Специалисты утверждают, что талант произрастает из интересов ребенка. По мнению психологов, дети, достигнув возраста 4-5 лет, а иногда и раньше, проявляют повышенный интерес к какому-либо определенному занятию.
При этом музыкальные или художественные пристрастия могут возникнуть еще до года. Очень важно не пропустить этот момент и сделать все, чтобы поддержать интерес и развить способности, которые пригодятся в будущем.
Принято считать, что все дети талантливы с рождения. Но это известное высказывание справедливо лишь отчасти. Родившись, ребенок имеет задатки определенных способностей, которые обязательно нужно развивать.
В противном случае, эти природные предпосылки не принесут заметных плодов. Важно их вовремя заметить, развить и не дать затеряться.
Поэтому, правильнее было бы говорить, что талантливыми дети все-таки не рождаются, а становятся.
Специалисты утверждают, что талант произрастает из интересов ребенка. По мнению психологов, дети, достигнув возраста 4-5 лет, а иногда и раньше, проявляют повышенный интерес к какому-либо определенному занятию.
При этом музыкальные или художественные пристрастия могут возникнуть еще до года. Очень важно не пропустить этот момент и сделать все, чтобы поддержать интерес и развить способности, которые пригодятся в будущем.
Главную роль здесь призваны сыграть родители, которые много времени проводят с ребенком, лучше его знают, чувствуют и понимают. Наблюдая за тем, чем малыш предпочитает заниматься, в какие игры играет, чем интересуется и какие вопросы задает, можно составить представление об его интересах и способностях.
Теоретически все довольно просто, но в обыденной жизни сложно подняться над суетой. Детские интересы и наклонности часто мешают и даже раздражают взрослых. Например, мало кто обрадуется, если по дороге в садик сын остановится, чтобы наблюдать за работой грейдера или экскаватора. Еще меньше будет восторгов по поводу разобранного на запчасти планшета.
Но ведь таланта без интереса не бывает! А талантливый ребенок очень нуждается в великодушном проводнике, направляющем его способности в нужное русло. Поэтому родителям нужно смотреть и видеть, слушать и слышать и очень важно – не навредить.
Как помочь развитию таланта ребенка
Помня, что талант – это более высокая ступень способностей, необходимо разобраться к какой области деятельности человека относятся наклонности конкретного ребенка и исходя из этого их развивать.
У ребенка музыкальные способности, если он:
- при звуке мелодии устремляется туда, где она звучит, пританцовывает, улыбается;
- пытается повторить услышанную мелодию, легко ее запоминает;
- чувствует ритм;
- очень эмоционально поет;
- учится играть на музыкальном инструменте;
- сочиняет сам мелодию.
Для того, что развить музыкальный талант ребенка нужно знакомить малыша с различными музыкальными произведениями, ходить с ним на концерты, рассказывать о композиторах и музыкантах.
Для детей постарше можно скачать программу для создания музыки, ведь очень важен элемент созидательности.
Ребенок обладает художественными способностями, если он:
- любит рисовать, раскрашивать или лепить;
- осознано комбинирует краски и материалы;
- любит создавать предметы, имеющие прикладной характер;
- со временем может высказать свое мнение о произведениях искусства.
В таких случаях родители могут показать малышу, как сделать интересные предметы или картины из подручных средств, и тем самым не только поспособствовать развитию художественного таланта ребенка, но и приобщиться к его интересам.
Кстати, эти работы могут послужить хорошей основой для домашней выставки.
У ребенка – спортивные способности, если он:
- очень энергичный, подвижный, ловкий и готов играть на детской площадке по нескольку часов подряд;
- спокойно относится к синякам, ссадинам и шишкам;
- любит различные состязания;
- физически сильный;
- чтению предпочитает соревнования или бесцельную беготню.
Имея такого ребенка, имеет смысл познакомить его с различными видами спорта и предоставить ему возможность выбора.
Кроме того, для того чтобы развить спортивный талант ребенка, а также еще больше объединить семью, можно ходить в бассейн, совершать велосипедные прогулки или смотреть спортивные программы по выходным дням всей семьей.
Литературное дарование ребенка может проявляться в том, что он:
- любит слушать, читать и листать книги;
- имеет богатое воображение, фантазирует и сочиняет сказки;
- обладает богатым словарным запасом, интересуется значением новых слов.
Для дальнейшего развития литературного таланта рекомендуется записать ребенка в библиотеку и ходить туда с ним. Но книги малыш должен выбирать самостоятельно. Уместны разговоры о литературных произведениях и их героях.
Можно и нужно устраивать семейные чтения вслух и сочинять стихи, придумывая рифмы.
Ребенок имеет очевидный артистический талант, если он:
- умеет говорить ярко и эмоционально;
- владеет выразительной мимикой и жестикуляцией;
- любит подражать героям сказок, фильмов, обычным людям, изменяя голос;
- хочет и умеет вызывать эмоции у людей, рассказывая о чем-то;
- любит, чтобы его слушали.
Как развивать артистический талант? Можно создать домашний театр, читать детские произведения по ролям, посещать всей семьей театральные и школьные спектакли.
Ребенку присущи технические способности, если он:
- обожает собирать и разбирать механические предметы;
- старается самостоятельно найти причину поломки механизмов;
- может отремонтировать игрушки, применить имеющиеся запчасти для сборки других поделок;
- конструирует;
- увлекается специальной литературой.
Отметим, что способности к технике проявляется, как правило, в старшем дошкольном возрасте.
Занятия с отцом в разных технических кружках или совместные ремонтные работы по дому будут способствовать дальнейшему развитию технического таланта, а также еще больше сблизят друг с другом папу и сына.
Способности к научной работе можно распознать, если ребенок:
- демонстрирует неподдельный интерес к числам и счету;
- увлекается настольными играми и ребусами;
- разбирает игрушки, выясняя, как они функционируют;
- может легко концентрироваться;
- обладает способностью к абстракции и обобщениям.
Чтобы развить научный талант нужно постоянно вовлекать ребенка в хозяйственную деятельность, где требуется что-то считать. А еще желательно совместно с ним решать головоломки, играть в настольные игры, складывать пазлы, придумывать математические игры, что-то строить из разных геометрических фигур.
Можно скачать бесплатные компьютерные математические игры для соответствующего возраста.
Что еще нужно учитывать при развитии природных способностей ребенка?
Активная деятельность по выбранному направлению поможет развитию способностей ребенка. Важную роль в этом процессе играют не только воспитание и характер, но и отношения в семье.
Занятию творчеством детей лучше всего мотивируют совместные с родителями мероприятия. Семейные праздники, походы, экскурсии в музеи, театры и выставочные залы, совместное прослушивание музыки, чтение книг, игры и многое другое помогает прогрессу творческой активности.
Благодаря этому ребенок становится уверенным в себе и более склонным ко всем начинаниям. Талант останется нераскрытым, когда между ребенком и взрослыми нет доверительных отношений. Если родители равнодушны к занятию ребенка, то у него может легко пропасть интерес к своему увлечению.
Но, если семья поддерживает его, то способности получат быстрое развитие и могут перерасти в нечто большее – в талант.
При выборе кружка, секции, студии нужно учесть способности ребенка, не забывая об его пристрастиях и желаниях.
Если малыш не имеет определенных способностей к занятию, которое для него выбрали взрослые, то у него может развиться комплекс неудачника.
Чем больше старшее поколение будет заставлять ребенка, тем больше вероятность того, что они сами будут недовольны полученными результатами. Очень важно – не совершить ошибку и не выдать собственный выбор за выбор ребенка.
Каждому возрастному периоду соответствуют определенные умения. Уже в первые два года ребенок начинает проявлять первые задатки творческих способностей. В возрасте трех или четырех лет малыш расположен к знаниям и охотно занимается многими видами творчества.
В пять — шесть лет происходит формирование интересов и способностей в результате каких-либо занятий. Поэтому приветствуется посещение различных студий по интересам. Достигнув семи — восьмилетнего возраста, ребенок, как правило, уже определяется с увлечением к какому-либо одному виду деятельности.
Подростковый возраст характеризуется формированием устойчивых интересов и самостоятельного творческого мышления.
Однако важно отметить, что иногда способности проявляются не в детские, а в юношеские годы. И к этому тоже нужно быть готовыми.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Как помочь ребенку раскрыть свои таланты и не дать школе его сломать
Рассказывает специалист в области развития детского эмоционального интеллекта.
Расспросили доктора психологии, ведущего российского эксперта в области развития эмоционального интеллекта детей Викторию Шиманскую о том, как раскрыть таланты ребенка в школе.
В школе детей учат неким универсальным умениям, требования ко всем одинаковые. Как сделать так, чтобы ребенок определил свои сильные стороны и развивал их?
Родителям и педагогам очень важно научиться говорить «на языке талантов». Концентрироваться на сильных сторонах ребенка. Они есть у каждого, важно их замечать и смотреть на детей не через призму «вот это не так», «тут можно лучше сделать».
Прямо сейчас напишите 10 талантов своего ребёнка. Например, он увлечён рисованием или компьютерными играми, языками или комиксами. А ещё он внимательный, или у него хорошо развиты фантазия и чувство юмора. Это тоже таланты.
После этого можно уже с ребёнком обрисовать руку и спросить о 5 способностях, заполнив «ладошку талантов». Потом расскажите ему о талантах, которые вы увидели в нем сами. Это простое упражнение поможет укрепить контакт с ребёнком, а малышу даст возможность почувствовать безусловное принятие.
А для детей с 14 лет есть технология скиллфолио, позволяющая построить цифровой профиль талантов и компетенций детей. По ней работают с детьми в «Артеке».
С помощью этой технологии можно увидеть, насколько развиты креативное, системное, цифровое мышление, эмоциональный интеллект, и сделать акцент в обучении на развитии этих компетенций.
Именно эти метакомпетенции помогают детям в будущем стать не просто врачом, учителем, программистом, а выдающимся специалистом.
5 шагов эмоционального воспитания, которые важно знать каждому родителю
Важен ли эмоциональный интеллект в вопросах учебы и, если да, то чем именно?
Согласно исследованиям, из 60 тысяч школьников по всей России более 80% хотят учиться хорошо, но к 13 годам только 30% из них ходят в школу с удовольствием. Дети учатся по схеме: сегодня сдал тест, а завтра все забыл.
В этом случае страдает и здоровье детей. И именно практики развития социально-эмоционального интеллекта помогают вовлечь детей в процесс учебы. Они развивают такие внутренние модели, как «я чувствую», «я хочу».
Только потом «я знаю» и в закреплении ещё «я могу».
Что это значит? Прежде чем дать знание, нужно к нему подготовить ученика физически и эмоционально. Вспомните, как вы чувствовали себя, когда в 8 утра зимой шли в школу на математику, и сравните, как та же математика воспринималась после урока физкультуры. Это два абсолютно разных состояния.
Отсюда вывод: даже минутные игровые дыхательные упражнения помогают ребёнку подготовиться к получению знаний.
Кроме того, важно развивать осознанность. Работая с моделью «я хочу», взрослые имеют дело с мотивацией, превращают «надо» в «хочу» с помощью «ментальных карт», сценариев урока.
Это возможно при искреннем интересе к ребёнку и его талантам. Только когда ребёнок внутренне отвечает: «Да, я хочу!», он готов узнать что-то важное.
В этот момент процесс обучения становится по-настоящему эффективным.
Как развивать и использовать эмоциональный интеллект младшим школьникам?
Самое главное, что нужно донести до детей: все эмоции важны и нужны. Грусть и злость так же важны, как радость и интерес. Если эмоция пришла — это сигнал: надо что-то поменять. Взрослые должны научить детей определять эти сигналы через осознание, что «я — не равно эмоция». Показать, как можно управлять эмоциями.
Объяснить, что если страх пришёл, это может быть полезная эмоция, предупреждающая об опасности, а может быть и страх неудачи. Для работы с эмоциями есть хорошие упражнения. Например, «Коробочка эмоций». Каждую эмоцию мы исследуем через 5 чувств. «Какой звук у радости: может быть, это колокольчик, а может, смех. Какое ощущение: как щекотание пёрышком или объятия».
Таким образом дети лучше начинают понимать эмоции. Из абстрактных слов они становятся чем-то реальным.
Почему злиться и обижаться — это нормально, и почему эмоциональный интеллект важнее образования
Помогает ли развитый эмоциональный интеллект в вопросах адаптации к школе и в общении со сверстниками?
Конечно. Давайте вспомним пирамиду Маслоу. Потребность в знаниях открывается только на пятом уровне и только после удовлетворения первичных потребностей. Очень важно, чтобы уровни уважения и принятия обязательно были удовлетворены.
Разберём на примере. Когда дети в классе знают имена друг друга, они чувствуют себя легко и свободно, лучше взаимодействуют в группе, не боятся сделать ошибки.
Если же вокруг незнакомая и враждебная среда, мозг просто не готов переключаться на получение знаний. Поэтому очень важно научить ребёнка знакомиться, действовать в команде, показывать навыки взаимовыручки.
Все это про развитие социально-эмоционального интеллекта.
Как с точки зрения развития эмоционального интеллекта подготовиться к школе?
Начать можно с разговора на языке эмоций. Дома можно начать говорить: «Я чувствую…, потому что…, и я хотел бы».
Например: «Я чувствую усталость, и я хотела бы полчаса отдохнуть» или «Я чувствую радость, что ты справился с заданием и не отвлекался, и я хотела бы это свободное время провести вместе в парке». Ребёнок поймет родительскую искренность и, что особенно важно, причины эмоций.
Постепенно дети сами учатся так говорить, лучше понимать себя и своих сверстников. Когда ребёнок эмоционально готов к коммуникации, хорошо понимает себя и окружающих, он с удовольствием учится в школе.
50 советов как пробудить скрытые таланты в ребенке
Согласно последним исследованиям ученых почти все дети по-своему талантливы.
Родители часто судят о степени таланта и одаренности своего ребенка по его успехам в школе. Но это не совсем правильно. Исследователи Гарвардского университета приводят доказательства того, что ребенок может проявлять свою гениальность совершенно различными способами: посредством цифр, музыки, рисования, а также через свое социальное и эмоциональное развитие.
Педагоги в школе работают с большим количеством детей одновременно, программы обучения однотипны и стандартизированны и не учитывают личных предпочтений и склонностей ребенка.
Поэтому открывать и развивать таланты ребенка — это задача родителей. Именно родители могут сыграть решительную роль в пробуждении скрытого таланта ребенка или развивать в нем те задатки, которые были заложены в нем природой. Причем можно это делать и в домашних условиях.
Вот 50 советов как сделать из на первый взгляд ординарного ребенка гения, или по крайней мере талантливую личность, несмотря на то, в какой стадии развития находятся его таланты.
- Позвольте ребенку самому найти и выбрать то, что ему интересно. Обращайте внимание на те занятия и хобби, которые он осваивает сейчас. Его спонтанная игра поможет вам найти то направление, в котором необходимо двигаться.
- Сделайте так, чтобы ваш ребенок попробовал свои силы везде, тем самым вы, возможно, узнаете его скрытые возможности. Не допускайте мысли о том, что если ваш ребенок не заинтересовался тем или иным видом творческой деятельности, значит у него нет к этому способностей.
- Разрешайте ребенку делать ошибки. Если ему кажется, что он делает что-нибудь не так, как хотите от него вы, и он думает, что вас это расстраивает, то вскоре у него пропадет всякое желание этим заниматься.
- Помогайте вашему ребенку открывать мир, задавая ему провокационные, наводящие на размышление и развивающие воображение вопросы. Например: почему небо голубое? И вместе ищите ответы.
- Чаще организовывайте семейные творческие проекты. Совместная деятельность поможет пробудить и развить творческие наклонности вашего ребенка.
- Не заставляйте его усиленно учить или зубрить что-то. Если посылать ребенка каждый день на дополнительные занятия в надежде, что это поможет ему развить свои способности, в конце концов он может оказаться в стрессовой ситуации или слишком вымотается, чтобы блистать своими познаниями. Поощряйте, но не заставляйте.
- Ожидайте многого от своего ребенка, но будьте реалистичны в своих ожиданиях.
- Делитесь с ним профессиональными вопросами, возьмите его к себе на работу, чтобы дать почувствовать атмосферу и рабочий ритм; пусть он поймет, как нелегко достигается успех и пусть он увидит вас в рабочей обстановке. Разрешите ему помочь вам в чём-нибудь, чтобы он смог почувствовать себя значимым.
- Окружите его атмосферой творчества и творческих идей. Пусть у вас дома будут картины, нарисованные маслом, ударные музыкальные инструменты и марионетки.
- Сохраняйте и поддерживайте в себе желание учиться и узнавать новое. Несомненно, ребёнок последует вашему примеру.
- Не вешайте вашему ребёнку ярлыков и не ограничивайте его какими-то ни было рамками. Это может привести к тому, что он будет чувствовать себя ущербным, свои таланты невостребованными, а свой внутренний мир непонятным и ненужным другим людям.
- Всей семьёй играйте в игры.
- Отведите специальное время для чтения, прослушивания музыки и бесед.
- Держите дома справочные материалы, энциклопедии и т.п., чтобы ваш ребёнок всегда мог сориентироваться в окружающем мире и быстро найти необходимую ему информацию.
- Разрешайте ему принимать участие в общественных делах, если ему это интересно.
- Старайтесь воспринимать всё с юмором, много шутите и рассказывайте какие-нибудь забавные истории для того, чтобы развить в ребенке остроумие и богатое воображение.
- Не критикуйте и не осуждайте того, что делает ваш ребёнок. Он может перестать развивать свои таланты, если почувствует, что его постоянно оценивают.
- Играйте со своим ребёнком и покажите ему, что вы это тоже умеете и умеете хорошо.
- Обсуждайте успехи вашего ребёнка в семейном кругу и делитесь всем хорошим, что произошло у него за день для увеличения его чувства собственного достоинства.
- Обеспечьте его доступом к домашнему, школьному или библиотечному компьютеру.
- Прислушайтесь к тому, что говорит ваш ребёнок. То, чем он особенно дорожит и что ценит, и может оказаться единственно верным ключиком к его талантам.
- Пусть у него дома будет специально отведённое место для занятий творчеством.
- Хвалите своего ребёнка за чувство ответственности, когда он добросовестно выполняет работу по дому.
- Путешествуйте всей семьёй и открывайте новые места для вашего семейного отдыха.
- Давайте вашему ребёнку играть в игрушки, развивающие его творческие способности, такие как кубики, конструкторы и марионетки.
- Разрешайте своему ребёнку помечтать в любое время суток.
- Рассказывайте ему о людях, которые преуспели в жизни.
- Не балуйте его поощрениями и наградами за успехи в учёбе. Иначе он будет думать, что обучение само по себе не награждаемо и скучно.
- Предложите вашему ребёнку посещать дополнительные занятия творчеством вместе с ровесниками.
- Обсуждайте с ним новости и текущие события, чтобы вызвать его интерес к окружающему миру.
- Развейте предрассудки, связанные с половой принадлежностью ребенка. Пусть ваш ребёнок играет и в куклы, и в машинки, и в солдатики.
- Избегайте сравнивать своего ребёнка с другими детьми, тем более в его присутствии. Лучше научите его давать оценку достигнутым на данный момент результатам и сравнивать их с его прошлыми успехами.
- Станьте для него авторитетом.
- Заинтересуйте вашего ребенка во всех культурных событиях, происходящих в общественной жизни: водите его в театры, музеи, на выставки и в художественные галереи.
- Дарите ему подарки, способствующие развитию его физической силы и ловкости.
- Обсуждайте с ребенком возможные творческие перспективы. Поддерживайте его идеи и планы на будущее, но не направляйте его мысли и стремления в какую-либо определенную сферу деятельности.
- Познакомьте своего ребенка с интересными и талантливыми людьми.
- Воспринимайте свой дом как еще одно место для обучения и познания: подумайте, как можно научить математике и химии на кухне, готовя обед.
- Делитесь эмоциями и чувствами со своим ребенком. Если он не находит дома эмоциональной поддержки и понимания, ему будет трудно раскрыть и познать свой внутренний мир.
- Поощряйте тягу вашего ребенка к чтению.
- Цените и дорожите художественными изделиями и поделками, сделанными его руками.
- Попробуйте заниматься тем же, чем любит заниматься ваш ребенок.
- Научите ребенка доверять своей интуиции и верить в собственные силы и возможности.
- Пусть у вашего ребенка всегда будет право выбора. Это помогает развитию его силы воли и делает его инициативным.
- Покажите ему, как пользоваться такими книгами как 'Сделай сам' на практике. Пусть это станет для него интересным.
- Выделите дома место для выставления работ вашего ребенка, а также показа его наград и грамот.
- Научите его не бояться возникающих трудностей, а всячески бороться с ними.
- Будьте связующим звеном между талантами вашего ребенка и окружающим его миром.
- Давайте ему читать детские книги, развивающие мотивацию к творчеству.
- Принимайте вашего ребенка таким, какой он есть.
Статья написана на основе публикаций Томаса Армстронга, д-ра философии, специалиста в области развития способностей человека.
Помогите ребёнку проявить свой талант. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру
Кто же не знает о том, что все дети талантливы от природы, что каждый ребёнок уникален и способен на многое? Конечно, мы знаем об этом. Тогда почему же далеко не все дети, вырастая, становятся успешными, демонстрируя миру свои способности?
Прежде, чем ответить на этот вопрос расскажу две истории об очень талантливых от природы детях, с которыми мне довелось работать как психологу.
- История первая. Очень счастливая.
На днях увидела на просторах интернета видео ряд очень красивой коллекции кокошников. Под фото стояла фамилия Кирилл Минтцев — это один из самых известных и модных молодых дизайнеров. Сейчас, глядя на красивого, счастливого, уверенного в себе молодого мужчину, с сияющим взглядом, невозможно даже представить, как нелегко далось ему восхождение к Олимпу.
Мне очень посчастливилось работать в обычной средней школе, где в это время учился Кирилл, маленький щуплый мальчик, которого не понимали учителя, над которым смеялись подростки в школе и не принимал класс. А знаете почему? Потому что от рождения он был не таким как все. Кирилл очень талантливый и очень одарённый от природы человек.
Его направили ко мне, к школьному психологу, из-за неуспеваемости, пропусков, из-за невнимательности на уроках и пр. Так мы и познакомились с ним и его очаровательной мамой, которая и рассказала мне «о проблеме» Кирилла.
Рисовать начал раньше, чем говорить, разрисовывал джинсы, футболки, перешивал не только их, но и гардероб своей терпеливой и понимающей мамы. Работал по ночам. Если придумывал новый дизайн, мог сутками не выходить из комнаты. И уже вскоре больше половины школы ходили в дизайнерских джинсах и футболках «от Кирилла». На тот момент ему было 14 лет.
Мне приходилось убеждать учителей, чтобы не ставили ему «неуд» по предметам, которые ему совершенно не давались: физика, математика, химия. Мама плакала и опасалась, что у него проблемы с психикой, а он погружался в себя и выдавал очередной дизайнерский шедевр. Едва доучился до 9 класса, учителя проставили отметки с условием, что он уйдёт из школы.
Его мудрая, понимающая и очень терпеливая мама прислушалась к мнению специалиста и отдала его в училище на факультет дизайна, хотя мечтала видеть в нём экономиста или ведущего менеджера.
И через 1,5 года первая коллекция Кирилла Минтцева с триумфом прошла на канале MTV. Ему было всего 18 лет! И дальше всё пошло по нарастающей. Его гениальность стала расцветать в соответствующей среде.
Сейчас он работает с самыми крутыми агентствами по всему миру, выступает на ТВ, фото его моделей в самых модных журналах, и каждый сезон представляет свою новую коллекцию в стиле «аля-рус». У него свой, личный бренд.
Он счастливый, очень красивый, довольный жизнью успешный и востребованный молодой модельер.
- История номер два. Печальная.
Талантливый парень с абсолютным слухом, прекрасным голосом, который играет на фортепиано, пишет песни и музыку, великолепно двигается, с триумфом выступает на всех школьных концертах и на вечеринках мечтает о сцене и театральном институте. Он — талантлив! И все прочат ему карьеру артиста.
Родители: мама — математик, папа — инженер, считают это абсолютно абсурдным и невозможным выбором («Профессия должна быть достойной!»), заставляют его поступить в технический ВУЗ на факультет информационных технологий. «Мы лучше знаем, что нужно нашему сыну!».
Итог. Я часто вижу его на улице в странной компании. У него нет никакого образования, потому что учиться в таком учебном заведении ему было не дано. Пробовал участвовать в различных телевизионных шоу, но всё это требовало денег, а родители, конечно же, были против фиглярства на сцене.
И через пару лет он просто перегорел. Время расцвета его артистических способностей закончилось. Перебивается случайными заработками и ничего больше не хочет от жизни. Ему 22, он почти ровесник Кириллу.
К чему это я? Принимайте своих детей такими, какие они есть.
Не позволяйте социуму, стереотипам, учителям, чужому мнению, собственным представлениям задавить в зародыше талант вашего ребёнка только потому, что «бабки на улице сказали», или вы считаете, что это недостойная профессия.
Защищайте его талант, если это необходимо! Успешный человек не развивается в среде, где только «…надо… Потому что так надо…»; успешный человек развивается в среде, где близкие принимают его индивидуальность и непохожесть абсолютно, не осуждая и не загоняя рамки социума, и помогают своему талантливому ребёнку в развитии и становлении. Да, это требует колоссального терпения и выдержки, но, поверьте, это стоит того!
Как выявить, в какой сфере талантлив ваш ребёнок?
Как уже было сказано выше, для талантливого ребёнка очень важны поддержка и понимание взрослого в семье. Многие таланты у детей не проявляются явно, особенно в раннем возрасте и если не заниматься всесторонним развитием ребёнка, талант так и останется нераскрытым.
Что же делать? Понаблюдайте, к чему малыш больше всего проявляет интерес, что у него получается лучше всего. Водите его в творческие кружки и секции, групповые занятия под руководством специалиста способствуют развитию способностей.
И если способности проявляются явно, помогайте ему их развивать, поддерживайте его желания заниматься тем или иным видом деятельности. Дайте ему возможность самостоятельного выбора.
И, самое главное, не перекладывайте на ребёнка свои несбывшиеся мечты, свой взгляд на «достойную» и «нужную» профессии. У него есть свои желания, свои способности, помогите ему, подскажите, но не навязывайте своё мнение.
В каких же сферах деятельности можно обнаружить у ребёнка способности?
- Спортивная. Это очень активные, энергичные и подвижные дети. Уроки физкультуры, активный отдых, соревнования — любимый вид занятий. При этом они не просто занимаются спортом, они всегда стремятся к первенству и победе.
- Артистическая.
Для выражения своих чувств ребёнок использует не только слова, он активно задействует мимику, жесты, пантомиму, сопровождая их ярко выраженными эмоциями. Любят красиво одеваться, обращать на себя внимание. Любимое занятие — выступление перед аудиторией. Чаще всего, они не испытывают страха перед выступлением на сцене и видеокамерой. Очень любят фотографироваться и отлично позируют.
- Музыкальная. Это дети — аудиалы с тонким музыкальным слухом. Они чувствуют хорошую музыку с раннего детства, легко воспроизводят и быстро запоминают мелодию, могут повторить любой, даже сложный ритм, очень любят петь или проявляют желание научиться играть на каком-либо инструменте. Если музыка им не нравится, они убегают из комнаты, начинают капризничать или закрывают ушки руками.
И, наоборот, успокаиваются, прислушиваются, если мелодия им нравится.
- Художественная. Эти дети любят творить: рисовать, лепить. Им нравятся выставки, галереи, музеи. Им проще нарисовать свои переживания, чем рассказать о них. С удовольствием будут посещать кружок рисования и быстро проявит там свои способности.
- Интеллектуальная.
Ребёнок-интеллектуал отличается от всех своей способностью рассуждать «по-взрослому», сверстникам предпочитает компанию взрослых, легко и с удовольствием учатся в школе и могут уже в начальных классах заявить о том, что учительница была не совсем права в своих высказываниях, потому что научные факты говорят об обратном.
Им не интересны сказки и мультики, его внимание привлекут новости о событиях в мировой политике или экономике.
- Техническая. Малыш любит играть с машинками, интересуется различными механизмами и их устройством, старается найти причину неисправности поломанного предмета и самостоятельно его отремонтировать.
С самого детства будет крутиться с папой в гараже и изучать устройство уже настоящего автомобиля.
- Литературная. Это дети с яркой фантазией, которая первоначально (лет с 6) может проявляться в придуманных событиях, которые как бы произошли на самом деле.
Взрослым кажется, что он обманывает, а ребёнок на самом деле сигнализирует о том, что у него способности к сочинительству, и он умеет описывать эмоции словами. В подростковом возрасте литературные способности проявляются наиболее ярко, но, чаще всего, подростки стесняются показывать свои творения, особенно, если в детстве это его увлечение никто не поддержал.
Какие же самые распространённые ошибки родителей, не способствующих развитию способностей ребёнка? Рассмотрим несколько вариантов.
- Родительские беспочвенные запреты и нежелание понять и услышать своего ребёнка.
«Почему ты мне это запрещаешь?» — спрашивает ребенок. «Потому что», — отвечает взрослый. Запрет без объяснений точно не способствует развитию вашего ребёнка и укреплению вашего авторитета в глазах ребёнка.
- Навязывание своей модели поведения и поступков, только потому, что «…Я старше и лучше знаю, что для тебя лучше».
Последствия — см. историю №2 в начале статьи.
- «Ты ни на что не способен… Ты не сможешь это сделать… Ты — бестолочь… И в кого ты такой уродился?..» — всё это является негативными программами и установками, которые шаг за шагом формируют неуверенную в себе личность с искажённой самооценкой. Последствия ярко проявятся в подростковом возрасте и закрепятся во взрослой жизни.
- Грубость и отторжение, сочетающееся с физическими наказаниями, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной холодностью и психологическим давлением.
У ребёнка формируется очень чёткое ощущение, что он не нужен, что он лишний. Его инициатива падает, любознательность снижается, формируется неуверенность в себе, заниженная самооценка и стойкой убеждение, что он ни на что не способен, поэтому родители его и не любят.
- Гиперопека, ограничение свободы и отрицание личных решений своего ребёнка.
Это приводит к формированию безинициативности, несамостоятельности и безответственности у ребёнка. Гиперопека — это ограничение его желаний, свободы выбора, невозможности двигаться в своём направлении. Это отличное средство, чтобы загубить талант ребёнка в самом начале.
- Недостаток психологического внимания.
На занятиях в родительских группах в самом начале я всегда задаю несколько вопросов родителям, на которые предлагаю ответить и вам.
- Вы помогаете ребёнку, поддерживаете его стремления, занимаетесь его развитием?
- Вы знаете о его внутренних и внешних проблемах и решаете их вместе?
- Сколько времени в день вы уделяете общению с ребёнком?
- Это всего лишь маленькая часть тех причин, из-за которых талант вашего ребёнка может остаться нераскрытым, что может в дальнейшем отозваться в не реализовавшейся личности, живущей приземлёнными потребностями.
- Что же делать, чтобы талант ребёнка раскрылся в полной мере?
- Уделяйте как можно больше внимания своему ребёнку для установления доверия между вами.
- Научитесь слушать и слышать своего ребёнка.
- Не навязывайте своё мнение — не лишайте ребёнка личной свободы и воли.
- Не заставляйте ребёнка заниматься тем, к чему он не готов и не проявляет интерес. Не унижайте его. Лучше объясните, что нуждаетесь в его помощи, так, чтобы он осознал свою значимость в данной ситуации.
- Принимайте ребёнка таким, какой он есть, даже если это противоречит вашим представлениям о правильности выбора (см. историю №1).
Поверьте, ребёнок сможет многое, если вы ему поможете в этом и будете идти к Успеху вместе.
Развиваем таланты: рекомендации родителям – Развитие ребенка
В умении замечать мельчайшие детали в поведении ребенка родителям нет равных. Они безошибочно определяют по лицу трехлетнего ребенка, что он плохо спал ночью, или улавливают подозрительный запах, исходящий от подростка, вернувшегося с вечеринки.
Именно эта способность поможет раскрыть таланты и способности малыша. Однако для этого необходимо придерживаться нескольких рекомендаций:
- Отмечайте маленькие способности ребенка, а не только то, что видно с первого взгляда.
- Постоянно интересуйтесь у воспитателей, тренеров и друзей ребенка, что у него получается лучше всего.
- Задавайте малышу вопросы типа: «Что было бы, если…».
- Дети должны попробовать себя в разных занятиях, не останавливаясь сразу на одном.
Следуя данным советам, вы можете получить полную информацию о скрытых талантах вашего ребенка.
Почему важно видеть маленькие способности малыша
Наверняка на протяжении жизни вы встречали людей, достигших невероятных результатов в одной из сфер: обучение (отличники в школе), спорт (самый быстрый бегун) или в искусстве (самый талантливый певец). Они выделялись на фоне остальных и их способности казались чем-то вроде дара свыше.
Многие родители верят, что очевидные таланты – наиболее важные. Это не так. Важно, чтобы ребенок развивал даже малейшие способности. Так, способность распознавать эмоции других людей не менее важна, чем умение хорошо играть в футбол. Она дала миру многих талантливых психотерапевтов, учителей и менеджеров.
Если ребенок обожает играть с куклами и разыгрывать настоящие сцены с их участием, это может быть не менее важным, чем художественная одаренность. Благодаря этому многие люди стали успешными писателями, актерами и специалистами других сфер.
Как путешественник среди миллиардов звезд в ночном небе ищет Полярную звезду, которая укажет ему путь, так и родители должны обращать внимание на малейшие действия, слова и эмоции малыша, чтобы определить его природные способности.
Когда вы заметите малейшую способность, спросите себя: «Как мой ребенок может максимально её развить? Что я могу сделать для того, чтобы он с удовольствием развивал свои способности? Как он сможет использовать эту способность в жизни?»
Помощь окружающих в развитии детских талантов
В детском саду, во дворе и во время различных занятий ребенка окружает много других людей – как сверстников, так и взрослых. Мы часто советуемся с воспитателями, тренерами и другими взрослыми о том, как развить его способности. Мы склонны сравнивать достижения нашего малыша с достижениями других.
Воспитатели и тренеры обычно рассказывают нам о том, в чем ребенок недостаточно силен. Если акцентировать внимание только на этом, мы упускаем из внимания его способности.
Проявите инициативу и сами спросите, что лучше всего получается у малыша.
Помните, что даже малейшее замечание воспитателя или тренера о том, что ребенок силен в чем-либо, может свидетельствовать о наличии у него определенного таланта.
Чему ваш ребенок может вас научить
Пользуясь обширным жизненным опытом и знаниями, вы можете многому научить своего малыша. Например, вы можете помочь ему понять, что его сегодняшние действия оказывают влияния на будущую жизнь. К сожалению, желание во всем руководить действиями ребенка не дают нам сконцентрироваться на его истинных желаниях и потребностях.
В это же время мысли и чувства ребенка по поводу его занятий не дома могут многое сказать о том, к чему он склонен. Спросите ребенка: «Что ты чувствовал, когда?..», «Почему у тебя возникли такие чувства?», «Можешь ли привести пример?», «Что тебе понравилось больше всего?», «Что тебе не понравилось?» Не загружайте ребенка вопросами сразу же после окончания определенного занятия.
Развиваясь, дети склонны опираться на свой собственный опыт. Поэтому обращайте внимание на то, чтобы ваши вопросы не выглядели для малыша насмешливо. Со временем он сможет развить свою способность объяснять чувства. Чем больше ваш ребенок будет рассказывать, тем лучше вы сможете понять его способности и помочь в их развитии.
Как объяснение и практика помогают раскрыть таланты ребенка
Мир взрослых требует, чтобы люди выбирали себе сферу деятельности и действовали логично.
Практика и объяснения расцениваются как занятие для детей, а от взрослых ожидают конкретных действий и готовности к различным ситуациям.
Человек нуждается в объяснении и практике всю жизнь, однако родители пытаются развивать таланты ребенка по взрослому образцу: находят то, в чем он особенно силен, и сразу же начинают развивать эту способность.
Самое лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка – позволить ему пробовать себя в различных занятиях, видах спорта и искусства. Со временем он сможет самостоятельно решить, чем заниматься. Вы должны убедить малыша в том, что он может сам принимать решения, но ему нужно посвятить время тому, чтобы найти занятие, максимально соответствующее его способностям.
Родители часто оказывают излишнее давление на ребенка, ограничивая его в выборе занятий. Только возможность пробовать себя в разных сферах гораздо важнее.
Дети могут иметь способности к занятиям, которыми следует начинать заниматься с раннего возраста (например, некоторые виды спорта). Вы должны быть уверены в том, что такой выбор положительно скажется на развитии малыша в долгосрочной перспективе.
Не полагайтесь только на мнение тренера, принимайте во внимание и то, как это поможет ребенку стать целеустремленным и уверенным в себе взрослым.
Развитие талантов ребенка – длительный процесс. Всё это время родители должны быть внимательны к потребностям ребенка. На этом пути необходимо сохранять дружеские взаимоотношения с ребенком и поддерживать его. В будущем он будет вам весьма благодарен.