Какие ошибки в воспитании вызывают у ребенка невроз: проверьте себя

Какие ошибки в воспитании вызывают у ребенка невроз: проверьте себя

Важной задачей воспитания является предотвращение неврозов у детей. Неустойчивое настроение, переживания, тревога, плаксивость и детские страхи мешают ребенку сосредоточиться на играх, общении со сверстниками. С таким ребенком тяжело общаться родителям, воспитателям и учителям.

Виды неврозов у детей

Неврастения. У одних детей проявляется в плаксивости, нервности, утомляемости. Другие, наоборот, не могут усидеть на месте, шумят, конфликтуют.

Навязчивые состояния. Проявляется покашливанием, сосанием пальца, наматыванием волос на пальцы. Детей тревожат различные страхи.

Истерический невроз. Имеет начало еще в раннем возрасте, и начинается с элементарных детских капризов.

Депрессия. Характеризуется подавленным состоянием ребенка, его ничего не интересует, он тяготеет к одиночеству.

Заикание. Возникает как результат сильного стресса, испуга, переживания. Также в результате умственной перегрузки.

Причины неврозов

К неврозам может привести множество причин. Одной из них является неправильное воспитание.

На душевное состояние детей влияет стиль воспитания и уровень духовности родителей, взаимоотношения внутри семьи и степень образованности, культура общения. Что следует делать родителям, чтобы у ребенка не появлялись неврозы?

Режим дня

Грамотно выстроенный режим дня поможет предупредить появление повышенной нервной возбудимости. Ребенку нужен полноценный сон, закаливающие процедуры, игры и прогулки на улице.

Взаимоотношения с ребенком

Что может влиять на возникновение неврозов в семье?

Нервными дети часто бывают в семьях, где родители привыкли повышать голос. Помните, что взрослые являются примером для подражания.

Зачастую родители игнорируют просьбы ребенка. Тогда ребенок начинает кричать, плакать. Чтобы он быстрее успокоился, родители тут же выполняют его требования. Ребенок, таким образом, легко добивается желаемого.

Никогда не выполняйте требований ребенка, выраженных в плаче, крике. Он должен убедиться, что такой способ решения проблемы, результата не принесет. Постарайтесь, чтобы ребенок понял, что мешает вам удовлетворить его желания.

Если же ребенок обращается к вам в спокойной форме, нужно по возможности выполнить его просьбу.

Непоследовательность, противоречивость требований по отношению к ребенку. Сегодня ребенку что-то разрешают, а на следующий день – запрещают. Либо папа требует одно, а мама совершенно противоположное.

Дети авторитарных родителей страдают от неудач, у них низкая самооценка.

К неврозу может привести испуг (страх, тревога). Следует помнить, что дети воспринимают события так, как их преподносят взрослые. Именно оценка события взрослыми является причиной нервного расстройства.

Если взрослые своим поведением показывают, что все хорошо, причин для волнения нет, и сохраняют спокойствие, то ребенок реагируют на событие соответствующим образом. Поэтому, даже если вы напуганы, не нужно показывать это детям.

Ваше душевное равновесие – залог спокойствия вашего ребенка.

Некоторые родители излишне опекают ребенка, можно сказать, не дают сделать самостоятельно и шага. Как результат – ребенок не может адаптироваться к социуму.

Ситуация, когда родители наоборот не уделяют ребенку внимание, эмоционально не принимают его, также приводит к глубоким переживаниям со стороны ребенка.

Неоднозначные чувства вызывает у детей рождение брата или сестры. Дети боятся, что новоиспеченный член семьи заберет себе все внимание родителей. Родители должны находить время для общения с каждым ребенком.

Для гармоничного эмоционального развития ребенку необходима ласка и понимание. Донесите до ребенка, что вы его любите, и эта любовь не зависит от плохого поведения или поступков. Психические травмы, которые ребенок пережил в детстве, конфликты, потеря значимых близких людей – предпосылки зарождающихся неврозов.

Перегрузка ребенка школьными занятиями, особенно если они ему тяжело даются, непомерно большое количество новой информации, впечатлений, эмоций – все это приводит к перегрузке процесса возбуждения, и как следствие частой причиной нервных срывов ребенка.

Важно с ранних лет приучать к соблюдению режима дня, занятиям физическими упражнениями, учить детей правильному выражению своих желаний и эмоций. Понимание и помощь родителей оказывают неоценимую помощь в сохранении детского здоровья.

Родительский невроз: почему мы все время боимся наделать ошибок в воспитании

Казалось бы, живи и радуйся, особенно с учетом возможностей для тотального контроля — еще чуть-чуть и под кожу начнут вживлять датчики, как в одной из серий «Черного зеркала». Да и без них смартфоны, часы-трекеры и видеокамеры нам в помощь.

И все равно нам страшно. Ежеминутно и ежечасно. Мы боимся всего: открытых люков, наркотиков, буллинга, машин, маньяков, соцсетей и собственной тени.

Причем последней — особенно, ведь никто (по нашему мнению) не имеет такого влияния на ребенка, как его родители.

От опасностей внешнего мира детей можно оградить, заперев их дома и наняв штук пять охранников (меньше не справятся). Но как защитить их от нас самих? От наших ошибок и несовершенства? Ведь сколько бы тренингов мы ни посетили, сколько бы умных книг ни прочли, жизнь снова и снова разбрасывает на родительском пути грабли.

От этого страха так просто не избавиться. А ведь именно он — основа родительского невроза. Его мама — книга по воспитанию, а отец — родительский форум. Пока их в нашей жизни немного, они вполне себе благо, но стоит превысить гомеопатические дозы и без скорой психиатрической помощи не обойтись.

«Одна моя знакомая вот так же следила за своим ребенком, оберегала его и опекала. А потом он вырос, вышел на улицу, и его сбила машина, так как не умел переходить дорогу. Моему уже три, и я читала — сейчас самое время приучать его жить самостоятельно».

«Да что вы? А вот моя знакомая вообще не следила за своим ребенком, и его тоже сбила машина. А вот следила бы, и этого бы не произошло».

Почитайте материнские форумы с мое и поймете — у детей очень мало шансов выжить в нашем полном опасностей мире. Но даже те счастливчики, которым повезет, скорее всего встретят старость неудачниками. По крайней мере, если не будут следовать рекомендации модного психолога.

«Говорите эти десять слов своему ребенку, и он вырастет безработным!», «Делайте так, и ваша дочь никогда не выйдет замуж!», «Хотите воспитать маменькиного сынка — поступайте таким образом!»

Не исключаю благородный посыл авторов статей, выходящих под такими заголовками. Возможно, они действительно хотят помочь детям и защитить их от морального насилия, которое вольно или невольно каждый родитель совершает хотя бы раз в жизни.

Но взгляните на данные материалы глазами родителя-невротика, и вы увидите другой посыл: «Ребенок — мягкий пластилин, из которого можно вылепить что угодно: успешного бизнесмена или безработного», «Родитель — это сапер. Стоит ему перерезать не тот провод, и взрыв неминуем», «Каждое твое слово имеет последствия. Этот „фарш“ назад не прокрутить».

«Есть только один точный рецепт воспитания — не надо бить детей по голове»

При этом информации о том, что такое «правильно», так много, и она столь противоречива, что особо чувствительных часто штормит из стороны в сторону. Особенно, если их не устраивает то, как воспитывали их самих. Вот и получается — как не надо делать, они усвоили, а как надо, никак не могут понять.

Лично мне помогает воображение. Я развиваю предложенный психологами сценарий до конца и понимаю — буду ли я следовать их рекомендациям или нет, ответственности не избежать и последствий тоже. И какими они будут, не знает ни один специалист.

Они говорят: «Ни в коем случае не делайте с ребенком уроки. Приучайте его к самостоятельности, ничего страшного, если он бросит школу и пойдет в ПТУ, это его выбор. В противном случае у вас вырастет инфантильный человек, не умеющий отвечать за себя и свои поступки».

Я говорю: «Ну, уж нет. Российское образование рассчитано на сверхлюдей. Остальным в той или иной мере нужна помощь. Особенно в период очевидной эмоциональной незрелости. Моя родительская задача — научить ребенка преодолевать лень и бороться со страхом трудностей. Моя цель (именно моя, у других, может быть, другая) — дать ребенку образование. А дальше пусть сам решает, что ему с ним делать».

Они говорят: «Опекайте девочек, если не хотите, чтобы из них выросла ломовая лошадь. Отношение к себе определяет отношение окружающих. Исходя из этого, она будет искать спутника жизни, и найдет такого же любящего и заботливого, как ее родители».

Я говорю: «Таки да, можно найти массу жизненных примеров, которые подтверждают правдивость данной теории, но… Есть много и обратных. У некоторых Золушек поиски принца растягиваются на всю жизнь.

Другие, не дождавшись, соглашаются на то, что дают, и потом всю жизнь попрекают мужа в крушении надежд. Тяжелый случай.

Такой же тяжелый, как и тот, в котором встречаются две независимые личности с установкой „рассчитывать можно только на себя“».

Как ни поступай, каким рекомендациям ни следуй, никто не гарантирует, что ребенок вырастет счастливым и успешным. Но раз так, значит и в обратную сторону «работает». Значит, какие бы ошибки родители ни допустили, у ребенка всегда есть возможность их исправить в дальнейшем. Мало ли мы знаем случаев, когда не «благодаря», а «вопреки»?

Разумеется, я не собираюсь создавать детям трудности искусственно, чтобы, «как у того парня», через тернии к звездам.

Я просто предоставила себе право на ошибку. На понимание того, что нет никакого правильно и не правильно.

Что никто не знает, как то или иное наше слово отзовется, о каком именно событии выросший ребенок станет рассказывать на кушетке у психоаналитика. Я не снимаю с себя ответственность, но снимаю маску Кассандры.

Я больше не прорицательница, предсказывающая будущее. Это мои дети, и кому, как не мне, решать, что им говорить и как воспитывать?

Я их больше не боюсь. Не боюсь быть строгой, жесткой, бескомпромиссной и контролирующей (последнее слово далось с особым трудом). Не боюсь быть мягкой, покладистой, все позволяющей разгильдяйкой, плюющей на учебу.

Не боюсь быть не цельной, сомневающейся, меняющей на переправе коней и методы воспитания, мечущейся, ищущей, ошибающейся, кающейся, извиняющейся.

Не боюсь контролировать и отпускать, забивать и не давать спуску, быть мудрой и глупой, слабой и сильной. Не боюсь быть собой. Такой, какая есть. Моим детям досталась очень несовершенная мать. И это единственное, что они не в силах изменить. Все остальное смогут исправить. Или не смогут, если не захотят, но в любом случае это будет уже их выбор и их ответственность.

При этом я вовсе не исключаю полезность книг и статей по психологии и с удовольствием почитываю признанных мастеров в этой области.

Исключение делаю только для тех, кто жжет сердца императивом. Кто лишает меня выбора, кто утверждает, будто те или иные мои действия неминуемо породят негативные последствия. А еще я понимаю, что даже гениальные педагоги — всего лишь люди, и их опыт — это их опыт, а их взгляды — следствие их жизненного опыта и установок, с которыми мой опыт и взгляды вправе не совпадать.

Никто не знает, чем то или иное наше слово и действие обернется, но в этом и кайф. Если только научиться его ловить.

Впервые текст был опубликован 22 февраля 2018 года.

Подари ребенку невроз: 10 правил детской невротизации

  • Взрослый психологически здоровый,
  • творческий человек — это ребенок, который выжил
  • (Сеть Internet)
  •  Здравствуйте,
  • уважаемые читатели!
  • Эта статья для тех, кто хочет воспитать психологически здорового ребенка.
  • В ней рассказывается о том, что такое детский невроз и как формируется невротическая личность нашего времени.  
  • Содержание этой статьи:
  1. Детский невроз: основные признаки и проявления
  2. Симптомы невроза у детей  
  3. Как вырастить невротика: общие правила и рекомендации  
Читайте также:  Фруктовые и овощные соки и пюре в рационе грудничка

Знаменитый французский писатель Антуан Экзюпери как-то сказал:

«Все мы родом из детства…».

Можно долго спорить с этим. Спорить и доказывать, что человек сам кузнец своего счастья, что он сам определяет свою судьбу.

  • Я так раньше и делал.
  • Но моя практика психолога-консультанта быстро избавила от иллюзий на этот счет.
  • Корни большинства проблем тех, кто решился прийти в кабинет психолога, уходят в прошлое, в детство.
  • Вот далеко не полный список тех недугов, прочные основания которых формируются в результате родительских ошибок и психолого-педагогического невежества.
  • невротизация поведения и межличностных отношений,
  • семейная тирания
  • тревога, агрессия, недовольство жизнью
  • неуверенность в себе
  • внутренние конфликты,
  • потеря смысла жизни
  • конфликты и ссоры в семьях
  1. Да, свой сценарий жизни мы пишем сами.
  2. Но это не исключает того, что нашей рукой водит бессознательная воля наших родителей и воспитателей, их собственные неврозы и психологические проблемы.
  3. Я намеренно написал эту статью, используя метод «от противного».
  4. Она построена в виде рекомендаций на тему «как воспитать невротичного, полного психологических проблем человека».
  5. Вполне понятно, что делать надо с точностью наоборот.
  6. И тогда из вашего ребенка вырастить здоровая, зрелая личность, успешный человек, способный стать счастливым и подарить счастье окружающим его людям.

Детский невроз:

основные признаки и проявления

Для начала давайте определимся с терминами. О неврозах я уже писал в этих статьях:

Что такое невроз и кто такой невротик?

Признаки невроза и почему он иногда полезен

  • Поэтому здесь просто повторюсь, что невроз – это очень низкая приспособленность к жизни.
  • Это когда жизнь человека наполнена внутренними и внешними конфликтами, тревогой и прочими отрицательными эмоциями.
  • Когда он живет словно бы в пол силы, при хороших задатках и потенциалах мало чего достигает.
  • Когда он чувствует постоянную неудовлетворенность жизнью, и ему сложно уживаться с людьми и обстоятельствами, а тем более, активно изменять их.
  • Нетрудно
  • определить, что представляют собой и
  • неврозы у детей
  • Это совокупность в целом обратимых и исправимых психологических и поведенческих дефектов, способствующих тому, что ребенок частично утрачивает приспособляемость к жизненным обстоятельствам.
  • Его контакты с окружением привносят в его внутренний мир страдания и тревогу.
  • Такому ребенку намного труднее в этом мире, чем другим детям.

Самые

распространенные

симптомы невроза у детей

  • Социальная не адаптивность
  • Повышенная тревожность
  • Повышенная впечатлительность и внушаемость, чрезмерная ранимость
  • Агрессивность, ярость, злость 
  • Стремление причинить боль окружающим
  • Страхи и приступы удушья
  • Никогда и ничем не удовлетворяемые требования внимания и одобрения
  • Плаксивость, слабость и раздражительность
  • Частые и необъяснимые смены настроения
  • Повышенная утомляемость и нарушения сна
  • Неуверенность в себе, нерешительность
  • Страх одиночества и заброшенности
  • Навязчивые действия, страх, что «случиться что-то плохое»

Важно отметить, что в этой публикации я не буду говорить о так называемых ситуативных неврозах. Речь пойдет о неврозах характера.

Невроз характера не обусловлен реакцией человека на внешние неблагоприятные обстоятельства и ситуации.

Он есть результат негативной динамики специфических свойств характера и личности человека.

Например, неуверенности в себе, тревожности, замкнутости, агрессивности, неумения решать проблемы, стремления к власти или к подчинению и т.п.

А вот эти самые специфические свойства личности и характера формируются в результате неблагоприятных обстоятельств семейного воспитания.

Как раз в том случае, когда родители руководствуются нижеследующими правилами и рекомендациями:   

Как

вырастить невротика:

общие рекомендации

  1. Правило 1
  2. Первое и очень важное правило: безоговорочно и не смотря ни на что, считайте себя самым лучшим и даже идеальным родителем и педагогом.
  3. Если не совсем получается, то используйте фразу:
  4. «Конечно же, в моей методике воспитания моего ребенка есть определенные недостатки, но…».

  5. А вот дальше сыпьте эпитетами, хвалите себя, приводите примеры «удачного» применения самых лучших методов воспитания.
  6. Все это позволит вам избежать сомнений в правильности своего подхода к ребенку.
  7. Позволит вам не замечать чудовищных ошибок в воспитании и закрывать глаза на то, что невротизация ребенка идет полным ходом.

  8. Вы возвеличитесь и свысока перестанете замечать то, что происходит в реальности.
  9. Ведь самоидеализация всегда приводит к слепоте в отношениях.

         

  10. Правило 2
  11. Создайте себе идеал человека (образ идеального мужчины или женщины) и, воспитывая своего ребенка, всеми силами старайтесь подогнать его под этот образ.

  12. Очень старайтесь, а не то он вырастет не соответствующим идеалу –  гармоничным, творческим, способным радоваться жизни, открытым миру и способным спонтанно реагировать на жизненные обстоятельства.   

Если будете стараться и все делать правильно, то у вас получится невротическая личность нашего времени, о которой писала К. Хорни.

  • Правило 3
  • Как можно чаще критикуйте, давайте советы, навязывайте свое мнение и решайте за ребенка, как поступить в том или ином случае.
  • Тем самым вы постепенно лишите его природной инициативы, спонтанности и веры в то, что он сам способен решать свои проблемы.  
  • Кроме того, не давайте ребенку учиться на своих ошибках, замените его жизненный опыт вашими нравоучениями и советами.   
  • Вообще, очень важно помнить, что ваши правила, которым вы стремитесь подчинить ребенка,
  • ваши советы и рекомендации, что вы даете ему, не должны быть логичными, обоснованными и, самое главное, понятными ему.

Пусть сам догадается! Пусть дойдет своим умом!

  1. Так вы вырастите беспомощного человека, самооценка и уверенность в себе которого, целиком и полностью будут зависеть от мнения окружающих его людей.    
  2. Правило 4
  3. Навсегда забудьте, что такое безоценочное принятие.
  4. Любите и уважайте своего ребенка, а также проявляйте заботу к нему только в том случае, если он ведет себя правильно, в соответствие с вашими представлениями о том, что «такое хорошо, а что такое плохо».

Принимайте своего ребенка только в случае, если его поступки, эмоции и мысли, соответствуют критериям правильности, т.е. если он «хороший».

  • Пусть он знает, что понимание, принятие, заботу и любовь нужно заслужить хорошим поведением.
  • Так он превратиться в человека, зависимого от оценок окружающих, постоянно всем угождающего, умеющего манипулировать людьми, ради получения одобрения и признания.               
  • Правило 5
  • Сделайте из ребенка кумира семьи и доведите его уровень притязаний до наивысшего.
  • Тогда он обязательно столкнется с тем, что его притязания будут не соответствовать возможностям их удовлетворения.
  • Отсюда острые обиды, агрессия, необоснованные требования в признании и одобрении.
  • Постоянно стимулируйте ребенка на стремление к успеху и достижениям в школе без учета его реальных сил и возможностей.

Тем самым вы очень быстро подорвете его психически и физические силы, и посеете в нем конфликт между желаемым и возможным. Между идеалами и реальностью.   

  1. А это базовый конфликт, лежащий в основе почти всех неврозов характера.    
  2. Правило 6
  3. Как можно чаще не соответствуйте базовым ожиданиям ребенка.

Чего всегда ждут дети от своих родителей? Ясно чего: любви, заботы, безоценочного принятия, нежности и понимания.  

Но даем ли мы им это в полной мере?

Вот пример:

Мама и ее 5-летний сын на детской площадке. Сын, играя, упал и испачкал новые штаны. Плачет от боли и обиды. Что он ждет от мамы?

В глубине души он жаждет всего перечисленного выше. Ведь мама подойдет, успокоит и поможет.

Но! Мама подбегает к нему и начинает накачивать его виной и критикой:

«Я же говорила тебе: «Не бегай, упадешь и испачкаешь новые штаны!»». И хорошенько шлепает его по пятой точке.   

  • Поведение мамы полностью НЕ соответствовало ожиданиям ребенка. 
  • Так воспитываются люди, всегда недовольные собой, неуверенные, зависимые от мнения и одобрения окружающих.
  • Такой ребенок будет чувствовать себя покинутым и всю жизнь будет носить в себе вину и зерна отчаяния.
  • Правило 7
  • Как можно больше посвящайте себя работе и прочим делам, активно убеждая себя и вашего ребенка, что это делается только для него и ради него.

Он поймет. Ведь он уже совсем взрослый, и ему совсем не нужно ваше время, ваше внимание и ваша забота. 

  1. Кстати, обязательно думайте о работе и решайте различные профессиональные и личные проблемы, когда проводите время с ребенком (например, во время прогулки или игры).
  2. Он этого никогда не заметит, ведь дети еще не умеют считывать эмоциональные сигналы и вообще не разбираются в психологии отношений.  
  3. Кроме того, когда вам ребенок что-то очень живо и с интересом рассказывает и объясняет, вы обязательно:
  • слушайте его рассеянно и невнимательно
  • отвлекайтесь на другие дела
  • проявляйте безразличие
  • спрашивайте его о том, что совершенно не относится к теме его рассказа
  • Никогда подробно и с сочувствием не объясняйте своему ребенку причины своего отсутствия дома и рядом с ним.
  • Достаточно сухого и короткого объяснения, «как взрослому».
  • Так вы быстро научитесь играть роль отстраненного родителя.
  • А там всего лишь один шажок, и невротизация ребенка завершиться в вашу пользу.
  • Ведь он теперь будет чувствовать, что он не сильно-то интересен вам, что вас заботит другое.
  • Так он быстро придет к мысли, что он вообще никому не нужен.  
  • И через всю свою жизнь будет нести ощущение ненужности, заброшенности и покинутости.  
  • Правило 8

Как можно чаще отвечайте на истерику ребенка собственной истерикой. Сразу хватайте ремень и учите его послушанию, тишине и буддийскому спокойствию.

  1. При этом кричите и брызжите слюной как можно сильнее, создайте на лице гримасу неимоверного гнева и ярости, исказите свое лицо наподобие гримасы убийцы-психопата.
  2. Это, пожалуй, лучший путь к психической травматизации ребенка.
  3. Детский невроз (или даже что похуже) таким способом формируется за считанные дни (если не в один миг).
  4. Правило 9  
  5. Обязательно выберите для себя один из трех самых эффективных вариантов (типов) воспитания невротической личности. Вот они:
  6. Слабо-опекающий тип воспитания

Отстранитесь от ребенка. Не формируйте у него привязанности к вам. Меньше ему внимания и заботы.

Пусть будет сам по себе. Пусть считает себя ненужным и нежеланным. Отверженным, с заниженной самооценкой, одиноким и переполненным чувством вины.  

Сверх-опекающий тип воспитания

Здесь, наоборот, — все делайте за него. Заботы и опеки столько, чтобы ребенка выворачивало наизнанку. Удовлетворяйте все его капризы, идите у него на поводу.

Это лишит его инициативы, активности и умения самостоятельно разрешать жизненные трудности. И это все при неимоверных притязаниях и раздутом самомнении.

  • Чем вам не идеал психологически здорового человека?
  • Думаю, такого вы будете кормить и нести на своих плечах до самой старости.
  • Контрастный тип воспитания  

Это когда мама с папой играют в плохого и хорошего полицейских. Когда соревнуются между собой в игре в воспитание.

Например, мама сказала «нельзя», а папа разрешил. Папа наказал, а мама пожалела. Мама сказала одно, а папа совсем другое.

Ребенок вынужден постоянно выбирать между родителями. Он вынужден постоянно лавировать и приспосабливаться.

Так вырастает неуверенный в себе человек, живущий в постоянной тревоге и в ожидании каких-то жутких жизненных изменений.

Правило 10   

Это последнее правило. Под занавес. Добивающее. Звучит так:

«Воспитывая ребенка, как можно чаще используйте «двойное послание»». Сейчас объясню.

  1. Двойное послание – это когда на словах вы выражаете одно, а мимикой, жестами и прочими невербальными сигналами совершенно противоположное.
  2. Так, мама может говорить, что очень любит своего ребенка, то все ее поведение говорит об обратном.  
  3. Многие психологи полагают, что двойное послание может быть причиной не только невроза, но и шизофрении.
  4. Вот хрестоматийный пример двойного послания:

«Мать навещает сына в больнице. Тот, наскучавшись, пытается ее обнять. Но она отстраняется от него, невербально проявляя неприятие. Ребенок, реагирует на это тем, что останавливает свой порыв и сам отстраняется. А мать тут же обижается и говорит: «Ты что, не рад меня видеть? Как это ужасно и плохо с твоей стороны, я ведь так тебя люблю!»

  • В последующих публикациях
  • я подробнее рассмотрю перечисленные типы воспитания
  • и эффект «двойного послания» 
  • А эта статья подошла к своему завершению.
  • Таковы правила, по которым воспитывается невротическая личность нашего времени.
  • Большинство родителей неосознанно следуют им, и невротизация детей идет полным ходом.
  • Причем многие по невежеству или для оправдания своих собственных психологических проблем выдают симптомы невроза у детей, за безобидные хоть и неприятные каверзы их поведения.

Разводят руками и приговаривают: «Что поделаешь? Такова жизнь!».

Так их чада впоследствии оказываются в кабинетах психологов, психотерапевтов и психиатров. И это в лучшем случае.

Как вы понимаете, все делать нужно с точностью наоборот, воспитывая здорового человека, а не уязвленного горечью неприятия и нелюбви невротика.    

Впрочем, как вы помните вот из этой статьи, невроз иногда полезен.

И с оптимизмом глядя в будущее, вслед за К.Г. Юнгом, можно воскликнуть «Как хорошо, что вы заболели неврозом!».

  1. А не то так бы и остались прозябать в своей зоне комфорта и продолжили бы жить не своей жизнью.  
  2. На этом все.
  3. До встречи в следующей статье.
  4. Берегите своих детей!
  5. © Денис Крюков
  6. Вместе с этой статье читайте: 
  7. Вам понравилась статья?

Буду очень Вам признателен, если оставите свой комментарий ????  (форма комментирования расположена ниже. Ваш e-mail нигде не будет опубликован). 

Также буду очень Вам благодарен, если оформите подписку на новые статьи моего блога! Их анонсы будут просто приходить вам на e-mail.  

Зачем это нужно? 

Вы первые будете узнавать о самых свежих обновлениях, новостях и публикациях. Кроме того, все подписчики получают очень привлекательные бонусы и скидки на предлагаемые мною услуги и информационные продукты

 Как подписаться?  

Воспользуйтесь формой подписки, что расположена после каждой статьи. Теперь анонсы новых публикаций будут приходить Вам на почту!  ???? 

Денис Крюков

Мама, школа или детский сад: кто виноват в неврозе у детей?

Вы стали замечать, что ребенок грызет ногти? А может он со слезами собирается в детский сад или школу? Или стал очень часто мыть руки с мылом?

Проявления этого недуга (вернее целой их группы) разнообразны. Как и причины, к ним приводящие.

Многоликий невроз. О нем мы говорим сегодня с нашими постоянными консультантами из «Клиника Эксперт Тула» — врачом-неврологом Сычевой Анной Георгиевной и психологом Шерешевской Кристиной Юрьевной.

— Вокруг этого заболевания много мифов и страхов. Большинство родителей уверены в том, что если ребёнок часто капризничает или плохо спит, значит у него невроз. Что на самом деле скрывается за диагнозом «невроз»?

Невроз — это расстройство психической деятельности, вызываемое факторами, травмирующими психику. Невроз — понятие собирательное, включает в себя целый ряд нарушений. В Международной классификации болезней такого диагноза нет. Тем не менее, в медицинской практике оно используется по сей день. Невротическое расстройство обратимо, имеет функциональную природу.

  • Читайте материал по теме: Как подготовиться к школе после летних каникул: советы детского психолога
  • — В каком возрасте диагноз может быть поставлен ребёнку?
  • Если рассматривать неврозы максимально широко и включить в их число так называемую конституциональную детскую нервность, то диагноз может устанавливаться вскоре после рождения.
  • — Невроз – это неврологическое или психиатрическое заболевание?

Оно находится на «границе» неврологии и психиатрии. Его лечением занимаются неврологи, психиатры и психотерапевты. Определенную помощь могут оказать психологи.

— Каким бывает невроз и какой из видов заболевания встречается у детей чаще других?

Выделяют три основных вида невроза. Это неврастения, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Каждый из них состоит, в свою очередь, из других расстройств.

Актуальными для клинической практики являются так называемые системные неврозы. Обычно это мононеврозы. Сюда относят невротические: заикание, тики, энурез, энкопрез, нарушения сна. Это наиболее часто встречающиеся их формы у детей.

К невротическим расстройствам также принадлежат патологические привычные действия. Например, грызение ногтей, накручивание чего-либо на палец.

Наиболее часто встречается невроз навязчивых состояний.

— Какими симптомами проявляет себя невроз у детей?

Исходя из многочисленности видов невротических расстройств, проявления чрезвычайно разнообразны. Это частые моргания, шмыгания носом, причмокивание, покашливание, грызение ногтей, всплескивание руками, накручивание чего-либо на палец и т.д. Для подобных действий характерна повторяемость.

  1. При неврастении может отмечаться неуверенность в себе, заниженная самооценка, наличие страхов.
  2. Читайте материал по теме: Сказкотерапия детских проблем. Боязнь уколов
  3. Фобический невроз (невроз страха) как часть может входить в другие формы невроза.
  4. — Невроз может оказаться маской для каких-то других заболеваний?

Да. Например, под невроз может «маскироваться» психотическое расстройство.

— Все мы родом из детства. А если это так, означает ли это, что психологические и психиатрические недуги у детей формируют родители? Атмосфера в семье и родительское воспитание могут послужить пусковым фактором в развитии невроза у детей?

Да. Дело в том, что тип воспитания в семье во многом определяет развитие личности ребенка. Чрезмерная опека или неприятие, авторитаризм или гиперсоциализирующее воспитание — эти и другие моменты способны оказывать влияние на ребенка, на его темперамент, и могут быть своего рода факторами, провоцирующими развитие невроза.

Читайте материал по теме: Бенджамин Спок: революционер-новатор или лицемер?

Вместе с тем не следует абсолютизировать влияние семьи. Существуют, разумеется, и другие причины формирования невротического расстройства. Сколько детей, испуганных собакой, начнут заикаться? Безусловно, далеко не все. И таких примеров можно привести много. Имеют значение и определенная «биологическая» почва — предрасположенность, сила психотравмирующего фактора и т.д.

— Причины неврозов у детей дошкольного и школьного возраста различаются или они одинаковые?

В целом причина одна — психотравмирующий фактор. Какие-то из них будут общими для детей любого возраста, другие будут отличаться.

Например, у школьника несоизмеримо более высокие умственные нагрузки, ожидания от него, необходимость развивать чувство ответственности. В какой-то степени такие общие моменты существуют и в дошкольном периоде, но они не столь интенсивны.

— Кто из детей находится в группе риска по развитию невроза?

Дети с наследственной предрасположенностью. В частности, тики на пустом месте не возникают. При опросе родителей такого ребенка может выявиться, например, тревожность у мамы.

Следующий момент — проблемы в сфере взаимоотношений между родителями.

Определенный фон для возможной невротизации может создать стиль или модель поведения родителей. Например, если мама отличается повышенной тревожностью, то она может «передаваться» и ребенку.

  • Появлению невротического расстройства могут способствовать ошибки в воспитании.
  • — Врач какой специальности занимается лечением неврозов у детей?
  • Невролог, психиатр, психотерапевт, педиатр.
  • — Невроз обязательно требует лечения или достаточно убрать провоцирующие факторы и создать ребёнку спокойную атмосферу?

Лечение невроза у детей не обязательно медикаментозное. В любом случае? требуется психологическая работа с ребенком и его родителями, чтобы выяснить провоцирующие моменты, психотравмирующий фактор и т.д. Часто такой работы бывает достаточно, чтобы устранить проблему.

В некоторых случаях используются лекарственные средства. Схема лечения всегда определяется врачом.

— Что главное при лечении невроза? Как родители и ближайшее окружение могут помочь своему ребёнку справиться с заболеванием?

Необходимо выяснить причину невротизации. Очень важно родителям участвовать в лечебном процессе. Рекомендуется работа с психологом, который разберется в возможных проблемах внутри семьи и даст соответствующие рекомендации.

— В чём заключается профилактика невроза у детей?

В первую очередь это гармонизация семейных взаимоотношений. Легко сказать – трудно сделать. Поэтому необходимо пояснение.

Важно придерживаться общих принципов воспитания для всей семьи (единство запретов, требований, реакции на различные поступки ребенка).

Обсуждать «что такое хорошо» и «что такое плохо». Недостаточно просто запрещать — важно уметь аргументированно показать, почему. Делать это можно уже с 3-х лет.

Читать сказки с положительным нравственным содержанием. Хорошо разыгрывать соответствующие ситуации (в том числе и с использованием игрушек), разъясняя по ходу, что и почему допустимо или запрещается.

Детская неврастения как следствие гиперопеки родителей

В первые годы жизни ребенок активно познает мир. Как бы ни оберегали его родные, но избежать конфликтных, стрессовых и других неприятных ситуаций не удается никому. Дети, в зависимости от темперамента и личной стрессоустойчивости, по-разному реагируют на раздражители.

Нервная система малыша не всегда может справиться с тем напряжением, которое несут стрессовые ситуации, происходящие вокруг. Тогда она дает сбой, как результат, развивается неврастения.

Родители видят, что с ребенком происходят изменения, но часто не понимают их причину. Они воспринимают первые признаки неврологических нарушений, как повторяющуюся случайность или дурную привычку. Однако это заболевание требует пристального внимания со стороны взрослых, именно они способны заметить начальные изменения в поведении, коммуникации и своевременно обратиться к специалисту.

В чем суть расстройства

Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:

  • гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
  • гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
  • переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.

В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности. 

Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.

Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения. 

У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве. 

Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.

Проявления заболевания

При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство. Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры. 

Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях. Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. 

Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.

Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.

Симптомы неврастении у детей:

  • повышенная нервная истощаемость;
  • рассеянность;
  • неуверенность в себе;
  • нарушение концентрации, внимания;
  • недовольство, капризность;
  • суетливость;
  • возбужденное состояние;
  • приступы агрессии;
  • слабость;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушение режима сна. 

При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует. 

Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.

Причины неврастении

Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически. 

Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают.

Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами.

День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания  и т. п. 

Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным. 

Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.

Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству. 

Триггерами развития неврастении также выступают:

  • негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
  • социально-бытовые проблемы;
  • ошибки воспитания;
  • употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
  • эмоциональная психологическая травма;
  • сильный испуг;
  • наследственные заболевания;
  • недосыпание;
  • сниженный иммунитет;
  • частые инфекции дыхательных путей;
  • приобретенные физические травмы;
  • расстройства пищеварительной системы. 

Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.

Лечение  

Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение. 

Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели. 

Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма. Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений. 

Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

  • гештальт-терапия;
  • гипноз;
  • БОС–терапия;
  • групповые или семейные сеансы;
  • игровая терапия. 

Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:

  • не каждому ребенку суждено стать отличником
  • не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
  • если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать. 

С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.

Какие еще бывают неврозы

Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия. 

Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия. 

Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:

  • невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
  • истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
  • ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
  • невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
  • депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
  • логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
  • энурез – непроизвольное мочеиспускание;
  • сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
  • анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения. 

Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.

Влияние на организм

Этапы формирования заболевания:

  1. Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
  2. Нарастание внутреннего конфликта.
  3. Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
  4. Стрессовые ощущения.
  5. Нервно-психическое напряжение.
  6. Истощение психофизиологических ресурсов.

Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.

Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.

Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *