Как правильно закаливать ребенка: важные тонкости

28 июня 2019 16:40 | Отредактировано: 9 августа 2019 08:15О том, как закалять ребенка, родителям должен рассказать врач, который знаком с тактикой укрепления иммунитета у детей, обладает знаниями в педиатрии, иммунологии. Методы закаливания зависят от возраста ребенка и состояния его иммунной системы. Как правильно закаливать ребенка: важные тонкости

Ребенок и со слабым иммунитетом может проводить время в бассейне

Понятие закаливания

С рождения ребенок через грудное молоко получает от матери антитела, таким образом формируется устойчивость к заболеваниям, к которым у мамы есть резистентность.

Примерно к 3 месяцам организм грудничка теряет материнские антитела и начинает постепенно вырабатывать иммунный ответ самостоятельно. Это происходит активно, в результате вакцинации и контакта с различными инфекционными агентами, или пассивно, в результате кормления грудью и введения иммуноглобулинов.

Закаливание – это процесс укрепления иммунной системы человека активным способом. При нем формируется способность организма адаптироваться к агрессивным факторам внешней среды. Для того чтобы ребенок не болел больше, чем это происходит обычно, необходимо проводить естественное закаливание – как в домашних условиях, так и на свежем воздухе, на природе или в городе.

Важно правильно подходить к процессу закаливания, чтобы не привести к сбою в работе организма, а постепенно увеличивать выработку антител, укреплять сосуды, улучшать кровообращение и лимфодренаж, работу надпочечников и вегетативной нервной системы.

Другими словами, необходимо давать организму небольшой равномерный стресс, к которому возможно выработать правильный адекватный ответ. В качестве самых действенных распространенных методов используются воздушные или водные процедуры.

Совмещение холодной воды и теплого воздуха способствует спазму и расширению сосудов, стимуляции кровообращения, кроветворения, секреции органами иммунной системы иммуноглобулинов.

Воздушные ванны

Многие родители неправильно понимают суть закаливания: ребенку нельзя попадать в серьезные стрессовые ситуации без необходимой подготовки.

Закаливание на свежем воздухе включает следующие мероприятия:

  • зарядка по утрам на улице или прогулки;
  • игры на детских площадках;
  • катание на велосипеде;
  • пикники, походы;
  • плавание в открытых бассейнах или озерах, морях.

Важно, чтобы прогулки и пребывание на свежем воздухе стали ежедневно необходимы для ребенка. Прогулки с раннего возраста должны присутствовать в жизни малыша, в любую погоду необходимо гулять, зимой и летом.

Как правильно закаливать ребенка: важные тонкости

Ежедневное купание младенца правильно проводится в четыре руки

Водные процедуры

Как закалять ребенка с помощью воды? Известно, что обливание и контрастный душ укрепляют организм, улучшают эластичность и прочность сосудов, рост и развитие органов и нервной системы.

Существует множество вариантов закаливания с использованием воды:

  • обтирание или обливание;
  • плавание;
  • чередование умывания в теплой и холодной воде.

Важное правило заключается в том, что нельзя сразу подвергать организм стрессу, с которым он сможет не справиться. Нельзя в первый же день обливать ребенка ледяной водой, окунать его в холодное озеро. Важно начинать с коротких процедур с прохладной водой:

  • ежедневное купание с обливанием;
  • умывание;
  • упражнения в бассейне.

Любое закаливание, как системное, так и локальное, должно быть длительным и постепенным. Можно закалить дыхательную систему, давая ребенку прохладные напитки и постепенно снижая их температуру.

Важно проводить процедуры регулярно, не делать больших пауз.

Если долго не поить ребенка холодной водой, местный иммунитет возвращается к состоянию до закаливания, и горло заболит сразу после начала употребления холодных лимонадов или мороженого.

Когда нельзя закаливать: противопоказания

Важно понимать, что здоровый образ жизни предусматривает ежедневное закаливание организма. Ребенку необходимы ежедневные прогулки, занятия спортом, но только в том случае, если нет патологических состояний, которые могли бы привести к вреду от закаливания.

Противопоказания к закаливанию:

  • врожденные аномалии развития сердца (в послеоперационном периоде после устранения порока постепенно можно вести относительно нормальный образ жизни);
  • при анемии любого происхождения (обычно у детей диагностируется железодефицитная анемия, возникающая из-за недостаточного употребления продуктов, богатых железом, или нарушения его всасывания);
  • острые респираторные заболевания (синусит, ринит, фарингит, бронхит);
  • состояние лихорадки и озноба;
  • нарушения неврологического статуса (эпилептические приступы, эпиактивность на ЭЭГ, нарушения сознания);
  • истощение, нарушение питания, кахексия.

Недоношенным новорожденным приступать к закаливанию следует в возрасте 1,5-3 мес в зависимости от состояния здоровья.

В этом списке нет детей со слабым иммунитетом, а также тех, кточасто переносит ОРВИ. Такое состояние можно и необходимо исправлять закаливанием, но правильным способом, ведь нарушение этого процесса может усугубить недостаточность иммунитета.

Методы, используемые для новорожденных детей 

Все советы педиатра по ухаживанию за грудным ребенком – это методы ежедневного закаливания:

  • ежедневное купание;
  • зарядка и массажи;
  • прогулки.

Каждый из этих ритуалов нужно выполнять правильно, чтобы они благотворно отражались на развитии малыша.

Купать ребенка надо каждый день в теплой воде. Важны температура воздуха в комнате, используемые средства для ухода за кожей и обработки пупка.

Более агрессивные методы начинаются с контрастного обливания ножек в момент, когда остальное тело находится в тепле. Сначала обливают прохладной, затем холодной водой. Ребенок не должен при этом плакать, чего-то бояться, ощущать хоть какой-то дискомфорт. Все должно происходить в виде игры.

Другие упражнения:

  • умывание сначала теплой, потом холодной водой;
  • контрастный душ (снижать температуру воды нужно постепенно);
  • обтирание во время купания;
  • проведение времени на солнце (это надо делать с осторожностью, защищая кожу от действия прямых солнечных лучей, перегревания и солнечных ударов).

Все упражнения обговариваются с врачом, проводятся только в случае отсутствия противопоказаний.

Как правильно закаливать ребенка: важные тонкости

Дети постарше могут закаляться самостоятельно на улице и в домашних условиях

Упражнения для детей старше 3 лет

С этого возраста можно начинать применять более серьезные методы закаливания, но необходимо с осторожностью подбирать те, которые бы нравились ребенку.

Важная составляющая закаливания – это стабильное состояние ребенка, как физическое, так и эмоциональное. Если малыш начинает плакать или неадекватно реагировать на процесс, необходимо срочно прекратить процедуру.

Возможные методы, которые используются в этом возрасте:

  • обливание холодной водой на улице; процедура должна проводиться поэтапно: начинают с коротких обливаний теплой водой при высоких температурах окружающей среды, затем постепенно увеличивают объем воды и длительность обливания;
  • прогулки в летние дни без верхней одежды (не забывать защищать кожу от солнечных лучей);
  • плавание летом в искусственных или натуральных водоемах.

Активные прогулки, игры и спортивные упражнения на свежем воздухе должны быть неотъемлемой частью жизни ребенка.

Важные правила закаливания для ребенка любого возраста 

Существуют некоторые правила, которые должен знать каждый родитель:

  • все процедуры должны проходить при хорошем самочувствии ребенка: он должен хорошо высыпаться, ни на что не жаловаться, не лихорадить и не быть апатичным; нужно проконсультироваться по вопросам закаливания с врачом и получить его одобрение, по необходимости назначаются различные лабораторные и обследованиятесты для того, чтобы убедиться в отсутствии противопоказаний;
  • понижение температуры воды должно быть постепенным;
  • при закаливании половые органы мальчиков необходимо прикрывать плавками (функциональность яичек нарушается из-за резких перепадов температур);
  • ребенок не должен гулять сразу после еды, также нельзя перекармливать детей (таблицы равномерного роста и веса разработаны педиатрами, чтобы показывать, сколько должен весить ребенок в определенном возрасте при определенном росте; если масса тела больше или меньше нормы, это всегда признак нарушения питания или работы внутренних органов);
  • если ребенок находится в помещении, температура в нем не должна быть слишком низкой или высокой, оптимальная температура в доме – 19-20 градусов; также необходимо постоянно хорошо проветривать комнаты независимо от состояния ребенка (проветривание должно проводиться даже чаще, когда в доме есть больные респираторными инфекциями);
  • на улицу необходимо одевать детей так же, как и себя (миф о том, что ребенка нужно одевать теплее, чем взрослого, ничем не подкреплен);
  • закаливание каждого ребенка – это сугубо индивидуальный процесс, который различается у разных детей; невозможно подобрать универсальный метод;
  • закаливание не может быть методом лечения какого-либо заболевания – это лишь профилактическая мера против болезней.

Правила распространяются на детей любого возраста, детей с хроническими заболеваниями и врожденными аномалиями, которые не являются противопоказаниями для закаливания. Соблюдая эти простые правила, родитель создает оптимальные условия для роста здорового малыша, который адекватно воспринимает окружающий мир, умеет и любит учиться чему-то новому, редко болеет и радуется каждому дню.

Как правильно закаливать ребенка: важные тонкости

Перед плаванием в озерах и реках правильно будет проверить их безопасность для купания

Закаливание – важная часть жизни каждого человека, взрослых и детей. Эти процедуры должны быть ежедневными для усиления защитных свойств организма.

Держать детей взаперти, оберегать от всего на свете – такая тактика не только не сделает их здоровее, но может полностью погубить их иммунную систему и привести к развитию серьезных заболеваний в будущем.

Забота о подрастающем поколении должна подкрепляться знаниями и медицинскими рекомендациями.

Видео

Читайте в следующей статье: правила детского закаливания

РубрикаУход за новорожденным

Закаливание детей раннего возраста по методике профессора И.А. Аршавского

По методики профессора Аршавского

Как начать закалять ребенка — вопрос, который интересует многих молодых родителей. Естественное желание укрепить организм малыша, чтобы он болел как можно реже. Меня, как родителя, тоже эта тема не обошла стороной. Поэтому решил поделиться методикой профессора Аршавского, которой пользовался для закаливания Ники.

Время чтения статьи: ~ 7 минут

Закаливание детей раннего возраста: с рождения и до года

Как правильно закалять ребенка от года?

Читайте также:  Кашель при остром ларингите у детей

Раннее закаливание детей: правила и основные принципы

Закаливание детей раннего возраста: с рождения и до года

В основе метода раннего закаливания детей по Аршавскому лежит принцип кратковременного воздействия на организм закаливающегося холодной воды. Разница температур должна быть 15 градусов. Как же начинать закаливание детей до года, чтобы оно прошло без стресса для мнительных мам и бабушек? Для этого вам понадобится здоровый грудничок, ванна и свободное время.

Инструкция по раннему закаливанию детей в домашних условиях во время купания:

  1. Начинаем купать ребенка в ванной с комфортной для него температурой. Обычно, она варьируется в диапазоне 32-37 градусов. Помним, что каждый малыш индивидуален, поэтому одному будет тепло в воде, нагретой до 32 градусов, а другой в ней замерзнет. В ванне грудничок должен согреться и расслабиться.

  2. Пока ребенок лежит в теплой ванне, мама или папа готовит кувшин с водой. Она должна быть холоднее на 10 градусов воды в ванной.
  3. Теплого ребенка поднимаем на руках над ванной и начинаем обливать водой из кувшина. Делается это по схеме: начинаем с пяточек, потом ножки, спинка снизу вверх по позвоночнику. Все обливание занимает не более 5-ти секунд.

  4. Мокрого ребенка не растирая полотенцем, заворачиваем в пеленки: тонкую хлопковую и сверху толстую байковую.
  5. Одеваем малыша через 10-15 минут.

Каждые три дня нужно снижать температуру воды в кувшине на один градус. Это делается до тех пор, пока разница температур воды в ванной и в кувшине не достигнет 15 градусов.

После этого взрослые продолжают обливать грудничка водой из кувшина ежедневно во время купания.

  1. Начинаем купать ребенка в ванной с комфортной для него температурой. Обычно, она варьируется в диапазоне 32-37 градусов. Помним, что каждый малыш индивидуален, поэтому одному будет тепло в воде, нагретой до 32 градусов, а другой в ней замерзнет.

    В ванне грудничок должен согреться и расслабиться.

  2. Пока ребенок лежит в теплой ванне, мама или папа готовит кувшин с водой. Она должна быть холоднее на 10 градусов воды в ванной.
  3. Теплого ребенка поднимаем на руках над ванной и начинаем обливать водой из кувшина. Делается это по схеме: начинаем с пяточек, потом ножки, спинка снизу вверх по позвоночнику.

    Все обливание занимает не более 5-ти секунд.

  4. Мокрого ребенка не растирая полотенцем, заворачиваем в пеленки: тонкую хлопковую и сверху толстую байковую.
  5. Одеваем малыша через 10-15 минут.

Каждые три дня нужно снижать температуру воды в кувшине на один градус. Это делается до тех пор, пока разница температур воды в ванной и в кувшине не достигнет 15 градусов. После этого взрослые продолжают обливать грудничка водой из кувшина ежедневно во время купания.

Не стоит бояться разницы температур в 15 градусов. Доношенный ребенок хорошо справится с таким перепадом температур.

Во время беременности малыш провел внутриутробно при температуре 36,6, а после рождения попал в среду с температурой воздуха, примерно, 22 градуса. Но адаптировался очень быстро к такому перепаду.

Как правильно закалять ребенка от года?

Закаливание детей дошкольного возраста также ответственность родителей. Бывает, что в некоторых детских садах идет акцент на закаливание детей 3 лет и старше. Но, как правило, это специализированные дошкольные учреждения. Поэтому мамам рекомендую взять в свои руки укрепление здоровья своих детей. Это также, как и в грудничковом возрасте, легко делать во время купания.

Пошаговая инструкция закаливания детей младшего возраста:

  1. Ребенок, как обычно, купается в ванной. Вода должна быть комфортной температуры, примерно 32-37 градусов. Малыш должен хорошо разогреться. Если он не любит сидеть в ванне, то можно поставить его под теплый душ.
  2. Мама предлагает ребенку побегать под холодным дождиком и включает душ с водой холоднее на 15 градусов.

    Под холодный душ нужно подставить сначала только ручки. Продолжительность такого «дождя» — 3-5 секунд. После холодного воздействия воды опять мама отправляет малыша в теплую ванну или под душ. Все эти манипуляции нужно провести, минимум, 3 раза и каждый раз заканчивать холодной водой.

  3. В последующие разы под холодную воду подставляем не только ручки, но и ножки, спинку и т.д.

    Главное, заканчивать водные процедуры холодной водой.

  4. После холодного обливания мама не вытирает ребенка, а заворачивает его в теплую пеленку и толстое полотенце.
  5. Через 10-15 минут малыш может одеться.

Как правильно закаливать ребенка: важные тонкости

Раннее закаливание детей: правила и основные принципы

Чтобы закаливающие процедуры приносили детям только пользу, родители должны соблюдать некоторые правила:

  • ребенок должен быть хорошо разогрет перед обливанием холодной водой;
  • разница температур должна быть не менее 15 градусов, так как важен сильный перепад температур. Но время воздействия холодный воды на ребенка, наоборот, минимальным 3-5 секунд. Это наиболее безопасный вариант закаливания;
  • малыш не должен бояться этой процедуры. Хорошо, если мама организует ее как игру. Если все же ребенок боится — не нужно настаивать. Лучше проводить, когда он будет готов;
  • закаливание возбуждает нервную систему, особенно, у детей после года. Поэтому перед ночным сном проводить эту процедуру — плохая идея;
  • проводить закаливание нужно регулярно. Допускается перерыв не чаще 1-2 раза в месяц. Болезнь не считается причиной для перерыва;
  • нужно начинать обливание с небольшой площади, например, с ножек или ручек, и постепенно ее увеличивать. Также увеличивается и время нахождения ребенка под холодной водой;
  • не стоит допускать совсем холодной воды в самой ванне. Вода ниже 32-34 градусов не поможет ребенку полностью согреться и сама быстро остынет. Если к этому добавить обливание холодной водой, то получится слишком долгое воздействие низких температур на организм малыша. В итоге может случиться переохлаждение. Вот поэтому методики снижения температуры воды в самой ванне, в которой долго купается ребенок, приводит к заболеванию, а не закаливанию;

Как правильно закаливать ребенка: важные тонкости

  • родители должны обеспечить комплексный подход к раннему закаливанию детей. В первый год жизни нужно подключать ежедневную гимнастику, прогулки на свежем воздухе и воздушные ванны. Заниматься с грудничком дома в удобное время можно по моему онлайн-курсу «Малышовый фитнес». Курс состоит из массажа, гимнастики и упражнений на фитболе. Весь комплекс можно выполнять сразу или разбить по блокам и делать в течение всего дня. Массаж улучшает питание мышц кислородом, гимнастика и упражнения на фитболе укрепляют весь организм ребенка и помогают вовремя освоить двигательные навыки. Подобрать подходящий курс мама может с помощью короткого теста;
  • для малышей старше года к обливанию водой можно добавлять топтание попеременно в тазике с холодной и теплой водой и хождение босиком. Кстати, если ребенок ходит босиком по ортопедическим коврикам, то дополнительно получает правильную нагрузку на стопу. А это позитивно влияет на ее развитие.

Подведем итоги:

  • раннее закаливание детей лучше начинать во время ежедневного купания. Делается это с помощью обливания водой с температурой ниже воды в ванне на 15 градусов;
  • при закаливании ребенка необходимо соблюдать все правила этой процедуры. Особенно важно, чтобы перед обливанием холодной водой, ребенок был хорошо разогрет в ванне. Поэтому не стоит набирать в ванну воду ниже 32 градусов;
  • при закаливании важно соблюдать регулярность и комплексный подход. С рождения и до года укреплять организм можно с помощью прогулок, воздушных ванн и ежедневной гимнастики. В онлайн-курсе «Малышовый фитнес» собраны только безопасные упражнения, которые помогают ребенку правильно и своевременно развиваться. Благодаря обратной связи мама всегда может уточнить, правильно ли она выполняет упражнения и получить необходимые рекомендации.

Подробнее о массаже и ЛФК

Проверьте, не допускаете ли вы этих ошибок?

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Как правильно закаливать ребенка: важные тонкости Было полезно? Расскажите другим мамам:

ЗАКАЛИВАНИЕ

  • Как не стыдно человеку
  • Чуть чего бежать в аптеку!
  • Ты прими хоть сто пилюль,
  • Все равно здоровья — нуль!
  • Зато у матушки-природы
  • Полным-полно других даров.
  • Прими леса, поля и воды,
  • И гор хребты, и неба своды —
  • И ты практически здоров!

Ю. С. Энтин

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель — опять шмыгает носом.

Условия почти идеальные — своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются.

Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком.

Папе все это тоже надоело; до чего дошло — его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!

А что делать? Ответ кажется очевидным — закаливать. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание?

Начнем с определения термина.

Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.

  1. Наши задачи совершенно иные.
  2. Во-первых, объяснить суть закаливания, его цели и способы их достижения.
  3. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное, но гордое название «закаливающие процедуры», взрослые отдавали отчет своим действиям.

Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудные заболевания».

К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги или выпили холодного лимонада).

С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой — совершенно непонятна.

Озираясь по сторонам, наблюдая за животными — собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз, — невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы.

Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам Природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий — провалились в прорубь, например.

Но почему болезнь возникает лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?

Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды.

Стабильность этих условий — например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) — приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью.

К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви.

К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные — движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С, — становятся источником повышенной опасности.

Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой Природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы.

Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами Природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду.

Только не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.

Тем не менее естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом.

Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги.

Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.

Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо.

Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.

Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное — сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался.

***

Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем: были не правы. Готовы исправляться.

С чего начать?

Начать с того, что понять: на любого человека — неважно, взрослый это или ребенок, — постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий.

Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая — факторы естественные (природные): знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода.

Вторая — факторы цивилизации: место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.

Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям вполне может быть устранено. Для этого надо совсем немного — принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.

Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие — многократное повышение устойчивости организма, снижение как частоты, так и тяжести болезней.

Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении — школа, домашние задания, многочасовые бдения возле телевизора или компьютера, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.

Читатели, разумеется, вполне могут возразить: дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании, как правило, не нуждаются!

Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять.

  1. Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья — шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?
  2. Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.
  3. Питание. Аппетит — как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть — значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос — посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии — мальчик заболел потому, что было сыро.

Школа — это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа — источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут-то было…

Почему математика четыре раза в неделю, а физкультура — два? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 — перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса! Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.

Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема «закаливание»! А закаливание тут при чем?

Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.

Первый шаг

   В данном материале мы подробно разберемся в том, что такое закаливание с медицинской точки зрения, как закаливать своего ребенка самостоятельно, и какие для этого есть противопоказания.

   Мальчики и девочки в дошкольном возрасте (до 6-7 лет) довольно часто болеют.

Кроме родителей, это беспокоит специалистов, которые занимаются сохранением и укреплением здоровья, врачей различных специальностей: педиатров, иммунологов, педагогов и многих других.

Актуальность данной проблемы сложно недооценить, ведь по статистике от 30 до 55% детей в возрасте до 6-7 лет относятся к категории «часто болеющие». Что не менее важно – от физического состояния детей зависит их умственное, социальное и духовное развитие.

   Закаливание – давно известный эффективный способ укрепления здоровья, а также профилактики различных заболеваний. Закаливание воздействует на природные механизмы приспособления организма к холоду и жаре.

Кроме того, эта методика делает тело менее восприимчивым к переменам погоды, и повышает устойчивость к вирусам и бактериям, которые попадают извне.

Если можно так выразиться, закаливание создает прочный щит, который нас защищает, улучшает самочувствие и продлевает жизнь.

   Несмотря на распространенное предубеждение, закаливаться в той или иной мере нужно всем. А начать этот процесс лучше с раннего возраста. Все что для этого нужно дает сама природа: солнце, воздух и вода – вот главные элементы этого процесса.

   Многие элементарные приемы закаливания были привиты нам еще в советские времена: прогулки на свежем воздухе, проветривание помещений, чистая и удобная одежда – все это оказывает постоянное и естественное закаливающее влияние на наш организм.

  • Закаливание лучше всего начинать в теплое время года – поздней весной или летом, когда среднесуточные показатели температуры выше, а ее колебания – не так сильны.

   Основные положения и принципы методики были заложены еще в начале 20-го века известным советским педиатром Г.Н. Сперанским. За долгие годы практики они были переработаны и дополнены, и дошли до нас виде нескольких основных принципов, на которые опираются специалисты в наше время:

Данный принцип гласит, что закаливающие процедуры не должны прерываться без веских на то оснований. Следствием неожиданной остановки может стать так называемый «откат» — когда приспособительные изменения в организме, происходящие при закаливании ослабевают или полностью исчезают. Таким образом, придется начинать все сначала.

  • Постепенное увеличение силы раздражителя

Этот принцип заключается в том, что процедуры закаливания по продолжительности и степени воздействия, должны вызывать минимальные изменения в организме. А усиливать их можно только по мере привыкания к выбранному раздражителю.

  • Учет индивидуальных особенностей ребенка

Перед началом закаливания требуется тщательно изучить физиологическое и типологическое развитие ребенка. Метод и интенсивность закаливания необходимо подбирать исходя из этих показателей.

  • Стимулирование положительных эмоций у ребенка

Нельзя недооценивать важность того, как ребенок относится к закаливанию — он не должен боятся процедуры, или сильно ей противиться. Положительного эффекта сложно добиться если заставлять человека делать то, что ему не по душе. Старайтесь организовать процесс закаливания так, чтобы он вызывал положительные эмоции.

  • Принимать во внимание климатические условия

При закаливании, естественно, нужно считаться с тем, в каких условиях ребенку предстоит жить дальше. Если Вы живете на теплом побережье Черного моря, не нужно готовить организм ребенка к 40-градусным морозам, которые бывают в Сибири. Это правило действует и в обратном порядке.

  • Принцип полиградационности

Заключается в том, что необходимо периодически изменять температуру закаливания, и продолжительность самой процедуры. Так тело ребенка не будет привыкать к определенной «схеме» закаливания.

Сами по себе процедуры закаливания не столь эффективны, если не сочетать их с другими мероприятиями по укреплению здоровья и иммунитета. Ребенка необходимо с детства приучать к таким простым вещам как прогулки на свежем воздухе, утренняя зарядка, соблюдение личной гигиены и т.д.

  • Принцип последовательности 

Как и, при любых других нагрузках, организм должен адаптироваться к закаливанию постепенно. Начинать нужно с воздушных ванн, и только потом переходить к солнечным и водным; такой же принцип касается и водных процедур: сначала обтирание, а затем – обливание.

Наиболее традиционный способ закаливания заключается в постепенном увеличении силы внешнего раздражителя. Это может выражаться как в увеличении продолжительности, так в увеличении силы воздействия раздражителя

Данная методика заключается в применении температурного воздействия с чередованием «горячо» и «холодно». При этом нижняя планка температуры не снижается. Таким способом организм привыкает к перепадам температуры, что позволяет постепенно переходить к более интенсивным методам закаливания.

Представляет собой метод закаливания, когда тело целиком или его часть, подвергается кратковременному интенсивному воздействию холодной температуры. Использование этого метода предполагает цикличность — горячо/холодно/горячо и т.д.

   Закаливание – это определенный стресс для организма, степень которого зависит от множества факторов: метода воздействия, выбранной температуры, физического состояния и ряда других параметров.

   При проведении закаливающих процедур у детей стоит проявить еще большую внимательность, и учесть ряд противопоказаний:

  • Отношение ребенка к процедуре — он не должен ее бояться
  • Отсутствие полной информации о здоровье ребенка и его хронических заболеваниях
  • Недавно перенесенные острые заболевания или прививки. (Начинать закаливание можно не раньше чем через 5 дней при обычных болезнях, или через 14 дней после обострения хронического заболевания
  • Повышенная температура тела в вечернее время
  • Выраженная недостаточность питания
  • Ревматизм и/или диабет в семейном анамнезе

   Также необходимо упомянуть о противопоказаниях к интенсивным методикам закаливания, и их перечень будет немного короче:

  • Последствия родовых травм или других перинатальных повреждений, которые по мнению врачей являются противопоказанием
  • Постгипоксическая энцефалопатия
  • Эпилепсия разных форм и повышенная судорожная готовность
  • Врожденные пороки сердца в стадии декомпенсации

   Закаливание ребенка можно начинать практически в любом возрасте. Однако важнейшим условием является консультация с детским педиатром. Только после общения с врачом можно принять окончательное решение – нужно ли, и можно ли закаливать конкретного ребенка.

По принятой методологии детей делят на три группы:

  • здоровые дети, которых уже закаливали
  • дети, которые имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, или которые впервые приступают к процедурам закаливания
  • дети, у которых имеется хроническое заболевание, дети после перенесенного заболевания

   Детей могут перевести из одной группы в другую, не раньше чем через два месяца закаливания.

Для этого также требуется соблюсти ряд условий: ребенок должен положительно реагировать на процесс закаливания, не должен болеть в озвученный период.

Также важным условием является отсутствие у организма отрицательной реакции на внешние раздражители- резкое учащение сердцебиения, сильная отдышка и т.д.

   В данном материале мы возьмем за средние показатели функциональные возможности 2 группы детей. Если говорить о температурном режиме, то у 1 группы конечную температуру воды или воздуха целесообразно ставить на 2-3 градуса ниже, а у 3 группы на 2-3 градуса выше. 

   Снижать температуру действующего фактора следует постепенно, без лишней спешки – примерно через каждые 3-6 дней. Также можно изменять время воздействия на организм.

   Влияние на организм ребенка нужно начинать с местного закаливающего воздействия, прежде всего – воздухом, а затем, по мере прогресса, — солнцем и водой. Наиболее мягким способом закаливания являются воздушные ванны, которым ребенок подвергается несколько раз в день. Во-первых, во время переодевания и дневного сна, во-вторых, при занятиях физкультурой и/или гимнастикой.

Продолжительность воздействия должна постепенно увеличиваться с 2-5 до 10 – 15 минут в день/

   К этому этапу закаливания, как говорилось выше, ребенок должен быть подготовлен. Начинать следует с непродолжительных по времени и силе воздействия местных процедур, а затем переходить к общим процедурам.

   К местным процедурам относятся: обтирание, обливание и подмывание, среди которых обтирание считается наиболее мягкой закаливающей процедурой.

   В свою очередь, обливание оказывает более раздражающий эффект на иммунную систему организма. В виду этого продолжительность обливания ограничивают 15-25 секундами. Затем растирают тело ребенка теплым сухим полотенцем по появления легкого розового румянца на коже.

   Для маленьких детей (в возрасте 2-4 лет) начальная температура воды при обливании составляет около 30оC градусов (+-2 оC). Она должна постепенно снижаться, вплоть до 18- 16 оC. Снижается температура на 1-2 градуса каждые 2-3 дня.

Обратите внимание! Закаливающие водные процедуры нужно проводить через примерно через 40-50 минут после приема пищи. 

   Когда вы достигли заданной конечной температуры воды или воздуха, остановитесь, и продолжайте процедуры в фиксированном температурном диапазоне. Такая тренировка организма поможет ему привыкнуть и полностью адаптироваться к новым условиям. Иммунная система, словно мышца, должна привыкнуть к нагрузкам.

  • Закаливание ультрафиолетом

   Воздействие ультрафиолетового излучения на человеческий организм особенно сильно отражается на иммунной системе. Вместе с этим излучением организм получается множество необходимых ему полезных веществ.

Среди них особняком стоит витамин D, который иным способом получить достаточно сложно, т.к. он редко встречается в обыденных продуктах питания. Так что просто «накормить» ребенка этим витамином не получиться.

Витамин D важен потому, что обеспечивает рост и развитие костей, а также предотвращает возникновение остеопороза и рахита.

   Опираясь на вышесказанное, световые (а заодно и воздушные) ванны показаны всем детям (и взрослым, кстати, тоже). Оптимальная температура воздуха для детишек в возрасте от 1 до 3 лет – около 20оC, желательно в безветренную погоду.

Прекрасно, если при этом малыш будет играть, гулять, или проявлять любую другую двигательную активность. Продолжительность солнечных ванн в начале закаливания составляет около 5-7 минут, постпенно увеличиваясь до 35-40 минут (или более).

   В качестве инструмента укрепления здоровья, независимо от возраста ребенка, прекрасно подходит ходьба босиком. Во-первых с ее помощью можно проводить профилактику плоскостопия и других патологий развития стоп. Ходить босиком можно как по естественным поверхностям – земле, траве, песку и т.д., так и по специальным коврикам, вариаций которых на сегодняшний день очень много.

   Естественно в общий список профилактических мероприятий должны быть включены процедуры по соблюдению личной гигиены. Например, полоскание полости рта замечательно помогает предупредить заболевания зубов, десен и всей полости рта.

   Практически все специалисты, занимающиеся физическим воспитанием приветствуют и одобряют закаливание. Это простой и естественный способ укрепления природного иммунитета.

В тоже время, этот процесс должен находиться под строгим контролем родителей и лечащего врача.

В совокупности с гимнастикой, и многими видами лечения, закаливание становится эффективнее, и оказывает только положительные результаты на здоровье человека.

   Заботьтесь о здоровье своей семьи с самого детства, и помните, что закаливаться могут все, не только дети ????

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *