Детские страхи и фобии — частый запрос при обращении к психологу. Страхи и фобии могут являться не болезненным расстройством, а всего лишь возрастной нормой развития психики ребёнка. Но некоторые страхи и фобии возникают именно по причине, угрожающей безопасности, здоровью или жизни ребёнка.
Эмоции страха служат для ребёнка внутренним регулятором его поведения. Страх — это сигнал для психики про опасность. Сигнал служит для возникновения импульса повышенного внимания в разного рода опасных ситуациях.
Существуют возрастные нормы распространенности детских страхов.
Наибольшая чувствительность к возникновению страхов и фобий у детей появляется в возрасте 7 лет, так как происходит значительное расширение сферы его жизнедеятельности и социальных отношений.
- Страх не зависит от возраста и половой принадлежности.
- Страх сам по себе обладает защитной функцией, но когда страх переходит в фобию, это приносит много дискомфорта в жизнь человека.
- Фобия — это чрезмерный страх чего-либо, состояние которое отягощает привычный уклад жизни человека.
Фобии, как и страхи, частые спутники современного человека. Для выявления их причин и устранения лучше всего обратиться за помощью к специалистам психологу или психотерапевту!
Виды
Страх время от времени испытывает каждый человек, и это абсолютно нормальная реакция организма, которая часто является инстинктом самосохранения.
Страхи можно разделить:
- Нулевые страхи. Простые и понятные. Данный вид страхов присущ всем живым существам. Нулевые страхи обусловлены инстинктом самосохранения.
- Реальные страхи (логически объяснимые). Такие страхи возникают на основе нового опыта и знаний, чаще влияют на нашу жизнь положительно, нежели отрицательно.
- Иррациональные (невротические). У таких страхов нет логической причины. Чаще всего такими страхами маскируются другие эмоции, которые ребенок не может выразить.
Также, выделяются следующие детские страхи:
- Навязчивые, к ним относятся: страх высоты, страх закрытых или открытых пространств.
- Бредовые страхи — это страхи, причину которых не удаётся найти. Например, ребёнок отказывается, есть какую-то конкретную пищу. Иногда, такого рода страхи могут быть сигналом о развитии психических заболеваний, например, аутизма.
- Сверхценные страхи, связанные с какой-то идеей. Возникли в определенной жизненной ситуации. К таким страхами относятся: страх отвечать у доски, страх темноты, страх сказочных персонажей.
- Ночные страхи. Группа фобических состояний, которые возникают во время сна. Такие сны характеризуются измененной формой сознания.
Причины появления страхов:
Невротические страхи появляются на фоне психотравмирующего события. Они могут закрепиться в сознании ребёнка надолго, неблагоприятно сказываясь на его психоэмоциональном состоянии и развитии.
- Поэтому главной причиной является психотравмирующее событие и страх, что оно может повториться.
- Однако, часто детей пугает не само происшествие, а чрезмерное реагирование на него со стороны близких людей.
- Более подробно о причинах:
- Напоминание о возможном неприятном и пугающем ребёнка событии.
- Увиденное или услышанное о пугающих событиях.
- Запугивание родителями разными несуществующими персонажами.
- Особенности нервной системы ребёнка.
- Испуг — основная причина страхов. Причины испуга.
- Внезапный, громкий крик.
- Паника, истерика одного из родителей.
- Неожиданный укус или нападение животного.
- Авария.
- Погребение близких.
- Жёсткие запреты и угрозы наказания.
- Ограничения двигательной.
- Чрезмерно развитая фантазия.
- Частые скандалы и конфликтных ситуации в семье.
- Социальное отвержение сверстниками.
- Подражание, когда кто-то из близких чего-то боится и ребёнок перенимает данный страх.
- Чрезмерная тревожность и страхи родителей.
- Чрезмерная забота.
- Неполная семья.
Классификация страхов по возрастам
Возрастные страхи возникают у большинства детей в определенном возрасте. Они быстротечны, возникают, как реакция на личностное и психическое развитие. Проходят такие страхи по мере развития ребенка.
С рождения до 1 года ребенок боится:
- громких звуков;
- незнакомых ему людей;
- высоты;
- разлуки с мамой;
- смены привычной обстановки.
В возрасте от 1 до 3-х лет дети боятся:
- получение травм;
- природных явлений (грома, молнии, сильного ветра, грозы);
- разлуки с родителями.
Возрастные страхи от 3-х до 5 лет
Ребенок максимально эмоционален и чувствителен. Расширяется его сфера познания, активно развивается воображение. Характерный страх этого возраста: боязнь, что родители разлюбят.
В 5-7 лет ребенок боится:
- своей смерти;
- родительской смерти;
- ночных кошмаров;
- уколов и больниц;
- высоты, темноты, глубины;
- наказаний от родителей;
- одиночества.
В возрасте от 7 до 11 лет дети боятся:
- Страх смерти близких людей;
- Страх плохих оценок;
- Страх наказания;
- Страх пожаров, ограблений, нападений.
- НЕ оправдать ожидания родителей
Как бороться?
- Беседа о страхе. Самое простое, что может помочь в борьбе со страхом, — беседа. Во время диалога, будьте спокойны, говорите неторопливо. Чем больше ребёнок расскажет о своем страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться.
- Рассказ или сказка о страхе.
Сочините вместе с ребенком сказку на тему его страха. Важно, чтобы в конце сказки был герой, который побеждает страх.
- Рисунок страха. Методы арт-терапии очень эффективны в борьбе со страхом. После того, как ребёнок нарисует, можно сжечь или разорвать и выбросить рисунок страха.
Хвалите ребенка, обращая его внимание на то, какой он молодец, что смог победить страх.
- Определить источник страха. Некоторые источники страха можно легко ликвидировать. Например, если ребёнок боится темноты, то на ночь можно зажигать ему маленький ночник.
- Талисман для борьбы со страхом.
Создайте, или пусть ребенок выберет какой-то предмет, который будет поддерживать его, когда ему будет страшно.
- Похвала и поддержка. Повышение самооценки ребенка способствует устранению многих страхов.
- Расскажите ребёнку о своих страхах и о том, как вы их преодолевали.
- Придумайте защитный ритуал. Например, «защитника от страхов»: плюшевого мишку или какие-то волшебные слова.
Важно!
- Не действуйте с помощью силы, это усугубит страх ребёнка.
- Не стыдите ребенка за проявление страха.
- Ликвидируйте внешние фрустрирующие факторы.
Психотерапия детских страхов
Преодоление страхов считается одним из наиболее значимых вызовов, которые когда-либо стояли перед детьми. Смелость же — это черта характера, которую можно развивать благодаря поддержки родителей. Нельзя оставлять без внимания жалобы ребёнка. Важно отнестись к ним с пониманием, даже если вам кажется, что страх, который он описывает, беспочвенный.
Если чувствуете, что помочь ребёнку, справиться с его страхом не получается, лучше обратитесь к психологу.
Часто детские страхи считают временным и проходящем с возрастом явлением. Однако, подавленный, не принятый и не разрешеный детский страх во взрослой жизни может обернуться неврозом или психосоматическими заболеваниями!
Конечно, самый действенный метод борьбы со страхом — это психотерапия. Главное условие выбора метода — учитывать желания и предпочтения ребёнка.
Самые эффективные методы психотерапии в борьбе со страхами у детей:
Сказкотерапия. Психолог вместе с ребёнком придумывает историю про беспокоящий его страх, и помогают через сказочные образы найти способ его побороть. Также помогает чтение сказок. Необходимо подбирать сказки таким образом, чтобы они соответствовали детскому страху. Подавать их следует так, чтобы ребёнок смог ощутить себя храбрый и сильным.
Игротерапия. Игра — доминирующий вид деятельности в детском возрасте. Играть в кабинете психолога максимально безопасно, и это помогает ребенку получить новый опыт справляться со своим страхом.
Песочная терапия. Дети любят песок, он притягивает ребенка, как магнит, своей возможностью принимать разные формы. Работа с песком — это отличный инструмент, который помогает реализовать скрытые ресурсы ребёнка. Песок является способом проявления внутреннего символизирует психики.
Танце-двигательная терапия. Это метод, в котором танец выступает, как инструмент психокоррекции разного рода психологических сложностей. Танец способен интегрировать эмоциональное и физическое состояние. Это приятный и увлекательный метод работы с детскими страхами.
Диагностика
Дети не умеют и часто бояться рассказывать о своих страхах. Но их проявления можно легко заметить, наблюдая за поведением ребенка, анализируя его рисунки, сказки, сновидения, игры.
Варианты диагностики:
- Рисование на заданную или произвольно тему.
- Попросить придумать и рассказать сказку о своём страхе.
- Доверительная беседа.
- Опросники. Стандартизированные методики, ориентированы на исследование детских страхов.
- Проективные методы диагностики. Методики с отсутствием структурированных вопросов и ответов, рисуночные методики, диагностические сказки.
Методы диагностики подбираются по возрастным критериям, целям и задачам диагностики, а также с учетом особенностей развития ребёнка.
Конечно, максимально достоверную и полную информацию про страхи, их причины и способы коррекции можно получить, посетив консультацию психолога. Если Вы заметили нервозность, капризность или явное проявление страхов у своего ребёнка, запишитесь на консультацию к специалисту.
Прогноз
Большинство страхов ребенок со временем «перерастает». При правильной родительской и психотерапевтической помощи есть высокая вероятность благоприятного исхода при работе по устранению страхов.
Помочь ребенку самореализоваться: боремся с подростковыми страхами
Чувство страха — неотъемлемая часть базовых эмоций человека. В подростковом возрасте, в период самоопределения и поиска себя, эти эмоции играют особую роль. «А что, если меня не поймут одноклассники?», «Боюсь быть неуспешным в глазах других, что делать?», «Что скажут родители, если я получу плохую оценку?». Как помочь подростку преодолеть страхи, превратить их в полезный ресурс и обрести уверенность? Рассказываем об этом по следам встречи экспертов федерального ресурсного центра наставничества EDMENTOR со слушателями «Родительского университета: PRO-Родители» ГК «Просвещение».
Реальные «гремлины»
В топе подростковых страхов оказались отсутствие поддержки, осуждение со стороны близких и знакомых, страх ошибки, выбора, ЕГЭ и неопределенности.
Для подобных опасений канадский бизнес-тренер и писатель Мэрилин Венди Аткинсон придумала специальный термин — «гремлины». Это особая форма осознанного или бессознательного внутреннего диалога, которая не дает человеку предпринять действие, и зацикливает мозг на воспроизведение одних и тех же мыслей.
Всего Аткинсон выделяет четыре вида «гремлинов», которых можно встретить и у подростков:
- Страх провала — опасения, что поступок не будет оценен;
- Страх расстроить других людей;
- Страх завершения: опасение неизвестного исхода тех или иных действий;
- Страх неосуществимости большой мечты. Эта боязнь приводит подростка к инертности, он начинает, например, повторять поступки родителей или сверстников и безоговорочно следовать их советам.
Чем «страшны» страхи
Как отмечает наставник-психолог Александра Зёлко, если страхам не противостоять, они могут нанести вред не только психологическому, но и физическому благополучию ребенка. Здоровье неразрывно связано с эмоциональной сферой, и стресс от постоянной тревоги будет его истощать.
Кроме того, страхи часто являются причиной низкой самооценки, которая проявляется в нежелании быть инициативным, стремлении уклониться от трудностей и ответственности. От самоощущения и уверенности ребенка зависит его будущее. Если он не уверен в себе, опасается людей и стремится их избегать, это отрицательно скажется на его дальнейшей жизни.
Поэтому важно работать не с проявлениями низкой самооценки, а с ее причинами: изучать техники управления страхом или обратиться к психологу.
Как отмечают наставники, один из самых важных моментов в жизни любого человека — самореализация. В ней есть такие составляющие, как мечта, осознанность и действие.
При полном раскрытии потенциала личности человек ощущает гармонию и счастье, он находится в состоянии баланса. Если подросток не умеет мечтать, он рискует повторить чужой путь и не пройти свой.
Помочь ребенку избавиться от страхов, поверить в свои силы и не бояться ответственных решений — задача наставников, которыми могут выступать его собственные родители.
Учимся наставничеству
Чтобы быть наставником, необходимо усвоить и глубоко разделять главный принцип: действуем направляя, а не требуя.
Для родителей при погружении в наставничество одним из самых сложных является вопрос о том, сколько свободы дать детям. С одной стороны, взрослым хочется уберечь ребенка от всех опасностей, но с другой стороны, подросткам необходимо давать право принимать собственные решения.
Выбор — это всегда ответственность и автономия, и задача наставника — помочь ребенку им научиться.
Наставник-коуч Лидия Орлова на собственном опыте узнала, каково это — быть ментором для своего сына. Некоторое время ей приходилось играть две роли — независимого специалиста и мамы, и порой было сложно соблюсти баланс. Орлова делится несколькими приемами, которые помогут родителям на этом пути.
«Сначала вопросы, потом совет»
Наставнику важно помнить, что прежде чем посоветовать или рассказать о своем опыте, нужно выяснить позицию собеседника. Есть несколько вопросов, которые следует задавать ребенку, чтобы научить его делать выбор осознанно и самостоятельно:
— Что ты можешь сделать? — Какими способами подойти к решений проблемы? — Что уже срабатывало в прошлом? — Какие есть альтернативы? — Кто бы тебе с этим мог помочь?
— Где бы ты мог получить информацию?
Только в завершение разговора родитель-наставник задает ребенку вопрос: «У меня есть опыт в этом деле. Тебе поможет, если я поделюсь им?».
Если предлагать свой совет незамедлительно, теряется весь смысл наставничества — учить ребенка делать осознанный выбор. Иногда подросток уже принял решение и выбрал конкретный путь, и не исключено, что ему не нужен совет.
В этом случае остается позволить ребенку самому принимать решение, но при этом обозначить, что его всегда готовы поддержать.
Как отметила Орлова, родители могут пренебрегать этим правилом и говорить с ребенком в ультимативной форме, поскольку уверены, как следует поступить. В итоге подросток может лишиться права на собственный выбор.
