителей и их помощи.
Отставание в развитии
Родители должны помнить, что диагноз «отставание в развитии» не означает, что ребенок никогда ничего не сможет. Некоторые из видов отставания легкие, и малыш сможет посещать садик, школу, продолжить обучение.
Просто ему нужно больше времени и внимания. Для таких детей разработаны специальные программы, существуют садики и школы коррекционного типа. Малыша вполне можно развивать и социализировать.
Отставание совершенно не означает, что он не сможет жить обычной жизнью ребенка.
Для тяжелых форм отставания физического или психического развития все гораздо сложнее. Определиться, что делать, родителям должны помочь врачи и дефектологи. Они посоветуют развивающие программы, центры для обучения. Таких детей нельзя бросать на произвол судьбы. Их учат простым правилам поведения, личной гигиене. Тут задача обучения — дать малышу как можно больше самостоятельности.
До 1 года можно легко выявить серьезные отставания, особенно в физическом развитии. До поступления в школу (5-7 лет) выявляются нарушения психического развития. Многие наблюдения родители могут провести сами. Если по «контрольным признакам» есть сомнения, сразу же обращайтесь к врачу. Некоторые из форм отставания можно исправить адекватным педагогическим подходом.
Физическое отставание
Речь идет о значительном отставании по главным антропометрическим параметрам. Например, ребенок рождается совершенно нормального роста и веса, но с течением времени эти показатели практически не меняются. Малыш кушает хорошо, но прибавки роста и веса нет. Такая ситуация может быть обусловлена двумя причинами:
- заболевания органического характера;
- психосоматические отклонения.
Основные проявления данной проблемы:
- отставание в росте, весе;
- недоразвитость конечностей;
- недостаточное количество мышечной или жировой ткани;
- облысение.
Часто такими проблемами страдают недоношенные дети. Тогда считается, что в 1-2 года еще нельзя говорить о степени опасности отставания. Дети лишь медленнее развиваются и набирают вес. Если же после 2-летнего возраста сохраняется проблема, то ставится диагноз «отставание в развитии».
Бывают случаи, когда физическое и психическое развитие задерживаются одновременно. Это очень серьезная ситуация. Чаще бывает так, что у ребенка сохраняется нормальный интеллектуальный уровень. Он развивается так же, как его сверстники, может посещать садик, школу, нормально общаться. Степень физического отставания тут играет решающую роль.
Таких детей нельзя оставлять без внимания, обучения. Мозг работает нормально, а значит, у ребенка присутствует познавательный интерес. Ему необходимо учиться, иначе произойдут личностные перемены. У малыша есть потенциал, значит, нужно что-то делать для его правильного психического и эмоционального развития.
Психическое отставание
Существует очень много вариантов того, как будет проявляться отставание психического развития крохи. Три основных направления:
- неправильный педагогический подход к ребенку;
- умственная отсталость;
- задержка психических реакций.
Поведение таких детей незрелое, очень «детское»: например, ребенку 10-12 лет, но он все еще не проявляет достаточно самостоятельности, интереса.
Развитие детей с психическим отставанием соответствует возрасту 1-1,5 года, словно остановилось на нем. Они страдают от серьезных нарушений функционирования мозга.
Причин может быть очень много – от неправильного внутриутробного развития до пережитых в раннем детстве инфекций.
Основные причины
Рассмотрим подробнее основные причины отставания в психическом развитии у детей. Большинство из них влияет на работу нервной системы. Обычно нарушения выявляются еще до достижения ребенком 1 года. Другие будут более заметны после 3-4 лет.
Неправильный подход к обучению
К сожалению, неправильный педагогический подход встречается достаточно часто. Это касается не только воспитателей и учителей, но и родителей ребенка. Никто не занимался его обучением, не использовал развивающие методики. Бывает так, что малыш даже не умеет играть, ведь его никто не научил это делать.
Ребенок остается без внимания взрослых, с ним мало гуляют или он вообще все время находится в квартире. Тогда нет стимула для появления познавательного интереса. Психика начала нормальное развитие, но в важный период времени (до 1 года) впала в стагнацию. Развитие психики и интеллекта уже не может идти по правильному пути.
Если вовремя начать заниматься с малышом, психика снова перейдет в активную фазу. Конечно, если нет других предпосылок к отставанию в психическом развитии. Подобные проблемы выявляет психолог, анализируя поведенческие реакции малыша, его историю и среду жизни.
Социальная среда
Тут причинами отставания становятся травмирующие для психики факторы. Так, родители могут слишком сильно опекать ребенка, не давая ему проявлять свою личность, ограничивая самостоятельность. Наступает инфантилизм. В 5-6 лет малыш все еще не может самостоятельно есть, заниматься личной гигиеной.
Возможны психические реакции на агрессивное поведение. Ребенок запуган, замыкается, прекращает общение с внешним миром. Так может происходить из года в год – ребенку необходима помощь специалиста для решения проблемы.
Биологические факторы
Многие дети с психологическим отставанием уже родились с дефектами развития мозга. Они сильно повлияли на интеллект и реакции малыша. Причины могут быть разными.
- Нервно-церебрального характера (неправильная закладка органов при формировании эмбриона)
Это сильные отклонения работы нервной системы, неправильное развитие мозга. Такой тип самый тяжелый для дальнейшей работы. Все мыслительные и поведенческие процессы проходят по иному пути.
- Патологии во время беременности
Здесь причины как зависящие от матери, так и независящие. Например, наследственные патологии. Женщина может не знать, что является носителем патологического гена. Или же знает, но сознательно идет на риск.
Другие причины патологического развития плода во время беременности:
- употребление матерью алкоголя и наркотиков;
- перенесенные инфекции;
- прием лекарств, антибиотиков, сильных успокоительных (есть огромный список лекарств, которые нельзя принимать во время беременности);
- травмы беременной, падения;
- сильный токсикоз.
Закладка органов в таком случае происходит неправильно. Мозг и нервная система сильнее всего страдают от химических веществ (наркотики, алкоголь, лекарства).
Сюда относятся:
- тяжелые роды;
- травмы головы;
- гипоксия.
Иногда изначально здоровый ребенок может получить при родах серьезное повреждение (как психического, так и физического характера). Оно станет причиной отставания в развитии.
Как выявить отставание развития
Существует множество показателей отставания, которые могут заметить сами родители. А может быть, воспитатель детского сада выявит проблему. Обычно самые яркие проявления начинаются после 2 лет. Что делать в такой ситуации, родителям подскажет педиатр.
Некоторые проявления будут заметны еще в возрасте нескольких месяцев. На них вам укажет педиатр или медсестра, которые будут проверять рефлексы ребенка.
- После первых 3 месяцев жизни должен пропадать безусловный сосательный рефлекс. Опасения вызывает его задержка, когда малыш продолжает постоянно держать во рту палец, край одежды и т.д.
- После 2-3 месяцев ребенок все еще не умеет концентрировать внимание, фокусировать взгляд. Кажется, что его вообще ничего не может заинтересовать.
- Нет реакции на звуки – ребенок не поворачивает голову в сторону источника звука.
- Даже после 3-4 месяцев все еще не улыбается.
- От 3 месяцев обычно начинается активное развитие речи: гуление, лепетание. Если до 1 года или тем более 2-3 лет нет осмысленных слов, то речь идет о серьезном нарушении развития.
- В возрасте 3-4 лет все еще не развита память, малыш не может выучить буквы, слова.
- В детском саду обнаруживается, что кроха не может писать, запоминать названия предметов. Отсутствует стремление к самостоятельной деятельности.
- У дошкольника нет четкой, правильной речи.
Наличие сразу нескольких (от 3 признаков) говорит о серьезном нарушении психической деятельности и отставании в интеллектуальном развитии.
Как помочь ребенку
Родителям обязательно нужно обратиться к специалисту. Только он сможет составить индивидуальный план лечение для ребенка. Иногда отставание в развитии можно «смягчить» и частично нагнать школьную программу.
