Мечты и фантазии свойственны всем детям с самого раннего возраста. Такой интересный способ мышления с годами постепенно сходит на «нет», так как с возрастом человек мыслит рациональнее и уже не дает воли воображению.
На самом деле, чтобы мышление малыша развивалось нестандартно, появлялись творческие способности и задатки, фантазировать просто необходимо. Ребенок, который умеет выдумывать и мечтать, растет раскрепощенным, открытым, добрым, легко идет на контакт.
Развитое мышление – неотъемлемая часть психологического развития ребенка. Вспомните свое детство, когда лежа на траве, вы придумывали образы для проплывающих облаков, или могли устроить настоящее сражение без единой игрушки.
Все взрослые тоже когда-то были маленькими выдумщиками.
Но, тем не менее, родителей часто волнует вопрос, где увидеть ту черту детских выдумок, когда они уже граничат с опасностью для психики.
Агрессивные фантазии
Очень часто встречаются ситуации, когда еще вчера ребенок ассоциировал себя с добрым доктором, пловцом-спасателем, а сегодня с яростным криком «летает» по комнате и крушит все вокруг, а в детском саду обижает других детей.
Фантазии внезапно переходят черту дозволенного и становятся агрессивными. Ребенок все чаще увлекается войнушками, крушит, ломает, уничтожает под видом монстров и злодеев, перенося враждебный настрой в обыденную жизнь.
И вот он уже ассоциирует со Злом другого человека и может начать бороться против него физически.
Если с вашим ребенком начало происходить подобное, стоит сразу выявить причины такого поведения. Зачастую в игру могут переноситься травмирующие психику реальные переживания.
Увиденное насилие, скандалы в семье, обиды и ожидание наказания – все это может приводить к агрессивным фантазиям. Ребенок, способный на насилие, чаще всего убежден, что его не любят.
Кроме того к агрессивной форме воображения приводит просмотр фильмов и мультфильмов, не подходящих малышу по возрастной категории. Дошкольник еще не может четко разграничивать образ добра.
И если, например, вроде бы положительный герой мультфильма (Бетмен, Супермен, Человек – Паук) в борьбе со злом и несправедливостью уничтожает физически своих противников, несозревшая психика ребенка воспринимает это как данность.
Происходит подмена понятий Зла и Добра, в голове ребенка они просто смешиваются.
Действия родителей при такой проблеме понятны: нужно ограничить ребенка от неподходящих мультфильмов, видеороликов и фильмов, не стоит привлекать чадо к просмотру взрослых фильмов, казалось бы, самого безобидного содержания, не зря существует возрастной ценз.
Если воображение вашего малыша стало агрессивным, проявляйте к чаду больше нежности и ласки, играйте в добрые игры (10 игр на преодоление детской агрессии), объясните разницу между хорошими и плохими персонажами, пересмотрите собственную систему наказаний и поощрений. Только любящие родители смогут найти компромисс, научить детей справлять с негативными эмоциями.
Ложь
Воображение ребенок может начать использовать в неестественной форме и начать откровенно лгать. Чаще всего ложь ребенку нужна для личной выгоды и может стать привычкой, поэтому нужно выявить причину лжи.
Ребенок может банально бояться наказания, поэтому перекладывать вину за проступок на вымышленного персонажа, животных, родственников.
Если ребенок обманывает, приумножая свои реальные заслуги, говорит, что в чем-то победил, что его хвалили или награждали, а этого на самом деле не происходило, то проблема лежит в неуверенности и желании почувствовать поддержку и собственную значимость.
Иногда ложью дети пытаются самооправдаться. «Я ушел сам, меня не выгоняли», «Он первый начал» – такие фразы характеризуют неуверенность в себе. Ребенок может начать рассказывать другим неправду о собственной семье, это первый тревожный сигнал о нарушении отношений среди родственников.
Не пытайтесь наказаниями и криками искоренить ложь из ребенка, научите его доверять вам, покажите на личном примере последствия лжи, расскажите, как важно доверие в семье и дружбе. Подходите к ситуации с умом. Сами не проявляйте лжи и осуждайте ее у других.
Читаем также:
Страхи
Практически все дети подвержены самым различным страхам: замкнутых пространств, одиночества, темноты. Малыши пугаются неестественных звуков и даже слишком ярких предметов.
Если ваш малыш выдумал подкроватное чудище, или монстра в шкафу, это не проявление больной фантазии, а проекция детских страхов. Чтобы состояние не стало патологическим, помогите ребенку преодолеть страхи. Рисуйте монстриков добрыми, придумайте волшебное заклинание или супермеч от всех злодеев, разговаривайте и объясняйте.
Часто детские страхи вызваны незнанием, если малыш не может объяснить себе какое-либо явление, он драматизирует происходящие и выдумывает опасность. Объясняйте детям обычные явления, показывайте, как и что работает, происходит.
Вымышленный друг
Появление нереального товарища – явление частое.
С одной стороны такой друг помогает ребенку пережить и принять какую-либо ситуацию, выразить свои эмоции, проявить лидерство, с другой – это показатель недостатка общения.
Причем общение здесь измеряется качественными показателями, дело не в общем времени, проводимом с малышом, а в том, какие эмоции ребенок при этом испытывает, может ли он самовыражаться и быть откровенным.
- [sc name=”rsa” ]
- Если фантазия с вымышленным товарищем здорова, то ребенок точно осознает грань с реальностью, понимает и сам говорит, что правда, а что понарошку.
- Если же ребенок переходит грань и не осознает разницы между миром придуманным и реальным, то стоит обратиться к психологу, пока такая форма воображения не повлияла негативным образом на психику.
- Читаем также: Воображаемые друзья у вашего ребенка: кто они и есть ли повод для беспокойства?
- Фантазии нельзя и ненужно искоренять, важно, напротив, помогать ребенку развивать воображение: играть, придумывать, мастерить, не выбрасывать собранные сокровища в виде камушек и палочек, а всячески способствовать развитию творчества и индивидуальности ребенка.
- Все дети не похожи друг на друга, каждый индивидуален и уникален по-своему.
- Советуем к прочтению: Как бороться с детской скукой?
Как работает детская фантазия
Детские фантазии: норма или патология?
02.04.2019
2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме. Как отличить фантазирование ребёнка в норме от проявлений нарушений аутистического спектра, рассказывает преподаватель УрИПКиП, специальный психолог Русакова Наталия Васильевна.
Каждый родитель и педагог встречался с детским фантазированием. Способность фантазировать развивается к возрасту 2–5 лет. Детские фантазии существенно преобразуют многие стороны жизни, в том числе и интеллектуальные способности, формируют многообразные интересы.
Фантазия как защита детской психики
Помимо познавательно-интеллектуальной функции, фантазирование у детей играет защитную роль, предохраняет ранимую душу ребёнка от травм. Например, мальчик, которого обижают сверстники, может дома рассказывать, как он ловко в драке справился с тремя хулиганами.
И тогда родители могут понять, что сын испытывает дискомфорт в общении с некоторыми сверстниками. В такие моменты важно не обвинять ребёнка во лжи, а расспросить его о том, с кем бы он хотел так ловко справиться.
Далее можно поговорить о том, как этого добиться в реальности, как ему чувствовать себя более уверенным и защищённым.
Взрослые могут помочь ребёнку справиться с негативными эмоциями при помощи фантазии, направив её в нужное русло. Например, когда пора заканчивать интересную игру и идти спать, а малыш расстроен или зол, можно предложить ему в фантазии завершить прерванное действие.
Или если ребёнок очень хочет в магазине получить игрушку, но родитель в данный момент не планирует её покупать, можно вместе помечтать на тему, а что он будет с ней делать, если она у него будет.
Подобная фантазия также помогает пережить разочарование, связанное с отказом, тем самым можно предотвратить неприятные публичные истерики детей.
Выдумки против скуки
Фантазирование помогает преодолеть скуку, страх или одиночество. Дети, разглядывая узор на ковре или обоях, развлекают себя, придумывая сюжеты, истории, приключения.
В игре дошкольники часто перевоплощаются в разных героев и персонажей. Иногда родители наблюдают маленького фантазёра в образе Бэтмена или Человека-Паука, а может это будет Фея или Принцесса.
Ребёнок имитирует движения любимого персонажа, его речь или манеры. Перевоплощения в добрых и злых героев учат социальным нормам и правилам.
Благодаря игре-фантазии развиваются мышление, внимание, память, речь, навыки коммуникации, гибкость, спонтанность и креативность, так необходимые для успехов в жизни.
Польза и вред «страшных» фантазий
Но фантазирование несет в себе не только позитив, оно имеет и подводные камни. В связи со слабым уровнем развития самосознания ребёнок может с трудом различать фантазию и реальность. На этой базе часто у детей формируются иррациональные страхи. Например, покрывало, накинутое на стул в полумраке детской спальни, может превратиться в Чудовище, которое хочет причинить малышу вред.
Но в то же время фантазии помогают детям справляться со своими иррациональными страхами. Ярким примером такой самотерапии является детский фольклор, в котором из поколения в поколение передаются страшные истории про «Чёрную руку», «Красное пятно», «Коварную ведьму» и т.д. Эти истории дети от 6 до 12 лет рассказывают друг другу в темноте, перед сном.
Когда фантазии говорят о патологии: 8 признаков
Патологическое фантазирование характерно для нарушений аутистического спектра или иных расстройств психики, бывает следствием психологических травм. Отличить здоровое детское фантазирование от патологического можно по ряду признаков:
Произвольность возникновения. В норме игра возникает и прекращается по воле ребёнка. Если фантазии возникают самопроизвольно и не могут быть прекращены усилием воли – это уже патология.
- Связь с реальностью. В норме фантазии имеют непосредственную связь с действительностью, их сюжеты и образы ясны и знакомы, ребёнок отделяет игру от реальности, способен переключиться на другой вид деятельности. Если говорить о патологии, фантазии оторваны от реального мира, причудливы и вычурны. Дошкольник может не считать свои действия игровыми, верить в действительность выдуманного, продолжать свою деятельность в неприемлемых местах и неподходящее время (на уроке, во время приёма пищи).
- Гибкость сюжета. Для здоровой игры характерна смена сюжета (с сестрой играем в «Фей», а с подружкой в «Дочки-матери», сегодня спасаем птичек, а завтра котят). При патологическом фантазировании сюжет игры и её герой постоянно повторяется независимо от партнёра, времени и места. Роли жёстко закреплены, правила практически неизменны. Игровые действия однообразны и повторяются.
- Длительность. В норме ребенок может прервать свою игру, получив более интересное предложение. В патологическом варианте, как правило, настаивает на её продолжении или игнорирует предложения взрослых или других детей.
- Совместная игра. В норме дети с удовольствием принимают в свою игру других участников и совместно развивают фантазийный сюжет, а при патологических состояниях ребёнок не соглашается менять сюжет игры или принимать в игру новых игроков.
- Эмоциональная окраска. Фантазии в норме сопровождаются как положительными, так и отрицательными эмоциями, а в патологии могут сопровождаться очень яркими образными страхами, возбуждением, эмоциональной «заряженностью», часто носят агрессивный характер.
- Степень оригинальности фантазии. В норме фантазии или игры имеют понятные для окружающих сюжеты и образы. Напоминают героев мультфильмов или книг, игрушки, имеющиеся у детей. Отражают события, которые происходят у жизни ребёнка (поход в поликлинику, детский сад, рождение младшего брата или сестры). При патологическом варианте фантазии причудливы (иногда вычурны) по содержанию. Окружающие с трудом могут понять содержание игры или фантазии.
- Двигательная активность. В норме движения и действия, сопровождающие игру, обычно соответствуют сюжету фантазии (игры). Если Фея летает, то это сопровождается движением рук, имитирующим взмах крыльев. При патологических состояниях действия ребёнка могут быть однотипными, в моторике проявляются стереотипные движения, наблюдаются однообразные манипуляции с предметами в течение длительного времени. Движения и действия не всегда соответствуют сюжету.
Если мы имеем дело с патологическим фантазированием, то у ребёнка будут и другие проявления, которые характерны для тех или иных заболеваний. Окончательно ответить на вопрос о норме или патологии может детский врач – психиатр, иногда совместно с семейным или клиническим психологом.
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Другие новости и статьи >>
В помощь педагогу. откровенная ложь ребенка — что с этим делать?
Как правило, дети начинают фантазировать с малых лет. Психологи утверждают, что это начинается где-то с трех лет. Если ребенок фантазирует, то это означает лишь то, что он развивается. И это хорошо. Об этом стоит помнить воспитателю, когда он сталкивается с фантазией и даже преувеличением в разговорах со своими воспитанниками.
????Факт: 81% взрослых людей говорит «безобидную ложь» каждый день. |
Например, ребенок может придумать не существующих животных, героев. Чего стоят фантазии ребенка, где он может перевоплощаться, примеряя на себя иную социальную роль, путешествовать по несуществующим мирам и придумывать небывалые истории!
Верит ребенок в свои фантазии или нет, не играет в малом возрасте никакого значения.
Как воспитателю взаимодействовать с ребенком, если он сталкивается с преувеличением фактов или событий в разговоре с ребенком, на занятиях в детском саду? Стоит немного подыграть, а в конце беседы корректно поправить. Можно поставить под сомнения некоторые преувеличения, так сказать, посеять зерна сомнений.
Но в борьбе за честность главное — не перестараться. Ведь где заканчиваются фантазии, там заканчивается детство. И если подвести черту, то можно сказать, что в дошкольном возрасте совсем не запрещено детям немного преувеличивать, придаваться фантазиям, что-то выдумывать.
???? Интересно знать: 44% людей думают, что часто/иногда можно преувеличить события в рассказе, чтобы сделать его интересней. |
Мир фантазий может развиваться у ребенка до старшего школьного возраста. А потом склонность к фантазиям и преувеличениям либо проходит, либо перерастает в нечто большее. И тогда это будет уже не просто игра воображения.
Учителям в школах, педагогам дополнительного образования стоит знать, что при взаимодействии со школьником на уроках, занятиях, проведении внешкольных мероприятий, а особенно при разговорах в более неформальной обстановке, ученики часто преувеличивают факты, говорят неправду, а иногда откровенно лгут.
???? Интересно знать: в день человек в среднем врет 4 раза, это означает, что ежегодно мы лжем до 1460 раз. |
Психологи рекомендуют все разговоры на предмет правды делить на два. В частых случаях дети, подростки, находясь под социальным давлением, уже не могут говорить правду. Им безопаснее, когда они фантазируют, когда они обманывают окружающих людей, выдавая желаемые, какие-то нереализованные потребности, за действительное.
Склонность преувеличивать как качество личности – склонность представлять кого-то или что-то большим, чем есть в действительности, приукрашивать, придавать чему-нибудь преувеличенное значение.
????Факт: 65% людей думают, что часто/иногда нормально солгать, чтобы не обидеть чьи-то чувства. |
Другое дело — когда врать становится привычкой. Если вы столкнулись с подобной ситуацией, то первое правило реакции – не ставить сгоряча «диагноз». Для начала необходимо понаблюдать за поведением ребенка, установить доверительный контакт, поговорить на отвлеченные темы, а затем уже делать определенные выводы. Главное — понять ребенка и постараться найти причину.
Например, ученик врет, потому что таким образом самоутверждается, манипулирует вами или просто боится. Стоит помнить учителю, что у детей, подростков один из главных защитных механизмов психики в ответ на любую угрозу, реальную или мнимую, — это врать или лукавить.
«Как заставить человека сказать правду? Пять психологических приемов для учителя, воспитателя, преподавателя». Используйте данные техники на уроках, занятиях и в жизни.
А вот как вам правильно реагировать на ложь, выясним у семейного психотерапевта Ирины Пеотровской.
Мы: «Ирина, здравствуйте! Скажите, какова должна быть реакция педагога, если у него закрались подозрения, что ученик сейчас обманывает взрослых?»
Ирина: «Во-первых, сначала учителю нужно для себя провести условную границу между понятиями «вранье» и «фантазии», «юношеские грезы». Часто подростки проигрывают в своей фантазии какие-то сюжеты, которых на самом деле не существует. Это не значит, что они врут, и это не причиняет вред никому из окружающих»
Мы: «Ирина, а можете привести понятный пример для наших читателей?»
Ирина: «Да, конечно. Например, часто девочки среднего школьного возраста могут пребывать в фантазиях вымышленных любовных происшествий, отношений с ребятами одного или параллельного класса. В школьном возрасте подобное поведение будет считаться вполне нормальным».
Мы: «Скажите тогда, а что является отклонением от нормы, и как эту норму определить, по каким маркерам? И что, собственно, с этим делать?»
Ирина: «Другое дело — когда фантазии превращаются в ложь и наносят ущерб окружающим. Я бы рекомендовала сначала поговорить с учеником и по возможности выяснить все обстоятельства. Например, если ученик украл деньги у своего школьного товарища, соврал вам, тогда уже нужно прояснять, куда он эти деньги потратил или планировал потратить.
Так вы оставите психологическое пространство ученику для выхода из сложившейся ситуации. Кому будет хорошо, если он замкнется в себе и перестанет с вами выходить на словесный контакт? После стоит поговорить с ним о том, что это плохо. Да, да… Часто бывает так, что учащийся действительно может не понимать, что это плохо.
Может, он думает, что деньги лежат в школьном рюкзаке товарища и их можно брать и брать, и что это не приносит никому вреда. То есть у него еще моральный аспект этого дела не прояснен. Часто просто нужно поговорить. И не говорить при этом «Как тебе не стыдно!», потому что школьник может не понимать, что это значит.
Нужно просто поговорить о чувствах, которые испытывают окружающие от перенесенного враньем вреда»
Мы: «Ирина скажите: А если мы видим, что ученик боится нам признаться, что делать? Как поступить?»
Ирина: «Если мы видим, что школьник боится нам признаться, допустим, он нанес вред школьному оборудованию, что-то испортил, сломал… Ему кажется, что мы его будем сильно ругать и дело закончится разбирательством с родителями. А у нас и в мыслях ничего такого нет.
Как ему объяснить обратное? Лучшей педагогической находкой станет рассказать какой-то свой пример. «Когда я была школьницей, у меня возникли трудности в этом и в этом, и я боялась признаться окружающим. А оказалось, что меня поняли и даже не ругали. Уверена, на учащегося это произведет несгладимое впечатление.
Главное говорить открыто и показывать всем видом свою заинтересованность в правде, доброжелательность, справедливость намерений. Дальше нужно сказать, что, как ни крути, тайное всегда становится явным, поэтому нет смысла врать.
Дальше лучше просто рассказать ученику способ, как признаться, чтобы у него был отыгранный механизм, как можно признаться. Чтобы он понимал, что вокруг него все-таки не агрессивная среда».
????Немного юмора. Рыбак всегда преувеличивал размеры той рыбины, что сорвалась. Но однажды он действительно поймал две огромные камбалы. На обед пригласили друзей. Рыбак задумался, как лучше подать рыбу. Говорит жене:»Если поставить на стол сразу обе, это будет выглядеть слишком нескромно.
Если их разрезать, то никто не поверит, что я поймал две такие большие рыбины». В конце концов, ему в голову пришла замечательная идея. Когда гости сели за стол, появился хозяин с блюдом, на котором возлежала гигантская камбала. Вдруг он споткнулся и упал. Все в ужасе вскрикнули, рыба грохнулась на пол.
Но рыбак только махнул рукой:»Дорогая, подай другую».
А как в жизни преувеличивают подростки, студенты?
Ответ на этот вопрос решили узнать психологи из университета Иллинойса. Они набрали несколько групп студентов, как будто с целью изучения группового планирования и производительности.
Студентам сказали: им предстоит вместе приготовить некоторое блюдо, — и провели их на настоящую кухню. Им предоставили ингредиенты, необходимые для приготовления еды.
Горы листовой зелени, свежая курятина и сочные розовые креветки – все готово, только нарезать и бросить на сковороду.
Но на самом деле исследователи спрятали среди продуктов небольшое – несомненно, омерзительное – семейство тараканов, прикрыв его овощами и курятиной. Фу‑у! Студенты как один вскрикнули и отшатнулись от стола.
Когда бедлам утих, руководитель эксперимента сказал: «Должно быть, кто‑то неудачно пошутил». И, быстро отменил исследование. Но вместо того, чтобы отправить студентов домой пораньше, он предложил им принять участие в другом исследовании, которое (очень кстати) проходило рядом.
Студенты отправились на новое исследование, а по дороге у них спрашивали, что произошло во время прерванного эксперимента. Половину участников спрашивал руководитель, другой половине вопросы задавал посторонний студент (на самом деле – тайный помощник руководителя).
«Как заставить человека сказать правду? Пять психологических приемов для учителя, воспитателя, преподавателя». Используйте данные техники на уроках, занятиях и в жизни.
В зависимости от того, кому рассказывалось о случившемся, история звучала по‑разному. Если участники говорили со студентом, то пытались произвести впечатление и развлечь, а не просто сообщить факты.
В этом случае тараканы были более крупными и многочисленными, чем в реальности, и впечатление, в целом, – более отвратительным. Студенты преувеличивали детали, чтобы сделать историю необычайной (1).
Часто мы даже не преувеличиваем, а просто не можем вспомнить подробности. Мы не просто предполагаем, а заполняем пробелы числами или информацией, которая поможет нам выглядеть особенными, отличающимися от других.
Это как игра в испорченный телефон. Чем больше пересказов истории, тем больше изменений: некоторые детали теряются, а некоторые гипертрофируются. Русский читатель помнит детский стишок о том, что «за время пути собака могла подрасти» (2). Так и здесь: во время пути история становится все более и более необычайной.
В качестве иллюстрации к статье предлагаем посмотреть видео «7 стратегий лжи за 15 минут | Евгений Спирица». Желаем Вам приятного просмотра!
____________________________________________________________________________
- Йона Бергер. Заразительный. Психология сарафанного радио. Как продукты и идеи становятся популярными. — Издательство «Манн, Иванов и Фербер (МИФ)», 2013.
- С.Я.Маршак. Багаж. — Издательство «Малыш», 2019.
Детские фантазии: ложь или часть мировосприятия ребенка? – Medaboutme.ru
Фантазия для ребенка – не ложь, ведь до определенного возраста дети не умеют лгать и не видят в этом необходимости. При помощи воображения малыш восполняет недостаток знаний об окружающем мире. Также фантазии помогают ребенку отдохнуть от окружающей, не всегда его устраивающей, действительности и окунуться в сказочный мир, где совсем другие законы.
Детские фантазии являются важной составляющей дошкольного развития ребенка. Если бы не люди, сумевшие сохранить детское воображение во взрослом возрасте, вряд ли окружающий нас мир был бы таким, как сегодня.
Не было бы произведений искусства и большинства изобретений, ведь именно те, кто пытался достичь невозможного, сделали основной прорыв в науке.
Фантазии и детские страхи
Несмотря на то что фантазии благотворно влияют на развитие творческих способностей у ребенка и являются своеобразным защитным механизмом для малыша, есть у яркого воображения и свои недостатки – детские страхи.
Часто родители сами неосознанно подпитывают страхи ребенка, утверждая, что если малыш не слушается, то его могут забрать Леший, Баба-Яга, Синяя Борода, Бабай и т. п. Не стоит расшатывать психику ребенка, ведь постоянные страхи могут негативно сказаться на состоянии здоровья крохи. Помогите побороть страх малышу.
Нарисуйте монстра, которого он боится, и сделайте его смешным и добрым или подарите крохе «волшебный амулет», с которым ему не страшны никакие монстры.
Как развить воображение ребенка
Мы выяснили, что фантазировать детям не только можно, но и нужно. Прислушиваясь к советам врачей, детских психологов, родителям необходимо всячески способствовать развитию воображения у малыша. Как же это сделать? Существует несколько несложных методик, которые помогут развить воображение у ребенка:
- Больше читайте детям книги, особенно сказки. Пробуйте придумывать свои сказки вместе с ребенком.
- В играх используйте предметы-заместители, например диван может стать кораблем, который унесет Вас и ребенка в сказочную страну.
- Практикуйте ролевые игры. Пусть ребенок побудет пиратом или рыцарем, русалкой или прекрасной принцессой.
- Рассматривайте облака, описывая, на что они похожи.
- Развитию фантазии способствуют рисование и лепка, только не ограничивайте малыша взрослыми стереотипами, пусть небо будет оранжевым, а трава розовой, если так хочет ребенок.
Воображение и умение фантазировать просто необходимы людям творческих профессий – художникам и модельерам, писателям и архитекторам, дизайнерам и актерам.
Выдумка и ложь: детские фантазии — Азбука воспитания
Фантазируют все дети. Зачастую это огорчает их родителей, поскольку иногда отличить фантазию от реальности очень сложно. Что же такое фантазии? Нужно ли их поощрять? Запрещать? Как определить где ложь, а где выдумка?
Мир детской фантазии невероятно многообразен. Из таких мечтателей вырастают скульпторы, художники, дизайнеры, писатели, композиторы. Не будь фантазии, не развивалась бы наука, и нашим уделом был бы каменный век.
Человек увидевший в обыкновенном камне палку-копалку был наверняка фантазером.
А наши сказки? Ковер-самолет, печка-самоходка… Ну, чем не космический корабль и автомобиль? Не имея воображения, нынешний школьник не усвоит ни одного предмета, поскольку не смог бы оперировать абстрактными понятиями. Однако в мире детской фантазии не все радужно.
Есть у нее и “темная” сторона. Это ложь, фантазии, растущие из агрессии, детских страхов. В светлой головке дошкольников живет много того, что способно сильно удивить родителей. Речь идет о двух сторонах фантазии и разделяющей их грани.
Светлая сторона
Фантазия начинает развиваться еще в дошкольном возрасте, как правило, после 2,5 лет. А до этого идет интенсивная подготовка. Насколько у малыша развито воображение, зависит периода жизни с года до трех лет.
Это период манипулирования предметами и изучения их свойств. Оказать помощь в познании предметного мира должны близкие малыша.
В этом возрасте ребенок познает мир через мамины руки: ведь именно она показывает, как играть куклой или машинкой, собирать пирамидку. Чтобы развивалось воображение необходимо:
— читать ребенку различные книги: рассказы, стихи, сказки. К двум годам он должен знать кто такие: «Курочка Ряба» или «Колобок». Сказочные образы служат «кирпичиками» фундамента фантазии.
— играть с предметами-заместителями. Пусть стулья станут машиной, крышка от кастрюли — рулем. Одеяло — гаражом для машины, а детский носочек — танцующим человечком. Проявите свою фантазию и дайте старт развитию детского воображения.
— предлагайте образы-заместители. Пусть малыш будет собачкой или киской. Имитируйте их движения, говорите «гав-гав» или «мяу-мяу». Выбор огромен: лошадки, курочки, лягушки. Это прекрасно развивает воображение и влияет на развитие моторики. Из такой игры ребенок получит представление о профессиях: строитель, няня, водитель.
Маленькие фантазеры
3–7 лет. Следующий этап развития фантазии. Главенствует здесь Игра. В игре у детей развивается внимание, восприятие, память, интеллект, воображение. Она является ведущей деятельностью. Здесь важны сюжетно-ролевые игры: «войнушка», «дочки-матери».
В игре дети пользуются двумя «реальностями» — настоящей, где они дети, и выдуманной, фантазийной, где они полицейские, индейцы, учителя или ковбои. Здоровые дети способны различать выдумку и реальность. Однако чем младше ребенок, тем сложнее это сделать.
Поэтому трехлетние малыши, захваченные театральным представлением или игрой, способны всерьез испугаться, к примеру, Деда Мороза или Бабу-Ягу.
То, что малыш стал фантазировать и научился отделять вымысел от реальности можно понять по появившимся в его речи словам «как будто» и «понарошку».
Игрушки
Они необходимы для игр. К сожалению, предельная реалистичность современных игрушек мешает развитию фантазии. Практически настоящие мечи, пистолеты, чайники воображение не будят, поскольку додумывать тут нечего, ведь чайник он и есть чайник. Дети быстро теряют интерес к таким игрушкам.
Зато бьются палками, делают куколок из травы и “ездят” камушками. Эти предметы дают простор фантазии. Ведь простой камушек может стать машиной, поездом, самолетом, стулом, а палка — мечом, ружьем и посохом. Не ругайтесь за приносимый домой и такой важный для ребенка мусор. Пусть он складывает его в коробку. Сделайте игрушки самостоятельно.
Вырежьте из картона или сшейте из тряпочек. Малышу понравится.
Темная сторона
Иногда плоды детских фантазий пугают взрослых. Поскольку в них явственно видны агрессия, детские страхи, соперничество, отвержение родителей, нелюбовь к сестрам и братьям. И, очень часто родители не могут отличить фантазия это или ребенок их обманывает.
По статистике, каждый второй ребенок от трех до пяти лет боится неожиданных звуков, сказочных персонажей. Каждый третий – воды, транспорта, замкнутого пространства, одиночества. Потом появляется страх смерти. Дети боятся чудовищ под кроватью, темноты, огромных монстров в шкафу.
Это не “больное” воображение. Подобные фантазии даже полезны. Все дети проходят через такие страхи. Более того, они необходимы, будучи переработанными психикой, они помогают развить осторожность, предусмотрительность, инстинкт самосохранения.
Со страхами можно и нужно бороться тогда, когда они приобретают определенную форму. В этом могут помочь рисунки. Пусть малыш добавит страшному монстру бантик и это лишит его устрашающей силы. Пусть слепит его из пластилина и добавит смешных деталей. Сделайте волшебную палочку или всесильный меч.
Заведите кошку и убедите малыша, что там, где она живет, монстров нет.
Ложь или фантазия?
Ложь, является преднамеренным искажением фактов для приобретения личной выгоды, тогда как фантазия — свободный полет воображения, причем безвредный. Обман начинает процветать с 3,5 лет. Зачастую он становится привычкой, однако понятие “лжи” и “правды” приходит позже, в школьном возрасте. Часто ложь является средством самообороны.
Каковы основные причины лжи?
Боязнь наказания. Ребенок, которого за разбитую нечаянно чашку могут лишить прогулки постарается утаить случившееся. Может быть вы слишком строги? Подумайте. Если малыш будет знать, что, за разбившуюся чашку нужно извиниться и убрать осколки, то необходимость во лжи вряд ли появится.
Множество запретов. “Пирожное дала бабушка”, “пуговицы рассыпала влетевшая в окно птичка”… Подумайте, возможно, вы злоупотребляете запретами. Если ребенок будет знать, что с пуговицами можно поиграть в мамином присутствии, а пирожное съесть после обеда, то необходимость во лжи отпадет.
Желание показаться лучше, чем он есть. Это означает неудовлетворенность ребенка своим положением. Для этого приумножаются успехи и преувеличиваются заслуги. Это должно вас встревожить. Наверно, ребенку недостаточно признания, заинтересованности, поддержки, тепла.
Для самооправдания.
«Она/он первым начал(а)!». Такую ложь искоренить труднее всего. Это ложь, поднимающая самооценку, и используется и во взрослой жизни (меня не увольняли, я сама ушла, а шеф глупец). Дайте ребенку понять, что вы любите его, даже если он “первый начал”.
Обсудите ситуацию в спокойном, дружеском ключе и обмана стане меньше.
Фантазии же друзья детей. У них под креслом живут чудесные гномики, малыши летают на чудо-паровозах и владеют волшебными палочками, танцуют с феями и спасают от беды лисичек. Радуйтесь. У малыша прекрасное воображение. Не пугайтесь, если ребенок солгал. Все решаемо, главное подойти к этому рассудительно и с умом.
Консультация для родителей «Фантазия и ложь у детей 4–5 лет»
Консультация для родителей «Фантазия и ложь у детей 4–5 лет»
Детские психологи утверждают, что активно фантазировать дети начинают уже в возрасте 2.5-3 лет. Многие малыши любят фантазировать, а некоторые увлекаются настолько, что порой путают выдумки с реальностью.
Польза
Безусловно, процесс фантазирования полезен – таким образом развивается воображение, креативное мышление, интеллект и логика. Ведь если бы наши предки не фантазировали, не видать нам ни машин, ни самолетов и всех остальных изобретений.
Без этого навыка малышу сложно конструировать, рисовать, лепить и играть в целом. Фантазии часто используют детские психологи для борьбы с детскими страхами и обидами. Например, всем известный метод нарисовать свои страхи и уничтожить листок, тем самым «уничтожив» и негатив.
Сами того не замечая, часто мы фантазируем вместе с детьми. Например, про умерших прабабушку и кота я рассказываю дочери, что живут они на радуге и облаках. Дед Мороз, Святой Николай, добрые феи – все это наши выдумки.
Негативная сторона
У многих детей в возрасте 4-5 лет бывают и страшные фантазии. Причиной их появления может быть что угодно, в зависимости от впечатлительности ребенка, — грохочущий поезд, гром, колдунья из сказки или соседская собака.
В этом случае психологи советуют «вышибать клин клином». Помимо вышеописанного метода изображения и уничтожения страхов, есть и другие. Например, мама может уверить малыша, что страшная колдунья жутко боится волшебной палочки – веточки березы.
Одно время дочь очень боялась бездомных собак. После того как папа уверил ее, что всех их посадит в клетку, количество волнений заметно уменьшилось.
Развитие фантазии
Ввиду обилия игрушек, которые максимально копируют оригинал, фантазировать современным детям приходится все меньше и меньше. Если я в детстве водила камнем по тряпочкам, изображая процесс глажки вещей, то сейчас у моей дочери есть утюг, который не только брызгает водой, но и светится.
Понемногу и до нас доходит эра интерактивных игрушек, которые часто заменяют настоящих домашних животных. Например, ввиду невозможности завести живого котенка, мы недавно подарили дочке Furby – зверек, который поддерживает разговор, кушает, поет и не ложится спать без совместного подсчета барашков.
Фантазия или ложь?
Считается, что полное осознание такого понятия, как обман, приходит к детям в возрасте 7-10 лет. До этого все это воспринимается как нечто среднее между игрой и спектаклем.
Дети 4-5 лет уже более-менее понимают, что обман – это плохо. Вероятно, поэтому дочка на мой вопрос «Ты что, обманываешь?»хитро отвечает: «Нет, это шутка!».
Часто мы сами даем детям повод фантазировать, запугивая их невнятными Бабайками и мифическими дяденьками с огромными мешками для непослушных деток.
Уверена, что у многих из нас были моменты, когда ребенок был свидетелем осознанной маминой лжи. Вспомните, когда вы отвечали по телефону, что «мужа нет дома», «ой, мне в дверь звонят» и т. д.
Ложь – это преднамеренное, осознанное искажение фактов, с осознанием возможных последствий. А фантазия – это воображение, пусть и искажение фактов, но она не несет негативных последствий.
Одна из причин лжи – боязнь наказания. Ведь если ребенок знает, что за разбитый стакан он будет лишен прогулок и прочих удовольствий, то он, скорее всего, соврет, что стакан разбила кошка или сестричка. Здесь важно осуждать именно поступок, а не малыша.
Выводы
Детские фантазии нужны и важны. Ведь именно из активных фантазеров часто вырастают изобретатели, художники, скульпторы и дизайнеры.
При помощи добрых фантазий можно бороться с проблемами психики, стрессами и переживаниями. Их также можно и нужно использовать в воспитательном процессе – воображать различные варианты развития ситуаций, их последствия.