Как бороться с заиканием у ребенка

Заикание – это нарушение темпа и ритма организации речи, которое связано с судорожным (сокращенным) состоянием мышц, образующих речь. Заикание известно как одно из древних нарушений речи.

Сущность данного состояние, механизмы его развития, причины, симптомы и подходы к лечению существенно отличались в различные периоды развития логопедии. Разные взгляды на данную проблему обусловлены различным уровнем науки, учений и школ, занимающихся данным состоянием.

В данной статье мы подойдем к рассмотрении данной тематики со стороны современных учений и достижений в области лечения данного состояния.

Как бороться с заиканием у ребенка

Заикание известно как одно из древних нарушений речи.

Причины заикания

Есть 2 типа причин заикания. Первые создают предрасположенность, так называемую «почву» для развития болезни. Вторая группа причин представляют из себя «толчки» к развитию, причины.

Предрасполагающие причины

Достаточно стечение одного, из ниже приведенных, неблагоприятных условий и сильного раздражителя (стресса) для развития заикания у ребенка.

Очень много зависит от родителей. Если у родителей имеется, так называемая Невротическая отягощенность, куда входят инфекционные, неврологические и другие заболевания, которые негативно влияют на функции нервной системы, то все эти факторы могут отразиться и на ребенке. Инфекции могут передаться, а повышенная раздражительность негативно повлиять на психическое состояние ребенка.

Как бороться с заиканием у ребенка

Очень много зависит от родителей.

Когда мы оцениваем причины развития, важно посмотреть назад, в период до, во время и после родов. Нужно изучить наличие родовых травм, инфекций, асфиксии и других факторов, которые могут повлиять на функционирование головного мозга. Не менее важно изучить и семью ребенка, ведь вполне вероятно, что и среди его кровных родственников могут встречаться люди страдающие заиканием.

Что же касается организма ребенка, то тут необходимо обратить внимание на его неврогенные особенности и конституциональную предрасположенность.

К группе этих причин можно отнести повышенную ранимость и раздражительность, ночные кошмары, энурез, заболевания нервной системы.

Конечно не стоит забывать и том, что ребенок может проходить этап в котором присутствуют возрастные анатомические и физиологические особенности работы центральной нервной системы.

Ну и конечно одно из самого важного — ребенок не должен чувствовать себя ущемленным в семье, не должен сталкиваться с отчуждением и непониманием со стороны родителей. Важно добиться того, чтобы у малыша было достаточно положительных эмоций, которые он получал бы со своими родителями.

Производящие причины

  • Довольно часто заикание развивается на фоне органических (физических) заболеваний головного мозга, которые приводят к нарушениям в речедвигательном аппарате. 
  • Как бороться с заиканием у ребенка
  • Часто заикание развивается на фоне инфекционных и физических заболеваний.
  • Инфекционные процессы, сопровождающиеся развитием энцефалитов и менингитов, могут приводить к истощение нервной системы и ослаблять центры, отвечающие за движения речедвигательного аппарата (корь, коклюш, менингококковая инфекция).
  • Многие ЛОР-болезни (ларингиты, ангины, синуситы) приводят к изменению тембра и интонации голоса, что также негативно отражается на формирование речи.
  • Психические травмы, сопровождающиеся сильным страхом либо испугом.

Весомой причиной является неадекватное воспитание ребенка. Сюда можно отнести повышенную требованность от ребенка в обучении, формирование феномена «примерного» поведения.

  1. Отрицательное, негативное отношение родителей к ребенку (суровость, злость, строгость). 
  2. Не менее важной причиной является неожиданное потрясение ребенка, которое может быть как положительным, так и отрицательным (“чрезмерное” возбуждение, стрессовые ситуации в школе, стрессовые ситуации в семье).
  3. Одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке
  4. В случае обучения ребенка в раннем возрасте нескольким языкам, что приводит к повышенной нагрузке на различные центры головного мозга.
  5. Подражание людям с заиканием.

Симптомы

Главный симптомом заикания — судороги (ненормальное сокращение мышц речевого аппарата) в процессе речи. Их длительность может занимать от 1-2 до 12-13 секунд, а в отдельных тяжелых случаях достигать 80 и более секунд.

  • Как бороться с заиканием у ребенка
  • Будьте внимательны к своему ребенку и помогайте ему побороть илл предотвратить развитие заикания.
  • У детей с заиканием также нарушается последовательность в произношении отдельных слов, дети теряют ход мысли из-за выраженных пауз, испытывают эмоциональные переживания и, как следствие, приобретают черты характера “неполноценного” человека.

Остановимся более подробно на чувстве собственной неполноценности, так как данный симптом во многом определяет дальнейшее развитие и течение заикание у ребенка. Данное чувство еще называют «болезненной фиксацией» заикающегося.

Выделяют три степени «болезненной фиксации»:

  • Первая ст. (дети ощущают себя комфортно, при этом у них не отмечаются стеснения, стыд из-за дефекта в речи).
  •  Вторая ст. (дети теряют чувство комфорта, испытывают умеренное стеснение, стыд из-за дефекта в речи, пытаются замаскировать его)..
  • Третья ст. (выраженная концентрация на своем дефекте речи, испытывают выраженное стеснение, стыд. Обычно данная степень отмечается у детей старшего школьного возраста).

Эффективность лечения заикающихся детей напрямую зависит от степени «болезненной фиксации». Чем выше фиксированность, тем менее благоприятный прогноз логопедической работы.

Существуют три степени заикания:

  • незначительная — заикание появляется только при возбуждении (выраженных эмоциях), при быстрой речи.
  • умеренная — в покое и в обычной обстановке не заикаются; только при выраженных эмоциях появляется заикание.
  • выраженная — заикаются постоянно.

Обследование

Обследование таких детей должно включать в себя консультацию узких специалистов:

  • логопеда;
  • невролога;
  • психолога;
  • при необходимости консультации иных специалистов..

Главным специалистом, занимающимся лечением заикания у детей, является логопед.

В процессе работы с детьми логопед использует различные учебники, стихи, сказки, подбирает специальные игрушки.

Целью обследования является определение частоты, источника возникновения и формы речевых судорог. Также оценивается степень заикания и речевые возможности пациента. Вторым планом, при наличии, указываются сопутствующие дефекты речи.

В конце беседы с пациентом, логопед формулирует окончательное заключение.

Лечение и прогноз

На сегодняшний день лечение таких детей включает в себя не только медицинское, но и педагогическое воздействие.

  • Применение лекарственных препаратов. В лечении заикания могут применяться огромное количество различных групп препаратов. Остановимся на наиболее часто встречающихся из них:
    • 1.Ноотропы (пирацетам, пантогам, пантокальцин, фенибут).
    •  2.Седативные препараты (валериана, фенибут, глицин, персен, афобазол, адаптол, ново пассит). Стоит отметить, что многие ноотропы совмещают в себе также и седативное действие.
    • 3. Витамины, в особенности витамины группы В (комбилипен, комплигам В, ларигама).
  • ЛФК;
  • психотерапия;
  • логопедические занятия;
  • логопедическая ритмика.

Как бороться с заиканием у ребенка

Один из методов лечения — занятия с логопедом.

Методик по преодолению заикания у детей огромное количество, как и групп препаратов, которые могут применяться в отдельных случаях. Многих из вас интересует вопрос: «А можем ли мы помочь ребенку самостоятельно, в домашних условиях и не бегая по врачам? Можно ли полностью вылечить заикание у ребенка?».

Существуют отдельные методики, позволяющие улучшить произношение и прочее, занимаясь дома, но они также подбираются специалистом. Что касается прогноза, то тут нет однозначного утверждения.

Можно считать, что чем младше ребенок, чем жизнерадостнее и позитивнее его поведение, чем меньше сопутствующих психопатологических расстройств, чем слабее проявления судороги, тем прогноз лучше.

Заикание — симптомы и лечение

Дата публикации 30 сентября 2019Обновлено 26 апреля 2021

Заикание — это болезнь, при которой человек не может своими волевыми качествами характера контролировать или «сглаживать» судорожно расстроенную речь, из-за чего повторяет или продлевает слова, слоги, фразы [1][21].

Как бороться с заиканием у ребенка 

Эта патологическая речь отличается не только повторением или удлинением произносимых звуков, слогов, слов, но и частыми остановками, разрывающими равномерное течение речи. Речевые тики (частое повторение слов-паразитов, протягивание звуков по типу «э-э-э») и речь взахлёб не имеют к заиканию никакого отношения [1][14][17][24][37].

Заикание поражает людей всех возрастов. Чаще всего оно встречается у детей от 2 до 6 лет, когда они развивают свои языковые навыки. По данным мировой научной литературы, заикаются около 2,5 % детей дошкольного возраста [36][37].

Среди взрослых заикание встречается у 0,73 % людей, охватывая более 70 миллионов человек во всём мире. А в недавнем исследовании американские учёные выявили, что из 135 взрослых людей заикается примерно один человек [34][36][37].

Мальчики заикаются в 2-3 раза чаще, чем девочки. С возрастом эта гендерная разница только увеличивается: мальчиков, которые продолжают заикаться, становится уже в 3-4 раза больше, чем девочек с этими же проблемами. Мужчины также заикаются чаще, чем женщины (в четыре раза).

Приблизительно от 5 до 10 % детей заикаются в течение нескольких недель или нескольких лет. При этом 75 % детей выздоравливают от заикания, а остальные 25 % могут продолжить заикаться на протяжении всей жизни [2][12][24][28][30][32][34].

Чем раньше начинается заикание, тем больше вероятность, что оно будет недолгим [1]. Так, ребёнок, который начинает заикаться до 3,5 лет, реже заикается в дальнейшей жизни.

Причины развития заикания у детей

Причины заикания делятся на две группы:

  • Предрасполагающие причины — связаны с генетикой или патологическими процессами, которые произошли во младенчестве. На них практически невозможно повлиять.
  • Провоцирующие причины — на них может повлиять как сам заикающийся, так и его окружение путём изменения образа жизни, воспитания, здорового питания, закаливания, создания психологически комфортного окружения и др. [27].

Факторы риска развития заикания у детей

Предрасполагающие причины заикания:

  • Наследственность — невропатическая генетическая отягощённость у родственников первой линии (родителей, братьев, сестёр, детей), которые имели такие «гипертрофированные» черты характера, как потребность в одобрении и расположении всех окружающих людей, ночные страхи, недоверие, зацикленность на собственных переживаниях, непереносимость критики, неуверенность в себе и т. д. [6][15].
  • Невротические особенности заикающегося (ночные и дневные страхи, дневное или ночное недержание мочи, повышенная импульсивность, эмоциональная несдержанность).
  • Наследственная отягощённость по подкорковой недостаточности, т. е. наследственные заболевания, которые связаны с нарушением работы отделов мозга, участвующих в координации двигательной активности (таламический синдром Дежерина — Русси, гипоталамический синдром, болезнь Паркинсона, повышение постуральных (статических) рефлексов, паллидарный тремор, гипотонически-гиперкинетический синдром, гемибаллизм).
  • Патология, развившаяся у ребёнка ещё в утробе матери или сразу после рождения (гипоксия, ишемия и внутрижелудочковые кровоизлияния).
  • Соматоневрологические заболевания с энцефалопатическими последствиями (нехватка кислорода плоду, инфекция во время беременности; резус-конфликт и конфликт по АВО системе; удушье новорождённого; травма при родах; врождённый порок сердца; последствия черепно-мозговых травм; интоксикация этиловым спиртом, свинцом, хлороформом, наркотиками и бактериальными токсинами — дифтерией, столбняком).
  • Ослабление или исчерпание возможностей нервной системы компенсировать нарушения в результате инфекционных и соматических заболеваний, а также при наличии трудностей социальной адаптации [5][6][7][8][9][15].
Читайте также:  Нормы развития ребенка до года, стандарты развития ребенка

Провоцирующие причины заикания:

  • однократная травмирующая ситуация (испуг, страх и др.);
  • общение с ребёнком в семье на двух и более языках;
  • быстрый темп речи (тахилалия);
  • неправильное проговаривание звуков, букв, фраз;
  • подражание окружающим, у которых есть патология речи.

В настоящее время проводится много исследований по изучению распространённости заикания в двуязычных семьях.

Например, одно исследование показало, что дети, говорящие по-английски и ещё на другом языке, имеют повышенный риск заикания и более низкие шансы на избавление от него, чем одноязычные дети.

Другое исследование, хотя и методологически слабое, показало относительно неразличимые проценты одноязычных и двуязычных заикающихся [28]. Из-за такого количества противоречивых данных связь между двуязычием и заиканием была названа «загадочной» [35].

К неблагоприятным условиям относятся:

  • «ослабленность» ребёнка иммунодефицитом, соматической и неврологической болезнью;
  • возрастные особенности деятельности мозга (повышенная судорожная готовность и др.);
  • ускоренное развитие речи с быстрым темпом и распадом плавности и внятности;
  • повышенная реактивность психических процессов из-за «неправильных» отношений с близкими людьми, социальной дезадаптации, частичной или полной утраты способности приспосабливаться к условиям общества;
  • нехватка общения с позитивно настроенными людьми;
  • недостаток динамики развития мелкой и крупной моторики и чувства ритма [16][33].

Причины развития заикания у взрослых

  • факторы, которые имели место ещё в детстве: генетические особенности речевого центра, внутриутробные патологии, родовая травма и др.;
  • симптомы заикания могут обостряться на фоне стресса и переутомления у людей, которые никогда не страдали заиканием.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Основные признаки заикания — частые повторы букв, слогов или даже слов, протяжные звуки, а также частые остановки или паузы между слогами, словами и предложениями. Всё это разрывает плавное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно заметно нарушает качество речи и длится более трёх месяцев.

Заиканию также характерны:

  • тенденция к избеганию общения;
  • частое пребывание в расстроенном состоянии;
  • спазмированные мышцы лица и шеи;
  • нехватка волевых качеств характера (выдержки и самообладания, терпеливости и целеустремлённости, настойчивости и принципиальности, инициативности и решительности, организованности и последовательности, самостоятельности и самоконтроля);
  • страх перед публичным выступлением;
  • внезапные повышения тембра голоса в интонации [25][26].

Во время волнения у человека с заиканием непроизвольно возникают различные виды насильственных движений — так называемые «тики», гримасы и неестественные движения. Таким образом он пытается преодолеть внутреннее напряжение и заикание [5][23][26].

Как бороться с заиканием у ребенка 

Также при заикании встречаются нарушения устной не только устной, но и письменной речи: часто повторяются одинаковые буквы и слоги, возникают разрывы при написании слов. Это связано с дисфункцией мозга, которая мешает человеку правильно строить предложение [9].

Заикающиеся люди часто замечают непостоянность заикания: у них бывают «хорошие» дни, когда заикания практически нет, и «плохие» дни, когда они заикаются в течение всего дня [29].

В основе патогенеза заикания лежит неконтролируемое судорожное нарушение речи по типу системного нейромоторного сбоя. Оно в первую очередь связано с нарушением работы базальных ганглиев, которые регулируют длительность движений мышц и фонетической реализации элементов речи.

Как бороться с заиканием у ребенка 

Механизм развития заикания

При заикании нарушается последовательность смены сигналов начала и завершения элементов речи:

  • Если сигнал завершения предыдущего элемента недостаточно сильный, то он повторяется снова. Так развивается типичное клоническое заикание — повторение звуков и слогов.
  • Если речевой аппарат получает команду озвучивать следующий звук, но при этом ещё не завершён предыдущий сигнал, то последовательность формирования речи приостанавливается и развивается тоническое заикание — паузы или растягивание звуков.

Появление заикания также связано с генетическими нарушениями. Начиная с 2010 года, исследователи из Национального института глухоты и других нарушений коммуникации (NIDCD) определили четыре различных гена, мутации в которых связаны с заиканием. К ним относятся ген 12-й хромосомы, а также гены GNPTAB, NPTG и NAGPA. Мутации в этих генах встречаются у 6 % заикающихся [29][31][37].

Вероятный патогенез заикания связан с перевозбуждением правого полушария головного мозга и межполушарными нарушениями ритмического компонента речи. При заикании возникает дезорганизация на уровне коры головного мозга. Из-за этого «усиливается» невербальный ритм речи, связанный с преобладанием работы правого полушария [3][4][10][11].

Но иногда, когда мысли «обгоняют» язык, возникает физиологическое заикание. В его основе лежит трудность в реализации речевого замысла в момент общения. Вероятный патогенез такого заикания — лингвистически слабая работа левого полушария мозга, которая проявляется в проблемах с реализацией запрограммированного смысла высказывания [11][12].

В МКБ-10 (Международной классификации болезней) заикание относится к психическим расстройствам и расстройствам поведения, которые обычно начинаются в детском или подростковом возрасте [15].

Формы заикания

Виды заикания по форме судорог:

  • респираторное (дыхательное) заикание — судороги дыхательного аппарата;

Что делать, если ребенок заикается?

Что делать, если ребенок заикается?

Заикание у детей может стать причиной значительных психологических проблем в подростковом и зрелом возрасте. Важно своевременно распознать появившийся дефект речи и начать лечение. Проблем можно избежать, если подойти к их решению комплексно. Мы расскажем о первых признаках заикания, на которые нужно обратить внимание, о причинах его возникновения и особенностях лечения.

Что такое заикание

Медицина определяет проблему как речевое нарушение, при котором человек часто повторяет некоторые слова или слоги, протяжно произносит отдельные звуки, будучи не в силах выговорить их полноценно. Страдает плавность, ритм, темп произношения фраз. Врачи определяют нарушение термином «логоневроз». По статистике, он встречается примерно у 2-3% людей, то есть довольно распространен.

Физиологические причины — в спазмировании и судорогах мышц, отвечающих за говорение. Эти нарушения негативно отражаются на дыхании, силе и высоте произносимых звуков. Физиология этого процесса схожа с икотой.

Когда человечество начало заикаться?

Проблема известна еще со времен египетских фараонов и, вероятно, сопровождает человечество с тех древних времен, когда появилась беглая и членораздельная речь. Заикались многие великие люди, например, римский поэт Вергилий, древнегреческие писатели Плутарх и Геродот. Есть сведения, что заиканием страдал философ Демосфен, при этом он стал известным оратором.

В каком возрасте появляется проблема?

Чаще всего ребенок сталкивается с заиканием в 3-4-летнем возрасте, когда формируется речевой аппарат и психика. Однако логоневроз может проявиться в более позднем возрасте — вплоть до подросткового.

Возникновение проблемы в зрелом возрасте — крайне редкое явление, так как оно связано с формированием нервной системы и речевой функции мозга. А этот период приходится на возраст 3-6 лет.

Примечательно, что значительно чаще нарушение возникает у мальчиков, так как мозговое полушарие, отвечающее за речь, у них развивается медленнее.

Из-за чего ребенок может начать заикаться

Органические причины

Ряд причин связан с проблемами раннего развития и органическими поражениями нервной системы:

  • генетическая предрасположенность;
  • травмы во время родов;
  • нарушения внутриутробного развития;
  • инфекции, которые перенесла мать во время беременности;
  • болезни, связанные с обменом веществ у беременной матери;
  • частые ЛОР-заболевания ребенка в первые 3 года жизни.

В данных случаях вылечить заикание у ребенка проблематично. Ведь оно вызвано физиологическими отклонениями в развитии нервной системы. У детей могут быть нарушены рефлексы, есть склонность к судорогам, происходят скачки внутричерепного давления. Проблемы поддаются коррекции с помощью лекарственных препаратов, которые подбирает врач.

Как бороться с заиканием у ребенка

Приобретенные причины

В основном, они связаны со стрессами, неврозами, из-за которых ребенок может начать заикаться. Чаще всего это случается на 4-5 год жизни, когда нервная система максимально восприимчива к внешним факторам. К таковым врачи относят:

  • сильные и частые ссоры;
  • изменения в жизни (например, начало посещения детсада);
  • неблагоприятную атмосферу в семье;
  • резкий испуг;
  • чрезмерные интеллектуальные нагрузки;
  • эмоциональные потрясения;
  • неупорядоченный быт, режим дня ребенка.

Нередко ребенок начинает заикаться в период освоения родного языка, когда родители начинают усиленно заниматься его развитием. Мозг не успевает воспринимать всю массу информации, особенно если к родному языку подключают еще и изучение иностранного. Поэтому при любых интеллектуальных занятиях с малышом важно не перегружать его. Особое внимание следует обращать на эмоциональных детей.

По статистике, более 80% случаев заикания имеет именно приобретенные причины. У таких детей нет никаких физиологических отклонений, а речевые нарушения достаточно хорошо поддаются коррекции.

Как понять, что у малыша речевые нарушения?

Легче всего лечить заикание, когда его обнаружили на самой ранней стадии, пока головной мозг еще не «зафиксировал» дефект речи, пока он не превратился в рефлекс и не отразился на психике малыша. Поэтому, когда ему исполнится 3-4 год, рекомендуем обращать внимание на следующие моменты:

  • при произнесении фраз ребенок останавливается, часто дышит, как бы собираясь с силами;
  • запинается, повторяет одни и те же слоги, слова;
  • перед фразой произносит дополнительные звуки (и, а, э);
  • вовсе отказывается говорить, резко замолкает;
  • становится замкнутым.

Любой из этих симптомов — повод обратиться к врачу. Чем раньше вы это сделаете, тем быстрее и без последствий решится проблема.

С чего начать лечение, когда заикается ребенок

Прежде всего, нужно исключить (или подтвердить) физиологические нарушения, которые могут спровоцировать речевой дефект. Поэтому обратитесь к неврологу или невропатологу. Врач назначит обследования, которые помогут определить нарушения в работе головного мозга, нервной системы, мышц.

Дальнейшая терапия зависит от физиологической причины заикания. Это может быть прием успокаивающих препаратов, массаж, акупунктура, процедуры для укрепления нервной системы.

