Малыш осваивает коммуникативные навыки

Малыш осваивает коммуникативные навыкиРазвитие коммуникативных навыков у дошкольников

  • Ильченко Екатерина Валерьевна
  • Плеханова Юлия Валерьевна
  • Белая Надежда Михайловна
  • Угрюмова Александра Васильевна
  • Кожевникова Елена Анатольевна

Воспитатели МБДОУ»ДС № 336 г. Челябинска»

«Развитие ребенка строится на всей его принимающей многообразные формы деятельности (игры, общения, труда), поскольку она дает «научение» и через его посредство формирует личность ребенка.» С.Л. Рубинштейн

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью.

Термин » коммуникация» был введен в научный оборот в начале XX века, ранее вопрос коммуникации расматривался в философии и науке как проблема человеческого общения.

Слово » Общение» является старославянизмом и означало:

  • сообщество, сношение, участие
  • причастие — оно сохраняло и в языке древнерусской письменности до конца XVII- начала XVIII в.

В «Словаре Академии Российской» слово » общение» признано » словенским». Его значение определяется так:

  • Сообщество
  • Подаяние
  • Причащение. [3., c.134]

Б.Г. Ананьев указывал на то, что являясь обязательным компонентом различных видов деятельности, оющение представляет собой условие, без которого познание действительности невозможно. [1., c. 280-284]

М.И. Лисина выделяет четыре критерия общения:

  1. общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно.
  2. эмоциональная окраска восприятия взаимодействий партнера.
  3. инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе.
  4. чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему

партнер. [5., c.142-143]

Что касается слова «коммуникация», то в латинском языке имеется слово «communicare», которое означает не только «общаться», но и «делать нечто общим; делиться чем — либо; действовать заодно, сообща».

Как и русское слово «общение», communicatio имеет корень одинаковый с прилагательным «общий» (communic). Подразумевается, что общение предмета, который выступает в качестве субстанции процесса общениея.

Психологический словарь Б. Мещерекова, В. Зинченко трактует термин «коммуникация » как сообщать, передавать и выделяет:

  • вербальную коммуникацию — это целенаправленный процесс передачи при помощи языка некоторого мысленного содержания
  • невербальную коммуникацию — это с с одной стороны, дублирование и поддержание вербальной коммуникации, с другой стороны — обеспечивается целенаправленная передача образного, эмоционального, мотивационного содержания. [6]

Согласно психолого-педагогическому словарю А.П. Астахова под коммуникацией понимается связь, в ходе которой происходит обмен информацией между субъектами общения. [2]

В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. Речь как средство коммуникации (прил. — коммуникабельный). В словаре синонимов понятие «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными. [8]

В современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных навыков выходит на уровень актуальной социально- педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми знаний, эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками и в целом — социальная адаптация детей.

В соответствии с П. 2.6 Федерального государственного стандарта дошкольного образования N 1155 от 17. 10.

2013, дошкольная образовательная организация должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования, в том числе и социально — коммуникативное развитие, которое предполагает:

  • усвоение ребенком норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
  • развитие его взаимодействия с взрослыми и сверстниками
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Д.О. У. [10]

Современные исследования выделили четыре вида норм коммуникативного поведения: общекультурные, групповые, ситуативные и индивидуальные.

Общекультурные нормы связаны преимущественно со стандартными коммуникативными ситуациями: привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент и не зависят от сферы и длительности общения, возраста, статуса обучающихся.

Групповые нормы отражают особенности коммуникативного поведения детей, родителей и т.д.

Ситуативные нормы. Здесь можно говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения: вертикальной (вышестоящий — нижестоящий, нижестоящий — вышестоящий) и горизонтальной (равный — равный).

Индивидуальные нормы коммуникативного поведения отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида.

В дошкольном возрасте начинают складываться детские общества, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.

Детские взаимоотношения отличает высокая эмоциональность, преобладание инициативных действий над ответными, характер взаимоотношений развивается от конфликтного, когда основная потребность выделиться и утвердиться до дружеского, когда потребность во взаимодействии начинает превалировать над потребностью самоутвердиться.

Детские общности дифференцированы, в них можно встретить детей с разными статусами, при этом на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников положительно влияет успешность в деятельности, способность конструктивно общаться, наличие дружелюбия.

Это позволяет предположить, что лучшее развитие мышления и интеллекта, проявляющееся в активности и конструктивности деятельности, будут так же способствоваь более высокому положению ребенка в группе, при этом, вероятно, важным будет соответствие интересов и уровня развития деятельности для формирования и развития устойчивых дружеских отношений.

Следует обратить внимание на основные коммуникативные трудности детей дошкольного возраста:

  • трудности вступления в контакт
  • трудности в эмпатии
  • трудности, связанные с детским эгоцентризмом
  • трудности, связанные с отсутствием положительной установки на другого человека
  • трудности, связанные с неадекватной самооценкой ребенка
  • трудности, связанные с повышенной эмоционально — личностной зависимостью от партнеров по общению. [12., c. 45]

В.Н. Ильина выделяет три формы общения дошкольника со сверстниками:

Первая — эмоционально — практическая (2 — 4 года). У ребенка появляется интерес к другим детям, он ожидает от сверстника участия в его играх, для проявления себя. Ему нужно, чтобы сверстник поддержал его деятельность и усилил общее веселье.

Оба участника ожидают привлечения внимания, и получения эмоционального отклика парнера. Эмоционально — практическое общение крайне ситуативное. Если в ситуацию ввести яркий для детей предмет, взаимодействие может разрушиться.

Они переключают свое внимание с партнера на предмет, даже дерутся из — за него.

Вторая — ситуативно — деловая (4 — 6 лет). Для этой формы общения характерно деловое сотрудничество детей, они стараются заниматься общим делом, согласовывать свои действия с остальными партнерами, чтобы достичь общий результат. Сверстник становится предметом сравнения с собой.

Третья — внеситуативно — деловая (6 — 7 лет). В этом возрасте у детей значительнее проявляется доброжелательность и способность к взаимопомощи. К концу этого возраста у детей появляется привязанность друг к другу, и проявляются первые ростки дружбы. Дети хотят помогать своим сверстникам. [ 4., c. 172 ]

Таким образом, к концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. В то же время следует отметить, что многие современные дошкольники в большинстве случаев имеют затруднения в общении, в особенности со сверстниками.

Им с трудом удается усваивать нравственные и общественные нормы общения. Дети в современном обществе стали более эгоистичными, грубыми, капризными и избалованными. Это вносит свои коррективы в формирование коммуникативных способностей у дошкольников.

Поэтому следует достаточно пристальное внимание уделять выбору средств и методов развития коммуникативных навыков у дошкольников.

К.К. Платонов рассматривает коммуникативные способности как способности к образованию межличностных отношений, обеспечивающие успешную коллективную деятельность и нахождение в ней каждой личностью своего места, а также сплочение коллектива, способность привлекать к себе людей. [9., c. 128]

Л.А. Михайлов коммуникативные способности определяет, как способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности. [7., c.56]

Значительность процесса обучения усиливается на том основании, что не только развитие способностей, но и сам процесс развития напрямую зависит от обучения.

Как отмечает С.Л. Рубинштейн, » ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь»[11., c.151]

Существует множество разнообразных средств и методов развития коммуникативных навыков у дошкольников — это различные тренинги, мастер классы, игры и другие. Практика показывает, что самым результативным методом явлется игра.

В игре происходит формирование производственного опыта и произвольного поведения ребенка, его саморегуляция и социализация (то есть вхождение в человеческое общество). Приобщение к коммуникативной культуре — культуре общения.

Читайте также:  Новая беременность после родов, быстрая беременность после родов

В групповой игре впервые проявляются лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки.

  • Приведем пример некоторых игр на развитие коммуникативных навыков у дошкольников.
  • » Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые «
  • Цель — развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.
  • Возраст: 3 — 4 года.
  • Количество играющих: любое.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т.д.

Ход игры: воспитатель предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей.

Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей. Данная игра полезна для слишком гиперактивных или агрессивных детей. Игра поможет детям найти новые способы построения контакта со сверстниками, также детям будет легче преодолевать боязнь физического контакта посредством игры.

«Паутина» (c 6 лет)

Цели: Эта игра помогает детям познакомиться друг с другом и в ходе веселого и приятного общения занять свое место в группе. Поэтому ее хорошо использовать в начале совместной работы. Наряду с этим » Паутина » — прекрасный опыт для прочувствования сплоченности группы.

Коммуникативные навыки у детей и взрослых. Развитие навыков

Коммуникативные навыки – это совокупность способностей человека, обеспечивающих эффективное взаимодействие его с другими людьми. Эффективное общение сводится к двум основным положениям: умение правильно понять собеседника, то есть верно объяснить для себя сказанное им, и умение правильно передать информацию, то есть высказать именно ту мысль, которая была запланирована.

Коммуникация с другими людьми, то есть общение, по мнению многих психологов, например, Выготского, Эльконина, является основой развития человека и, в частности, фундаментом формирования личности.

Кроме того, общение отвечает за ряд других функций.

В их числе управление собственным поведением, реализация потребности в общении, обеспечение психологического благополучия, организация совместной деятельности с другими людьми и пр.

Коммуникативные навыки являются необходимостью для человека, живущего в социуме, поскольку ему приходится взаимодействовать с большим количеством людей, решая задачи из разных сфер жизни: от похода в магазин за продуктами до сложнейших переговоров делового характера. Также коммуникативные навыки отвечают за успешность выполнения поставленной задачи.

Низкая коммуникативная компетентность приводит к межличностным конфликтам и появлению у ребенка или взрослого чувства отчужденности, замкнутости, ненужности, поэтому развитие коммуникативных навыков важно с самого раннего детства человека.

Кроме того, существует ряд профессий, в которых общение является основным методом работы. К таким относятся профессии из сфер журналистики, психологии, педагогики, маркетинга и многих других.

К сотрудникам перечисленных сфер предъявляется требование наличия высоко развитых коммуникативных навыков.

Однако и людям, не связанным с указанными сферами, важно развивать навыки эффективного общения, которое станет основой социальной реализации, психологического удовлетворения и поможет в формировании межличностных связей.

Формирование коммуникативных навыков

Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок активно общается с родителями, сверстниками и другими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает и усваивает модель взаимодействия, также в коммуникации он обучается нормам и правилам поведения.

Ребенок активно познаёт социальный мир, и ему требуется взрослый, который объяснит закономерности этого мира, расширит представления ребенка об окружающем его пространстве. Таким образом, ребенок усваивает те образы, которые присущи взрослому, с которым взаимодействует ребенок. Он перенимает мимику, жесты, вокализации, способ говорения и мышления взрослого.

Кроме того, он копирует поведение взрослого в тех или иных ситуациях.

Также коммуникативные навыки дошкольника формируются в игровой, сюжетно-ролевой деятельности, которая является ведущей для этого возраста.

Во время игры происходит социальное, личностное и психическое развитие ребенка. В процессе игры он воспроизводит ситуации, в которых участвовали взрослые, пробует на себе их роли.

Таким образом ребенок участвует в воображаемой социальной жизни и развивает свои коммуникативные навыки.

При общении ребенок пробует различное вербальное и невербальное поведение, усваивает модели эффективного взаимодействия в различных ситуациях, учится начинать, поддерживать и завершать диалог, развивает умение выслушать другого человека, сформулировать и задать вопрос, поддержать групповую беседу и др.

Коммуникативные навыки взрослых

Начало формирования коммуникативных навыков приходится на дошкольный возраст, однако процесс их преобразования, коррекции и совершенствования продолжается и во взрослом возрасте.

Коммуникативная компетентность взрослого обеспечивается совокупностью способностей. К ним относят:

  • Способность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать их;
  • Способность спрогнозировать ситуацию общения и ее особенности;
  • Способность адекватно реагировать на критические высказывания или на провоцирующее поведение;
  • Способность следовать заданной цели коммуникации;
  • Способность аргументировать свою позицию;
  • Способность отказать, просить;
  • Способность управлять взаимодействием для получения необходимой информации от собеседника;
  • Способность оказывать и принимать внимание, сочувствие, поддержку;
  • Способность идти на контакт и правильно реагировать на попытки вступления в контакт;
  • Способность создавать атмосферу доверия и сплочённости в рабочем коллективе, в кругу семьи или друзей.

Нарушения развития коммуникативных навыков

На развитие коммуникативных навыков влияют различные факторы, среди которых воспитание, образ жизни, качество внутрисемейных отношений. Существуют нарушения в формировании коммуникативных способностей, которые могут возникать вследствие особенностей средовых воздействий. К самостоятельным нарушениям коммуникативных навыков относят:

  • Отсутствие потребности в общении;
  • Склонность к монологу вместо диалога;
  • Неспособность принимать во внимание контекст, в котором происходит общение;
  • Преобладание оценочных суждений вместо сообщения адекватной информации и др.

Нарушения коммуникативных навыков могут быть частью патологической симптоматики заболеваний или недостатка в развитии. В этом случае могут замечаться коммуникативная апраксия, нарушения общения, психотические расстройства процессов общения.

К заболеваниям, при которых характерным является наличие нарушений коммуникации, относят расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм, умственную отсталость, задержку психического развития, интернет-зависимость, зависимость от мобильных устройств и др. Люди с общим недоразвитием речи, зрения и слуха также имеют трудности в приобретении навыков успешной коммуникации.

Диагностика коммуникативных навыков

Оценка способности к эффективной коммуникации взрослых осуществляется прежде всего при подборе персонала в сферу деятельности, важным инструментом которой является общение. Предполагаемым кадрам предъявляется ряд психологических тестов для определения коммуникативных умений, общительности, организаторских способностей, отдельных компонентов коммуникативной компетентности.

Кроме того, диагностика коммуникативных навыков взрослых может осуществляться психологом при соответствующем запросе в условиях личных консультаций для решения различных проблем, при обследовании для выявления профессиональной ориентации и др.

Коммуникативные навыки детей диагностируются специалистом с целью выявить соответствие развития ребенка нормативному развитию и, при необходимости, составить программу психологической коррекции. Помимо этого, диагностика проводится для определения наиболее эффективного метода формирования коммуникативных умений у конкретного ребенка.

Например, доказано, что коммуникативные навыки дошкольников лучше развиваются в сюжетно-ролевой игре, чем в ситуации, например, учебной деятельности или личностного общения, поскольку именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а значит, именно в игре происходит эффективное научение и познание ребенком окружающего мира.

Но некоторым детям эффективней будет использовать арт-терапию или сказкотерапию.

Диагностика способности эффективного общения детей осуществляется также при наличии у них нарушений в развитии с целью выявления особенностей коммуницирования. На основе этого возможно составить план адаптации ребенка в обществе, дать рекомендации родителям, выстроить коррекционный маршрут.

Способы развития коммуникативных навыков детей

Навыки эффективного общения дошкольников проще всего развить в игре. Для этого используются дидактические и настольные игры, совместная игровая деятельность со старшими детьми, взрослыми и педагогами.

В ходе нее дети учатся межличностной коммуникации, сотрудничеству, могут выразить эмоции и снять внутреннее напряжение (например, упражнение «Рычи, лев, рычи – стучи, поезд, стучи»).

Дети преодолевают стеснительность, развивают командный дух, в них растет энтузиазм к общению и взаимодействию (например, упражнение «Волшебная палочка»).

Популярна для развития коммуникативных умений дошкольников также социоигровая методика, которая предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей. Обучающая методика направлена на развитие индивидуальных качеств детей и раскрытие их творческого потенциала.

Работа в микрогруппах состоит из нескольких этапов:

  1. Объединение в группы по различным принципам (по полу, по месяцу рождения, по цвету одежды, по считалочке и т.д.);
  2. Придумывание название команде;
  3. Назначение посыльного, который получает задание от воспитателя;
  4. Процесс групповой самостоятельной работы;
  5. Представление результатов и их совместное обсуждение.
Читайте также:  Детский аутизм: альтернативное состояние или болезнь?

Занятия для работы в микрогруппе могут быть разные. Например, в качестве задания для создания рабочей атмосферы дети могут заполнить «Карту настроения», в которой дети  отмечают, с каким настроением они пришли на занятие, рисуют солнышко, листочек или тучку.

Другой пример игры – «Пишу по воздуху». Ведущий, которого дети выбирают сами, «пишет» в воздухе цифру, букву или геометрическую фигуру, а другие дети из команды отгадывают, что было написано или нарисовано. В конце каждого занятия дети обмениваются впечатлениями.

В процессе такой совместной работы эффективно развиваются навыки сотрудничества, способность слышать другого, умение идти на контакт и другие важные составляющие комплекса коммуникативных навыков.

Способы развития коммуникативных навыков взрослых

Коррекция и совершенствование коммуникативных способностей взрослых сводится к сознательному изменению выработанных стереотипов общения. Эта работа может проводиться как самостоятельно, так и с помощью психолога.

К самостоятельным методам развития коммуникативных навыков, например, относят:

Из-за страха общения как такового, стеснительности трудно формировать коммуникативную компетентность. Стоит постепенно увеличивать количество взаимодействия с другими людьми, проявляя первым инициативу к общению.

Умение слушать – один из основных способов понять собеседника и расположить его к себе. К активному слушанию относится подержание зрительного контакта, задавание уточняющих вопросов, кивание и т.д. Выполняя техники активного слушания, можно повысить качество взаимодействия с другими людьми.

Развитие социально-коммуникативных качеств у детей 6-7 лет

Формирование
коммуникативности 
— важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же
одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного
возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль,
отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение
слушать и слышать собеседника.

Коммуникативные
навыки 
развиваются
в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх.

Вашему
вниманию, мы  предлагаем игры на развитие коммуникативных навыков.
Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения
получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека,
эмоциональной сферы.

Клеевой
ручеёк

Цель: развить умение действовать
совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить
доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель
беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть
любые препятствия.

Дети встают
друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В
таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться
и сойти со стула.

2. Проползти
под столом.

3. Обогнуть
“широкое озеро”.

4.
Пробраться через “дремучий лес”.

5.
Спрятаться от диких животных.

Непременное
условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от
друга.

Слепец и
поводырь

Цель: развить умение доверять,
помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети
разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”.

Один
закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться
различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами,
даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения.

Команды следует
отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются
ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию
игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно,
у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Волшебные
водоросли

Цель: снятие телесных барьеров,
развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый
участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми.
Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут
расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо
попросят.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении,
привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра
проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые
слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый
день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо,
благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль,
сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Подарок на
всех

Цель: развить умение дружить, делать
правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся
задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил
сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик-
Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый
ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

  • Лети, лети
    лепесток, через запад на восток,
  • Через север,
    через юг, возвращайся, сделав круг,
  • Лишь
    коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
  • Вели, чтобы…
  • В конце
    можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Волшебный
букет цветов

Цель: Учить проявлять внимание к
окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные
качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон,
вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель ( показывает
на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение,
когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не
хватает?

Дети. Цветов.

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке.
Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой
и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга?  Давайте поиграем в
«Комплименты».

Дети по
очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и
выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые
цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель
таким образом , подводит к мысли, что нужно
внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в
разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно
выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям
предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе
очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы –
попроси его.

3. Ты нашёл
на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень
обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл
в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты
потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл
в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята
играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь
делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети
играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок
плачет – успокой его.

11. У тебя
не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе
пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты
пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети
завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы
никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и
вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом?
Можно ли сказать, что Витя пошутил.

Руки
знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

  1. Цель: развить умения выражать свои чувства
    и понимать чувства другого человека.
  2. Игра
    выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на
    расстоянии вытянутой руки.

    Воспитатель даёт задания

  3. Закройте
    глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь
    получше узнать своего соседа, опустите руки;
  4. снова
    вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
  5. ваши руки
    снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят
    прощения, вы расстаётесь друзьями.

Коврик примирения

Цель: Развивать коммуникативные навыки и
умение разрешать конфликты.

Придя с
прогулки, воспитатель сообщает  детям, что два мальчика сегодня
поссорились на улице. Приглашает противников  присесть  друг против
друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь
мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении  «Как
поделить игрушку».

Изобрази
пословицу

  • Цель: развить умение использовать
    невербальные средства общения.
  • Детям
    предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:
  • “Слово не
    воробей – вылетит, не поймаешь”
  • “Скажи, кто
    твой друг и я скажу кто ты”
  • “Нет друга –
    ищи, а найдёшь – береги”
  • “Как
    аукнется, так и откликнется”

Разговор
через стекло

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся
напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно
представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной
группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне
холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Закорючка 

Цель: Развивать уважение в общении.
Учитывать интересы других детей.

Воспитатель
предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в
разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на
листе небольшую закорючку.

Затем предлагает этот лист следующему игроку,
который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или
животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую
закорючку и т.д.

В конце определяют победителя игры

Пресс-конференция

Цель: развить умение вежливо
отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ;
формировать речевые умения.

Все дети
группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной
день”,“Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из
участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) –
садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

Без маски

Цель: развить умения делиться своими
чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед
началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным,
открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все
участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое
воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

  1. “Чего мне
    по-настоящему хочется, так это…”;
  2. “ Особенно
    мне не нравится, когда…”;
  3. “Однажды
    меня очень напугало то, что…”;
  4. “Помню случай,
    когда мне стало невыносимо стыдно. Я…

Литература:

  1. Новгородцева  Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 60.
  2. Чеснокова  Е.Н.

    развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г.Москва ТЦ « Сфера» -стр 126.

  3. Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации.

    //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 61.

  4. Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 65.

  5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва « Просвещение» 1982г.

Электронная
литература:

  1. Ильясова Е.Ю. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.  
  2. Орлова Н.Ю. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Развитие коммуникативных навыков у детей-аутистов

  • Статьи
  • Начальное общее образование
  • Дошкольное образование

Психолог и коуч ICU Лариса Новицкая рассказывает о подходе к обучению детей с расстройством аутического спектра и даёт советы по их эмоциональному и социальному развитию. Все предложенные рекомендации помогают эффективно и корректно организовать процессы обучения и преодоления коммуникативных нарушений детей-аутистов.

08 мая 2018

Особенности обучения детей-аутистов связаны с психическим расстройством. Оно характеризуется разрывом связи внутреннего мира человека с внешним миром, в результате чего возникают трудности во взаимодействии и коммуникации с людьми.

Если в классе есть ребёнок с расстройством аутического спектра, учителю нужно постоянно вести индивидуальную работу по его психо-эмоциональному и социальному развитию, сотрудничать с родителями и тьюторами.

Кроме того, показывая пример чуткости и корректности, нужно проводить разъяснительную работу с классом.

«Ребенок с РАС должен обрести в школе не только знания, но и социальные навыки».

Лариса Новицкая психолог, коуч ICU

При обучении детей-аутистов нужно учитывать особенности их восприятия:

  • Отрешенность от окружающего мира, неспособность формировать социальные контакты, сильная привязанность к родителям.
  • Нарушение социальной адаптации, избегание контактов с посторонними.
  • Задержка или регресс речевого развития, расстройства речи, отсутствие в речи личных местоимений.
  • Расстройство моторики.
  • Боязнь ярких внешних раздражителей.
  • Избегание зрительных и тактильных контактов, предпочтение бокового зрения.
  • Низкая способность к обучению, отсутствие интереса к происходящему вокруг.
  • Отстутствие способностей к подражанию и приверженность стереотипной деятельности.
  • Непредсказуемая реакция на события.
  • Склонность к агрессии и самоагрессии.

Основные требования к обучению детей с расстройством аутического спектра

Дети с РАС, в зависимости от уровня интеллекта и выбора их родителей, обучаются инклюзивно, в коррекционных классах и школах, на дому и обязательно имеют индивидуальный учебный план с четким ежедневным режимом. При полной инклюзии учитель дополнительно проводит коррекционно-развивающие занятия по одной из систем: АБА, ТЕАССН, сенсорная интеграция и другие.

Познакомимся подробнее с нейропсихологическим методом О.С.Никольской и Е.Р. Баенской. Цель метода: переконструировать нарушенные системы мозга и создать компенсирующие средства. Это делается за счет опоры на сохраненные звенья.

В результате ребенок начинает самостоятельно обучаться и строить свое поведение.

В методе соблюден интегративно-модульный подход: отработка усложняющихся предметно-манипулятивных заданий с речевым сопровождением, изменением ролевого поведения и интеграция их в единое целое.

Приём «Развитие обобщения качеств»

Цель — развивать ассоциативное мышление.

  1. Учитель выкладывает перед ребенком палочки разной длины.
  2. Просит ребенка выбрать из общей груды длинные палочки.
  3. Предлагает разложить все палочки на две кучки в зависимости от их длины.
  4. Просит ребенка брать определенное количество палочек и сопровождать действие счетом вслух.
  5. Просит ребенка выбрать нужное количество палочек по определенному признаку длины и выложить их на заранее написанные на ватмане цифры.

Результат приема — развитие ассоциирования признаков длины, количества и символа.

Методы формирования навыков коммуникации имеют следующие направления:

  1. Формирование базовых коммуникативных функций.
  2. Формирование социоэмоциональных навыков.
  3. Формирование диалоговых навыков.

Варианты техник по каждому из них:

Определение принадлежности собственных вещей и использование личных местоимений

Цель — формировать умение определять принадлежность своих вещей и пользоваться собственными местоимениями.

  1. Педагог раскладывает перед ребенком несколько его личных вещей и рюкзак. Затем просит сложить в рюкзак вещи.
  2. Протягивает ребенку по очереди каждую вещь.
  3. Когда ребенок берет вещь, педагог говорит от его имени: «Моя футболка», «Мои носки». Затем просит ребенка повторить фразу, и только после того, как ребенок повторит её, педагог даёт ему в руки вещь.
  4. Педагог просит ребенка самому продолжить фразу. Педагог: Моя… Ребенок: …тетрадь.
  5. Педагог просит ребенка ответить, чья это вещь. Педагог: Чья машинка? Ребенок: Моя машинка.

Если ребенок затрудняется ответить, педагог подсказывает ему: «Моя машинка». В результате ребенок осознает свои вещи и пользуется личными местоимениями.

Умение выразить радость

Цель — формировать умение выражать радость и сообщать об этом.

  1. Педагог берет предмет, игра с которым радует ребенка. Например, это может быть игрушечный вертолет, и, становясь примерно на расстоянии трех шагов от ребенка, запускает вертолет.
  2. Улыбаясь, педагог кричит «Ура!» и хлопает в ладоши.
  3. Когда вертолет приземляется, педагог продолжает выражать радость и просит ребенка повторить свои действия.
  4. Глядя на ребенка, педагог говорит: «Весело!», «Здорово!» и просит ребенка повторить слова.
  5. Педагог повторяет ситуацию, проговаривая фразы: «Мне весело!». «Я рад!» и просит ребенка сказать эти фразы.
  6. Перед зеркалом имитирует вместе с ребенком эмоции с помощью мимики и жестов и комментирует их: «Мне весело!».

В результате ребенок начинает адекватно выражать эмоции и сообщать о них.

Формирование диалогового навыка «Правила разговора»

Цель —формировать умение соблюдать правила социального поведения при разговоре.

  1. Учитель составляет список «Правила разговора»:
    • Я называю по имени человека, с которым говорю.
    • Я поворачиваюсь лицом к человеку, с которым говорю.
    • Я смотрю на человека, с которым говорю.
    • Я стою рядом с человеком, с которым говорю.
    • Я слушаю, что мне говорят.
  2. Кладет список на стол перед ребенком и зачитывает его.
  3. Если ребенок читающий, то педагог просит прочитать ребенка, если нет — просит его повторять вслед за ним.
  4. Учитель заучивает правила вместе с ребенком и периодически их повторяет.

В итоге ребенок приспосабливается самостоятельно вести диалог.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *