Внимание, память и мышление — это невероятно важные психические процессы, и начать развивать их лучше в раннем возрасте. Хорошая память помогает детям быстро усваивать знания, мышление — правильно воспринимать информацию и сопоставлять факты, внимание — быть избирательным и уметь концентрироваться на самом важном.
Тренируйте память, внимание и мышление онлайн с Айкьюшей
Развивая эти процессы, многие родители, к сожалению, забывают о важности:
- Полноценного сбалансированного питания. Разнообразьте меню ребёнка, включив в него необходимые витамины и микроэлементы для полноценной работы мозга.
- Занятий спортом. Когда ребёнок мало двигается, его кровь недостаточно насыщается кислородом, появляется усталость. Так малыш быстрее утомляется. Если физическая активность противопоказана, просто больше бывайте на свежем воздухе, устраивая вечерние прогулки всей семьёй.
- Здорового сна. Недосып плохо сказывается на мозговой активности и памяти детей. Внимание становится рассеянным, ребёнок — несобранным и вялым.
Помните, что прежде всего надо создать для детей комфортные условия, и только затем приступать к обучению.
Какие ещё моменты нужно учесть, прежде чем начать занятия?
-
Занятия должны быть регулярными. Систематичность повторения упражнений — это главный залог успеха.
-
Длительность занятия не должна превышать 10-15 минут. Иначе такие игры и упражнения станут скучными, а необходимость их повторять будет вызывать негативные эмоции.
-
Не принуждайте ребёнка заниматься, если он этого не хочет. Превратите занятие в увлекательную игру, тогда у малыша всегда будет отличное настроение и желание повторять упражнения вновь и вновь.
-
Важно постепенно усложнять тренировки, если вы хотите видеть у детей прогресс. К хорошо знакомым упражнениям не спеша добавляйте новые или усложняйте любимые задания ребёнка.
Существует множество самых разнообразных упражнений и игр на развитие внимания, мышления и памяти детей. Мы подобрали для вас самые интересные и эффективные и распределили их по возрасту. Готовы начать?
Игры и упражнения на развитие внимания
Упражнение «Перепутанные линии»
Возраст: от 3 лет
Суть упражнения — проследить за перепутанной линией от начала до конца. Можно нарисовать такие линии самим, а можно использовать готовые лабиринты. Это упражнение отлично развивает концентрацию внимания и усидчивость.
Игра «Поиск»
Возраст: от 3 лет
Вы показываете ребёнку картинки с предметами, среди которых нужно найти особенный, отличающийся от остальных. Он может быть другого размера, формы или цвета. Постепенно усложняйте задачу: попросите отыскать искомый рисунок, который выделяется только небольшой деталью. Шаг за шагом увеличивайте количество уникальных предметов.
Такие игры очень любят дети всех возрастов. Потренируйте поиск отличий в нашем упражнении.
Помимо развлечения, задания на поиск предметов развивают произвольное внимание, повышают его концентрацию и увеличивает объём.
Игра «Найди лишнее»
Возраст: от 4 лет
Задание простое — вы читаете ребёнку небольшой текст, а он хлопает, если слышит неподходящие, “лишние” слова. Например, сидели на ветке три птички: снегирь, синица и мартышка. Рядом пролетал мальчик Витя. Услышал он, как птички крякают, и остановился, настолько красиво звучало их пение!
Вы можете придумать свои забавные и смешные сюжеты или просто заменить слова в любимых сказках малыша. Игра “Найди лишнее” повышает концентрацию внимания детей и сообразительность, а также улучшает слуховую память.
Игра «Где ошибки?»
Возраст: от 5 лет
Подготовьте заранее картинку, на которой допущены ошибки. Например, на картинке с зимним пейзажем нарисуйте пляжный зонтик, веер и шляпу. Количество ошибок зависит от возраста: для пятилеток достаточно 5-6 штук. Для детей постарше ошибок должно быть больше.
Систематические поиски ошибок делают внимание более устойчивым, повышая его концентрацию.
Игра «Цифры»
Возраст: от 5 лет
Взрослый показывает ребёнку ряд цифр, которые надо запомнить в том же порядке. Например, 1, 2, 3, 5, затем 2, 4, 6, 8, 1 и далее. Чем старше малыш, тем длиннее может быть ряд, но обычно он не превышает 7-8 цифр.
Игра расширяет объём внимания и развивает слуховую память, а также учит анализировать и группировать предметы (цифры).
Игра «Начинаем зарядку!»
Возраст: 4-6 лет
Давайте сделаем зарядку? Но не обычную, а специальную “внимательную”! Ведущий называет части тела и показывает на себе, а дети их повторяют. Затем взрослый начинает путать малышей, называя одно, а показывая другое. Выигрывает тот ребёнок, который ошибся меньше остальных.
Эта весёлая игра развивает произвольное внимание, слуховую память и координацию движений.
Анаграммы
Возраст: от 5-6 лет
Анаграммы — это перестановка букв в слове, в результате которой получается новое слово. Например, сон — нос, ракаск — краска. Анаграммы хорошо подходят для детей, уже умеющих читать.
Такие задания повышают концентрацию внимания и скорость мышления, а также развивают зрительную память.
Таблицы Шульте
Возраст: от 5 лет
О таблицах Шульте слышали многие родители. Эти упражнения пользуются большой популярностью, так как повышают концентрацию внимания и в лёгкой игровой форме развивают память. Задача ребёнка проста — найти по порядку числа или буквы, расположенные в таблице случайным образом. Размеры таблицы бывают разные в зависимости от возраста и подготовки малыша (обычно от 3×3 до 16×16).
Упражнение «Слушай и считай»
Возраст: 6-8 лет
Ещё одно отличное упражнение на распределение внимания. Вы читаете предложение, постукивая при этом карандашом или ручкой по столу. Ребёнку нужно запомнить и текст, и количество ваших ударов. Если малыш начинает легко справляться, усложняйте задачу, постепенно увеличивая количество ударов.
Игры и упражнения на развитие памяти
Игра Мемори
Возраст: от 3 лет
Это одна из самых известных и любимых детьми игр на развитие памяти. Иначе её называют “Найди пару”.
Игра представляет собой набор парных картинок с одинаковыми рисунками: для самых маленьких это обычно 12 карточек (6 пар), для детей постарше количество увеличивается.
Суть проста — найти одинаковые пары из общего числа карточек, лежащих рубашкой вверх. Если карточки совпадают, игрок их забирает, нет — возвращает назад.
Существует множество как бумажных мемори, так и онлайн-игр. Айкьюша тоже любит такие упражнения, попробуйте найти пары быстрее него?
Игра «Что исчезло?»
Возраст: от 3 лет
Отличная игра на развитие зрительной памяти и увеличение объёма внимания, не требующая дополнительных материалов.
На минуту положите перед ребёнком 4-5 игрушек или небольших предметов и попросите его отвернуться. Затем уберите один предмет и спросите, что исчезло? Малыш должен назвать, что пропало. Если игра наскучила, разнообразьте её, добавив новый предмет.
Задание нужно постепенно усложнять, увеличивая как общее количество игрушек, так и тех, что добавляем или убираем. Ориентируйтесь на возраст малыша: например, к 6-7 годам ребёнок может с лёгкостью запоминать до 10 предметов.
- Подбери узор
Упражнение «Сложи узор»
Возраст: от 4 лет
Сделайте узор или выложите рисунок из простых геометрических фигур (можно вырезать из картона) или деталей конструктора и попросите малыша запомнить его. Затем ребёнку нужно ненадолго отвернуться, а за это время вы меняете расположение одной фигуры или детали. Задача малыша — найти изменения и восстановить узор.
Сначала можно начинать с 3-4 деталей, постепенно увеличивая их количество. Если ребёнок легко справляется, уберите несколько деталей или сразу все, попросив собрать узор заново.
- Это упражнение развивает память и воображение, увеличивает объём и концентрацию внимания.
- Подбери узор
Игра “Замечалки”
Возраст: от 5 лет.
Попросите малыша закрыть глаза и перечислить всё, что он увидел в комнате, помещении, на улице. Чем больше мелких деталей он вспомнит, тем лучше! Задавайте ребёнку наводящие вопросы, если ему пока трудно ответить. Например, сколько детей играют в песочнице? Длинные или короткие волосы были у кассира в магазине? Сколько чашек стояло на столе?
Игра «Паровозик»
Возраст: 4-7 лет
Это очень весёлая и забавная игра для небольшой группы детей. Суть проста — первый ребёнок называет любой предмет, следующий игрок повторяет слово и называет своё. Третий ребёнок повторяет то, что произнесли первые два, и добавляет сам и так далее.
“Паровозик” помогает увеличивать объём памяти, развивать слуховое восприятие и произвольное внимание. А ещё так можно закреплять материал, например, называя только фрукты, овощи, деревья, цветы.
Пятнашки
Возраст: от 6-7 лет
Последняя из нашей подборки, но одна из самых известных игр! Пятнашки – это квадратная доска с 16 одинаковыми квадратными секциями внутри. В 15 из них находятся костяшки с цифрами от 1 до 15, которые расположены в коробке случайным образом. Задача игрока — расставить их в правильном порядке, двигая сверху вниз и слева направо.
Игра отлично развивает память и логическое мышление. А вы уже готовы сыграть?
Какую бы игру вы ни выбрали, все они принесут желаемый результат только при систематических тренировках.
Включите эти задания в список постоянных дел и скоро вы заметите, как ребёнок станет более собранным и внимательным, ему будет гораздо легче запоминать и удерживать в памяти нужную информацию.
А главное, это будет происходить очень естественно и незаметно в процессе весёлых и увлекательных занятий.
Ещё больше увлекательных заданий на развитие памяти, внимания и мышления
???? Игры на развитие стратегического и логического мышления
Мышление – инструмент, который есть у каждого человека, решающего различные задачи в жизни. Мышление можно развивать, менять его скорость, глубину, свободу, осмысленность. Также мышление может становиться более интересным и позитивным.
- Игры для развитие мышления
- Курсы на развитие мышления
Мышление может мыть образным и логическим. Образное мышление отвечает за визуализацию решаемой задачи. Например, когда нужно добраться из дома до магазина.
Мы мысленно представляем себе путь и в нашей голове формируется карта маршрута. Соответственно, логическое мышление отвечает за логику.
Используя логическое мышление, мы выбираем в какой именно магазин пойдем исходя из того что нам нужно купить и куда потом пойти.
Мозг нуждается в постоянной тренировке, чтобы поддерживать его мыслительную деятельность, иметь хорошее мышление и память. Регулярные тренировки могут улучшить показатели мышления, а лучше всего проводить тренировки в игровом виде! И приятно и полезно.
Игры на развитие мышления
Чтобы мозг работал хорошо — его нужно регулярно тренировать, и лучше всего для этого подходят специальные развивающие игры и курсы.
Анаграммы
Анаграммы развивают мышление, внимание, концентрацию, скорость мысли, скорочтение. В этой игре Вам предстоит выбрать 1 вариант из 4, в которым перемешаны только те буквы, которые входят в состав данного слова. В каждом раунде дается новое слово. Помните, что время ограничено! Чем быстрее вы будете искать ответ – тем больше очков получите в конце игры.
Пятнашки – это отличный способ развить мышление! Вам нужно расставить номера костяшек друг за другом сверху вниз, слева направо, следовательно, пустой квадратик должен быть снизу справа. Игра поможет вам развить логическое мышление, внимание, память. Также Вы сможете развивать возможность просчитывать ходы вперед без ошибок. Сыграем?
Игра «быстрый счет» поможет вам усовершенствовать свое мышление. Суть игры в том, что на представленной вам картинке, потребуется выбрать ответ «да» или «нет» на вопрос «есть ли 5 одинаковых фруктов?». Идите за своей целью, а поможет вам в этом данная игра.
Играть сейчас
Игра «Угадай операцию»
Это одно из лучших упражнений для развития мозга, потому что вам потребуется вставить правильно математические знаки, чтобы получить нужный результат. Каждый следующий уровень тяжелее предыдущего, а значит, что хорошая тренировка мозга вам обеспечена. Представленное упражнение поможет вам развить устный счет, логику и скорость мысли.
Играть сейчас
Игра «Геометрические приключения»
Эта классная игра поможет Вам улучшить Ваше внимание, реакцию и мышление. Вам нужно только лишь отвечать на заданные вопросы словами «да» и «нет». Прекрасный пример игры для развития мышления, и внимания. Проверим, какого ваше мышление и внимательность?
Играть сейчас
Игры на логику и мышление
Игра «Упрощение»
Игра «Упрощение» — замечательный тренажер, не только устного счета, но и логики. Вам встретятся примеры и простые и сложные. Но не все так сложно на самом деле, просто нужно догадаться, как упростить или найти ответ из предложенных ответов. Для этого вам и придется рассуждать логически!
Играть сейчас
Шахматы
По истине, гениальная игра, в которой вам потребуется логика, умение выстраивать стратегию, предугадывать последующие ходы соперника. Да, в эту игру вам нужно играть с кем-то. Шахматные баталии разворачиваются на доске, поделенной на 64 клетки черного и белого цветов. У каждого соперника в распоряжении 16 фигур, каждая ходит в соответствии с правилами шахмат.
Цель игры – не оставить ходов противнику, то есть. поставить мат королю.
Очень полезное занятие, которое поможет вам улучшить свою память, логику, способность выстраивать стратегию, способность предугадывать ходы противника, просчет на несколько ходов вперед.
Игра заканчивается, если король не может ходить и находится под ударом вражеской фигуры. Это шикарная игра для развития мозга. Если вы не умеете играть в шахматы, то рекомендую научиться играть в нее, как можно скорее.
Игры на логику и мышление для детей
Чтобы ребенок был сообразительным и умным, нужно развивать его логику и мышление с малых лет. А что ребенок любит делать в детстве? Играть, конечно. Предлагаем Вам следующие игры:
-
Подберите 2-4 слова или 2-4 картинки, которые будут связаны одним смыслом или логической цепочкой. Здесь ребенок начнет применять логику, чтобы понять, что их объединяет. Игра очень интересная, а порой и познавательная, ведь всегда можно узнать, что то новое. Например: собака, ошейник, будка. Ошейник одет на собаку, которая сидит в будке.
-
Возьмите 4 пары картинок (которые объединены опять же смыслом), разделите их на 2 группы и предложите ребенку найти по смыслу картинку из 2ой группы для первой, то есть собрать 4 пары. Например, первая группа: коляска, замок, карандаш и нитки. Вторая группа: иголка, точилка, ребенок, ключ. Думаю понятно, что парами будут: коляска – ребенок, замок – ключ, карандаш – точилка, нитки – иголка.
-
Напишите (или составьте картинками) профессию и 6-8 предметов, часть которых относится к данной профессии, а часть – нет. И дайте задание ребенку найти предметы, которые нужны этому человек. Повторите с различными профессиями также.
Игры на стратегическое мышление
Как же его развивать? Отвечу очевидно: выполнять стратегические задания или играть в подобные игры.
Что такое стратегия? Это совокупность действий, которая приведет игрока/человека к выходу/концу/завершению задания или игры. Например, мы уже рассказали про стратегическую игру «шахматы».
В шахматах возможно огромное количество ходов, совокупность которых и приведет вас к победе или проигрышу, вот это и называется стратегией.
Только от игрока зависит, какой исход будет, а именно от его стратегии.
Еще одной известной стратегической игрой будут шашки. Шашки более простые по сравнению с шахматами, но опять же победить можно лишь при помощи стратегии, которая будет лучше, чем у противника.
Навыки стратегического мышления отлично совершенствуются в логических и тактических играх.
Курсы для развития и тренировки мышления
Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат память, мышление, концентрацию внимания:
Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет
Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.
После прохождения курса ребенок сможет:
- В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
- Научится запоминать на более длительный срок
- Увеличится скорость воспоминания нужной информации
Записаться на курсПодробнее
Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет
Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)
Записаться на курсПодробнее
Деньги и мышление миллионера
Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.
Записаться на курсПодробнее
Супер-память за 30 дней
- Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.
- В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.
- Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.
Записаться на курсПодробнее
Как улучшить память и развить внимание
Бесплатное практическое занятие от advance.
Записаться бесплатноПодробнее
Скорочтение за 30 дней
Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и т.д? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.
При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:
- Научиться очень быстро читать
- Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
- Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу
Записаться на курсБесплатный урок
Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика
Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.
Записаться на курсПодробнее
Заключение
В заключении подытожу выше сказанное и сделаю небольшой список:
- Мышление – главная составляющая умного и рассудительного человека.
- Развитие мышления возможно при помощи упражнений и игр, а также вне зависимости от возраста.
- Настольные игры, такие как шахматы и шашки помогают улучшению стратегического мышления.
- Любые игры развивающие мышление, хоть немного, но влияют на стратегическое мышление.
- Развитие мышления не занимает много времени, но требует регулярной тренировки.
Игры на развитие мышления у детей 3-4 лет
- Игра «Кто где спит».
- Цели: развивать умственные способности, представления об основных геометрических фигурах; закреплять название цвета; формировать действия подбора по образцу.
- Игровой материал и наглядные пособия: карточки, разбитые на секторы (в каждом секторе геометрическая фигура).
Описание: дети вспоминают названия знакомых фигур- человечков. Педагог раздает карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них кроватки, то есть разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.
Например: человек, имеющий форму квадрата, ложится в кроватку соответствующей формы.
- Игра «Бесконечная классификация».
- Цель: развивать навыки классификации, внимание, память.
- Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями животных, некоторых других предметов.
Описание: выложить все карточки. Предложить ребенку отделить все карточки с изображениями животных. Далее животных разделить на диких и домашних.
Из домашних, в свою очередь, выбрать тех, кто имеет копыта, и отсортировать их на тех, кто с рогами и кто без рогов.
Можно классифицировать животных по признакам: пушистый — гладкошерстный, хищник — травоядный, плавает — не плавает, прыгает — не прыгает и т. д.
Игра «Во саду ли, в огороде…».
- Цели: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.
- Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона).
- Описание: предложить ребенку правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет: овощи — в огороде, ягоды и грибы — в лесу, фрукты — в саду.
Игра «Что положим в холодильник?».
Цели: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями холодильника, шифоньера, посудного шкафа, книжного шкафа, изображения предметов, хранящихся в холодильнике, шифоньере и т. д.
Описание: рассказать ребенку историю про то, как один мальчик решил побаловаться: вытащил все продукты из холодильника, одежду из шкафа, а также всю посуду и книги.
Все вещи перепутались, и он не смог убрать их на место, а ведь мама мальчика увидит и расстроится.
«Давай поможем ребенку и разложим все по своим местам: продукты рядом с холодильником, одежду возле шифоньера, книги около книжного шкафа, посуду — перед посудным шкафом».
Игра «Кто это делает».
Цель: развивать речь, наблюдательность, предпосылки логического мышления.
Описание: предложить ребенку угадать, о ком идет речь в рассказе. Перечислить действия того или иного человека. Например: приходит домой с работы, ужинает, играет с тобой, ходит с нами в парк, цирк и т. п. (Мама или папа.) Стрижет волосы, делает прически, работает в парикмахерской. (Парикмахер.) Лечит детей и взрослых, носит белый халат, слушает фонендоскопом. (Врач.)
Игра «У кого это есть».
Цель: развивать речь, внимание, память, наблюдательность.
Описание: см. игру «Кто это делает» (перечисляются предметы, вызывающие ассоциации с действиями человека). Объяснить ребенку правила и начать перечисление. Например: у кого есть круглые коричневые очки, зеленая кофта и гостинец для тебя? (У бабушки.) У кого есть белый халат, фонендоскоп, белая шапочка? (У врача.) И т. д.
Игра «Дает корова…».
Цель: развивать предпосылки логического мышления, внимание, память.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.).
Описание: разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица — яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова — молоко (творог, сметана, кефир); коза — пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.
- Игра «Узкое — широкое».
- Цели: познакомить с понятиями «узкое — широкое»; развивать навыки сопоставления.
- Игровой материал и наглядные пособия: два мяча разного размера.
Описание: предложить ребенку прокатить мячи по дорожке, огороженной кубиками. Сделать две полосы — одна для маленького мяча, другая — для большого. Прокатить маленький мяч по широкой дорожке, затем попробовать прокатить большой мяч по узкой дорожке.
Побудить ребенка объяснить, почему мяч не может уместиться на маленькой дорожке. Введите в активный словарь ребенка понятия «узкая — широкая». Экспериментировать: провести по дорожкам игрушки разного размера.
В конце игры обобщить: широкая дорожка — для больших игрушек, узкая — для маленьких.
- Игра «Сравнение величин».
- Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, предпосылки логического мышления.
- Игровой материал и наглядные пособия: широкая и узкая полоски бумаги, кубики.
Описание: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.
После того как домики будут готовы, рассказать, что зверюшки попросили положить перед их жильем тропинки для гостей. Но чтобы гости не перепутали, дорожка перед мышиным домом должна быть узкой, а перед заячьим — широкой. Показать ребенку, как определить, какая из дорожек (бумажных полосок) шире, путем наложения их друг на друга. Пусть малыш сам распределит дорожки между домиками.
Игра «Как же их отличить?».
Цель: развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.
Игровой материал и наглядные пособия: одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги).
Описание: рассказать ребенку, что фигурки — пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье.
Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы — самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать.
Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое — меньше. Раздать куклам их десерт.
- Игра «Подбери елку».
- Цель: развивать навык сопоставления, умение применять слова «выше — ниже», речь.
- Игровой материал и наглядные пособия: елки (вырезанные из бумаги) разного размера.
Описание: нарисовать домик. Рассказать ребенку про мальчика, который живет в этом доме. Рядом с домом изобразить сугробы. Пояснить, что скоро будет Новый год. А значит, обязательно нужна елочка: «Помоги подобрать такую елочку, чтобы она уместилась в домике».
Елочки разместить на другом листе бумаги. Если ребенок не справляется с заданием, показать ему, как можно сравнить размер елочки и домика, приложив к нему дерево. Прикладывая елочки, комментировать: «Нет, эта елочка нам не подойдет, она выше домика, она туда не поместится.
А эта елочка — слишком маленькая, она ниже домика».
Игра «Разве так бывает?».
Цель: помочь изучить категорию «выше — ниже».
Описание: нарисовать многоэтажный дом, рядом — деревенский дом такого же размера. Поинтересоваться у ребенка, возможно ли, чтобы эти дома и в реальной жизни были одинаковой величины? Выяснить, почему этого не может быть (много этажей — один этаж), значит, многоэтажный дом выше, а деревенский — ниже.
Игра «Чем они похожи?».
Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Описание: показать ребенку два предмета, попросить его рассказать о том, что в этих предметах общего, затем — чем они отличаются. Например: «Рассмотри мяч и кубик одного цвета».
Общее: оба предмета являются игрушками, оба — одного цвета. Отличия: мяч — круглый, кубик — квадратный, мяч — большой, кубик — маленький.
Усложняя игру, показать ребенку предметы с менее выраженными различиями, например: две машинки одного цвета, но с разными колесами, формой кузова и т. д.
- Игра «Товарный поезд».
- Цель: развивать предпосылки логического мышления.
- Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов разных категорий (посуда, мебель, животные).
Описание: предложить ребенку поиграть в поезд. Поезда идут в разные города и везут разные грузы. Например, поезд, идущий в Москву, везет посуду. Поэтому на картинках-вагончиках должны быть нарисованы предметы этой категории.
Поезд, идущий в другой город, перевозит диких животных и т. д. Усложняя игру, выложить карточки разных категорий, но сделанных из одного материала, например, деревянные ложки, деревянные стулья, деревянные кубики, доски и т. д.
Игра «Угадай, о чем я говорю».
Цель: развивать предпосылки логического мышления, память, внимание.
Описание: предложить ребенку отыскать в комнате предмет. Описать его местонахождение, цвет, форму, материал, из которого он сделан, и т. д.
Например: «То, что я загадала, находится сейчас под одним из стульев в этой комнате. Этот предмет небольшой, круглый, резиновый, красного цвета».
Усложняя игру, в дальнейшем не называть место, где находится предмет, перечисляя все остальные его признаки.
Игра «Что бывает…».
Цель: развивать речь, память, навык обобщения предметов по признаку или свойству.
Описание: педагог задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: «Что бывает желтого цвета?» (Цыпленок, солнышко и т. п.); «Что растет на дереве?»; «Кто живет в лесу?» и т. д.
Игра «Что на что похоже».
Цель: развивать навык сравнения.
Описание: предложить ребенку поиграть в вопросы и ответы. Например: «Что такое же круглое, как мячик?» (Арбуз, апельсин, яблоко и т. п.); «Что такое же белое, как снег?»; «Что такое же сладкое, как сахар?» и т. д.
Игра «Покажи дорожку».
Цель: развивать мелкую моторику, предпосылок логического мышления.
Описание: нарисовать в разных местах небольшие изображения животных и в отдалении от них — то, что эти животные употребляют в пищу. Например, если на листе нарисован заяц, значит, должна быть морковка или капуста, медведь — бочонок с надписью «Мед», мышь — сыр и т. п.
Предложить ребенку провести линии, которые покажут зверю, где лежит его любимая пища. Играть можно в соответствии с темами: «Люди — одежда», «Звери — жилище», «Дерево — лист» и т. п.
Для усложнения задания нарисовать посредине листа несколько деревьев или цветов, объяснив ребенку, что тропинка должна их обойти.
Лучшие бесплатные игры развивающие логику для детей, задачи с ответами | Мир детства
В сегодняшней жизни мы постоянно сталкиваемся с необходимостью выстраивать логические цепочки. Чем выше идут технологии, тем сложнее они становятся, и тем чаще нам нужно это делать. Порой сложности возникают и у достаточно образованных взрослых, что уже говорить про малышей. Об этом и поговорим в статье.
Что такое логическое мышление?
- Чтобы глубоко и правильно понять термин «логическое мышление», давайте разложим его на составляющие и для начала дадим определение каждой из них.
- Мышление, если обобщить определения из разных источников, это процесс, во время которого наш мозг обрабатывает поступающую из органов чувств информацию и устанавливает взаимосвязи между различными явлениями, предметами и событиями.
- Логика, также имеющая множество разных определений, в нашем случае представляет собой науку о способах нахождения истины в процессе познания и в соотношении с имеющимся опытом.
- Исходя из этого, принимаем определение логического мышления как процесса мышления с использованием логических понятий и правил, а также имеющихя исходных данных, в результате которого должен появиться обоснованный вывод.
- Процесс логического мышления в научном подходе делится на несколько видов.
Образно-логическое мышление
По другому его называют наглядно-образным, так как для него задействовано наше воображение. В процессе такого мышления мы оперируем образами, которые представляем. У детей этот тип мышления начинает формироваться примерно с 1,5 лет.
Уровень развития этого типа мышления можно определить с помощью теста Д. Равена и Р. Пенроуза, который называется «Прогрессивные матрицы Равена»
Абстрактно-логическое мышление
Это тип мышления, при котором мы создаем образы и конструкции, которые на самом деле не существуют (абстрацкии). Здесь процесс мышления делится на три этапа: понятие — создание и описание образа, суждение — установление взаимосвязи между абстрактными (или абстрактными и реальными) объектами, и умозаключение — логически обоснованный вывод.
Словесно-логическое мышление
По-другому называется вербально-логическое, т.к. в процесе мышления (рассуждения) задействована речь человека. Когда у развит этот тип мышления, человек умело выстраивает цепочки событий, делает выводы и умозаключения, и грамотно их описывает словесно. Это очень важно для людей, выступающих на публике и требует довольно длительной тренировки.
Применение логики
Для чего развивать логику взрослым, думаю, рассказывать не надо. А вот как может помочь развитие логического мышления вашему малышу?
В процессе роста и развития дети проходят множество этапов на которых им требуется усваивать и обрабатывать все больше поступающей информации.
И если малыш в период дошкольничества не усвоил главные принципы логического мышления, ему будет сложнее в школе сосредотачиваться на заданиях, осваивать новый материал, что в свою очередь может привести к ослаблению эмоционального, а затем и физического состояния.
А вот дети с развитым логическим мышлением способны гораздо более успешно справляться с растущей нагрузкой, выполнять поставленные задачи, сосредотачиваться на главном. Кроме того, они могут решать различной сложности задачи и объяснять процесс их решения. У них лучше развита память, и обычно, успеваемость выше.
Как развить логическое мышление?
Логические игры для детей — оптимальная форма в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Развивающие игры со словами отлично подходят для развития логического мышления
Положительным побочным эффектом будет развитие кругозора, смекалки и словарного запаса вашего чада.
Примеры устных игр на развитие мышления:
- игра в ассоциации. Вы называете ребенку предмет, он называет похожий и объясняет почему он считает его похожим.
- Окончания. Придумывать окончания можно для чего угодно, для известного стишка, для названия сказки, просто для любого вопроса («Папа сильный, потому что….», «Мама красивая потому что…», «Собака умная потому что…» и т.п.)
- Придумывание историй, стихов, сказок, поздравлений, да чего угодно. Развивает фантазию, логику, речь.
- Игра «Да-Нет» — нужно загадывать ребенку загадки, ответом на которые может быть только «да» или «нет».
- Игра «верю-не верю». Формируйте утверждение, например, «все деревья высокие», «все собаки черные», «банан это трава», а ребенок должен сказать, верит он в это или не верит и обосновать почему
Игры на логику и мышление взрослым и детям. ТОП-10 полезных игр
Человек каждый день решает множество бытовых, учебных, рабочих и других вопросов. В процессе мыслительной деятельности на помощь ему приходит логика.
- Целью логической работы мозга является получение закономерного заключения, исходя из заданных параметров проблемы.
- Логическое мышление представляет собой особую форму интеллектуальной активности человеческого мозга.
- Мышление — это анализ исходных данных и установление взаимосвязи между объектами или явлениями.
- Логическое мышление — процесс активности мозга, при котором человек использует логические понятия, основываясь на доказательствах и здравом рассудке.
Методы развития логического мышления
Для развития интеллекта, мозговой активности, внимания и памяти психологи рекомендуют соблюдать четыре основных правила жизнедеятельности:
- Достаточная физическая активность;
- Потребление полезных минералов, витаминов, углеводов;
- Потребление необходимого количества воды;
- Тренировка мозга.
К последнему пункту можно отнести не только чтение, развивающие занятия и учебу, но и разгадывание головоломок, кроссвордов, игры в шахматы, шашки, настольные игры и многие другие занимательные упражнения.
Головоломки
Головоломки — это логические задачи. Их решение стимулирует активность мозга, развивает внимание и память.
К головоломкам относятся кубик-рубик и его интерпретации, игры со спичками, последовательности, загадки с подвохом, поиск различий, текстовые задачи на смекалку, числовые головоломки и др.
Шахматы
Шахматы относятся к интеллектуальному виду спорта. Эта настольная логическая игра с 16 белыми и 16 темными ранжированными фигурами на черно-белой доске для двух игроков-соперников. Шахматный спорт объединяет в себе искусство и науку.
История императорской игры насчитывает более полутора тысяч лет. Изобретена она была в Индии в V—VI веке. Сегодня шахматы популярны во многих странах и стали неотъемлемой частью мировой культуры.
Игра ведется между двумя соперниками на шахматной доске путем передвижения фигур.
В переводе с персидского, шахматы означают «Король умер». Шахматная партия считается выигранной шахматистом, который поставил мат королю соперника.
Шашки
Шашки — игра для зарядки мозга. В России шашечный спорт занимает 8 место по популярности.
Шашки входят в категорию игр шашечного типа, в которые играют на шахматной доске фишками двух цветов. Игра в шашки развивает логику, внимание, память, формирует усидчивость и концентрацию.
Нарды
Еще одна интересная разминка для мозга, которая положительно влияет на развитие аналитического мышления. История возникновения игры достоверно неизвестна, но историки считают, что нардам более 5000 лет.
В нардах игрокам надо бросать игральные кости и передвигать фишки по специальному полю. Тот, кто быстрее пройдет полный круг и заведет все свои фишки обратно в «дом», выигрывает.
Судоку
Судоку — японская головоломка-матрица с числами от 1 до 9. Название интерпретируется, как su — число, doku — единое.
Несмотря на японское название, головоломка изобретена математиком Леонардо Эйлером в XVIII веке. В привычном для нас виде числовой квадрат придумал американец Ховард Гарнс в конце прошлого века. Другие имена головоломки — латинский и магический квадраты.
Интересная игра улучшает память, снижает риск развития болезни Альцгеймера, стимулирует активность мозговой деятельности и улучшает концентрацию. Согласно исследованиям ученых, пожилые люди, часто разгадывающие судоку, обладают более острым умом и быстротой реакций.
В основе судоку лежит квадрат, состоящий из 81 ячейки. Часть окошек уже заполнена цифрами от 1 до 9. Задача головоломки — заполнить пустые клетки соблюдая правила. В каждом ряду, строке и квадрате из 9 ячеек не должны повторятся символы.
Существует несколько уровней сложности магического квадрата. Чем меньше заполнены клетки, тем сложнее игра.
Ребусы
Ребус — это зашифрованное слово или словосочетание с помощью изображений, букв, чисел и других символов.
Помимо развлекательной функции, ребусы полезны для интеллектуального развития. Они тренируют логическое мышление, внимание, расширяют кругозор, развивают интуицию.
Анаграммы
Анаграмма — перестановка букв или звуков одних слов или словосочетаний в целях получения новых. Игре несколько тысяч лет, ее истоки ведут в Греческое и Индийское государства. В Древней Руси забава носила название «Перебуквица».
Во всех языках существуют анаграммы. Самые привлекательные, которые читаются и справа, и слева. При этом смысл полученных слов меняется. Например, кот-ток, ворон-норов и др.
Перебирая в уме разные варианты перестановки букв, человек развивает логическое мышление, расширяет кругозор, повышает активность мозга.
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте — это сетка из квадратов со случайно расположенными символами.
Классическая матрица представляет собой квадратную таблицу размером в 25 ячеек, то есть 5 строк по вертикали и 5 по горизонтали. В ячейках в случайном порядке располагаются числа, буквы или другие символы.
Разработал тренажер немецкий психиатр Вальтер Шульте, который использовал таблицы для изучения внимания и сосредоточенности среди своих пациентов.
Работа с матрицами улучшает концентрацию, внимание, память, полезна для развития навыка скорочтения, расширяет область периферического восприятия.
Работать лучше с распечатанными таблицами. Задача — за минимальное время отыскать все символы по порядку. При этом, важно удерживать взгляд в центре матрицы и работать за счет периферийного зрения.
Настольные игры
Настольные игры — это развлечения с небольшим количеством предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках игроков. Помимо шахмат, шашек и нард, к таким играм относятся карты, солдатики и игры со специальным полем.
ТОП-10 полезных для развития логики, внимания, памяти и активности мозга настольных игр:
- Монополия
- Квадраты Никитина
- Алиас
- IQ-Спутник гения
- Мемо
- Пазлы
- Скрэббл
- Диксит
- Пандемия
- Хронология
- Помогло?