Какой врач лечит заикание?

Логопед

Если физиологических отклонений у ребенка не обнаружили, следующий шаг — обращение к логопеду.

Этот специалист занимается коррекцией речевых дефектов и поможет малышу научиться правильно произносить звуки, которые ему никак не поддаются.

Читайте также:  Роль достаточного питания при беременности

Логопед определит характер заикания — оно может быть тоническим (протяжные главные звуки) и клоническим (запикни на согласных). А затем выберет оптимальную методику лечения.

  • Научит равномерно дышать, чтобы дыхание не сбивалось и оставалось ровным на протяжении всей фразы.
  • Расставлять паузы для экономии речевых усилий и снятия спазмов в мышцах.
  • Формировать звуки, используя речевой аппарат: гортань, язык, зубы, губы.

Специалист работает над тем, чтобы малыш преодолел слабость артикуляционного (речевого) аппарата. Для этого логопед будет заниматься развитием определенных мышц, например, гортани, шеи.

Психолог

Однако в большинстве случаев одной лишь его работы недостаточно. Причины заикания неразрывно связаны с психологическими проблемами. Их нужно корректировать не меньше, чем речь. Поэтому рекомендуем обращаться также к психологу. Посещения этого специалиста могут оказаться даже более эффективными, чем визиты к логопеду.

Мышечные спазмы часто связаны с нервным перенапряжением, неспособностью эмоционально расслабиться. Поэтому данный врач будет заниматься с заикающимся ребенком в таких направлениях:

  • Научит грамотно вести себя в стрессовых ситуациях.
  • Расслабляться и отдыхать.
  • Контролировать свои эмоции.
  • Преодолевать свои страхи.
  • Контактировать со сверстниками.
  • Выражать себя в творчестве, общении.

Существует огромное множество методов работы психологов с заикающимися детьми. У малышей это может быть развитие мелкой моторики, у детей постарше — прослушивание записей собственной речи с последующей ее коррекцией.

Как бороться с заиканием у ребенка

Что делать родителям дома?

Вылечивать логоневроз без помощи родителей дома неэффективно, так как основная поддержка должна исходить именно от них.

Поэтому приготовьтесь к тому, что обращаться к психологу и учиться у него придется и вам. Чтобы скорректировать психологические проблемы у ребенка, нужно изменить быт и образ жизни дома.

Лучше всего предупреждать заикание, не допуская ситуаций, которые провоцируют ухудшение.

Режим

Организуйте распорядок дня, чтобы периоды интеллектуального и эмоционального напряжения чередовались с полноценным отдыхом и релаксацией.

Сон

Дети должны спать не менее 8 часов в сутки, поэтому вам необходимо организовать быт, пространство жилища, звуковую атмосферу так, чтобы обеспечить этот минимум.

Интонации

Малыш должен ощущать уверенность и спокойствие, исходящее от родителей, поэтому обращаться к нему нужно неторопливо, негромко, спокойно, не перебивать его. Важно объяснить и близким людям, что именно так нужно делать.

Похвала

Развивайте уверенность малыша в себе — хвалите его за любые успехи. Создавайте ситуации, в которых он мог бы проявить себя с лучшей стороны. Однако не следует путать похвалу за успехи с баловством.

Обстановка

В семейных отношениях ссоры должны остаться под запретом. Невозможно вылечивать ребенка и предупреждать заикание в агрессивной и напряженной атмосфере. Это же касается и посещения шумных компаний или мест.

Досуг

Ограничьте просмотр передач, фильмов, мультиков или игры, которые вызывают эмоциональное перевозбуждение. Досуг должен быть спокойным, направленным на развитие творческих способностей.

Общение

Постепенно и деликатно расширяйте круг общения малыша, предлагая ему посещение общественных мест, которые не вызывают сильных эмоций. Знакомьте его с интересными людьми. Они помогут его адаптации в окружающем мире.

Активность

Дозированные физические нагрузки положительно сказываются на нервной системе, а также развитии мышц. Поэтому физкультура, плаванье, бег, просто прогулки, игры на свежем воздухе должны стать нормой.

Ограничения

Ни в коем случае не используйте наказания, которые могут оказать негативное влияние на детские эмоции (наказания также должны быть спокойными, какой бы проступок малыш ни совершил). Категорически нельзя оставлять ребенка одного в темной комнате.

Какой должна быть речь взрослых

Чтобы предупреждать рецидивы речевых нарушений (а они вполне могут случаться), вам как родителям необходимо изменить или тщательно следить и за своей собственной речью. Это касается ваших разговоров между собой. Дети активно воспринимают говорение вокруг них и бессознательно подражают ему:

  • Разговаривайте четко, внятно, без ошибок и не торопясь.
  • Старайтесь произносить фразу чуть медленнее, чем обычно.
  • Избегайте сложных, непонятных малышу слов.
  • Различные «страшные» темы разговоров — табу.
  • Не рекомендуется разговаривать по слогам или напевать фразы.

Постарайтесь, чтобы малыш подружился с уравновешенными детьми, у которых хорошо развита речь. Если его речевая активность чересчур высокая, искусственно ограничьте ее, предоставив возможность некоторое время молча играть наедине с собой. Старайтесь, чтобы ребенок больше слушал, чем говорил.

Что нужно делать для избавления от заикания

Многие знаменитости преодолели заикание. Сейчас сложно поверить в то, что Элвис Пресли, Брюс Уиллис, Уинстон Черчилль страдали от этого дефекта. Избавиться от него можно навсегда. Сделать это сможет и ваш ребенок, какой бы речевой дефект у него ни присутствовал. Однако для этого необходимы серьезные усилия, настойчивость, терпение.

Вот элементов, на которых должен покоиться ваш успех:

  • Эмоциональное спокойствие.
  • Правильное построение речи.
  • Организация быта ребенка.
  • Продуманный режим дня.
  • Регулярные занятия с логопедом и психологом.

Главное — заниматься регулярно и не терять контроль над проблемой.

Заикание у детей — как лечить, причины

Заикание — это такое нарушение речи, при котором ребенок повторяет или удлиняет некоторые звуки, слоги или слова. От этого возникает неправильное речевое дыхание и нарушается плавность речи. В статье вы узнаете, лечится ли заикание у детей, какие условия должны быть соблюдены при исправлении и что делать для того, чтобы не было рецидива.

Причины

Среди причин заикания у детей выделяют предрасполагающие и провоцирующие факторы. Предрасполагающие факторы — это такие нарушения, чаще всего органической природы, которые есть у ребенка с рождения. Если к ним присоединяются провокаторы, то у ребенка дошкольника или младшего школьного возраста разовьется патология.

Предрасполагающие факторы:

  • наследственность — наличие у близких родственников нарушений речи, что может говорить о слабости артикуляционного аппарата, мышц и связок, недоразвитии органов дыхания, врожденной аномалии;
  • кислородное голодание во внутриутробном периоде и во время родов, обусловленное патологией со стороны мамы (анемия, диеты, угроза, многоводие, маловодие), плаценты и пуповины (незрелая плацента, преждевременная отслойка, обвитие пуповины);
  • недоношенность, при котором практически все системы незрелые;
  • родовая травма, особенно если она не диагностирована, а малыш не получал лечение;
  • особенности нервной системы — гипервозбудимость.

Провоцирующие факторы следующие:

  • эмоциональное потрясение — сильный испуг, страх, гнев, первое посещение детского сада;
  • хронический стресс вследствие конфликтов с ровесниками, в детском коллективе, насмешек, отсутствия друзей;
  • неблагоприятный психологический фон в семье, физическое наказание, постоянные скандалы, недостаток внимания со стороны родителей;
  • гиперопека, отсутствие личного пространства, невозможность выражать свое мнение из-за давления взрослых;
  • завышенные требования к ребенку со стороны родителей, воспитателей, педагогов;
  • чрезмерное увлечение компьютерными играми;
  • наличие в окружении ребенка другого человека, который заикается;
  • черепно-мозговая травма, при этом даже легкой степени;
  • перенесенные менингит, энцефалит, энцефалопатии.

Основные признаки заикания

Физически детки с заиканием не отличаются от сверстников. Речь в спокойной обстановке может быть практически обычной. А в минуты сильного волнения, испуга, ярости, тревоге голос запинается, останавливается, происходят повторы букв, слогов, слов. Малыш растягивает звуки и слоги.

Речь в целом неритмичная, неравномерная. В тяжелых случаях ребенка невозможно понять.

Чем больше малыш старается сказать что-то, тем больше он волнуется и тем выраженнее расстройство речи. Иногда патология сопровождается стеснением в груди, чувством спазма в горле, остановки дыхания. Это состояние можно описать как судорожное: язык как будто прилипает к твердому небу, губы смыкаются.

Если причиной заикания является органическое повреждение нервной системы, то затруднения речи будут постоянными.

Для деток это состояние — огромный стресс. Из-за страха они стараются не употреблять слова, которые трудно произносятся. Речь засоряется паразитами «э», «ну», «вот», «вон», «это», «да», «так». Они меньше общаются, замыкаются в себе. В подростковом возрасте это приводит к комплексам и серьезным психологическим проблемам.

Проблема усугубляется нервными тиками, энурезом, агрессивностью, плаксивостью, страхом темноты. Со временем могут появиться психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта, сердца и сосудов и других систем.

Поэтому очень важно вовремя обращаться к врачам и начать лечение.

Виды заикания

Выделяют несколько видов заиканий:

В зависимости от механизма возникновения патология бывает респираторной, вокальной и артикуляционно-фонетической.

  1. При респираторном, или дыхательном типе задержки речи патология связана с недостатком воздуха. Из-за этого малыш не может закончить фразу или слово на выдохе. Во время разговора у него напрягается или искажается лицо;

Что нужно делать, если ребенок заикается

Авторы: American Academy of Pediatrics

Заикание — это проблема с ритмом речи, когда человек точно знает, что он/она хочет сказать, но не может этого сделать из-за непроизвольных (неконтролируемых) повторений звуков или остановки речи на каком-то звуке.

Явление это довольно распространенное — около 5% всех детей заикаются в какой-то момент своей жизни, а примерно у 1% людей заикание сохраняется с детства и до старости. Когда дети становятся старше, их организм реже реагирует на стресс заиканием, но тем не менее такая реакция возможна и во взрослой жизни.

Интересно, что мальчиков и мужчин, которые заикаются, примерно в 3 раза больше, чем девочек и женщин.

Что вызывает заикание?

  • Причины заикания до сих пор до конца не ясны, но известно, что одна из них — наследственная предрасположенность.
      • Дети, у которых мать или отец заикаются или заикались, имеют гораздо больше шансов начать заикаться, чем остальные дети.
      • Дети, у которых есть сестра или брат, который заикается, также более склонны к заиканию.
  • Повреждение ткани головного мозга до, во время или после рождения признано единственным известным «внешним» фактором, который делает заикание более вероятным, но следует признать, что большинство детей, которые заикаются, не имели никаких повреждений головного мозга. К тому же большинство тех, кто имеет в прошлом повреждение головного мозга, не заикаются.
  • Глухота — это единственный известный фактор, который делает появление заикания у человека менее вероятным.
  • Заикание встречается у всех народностей мира и на всех языках, а также у всех исторических групп.
Читайте также:  Физическое развитие ребенка 4 лет

Если учесть перечисленные выше факторы (наследственность, повсеместная встречаемость), становится абсолютно ясно, что есть некая физическая причина заикания. Родители не могут стать причиной заикания у детей.

Что происходит, когда кто-то заикается?

  • В организме наблюдается очень незначительная нейрофизическая (связанная с мозгом/нервами/мышцами) дисфункция (нарушение нормальной работы.
  • Человек испытывает трудности с координацией воздушного потока, артикуляцией и резонансом (артикуляция и резонанс заключаются в скоординированном движении мелких мышц во рту для формирования звуков и контроля их громкости).
  • Человек может говорить более свободно и правильно в определенных ситуациях (возможно, у себя дома) и менее свободно, когда испытывает беспокойство, тревогу или усталость.
  • Состояние стресса, например выступление перед большой аудиторией, может усугубить заикание, которое, в свою очередь, еще больше усилит стресс. Человеку с заиканием иногда очень трудно говорить по телефону.
  • Несмотря на то, что стресс может усугубить заикание, сам по себе стресс не вызывает заикание.

Люди почти никогда не заикаются, когда поют, шепчут, говорят в унисон с другими или не могут слышать свой собственный голос.

Распознавание заикания

У большинства детей, которые заикаются, проблемы с беглостью речи станут заметны в возрасте 2–5 лет. Однако надо знать, что почти все малыши в какой-то момент своей жизни повторяют какие-то звуки, слова и не могут говорить свободно — это физиологически нормальные проблемы с беглостью речи, которые пройдут сами собой.

Если в семье еще кто-то заикается, возможен вариант сохранения заикания на всю жизнь.

Возможные варианты истинного заикания:

  • повторение части слов, например первой согласной в слове (т-т-т-таблица);
  • удлиненный звук в начале слова (сссссок);
  • молчание перед словами, в словах или после них;
  • «перерыв» почти всегда происходит в начале предложения или ближе к началу.

Ребенок с физиологическими проблемами беглости речи (так называемым «заиканием развития»):

  • часто повторяет целые слова или фразы (Я-Я-Я хочу пойти хочу пойти гулять!);
  • как правило, не повторяет часть слова более чем 1–2 раза;
  • продолжает речь после того, как начал.

Также при этом возможны особые движения и поведение. Например, напряжение мышц губ, челюстей и шеи, тремор губ, челюстей и языка во время попыток говорить, моргание, повороты и наклоны головы.

Что нужно знать о заикании

  • Дети и взрослые, которые заикаются, точно знают, какое слово или слова они пытаются сказать, то есть заикание происходит не потому, что они безуспешно пытаются найти нужное слово.
  • Заикающиеся, как правило, не имеют проблем со слухом или слушанием.
  • Людям, которые разговаривают с заикающимся, не следует замедлять свою речь.
  • Существует ряд разногласий по поводу того, имеют ли люди, которые заикаются, такой же интеллект или более низкий по сравнению с остальными. Большинство исследований показывает, что никакой интеллектуальной разницы между заикающимися и не имеющими проблем с речью не наблюдается.
  • У некоторых заикающихся детей могут отмечаться проблемы с тонкой моторикой в других группах мышц, в связи с чем их воспринимают как более неуклюжих, чем остальные.
  • Считается, что дети, которые заикаются, имеют проблемы с социальной адаптацией (им сложно найти друзей, чувствовать себя уверенно в коллективе и т.д.). Но это следствие, а не причина заикания.

Навыки детей, которые заикаются, должны оцениваться индивидуально, а главное — без предубеждения относительно того, что они заведомо «неуклюжи», «менее разумны» или «им не хватает социальных навыков».

Влияние заикания на повседневную жизнь

Заикание оказывает различное влияние на разных людей.

  • Некоторые дети с легкой формой заикания могут очень расстраиваться из-за своего недостатка, в то время как другие, с более тяжелой формой, огорчаются значительно меньше.
  • Заикание мешает общению человека с того момента, как оно появляется.
  • Дети школьного возраста испытывают неловкость от проявления своего недостатка, когда отвечают на вопросы или читают вслух.
  • Заикающиеся часто стараются вообще избегать каких-либо разговоров, что дополнительно усугубляет их проблемы с речью, когда они все же должны говорить.
  • Заикание может существенно ограничить варианты трудоустройства для взрослых.

Обследование

  • Оценка состояния детей, у которых отсутствует беглая речь, должна быть проведена как можно в более раннем возрасте.
  • «Заикание развития» длится сравнительно короткий период.
  • Обратитесь за советом к педиатру или логопеду немедленно, если у ребенка появилось заикание.
  • Оценка патологии речи необходима, если заикание проявляется в большинстве речевых действий, напряжение при беседе и попытки избежать разговора наблюдаются постоянно, а также если имеются проблемы с речью у других членов семьи.
  • Если родители обеспокоены тем, что ребенок становится тревожным, грустным и замкнутым, а также если заикание прогрессирует, то оценка специалиста необходима срочно.

Примечание: некоторые организации рекомендуют для назначения обследования более поздний период — например, через 12 месяцев после того, как заикание началось, или когда ребенку исполнится 5 лет. Тем не менее большинство специалистов настоятельно подчеркивают, что терапия работает значительно лучше, если начата рано.

Часто приходится ждать очень долго, чтобы попасть на прием к специалисту по патологии речи, поэтому запишитесь как можно раньше. Если же проблема исчезнет сама собой, лучше отменить запись (постарайтесь сделать это за неделю или раньше, чтобы кто-то мог записаться вместо вас).

Терапия

  • У некоторых детей заикание исчезает самостоятельно, но выяснить заранее, какие дети смогут обойтись без терапии, не представляется возможным.
  • Раннее начало терапии очень важно для формирования навыков нормальной речи.
  • Ранняя терапия, даже если заикание незначительное, может существенно повлиять на ситуацию, значительно уменьшив продолжительность периода лечения.
  • Существует несколько различных методов лечения заикания — некоторые используют для детей младшего возраста, а другие рекомендуются в основном подросткам и взрослым.

Что могут сделать родители?

  • Обеспечьте вашему ребенку консультацию специалиста-логопеда, если подозреваете у него заикание. Такая консультация обязательна, если еще кто-то в семье тоже заикался.
  • Часто для оказания полноценной помощи ребенку, который заикается, родители должны пройти «обучение» у логопеда. Но волноваться по поводу сложности «науки» не стоит: она может просто включать в себя повторение таких слов, как «помедленнее», «расслабься», «попробуй еще раз», «не волнуйся».
  • Слушайте ребенка очень терпеливо и показывайте, что вы готовы слушать и ждать, пока он/она не сможет сказать все то, что хочет. Сохраняйте постоянный зрительный контакт.
  • Не перебивайте и не произносите слова, которые, как вы думаете, ребенок пытался сказать. Вы можете произнести не те слова, и малыш расстроится еще сильнее.
  • Не разговаривайте специально более медленно или с повышенной интонацией — заикающиеся дети хорошо слышат и прекрасно вас понимают.
  • Если вы изо всех сил старались, но не поняли, что хотел произнести ребенок, скажите что-то вроде «извини, я не понял…». Но не притворяйтесь, что поняли, если этого не произошло.
  • Убедитесь, что вашего ребенка не дразнят и не запугивают из-за его недостатка в вашей семье, детском саду или в школе.
  • Спросите вашего логопеда о том, как помочь ребенку лучше говорить в присутствии других людей (например в классе), а затем поделитесь этими советами с учителем.
  • Если у кого-то из членов вашей семьи есть «хорошие примеры» того, как они победили заикание, попросите их поделиться этим опытом с вашим ребенком. Помните: успешный пример может существенно помочь детям, особенно в трудные моменты. Сделайте так, чтобы ребенок слышал поменьше «плохих» историй о заикании, особенно в раннем возрасте.
  • Старайтесь овладеть максимумом полезной и качественной информации о том, как еще вы можете помочь своему ребенку!
  • Источник

Что делать, если ребенок заикается?

Заикание — довольно распространенная проблема у детей. Но это исправимая ситуация, если к ней подойти правильно и вовремя начать работать. Как это сделать, рассказывает специалист по реабилитационной работе столичного семейного центра «Измайлово» Анна Ершова.

Заикание — нарушение плавности речи, которое может проявляться в запинках, повторении, растяжении слогов и звуков. Оно сопровождается мышечным напряжением (судорогой) органов артикуляции, дыхания, голоса.

«Чаще всего заикание возникает в возрасте от двух до пяти лет, когда идет быстрое развитие фразовой речи. Кстати, нужно отметить, что заиканием страдает примерно 5% детей.

А у мальчиков этот диагноз отмечается в 3-4 раза чаще, чем у девочек», — отмечает Анна Ершова.

Заикание может возникнуть остро, то есть внезапно, из-за психической травмы — испуга, конфликта, неожиданного изменения образа жизни (например, ребенок начал посещать детский сад, в семье родился младший ребенок) или нарастать постепенно.

Вероятность возникновения заикания увеличивается, если недугом страдает кто-то из близких родственников, при частых респираторных заболеваниях, даже при нарушении внимания. Ведь внимание и речь тесно связаны: если ребенок легко отвлекается, мысленно перескакивает с одного на другое, то и речевое оформление мысли теряет ритмичность.

«При остро возникшем заикании первым делом надо устранить ситуацию, травмирующую психику ребенка. Избегайте всего, что чрезмерно возбуждает или расстраивает ребенка. Отмените посещение зрелищных мероприятий, просмотр телепрограмм, прием гостей.

Уделите внимание здоровому сну, соблюдайте режим тишины. Старайтесь сами говорить медленнее. Больше гуляйте на свежем воздухе, рисуйте, лепите.

Укрепляйте нервную систему через игры с песком, водой, также полезно много петь, двигаться под спокойную музыку», — отмечает специалист.

Состояние речи заикающихся детей может меняться. Временами ребенок говорит хорошо, и вдруг наступает ухудшение.

Обычно родители связывают это с временем года (весной и осенью запинки усиливаются) или временем суток (некоторые дети, просыпаясь, капризничают и больше заикаются; другие больше заикаются к вечеру, устав от дневных дел).

Есть дети, у которых ухудшение наступает после перенесенного заболевания. Можно сказать, что волнообразность характерна для течения заикания.

«Обязательно следует посетить невролога, логопеда, психолога. Невролог сможет определить причины, которые привели к нарушению речевой функции. Для этого специалисту необходимо будет провести ряд исследований головного мозга и центральной нервной системы, затем назначить медикаментозное лечение.

Логопед поможет правильно дышать при говорении, научит расставлять паузы во время диалога, поставит звуки. Психолог научит заикающегося общаться в разных жизненных ситуациях, поможет ему выразить себя эмоционально, творчески — в музыке, живописи, игре на сцене», — рассказывает специалист.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *