Радости первого сентября позади, у ребенка накопилась усталость — а вместе с ней некоторые трудности. Хорошо, если первоклассник отлично адаптировался к новым условиям и ладит с ребятами, слушается педагогов и не имеет никаких проблем со здоровьем, кроме периодических ОРВИ.
Но в некоторых семьях вместо подготовки к Новому году на повестке дня остро стоит вопрос — у ребенка колет в груди, ребенок не слушает учителя, или и вовсе наблюдаются признаки невротического состояния. Конечно, впереди каникулы, но ведь проблемы не исчезнут сами собой, а могут только усилиться с зимне-весенним авитаминозом.
Как помочь родителям разобраться, где можно помочь малышу своими силами, а когда нужно бежать к детскому кардиологу, неврологу, психологу или нейропсихологу — расскажет MedAboutMe.
«Болезнь первоклассника»
Конечно, официально такой болезни не существует, однако опытными врачами четко подмечен определенный симптомокомплекс, который отражает пограничное состояние ребенка. Детский кардиолог Егорова Т.Е. так описывает типичные жалобы ребенка 6-8 лет:
- Колющие боли в грудной клетке слева, эпизодические, непродолжительные — могут возникать при быстрой ходьбе или беге, но быстро проходят самостоятельно в покое.
- Быстрая утомляемость ребенка.
- Головные боли.
- Колебания артериального давления.
«Шансы» на появление таких симптомов увеличиваются у детишек хрупкого астенического телосложения, у эмоционально лабильных детей. Несколько чаще данный симптомокомплекс встречается у девочек. Летом жалобы ослабевают, а вот осень, зима и весна — то есть время привыкания, адаптации к школе и скопившаяся усталость — самое «время разгара».
Почему возникают эти жалобы? В данном возрасте дети активно и неравномерно растут: интенсивный рост наблюдается и в сердце и коронарные сосуды, питающие само сердце, могут «не поспевать» за увеличением мышечной массы. Кроме того, изменяется вегетативная регуляция, у детей и в норме в этом возрасте могут быть дыхательная аритмия, урежение сердечного ритма (брадикардия).
Конечно, необходимо исключать явную патологию сердца — врожденные пороки, миокардиты, а также проблемы с позвоночником и желудочно-кишечным трактом.
Но если явной органической патологии не найдено, а жалобы имеются — пугаться не нужно. Ведь такая «болезнь» первоклассника не требует специфического лечения.
Дневной и полноценный ночной сон, режим дня, полноценное питание, прогулки и свободное время — вот что необходимо малышу! Могут оказаться полезны поливитамины.
У особенно тревожных деток хороший эффект могут принести мягкие седативные препараты по типу валерианы, пустырника в таблетках, ново-пассита. Иногда необходим глицин, тенотен — назначить правильные препараты для конкретного поможет доктор на приеме. Врачи старой школы рекомендуют при приступе колющей боли понюхать корень валериалы и лечь на левый бок — «рецепт», проверенный временем!
Стоит помнить: дети не всегда могут адекватно сообщить о своем дискомфорте.
Послушайте своего малыша, он может говорить о том, что его «кто-то щекочет» в определенном месте грудной клетки, или «там чешется, но родители не могут почесать», «жжет как солнышко», «кто-то меня щекочет перышком». Это все описания вполне объективного ощущения. Запишитесь к детскому кардиологу и пройдите полноценное обследование.
В этой «болезни» нет ничего страшного: первоклассник обязательно перейдет во второй класс и постепенно перерастет свои адаптационные проблемы. Но родителям стоит помочь своему чаду.
Загадочная психосоматика
Психологи не устают напоминать: маленький ребенок не всегда умеет рассказать о своих переживаниях — порой ему не хватает слов, чтобы объяснить, что его тревожит. Дети раннего возраста и вовсе не способны порой даже идентифицировать, что именно их тревожит.
Поэтому среди деток так распространены так называемые психосоматические заболевания — организм малыша выдает болезненную симптоматику и как бы говорит родителям «есть нерешенная проблема».
Этот механизм отражает проблемы в психическом статусе ребенка — это физический выход отрицательных эмоций, разочарования, обиды и боли. Организм как бы привлекает внимание взрослых и вступает «в диалог» с ними вместо ребенка, который еще не умеет сформулировать и обозначить свои чувства.
Важно подчеркнуть, речь идет не о симуляции, а именно о заболевании, требующем медицинского вмешательства, диагностики и лечения.
Конечно, каждый случай болезни требует тщательного рассмотрения доктором.
Но если имеет место хроническая патология, — например, лидерами психосоматики среди детей являются заболевания желудочно-кишечного тракта, бронхиальная астма, нейродермит, энурез — стоит параллельно с выполнением назначений доктора проконсультироваться с психологом, который имеет дело с детьми с психосоматическими заболеваниями. Вполне возможно, он сможет выявить «травмирующее событие» — причину болезненного состояния.
И сама мама может внимательнее понаблюдать за ребенком: в некоторых случаях причина лежит на поверхности и недомогание начинается непосредственно перед или после повторяющейся стрессовой для малыша ситуации.
К примеру, голова начинает болеть после семейных ссор или неприятностей с ребятами во дворе или в школьном классе (понравившейся девочкой/мальчиком?) А живот начинает не на шутку ныть и болеть перед контрольной работой или диктантом.
Научите слушаться
Для любого дошкольника от двух до шести лет основным видом познавательной деятельности является игра. Сроки развития у детей индивидуальны и весьма варьируют: кто-то может самостоятельно высказать интерес к чтению и письму (у таких деток раньше созревает нервная система), а у некоторых детей к семи годам не вполне сформировалась нервная система и необходимые познавательные функции.
Чем может помочь взрослый, если у ребенка-первоклассника не вполне крепкая и устойчивая нервная система, он много «вертится» и не слушает учителя? Во многих случаях, ребенку необходима помощь в повышении уровня произвольности поведения — так специалисты называют умение слушать и слушаться. Малышу необходимо помочь:
- Контролировать свои желания и чувства,
- Овладеть умением корректно вести себя в обществе;
- Уметь ориентироваться в ситуации.
Для этого необходимо проигрывать сценки — спорные случаи из жизни и объяснять ребенку, как повести себя в том или ином случае.
Исключите органические заболевания
Иногда развитию ребенка существенно мешает медицинское, непридуманное заболевание. Полистайте медицинскую карту ребенка, проконсультируйтесь «лишний» раз с докторами — педиатром, неврологом, детским психологом и нейропсихологом — каждый даст ценные советы, и вы не пропустите (и не запустите) возможное болезненное состояние. Детский психолог И.Б. Широкова говорит, что у себя на приеме «слишком часто слышит от родителей, что они «пропустили» какой-то диагноз — в данном случае всегда лучше настоять на дополнительном, всестороннем обследовании».
Движение — жизнь!
Одним из свидетельств хорошей зрелости головного мозга является хорошая координация движений. Найдите приятный для малыша и удобный гимнастический комплекс и не забывайте про систематичность занятий! Включайте заводную, бодрую ритмичную музыку.
Научите ребенка прыгать через скакалку — нехитрое упражнение отлично координирует руки-ноги и корпус. Позвольте ребенку в перерыве между школьными занятиями попрыгать всласть в коридоре.
Неподвижное длительное сидение не физиологично для ребенка 6-7 лет, еще слабые мышцы спины будут испытывать колоссальное напряжение.
Напротив, движение гораздо полезнее для общего здоровья и нервов, в частности.
Деткам нравятся упражнения, в которые включены движения двумя руками над головой — как будто ребенок рисует радугу.
Детские психологи рекомендуют сопровождать данное разводящее и сводящее движение руками позитивным настроем на успех и отличное самочувствие, например: «красная дуга для добра, оранжевая дуга — для тепла, желтая — для счастья, зеленая — для здоровья, голубая дуга — дуга чудес, синяя — для спокойствия, фиолетовая дуга — для успеха!»
Если ребенок из тревожных, настороженных деток и у него напряжены плечи и спина, ему необходимы простенькие упражнения, которые ему следует выполнять регулярно:
- Полетать как бабочка, птичка — в вертикальной плоскости.
- Показать, как работает ветряная мельница — осуществляются круговые движения.
- А как работают ножницы? Движения в горизонтальной плоскости.
- Пусть малыш порисует на большом листе бумаги, который будет прикреплен на уровне его лица — руки высоко подняты.
Пластилин, лепка, карандаши, вырезание — все эти действия помогают укрепить мелкую мускулатуру рук и, как следствие, ребенок будет меньше испытывать сложностей с письмом.
Школьный невроз
Это уже не безобидные прокалывающие боли в груди, или психосоматическое отражение в болезни какого-то органа-мишени малыша. Школьный невроз — это постоянная тревога, стресс, связанный с отношением к школе, устойчивые страхи, тихая паника, ужас, который испытывает малыш младшей школы.
Несовместимость особенностей склада личности ребенка и ситуации в школьном классе требует длительной работы с психологом, невропатологом, в некоторых случаях — индивидуальная психо-коррекционная программа. Но если родители не поленятся выполнять рекомендации специалистов, ребенок сможет адаптироваться к школе, при этом его здоровье существенно не пострадает.
Но в первую очередь, родителям стоит задуматься, какая жизненная ситуация окружает ребенка — возможно, на ребенка обрушивается избыток ненужной ему информации в условиях дефицита эмоционального тепла, особенно, если родители работают круглыми сутками. Кроме того, имеет значение высокие требования родителей и их мечты и надежды, связанные с будущим малыша.
Доктор-невролог, выписав необходимые лекарства, и психолог, расписав сильные стороны малыша, могут оказаться бессильны — потому что они не в силах контролировать обстановку в доме. Так что, основная работа, конечно, принадлежит родителям.
На что же нужно обратить внимание, чтобы не пропустить невроз на ранней стадии? Известно, что при начальных проявлениях школьный невроз гораздо легче поддается коррекции.
Итак, что должно насторожить родителей младшего школьника:
- Ребенок не выполняет просьбы с первого раза, часто отвлекается во время выполнения школьных заданий.
- Он не откликается на свое имя или фамилию, хотя не имеет проблем со слухом.
- Систематически забывает дома школьные принадлежности.
- Отказывается идти в школу.
- Часто роняет вещи, «все валится из рук», в частности из-за того, что дрожат руки и его движения скованны.
- Неусидчивый, часто «возится», меняет позу, вскакивает с места, потирает лоб или руки, почесывает голову.
- Перед попыткой выполнить домашнее задание может удариться в слезы.
- На тетрадях оставляет пятна из-за влажных ладошек.
- Прячет от родителей дневник и тетрадки.
- У доски боится отвечать: у него меняется голос, который становится хриплым, сиплым, визгливым или вовсе пропадает — схожее состояние наблюдается при вопросах родителей относительно проведенного времени в школе.
Если родители замечают, что у ребенка наблюдается половина или более симптомов — ребенку необходима консультация психолога.
Следующие позиции отражают нарушения неврологического статуса и требуют немедленной консультации другого детского специалиста — невролога:
- Ребенок агрессивен, портит вещи, может плеваться, пинаться. Злится и швыряет вещи (ручки, карандаши, тетради).
- Периодами задыхается, с трудом глотает слюну.
- Кусает губы, щеку с внутренней стороны, имеет привычку грызть ручки или обкусывать ногти, выдирать волосы.
- Имеет навязчивую потребность крутить волосы, одежду, теребить предметы.
- Шаркает ногами под школьной партой. Во время выполнения домашнего задания не сидит за столом, вскакивает поминутно, сидит в немыслимой позе, а то и вовсе лежит на диване или на полу.
- В школу ходит с большим нежеланием.
Любой из этих признаков должен насторожить родителей и стать поводом для записи к специалисту-неврологу.
Здоровье первоклашки: первый школьный год без болезней и стрессов
Первый раз в первый класс — и родители каждый день с нетерпением и волнением ожидают своего первоклашку. Спрашивают о пройденном, о новых друзьях-одноклассниках, об играх на переменке…
А потом, как бы невзначай — а что вы сегодня ели? А бегали ли вы по коридору? Не холодно ли в классе? Не дует ли из окон? И рука, будто случайно, ложится на лоб первоклашке — мама следит за всем, была бы у нее возможность — наверное, села бы за парту рядом со своим ребенком.
А школьные инфекции, которые так пугают родителей? Еда в школьных столовых — сомнительная, не такая, как дома, да и проследит ли кто за тем, чтобы ребенок съел нелюбимую кашу?
Наши советы помогут вам уберечь здоровье вашего ребенка как от реальных, так и от придуманных опасностей школьной жизни.
Правильно учимся..
Самые сложные занятия для первоклассника — это не решение задачек и не подсчет палочек и яблок, а… письмо! Причем непосредственно написание букв, слов и предложений, равно как и переписывание слов и предложений с доски.
Ну как запомнишь все эти закорючки и хвостики? А если и запомнил — то почему они упорно не хотят походить на аккуратную «ж» из школьной прописи, а норовят превратиться в многоногое чудовище? Не стоит ахать, увидев первые строчки своего школьника, и ни в коем случае не давайте ему понять, что он плохо сравляется с прописью. Лучше скажите — отличный результат, у меня поначалу выходило хуже, давай поспорим, что уже через две недели ты будешь писать точь-в-точь как Марья Ивановна? Ребенок учится делать то, чего ему пока еще не приходилось делать, и ваше одобрение, как и осознание его собственных успехов, очень важны на этом этапе жизни.
Вторым по сложности предметом для первоклассника, в зависимости от его наклонностей и уровня подготовки, будет либо математика, либо чтение.
Если любимую книжку сказок ваш малыш уже в шесть лет читал без всяких проблем, скорее всего, ему понадобится помощь со сложением и вычитанием яблок.
Ну, а если к чтению всерьез приступил совсем недавно, то читать он будет с напряжением всех физических сил.
Поэтому важно помнить, что продолжительность непрерывного чтения не должна в 6 лет превышать 8 минут, а в 7-8 лет — 10 минут. Оптимальная продолжительность непрерывного письма — 2 минуты 40 секунд в начале урока, и 1 минута 45 секунд в конце (то же самое и при приготовлении домашних заданий).
Эффективность работы маленького школьника также подвержена суточному режиму, как и ваш рабочий день. Установлено, что первый урок приходится на период врабатывания в учебный процесс, второй урок — пик работоспособности.
Высокое напряжение умственных сил у первоклашки не бывает долгим, и уже к третьему уроку работоспособность падает, а на четвертый урок остается минимум внутренних резервов.
Школьные предметы должны попадать в эту схему по уровню их сложности, письмо оптимально расположить на втором уроке, первый и четвертый оставить для самых легких, ознакомительных предметов.
Правильно готовим домашнее задание..
Каждые 15 минут нужно менять позу, каждые 30 — делать маленький перерыв, «физкультминутку», можно под музыку. Это не только укрепляет здоровье, но и восстанавливает работоспособность, помогает сбросить напряжение и отдаляет усталость.
Нельзя начинать готовиться «кавалерийским наскоком» — с самых сложных предметов. Помните о периоде врабатывания! Начинать нужно с несложных и непродолжительных по времени заданий, быстрое их выполнение заставит первоклашку убедиться в собственных силах и способностях.
После этого нужно переходить к более сложным, ну а последним, на спаде общей работоспособности, сделать еще одно легкое задание. Тогда ребенок будет вставать из-за стола не в подавленном из-за большой нагрузки настроении, а с уверенностью в том, что ему легко дается учеба.
Сохранить бодрое настроение и не позволить ребенку «опустить руки» («Мама, у меня ничего не получается!») — основная задача родителей на первом году учебы.
…и отдыхаем
Очень часто доводится слышать вопросы о прогулках и времени, проведенном на свежем воздухе. Не менее часто родители сетуют на то, что ребенку некогда гулять, или не с кем, или некогда родителям, или…
Можно найти сотню причин и объяснений, но ответ в любом случае будет однозначным — исключить прогулку из режима дня школьника нельзя! Норма прогулки для школьников младших классов — не меньше 3-3,5 часов в день.
Если ребенок ослаблен и жалуется на усталость, ему показан полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Если вы отдали ребенка в спортивную секцию или занимаетесь с ним дома или во дворе бегом, гимнастическими упражнениями или подвижными играми, помните, что занятия спортом должны начаться не ранее, чем через 40 минут после приема пищи.
Ужинать нужно за 2 часа до сна — это лучшая профилактика бессонницы, плохого, беспокойного сна у первоклашек.
Если вы думаете, что активный ребенок успеет проголодаться за это время, за полчаса до ухода ко сну можно предложить ему стакан молока или какао с маленькой булочкой, или немного фруктов.
Перед сном полезно погулять около двадцати-пятнадцати минут, и если такой возможности у вас нет, то хотя бы проследите, чтобы комната, в которой спит ребенок, была хорошо проветрена. Спать первоклассник должен не менее 9 часов — без учета времени на дневной сон.
Правильно одеваемся
Многие первоклассники с 1 сентября надели новую школьную форму. В этом, безусловно, есть свои достоинства — нет признаков классового расслоения, которое может стать причиной конфликтов, да и тратиться на одежду родителям придется намного меньше.
Противники же школьной формы забыли об одном немаловажном недостатке любой формы — ее дизайн и покрой далек от совершенства, рассчитан на некую «общую мерку», потому очень часто школьная форма сковывает движения и создает дополнительные неудобства первоклашке.
А материал, из которого может быть сшита форма, бывает не совсем гигиеничен и натурален. Если формы в школе нет, то лучше одевать ребенка в натуральный материал, например, хлопок, чтобы он не так сильно потел во время игр на переменах. Если форма есть, то под синтетический пиджачок нужно надеть рубашечку из хлопка.
Форменной обуви для детей преимущественно не бывает. Помимо обуви для прогулок и для дороги в школу, родители позаботились и покупкой «сменки» для первоклашек.
Лучше всего, если это легкая и удобная обувь, дышащая, из натуральных материалов, с минимумом швов и, желательно, на «липучках». Подошва должна быть достаточно гибкой и ребристой, чтобы не скользила на гладком полу.
В такой обуви ноги вашего ребенка не будут потеть и натираться.
Если ботиночки застегиваются на «липучку», то снять и переодеть обувь самостоятельно ребенку будет достаточно просто.
Это важно с точки зрения удобства и практичности, к тому же, завязать шнурки быстро и крепко может даже не каждый взрослый, значит, ребенок будет или долго и напряженно их завязывать, вызывая нарекания и насмешки класса, или же завязывать их будет быстро, и уже через десять минут начнет наступать на длинные «хвосты», останавливаться посреди дороги, завязывать… Представили себе? Потому лучше предпочесть удобство красоте обуви «совсем как у папы».
Источник: http://www.za-partoi.ru/
«Школьные болезни» — чего стоит опасаться
Школьными болезнями называют отклонения в состоянии здоровья детей в возрасте 7-17 лет, связанные с перегрузками программы образования и нарушениями условий обучения.
Согласно статистике, только 3-4% выпускников школ полностью здоровы, остальные 96-97% имеют какие-либо проблемы со здоровьем.
Следует учесть, что у детей прогрессирование патологических процессов происходит значительно быстрее, чем у взрослых. Поэтому нужно при появлении первых признаков болезни показать ребенка врачу.
Топ школьных заболеваний
Среди школьных заболеваний несомненными лидерами являются патологии опорно-двигательного аппарата. Статистика свидетельствует, что 80% школьников страдает искривлением позвоночника. Самый распространенный – сколиоз, реже встречаются лордоз и кифоз.
Второе место принадлежит психическим расстройствам. Явные или скрытые неврозы, сопровождающиеся тревожностью, депрессией, резкими перепадами настроения, бессонницей, характерны для 70% учащихся. Нередко развиваются и вегетативные дисфункции.
Третье место по распространенности занимают патологии зрительной системы. Офтальмологи отмечают, что нарушение зрения наблюдается у 50-60% детей школьного возраста. Особенно часто встречается близорукость, немного реже – астигматизм.
На четвертом месте стоят болезни желудочно-кишечного тракта. Подобные проблемы имеет 45% учеников. Особенно часто развивается гастрит. К распространенным заболеваниям причисляют и гастродуоденит.
В число школьных болезней также входят патологии ЛОР-органов и инфекции, сопровождающиеся повышенной температурой, насморком, кашлем. Детей, которые пропускают учебные занятия более 5-6 раз из-за вирусных и бактериальных заболеваний, называют часто болеющими.
Чаще всего диагностируют ОРЗ и ОРВИ, к которым принадлежат простуда, грипп, бронхит. Нередкими являются ангина (острый тонзиллит), скарлатина, ротавирусная инфекция (кишечный грипп), ветряная оспа (ветрянка), заразность которой достигает 95%.
Среди ЛОР-заболеваний наиболее распространены синуситы, ларингиты, фарингиты.
Причины патологий
Основная причина школьных заболеваний – неудовлетворительная организация обучения:
- переутомление вследствие чрезмерных умственных и физических нагрузок;
- плохое освещение классов;
- несоответствие габаритов мебели росту ребенка;
- длительное сидение в неправильной позе;
- недостаток двигательной активности;
- нарушение режима питания и перекусы на ходу;
- плохие бытовые условия;
- неблагоприятная психологическая атмосфера в семье;
- частые стрессы.
Профилактические мероприятия
Чтобы предупредить развитие патологий, необходимо соблюдать режим дня, чередовать труд и отдых, регулярно выполнять физические упражнения, рационально питаться, сидеть за партой в правильной позе. Ребенок должен гулять на свежем воздухе, спать достаточное количество времени.
Важное значение для профилактики болезней имеют школьные медосмотры, соответствие размеров мебели росту ребенка, создание спокойной атмосферы в доме.
Не стоит сильно переживать за своего ребенка и стараться изолировать его от общества, создавая парниковые условия. Напротив, необходимо закалять его и укреплять иммунную систему.
Адаптация первоклассников и их здоровье
- МБОУ «СШ №5»
- города Смоленска
- Сообщение на тему:
- «Адаптация первоклассников
- и влияние её на здоровье»
- учителя начальных классов
- Чертковой Надежды Фёдоровны
- ноября 2016год
- Сообщение на тему:
- «Адаптация первоклассников и их здоровье »
- Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми.
- Если мы нарушим этот порядок, мы произведём скороспелые плоды,
- которые не будут иметь ни зрелости , ни вкуса и не замедлят испортиться.
- Дайте детям созреть в детях»
Ж. Руссо.
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах, и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением
вшколу.………………………………………………………………………………………………..
В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов).
В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом-7лет) лежит отчетливый эндокринный сдвиг — включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые».
Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов. Процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.
Работоспособность первоклассников обычно падает через 25 – 30 минут урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.
Физиологические трансформации вызывают большие изменения и в психической жизни ребенка. С вступлением в школьную жизнь у ребенка как бы открывается новая эпоха. Л.С.
Выгодский говорил, что «расставание с дошкольным возрастом – это расставание с детской непосредственностью». Ребенок, попадая в школьное детство, оказывается в более суровом мире. И от того, как он к этим условиям приспособится, зависит очень многое.
Преподавателям и родителям необходимо владеть знаниями о данном периоде развития ребенка, поскольку неблагоприятное его протекание для многих детей становится началом разочарований, причиной конфликтов в школе и дома, слабого овладения школьным материалом.
А отрицательный эмоциональный заряд, полученный в начальных классах, может явиться конфликтом в будущем.
Первый класс-это переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.
Когда дошкольник вступает в кризис, всем бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого.
Наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Одно спокойно переходит в другое, одно непосредственно читается нами как обнаружение второго.
У него возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. У ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия
Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению. Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе показывают, что готовности к обучению в школе у многих детей еще нет.
На одном из первых уроков математики детей в первом классе я попросила нарисовать столько кружков, сколько игрушек на наборном полотне (3), а затем раскрасить в красный цвет 2 круга, а в синий – 1.
Некоторые дети раскрасили фигуры в другие цвета, объяснив, что так лучше или так им больше нравится.
Это наблюдение показывает, что правила еще не стали правилами поведения ребенка; с такими детьми надо еще работать, приводить к соответствующему школьному виду.
Другое наблюдение: в первом классе дети не получают письменных заданий на дом, но некоторые ученики спрашивают про уроки. Это показывает, что уроки важны для них, так как ставят в определенное отношение к окружающим.
Отношение к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. Но до тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, до тех пор еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе.
С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы.
Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. Пример: 1сентября мы открывали класс специальным ключом, на котором можно было рассматривать виды Москвы. Потом с этим ключом можно было поиграть. И проучившись 2 месяца, дети не охладели к этой игрушке. В классе детей ждали их любимые игрушки (Буратино, Лисичка, Незнайка, которых мы должны были научить и воспитать).
Потом появилась любимая кукла Симка.
Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости.
Первые дни пребывания детей в школе посвящаются ознакомлению правил поведения .Приведу некоторые примеры заданий, способствующих формированию умения выполнять правила поведения ученика в процессе обучения. Игра – стихотворение:
- «Мы вошли в просторный класс.
- Начался урок у нас.
- Нам учитель задаёт разные задания.
- Выполняем дружно их
- Мы полны внимания.
- У окошка на полу всё у нас в порядке? …
- Мы поднимем руки вверх.
- Все присядем к полу
- И задания опять выполнять готовы»
Первую часть стихотворения использую на начальном этапе урока для формирования у детей настроя на урок. А всё стихотворение позволяет провести физкультминутку. Кроме того, игры — стихотворения могут использоваться для формирования умения слушать.
- В качестве любимого шуточного задания ,позволяющего немного отдохнуть на уроке , а с другой стороны, формировать умение слушать-задачи- стихотворения »Две лягушки у пруда
- Пели песню: « Ква-ква –ква!»
- К ним подружка прискакала.
- Сколько же лягушек стало?»
Конечно, игра не исчезает в младшем школьном возрасте совсем, она приобретает иные формы и содержание. Она занимает существенное место в жизни ребенка наряду с учебной деятельностью. Это и игры с правилами, игры-драматизации. Особенно дети любят инсценировки (Пример)
Многие ученики берут с собой на занятия свои любимые игрушки, а на переменах активно играют в них с друзьями, забывая о том, что они находятся в стенах школы. И, хотя игра уже не занимает того важного места в жизни ребенка, которое было характерно для нее в дошкольном возрасте, она все еще имеет большое значение в психическом развитии младшего школьника.
Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении.
Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учиться действовать в соответствии с традициями, о которых я рассказываю на классных часах.
Это и празднование дней рождения, где есть «волшебный» стул, и кукла Симка, которая приходит почти на каждый урок и помогает оценивать работу детей, обязательная зарядка до уроков.
И похвала за работу «Молодец», «Как мне понравилось твоя написанная буква, старайся!» А дни рождения каждой буквы и каждой цифры !(показ) Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими. У ребенка появляется совершенно новая система отношений, а именно отношения с учителями, которые в глазах ребенка выступают «не заместителем родителей, а полномочным представителем общества, вооруженным всеми средствами контроля и оценки, действующим от имени и по поручению общества».
Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в огромной степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям школьной среды и успешного протекания учебной деятельности, являющейся основной на данном периоде развития ребенка.
Знания для ребенка этого возраста не существуют без учителя. И если ребенок полюбил учителя, то стремление к знаниям у него, несомненно, повысится, урок станет для него интересным и желанным, а взаимодействие с учителем радостным и приносящим много полезных плодов. Если же ребенок недолюбливает учителя, то учение теряет для него всякую ценность.
Огромное значение для формирования личности ребенка в возрасте 7-9 лет имеет коллектив, который формирует социальную направленность школьника.
Особенно к концу младшего школьного возраста, ребенок стремиться к обществу других детей, интересуется делами класса, членом которого сам является. Особое значение для него начинает приобретать мнение сверстников.
Школьники хотят занять свое место в классе, завоевать авторитет и уважение товарищей.
Процесс включения ученика в школьный коллектив сложный. Прежде всего, данный процесс глубоко индивидуален.
Школьники отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений. Стремление детей данного возраста состоит так же и в том, чтобы поскорее стать взрослыми.
Они во многом охотно подражают родителям, учителям, старшим братьям и сестрам.
Желание этой взрослости дети реализуют во всех формах повседневной жизни: игры, общение со сверстниками, родителями, учителями, где ребенок активно может проявлять свою самостоятельность и независимость Необходимо поручать ребёнку «важные» дела, возложить на него некоторую ответственность, причем учитывая, что он успешно со всем справится. Таким образом, мы взрослые, делаем этот процесс взросления ощутимым для него.
Ученики 1 – 2 класса начальной школы – это вчерашние дошкольники, они мыслят конкретно, образами.
На данном этапе обучения и развития детей важнейшую роль играют различные наглядные пособия, используемые учителем во время урока.
Младшие школьники активно реагируют на впечатления, доставляемые им органами чувств. Наглядные пособия, применяемые на уроках, всегда вызывают жадное любопытство.
Организованное, систематическое обучение и воспитание – главнейшая форма и условие целенаправленного развития ребенка. Очень большое значение имеет внеурочная деятельность, различные кружки и мероприятия. Участие в викторинах и олимпиадах(пример)
Учебная деятельность требует хорошего развития произвольного внимания. Ребенок должен уметь сосредоточиться на учебном задании..
Только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.
Слабость произвольного внимания — одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины Например, ребенок, который учится писать, вначале двигает всей рукой, глазами, головой, частью туловища и языком.
Произвольное внимание связано с речью. Поначалу оно проявляется в подчинении своего поведения словесным указаниям взрослых («Дети, откройте тетради!»), а затем — в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции. «Я тетрадь свою открою и наклонно положу…..»
Произвольное внимание полностью развивается к 12—16 годам. Таким образом, несмотря на некоторую способность детей начальных классов произвольно управлять своим поведением, непроизвольное внимание у них все же преобладает.
Из-за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения.
Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности.
Если события имели эмоциональную значимость для ребенка и произвели на него впечатление, непроизвольное запоминание отличается особой точностью и устойчивостью.
Известно, что дети дошкольного возраста легко запоминают бессмысленный материал (например, считалки) или объективно осмысленные, но недостаточно понятные или вовсе непонятные им слова, фразы, стихотворения.
В качестве причин, лежащих в основе такого запоминания, называют интерес, который вызывается у детей звуковой стороной этого материала, особое эмоциональное к нему отношение, включение в игровую деятельность. Кроме того, сама непонятность информации может стимулировать любознательность ребенка и привлекать к ней особое внимание.
- Дети быстрее и прочнее запоминают все яркое, интересное, все то, что вызывает эмоциональный отклик.
- На уроках с детьми я часто предлагаю детям задания на развитие воображения ребенка: «На что похожа буква «А»?» И снова игры («Живая азбука»)
- Стихотворение А. Барто «По дороге в класс» служит прекрасной иллюстрацией этого последнего положения:
- Спешил Никита на урок.
- Шел, не сбавляя шага.
- Вдруг на него рычит щенок,
- Кудлатая дворняга.
- Никита взрослый!
- Он не трус!
- Но шла Танюша рядом,
- Она сказала: — Ой, боюсь!
- — И сразу слезы градом.
- Но тут ее Никита спас,
- Он проявил отвагу,
- Сказал: — Иди спокойно в класс! —
- И отогнал дворнягу.
- Его Танюша по пути
- Благодарит за смелость.
- Еще разок ее спасти
- Никите захотелось.
- — Ты можешь в речке утонуть!
- Вот утони когда-нибудь! —
- Ей предложил Никита.
- — Не дам тебе пойти ко дну!
- — Я и сама не утону! —
- Она в ответ сердито.
Она его не поняла…
- Но ведь не в этом дело!
- Он всю дорогу до угла
- Спасал Танюшу смело.
В мечтах ее от волка спас…
Но тут пришли ребята в класс.
Очень часто я обращаюсь к творчеству писателей, где находится очень интересный материал.Ребёнка нельзя заставить , принудить быть внимательным. Необходима новая система отношений учебного сотрудничества: уроки-игры, уроки-путешествия, уроки — экскурсии, уроки — театрализации, где изучается и закрепляется программный материал.
Вывод: д ля сохранения физического , психического и социального здоровья первоклассника необходимо проведение утренней гимнастики соблюдение режима проветривания классной комнаты, привитие гигиенических норм поведения рефлексия(формирование самооценки ребёнка), улыбка учителя, выстраивание позитивных взаимоотношений(похвала),организация подвижных игр на перемене, систематическое проведение физ.минуток, смена деятельности на уроке, организация разнообразных форм работы(групповая, парная, фронтальная).