Кто виноват и что делать, когда ребенок ноет и капризничает?

Причин, почему ребенок может капризничать, много. В каждом случае необходимо разобраться с проблемой, чтобы избежать тяжелых последствий в поведенческом, психологическом и физическом развитии. К неблагоприятным факторам, которые могут привести к капризам, относят неправильное воспитание, проблемы со здоровьем, плохой климат в семье, а также возрастные изменения.

Почему младенец капризничает

Появление ребенка в семье — это большая радость. У родителей появляются новые хлопоты и новые обязанности. Если младенец капризничает и плачет, то состояние и вовсе выбивает родителей из колеи.

 Первые месяцы после рождения плачи в большинстве случаев вызваны несовершенством нервной и пищеварительной системы.

К трем месяцам беспричинные плачи проходят, а родители уже распознают причину.

Капризы в вечернее и ночное время

Когда грудничок не может заснуть по вечерам, а родители точно знают, что он сыт, не беспокоят газы, то причина связана с перевозбуждением. Грудничок доходит до истерики и засыпает только ближе к полуночи. Возможно, днем много гуляли, была встреча с новыми людьми. Вдоволь накричавшись, ребенок засыпает. Некоторых детей нужно покачать на руках.

Причины капризов и методы борьбы с ними

Если причина капризов связана с болезнью, то необходимо вызвать врача на дом. Он назначит правильное лечение. Самостоятельно никакие лекарства давать нельзя. В остальном причина легко устраняется. Требуется либо поменять мокрую пеленку, накормить молоком, уложить спать или дать попить.

Кто виноват и что делать, когда ребенок ноет и капризничает?

Физиологический дисбаланс

В младенческом возрасте ребенок еще не может объяснить свои желания и не до конца осознает свои ощущения. В результате происходит физиологический дисбаланс. Малыш начинает плакать, капризничать из-за голода, жажды, болезни, плохого сна.

Неправильный режим сна

Отсутствие постоянного режима становится причиной нарушений в поведении ребенка. Поэтому родителям стоит внести корректировки в распорядок дня:

  • Новорожденный ребенок спит до 18 часов в сутки. Длительность ночного и дневного сна не превышает 3-4 часов. Время бодрствования не должно превышать двух часов. Если упустить это время, то малыша будет трудно уложить спать. Во время ночных пробуждений не нужно включать свет, играть или долго разговаривать с грудничком.
  • К трем месяцам продолжительность сна уменьшается до 14-15 часов. Днем малыш должен укладываться спать два раза. Если он не спит днем, или продолжительность сна не больше 35 минут, нужно обратиться за консультацией к врачу.
  • Если малыш спит мало ночью, то причина может быть связана с сухим воздухом в комнате, неудобной одеждой, яркими дневными эмоциями. Плохо спать грудничок может из-за простуды, прорезывания зубов.

Кто виноват и что делать, когда ребенок ноет и капризничает?

Когда ребенок хочет спать, он зевает и трет кулачками глаза. Если родители заметили, что ребенок хочет спать, но не засыпает, нужно ему помочь. Можно сделать массаж, укачать на ручках, спеть колыбельную песню.

Жажда

С самого рождения ребенку следует давать пить обычную воду, особенно если он вскармливается смесями. Если в комнате жарко и сухой воздух, то количество жидкости следует увеличить.

Голод

Понять, что малыш капризничает из-за голода, можно по следующим признакам:

  • плач появляется сразу после кормления;
  • капризы через небольшой промежуток времени после очередной порции молока;
  • дневной сон стал коротким;
  • с жадностью принимается сосать грудь или бутылочку.

Кто виноват и что делать, когда ребенок ноет и капризничает?

Если появились иные признаки, то причина может быть связана с другими факторами.

Семейный микроклимат

На ребенка негативно воздействует плохая атмосфера в семье. Ссоры и конфликты между родителями приводят к истерикам и плохому поведению.

Родителям необходимо выяснять отношения, когда ребенка нет в комнате. Воспитывать его нужно в любви, спокойствии, ласке и понимании.

Излишняя опека и избалованность

Не стоит уже с самого младенческого возраста выполнять все за малыша. Следует предоставить ему возможность действовать в некоторых ситуациях самостоятельно. Излишняя внимательность, частые подарки, желание уберечь малыша от неприятностей негативно сказываются на его поведенческой сфере. Малыш привыкает всего добиваться слезами и истериками.

Кто виноват и что делать, когда ребенок ноет и капризничает?

Возрастные изменения

По мере взросления ребенка выделяют несколько кризисных периодов. В кризисные этапы происходят изменения в психологическом и физиологическом состоянии. В это время ребенок много капризничает, желает сделать все наоборот, наперекор родителям, хочет заявить о своей взрослости.

Медицинские причины расстройства сна

К медицинским причинам расстройства сна у детей относят:

  • неврологические заболевания (неврозы, гиперактивность);
  • соматические нарушения (рахит, патология печени или почек).

Во всех этих случаях необходима помощь специалистов. В большинстве случаев не обходится без применения лекарств.

Кто виноват и что делать, когда ребенок ноет и капризничает?

Другие причины

Задача родителей как можно раньше уточнить причину капризов и плача у младенца. Иногда состояние свидетельствует о заболевании. В последнем случае появляются и другие симптомы (сыпь на теле, повышение температуры, кашель, изменение стула).

Колики у новорожденного

Скопление газов в кишечнике сопровождается резкой, неприятной болью, поэтому малыш начинает плакать. Явление большего всего беспокоит первые месяцы жизни. Дополнительными симптомами являются:

  • малыш тужится;
  • дергает ножками и поджимает их к животику;
  • пальчики сжимает в кулак;
  • краснеет.

Кто виноват и что делать, когда ребенок ноет и капризничает?

Если младенец находится на грудном вскармливании, то колики часто появляются из-за продуктов, которые съела мама. Кормящей женщине следует строго следить за своим рационом питания и не употреблять в пищу запрещенные продукты.

Плач после прививки

У многих детей после прививки меняется поведение и ухудшается состояние. После прививки от гепатита В ребенок чувствует недомогание, кружится и болит голова, его может тошнить, повышается температура тела, и происходит расстройство пищеварения.

Сам поход в больницу и укол являются стрессом для малыша. В ответ на все эти явления малыш становится капризным, кричит и плачет, плохо спит и кушает.

Поэтому врачи рекомендуют давать в первые дни после прививки жаропонижающие, противовоспалительные, обезболивающие средства.

После прививки АКДС поднимается температура тела, нарушается работа пищеварительных органов, может появиться кашель и насморк. Нередко развитие аллергических проявлений.

Ребенку в день прививки нужно дать средство от жара и боли, а также от аллергии. В эти дни рекомендовано как можно чаще прикладывать малыша к груди. Прививка БЦЖ сопровождается неприятными симптомами, на фоне которых малыш становится капризным и плаксивым. Нарушается сон, и пропадает аппетит.

Кто виноват и что делать, когда ребенок ноет и капризничает?

В дни прививок нужно как можно больше внимания уделять ребенку. Маленькие дети не понимают причину своего плохого самочувствия, поэтому задача родителей дать лекарство и обеспечить спокойную атмосферу.

Перемена погоды

Специалисты утверждают, что погодные явления негативно влияют на состояние некоторых детей уже с рождения. Плохо влияет:

  • резкая смена температурного режима;
  • повышение атмосферного давления;
  • ветер;
  • повышенная влажность воздуха;
  • магнитные бури.

Больше всего подвержены влиянию погоды дети, рожденные раньше срока, недавно перенесшие хирургическое вмешательство, а также те, у которых имеются проблемы с работой внутренних органов.

Кто виноват и что делать, когда ребенок ноет и капризничает?

За несколько дней до перемены погоды малыш меняется в поведении. Он может целый день капризничать, нарушается сон, снижается аппетит. Родителям стоит сообщить об этом врачу. В качестве профилактики может быть назначен массаж, физиотерапевтические процедуры, иглоукалывание, ЛФК.

Как проявляются капризы в зависимости от возраста?

Родителям важно учитывать в процессе воспитания возрастные изменения и кризисные этапы. Только в этом случае можно избежать конфликтов с ребенком и не допустить появления капризов.

Грудные дети

Дети до года требуют особого внимания. Капризы и плач могут свидетельствовать о дискомфорте и болезни, поэтому без внимания оставлять поведение нельзя.

Почему в 1 месяц дети капризничают? Месячный ребенок капризничает и плачет по причине голода, повышения температуры, мокрого памперса. Как только дискомфорт устраняется, малыш становится спокойным и веселым.

В 2 месяца малыш плачет из-за дискомфорта (мокрый подгузник, неудобная одежда, жаркий воздух, перемена погоды), нехватки внимания и общения, от усталости или боли.

Кто виноват и что делать, когда ребенок ноет и капризничает?

Все перечисленные причины могут стать поводом появления беспокойства в поведении 4 и 5-месячного малыша. Дополнительным фактором выступает прорезывание зубов. В 8 месяцев ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Появление новых людей, запреты, неправильный режим дня, мало внимания — все это негативно влияет на поведенческую сферу малыша.

Малыш капризничает перед сном

Если двухмесячный малыш периодически капризничает перед сном, причины могут быть связаны с яркими эмоциями и болью. Эмоциональная перегрузка.

Не только отрицательные, но и положительные эмоции приводят в возбуждение нервную систему малыша. За два часа до сна следует исключить активные игры, просмотр телевизора.

Полезно малыша искупать в воде, послушать спокойную музыку, почитать книжку. Эта же причина может привести к изменениям в поведении ребенка старше 6 месяцев.

Кто виноват и что делать, когда ребенок ноет и капризничает?

Неправильный режим дня. Малыша уже с 3 месяцев следует приучить вставать и ложиться спать в одно и то же время. Приучение нужно начать, так как ближе к 7 месяцам сделать это будет труднее.

Родители бьют тревогу, когда малыш вдруг резко стал капризничать при укачивании. Обычно такое бывает с грудничками в возрасте старше 10 месяцев.

Подросшие малыши уже не нуждаются в укачивании перед сном, их достаточно просто уложить в кроватку.

Во время кормления

Когда малыш во время кормления плачет, ноет, состояние может свидетельствовать о заболевании (отит, стоматит, боль в горле).

Если малыш плачет и капризничает у груди, возможно, не хватает молока, сильный поток молока или неприятный привкус молока.

Капризы в один год

В 1,5 года капризы и плач появляются в ответ на запреты и отказ. Родителям нужно быть последовательными и постоянными в своих требованиях.

Два года

Дети уже осознают, что можно, а что нельзя. Им легче объяснить причину запрета. В случае капризов внимание ребенка легко переключить на другой предмет или событие.

Кризис трех лет

К трем годам социальный круг общения расширяется. В этом возрасте многих детей отдают в детский сад. Конфликты между сверстниками и родителями нередко становятся причиной капризов и истерик.

Как успокоить младенца?

Как справиться с капризами? Помогут следующие советы:

  • взять на руки и прижать к животу;
  • сделать массаж;
  • отвлечь внимание звонким ярким предметом, громким голосом;
  • включить приятную мелодию;
  • помогает смена рук, например, малыша можно отдать бабушке или папе;
  • отвлекают игрушки, мобили.
Читайте также:  Гигиена детей: основные правила ухода за ребенком

Что делать, если ребенок плачет? Поможет прогулка на улице. Как реагировать на плохое поведение ребенка? Нельзя в ответ на капризы и плач повышать голос. Следует соблюдать спокойствие и попытаться переключить внимание грудничка.

Профилактика капризного поведения детей

Как отучить ребенка от капризов? Психологи советуют руководствоваться некоторыми правилами:

  • Не нужно подавлять самостоятельность ребенка и выполнять несложные действия за него (застегивание куртки, уборка игрушек).
  • Важно контролировать свои эмоции в ответ на истерику малыша. Нужно быть спокойным, выдержанным, ни в коем случае нельзя кричать в ответ. Лучше проигнорировать момент каприза, а затем спокойно объяснить поведение.
  • Не следует в воспитании применять тактику шантажа. Например: «Если не уберешь игрушки, не пойдешь гулять». Такое поведение провоцирует ответную реакцию в старшем возрасте: «Если будешь ругать за плохие оценки, не приду домой».
  • Важно быть последовательным и верным в выбранной тактике поведения. Нельзя сегодня решать проблему одним способом, а завтра другим. Если было принято решение в чем-то отказать, значит, это должно стать правилом.

Упрекать малыша в плохом поведении не стоит. Нужно ему объяснить, что поступок расстроил, но это не является поводом его не любить.

Когда необходима помощь специалиста

Если ребенок часто и без причин капризничает, стоит обратиться к специалисту. Проблемы начинают решать с посещения педиатра и невролога. Все время плакать и капризничать ребенок может из-за заболеваний внутренних органов, поэтому потребуется помощь и других узких специалистов.

Что делать, если ребенок ноет: советы родителям – Развитие ребенка

Кто виноват и что делать, когда ребенок ноет и капризничает?

Иногда родители жалуются, что их дети постоянно ноют и выводят их из себя. Кто-то пытается наказывать своих малышей, кто-то подкупает их сладостями и подарками. Но, как показывает практика, эти методы не приносят результатов. Почему же дети ноют и как родителям справиться с этой проблемой?

Дети делают то, что действует. Если ваш ребенок ноет, значит, он получает вашу обратную реакцию. Как ни странно, дети скорее предпочтут получить родительский отклик в виде наказания или раздражения, чем не получить его вообще.

Нытье, как правило, используется детьми для привлечения чрезмерного внимания. Ребенок думает: «Меня любят, только если уделяют мне постоянное внимание». Для некоторых детей это единственный известный способ заявить о себе и удовлетворить свои потребности. У других детей период нытья проходит так же быстро, как и начинается.

Предлагаем родителям советы, которые помогут справиться с детским нытьем. Может показаться, что некоторые из них вознаграждают такое поведение, хотя на самом деле они обращены к его первопричинам. Выберите те советы, которые подходят вам больше всего.

Советы родителям

  • 1. Каждый раз, когда ваш ребенок ноет, возьмите его на колени и скажите: «Кто-то очень хочет, чтобы его обняли». Ничего не говорите ни о цели нытья, ни о его проявлениях, а просто обнимайтесь, пока вы оба не почувствуете себя лучше.
  • 2. Пусть ваш ребенок знает, что вы любите его, но вам неприятно его нытье, поэтому всякий раз, когда он начинает ныть, уходите из комнаты до тех пор, пока он не прекратит это делать. И будьте последовательными в осуществлении данной тактики. Каждый раз, когда ваш ребенок хнычет, выходите из комнаты. Если он следует за вами, сделайте все возможное, чтобы игнорировать нытье, – отправьтесь на прогулку, в душ или оденьте наушники. В данном случае будет лучше, если вы вообще ничего не скажете, пока ребенок не успокоится. Мягкие и в то же время решительные действия говорят громче, чем слова.
  • 3. Когда ваш ребенок перестанет ныть, скажите что-то вроде: «Я так рад(а) видеть тебя в хорошем настроении. Что ты хотел мне сказать?».
  • 4. Предложите вынести проблему, по поводу которой ребенок ноет, на семейное собрание: «Давай обсудим это всей семьей на нашем следующем семейном собрании и вместе выработаем приемлемое решение для всех».

Как предотвратить подобные проблемы в будущем?

  • 1. Регулярно проводите время с вашим ребенком, чтобы он чувствовал себя особенным, важным для вас и любимым.
  • 2. В радостное для вас и вашего ребенка время выработайте условный сигнал, который вы будете подавать всякий раз, когда услышите его нытье. Например, вы заткнете уши пальцами и ласково улыбнетесь или положите свою руку на сердце в качестве напоминания о том, что вы его очень любите.
  • 3. Расскажите ребенку, что вы собираетесь делать в случае, если он начнет ныть: «Когда ты будешь ныть, я буду выходить из комнаты. Пожалуйста, дай мне знать, когда ты сможешь разговаривать со мной нормальным тоном, чтобы я с удовольствием выслушал(а) тебя». Еще одна возможность заключается в том, чтобы объяснить ребенку следующее: «Я все прекрасно слышу, но не хочу, чтобы ты разговаривал плаксивым тоном. Я не отвечаю тем, кто ноет».
  • 4. Регулярно проводите семейные собрания для того, чтобы предупредить или обсудить возникающие проблемы.

Чему таким образом смогут научиться дети

  • Дети поймут, что родители любят их, но не поддаются их манипулятивной тактике.
  • Дети будут лучше себя чувствовать, когда приобретут эффективные навыки, которые помогут им справляться со своими потребностями и желаниями.

Подсказки родителям

  • Ученые провели исследования с детьми глухих родителей. Исследователи обнаружили, что дети изображали на лице плач, не сопровождая его никакими звуками. Дети узнали из опыта, что их глухие родители не реагируют на звуки, но реагируют на их выражение лица. Дети делают то, что работает!
  • Ребенок, который плохо себя ведет, – демотивированный ребенок. Ребенок, который готов сотрудничать со взрослыми, – мотивированный ребенок. Нытье может быть признаком печали и уныния, которое прекращается, когда малыш чувствует себя достаточно любимым и значимым.

РЕБЁНОК УПРЯМИТСЯ, КАПРИЗНИЧАЕТ. Что делать родителям?

РЕБЁНОК УПРЯМИТСЯ, КАПРИЗНИЧАЕТ.Что делать родителям? 

Капризы, истерики, упрямство довольно часто встречаются в детском возрасте, и родители иногда должны проявлять чрезвычайную гибкость, чтобы найти правильный подход к такому ребенку.

Имея дело с упрямством или капризами, важно не дать ребенку почувствовать себя униженным. Упрямство это не поведенческая патология, а защита, способ самоутверждения.

Дети часто не могут выразить словами свои мысли и чувства и, поэтому  реагируют на то, что происходит в их жизни, через свои эмоции.

Через упрямство или каприз ребенок справляется с напряжением, другого способа он не знает, и если его не обучать другим способам, упрямство и истеричность могут стать чертой характера ребенка.

Капризные дети, как правило, довольно умные, самолюбивые и обладают повышенным чувством собственного достоинства и гордости. Это активные и энергичные от природы дети. Такие дети не реагируют на наказания или дают временную реакцию, но вскоре опять будут развязывать борьбу за власть.

Проявление силы со стороны родителей это стимул для детей использовать все свои интеллектуальные данные, чтобы не сотрудничать, а победить родителей.

Но главная задача в другом: дети должны использовать свой интеллект, чтобы приобрести важные жизненные навыки, такие как самодисциплина, ответственность, сотрудничество, умение разрешать конфликты.

Пик «бессмысленного» упрямства и капризов приходится на возраст около 2,5 лет.

Именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя как личность, начинают нуждаться не только в опеке, но и в признании самостоятельности и права на собственную, пусть и абсурдную (по мнению взрослых) точку зрения.

Наличие собственного мнения — одна из форм самоутверждения. В такой примитивной, но единственно доступной для него форме ребенок стремится доказать окружающим, что он имеет собственное мнение.

Если ребенок по достижению 4 лет всё ещё продолжает часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о » фиксированном упрямстве», истеричности, как удобных способах манипулирования своими родителями.

Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей. Они поддались нажиму со стороны ребенка во время капризов, нередко ради своего спокойствия.

Ребенок, прежде всего, испытывает состояние внутреннего конфликта, которое проявляется в виде злости и упрямства.

  • Помните, что капризы и упрямство невозможно победить в один день.
  • Придерживайтесь простых правил общения:
  • посадите ребенка к себе на колени или опуститесь на корточки, чтобы быть с ним на одном уровне, это даст вам больше шансов на его внимание;
  • удерживайте зрительный контакт с вашим ребенком, он должен смотреть вам в глаза, а не в пол – пока он смотрит на вас, он вас слышит;
  • выдержите паузу, прежде чем реагировать, потому что если вы не сдержите себя, повысите голос, шлепните, ребенка уже трудно будет перенаправить.
  • говорите спокойным, уверенным тоном без раздражения
  • просьбу или указание формулируйте четко и ясно, стараясь уместить свою речь в одно – два предложения
  • правило должно быть конкретным и его повторять необходимо несколько раз
  • нельзя разрешать сегодня то, что было запрещено вчера
  • дети во всем видят ваш пример: не позволяйте себе то, что запрещаете делать ребенку

Чтобы изменить поведение ребенка, надо придерживаться определенной политики.

Не спорьте с ребенком в момент истерики или упрямства. Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему ребенку или пытаться изменить силой. Ругань в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять. Вступая в дискуссию с капризным  ребенком, вы ухудшаете ситуацию.

Никогда не используйте силовых методов, не показывайте своего морального и физического превосходства. Вместо того, чтобы вымещать на нем свои чувства, угрожать или упрекать, лучше напомните ему, что он уже достаточно наказал самого себя, и покажите, что вы любите его, хотя его поведение и не было похвальным.

Задавайте вопросы. Перестаньте объяснять и уговаривать, начните задавать вопросы ребенку: «Что мы должны делать сейчас? Что будет, если ты не оденешь эти сапоги или не уберешь игрушки? У тебя есть идеи, как решить эту проблему?» Пусть ребенок сам объяснит, почему надо выполнить вашу просьбу или объяснит причину отказа. Так ребенок сильнее мотивирован, чтобы работать с вами, а не против вас.

Читайте также:  Беременность и роды после рака молочной железы, яичников, шейки матки: особенности вынашивания

Не фиксируйте внимание на капризе. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка. Каприз требует зрителей, оставьте ребенка в покое, не обращайте на него внимания.

Дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия. Каприз – это своеобразный спектакль, где главный актер – ваш ребенок. Если нет «зрителей» (мамы, например), не кому и показывать концерт. Постарайтесь схитрить: «Ну, ты покричи вдоволь, а я пока пойду чай с новыми конфетами попью».

Уходите в другую комнату и не показывайте «новых конфет» 

Твердое «НЕТ». Будьте настойчивы в поведении с ребенком. Если вы сказали «Нет», придерживайтесь и дальше этого же мнения. Не сдавайтесь, даже когда ребенок закатывает истерику в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести

Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны и оправданы логикой воспитательного процесса.  Если ребенок должен ложиться спать в 21 час, но при этом он упорствует, что не устал и еще хочет играть, заключите с ним договор, если он будет играть спокойно и разберет постель, в таком случае вы ему доверяете самому лечь спать на полчаса позже.

Ваше внимание. Дети всегда ищут внимания своих родителей, они будут пытаться получать его либо с помощью положительного поведения, либо негативного. И если ребенок думает, что он больше владеет вашим вниманием с помощью капризов, он будет продолжать это чаще использовать. 

Демонстрируйте ребенку креативные методы совладания с ситуаций. Например, если ребенок отказывается убирать вещи и игрушки в своей комнате, а вы чувствуете, что не способны больше даже говорить с ним об этом, устройте соревнование на самое быстрое время по сбору игрушек (или кто больше соберет игрушек). Ребенок должен выполнить ваше требование с мыслью, что оно совпадало с его желанием.

Учите ребенка определять цель своих поступков («Что хочешь? Зачем?»), подбирать варианты действий («Как и что надо сделать») и предполагать результат («Что тогда получится»)

Предоставьте ребенку право выбора! К примеру, если вы собираетесь пойти с ребенком на прогулку, не следует спрашивать его, хочет ли он пойти гулять, если вы заранее знаете его ответ.

Поинтересуйтесь, хочет ли он пойти гулять в парк или во двор, хочет ли он надеть на прогулку ту или другую одежду. Ситуации выбора имеют для упрямого ребенка большое значение.

Выбрать, как играть, что есть или что одеть, это для ребенка символ его способностей, его статуса.

Не относитесь к ребенку предвзято. Помните, что с каждым годом ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, особенно то, что ему интересно. Предоставьте ему такую возможность. Не страшно, если ребенок ошибется или не получится с первого раза. Важен сам опыт – ведь на ошибках учатся, причем не на чужих, а только на своих.

Предъявляйте ему разумные требования! Ваш ребенок может понять, что такое «Нельзя», «Надо» и «Можно». Только вы должны ему четко объяснить такие понятия, они помогают ребенку управлять своим поведением. Надо убрать игрушки, почистить зубы и т. п. Нельзя разбрасывать вещи и т. п.

«Можно» формирует в сознании ребенка правила поведения, на основе которых формируется дисциплинированность и ответственность: «Можно пойти погулять, после того как уберешь игрушки (выучишь уроки)» и т. д.  Слово взрослого и его собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение.

Рассказывайте ребенку о своих чувствах и неприятных переживаниях, когда он капризничает. Спрашивайте «А тебе нравится, когда я на тебя кричу? Вот и мне неприятно», «Ты меня не слышишь? Тогда я тебя сегодня тоже не услышу», и постарайтесь не отвечать ребенку весь вечер. Так ребенку легче понять, к чему приводит его поведение.

Не забывайте хвалить ребенка, когда он этого заслуживает. Помните, НЕЛЬЗЯ хвалить за то, что достигнуто не своим трудом или не стоило никаких усилий со стороны ребенка. А также из жалости или желания понравиться.

НАДО хвалить за поступок или действие, ради которого ребенок приложил свои усилия и постарался сделать лучше, чем в прошлый раз.

Только тогда ребенок поймет, что вы его действительно цените, и начнет гордиться собой и уважать Вас. 

Помните, что капризы тормозят развитие ребенка. 

Детские истерики: как их погасить и предупредить

Авторы: Козлов Н.И.

Дети иногда устраивают истерики: падают на пол, стучат руками и ногами, разрушают все вокруг. Откуда это и что с этим делать?

Иногда говорят, что истерика детей — это всегда реакция на взрослого, ответ на то, что в отношениях взрослого и ребенка есть что-то грозно-неправильное. Это не совсем так, это некоторое преувеличение роли взрослого.

Ребенок — существо не только реагирующее, отвечающее на то или иное, правильное или нет, поведение взрослого. Слава богу, дети бывают очень активными, ведущими свою игру и политику в отношении взрослого.

У детских истерик много корней, и это не только и не всегда реакция на ошибочное поведение взрослого.

Непослушание и истерики бывают возрастными симптомами, иногда — сигналами о том, что ребенок устал или заболел, а чаще всего это — проверка ребенком родительской устойчивости, проба сил: «А можно ли, родители, вас не слушаться?».

Обычно дети начинают истерики, подглядев, как это делают другие дети, после чего пробуют истерику на своих родителях. Если родители по факту истерику разрешают и своими действиями ее подкрепляют, ребенок начинает истерику активно использовать.

История от читательницы: «Дочери 4 года, она заболела, температура под 40.

Мне нужно дать ей таблетку, она ни в какую: таблетку выплевывает, орет, если пытаемся засунуть таблетку в рот насильно, устраивает практически рвоту. Мы с нею воевали почти три часа, но я не отставала…

Когда мы измотались обе и она поняла, что я не отстану все равно, она вдруг мгновенно успокоилась и четко спросила: «А если я съем таблетку, что мне за это будет?»

Как бороться с истериками и где взять нервы, чтобы выдержать плач ребенка? Ответы просты: не разрешать истерики с самого начала. Помнить, что истерика — это эмоция, а значит — только подача сигнала ключевым лицам с целью донесения информации до них. С другой стороны, подсказывайте ребенку, как можно добиваться своего без плача и представлений, а именно учите его обращаться с просьбой.

Волшебная формула для этого звучит так: «Когда ты плачешь и кричишь, я тебя не понимаю. Скажи спокойно, что ты хочешь».

Если ребенок смог прекратить плач и попросил вас спокойно, по возможности пойдите ему навстречу — правильные действия ребенка следует вознаграждать. Важно, что если здоровый ребенок получает все то, что ему действительно нужно, он меньше требует того, что ему просто хочется.

Отчет мамы: «Моя дочь 2 лет сидит за своим столиком и что-то там делает. Все остальные — за общим столом. Вдруг она начинает резко и громко орать. Сначала не могу понять, что ей надо, говорит еще плохо. Потом разбираю слова: «Хочу красить».

Имеется в виду рисовать кисточкой. Я смотрю на нее внимательно и говорю: «Подойди ко мне и спокойно объясни, что тебе надо». Подходит уже без крика, а очень тихонько: «Хочу касить». Я отвечаю: «Бери стаканчик и иди набирай воду».

Пошла за водой, вопрос решен».

Как вы конкретно отреагируете в какой-то конкретной ситуации — это вообще не важно.

Оперативное реагирование может быть практически любым, оно мало важно в сравнении с вашей системой поведения, системой ваших взаимоотношений с ребенком.

Если вы умеете воспитывать ребенка в принципе, вы можете позволить себе когда-то и несвоевременную мягкость, и неоправданную жесткость. Все не страшно, если ваша главная линия воспитания — верная.

Главное правило при этом такое: «Взрослый (папа и мама) главный». Не ведитесь на истерики. Управляйте ребенком, не позволяйте ребенку управлять вами.

Если вам нужно идти по своим делам, а ребенок орет и не хочет вас отпускать — идите по своим делам. Ребенок будет плакать, может быть, даже кричать — от этого еще никто не умирал.

Это не вредно для здоровья, это развивает легкие ребенка и делает его более выносливым.

Если он не хочет умываться (одеваться, идти гулять), а умыться (одеться, идти гулять) ему нужно — умойте его, оденьте его, отправьте его гулять, а его протесты — это его выбор и его развлечение.

Самый лучший родитель — сильный родитель, использующий свою силу для заботы о ребенке и знающий, что это правильно. (Посмотрите фрагмент из фильма «Сотворившая чудо».

В его основу положена реальная история замечательного ученого Элен Келлер, которая в раннем детстве, пережив болезнь, потеряла слух и зрение. А еще стала маленьким тираном.

Новая воспитательница, Анни Салливан, решает дать ей бой. Будьте готовы — это трудная история.)

Соблюдайте Главное правило, но не идите против себя.

Если, выполняя Правило, вы сомневаетесь в собственной правоте, тем более если внутренне считаете себя чудовищем, «отвратительной матерью», «моральным уродом» (вариант — вам это рассказывают, и вы чувствуете в этом какую-то правду), то когда-то можно и не упираться. Фанатизма не нужно, исключения возможны, когда можно не упираться и поискать более гибкие варианты.

Когда-то можно и посидеть с ребенком, если он вас не отпускает, едва ли это займет более 15 минут, — а после он вас отпустит. Если он не хочет умываться (одеваться, идти гулять) — не приставайте к нему без крайней надобности, от этого еще никто не умирал. Попозже и умоете, и оденете, и еще сам побежит гулять. Главное — внутренне не напрягайтесь.

  • Самый лучший родитель — тот, который внутренне чувствует себя хорошо.
  • Главное — думайте о будущем, воспитывайте правильные привычки.
  • Профилактика истерик (памятка для родителей)
Читайте также:  Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте

Реагировать на упорные истерики — все равно что тушить уже разгоревшийся пожар. Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного боя, а в том, чтобы боя и не возникало, чтобы у ребенка не сформировалась сама привычка истерить. Это называется — профилактика истерик, главные направления здесь следующие.

Во-первых, подумайте о причинах.

Что стоит за сегодняшней истерикой? Только ситуативная, случайная причина — или здесь есть что-то системное, что будет повторяться? На ситуативное и случайное можно не обращать внимания: расслабьтесь и забудьте. А если, похоже, речь идет о чем-то, что может повторяться, задуматься надо серьезнее. Это может быть поведение ошибочное, может быть — проблемное. Разберитесь.

Во-вторых, ответьте себе на вопрос, приучили ли вы ребенка вас слушаться. Не бывает истерик у ребенка, которого родители приучили к порядку, который родителей слушается. Поэтому приучайте ребенка вас слушать и слушаться, начиная с самых простых и легких вещей. Приучайте ребенка последовательно, в направлении от легкого к трудному. Самый простой алгоритм — «Семь шагов»:

  1. Приучайте ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому.
  2. Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.
  3. Делайте свои дела, не реагируя на ребенка, — в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все.
  4. Требуйте минимум, но когда вас поддержат все.
  5. Уверенно давайте задания. Пусть ребенок делает, когда ему несложно или тем более даже немного хочется.
  6. Давайте трудные и самостоятельные задания. Чтобы сделал, а потом пришел и показал (или доложил).
  7. И, естественно, важен ваш пример. Приучать ребенка к порядку, если у вас самих в комнате и на столе бардак — очень спорный эксперимент. Возможно, у вас не хватит на это психологического мастерства. Если же в вашей семье Порядок живет на уровне Иконы, порядок естественным образом уважается всеми взрослыми — ребенок, скорее всего, впитает привычку к порядку на уровне элементарного подражания.

Далее — опыт родителей.

Игнорировать истерику

«Моему птенчику было полтора года, но он был ещё тот бутуз. Я его сажала в коляску, он в ней съезжал вниз, так что ноги его волочились по земле, и орал. Я останавливалась, усаживала его удобно, но как только трогалась с места, он опять съезжал вниз и орал.

Однажды он очередной раз мне такое устроил, я несколько раз усадила его поудобней, увидела, что это не помогает, и покатила коляску, не останавливаясь. Так мы и шли: я катила коляску с каменным лицом, а сын в ней ехал полусидя-полулёжа, с волочащимися по земле ногами, и РЕВЕЛ.

Через пару-тройку кварталов замолчал, а потом сам уселся в коляске поудобней, и больше такой проблемы не было».

Пишет Татьяна Розова:

«Хочется покричать — иди в свою комнату и кричи сколько хочешь. Раскидаешь вещи — сама потом уберешь. Не захочешь уйти — отнесу. Будешь выходить — закрою. Запретить истерику сложно. Но сделать ее бессмысленной — легко. Если не для кого орать, то дети, как правило, и не орут».

Я вешал его себе на плечо вверх ногами

«Мне помогал простой прием: если мои дети начинали громко орать и буянить, я ребенка поднимал высоко к плечу, а потом перекидывал дальше через плечо, так что он оказывался попой кверху у меня за спиной.

Если он от этого не успокаивался, я потихоньку отпускал его за спину все ниже и ниже, держа его только за ноги.

Рано или поздно ребенок уже держался за меня, как за единственного спасителя, и плакать прекращал, потому что плакать в таком положении было уже неудобно и просто мешало держаться. Ну и хорошо. Дальше мы весело и спокойно шли дальше.

Я брала его под мышку

«Мой сын — не плакса. Сейчас на хоккейной площадке он никогда не покажет, что ему больно или обидно, но в детстве у него было повышенное внутричерепное давление, в связи с этим легкая возбудимость — и частый громкий ор.

Почти каждый день повторялась одна и та же картина: я иду домой, под мышкой несу ребенка, он громко орет и пинается. На первый взгляд — жутко и неприемлемо. На самом деле — он не мог по-другому.

Во время прогулки вдруг начинал куда-то бежать (на проезжую часть, например), требовать чего-то невыполнимого, садиться на землю и сидеть или лежать, а потом орать. Не действовало ничего. Был только один способ — взять под мышку (по-другому — никак, потому что он изгибался и вырывался) и отнести домой.

Там положить на пол (со всего остального он мог упасть) и оставить в покое. Через какое-то время он успокаивался, если спрашивали, почему он плакал, говорил — не знаю. Главное было не разозлиться — чем спокойней я себя чувствовала и вела, тем быстрее все заканчивалось.

Сейчас он ходит в 1 класс, на уроках очень собран и работает очень хорошо. Осталась эмоциональность — мгновенный плач, если что-то пошло не так (но только перед мамой или папой). Тогда главное — быстро среагировать, предложив выход из ситуации, и сказать несколько утешительных слов — его личико сразу светлеет.

Я уверена, что нельзя делать такую вещь — ребенок что-то просит, ты ему отвечаешь отказом, он продолжает просить, потом ноет, потом плачет, и тогда ты соглашаешься. Так совершенно точно воспитаешь истерика. Ребенок должен понимать, что «да» — это «да», а «нет» — это «нет».

Здесь работает основной принцип бихевиоризма: «стимул — реакция — подкрепление». Своим потворством истерикам, когда вы выполняете в итоге требование ребёнка (например, истерика «возьми на ручки» или «купи куколку» и т. п.

), вы закрепляете в ребёнке этот стереотип поведения — «истерика действует! этим можно достичь результата!».

Особенно опасно такое потворство при воспитании девочек, т. к. женщины более склонны к истерическим реакциям, чем мужчины, и впоследствии, уже во взрослом возрасте, усвоенная в детстве истеричность может полностью искалечить жизнь женщины, делая совместную жизнь с ней мужчины невыносимой.

В результате такая женщина будет обречена либо остаться одна, либо будет всю жизнь менять мужей/сожителей, надеясь встретить «принца», готового выполнять по первому же требованию все её истерические требования.

Если вы не хотите такой участи для своего чада, не ведитесь на детские истерики, гните свою линию спокойно и методично, без криков и шлепков, но настаивая и добиваясь своего».

Выйти в другую комнату

«Мне помогали такие штуки. Первое — в случае истерики выйти всем в другую комнату, оставить ребенка без зрителей. Поскольку ребенок плачет кому-то, плач скоро прекращался. Но это не быстро.

Если же нет времени (сегодня к врачу спешили, а она вдруг заупрямилась), то можно мою милую обнять, прижать к себе и не отпускать.

Она сперва вырывается, потом начинает смеяться, а я — ее щекотать… Все завершилось весело и прекрасно».

Не валяйся на земле, грязненьким будешь!

«Когда дочке было три года, я практиковала жесткое правило: если она упала на землю специально, мы тут же завершали прогулку и возвращались домой. Это пришлось сделать всего три раза, после этого связь между проступком и негативным следствием была усвоена.

А где-то к пяти годам я уже делала так: если дочка гуляла неаккуратно и сильно себя грязнила, я оставляла все как есть и отправляла ее гулять в грязном комбинезоне, обращая внимание на то, что она теперь выглядит не так привлекательно, как обычно.

А когда она просила меня постирать, я к стирке подключала ее: «Ты одежду сегодня испачкала, теперь приведи все в порядок». Взаимопонимание налаживалось быстро».

Естественные последствия наказывают наглядно

«Ничто так для ребенка не убедительно, как метод естественных последствий. Если он в ярости начал кидаться игрушками — прекрасно, мы берем большой мешок из-под мусора и убирает туда все игрушки.

«Я вижу, ты решила освободиться от этих игрушек. Хорошо, я принимаю твой выбор!» Далее по ситуации: или идете их выкидывать (важно, чтобы это видел сам ребенок), или убираете их на некоторое время.

Обычно убрать любимые игрушки даже на час — уже хороший урок.

Аналогично, если пошли в магазин и ребенок там раскапризничался, — просто развернулись и вернулись домой без покупок, ни с чем. Покушать нечего.

Не упрекая ребенка, сокрушаетесь, а еще лучше, когда вся семья сокрушается — ой, как голодно, как плохо, что ничего не удалось купить… Но с ребенком все при этом ведут себя как ни в чем не бывало, никакой вины ему не вменяется. У меня в семье хватило одного раза».

Обвинения в жестокости

«Если ты меня родила, ты должна обо мне заботиться! Ты не имеешь права отбирать у меня мои вещи! Ты не мать, ты меня не любишь!» — «Дочка, я правильно понимаю, что теперь, когда мы разобрались с вещами, ты хотела бы лучше разобраться с юридической составляющей взаимоотношений родителей и детей, а именно каковы права и обязанности ребенка, а каковы права и обязанности родителей? Мне это приятно, я с удовольствием тебе это расскажу. Тебе правда это интересно?»

  1. Источник

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *