Лечение речи у детей

Многим известна удивительная история Альберта Эйнштейна, который родился ослабленным и не разговаривал до 4 лет. «Все дети развиваются в своем собственном темпе» — это распространенная фраза, с которой сталкиваются родители, когда ищут объяснение задержке развития ребенка.

На сегодняшний день специалисты утверждают, что подход «жди и смотри» к детям, которые говорят поздно, является результатом неправильных представлений и может иметь свои последствия в будущем. Мы знаем, что существуют определенные вехи, которые должны быть достигнуты в конкретном возрасте.

Когда есть повод для беспокойства и как помочь крохе преодолеть речевые трудности?

Лечение речи у детей

Нормы и признаки задержки развития речи

Не стоит ориентироваться на развитие соседского ребенка. Даже малыши, к году скандирующие длинные четверостишья, могут нуждаться в поддержке специалиста по поводу гиперактивности или других проблем с общением. Таблицы, гуляющие по блогам и сайтам для мам часто очень ориентировочны, а иногда и вовсе включают устаревшие сведения.

Может быть трудно определить, является ребенок просто незрелым в своей способности общаться или имеет проблему, требующую профессионального внимания. Норма, признаки и диагноз ЗРР часто очень разнятся в контексте и временных промежутках.

Например, нормой является появление слова «мама» и «папа» к 9 месяцам – а вот поводом для серьезного беспокойства будет являться их отсутствие к 18 месяцам.

Поэтому разработана система «красных флагов» ЗРР и атипичного развития малыша. Весомый повод обратиться к специалисту, если ребенок не делает следующее:

  • До полутора лет. Способен следовать одношаговым инструкциям. Смотрит и указывает на 5-10 объектов, названных родителями. Называет близких: мама, папа, баба и т.д. Имитирует речь взрослых.
  • До двух лет. Словарный запас расширяется до 25 слов. Указывает на картинки или части тела. Показывает на пальчиках свой возраст. Хорошо развито общение жестами. Могут отсутствовать фразы.
  • До двух с половиной лет. Отвечает устно и кивает на вопросы. Появляются первые уникальные сочетания существительного и глагола: «Киса
  • Три года. Понимает предлоги или слова действия. Следует двухэтапным указаниям: «Возьми мяч и дай маме». Использует по крайней мере 200 слов. Просит вещи по их названию.
  • К 4 годам ребенок должен быть в основном понят, даже людьми, которые его не знают.

В любом возрасте «красным флагом» и тревожным признаком задержки является:

  • Повторение фразы в ответ на вопросы (эхолалия).
  • Регресс или потеря ранее приобретенных навыков.

Лечение речи у детей

Причины ЗРР

Большинство отечественных и зарубежных авторов сходятся во мнении, что в преимущественном количестве случаев причина ЗРР не будет достоверно установлена.

Причины ЗРР можно условно разделить на первичные и вторичные. Вторичные являются следствием иной, чаще медицинской проблемы и наблюдаются при аутизме, детском церебральном параличе, патологии слуха. В некоторых случаях более чем один фактор способствует задержке речи.

  • У многих детей причиной задержки речи являются орально-моторные нарушения. Проблемы в областях мозга, ответственных за речь затрудняют координацию губ, языка и челюсти, которые участвуют в правильном произношении.
  • Дефекты ротовой полости, например, проблемы с языком или нёбом или короткая уздечка (складка под языком), которая может ограничивать движение языка.
  • Психосоциальные проблемы, такие как отсутствие внимание к ребенку.

Некоторые специалисты выделяют так называемую «группу риска», к которой относятся дети мужского пола, недоношенные или с низким весом при рождении, с историей задержки речи у близких родственников. Стоит отметить, что мамам сыновей часто дают совет «просто подождать».

Мальчики действительно чаще и дольше молчат, но мужской пол сам по себе — это не причина и сыновья также нуждаются в своевременной помощи.

Недоношенность часто сопровождается внутриутробным кислородным голоданием головного мозга с последующими орально-моторными симптомами, но не обязательно приводит к ЗРР.

Диагностика ЗРР

Для диагностического поиска причин и последующего эффективного лечения ЗРР может быть задействована большая команда команда: педиатр, невролог, психиатр, психолог, ЛОР, дефектолог. Могут быть назначены очень узкоспециализированные методы обследования, такие как МРТ головного мозга или электроэнцефалография.

Первым специалистом, оценивающим развитие речи малыша, чаще всего становится логопед. Для диагностики используется беседа в игровой форме и некоторые специальные тесты и шкалы оценки. Родители обращаются самостоятельно, при направлении в дошкольное учреждение или по рекомендации смежного специалиста. Профессионал всегда проводит оценку языковых навыков в контексте общего развития.

Что оценивает логопед?

  • Звуковое развитие и четкость речи.
  • Орально-моторную функцию: как рот, язык и небо ребенка работают при произношении.
  • Другие способы общения ребенка: кивки, жесты.

Лечение задержки речевого развития

Если у ребенка нет потери слуха, основная терапия — логопедия. Физическая активность и занятия на развитие мелкой моторики могут быть полезны, если у ребенка плохой мышечный тонус, который препятствует речевой деятельности. Терапия включает задания на развитие головного мозга и сенсорные упражнения. Часто процесс контролирует невролог и другие узкие специалисты.

Лекарственная терапия ЗРР

Вместе с развивающими и коррекционными занятиями детям с задержкой развития речи, как правило, курсами назначается терапия, которая достоверно улучшает результаты работы логопеда-дефектолога.

  • Детям с повышенной возбудимостью и тревожностью могут быть назначены фитосборы с успокоительным действием: валериана, корень пиона, пустырник, шалфей и т.д. Когда необходим тонизирующий эффект: элеутерококк, женьшень, лимонник китайский и другие сборы.
  • Для лечения и профилактики применяются витаминно-минеральные комплексы. Большое значение для становления нервной системы имеют витамины группы В, они улучшают функцию мозга.
  • Используются ценные аминокислоты, например, глицин. Он участвует в обработке моторной и сенсорной информации, связанной с движением, зрением и слуховой передачей. Также помогает при расстройствах сна, памяти, умственной деятельности, при стрессе, тревоге и даже тяжелых психических заболеваниях.
  • Как правило, у детей с ЗРР есть сопутствующие неврологические и поведенческие особенности и симптомы, поэтому целесообразно применение препаратов с комбинированным действием. Это группа препаратов, улучшающих функцию мозга — ноотропы. Известными представителями являются Кортексин, Гопантеновая кислота и Пирацетам. Каждый способствует стимуляции обмена веществ в тканях головного мозга, но обладают разным составом и продолжительностью курса. Кортексин содержит нейропептиды, аминокислоты, витамины и минеральные вещества. В том числе в состав препарата входят глицин и витамины группы В, что позволяет эффективно провести короткий курс с хорошим эффектом. Многие из ноотропов назначаются в уколах, и родители часто игнорируют такое лечение. Курс из 10 уколов, как в случае с Кортексином, переносится гораздо легче длительного приема таблеток, а эффективность сохраняется до 6 месяцев. Взвесив все преимущества, родители обычно оказываются на стороне инъекций и успешно преодолевают ЗРР.
  • По показаниям могут быть назначены противоэпилептические препараты, антипсихотики и антидепрессанты.

Лечение речи у детей

Физиотерапия

Применяется для коррекции тонуса мышц артикулярного аппарата, улучшения кровообращения головного мозга и центров речи. По рекомендации физиотерапевта это может быть воздействие током слабой силы, электрофорез, магнитотерапия, лазеротерапия.

Массаж

Применяется как общеукрепляющий массаж, так и отдельных зон: шейно-воротниковой, ладошек. Также очень эффективен массаж лица, когда специалист прорабатывает щечки, рот и подбородок ребенка, укрепляя мышцы. Логопед может выполнять массаж непосредственно языка и прилегающих тканей с помощью специальных инструментов.

Хирургическое вмешательство

Выполняется детям с патологией и повреждением речевого аппарата. Это могут быть мелкие вмешательства на уздечке или большие реконструктивные пластические операции.

Прогноз и профилактика ЗРР

Вероятность возникновения трудностей и ЗРР напрямую связана с выраженностью нарушений. Чем лучше малыш говорит в дошкольном периоде – тем лучше прогноз.

Дети, у которых речевые и языковые нарушения сохраняются после пяти с половиной лет, имеют излишнюю тревожность и трудности в общении со сверстниками.

В начальной школе они хуже читают, появляются проблемы с письмом и пунктуацией по сравнению с детьми без речевых нарушений. Преодоление расстройств развития речи важно начать как можно раньше.

Лучшая профилактика задержки речи – внимание к состоянию малыша. Ранний подход к проблеме ЗРР способен значительно повлиять на дальнейшее развитие. Не игнорируйте диспансерный прием невролога. Сообщите доктору если ребенок плохо спит, зажат и тревожен. Желательно посетить логопеда в возрасте 2,5 лет для оценки речевого развития.

Лечение речи у детей

Задержка психо-речевого развития ребенка

Задержка психического речевого развития ребенка диагностируется все чаще. По статистике, 20% пятилетних детей имеют этот диагноз.

Сложность заключается в том, что ранее 4-х лет его не ставят, а в 6 – 7 патологию уже поздно лечить. Только ранняя диагностика позволяет вовремя начать коррекцию и достичь хороших результатов.

В противном случае проблема быстро усугубится, а нарушения станут необратимыми.

Что такое ЗПРР

Задержка психического речевого развития ребенка — это заболевание, при котором он отстает в своем психоэмоциональном развитии от возрастных норм. Характеризуется дисфункцией речи, поведенческими нарушениями, эмоциональными расстройствами — ригидностью или лабильностью. У некоторых деток отмечаются и двигательные дисфункции.

Развивается на фоне заболеваний головного мозга или центральной нервной системы. С одной стороны, особый неврологический статус может стать причиной задержки развития психики и речи, с другой же сама патология негативно влияет на психическое развитие.

Читайте также:  36 неделя беременности предвестники родов у повторнородящих

Зрр и зпрр: отличительные характеристики заболеваний

Задержка речевая и психо-речевая — это не одно и то же. В первом случае психическое развитие ребенка, его эмоции и интеллект соответствует возрастным нормам. Он понимает, что ему говорят, выполняет просьбы — просто пока говорит мало и не стремится к вербальному общению.

Малыши с ЗПРР отстают в умственном развитии от сверстников. В этом и заключается принципиальная разница этих двух понятий.

Причины задержки психического речевого развития ребенка

Есть много факторов, которые могут спровоцировать заболевание. Их можно разделить на группы:

  1. Внутриутробное развитие. Гипоксия, инфекции плода. Влияют на его развитие после рождения и болезни, травмы, которые перенесла мама во время беременности.
  2. Осложненные роды. Травматичные, преждевременные или быстрые роды, обвитие.
  3. Заболевания в первый год жизни. Нейроинфекции, травмы головного мозга.
  4. Генетические факторы. Хромосомные аномалии и наследственность — болезнь имеет свойство усугубляться у последующего поколения.

Задержка психического речевого развития ребенка может появиться на фоне заболеваний, которые нарушают работу головного мозга. К ним относят: врожденные заболевания ЦНС, эпилепсию, гидроцефалию, ДЦП, опухоли головного мозга, нарушения оттока ликвора.

Как правило, о перечисленных выше ситуациях — врожденных нарушениях, первичных болезнях и травмах – родители узнают сразу и оказывают чаду помощь — проходят лечение, курсы реабилитации.

Но есть ситуации, когда ребенок рождается здоровым физически и психически, растет и развивается в соответствии с возрастной нормой. А потом вдруг ему ставят диагноз ЗПРР.

Способствовать этому могут социальные факторы: гиперопека или, наоборот, жестокость, насилие или безразличие по отношению к чаду, тяжелая психологическая травма, неблагоприятный психологический климат в семье.

Лечение речи у детей

Симптомы задержки психического развития речи

Официальный диагноз маленькому пациенту ранее 4, а то и 5 лет не поставят. Но первые предпосылки можно заметить еще в первые месяцы жизни новорожденного. При подозрении на нарушение педиатр обязательно задаст родителям наводящие вопросы — и на основании полученной информации уже может предположить задержку психического развития речи.

Вот признаки, по которым можно его заподозрить.

  1. В 4 месяца младенец не улыбается, игнорирует вербальное обращение к нему родителей, их жесты и мимику;
  2. В 8 месяцев младенец не пытается повторить слова с помощью звуков, а в 12 — вербально пассивен;
  3. В 1,5 годика не понимает значения простых слов, не реагирует на свое имя, на примитивном уровне не формулирует просьбы («дай»), не жует;
  4. В 2 года знает очень мало слов и не учит новые, а позднее его словарь насчитывает не более 20-ти слов, нет простой фразовой речи;
  5. Трехлетний малыш не говорит предложениями, «глотает» окончания, говорит медленно, звуки растягивает, не ведет диалог — вместо ответа повторяет заданный вопрос.

Родителям стоит обратить внимание и на другие признаки, которые сопровождают нарушение. Так, если ребенок гиперактивный, агрессивный, невнимательный, плохо запоминает новое, у него скудное воображение и эмоции, он необщительный, слабый физически — все это должно насторожить родителей и стать поводом обращения к педиатру.

Методы диагностики патологии

К диагностике подходят комплексно. Это значит, что маленького пациента осматривают разные специалисты — педиатр, отоларинголог, невролог, логопед. Кроме сбора анамнеза, осмотра и оценки состояния здоровья ребенка, его направляют на аппаратную диагностику.

Это необходимо, поскольку на фоне ЗПРР изменяется органика, в частности нарушается работа левого полушария головного мозга, которое отвечает за развитие речи.

Поэтому окончательный диагноз ставят на основании результатов обследований — ЭЭГ, компьютерной томографии, методики вызванных потенциалов.

После постановки диагноза начинают комплексное лечение. В нем принимают участие невролог, психолог, логопед, рефлексотерапевт. Огромную роль отводят родителям — без них добиться успехов невозможно.

Комплексное лечение болезни

Чем дольше малыш не разговаривает, тем дольше «тормозит» его умственное развитие. Поэтому начинать лечение задержки психического развития речи нужно как можно раньше. Применяют разные методы.

Лечение микротоками

Рефлексотерапевт воздействует током сверхмалой силы на биоактивные точки мозга, которые связаны с речью. Это способствует восстановлению поврежденных зон центральной нервной системы. Начинать рефлексотерапию можно уже полугодовалым младенцам. Как правило, назначают курс из 10 – 12 сеансов, а через 2,5 месяца его повторяют.

Транскраниальная микрополяризация

Физиопроцедура заключается в точечном воздействии на определенные участки головного мозга. В результате в нем формируются новые нейронные связи. Зона коры головного мозга, которую нужно стимулировать, зависит от проблемы. Процедура безопасна, не вызывает побочных реакций и эффективна.

Биоакустическая коррекция при ЗПРР

Суть метода заключается в прослушивании маленьким пациентом электрических сигналов собственного мозга. Их посредством аппаратуры преобразуют в музыку — акустические волны. В результате такого прослушивания восстанавливаются нарушенные функции мозга. Методика БАК сочетает в себе новейшие технологии музыкотерапии, биоуправления и нейротерапии.

Логопедическая коррекция ЗПРР

Занятия логопеда-дефектолога направлены на развитие не только речи, но и мышления, моторики, памяти. Маленькие пациенты учатся правильно произносить звуки, составлять слова, предложения, говорить фразами. Заниматься можно с 2-х лет, хотя на практике логопеды берут детей минимум с 4-х лет.

Но в случае с задержкой психического развития речи начинать коррекцию нужно как можно раньше. В 4 года уже будет упущено довольно много времени и не все функции получится восстановить.

Поэтому нужно либо записаться к логопеду-дефектологу раньше, либо начинать коррекционную работу с другими специалистами по их профилю.

Также полезен логопедический массаж — он укрепляет и стимулирует жевательные и мимические мышцы. В результате малышу становится легче выговаривать звуки, слоги.

Медикаментозная терапия при ЗПРР

Лекарства назначает детский невролог после аппаратной диагностики. Терапия подбирается, в зависимости от патологии. Как правило, это ноотропные препараты — Кортексин, Актовегин, Энцефабол и их аналоги.

Лечение речи у детей

Альтернативные методы коррекции

Дополнительное можно подключить и такие методы:

  1. Консультации детского психолога. Эффективны, если задержка психического речевого развития ребенка возникла на фоне неблагоприятного климата в семье, психологической травмы, ошибок в воспитании. Хорошо работают с маленькими пациентами игровая, музыкальная, арт-терапия;
  2. Остеопатия. Воздействуя мануально на определенные зоны, врач балансирует работу нервной системы и психики, активизирует речевые центры мозга. Это эффективное направление, опытные остеопаты буквально творят чудеса;
  3. Дельфинотерапия. Метод больше распространен в Европе и США. Расслабляет нервную систему, но прекрасно зарекомендовал себя, к примеру, в рамках лечения аутистов (а ведь они тоже отстают в психическом и речевом развитии).

В рамках основного лечения перечисленные вспомогательные методики дают очень хорошие результаты. Обсудите с врачом (педиатром или неврологом), стоит ли их подключить в вашем случае.

Роль родителей в лечении ЗПРР

Без участия мамы и папы даже самый лучший специалист не сможет вылечить их чадо. Их задача — выполнять все рекомендации врачей.

Например, выполнять дома упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, играть в подвижные игры, слушать и угадывать музыкальные инструменты, собирать пазлы, постоянно разговаривать с ребенком — только при такой комплексной работе врачей и родителей ему можно помочь.

Еще один важный момент. Не заменяйте вербальное общение телевизором и смартфоном. Речь, которую ваше чадо слышит по телевизору или из мультфильмов, мешает формированию его собственной речи. Пассивный словарь у него будет хороший, а вот активный — нет.

«Механические» голоса активизируют правое полушарие, когда за формирование речи отвечает левое. Таким образом, гаджеты тормозят речевое развитие и провоцируют ЗРР, а оно, в свою очередь, может привести и к задержке психического развития речи.

Поэтому лучше вовсе не включать при ребенке телевизор, радио, планшеты и другие устройства.

Проводите с сыном или дочкой больше времени вместе, выезжайте на природу — это способствует улучшению психоэмоционального состояния.

Прогнозы и последствия: чего ждать?

Эффективность лечения зависит от многих факторов. Главные из них – возраст маленького пациента, степень выраженности задержки психического речевого развития ребенка и первичные заболевания.

К сожалению, при глубинных нарушениях или терапии, начатой у 5 – 6-летних деток, ждать больших результатов не приходится. Лишь в 0,2% случаев из 100% возможно, что он начнет говорить. Если же дитя не овладело речью в 7 лет, то уже не заговорит никогда.

Если же родители обратились за помощью, когда малышу исполнилось 2 – 3 годика, то есть все шансы на полное восстановление. В этом случае все зависит от степени недоразвитости, участия родителей и методик, которые применяются для лечения.

Если родители ждут, что дитя рано или поздно заговорит само, они только упускают время. Если это не индивидуальный темп развития конкретного малыша, а действительно проблема, она не пройдет сама.

На фоне психической и речевой недоразвитости дети страдают плохой памятью и мышлением, искаженно воспринимают и перерабатывают информацию, не могут сосредотачивать внимание.

В будущем это приводит к изменениям в личностном плане — ребенок становится раздражительным, закрытым, необщительным, у него появляется чувство собственной неполноценности.

Читайте также:  Беременность во сне, что означает беременность

Задержка развития речи (ЗРР) у детей: симптомы, причины, лечение и прогноз

Чтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи.

Фактически, первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка.

Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.

  • Лепет – появляется в 4-5 месяцев.
  • Лепетные слова – примерно с 8 месяца.
  • Первые слова – появляются в интервале 9 — 12 месяцев. Исследователями доказано, что половая принадлежность ребенка играет роль во времени появления первых слов. Девочки развиваются быстрее, поэтому первые слова у них появляются раньше, чем у мальчиков.

Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие, предмет или существо. К примеру, «ням» (кушать, еда) и «ма» (мама) уже будут считаться отдельными словами.

С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов.

В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»).

После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно).

Именно возраст 2-3 года считается пограничным.  Дело в том, что на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о ЗРР. Но в большинстве случаев специалисты ждут появления речи до двух с половиной лет.

Объясняется это тем, что многие дети успевают «выровняться» за эти шесть месяцев, но только при условии, что у них нормальное развитие в других сферах и достаточный пассивный словарь.

Но если к двум с половиной годам фразовая речь не появилась, то специалист с уверенностью говорит о наличии задержки развития речи.

Задержка речевого развития: лечение, симптомы

О задержке речевого развития говорят, когда ребенок овладевает устной речью позже, чем по возрастной норме. По статистике, его диагностируют у 3 – 10% детей, мальчики страдают им в 4 раза чаще, чем девочки.

Отставание в развитии речи не пройдет само по себе — необходимо комплексное лечение. В противном случае это грозит общей задержкой психического развития, социальными проблемами. В этой статье мы рассмотрим, что такое ЗРР, степени и как лечить задержку речевого развития.

Что такое синдром ЗРР

У детей с этим диагнозом скудный словарный запас, собственная речь не сформирована, она неграмотная и несвязная. Отсталое развитие речи можно заметить уже с 2-х лет: такой малыш не говорит простыми фразами. Признаки ЗРР зависят от степени нарушения.

Принято несколько классификаций форм ЗРР у детей.

Неврологическая. Нарушение связано с поражением ЦНС и мозга — в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекций. В классификацию входят афазия, алалия и дизартрия. А также нарушения, которые связаны с заиканием, глухонемотой или немотой, дефектами строения артикуляционного аппарата и синдром ЗРР, который развился вследствие тяжелых родов, недоношенности, социальных факторов.

Логопедическая. Включает нарушения звукопроизношения (дисфонию, брадилалию, тахилалию, заикание, дислалию, ринолалию, дизартрию) и нарушения структуры речи (алалию и афазию).

Психолого-педагогическая. Задержка развития речи делится на 2 типа — нарушение средств коммуникации (искаженное восприятия родного языка на слух и общее недоразвитие речи) и неправильное использование средств коммуникации.

ЗРР: уровни нарушений

Выделяют 4 степени выраженности задержки развития речи в детском возрасте.

Первая — самая тяжелая форма ЗРР у детей. Симптомы: малыш практически не говорит или не говорит вообще.

Вторая — в активном словаре есть общеупотребительные слова, но он неправильно произносит звуки, «глотает» или меняет местами слоги.

Третья — звуки произносит не всегда корректно, часто заменяет их на другие, которое похожи по звучанию. Говорит только простыми предложениями.

Четвёртая — говорит невнятно, бывают ошибки, артикуляция нечеткая, звуки произносятся не всегда правильно, иногда малыш ошибается в словообразовании. Но мышление критическое.

Возрастные нормы развития речи

Об отставании в развитии речи свидетельствует несоответствие возрастным нормам ее усвоения. Их делят на несколько этапов.

Первый — первая минута после рождения. В этот короткий период новорожденный кричит. Громкий и модулированный крик — признак сохранной ЦНС.

Второй — доречевой период. Длится в течение первого года жизни младенца. Включает несколько этапов: в 1,5 – 2 месяца малыш гулит, в 4 – 5 — лепечет, с 7 – 8 месяцев произносит первые лепетные слова, а в 9 – 10 месяцев (девочки) и 11 – 12 месяцев (мальчики) — говорит первые слова.

Третий — этап лексического взрыва. До полутора лет у малыша преобладает активный словарь — к году он включает около 10-ти слов, а пассивный словарь состоит из 200 слов. Но к 1,5 годам слова из пассивного словаря резко переходят в активный. У некоторых деток это происходит позже — к 2-м годам.

Четвертый — переход к фразовой речи. Он возможен, если активный словарь насчитывает от 40 до 60 слов. Этого достаточно, чтобы начать говорить простыми предложениями из двух слов. Активный словарь двухлетнего ребенка насчитывает от 50 до 100 слов.

Пятый — переход к развернутым предложениям. Малыши в 2,5 года уже могут говорить фразами из 3-х – 4-х слов.

Шестой — переход к связной речи. В ней появляются прилагательные, местоимения, наречия. Этот этап начинается в 3 – 4 года. В 3 года детки уже знают около 1200 слов.

Если ребенок физически и психически развивается нормально, но его речь не вписывается в рамки нормы, это не значит, что у него синдром зрр. Дети развиваются по-разному, поэтому это может быть просто индивидуальный темп развития конкретного малыша. Но все равно лучше проконсультироваться с педиатром.

Основные признаки ЗРР

Родители могут заметить первые симптомы ЗРР, когда их малышу еще нет и 2-х лет. Если он не говорит фразами из двух слов (например, «мама, дай»). Если вашему сыну или дочке исполнилось 3 года, обратите внимание, связно ли говорит, полностью ли говорит все слоги слов, много ли слов использует и достаточно ли их ему для того, чтобы выразить свои мысли и желания.

Если вы видите, что малышу явно не хватает слов, возможно, это свидетельствует об отставании в развитии речи. Если действительно имеются проблемы, то в 4 года они очевидны.

Симптомы задержки речевого развития

Заметить несоответствие нормам можно на разных этапах развития. Среди них выделяют:

  1. Отклонения в доречевом периоде. Младенец не гулит и не лепечет или делает это редко, произносит однотипные звуки;
  2. В возрасте 12 месяцев. Не реагирует на вербальное к нему обращение;
  3. В возрасте 1,5 лет. Не пытается повторять услышанные слова;
  4. В возрасте 1,5 – 2 лет. Не выполняет просьбы;
  5. В возрасте 24-х месяцев. Не говорит изолированные слова;
  6. В возрасте 2,5 – 3-х лет. Не говорит связно, не соединяет слова в простые предложения;
  7. В возрасте 3-х лет. У ребенка отсутствует собственная речь. Он говорит только заученными или услышанными где-то фразами.

Дети с признаками задержки используют вместо слов жесты и мимику. Причем делают это осознанно и уместно.

Причины ЗРР: факторы развития заболевания

Выделяют 2 фактора, которые провоцируют задержку речевого развития. Это биологические, или органические и социально-психологические.

Органические факторы синдрома ЗРР

Перинатальные поражения головного мозга приводят к его дисфункции. Дети с отсталым развитием речи в период внутриутробного развития часто переносят гипоксию или инфицирование, асфиксию или травмы при рождении, рождаются раньше или позже срока.

К нарушениям могут привести и черепно-мозговые травмы, менингит, энцефалит, ослабленный иммунитет и осложнения после вакцинирования.

Задержку речевого развития часто диагностируют и у деток с тугоухостью.

Индивидуальный темп созревания нервной системы и наследственность — еще один фактор. Если папа или мама заговорили позже возрастной нормы, то и у сына или дочки выше вероятность развития ЗРР.

Читайте также:  Питание ребенка при поездке на море: особенности рациона, возможные опасности

Социально-психологические факторы

Если родители разговаривают с чадом, не занимаются с ним, не объясняют, это приводит к задержке речевого развития. В этом случае говорят о педагогической запущенности. Затрудняет процесс и ситуация, когда родители сюсюкают, коверкают слова, говорят «детским» языком, употребляют уменьшительно-ласкательные формы («синенький», «тарелочка»).

Если в семье царит неблагоприятная речевая среда и в целом атмосфера, члены семьи ругаются, употребляют ненормативную лексику, дитя находится в состоянии напряжения и стресса, это тормозит его развитие — и не только речевое.

Но и в благополучных семьях тоже может возникнуть такая проблема. Например, если папа и мама разговаривают на разных языках — детки-билингвы нередко страдают ЗРР.

Диагностика задержки развития речи

К диагностике подходят комплексно. Сначала маленького пациента осматривает педиатр. Он оценивает общее состояние здоровья, делает заключение о предполагаемой причине задержки речевого развития. Затем педиатр направляет маленького пациента к узким специалистам.

Невролог осматривает его и назначает аппаратную диагностику — ЭЭГ, ЭхоЭг, дуплексное сканирование артерий головы. Это позволит выявить, поражен ли головной мозг, и исключить аутизм, олигофрению и другие заболевания.

Отоларинголог исключает тугоухость и хронические заболевания — аденоиды, отит.

Логопед оценивает речевой аппарат, моторику, особенности коммуницирования, общую речевую активность, характер и качество речи (фразовая, связнкая), объем словаря. На основании заключений коллег, полученной от родителей информации и осмотра маленького пациента логопед составляет коррекционную программу.

Помощь детям с задержкой речевого развития

Схему лечения подбирают, в зависимости от причин заболевания.

Если к задержке развития речи привели социально-психологические факторы, то сначала работают с окружающей средой малыша, в том числе и речевой. Для стимуляции развития речи подбирают материал для занятий, соответствующий навыкам и возрасту маленького ученика. Дают рекомендации родителям — без их участия добиться успехов невозможно.

Обязательно показывают ему примеры правильной речи и проговаривают все действия малыша — это способствует накоплению в словаре новых слов.

Если к задержке привели дисфункции мозга, то к лечению ЗРР подходят комплексно — коррекционно-педагогические занятия сочетают с неврологическим лечением. Детский невролог назначает медикаментозную терапию.

Эффективны пептидные препараты — они способствуют нормальному психическому развитию, улучшают работу головного мозга, восстанавливают кортикально-субкортикальные связи. Школьнику легче учиться за счет стимуляции интеллектуальной деятельности.

Вот почему медикаментозное лечение показано при к задержке речевого развития дошкольников.

Очень полезны физиопроцедуры, массажи, ЛФК — все это способствует психическому развитию, в том числе и речевому.

Независимо от причины, лечение задержки речевого развития включает и занятия с логопедом. Большую роль играет и семейное воспитание.

Направления логопедической помощи при ЗРР

Логопед ставит перед собой ряд задач.

Во-первых, развить у маленького пациента речевое внимание, научить его понимать, что говорят другие люди.

Во-вторых, научить его высказывать свои желания, потребности, мысли вербально и вести диалог. То есть логопед работает над развитием у малыша его собственной речи.

В-третьих, привлечь внимание малыша к словам — их звуковой и слоговой структуре.

В-четвертых, закрепить и совершенствовать навыки вербального общения детей дошкольного возраста во время игры и учебы.

Логопед в работе с маленькими пациентами опирается на особенности развития их познавательных процессов, эмоциональной сферы, общей и мелкой моторики. Занятия развивают не только вербальные навыки, но и воображение, восприятие, память и мышление.

Методы логопедической помощи при ЗРР

Поскольку деткам с этим диагнозом не хватает коммуникативных навыков, логопед занимается с ними индивидуально, а не в группах.

При коррекции задержки речевого развития эффективны логоритмические и релаксационные упражнения, распевки, пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, задания на понимание речи и классификацию. Все занятия проходят в форме игры.

Хорошо зарекомендовали себя и техники психотерапии — музыкальной и игровой.

Важную роль отводят и родителям. Они должны создать для чада насыщенную языковую среду. Буквально проговаривать каждое действие — свое и его, называть окружающие предметы, читать книги, озвучивать игры с игрушками — всячески стимулировать дитя говорить.

Прогноз и профилактика задержки развития речи

Эффективность лечения ЗРР, зависит от того, насколько своевременно оно начато. Если нет тяжелой задержки речевого развития, то в процессе коррекции заметна динамика. Речевые навыки детей улучшаются от этапа к этапу.

Однако родители должны быть готовы к тому, что даже несмотря на эти улучшения, по сравнению со своими сверстниками их чадо может все равно отставать.

Нужно быть готовыми и к проблемам в школе — нередко таким деткам тяжелее научиться читать и писать.

Тем не менее, при своевременной помощь детям с задержкой речевого развития можно достичь успехов, причем достаточно быстро — уже к 5,5 – 6,5 годам ваша дочка или сын может догнать своих сверстников. Главное — грамотно организовать коррекционную работу и действовать сообща — специалистам и родителям. Только в этом случае можно ожидать хороших результатов.

Для профилактики заболевания создайте чаду активную речевую среду, разговаривайте с ним, посещайте педиатра — это поможет своевременно выявить проблемные зоны и откорректировать их.

Дефекты речи. Задержка речевого развития. 8 видов

Это хорошо различимые на слух звуки, их чёткое произношение, при котором слова и предложения выговариваются отчетливо и плавно и в одном языковом темпе. Дефектом речи будет отклонением от данной нормы.

В России в последнее время увеличилось число детей с дефектами речи ( задержка речевого развития ). Каждый пятый ребенок в нашей стране имеет нарушения в развитии речи.

К сожалению, врачи констатируют, что большинство детей имеет дефицит внимания со стороны взрослых, что приводит либо к неправильному формированию детской речи, либо к задержке, конечно, если это не вызвано травмами, либо патологиями.

Мы всегда заняты и у нас очень много дел, даже проводя время рядом с ребенком большинство из нас редко с ним говорят, а обычно просто присутствуют в комнате и включают малышу мультики.

А ведь у кого ему учиться говорить, как не у родителей? Часто родители думают, что в садике ребенок разговориться среди других детей и от части они правы, но нашим детям свойственно копировать поведение и произношения других детей.

Случаются ситуации, когда совершенно здоровый малыш начинает ходить в садик и у него возникает искажение речи, например, начинает шепелявить, либо коверкать слова, а все потому что его друг Васька, от рождения шепелявит и ему это кажется правильным и он начинает копировать произношение другого ребенка. 

Важно! Старайтесь чаще разговаривать с ребенком! Он должен слышать от Вас грамотную речь и следить за тем как вы строите предложения!

Задержка речевого развития – патология при которой речевые возможности ребенка отстают по времени, либо качеству от нормы развития речи здорового ребенка. Проблемы с речью у ребенка могут проявляться по-разному и существует различная вариация заболеваний, таких как

  • Алалия — полное или частичное отсутствие речи. Возникает при повреждении мозговой области, отвечающей за речевое воспроизведение. Причина алалии — повреждение мозга при родах или из-за серьезной травмы в младенческом возрасте, которая произошла до начала формирования навыков речи. При этом слух и интеллект ребенка остаются без отклонений.
  • Дислалия — искажение, замена или отсутствие звуков при произнесении слов. Нарушение не связано с отклонениями центральной нервной системы. В логопедии это один из самых распространенных дефектов дикции у дошкольников. Встречается у 25-30% детей. Основные причины — отклонения от нормы в артикуляционном аппарате.
  • Заикание — зацикленное или затянутое произношение звуков и слогов, ненормированные паузы и прерывание речи. Заиканию также сопутствуют неверные звуковые ударения в словах, аномальная интонация, темп и ритм речи. Возникает по причине судорожного состояния мышц речевого аппарата. Может возникнуть вследствие сильного стресса или испуга, перенесенного инфекционного заболевания, задержки в речевом развитии или, наоборот, при чересчур раннем и чрезмерном накоплении словарного запаса в детском возрасте.
  • Дизартрия — сильное нарушение речи, звуки произносятся невнятно, с большим затруднением. У человека нарушается дыхание. Дизартрия возникает вследствие поражения ЦНС и прерыванием связи с речевым аппаратом. В ⅔ случаев этот дефект проявляется при наличии ДЦП.
  • Картавость — невозможность четкого произнесения звука “Р”. Искажение проговариваемых слов при этом не сильное. Как правило, возникает из-за короткой уздечки языка, нарушении слуха или неактивности некоторых языковых мышц.
  • Шепелявость — неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом речь человека в целом хорошо понятна и слова узнаваемы. Может возникнуть в результате неправильного прикуса, наличии межзубной щели, короткой уздечки или малой подвижности языка.
  • Ринолалия — нарушение при котором звуки произносятся “гнусаво”, будто человек говорит “в нос”. Возникает при нарушении в небно-глоточном смыкании.
  • Брадилалия — замедление темпа и ритма речи по причине затруднения в произношении отдельных звуков.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *