Распространенность депрессивных состояний среди подростков составляет 10–20%. Она имеет возрастные особенности, затрудняющие постановку диагноза: редко протекает в типичной меланхолической форме, отличается многообразием проявлений, часто прячется под «масками» соматических и вегетативных проявлений.
Актуальность проблемы депрессии объясняется не только трудностями диагностики, но и тенденцией к росту заболеваемости, высокой частотой суицидальных действий среди детей и подростков, а также потенциальными негативными последствиями заболевания. К долгосрочным последствиям относятся трудности межличностных взаимодействий, снижение успешности в учебе и профессиональной деятельности, расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.
Депрессия у ребенка (подростка)
Эпизоды сниженного настроения у детей и подростков чаще всего вызываются определенными негативными событиями и продолжаются короткое время. Такие проявления не являются признаками расстройства.
Однако если они приобретают длительный и глубокий характер, подростку может понадобиться профессиональная помощь.
Помимо депрессии как заболевания выделяют понятия депрессивного синдрома и депрессивного расстройства.
Синдром – это непродолжительное состояние, возникающее в ответ на пережитый стресс и проявляющееся чувством печали, ослаблением интереса и рядом других симптомов.
Расстройство – патология, при которой проявления депрессивного синдрома длятся достаточно долго и имеют более выраженный характер.
Эмоциональные расстройства могут снижать школьную успеваемость, приводить к изоляции, чувству одиночества, социальной отчужденности. В тяжелом случае депрессия может привести к суицидальной попытке.
Согласно классификации МКБ-10 выделяют единичные депрессивные эпизоды и рекуррентное депрессивное расстройство (при повторных эпизодах). В зависимости от количества симптомов и их выраженности устанавливают тяжесть течения: легкую, среднюю, тяжелую. Кроме того, выделяют варианты заболевания без психотических проявлений и с психотическими симптомами. Отдельным пунктом в диагнозе отмечают наличие или отсутствие соматического синдрома. Специальный код используют для описания самоповреждающих, суицидальных и парасуицидальных действий.
Признаки подростковой депрессии
Клинические особенности патологии в подростковом возрасте следующие: • у пациентов отмечаются частые колебания настроения; • в начале пубертатного периода чаще болеют мальчики, ближе к его завершению – девочки; • наблюдается учащение суицидальных мыслей и действий по сравнению с детским возрастом. К основным симптомам расстройства относят: • снижение настроения; • потеря интересов, невозможность получать удовольствие; • низкая активность, быстрая утомляемость.
Дополнительные признаки: • сниженная концентрация внимания; • низкая самооценка; • пессимистическое отношение к будущему; • идеи уничижения, виновности; • суицидальные тенденции, самоповреждение; • плохой аппетит; • нарушения сна. Для установления диагноза необходимо наличие двух ключевых симптомов из трех. Легкий депрессивный эпизод диагностируют при наличии двух основных и одного дополнительного признаков. Эпизодом средней тяжести считается расстройство с двумя основными симптомами и четырьмя дополнительными. При тяжелом течении присутствуют три основных признака и не менее пяти дополнительных. Диагностировать патологию можно только при продолжительности симптомов в течение двух недель и более при условии, что аффективные нарушения присутствуют на протяжении большей части дня. Анамнез не должен содержать симптомов, соответствующих критериям маниакального или гипоманиакального эпизода. Депрессия не должна быть обусловлена употреблением психоактивных веществ или каким-либо психическим органическим расстройством.
Причины депрессии у детей и подростков
Депрессия является многофакторной патологией, в ее развитии могут участвовать биологические, генетические и психосоциальные факторы.
В первую группу причин входят: • биохимические нарушения с дефицитом серотонина, норадреналина в мозговых синапсах; • изменения циркадного ритма секреции мелатонина; • нарушение суточного ритма кортизола, ведущее к повышению уровня гормона в ночное время; • изменения морфологии отделов, отвечающих за генерацию эмоций (коры лобных долей, миндалины, гиппокампа, прозрачной перегородки, поясной извилины). К генетическим провоцирующим факторам относят: • случаи аффективной патологии у близких родственников; • генетически обусловленную нейромедиаторную недостаточность, повышающую вероятность хронического стресса. Психосоциальная группа причин включает: • недостаток любви, заботы со стороны родителей; • дисгармоничное воспитание, негативные взаимоотношения в семье, жестокое обращение; • отделение от семьи в раннем возрасте; • острые стрессы, связанные со смертью родных, разводом родителей и т. п.; • социально-экономические проблемы, негативные жизненные обстоятельства; • возрастные кризисы, проблемы взаимодействия со сверстниками.
Важную роль могут иметь личностные особенности подростка: склонность к интроверсии, тревожности. Взаимодействие нескольких факторов – генетической предрасположенности, влияний среды, травматических переживаний, соматических болезней ведет к частым сменам настроения, повышенной уязвимости к негативным событиям.
Виды депрессии у подростков
Подростковый период условно подразделяют на младший (с 11 до 15 лет) и старший пубертатный возраст (до 18 лет). Клинические особенности депрессии в эти возрастные этапы несколько отличаются, поэтому выделяют несколько вариантов патологии.
В младшем пубертатном периоде наблюдаются: • Ступидный тип.
Сниженное настроение сопровождается идеями несостоятельности, самоуничижения и депрессивной псевдодебильностью, проявляющейся замедленностью мышления, ухудшением памяти и сосредоточения внимания, значительным снижением способности к обучению, страхом школы, вплоть до отказа от ее посещения. • Адинамический вариант. Проявляется отказом от прежних интересов, утренней сонливостью, тревогой в вечернее время, страхами, истерическими реакциями, ухудшением аппетита, астенией, снижением успеваемости. • Астеноподобный тип. Для этого варианта свойственны раздражительность, плаксивость, плохая переносимость шума и яркого света, головные боли, улучшение состояния во второй половине дня, снижение аппетита, нарушения сна, утомляемость, замкнутость.
Для старшего пубертатного возраста характерны следующие виды депрессий: • меланхолический, • делинквентный, • ипохондрический, • астеноапатический, • анестетический, • реактивный, • астеноподобный, • адинамический, • психопатоподобный, • дисфорический,
• тревожный,
• unlust-депрессия (безрадостная).
Что делать родителям подростков с депрессией
Родители подростков должны понимать, что самостоятельно подросток не сможет преодолеть болезнь. Их задача вовремя заметить изменения в его поведении и личности и обратиться за помощью к специалисту.
Выздоровлению будут способствовать улучшение семейного микроклимата, совместное времяпровождение с учетом предпочтений ребенка (например, походы на природу, спортивные игры).
Родителям необходимо обеспечить условия для нормализации режима дня и полноценного отдыха подростка: прогулки на свежем воздухе, активность в дневное время и сон ночью в полной темноте.
Такие меры способствуют нормализации биоритмов, оказывают благотворное влияние на организм. Очень важна эмпатия со стороны близких людей, интерес к событиям в жизни ребенка.
Нужно знать о его увлечениях, круге общения, друзьях, но заинтересованность должна быть ненавязчивой, взаимодействие должно происходить в форме дружеской беседы. Следует замечать изменения в поведении подростка, новые тенденции, пристрастия.
Семейная терапия помогает понять нужды ребенка, его роль в семье, значимость родительских обязанностей, важность поддержки со стороны близких людей, достигнуть положительных изменений в семье.
Существенную помощь может оказать консультирование по проблемам внутрисемейных взаимоотношений и воспитания. Полная информация о симптомах, методах и длительности терапии, предоставляемая родителям, повышает приверженность к лечению. В ходе беседы родных пациента нужно уведомить о признаках суицидального риска и обосновать необходимость направления в стационар.
Как лечить депрессию у подростков
Лечение назначается после установления диагноза.
Обследование включает сбор анамнеза, опрос больного и наблюдение за его поведением, получение информации от родителей, психологические методы с применением шкалы Бека, шкалы Гамильтон или шкалы Монтгомери-Асберг, теста Люшера, теста Векслера для оценки интеллектуальных способностей. Лечение должно быть комплексным и включать психосоциальные, психотерапевтические и медикаментозные подходы.
К психосоциальной помощи относится коррекция микросоциальных проблем: конфликтных отношений в семье, неправильных методов воспитания, трудностей в коллективе.
Психотерапевтическая помощь включает недирективную поддерживающую психотерапию, когнитивно-бихевиоральную психотерапию, семейную и межличностную терапию.
Психотерапия применяется и на амбулаторном этапе и в ходе стационарного лечения в комплексе с лекарственными средствами.
При легком и среднетяжелом течении лечение обычно проводится амбулаторно и ограничивается психосоциальными и психотерапевтическими методами.
При депрессии средней тяжести с суицидальными тенденциями, а также при тяжелом течении показано стационарное лечение. Таким пациентам назначается антидепрессивная медикаментозная терапия.
При наличии тревожной симптоматики могут применяться анксиолитики.
При затяжных и тяжелых депрессивных состояниях необходимы меры по профилактике и преодолению дезадаптации в коллективе. Для этого различными специалистами проводятся комплексные коррекционные мероприятия.
Пациентам с депрессией может понадобиться помощь психологов, психотерапевтов, психиатров, семейных терапевтов, дефектологов, педагогов. Обязательным условием является тесный контакт с семьей подростка.
Крайне важно своевременно реагировать на потребности подростков с аффективными нарушениями.
Когда есть возможность, следует отдавать предпочтение немедикаментозным методам и избегать направления в специализированные учреждения.
При лечении депрессивных состояний у детей и подростков необходимо позаботиться о соблюдении прав пациентов.
Согласно закону о психиатрической помощи, диагностические и лечебные процедуры пациентам младше 15 лет могут назначаться только с согласия родителя или опекуна.
Депрессия у детей
Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением. Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.
Слово «депрессия» имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств. Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов.
Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых.
Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.
Депрессия у детей
Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:
- Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода, внутриутробных инфекциях, родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
- Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
- Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм, наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.
В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:
- Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека, равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
- Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.
У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.
Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами.
К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина.
Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.
Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности.
Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям.
Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.
Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство.
По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными кошмарами.
В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:
- Тревожное расстройство, обусловленное разлукой. Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
- Фобическое расстройство детского возраста. Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
- Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
- Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.
Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность.
Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор, боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать».
В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.
Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут.
Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение.
Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты.
Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.
У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии.
Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями.
Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.
В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения, 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость.
Наиболее опасным исходом депрессии является суицид. Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом.
Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.
Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром, детским неврологом, психиатром.
До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности).
В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:
- Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
- Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи, хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
- Консультация невролога. Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ, МРТ головного мозга. Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
- Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
- Клинический психолог. Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.
Признанными методами лечения являются детская психотерапия и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:
- Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
- Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы: ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия. Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. Игровая терапия вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
- Семейную психотерапию. Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.
Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают.
Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни.
Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).
Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности.
Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка.
Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.
Депрессия у подростков: как распознать и чем помочь
В нашей жизни мы встречаемся с различными состояниями. Некоторые из них скоротечны и незначительны, но немало и тех, которые могут наложить отпечаток на всю жизнь.
Депрессия — не роскошь и не блажь, это самая настоящая болезнь двадцать первого века.
О том, какие виды депрессии бывают у подростков, и о том, как их распознать, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи населению Наталья Билык.
«Депрессия забирает жизненные силы и меняет мышление в сторону самобичевания и ненависти к себе. Она бывает как отдельным заболеванием с градацией степеней тяжести, так может и входить в параллельный процесс с более тяжелыми психическими расстройствами.
В подростковом возрасте, возможно, вы испытывали что-то подобное, и скорее всего это было связано с гормональной перестройкой растущего организма.
Однако бывает и так, что грусть и печаль переходят все рамки и выливаются в полноценное расстройство, патологическое состояние тоски», — рассказывает Наталья.
Как известно, подростки бывают импульсивными в своих реакциях, поэтому депрессия для них очень опасна, ведь юношеский максимализм и неопытность во взаимоотношениях в любой момент могут сыграть с ними злую шутку.
Это заболевание имеет различные степени тяжести и много причин для возникновения. У подростков депрессия обычно протекает замаскированно.
«Подключается психосоматическая сфера: у ребенка может быть хронически высокая температура, боли непонятного происхождения в разных местах, проблемы с памятью и различные нарушения когнитивной сферы, которые выходят на первый план, вместо всем известной подавленности и прочих аффективных нарушений», — отмечает психолог.
В жизни многих людей был хотя бы один депрессивный эпизод: обычно в какой-то период испытывают боль и пустоту, но потом такое состояние проходит само и больше не повторяется.
Среди психиатров считается: если вдруг случается неоднократное повторение таких эпизодов — можно смело ставить рекуррентное депрессивное расстройство (периоды ремиссии чередуются с депрессивными состояниями), причем вероятность появления нового депрессивного эпизода увеличивается с каждым разом. Рекуррентное депрессивное расстройство исключается, если к симптоматике добавляются идеи о собственной ничтожности, причем убедить человека в обратном без медикаментозной помощи не получается.
При тяжелейших депрессиях иногда возникают даже галлюцинации (в основном слуховые), однако диагностировать именно психотическую депрессию получается не всегда, ведь есть очень много соблазнов поставить диагноз потяжелее.
Существует еще и такая депрессия, при которой волевой компонент стремительно разрушается и все переживания ощущаются наиболее остро. Это клиническая депрессия.
И вот здесь помочь человеку это преодолеть становится очень сложно, ведь на антидепрессантах может повыситься активность, а для человека с суицидальными мыслями появившееся возбуждение может закончиться плачевно.
Такие расстройства должны лечиться под наблюдением врачей!
Так как же вовремя распознать депрессию у подростка?
Стоит обратить внимание на следующие признаки:
- длительное подавленное настроение,
- уныние, тоска,
- повышенная утомляемость в результате незначительных нагрузок,
- снижается интерес и способность получать удовольствие от того, что раньше приносило удовлетворение,
- снижение способности концентрироваться,
- заниженная самооценка,
- чувство вины и склонность к самоуничижению,
- мрачное и пессимистическое видение будущего,
- двигательная заторможенность или возбуждение,
- нарушения сна,
- изменение аппетита и веса.
Как жаль, что о настоящей депрессии обывателю известно мало, как жаль, что нуждающиеся не получают должного лечения из-за предрассудков и навешивания ярлыков, как жаль, что люди продолжают считать эту болезнь ленью и детскими глупостями…
Чтобы не позволить болезни развиться до состояния, когда без медикаментов не обойтись, когда уже нарушаются мыслительные процессы и это начинает мешать учебе (а порой подростки, страдающие депрессией, жалуются, что им уже сложно читать и вникать в текст), необходимо быть очень бдительными.
Родителям важно обращать внимание на высказывания и мысли своих подрастающих чад.
Если в разговоре подростка начинают часто упоминаться мысли о бесперспективности будущего, шутки о смерти, появляется небрежное отношение к себе, своему здоровью, если круг его общения сильно сужается или вообще он прекращает все контакты, когда он не хочет ничем заниматься, появляется пассивность и апатия, лучше скорее обратиться к психологу! Грамотный специалист поймет, нужна ли уже помощь психиатра или пока можно обойтись психологическими методиками. Порой это тоже может спасти человеку и здоровье, и жизнь.
Круглосуточный телефон неотложной психологической помощи в Москве 051 — с городского телефона; 8 (495) 051 — с мобильного. Круглосуточный чат психологической поддержки: www.msph.ru.
Источник
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Детская депрессия. Причины, симптомы, лечение детской депрессии
Депрессия — это психическое расстройство, при котором у человека наблюдаются подавленное, разбитое настроение и снижение или даже полная утрата способности получать удовольствие. Депрессия бывает не только у взрослых, как многие привыкли думать.
Данное заболевание стали диагностировать и у детей. Причем этот недуг может проявляться практически с самого рождения. Заболевание включено в Международную классификацию болезней (МКБ-10) под кодом F32 и имеет три степени: легкую, среднюю и тяжелую.
В некоторых случаях детскую депрессию могут ошибочно принять за РАС, особенно в раннем возрасте. Это происходит из-за схожих симптомов обоих расстройств. При расстройстве аутистического спектра дети также испытывают проблемы с общением, коммуникацией, поведением, как и при детской депрессии.
Депрессивное состояние у ребенка тормозит когнитивное развитие, поэтому нуждается в обязательной коррекции. Можно предотвратить негативные последствия, если вовремя выявить признаки начинающегося заболевания.
Причины детской депрессии
Депрессия у ребенка может появиться лишь тогда, когда у него имеется определенная почва для этого состояния. Это биохимические, неврологические, наследственные и психосоциальные факторы. Уже на это накладываются формальные поводы, провоцирующие депрессию, такие как проблемы в школе, дома, чувство одиночества и т.д.
Возможные причины детской депрессии:
- Поражения центральной нервной системы. Могут быть вызваны внутриутробными инфекциями, внутриматочной гипоксией плода, энцефалопатией новорожденных, асфиксией. Все это приводит к повреждениям головного мозга;
- Наследственная предрасположенность. Дети, родители которых часто страдали от депрессий, и сами подвержены данному недомоганию;
- Проблемы психологического и эмоционального характера. Например, ребенок постоянно наблюдает конфликты между родителями, испытывает чрезмерную заботу и внимание от родителей или их недостаток (гипер- и гипоопека, воспитание по типу «кумир семьи»), растет только с одним родителем, встречает регулярное непонимание при общении со значимыми взрослыми;
- При переживании сильной душевной травмы. Например, развод родителей, болезнь близких или чья-то смерть;
- Непостоянное место проживания. При частых переездах ребенок испытывает стресс и не успевает завести близких друзей, с которыми мог бы поделиться своими переживаниями, рассказать о секретах;
- Ребенок много времени проводит за уроками и занятиями в секциях, не высыпается. В период умственного и физического перенапряжения он наиболее подвержен депрессивным состояниям;
- Проблемы с учебой. Ребенок начинает отставать от своих сверстников, вследствие чего может быть подвержен насмешкам и издевательствам с их стороны, у него начинает снижаться самооценка;
- Подростковый период. Во время переходного возраста происходит перестройка организма (появление менструаций у девочек и ночных поллюций у мальчиков), изменение формы тела, появление прыщей. От выработки определенных гормонов дети могут стать более агрессивными. В их кругу общения начинают выделяться лидеры и аутсайдеры. Подросток, непринятый в группы общения, чувствует себя одиноким и ненужным, что приводит к депрессии.
Поводом к появлению болезни зачастую становятся проблемы со здоровьем.
К ним относятся частые головные боли, аллергия, заболевания желудка, щитовидной железы, неправильное питание и чрезмерное потребление сахаров.
Но сами по себе эти проблемы могут вызвать депрессию только в том случае, если имеют хронический характер и ухудшают качество жизни, тем самым вызывая переживания ребенка по этому поводу.
Симптомы и признаки детской депрессии
Очень сложно определить развитие заболевания на начальном этапе, особенно в раннем возрасте, когда малыш не предъявляет никаких жалоб. Также сложности доставляет схожесть с другими болезнями.
При депрессивных реакциях часто наблюдают:
- Общую вялость и слабость. Ребенок быстро устает даже при минимальных физических нагрузках, у него замедляется реакция, ухудшается координация движений;
- Нарушения сна. Малыш просыпается и плачет во сне, у него может развиться бессонница;
- Заторможенность;
- Частая смена настроения, неумение радоваться и получать удовольствие от жизни;
- Снижение интереса к жизни. Дети становятся замкнутыми, безынициативными, не хотят учиться, общаться, играть;
- Неконтролируемый аппетит или его отсутствие, а также нарушения пищевого поведения. Родителей должно насторожить то, что ребенок отказывается от еды или, наоборот, ест слишком часто и большими порциями;
- Тревожность;
- Дистимию. Ребенок начинает быть угрюмым, мрачным, капризным, озлобленным, постоянно жалуется, высказывает упреки и обвинения;
- Речевые дефекты. Может развиваться специфика речи, похожая на алалию, ЗРР;
- Снижение самооценки, уверенности в своих силах;
- Психосоматические нарушения (рвота без причины, боли в животе неясного происхождения, нейродермит, бронхиальная астма, учащение сезонных простуд, аллергии и другие).
- Энурез, энкопрез;
- Отказ от выполнения повседневных дел (чистка зубов, расчесывание волос, посещение школы и т.д.);
- При тяжелой степени детской депрессии — мысли о суициде;
Лечение детской депрессии
Лечение обычно производится несколькими специалистами: врач-психиатр проводит медикаментозную терапию, психотерапевт или детский психолог применяет психотерапевтические методы.
Применение одних лекарств считается неэффективным, так как они могут снять симптомы или устранить обострение, но не устранят причину заболевания.
Тем не менее, прежде чем приступить к психотерапии, важно снять острую форму депрессии, чтобы не усугубить состояние ребенка, избежать попыток суицида, если речь идет о тяжелой форме депрессии.
После этого проводится работа с психотерапевтом или с психологом. Если причины депрессии связаны с обстановкой в семье, в психотерапии обязательно должны принять участие родители ребенка.
Вместе с психологом ребенок учится решать свои проблемы, которые его беспокоят. Восстанавливается здоровый эмоциональный фон и настроение в целом. Специалист применяет такие методики, как арт-терапия, песочная терапия и др.
Отдельно стоит сказать о семейных занятиях, во время которых психолог будет взаимодействовать одновременно с ребенком и его родителями. Очень важно, чтобы родители не противились посещению сессий с психологом и приняли участие в психотерапии. Они должны создать благоприятную обстановку дома для выздоровления своего ребенка.
Нужно наладить климат в семье, а для этого нужно разрешить собственные проблемы. Но слишком сильно вмешиваться в личную жизнь ребенка тоже не стоит, а в некоторых случаях это вмешательство наоборот необходимо урезать. Например, когда родители и так постоянно заботятся о нем и мешают ему принимать самостоятельные решения.
Вот некоторые общие рекомендации:
- Нужно принимать нужды и мнения ребенка;
- Следить за тем, чтобы ребенок достаточно спал и правильно питался;
- Обратить внимание на самооценку ребенка. Она должна быть стабильной и адекватной;
- Учить самостоятельно разрешать трудные проблемы;
- Правильно распределять учебную нагрузку;
- Позволять отдыхать. Важно чередование видов деятельности, труда и отдыха;
- Не запрещать ему гулять и проводить время с друзьями;
- Следить за тем, чтобы его не обижали в школе/детском саду.
Только при совместной работе специалистов и родителей можно добиться полного выздоровления ребенка.
Детский и подростковый психолог Болховитина Ю.А.
Депрессия у подростков: половое созревание, причины, симптомы, лечение и формы депрессии
Депрессия у подростков – довольно частое явление в современном мире. Если вы начали замечать изменения в поведении своего ребенка, он все чаще предпочитает одиночество, находится в плохом настроении, плохо ест – вероятно, что это первые признаки депрессии.
В этой статье вы узнаете, какие причины могут вызывать депрессию у подростков, какими симптомами сопровождается данное состояние и как его лечить. С каждым годом наша жизнь становится все более интенсивной, а общество диктует более высокие стандарты.
К такому темпу жизни многим людям приходится приспосабливаться.
Для ученых давно не секрет, что подобная обстановка вокруг нас, а именно огромное количество информации и высоки планки обязательных к достижению целей не самым благоприятным образом влияют на организм и психику человека, приводя к состоянию стресса.
В большинстве случаев, мозг взрослого человека приспосабливается и вырабатывает собственные механизмы защиты к стрессовым ситуациям.
Однако, когда речь заходит о еще не полностью сформированном и неокрепшем мозге ребенка, нужно понимать, что от влияния стрессовых факторов он почти не защищен и весьма уязвим.
А в подростковом возрасте ко всему прочему прибавляется стресс, вызванный гормональными изменениями этапа переходного периода, что еще больше усложняет ситуацию. В итоге, стресс у подростков может переходить в личностные расстройства и привести к депрессии.
Период полового созревания
На этапе полового созревания у ребенка происходит кардинальные изменения идеалов и переоценка ценностей. Ребенок начинает отдаляться от родителей, появляется потребность в личном пространстве и самостоятельности, однако окончательно отказаться от них он еще не готов.
Такое внутреннее противостояние и перемены внешне выражаются постоянными перепадами настроения и сильными эмоциональными откликами. Начинаются «эмоциональные качели», в ходе которых моменты апатии, уныния и слезливости сменяются вспышками воодушевления и повышенной активностью.
Незначительные и мелкие неприятности для взрослого в юности кажутся труднопреодолимыми препятствиями и способны принести много страданий и тревоги.
Плохие отношения со сверстниками, проблемы в семье, ссоры со второй половинкой или смерть близкого человека для подростка могут стать серьезными потрясениями и привести к депрессии. По статистике от 60 до 80% подростков страдают от депрессии, причем во многих случаях состояние требует врачебного вмешательства.
Совокупность проблем, встречающихся в подростковом возрасте, заставила врачей по всему миру поставить на особый контроль суицидальные склонности детей в этот трудный период жизни. По данным АПА (Американская психиатрическая ассоциация) ведущей причиной смертности подростков в мире является самоубийство.
По статистике, каждый год попытки самоубийства совершают более полумиллиона людей в юном возрасте, при этом около 1% из них являются «успешными» и приводят к смерти.
Психические патологии в пубертатный период, с высокой долей вероятности, могут приводить к развитию депрессии у подростков.
Причины, вызывающие депрессию у подростков
Исследования показывают, что депрессия в подростковом возрасте развивается под влиянием целого ряда различных факторов. Одним из них является наследственная предрасположенность к психическим расстройствам, под влиянием которой может развиваться депрессия у людей в возрасте от 12 до 25 лет.
То есть, вероятность депрессии у подростка значительно возрастает, если один или оба близких родственника страдают от психического заболевания и проходят лечение у специалиста. На втором месте по влиянию на возникновение и развитие депрессии у подростка стоит неблагоприятная атмосфера дома. Риски расстройства возрастают у детей, живущих в неполных, асоциальных семьях.
Частые наказания, завышенные требования и претензии к ребенку со стороны родителей оказывают неблагоприятное воздействие на его психику. Осложняет положение и влияние социальных факторов при неадекватном само восприятии подростка.
Основаниями для депрессии могут стать отсутствие взаимопонимания со сверстниками, плохая успеваемость в школе, низкое социальное положение семьи, плохие взаимоотношения с противоположным полом и фрустрация из-за высоких требований общества. В совокупности со значительными гормональными изменениями в ходе полового созревания, ювенальный возраст является психологически тяжелым периодом в жизни ребенка и сопровождается серьезным напряжением и дистрессом. Гормоны влияют на работу нейромедиаторов по выработке веществ, принимающих участие в психоэмоциональной регуляции, что негативно сказывается на состоянии психики и может приводить к возникновению депрессивных состояний. В этот период можно заметить четкое проявление комплекса следующих явлений:
- повышенная чувствительность к негативной оценке внешности и способностей подростка другими людьми;
- признаки юношеского максимализма, который заключается в высоком уровне самонадеянности;
- чередование противоположного поведения, например, скромное и застенчивое может сменяться вульгарным и развязным;
- совмещение противоречивых качеств, например, склонность к состраданию и внимательном отношении к чувствам других наряду с черствостью и холодностью;
- стремление к общественному признанию соседствует с необходимостью быть независимым;
- негативное отношение к авторитетам и стремление идти против правил граничит с идеализацией некоторых личностей и созданием абсолютных кумиров.
Большое значение в формировании психопатологии у подростка может иметь наличие серьезного внутреннего конфликта и противоречия в самооценке. Негативное восприятие окружающего мира, низкая самооценка, формирование которой может происходить под влиянием мнений окружающих – все это может стать основой для развития депрессивного состояния и личностного расстройства.
Симптомы депрессии у подростков
Основным из первых признаков депрессии у подростков является переменчивость в настроении и стремление к одиночеству: ребенок обрывает контакты с друзьями и знакомыми, замыкается в себе, становится конфликтным, снижается успеваемость в учебном заведении.
Часто депрессия проявляется в виде следующих сигналов:
- регулярные головные боли и ощущение дискомфорта в эпигастральной области;
- рассеянность внимания, сложности с его концентрацией, забывчивость;
- неспособность самостоятельно принять решение, колебания;
- необязательность, невыполнение обязанностей и избегание ответственности за свои поступки;
- перемены аппетита (его увеличение или снижение);
- агрессивное, скандальное и протестное поведение;
- ощущение тоски, доставляющее много страданий;
- повышенная тревожность, беспричинное беспокойство;
- ощущение безнадежности и пессимистичный взгляд на вещи;
- нарушения сна, бессонница ночью и постоянное желание спать в светлое время суток;
- потеря интереса к тому, что увлекало раньше и к окружающим людям;
- употребление психоактивных веществ, алкогольных напитков;
- повышенная раздражительность, вспышки немотивированной агрессии;
- наличие суицидальных мыслей.
Постановка диагноза и вынесение решения о наличии депрессивного эпизода выносится специалистом на основании тестирования по специальным опросникам в совокупности с результатами бесед с пациентом и его окружением. По итогам детального клинического исследования состояния, врач определяет степень тяжести и подбирает схему лечения.
На сегодняшний день в лечении подростковой депрессии успешно применяют схемы, как раздельную терапию так и совмещающие медикаментозного и психотерапевтическое воздействие на организм и психику пациентов. В случае, если депрессивный эпизод протекает в легкой форме без суицидальных наклонностей, для лечения применяют когнитивно-поведенческую терапию. Одна из основных причин возникновения депрессии – неблагоприятная семейная атмосфера, благополучно преодолевается путем сеансов семейной психотерапии. Главной задачей психолога при общении с подростком является формирование у него адекватной самооценки и помощь в обретении оптимальных жизненных ориентиров и формы поведения.
Форма депрессии
Тяжелые формы депрессии, острая либо затяжная, лечатся как правило в условиях стационарного пребывания в психоневрологическом диспансере.
Лечение депрессии тяжелых форм у детей и подростков осложняется тем, что не все антидепрессанты и нейролептики можно назначать в детском возрасте, так как есть риски усугубления некоторых симптомов и повышения риска суицидального поведения.
К примеру, некоторые препараты, предназначенные для лечения пациентов с вялой двигательной активностью и апатией, могут вызывать повышенное возбуждения и маниакальное состояние у пациентов, страдающих от бессоницы, повышенной тревожности.
На сегодняшний день единственным сертифицированным антидепрессантом, который можно применять для лечения расстройства у детей в возрасте до 15 лет, является Амитриптилин (лат. Amitriptylinum). На деле же врачами допускается применение щадящих препаратов современного поколения, при помощи которых можно достигнуть терапевтического эффекта, назначая их в маленьких дозах.
Важным фактором, способным повлиять на выздоровление, является заинтересованность и активное участие в этом процессе самого подростка.
Насильно вылечить болезнь будет просто невозможно, поэтому ни в коем случае не заставляйте ребенка принимать лекарства или проходить терапию, лучше объяснить ему, как именно это может помочь.