«Выбираем принцип поведения»
Когда ребенок оказывается в заблуждении, его что-то угнетает или вызывает страх, задача родителя-наставника — указать на два варианта выхода из положения. Первый вариант — когда человек начинает рефлексию со слов «Потому что…». Второй — со слов «Для того, чтобы…».
Часто дети сталкиваются со следующими тупиковыми ситуациями:
- завалил экзамен;
- не поступил в вуз;
- не взяли на работу;
- не поехал отдыхать.
Первые две наиболее распространены. Ребенок опасается многого — оценки родителей, комментариев учителей, друзей и одноклассников, боится вообще двигаться дальше. От взрослых в этом случае требуется понять, как на самом деле ребенок оценивает ситуацию и чего от нее ожидает.
Как показывает практика, подросткам, рассуждающим о сложностях даже гипотетически, очень трудно выбрать между вариантом «потому что» и вариантом «для того, чтобы», а следовательно — двумя моделями поведения.
Первый — принцип основания (в чем причина?). Происходит реакция: «я сделал что-то не то, у меня не получилось, кто виноват». При этом внимание подростка обращено в прошлое. Второй — принцип целесообразности (для чего? для какой цели?). Происходит продуктивное действие: подросток пытается осознать, как выйти из сложившейся ситуации. Это говорит о том, что он готов смотреть в будущее.
При работе с трудностями наставник обращает внимание подростка на то, ситуация уже произошла и теперь его задача — понять, что делать дальше. Важно переключить внимание подростка на поиск возможных вариантов решения и движения вперед.
«Продумываем план Б»
В некоторых случаях хорошей идеей будет продумать вместе с ребенком план Б. Например, он не поступил в вуз. Одно дело — когда он слышит слова о том, что «это не страшно», другое дело — когда сам знает, что именно будет делать дальше.
Как рассказала Орлова, когда детям предлагают рассмотреть эту гипотетическую ситуацию, они начинают предлагать рациональные варианты. Из самых популярных ответов: непоступление даст возможность лучше подготовиться в следующем году, потому что не будет школы и можно сосредоточиться только на нужных предметах; появится возможность устроиться на работу.
При проигрывании плана B подростки начинают размышлять о возможностях и действиях, которые до этого не представляли. Это придает им уверенность: даже если что-то не получится или пойдет не так, у них есть запасной план действий и есть ощущение родительской поддержки.
Для отработки этой технологии существует специальное упражнение: «Обозначь тупиковую ситуацию и напиши аргументы: «Для того, чтобы…». Правда, как советуют специалисты, прежде чем предлагать упражнения ребенку, родителям следует самим их выполнить, чтобы в дальнейшем служить для детей примером.
«Что же там, за дверью?»
В практике Орлова задает ребятам и такой вопрос: что бы вы почувствовали и было бы вам страшно, если бы вы зашли в комнату без света? Так наставник наводит детей на размышления о собственных страхах. Если человек осознает свои тревоги, он знает, как их можно обойти. Тогда заходить в «темную комнату» — в неизвестность — уже не так страшно.
Есть несколько приемов, которые помогают распознавать страхи.
Во-первых, «развернуть» страх и спросить, от чего он защищает. Не исключено, что за тревогой ребенка лежит скрытая потребность или ценность. Во-вторых, подружиться со страхом. Можно представить, будто вы разговариваете с каким-то существом, которое хочет вас обезопасить и уберечь.В-третьих, сказать страху: «Спасибо, что бережешь меня. Мне больше не нужна опека в этом вопросе».
Советы наставникам
Чтобы стать наставником потребуется, в первую очередь, работа над собой. Приводим несколько советов, которые эксперты дали родителям, решившим встать на этот благородный путь:
- Тренируйте навык принятия решений у детей, и лучше — с самого детства. Речь не идет о чем-то глобальном, но даже маленький ребенок способен решить, какие носки ему надеть или какую игрушку взять. Умение принимать решения развивается на протяжении всего формирования личности.
- Учитывайте, что отличная успеваемость в школе не равна отличной «успеваемости» в жизни, а развитие личности важнее оценок.
- Следует принимать право ребенка на ошибку, спрашивать, чему он научился, какой опыт приобрел и что, возможно, хочет сделать по-другому.
- Учитесь управлять своими эмоциями. Важно учить этому не только детей, но и справляться с собственными чувствами.
- Не бойтесь говорить о своем волнении и его причинах. Важно не скрывать от детей, что именно волнует взрослых в определенных ситуациях.
- Принимайте точку зрения ребенка. Она может быть полярной или не такой, как родители ее себе представляли, однако это не умаляет ее ценность.
- Ищите сторонников (семья, друзья), которые смогут поддержать подростка в непростой ситуации и помочь найти выход.
- Цените силу «договорных отношений» и формируйте партнерское взаимодействие с ребенком, которое поможет ему и во взрослой жизни.
Практикум организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.
Партнерский материал
Подписаться на канал «Просвещение»
Шесть шагов на пути к преодолению страха – Развитие ребенка
Чтобы иметь возможность помочь своему ребенку справиться с иррациональными страхами, необходимо, чтобы он сталкивался с пугающими его ситуациями или местами. Конечно, дети и подростки стремятся избегать всего, что их пугает, но их защитное поведение мешает им понять, что пугающие ситуации или места не опасны.
Процесс встречи со своим страхом лицом к лицу называется «воздействием» (экспозицией). Принцип воздействия предполагает, что ребенок должен многократно сталкиваться с пугающими ситуациями, пока не перестанет их бояться. Само по себе воздействие не опасно и не приводит к усилению страха. Спустя некоторое время тревога ребенка приобретет тенденцию к уменьшению.
Дети и подростки должны начинать с наименее пугающих ситуаций и переходить к таким, которые вызывают у них наибольшее чувство страха и тревоги. Со временем они почувствуют себя более уверенно в подобных ситуациях и, возможно, даже начнут получать от них удовольствие.
Часто этот процесс происходит естественным образом.
Ребенок или подросток, который боится воды, берет регулярные уроки плавания и сначала опускает в воду стопы и ноги, затем опускается по пояс, после чего погружает все тело и, наконец, начинает нырять под воду.
Дети и подростки с боязнью воды со временем способны полюбить плавание. Тот же процесс происходит и тогда, когда дети и подростки учатся ездить на велосипеде, кататься на коньках или водить машину.
Воздействие (экспозиция) – это один из наиболее эффективных способов преодоления страха. Однако он требует тщательного планирования, поощрения, моделирования и вознаграждения.
Как это сделать
Шаг 1. Помогите ребенку обрести понимание
- Помогите своему ребенку понять то, как важно сталкиваться со своими страхами.
- Используйте примеры. Задавайте ребенку соответствующие вопросы: «Саша боится воды, но очень хочет проводить время с друзьями в бассейне. Что он может сделать такое, чтобы перестать бояться воды?».
- Большинство детей и подростков понимают, что, для того чтобы перестать чего-то бояться, нужно смело встречать и противостоять этому.
- Вы можете объяснить детям это правило следующим образом: «Очень важно, чтобы ты сталкивался со своими страхами и понял, что пугающие тебя ситуации на самом деле безопасны. Хотя сначала тебе будет страшно, но вместе с практикой страх начнет уменьшаться. Начни с того, что пугает тебя меньше всего, и постепенно переходи к тому, что страшит очень сильно. Со временем ты свыкнешься с этими ситуациями и в конечном итоге, вероятно, даже полюбишь их».
Шаг 2. Составьте список всего, что пугает ребенка
- Вместе с ребенком или подростком составьте список ситуаций, мест или предметов, которых он боится.
- Например, если ваш ребенок боится расстаться с вами или делать что-то самостоятельно, список может включать следующие пункты: остаться в доме друга без мамы на десять минут; играть в одиночестве в течение двадцати минут; находиться на дне рождения друга без родителей тридцать минут. Если ваш ребенок боится общения, список может включать в себя следующее: сказать «привет» однокласснику; задать вопрос учителю; позвонить другу по телефону.
Полезные советы:
- Группируйте страхи. У детей и подростков бывает много различных страхов, поэтому полезно группировать похожие страхи вместе. Например, ваш ребенок может бояться делать ошибки, ходить в школу и находиться вдали от родителей. Группировать детские страхи можно следующим образом: боязнь разлуки с родителями или членами семьи; боязнь общения с взрослыми или другими детьми; страхи, связанные с физической опасностью (плавание или езда на велосипеде); страхи, связанные с природой (боязнь животных или насекомых); опасения, связанные с медицинскими процедурами (боязнь врачей, стоматологов, уколов).
- Работайте над преодолением страхов вместе с ребенком. Вместе с ребенком составьте список пугающих его ситуаций. Маленьким детям может понадобиться больше вашей помощи, в то время как подростки зачастую предпочитают делать это самостоятельно. Нужно просто предложить ребенку свою помощь.
Шаг 3. Создайте «лестницу» преодоления страха
Помогите ребенку упорядочить список страшных ситуаций и предметов от наименее до наиболее страшных. Для этого ему необходимо оценить свои страхи по шкале от 0 (страх отсутствует) до 10 (очень страшно). Эту шкалу можно назвать еще «термометром страха».
Дети младшего возраста, скорее всего, не смогут оценивать свой страх по этой шкале, но зато они смогут рассказать вам о том, какие ситуации для них легкие, а какие наиболее сложные.
Когда ребенок оценит каждую ситуацию, составьте окончательный список его страхов в форме «Лестницы» преодоления страха.
Полезные советы:
- Попросите ребенка определить конкретную цель (например, спать в одиночестве в своей комнате), а затем составьте список шагов, необходимых для достижения этой цели (например, сначала спать в комнате родителей на матрасе на полу, затем спать в своей комнате с открытой дверью и т. д.).
- Если у ребенка несколько разных страхов, выстраивайте «лестницу» преодоления страха для каждого из них.
- Вознаграждайте храброе поведение. Противостоять собственному страху очень нелегко, но используемое вами вознаграждение поможет простимулировать храброе поведение ребенка.
- Дети и подростки положительно реагируют на похвалу и поощрение. Например, вы можете сказать: «Молодец! Ты играл в гостях у друга без родителей», «Ты прекрасно познакомился с другими детьми!» и «Я горжусь тобой за то, что ты спишь в своей комнате».
- Когда ваш ребенок сталкивается с сильным страхом, в качестве мотивации достижения цели полезно использовать особенное вознаграждение.
- Каждая «лестница» также должна содержать инструкции и определять, что должен делать ребенок в не очень тревожной ситуации, как он должен поступать в ситуациях умеренного страха и, наконец, содержать подсказки о том, что он считает крайне тяжелым для выполнения прямо сейчас. Важно постепенно переходить от меньшего к большему страху.
- Некоторые действия, предусмотренные «лестницей», можно разбивать на более мелкие шаги. Например, если ваш ребенок боится разговаривать с одноклассниками, разбейте преодоление этого страха на несколько этапов, таких, как сказать «привет» однокласснику, задать быстрый и короткий вопрос, а затем уже поговорить о том, как прошли его выходные.
- Также важно учитывать и другие факторы, которые могут влиять на уровень страха. Например, временно́й промежуток (разговаривать с одноклассником в течение 30-ти секунд, вероятно, менее страшно, чем в течение пяти минут); время суток (оставаться одному в своей комнате в обед или вечером, когда темно); окружающую обстановку (плавать в бассейне или в озере); людей, находящихся рядом с ребенком (идти в гости к другу с мамой или старшим братом).
Шаг 4. Встречайтесь со страхами лицом к лицу
- Побуждайте ребенка систематически заниматься тем, что вызывает в нем наименьшее чувство страха (например, постоянно говорить «Добрый день» незнакомым людям), пока его тревога относительно этого занятия не станет еще меньше. Если ситуация такова, что ваш ребенок вынужден пребывать в ней в течение определенного периода времени (например, находиться близко к собаке), побуждайте его пребывать в этой ситуации до тех пор, пока он не почувствует снижение уровня собственной тревоги (например, ребенок может стоять рядом с собакой 20–30 минут). Как только ребенок научится входить в ситуацию, не испытывая при этом сильной тревоги, он может переходить к преодолению следующего страха в своем списке.
- Для некоторых детей или подростков полезно заблаговременно моделировать соответствующее поведение. Например, практикуйте с ребенком приветствие «Добрый день/здравствуйте» при встрече со (знакомыми и незнакомыми) людьми или показывайте, как надо безопасно гладить собаку.
- Поощряйте вашего ребенка отслеживать собственный прогресс. Он может заполнить (анкетную) форму противостояния страху, которая поможет определить, насколько изменилась его тревога перед пугающей ситуацией после того, как он несколько раз посмотрел в глаза своему страху, и чему он при этом научился. Сделайте копии такой формы и просите ребенка заполнять по одной каждый раз, когда он сталкивается со своими страхами.
Полезные советы:
- Не спешите! Ведь смотреть в глаза тому, что тебя пугает, очень страшно. Поддерживайте ребенка и не торопите его, принимайте во внимание его собственный темп.
Шаг 5. Практикуйтесь
- Ребенку важно регулярно практиковаться в умении встречаться со своими страхами. Кое-что можно практиковать ежедневно (например, проводить время в одиночестве в своей комнате), в то время как другие навыки можно практиковать лишь изредка (например, спать дома у друга). Тем не менее, чем чаще ребенок практикуется, тем быстрее исчезнет его страх!
Шаг 6. Стремитесь к конкретной цели
Предложите ребенку особенный подарок (плеер, книгу, угощение, игрушку, поделку) или интересное занятие (сходить в кино, в цирк, в парк развлечений, отправиться на обед или ужин в ресторан, поиграть в игру, вместе приготовить особенное блюдо). Когда ваш ребенок научится успешно преодолевать свои страхи, количество вознаграждений можно сокращать, при этом не прекращая хвалить ребенка.
Когда ребенок преодолевает свой страх, он может вознаградить себя позитивным внутренним диалогом (например, «Я действительно хорошо постарался!») и приятными занятиями (например, просмотром любимого фильма).
Детские страхи: причины, виды, как бороться, последствия | Ночные страхи у детей дошкольного возраста
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Самое распространенное мнение, что дети боятся всякой ерунды, но это только нам, взрослым, так кажется. Для ребенка страх — это самая сильная эмоция.
Некоторые страхи сопровождают определенный возрастной период. У детей до года они выражаются в беспокойстве при громких звуках, а также связаны с отсутствием матери или с ее настроением. В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), одиночества и особенно темноты. Эти страхи типичны и нормальны для ребёнка этого возраста.
Позднее в 3-4 года, появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребёнка. Малыш может сам придумать какое-то чудовище и потом долго его бояться, думая, что оно живет под шкафом. У детей 6-7 лет может появиться страх смерти, своей или своих близких. Ребёнок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза и т.п.
) могут вызывать панику.
Последствия детских страхов могут быть самыми разными: тревожность, агрессия, капризность, проблемы в общении со сверстниками, зажатость, комплексы, неврозы и другие серьезные проблемы. Существует много методов для выявления и устранения страхов.
Для начала нужно поговорить с ребенком. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть просто рядышком друг с другом.
Беседа — важное условие для избавления от страхов.
Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно. Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов.
Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка. Реакция родителей на наличие страха должна быть спокойной.
Нельзя оставаться равнодушным, но и сильное беспокойство, отрицательный эмоциональный фон могут привести к усилению проблемы.
Чем больше ребенок будет говорить о своем страхе, тем быстрее сможет от него избавиться.
Можно попробовать переубедить ребенка, но не стоит уменьшать страх, не придавать ему значения, или, наоборот, говорить малышу о том, что все это глупости, что ранит кроху еще больше.
Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.
Очень хороший метод — это сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.
Нарисовать страх — это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. А после того как ребенок нарисует, сжечь бумажку с рисунком и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его.
Пепел от сожженной бумажки нужно развеять, или выкинуть. Делать все это надо вместе с ребенком, не забывая все время хвалить его, говорить, какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.
В серьезных случаях, когда вы чувствуете, что страх сильно беспокоит вашего ребенка, лучше не заниматься «самолечением», а обратиться к психологу. Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, а нужно относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным вам не казался его страх.
Несколько полезных советов о том, как правильно себя вести, если ваш малыш чего-то боится:
- Не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, чтобы привыкал. Если вы все же хотите попробовать этот метод, поставьте себя на место малыша. Если вы, скажем, боитесь мышей, засуньте руку в аквариум или клетку с ними, с большим количеством. Пройдет ли у вас страх? К сожалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика ребенка;
- Никогда не кричите на ребенка. Все, что угодно, можно объяснить спокойно;
- Не относитесь к страхам детей, как к капризам, тем более, нельзя ругать и наказывать детей за «трусость». Ведь страх, как уже говорилось, опасная эмоция человека;
- Важно дать понять ребенку, что вы его хорошо понимаете, не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы;
- Постоянно уверяйте своего ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять;
- Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей — понять, что именно беспокоит ребенка и что явилось причиной страха. Малыш должен научиться сам справляться со своими страхами, но этого не произойдет без вашей, родительской, помощи;
- Старайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у ребенка началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь (например, смотрите в окно). Разговаривайте с ребенком больше!
Понравилась
статья?
Оцени ее на нашем канале
в Яндекс Дзен!
Специалисты рассказали, как победить детские страхи — МК
«Мама, не выключай свет!», «Я боюсь, у меня в комнате бабайка», «Не пойду гулять, там злая собака»… Детские страхи — самая частая причина обращения родителей к психологам. С развитием высоких технологий и засильем гаджетов современные малыши становятся все более тревожными.
В чем причина детских страхов и как бороться с ними в разном возрасте, мы выяснили у специалистов.
— Я давно уже сама мама, но детские страхи не оставляют меня до сих пор, — рассказывает Юлия из подмосковного Чехова. — Помню, в детстве на даче взрослые пугали нас рассказами о бешеном быке Мишке, который пасся со своим стадом неподалеку от наших участков.
Однажды я гуляла около забора и увидела, как в мою сторону несется тот самый бык. Несмотря на то что животное остановилось у ограждения, я испугалась просто до смерти.
А потом меня несколько лет лечили от заикания, да и беспричинную тревожность я постоянно испытываю и сейчас, во взрослом возрасте. В последнее время регулярные страхи на ровном месте начались и у моей 5-летней дочери.
Катя боится спать одна, просыпается и плачет по ночам из-за кошмаров, стала пугаться даже маленьких собачек на прогулке. Боюсь, как бы и у нее не начались проблемы с речью.
По мнению специалистов, все детские страхи условно можно разделить на природные и социальные. Природные страхи появляются у малышей практически с рождения, они связаны с инстинктом самосохранения.
Это боязнь различных животных и насекомых, высоты, глубины и резких звуков, страх перед болью и смертью. Эти фобии заложены в нас подсознательно, они направлены, по сути, на элементарное выживание.
Социальные страхи возникают у детей ближе к 7 годам, они связаны с утверждением своей позиции в обществе. Это боязнь насмешек и неприятия со стороны сверстников, плохих оценок и недовольства учителей.
— Конечно, у детских страхов бывают разные причины, в том числе и возрастные, однако на фобии малышей большое влияние оказывает и поведение взрослых, — объясняет детский психолог Наталья Каневская.
— Очень часто причина страхов ребенка кроется в тревожности родителей, особенно мам, которые так и не смогли справиться со своими собственными страшилками. Они как будто постоянно настраивают малыша на негативное развитие событий: ты ударишься, упадешь, простудишься.
Нередко взрослые в ходе воспитания запугивают детей то букой или бабайкой под кроватью, то волчком, который схватит за бочок, многих малышей это пугает не на шутку.
Кроме того, частой причиной детских страхов становятся и постоянные конфликты и скандалы в семье, из-за которых малыши постоянно находятся в ожидании какого-то негатива.
Способствуют развитию фобий и отсутствие близких и доверительных отношений между родителем и ребенком, когда у взрослых постоянно нет времени и желания заниматься малышом. Безусловно, популярные в наше время гаджеты, компьютерные игры, устрашающие ролики на Ютубе тоже не лучшим образом сказываются на нервной системе детей и подростков. Кроме того, причиной страхов нередко становится и личный негативный опыт ребенка, как в случае с быком Мишкой у нашей героини.
Как вырастает детский страх
Появление типичных детских страхов напрямую зависит от возраста ребенка, к счастью, нередко фобии проходят сами по себе по мере взросления малыша.
До года: груднички больше всего боятся разлучаться с мамой, также их пугают сильный шум и резкие непонятные звуки. Кроме того, большинство малышей пугаются людей в белых халатах из-за уколов и болезненных манипуляций.
1–2 года: дети этого возраста боятся незнакомых людей, к тому же малышам страшно даже на минуту оставаться в одиночестве.
2–3 года: у ребят появляется страх перед наказанием и болью, они начинают бояться животных, высоты и движущихся машин. Кроме того, малышей страшит смена обстановки и момент отхода ко сну.
4–5 лет: дети в этом возрасте начинают бояться темноты и испытывать страх перед различными несуществующими сказочными героями.
6–7 лет: ближе к школе у детей появляется страх смерти — как своей, так и своих родных. Ребята могут бояться собственных снов и привидений, по-прежнему сохраняется страх перед темнотой, чужими животными и героями сказок.
8–11 лет: на страхи младшеклассников серьезное влияние оказывает учеба в школе. Дети испытывают страх перед опозданием, вызовом к доске или контрольной работой. Нередко школьники испытывают страх и перед учителями, опасаются их недовольства и плохих оценок.
12–16 лет: дети постарше и подростки начинают бояться более серьезных вещей, в том числе испытывают страх перед войной, различными стихийными бедствиями, нападением преступников и тяжелыми болезнями. Многих пугают также физиологические изменения, происходящие в их организме, появляется страх взросления.
- СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
- Главный помощник в избавлении от детских страхов, конечно же, родитель. От поведения взрослых во многом зависит, насколько быстро и безболезненно малыш сможет перерасти все свои страшилки:
- • преодолевайте все страхи вместе с малышом, например, если ребенок боится темноты, сделайте вид, что первым инспектируете потенциально опасное пространство;
- • не пытайтесь заставлять ребенка сразу же делать то, что его пугает, это приведет лишь к тому, что страх уйдет глубоко внутрь и останется с человеком на всю жизнь. Например, страшную соседскую собаку можно погладить самому, но не принуждать к этому малыша, даже если на самом деле это добрейшей души пес;
- • если ребенок боится привидений или выдуманных героев, попробуйте перевести его страхи в игру, переоденьтесь в страшилище и покажите ребенку, что на деле любой сказочный монстр совершенно безобидное существо;
- • пытайтесь понять истинную причину детских страхов и никогда не смейтесь над ними. Дети, страхи которых кажутся взрослым несерьезными, еще больше боятся и замыкаются в себе;
- • в любой ситуации показывайте ребенку, что готовы всегда защитить его, даже если придется ловить по ночам привидений или драться с драконом, приснившимся ему ночью;
• расскажите ребенку о собственных страхах, объясните, что бояться чего-то даже для взрослых — абсолютно естественно, так же, как и преодолевать страхи. Придумайте историю о каком-нибудь сказочном герое, который помогает преодолевать вам все трудности, посоветуйте малышу также в сложной ситуации представлять рядом с собой воображаемого волшебника.
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28107 от 22 октября 2019
Заголовок в газете: Бука под кроватью