Как воспитать ребенка самостоятельным: советы родителям

Статьи

Психология и педагогика

Родители мечтают, чтобы их дети выросли ответственными, самостоятельными людьми, которые умеют делать выбор, принимать решения и управлять своей жизнью. Но как сделать это правильно? Без «муштры» и филиала армии в квартире? Мы расскажем о 10 стратегиях на каждый день, которые позволят повысить уровень ответственности. В конце материала приведен список дел, которые вполне можно поручать детям разных возрастов.

15 мая 2020

Быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять. Самостоятельность — это не тяжкое бремя, а система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей. С ними будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей. Именно к такому понимаю должен прийти ребенок. Он должен осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах, возможность самоконтроля и контроля над разнообразными жизненными ситуациями, а также вносит смысл в саму жизнь. Детям, как и нам всем, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад. Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, а приобретаем эти качества на протяжении всей жизни. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у малыша, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет. Обратите внимание на важный нюанс: дети будут нести ответственность в той степени, в какой мы их поддерживаем и направляем. Если ваш ребенок нечаянно пролил стакан молока, разбил чашку, разбросал обувь по коридору так, что шнурки спадают лианами на нос, не спешите: а) ругать его; б) самостоятельно наводить порядок.    Скажите:

 – В том, что пролилось молоко, нет ничего страшного. Мы сейчас все уберем вместе. Помоги мне, пожалуйста!

Тогда ребенок не будет чувствовать страх и пытаться врать, что это не его вина. Он гораздо быстрее научится самостоятельно убирать любой беспорядок, если вы будете относиться к ситуации с пониманием. Попросите ребенка о помощи, даже если считаете, что проще будет сделать все своими силами. Ситуация: пятилетняя Оля оставила свои туфельки посреди коридора. Поднимите их, позовите девочку и вежливо попросите убрать обувь в шкафчик:

 – Мы всегда убираем свои вещи на место. 

Если ваш подход позитивный и дружелюбный, ребенок не станет защищаться и отнекиваться от уборки, а сам захочет помочь. Найдите полезные привычки ребенка, которые вносят позитивный вклад в семейное благополучие. Это может быть дружелюбное общение с братом или сестрой, рисование или пение, еженедельная уборка с папой под музыку, телефонные разговоры с родственниками и т.д. Отметьте это, похвалив ребенка, скажите, что такие действия приносит пользу всей семье. Тогда подобное поведение станет для него приятной привычкой, а совсем не обязанностью. По мере того, как ваши дети становятся старше, их «взносы» могут соответствующим образом увеличиваться как в семье, так и за ее пределами. Дети должны разделять два вида обязанностей: самообслуживание и содействие благополучию семьи. Исследования показывают: дети, которые помогают по дому, более склонны предлагать помощь окружающим в других жизненных ситуациях. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал свой вклад в «семейные обязанности» как тяжелый труд, а относился к этому занятию с удовольствием, не заставляйте его выполнять домашние дела. Пусть у него появится желание. Ваша цель заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнить какую-то работу, а в том, чтобы мотивировать ребенка и взрастить в нем желание быть полезным и ответственным. Сделай работу веселой. Дайте столько поддержки и помощи, сколько того требуют обстоятельства. Крики и принуждение — никогда не выход. Вы добьетесь разовой победы, а Сеня, Ваня, Саша и Алина просто возненавидят мыть посуду, убирать за собой игрушки, складывать одежду на полочке и самостоятельно собирать рюкзак.

Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения. Но цель явно стоит вложенных усилий!

Как воспитать ребенка самостоятельным: советы родителям У ребенка могут появиться собственные обязанности по дому. Такие обязанности не обязательно должны быть важными и могут иметь игровую форму. Важно понять: при помощи даже мелких поручений ребенок понимает, что такое обязанности и чего от него ждут. Дело может быть совсем простым: каждое утро заправлять свою кровать или после завтрака положить посуду в раковину, но ребенок должен каждый день следовать этой привычке. Важно: если вы не поддерживаете дисциплину и нарушаете собственные правила игры, например, разрешая «именно сегодня идти поиграть, не помогать с посудой», у маленького человека не сложится логическая цепочка. Вернее, она сложится явно не такой, как того бы хотелось: «сегодня можно не делать – значит, и всегда необязательно».

Когда ребенок пойдет в школу, задачу можно усложнить: не просто убрать свою посуду со стола, но и помыть ее. Это помогает выработать необходимые навыки бытовой ответственности.

Очень сложный пункт, правда? Особенно, если вы считаете, что ребенок должен убирать в своей комнате, так же, как это делали когда-то давно вы сами. Но ваш ребенок — не вы. А вы — не ваши родители. Старайтесь быть терпеливыми, когда ребенок забывает что-то сделать или выполняет задачу не так, как вам бы того хотелось. Когда что-то идет не так, относитесь к этому с юмором. 

Утром вместо крика: «Почисти зубы! Собери рюкзак!» Вы можете спросить: «Что еще нужно сделать, чтобы подготовиться к завтраку? Кажется, мы что-то забыли! И портфель какой-то подозрительно легкий… Наверное, у нас завелась мышка-воришка!»

Ваша задача заключается в том, чтобы научить ребенка нести ответственность за свои обязанности, поддерживая при этом непринужденную обстановку. Для того чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным, необходимо создать ему комфортные условия не только в психологическом плане, но и в бытовом. Предоставьте ему «снаряжение», необходимое для самодисциплины. Если вы хотите, чтобы малыш вовремя просыпался, обеспечьте его будильником. Если вы хотите видеть порядок на его рабочем столе, убедитесь, что у ребенка есть вещи для хранения канцелярских принадлежностей. Предоставьте ребенку инструменты, и пусть он сам организовывает свою работу.

Дополнительно: ребенка очень мотивирует, если вы разрешите ему самостоятельно выбирать вещи для хранения, канцелярские принадлежности, календари и планеры, декор в комнату.

Зайдите с ним вместе на сайт (поехать в Ikea или другой мебельный пока не получится) и займитесь выбором предметов.

Если у ребенка будет возможность сделать пространство «своим», он с большим удовольствием будет следить за чистотой.

Родители стараются оградить ребенка ото всех проблем и невзгод. Очень часто это носит гипертрофированный характер, и дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными. Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства.

Как родители, вы должны быть всегда готовы выслушать ребенка и прийти к нему на помощь, если он обратиться за ней. Но не стоит забывать о том, что иногда детям самим надо проанализировать свои поступки, поведение и вытекающие последствия.

Иногда детям полезен опыт работы за определенную плату. Не обязательно начинать с крупных сумм. Попробуйте договориться со своим ребенком о тех заданиях, которые не входят в его обычный распорядок дня: мытье машины, прополку в огороде, полив цветов и т.д. Постепенно можно предложить ему заняться чем-то более существенным, например, подработкой на каникулах. Таким образом вы подготовите ребенка ко взрослой и ответственной жизни, где все имеет свою цену.

Пример: шестикласснице Кате очень хотелось получить новую книгу о любимом волшебнике, но день рождения уже прошел.

Мама и папа предложили Кате составить список дел, с которыми она могла бы помогать по дому, и сыграть в «рабочий день» с настоящей зарплатой и мотивирующими надбавками.

Две недели Катя помогала маме с обедом, младшему брату с уроками, а папе — во дворе, исправно убиралась в комнате и выгуливала собаку Динку.

Кому-то это может показаться излишним, но в современной жизни составление графиков и расписаний считается крайне полезным навыком. Сядьте вместе, возьмите лист бумаги, нанесите на него день недели и время. После спросите ребенка, что ему нужно сделать в эти дни, какие у него планы. Что-то он скажет сам, что-то поможете вспомнить ему вы. Это могут быть самые незначительные дела, но их лучше тоже внести в расписание.

Большинство детей считают, что подобное планирование уменьшает уровень стресса, так как они знают, что и когда нужно сделать. Но самое главное — это помогает правильно распоряжаться своим временем и ответственно относиться к своим обязательствам.

Дети познают и узнают мир через собственные наблюдения и родителей. Они тонко подмечают, как именно вы общаетесь, ведете себя в повседневной жизни, какая у вас манера разговора, и как вы сами выполняете обещания и относитесь к своим обязанностям.

Если вы сами несете ответственность за свои поступки, то и ребенок начнет подражать вашему поведению.

— Ой, чашка разбилась! Вот же я криворукая, а!

Вы сами себя ругаете за незначительный промах, ребенок видит, что любая его ошибка в будущем приведет к неприятному чувству обиды и, вероятно, порицанию со стороны окружающих.

— Чашка разбилась. Наверное, опять папа ее на краю оставил! Ну говорила же сотню раз, чтобы убирал в шкаф, растяпа!

Ругать близких при ребенке нельзя ни при каких обстоятельствах. В семье должна быть гармония – наблюдая за вашими отношениями с близкими, ребенок строит собственные паттерны поведения. А тут налицо еще и перекладывание ответственности. Не мама разбила чашку, а папа во всем виноват, «растяпа». Двойной отрицательный урок.

— Упс, чашка разбилась. Ничего страшного! В следующий раз буду осторожнее. Правильно, Саш? Нам всем нужно быть чуть-чуть аккуратнее. Давай-ка организуем операцию по спасению пола от осколков. Неси веник, я буду исправлять ошибки, а ты мне поможешь. 

Ещё один вопрос, который часто задают родители: с какого возраста можно просить ребенка делать что-то самостоятельно? Приведенный ниже список обязанностей — это всего лишь ориентир, который требует адаптации под вашу ситуацию и конкретного ребенка. Не забывайте постепенно наращивать степени свободы и ответственности, которые вы предлагаете детям. И старайтесь оказать им столько помощи, сколько им необходимо для успешного прохождения уровня квеста «пока они не освоят его с комфортом.

  • Что надеть.
  • Кушать самостоятельно (если они не попросят вашей помощи).
  • Какую книгу читать, даже если родители читают им вслух.
  • С какими игрушками играть.
  • Когда сходить в туалет.
  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Их собственная одежда (в пределах соответствующего сезона, безопасности и приличий).
  • Их собственные комнаты.
  • Сколько нужно еды.
  • С кем и когда играть.
  • Следует ли посещать общественные мероприятия, на которые приглашен ребенок (исключая обязательные семейные мероприятия).
Читайте также:  Восстанавливаем пресс после родов: фитнес-упражнения при диастазе

Как воспитать ребенка самостоятельным: советы родителям

  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Какую прическу носить.
  • Как потратить карманные деньги.
  • Когда готовить домашнее задание.
  • Как провести время (после выполнения основных обязанностей, таких как домашние задания).
  • Каким спортом или физической активностью заниматься (выбор кружков — аналогично).
  • Все вышеперечисленное, плюс:
  • Самостоятельный уход за собой: ногти, волосы, тело.
  • Выбирать маршруты и компанию для прогулок (в допустимых пределах).
  • Оставаться одним дома.
  • Выбирать часы подъема (с условием, что все нужно успеть).
  • Стирать белье самостоятельно.
  • Временные изменения во внешнем виде.
  • Ездить на автобусе или метро.
  • Ходить в кино и на другие мероприятия, где нужно расплачиваться, с друзьями.
  • Подрабатывать не в ущерб обучению.
  • Контролировать свой бюджет.

И самое главное — не забывайте хвалить ребенка за любое проявление самостоятельности. Обязательно отмечайте, когда он сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймет, что самостоятельность — не обуза, а навык, который позволяет заслужить уважение окружающих, и за которым следует расширение «свободы».

Как воспитать ребенка самостоятельным: советы родителям

5 шагов, которые помогут сделать ребёнка самостоятельным

Как воспитать ребенка самостоятельным: советы родителям

Самостоятельность — это не только бытовые навыки, это уверенность в себе, решительность и успешная учёба. Книга Елизаветы Филоненко «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности» поможет отказаться от принуждения и воспитать самостоятельного ребёнка с помощью вдохновляющих методов.

Для многих самостоятельность — это способность ребёнка позаботиться о себе. Но давайте посмотрим правде в глаза.

До 18 лет (или старше) сегодняшним детям не приходится зарабатывать себе на жизнь, заботиться о том, где жить и что есть. Теперь в нашей культуре «все лучшее — детям».

Причём добывают это лучшее как раз родители, а дети только потребляют. Но если их не научить самостоятельности, то как они будут заботиться о своих детях?

Это можно решить одним способом: самостоятельность ребёнка должна стать необходимостью. Даже если быт легко поддерживается без помощи ребёнка, есть смысл передать ему часть ответственности за домашние дела. Например, десятилетняя девочка способна следить за своей одеждой: убирать чистую в шкаф, а грязную в стирку, гладить её и аккуратно складывать.

Как самостоятельность рождает уверенность в себе

Дети, которым родители не передают всё больше ответственности за каждодневные дела, становятся:

  • требовательными,
  • неуверенными в себе,
  • склонными к депрессивным переживаниям,
  • нетерпимыми к любым неприятным, но необходимым усилиям.

И наоборот, чем больше ребёнок что-то делает сам, тем крепче его уверенность в себе и желание действовать дальше. Несмотря на ошибки и неудачи. Так опыт становится движущей силой.

Самостоятельность нужна ещё и для формирования характера ребёнка. Любое действие на начальном этапе связано с преодолением. Ребёнку требуются усилия, чтобы достигнуть какого-то результата, например, застегнуть пуговицы пальто или первый раз собрать рюкзак в школу.

В таких преодолениях формируются волевые качества, которые помогают делать то, что не очень хочется, ради конечного результата. Нельзя вдруг победить на соревнованиях или случайно приготовить сложное блюдо.

Сначала нужно много раз потренироваться без достижения результата.

Нельзя стать самостоятельным вдруг. Как и любое другое качество, самостоятельность развивается из маленького семечка, заложенного в ребенке с рождения. Ребенок взрослеет — семечко растет. «Ключевое понятие для развития самостоятельности — эволюция. Завтра на один шаг больше чем сегодня»

В нашем детстве мы всё больше подчинялись родительским требованиям. Когда не подчинялись — нас наказывали, а некоторых даже били. Так родители зарабатывали свой авторитет. Теперь мы выросли и знаем о последствиях такого воспитания, теперь мы ищем другие пути воздействия на детей.

«Если твердить ребёнку, что он „самый лучший“ и „молодец“, но на деле не доверять ему, не давать самостоятельно действовать, страховать от всех ошибок, то он будет расти неуверенным, несмотря на „правильные“ слова»

1. Уверенность родителей

«Для того чтобы самостоятельность ребёнка развивалась благополучно, нужна уверенность родителей в силах ребёнка и стремление сделать его более самостоятельным и сильным».

В теории все согласятся с этим утверждением. На практике же особенно в раннем возрасте самостоятельные действия ребёнка вызывают у родителей панику: «он убьётся!», «останется голодным», «замёрзнет» или «что-нибудь сломает».

На этом этапе важен не результат детской самостоятельности, а сами попытки к ней

Несамостоятельные дети удобны. Иногда за них можно всё сделать с лучшим результатом. Иногда это позволяет родителям чувствовать себя нужными. Некоторые родители так оберегают своих детей от дурных поступков и опасностей.

Тут важно вспомнить, что задача родителей не накормить рыбой, а дать удочку и научить ею пользоваться. Мы должны постепенно передавать ребёнку дела в трёх областях самостоятельности: «Я сам, мое тело», «Мои вещи» и «Дела семьи».

2. Поддержка

Дети начинают проявлять свою самостоятельность раньше, чем родители будут к ней готовы. В этот момент очень легко загубить её ростки. Можно сказать, «лучше дай, я сам» или «сиди уж». А можно и одним недовольным видом дать понять ребёнку, что его действия создают только проблемы.

Когда мы что-то делаем для ребёнка или за ребёнка, он часто пытается проявить собственную активность. Она ещё легкая и ненастойчивая, чтобы превратиться в какой-то результат. Но если вовремя её заметить и поддержать, даже несмотря на собственный дискомфорт, она станет ещё одним шагом на пути к развитию самостоятельности.

3. Развитие навыка

Личного примера родителей не всегда достаточно. Иногда чересчур активные мамы и папы создают ситуации, в которых ребёнку незачем проявлять свою активность. Поэтому если вы хотите чему-то научить ребёнка, сначала снизьте свои обороты. И будьте готовы к тому, что самостоятельность развивается в несколько этапов.

  • Стадии развития самостоятельности:
  • 1. Ребёнок наблюдает за действиями родителей;
  • 2. Ребёнок выступает в качестве помощника;
  • 3. Ребёнок действует сам, но с помощью взрослого;
  • 4. Ребёнок действует самостоятельно, но нуждается в контроле и напоминании;

5. Ребёнок действует абсолютно самостоятельно.

  1. 4. Правильные границы
  2. «Для того, чтобы ребёнок проявил свои умения, его необходимо поставить в ситуацию, когда он вынужден это сделать Выставление границы в данном случае, это сообщение ребёнку: «То, что ты можешь делать сам, я не буду делать за тебя».
  3. Если ребёнок отказывается выполнять свои обязанности, для него должны наступить естественные или логические последствия

Не те, когда родители все-таки выполняют за него работу, а те, которые происходят от того, что её так никто и не выполнил. Не собрал портфель — пришёл в школу не готовым.

Опоздал к ужину — разогрел сам и посуду помыл тоже сам. Не разделся после прогулки — сидишь в коридоре одетым. От таких последствий не страдают отношения с родителями, как в случае с наказаниями.

Ребёнок получает обратную связь от мира на свои поступки.

Его может пугать количество усилий, которое нужно приложить, чтобы получить результат. Тогда родители могут помочь, разбив одно большое дело на несколько маленьких.

Например, если ребёнка пугает большой объём разбросанных игрушек, предложите ему начать с уборки какого-то одного угла.

Если ребёнок не знает, с чего начать рисунок, сначала помогите ему определиться с темой и выбрать нужные цвета.

Не спешите освобождать от бытовых дел школьников. Если не хотите, чтобы выполнение уроков затянулось, лишь бы не уборка или мытье посуды. Мама и папа тоже работают, но совместный быт никто не отменял.

5. Формирование образа ребёнка как самостоятельного человека

Только от нас зависит, вырастет ли ребёнок «маменькиным сынком» или «смекалистым парнем». Изначально он не думает об этом, его представление о себе формируется из его опыта и отношений с другими людьми. Каким мы считаем своего ребёнка, таким он в итоге и становится.

Поэтому формируйте положительный образ, отмечайте его поступки и поведение. Используйте для этого не просто похвалу «молодец» или «умница», а развернуто говорите, какое поведение вам нравится: «Вижу, сегодня ты вовремя сделал уроки», «Как аккуратно ты сложил свои вещи в шкаф».

«Пятая ступень связана с первой, так как является началом нового движения. Стараясь увидеть в ребёнке хорошие черты, показывая ему самому его сильные стороны, вы укрепляете собственную веру в то, что он может сделать следующий шаг, двинуться дальше».

Как сделать учёбу самостоятельной

Происходит это через передачу ответственности за выполнение трёх блоков работы с домашними заданиями:

  1. Организация работы (где, когда, в течение какого времени, что сначала, что потом);
  2. Исполнение домашнего задания;
  3. Контроль результата (всё ли выполнено и насколько верно).

Сначала ответственность передается за исполнение. Чаще всего ребёнок уже знает, что от него требуется и как можно выполнить задание. Постепенно доверяйте ему другие этапы выполнения домашних заданий. Пусть ребёнок начинает сам решать когда, сколько времени выделить, какая будет очередность заданий.

Родители могут подсказать, как сделать работу эффективнее. Контроль результата передается сначала через помощь родителей в поиске возможных ошибок. Затем работа проверяется родителями частично.

При этом возрастает ответственность ребёнка за правильное выполнение всей работы.

Наконец родитель проверяет домашнее задание через день, через неделю и далее, пока полностью не передаст контроль за выполнением ребёнку.

Как воспитать самостоятельного ребёнка: метод ленивой мамы — Лайфхакер

Сколько мы слышали смешных и печальных историй о том, как взрослых дяденек и тётенек приводят на собеседование мамы? Как выпускники идут в приёмную комиссию за ручку с бабушкой? Все эти проблемы растут из детства, в котором родители трясутся над детьми, не спят ночами, устают от огромного количества дел.

Хорошо быть ленивой мамой, которая может спать в выходной до обеда, потому что дети сами и проснутся, и умоются, и завтрак себе сделают, и занятие найдут. Хорошо быть ленивым папой, у которого дети сами в комнате уберутся без команды, а потом ещё помогут починить кран. Расскажем, как стать такими ленивыми-счастливыми, чтобы ещё и дети были довольны.

Анна Быкова уверена: можно обойтись и без бессонных ночей, и без скандалов и капризов. Для этого нужно вырастить самостоятельных детей, таких, которые не будут нуждаться в помощи родителей.

Как быть ленивым родителем

Вообще-то лень при таком подходе — это лукавство. Истинной ленью тут и не пахнет. Воспитание детей, которым не нужен постоянный контроль, требует от родителей огромнейших трудозатрат.

Мамина «лень» в основании должна иметь заботу о детях, а не равнодушие.

Ребёнок может стать самостоятельным только потому, что приходится. Например, если он всё время предоставлен сам себе и о нём некогда позаботиться. Но такая самостоятельность проигрывает по уровню развития сознательно воспитанной, когда родители делают всё, чтобы ребёнок перестал в них нуждаться как можно раньше.

Читайте также:  Купание новорожденных

Разберём основные принципы ленивой мамы.

Никогда не делайте за ребёнка то, что он может сам

Не делать за ребёнка то, что он уже может, — это, по сути, не мешать. Например, в полтора года ребёнок может справиться с ложкой, а в три — одеться, убрать на место игрушки, в пять — разогреть в микроволновке завтрак, в семь — вернуться из школы и самостоятельно делать уроки. Почему ребёнок этого не делает?

Да потому что ему не позволяют этого родители, которым проще и быстрее накормить, одеть, собрать, привести за ручку.

Дети на самом деле умнее, чем кажется. И голодный ребёнок не будет отказываться от каши, а уставший не будет засыпать со скандалом. Дело родителей — только помочь: дать кашу, почитать сказку, подсказать, какая на улице погода и что лучше надеть.

Как узнать, что может ребёнок

Поскольку все дети разные, то и сроки развития индивидуальны. Нигде не опубликованы таблицы, в которых указано, в каком возрасте ребёнку можно вручать нож, а в каком — посылать в магазин за хлебом.

Когда руки тянутся сделать что-то за малыша, задайте себе вопрос: почему ребёнок не может сделать это сам? Одно дело — не может физически, потому что не развита моторика, потому что устал, потому что болеет. Тут нужны родительские действия.

Другое дело — не может, потому что не хочет, требует внимания, капризничает. В таком случае нужно поговорить, успокоить, подсказать, но не делать ничего лишнего.

И, наконец, если ребёнок просто пока не умеет, его надо научить.

Учите ребёнка, а не делайте за него

Учить ребёнка нужно по схеме «показать → сделать вместе → дать сделать с подсказкой → дать сделать самому». Причём пункты «сделать вместе» или «сделать с подсказкой» придётся повторять далеко не один раз.

Прежде чем восьмимесячный сын стал правильно сползать с высокого дивана, я разворачивала его в нужную сторону, наверное, раз пятьсот.

В три года достаточно было десять раз показать, как работает швабра, и один раз проконтролировать, чтобы ребёнок с энтузиазмом натирал полы.

В пять лет, глядя, как папа работает бокорезами, ребёнок проскакивает этап «сделаем вместе» и правильно пользуется инструментом.

Ленивый родитель готов потратить часы и дни, чтобы сделать дом безопасным и научить ребёнка играть самостоятельно.

Зато потом он будет наслаждаться возможностью выспаться в выходные, потому что ребёнок не станет кидаться к маме и папе сразу после подъёма.

Помогите решить задачу, а не решайте за ребёнка

Когда перед маленьким человеком ставят большие задачи, логично услышать в ответ, что он «не может». Как можно нарезать миску салата, когда тут целая гора овощей? Обычные родители нарежут сами, ленивые пойдут другим путём.

Они помогут разбить задачу на более мелкие. Например, сначала нарезать только огурцы, потом — только помидоры, а потом останется только зелень.

Разрешите ребёнку ошибаться

Ребёнок, осваивая новое дело, совершит массу ошибок, даже если занятие кажется взрослому ерундовым. Придётся отыскать внутри себя кнопку, которая отключит критику. Конечно, трёхлетний малыш со шваброй не намоет пол, а разве что намочит его.

Ленивые родители не станут отнимать ведро с водой. Они похвалят ребёнка, поблагодарят за помощь. А пока ребёнок смотрит мультфильм, незаметно вытрут лужи. Ленивые не станут ругать ребёнка за неправильно выбранный в магазине сорт чая или за слишком лёгкую, не по погоде, куртку.

Потому что любая ошибка — это опыт, а только опыт может сделать человека независимым.

Дайте ребёнку выбор

Чтобы ребёнок был самостоятельным, ему нужно выбирать. Причём выбирать по-настоящему, без обмана. Попросите ребёнка выбрать самостоятельно одежду, в которой он пойдёт гулять. Купить хлопья на завтрак. Решить, как провести выходной и в какую секцию отправиться после занятий.

Придётся присматриваться к ребёнку и доверять ему, быть рядом и подставлять плечо.

Это труднее, чем всё сделать своими силами. Но при таком подходе с каждым днём быть родителями будет легче.

Думайте над каждым «нельзя»

Часть запретов необходима, потому что мы заботимся о безопасности ребёнка. Но иногда за словом «нельзя» стоит забота о собственном удобстве. Проще запретить ребёнку брать в руки лейку, чем научить его поливать.

Ребёнок может опрокинуть цветок, рассыпать землю, может залить цветок, и вода потечёт через край горшка. Но именно так, через действия, ребёнок учится координировать движения, понимать последствия и исправлять ошибки.

Поэтому «нельзя» может быть только то, что небезопасно. Например, есть грязными руками или переходить дорогу в неположенном месте.

Когда в очередной раз жёсткое «нельзя» готово соскочить с языка, остановитесь, подумайте, ответьте себе на вопрос: «Почему нельзя?»

Если нельзя потому, что вам так удобнее, то счастья ленивого родителя вы не увидите ещё долго.

Заинтересуйте ребёнка

Для ребёнка любой процесс — это игра. Как только он перестаёт играть, заставить его что-то делать можно только с угрозами, наказаниями, запугиваниями и прочей нечистью, которую лучше не тащить в семейные отношения.

Желательно, чтобы опыт самостоятельности ребёнок получал на волне «Ух, как интересно попробовать!»

Когда ребёнок может что-то делать, но не хочет, заинтересуйте его. Разлил воду? Берём швабру, чтобы драить палубу вашего корабля, как настоящий матрос. Одна и та же игра надоедает быстро, так что придётся напрячь фантазию и предлагать разные варианты.

Мы не можем быть идеальными родителями, но наша задача — сделать так, чтобы ребёнок перестал в нас нуждаться. Этого, пожалуй, хватит.

Конкретные советы и примеры из педагогического опыта есть в книге. Прочитайте и ленитесь с пользой.

Купить на ЛитРес

Как воспитать самостоятельного ребенка

Самостоятельность ребенка напрямую связана с независимостью и свободой выбора, что придется признать и принять его родителям. Если вы хотите воспитать в сыне или дочери самостоятельность, будьте готовы столкнуться с решениями, которые они начнут принимать лично. Именно поэтому к таким переменам в жизни вашей семьи нужно ответственно подготовиться.

Когда мы были маленькими, мир за окном не казался таким враждебным. Детей оставляли играть во дворе в компании сверстников, спокойно отпускали одних в школу и на секции, отправляли в магазин за молоком и хлебом. В современных реалиях самостоятельность прививают другими способами. Главное – не упустить момент и не взрастить в малыше инфантильность, нерешительность и тревожность.

Да, вам будет страшно, ведь «он еще совсем кроха, у него мало знаний и опыта, без контроля взрослых он не обойдется». Ваши опасения имеют основания, поэтому у самостоятельности, которой вы хотите наградить ребенка, должны быть четкие рамки. Подчините свободу принятия решений правилам – и все будет хорошо.

Для чего ребенку самостоятельность?

Несамостоятельность равна зависимости. Дети, которых постоянно опекают, берегут и балуют взрослые, как правило, имеют заниженную самооценку. Они эгоистичны и не уверены в себе, что часто скрывается за агрессией, подхалимством или грубостью. Но случись что серьезное, они тут же побегут к взрослым, потому что внутри застенчивы, слабы духом, не приспособлены кжизни.

Дайте ребенку шанс научиться преодолевать трудности и выстраивать нормальные отношения с окружающими людьми, чтобы он:

  • Обрел здоровую самооценку.
  • Был активным и любознательным, нашел цель в жизни.
  • Чувствовал себя нужным. Осознавал, что ему доверяют.
  • Мог сам спланировать свой день.
  • Терпеливо и спокойно занимался делом, которое ему нравится.
  • Брал на себя допустимую для его возраста ответственность.
  • Преодолевал препятствия, не теряя силу духа.
  • Умел постоять за себя и говорить «нет».
  • Активно участвовал в социальной жизни, имел друзей.
  • Всерьез воспринимал других людей, равно как и его воспринимают всерьез.
  • Чувствовал себя свободным, довольным и счастливым.

ВАЖНО: Позволить ребенку быть самостоятельным – не значит позволить ему творить все, что вздумается. Детская самостоятельность – это необходимость и способность делать все, что можно и нужно в раннем возрасте, без помощи родителей.

Что мешает ребенку расти самостоятельным

Ваш ребенок – личность. Да, вчера вы кормили его с ложечки и меняли подгузники, но он все равно отдельный от вас человек, у которого есть возможность вырасти успешным или переложить всю ответственность за свою жизнь на вас.

Если вам больше нравится первый вариант, позвольте крохе уже с 1 года обрести самостоятельность, соответствующую его возрасту. Пусть исследует мир и пробует свои силы, а вы наберитесь терпения, забыв о том, что:

  • Вам некогда. Разумеется, одеть ребенка, собрать его игрушки по всей квартире, накормить или взять на руки, потому что он еле тащится по улице, исследуя каждый камешек, быстрее и проще. Но вам придется принимать условия игры. Если хотите воспитать самостоятельного ребенка, вот вам совет психологов: дайте ему столько времени, сколько потребуется на завязывание шнурков,уборку, питание, передвижение и т.д.
  • Это опасно. Падающие предметы, углы, разбивающиеся вазы – даже дома малыша подстерегает множество рисков. Ваша задача – обеспечить ему безопасную среду для реализации потребности в изучении всего подряд и снабдить необходимыми знаниями. Например: «Включенный в розетку утюг сильно нагревается и обжигает. Потрогай его сейчас, пока он теплый. Чувствуешь? Чтобы не получить ожог, никогда не трогай включенный утюг!». Личный опыт фиксируется в детской голове лучше, чем теоретические знания.
  • Он еще маленький. В любом возрасте ребенок сталкивается с проблемами, с которыми может справиться самостоятельно, наблюдая за последствиями своих действий и делая выводы. Покажите ему, куда ставить кроссовки после прогулки. У него получилось это один раз под вашим присмотром? Теперь он должен постоянно выполнять это действие без каких-либо отговорок. Сам.
Читайте также:  Привычка грызть ногти у ребенка: что делать?

Как помочь ребенку стать самостоятельным, сохранив с ним гармоничные отношения

  • Уберите тревожность. Большую часть действий ребенок от двух лет совершает самостоятельно. Вы можете следить за каждым его шагом, но спешить к нему на помощь стоит только тогда, когда это действительно необходимо. Но и тут нужно задать предварительный вопрос: «Тебе нужна помощь?».
  • Не «негативьте». «Не беги быстро, упадешь». «Не ходи туда, а то злой дядя тебя заберет». «Сейчас порежешься». «Сейчас уколешься». «Ноги хочешь переломать?». Вы все делаете правильно, если хотите, чтобы ваш ребенок боялся всего на свете и прижимался к вашей юбке. Кстати, такие программы срабатывают мгновенно: ребенок бежит по дорожке и понятия не имеет, что может упасть. Но мама кричит: «Осторожно!». И вот уже малыш летит носом в асфальт.
  • Стимулируйте самостоятельность. При желании за ребенка можно даже играть и разговаривать. Этим вы лишаете его стимула к развитию. Поощряйте желание одеваться, есть, листать книгу, строить пирамидки и т.д.
  • Создайте атмосферу стабильности и безопасности. Дети моментально впитывают негатив и становятся маленькими параноиками, если их родители не соблюдают режим дня, негативно высказываются о мире, сами чего-то постоянно боятся. Окружите малыша добром, показывайте новые возможности, делайте его жизнь интересной.
  • Исключите шаблоны и стереотипы. Взрослый человек – это набор готовых сценариев, система ценностей и установок, полученных с личным опытом. Вы неосознанно передаете их ребенку, но вместо того, чтобы облегчить ему жизнь, они ограничивают его мышление. Процесс воспитания – это взаимный обмен. Вы учите малыша, а он учит вас. Подключите творчество, откройте разум, будьте готовы принимать его мысли, рассуждения и умозаключения.

Любите, общайтесь, доверяйте, помогайте развиваться – и ваши дети вырастут благополучными, понимающими, цельными личностями.

А ваш ребенок самостоятельный?

Как воспитать самостоятельность у ребенка: 6 шагов

«Я в твои годы сама стирала, прибиралась, делала уроки, да еще и за младшим братом присматривала, а ты…» — с укором сообщаем мы детям, когда за час после пробуждения не сделали ничего, кроме скроллинга соцсетей.

Часто мы требуем слишком многого. Удивляемся, что сын не умеет завязывать бантик, хотя видим, что все его кофты на молниях, а обувь — с системой быстрой шнуровки. Возмущаемся, что дочь не умеет ничего готовить, при этом сами постоянно заказываем домой готовую еду.

Перед тем, как чего-то требовать от детей, было бы здорово задуматься над двумя вопросами:

  • Был ли у них шанс этому научиться? Создали ли мы условия, чтобы дочь готовила еду, а сын — легко завязывал бантик. И объяснили ли, зачем это нужно и при каких обстоятельствах может пригодиться.
  • Эта задача соответствует способностям ребенка? Пятилетнему ребенку трудно заснуть самостоятельно, а десятилетний еще не владеет тайм-менеджментом и не знает, как планировать свой день. И это нормально.

2. Очертить сферу деятельности

Чем больше в нашей жизни «умных» помощников с искусственным интеллектом, тем менее ценны обычные бытовые навыки: помыть за собой кружку, а не поставить в посудомойку, протереть пол тряпкой, а не роботом-пылесосом.

Но такие задачи как-раз могут быть полезны: через них ребенок ощущает свою значимость и причастность к порядку и уюту в доме. Обсудите, какую миссию ребенок хочет взять на себя: поливать цветы, кормить кошку или следить за наполнением мусорной корзины.

Чтобы узнать больше о том, как не испортить будущее ребенка, помочь полюбить учебу, воспитать самостоятельность и перестать волноваться за него в интернете, смотрите бесплатные записи интерактивного фестиваля Skysmart и ВКонтакте. Психологи, медийные родители и их успешных дети делятся опытом и лайфхаками.

3. Освободить от контроля — позволить делать выбор

Суперспособность каждого родителя — многозадачность. Они помнят почти все и постоянно перепроверяют себя и других: выучил ли ребенок стих по английскому, купил ли контурную карту, высохли ли кроссовки для физкультуры.

На самом деле у тотального контроля больше минусов чем плюсов. Вот, например, в исследовании про мотивацию выделили три принципа, которые ее развивают:

  • Автономия: ощущение, что я сам решил сделать домашку
  • Компетентность: чувство, что я мастер по мытью посуды
  • Потребность во взаимосвязи с другими людьми: мы с Петей на одной волне, он мне отправляет классный мемчик, и я ему в ответ — свою реакцию

Кроме того, уже доказали, что чем больше контроля вокруг человека, тем менее уверенным и компетентным он себя чувствует.

Самоощущение ребенка играет важную роль: есть ли у него то самое чувство «я могу» и свобода действовать без проверки. Взрослые могут этому способствовать: «Я вижу твой рисунок. Ух ты, такие приятные цвета! Да, попробуй еще смешать другие краски. Покажешь свои работы на моем дне рождении? Все гости удивятся, а мне будет приятно…»

4. Дать время на свободную игру

Кажется, что для полноценного развития детей нужно составить плотное расписание занятий: школа, кружки, секции.

Психологи считают по-другому: они уверены, что такие качества, как независимость и стойкость перед неудачей формируются в обычной игре во дворе.

Проще говоря, гоняясь за мячом с соседскими ребятами, ребенок не деградирует, а совсем наоборот — учится работать в команде и укрепляет психику.

Профессор психологии и автор книги «Свобода учиться» Питер Грей заметил любопытную закономерность: чем меньше у детей времени на свободную игру, тем выше в обществе уровень детской депрессии и тревожных расстройств.

Именно в игре дети могут почувствовать свою силу и управлять ходом событий: принимать решения и идти на риск.

5. Позволить ошибаться и поддерживать

Переживать за ребенка — естественно. Не каждый родитель сможет молча наблюдать, как сын изучает карбюратор, а дочь переливает кипяток. Однако, если постоянно показывать свои тревоги, мы рискуем переборщить и дать ребенку ложное послание — что не доверяем и считаем, что он не справится.

Больше уверенности! Можно не только доверять ребенку, но и поощрять его за порыв сделать что-то сложное самостоятельно. Если ребенок вызвался помочь собрать кухонный гарнитур — дайте ему право на ошибку, особенно, если он делает это впервые.

Нашу личность формируют наши действия, а фразы вроде «Ну что ты же натворил!» или «Руки не оттуда растут!» точно не помогут стать увереннее и повзрослеть. Наоборот, ключ к успеху — в поддержке: «Я вижу, как ты стараешься. Попробуй перевернуть инструкцию» или «Что-то уже получается. Хочешь продолжим вместе?».

6. Научить решать проблемы

Проблемы — это ситуации, которые вызывают негативные эмоции и вынуждают что-то предпринять, чтобы их решить. Кажется, если в твоей жизни совсем нет проблем — ты счастливчик.

На самом деле, секрет успеха — в нашем отношении к жизненным неурядицам.

И это как раз то, чему следует научить ребенка — относиться к проблемам, как к части жизни, которая дает новый опыт, а иногда даже помогает стать лучше.

Проблема Действия Вывод
Отключили горячую воду Нагреть холодную воду в чайнике, проверить объявления в подъезде, позвонить в ЖЭК Быть внимательнее с объявлениями, общаться с соседями, поставить водонагреватель
Подружка распустила неприятный слух, и теперь в классе с ребенком никто не разговаривает Поговорить с подругой (ребенку): поделиться своими чувствами и спросить, что случилось Можно устроить войну и тоже наговорить всяких гадостей. А можно сразу поговорить: выяснить причину и помириться

В школе преподаватели используют специальную технику, чтобы научить детей грамотно подходить к проблемам. Родители тоже могут ее использовать. Например, помочь ребенку определиться с целями на учебную четверть, найти препятствия, которые могут помешать и обсудить, как их избежать.

После такого доверительного разговора ребенку будет проще делиться своими переживаниями и все чаще справляться со сложностями самостоятельно.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *