Исследования показали, что дети, с которыми общаются еще до их рождения, вырастают более коммуникабельными и уверенными в себе.
Также они начинают говорить раньше своих ровесников, легче осваивают иностранные языки и демонстрируют более высокий IQ.
Как же общаться с ребенком, пока он еще находится в утробе? Мы расскажем вам о 4 способах, как это можно делать с пользой для себя и малыша.
Слова
Практически каждая беременная разговаривает со своим будущим ребенком – это самый простой способ поддержать коммуникацию с ним. Не стесняйтесь общаться с малышом, отбросьте мысли о том, что беседуете сама с собой – кроха правда все слышит, запоминает мамин голос и успокаивается.
Начинать разговаривать можно уже с самого зачатия. В таком случае вы привыкните общаться с малышом, и это станет для вас естественным процессом. Только учтите, что в первые недели зарождаются жизненно важные системы крохи, поэтому он еще ничего не слышит. Зато с 8 недели внутриутробного развития ребенок начинает реагировать на звуки и различать их.
Разговоры приносят пользу, когда они разнообразные.
Поэтому будущей маме нужно не просто комментировать что-то, но также читать детские стихи, возможно, даже рассказывать какие-то вещи на другом языке – по мнению ученых, так еще в утробе матери у ребенка закладывается способность усваивать иностранные языки. Будет неплохо, если общаться с крохой станет не только мама, но и папа, братья и сестры, если они есть.
Прикосновения
Беременные любят поглаживать себя по животу, щекотать его, легонько толкать в местах, где чувствуется шевеление ребенка. Так действительно нужно делать – вербальное общение сильно помогает наладить контакт.
Движения можно разнообразить:
- Рисуйте на животе пальцем разные фигуры и поясняйте: «Это цветочек, это солнышко, это дом, а вот и ты, мой дорогой, вот твои глазки, носик и ротик».
- Массируйте живот – только очень мягко, не допуская боли и дискомфорта. Тогда карапузу это точно понравится.
- Предлагайте папе ребенка, старшим детям и другим членам семьи тоже пообщаться с ребенком, прикасаясь к вашему животу.
Прослушивание классической музыки
Классическая музыка полезна всем людям. Она повышает стрессоустойчивость, укрепляет нервы и даже повышает IQ на 8-9 единиц – для этого нужно каждый день всего минут по 10 слушать Моцарта или другого композитора.
Еще ученые доказали, что малыши, слушающие классику еще до своего рождения, в 4 раза опережают ровесников в речевом и умственном развитии. Кроме того, так ребенок может научиться сопереживать мелодии, грустить под нее и радоваться.
Слышит кроха неплохо – на 8 месяце внутриутробного развития его слух уже такой же, как и у будущей мамы, разве что громкость звуков для него в 3 раза меньше.
В зависимости от ситуации малышу нужно ставить разную музыку:
- композиции Вивальди успокаивают разбушевавшегося в животе малыша и помогают уложить его спать;
- классика от Брамса и Баха способна, наоборот, взбодрить;
- музыка Шопена успокаивает ребенка, когда что-то заставляет его понервничать;
- мелодии Моцарта стимулируют развитие интеллекта и активизируют деятельность головного мозга.
Пение
Есть также способ пообщаться с ребенком, которым пользовались еще наши прабабушки, – напевать крохе песенки, уделяя особое внимание колыбельным. У пения есть множество плюсов:
[sc name=”ads” ]
- Таким способом будущая мама делится с ребенком эмоциями и чувствами, которые она сама испытывает во время исполнения песни.
- Наряду с прослушиванием классики пение положительно влияет не только на эмоциональное, но и на умственное развитие крохи. Этому есть даже научное объяснение: просто музыка задействует большое количество нейронов головного мозга.
- Кроху, который еще не родился, песни знакомят с музыкальным творчеством, развивая у него музыкальный вкус.
- У будущей мамы появляется возможность настроить биологический ритм ребенка: если петь ему колыбельную перед сном, он привыкнет засыпать под эту песенку. Сейчас, кстати, есть разные методики пения для беременных – например, «Сонатал», предложенная профессором Лазаревым. Она основана на том, что существует больше тысячи песен, которые будущей маме нужно исполнять, исходя из времени суток, режима, настроения и поведения малыша в утробе. В итоге кроха научится понимать, что медленная песенка означает «пора отдыхать», быстрая – «кушать» и т. д.
- Пение приносит пользу и самой будущей маме – это и тренировка дыхания, и отличный способ релаксации, и упражнение для обезболивания.
Таким образом, существует достаточно способов способов пообщаться с малышом в утробе. Они не только помогают воспитывать еще не родившегося кроху, но также дают шанс развивать его интеллектуально и эмоционально, прививать ему основы режима и налаживать контакт.
Видео: Как общаться с ребенком во время беременности
https://www.youtube.com/watch?v=WekIxxunBbo
Вам также может понравиться
Воспитание до рождения. Как общаться с ребёнком во время беременности
Появление ребенка — огромное радостное событие в жизни каждой матери. Чувство материнства, светлое, трепетное, радостное и одновременно тревожное, наполняет жизнь любой женщины новым смыслом: ведь малыш целых девять месяцев был связан с матерью буквально душой и телом. Однако мало кто из молодых мам знает о том, что воспитание ребенка должно начаться за девять месяцев до его рождения, то есть практически с первых недель беременности. По этому поводу существует такая притча, которая говорит о том, как к мудрецу пришли мама и папа, у которых родился малыш и которому исполнилось всего пять дней от роду. И родители задали мудрецу вопрос: «Скажи, пожалуйста, когда нам начать воспитывать своего ребенка?» На что мудрец ответил: вы опоздали ровно на девять месяцев и пять дней. Подразумевая как раз то, что воспитание — это процесс, который начинается не с «сознательного» возраста малыша, а даже до его рождения. Если бы мы прислушивались к совету этого мудреца, то не восклицали бы с досадой в момент, когда наш малыш нас не слушается: «Откуда все это взялось, почему он такой?» Безусловно, мы как бы привыкли к тому, что в отношении детей у нас есть средства воспитания: есть кнут и пряник, и есть объект воспитания. Но как же мы можем говорить об объекте, если малыш еще не родился? Но сегодня врачи посредством ультразвукового обследования уже могут наблюдать за каждым движением малыша: дети зевают, хватают что-то руками, сосут пальчики, потягиваются, моргают, корчат рожицы. Словом делают все именно так, как делают после появления на свет. Вот он — наш объект воспитания. Да и средств воспитания вам сегодня психологи и медики предложат немало.
Первое — это физический контакт. Существует метод установления связи с внутриутробным малышом через прикосновения к брюшной стенки матери. Это метод называется гаптономия, он позволяет глубокий контакт между матерью или отцом и ребенком, и заключается в легком массаже брюшной стенки, поглаживании животика.
Второй метод — это музыка. Она давно признана средством общения, которое несет в себе определенную информацию.
Ученые в настоящее время доказали, что прослушивание мамой во время беременности качественно структурированной музыки укрепляет нейроны ребенка, способствует образованию тесной функционально связи между полушариями головного мозга.
В результате детки обладают большей способностью к обучению, к овладению чтением, иностранными языками. У них очень тонко развит музыкальный слух.
Причем далеко не всякую музыку детки любят слушать во время беременности. Некоторые авторы вызывают у них тревожное состояние (это прежде всего относится к Брамсу и Бетховену), а рок-музыка и вовсе воспринимается отрицательно, потому как низкие частоты действуют на нейроны ребенка разрушающе. Были случаи, и это опять же доказано, что во время прослушивания мамой рок-музыки на концертах малыши себя так активно вели, что не давали ей слушать и заставляли уйти. Самое лучшее, что маме стоит прослушивать в этот период — это музыка Моцарта, Вивальди, Листа.
Очень важное средство общения — это разговор с младенцем. Разговор формирует восприятие голоса матери, формирование голоса отца, других членов семьи.
Частота звуковой волны языка, на котором происходит общение, наиболее близка для ребенка в период овладения речью, и, если мама в период беременности изучала иностранный язык или говорила на иностранных языках, то частоты этого языка будет включены в диапазон приемлемости. Малыш будет более обучаем иностранному языку впоследствии, когда он начнет заниматься им.
Были опять же примеры, когда мама, не зная об этой связи, занималась английским языком, просто хотела выучить. И когда малыш уже активно стал разговаривать, он вдруг начинал говорить английскими фразами. И сначала мама была в шоке: откуда, что это такое. А потом выяснилось, что те фразы, которые мама заучивала наизусть и часто повторяла на английском языке, он действительно запоминал, и потом они просто всплывали у него из подсознания.
Очень важное средство в воспитании — это питание, которое оказывает очень большое влияние на здоровье будущего ребенка. Питание несбалансированное, недостаток важнейших пищевых ингредиентов, изобилие шлаков тормозят развитие и образование нейронов.
Вот уже могут исчезнуть и возможные таланты, и вместо высокого интеллекта может сформироваться посредственность. Поэтому нужно побольше употреблять витаминов, фруктов и овощей. Исключить все острые продукты с перцем, с чесноком.
И не забывать, что стиль питания мамы формирует у ребенка вкус к определенным продуктам, к национальным блюдам, даже к ритму приема пищи.
Эмоциональный фон беременной женщины — это мощный фактор воздействия на развивающийся организм. Он конструирует будущие эмоциональные реакции человека, переживаемые мамой. Чувства страха, гнева, агрессии, зависти и горя сопровождаются выбросами в кровь соответствующих медиаторов, то есть биологически активных веществ, под влиянием которых происходит учащение или урежение сердцебиения, деятельности кишечника, спазмов сосудов, подъем артериального давления; через плаценту и пуповину эти вещества попадают к ребенку и вызывают в его организме те же изменения, что и в материнском. И происходит не только повторение мимики матери, но и переживание ее настроения. После 20-22 недель у ребенка могут фиксироваться те же лицевые эмоции, что и у мамы. Если мама плачет, то и у ребенка гримасы плача. Если же маленький человечек в течение всего дородового периода находился под воздействием отрицательных эмоций, то они пронизывая каждую его клетку, формируют эгоистичного, агрессивного и нередко со значительными психическими отклонениями человека. И в противоположной ситуации оказывается ребенок, когда мама счастлива, часто улыбается, умеет радоваться жизни, видеть ее положительные стороны. В этом случае в крови обоих преобладают медиаторы радости, младенец запоминает ощущение счастья и будет уметь находить его в жизни. Вокруг нас, конечно же, достаточно не приглядных моментов: есть и горе и разочарование и обиды, но любовь мамы к своему ребенку, способно предотвратить эти негативные барьеры. И беременная женщина обязана быть счастливой. Приятная обязанность, не правда ли?
Светлана Шуклина
Ещё на эту тему можно почитать здесь
Радости и трудности семьи с новорожденным ребенком: советы психолога новоиспеченным родителям
В этот мир приходит новый человек. Чаще всего это радостное и ожидаемое событие в жизни семьи. Все опасения, связанные с родами, позади — мать и дитя дома. Однако это счастливое событие нередко становится испытанием для семьи. И прежде всего для молодой мамы.
Даже если в семье уже есть дети, период первого года жизни крохи, особенно его первые месяцы, очень непростой. Вся жизнь посвящена только уходу за малышом. Кажется, что прежняя жизнь навсегда потеряна.
Психолог Московской службы психологической помощи Ольга Николаева дает ценные советы родителям, как перестроиться, принять ситуацию и войти в новый ритм жизни максимально комфортно.
День сурка
Жизнь шла своим чередом, в размеренном, привычном ритме. С появлением маленького человечка она превращается в один сплошной однообразный, длящийся несколько месяцев, наполненный кормлением-мытьем-переодеванием-гулянием-плачем-болезнями-тревогами день сурка.
Первые три месяца молодая мама находится в постоянном стрессе и часто на грани своих физических возможностей. И порой невольно начинает сравнивать это время с тем, когда в жизни были не только трудности, но и радости, удовольствия, время для себя и мужа.
На пике этих переживаний она может начать думать о том, что хорошо было, когда ребенка не было. Появляется внутренняя раздвоенность и недовольство собой.
Есть радость и счастье от того, что малыш появился на свет, но одновременно и раздражение, усталость, ведь он требует так много внимания.
Женщина может начать корить себя за то, что она чувствует раздражение по отношению к ребенку, хотя ведь она должна только его любить и радоваться его рождению.
Случается, что женщины впадают в депрессию, их чувства притупляются, они не могут эмоционально реагировать на малыша, хотя он очень в этом нуждается и мгновенно улавливает состояние матери.
Чтобы получить свою долю эмоций, ребенок начинает вести себя более нервно, «оживляя» таким образом «застывшую» маму.
Поддержка близких
Как важна для мамы в этот период поддержка, внимание и понимание со стороны близких! С тем, с кем можно поделиться переживаниями, сомнениями: так или не так развивается малыш, все ли с ним хорошо, правильно ли все делает сама мама… Нужны «свободные ушки», которые выслушают, поймут, дадут добрый совет. В случае депрессии нужна еще и профессиональная помощь психолога, а возможно, и психотерапевта.
Новорожденный в первые месяцы приспосабливается к новой жизни вне утробы матери. Особенно сложно перестраиваются пищеварительная и нервная системы — запоры, колики, ребенок часто плачет, кажется требовательным и раздражительным. Чтобы благополучно пережить эти самые сложные месяцы, без лишней нервозности, женщине важно помнить, что это время быстро пролетит.
Важно не позволять себе сравнивать и вспоминать о том, как было раньше. А еще — не взваливать все на свои плечи. Часть обязанностей и заботы о ребенке можно и нужно по возможности делегировать другим членам семьи, а если их нет, то просить об этом друзей, соседей, добрых знакомых, няню.
Родственники могут сходить погулять с ребенком на улице, а мама может в это время заняться домашними делами, приготовлением обеда или даже просто отдохнуть, поспать. Хорошо, если активную роль по уходу за ребенком берет на себя отец, помогая мыть, переодевать, укладывать спать и гулять.
Это даст возможность не только разгрузить жену и освободить ее от напряжения хотя бы на время, но и воспитать, развить в себе отцовские чувства.
Ловушка для мамы
Мужчинам тоже непросто в этот период жизни семьи. Период беременности и родов для них ― это время воздержания и аскетизма в плане супружеских отношений.
Организм женщины после беременности и родов восстанавливается несколько месяцев. И дело не только в физическом состоянии.
Помимо усталости, стресса и необходимости физического восстановления, есть еще одна «ловушка», в которую могут попасть молодые мамы.
Ласки и обнимания с малышом, радость от общения с ним, когда проходит время первого стресса, — вот радости, которые с лихвой компенсируют изматывающие первые месяцы жизни малыша. Ребенок подрастает, начинает гулить, улыбаться, узнавать маму и реагировать на нее. В этом есть особая материнская отрада наблюдать, как малыш растет и развивается.
Между мамой и ребенком за это время складываются особые отношения, особая связь, особое чутье с обеих сторон. Никто как мать не понимает и не чувствует дитя, и… никто как дитя не понимает и не чувствует мать.
Важно полностью не «провалиться» в материнство, посвящая всю себя только уходу за младенцем и оставив при этом мужа или старших детей в стороне.
В таких ситуациях мужья могут чувствовать себя брошенными и незаслуженно забытыми. Это ведет к обидам, недовольству, раздражению, непониманию. Здесь важно осознать, кто какое место в семье занимает. Что есть прежде всего супруги, их общение и взаимопонимание, а уж потом ребенок.
Малыш, безусловно, очень важен для обоих, нуждается в заботе, защите и внимании, но все же не в ущерб остальным членам семьи.
Правильное распределение ролей в семье даст возможность супругам сохранить взаимопонимание, матери в череде забот о ребенке выделить время для себя и постараться найти время для мужа.
На пути к самостоятельности
Этот сложный период обязательно сменится другим, когда ребенок станет старше и самостоятельнее, сможет какое-то время занимать себя сам. Если мама будет ему в этом будет помогать, воспитывать в нем самостоятельность, это произойдет примерно к девяти месяцам.
Здесь родителям необходимо набраться решимости и сформировать у маленького человека механизм «терпения-надежды», когда постепенно, сначала на уровне опыта, а потом и ума приходит понимание, что не все в жизни он может получить мгновенно.
Иногда нужно еще чуточку терпения.
Малыш всегда стремится к развитию, обретению нового опыта. Очень ярко это проявляется в возрасте трех лет, когда ребенок начинает требовать самостоятельности и демонстрировать свои умения.
Чтобы этот кризис не стал еще одним периодом мучения для родителей, стоит подходить к нему постепенно, начиная с раннего младенчества.
Опыт пребывания наедине с собой в кроватке или на ковре, самостоятельной игры дает возможность ребенку почувствовать себя более взрослым, не бояться уединения (ведь мама или папа где-то рядом — это малышу точно известно).
Этот опыт «самобытия» позволит и ребенку, и маме получить то свободное психологическое пространство, где каждый может побыть сам по себе, соскучиться и снова очень захотеть быть вместе. Мама в это время может наполнить себя новыми ресурсами, восстановить силы и укрепить отношения с мужем, а малыш — обрести опыт взросления.
Источник: портал mos.news
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Советы будущей маме: как общаться с ребенком до его рождения
Специально для наших читательниц мы собрали самые эффективные и безопасные способы «внутриутробного общения». Как правильно установить контакт с малышом в животике, «Летидору» объясняет перинатальный психолог.
Скептики не верят в пользу общения с пока не родившимся ребенком и возможность его «воспитания». В ответ будущие мамочки расскажут, как их малыши пинаются в знак несогласия с такой точкой зрения. А что говорят об этом перинатальные психологи, «Летидор» выясняет у руководителя перинатального «Центра Родительства» Виктории Николаевны Тимофеевой.
Виктория Николаевна Тимофеева, перинатальный психолог, руководитель «Центра Родительства»
Специально для наших читательниц мы собрали самые эффективные и безопасные способы «внутриутробного общения».
Природа за весь период эволюции сформировала в утробе оптимальные условия для физического и психического развития ребенка. Недаром же в творческом и философском наследии существует метафора о «потерянном рае» – идеальных условиях внутриутробного развития человека.
Любая стимуляция сверх нормы станет стрессом, который как раз и способен нанести вред. Именно поэтому во время вынашивания малыша лучше говорить не о его воспитании, а о гармоничном общении будущей мамы и ее ребенка.
Многие мамы, только узнав о беременности, начинают относиться к человечку внутри себя как к отдельной личности со своим характером, вкусами и желаниями.
И с этим не поспоришь: каждый малыш уникален и, как верно замечают новоиспеченные мамочки, «только один такой на всем белом свете». Но пока он не родился, вы и ваш малыш составляете единое целое.
И самый верный способ позаботиться о крохе – это радовать и беречь себя любимую все девять месяцев:
- Отдыхайте полноценно: минимум 8-часовой ночной сон;
- Переходите на 5-разовый режим питания, порции при этом можно уменьшить;
- Осваивайте брюшное дыхание: занятие им в коленно-локтевой позе поможет обеспечить хорошее поступление кислорода малышу;
- Практикуйте мышечное расслабление: в течение дня у будущей мамы должно быть несколько «островков» покоя и умиротворения, каким бы ускоренным ни был ритм ее жизни;
- Дозируйте физические нагрузки: не ходите по 15 км в день, не делайте генеральные уборки, не перевозите вещи и т. д.;
- Занимайтесь деятельностью, которая доставляет вам радость;
- Общайтесь с малышом, устанавливайте с ним контакт, и неважно, что он пока еще не родился.
Диастаз: как убрать живот после родов
К 18-й неделе беременности у малыша запускается механизм «восприятия» материнского общения. Конечно, до этого момента у него есть первичная физиологическая чувствительность – на резкий звук, на изменение кислородного насыщения и т. п.
Но только после середины срока он начинает воспринимать нежное поглаживание животика маминой рукой и даже способен отличить его от случайного касания.
Обычно именно с этого момента и начинается активное общение мамы со своим пока еще не родившимся человечком.
Как общаться со своим малышом, каждая будущая мама решает сама. Ну а если вы в растерянности и не можете найти общий язык с ребенком, обратите внимание на простые советы.
- Расскажите сыну или дочке о том, что пришла осень и как она выглядит, о новых покупках и решении поклеить в детской обои приятного персикового цвета, о творчестве любимого художника и самой доброй на свете детской сказке – обо всем, что для вас сейчас важно и радостно.
- Прислушайтесь к тому, что ответит малыш: вот он легонько и как будто довольно провел ножкой, а в этом месте начал толкаться – наверное, недоволен. А может, он притих и, устроившись поудобнее, ждет продолжения ваших рассказов. Чем больше становится ваш малыш, тем лучше он дает себя понять. Будьте внимательны к нему: научитесь различать, как и на что он реагирует позитивно, а что его тревожит. Отмечайте, какие ваши действия ему «приятны».
- Если малыш «разнервничался», постарайтесь его успокоить: поговорите с ним мирным ласковым голосом, расскажите, как вы его любите и ждете, с любовью погладьте животик. Хорошо помогают небольшие песенки-пестушки, сопровождающие ежедневные действия: например, во время умывания приговаривайте «Водичка, водичка, умой мое личико!». Если вы поверите, что вас действительно слышат, вам станет приятно – и малышу это обязательно понравится.
- Приобщайте папу к «беседе» с малышом. У мужчин, как правило, нет безусловного инстинкта к ребенку. Будущим отцам требуется время для того, чтобы осознать собственную новую роль и разобраться, как ее исполнять. Общение через ладошку с крохой станет прекрасным стартом для вашего мужа: позже молодому папе будет гораздо проще с новорожденным, так как он научится распознавать, что значат определенные движения ребенка.
- Не жалейте времени на приятные для вас обоих занятия: вы можете уже сейчас провести первое «знакомство» малыша с этим миром и «увидеть» его реакцию.
Мама в больнице: как папе справляться с грудничком
Будущим мамочкам рекомендуется следовать этим советам только в том случае, если это приносит им радость. Слушать через силу, например, нелюбимых композиторов только потому, что «это полезно малышу», не нужно.
- Прогулки. Неважно, что за окном: осенняя слякоть или снег по колено – прогулки полезны и для здоровья, и для настроения. Ваши эмоции от окружающего мира принадлежат и крохе тоже, поэтому одевайтесь по погоде и выходите не только по делам, но и просто прогуляться.
- Музыка. Вам может показаться, что человечек внутри вас способен «восторгаться» классикой, «приплясывать» под русские народные или «зажигать» под диско. Но начать лучше все-таки с классической музыки: попробуйте включить Бетховена или Шопена и следите за реакцией крохи. Чуткая мама обязательно почувствует реакцию малыша. Может быть, малыш начинает «активничать» в качестве протеста на слишком громкий звук или неудобную мамину позу при прослушивании. Внимательно следите за поведением малыша, постепенно вы научитесь разбираться, на что малыш реагирует позитивно и как выглядит его положительная реакция, а как – протест. А если реакции пока нет, продолжайте тестировать музыкальное наследие, но помните, что в этот период вам нужно отказаться от слишком громкой, тяжелой и диссонансной музыки.
- Мамины песенки. Не смущайтесь, что вы ужасно немузыкальны, а в детстве на ваше ухо наступил медведь: мамин голос – самый красивый на свете. Пойте животику детские песни, заодно подготовитесь к пению колыбельных новорожденному.
- Чтение хорошей литературы, просмотр добрых фильмов и программ. Если вы восприимчивая дама, избавьте себя от прочтения прессы, просмотра программ с криминальной хроникой и прочими «ужасами». Дело в том, что ребенок в утробе очень чувствителен к стрессовым реакциям мамы: в такие моменты у женщины вырабатываются гормоны, влияющие в том числе и на околоплодные воды, меняя их вкус. Заглатывая их, малыш «чувствует» стресс мамы и выдает собственную негативную реакцию.
- Живопись. Занятие любым творчеством, в том числе рисованием, благотворно влияет на эмоциональное состояние будущей мамы. Беременные очень часто чувствуют эмоциональный подъем и желание творить. Живопись прекрасно гармонизирует чувства женщины, т. к. этот процесс вполне сравним с релаксацией. Тема, сюжет, композиция, выбор красок – все это демонстрирует актуальное, но порой скрытое эмоциональное состояние будущей мамы, поэтому это еще и прекрасный инструмент для психодиагностики. Попробуйте выбрать позитивный сюжет для рисования – и увидите, что ваше эмоциональное состояние значительно улучшится, а значит, малышу тоже будет хорошо.
- Иностранные языки. Конечно, изучение французского или китайского не поможет вам родить готового лингвиста. Зато освоение иностранных языков и культуры разных стран поможет вам удовлетворить любознательность и сделать мир более добрым, привлекательным и дружелюбным. А каждой маме важно ощущать, что ее малыш будет жить именно в таком мире.
- Питание. О том, можно ли «приучить» ребенка в утробе к определенным продуктам, ходило много споров. Пока нет никаких подтверждений, что это возможно, но многие почему-то убеждают, что пристрастия к соленым огурчикам у них именно с «тех девяти месяцев». Может быть, ученые в ближайшем будущем сделают подобное открытие, а пока просто питайтесь правильно и полезно – вдруг и правда получится «приучить».
Все эти советы благоприятно скажутся и на маме, и на ребенке. Однако оценить степень их эффективности после рождения малыша вряд ли получится: современная наука пока не в состоянии определить, что было получено малышом во внутриутробный период, а что – после его рождения.
Блог звездной мамы: Дарья Пынзарь о сексе после родов
Научиться понимать, слышать, ощущать и угадывать желания своего пока не родившегося ребенка – это отличная подготовка к родам, в которых мать и малыш работают в одной команде. А решать вопросы сообща, как известно, всегда проще.
Беременность длится 9 месяцев, роды – сутки. По большому счету, они не имеют самостоятельной ценности, а являются подготовительными этапами для важного события – появления нового человека. Духовная связь с чадом, завязавшаяся во время его вынашивания, будет сохраняться еще долгое время после его рождения: вы станете лучше понимать причины крика и плача новорожденного.
- Сложный выбор: детский сад, бабушка или няня
- 10 причин носить малышей в слинге
- Чему научат ребенка интерактивные книги
Разговор с малышом до его рождения
Общение с малышом до его рождения становится все более популярным занятием.
Общение с малышом до его рождения становится все более популярным занятием. Пишутся книги, открываются курсы, апробируются методики… Тем не менее в данный момент у ученых нет достоверных данных о том, что такое общение как-либо влияет на интеллектуальное развитие ребенка или на его отношения с родителями в будущем. Что же представляет собой такое общение — насущную необходимость или своеобразное развлечение для досужих будущих мам? Попытаемся разобраться. В настоящее время говорят не только о диагностике развития плода, но и о пренатальной психологии и даже о пренатальном воспитании — воспитании ребенка до рождения. Наука продвинулась далеко вперед, многое о внутриутробной жизни ребенка стало известно. Но вопрос общения с ребенком до рождения и по сей день очень актуален и до конца не познан. Для начала нужно понять, с кем мы общаемся, т.е. представить, как происходит внутриутробное развитие малыша. Кто ваш «собеседник»? Сейчас доподлинно известно, что новорожденный приходит в этот мир уже с огромным багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом. С конца 3-й недели у него начинает биться сердце.
В 9 недель на язычке плода появляются вкусовые почки, он способен различать вкус околоплодной жидкости и даже реагировать на него.
В 10 недель чувствительна вся поверхность кожи. 10–11 недель — это время, когда малыш отчетливо чувствует прикосновения, тепло и холод, боль. Но самое главное — что он уже умеет реагировать на эти импульсы. Если ощущения ему неприятны, он может изменять мимику.
В 16 недель ребенок начинает слышать. Сначала он слышит звуки материнского тела: сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики. Он воспринимает эти звуки как приглушенные, через водную среду. Затем ребенок начинает слышать звуки, доносящиеся извне. Установлено, что он уже может «запоминать» отдельные слова, различать голоса.
В 16 недель у плода развиты уже почти все формы чувствительности.
Примерно к 20-й неделе мама начинает чувствовать движения малыша, и это очень важный момент. Ведь это и есть ваша первая встреча с малышом — телесный контакт!
К 6-му месяцу внутриутробной жизни ребенок способен чувствовать вкус, слышать, видеть и осязать. Он реагирует на ваши прикосновения через стенку живота.
К 9-му месяцу у малыша разовьется обоняние.
Итак, мы узнали о внутриутробном развитии органов чувств плода. Именно на основании этих знаний и строятся различные теории дородового общения с крохой. История пренатального воспитания В конце 70-х годов XX века появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — пренатальное, или дородовое, развитие и воспитание. Была создана новая медицинская аппаратура (ультразвук, волоконная оптика), появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода. Он использовал тактильное воздействие рук на брюшную полость. Беременная похлопывала живот, нажимала на него и произносила повторяющиеся, односложные слова. Эти специальные упражнения выполнялись ежедневно по 15–20 минут. Ван де Кар считал, что таким образом можно помочь более интенсивному интеллектуальному развитию плода. Американский специалист по дородовой подготовке Брент Логан в 80-е годы занимался изучением звукового воздействия на плод. Беременные прослушивали определенный набор кассет с записями музыкальных произведений и с записями сердечного ритма, который имел разный характер (высота и частота звука изменялись). Таким образом стимулировалось психическое развитие ребенка. К концу 80-х годов беременные женщины начали слушать музыку через аудиоплеер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слышали понравившуюся им музыку. При этом врачи наблюдали за изменением шевелений плода при помощи УЗИ, измеряли его сердечный ритм. Но еще раньше во Франции существовал так называемый «поющий» родильный дом Мишеля Одена. Там проводились занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы и матери. Считалось, что хоровое пение улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых, спокойных детей. Мишель Оден обратил внимание, что если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. В это же время (в 80-е годы) в Москве, Тамбове, Набережных Челнах и некоторых других городах был апробирован метод профессора Лазарева «Сонатал» (в переводе с латыни сонас — «звучащий», натус — «рожденный»). Суть его, по утверждению авторов, в том, что в пренатальный период (до рождения) можно воздействовать на двигательное, эмоциональное и дыхательное состояние плода и даже управлять их развитием. «Сонатал» — метод музыкального стимулирования развития плода и новорожденного. По этой методике мама общается с еще не родившимся малышом с помощью специальных вокально-речевых упражнений. Учеными замечено, что дети еще в утробе матери по-разному реагируют на различную музыку. Они любят структурированные мелодии (Вивальди, Моцарт, народная музыка, детские песни), не очень любят басовые, низкие звуки (Бетховен, Бах, Лист). Очень хорошо, если вы будете сами петь еще не родившемуся ребенку. Вспомните колыбельные и детские песенки, которые, может быть, пели вам в детстве! Замечено, что малыша можно приучать к ритуалу ночного засыпания. Для этого мама должна регулярно соблюдать определенную последовательность действий, например: ужин, душ, колыбельная. Есть некоторая вероятность, что такой ритуал, знакомый малышу с внутриутробной жизни, поможет ему в дальнейшем успокоиться и заснуть. Кто-то из будущих мам относятся к общению с ребенком до рождения очень скептически, полагая, что достоверно узнать, что чувствует малыш в утробе матери, нельзя. А кто-то старается каждый день поговорить с крохой, научиться его понимать. Кто прав? Ответ на этот вопрос можете дать себе только вы сами. При изменении психоэмоционального состояния беременной в ее кровь выбрасываются те или иные биологически активные вещества. А поскольку ребенок с матерью — одно целое, то любой ее негатив тут же отражается на его психическом и физическом состоянии. Именно поэтому для стабилизации эмоционального состояния беременных очень во многих центрах по подготовке к родам и сознательному родительству им предлагают заниматься творчеством. Это занятия танцами, пением, арт-терапия (рисование) и другое. Считается, что во время таких занятий начинается общение с малышом. С этим невозможно не согласиться. Через песни, рисунки или поделки будущие мамы учатся выражать свою любовь к малышу еще до его рождения. А эти навыки явно не окажутся лишними и когда кроха родится. Тем более что практически каждая беременная женщина переживает период повышенной эмоциональности. Перенося свои эмоции на бумагу, можно избавиться от тревог и волнений за ребенка. Занятия творчеством помогают избавиться от негативных эмоций, осознать происходящие перемены. Не стоит забывать, что у папы тоже есть шанс познакомиться с ребенком еще до его рождения. Малыш слышит папин голос, воспринимает эмоции, которыми сопровождается общение родителей. Будущие папы! Помните, что, заботясь о своей жене и малыше, общаясь с ним, вы как бы даете ему сигнал: «Здесь хорошо, мы ждем тебя и рады тебе». Интерес к миру можно закладывать уже сейчас. Тогда, повзрослев, малыш сам захочет познавать мир, вы заложите в нем любовь к жизни. Замечено, что отцы, которые достаточно часто общались с ребенком во время беременности, и после рождения лучше понимают своего малыша и легко налаживают с ним контакт. В некоторых странах Востока (например, в Древнем Китае и в Корее) издавна считалось, что в день рождения ребенку уже исполняется девять месяцев, то есть возраст человека исчисляется со дня зачатия, а не рождения. Еще более 1500 лет назад в Китае практиковали дородовое воздействие на ребенка. Женщины, ожидающие малыша, ежедневно пели для него нескольких часов: считалось, что это благоприятно отразится на характере ребенка. А в Японии будущие мамы жили в специальных общинах, расположенных в красивой местности. Специально обученные женщины занимались там эстетическим и музыкальным образованием матери и ее будущего ребенка. В некоторых странах Африки с давних пор и по сей день практикуются специальные танцы и ритмические движения для беременных. Итак, общение с ребенком до рождения нужно как малышу, так и будущим родителям. Таким образом ребенок получает новые стимулы для своего развития, а главное — тепло, ласку и заботу будущих мамы и папы. Для этого не обязательно петь, рассказывать стихи и т.д. — можно просто думать о малыше, воспринимать свою беременность положительно. Природа мудра, и не случайно беременность длится девять месяцев. За это время мы можем привыкнуть к своему малышу и научиться его понимать. Почувствовать ответственность за него. Понять и принять новые роли в семье. Женщина может научиться понимать свое тело, что поможет ей в родах. Но самое главное — в это время мы учимся любить нашего малыша, еще не видя его, — любить его таким, какой он есть, не пытаясь переделать его, а стараясь понять. Мы учимся безусловной любви, мы учимся материнству и отцовству, мы учимся общению! Если мама прислушивается к своему малышу, умеет его понимать и принимать — это залог их успешного контакта в будущем. Вы для малыша сейчас — целая Вселенная, с помощью ваших ощущений он познает мир. Помогите ему, и пусть, придя в этот непростой мир, кроха уже знает, что его ждут и любят! Понятия «дородового общения», необходимости постоянного контакта с ребенком до рождения используют многие, но понимают их все по-разному. Так, например, на Украине существует «Центр осознанного родительства». Специалисты этого центра отмечают, что трудные роды бывают только при противодействии ребенка, который боится идти в мир. Чтобы предотвратить это, необходим постоянный дородовый контакт. Для этого предлагается использовать так называемую «прогулку радости». Например, гуляя по улице, будущая мама рассказывает своему ребенку, как прекрасен мир, в котором ему предстоит жить, — необязательно словами, можно и через образы, мысли. Так мама передает малышу положительные эмоции, закладывает в нем любовь к жизни. Понятие «постоянного контакта» матери и плода воспринимается среди приверженцев пренатального воспитания неоднозначно. В одних методиках — это ежедневные, обязательные «ритуалы» общения. Женщину вводят в так называемое эйфорическое состояние, иногда в состояние гипноза (что противопоказано при беременности). Специалисты таких центров считают, что таким образом мать «воссоединяется» с ребенком, и общение достигает высочайшего уровня. Но это состояние — опасно для беременной! Другие методики говорят о необходимости постоянного, ежедневного обучения ребенка (существуют даже специальные методики обучения математике, языкам, алфавиту и т.д., но их эффективность не является научно доказанной). Здесь путают стимуляцию органов чувств с ранним интеллектуальным развитием. Беременные женщины ставят на живот наушники с записью текстов на иностранных языках, вместо того чтобы спеть песню самой и насладиться любимой музыкой. Они рисуют световым лучом буквы и цифры на своем животике, считая, что таким образом смогут сделать малыша гениальным. Разумеется, для развития ребенок нуждается во впечатлениях, но тех впечатлений, которые он получает, находясь в материнской утробе, вполне достаточно и без каких-либо дополнительных воздействий. Наталия Сосновская, психолог
Источник: eka-mama.ru