Сходите к специалисту
С отставаниями в развитии работают разные врачи. Все зависит от рода проблемы, наличия органических изменений. Очень опасно откладывать визит к специалисту, ведь проще всего поддаются коррекции или лечению отставания на начальной стадии.
Соматический инфантилизм. Это задержка в развитии, которая не носит органический характер – с точки зрения физиологии малыш здоров. Возможно, ребенка неправильно воспитывали, не уделяли достаточно внимания его воспитанию. Это делает его несамостоятельным, у него отсутствует интерес к учебе, жизни. Такие диагнозы ставятся не раньше 3-4 года жизни.
Нарушения в психической деятельности, асоциальное поведение. Малыш с большим трудом социализируется, не может находиться в обществе. Такие дети часто агрессивны, не поддаются обычным методам воспитания. Часто нуждаются в медикаментозном лечении и терапии.
Легкие формы отставания в развитии. Например, задержка речевого развития, памяти, концентрации. Эти проблемы можно исправить полностью или частично. Также он работает с неправильными социально-поведенческими реакциями у детей.
Этот специалист занимается проблемами неврологического характера. Он назначает комплексное лечение, поддерживающую терапию. Неврологические проблемы являются наиболее серьезными в этом списке.
Нивелировать их воздействие практически нельзя. Чаще всего малыш с проблемами попадает к неврологу еще до 1 года, через несколько месяцев после рождения.
Такие детишки будут нуждаться в особой терапии, лекарствах, лечебной физкультуре.
Коррекционный детский сад
Родители часто не знают, что им делать после постановки диагноза «отставание в развитии». Любой из специалистов может посоветовать дальнейшее направление действий. Если есть возможность, малыша предлагают обучать по специальной программе. Если отклонение выявлено рано, то это детский садик с дефектологическим или коррекционным уклоном.
Класс коррекции помогает детям нагнать программу – им показывают, как учиться. Если наблюдается легкое отставание, то вполне возможно, что после 2-4 лет коррекционного садика малыш сможет пойти в школу вместе с другими детьми.
Здесь занятия проходят не так, как в обычном саду. Группы формируются маленькие, а воспитателей больше. Так, в обычном садике всего 1 воспитатель и 2 нянечки на 10-15 человек. Здесь же каждому малышу нужно уделять внимание. Штат сотрудников гораздо шире: это воспитатели, дефектологи, нянечки и медсестры.
Специальные школы для детей с проблемным развитием
Если выявлены серьезные дефекты развития, после детского сада ребенка направляют в специальные учебные заведения. Основные направления работы с детьми:
- попытки социализации;
- обучение уходу за собой.
Многие из детей с серьезными неврологическими и церебральными нарушениями не смогут учиться. Им даются основы знаний о мире, но больший упор делается на социализацию, ведь такие дети вполне могут играть вместе, находиться в обществе. Детишкам с серьезными психиатрическими проблемами это важно, иначе они будут относиться к людям неадекватно.
Ребят обучают правилам личной гигиены, чтобы они были способны хотя бы минимально заботиться о себе. К сожалению, они нуждаются в постоянном внимании и помощи взрослых. Обычная школа не может обеспечить им такую возможность.
Как максимально помочь ребенку с задержкой психоречевого развития (ЗПРР)?
Сегодня детей с задержками психического развития становится все больше. До 20-25% детского населения имеют ЗПР. Более 50% школьников имеют трудности с усвоением школьной программы. По данным зарубежных исследований 2009 года, проведенных в 18 странах, до 23 % детей в возрасте от 2 до 9 лет имеют интеллектуальные нарушения.
По данным МО РФ более 60% детей дошкольного возраста находятся в группе риска по психической дезадаптации, и около 35% имеют расстройства нервно-психической сферы.Современные методы диагностики, лечения и реабилитации детей с задержками развития на высоком уровне. Но, к сожалению, не всегда в полном объеме используются на практике.
⠀Детям с задержками развития необходимо тщательное последовательное обследование детским неврологом, правильная диагностика. Обязательно динамическое наблюдение и коррекция терапии. Требуются повторные курсы медикаментозной терапии. Применяются при необходимости методы аппаратной терапии.
Есть возможности использования альтернативных методов терапии.Обращение к специалистам для решения проблемы Вашего ребенка поможет преодолеть беспокойство и держать под контролем ситуацию развития ребенка. Необходимо тщательно подбирать специалистов для проведения психолого-педагогической коррекции.
Чем раньше Вы обратитесь к специалистам по лечению и реабилитации ЗПРР, тем успешнее будет развитие Вашего ребенка. Вы получите необходимые знания о том, какие обследования и тесты необходимы именно Вашему ребенку с ЗПРР. Проясните вопрос о том, какие именно высшие психические функции отстают в развитии.
У одних детей может страдать эмоционально-волевая сфера, у других интеллектуальная. У одних больше выражены нарушения памяти, у других – мышления или восприятия.
У третьих в большей степени страдает речевая функция. У четвертых — нарушения крупной или мелкой моторики. Важно понять какого характера эти нарушения, на каком уровне. Все эти тонкости необходимо знать, чтобы выстроить грамотную работу по реабилитации ребенка с задержкой психоречевого развитии.
Самостоятельно родитель не может решить такое количество задач по развитию ребенка, в связи с отсутствием необходимых знаний.
Такой лечебной и коррекционной работой занимаются специалисты: детские неврологи, нейропсихологии, дефектологи, детские и семейные психологи и другие.
Здесь также имеет значение коммуникация между специалистами, которые занимаются реабилитацией детей с ЗПРР. Если эти специалисты не работают в команде, то эффективность усилий по умственному развитию ребенка уменьшается.
Однако, это не значит, что родитель должен полностью доверить ребенка в руки специалистов. В процессе восстановления нервной системы и в развитии высших психических функций ребенка огромное значение имеет вовлеченность родителей в процесс реабилитации, их высокая мотивация на достижение успехов в этой работе.
Родитель выступает активным участником в занятиях и развивающих играх с ребенком. Он обучается навыкам эффективного общения с ребенком. Отслеживает, какие внутрисемейные правила, программы и установки приводят к нежелательным последствиям в развитии ребенка.
Нечеткость внутрисемейных правил и норм, их противоречивость, непоследовательность в воспитании приводят к росту тревоги, сбивают с толку, ведут к неустойчивости психики ребенка и семьи в целом.
Программа «Запуск умственного развития ребенка за 6 месяцев» предусматривает регулярное взаимодействие специалистов и родителей для достижения наилучшего результата.
Причины задержки психоречевого развития оцениваются всесторонне. Это могут быть причины на уровне изменения физиологии ребенка, неврологического дефекта. Могут быть психогенные причины, связанные с множественными психотравмирующими ситуациями.
Могут быть причины, связанные с некорректной организацией развития ребенка, неумения создавать необходимую развивающую среду.
Могут быть причины, связанные с наличием хронических заболеваний у ребенка и тогда требуется привлечение сторонних специалистов.
Оценить степень задержки развития и провести дифференциальный диагноз с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, с генетическими синдромами могут только специалисты в этой области. А также специалисты помогут Вам понять, какой прогноз в отношении развития ребенка.
Чего точно не нужно делать родителям – это ждать когда проблема сама собой разрешится. Она не разрешиться, не рассосется. Она усугубиться, если вовремя не заметить, не принять меры, не помочь ребенку стать успешным.
Вторая ошибка родителей при подозрении на задержку развития – это разовые обращения к специалистам, которые назначают однократный курс терапии, который, как правило, не приносит желаемого улучшения.
Родители начинают ходить от одного специалиста к другому, разочаровываясь в каждом. Таким образом, порождается «синдром неоправданных ожиданий».
Необходимо понять, что только длительная реабилитация и лечение даст положительный результат.
Третья ошибка родителей – это попытка экономить на проблеме. Не вкладывать финансовые ресурсы в развитие ребенка, а пытаться своими силами решить проблему.
Этот путь допустим только при легких формах ЗПР. Однако оценить степень расстройства родитель самостоятельно не сможет.Вывод: не стоит дожидаться пока ребенок станет школьником и проблемы с обучением и поведением в школе выявят всю сложность проблемы незрелой психики ребенка. Обращайтесь к специалистам как можно раньше, если хотите вырастить здорового, успешного, счастливого ребенка.
Требуется консультация специалиста.
Наталья Никифорова. Врач детский невролог, врач функциональной диагностики, арттерапевт, психолог-консультант, ABA-терапевт, автор программы «Запуск умственного развития ребенка за 6 месяцев». Опыт работы 12 лет. Специалист в области развития детей и лечения задержек психоречевого развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Если у Вас появились вопросы с удовольствием отвечу на них на личной консультации.Запись на предварительную онлайн консультацию:
Сайт:
Как стимулировать речевую активность у детей с ЗРР. Игры и упражнения
Авторы: Ирина Горелова, Анна Иванова
Задержке речевого развития (ЗРР) часто сопутствуют агрессия, тревожность, трудности с социализацией. В статье – приемы, которые помогут решить эти проблемы и стимулировать речевую активность у детей.
В последние годы в детский сад часто поступают дети с задержкой речевого развития (ЗРР). Дети легко взаимодействуют с гаджетами, но не говорят. Планшет, телефон, телевизор не слышат, не задают вопросов, не стимулируют искать ответ, и говорить ребенку незачем.
Задержка развития речи ведет к замедлению темпа интеллектуального развития, так как память, внимание, восприятие, мышление, воображение, целенаправленное поведение развиваются с прямым участием речи. Это может тормозить и искажать психическое развитие ребенка.
Важно Напоминайте родителям, что для изменений нужно время и терпение, не надо форсировать события; если речевых изменений долго нет, надо обратиться к специалистам.
Маленьким детям нужна наглядность.
Чем старше ребенок, тем меньше нужно показывать и больше побуждать действовать по слову взрослого. Если ребенок не разговаривает или говорит мало, нужно предлагать ему занимательные игры с предметами и картинками.
Что делать в семье.
Родители должны больше разговаривать с ребенком, побуждать использовать слова, предложения, обеспечить чувство психологической защищенности, информативную и доступную по возрасту предметно-игровую среду.
Расскажите родителям, что до 5 лет интенсивно развивается мозг, и это влияет на развитие речи.
Помочь развитию мозга можно, если ребенок будет больше гулять в течение светового дня, делать физические упражнения, находиться в хорошо проветренных помещениях, желательно с ароматами хвои или цитрусовых, менять деятельность, есть разнообразную пищу, не переутомляться. Также важно, чтобы родители не курили при ребенке и он не вдыхал запах сигаретного дыма.
Упражнение «Массаж мозга»
Ребенок каждый день за час или полчаса до завтрака 5 минут активно полощет рот кипяченой водой комнатной температуры. Взрослый при этом приговаривает: «Просыпаются щеки, просыпаются губы, просыпается язык! Просыпайся, ум! Пробуждайся, речь!»
Что делать в детском саду
Чтобы активизировать малоговорящих детей, нужно предлагать им задания, которые учитывают их склонности, эмоции. Воспитатели должны предусматривать в календарном плане занятия с рассказами детей о любимой игрушке и т. п.
Задание к теме «Рассказ о любимой игрушке»
Ребенок может нарисовать ее или заранее принести в детский сад и показать детям и воспитателю. Взрослый помогает вопросами: «Как зовут твою игрушку? Умеет ли она лаять? Как она злится? Как радуется?».
Папки с картинками, альбомы, книги в речевом уголке группы следует менять в соответствии с темой недели. Вывешивать лучше крупные картины, так как это активизирует желание рассказывать.