Страшные игрушки: вред и польза для детской психики
istockphoto.com
Вампиры, зомби, монстры – прилавки детских магазинов завалены страшными игрушками. Детей к ним тянет магнитом, они их просят купить. Но какой вред несут страшные игрушки? И есть ли в пугающих персонажах польза?
Игрушки злых персонажей существовали во все времена. Бабай и Баба Яга, чудовища, леший – их было не так много, как сейчас, но они также изображали отрицательных героев. Так может есть в них польза?
Игрушка Бабы Яги / istockphoto.com
Традиционные пугающие игрушки
Кощей Бессмертный, Баба Яга, леший — традиционные персонажи являются самым настоящим воплощением зла. Они наделены негативными чертами, но они не вредные для психики ребенка, при условии, что родители сами ими не запугивают. Традиционные пугающие игрушки должны быть у детей.
Они помогают побороть детские страхи. Когда ребенок видит страшные персонажи, например, во время спектакля или сам надевают марку чудовища, Кощея Бессмертного он проживает свои страхи, выплескивает негатив и агрессию. Тот же эффект у детских традиционных страшных игрушек.
Они помогают различать добро и зло. Страшные игрушки помогают ребенку понять разницу добра и зла. В сказках добро всегда одерживает победу, то есть игрушки имеют нравственно-воспитательную цель.
Современные пугающие игрушки
Современные игрушки выглядят очень натуралистично, но они сложные для понимания. Взрослые не могут понять, какую миссию несет персонаж, что тогда говорить о ребенке? Непонимание миссии персонажа формирует у маленького ребенка искаженное восприятие действительности.
Не несут воспитательной роли. Современные страшные игрушки могут быть наделены как положительными, так и отрицательными чертами.
Более того, пугающие персонажи могут и вовсе нести исключительно положительные черты и позиционироваться как светлые герои. Они могут переходить на сторону добра или зла, в зависимости от серии.
Это стирает у ребенка грань между добром и злом, он не понимает на кого равняться. Получается, что пугающие игрушки, которыми завалены прилавки детских магазинов для детей вредные.
Современные пугающие игрушки / istockphoto.com
Покупать пугающие игрушки ребенку или нет?
От 3 до 6 лет. До трехлетнего возраста психологи не советуют покупать ребенку пугающие игрушки. С трех лет это можно делать. Дело в том, что ребенок в этом возрасте проигрывает знакомые сюжеты, пережитые эмоции. Негативные персонажи помогут отыграть накопившуюся агрессию.
Но пугающие игрушки не должны находиться в поле зрения ребенка. Их достают только на время игры, потом убирают подальше. Игры со страшными персонажами должны происходить под контролем родителей, чтобы те могли вовремя помочь ребенку преодолеть негативные эмоции.
Лучше отдать предпочтение классическим персонажам из знакомых сказок, которые будут четко отображать разницу между добром и злом.
6 лет и старше. Дети старше 6 лет уже не переносят свои эмоции на игрушки. Поэтому им можно спокойно покупать пугающие игрушки. Но учтите, добрых персонажей должно быть всё равно больше. Смотрите, чтобы игры со страшными игрушками не превращались в сплошные войны и драки, предлагайте ребенку примерить на страшный персонаж разные роли, например, больного, обиженного и т.д.
Вам также будет интересно узнать чем полезны для развития ребенка игры с конструктором.
Страшилки: польза или вред для детской психики?
Каждый родитель понимает, что рано или поздно его ребенок будет смотреть страшные мультики и слушать с друзьями мистические истории, которые бросают в дрожь. Но можно ли показывать такое нашим детям? Многие уверенны, что любые страшилки разрушают психику и сеят ненужные страхи в детском воображении. Отчасти это правда, но они имеют и позитивный эффект.
Польза
Испытать страх и «пощекотать» себе нервы — нормальная потребность ребенка, не стоит прятать от него все страшные мультфильмы.
Дети должны знать, что есть добро и зло, нужно просто обсуждать все, что он видит. Почему эта история так плохо закончилась? Потому что мама говорила не открывать дверь незнакомым, а дети не послушались.
Почему герой заболел? Потому что не носил шапку, как говорили родители.
Мультфильмы: безобидное развлечение или удар по психике?
Страшные истории, конечно преувеличены, но основаны на реальных событиях. Они показывают детям, что не стоит ходить в темные подвалы, разговаривать с незнакомыми, пренебрегать указаниями родителей и так далее.
Вред
Есть страшилки не по возрасту, за этим нужно следить. Ребенок в 3-х летнем возрасте испугается, если увидит на экране как родители бросают ребенка в лесу и уходят. Он слишком маленький, чтобы понять разницу между реальностью и вымыслом.
Показати ще
Если твой малыш увидел что-то в этом роде и ему начали снится кошмары, ты должна убедить его в обратном. Если он боится леса, поезжай с ним туда днем на пикник, развей его страхи.
Спустись в подвал и покажи, что монстров там нет. Постарайся с самого начала объяснить ему, что все демоны и монстры — это выдумка, они придуманы для того, чтобы развлекать людей.
Если он будет знать это с самого детства, то не будет слишком пугаться.
Ще редакція Сlutch радить прочитати:
- Дуже несподівано! Стало відомо, хто може стати героєм 12-го сезону шоу » Холостяк»
- Стало відомо, з ким Потап зраджував Ірині Горовій, крім Каменських
- Старша дочка Ольги Сумської зустрілася з рідним батьком-як виглядає перший чоловік української Росколани-йому вже 71
- Як народна медицина «знущається» над варикозом / 10 дивних питань флебологу
Детские страшилки: какими они бывают и зачем дети пугают друг друга
Черная рука, гроб на колесиках, красное пятно, зеленые пальцы — эти детские страшилки популярны до сих пор. Наши дети просто обожают их рассказывать и пугать ими малышей. Почему так происходит, как реагировать взрослым на испуг ребенка, услышавшего очередную страшилку, как помочь ему преодолеть страх и надо ли это делать, мы спросили у детского психолога.
Как ни странно, но с первыми персонажами-злодеями детей знакомим мы, родители.
Это Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Став постарше, дети принимают от нас эстафету, населяя свой мир другими, но все равно такими же ужасными персонажами и происшествиями.
Психологи давно заметили, что в детской страшилке традиции волшебной сказки проецируются на реальные проблемы, с которыми сталкивается ребенок в своей жизни. Не зря ведь главными действующими лицами страшилок становятся обычные дети.
Они сталкиваются с предметом, который по ходу развития сюжета начинает вредить всем и каждому.
Сюжет, как и положено в сказке, незамысловат и строится по принципу: предупреждение или запрет — нарушение — наказание тех, кто ослушался. Есть страшилки и со счастливым концом: вызванная детьми или взрослыми полиция, или любая другая подмога наводит порядок и арестовывает (прогоняет) тех, кто напугал детей.
Как правило, современные страшилки — это синтез из услышанного, увиденного и придуманного. Наряду с крылатым, зубастым невиданным зверем в них могут появляться полицейские, роботы, великаны, привидения. Так что у многих детских страшилок есть вполне «приземленная роль»: показать ребенку, что старших надо слушаться.
Обычно ужасы происходят, когда нарушается запрет или не принимается во внимание предупреждение.
Страшилки не сводятся только к сюжету. Не менее важна обстановка, в которой они рассказываются. Как правило, это происходит в темноте, обязательно в более-менее многочисленной компании детей в отсутствие взрослых.
Зачем они нужны? Детские небылицы дают ребенку возможность воспроизвести, а потом успешно пережить страшную ситуацию. Страшилки позволяют также проявить творческую фантазию. Слушая и рассказывая страшилки, ребенок учится контролировать свои эмоции.
Лучшей классификации, чем у молодого стажера Рахманина из книги Эдуарда Успенского «Красная рука, Черная простыня, Зеленые пальцы» не придумаешь.
Он разделил детские небылицы на понятные ужасы, ужасы научно-фантастические и самые ужасные ужасы.
Первая группа — это традиционные рассказы, связанные со скелетами, вампирами, Красным печеньем, с котлетами, в которых обнаруживается вдруг человеческий ноготь.
Например: «У одних девочек была мама, а папы не было. И к маме часто приходили гости. Они с мамой веселились всю ночь и уходили. А дети ничего этого не помнили, потому что им вечером мама давала Красное Печенье, и они все забывали. И еще у них было пианино красное.
Однажды они играли на пианино, нажали кнопочку, пианино отъехало, и открылся ход. Дети туда спустились, там был подвал со светом, и там сидели дядьки без голов, и Красное Печенье делали из их мозгов. И тогда все забывалось. Дети позвали полицию, и она всех арестовала».
Или: «У одной женщины был мальчик. Они пошли в гости к другой тетеньке. А та пригласила делать котлеты ведьм. Ведьмы принесли корзину ногтей и стали делать котлеты. В каждую котлету они клали ноготь. Котлета с синим ногтем досталась мальчику. Когда он ее съел, у него заболел живот. Ему сделали операцию и вытащили синий ноготь. Но мальчик умер».
Современная страшилка: «Маленькая девочка шла по улице и увидела магазин, которого раньше не было. Вывеска гласила, что в нем продаются мобильники с огромной скидкой. Девочка купила себе мобильник.
Пришла с ним в школу, стала слушать все мелодии подряд, а вместо последней мелодии были записаны детские крики „Вытащите нас отсюда“. Девочка заявила об этом в полицию.
Когда магазин накрыли, в его подвале обнаружили цех по сборке мобильников, в котором работали безногие дети, а руководила ими злая ведьма».
Научно-фантастические ужасы связаны с Черной смертью из канализации, Фотографией из колодца, Космическими гипнотизирующими глазами, монстром, который представляет собой нечто среднее между человеком и летучей мышью.
Например: «Два путешественника шли через лес. Вдруг они увидели древний замок. Они взломали дверь и вошли. На втором этаже они разошлись по разным коридорам.
Один из них попал в большую комнату с картинами на стенах. Он просмотрел все комнаты. Подойдя к последней, он закричал и умер.
Второй прибежал на помощь, но, взглянув на картину, тоже умер, потому что на картине были нарисованы космические глаза».
Или: «В одной пустыне шла экспедиция. И вдруг на пути — колодец. Одного геолога решили туда опустить. Его долго опускали, вдруг он дико закричал и задергался. Когда его достали, он был мертвый и седой. Тогда вместо него опустили фотоаппарат. Фотоаппарат что-то сфотографировал.
Вот стали проявлять пленку. Проявщик как взглянул на нее, так страшно закричал и умер. Его помощник догадался сжечь фотографию, не заглядывая в нее. Он понял, что эта фотография может погубить сотни людей.
Так никто и не узнал, что же было там, в этом пустынном колодце».
Необъяснимые ужасы — это Красная Рука, Черная простыня, Женщина к красным лицом, Зеленые пальцы и т.д.
Например: «Одна семья получила новую квартиру. А там было красное пятно на стене. Его не успели замазать. И вот утром девочка видит, что мама ее умерла. А пятно стало еще ярче.
На другой день ночью девочка спит и чувствует, что ей очень страшно. И вдруг она видит, что из красного пятна высовывается рука и тянется к ней. Девочка испугалась, написала записку и умерла.
Потом пришла полиция и ничего не нашла. Один полицейский выстрелил в красное пятно, и оно пропало. А потом полицейский пришел домой и видит, что у него над кроватью на стене появилось красное пятно. Он ночью спит и чувствует, что кто-то хочет его задушить. Он стал стрелять.
Прибежали соседи. Видят, полицейский лежит задушенный и никакого пятна нет».
Или: «У маленькой девочки была черная кукла и черные кубики. Она любила с ними играть. Однажды она услышала по радио:
- — Девочка, не играй с черной куклой, а то придет Черный тюльпан и съест тебя.
- Не послушалась девочка и стала играть с черной куклой дальше. А по радио снова передают:
- — Девочка, не играй с черными кубиками, а то придет Черный тюльпан и съест тебя.
- Опять не послушалась девочка и продолжала играть с кубиками. По радио снова говорят:
- — Девочка, берегись, Черный тюльпан нашел твой город, он ищет твою улицу…
- — Девочка, Черный тюльпан нашел твою улицу, он ищет твой дом…
- — Черный тюльпан нашел твой дом, он ищет твой этаж…
- — Черный тюльпан нашел твой этаж, он ищет твою квартиру…
— Черный тюльпан нашел твою квартиру! Он хочет войти в нее!
Девочка подбежала к двери и увидела в глазке Черного тюльпана. Она испугалась, выбежала на балкон и прыгнула вниз…»
Рассказывать друг другу небылицы дети начинают в 4-5 лет.
Некоторым малышам нравится придумывать разные истории и делиться ими с окружающими, проверяя их реакцию. Первыми слушателями становятся родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Если реакция будет ожидаемой: «Очень интересно.
А что было дальше? Ой, я боюсь!», ребенок убеждается, что его рассказ вызвал определенные эмоции, пока ему еще не важно, какие именно, и начинает развивать свои фантазии.
Опробовав очередную детскую страшилку на родственниках, карапуз рассказывает свои страшные истории друзьям в группе детского сада или на игровой площадке.
Многие дети, как мы уже говорили, таким образом борются со своими страхами. Например, их могут пугать очертания предметов в сумерках или ночью. Так, ребенок придумает монстра, который живет под кроватью или вспомнит историю про черную руку, зеленые пальцы.
Он будет каждый день рассказывать об их проделках, пока не поймет, что уже ничего не боится. Некоторые дети придумывают и рассказывают подобные страшилки, чтобы завоевать популярность среди своих друзей.
В этом случае срабатывает принцип: чья страшилка ужаснее, тот круче.
Рассказывая друг другу популярные страшные истории, развивая их и придумывая новое продолжение, дети проверяют друг друга на смелость, иногда, замечая, что один из них боится, начинают специально его пугать и так самоутверждаются в коллективе. Бывает, игры в «ужастики» настолько захватывают веселую компанию, что каждую свободную минуту дети собираются, чтобы рассказать друг другу новые подробности пугающих историй.
Реакция ребенка на детские страшилки
Дети воспринимают страшилки по-разному. Кто-то может закрыть глаза, кто-то — уши, кто-то же, наоборот, постарается дополнить детские небылицы еще более ужасающими деталями. Если вы видите, что ребенок боится, надо помочь ему справиться со страхом.
Как же помочь ребенку преодолеть страх?
Если ребенок рассказал страшилку, услышанную от других детей, внимательно его выслушайте и оцените, насколько задела его пугающая информация. Если ясно, что малыш действительно испугался, помогите ему проработать этот страх.
Нарисуйте персонажей страшилки, скажите о том, что их можно победить и попросите ребенка придумать, как это сделать. Сочините вместе с ребенком страшилку (или несколько страшилок), которыми он сможет поделиться со своими друзьями.
Научите его придумывать смешной конец страшной истории.
Вот примеры таких «перевертышей»: «Черный-черный гроб едет по черному-черному лесу и в нем сидит черный-пречерный человек и думает, где бы остановиться и… попИсать».
«Одна семья переехала в новую квартиру. На полу был вбит гвоздь, и им сказали этот гвоздь ни в коем случае не трогать.
Вечером родители ушли, а дети взяли клещи и вытащили гвоздь. Раздался шум, гром, погас свет. По лестнице загремели шаги, в дверь постучали, и вошла женщина — вся в крови. И сказала: «Дети… что вы сделали… на меня люстра упала!»
Пофантазируйте с ребенком, как можно задобрить злодея. Скажем, подарить ему что-то полезное, смешное, красивое. Может, тогда злодей исправится? Порассуждайте с малышом на эту тему, спросите у него, почему этот предмет мог выйти из подчинения, стал приносить зло. Рассказывайте страшные истории с хорошим концом при свечах, подбадривайте малыша, если он боится.
Сейчас некоторые психологи и детские писатели сочиняют так называемые терапевтические страшилки. Почитайте их вместе с малышом и обсудите, нарисуйте героев. Напишите семейную книгу веселых страшилок.
Как пример можно использовать книгу Г. М. Науменко «В черном-черном лесу» или уже упоминавшуюся повесть Эдуарда Успенского. Кстати, у Успенского выясняется, что все ужасы происходили только потому, что люди боялись.
Вывод напрашивается сам собой.
Чтобы научить малыша преодолевать вымышленные страхи, нужно объяснять ему разницу между реальной и вымышленной ситуацией, всегда поддерживать в нем уверенность, что он обязательно справится со страхом. Ребенку приятно будет узнать, что он не одинок и вы в своей жизни тоже испытывали подобные чувства.
Больше полезных и интересных материалов о воспитании детей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Современные игрушки. Вред и польза
Играя, дети познают мир. Поэтому при покупке очередной игрушки важно оценивать не только красивый внешний вид и безопасность, но и то, насколько и как она может повлиять на психологическое и эмоциональное состояние ребенка.
Формирование личности ребенка, его развитие, освоение полезных бытовых и коммуникационных навыков невозможно без игр и игрушек. Если раньше куколок и лошадок делали из подручных материалов, то сегодня при производстве игрушек используются самые современные технологии. Психологи и педагоги относятся к этому двояко.
Одни утверждают, что высокотехнологичные игрушки позволяют детям легко осваивать мир гаджетов, без которых немыслима жизнь современного человека. Другие бьют тревогу – по их мнению, чересчур реалистичные игрушки не дают развиваться детской фантазии и мешают развитию коммуникативных навыков.
Насколько оправданы эти опасения? Давайте разберемся.
Слишком интерактивно
Многим родителям знакома картина: ребенок выпросил очередную интерактивную игрушку, день-другой не выпускал ее из рук, а потом забросил и уже просит новую.
Взрослые, особенно те, кому уже за 30, удивляются: мол, мне бы в их годы такие игрушки – да я бы от счастья с ума сошел! А детям – скучно.
Вся детская завалена шикарными куклами, роботами, машинками на дистанционном управлении, роскошными интерактивными игрушками – а им скучно!
Не спешите обвинять детей в избалованности. Психологи утверждают – такие игрушки и в самом деле скучны! Поначалу их яркий внешний вид привлекает ребенка, но быстро выясняется, что в эту игрушку нельзя по-настоящему играть.
Куклы все делают сами: поют, танцуют, говорят, плачут, кушают и даже ходят в туалет. Машинки ездят, вертолеты летают, интерактивные мягкие игрушки почти не отличаются от реальных домашних животных.
Что же остается ребенку? Только нажимать на кнопки. Разве это – игра?
Ребенку интересен сам процесс игры, интересно активно участвовать в ней. Что-то придумывать. Катать машинку по полу. Говорить от имени куклы или плюшевого мишки. Игрушка, обладающая собственной активностью, превращает детей из участников игры в сторонних наблюдателей, и быстро становится неинтересной детям.
Первоначальная цель игрушек – развивать фантазию, творческий потенциал, воображение ребенка. Суть игры – в создании воображаемых миров и ситуаций. Современные технологии, которые используются при производстве игрушек, не позволяют это сделать.
Что же делать? Ответ на этот вопрос можно найти, понаблюдав за детьми. Многие родители замечали, что дети могут часами увлеченно играть с совершенно непредназначенными для этого предметами.
Из коробки от холодильника может получиться и рыцарский замок, и ракета, и небоскреб, и поезд. Из найденной на улице палки – отличный меч, посох мага или ружье.
При этом шикарные игрушки будут отброшены в сторонку, а ребенок полностью погрузится в создание своего, особого мира из подручных средств.
Эти наблюдения вполне соотносятся с советом психологов: если вы хотите, чтобы у ваших детей развивалась фантазия, игрушек должно быть немного, они должны быть не очень «самостоятельными» и реалистичными, и подходить для множества различных игр.
Страшилки и монстры
Прекрасные принцы и принцессы появляются в мультфильмах все реже. В моде – монстры, мутанты, нечисть, роботы-трансформеры, так называемые expression dolls с утрированными и неестественными чертами лица. По мотивам этих мультиков делают игрушки. Казалось бы, что плохого? Детям же нравится!
Но беда в том, что ребенок всегда идентифицирует себя с той игрушкой, в которую в данный момент играет.
Он говорит от ее имени, принимает за нее решения, оценивает мир с точки зрения игрушечного персонажа – и незаметно перенимает его качества.
Игры в Ивана-царевича, Маугли, благородного рыцаря и удалого гусара помогают детям проявлять благородство, великодушие, смекалку, отвагу, находчивость. А чему научат ребенка кукольные монстры?
Конечно, страшные игрушки существовали всегда. Но Кощей, Баба Яга, драконы, и прочая сказочная нечисть была страшной «на лицо», и злобной «внутри». Эти игрушки были нужны для отыгрыша негативных эмоций и как пример неправильного поведения. Поэтому дети не ассоциировали себя с ними, а «боролись» против них.
А вот современные уродцы позиционируются как «на лицо ужасные, добрые внутри». Этот диссонанс размывает грань между добром и злом, и может лишить ребенка нравственных ориентиров.
Еще одна беда всевозможных игрушечных страшилок – возможные нарушения коммуникативной функции. Монстры не дружат, не спасают мир и не создают семьи.
Единственный сюжет, в который с ними можно играть – это бесконечная битва. Причем не за правое дело – а просто по принципу «кто сильнее».
Стоит ли удивляться, что дети, играющие в такие игрушки, не понимают ценности дружбы, становятся агрессивными и раздражительными?
Барби и компания
Изначально на куклах девочки отрабатывали модель будущего материнства. Купали, кормили, укладывали спать. Барби и ей подобные – шикарные светские тусовщицы с умопомрачительными формами и всеми атрибутами роскошной жизни. Они вызывают у маленьких девочек интерес к тем сферам жизни, к которым те в силу возраста еще не готовы: флирту, романам, шопингу, красивой жизни.
Кроме того, красивые и богатые куклы, по мнению психологов, зачастую приводят к формированию у своих маленьких хозяек большого комплекса неполноценности – ведь их внешность не так идеальна, а таких красивых нарядов, машин и яхт в реальной жизни, скорее всего не будет. Уже известно немало случаев, когда подросшие хозяйки Барби начинают перекраивать себя с помощью пластической хирургии, чтоб стать похожими на своих кукол.
Опасные игрушки
1. Гигантские мягкие игрушки представляют для маленьких детей реальную опасность. Во-первых, за ними трудно ухаживать, их не засунешь в стиральную машину. Будучи форменными «пылесборниками», эти игрушки могут стать причиной развития аллергии.
Во-вторых, особо огромный мишка или заяц может запросто придавить ребенка. А при попытке поднять такое чудище малыш может потерять равновесие и упасть. И, наконец, самые маленькие дети могут попросту испугаться таких гигантов. Поэтому безопасная игрушка должна быть минимум вдвое меньше по размеру, чем сам ребенок.
2. Фантастическое оружие с обильными световыми и шумовыми эффектами излишне возбуждает нервную систему ребенка и может вызвать агрессию.
3. Излишне яркие игрушки, окрашенные более, чем в три цвета, не годятся для младенцев – они их раздражают и пугают.
Шок и слезы: психологи Владивостока говорят об опасности страшных квестов для детей
Набирающее во Владивостоке популярность развлечение — квесты — становится причиной шока у детей, которым не посчастливилось оказаться в темной комнате с «маньяком» или «Фредди Крюгером».
Представления, после которых даже многие взрослые находят у себя лишние седые волосы, у детей могут вызвать дикий страх, шок и надолго изменить их психическое состояние. Подобные случаи уже происходят в столице Приморья.
С одним из них столкнулась адвокат Галина Антонец, которая рассказала о нем в социальной сети и дала пояснения корр. РИА PrimaMedia.
Квесты в реальности в последние два года набрали большую популярность среди жителей Владивостока.
Наряду с квестами-загадками, где надо найти ответ или выход из комнаты за определенное время, все чаще стали появляться и квесты-страшилки.
Решать логические задачи их участникам приходится в условиях серьезного психологического давления со стороны актеров, переодетых монстрами, маньяками или зомби.
«Ребенок ходил на день рождения одноклассницы. Как сейчас обычно бывает — квесты. В итоге ночь не спала, плакала и тряслась. Обращались к врачу. Сначала к неврологу, потом с психологом были беседы, — написала мать «повеселившейся» девочки.
Однако вслед за взрослыми пощекотать себе нервы захотели и дети. Правда, для некоторых из них такой опыт заканчивается слезами, бессонницей и другими психологическими проблемами.
Именно в такой ситуации оказалась наша собеседница, ребенок которой отправился с друзьями отмечать день рождения страшным квестом.
Выпустить детей из комнаты организаторы решили, только когда дети массово стали плакать и кричать с просьбой открыть двери. По словам Галины, в ситуации виноваты и родители, которые допустили детей в квест, явно неподходящий для них.
— Как рассказывала дочь, а я попросила ее выговориться и рассказать обо всем подробно (психолог советовал), их заперли в темной комнате и не выпускали, а дети от страха не знали, что делать. Рядом ходил маньяк с топором.
Она понимала, что это не по-настоящему, но было очень страшно. Девочки другие плакали и в истерике просили их выпустить. «Маньяк» орал, что он никого не выпустит. Конечно, они ничего не решили, никаких задач.
Вы представляете, какую травму дети получили? – делится Галина.
Вторую половину вины за случившееся она возлагает на организаторов квеста. Почему они не выпустили детей, когда те начали кричать и плакать? Почему они вообще допустили их на явно взрослое шоу? Почему отсутствует контроль и гарантии того, что ребенка не испугают до заикания или психологической травмы? Все эти вопросы она задает у себя на странице.
Как правило, реклама таких развлечений сопровождается маркировкой о допустимом возрасте участников. Но судя по этой истории, а также м к посту Галины в социальной сети, нередко они отсутствуют или просто не соблюдаются.
«Мы тоже так один раз попали, — пишет в х Инна . — Мамаша заказала для мальчиков 10-11 лет квест по фильму «Пила». С отрезанными руками в унитазах и прочим. Я тоже не в курсе была, какая тематика будет. А сын не спал всю ночь».
Такие переживания в детском возрасте могут иметь серьезные последствия. Как рассказала РИА PrimaMedia системный семейный психотерапевт Тара Ройлян, описанное Галиной поведение девочки похоже на шоковую травму.
— Это проживание околосмертного опыта. Когда человек знает, что сейчас он может умереть, но этого не случается. Оказаться в такой ситуации — очень непросто для психики. То, что девочка описалась, это обычная реакция организма на предчувствие скорой смерти. И это более травматично, чем просто мысли о смерти, — рассказывает психотерапевт.
В таких случаях она советует поговорить с детьми и рассказать, что они пережили. Если этого не сделать, психика может творить чудеса: ребенок может начать слышать что-то, чего нет, стать более чувствительным, у кого-то воспоминание будет вытеснено и неизвестно когда снова выйдет наружу.
— Кроме того, подобные переживания могут спровоцировать более ранние травмирующие воспоминания. Если вы попали в аварию с участием красной машины, то, увидев красную машину вновь, вы можете снова пережить ужас, — говорит Ройлян.
По мнению другого детского психолога Татьяны Белозер, отделить реальную ситуацию от представления ребенку сложнее, чем взрослому. Однако чувство страха для детей иногда полезно, главное, сохранять баланс.
Можно ведь придумывать и детские квесты, в которых дети будут бояться, но в меру. Взять хотя бы образы Кощея Бессмертного или Бабы-Яги. Это ведь детские образы, хоть и немного страшные. Они лишь намекают на отрицательность, тогда как какой-нибудь Джек Потрошитель или «маньяк с бензопилой» несут прямую угрозу
— считает Белозер.
По ее мнению, каждый квест должен быть протестирован психологом, чтобы он дал добро по допуску детей определенного возраста, а не руководствоваться только лишь законом. При этом, как считает Галина Антонец, в данном случае устроители «детской забавы» прямо нарушили законодательство.
— Это нарушение закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». По административному кодексу им грозит штраф и приостановка деятельности, — сказала юрист.
- ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
- Хэллоуин во Владивостоке: Отряд самоубийц, Игра престолов и покемоны
- Взрослые игры: как во Владивостоке зарабатывают на «Мафии»
117567
Детские страшилки: зачем нужны и как влияют на психику ребенка
Какие родительские пугалки — правда, а какие — опасный миф
Редко какой ребенок не слышит от родителей что-то вроде «доедай, а то не вырастешь». Мы решили рассмотреть самые популярные страшилки: насколько они правдивы и эффективны в воспитании. Но в ходе подготовки материала оказалось, что некоторые фразы имеют еще и неизвестный родителям подтекст. Разберемся.
Наши эксперты: Наталия Простун, детский и семейный психолог; Карина Дейнеко, диетолог фитнес-центра Tsarsky City Resort; Вероника Князева, педиатр, семейный врач, гомеопат; Алла Чайковская, психотерапевт, член Украинского союза психотерапевтов и Ассоциации народной и нетрадиционной медицины Украины; Оксана Терпеливец, дерматолог-косметолог, главный врач клиники Top Laser.
- Много смеешься — будешь плакать
Во время смеха в организме человека повышается уровень дофамина. Когда эмоции захлестывают, его уровень растет в геометрической прогрессии.
Дело в том, что дофамин воздействует как амфетамин: чем больше гормона счастья в организме, тем еще больше его хочется получить, и головной мозг это делает — снимая все блоки, и смех его «хозяина» становится безудержным, приобретая истеричную форму.
В какой-то момент уровень дофамина достигает отметки, когда в ЦНС наступает полное расторможение: человек испытывает упадок сил, слабость и вселенскую грусть. Потому указанное предупреждение родителей небезосновательно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- Как восстановить психологические ресурсы ребенка: шесть подсказок психолога
Вместе с тем оно небезобидно. Эта фраза — прямой запрет на желание быть счастливым: не радуйся, иначе будет больно.
И люди, которые в детстве слышали ее всякий раз, когда им хотелось подольше повеселиться или подурачиться, потом запрещают себе чувствовать (и могут быть холодны также к чувствам другим); запрещают себе говорить и поступать как хочется — ведь иначе будет горько; и даже сами себя травмируют, совершая поступки, которые приносят душевную боль: быть счастливым — непривычно, ново, неизведанно, а потому страшно. Чем чаще ребенка программировали этой фразой, тем масштабнее указанные последствия.
- Если переступить через ребенка, он не вырастет
Эта забава чревата последствиями: переступающий может нечаянно нанести травму лежащему, и запрет в мистической форме быстрее отобьет у ребенка охоту к ней. Но игра чревата не только поэтому. Человек должен иметь личностные границы, иначе он не может расти психологически, распыляясь на других и «заглядывая им в рот».
В этой забаве понимание границ притупляется, и ребенок учится ими пренебрегать. А согласно нетрадиционной медицине, энергия человека состоит из семи спектров, причем в ногах — самая грубая его форма (красная). Потому особенно щекочет нервы переступание через голову — самую тонкую энергетическую часть человека (фиолетовую).
- Не будешь хорошо есть — не будешь расти
Значительная доля правды в этой пугалке есть, ведь еда — это строительный материал для нашего организма. Но увлекаться ею не стоит. Одни дети действуют от противного, и в ответ на страшилку могут не есть вообще. Другие — слишком впечатлительны и станут переедать, ведь лучше съесть, даже если не хочется, чем не вырасти.
Лучше объяснить ребенку, почему есть важно и как рацион влияет на его развитие. Например, в детском меню обязательно ежедневно должны быть полноценные белки (рыба, яйца, мясо, кисломолочные продукты).
Особенное наличие белка важно на ужин: только при достаточном его количестве ночью в организме полноценно вырабатывается гормон роста — соматотропин. Ухудшает его синтез избыток простых углеводов. Поэтому из рациона ребенка стоит убрать сладкую газировку, конфеты, торты и прочие промышленно изготовленные сладости.
Они, к тому же, для своего усвоения забирают много кальция, а это еще один важный компонент для роста и формирования костной системы.
Рост ребенка обуславливается и достаточным уровнем тиреотропных гормонов, выработка которых невозможна без йода. Поэтому ежедневно дети должны съедать хотя бы один из йодсодержащих продуктов: морскую рыбу, морепродукты, свеклу, молочные продукты, яблоки, хурму, шпинат или грецкие орехи.
- Тронешь жабу — заработаешь бородавки
Ноги у этой страшилки растут с незапамятных времен, когда люди боялись жаб, считая их пищей ведьм. А живуча она из-за склонности украинцев все мистифицировать.
Большинство современных мам используют фразу, конечно, по другой причине: контакт с жабой негигиеничен.
Но она может подорвать ваш авторитет: рано или поздно ребенок узнает, что это ложь, ну а если он услышит от вас еще пару неправдивых фраз, то решит, что доверять вам вообще нельзя.
Лучше отвращение к негигиеничности формировать, оперируя реальными фактами из жизни животных.
- Не сиди на холодном — детей не будет
Эта пугалка правдива лишь отчасти. Риск бесплодия из-за возникновения хронических воспалительных заболеваний есть только при наличии сразу трех условий: в организме девочки есть инфекции (скажем, кандида), у нее снижен иммунитет, и она переохлаждается регулярно и до костей. Но чего не сделаешь ради будущих внуков…
- Не грызи ногти — станут расти криво
При жевании ногтей травмируется ногтевое ложе. Это может закончиться тем, что ногти действительно станут расти кривыми, примут уродливую форму в виде зубцов и даже могут перестать расти вообще.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- Как выбрать хобби для ребенка: советы психолога
Другое дело, что запрет, особенно многоразовый, не остановит «грызуна», а лишь простимулирует дальнейшее «поедание» ногтей. Ведь грызть ногти ребенок начинает от тревожности, а запрет на такую форму успокоения лишь вызовет еще большую нервозность. Необходимо разобраться в причинах беспокойства ребенка и устранить их.
- Не смотри телевизор — «сломаешь» глаза
Мы уже давно не высматриваем опасности, скрывающиеся за каждым кустом, и не следим за добычей, прытко скачущей за тем перевалом.
Природа людей не изменилась, и зрительный аппарат по-прежнему должен большую часть времени работать на дальние расстояния.
Но наши глаза и глаза наших детей теперь то и дело упираются в монитор компьютера, телевизор и в еще не один десяток близко расположенных «целей».
Потому это предупреждение небезосновательно: просмотр телепередач на расстоянии три метра и меньше может действительно внести лепту в развитие близорукости.
- Не шей на себе — станешь глупым
Нетрадиционная медицина считает, что так можно «пришить» какую-то программу из своего подсознания, так как человек дотрагивается до своего ментального тела и думает не только о том, как побыстрее пришить пуговицу.
Второй вариант страшилки: «Не режь на себе — отрежешь себе мозг» — обезопасит от порезов и уколов.
Страшилки на ночь: чем они вредны, в чем их польза
В детстве все многие из нас обожали страшные истории, рассказанные ночью под одеялом, чтобы аж коленки дрожали. Потому, когда рассказчик закончит, включается свет, ритуально прогоняются все монстры и дети ложатся спать. Но как эти «страшилки» потом отражаются на нашей психике? И могут ли быть страшные сказки полезны?
Зачем пугают маленьких детей
Дети очень любят сказки, которые родители читают на ночь. Разные истории с супер-героями и принцессами, обычно со счастливым концом. Народные и авторские сказки имеют завернутый сюжет, а к каждому герою полагается антигерой: Дракон, Кощей Бессмертный, Страшилище, Злая Колдунья, Приведение, Череп и т.п.
Народными сказками нагнетание страха не заканчивается.
Еще есть истории про «черная-пречерная рука», «гроб на колесиках», Бабай, Серый Волк, Водяные и прочих персонажей, которые населяют темноту, кладовые, живут под кроватью, в кустах, за углом дома, в озерах, в лесу. Их рассказывают бабушки и дедушки, старшие братья и сестры. Родители добавляют преступников и цыган, которые хотят украсть ребенка прямо на улице.
К счастью, парад чудовищ изрядно поредел за последние 20-40 лет. Родители пугают детей меньше, чем в свое время доставалось им. В целом стараются меньше показывать насилие в сказках, мультфильмах и фильмах, чтобы не пугать зря и не развивать у ребенка агрессивное поведение, нечувствительность к чужой боли.
Какую функцию выполняют сказки?
Встреча со смертью в сказке и проживание страха потери, неудачи помогает ребенку проживать потери в реальной жизни. Сказка гиперболизировано отражает разные стороны жизни.
К каждому позитивному явлению, качеству и человеку полагается антипод, негативное.
Так развивается понимание, что есть Добро и Зло, Жизнь и Смерть, Злодей и Герой, Борьба и Мир – в жизни есть все и хорошее без плохого невозможно.
Бытовой страх
Каждая мама знает, что в 2-3 года ребенок абсолютно бесстрашен – знакомится с людьми и готов пойти с ними куда угодно, залазит в доме во все тайные шкафчики, слова «нет» и «нельзя» можно повторять сотни раз, но очень часто это бесполезно. Функция страшных персонажей – напугать там, где запреты не действуют.
Ограничить ребенка от того, чтобы самому ходить в лес, купаться, залазить в подвал и т.п. Еще 50 и 100 лет назад «страшилки» свою функцию выполняли хорошо. Сейчас надобность в этом пропала. Разве что придумывать какого-нибудь злобного хозяина Интернета, который забирает к себе детей через сеть.
Но зачем, если можно ограничить ребенка другими, техническими и нетравматичными способами?
Если ребенок боится
Есть терапевтические сказки, которые помогают проживать детские страхи. Как правило, по сюжету страх превращается в смешное маленькое безопасное нечто, с которым можно играть и которое никак не может навредить.
Как в сказке «Кот в сапогах» — страшный людоед превращается в мышку, которую съедает обычный кот. Ребенок проживает историю, а вместе с ней и свой страх, трансформируя его в смех.
Если ребенок начал бояться, страх можно отследить через игру, и дальше понять, каким способом его трансформировать и прожить.
Прививка страхом
Как вредная еда полезна для иммунитета в небольших количествах – чтобы организм умел ее переваривать и не болел при этом, — так и негативные эмоции в небольших количествах важны для здоровья нашей психики.
Понимать, что мир не только сладкий и волшебный, в жизни мы сталкиваемся с трудностями, обманом, агрессией, боремся за свои права. Сказки учат нас, как реагировать на негатив, как с ним справляться и проживать его. Ребенок плачет, когда погибает любимый герой.
Умение проживать эмоции и страхи делает его сильным. Это часть роста.
Что действительно опасно
Для детей в жизни опасно уходить с площадки с чужими людьми – это намного страшнее, чем все Бабаи и Кощеи вместе взятые. Сейчас есть специальные тренинги, на которых детей с пяти лет учат как себя вести с незнакомцами. Есть смарт-часы, по которым можно отследить местоположение ребенка.
Обезопасить ребенка родители могут через многократно проговариваемые правила:
- не удаляться из зоны видимости родителей, няни, «своего взрослого»,
- никогда не уходить с чужими людьми,
- иметь слово-пароль, по которому можно узнать «своих» взрослых (если незнакомец говорит, например, «мама попросила, чтобы я тебя привел к ней», спрашивать «пароль» — то слово или фразу, которые ребенок часто употребляет и ни с чем другим не спутает).
- Знать наизусть свои имя, фамилию, домашний адрес, имена и телефоны родителей.
Безопасность, физическая и психологическая, наших детей – это первая задача и самая большая тревога родителей. А как вы используете сказки и страшилки? Поделитесь с нами в