1
Кударинова А.С. 1
Арбабаева А.Т. 1
Жусупбекова З.Д. 1
Садвакасова Н.А. 2
Ашимханова Г.С. 1
1 Карагандинский государственный университет им. академика Е.А. Букетова, Караганда2 Карагандинский государственный университет им. академика Е.А.
Букетова, Караганд
В данной публикации рассматривается важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов, – формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения.
Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.
Понимание особенностей детей с нарушениями зрения поможет тифлопедагогам и родителям этих детей подобрать адекватные методы воспитания, позволяющие предупредить или скоррегировать негативные проявления в развитии личности ребёнка.
лечебная физическая культурадифференцированный подход
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф.
Особенности восприятия пространства. – М., 1964.
2. Базарный В.Ф. Зрение у детей: проблемы развития. – Новосибирск: Наука СО, 1991.
3. Белос М.Е., Белостоцкая Е.Ш. Берегите зрение детей. – М., 1976.
4. Григорьева Л.П.. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1999.
5. Ковалев В.А.
Методика профилактики зрительного утомления и развитие зрительных способностей.
6. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения
Известно, что больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребёнка все его движения и предметно – практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения.
В познании окружающего мира ребёнком с глубоким поражением зрения осязание играет ведущую роль. Именно оно даёт возможность слабовидящему ребёнку получить конкретные, реальные представления о ближайшем пространстве и находящихся в нём предметах.
Тифлопедагогическая практика доказала необходимость дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников со зрительной патологией различной степени тяжести (слепые, слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией) с учётом особенностей познания окружающего мира детьми каждой из названных категорий, а также общих особенностей, присущих всем детям с нарушением зрения.
Одна из таких особенностей – дети не имеют реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Вследствие этого многие слова и выражения они усваивают механически, не понимая их смысла, не соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира. Наблюдения показывают, что при достаточно большом словарном запасе у них нет чётких, конкретных .представлений .
На коррекционных занятиях не только решаются задачи развития познавательных возможностей детей и формирования у них компенсаторных способов восприятия окружающего, но и создаётся положительный эмоциональный настрой.
Этому в значительной степени способствует то, что дети активно взаимодействуют друг с другом и педагогом.
Кроме того, они ‘являются не только наблюдателями объектов и явлений, но и непосредственными участниками практических действий с ними, что даёт им возможность чувствовать себя уверенно и комфортно.
Известно влияние зрительной патологии на психическое развитие человека, его эмоционально – волевую сферу, на имеющееся у слепых и слабовидящих своеобразие черт характера.
Понимание этих особенностей поможет тифлопедагогам и родителям этих детей подобрать адекватные методы воспитания, позволяющие предупредить или скорригировать негативные проявления в развитии личности ребёнка.
Следует знать, что в 3–5-летнем возрасте у детей с глубокой зрительной патологией наблюдается «невроз адаптации».
Это период физического и психического приспособления ребёнка к зрительной депривации, характеризуемый такими состояниями, как плаксивость, раздражительность, повышенная утомляемость.
У дошкольников с косоглазием и амблиопией помимо трудностей предметно-практической деятельности и ориентировки в пространстве, обусловленных монокулярным характером зрения, возникает чувство психологического дискомфорта.
Это связано с тем, что в период плеоптического лечения амблиопии применяется метод прямой окклюзии (выключение из акта зрения лучше видящего глаза с целью тренировки другого – хуже видящего). Дети оказываются в положении слабовидящих, а иногда и слепых с остаточным зрением, так как острота зрения хуже видящего глаза может быть очень низкой.
Е.Н. Подколзина, З.Н. Тюбекин, Г.В. Григорьева приводят данные особенностей психического и физического развития дошкольников с косоглазием и амблиопией, которые позволяют сделать вывод о необходимости проведения с ними, как со слепыми и слабовидящими детьми коррекционно-педагогической работы.
Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу.
В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия играют роль пропедевтики -подготовки детей к различным видам деятельности.
Тифлопедагог решает также задачу снятия психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного лечения.
При организации и планировании своей работы тифлопедагог руководствуется имеющимися коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями, использует также экспериментальные и авторские материалы.
Знакомство тифлопедагога с ребёнком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребёнка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт).
Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психическом развитии ребёнка, его соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии.
Это позволяет ему составить предварительное представление о ребёнке, подготовиться к общению с ним и его родителями.
Готовность ребёнка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет при этом выявление умений ребёнка пользоваться своим нарушенным (или остаточным – у слепых) зрением и уровень развития сохранных анализаторов.
При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребёнку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребёнка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность.
Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения.
Следует учитывать, что уже в процессе обследования тифлопедагог должен наладить с каждым ребёнком хороший контакт, расположить к себе, заинтересовать в занятиях. Это является одним из условий успешности коррекционной работы.
- Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми, – подготовить их к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных занятиях, к самостоятельному участию в других видах деятельности (в игре, в элементарном труде, в лечении зрения на аппаратах).
- Тифлопедагог на своих занятиях в рамках общеразвивающего обучения решает следующие коррекционные задачи:
- • формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
- • формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
- • обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно – практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.
Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов, – формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.
- В соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений (для слабовидящих детей) тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:
- • развитие зрительного восприятия;
- • развитие осязания и мелкой моторики;
- • ориентировка в пространстве;
- • социально – бытовая ориентировка.
Выделение названных видов специальных коррекционных занятий обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего. Тифлопедагог проводит также комплексные коррекционные занятия.
Они носят уточняющий, закрепляющий, обобщающий характер. Их содержание предполагает использование детьми определённых навыков по всем видам коррекционных занятий.
Другой вид комплексных занятий, – в которых одновременно могут принять участие, например, тифлопедагог, воспитатель, логопед.
Закрепление материала предыдущих занятий (игры и упражнения, предполагающие самостоятельную деятельность детей).
Преподнесение нового материала (показ и объяснения тифлопедагога, совместное выполнение незнакомых детям или трудных для них действий).
Физкультминутка (упражнения для снятия зрительного утомления). В зависимости от сложности заданий, от интенсивности зрительной нагрузки проводят иногда не одну, а две физкультминутки.
Закрепление нового материала (игры и упражнения, предполагающие частичную или полную самостоятельность детей).
Заключительная часть (подведение тифлопедагогом итогов занятия, оценка деятельности детей).
Построение коррекционных занятий по вышеназванным программам предоставляет тифлопедагогу возможность организовать их в четкой, логически обоснованной последовательности с постепенным усложнением. Распределение программного материала по годам обучения позволяет осуществлять коррекционное обучение с учётом возраста детей.
Библиографическая ссылка
Кударинова А.С., Арбабаева А.Т., Жусупбекова З.Д., Садвакасова Н.А., Ашимханова Г.С. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ // Научное обозрение. Реферативный журнал. – 2016. – № 1. – С. 21-23;
URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=640 (дата обращения: 08.11.2021).
Дети с нарушением зрения
Дети с проблемами остроты зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению, чем те, кто видит хорошо. Прежде всего, это проявляется компенсаторным развитием других органов чувств, позволяющих познавать мир – осязания, слуха. В зависимости от степени ослабления зрения методики донесения знаний до них будут различаться.
Виды нарушений зрения
Нарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера.
Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (пример – косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.).
Органические же поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).
Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и др.
По причине, вызвавшей нарушения зрения их классифицируют на:
- Врожденные – если повреждающий фактор действовал в период внутриутробного развития плода (чаще инфекции и метаболические расстройства);
- Наследственные – когда заболевание глаз передается из поколения в поколение (например, дальтонизм, катаракта, глаукома и др.);
- Приобретенные – если причина действовала после рождения ребенка (инфекции, травмы и др.).
По степени снижения остроты зрения детей разделяют на слабовидящих, с остаточным зрением или тотально слепых.
Особенности развития детей с нарушениями зрения
Благодаря зрению человек получает до 90% информации об окружающем мире. Поэтому, когда этот орган чувств выпадает, информация к ребенку преимущественно поступает через слух и осязание.
Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются несколько иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы.
В воспитании таких детей важную роль играет регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.
Снижение остроты зрения кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Слепые дети могут неправильно понимать слова, так как слабо соотносят их с реальными предметами, которые эти слова обозначают.
Огромную роль в развитии детей с нарушением зрения играет физическая активность.
При воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют зрение.
Важно учитывать рекомендации офтальмолога и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей. Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках.
Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.
Подбирать игрушки для маленьких детей с плохим зрением нужно крупные, яркие, с фактурной поверхностью (стимулирует развитие осязания и остаточное зрение), особенно интересны им музыкальные игрушки и те, которые издают определенные звуки.
В семье слабовидящий ребенок должен быть вовлечен в процесс реализации внутрисемейных обязанностей и выполнять их по мере возможности. Не нужно ограничивать его контакты с нормально-видящими детьми.
Психофизическая характеристика детей с нарушением зрения
В развитии слепого дошкольника можно выделить 3 общие закономерности:
- Такой ребенок несколько отстает в физическом и умственном развитии по сравнению со зрячим сверстником, так как активность в отношении освоения окружающего мира у него ниже;
- Периоды развития слепого ребенка не совпадают с таковыми у зрячих. Это происходит до тех пор, пока другие органы чувств не выработают механизмы компенсации отсутствия нормального зрения;
- Для развития слепого ребенка характерна диспропорциональность – одни стороны личности развиваются быстрее (речь, мышление), а другие – медленнее (овладение пространством, движения).
Важная характеристика детей с нарушениями зрения – из-за недостаточного развития координации движения слепые дошкольники неуклюжие и недостаточно уверенные.
Так, при врожденной слепоте отставание в формировании навыка ходьбы может составлять 2-3 года.
Импульсивность дошкольников на том же уровне, что и зрячих, но ввиду отсутствия достаточной координации импульсивность проявляется резче и ярче.
Профилактика нарушений зрения у детей
Чтобы надолго сохранить хорошее зрение, необходима профилактика его нарушений у детей. Заниматься этим следует с первых месяцев жизни малыша. Так, первый визит к офтальмологу здоровый ребенок должен совершить вместе с мамой в возрасте 1 месяца.
Врач осуществит диагностику возможных врожденных проблем с органом зрения и даст рекомендации по профилактике нарушений зрения у детей. В возрасте 2-3 лет можно уже проверить по специальным таблицам остроту зрения.
Ранняя диагностика позволит избежать в будущем многих проблем с учебой в школе.
Обучение детей с нарушениями зрения должно учитывать рекомендации окулиста. Абсолютно слепые дети могут посещать специализированные детские сады и обучаться в школах-интернатах для слепых и слабовидящих. Возможно получение среднего образования на домашнем обучении. При остаточном зрении обучение детей с нарушениями может проводиться с применением специального оборудования и пособий.
Если ребенок умеет читать, он должен обязательно соблюдать правила гигиены чтения – не читать лежа, делать перерывы около 3-5 минут, выполняя специальную гимнастику для глаз. Также врачи рекомендуют ограничить просмотр телевизора и время компьютерных для игр.
Особенности развития детей с нарушением зрения
Принимая за основу степень нарушения функции зрительного анализатора, детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих.
Слепые дети— дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков).
Слепота— это двусторонняя неизлечимая потеря зрения.
Различают разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение и цветоразличение); практическая слепота, при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры, силуэты и цвета предметов непосредственно перед глазами. Большинство слепых детей имеют остаточное зрение.
Отсутствие возможности визуально (с помощью зрения) воспринимать признаки предметов и явлений, ориентироваться в пространственных признаках объединяет их чувственный опыт, а следовательно, нарушает взаимодействие сенсорных и интеллектуальных (отвлеченно-логических) функций, сдерживает развитие образного мышления.
Для слепых детей характерна своеобразная ориентировочная реакция на звук. У зрячих детей в раннем возрасте звуковые раздражители имеют важное ориентировочное значение, однако в дальнейшем, в связи с активизацией функции других, анализаторов оно постепенно ослабляется.
У слепых детей ориентировочная реакция на звук сохраняет свое значение и даже усиливается, так как звуки — основной фактор их ориентировки.
Глубокие дефекты зрения отрицательно влияют на формирование двигательных навыков слепорожденного ребенка, приводят к резкому ограничению двигательных функций у слепых детей.
Развитие высших форм познавательных процессов (внимание, логическое мышление и речь, память) у слепорожденных детей практически протекает нормально.
Вместе с тем нарушение взаимодействия чувствительных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии их мыслительной деятельности.
У слепых детей с большим трудом формируется правильное соотношение между накопленными словесными (отвлеченными) знаниями и конкретными представлениями. Они легче усваивают отвлеченные понятия, нежели слова с конкретным значением.
Потеря зрения оказывает влияние на своеобразие эмоционально-волевой сферы и характера. Трудности в учении, игре, овладении профессией, бытовые проблемы вызывают сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения проявляется в неуверенности, пассивности, склонности и самоизоляции, в других-в раздражении, возбудимости и даже агрессивности.
Воспитание ребёнка нельзя откладывать ни на час, ни на день. Это непрерывный процесс, и здесь нет и не может быть мелочей или отдыха. Каким вырастет человек — трудолюбивым или ленивым, добрым или злым, отзывчивым или эгоистичным — это в огромной степени зависит от родителей.
- Гуманистические принципы отношений взрослых и детей.
- Принцип равенства: мир детства и мир взрослости – совершенно равноправные части мира человека, их достоинства и недостатки дополняют друг друга.
- Принцип диалогизма: мир детства представляет собой особую ценность для взрослых – целостный диалог двух миров означает учебно-воспитательный процесс, в котором обучение представляет собой движение содержания мира взрослости в мир детства, а воспитание, напротив, движение содержания мира детства в мир взрослости.
- Принцип сосуществования: мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, ненавязывания друг другу своих ценностей и законов, любая акция взрослых или детей не должна наносить ущерба другим.
Принцип свободы: предоставление миру детей полной свободы в выборе собственного пути. Взрослые обязаны сохранять жизнь и здоровье детей.
Принцип соразвития: процесс развития мира детей идет параллельно развитию мира взрослых, аномалией процесса развития является остановка самоактуализации как ребенка, так и взрослых.
Принцип единства: мир детства и мир взрослых не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей.
Принцип принятия: особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть. Отношения могут складываться только на безоговорочной любви. Ненависть может проявляться лишь в отношении поступка, но не человека, ибо человек больше, чем его негативный поступок.
Особенности развития детей с нарушением зрения
Родившись, кроха попадает в чарующий и магический мир ярких красок, звуков, движений, запахов и тактильных впечатлений. Именно эти ощущения являются основной базой его развития.
Доказано, что основная информация детьми усваивается до трех лет, к тому же, около 90% этой информации малыш получает с помощью зрения. К сожалению, сегодня в нашей стране можно встретить очень много детишек с нарушением зрения.
Сейчас уже никого не удивляет детская близорукость, дальнозоркость, косоглазие, амблиопия или катаракта, способная уже в молодом возрасте привести к слепоте.
Чаще всего, дети с нарушением зрения попадают впервые на прием к врачам-офтальмологам только в школьном возрасте. И это не смотря на то, что проблемы со зрением у них возникают в довольно раннем возрасте. Вот почему так важна своевременная диагностика глазных заболеваний.
К характерным особенностям детей с нарушением зрения относятся вторичные отклонения в их физическом и психическом развитии.
Малышу, который получает нечеткую зрительную информацию об окружающем его мире, присущи: пониженная двигательная активность, неуверенность в своих движениях, нарушения точности, координации и темпов движения, а также нарушения осанки.
У таких детишек, как правило, ослаблено воображение, восприятие и наглядно-образное мышление. Именно поэтому, работа с детьми с нарушением зрения требует дополнительных сил, знаний и опыта.
Особенности правильного воспитания детей с нарушением зрения
Воспитание детей с нарушением зрения – одно из самых сложных занятий, ведь здесь нужны знания специальных методов обучения и особенностей развития слабовидящих детей. В семье такие дети, как правило, не могут получить всех необходимых навыков для познания окружающего мира, что значительно тормозит как общее, так и психологическое их развитие.
Когда проверка зрения у детей показывает, что у ребенка присутствует та или иная патология, его родители переживают сильнейшее потрясение и не могут оказать малышу необходимую педагогическую и психологическую помощь.
И в этом нет ничего удивительного, ведь они совершенно не знакомы с особенностями восприятия детей с нарушением зрения, а также с тонкостями воспитания и обучения таких детишек.
Следует сказать, что одной из основных характеристик детей с нарушением зрения является отличие их психического развития от психического развития здоровых детишек.
Как правило, серьезность отклонения от нормы напрямую зависит от возраста, в котором начали проявляться проблемы со зрением, и от степени нарушения зрения. Особенно тяжело ребенок переносит неудачные попытки своего лечения.
Но самые большие проблемы возникают у тех детишек, которые страдают проблемами со зрением с первых дней своей жизни.
Наряду с физическими проблемами, у ребенка могут возникнуть сложности, связанные с чрезмерной опекой родителей или, наоборот, с их безразличием. Кроме этого, слабовидящий ребенок страдает от ограничений в движении, которые ведут за собой проблемы в общении со сверстниками.
Еще одна проблема в воспитании детей с нарушением зрения – их плохая способность приспосабливаться ко всему новому. Иногда, все это дети начинают компенсировать повышенной красноречивостью.
Но, как правило, они не способны понять смысл тех слов, которые они произносят. Именно поэтому так важно дать ребенку правильный пример. Записывайте малыша в кружки, соответствующие его интересам.
Там он сможет научиться адаптироваться в новых условиях.
Слабовидящий ребенок испытывает трудности с концентрацией на том или ином предмете. Поэтому у них очень часто слабо развита зрительная память. Но, несмотря на то, что такие детишки намного медленнее запоминают информацию, она остаются у них в памяти довольно большой промежуток времени.
Как бы там ни было, плохое зрение совершенно не влияет на темперамент, целеустремленность и характер малыша. Как правило, такие дети умеют побороться за себя, поэтому в будущем часто многого добиваются. Поэтому родителям не стоит «опускать руки», узнав, что у их ребенка проблемы со зрением. Ведь правильное воспитание непременно сделает из него успешного человека!
При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии слепого дошкольника можно отметить три характерные особенности.
Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития [3].
Многие педагоги прошлого отмечали безынициативность, пассивность слепого ребенка. «Чем позже произошла потеря зрения, тем сильнее связанная с ней психологическая травма. Потеря или нарушение зрения нередко порождают равнодушие не только к общественной, но и к личной жизни» [5].
Вторая особенность развития слепого ребенка состоит в том, что периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.
Третьей особенностью развития слепого ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения речь, мышление и т. д.
, развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно движения, овладение пространством.
Следует отметить, что неравномерность развития слепого ребенка проявляется более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном [6].
При анализе истории развития ребенка следует обратить особое внимание на его социальную зрелость, имеющую огромное значение в процессе абилитации.
Социальная зрелость такого ребенка в ранний период развития тесно связана с его биологическим созреванием, особенно с двигательным развитием и мануальной деятельностью рук.
Поэтому при обследовании детей раннего возраста следует обращать особое внимание на уровень их двигательного развития и уровень сформированности коммуникации.
Слепота теряет свои позиции перед широким фронтом атакующих знаний, умений и навыков. Наблюдения за познавательной деятельностью инвалидов по зрению и материалы специальных исследований показывают, что основные признаки предметов и явлений доступны познавательным возможностям слепых.
Например, незрячий, взяв в руки предмет (портфель), мгновенно скажет, что это такое. Без труда он определит основные признаки предмета: форму, размеры, вес, материал, характер поверхности. За полем восприятия окажется цвет портфеля, однако этот пробел не имеет существенного значения [12].
И.М. Сеченов писал: «Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки» [13]. А если к этому добавить слух, обоняние, вкус и остаточное зрение, то окажется, что незрячие в принципе обладают познавательными возможностями, близкими к возможностям зрячих [14].
Прикасаясь к предметам, незрячий воспринимает их разнообразные признаки и свойства: величину, упругость, плотность, температуру, расстояние и скорость, вес, форму и т. д.
«Зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих его предметов; поэтому он не развивает драгоценной способности руки давать ему те же самые показания, а слепой к этому вынужден, и у него чувствующая рука является действительным заместителем видящего глаза» [15].
В развитии детей с нарушениями зрения коммуникация, общение и речь играют особую роль. Степень сформированности этих сторон психической деятельности ребенка свидетельствует об уровне его социального развития.
Важное значение, в процессе исследования также занимает изучение речи: оценка ее выразительности, эмоциональности, а также оценка мимики, жеста, позы в момент общения.
Детям с нарушением зрения свойственна меньшая познавательная активность. В связи с этим в тифлопедагогике существует практический принцип, отводящий значительно больше места педагогической помощи детям, а психолог должен выяснить, насколько ребенку свойственны интерес и внимание к окружающим предметам, лицам, к овладению простейшими нормами социального поведения.
Проблема социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей с недостатками зрения является определяющей в их абилитации.
Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения с детьми и взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми, неумение пользоваться современной бытовой техникой, приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе, затрудняет интеграцию в массовые учебные заведения [20].
В последние годы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения больше всего внимания уделялось развитию познавательных процессов, что привело к значительным успехам интеллектуального развития детей, но ослабило их социальную адаптацию. Зависимость от взрослых и товарищей, боязнь новых условий и перемен, отстранение от общества — вот то, что формируется при отсутствии должного внимания к социализации детей с нарушениями зрения с раннего возраста.
Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания
Зрительная информация составляет около 90 % информации, поступающей в кору больших полушарий мозга человека. В отличие от других сенсорных систем, зрительный анализатор генетически развивается в тесной связи с мозгом.
С первых дней жизни ребенка зрение тесно связывается с осязанием, слухом, обонянием и другими видами чувствительности.
В результате образуются сложные динамические системы связей, являющиеся чувственной основой всей психической деятельности и ориентации ребенка в пространстве.
При нарушении или недоразвитии зрения значительно обедняется информация, поступающая в кору больших полушарий мозга. Снижение потока зрительных импульсов, поступающих в мозг с сетчатки глаза, ведет к изменению функциональной деятельности коры: отмечается снижение или полное исчезновение в затылочной области, так называемого альфа-ритма, перестраивается вся корковая нейродинамика.
- В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очков) выделяются: слепые и слабовидящие.
- Среди лиц, относящихся к категории слепых, принято выделять:
- – абсолютно или тотально слепых;
– частично или парциально слепых, имеющих либо светоощущения (способность различать свет и тьму), либо формальное зрение (возможность различения формы предмета, т.е. выделения фигуры из фона).
Критической чертой является острота зрения, составляющая 0,04 по таблице Сивцева. Если острота зрения превышает этот уровень, зрительная система функционально развивается. Если острота зрения оказывается ниже этой границы, то человек не может использовать зрение функционально.
Среди причин слабовидения нужно отметить следующие: аномалии рефракции; патология хрусталика (помутнение – катаракта); патология сетчатки (дистрофии, дегенерации, отслойка сетчатки); патология глазодвигательного аппарата (косоглазие, нистагм).
Для подавляющего большинства видов спорта ведущим анализатором является зрительный.
С помощью органов зрения спортсмен воспринимает окружающую обстановку, действия соперника, анализирует свое отношение к окружающим условиям, ориентируется в пространстве, осуществляет текущий и конечный контроль за результатами своих действий.
С помощью зрительных восприятий создаются возможности познания размеров, цвета, расстояний и скоростей движений предметов и их взаимных (относительных) расположений.
Сказанное позволяет говорить, что зрительной системе при занятиях спортом приходится решать главным образом метрические задачи, то есть производить оценку пространственно-временных параметров визуально фиксируемой ситуации: размеров, расстояний, скоростей, углов, амплитуд, соотношений ее элементов. Патология зрительного анализатора и сопутствующие отклонения в состояния здоровья неблагоприятно сказываются на развитии двигательной функции.
Люди с нарушениями зрения менее физически дееспособны, у них преобладает вынужденная статическая поза с низко опущенной головой при выполнении определенной деятельности. При такой осанке изменяется ритм и глубина дыхания, напрягаются мышцы спины и шеи, что способствует сдавливанию сосудов, питающих головной мозг.
Низкая острота зрения замедляет скорость выполнения задания, приводит к быстрому утомлению, а затем снижению работоспособности.
Снижение двигательной активности слабовидящих ведет к ухудшению физического развития и подготовленности, провоцирует возникновение ряда хронических заболеваний или усугубляет имеющиеся.
Существенные изменения в двигательной функции приводят к нарушению ориентировки в пространстве, что проявляется в снижении быстроты, координации, точности, темпа, соразмерности движения, овладения такими движениями, как ходьба, бег.
Нарушение зрения влечет за собой особенности в физическом развитии данной категории людей. В зависимости от локализации недуга нарушенными могут быть как основные свойства нервных процессов, так и отдельные функции организма, которые влекут за собой значительное отставание физического развития.
Показатели развития людей с нарушениями зрения ставятся в обратно пропорциональную зависимость от уровня сохранности зрительной системы: чем больше поражена зрительная система, тем ниже показатели развития.
Между тем, исследования показали, что благодаря занятиям физической культурой происходит улучшение кровообращения в тканях глаза, а это, в свою очередь, активизирует обменные и трофические процессы, препятствует прогрессированию и обострению глазного заболевания, оказывает благоприятное влияние на органы зрения в целом.
Характерные особенности развития людей с нарушением зрения. Первая, заключается в некотором общем отставании развития слабовидящего человека по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира.
Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. И хотя возрастная динамика физического развития у слабовидящих детей в принципиальных чертах сохраняется, его уровень значительно отстает от нормы.
В школьном возрасте слабовидящие дети отстают от своих нормально видящих сверстников в весе (от 3 до 5 кг), росте (от 5 до 13 см), в показателях окружности грудной клетки (до 4,7 см).
Заметное отставание от нормы отмечается и в развитии жизненной емкости легких (ЖЕЛ): в среднем у детей 10–12 лет с нарушением зрения она составляет 1,6 см3, тогда как у нормально видящих – 1,8 см3.
Вторая особенность развития слабовидящего состоит в том, что периоды его развития не совпадают с периодами развития зрячих.
До того времени, пока слабовидящий человек не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, и они будут развиваться медленнее.
Выпадение или глубокое нарушение функций зрительного анализатора приводят к некоторому усилению тормозного процесса: снижение скорости выработки условных рефлексов, замедление выработки дифференцировок и переделки сигнальных значений условных раздражителей на противоположные (Л.Р. Макина, 2013).
Третьей особенностью развития слабовидящего является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т.д.
), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие – более медленно (движения, овладение пространством).
Прежде всего, страдают функции, тесно связанные со зрением, в особенности восприятие предметов и явлений действительности, ориентации в пространстве, формирование представлений и измерительных действий.
Слабость мышечного корсета приводит к появлению боковых искривлений позвоночника, лордозов и кифозов. У слабовидящих детей нарушение осанки отмечается значительно чаще, чем у учащихся массовых школ.
Если у нормально видящих детей нарушение осанки наблюдается в среднем у 29 %, у слабовидящих детей этот показатель составляет от 41 до 51 %, для слепых – от 50 до 80 %. У детей с нарушением зрения наблюдается усиление грудного кифоза и уплощение поясничного лордоза.
Такие отклонения в состоянии здоровья связаны со слабым физическим развитием данной категории людей, малой двигательной активностью. Наряду с нарушением осанки, у слабовидящих выявлен большой процент – до 53,8 % – деформаций стоп.
При нарушении осанки и деформации позвоночника грудная клетка видоизменяется, что приводит к заболеваниям сердечнососудистой системы, изменению ритма сердечных сокращений, частоты пульса и кровяного давления, а также к отклонению в работе органов дыхания. Данные патологии относятся к вторичным отклонениям.
Зрительный дефект вносит дискоординацию, нарушает свободу движений. У слабовидящих отмечается ухудшение сократительных свойств мышц, мускулы конечностей и туловища становятся слабыми, они быстро устают даже после непродолжительной ходьбы. Тонус мышц и уровень мышечного сокращения нижних конечностей у слепых ниже, чем у нормально видящих, и с возрастом эта разница увеличивается.
Слабовидящие люди отстают от нормы по показателям подвижности в суставах, мышечной работоспособности, точности движений.
Наибольшее отставание у лиц, имеющих дефект зрения, проявляется в развитии силовой выносливости мышц, координации движений, скорости движений. В показателях гибкости на 12–15 % слабовидящие уступают нормально видящим сверстникам.
Показатели устойчивости тела (равновесия) у лиц с нарушением зрения отстают от нормы в 1,5–2 раза, особенно ярко это проявляется в возрасте 16 лет.
Примерно у 36,6 % слепых и слабовидящих, помимо заболеваний глаз, имеется патология других органов и систем.
Это: заболевания нервной системы – 36,2 % (дебильность, эпилепсия, ночной энурез и другие); опорно-двигательного аппарата – 23,4 % (сколиоз); болезни верхних дыхательных путей – 11 % (хронический тонзиллит, гайморит, ринит и другие); органов дыхания – 6,6 % (хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма); пищеварительной системы – 4,5 % (хронический гастрит, дискинезия желчных путей и другие); врожденные пороки (сердца, аорты, кривошея, косолапость) – 7,3 %. Практически у каждого третьего, страдающего сопутствующей патологией, последняя является врожденной и сочетается с врожденным заболеванием глаз.
Любой дефект, следствием которого является нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма.
Компенсаторная перестройка у слабовидящих происходит как за счет использования других сенсорных функций (слуховая, тактильная, мышечная и другие виды чувствительности), так и за счет использования высших форм познавательной деятельности.
В результате этого возникают различного рода замещения и перестройки, способствующие восстановлению, исправлению недоразвитых функций. Огромную роль в компенсации дефектов зрения играет сознание.
Осязание компенсирует познавательные и контролирующие функции деятельности слепых.
Конечно, полное возмещение утраченных функций невозможно, так как, во-первых, кожные и мышечно-суставные ощущения отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, во-вторых, осязательное поле ограничено зоной действия рук и восприятие протекает более длительно, чем зрительное.
Но осязание даёт слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие с окружающей средой, а культура осязания является одним из основных средств компенсации слепоты.
Спортивная деятельность связана с необходимостью длительное время поддерживать работоспособность, т.е. проявлять выносливость, которая у данной категории людей лимитирована различными нарушениями и сниженной двигательной активностью.
Уровень специальной выносливости лиц с нарушением зрения определяется не только степенью развития вегетативных функций, обеспечивающих движение, но и стабильностью координационной выносливости, выступающей как фактор устойчивости против утомления нервно-моторных функций управления движениями.
Люди с нарушениями зрения в большинстве своем чувствительны даже к небольшим отклонениям кровообращения мозга, а силовые упражнения сопровождаются большими перепадами артериального давления, связанными с задержкой дыхания и натуживанием.
Для нейтрализации этих негативных явлений на занятиях у людей со зрительной патологией силовая нагрузка должна составлять не более 50 % от максимального веса и подъем снарядов (гантели, гриф штанги и т.п.
) следует выполнять на фазе вдоха, что автоматически исключает задержку дыхания и натуживания.
Элементарные формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими способностями и техническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для конкретного вида спортивной деятельности.
Однако лиц с нарушением зрения как минимум один или несколько факторов имеют дефектную основу и поэтому тормозят развитие скоростных способностей. Это обстоятельство требует поиска средств и методов их развития с учетом первичного дефекта, состояния опорно-двигательного аппарата, сохранности сенсорных систем и психических функций.
Поэтому развитие скоростных способностей необходимо проводить дифференцированно, совершенствуя отдельно независимые формы их проявления.
Координационные способности являются важным фактором достижения высоких спортивных результатов. Но отсутствие достаточного расслабления приводит к мышечной скованности, что мы можем наблюдать у людей с нарушением зрения. Из-за дефекта зрения они боятся выполнить двигательное действие, тем самым выполняя все в скованном состоянии.
Избыточная напряженность мышц у лиц с нарушением зрения связана с влиянием основного дефекта и нарушения управления произвольными движениями, эмоциональной и психологической скованности.
Однако отсутствие или недостаточный контроль за движениями со стороны зрительной системы компенсируется тем, что в процессе тренировки работа проприоцептивной чувствительности становится настолько точной и дифференцированной, что может протекать без зрительного контроля.