Особенности питания больного ребенка: статьи педиатров и традиционный подход

Особенности питания больного ребенка: статьи педиатров и традиционный подходСафина Асия Ильдусовна — заведующая кафедрой педиатрии и неонатологии ГБОУ ДПО КГМА Минздрава России, профессор

Питание на первом году жизни ребенка программирует развитие ребенка на долгие годы, оказывает влияние на его рост, развитие и состояние здоровья. Несбалансированное питание увеличивает риск развития целого ряда заболеваний: аллергические болезни, ожирение, метаболический синдром, остеопороз и другие.

—  В чем особенности питания детей первого года жизни?

—  На первом году жизни у ребенка отмечается высокая потребность в  поступлении пищевых веществ, т.к. ребенок активно растет.

Поскольку возможность усвоения не соответствует потребностям ребенка, все компоненты питания должны быть тщательно сбалансированы, т.к.

если  ребенок не дополучит или получит в избытке необходимые компоненты питания (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и пр.) у него могут развиться различные заболевания: рахит, анемия, гипо- и паротрофия, пищевая аллергия и др.

—    В первый год жизни ребенка идет созревание желудочно-кишечного тракта. Несбалансированное питание может вызвать различные дисфункции   желудочно-кишечного тракта.

Консистенция питания также меняется: сначала ребенка кормят только жидкой пищей (грудное молоко, смесь), а с 4-6 месяцев начинают добавлять блюда и продукты прикорма.

Со второго полугодия у ребенка начинают прорезываться зубы, что также важно учитывать при подборе питания. Таким образом, питание ребенка на первом году жизни – это и наука и искусство.

  • — Каковы основные правила введения прикорма?
  • — Под прикормом подразумеваются все продукты, кроме женского молока и детских молочных смесей, дополняющие рацион пищевыми веществами, необходимыми для обеспечения дальнейшего роста и развития ребенка.
  • Расширение рациона питания ребенка вызвано необходимостью дополнительного введения пищевых веществ, поступление которых только с женским молоком или детской молочной смесью становится недостаточным.

Ребенок начинает испытывать потребность в широком комплексе минеральных веществ (железо, цинк, кальций и др.) и витаминов, нутриентах (белке, углеводах, пищевых волокнах и др.), а также поступлении дополнительного количества энергии, необходимых для его дальнейшего роста и развития.

  1. Кроме того, своевременное введение прикорма способствует формированию жевательного аппарата и адекватных вкусовых привычек.
  2. Сроки введения прикорма устанавливаются индивидуально для каждого ребенка, c учетом особенностей развития пищеварительной системы, органов выделения, уровня обмена веществ, а также степенью развития и особенностями функционирования центральной нервной системы.
  3. Здоровому ребенку прикорм начинают вводить в 5-5,5 месяцев.
  4. Первым видом прикорма должны быть не традиционно используемые в России в настоящее время фруктовые соки и пюре, а продукты с высокой энергетической плотностью — каши промышленного производства, обогащенные всеми необходимыми ребенку в этом возрасте минеральными веществами и витаминами.

В то же время поздний прикорм (после 6 месяцев) может вызвать выраженный дефицит микронутриентов (железа, цинка и др.) и необходимость быстрого введения большого ряда продуктов, что приводит к повышенной антигенной нагрузке, а также к задержке формирования навыков жевания и глотания густой пищи.

Последовательность введения отдельных продуктов и блюд прикорма зависит от состояния здоровья, нутритивного статуса ребенка и функционального состояния его пищеварительной системы.

Так, детям со сниженной массой тела, учащенным стулом в качестве первого основного прикорма целесообразно назначать каши промышленного производства, обогащенные железом, кальцием, цинком, йодом, при паратрофии и запорах — овощное пюре.

В качестве первого прикорма детям на первом году жизни следует давать безглютеновую кашу (гречневая, рисовая, кукурузная), обогащенную железом, так как первое, что может развиться у ребенка, находящегося на грудном вскармливании, во втором полугодии жизни — это дефицит железа. Далее можно вводить овощное пюре, мясо и творог с 6 месяцев, с 7 месяцев кефир.

Что касается фруктового сока и пюре, то с этими продуктами торопиться не стоит, так как они могут способствовать развитию аллергии. Соки вводят не раньше 6-7 месяцев. Сначала можно ввести яблочное фруктовое пюре, а потом сок. Что касается рыбы — здоровым детям можно с 8 месяцев, а детям, страдающим пищевой аллергией, рыбу до года не дают.

Коровье молоко до 1 года следует добавлять только в каши.

Существуют ли рекомендации в плане питьевого режима детей первого года жизни?

— Да, есть определенные правила питьевого режима.

Следует отметить, что если раньше была жесткая установка, что поить надо с самого рождения, по 5 миллилитров между кормлениями, то сейчас таких жестких установок нет.

В первые месяцы жизни ребенка грудное вскармливание полностью покрывает потребности в еде и питье. В том случае если ребенок болен: у него есть температура, рвота, понос, конечно, его надо дополнительно поить.

Объем питья зависит от того, какое время года, жарко ли в квартире, потеет ли ребенок, на каком вскармливании он находится. Малыш, находящийся на грудном вскармливании, до 6 месяцев не нуждается в допаивании! Его потребность в воде удовлетворяется за счет грудного молока.

При искусственном и смешанном вскармливании потребность в воде обеспечивается за счет жидкости, содержащейся в материнском молоке и смесях, а также за счет воды, содержащейся в продуктах прикорма. Но, в отличие от грудничков, «искусственники» должны получать дополнительную жидкость в объеме, равном одному кормлению.

В жаркое время года в рацион вводится дополнительная жидкость, при этом ориентироваться нужно на потребности ребенка.

Потребность в жидкости у детей первого полугодия жизни составляет до 120-150 мл/сут; от 6 месяцев до года – 200-300. Но это не значит, что весь этот объем должен приходиться на воду.

Вода поступает в организм в виде свободной жидкости (чая, молока, супов и других жидких блюд), в составе пищи (овощи и фрукты содержат до 90% жидкости, молоко 85%), и небольшое количество воды образуется в процессе окисления основных пищевых веществ в организме.

Какому виду вскармливания следует отдать предпочтение: естественному, искусственному или смешанному?

— Конечно, предпочтению следует отдавать грудному вскармливанию. Альтернативы грудному молоку нет, поэтому кормить грудным молоком следует до 1-1,5 лет. Грудное вскармливание с первого дня жизни снижает риск развития аллергии не только на первом году жизни, но и в дальнейшем. А с 5-5,5 мес месяцев, как уже говорилось выше,  вводятся прикормы, которые дополняют грудное вскармливание.

Гульнара Абдукаева

Питание больного ребенка

Апрель 22nd, 2016 Ольга.

Читайте также:  Д димер при беременности, димер при беременности

Пока ребенок вырастет, он переболеет разными заболеваниями не раз. Около 80% приходится на ОРВИ. Любое заболевание ( мы сейчас говорим о гриппе, ОРВИ ) характеризуется плохим самочувствием ребенка — недомогание, кашель, насморк, слабость, а может быть и кишечное расстройство. И это все влияет на аппетит ребенка. Если ребенок подхватил простудное заболевание, мамы всегда задают себе вопрос: как правильно его накормить? Правильное питание больного ребенка поможет быстрее справиться с недугом.

Во время болезни у малыша всегда плохой аппетит. На это есть физиологические причины:

  • при повышенной температуре кровообращение в желудке замедляется. т. к. организм посылает кровь к жизненно-важным органам: сердцу и легким. Процесс переваривания и усвоения пищи замедляется и ребенку нужно меньше еды, чем обычно;
  • во время болезни печень активно борется с токсинами-продуктами жизнедеятельности вирусов и распада поврежденных клеток, поэтому большой объем пищи несет дополнительную нагрузку;
  • сами токсины отравляют организм и ребенку, когда ему плохо, совсем не до еды;
  • носик заложен, горло болит, глотать трудно.

Принципы питания больного ребенка

  • Питание должно соответствовать возрасту ребенка;
  • во время болезни новые продукты не вводить в рацион питания;
  • пища должна быть щадящей -жидкой или полужидкой;
  • делать небольшие порции, если ребенок не хочет есть, а количество кормлений можно увеличить;
  • если ребенок отказывается есть, пусть больше пьет жидкости ( воду, компот, морс, отвар шиповника).

Из рациона питания в период болезни нужно исключить:

  1. Трудно-перевариваемые продукты —  жирное мясо, цельнозерновые каши, свежие овощи и фрукты.
  2. Вредные для печени продукты — жирные молочные продукты, шоколад, растительное масло, сало, кондитерские изделия.
  3. Грубые, которые могут повредить слизистую — орехи, семечки, сухари, печенье.

Полезное меню

Во время болезни ребенку нужна еда, которая хорошо усваивается ослабленным организмом.Поэтому во время ОРВИ для кормления ребенка отлично подойдет куриный бульон, овощные супы, тушеные и отварные овощи.

Чтобы избежать механического раздражения  желудка, подбирайте продукты, где содержится мало клетчатки. Какие продукты содержат мало клетчатки? Это картофель, цветная капуста, тыква, рис и манная крупа, продукты животного происхождения.

Особенно нежной клетчаткой отличается картофель, поэтому в меню чаще включайте картофельное пюре. Можно приготовить пюре с сосиской, сыром. Красиво украсить блюдо.

В питании больного ребенка должен присутствовать животный белок, т. к. он является строительным материалом для защитных антител. Им богато нежирное мясо -телятина, говядина, постная свинина. Для супов используйте вторичные бульоны из мяса индейки, кролика, грудки курицы.

Чем еще можно кормить ребенка во время болезни? Хорошо выручает йогурт, особенно домашнего приготовления, с добавлением ягод.

Варим ребенку каши: манную, из овсяных хлопьев, тоже можно добавить ягоды из варенья или размороженные.

Больной ребенок испытывает потребность в витаминах. Можно делать витаминные напитки из шиповника, ягод, варить кисель, компот из сухофруктов, ягодный морс. . Такие напитки облегчат состояние малыша, если болит горло. А вот при расстройстве пищеварения, молоко давать не стоит совсем.

Для повышения аппетита блюда желательно красиво оформить, чтобы у ребенка сразу возникло желание его съесть.

Питание выздоравливающего ребенка

После острого периода болезни наступает период выздоровления, когда малыш идет на поправку и питание в этот период играет важную роль.  Пища выздоравливающего малыша должна быть богата энергией, чтобы восстановить силы, содержать минералы и витамины, пища должна хорошо усваиваться.

Как только симптомы болезни отступят, не спешите набрасываться на ребенка с усиленным питанием, на восстановление пищеварения понадобиться еще несколько дней. Продолжайте соблюдать диету, добавляя в нее нежирное мясо и рыбу, сыр, яйца, вареные овощи и фрукты.

Идеально подойдут запеканки, пудинги, паровые котлетки, овощные супы. В рацион вводить фрукты и овощи и не забывать про кисло-молочные продукты, которые помогут восстановить нарушенную микрофлору кишечника. Пусть в этот период питание будет дробным, ребенок есть понемногу. А когда организм окрепнет, ребенок вернется к нормальному  рациону питания.

Выбираем тактику

При кормлении больного ребенка родители должны помнить, что насильно кормит ребенка нельзя!

Обеспечиваем рацион питания легко усвояемыми продуктами. Некоторым родителям трудно накормить малыша во время болезни, он категорически отказываетcя есть. Психологи советуют не превращать кормление в цирк с музыкальными номерами, чтобы ребенок съел » ну-хоть одну ложечку».

Если ребенок один раз откажется от еды, это не принесет большого вреда здоровью. Голодным он не останется, а попросит что-нибудь все-равно, когда проснется аппетит.

И не ругайте малыша, если есть он не хочет. Аппетит восстановится.

Информация с сайта: deti-i-vnuki.ru/pitanie-bolnogo-rebenka/

Питание детей с неврологической патологией

Сотрудник «Государственного педиатрического медицинского университета» г. Санкт-Петербург, подготовила статью посвященную теме питания детей с неврологической патологией. Дети с неврологической патологией часто нуждаются в постороннем уходе и кормлении. Сопутствующая гастроинтестинальная патология усугубляет нутритивный дефицит.

Оценка нутритивного статуса у детей с церебральным параличом проводится с учетом шкалы двигательной активности. Расчет питания — в зависимости от патологии. Выбор питания должен быть адаптирован к особенностям процессов пищеварения и метаболизма, что повышает эффективность лечебного процесса и реабилитации.

Предложены варианты диетической коррекции питания при пищевых ограничениях.

Дети с неврологической патологией нередко нуждаются в постороннем уходе. Особые проблемы вызывает кормление этих пациентов. Затруднения для введения пищи могут возникнуть при некоторых неврологических, гастроинтестинальных, соматических нарушениях, врожденных пороках развития и травмах пищеварительного тракта и челюстно-лицевой области.

В большинстве этих патологических состояний причиной невозможности самостоятельного приема пищи является дисфагия — затрудненное глотание, симптом заболеваний пищевода, смежных с ним органов или неврогенных расстройств акта глотания. Традиционно для питания тяжелых пациентов использовали протертую полужидкую пищу, бульоны.

Процесс кормления длителен, иногда занимает более часа за один прием пищи.

Изменение вкусовых предпочтений, капризность в питании, истощение нервной системы и наступление сна в процессе кормления, приводят к ежедневному дефициту энергии и основных нутриентов. При этом со временем прогрессирует дефицитность питания, развиваются сопутствующие гастроэнтерологические нарушения.

Нередко, с прогрессированием белково-энергетической недостаточности, идет регресс наработанных навыков, ребенок чаще и более тяжело болеет. Ситуация приобретает социальную значимость.

Частая госпитализация этих пациентов, необходимость использования для лечения банальных инфекций препаратов резерва ведут к дополнительным материальным затратам.

Читайте также:  Полезные полдники для малышей при здоровом питании, рецепты

При дефиците веса имеются сложности в дозировке специфической терапии (антиконвульсантами), которую нередко дети с органическим поражением головного мозга получают на постоянной основе. Лежачее положение, отсутствие навыка самостоятельного жевания и глотания у данных пациентов обусловливает необходимость постоянного искусственного питания.

Среди пациентов, имеющих дефицит нутритивного статуса, недостаток веса, 40% приходится на детей с неврологической патологией. Причин этому несколько.

При наличии двигательных нарушений у детей, нередко имеются нарушения и со стороны желудочно-кишечного тракта, в частности моторики ЖКТ.

В зависимости от места, характера и степени поражения центральной нервной системы дети имеют разные варианты гастроинтестинальных проявлений и выраженности дефицита питания.

Двигательные нарушения кодируются по международной шкале Gross Motor Function Classification System. Градация возможностей к движению построена по возрасту: до 2 лет, 2–4 года, 4–6 лет, 6–12 лет, 12–18 лет и по возможности передвижения для каждой возрастной группы.

Вариантов двигательной активности несколько: передвижение в поддерживающих ходунках, с помощью ручных приспособлений, с физической помощью, или на моторизированных средствах передвижения, самостоятельно в инвалидном кресле, или возит другое лицо, либо сам может ходить, использует колесные средства передвижения. Уровней двигательной активности пять:

  • 1 уровень — ходьба без ограничений;
  • 2 уровень — ходьба с ограничениями;
  • 3 уровень — ходьба с использованием ручных приспособлений для передвижения;
  • 4 уровень — самостоятельное передвижение ограничено, могут использоваться моторизированные средства передвижения;
  • 5 уровень — перевозка в ручном инвалидном кресле.
  • Оценка физического развития и оценка нутритивного статуса у пациентов с нарушениями движения проводится по центильным таблицам не для здоровых детей, а в соответствии с уровнем двигательной активности, согласно шкале GMFCS.

Измерение роста у детей, длительно находящихся в спастическом состоянии, с деформациями скелета, также затруднительно, и рассчитывается по таблицам коэффициентов, в зависимости от длины голени. Для спинальных больных применим метод Далласа-Хода.

Долженствующая масса тела вычисляется уменьшением стандартного значения на 5–10% при параплегии, и на 10–15% при тетраплегии.

В соответствии с полученными результатами диагностируется недостаточность питания, степень выраженности и рассчитывается нутритивный риск.

Дополнительное искусственное питание показано пациентам с выраженным дефицитом веса; при невозможности обеспечения более 60–80% рациона более 10 дней у детей старшей возрастной группы, более 5 дней — дошкольников и, более 3 дней детей 1 года, если общее время кормления составляет более 4 часов в день, при неадекватных прибавках роста и массы тела более 1 месяца у детей младше 2 лет и более 3 месяцев у детей старше 2 лет, потере веса более 5% на фоне терапии, снижении скорости роста более 2 см/год от долженствующего, а также, когда кормление является стрессом для обеих сторон.

Особую группу составляют дети с детским церебральным параличом и двигательными нарушениями, сопутствующими симптомами, как и у детского церебрального паралича: с поражениями головного мозга травматического и нетравматического характера; ранним аутизмом; фенилкетонурией; поражениями спинного мозга; шизофренией.

Самые тяжелые нарушения нутритивного статуса у пациентов со спастическими и атетозными двигательными нарушениями. Они, как правило, сопровождаются болевыми ощущениями разной степени выраженности, но на постоянной основе, о которых дети не всегда могут сказать.

Парезы; деформации конечностей и костей скелета и связанные с ними боли; нарушение осанки и тонуса мышц; проблемы с проглатыванием пищи; хаотичные движения конечностями, судорожный синдром сопутствуют органической патологии ЦНС. Сопутствует неврологической патологии поражение желудочно-кишечного тракта.

Дисфагия оральная, фарингеальная или эзофагеальная, более чем у 75% выявлен гастроэзофагеальный рефлюкс, более 60% страдают запорами, гипоплазия эмали, зубной кариес, аномалии прикуса, бруксизм и постоянное слюнотечение — не полный список проблем этих детей.

Искусственное питание включает в себя энтеральное и парентеральное питание, при работающем желудочно-кишечном тракте выбирают более физиологичный первый способ.

Энтеральное питание за последние десятилетия неуклонно внедряется в практику стационаров, хосписов, в домашний уход. Выбор введения питательного субстрата зависит от степени неврологического повреждения и сопутствующих гастроинтестинальных нарушений.

При невозможности естественного способа кормления, или его неэффективности, частых аспирациях выбор за введение пищи через зонд или стому.

Для определения объема питания, которое может метаболизировать пациент с неврологической симптоматикой, необходимо установить индивидуальные потребности.

Энерготраты у пациентов неврологического профиля отличаются от здоровых и зависят от уровня физической активности — или уровня двигательной активности (шкала GMFCS), особенностей заболевания и выбора терапии.

Потребности неврологического пациента отличаются от здоровых детей и общепринятых рекомендаций! Боль, тревожность, гипертермия могут повышать потребности с 7 до 66% от исходной цифры по возрасту. Наличие пролежней требует увеличения энергоценности рациона на 20%.

Реабилитационные мероприятия увеличивают потребности от 42 до 91%, поэтому, оставаясь на привычном рационе, ребенок в процессе реабилитации худеет. При этом применение седативных и блокирующих нейромышечную проводимость препаратов, обезболивание понижают потребности в энергии от 20 до 40%. Ряд антиконвульсантов увеличивают аппетит, и соответственно набор веса, а некоторые, наоборот, имеют анорексигенный эффект.

Итак, расчет потребностей для неврологического пациента лучше проводить по специальным формулам, как и оценку физического развития.

Потребности в нутриентах. Доля белка в рационе должна составлять 10–15% от всей энергоценности рациона, не менее. Возможно увеличение квоты белка до 15–20% при лечении глюкокортикостероидами, при нарушении трофики тканей — пролежнях, во время реабилитационных мероприятий.

Потребности в жидкости составляют около 1,5 мл/ккал, если нет патологических потерь (рвота, диарея…). При наличии сопутствующей бульбарной или псевдобульбарной патологии необходимо использовать загустители пищи для жидких продуктов питания.

Ряд неврологических патологий требуют в своем генезе исключения пищевых белков, как одного из патогенетических звеньев патологического процесса. В частности, самыми проблемными являются белки глютена (чаще пшеницы) и белки коровьего молока.

Что касается непереносимости глютенсодержащих белков, то эти состояния не относятся к целиакии, однако, могут сопровождать и ее тоже. Безглютеновая диета часто обсуждается в качестве перспективного дополнения к стандартной диете при аутистических расстройствах личности (РАС).

Положительное влияние безглютеновой и безмолочной диеты обеспечено за счет выявленных ранее расстройств ЖКТ, при этом достоверное улучшение коммуникативных навыков по шкалам наблюдения и диагностики аутизма. Подбор диетотерапии у таких детей индивидуален. Потенциально эффективна безглютеновая и безказеиновая диета при шизофрении, резистентной к препаратам эпилепсии.

Диета рассматривается как дополнение к основной терапии. Положи-тельная роль диетотерапии при вышеописанных заболеваниях связана с функционированием структуры «Gut-Brain Axis» — оси взаимодействия кишечника и ЦНС.

Читайте также:  Как научить детей ходить?

Глютен активирует экспрессию зонулина (белка группы гаптоглобинов, вырабатываемых в печени и тканях внутреннего эпителия), облегчает свое проникновение во внутреннюю среду организма. При этом продукт частичного расщепления глютена в ЖКТ является глютеморфин (глиадоморфин), обладающий опиоидной активностью, способный проникать через гематоэнцефалический барьер.

В условиях повышенной проницаемости слизистой оболочки кишечника и активном употреблении глютенсодержащих продуктов, опиоидное действие может активно реализовываться. Аналогичным действием обладают и продукты метаболизма казеина белка коровьего молока — казоморфины. Глютен может уменьшать содержание триптофана в ЦНС.

Триптофан является предшественником серотонина, при уменьшении концентрации последнего развиваются когнитивные и поведенческие расстройства. Также, невозможно исключить воздействие глютена на состав микрофлоры кишечника, что объясняет различие в профиле жирных кислот в кале больных аутиз- мом от такового у здоровых детей. Тем не менее, доказательная база находится в стадии накоплении материала, катанемнистических данных в настоящее время нет.

Исключение из рациона важных для детского организма нутриентов без адекватной замены невозможно.

Молочный белок может быть заменен на растительное «молоко», широко распространенное в специализированных диетических магазинах: рисовое, миндальное, кокосовое, кедровое, соевое молоко.

Для детей с нутритивным дефицитом используются специализированные смеси на основе глубокого гидролизата белков коровьего молока.

Глютенсодержащие крупы заменяются на рис, гречу, кукурузу, пшено, киноа, амарант. Для диетического разнообразия возможно использование макаронных безглютеновых изделий с растительными маслами и мясом. В виду исключения творога и сыра из рациона ребенка, замена по белковому и жировому компоненту идет за счет мясных блюд.

Таким образом, выбор диетотерапии пациенту неврологического профиля должен опираться на данные объективного исследования нутритивного статуса, способности принятия пищи и жидкости, способов доставки пищевого субстрата. Мониторинг нутритивного статуса осуществляется традиционно, как субъективно, так и объективно.

Повышение физической активности, положительный эмоциональный фон, адекватное реагирование на медикаментозную терапию по основному или сопутствующему заболеванию, возможность вертикализации и продолжения реабилитационных мероприятий отнесем к положительным моментам нутритивной поддержки.

К объективному мониторингу относится антропометрия, окружность плеча в сантиметрах, кожно-жировые складки, и данные лабораторных исследований: нормализация уровней альбумина, трансферрина, мочевины, креатинина, электролитов и глюкозы в динамике.

В то же время при наличии диетических ограничений рост и развитие ребенка не должны замедляться.

Источник: Питание детей с неврологической патологией

Завьялова А. Н.

Медицина: теория и практика том 4 № 1 2019

Организация лечебного питания в детской больнице

Б. М. Махачев, главный врач ГБУ РД «Детская республиканская клиническая больница им.Н. М. Кураева»

Б. И. Валиева, заместитель главного врача по лечебной работе

А. С. Абдулаева, врач-диетолог

Дагестан — одна из немногих территорий Российской Федерации, где сохранился положительный прирост населения по Северному Кавказу. Специализированную медицинскую помощь детям республики оказывают в ГБУ РД «Детская республиканская клиническая больница им. Н. М.

Кураева» (ДРКБ), в котором действует 28 специализированных и параклинических отделений на 905 коек и консультативная поликлиника на 300 посещений в смену.

С первых дней работы ДРКБ считалась не только головной организацией по оказанию специализированной и высокотехнологичной помощи в республике, но и основным консультативным и методическим центром для всех подразделений педиатрической службы.

Больница является ведущим медицинским учреждением по оказанию высококвалифицированной специализированной стационарной медицинской помощи. Ежегодно в специализированных отделениях больницы получают лечение более 22 тыс. детей республики.

Из года в год ДРКБ совершенствует медицинскую помощь детям, изыскивая новые формы работы, внедряя в практику достижения медицинской науки, расширяя диапазоны медицинской помощи.

На базе отделений больницы ежегодно повышают свою квалификацию по актуальным вопросам педиатрии и хирургии 180–190 врачей-педиатров и хирургов из всех территориальных медицинских объединений городов и районов республики.

Для улучшения медицинского обслуживания детского населения, повышения качества диспансерной работы, организации преемственности между специализированными отделениями медицинских организаций, осуществления контроля за лечебным процессом и наблюдением детей в республике работают 16 внештатных главных специалистов МЗ РД, которые ежегодно принимают отчеты специалистов медучреждений, вносят свои коррективы и предложения по усовершенствованию организации лечебных мероприятий.

Лечебное учреждение ДРКБ по праву считается флагманом детского здравоохранения Дагестана. В ДРКБ созданы современные отделения по оказанию специализированной педиатрической и хирургической помощи детям практически по всем нозологическим формам.

При ДРКБ функционирует пищеблок, отвечающий всем современным требованиям санитарных правил и нормативных документов по организации лечебного питания.

Мощность пищеблока рассчитана на 1000 коечных мест. В его штате один врач-диетолог и две медицинские сестры диетические.

Пищеблок представляет собой комплекс помещений, расположенных на двух этажах: на первом этаже расположены складские помещения (для хранения тары и пищевых продуктов, холодильных камер), на втором этаже — производственные цеха (для обработки сырья, заготовки полуфабрикатов, приготовления пищи), административно-бытовые помещения, комната для выдачи готовой пищи.

Все помещения пищеблока и буфетные отделений соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, прописанным в учебном пособии «Организация и госсанэпиднадзор за питанием в лечебно-профилактических учреждениях и диетстоловых» (под редакцией академика РАМН В. А. Тутельяна, Москва, 2005).

Организация диетического (лечебного и профилактического) питания в детской больнице

Одним из важных разделов лечения больных в ДРКБ является организация диетического лечебного и диетического профилактического питания. Общее руководство диетотерапией осуществляет главный врач. Прежде всего главный врач установил действенный контроль за соблюдением порядка выписки питания и за качеством готовой пищи.

Процесс назначения диетотерапии организован по следующему алгоритму: в приемном покое дежурный врач назначает лечебное питание и вносит вид диеты в историю болезни.

Лечащий врач определяет правильность назначения диеты в соответствии с антропометрическими данными, с учетом основного и сопутствующего заболевания.

В сложных клинических случаях, требующих профессиональных знаний, приглашается врач-диетолог, который разрабатывает и назначает индивидуальную диету с учетом физиологических потребностей ребенка.

Организация диетического лечебного и диетического профилактического питания в стационаре осуществляется в соответствии с действующим законодательством:

  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьи № 37 и 39.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *