Детская гигиена: какие правила и навыки должен выучить ребенок?

Ребенок, который привык ухаживать за собой с самого раннего возраста, будет защищен от воздействия множества вредных факторов, провоцирующих патологические состояния, и не станет объектом для насмешек окружающих. Существующие правила гигиены для детей являются базовыми навыками, которые они приобретут в первые годы жизни и будут совершенствовать на протяжении долгих лет.

Как Вы соблюдаете гигиену?

Гигиена в детском саду

В дошкольном возрасте происходит не только физическое, но и психологическое формирование маленького человека. Для ребенка, посещающего детский сад, важно постоянство и последовательность определенных действий.

Малыш будет здоровым и развиваться соответственно возрасту, если станет соблюдать режим дня и выполнять правила личной гигиены для детей, к которым родители должны приучить его с ранних лет. Основные рекомендации по гигиеническому уходу для дошкольников:

  • Мытье рук. Каждый воспитанник детского сада должен регулярно мыть руки, если они испачкались, каждый раз перед едой и после прогулок, посещения туалета. Также эта процедура необходима, если у ребенка начался насморк, независимо от того, сморкается он в одноразовый бумажный платок или многоразовый тканевый. Для того чтобы процесс заинтересовал дошкольника, воспитатели нередко используют интересные скороговорки или стихи. Уход за руками должен осуществляться по всем правилам: сначала нужно засучить рукава, намочить и намылить руки, полностью смыть образовавшуюся пену, а затем вытереться чистым полотенцем (желательно одноразовым на бумажной основе).
  • Чистота всего тела. Кожные покровы защищают людей от инфекционных болезней. Активные дошкольники все время бегают и прыгают, в результате на поверхности туловища, конечностей и головы появляются капли пота. Если долго не мыться, на коже накапливаются потовые частицы, жир и пыль. Загрязненный эпидермис перестает выполнять свою защитную функцию. По этой причине лицо и тело нужно регулярно очищать. После прогулки в летнее время года в детском саду ребенок должен умываться и мыть ноги.

Детская гигиена: какие правила и навыки должен выучить ребенок?

Другие правила личной гигиены для детей в дошкольном учреждении:

  • полоскать рот после еды для удаления частичек пищи и свежести дыхания;
  • расчесывать волосы только с использованием личной расчески;
  • при чихании или кашле закрывать рот рукой, правильно пользоваться платочками.

Опытные и отзывчивые воспитатели способны привить ребенку навыки ухода за собой в условиях сада, которые малыш будет оттачивать дома.

Становясь старше, дети уже не требуют постоянного контроля, однако все же нуждаются при необходимости в небольшой корректировке действий.

Доброжелательность и настойчивость педагогов гарантируют быстрое усвоение гигиенических правил, которые ребенок будет использовать на протяжении всей жизни.

Гигиена для мальчиков и девочек школьного возраста

Школьники уже имеют определенные гигиенические навыки, привитые родителями и воспитателями в детском саду. Однако воспитание продолжается и в школе, оно осуществляется педагогами и местным врачом.

В начальных классах проводятся специальные уроки здоровья. Гигиене обучают и на занятиях по обычным предметам (к примеру, в природоведении есть раздел, касающийся тела человека и ухода за ним).

В средних и старших классах школьники приобретают знания на уроках естествознания и биологии. Наибольшее значение имеет личный опыт учителей и другого персонала школы, которые должны всегда выглядеть опрятно, чисто одеваться, регулярно мыть руки, убирать за собой рабочее место.

Детская гигиена: какие правила и навыки должен выучить ребенок?

Гигиена ребенка школьного возраста включает выполнение следующих рекомендаций:

  • чистить зубы 2 раза в день;
  • мыть руки после пробуждения, перед едой, при загрязнении, после посещения улицы и туалета — делать это нужно как можно чаще;
  • расчесываться, с использованием личной расчески, мыть голову не реже чем раз в неделю, в жаркое время года — чаще;
  • ежедневно умываться и принимать душ, каждый раз надевать после водных процедур чистое белье;
  • еженедельно принимать горячую ванну, тщательно мыться мочалкой с мылом;
  • стричь ногти по мере отрастания, не допускать скапливания грязи под ногтевыми пластинами;
  • поддерживать чистоту в детской комнате;
  • ходить в опрятной выглаженной одежде, без пятен и дырок.

Чистка зубов

Уход за зубами и всей полостью рта должен быть начат своевременно, задолго до полного прорезывания. Родителям не стоит игнорировать гигиену молочных зубных единиц, несмотря на то, что они со временем все равно сменятся на постоянные. Кариес временных зубов оказывает влияние на последующее здоровье и внешний вид коренных.

Как правильно чистить зубы:

  1. тщательно вымыть руки с мылом;
  2. промыть под проточной водой зубную щетку;
  3. прополоскать рот чистой теплой водой, используя специально предназначенный для этого личный стаканчик ребенка;
  4. выдавить из тюбика на влажную зубную щетку немного детской зубной пасты определенной возрастной категории;
  5. чистить сначала передние и боковые поверхности при сомкнутых челюстях, затем внутреннюю и жевательную часть с открытым ртом;
  6. тщательно прополоскать ротовую полость, пока полностью не будут вымыты частицы зубной пасты или порошка;
  7. вымыть щетку и поставить ее в стакан ручкой вниз до полного высыхания.

Детская гигиена: какие правила и навыки должен выучить ребенок?

Качественный уход за зубами подразумевает и прием в пищу определенных продуктов питания. Если у ребенка присутствуют молочные зубы, не следует давать ему исключительно мягкую или протертую еду.

Поедание яблок, моркови и другой твердой пищи способствует усиленному отделению слюны, притоку крови к челюстям и лучшему их питанию, а также качественному очищению промежутков между зубными единицами.

Челюсти в таком случае будут развиваться согласно нормам, а коренные зубы после своего появления будут расти ровными рядами.

Мытье рук перед едой

Мама и папа должны объяснить ребенку, что он постоянно трогает различные предметы (кнопки лифта, дверные ручки, общие игрушки в саду), гладит животных. На всех поверхностях есть грязь и микробы, которые не видны невооруженным глазом и остаются на кожных покровах.

Если взять грязными руками какую-нибудь еду, а затем съесть ее, в организм попадут патогенные микроорганизмы, которые вызывают различные заболевания.

Мыться нужно не только перед приемом пищи, но и после посещения туалета, прогулок на улице, при контакте с животными и каждый раз перед отходом ко сну.

Использование салфеток

Салфетки — аксессуар, который должен присутствовать в каждом доме, даже если в нем нет детей. С их помощью можно вытереть руки, высморкаться, очистить различные поверхности, поэтому они просто необходимы. Родителям следует давать ребенку с собой и влажные, и сухие бумажные салфетки, поскольку они выполняют разные функции.

Несколько вариантов использования материала:

  • При загрязнении стола и другой мебели фломастером или карандашом, остатками пищи достаточно протереть поверхность влажной салфеткой. Ребенок должен обязательно убирать за собой.
  • Когда дети простужаются, лучше использовать при насморке одноразовые бумажные или влажные салфетки. Многоразовый тканевый аксессуар будет накапливать патогенные микроорганизмы, которые вновь будут контактировать с лицом ребенка. Лучше сморкаться в бумажную салфетку и сразу ее выбрасывать
  • Если малыш испачкал кожу или одежду, поранился, а поблизости отсутствует умывальник или дезинфицирующие средства, следует использовать влажные салфетки. На всякий случай родителям нужно приобрести и положить с собой сыну или дочери специальные платочки с антибактериальной пропиткой.

Детская гигиена: какие правила и навыки должен выучить ребенок?

Смена нижнего белья

Нижнее белье контактирует с самыми деликатными частями тела. Даже при беспрекословном соблюдении правил гигиены его необходимо регулярно менять.

Чистые трусики ребенок должен надевать каждый день. Бюстгальтеры у девочек меняются каждые 2-3 дня. Летом смена белья должна производиться чаще из-за обильного потоотделения. Если ребенок занимается спортом и ведет активный образ жизни, мытье в душе с последующей сменой одежды показано несколько раз в день.

Грязное нижнее белье вызывает раздражение кожи, в тяжелых случаях — язвы. Это происходит из-за активного размножения бактерий на одежде, которая долго носится и контактирует с телом. Отсутствие гигиены перед сменой нижнего белья грозит различными инфекционными заболеваниями у девочек и мальчиков.

Важно! При стирке детских вещей необходимо выбирать режим дополнительного полоскания. В противном случае на ткани останутся частицы порошка, которые приведут к раздражению слизистых оболочек и кожных покровов даже при соблюдении всех правил гигиены.

Ванна и душ

Каждое утро после пробуждения и вечером перед сном необходимо умываться, уделяя внимание не только лицу, но и ушам, шее. В первую очередь следует тщательно вымыть руки, а затем приступить к остальным частям тела.

Детская гигиена: какие правила и навыки должен выучить ребенок?

Важно! После умывания стоит вытереться насухо чистым полотенцем. У каждого ребенка должен быть свой личный аксессуар. Если на поверхности ткани после вытирания не видно пятен, значит маленький человек умылся по всем правилам.

Ежедневно перед отходом ко сну необходимо мыть ноги. На нижних конечностях накапливается много грязи, они сильно потеют.

Если ноги моются редко, а ребенок носит грязные носки или колготы, на коже появляются опрелости, возрастает риск развития грибковых заболеваний. Для вытирания ног нужно выделить ребенку отдельное полотенце.

Носки следует менять не реже чем раз в день. Зайдя в квартиру или дом, необходимо переобуваться в тапочки или надевать другую домашнюю обувь.

Ежедневные водные процедуры предназначены не только для гигиены детей, но и для закаливания и улучшения эмоционального состояния. Легкий душ по утрам бодрит и помогает поскорее пробудиться, такие же манипуляции перед сном способствуют успокоению и быстрому засыпанию.

Мыться в ванной или душе полностью рекомендуется не реже раза в неделю. Вода должна быть исключительно теплой, обязательно стоит использовать качественную мочалку и мыло (лучше глицериновое или детское) — так с тела будет смыта вся грязь и пот. Особое внимание уделяется мытью волос и головы с применением подходящего возрасту ребенка шампуня. Каждый раз после выхода из ванной следует надевать чистую одежду.

Уход за волосами

В волосяном покрове накапливается огромное количество кожного сала, пыли, грязевых частиц. За короткими волосами ухаживать намного легче, чем за длинными локонами. Желательно стричь мальчиков летом как можно короче. Девочкам стоит мыть голову не реже чем раз в неделю.

Детская гигиена: какие правила и навыки должен выучить ребенок?

В подростковом возрасте детские волосы претерпевают колоссальные изменения. Излишняя жирность, перхоть и другие неприятные явления — одни из многих проблем переходного возраста, с которыми можно бороться только соблюдением правил гигиены.

Читайте также:  Эффективная профилактика цистита у детей: на что обратить внимание

После всех гигиенических процедур необходимо расчесать ребенка. У него должна быть личная расческа, недоступная для использования другими людьми, даже самыми близкими членами семьи.

Стрижка ногтей

Качественного ухода и гигиены требуют пальцы и рук, и ног. Раз в 1,5-2 недели необходимо подстригать ногти, для того чтобы в них не накапливалась грязь, удалить которую будет гораздо труднее, чем снять излишек чистой ногтевой пластины.

Длинными ногтями можно поцарапать себя и окружающих людей. Неухоженные руки у ребенка говорят о его неряшливости, отсутствии внимания родителей.

Если маленький человек постоянно грызет ногти, следует в обязательном порядке избавить его от этой вредной привычки, иначе микробы и другие патологические микроорганизмы попадут в ЖКТ и другие системы органов.

Заключение

Детская гигиена — актуальная проблема для родителей мальчиков и девочек разных возрастных категорий.

Для того чтобы ребенок меньше подвергался инфекционным заболеваниям и паразитарным патологиям, необходимо с самого раннего возраста приучать его к чистоте и соблюдению гигиенических правил.

Маленький человек должен понимать, что отсутствие качественного ухода за собой приводит к негативным последствиям, касающимся здоровья, и нежеланию сверстников общаться с неухоженным грязнулей.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников (по возрастам)

Детская гигиена: какие правила и навыки должен выучить ребенок?Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь

Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

Формирование культурно-гигиенических навыков

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.

Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка.

Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

  1. мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
  2. умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
  3. принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
  4. мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
  5. подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
  6. полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
  7. пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
  8. пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
  1. пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
  2. ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
  3. не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
  4. мыть ноги перед сном.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.

Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

  1. разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
  2. подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
  3. прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
  4. положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей.

Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Учим умываться

  1. Завернуть рукава одежды ребенка.
  2. Проверить температуру воды.
  3. Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: «Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!» и т. п.
  4. Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
  5. Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
  6. Еще раз обмыть водой руки ребенка.
  7. Закрыть воду.
  8. Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
  9. Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
  10. Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой ты стал чистенький и красивый!»

При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка («Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!»)

Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.

Очень важно начиная с полутора лет учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Если их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться грубая кожа (т. н. цыпки), трещинки и т. п.

Учим пользоваться полотенцем

  1. Снять полотенце с крючка.
  2. Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
  3. Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
  4. Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
  5. Вытереть вторую руку.

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: «Какие теперь ручки?» Ответить: «Сухие, чистые!» Затем прочитать потешку «Мальчик-пальчик»:

Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

  • При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик.
  • Если взрослый наберется терпения, то скоро малыш будет сам мыть и вытирать руки.
  • Учим пользоваться носовым платком
  1. Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
  2. Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
  3. Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
  4. Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
  5. Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
  6. Обращать внимание на чистоту носового платка.

Учим пользоваться расческой

  1. Знать свою расческу и место, где она лежит.
  2. Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
  3. Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
  4. Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания («Я сам!»).
  5. Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
  6. Исключить возможность пользования чужой расческой.

Учим пользоваться зеркалом

  1. Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).
  1. Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
  2. Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.
  1. Детская гигиена: какие правила и навыки должен выучить ребенок?
  2. Объём и содержание культурно-гигиенических навыков по возрастным группам.
  3. Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).

Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке.

В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Читайте также:  Рыба при беременности: польза, рецепты

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).

Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

  • Формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
  • К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
  • Средняя группа (от 4 до 5 лет).
  • Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
  • Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться,  мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).

Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону.

  1. Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места), опрятно убирать постель.
  2. Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
  3. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
  4. Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, быстро раздевать и одеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.
  5. Детская гигиена: какие правила и навыки должен выучить ребенок?

Ежедневная гигиена ребенка: о чем должен помнить первоклассник

Каждая мама хочет, чтобы ее малыш всегда был чистым и опрятным. Особенно сильно вопрос гигиены ребенка начинает волновать родителей, когда малыш идет в первый класс и становится более самостоятельным.

  • Именно поэтому многие мамы начинают беспокоиться: не забудет ли малыш помыть руки перед едой в школе, после физкультуры и посещения туалета, вовремя ли он покушает и выйдет из душного класса на перемену.
  • Сегодня мы расскажем об основных правилах гигиены первоклассника дома и в школе, а также о том, как привить малышу гигиенические навыки.
  • Читай также: Физиологическое развитие детей 6-10 лет
  • Немного о гигиене ребенка…

Как известно, полезные привычки формируются у детей достаточно долго. Именно поэтому приучить малыша ежедневно соблюдать правила личной гигиены бывает нелегко. Но стоит запастись терпением, и все-таки обучить ребенка регулярно чистить зубы, мыть руки, менять одежду и выполнять другие гигиенические процедуры. Эти навыки помогут малышу всегда быть здоровым.

Самый простой способ обучения ребенка гигиене – это собственный пример

Самый простой способ обучения ребенка гигиене – это собственный пример. Предложите ребенку чистить зубы утром и вечером вместе, чтобы малыш знал, что гигиена полости рта – это обязательная процедура не только для него, но и для родителей.

Также не лишним будет объяснить ребенку, зачем чистить зубы и мыть руки, рассказать ему о микробах, бактериях и болезнях, которые из-за них могут возникнуть. Можно подать ребенку эту информацию в игровой форме или же прочитать ему книги о чистоте, например «Мойдодыр».

Но! Делать все вышеизложенное необходимо куда раньше того времени, когда малыш пойдет в первый класс. К моменту первого похода в школу у ребенка уже должны быть сформированы основные гигиенические навыки.

В период младшего школьного возраста задача родителей – контролировать то, как малыш следит за личной гигиеной, и помогать ребенку обучиться тем гигиеническим навыкам, которые он еще не освоил (навыки гигиены питания, гигиены труда).

Мария Савинова, врач-педиатр, гомеопат: «К школьному возрасту уже должны быть сформированы гигиенические навыки – мытье рук перед едой, после посещения туалета, при возвращении домой. В школу ребенку желательно давать по упаковке сухих и влажных салфеток, чтобы он мог и там следить за чистотой рук».

Важно! Навыки гигиены, приобретенные в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому так важно заложить тягу к чистоте именно в детстве.

Читай также: Режим дня для первоклассника

Детская гигиена: какие правила и навыки должен выучить ребенок?

  1. Каким именно гигиеническим навыкам должен обучиться ребенок к школьному возрасту, а какие навыки ему еще нужно будет освоить? 
  2. Правила гигиены первоклассника: что должен знать ребенок
  3. Личная гигиена

К 6 годам малыш должен полностью освоить все процедуры личной гигиены. Он должен привыкнуть к ним, многие выполнять без помощи и напоминания родителей.

Гигиена ротовой полости. Детям в возрасте от 6 лет рекомендуется чистить зубы два раза в  день с использованием пасты и своей зубной щетки утром после завтрака и вечером перед сном. После каждого приема пищи необходимо приучить малыша полоскать рот. К 6 годам большинство детей уже не забывают чистить зубы самостоятельно, без напоминания мамы.

Мама-форумчанка Ксения поделилась своей историей: «У нас была целая война с бабушкой по поводу чистки зубов. Она утверждала, что ребенок должен чистить зубы два раза в день: первый – утром перед едой с пастой, а второй раз — вечером перед сном, но без пасты, только щёткой, смоченной водой.

Я такую схему не поддерживала, так как чистить зубы утром перед едой – бессмысленно, лучше после. И почему вечером – без пасты? Наверное, чтобы между зубами остались частички пищи, и развивался кариес. В общем, воевали-воевали, но ребенка я приучила чистить зубы так, как советуют стоматологи: утром после еды и вечером перед сном, оба раза с пастой.

Сейчас малыш уже большой, проблем с зубами вообще нет».

Гигиена лица, ушек, носа, шеи и ног. Шестилетний малыш должен каждый день умывать лицо и шею два раза в день (утром и вечером), а также по надобности, например, после обеда или прогулки, если ребенок испачкался. Также перед сном ребеноку необходимо помыть ноги, если в этот день он не принимает ванну.

Ноги нужно мыть с мылом и вытирать их специальным полотенцем. Эти процедуры ребенок вполне может выполнить сам, задача мамы – проконтролировать. Раз в месяц ребенку нужно подстричь ногти на ногах. Нос нужно чистить по надобности, когда он забит. Ушки рекомендуют чистить 1 раз в неделю, используя ватные палочки с ограничителями.

Эти процедуры достаточно сложные, поэтому ребенок может делать их с родительской помощью.

Читай также: Режим дня школьника: основные правила

Детская гигиена: какие правила и навыки должен выучить ребенок?

Уход за волосами. Малыш 6 лет вполне может научиться расчесываться самостоятельно. Необходимо приучить ребенка делать это два раза в  день, утром и вечером. Для этого у малыша должна быть личная расческа. Не лишним будет захватить расческу в школу.

Если у девочки длинные волосы, лучше, если ей поможет мама расчесать волосы и сделать аккуратную прическу (косичку, хвостик).  Что касается прически мальчиков — им рекомендуют подстригать волосы 1 раз в два месяца. Очень важно вовремя мыть голову. В зависимости от жирности волос, от 1 до 3 раз в неделю детским шампунем.

Помыть голову малышу в этом возрасте должна помочь мама. Очень хорошо будет, если мама начнет обучать ребенка самостоятельно мыть голову.

Гигиена рук и ногтей. К шести годам ребенок должен четко помнить, что руки нужно мыть перед каждым приемом пищи, после посещения туалета, после возвращения с улицы. Об этом он не должен забывать и в школе.

Желательно, чтобы в школе также была возможность помыть руки с мылом под проточной водой. Если такой возможности нет, дайте ребенку с собой влажные и сухие салфетки, пусть очищает руки с их помощью.

Также примерно раз в неделю или чаще, в зависимости от особенностей малыша, мама должна подстригать ребенку ногти на руках.

Гигиена половых органов. Уже с 6 летнего возраста необходимо приучать малыша мыть половые органы один-два раза в день теплой водой с мылом. Для этих процедур у ребенка также должно быть отдельное полотенце.

Уход за телом. Рекомендуется детям в возрасте 6 лет купаться в ванной 1 раз в неделю и принимать душ каждый день вечером. Конечно, если малыш очень любит принимать ванну, а вас это не затрудняет, разрешите ему плескаться чаще – 2-3 раза в неделю. В летний период можно предложить ребенку принимать теплый душ и утром.

Гигиена одежды. Мама должна позаботиться о том, чтобы одежда ребенка была выстирана безопасным средством.

А малыша стоит приучать к тому, что каждый день нужно менять нижнее белье и носки, а остальную одежду по мере загрязнения. Отличать эту самую меру также стоит научить ребенка.

С шести лет можно постепенно учить малыша стирать свое нижнее белье и носки руками, это войдет в привычку, благодаря этому ребенок научится ценить чистоту.

Детская гигиена: какие правила и навыки должен выучить ребенок?

Читай также: Как молочные зубки меняются на постоянные: родителям на заметку

Гигиена питания

Гигиена питания – это то, чему должен научиться ребенок в младшем школьном возрасте. С началом посещения школы режим дня ребенка меняется, малыш должен к этому привыкнуть с помощью родителей.

Режим должен быть таким, чтобы в нем было место завтраку, обеду, полднику и ужину. Примечательно, что скушать обед и полдник малыш должен будет в школе. Хорошо, если классный руководитель организовывает питание детей, тогда малышу будет легче адаптироваться.

Если нет, давайте ребенку с собой еду для обеда и полдника. Посоветуйте ему, в какое время и что лучше скушать.

Читайте также:  Судороги в ногах при беременности: причины, лечение

Гигиена труда

Гигиена труда ребенка заключается в грамотном чередовании труда и отдыха, этому также стоит научить ребенка. Ему обязательно нужно рассказать, что на переменках необходимо выходить из класса, не стоит оставаться сидеть в душном помещении, лучше пройтись, пообщаться с одноклассниками и подышать воздухом в коридоре.

Также стоит объяснить ребенку, что нехорошо кушать за своим рабочим столом, если так делать, то может запачкать жирными руками тетради, оставить крошки, а это все будет мешать заниматься. Родители должны позаботиться о том, чтобы дома организовать ребенку удобное и хорошо освещенное рабочее место, где бы он мог делать уроки.

Также маме и папе необходимо следить, чтобы малыш высыпался, тогда он будет бодрым и активным!

  • Все гигиенические навыки, которые малыш приобретает в детстве, очень пригодятся ему в дальнейшем для организации как можно более продуктивной работы и здорового образа жизни!

Гигиена ребенка раннего возраста

Гигиена ребенка 2-3 лет

Необходимость
опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви
продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих
отношений.  Неряшливый человек, не умеющий
следить за собой, за своей внешностью, производит отталкивающее впечатление.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием
культурного поведения.

Начинать
знакомить ребенка с правилами гигиены нужно с раннего возраста. Каждый раз
старайтесь проговаривать, какое действие вашему малышу необходимо выполнить. В
возрасте от полутора лет дети на лету схватывают информацию, поэтому это время
нельзя упустить.

Очень часто родители чрезмерно опекают малыша, стараются все
сделать за него: вытереть руки, выдавить зубную пасту — тогда в этом случае
малыш очень долго не сможет научиться делать это самостоятельно. Помните, что
во время любых процедур, связанных с гигиеной, оставлять малыша надолго одного
не следует, все должно проходить под вашим присмотром.

Старайтесь не торопить
своего ребенка, ведь для него это еще не вошло в привычку, пусть он все сделает
самостоятельно и тщательно, аккуратно. Если у малыша что-то не получается,
помогите ему, не критикуйте, обязательно рассказывайте малышу положительные
стороны от проведения гигиенических процедур, прочитайте сказку про Мойдодыра.

Если малыш не хочет умываться или стричь ногти, не заставляйте насильно,
попробуйте уговорить его через какое-то время. Не делайте так, чтобы ребенок
боялся этих процедур.

            На 2-м и 3-м году жизни
вырабатываются и закрепляются ежедневные гигиенические навыки (мытье рук,
чистка зубов и т.д.). Пример родителей играет в этом огромную роль, поскольку
дети во всем стремятся подражать взрослым.

 

Гигиена ребенка:
умывание и купание

Не
следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие
(например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него.
Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное
движение.

  • Разделение
    осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, поможет быстрее
    сформироваться нужным навыкам. Например, мытьё рук можно разделить на следующие процессы:
  • -Закатать
    рукава.
  • -Смочить
    руки.
  • -Взять
    мыло, намыливать.
  • -Мыть
    руки, лицо, шею
  • -Смыть
    мыло.
  • -Насухо
    вытереть руки, аккуратно повесить полотенце на место.

Постепенно
дети учатся все более самостоятельно и быстрее справляться с поставленной
задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать
то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность.
Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего
дошкольного возраста.

Если малыш учится вытирать попу сам, то запаситесь
терпением, но при этом обязательно хвалите его, делая акцент на том, что сейчас
все сухо и чисто, как и должно быть! И обязательно приучайте ребенка мыть руки
после туалета.

Можно приучать ребенка к горшку и
гигиеническим процедурам после него при помощи любимой игрушки. Наденьте на неё
штанишки, заведите ей свой горшочек и салфетки. Иногда простая наглядная
демонстрация помогает ребенку освоить новую информацию лучше, чем многократные,
даже самые подробные объяснения.

В дошкольном возрасте дети должны усвоить,
что мыть руки надо перед едой, после пользования туалетом, по возвращении с
прогулки, игр с животными и всегда, когда они грязные.

                Не пренебрегайте регулярным
купанием малыша.  В возрасте от 1 года и
старше оно рекомендуется не реже 2 раз в неделю перед ночным сном. После года
малыша можно купать в ванне, а ребенку старше двух лет полезен душ. При купании
тело малыша моют мочалкой, губкой или махровой варежкой с мылом.

Затем
ополаскивают и насухо вытирают специально выделенным для малыша полотенцем. В
те дни, когда малыша не купают, перед сном обязательно следует подмыть  и вымыть ноги. Только проведя эти непременные
процедуры, можно укладывать ребенка на ночной сон.

Приучите малыша к водным процедурам, преследующим гигиеническую цель:
утром — обмывание верхней половины тела, а вечером — нижней.

Гигиена
ребенка: уход за зубами

             Особенное удовольствие малышу
приносит чистка зубов, которую ребенок начинает проводить в возрасте около 1,5
— 2 лет. Регулярно медленно демонстрируйте ребенку движения щеткой. Чистить
зубы следует вертикальными движениями, потому что наибольшее количество
остатков еды находится в углублениях между зубами.

Движения щетки должны
захватывать и десны, при этом выполняется полезный массаж, который улучшает
кровоснабжение десен.  Поэтому совместно с малышом подберите
подходящую зубную щетку и пасту и приучайте малыша к чистке зубов как к одной
из ежедневных рутинных процедур.

Важно смотреть маркировки на щетках: щетина
для детских щеток должна быть особой, чтобы не повредить десенки и хрупкую
эмаль. Не менее важен и подбор  правильной пасты, потому что дети не могут
полноценно выплевывать пасту, и часть ее может быть проглочена.

Учите малыша
выплевывать пасту при чистке зубов, контролируйте процесс, помогайте очистить
все поверхности зубов, а затем прополоскать ротик. Научите ребенка
ухаживать за щеткой. Он не должен бросать ее на раковину. Щетку следует
тщательно промыть водой и поставить  на
место.

Она должна храниться ручкой вниз, желательно детскую щетку хранить
отдельно от щеток взрослых членов семьи или держать ее в отдельном футляре.

Полезные навыки

              

            Приучайте ребенка пользоваться
только своим полотенцем и другими предметами личной гигиены.  Закрепляйте  умения пользоваться носовым платком и
расчёской.

  Постепенно малыш должен
усвоить, что при кашле, чихании нужно отворачиваться, прикрывать рот  и нос платком, а после умывания
причесываться. Применяйте для этого мягкую щетку, которую также
необходимо хранить отдельно и периодически мыть с мылом.

Ногти на руках и ногах
следует подстригать 1 раз в неделю и обрабатывать края пилочкой.

 

Гигиена
ребенка: одежда

            Одежда ребенка должна  максимально соответствовать времени года и
температуре на улице, потому что малыши много двигаются и неудобная одежда
создает для них  значительный дискомфорт,
кроме того маленькие дети быстро перегреваются. 
Нижнее белье  и носочки необходимо
менять ежедневно,  т.к. в течение дня на
белье попадают капельки мочи, пота и т.п.

, а это может вызвать раздражение
нежной кожи малыша или даже воспаление, ведь загрязненное белье является
питательной средой для размножения бактерий. Не покупайте для ребенка
синтетическое белье, особенно нижнее, поскольку оно не пропускает воздух, не
впитывает пот и может вызвать аллергическую реакцию кожи.

  На ночь одевайте ребенка в пижаму, но без
плотной резинки.

 

Гигиена
ребенка: режим дня

              Очень важным вопросом является
соблюдение режима дня. Ночью 2-3 годичный ребенок должен спать 10-12 часов, а
днем 2-3 часа. Этого режима сна и бодрствования можно придерживаться до
5-летнего возраста ребенка.

В 2-3 года нервная система малыша еще очень слабая,
и в то же время он получает большое количество информации. Поэтому обязательно
укладывайте ребенка спать после обеда, даже если он этого не хочет.

Почитайте
ребенку перед сном сказку, погладьте его, это поможет малышу максимально
расслабиться. Следите, чтобы в течение дня ребенок не злоупотреблял просмотром
телевизора – не более 15 мин в день после 2 лет, т.к.

  это влияет на умственное, физическое,
психическое развитие, коммуникативные навыки. Быстрая смена кадров, агрессивная
реклама часто вызывают перевозбуждение нервной системы.

 

Гигиена
игрушек

 

              Ваш малыш еще не всегда ставит
игрушки на место, оставляет их там, где играл: на полу в кухне, прихожей, в
ванной. Поэтому периодически мойте игрушки некрепким раствором дезинфицирующего
средства и тщательно ополаскивайте проточной водой. Обязательно тщательно
дезинфицируйте игрушки после песочницы.

Не забывайте также про ручки дверей
(входные, в ванную и в туалет – самые грязные). Игрушки, которыми ребенок
играет на улице, не должны храниться вместе с домашними игрушками! Найдите для
них отдельное место и хотя бы 1 раз в неделю мойте их раствором
дезинфицирующего средства, потому что вместе с ними мы приносим в дом микробы и
даже глисты.

Некоторые микроорганизмы, например, бактерии сальмонеллы,
оказавшись в квартире, могут жить здесь на протяжении целого месяца.

 

Как
избежать кишечной инфекции

                Главное – это придерживаться
основных правил гигиены:

1)
закрывайте крышкой ведро для мусора и регулярно дезинфицируйте его, держите
крышку унитаза закрытой, т.к. при смывании микроорганизмы из унитаза
разлетаются более чем на 3 м и оседают на всех предметах вокруг. Особенно  надо следить за чистотой унитазов в
совмещенных санузлах;

  1. 2)
    тщательно мойте руки после улицы, магазина, транспорта, перед приготовлением
    пищи, после туалета;
  2. 3)
    хотя бы раз в 2 недели дезинфицируйте холодильник, чтобы предотвратить
    распространение микробов, которые вызывают кишечные инфекции;
  3. 4)
    пейте только кипяченую и/или очищенную воду;
  4. 5)
    не забывайте о регулярной влажной уборке помещений с дезинфицирующими
    средствами и проветривании не менее 2 раз в день по 15 мин при любой погоде.

                                           

Будьте всегда здоровы!

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *