Иммунитет представляет собой способность организма человека поддерживать постоянство своей внутренней среды за счет борьбы с чужеродными веществами и клетками. В медицине чужеродные вещества называют антигенами. В роли антигенов могут выступать вирусы, бактерии, паразиты, аллергены и многие другие.
Виды иммунитета
Иммунитет включает в себя гуморальный и клеточный иммунитет. Остановимся более подробно на каждом из них. Гуморальный обеспечивается нахождением в крови антител (вещества, которые связываются с антигенами). Клеточный обеспечивается клетками иммунной системы.
Иммунитет бывает врожденный и приобретенный. В свою очередь, приобретенный может быть активным и пассивным. Активный развивается после перенесенных заболеваний, например, ОРВИ. Также он формируется после вакцинации. Пассивный формируется при переливании в организм уже готовых антител в виде сыворотки.
Также он развивается при передаче антител с молоком матери новорожденному ребенку. По сути, естественный иммунитет включает в себя врожденный, приобретенный после перенесенного заболевания, а также пассивный иммунитет при передаче антител от мамы к малышу.
Искусственным называют иммунитет после введения вакцины или сыворотки с антителами.
Органы иммунитета
- После того, как мы разобрали понятие иммунитет, основные его виды, необходимо уделить внимание и органам, которые его обеспечивают.
- Выделяют центральные и периферические органы иммунной системы.
- К центральным относятся:
- Красный костный мозг. Находится в костях. Служит источником образования всех клеток крови, в том числе клеток иммунной системы.
- Тимус. В нем происходит дальнейшее созревание некоторых клеток иммунной системы, поступающих из красного костного мозга.
Периферические органы:
- Лимфоузлы.
- Селезенка.
- Скопления лимфоидных клеток в коже, органах дыхания, кишечнике.
Особенности формирования иммунитета у детей
- Формирование иммунитета у детей имеет свои особенности в зависимости от возраста.
- Особенностью формирования иммунной системы у детей является наличие так называемых «критических» периодов:
- Первым критическим периодом после рождения малыша является период новорожденности. В это время малыш встречается с огромным количеством болезнетворных микроорганизмов. Иммунная система в этот период подвержена сильным иммунноснижающим действиям. Для этого периода характерна низкая устойчивость по отношению ко многим инфекциям. Отмечается склонность к развитию распространенных инфекций.
- Второй период приходится на возраст 3-6 месяцев. Характеризуется ослаблением иммунных реакций в связи с разрушением антител, которые передались от мамы.
- Третий период развивается на втором году жизни. В этот период значительно увеличивается контакт малютки с внешним миром. В этом возрасте проявляются многие аномалии иммунной системы, а также аутоиммунные (направленные против собственного организма) заболевания. Дети склонны к повторным острым респираторным заболеваниям.
- Четвертый период приходится на 4-6-й годы жизни. Этот период характеризуется высокой распространенностью аллергических и паразитарных заболеваний. В этот период формируются многие хронические заболевания.
- Пятый период приходится на подростковый возраст. У девочек это соответствует 12-13 годам, у мальчиков – с 14-15 лет. Большой скачок роста сопровождается уменьшением массы лимфоидных (иммунных) органов. Увеличение образования мужских половых гормонов ведет к снижению клеточного звена иммунитета. В связи с этим многие аллергические заболевания ослабевают. Усиливается влияние внешней среды на развитие иммунитета. В это время отмечается новый подъем заболеваемости хроническими воспалительными, аутоиммунными, вирусными заболеваниями.
Процессы формирования иммунной системы у детей могут замедляться под действием различных внешних факторов:
- Ксенобиотики (химические вещества).
- Внутриутробные инфекции
- Частые ОРВИ и инфекции пищеварительного тракта.
- Влияние экологических факторов внешней среды и многие другие.
Некоторые внешние факторы могут замедлять формирование иммунной системы у детей.
Указанные факторы, замедляющие процессы формирования иммунной системы у детей, приводят к функциональной незрелости иммунной системы и, соответственно, предрасполагают к развитию у них иммунодефицитных состояний (состояние сниженного иммунитета).
Витамины и их роль в иммунитете
Витамины представляют собой необходимые для нормальной жизнедеятельности вещества, образование которых в организме отсутствует или очень ограничено. В основном, источником данных веществ у детей является пища и кишечные бактерии, которые также способны их образовывать.
Они имеют свои особенности:
- Не включаются в структуру органов и тканей малыша.
- Не используются организмом в качестве источника энергии.
В зависимости от способности растворяться в воде или жирах, витамины подразделяются на две большие группы:
- Жирорастворимые. К ним относятся витамины А, Д, Е, К, а также витаминоподобные вещества – убихинон (витамин Q), эссенциальные жирные кислоты (витамин F).
- Водорастворимые. К ним относятся витамины группы В, Н, С, витаминоподобные вещества – холин, липоевая кислота, карнитин, оротовая кислота и другие.
К сожалению, существуют причины, которые могут приводить к снижению уровня данных веществ в организме. Данная проблема имеет медицинское название – гипо- и авитаминозы.
Причины гипо- и авитаминозов:
- Воздействие факторов внешней среды.
- Нерациональное питание.
- Нарушение всасывания.
- Высокая потребность (например, у недоношенных детей и в период пубертата).
- Заболевания печени.
- Усиление распада витаминов.
- Поражение микрофлоры кишечника. Более подробно с данной проблемой вы можете познакомиться в нашей статье.
Симптомы недостатка витаминов
Недостаток некоторых витаминов может привести к снижению иммунитета.
Гиповитаминозы, как правило, имеют неспецифические симптомы. К ним относятся: повышенная утомляемость, снижение защитных сил организма, слабость, вялость. Авитаминозы имеют более специфические (определенные) симптомы. Более подробно на каждом авитаминозе мы останавливаться не будем, а лишь рассмотрим витамины, недостаток которых может привести к снижению иммунитета.
К ним относятся:
- Витамин А. Его дефицит проявляется поражением глаз, кожи, а также повышенной восприимчивостью к инфекциям.
- Витамины группы В6 (пиридоксин, пиридоксаль). Недостаток указанных веществ может привести к дерматиту, лимфопении (снижение уровня клеток иммунитета), анемии, судорогам.
- Биотин. Недостаток указанного вещества может приводить к себореи, выпадению волос, ухудшению работы иммунной системы.
- Витамин С. Недостаток витамина С приводит к повышенной ломкости сосудов, быстрой утомляемости, болям в конечностях, выпадению зубов, плохому заживлению ран, повышенной восприимчивости к инфекциям.
- Витамин Д. Недостаток витамина Д приводит к развитию рахита у малыша, который также сопровождается снижением иммунитета и повышению общей заболеваемости у малыша.
Витамины, используемые для повышения иммунитета
Выбор витаминного препарата у детей зависит от многих факторов, основным из которых является возраст крохи. Ниже перечислим список основных детских витаминов для иммунитета детям разных возрастных периодов.
- Выбор витаминов для детей во многом зависит возраста малыша.
- Для детей от года предпочтение отдается препаратам в виде сиропа или капель:
- Капли «Мульти-Табс Беби».
- Сироп «Пиковит».
- «Алфавит Наш Малыш».
В возрасте от 3 до 5 лет уже возможно применение жевательных таблеток:
- Жевательные таблетки «Компливит Актив».
- Жевательные таблетки «Витрум Кидс Плюс».
- Пастилки «Витамишки».
У детей старше 6 лет можно использовать:
- Жевательные таблетки «Мульти-Табс».
- Таблетки «Пиковит форте».
- Таблетки «Алфавит школьник».
Указанные препараты содержат в своем составе вышеописанные витамины, поэтому являются витаминами для повышения иммунитета, которые позволяют укрепить иммунитет вашего малыша.
Как и любые другие препараты, они имеют свои показания и противопоказания. Применять их нужно только в тех случаях, когда есть недостаток данных веществ.
Не занимайтесь самолечением, при возникновении у ребенка симптомов, связанных с дефицитом витаминов, обращайтесь к педиатру.
Врач поможет подобрать подходящие лекарства для вашего малыша, а также назначит правильные дозировки и длительность применения выбранного препарата.
Как узнать, есть ли в организме коронавирус и антитела к нему?
На сегодняшний день не осталось людей, неосведомленных о COVID-19. Весь мир убедился в высокой скорости его распространения и опасности осложнений. Теперь актуальным стал вопрос раннего выявления заболевания для ограничения контактов.
Тест на коронавирус позволяет определить, попал ли возбудитель в кровь пациента. Мы разберем, какими методами он проводится, можно ли пройти его самостоятельно, как интерпретировать результат.
Что такое ПЦР-тест?
ПЦР-тест — это основной метод исследования биологических жидкостей на коронавирус. Он давно используется для выявления всевозможных инфекций в организме человека. ПЦР расшифровывается как полимеразная цепная реакция.
Тест основан на лабораторном изучении фрагмента ДНК во взятом материале. Фрагмент многократно удваивают и наблюдают, повторяется ли в нем искомый участок. Эксперимент показывает, есть ли коронавирус в организме человека.
При этом определить его наличие можно даже до появления первых симптомов. Инкубационный период составляет до шести дней. За это время инфекция может поразить большое количество людей. Если вовремя сделать ПЦР-тест, пациент будет изолирован.
Это предотвратит распространение вируса.
Кому и как проводят ПЦР-тест на ковид?
Подобные исследования проводят повсеместно с целью сдерживания опасной инфекции. В большинстве случаев это происходит добровольно, но иногда обязанность обусловлена требованиями закона.
Сдать ПЦР-тесты должны все путешественники, прибывающие в Россию. Причем условия одинаковы не для всех. Для иностранцев отрицательный результат теста — фактически пропуск в страну. Соотечественники же могут посетить лабораторию позднее.
Сделать это должен:
- любой человек с признаками ОРВИ;
- член семьи пациента, у которого диагностирована коронавирусная инфекция;
- потенциальный контактный гражданин, который находился в общественных местах без маски или общался с больным;
- медработник, лечивший зараженного.
ПЦР-тест проводится путем забора мазка из носоглотки. Сделать его можно в лаборатории или вызвав врача на дом. Реакцию запускают в лабораторных условиях.
Результат теста: как интерпретировать?
Для полимеразной цепной реакции требуются сутки. Однако с учетом загруженности лабораторий сроки ожидания могут увеличиться до двух-трех дней. Результат трактуется однозначно. Наличие ДНК COVID-19 означает заражение. Отрицательный тест на вирус позволяет допустить его отсутствие в организме.
Почему только допустить? Результат исследования может быть неточным. При получении ложноотрицательного есть вероятность, что:
- забор материала осуществлялся с нарушениями;
- анализ был взят на поздней стадии заболевания;
- вирус не попадал в носоглотку или быстро спустился по дыхательным путям;
- человек продезинфицировал полость рта антисептиком перед забором материала.
Вероятность ложноположительного результата невелика. Такое возможно, если тестирование проводилось в антисанитарных условиях (вирус попал в биоматериал после забора).
Достоверно ли экспресс-тестирование?
Различают такие виды экспресс-теста: исследование методом иммунохроматографии, использование набора реагентов. В первом случае человеку предлагается сдать кровь в медицинском учреждении. У анализа есть преимущества:
- низкая цена по сравнению с ПЦР;
- высокая скорость (до получаса);
- простота реализации.
Однако точность его вызывает сомнения. Экспресс-анализ показывает только присутствие компонентов вируса, а не его самого. Поэтому все положительные пробы важно перепроверять методом ПЦР.
С экспресс-наборами (например, Standard Q Covid-19) человек работает сам. Это не аналог иммунохроматографии: кровь здесь не понадобится, достаточно мазка из носоглотки. Что именно нужно делать — написано в инструкции.
При контакте биоматериала с реагентом происходит реакция с окрашиванием (как с тестом на беременность). Такое исследование на коронавирус достаточно быстрое (до 20 минут), однако не слишком точно.
Тест на антитела
Антитела к коронавирусу, выявленные в организме, показывают его реакцию на возбудитель. Если он вырабатывает специфические иммуноглобулины, это может означать, что:
- человек переболел COVID-19 (в том числе бессимптомно);
- антитела способны бороться с вирусом в случае его повторного проникновения в кровь;
- человек может быть донором и спасать других зараженных, кто переносит заболевание тяжелее.
Если тестирование показало, что антитела к коронавирусу присутствуют, это еще не значит, что их носитель больше никогда не заболеет.
Хотя статистика имеется небольшая, вирусологи пришли к выводу, что положительный тест на антитела может ненадолго приравниваться к вакцинации. Однако это справедливо в течение полугода после выявления инфекции. По истечении этого срока вновь появляются риски, и пациенту рекомендована прививка.
Как расшифровать анализ на антитела?
Обследуемый на антитела может иметь в организме несколько видов белков, вырабатываемых иммунной системой:
- IgM — реакция на любую острую инфекцию. Обычно присутствуют в организме в течение месяца после заражения, однако при COVID-19 этот срок увеличивается до 3 месяцев. Могут сохраняться даже в отсутствие вируса.
- IgA — реакция непосредственно на COVID-19. Их количество должно снижаться по мере выздоровления.
- IgG — запоминающая реакция организма на перенесенную инфекцию. Синтезируются через 6 недель после заражения и формируют иммунитет.
Если в анализе на антитела есть IgA, значит, человек столкнулся с коронавирусом. Если их сопровождают IgG, то больной выздоравливает, если нет — инфекционное заболевание протекает в данный момент. Об устойчивости иммунной системы к вирусу говорит показатель IgG более 1,1.
Возможен ли экспресс-анализ?
Пройти диагностику на антитела можно и в домашних условиях. Например, Leccurate SARS-CoV2 Antibody Test позволяет самостоятельно провести хроматографический иммуноанализ крови.
Брать ее можно как из пальца, так и из вены, хотя второй способ без медсестры реализовать сложно. Проходить экспресс-диагностику на антитела лучше натощак.
В набор входит одноразовый ланцет для прокола кожи.
Кровь помещается в лунку тестового устройства, где смешивается с буферной жидкостью. Индикаторная реакция происходит в течение 10-20 минут. В зависимости от окрашивания определенных зон, можно обнаружить наличие IgM, IgG или их отсутствие.
Какой метод диагностики лучше?
Формулировать вопрос таким образом не совсем корректно. Речь идет о двух методах с разными задачами.
Тест на коронавирус, проводимый через полимеразную цепную реакцию, позволяет определить, болеет обследуемый или нет.
Сравнивать его можно только с анализом крови и экспресс-наборами. Картина по итогам полноценного теста более достоверна.
Обследование на антитела параллельно может подсказать, нет ли инфекции в организме на данный момент. Однако в первые дни такой метод неэффективен. Иммунный ответ формируется не сразу, поэтому ошибочный вывод об отсутствии вируса не связан с несовершенством анализа. На это требуется до 14 дней, потом по наличию IgA можно судить о состоянии больного.
Профилактика
Самая главная рекомендация — не стоит намеренно заражаться COVID-19 с целью формирования антител. Коронавирусная инфекция малоизученна — нельзя предсказать, как она будет протекать в конкретном случае. К тому же, антитела формируются не навсегда и вакцинацию не заменяют.
Во избежание случайного заражения важно:
- носить средства индивидуальной защиты в общественных местах;
- пользоваться санитайзером;
- избегать контактов с зараженными;
- укреплять иммунитет;
- обращаться к врачу при первых признаках респираторного заболевания.
Эффективным методом профилактики вирусных заболеваний является вакцинация. Она в России добровольная — обязать делать прививку не может никто. Идти на такой шаг стоит после изучения возможных рисков, определения противопоказаний и сопоставления с ожидаемыми последствиями инфицирования.
Врачи и фармакологи постоянно объясняют, почему нельзя прививаться детям, беременным, аллергикам, людям с тяжелыми реакциями на другие вакцины в анамнезе. При наличии иных ограничений нужна консультация специалиста.
Как восстановить легкие после коронавируса | Публикации – клиника «Семейный доктор»
Восстанавливаются ли легкие после COVID-19? Да. Но нужно не пропустить сроки реабилитации и серьёзно отнестись к рекомендациям врача.
Новая коронавирусная инфекция, вызванная SARS-CoV-2, недостаточно изучена, однако ясно, что она наносит вред всем органам и тканям человека. Вирус проникает в организм через слизистые оболочки носа, глаз, глотки. Первые симптомы появляются на 2-14 день. Обычно это повышение температуры выше 37.
5 градусов Цельсия, насморк, потеря обоняния, сухой кашель, послабление стула, слабость и головная боль. На 6–10 сутки от момента появления первых симптомов могут начать беспокоить одышка, боль в груди, усиление кашля.
Это тревожные симптомы, говорящие о поражении легких и требующие проведения дополнительного обследования: компьютерной томографии легких, измерения насыщения крови кислородом (сатурации).
Легкие после COVID-19
Попадая в организм человека через слизистые оболочки дыхательных путей SARS-CoV-2 вызывает мощнейшую воспалительную реакцию. Активируются иммунные клетки, вырабатывается колоссальное количество воспалительных веществ (воспалительных цитокинов). Интенсивность этой реакции скорее всего обусловлена генетически.
Именно интенсивностью воспалительной реакции и определяется тяжесть поражения легочной ткани по данным исследований. В легочной ткани поражение при COVID-19 обусловлено как поражением самих альвеол (в которых происходит газообмен и кровь насыщается кислородом из воздуха) нашими собственными иммунными клетками так и поражением легочных сосудов, оплетающих альвеолы.
Степень поражения легких можно определить при помощи КТ (компьютерной томографии).
Таблица 1. Поражение лёгких при COVID-19
№ | Процент поражения легочной ткани | Проявления | Госпитализация |
1. | 15 | Поражена часть лёгкого. Небольшое затруднение дыхания. | Не показана. |
2. | 25 | Поражена половина одного лёгкого. Есть затруднение дыхания, но человек справляется с ситуацией. | Возможно лечение на дому. |
3. | 50 | Одно лёгкое выключено из дыхания. Заметна одышка. Требуется активное лечение. | Решение о госпитализации принимает врач. |
4. | 75 | Дышит только половина одного лёгкого. Выраженная дыхательная недостаточность. | Показана. |
Легкие после COVID-19 могут терять эластичность. Поражённые участки легочной ткани замещаются соединительной (рубцовой) тканью, возникает фиброз.
Из-за фиброзных изменений в легких газообменная функция легочной ткани страдает. Воспаления уже нет, но дыхательная недостаточность сохраняется.
Если не принять меры уже во время самого заболевания, патологические изменения в лёгких могут остаться на всю жизнь. Человека будут беспокоить:
- одышка, усиливающаяся при физической нагрузке;
- частые головокружения;
- сухой кашель;
- боли в груди;
- нарастающая слабость;
- снижение работоспособности.
Иногда слабость настолько выражена, что теряется способность к самообслуживанию. Чтобы избежать этих серьёзных осложнений, нужно проводить восстановительные мероприятия – реабилитацию.
Принципы реабилитации легких после COVID-19
Реабилитацию начинают на 20–25 день после начала болезни, иногда ещё в стационаре. Как только острый процесс закончился, нормализовалась температура тела, проводится обследование. Уточняется, есть ли нарушение функции почек, сердца, сосудов, других органов. Программа восстановления легких после COVID-19 разрабатывается индивидуально. Учитываются:
- тяжесть перенесённой коронавирусной инфекции;
- характер вирусной пневмонии, степень поражения лёгких;
- пол;
- вес;
- возраст;
- сопутствующие болезни.
Длительность реабилитации от 2 недель до года. Она может идти непрерывно либо курсами по 10–14 дней с перерывами в 5–7 суток. При минимальных изменениях назначают дыхательную гимнастику, лечебную физкультуру, ингаляции, массаж, физиотерапию. Важную роль играют режим и питание.
Общие рекомендации по реабилитации легких после COVID-19
- Соблюдение режима дня, полноценный восьмичасовой сон
- Умеренная физическая активность (10000 шагов в сутки – прогулки в парке, лесу в сухую и тёплую погоду). В холодный, ветренный или дождливый день лучше остаться дома. На прогулку одеваться по погоде, обувь должна быть удобной.
- Дыхательная гимнастика
- Ежедневная влажная уборка и проветривание в комнате.
- Отказ посещения бани, сауны. Не стоит принимать горячие ванны.
- Запрет на употребления алкоголя, курения.
Питание при восстановлении легких после COVID-19
Рекомендуется полноценное питание 5–6 раз в сутки, небольшими порциями.
Таблица 2. Обязательные компоненты питания
№ | Компонент | Примеры продуктов |
1. | Легкоусвояемый белок | Курица, индейка, молодая говядина, творог, яйца. |
2. | Полезные жиры | Морская рыба, орехи, растительные масла. |
3. | Пищевые волокна | Крупы, свежие овощи и фрукты. |
4. | Медленные углеводы | Крупы, овощи. |
5. | Пробиотики | Кисломолочные напитки, квашеная капуста. |
6. | Железо | Петрушка, говяжья печень, гречка. |
Необходимо пить 1,5–2 литра воды в сутки. Подойдёт обычная питьевая вода, морсы, несладкие компоты, отвар шиповника.
Под запретом: «быстрые» углеводы – торты, конфеты, булочки, жирная, острая, пряная пища, мясные деликатесы.
Дыхательная гимнастика для восстановления легких после COVID-19
Дыхательные упражнения стимулируют кровообращение, тренируют дыхательные мышцы, повышают эластичность легочной ткани, улучшают дренаж бронхов. Выполнять гимнастику нужно в чистом проветренном помещении. Начать с 30 секунд, постепенно довести до четверти часа. Следует избегать переутомления. При появлении головокружения – сделать паузу.
Подготовительные упражнения
-
В положении лёжа на спине сделать медленный вдох за 3–4 секунды, затем такой же медленный выдох – за 5–6 секунд.
-
Диафрагмальное дыхание, когда на вдохе «надувается» живот.
-
Медленно вдохнуть воздух, медленно выдохнуть через трубочку в стакан с водой, отдохнуть. Повторить 2–3 раза, постепенно довести до 10 раз.
Начальные упражнения
-
Сядьте на стул, прижмитесь спиной к спинке стула, опустите руки вниз. На вдохе плавно поднимите руки вперёд, а затем вверх. На выдохе вернитесь в исходное положение.
-
То же упражнение, только руки поднимать вверх через стороны.
-
Встать, положить пальцы рук на плечи. На вдохе медленно развести руки в стороны. Выдыхая через рот, вернуться в исходное положение.
Основные упражнения
Хорошо себя зарекомендовала гимнастика Стрельниковой А. Н. Самостоятельно освоить её сложно. Нужно, чтобы движения показал человек, владеющий методикой. Вместо этой дыхательной гимнастики врач может порекомендовать другую.
Физические упражнения для лечения легких после COVID-19
ЛФК укрепляет ослабленные болезнью мышцы, стимулирует кровообращение, приводит в норму нервную систему. Гимнастику выполняют после тренировки дыхания, в медленном темпе. Рядом нужно поставить стул, придерживаться рукой за его спинку для контроля равновесия. Первая часть каждого упражнения выполняется на вдохе, вторая – на выдохе.
Примерный перечень упражнений
-
Подняться на носки, встать на полную стопу.
-
Согнуть ногу в колене, приподняв ее вверх, опустить. Затем – вторую ногу.
-
Отвести ногу назад, вернуть на место. Так же со второй ногой.
-
Круговые движения плечами вперёд, затем назад.
-
Отвести правую руку назад, вернуться в исходное положение, затем – левую.
-
Поставить руки на пояс. Повернуть туловище вправо, потом – влево.
-
Наклониться вперёд на 20–30 градусов, выпрямиться.
-
Наклониться вправо, выпрямиться, затем – влево.
Ингаляции для лечения легких после COVID-19
Назначает врач при наличии показаний. Проводятся ингаляции через прибор небулайзер. Для ингаляций используют готовые увлажняющие препараты на основе физиологического раствора и отхаркивающие препараты. При необходимости назначаются бронхорасширяющие и противовоспалительные средства.
Лечебный массаж при реабилитации лёгких
Лечебный массаж, проведённый специалистом, улучшает кровообращение в лёгких, устраняет застойные явления, ускоряет обмен, способствует быстрому восстановлению лёгких. Кроме того, он снимает мышечное и нервное напряжение, помогает справиться с усталостью, повышает настроение и работоспособность. Хороший эффект даёт перкуссионный массаж.
Восстанавливаются ли легкие после COVID-19 с помощью мануальной терапии?
Мануальный терапевт применяет специальные техники воздействия: сдавливание, вытяжение, растягивание. Рёберно-позвоночные суставы становятся более подвижными, диафрагма работает лучше. В результате грудная клетка становится эластичнее, увеличивается объём лёгких, улучшается отхождение мокроты, восстанавливается поступление кислорода.
Физиотерапия после коронавируса
Таблица 3. Популярные физиотерапевтические процедуры
№ | Название | Действие |
1. | СМТ-терапия | Синусоидальные модулированные токи устраняют спазмы бронхов, улучшают дренаж. |
2. | Лазеротерапия | Улучшает кровоснабжение, обладает рассасывающим и противовоспалительным действием. |
3. | Полихроматический поляризованный свет | Ускоряет рассасывание инфильтрата, улучшает проходимость бронхов. |
4. | Магнитотерапия | Устраняет воспаление, отёки, боль. |
5. | Ультразвуковая терапия | Выводит мокроту, предотвращает развитие фиброза. |
Фиброз – как последствие для легких после COVID-19
Признаки пневмофиброза на КТ (компьютерной томографии) говорят о том, что часть легочной ткани замещена рубцовой. Фиброз не развивается за несколько дней. Обычно на это уходит до 6 месяцев.
К счастью, фатальный легочный фиброз с развитием тяжелой дыхательной недостаточности встречается не часто и у большинства людей, перенесших коронавирусную инфекцию, оставшиеся в легких изменения не скажутся на здоровье.
В большинстве случаев при контрольном исследовании видна отчётливая положительная динамика. Признаки фиброза уменьшаются или исчезают. Восстанавливается нормальная легочная ткань.
Поэтому так важно вовремя обратиться к врачу и начать правильное лечение COVID-19, которое поможет избежать серьезных осложнений и уменьшит сроки реабилитации после поражения легких SARS-CoV-2.
Если фиброз действительно сформировался, он необратим. В этом случае врачи пытаются создать оптимальные условия для работы оставшейся легочной ткани. Часто это удаётся сделать, так как компенсаторные возможности дыхательной системы велики. Но простых методов для этого недостаточно. Приходится подключать серьёзную терапию, включающую лекарственные средства и респираторную поддержку.
Восстановите здоровье в одной из лучших клиник Москвы
В «Семейном докторе» точно знают, как восстановить легкие после коронавирусной инфекции. Мы разработали несколько программ реабилитации после COVID-19. В самые короткие сроки вы пройдёте полное обследование, точно узнаете, как восстановить легкие после COVID-19. Следуя рекомендациям доктора, сможете поправить здоровье и вернуться к нормальной жизни.
Публикации врачей клиники «Семейный доктор» на тему «Как побороть постковидный синдром»
Йод
Йод является структурным компонентом гормонов щитовидной железы – тиреоидных гормонов. Тиреоидные гормоны обладают широким спектром действия. Их роль важна в жизнедеятельности человека любого возраста. Но особенно велика роль гормонов щитовидной железы в период внутриутробной и ранней постнатальной жизни.
Важным действием тиреоидных гормонов в детском возрасте является их анаболический эффект: гормоны щитовидной железы стимулируют синтез белка и способствуют процессам роста. Под их влиянием происходит дифференцировка тканей организма.
Исключительно важное действие тиреоидные гормоны оказывают на закладку, развитие и дифференцировку клеток центральной нервной системы, формирование интеллекта человека.
По мнению экспертов ВОЗ, недостаток йода является самой распространённой причиной умственной отсталости и снижения интеллектуального потенциала.
Недостаток йода приводит к снижению коэффициента интеллекта (IQ) на 10 – 15 баллов, трудностям в обучении, сложностям в получении хорошей профессии. У детей грудного возраста недостаток йода приводит к длительному сохранению симптомов перинатальной энцефалопатии, частым респираторным инфекциям, задержке роста и иммунопатологическим состояниям.
Достаточное содержание тиреоидных гормонов в организме человека зависит от многих факторов. Одним из них является поступление йода с пищей.
В раннем детском возрасте единственным продуктом питания служит грудное материнское молоко.
Не удивительно поэтому, что кормящая мать, проживающая в условиях даже лёгкого дефицита йода, но не получающая его по возросшей потребности, не способна обеспечить микроэлементом своего ребёнка.
Для младенцев, находящихся на грудном вскармливании, данный вопрос решается путём коррекции питания самой матери. Большое значение придаётся регулярному приёму женщиной на фоне лактации фармакологических препаратов Калия Йодида в дозе 200 – 250 мкг в сутки.
Гораздо более серьёзную проблему создаёт коррекция питания грудных детей, находящихся на искусственном вскармливании. Для детей, не получающих материнское молоко, единственными продуктами детского питания, которые могли бы обеспечить необходимым количеством йода, остаются обогащённые микроэлементом искусственные молочные смеси и каши на их основе.
Большое количество особенностей вскармливания конкретного ребёнка (вид вскармливания – естественное или искусственное, употребление обогащённых йодом заменителей молока и прикормов или не содержащих йод вообще, общесоматический статус ребёнка, аллергологический анамнез, материальный достаток в семье и т.п.), безусловно, требует составления индивидуального плана йодной профилактики на первом году жизни. С этой целью разработан алгоритм детского питания в раннем возрасте, индивидуализированный по обеспечению йодом.
Согласно этой схеме, на первом году жизни выделяются две ситуации. В первом случае, когда ребёнок получает грудное вскармливание, дополнительный приём самой матерью дозированных препаратов Калия Йодида обеспечит достаточным количеством элемента и женщину, и ребёнка.
С этой целью матери вполне достаточно ежедневно принимать по 1 таблетке Калия Йодида в дозе 200 мкг. Но если мать кормит грудью, а йодная профилактика по каким-либо причинам не осуществляется, то ребёнок обязательно нуждается в ежедневном приёме не менее 75 мкг йода с рождения и до 6 мес.
, а далее до 3 лет – по 100 мкг (см. таблицу).
Йодная профилактика у детей первого года жизни при грудном вскармливании
Возраст ребёнка (мес.) | Проведение матерью йодной прфилактики | |
Ежедневно принимает по 1 таблетке Калия Йодида 200 | Не проводит | |
0 – 5 | Не требуется дополнительных йодных добавок | ¾ таблетки Калия Йодида 100 ежедневно |
6 – 8 | ¼ таблетки Калия Йодида 100 (или йодированные молочные каши) ежедневно | 1 таблетка Калия Йодида 100 ежедневно |
9 — 12 | ½ таблетки Калия Йодида 100 (или ¼ таблетки Калия Йодида 100 и йодированные молочные каши) ежедневно |
Во втором случае, ребёнку на искусственном вскармливании, в зависимости от принадлежности конкретного заменителя молока по содержанию йода к низко – или высокодозным группам, необходимо введение Калия Йодида в адекватных количествах уже с рождения, либо со второго полугодия жизни (см. таблицу).
Йодная профилактика у детей первого года жизни при искусственном вскармливании
Возраст ребёнка (мес.) | Заменители женского молока (содержание йода в 1 литре готовой смеси) | ||
не содержат | 30 – 80 мкг | Более 90 мкг | |
0 – 5 | ¾ таблетки Калия Йодида 100 ежедневно | ¼ — ½ таблетки Калия Йодида 100 ежедневно | Не требуется дополнительных йодных добавок |
6 – 8 | 1 таблетка Калия Йодида 100 ежедневно | ½ — ¾ таблетки Калия Йодида 100 ежедневно | ¼ — ½ таблетки Калия Йодида 100 ежедневно |
9 – 12 | ¾ — 1 таблетка Калия Йодида 100 ежедневно | ½ — ¾ таблетки Калия Йодида 100 ежедневно |
Препараты Калия Йодида заранее растворяют в тёплой воде или в молоке/молочной смеси.
Потенциально во втором полугодии первого года жизни йод может быть введён и с некоторыми продуктами прикорма, а именно – в составе специально обогащённых им каш, печенья, мясных и рыбных пюре.
Следует признать, что содержание йода в продуктах прикорма разного производства подвержено, как и в заменителях материнского молока, существенным различиям – оно находится в интервале от 1,4 до 17,5 мкг в 100 мл готовых каш.
А из-за сравнительно небольшого объёма каши, съедаемой ребёнком, количество йода в них не достигает рекомендуемого профилактического порога, что позволяет расценивать их только в качестве дополнительного (неосновного) источника йода.
Такой же подход справедлив и по отношению к минимальной добавке йода, поступающего в этом возрасте в составе мясных или рыбных пюре и йодированного хлеба.
Достаточное поступление йода является непременным условием нормального развития ребёнка на всех возрастных этапах. Поэтому так важна, в условиях йоддефицитного региона, своевременная и адекватная йодная профилактика.
Согласно рекомендациям ВОЗ, йодная профилактика осуществляется путём длительного приёма препаратов, содержащих физиологические дозы йода, группами населения с наибольшим риском развития йоддефицитных заболеваний (дети, подростки, беременные и кормящие женщины).
Дефицит йода у детей. Клинические состояния. Эффективность терапии препаратами йода
Йоддефицитными заболеваниями по определению ВОЗ обозначаются все патологические состояния, развивающиеся в популяции в результате йодного дефицита, которые могут быть предотвращены при нормализации потребления йода.
Йоддефицитные заболевания являются одними из наиболее распространённых неинфекционных заболеваний человека. На сегодняшний день более 2 миллиардов жителей земли продолжают испытывать дефицит йода. А это означает, что 30% популяции имеет риск заболеть ЙДЗ.
Йодотносится к жизненно важным элементам питания. Поступая с пищей он быстро и практически полностью всасывается из тонкой кишки в кровь, а далее проникает в различные органы и ткани, в частности в щитовидную железу. Особое биологическое значение йода заключается в том, что он является составной частью гормонов щитовидную железы.
Для России проблема йодного дефицита чрезвычайно актуальна, т. к. практически в ней не существует территорий, которые бы не имели недостатка йода в воде, почве и продуктах питания местного происхождения.
Суточная потребность в йоде взрослого человека составляет 150 – 200 мкг. Россиянин же в среднем употребляет в сутки 40 – 60 мкг йода, что в 2 – 3 раза меньше нормы. Около 85% населения России проживает в районах, дефицитных по йоду ( ВОЗ, 1996 г. ).
Диапазон клинических проявлений йоддефицитных заболеваний весьма широк и зависит от периода жизни человека. Очевидно, что наиболее неблагоприятные последствия данного заболевания возникают на ранних этапах становления организма, начиная от внутриутробной жизни до периода полового созревания.
Роль тиреоидных гормонов в формировании ЦНС
Во внутриутробном периоде | |
I – начало II триместра. Материнские ТГ. | Дифференцировка и миграция нейроцитов. Закладываются интеллектуальные возможности человека. |
II половина беременности. ТГ плода. | Начало процесса миелинизации. Формируются ассоциативные связи (абстрактное мышление). |
В постнатальном периоде | |
1 – ый месяц. | Активный процесс миелинизации. |
1 – ый год. | Продолжается процесс миелинизации. |
Вся жизнь. | Продолжается становление активности ЦНС. |
Гормоны щитовидной железы имеют особо важное значение, прежде всего в период внутриутробного развития и в первые годы жизни ребёнка. Под их влиянием происходит развитие структур мозга, становление и поддержание интеллекта в течение всей жизни.
Закладка щитовидной железы у плода происходит на 4 – 5 неделе беременности. И только к 16 – 17 неделе щитовидная железа плода полностью сформирована и начинает активно работать.
В это же время под влиянием гормонов щитовидной железы матери происходит закладка и развитие основных структур ЦНС у плода.
И если у матери в это время имеется дефицит гормонов щитовидной железы в результате недостаточного поступления йода в организм или наличия какого-либо заболевания щитовидной железы, то имеется повышенный риск развития патологии ЦНС у будущего ребёнка.
В те же сроки и при участии тех же гормонов дифференцируется слуховой анализатор и церебральные структуры, которые отвечают за моторные функции человека.
В силу этого выраженный дефицит тиреоидных гормонов в данный период внутриутробной жизни может стать причиной формирования неврологического кретинизма, характеризующегося тяжёлой умственной отсталостью, глухонемотой, тяжёлыми моторными нарушениями и задержкой физического развития.
Менее выраженный дефицит тиреоидных гормонов в эти сроки беременности приводит к развитию более лёгких психомоторных нарушений, тугоухости и дизартрии.
Во второй половине беременности при непосредственном участии
тиреоидных гормонов плода происходит активный процесс миелинизации нервных волокон, обеспечивающий формирование проводящих систем ЦНС.
Нарушение функции щитовидной железы плода на этом этапе развития (врождённый гипотиреоз) нарушает миелинизацию.
Однако, благодаря тому, что миелинизация ЦНС продолжается и в неонатальном периоде жизни, своевременное выявление и лечение врождённого гипотиреоза (первые недели жизни) может полностью восстановить этот процесс.
На протяжении всей последующей жизни гормоны щитовидной железы продолжают оказывать существенное влияние на функциональное состояние ЦНС и других систем организма.
Гормоны щитовидной железы регулируют развитие и работу:
- ЦНС и психики
- Системы кроветворения
- Сердечно-сосудистой системы
- Дыхательной системы
- Желудочно-кишечного тракта
- Репродуктивной функции
- Костно-мышечной системы
- Кожи и волос
- Роста, физического и психического развития ребёнка
Дефицит йода может привести к:
- Нарушению психических и умственных способностей
- Снижению интеллекта
- Развитию зоба и нарушениям функции ЩЖ (гипотиреоз, гипертиреоз, узловые образования)
- Сердечно-сосудистым заболеваниям
- Прогрессированию атеросклероза
- Замедлению физического и психического развития детей
- Кретинизму
- Нарушению работы желудочно-кишечного тракта
Симптомы снижения функции щитовидной железы:
- слабость, вялость
- депрессия
- снижение памяти и слуха
- разрушение зубов
- выпадение волос
- ломкость ногтей
- сухость кожи
- головные боли
У детей и подростков дефицит йода часто не имеет внешне выраженного характера. Внешне такие дети незначительно отличаются от здоровых. Они часто жалуются на вялость, слабость, утомляемость, головные боли, плохое настроение, снижение аппетита.
У них снижается способность к обучению, успеваемость, теряется интерес к познавательным играм. Дети плохо выполняют школьные задания или конкретную работу руками. Могут снижаться способности к воспроизведению слуховой и зрительной информации, другой психической деятельности.
В йоддефицитных районах в 2 раза чаще встречается умственная отсталость, до 15% школьников испытывают трудности в обучении.
- В условиях йодного дефицита, помимо нарушения психических функций у детей повышается заболеваемость, ухудшаются показатели физического развития, а у подростков и полового созревания.
- У детей более старшего возраста наиболее очевидным проявлением дефицита йода является зоб.
- Если у детей своевременно не восполнить йодный дефицит, они не смогут получить полноценного образования, приобрести достойную профессию, реализовать генетически заложенные интеллектуальные возможности.
Обеспечение населения необходимым количеством йода возможно или путём изменения характера питания, или с помощью дополнительного приёма йодсодержащих препаратов. Такой подход положен в основу существующих методов йодной профилактики: массовой, групповой, индивидуальной.
Массовая йодная профилактика – профилактика в масштабе популяции, осуществляемая путём внесения йода в наиболее распространённые продукты питания. К таким продуктам относится прежде всего йодированная соль.
Использование йодированной поваренной соли является наиболее универсальным методом йодной профилактики и имеет ряд преимуществ. Соль – единственный минерал, который добавляется в пищу непосредственно.
Соль используется всеми слоями населения независимо от социального и экономического статуса. Технология йодирования соли проста и доступна.
Но в определённые периоды жизни ( подростковый период, беременность, кормление грудью ) потребность в йоде возрастает, и организм нуждается в регулярном дополнительном приёме физиологических доз йода. В таких случаях проводится групповая или индивидуальная йодная профилактика.
Групповая йодная профилактика – профилактика в масштабе определённых групп повышенного риска по развитию йоддефицитных заболеваний: дети, подростки, беременные и кормящие женщины. Осуществляется путём регулярного длительного приёма препаратов, содержащих физиологические дозы йода.
- для детей препубертатного возраста – 100 мкг в день
- для подростков – 200 мкг в день
- для взрослых – 150 мкг в день
- при беременности и во время кормления грудью – 200 мкг в день
Индивидуальная йодная профилактика – профилактика у отдельных лиц путём длительного приёмапрепаратов, содержащих физиологические дозы йода.