Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста

Решаем вместе

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

  • Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста
  • Добро пожаловать на страничку
  • муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
  • «Детский сад № 26 «Жемчужинка»  города Смоленска
  • Мы рады виртуальному общению с Вами.

Предлагаем Вам познакомиться с организацией работы дошкольного учреждения, с особенностями образовательного процесса. Наш сайт в первую очередь адресован тем, кто заинтересован в развитии своего ребенка, кто готов поделиться опытом и рассказать о трудностях воспитания и обучения дошкольника, кто желает сотрудничать с квалифицированными специалистами.

Нам есть чем гордиться, нам есть к чему стремиться. Дошкольное учреждение, как динамичный организм, находится в процессе постоянного развития, реагирует на все изменения современного общества.

Этот процесс не только обогащает деятельность ДОУ в целом, но и ставит перед нами вопросы, рождает новые проблемы. Создавая единое образовательное пространство, мы находим пути решения и реализации поставленных задач.

Режим работы: понедельник-пятница с 7.00 до 19.00, кроме выходных и праздничных дней.

Заведующий: Лукьянова Зоя Сергеевна

График работы заведующего:Понедельник — пятница: 09.00 – 17.30

13.00-13.30 перерыв для отдыха и питания

Электронный адрес: mdou26sml@mail.ru

Учредителем и собственником имущества Детского сада является город Смоленск. Функции и полномочия учредителя в отношении Детского сада осуществляются органом местного самоуправления – Администрацией города Смоленска.

Место нахождения Учредителя: 214000, Российская Федерация, Смоленская область, город Смоленск, улица Октябрьской Революции, дом 1/2. сайт в интернете: http://smoladmin.ru ; e-mail Администрации города Смоленска: smol@smoladmin.ru ; телефоны: 38-43-01, 35-05-22.

МБДОУ  «Детский сад № 26 «Жемчужинка»: 214000, Рабочий переулок, 2,

тел.: 38-30-81, 38-42-07

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт

Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста

Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста

Картотека: 52 подвижные игры для старшей группы

Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста

Картотека подвижных игр — старшая группа.

Игры с бегом

Игры с бегом развивают ловкость, внимание, быстроту. Нравятся всем детям.

«Ловишки»

Цель: развивать увертливость, ловкость, быстроту.Ход игры:

Дети выстраиваются за чертой на одной стороне площадки. Они должны добежать до противоположной стороны так, чтобы ловишка, стоящий посередине, их не поймал. Кого осалят, считается пойменным. После 2-3 пробежек пойманные подсчитываются. Выбирают нового ловишку. Подробнее.

Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста

«Ловишка, бери ленту»

Цель: развивать у детей ловкость, сообразительность. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле и в построении в круг.

ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!

Подробнее на странице: https://academy.multi-mama.ru/product/multi-predlozhenie/

Ход игры:

Играющие строятся по кругу, каждый получает ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга — ловишка.

По сигналу «беги» дети разбегаются, а ловишка стремится вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки отходит в сторону. По сигналу «Раз, два, три, в круг скорей беги», дети строятся в круг.

Ловишка подсчитывает количество ленточек и возвращает их детям. Игра начинается с новым ловишкой.

Правила: Ловишка должен брать только ленту, не задерживая играющего. Играющий, лишившийся ленты, отходит в сторону.

Варианты: выбрать двух ловишек. У присевшего играющего нельзя брать ленту. Играющие пробегают по «дорожке», «мостику», перепрыгивая через «кочки».

«Уголки»

Цель: учить детей перебегать с места на место быстро, незаметно для ведущего. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Ход игры:

Дети становятся возле деревьев или в кружочках, начерченных на земле. Один из играющих, оставшийся в середине, подходит к кому – либо и говорит: « Мышка, мышка, продай мне свой уголок». Та отказывается.

Водящий идёт с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а водящий в середине старается занять место одного из перебегающих.

Если это ему удастся, оставшийся без уголка становится на середину.

Варианты: если водящему долго не удаётся занять место, воспитатель говорит: «Кошка!». Все дети одновременно меняются местами, водящий успевает занять уголок. Нельзя долго стоять в своём уголке.

«Парный бег»

Цель: учить детей бегать в парах, не расцепляя рук, огибать предметы. Развивать ловкость, внимание.

Ход игры:

Дети стоят в колоннах парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки поставлены предметы (кегли, кубы и т. д.), по числу звеньев. По сигналу воспитателя первые пары детей, взявшись за руки, бегут до предметов, огибают их и возвращаются в конец своей колонны. По следующему сигналу бегут вторые пары. Пара, разъединившая руки, считается проигравшей.

Варианты: бежать с захлёстом голени. Бег между предметами змейкой до ориентира.

" Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста

  • «Роль подвижной игры
  • в развитии детей дошкольного возраста»
  • «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, 
  • понятий об окружающем мире».

В.А.

Сухомлинский

Физиологи считают, движение — врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно важно в раннем детстве, когда формируются все основные системы и функции организма.

Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Недаром говорят: движение – это жизнь и эффективное лечебное средство. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.

Движение – это важное средство воспитания, игры дают детям яркие минуты общения, развивает опыт поведения.

Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни дошкольника и является главным средством воспитания.

Среди всего многообразия игр, следует особо выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели.

Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.

Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии.

Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, развивают волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения.

  1. Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры,  запоминают правила,  обладают пространственной терминологией, учатся осознаннодействовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия,
  2. мышление, воображение, формируются социальные качества.
  3. Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания.

Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.

Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми.

Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение  их формирует волю,  развивает самообладание, выдержку, умениеконтролировать свои поступки, свое поведение.

В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.

Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях.

Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.

Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество –  важнейшие факторы оздоровления.

Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции, усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.

Мы в своей работе используем подвижные игры повседневно: и в организованной деятельности, и в режимные моменты, и на прогулке в каждой возрастной группе.

Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях.

Оптимальная двигательная активность в условиях свободного двигательного режима, а также ежедневное закаливание — одно из ведущих условий и средств формирования здорового образа жизни. Программа строится на основе принципа естественного стимулирования двигательной и интеллектуальной активности ребенка с учетом преемственности.

  • Ведущие позиции программы физического развития детей по программе «Детский сад – Дом Радости»:
  • Первая позиция — четкое, но гибкое выполнение режима дня в зависимости от состояния здоровья, типологических и личностных особенностей воспитанника, а также и от своеобразия деятельности и формы обучения ей.
  • Вторая позиция — соблюдение дифференцированного подхода к каждому мальчику и девочке как неповторимой индивидуальности; понимание, что любая нагрузка, как умственная,так и физическая, имеет тренирующий характер, соответствующий степени морфофункциональной зрелости организма, и распределяется с учетом биоритмических колебаний работоспособности ребенка.
  • Третья позиция

Сборник подвижных игр для детей — Азбука воспитания

Подвиж­ные игры — один из спо­со­бов физи­че­ского раз­ви­тия ребенка. Они поз­во­ляют снять физи­че­скую уста­лость с мышц, достичь эмо­ци­о­наль­ного пере­клю­че­ния с одного вида дея­тель­но­сти на дру­гой.

Подвиж­ные игры осо­бенно любимы детьми, ведь они – важ­ный источ­ник радост­ных эмо­ций.

Игры сти­му­ли­руют актив­ную работу, мысли, спо­соб­ствуют рас­ши­ре­нию кру­го­зора, совер­шен­ство­ва­нию всех пси­хи­че­ских про­цес­сов, фор­ми­руют поло­жи­тель­ные нрав­ствен­ные каче­ства у детей.

Не пропусти мяч

Участ­ники игры ста­но­вятся в круг и кла­дут руки друг другу на плечи. Водя­щий стоит в сере­дине круга, у его ног мяч. Задача водя­щего — ногой выбить мяч из круга. Задача игра­ю­щих — не выпу­стить мяч из круга, отбить его в центр водя­щему. Раз­ни­мать руки нельзя.

Читайте также:  Рефлексотерапия для детей: абсурд или выход из положения?

Не раз­ре­ша­ется ходить за черту ни водя­щему, ни сто­я­щим в круге. Если послан­ный водя­щим мяч про­ле­тит над руками или голо­вой, удар не засчи­ты­ва­ется. А вот когда мяч про­ле­тит между ног, водя­щий выиг­ры­вает.

Он ста­но­вится в круг, а его место зани­мает тот, кто про­пу­стил мяч.

Лес, болото, озеро

Чер­тят круг такого раз­мера, чтобы в него поме­сти­лись все игра­ю­щие, и еще 3 круга на рав­ном рас­сто­я­нии от пер­вого. В 1‑ый ста­но­вятся игра­ю­щие, а осталь­ные полу­чают назва­ния: «лес», «болото», «озеро».

Веду­щий назы­вает зверя, птицу или рыбу (можно дого­во­риться и назы­вать рас­те­ния). Быстро счи­тает до уста­нов­лен­ного числа. Все бегут и каж­дый ста­но­вится в тот круг, кото­рый, по его мне­нию, соот­вет­ствует месту оби­та­ния назван­ного живот­ного или птицы, потом воз­вра­ща­ются и все сна­чала.

Слово «лягушка» поз­во­ляет встать в любой круг. Побеж­дают те, кто ни разу не ошибся.

Менять круг нельзя. Если при­бе­жав­ший с опоз­да­нием хотя бы одной ногой не сту­пит в тот круг, он полу­чает штраф­ное очко. Также и тот, кто не успел добе­жать до круга.

Цепочка

Опре­де­ляем раз­меры тер­ри­то­рии на кото­рой будет про­хо­дить игра. В начале игры веду­щий — один чело­век. Он дого­няет раз­бе­га­ю­щихся участ­ни­ков.

Догнав кого-нибудь, он берёт его за руку, и они вме­сте дого­няют сле­ду­ю­щего, и так далее, пока не обра­зу­ется цепочка. Если игро­ков много, можно обра­зо­вать 2 цепочки.

То есть, когда обра­зу­ется цепочка в четыре чело­века, они делятся на пары.

Игра с мячом

Участ­ники делятся на 2 команды, им даются опо­зна­ва­тель­ные знаки, чтобы они могли узна­вать друг друга. Задача каж­дой команды — пере­бро­сить друг другу мяч 10 раз, не уро­нив его. Игроки дру­гой команды ста­ра­ются забрать мяч. Если мяч упал или попал к дру­гой команде, игра и счёт начи­на­ются заново.

Пассажиры-билетики

Группа делится на 2 рав­ные команды, обра­зуя пары. Одна — пас­са­жиры (внут­рен­ний круг), а дру­гая — «биле­тики» (внеш­ний круг). Веду­щий стоит в цен­тре, и по его команде начи­на­ется дви­же­ние.

Пас­са­жиры пово­ра­чи­ва­ются направо и бегут по кругу, а «биле­тики» — налево; все при этом поют песню » Мы едем, едем, едем в далё­кие края». Вне­запно веду­щий кри­чит: «Кон­тро­лёр!». «Биле­тики» оста­нав­ли­ва­ются на месте, а пас­са­жиры ста­ра­ются встать впе­реди «биле­ти­ков» (ища пару).

Веду­щий тем вре­ме­нем ста­ра­ется опе­ре­дить кого-то и занять пустое место. Остав­шийся без места ста­но­вится ведущим.

Быстро по кругу

Сядьте в круг и поса­дите в цен­тре веду­щего с закры­тыми гла­зами. Пере­да­вайте какой-нибудь пред­мет по кругу. Когда веду­щий ска­жет «стоп!», пред­мет пере­стают пере­да­вать, и чело­век, кото­рый его дер­жит, полу­чает от веду­щего любую букву из алфа­вита, кроме слож­ных.

Когда буква дана, пред­мет начи­нает дви­гаться по кругу, пока веду­щий его опять не оста­но­вит. Чело­век, у кото­рого в руках пред­мет, дол­жен, пока пред­мет не обой­дёт круг, назвать 8 пред­ме­тов, начи­на­ю­щихся с буквы, кото­рую дал веду­щий.

Если игрок не спра­вился — он выхо­дит в центр, и игра продолжается.

Попрыгунчики

Возь­мите пустую боль­шую кар­тонку для яиц. На донышке каж­дого углуб­ле­ния напи­шите числа от 1 до 30. Поло­жите кар­тонку-мишень на пол (на полу не должно быть ковра!). Раз­бейте игро­ков на 2 команды.

Про­ве­дите линию в полу­тора-двух мет­рах от мишени и дайте каж­дой команде 4–5 шари­ков.

Цель — попасть в ячейки и набрать как можно больше очков, но шарик дол­жен один раз уда­риться об пол, прежде чем попасть в мишень.

Волки и овцы

Из группы (36 чело­век) выби­ра­ется 9 овец и 3 волка. Осталь­ные ста­но­вятся в круг, взяв­шись за руки — это ограда. Овцы стоят внутри круга, а волки сна­ружи. Веду­щий раз­бра­сы­вает листочки с зелё­ной бума­гой (вме­сто травы) за пре­де­лами круга.

Суть игры в том, что овцы должны собрать всю траву за пре­де­лами круга и при­не­сти её в круг. Волки ловят овец, вышед­ших из круга. Ограда про­пус­кает овец и пре­пят­ствует вол­кам. Овца, кото­рую оса­лил волк, выхо­дит из игры. Можно менять вол­ков и овец.

Игра про­дол­жа­ется до тех пор, пока не будет собрана вся трава или пой­маны все овцы.

Три, тринадцать, тридцать

Игроки обра­зуют круг, встав друг от друга на рас­сто­я­нии вытя­ну­тых в сто­роны рук. В сере­дину его ста­но­вится водя­щий.

Если он гово­рит: «Три» — все игроки должны под­нять руки в сто­рону, при слове «три­на­дцать!» — под­нять их вверх, при слове » трид­цать!» — поло­жить их на пояс (можно при­ду­мать дру­гие дви­же­ния). Водя­щий быстро назы­вает любое из 3‑х ука­зан­ных выше чисел.

Допу­стив­ший ошибку отхо­дит на шаг назад, но про­дол­жает играть. Выиг­ры­вает тот, кто до конца оста­ётся на своём месте. Водя­щий может рас­тя­ги­вать слова: «Три-и-и‑и…».

Змея

Раз­де­ли­тесь на две команды (не менее 20 чело­век в каж­дой). Команды выстра­и­ва­ются в ряд. Перед ними на неболь­шом рас­сто­я­нии ста­вится какой-нибудь пред­мет.

По сиг­налу пер­вый игрок из каж­дой команды бежит к этому пред­мету, обе­гает его, воз­вра­ща­ется к своей команде, берёт за руку дру­гого игрока и бежит с ним.

Когда они воз­вра­ща­ются к команде, то берут двоих игро­ков, потом четы­рёх, затем восемь… Цепочка не должна размыкаться!

«Лежачая» змея

(Лучше, чтобы веду­щий стоял у начала «змеи», так без­опас­нее). Собе­рите боль­шие команды и поставьте их на старт. Задача — обра­зо­вать «змею», кото­рая про­тя­нется по всей ком­нате (спор­тив­ному залу, полю), и опять вер­нётся обратно.

По команде веду­щего пер­вый игрок из каж­дой команды ложится лицом вниз и вытя­нув руки в сто­рону старта. Как только пер­вый игрок лёг, под­бе­гает вто­рой, берётся за ступни пер­вого и ложится таким же обра­зом.

Когда вся команда легла, соста­вив часть «змеи», пер­вый игрок встаёт, добе­гает до хво­ста змеи и всё начи­на­ется сна­чала. Игра про­дол­жа­ется до тех пор, пока вся команда не вер­нётся на старт.

Точки нажима

Исполь­зуя раз­ме­точ­ный скотч, сде­лайте 2 парал­лель­ных линии на полу, на рас­сто­я­нии 2 шагов. Это ней­траль­ная зона. Команды стоят на линии, лицом друг к другу.

Одна команда «при­гла­шает» дру­гую на ней­траль­ную зону, таща за руки. Тот, кого вытя­нут, ста­но­вится чле­ном дру­гой команды. Команды могут про­бо­вать что угодно, чтобы зама­нить в ней­траль­ную зону.

Един­ствен­ное усло­вие — они не должны отхо­дить назад от своей линии.

Передача по кругу

Команды выби­рают капи­тана и ста­но­вятся в заты­лок друг другу, обра­зуя два круга. Капи­таны полу­чают по волей­боль­ному мячу. По сиг­налу веду­щего каж­дый капи­тан под­ни­мает мяч над голо­вой, пере­даёт его сто­я­щему сзади, и мяч пере­хо­дит по кругу из рук в руки.

Когда, обойдя круг, мяч воз­вра­ща­ется к капи­тану, он его пере­даёт впе­реди сто­я­щим (т.е. в обрат­ном направ­ле­нии). Затем все по знаку капи­тана пово­ра­чи­ва­ются лицом к цен­тру и пере­дают мяч в обрат­ном направ­ле­нии.

Когда мяч воз­вра­ща­ется к капи­тану, тот под­ни­мает его над головой.

Перемена мест

Две команды по 8–10 чело­век ста­но­вятся шерен­гами вдоль линии лицом друг к другу, на рас­сто­я­нии 10–12 м, и рас­хо­дятся на ширину вытя­ну­тых рук.

По сиг­налу веду­щего они бегут навстречу друг другу, ста­ра­ясь как можно быст­рее ока­заться за про­ти­во­по­лож­ной линией, раз­вер­нуться и встать в шеренгу. Побеж­дает команда, кото­рая сде­лает это быст­рее.

Повто­ряя игру, можно менять спо­собы пере­дви­же­ния: прыж­ками, на одной ноге, со скакалкой.

Рейс амебы

Эта игра тре­бует серьез­ной работы в команде. Раз­де­лите группу на 2 команды. Игроки каж­дой команды плотно ста­но­вятся друг к другу. Обвя­жите каж­дую команду верев­кой.

Уста­но­вите дистан­цию в 15 мет­ров, или дайте зада­ние про­бе­жаться вокруг коробки, пере­браться через пре­пят­ствия и вер­нуться. Все начи­нают бег по сиг­налу веду­щего, при этом они могут стал­ки­ваться, а коробка падать.

Чтобы не было травм, участ­ники должны снять обувь.

Нагруженный

Раз­де­лите группу на 2 команды, не более 12 чело­век. При­го­товьте и поставьте в одном конце ком­наты два стола с пред­ме­тами так, чтобы на каж­дого члена команды при­хо­ди­лось хотя бы по одному пред­мету. Команды выстра­и­ва­ются в шеренги на дру­гом конце ком­наты.

По сиг­налу веду­щего один игрок от каж­дой команды бежит к «сво­ему» столу и выби­рает наугад любой пред­мет. Затем он бежит назад и пере­даёт взя­тый пред­мет дру­гому игроку.

Тот бежит к столу, тоже выби­рает пред­мет, воз­вра­ща­ется и пере­даёт его сле­ду­ю­щему и так далее, до тех пор, пока одна из команд не очи­стит свой стол от пред­ме­тов и не пере­не­сёт их в свой угол. Если что-то упало, нужно оста­но­виться и поднять.

Мины

С завя­зан­ными гла­зами нужно дойти до назна­чен­ного места, не задев рас­став­лен­ных пред­ме­тов (обувь, часы, посуда и др.).

При­ме­ча­ние: если хотите раз­ве­се­лить участ­ни­ков, на вто­рой или тре­тий раз, когда все уже видели, что это за пред­меты, попро­сите кого-нибудь снять часы и поло­жите их на поле.

Затем завя­жите участ­ни­кам глаза и заме­ните часы… яич­ной скор­лу­пой, поло­жив её так, чтобы с боль­шей веро­ят­но­стью на неё насту­пили. Сложно пере­дать чув­ства чело­века, зна­ю­щего, что на игро­вом поле есть часы, и слы­ша­щего хруст под соб­ствен­ной ногой…

Удержи шарик на лету

Все стоят в кругу, взяв­шись за руки. Задача — не дать опу­ститься воз­душ­ному шарику на пол, под­тал­ки­вая его всеми частями тела.

После того, как шар упа­дёт один раз, его нельзя под­тал­ки­вать ногами, и так до тех пор, пока нельзя будет под­тал­ки­вать ничем. Можно услож­нить так: рас­счи­таться на пер­вый-вто­рой, пер­вые под­тал­ки­вают, а вто­рые их удер­жи­вают.

Или по-дру­гому: одни дер­жат свой шарик, дру­гие — дру­гой, при этом нужно свой удер­жать в воз­духе и поме­шать дру­гим делать то же самое.

Прятки наоборот

Один участ­ник пря­чется, все осталь­ные ищут его. Тот, кто нахо­дит спря­тав­ше­гося, пря­чется вме­сте с ним, и так до тех пор, пока не оста­нется один ищущий.

Горящий лес

Задача — пере­бе­жать с одного края поля (по кото­рому про­ве­дена черта) на дру­гой. В цен­тре поля есть 3–4 водя­щих, кото­рые салят тех, кто бежит.

Оса­лен­ные оста­нав­ли­ва­ются там, где их оса­лили, рас­став­ляют руки по сто­ро­нам, изоб­ра­жая горя­щее дерево (схо­дить с места нельзя). Осталь­ные про­дол­жают бегать туда и обратно. Их задача услож­ня­ется тем, что нельзя касаться «горя­щих дере­вьев».

Читайте также:  Сервировка стола: чему учить детей в xxi веке

Тот, кто кос­нулся, оста­нав­ли­ва­ется и «горит». Игра может про­дол­жаться, пока не оста­нется 2–3 «несго­рев­ших» участ­ника. Они и будут победителями.

Салки-монетки

Две команды, выстро­ен­ные в шеренгу, ста­но­вятся друг про­тив друга, на рас­сто­я­нии двух мет­ров. Одна из них «орлы», дру­гая — «решки». Веду­щий под­бра­сы­вает монету и выкри­ки­вает, что выпало. Если орёл, «орлы» бегут за «реш­ками», и наобо­рот (обычно полу­ча­ется пута­ница).

Та команда, что гонится, должна оса­лить как можно больше людей из дру­гой команды, и тогда оса­лен­ные пере­хо­дят в их команду. Салить можно, пока игрок не добе­жал до зара­нее обо­зна­чен­ной гра­ницы.

Игра про­дол­жа­ется до тех пор, пока все не ста­нут чле­нами одной команды, но это про­ис­хо­дит редко, поэтому играйте, пока не выдохнетесь.

Эстафеты

  • С надув­ным шари­ком. Участ­ни­ков раз­де­лить на две команды. Каж­дой дать по палочке и надув­ному шарику. Задача каж­дого игрока — добе­жать до места пере­дачи эста­феты и не давать палоч­кой шарику упасть на землю.
  • С ватой. Для этой эста­феты гото­вятся спе­ци­аль­ные тру­бочки, загну­тые с одного конца. Надо как можно ско­рее дойти до места пере­дачи эста­феты, не уро­нив вату. Для этого нужно посто­янно» втя­ги­вать воз­дух через тру­бочку, на конце кото­рой нахо­дится кусо­чек ваты.
  • С мячом. Задача для игрока — пры­гая с мячом между ногами достичь места пере­дачи эстафеты.
  • Взявши ноги дру­гого… в руки.
  • Кра­бом (полз­ком).
  • Кидать камешки в стакан.
  • Прыжки в мешке.
  • Бег с пре­пят­стви­ями (вся команда дер­жится за кусок туа­лет­ной бумаги, кото­рую нельзя разрывать).
  • Выпить всю воду в бутылке через тру­бочку, под­бе­гая по очереди .
  • Пере­дать спи­чеч­ный коро­бок носом .
  • Мыль­ная эста­фета (намы­ли­вая руки, выстре­лить как можно дальше мылом).
  • Кто дольше бульк­нет (набрать немного воды в рот и по сиг­налу веду­щего… полос­кать горло).
  • В руке ложка, в ложке — кар­тошка (можно исполь­зо­вать 2 палочки вме­сто ложки).
  • И для осанки польза (мешо­чек с опил­ками дер­жать на голове).
  • Гонка на оде­яле (один сидит, двое везут).
  • С надув­ным шаром (два игрока бегут от старта к финишу, держа воз­душ­ный шарик лбами).
  • Осед­лай коня (один опус­ка­ется на чет­ве­реньки, дру­гой садится ему на спину. Конь везёт наезд­ника к финишу, а наезд­ник дер­жит в руке ракетку, на ней лежит волан для бадминтона).
  • Змея (один ложится лицом вниз, все осталь­ные про­бе­гают над ним, остав­ляя его между ног, воз­вра­ща­ются, вто­рой ложится голо­вой к ногам пер­вого, все про­бе­гают таким же обра­зом — до тех пор, пока не уля­гутся все).

Прогрессирующая эстафета

Для несколь­ких команд из 6–8 чело­век поставьте сту­лья в раз­ных кон­цах ком­наты, зала и т.п. На каж­дый стул стоп­кой поло­жите кар­точки с зада­ни­ями по коли­че­ству игро­ков в команде.

По сиг­налу веду­щего пер­вый игрок из каж­дой команды бежит к стулу, берёт кар­точку, читает и выпол­няет зада­ние.

Потом быстро воз­вра­ща­ется к команде, берёт за руку вто­рого игрока, они вме­сте бегут к стулу, берут дру­гую кар­точку, читают и выпол­няют зада­ние, и т.д.

При­мер­ные задания:

  • спойте “В лесу роди­лась ёлочка”;
  • под­прыг­ните 5 раз;
  • сни­мите, а затем наденьте обувь.

Веселые старты

При­ме­ча­ние: по этому прин­ципу можно соеди­нять любые игры из рода эста­фет, раз­де­лив отряды на команды; можно объ­еди­нить эста­феты тема­ти­че­ски, при­ду­мав назва­ние, веду­щих, героев игры.

1. Один чело­век из группы дол­жен попры­гать на одной ноге.
2. Кинуть тарелку от стар­то­вой черты так, чтобы она попала в какую-нибудь цель. Если тарелка в цель не попа­дает, то вновь кидать нужно с того места, где она упала. После попа­да­ния в цель тарелку отно­сят в коробку. Тре­бу­ется одно попа­да­ние от группы.
3. Для вожа­тых: попасть в мишень из лука (на стрель­бище).

Для деву­шек-вожа­тых — попасть в мишень боль­шего раз­мера; для юно­шей — в мишень мень­шего размера.
4. Попасть 3 раза в бас­кет­боль­ную кор­зину с отме­чен­ной линии (участ­вует один или несколько человек).
5. Возле сто­ло­вой один чело­век дол­жен достать ртом яблоко из тазика с водой.
6.

Один чело­век из группы дол­жен про­пры­гать, не сби­ва­ясь, 10 раз на ска­калке без остановки.

7. Цветы. Команды лож­кой напол­няют вазу водой, а послед­ний участ­ник ста­вит цветок.

8. Кустар­ники. Пере­дать веточку с завя­зан­ными гла­зами. (Все встают на рас­сто­я­нии вытя­ну­той руки друг от друга )
9. Ежик с ябло­ком. По оче­реди, пере­дви­га­ясь на чет­ве­рень­ках, ребята должны пере­не­сти на спине по одному яблоку. Кто быст­рее напол­нит лукошко?
10. Вино­град. Гроздь вино­града из земли Хана­ан­ской. Кто быст­рее и больше надует шари­ков и сде­лает гроздь вино­града (по 20 шари­ков на отряд).
11. Вино­гра­дари. Быстро пере­не­сти эту гроздь вдвоем и не лоп­нуть. На опре­де­лен­ное расстояние.

Роль подвижной игры на прогулке с детьми дошкольного возраста


Мельникова Анна Викторовна,

воспитатель

ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,

anuta.81007@mail.ru

Игра является основной деятельностью, которой принадлежит главная роль в формировании личности ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Играя, дети познают мир. В.А.

Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В формировании разносторонне развитой и гармоничной личности ребенка важнейшее место отводится подвижным играм, где все играющие вовлекаются в сюжет и активные действия, которые обусловлены правилами.

Подвижная игра является основным средством и методом физического воспитания и оказывает укрепляющее действие на организм детей, способствуя приливу бодрости и хорошего настроения.

Недаром в народе говорят: движение – это жизнь и эффективное лечебное средство, ведь без движений ребенок не может вырасти здоровым, так как движение есть важное средство воспитания. Подвижные игры с ребятами на свежем воздухе имеют оздоровительное значение и играют огромную роль в укреплении иммунитета дошкольников.

Хочется отметить, что подвижные игры играют огромную роль и в воспитании нравственных качеств у ребят. Дети учатся играть дружно, тем самым воспитывается чувство коллективизма. У каждой игры есть правила, и ребята им подчиняются, контролируя свое поведение. Подвижная игра учит честности, справедливости, дисциплинированности  и товариществу.

Возьмем, к примеру, подвижную игру «Мы – веселые ребята». Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки тоже проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями стоит «ловишка». Он назначается воспитателем, а, если дети постарше, то могут выбрать «ловишку» сами, что уже говорит о доверии или методом считалочки.

Дети хором произносят:

  • «Мы – веселые ребята,
  • Любим бегать и скакать,
  • Ну, попробуй нас догнать,
  • Раз, два, три – лови!»

После слова «лови» дети дружно перебегают на другую сторону площадки, а «ловишка» догоняет бегущих и ловит их. Тот, до кого «ловишка» сумеет дотронуться прежде, чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После нескольких перебежек производится подсчет пойманных детей и выбирается новый «ловишка».

Если после 2–3 перебежек он никого не поймал, выбирается новый «ловишка»! Дети учатся действовать в коллективе, подчиняются правилам, не толкать друг друга. Подвижная игра «Мы – веселые ребята» способствует укреплению эмоциональных контактов между ребятами.

Играя, дети усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чьей-то неловкостью, потому что так может случиться с каждым.

Фотография 1

В процессе подвижных игр активизируются память, внимание, мышление, воображение. В.Л. Страковская считает, что «подвижная игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств». Это говорит о том, что роль подвижных игр велика и в умственном воспитании ребенка.

Здесь можно рассмотреть игру «Остановись возле снежка». Эта подвижная игра развивает внимание у дошкольников. На площадке раскладываются снежки. Их должно быть на один меньше, чем детей. Дети бегают врассыпную. По сигналу каждый должен остановиться возле снежка. И у снежка должен стоять только один ребенок. Тот, кто не нашел себе снежка, выбывает из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока не выявится победитель.

Фотография 2

Подвижные игры играют огромную роль в развитии физических качеств детей. Как важно малышу быть ловким и быстрым, метким и сильным. Замечательная игра «Не задень!», в которую очень любят играть дошкольники.

Эта игра на развитие ловкости движений. На площадке раскладываются снежные комки в шахматном порядке (зимой), кегли (летом). Дети стоят у одной линии по одну сторону площадки.

По сигналу ребята бегут из одного конца площадки в другой, оббегая и не задевая, комки (кегли).

Фотография 3

Во время подвижных игр совершенствуется и эстетическое восприятие мира. Ребята познают красоту движений и их образность, развивают чувство ритма. Играя, дети познают себя, свое тело, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

Дети познают окружающий мир? не только воспринимая его, но и активно действуя в нем. «Пусть поезд, – писала Н.К. Крупская, – на котором они едут, построен из стульев, пусть дом построен из щепок.

В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения». Эстетическое восприятие тесно связано с чувствами и переживаниями, чему мы учи детей во время подвижных игр.

Подвижные игры оказывают сильное впечатление на дошкольников, сохраняются долго в памяти детей и служат важным средством в эстетическом восприятии ребят.

Огромную роль играют подвижные игры и в трудовом воспитании дошкольников.

В процессе игры дети изготавливают атрибуты, самостоятельно располагают и убирают их, при этом совершенствуя свои двигательные навыки для трудовой деятельности.

«Лучшие поварята» – эта игра осень нравится ребятам. Они с удовольствием лепят пироги и украшают их. Зимой дети могут строить из снега, а летом можно «печь пироги» из песка.

  1. Фотография 4
  2. Таким образом, можно сделать вывод, что подвижные игры играют огромную роль в воспитании всесторонне развитой личности.
  3. Список литературы:

1. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для детей 2–7 лет, 2008.

2. Детские подвижные игры / под ред. Е.В. Конеевой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Читайте также:  Наиболее частые гинекологические проблемы у девочек-дошкольниц

3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя детского сада / под редакцией Л.В. Руссковой. М.: Просвещение, 1986.

4. Симонова Е.А. Творчество в подвижной игре, 2012.

5. Чокотов Е.Н., Фадеев О.В. Использование подвижных игр как средство развития двигательной активности, 2012.

6. Физическое воспитание и развитие дошкольников / под редакцией С.О. Филиповой, 2007.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Лагутина, С. А. Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / С. А.

Лагутина, А. Д. Игольникова, О. Е. Белянская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4164/ (дата обращения: 09.11.2021).



Подвижная игра — незаменимое средство развития ребёнка.

Аркин Е. А., врач-психолог, педагог

Одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников.

Актуальность данной задачи обусловлена прежде всего снижением здоровья детей дошкольного возраста и связана со стремительным развитием информационно-коммуникативных технологии и снижением двигательной активности дошкольников.

Удовлетворение естественной биологической потребности организма в движении является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Врач и педагог В. В. Гориневский доказал, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

Л. Д. Глазырина отмечала важность регулирования двигательной активности в дошкольном возрасте при подготовке детей к школе. Автор на основе наблюдений за учениками начальной школы доказала взаимосвязь между развитием двигательной активности и уровнем успеваемости учеников.

В каждом ребенке заложена огромная врожденная потребность в движении и двигательная энергия, считал Е. П. Ильин.

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Е. А. Покровский подчеркивал роль игры, которая реализует потребность в движении ребенка естественным путем.

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Используя в работе с детьми подвижные игры, педагоги решают множество задач воспитания и развития дошкольников. С помощью подвижных игр ребенок наиболее естественно удовлетворяет потребность в движении. Подвижная игра оказывает разностороннее влияние на развитие его физических, моральных, личностных качеств, позволяет ребенку приобретать разнообразный жизненный опыт.

  • Подвижная игра — это источник радости, положительных эмоций, верный спутник ребенка в мире детства.
  • Чтобы добиться положительных результатов в данном направлении, необходимо реализовать следующие задачи:
  • − заботиться о физическом и психологическом благополучии детей, довести до сознания детей, что двигательная активность является одним из источников крепкого здоровья;
  • − формировать у детей стремление к самопознанию, самоконтролю, потребность в регулярных занятиях физической культурой;
  • − развивать основные физические, нравственные, личностные качества, самостоятельность, дружелюбие;
  • − вызывать у детей стремление к выражению своих возможностей.

В воспитательно-образовательном процессе целесообразно использовать различные виды подвижных игр с правилами: сюжетные («Волк во рву», «Бездомный заяц»), бессюжетные («Ловишки», «Салки»), игровые упражнения («Через ручеек», «Канатоходец»), игры-забавы.

Кроме того, необходимо учитывать виды движений: игры малой подвижности, игры с бегом, игры с прыжками, игры на ловкость и с мячом, игры на равновесие, игры с лазанием и ползанием. Все игры необходимо использовать с постепенным усложнением, учитывая возраст детей.

Часть игр целесообразно использовать на улице, часть — в помещении.

Подвижные игры целесообразно использовать как при проведении ООД, часов двигательной активности, прогулок, так и в свободной деятельности детей.

При проведении ООД игра используется как часть занятия. Можно провести 3–4 игры в конце занятия, чередуя их по нагрузке: игра малой подвижности, игра средней или большой подвижности, затем игра малой подвижности. Так же можно проводить ООД, построенную на одних лишь подвижных играх.

При проведении прогулок руководство подвижной игрой должен осуществлять воспитатель группы, закрепляя ранее изученные игры.

В свободной двигательной деятельности подвижные игры должны иметь ситуативный, стихийный характер. Дети обычно выбирают игры уже знакомые им и полюбившиеся. В этом случае им отводится ведущая роль в выборе и осуществлении подвижной игры. В старшей группе воспитатель может помогать детям в выборе игры, ведущих при затруднении, в подготовительной группе дети действуют самостоятельно.

При проведении подвижных игр необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от степени двигательной активности.

При работе с детьми, имеющими высокую интенсивность двигательной активности, для которых характерны невнимательность, расторможенность, пониженная координация движений, необходимо добиваться более точного выполнения движений, правил.

Малоактивных, застенчивых, пассивных детей важно заинтересовать, постепенно привлечь к активности, больше поощрять, предлагать ведущую роль в игре и т. д.

Для того, чтобы закрепить изученные ранее игры целесообразно проведение различных спортивных развлечений и праздников. Например, «Веселые старты», «Раз, два, три, четыре, пять выходи со мной играть», «Игры со Смешариками» и др.

Для закрепления у детей умения самостоятельно организовывать подвижные игры и развития самостоятельности, целесообразно использование метода проведения совместных игр детей старшего и младшего дошкольного возраста.

Кроме задач физического воспитания такие игры решают и задачи нравственного и трудового воспитания, позволяют малышам легче пройти период социально-психологической адаптации, а старшим детям позволяют развить чувство уверенности в себе, ответственности, самостоятельности, инициативность, трудолюбия, расширяют кругозор и жизненный опыт. При проведении таких игр ведущая роль должна принадлежать старшим детям — они объясняют малышам правила игры, следят за ее ходом, подводят итоги. Игры в таком случае необходимо использовать в упрощенном варианте для осуществления доступности и соответствия возрастным особенностям детей младшей группы.

Важную роль имеет развивающая среда. Необходим подбор инвентаря, используемого для проведения подвижных игр: обручи, шнуры, кубики, кегли, мячи различного диаметра, скакалки и др.

Изготовление различных пособий, используемых при проведении подвижных игр: цветные флажки, султанчики, платочки, плоскостные и объемные ориентиры, маски и шапочки животных и птиц, эмблемы команд, грамоты для награждения и др.

Оформление картотек подвижных игр, считалок для заучивания детьми наизусть и т. д.

В работе важно взаимодействие с родителями. Формы работы могут быть различными. Целесообразно провести анкетирование на тему «Игры, в которые мы играем».

Так же целесообразны индивидуальные беседы с родителями, например, «Что такое двигательная активность», «Подвижные игры для больших и маленьких», консультации, например, «Использование подвижных игр в развитии вашего ребенка».

Так же можно использовать различные печатные информационные материалы, мастер-классы, фотовыставки, проведение совместных спортивных мероприятий и т. д.

Кроме того, необходимо взаимодействие и с педагогами: проведение консультаций, рекомендаций, мастер-классов, выступления на заседаниях Педагогического совета по данной теме и т. д.

Подвижные игры создают условия для хорошего настроения детей, вызывают у них радость, желание двигаться, регулярно заниматься физической культурой. В тоже время чередование игр с учетом нагрузки дает возможность не допускать переутомления детей.

Таким образом, использование подвижных игр решает задачи федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Варьирование методов и форм в работе с детьми, распределение нагрузок, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка положительно влияют на развитие его двигательной активности, формируют качества и навыки для его всестороннего развития и успеха в дальнейшей жизни.

Литература:

  1. Гуськова А. А. Подвижные и речевые игры детей 5–7 лет. Учитель, 2014.-188 с.
  2. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья. М., ТЦ Сфера, 2007.
  3. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. М., ТЦ Сфера, 2004.
  4. Муллаева Н. Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. СПб.: Детство — Пресс, 2005.
  5. Орел В. И., Гаджанова С. Н. Оздоровительная работа в ДОУ. СПб.: Детство — Пресс, 2006.
  6. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М., Мозаика-Синтез, 2002.-255 с.
  7. Силантьева С. В. Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста. СПб.: Детство — Пресс, 2013.-203 с.
  8. Чеменева А. А., Ушакова-Славолюбова О. А. Коммуникативно-ориентированная среда физкультурного образования дошкольника. СПб.: Детство — Пресс, 2013.-175с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, двигательная активность, подвижная игра, ребенок, ведущая роль, дошкольный возраст, малая подвижность, проведение, всестороннее развитие, дошкольное образование.

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные

Кроме этого, важна роль воспитателя, его профессионализм для качественной организации

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная…

«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением

Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа детей примерно ¼…

Черненко Е. А. Формирование двигательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами здоровьесберегающих

Формирование двигательной активности воспитанников… двигательная активность, дошкольный возраст, развитие

Подвижная игра — это незаменимое средство пополнения ребенком знаний и

А. Г. Прядезникова Влияние национальных подвижных игр на всестороннее развитие

Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Доронина…

Библиографическое описание: Валова Н. В. Подвижная игра как средство физического развития дошкольника [Текст]

Двигательная активность — биологическая потребность, ребенка степень удовлетворения ребенка, которой во многом определяет характер развития

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребёнка.

Подвижные игры, являются прекрасным средством образования и воспитания детей

Игры дошкольников, проводимые в целях физического воспитания и в частности с целью

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учёт…

Условия проведения игр требуют подготовленного места, разметки площадки

Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, игры спортивного характера, развитие

Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей.

Игра — это важное звено в общении между детьми. Взрослые могут формировать коллектив дошкольников, предлагая играть всем вместе и разрешая…

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *