Лепка в развитии детей

5 Ноября 2016

Лепка из пластилина пошагово (поэтапно). Фото. Как лепка влияет на развитие ребенка.

В современном обществе все большее внимание уделяется всестороннему гармоничному развитию детей с самого раннего возраста. Есть уникальные методики, которые позволяют заниматься развитием ребенка ещё в утробе матери. Однако большинство методик разработано для развития детей возрастом от 1 года.

Недостаток заключается в том, что выполнять все пункты из планов развития бывает непросто или даже становится невозможным из-за ряда причин.

Поэтому многие родители стараются компенсировать это модными развивающими игрушками, которые, как правило, оснащены огромным количеством спецэффектов: свет, музыка, тактильные сенсоры и другое.

При этом цена такого рода игрушек может достигать размера средней месячной зарплаты обычного жителя нашей страны. Спрос на развивающие игрушки в наши дни колоссален, поэтом рынок детских товаров стремительно наполняется все более «навороченными» экземплярами.

Проблема выбора правильных и полезных игрушек для любимого чада становится актуальной и вызывает смятение у родителей. С целью разобраться в данной ситуации, ученые — специалисты в течении нескольких лет проводили исследования в различных частях нашей планеты.

Результат удивил многих. Первое место в топ-списке развивающих игрушек для детей занял хорошо знакомый всем с детства ПЛАСТИЛИН!Лепка в развитии детей

Виды пластилина

Как только результаты исследований были обнародованы, многие ведущие предприятия специализирующиеся на выпуске развивающих материалов для детского творчества, начали разрабатывать новые линии этой продукции. К счастью потребителей, теперь доступны следующие виды пластилина:

Лепка в развитии детейМоделин — этим словом обозначен хорошо известный многим обычный пластилин в брусочках, который состоит в основном из воска или парафина и окрашен в разные цвета. В свою очередь он делится на три вида в зависимости от твердости и используется для различных целей. Например, самый твердый пластилин хорошо подходит для моделирования и изготовления разного рода конструкций-эскизов, в то время как самый мягкий пластилин разработан именно для детей младшего возраста, чтобы они могли заниматься лепкой. 

Лепка в развитии детейВоздушный пластилин — эта некая масса для лепки, которая очень мягкая и приятная на ощупь, чем-то напоминающая крахмалистую поверхность или бархат. Работать с таким пластилином очень приятно. Однако, хранить его нужно герметично, так как на открытом воздухе он полностью застывает и становится непригодным для лепки. Такой пластилин идеально подходит для поделок, которые хотелось бы сохранить на память или подарить кому то в качестве сувенира.

Лепка в развитии детейШариковый пластилин — обладает особенной текстурой. Этот вид пластилина представляет собой смесь клейкой основы, мелких шариков из поролона и красящего пигмента. Шариковый пластилин отлично смешивается, можно самостоятельно создавать различные оттенки. Работать с таким материалом очень полезно для детей младшего возраста.

Лепка в развитии детейКроме этого есть еще один вид — самодельный пластилин — это массы (тесто) для лепки, изготовленные в домашних условиях из доступных ингредиентов. Он пользуется не меньшей популярностью среди детей и взрослых, чем фабричный.

Пластилин помимо красящего вещества может содержать блестки, что делает его более привлекательным и оригинальным. Существует и ароматизированный пластилин, но при использовании его взрослым необходимо быть максимально сконцентрированным, так как есть опасность, что малышам захочется попробовать на вкус такой манящий пластилин.

Влияние пластилина на развитие ребенка

Умственное развитие

Научно доказан факт, что любая деятельность человека напрямую связана с работой головного мозга.

Лепка из пластилина не только не исключение,а наоборот очень полезная активность, которая способствует развитию человека.

Существует даже специальная программа по лепке из пластилина, которая помогает улучшить активную мозговую деятельность, очень часто ее используют специалисты при организации реабилитации пациентов.

Лепка двумя руками простых элементов (шариков, колбасок) провоцирует одновременно работать два полушария головного мозга. Это способствует укреплению межполушарных связей. Благодаря этому улучшается саморегуляция и развивается внимание.

При лепке из пластилина любого вида хорошо развивается мелкая моторика, так как необходимо разминать пластилин, соединять части в целое, сплющивать, растягивать его. Это занятие улучшает координацию движений и оказывает колоссальное влияние на развитие речи. 

Образное, логическое и абстрактное виды мышления хорошо развиваются, когда создается из пластилина аналог уже существующей модели либо собственный уникальный вариант изделия. При этом активно работает воображение, реализуются творческие способности, концентрируется внимание, вырабатывается терпение и способность довести начатое дело до конца.

Здоровье и эмоциональный фон личности

Оказывается, что обычные занятия с пластилином могут влиять на физическое и психо-эмоциональное состояние человека. Именно поэтому рекомендуется работать с пластилином с раннего детского возраста и не бросать это занятие на протяжении всей жизни.

Занимаясь лепкой регулярно можно добиться снижения раздражительности, агрессивности, возбудимости. При этом нормализуется ночной сон и сохраняется спокойное состояние в часы бодрствования.

Лепка в развитии детейПри помощи моделирования из пластилина человек передает свои эмоции, страхи, чувства. Такое невербальное выражение внутреннего состояния позволяет избавится от чувства страха, злости, неуверенности в себе, тревоги, поделится чувством радости, почувствовать уверенность в своих силах, помогает поверить в успех собственных действий.

Занятия лепкой служат некоторым мостом из мира воображаемого-мира фантазий в реальный мир. Это позволяет человеку почувствовать себя комфортно в различных ситуациях, так как он способен воплощать в жизнь с первого взгляда нереальные фантазии, находить выход из сложных ситуаций, находить нестандартные и оригинальные пути решения разного рода проблем.

Развитие личности человека

Лепка из пластилина является уникальным средством раскрытия в человеке творческого начала, скрытых возможностей и таланта, позволяет понять и принять собственную уникальность человека.

Работа с объемными фигурами развивает восприятие различных чувств, например, «холодный- горячий», «твердый-мягкий», «большой — маленький» и т. д. Лепка служит неотъемлемой частью развития у человека чувства прекрасного и эстетически воспитывает личность.

Лепим из пластилина пошаговые фото

Лепка в развитии детейЛепка в развитии детейЛепка в развитии детейЛепка в развитии детей

Лепка для самых маленьких

Одним из самых эффективных занятий по развитию мелкой моторики является лепка. По мнению специалистов лепить следует начинать, как можно раньше. В этой статье я приведу наши любимые упражнения. Лепка в развитии детей

Читая материалы, как интересна детям лепка, не забывайте большинство детей в возрасте 1 года консерваторы и любят устоявшийся порядок. Они только недавно свыклись с мыслью, что все игрушки мягкие или твердые.

Пластилин — это абсолютно новая консистенция для малыша, которая ставит под угрозу существование всего  привычного. Хоть иди и заново проверяй все предметы, вдруг какой-то из них по консистенции, как пластилин.

Кроме того,  любое творческое занятие требует не только формирование навыка, но и получение удовольствия от результата. Для этого требуется осознание результатов и своих возможностей, что на втором году жизни проявляется очень слабо. Поэтому если Вы решили заняться лепкой с малышом младше двух лет, не ждите особого ликования и радости.

Самый простой элемент — «палочки» (цилиндры) большинство детей осваивает на третьем году жизни. Некоторые справляются с цилиндром только в три года. После освоения цилиндров, можно приниматься за шарики.

Содержание

Правила лепки с малышами

  • Для самых маленьких для лепки используется специальное тесто или  мягкий пластилин.  Можно использовать готовые наборы с тестом или приготовить тесто самим. Не перепутайте тесто с полимерной массой для лепки, она токсичная и более плотная поэтому не подходит для самых маленьких.
  • Для первых занятий используем тесто одного цвета. Сама консистенция теста уже является большой информационной нагрузкой, которую малышу сложно усвоить.
  • После лепки тесто необходимо герметично закрывать, иначе оно покроется корочкой или затвердеет и станет непригодным для лепки. Большинство видов промышленного теста на открытом воздухе застывает. Можно лепить фигурки, при желании их раскрашивать и играть ими. Тесто из муки и воды для затвердевания необходимо подсушить в духовке.

Первые занятия лепкой 1-2 года. Знакомство с консистенцией

Предложите малышу кусочек теста. Сами тоже возьмите и покажите, как его можно мять, тыкать пальчиками, прижимать ладошками, разрывать на части, отрывать мелкие кусочки, а затем прилепливать назад.

Разделите пластилин на несколько крупных частей, попросите малыша слепить их вместе. Сделайте, то же самое, только используйте мелкие части. Для первого занятия этого будет вполне достаточно.

Не следует чересчур перегружать ребенка.

Если для ребенка стали привычными с занятиями с пластилином одного цвета, можно предложить знакомство с несколькими цветами. Лучше брать классические сочетания (желтый — красный, зеленый — желтый, белый — с любыми цветами и др.

), которые дают при смешивании красивые правильные оттенки. Раскатайте крупную лепешку из пластилина одного цвета. Затем нарвите много мелких кусочков другого цвета, сочетающегося с первым.  Попросите малыша приклеить мелкие кусочки к лепешке.

После смешивания обратите внимание, что цвета перемешались и стали другие.

Первые занятия лепкой 1-2 года. Оставляем следы на тесте

В возрасте 1-2 лет ловкость пальчиков не позволяет малышу аккуратно лепить самостоятельно, поэтому хорошо использовать различные приспособления.

Готовим для малыша пласты теста на которых удобно оставлять следы. Предлагаем всевозможные предметы, которые имеют рельефную поверхность из бытовых или специальные штампы. Показываем своим примером, оставляя следы на тесте. На фото Яна пытается повторить как разными предметами так и пальчиками. Что мне и требовалось.

Лепка в развитии детей

Штампы бывают разные. В возрасте младше полутора лет требуются штампы с ручкой, чтобы за нее было удобно держать. Я сразу об этом не подумала и купила, те что предложили. Поэтому на данном этапе я штамп сама приклеиваю к тесту, а Яна в свои 1г.3мес. его отлепляет и радуется результату.

Лепка в развитии детейПока писала этот пост наткнулась на идею как изготовить штампы своими руками. Рецепт до безобразия прост — лепим штамп из теста, дожидаемся пока он затвердеет и готово.

Читайте также:  Игры развивающие внимание, игры развивающие память

Лепка в развитии детейИзготовление штампаСимпатичные штампы

В поисках симпатичных бюджетных штампов посетите FixPrice. Там можно найти наборы из 6 удобных штампов для рисования.

Лепка в развитии детей Рисуют они так себе, а вот использовать их для лепки тестом милое дело. Для обычного пластилина они не подойдут, так как сделаны из хрупкого материала. Для того, чтобы они перестали красить подержите их в воде несколько часов. У некоторых штампов выпадает начинка, но это быстро поправляется клеем Момент.

Лепка в развитии детейЕще практика показала, что в качестве штампов прекрасно подходят пластиковые звери — их можно ставить на тесто лапами, ногами и т.п. и получать замечательные следы. Также Яне очень понравилось делать отпечатки ступней, наступая на тесто.

Лепка в развитии детейЯна (1г. 3мес. ) пытается оставить следы носорога и плюшевого мишки

Помимо штампов можно использовать всевозможные формочки, начиная от формочек для печенья, заканчивая формочками для песочницы.

Лепка в развитии детейЛепка в развитии детей

Первые занятия лепкой 1-2 года. Сортировка и прятки

В этом упражнении участвует тесто и мелкие предметы. Можно взять бусины, фасоль, марблс и т.п. Суть упражнения заключается в отделении малышом теста от мелочи,  заботливо смешанных мамой :-).

Делать это можно различными способами. На первых этапах, я делала заготовки — лепила из пластилина фигурки и декорировала их мелкими детальками. У Яны сразу просыпалось желание оторвать их от теста и сложить в баночку. На последующих этапах мы совместно прилепляли мелочь к куску теста произвольной формы.

Лепка в развитии детей

И еще одним увлекательным упражнением могут быть прятки. Прячем мелкие игрушки в тесто и предлагаем малышу найти их.

Пособия для лепки

Сейчас различных пособий очень много. Нам нравятся, книжки Янушко Е.А. Упражнения в них соответствуют заявленным возрастам, в отличие от большинства книг, в которых уже с двух лет детям предлагается лепить милых зверят.  У нас парочка тоненьких книжек из серии «Новый ребенок«.

Книжка «Пластилиновые бусинки» содержит 8 страниц упражнений на приклеивание шариков. С ними вполне справится годовалый малыш. Для двухлетки можно усложнить задания, предложив обычный пластилин. Он более упругий и лепка с ним будет полезней для развития моторики пальцев. Одним из самых лучших считается классический пластилин производства Луч (Химзавод).

  • В «Пластилиновых апельсинах» 8 страниц упражнений на создание всевозможных шариков:
  • Приятных занятий лепкой !
  • Еще публикации по теме:

Лепка для детей: польза и обзор материалов

Человеческая психика продолжает оставаться весьма малоизученной. Несмотря на множество открытий и рекомендаций, сделать в этой области точное утверждение не получится – приходится действовать путем обобщений.

Однако, даже по статистике, лепка из пластических масс благотворно сказывается как на психическом состоянии ребенка, так и на его умственном и нейрофизиологическом развитии. Мозг маленького человека развивается только в том случае, если происходит взаимодействие с окружающим миром.

Дети современной цивилизации во многом ограждены от естественного мира из соображений безопасности. Поэтому оптимизировать взаимодействие – главная задача родителей. Тактильные ощущения, которые получает ребенок от осязательных нервов, являются мощным стимулирующим фактором, провоцирующим мозг к дальнейшему развитию.

Наблюдения показывают, что дети, которые активно ощупывают предметы и играют с ними, развиваются быстрее и полноценнее тех, кто лишен осязательных ощущений.

Лепка пластилином, глиной или тестом – это замечательное упражнение, которое запускает механизмы совершенствования нервной системы ребенка.

Развитие координации и мелкой моторики

Лепка в развитии детейУ новорожденного младенца нервная система еще неокрепшая, он совершает множество хаотических, «ложных» движений, не направленных на выполнение осознанного действия.

В возрасте года движения становятся осмысленными, но координация пока не выработана. Ребенок учится владеть своим телом, а его нервная система отрабатывает всевозможные комбинации.

Занятия лепкой способны значительно ускорить развитие мелкой моторики. Мелкая моторика – это комбинация работы мышечной, нервной и зрительной систем для мелких операций пальцами и кистями рук.

В институте физиологии детей и подростков было доказано, что проекции кистей рук расположены рядом с речевыми центрами, поэтому формирование мелкой моторики способствует развитию речи.

Дети, которые регулярно занимаются лепкой – сперва под присмотром взрослых, а потом и самостоятельно, быстрее осваивают необходимые бытовые навыки: застегивают пуговицы, удерживают и орудуют столовыми приборами, держат ручку, карандаш или кисть, правильно собирают конструкторы с мелкими деталями.

Развитие пространственного мышления и воображения

Пластилин полезен не только малышам, но и детям постарше. Стремление повторить окружающий мир в рисунке или скульптуре – это уже пример высшей нервной деятельности. С помощью лепки развиваются ментальные и рассудочные качества, происходит опосредованное, наглядное понимание физики реального мира (тонкое гнется, без опоры падает и др.).

Пространственное воображение помогает ребенку лучше ориентироваться в этом мире, а также развивать свои творческие способности.

Виды материалов для лепки

Индустрия товаров для детей может предложить современным родителям множество товаров, которые могут быть использованы для лепки. Широкий ассортимент пластических масс включает как непосредственно материал, так и игровые наборы, куда входят формочки, разделочные инструменты и другие сопутствующие предметы.

Глина

Самый древний материал для лепки. Люди научились лепить из глины еще до развития цивилизаций. Этот материал встречается повсеместно, ведь является мелкодисперсной осадочной породой.

Добыть его можно и самостоятельно, но намного легче купить – в строительном магазине или художественной лавке.

Для работы глину стоит смешать с водой и тщательно размять – после этого она приобретает вязкую консистенцию.

После высыхания глина сохраняет форму. К сожалению, получить в домашних условиях керамику – обожженную глину – невозможно, для этого требуется температура около 900° С. Однако, даже изделия из сырцовой глины способны долго храниться на полке, хотя и являются хрупкими.

Лайфхак. Для того, чтобы имитировать керамический блеск, вылепленную поделку обрабатывают слоем клея ПВА. После высыхания изделие покрывает пленка, которая к тому же улучшает механическую прочность.

Правда, для маленьких детей глина подходит мало – она интенсивно пачкает руки и все окружающее, а в процессе испарения влаги быстро застывает. Зато для мальчишек и девчонок школьного возраста, лепка глиной – это уже серьезный творческий процесс, приобщающий к художественной культуре.

Гипс

Этот материал больше подходит для отливки, нежели для лепки, позволяя получить точные формы при малом весе. Впрочем, даже грудному малышу может быть интересно и познавательно оставлять отпечатки в корытце с гипсом.

Плюсом является то, что изделия из гипса можно раскрашивать. Минусом – очень быстрое высыхание.

Для того, чтобы гипсом можно было лепить руками, лучше приобрести специальный плотный скульптурный гипс желтоватого цвета – он более пластичный и дольше сохнет, но не реализуется в строительных магазинах.

Пластилин на основе глины

Один из самых известных материалов современности. Раньше пластилин изготавливался из глиняного порошка, куда добавлялись воск, масла животного происхождения и порошковые натуральные красители.

Сегодня в качестве добавок к очищенной и обесцвеченной глине используются полимерные соединения, которые обеспечивают составу нужную пластичность, и позволяют ему сохранять свойства спустя продолжительное время.

Классический пластилин на основе глины (каолина) довольно тверд. Иногда его называют «советским», но здесь отличие скорее в составе, чем во времени изготовления.

Дело в том, что на тот момент полимерные соединения еще не были известны в таком количестве, а главное – не внедрялись в бытовую сферу.

Поэтому пластилин старого образца отличается хорошим сцеплением внутри массы и с посторонними предметами.

Он очень плотен, в связи с чем, перед тем, как играть с ним, взрослый человек должен хорошенько его размять и раскатать. Только после этого малыши смогут лепить что-то своими пока еще слабыми ручками.

В плюсах этого материала – его механическая прочность и сцепление. Голова человечка точно не отвалится, если ее хорошенько соединить. В минусах – необходимость предварительного разогрева, а также высокая маркость.

Известный «советский» способ сохранить только что вылепленные изделия из пластилина – поместить на сутки в морозильную камеру. Предмет приобретет твердость и, даже после последующей оттайки, не развалится, а со временем будет все больше твердеть.

Полимерный пластилин

За рубежом промышленные технологии находили применение в народных товарах как средство получения прибыли. Так был придуман полимерный пластилин – натуральный каолин был заменен на пластические соединения с присадками.

Это позволило сделать материал более гибким, однородным, мягким. При хранении он не каменеет и почти не требует предварительного разогрева. Мягкость позволяет использовать его даже годовалым детям. Даже если они не слепят ничего похожего на реальный объект, они смогут мять пластилин в руках, следя за тем, как он меняет форму. Это также хорошо развивает мышцы пальцев и кисти.

Полимерный пластилин не совсем безопасен для здоровья. Он не вызовет острого отравления, но может спровоцировать расстройство пищеварения. К тому же, большим куском пластилина ребенок может просто подавиться или засунуть его в нос. Поэтому до 3-х лет игра только под присмотром родителей!

Сегодня полимерный пластилин имеет множество подвидов: шариковый, плавающий, восковый и другие.  Благодаря особым ингредиентам, свойства пластилина могут изменяться: он может быть легче воды, стать максимально липким или, наоборот, не пачкать руки, стол и одежду.

Масса для лепки

И снова полимеры на службе у человека для детских развлечений. Масса для лепки отличается от пластилина тем, что после придания ей формы, постепенно затвердевает на воздухе.

В зависимости от состава застывание может длиться до полусуток. Все это время в готовую поделку можно внести изменения. Правда, стоимость хорошей массы немаленькая. К тому же, она не является многоразовой, а значит, ее придется покупать еще и еще.

Тесто для лепки

Материал, который набрал популярность совсем недавно. Тесто для лепки названо так потому, что напоминает обычное крутое тесто из муки. Бренд известного теста Play-Doh сообщает, что в составе их теста основными ингредиентами являются мука, соль и вода.

Читайте также:  Питание дошкольников: что вредно и что полезно для здоровья ребенка

Впрочем, полный состав держится в секрете. Очевидно, что выдающиеся характеристики смеси натуральных продуктов придают именно красители и присадки, препятствующие высыханию и сохраняющие продукт от порчи.

Основная черта теста для лепки – это его малая клейкая способность. Давая ребенку поиграть с тестом, родители могут быть уверены в том, что чадо не испачкается само и не испортит окружающую обстановку. Благодаря натуральному составу, тесто для лепки безопасно при проглатывании – разумеется, до определенных пределов.

К сожалению, у теста для лепки есть один существенный недостаток – оно высыхает на открытом воздухе, поэтому его следует держать в плотно закрытой таре.

Кинетический песок

  • Лепка в развитии детейТакже можно встретить названия «космический песок» из-за особых свойств по сравнению с обычным песком или «радужный песок» из-за пигментов, благодаря которым субстанция в баночках и ведрах приобретает различные цвета.
  • Кинетический песок – это специально отобранный мелкий кварцевый песок, куда добавлены специальные полимерные вяжущие присадки.
  • Они придают материалу особые свойства: будучи мягким и «текучим» в распушенном состоянии, песок отлично держит форму при уплотнении.
  • Будучи утрамбованным в формочки, он оставляет четкие слепки, которые никогда не даст обычный мокрый песок.

Песок не даром назван кинетическим: осязательные ощущения при игре с ним действуют успокаивающе.

Поэтому занятия с ним рекомендованы детям с отклонениями в психическом расстройстве, гиперактивным и нервным мальчикам и девочкам. Маленькие непоседы на полчаса, а может и больше, будут захвачены увлекательной игрой, дав возможность взрослым заняться делами.

Большое достоинство «космического» песка – это его способность сохранять свойства на открытом воздухе. Поэтому многие родители, заполнив песочницу, уже больше не собирают пластическую массу в контейнер или ведерко.

Впрочем, при всех плюсах у кинетического песка есть свои минусы или, точнее, особенности:

  • При достаточно долгом использовании песок постепенно поглощает влагу с детских ладоней, частицы грязи и пыли. Через несколько месяцев активной игры он может начать неприятно пахнуть и прилипать к рукам. Это явный сигнал к полной замене материала, так как очистить его невозможно.
  • Качество песка сильно зависит от производителя. Учитывая, что выпускают этот продукт и безызвестные китайские заводы, и маститые компании, один образец может сохранять свои «шелковистые» свойства месяцами, а другой начинает липнуть к рукам уже через пару недель использования.

Один из самых доступных вариантов привычного пластилина. Выпускается фирмой «Луч». При своей низкой цене пластилин не слишком липнет к рукам, неплохо держит форму. Тот, кто называет его твердым, просто не держал в руках советского глиняного пластилина.

Занятия по пластилинографии для развития мелкой моторики у малышей и школьников

В поисках новых творческих занятий, которые понравились бы малышам и увлекли их, педагоги и родители экспериментируют с хорошо зарекомендовавшими себя техниками и материалами.

Пластилинография для детей – пример соединения лепки и рисования, она берет лучшее от каждого из двух видов изобразительного искусства. Возможности этой техники шире, чем у обычной плоскостной лепки, знакомой нам с детства.

Заниматься пластилинографией маленькие художники могут уже в 3–4 года.

Малыши интуитивно стремятся разнообразить свои занятия, ведь им так много нужно всего узнать, стольким вещам научиться! Это оправдано и с точки зрения пользы для развития детей. Смена обучающей и творческой деятельности позволяет тренировать различные когнитивные навыки (память, речь, мышление), пробуждать способность к нестандартному мышлению, воображение.

Рисование — один из самых любимых, доступных, а потому и популярных видов творчества у детей всех возрастов. При этом в изобразительных средствах здесь нет практически никаких ограничений: рисовать можно и карандашами, и пальцем по запотевшему стеклу, и песком, и пластилином.

Процесс развития мелкой моторики средствами любой из перечисленных техник имеет свои особенности. Например, использование карандаша или кисти готовит руку к письму, а контакт с песком дает уникальные тактильные ощущения и успокаивает ребенка.

Занятия по лепке учат пальчики быть сильными и аккуратными, а главное — дарят бесконечный простор для творчества.

Пластилин для работы нужно подобрать достаточно мягкий и податливый, чтобы ребенку было легко менять его форму, – например, восковой. Подойдет и любая другая безопасная масса для лепки. Цветов не обязательно должно быть много – важно, чтобы они были яркими и хорошо смешивались. Желательно иметь в палитре белый и черный, чтобы малыш понял принцип изменения насыщенности цвета.

Для начала работы понадобятся также следующие материалы и инструменты:

  • доска для раскатывания пластилина;
  • трафареты, шаблоны или готовые рисунки на картоне, пластике, стекле;
  • стеки, зубочистки, скалочки, формочки, штампы;
  • украшения — бисер, крупы, раскрашенные макароны, мелкие пуговицы, стразы, пайетки, ракушки;
  • шприц для выдавливания колбасок (пригодится для создания масштабных полотен продвинутым мастерам пластилинографии);
  • широкий скотч для заклеивания поверхности рисунка на картоне перед нанесением пластилина, чтобы было удобнее исправлять огрехи;
  • детские влажные салфетки для рук.

Очень удобно в качестве основы использовать одноразовые пластиковые тарелки. Пластилин на них хорошо держится, и в то же время рисунок легко корректировать. Круглая форма смотрится аккуратно, работа приобретает завершенный вид.

Сложность используемой техники должна возрастать поэтапно в зависимости от возраста и способностей ребенка:

  1. Начинающим художникам подойдет такой вариант, как размазывание пальчиками массы для лепки в пределах обозначенного контура.
  2. Детки от 5 лет, которые умеют скатывать из пластилина маленькие шарики или колбаски, смогут делать объемные рисунки.

ПЛОСКОСТНАЯ ЛЕПКА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Знакомство с азами пластилинографии лучше всего начинать с рисования мазками. Предложите ребенку произвольно размазать несколько небольших разноцветных кусочков хорошо размятого пластилина на плотной поверхности (картоне или пластиковой доске).

После этого можно начинать «раскрашивать» простые рисунки из крупных геометрических форм — солнышко, дерево, цветок, фигуры животных. Обычно малыши используют для работы указательный палец ведущей руки, но полезно подключать и другую руку, большие пальцы.

Такие упражнения развивают синхронизацию работы обоих полушарий мозга.

Когда ребенок хорошо освоит прием размазывания, предложите нанести на рабочую поверхность 2–3 слоя пластилина любых цветов, а потом с нажимом поводить по ним пальцами или стеком. В зависимости от силы надавливания на палитре начнут проявляться разные оттенки — эффект поразит воображение малыша.

МОЗАИКА ИЗ ПЛАСТИЛИНОВЫХ ШАРИКОВ

Эта техника доступна детям в средней или даже младшей группе детского сада.

Как только малыш научился скатывать маленькие шарики из пластилина, можно предложить ему заполнить разноцветными комочками готовый контур, слегка придавливая их к основе.

Такие занятия отлично развивают мелкую моторику и воображение. В этой технике можно изобразить что угодно, а любые погрешности легко исправить, просто переместив шарик на другой место.

Это свойство можно использовать. Попробуйте сделать с ребенком пластилиновый мультфильм на основе несложной картинки, передвигая комочки так, чтобы она «двигалась». Для съемок подойдет даже камера на мобильном телефоне, а малыш будет в восторге!

ПЛАСТИЛИНОВЫЕ КОЛБАСКИ И СПИРАЛИ

В старшей группе дети уже могут делать несложные композиции из пластилина, скатанного в тонкую колбаску. Здесь от них потребуется еще больше аккуратности и терпения — именно эти качества развивает работа в такой технике.

Комбинируя полоски разных оттенков, ребята могут изобразить космос со звездами и кометами, а расположив слой пластилинового снега на зеленых ветках елей — настоящую зиму. В этой технике удачно получаются осенние деревья, подводный мир, пейзажи.

Сложность работы можно повысить, располагая предметы один поверх другого, придавая картине глубину.

Пластилиновые жгутики, свернутые в спирали, похожи на цветы. Из таких заготовок можно собрать целый букет, а можно сделать кудрявую березку или пушистого кота.

Палитра рисунков станет богаче, а сами работы — красивее, если скатывать пластилин близких оттенков, не смешивая их до однородного цвета.

Чтобы получить нарядный леденец, нужно аккуратно перекрутить между собой два тонких жгутика (лучше – изготовленных с помощью шприца) ярких цветов, после чего свернуть полученную полоску в плоскую спираль или нарезать коротких палочек с крючком на конце.

Расположите среди полос белого пластилина 1–2 голубых, зеленых и розовых, после чего нанесите поперек всех живописные зигзаги стеком-лопаткой. Цвета слегка перемешаются, и получится северное сияние.

РИСОВАНИЕ ПРОЦАРАПЫВАНИЕМ И ВМЯТИНАМИ

Даже 3-летний малыш может нацарапать стеком или любой другой подходящей палочкой узоры на поверхности, покрытой пластилином. Получится своеобразная граттография.

Ребята постарше используют подобные инструменты для детализации рисунка, придания ему дополнительного объема, реалистичности.

Мелкие царапины помогут изобразить пушистые еловые ветви или роскошный лисий хвост, острой палочкой удобно рисовать чешую на разноцветных рыбках.

Малыши могут выдавливать на размазанном пластилине готовые фигурки с помощью специальных формочек. Старшим дошкольникам интересно с помощью этого же приема создавать орнаменты.

В этом случае цельные силуэты заменяются маленькими фигурными штампами, в роли которых могут выступать декоративные пуговицы или макаронные изделия интересной формы.

Инструмент с наконечником в виде полусферы поможет сделать углубления для глаз у животных или сказочных героев: с таким приспособлением качество картинки сразу повысится.

Купите ребенку набор из разнообразных стеков. Большой выбор наконечников — острых, плоских, круглых, зазубренных — подстегнет фантазию юного художника и вдохновит его на поиск новых образов.

Пластилинография — отличный вариант для проведения творческих занятий как с малышами, так и с ребятами школьного возраста. В этой технике у детей получаются оригинальные открытки для мамы на 8 Марта или папе к 23 февраля, новогодние и конкурсные поделки. Различных приемов и хитростей в исполнении пластилиновых картин очень много, все зависит от фантазии и опыта юного художника.

Читайте также:  Ребенок и хот-дог: досье на колбасные изделия

Статья "Лепка — как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста"

Лепка как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Наталья Киреева 

Основы формирования художественного видения мира закладывается с самого раннего детства. В изобразительной деятельности дошкольного возраста творчество играет огромную роль. Это связано с развитием личности ребёнка.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается.

В работе над изображением ребёнок приобретает различные знания: углубляются и уточняются его представления об окружающем мире.

Создавая изображения, ребёнок осмысливает качество предметов, запоминает их характерные особенности, детали, овладевает изобразительными умениями и навыками, учится осознанно их использовать. 

Лепка — самый динамичный, жизнерадостный и осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит, то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Лепка — один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции.

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка.

 Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои сюжеты будущих работ находятся вместе с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук.

Уникальная методика лепки из глины проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста.

Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают (особенно у взрослых, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т. е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие.

Как указывают В. В. Косминская и Н. Б. Халезова «руки и пальцы с их тонкой моторикой (от которой, кстати, зависит развитие речи) учатся с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого — рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать мир из целого».

Лепка — один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе.

Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

По мнению Г. Г.

Григорьевой только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.

Трудно переоценить значение лепки для развития ребенкаЛепка — самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Даже маленьких детей привлекает возможность слепить «настоящие» орешки и кормить ими белку.

Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт дошкольников.

Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, и у него развивается конструктивная мысль, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее — нужно, чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг также, как и мускулы, развивается, когда его тренируют.

Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов.

Вылепленные предметы можно использовать в игре, они являются как бы маленькими копиями настоящих вещей и в игре используются как их заместители.

Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими «как настоящий», если вылеплен, а не нарисован.

Основным изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается как застывшее движение. Нужно, чтобы дети увидели и почувствовали эту пластичность, иначе потом они будут не в состоянии оценить хорошую скульптуру.

При изображении живых существ нужно учить детей даже младшего дошкольного возраста передавать движение. После лепки им легче будет изображать движение при рисовании.

И глина, и пластилин позволяют изгибать вылепленную фигурку, добиваясь изображения более точного и выразительного движения, поэтому ребенок учится передавать движение в лепке более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности — рисовании, аппликации.

И только в конструировании из природного материала — веточек, сучков — глазу ребенка вдруг может открыться изумительно пластичное движение, если у него к этому времени развита ассоциативная фантазия. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей творческие способности.

Цвет так же, как форма и движение, является средством выразительности в лепке. Никому из детей не приходит в голову лепить Бабу Ягу из розового пластилина, а деревья в саду Кощея Бессмертного они лепят черного цвета.

Для лепки кукол ребята выбирают приятные для глаза цвета. Цвет является ярчайшим выразительным средством даже в лепке.

Если представится выбор — лепить из однотонного пластилина или из цветного, ребенок всегда предпочтет цветной.

Самые младшие дошкольники — двухлетки — находятся еще в до изобразительном периоде развития, и в манипуляциях с глиной их привлекает только самостоятельность действия.

Изобразительный период начинается у большинства детей с трех лет, когда появляется образное мышление.

В этом возрасте ребенок осваивает основные приемы лепки и у него начинают формироваться навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы.

Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются или разовьются очень слабо без грамотного руководства взрослых.

Два самых основных условия развития способностей в том, чтобы ребенок с близкого расстояния и без торопливости увидел, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого, и чтобы этот материал всегда находился в доступном для него месте.

К пяти годам (средний дошкольный возраст) ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появляется умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них. 

Лепка детей в старшем дошкольном возрасте иногда поражает интересным замыслом, а иногда каким-то фантастическим переосмыслением реальной действительности. Старшие дошкольники — большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого.

Обучающий должен быть очень чуток, чтобы живое творчество не превратилось в скучный урок. Для старшего дошкольника характерно игровое отношение к образу, который он создает в лепке.

Воспитателю нужно находить интересные приемы работы, чтобы подвести старшего дошкольника к реалистическому изображению и его эстетической оценке .

Многие авторы, среди которых В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова, Г. Г. Григорьева, Т. Г. Казакова рекомендуют в детском саду проводить лепку с натурылепку по памяти и лепку по замыслу. Каждый из видов лепки имеет свои учебные и творческие задачи.

В процессе лепки с натуры надо научить видеть предмет, выделять его основную форму, строение и пропорции, уметь передавать все эти особенности в скульптуре.

Не всякая игрушка или скульптура может быть натурой для лепки, только те, которые дадут отчетливое представление о форме, строении и пропорциях предмета.

Специфика лепки требует, чтобы окраска натуры была спокойной и ровной; пестрая окраска мешает воспринимать общую форму предмета и его пропорции.

  • В лепке по памяти надо уметь иногда в очень короткий промежуток времени рассмотреть предмет, запомнить характерные особенности, а потом воспроизвести его.
  • В лепке по замыслу стоит задача, самостоятельно опираясь на свои впечатления от увиденного или прочитанного, выбрать тему, продумать ее сточки зрения выразительности образов, композиции, определить последовательность и приемы выполнения.
  • Современная промышленность предлагает несколько видов пластических масс для детского творчества, но все они являются искусственными материалами и, кроме того, мало применимы в массовой работе с детьми.

Вспомогательные материалы. К ним, прежде всего, относятся каркасы, которые применяются для того, чтобы придать вещи большую прочность, легкость или для экономии материала.

К каркасам относятся тонкие, заостренные палочки, которые скрепляют детали, полая яичная скорлупа, бумажная масса, бумажные стаканчики, вырезанные формочки из яичной тары, скорлупа орехов, целлулоидные формочки для конфет и другой пригодный материал. Детей нужно приучать к экономному использованию материалов.

Иногда вылепленные работы украшаются инкрустацией. Это может быть бисер, гранулы цветного полиэтилена, бусинки, семена растений.

Во время лепки возникает необходимость в дополнительных материалах — нужны «волосы» для Бабы Яги, иголки для ежика и пр.

Воспитатель должен иметь коробку, где хранятся мотки мочалки, проволока, различные формочки, пуговицы, сосновые иглы. Все это должно храниться в порядке, чтобы у детейвоспитывалась культура труда.

Таким образом, лепка в детском саду одно из средств художественно — эстетического развития ребенка – дошкольника.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *