Вопросы, связанные с назначением прикорма, остаются в сфере пристального внимания специалистов Введение прикорма сопряжено со значительными изменениями в структуре питания ребенка вследствие изменений поступления нутриентов как в количественном, так и в качественном отношении. Особое внимание привлекает способность прикорма влиять на темпы роста ребенка, формирование алиментарнозависимых состояний. Имеющиеся на сегодняшний день результаты исследований не позволяют сделать однозначных выводов относительно отсроченных эффектов прикорма.
Аналитический обзор, включивший 283 источника, представленный Европейским агентством по безопасности продуктов питания (EFSA, 2017), вновь поставил под сомнение некоторые, казалось бы, очевидные аспекты [1].
По заключению экспертов, нет данных, подтверждающих влияние сроков назначения прикорма на состав тела, риск развития избыточной массы тела и ожирения, атопических заболеваний, целиакии, сахарного диабета 1 типа, а также формирование пищевого поведения, частоту потребления овощей и фруктов в последующие периоды жизни.
Назначение прикорма здоровым детям с 6 мес. жизни оправданно только при условии, что они не входят в группу риска по дефициту железа.
К этой группе отнесены дети от матерей с низкой обеспеченностью железом, с ранним пережатием пуповины, недоношенные, «маленькие для гестационного возраста», а также имеющие высокие темпы роста Указывается и на то, что последовательность назначения прикорма также не влияет на показатели здоровья ребенка. При этом авторы подчеркивают важность расширения и углубления исследований по вопросам прикорма.
Введение прикорма обусловлено изменением потребности в пищевых веществах, и в первую очередь необходимостью дополнительных количеств железа и цинка ко второму полугодию жизни.
Значимыми источниками указанных нутриентов являются зерновой прикорм, обогащенный железом и цинком, а также мясо с исходно высоким содержанием железа и цинка, причем в оптимальной для усвоения форме При этом именно с мясом в организм ребенка поступает значимое количество белка животного происхождения.
Проблема избыточного поступления белка в организм ребенка раннего возраста остается в числе обсуждаемых, учитывая ключевую роль белка в пищевом программировании. Действительно, уровень белка в рационе ребенка первого года жизни значительно возрастает за счет продуктов, составляя к 9–12 мес. жизни в среднем 3 г на 1 кг массы тела [2].
Этот факт оценивается неоднозначно. Избыточное потребление белка сопряжено с метаболической нагрузкой на организм, ускорением темпов роста, что, как известно, рассматривается в качестве предиктора формирования избыточной массы тела и ожирения, метаболического синдрома и сахарного диабета.
По данным C. Druet et al. [3], ускорение набора веса на 2,5 кг (1 SD) у ребенка в возрасте от 0 до 12 мес. приводит к увеличению риска развития ожирения во взрослой жизни на 23%.
С другой стороны, продукты — источники белка необходимы для коррекции рациона питания ребенка на определенном этапе развития.
Механизм действия избытка белка связывают с его способностью стимулировать синтез инсулина и инсулиноподобного фактора роста 1 (ИФР-1) — непосредственных участников процессов роста в раннем возрасте (в последующем они уступают свое первенство соматотропному гормону). Известно, что для детей, находящихся на искусственном вскармливании и соответственно в условиях более высокого поступления белка, характерны и более высокие прибавки массы тела в сравнении со сверстниками, получающими материнское молоко.
Однако сегодня большинство специалистов приоритет в данном вопросе отдают не столько количеству потребления белка, сколько его качественным характеристикам — аминокислотному скору При этом вклад в метаболическое программирование отдельных источников белка с различным аминокислотным составом остается не до конца ясным.
В недавних исследованиях подтверждено, что концентрация белка в питании младенцев сама по себе не влияет на уровень ИФР-1 в плазме крови и скорость роста Указывается на роль отдельных аминокислот, которые прямо или косвенно через инсулин могут влиять на ИФР-1 [4, 5].
В этом отношении наиболее активны разветвленные аминокислоты (лейцин, изолейцин и валин), способные стимулировать продукцию инсулина и ИФР-1 и соответственно влиять на систему mTOR, с которой ассоциирована экспрессия ряда ключевых белков, определяющих созревание адипоцитов и их пролиферацию [4].
В пользу указанной теории свидетельствуют результаты 11 клинических исследований (1882 участника), согласно которым дети, получавшие питание с содержанием белка (1,8 г на 100 ккал) и аминокислотным профилем, сопоставимым с профилем грудного молока (ГМ), имели массо-ростовые показатели, сравнимые с таковыми у детей на естественном вскармливании [6].
В другое исследование [7] были включены дети, получающие грудное вскармливание (ГВ), матери которых отличались параметрами физического развития. Более высокие прибавки массы тела отмечены у детей, матери которых страдали ожирением, в сравнении с детьми, чьи матери имели нормальную массу тела.
Фактическое питание детей было сравнимым.
В качестве одного из механизмов рассматривались различия в аминокислотном профиле ГМ женщин с различным нутритивным статусом Содержание инсулиногенных аминокислот с разветвленными боковыми цепями (лейцина, изолейцина и валина) у женщин с ожирением на 20% превышало их уровень в ГМ женщин с нормотрофией.
Применительно к прикорму изучается влияние молочного и мясного белка на процессы роста младенцев. В работе [4] показано, что у детей, получающих ГВ, введение мяса приводило к увеличению показателя Z-score длины тела по возрасту, при этом Z-score массы тела по возрасту менялся недостоверно.
В рандомизированном контролируемом исследовании M. Tang et al. [8] у детей, находившихся на искусственном вскармливании, оценивали влияние мясного и молочного прикорма на параметры роста. Под наблюдение были взяты дети с 5 мес жизни, которые получали вскармливание одной и той же смесью.
Дети были разделены на две группы: «мясную», в которой в качестве прикорма использовали преимущественно мясное пюре, и «молочную», получавшую молочные продукты (детский йогурт, мягкий сыр). Динамику антропометрических показателей детей (роста и массы тела) оценивали от момента введения прикорма до 12 мес.
жизни, кроме того, анализировали уровни ИФР-1, ИФР-связывающего белка 3 и азота мочевины Фруктовый и овощной прикорм назначался всем одинаково Исходный уровень потребления белка составлял 2 г на 1 кг массы тела в сутки С учетом антропометрических показателей родителям давались индивидуальные рекомендации по назначению прикорма, позволяющие к 10–12 мес. жизни приблизить потребление белка к 3 г/кг в сутки. Различий между количеством потребляемых белка, жиров и по энергетической ценности рациона между группами не было. К 10 мес. жизни «мясная» группа получала белок из мясных продуктов в количестве 2,1 г на 1 кг массы тела, из молочных — 0,03 г на 1 кг массы тела, а «молочная» — в количестве 2,0 г на 1 кг массы тела и 0,01 г на 1 кг массы тела соответственно.
Притом что различий в получении аминокислот исходно не отмечалось, к 12 мес. они были четко установлены для отдельных аминокислот.
«Мясная» группа в сравнении с «молочной» получала достоверно большее количество изолейцина (1,86±0,31 и 1,55±0,35 г/день соответственно, р=0,03), лизина (12,92±0,61 и 2,14±0,58 г/день соответственно, р=0,03), метионина (0,93±0,33 и 0,68±0,16 г/день соответственно, р=0,001), гистидина (1,12±0,24 и 0,78±0,16 г/день соответственно, р=0,0002).
Анализ антропометрических показателей выявил существенные различия между группами.
«Мясную» группу отличали более высокие темпы линейного роста (Z-score роста по возрасту), а «молочную» — показатели Z-score вес по росту, которые относят к факторам риска избыточной массы тела.
Достоверных различий в динамике уровня ИФР-1, ИФР-связывающего белка 3 и азота мочевины между группами не установлено.
Таким образом, в исследованиях подтверждена способность мясного белка влиять на линейный рост младенцев, не влияя на показатель Z-score вес по росту, увеличение которого свидетельствовало бы об увеличении количества жировой ткани.
Важность своевременного включения в питание мясного прикорма обусловлена его высокой пищевой ценностью Для детей раннего возраста введение мяса позволяет оптимизировать питание по уровню цинка и железа — критических элементов для периода роста и развития, а также дотировать витамин В12, медь и марганец [9]. Содержание микронутриентов в различных видах мяса представлено в таблице 1.
Запасы железа и цинка, полученные от матери, истощаются к 4–6 мес. жизни, а материнское молоко не способно обеспечить потребность в железе и цинке ребенка второго полугодия жизни. Так, содержание цинка в материнском молоке после 7 мес. кормления ребенка составляет около 1 мг/л при текущей потребности 3–4 мг/сут.
Мясные продукты в количестве 30 г способны обеспечить поступление в организм примерно 1 мг цинка. Исследователями также установлено, что включение в рацион ребенка мясного пюре способствует профилактике железодефицитной анемии и каждый грамм красного мяса повышает уровень сывороточного ферритина на 0,6% [11].
Соблюдение рекомендаций по введению прикорма после 6 мес жизни, что особенно популярно среди матерей, обеспечивающих своим детям ГВ, не всегда благоприятно отражается на нутритивном статусе ребенка.
Все больше авторов высказывают мнение о несовершенстве подобных унифицированных подходов и необходимости более четкого выделения групп риска по формированию алиментарнозависимых состояний, для которых назначение прикорма может служить способом их профилактики, в первую очередь профилактики дефицита железа и цинка Отдаление сроков назначения прикорма при ГВ ассоциируется с ростом числа железодефицитных состояний и случаев недостаточности цинка, причем даже в экономически развитых европейских странах [12, 13].
Как показали исследования, проведенные в ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», на фоне общей тенденции к отдалению сроков назначения прикорма сроки назначения мясного прикорма в питании детей первого года жизни также отдалились [14]. Средний срок включения мяса в питание детей составляет сегодня 8,3±2,0 мес.
(3% детей получали данный продукт до 6 мес, 34% — в возрасте 6–8 мес. и 43% — в возрасте 8–10 мес.). Такую практику нельзя считать рациональной, итогом ее может стать рост числа алиментарнозависимых состояний. На проблему отдаления сроков введения мясного пюре обращают внимание и зарубежные специалисты [8, 13].
В соответствии с «Национальной программой вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации» мясо вводится в питание ребенка начиная с 6 мес жизни [15]. Особое внимание мясному прикорму и его своевременному назначению следует уделять, если дети получают ГВ, а также входят в группу риска по дефициту железа и цинка.
В качестве мясного прикорма несомненными преимуществами обладают специализированные детские продукты c гарантированными показателями качества и безопасности — сырье для производства такой продукции имеет более жесткие показатели безопасности.
Содержание белка в детских мясных пюре составляет 5–15 г на 100 г продукта, количество жиров лимитируется на уровне 3–12 г на 100 г. Современное производство учитывает тенденции детской нутрициологии.
Ассортимент продуктов прикорма промышленного производства постоянно пополняется за счет использования новых видов сырья, новых вкусовых сочетаний В частности, АО «ПРОГРЕСС» наряду с традиционными для детей мясными пюре выпускает новую линейку — мясные паштеты «ФрутоНяня», предназначенные для детей с 12 мес. жизни.
Исследования по изучению возможностей прикорма в оптимизации питания детей первого года жизни в настоящее время расширяются, и планируемым результатом могут стать новые рекомендации по организации вскармливания детей первого года жизни, нацеленные в долгосрочной перспективе на обеспечение оптимальных параметров роста, профилактику пищевых дефицитов при снижении риска избыточной массы тела и ожирения.
На сегодняшний день не вызывает сомнений важность своевременного и адекватного введения мяса в питание ребенка раннего возраста. Данные большинства исследований свидетельствуют об отсутствии негативного влияния мясного белка на темпы роста ребенка.
- Благодарность
- Редакция благодарит компанию АО «ПРОГРЕСС» за оказанную помощь в технической редактуре настоящей публикации.
- Acknowledgement
- Editorial Board is grateful to JSC «PROGRESS» for the assistance in technical edition of this publication.
- Сведения об авторах:
Пырьева Екатерина Анатольевна — к.м.н., заведующая лабораторией возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»; 109240, Россия, г. Москва, Устьинский проезд, д. 2/14; ORCID iD 0000-0002-9110-6753.
Сафронова Адиля Ильгизовна — к.м.н., ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»; 109240, Россия, г. Москва, Устьинский проезд, д. 2/14; ORCID ID 0000-0002-6023-8737.
Нетунаева Екатерина Анатольевна — младший научный сотрудник лаборатории возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»; 109240, Россия, г. Москва, Устьинский проезд, д. 2/14; ORCID iD 0000-0003-4157-5161.
Тимошина Марина Игоревна — младший научный сотрудник лаборатории возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»; 109240, Россия, г. Москва, Устьинский проезд, д. 2/14; ORCID iD 0000-0002-2882-5704.
Белки, жиры и углеводы в питании ребенка
Существует устоявшаяся формула соотношения белков, жиров и углеводов в питании детей до 1 года:
- 1:3:5 (если ребенок находится на естественном вскармливании)
- 1:2:4 (если малыша кормят искусственной смесью)
Главный источник энергии для роста – углеводы, второй по значимости – жиры. Если вы кормите малыша грудью, очень важно, чтобы молоко было достаточной жирности, так как 50 % получаемой грудничком до полугода энергии черпается именно из жиров. О том, как повысить жирность грудного молока* мы уже писали ранее.
На первом году жизни ребенку требуется в два раза больше белка, чем здоровому взрослому человеку. Связано это с тем, что это органическое вещество является основным строительным материалом тканей и клеток человеческого организма.
Также белок участвует в образовании гормонов и ферментов (без них невозможно гармоничное развитие крохи), входит в состав гемоглобина и клеток крови (а значит, обеспечивает ткани кислородом), является «кирпичиком» нервной ткани (что очень важно для интеллектуального «роста» малыша).
В одном грамме белка 4 ккал. Ребенку до 1 года требуется не менее 2 г белка на 1 кг веса, а к первому дню рождения эта цифра увеличится до 3-4 г. Заменить их в рационе нельзя ничем – только они содержат незаменимые для организма аминокислоты.
Если ребенок питается материнским молоком, до 6 месяцев необходимое количество белка он получает из него. Малышам-искусственникам важно подобрать качественную смесь. Например, Valio Baby, которая максимально приближена по составу к грудному молоку. После полугода любому ребенку для правильного развития и хорошего роста необходим прикорм.
Обязательно вводите в рацион крохи богатые белком продукты: творог, мясо, рыбу, яйца (не забывайте учитывать возраст и готовность малыша к нововведениям).
По данным педиатров, для удовлетворения потребности ребенка 1-12 месяцев в незаменимых аминокислотах 90 % белка должно быть животного происхождения, когда малышу исполнится год, рекомендуемое соотношение животного и растительного белка – 70 к 30 %.
Жиры в питании детей
Жиры – это главный источник энергии для младенцев. Первые 6 месяцев жизни ребенок должен получать не меньше 6 г жиров на 1 кг массы тела, с 6 по 12 месяц – 5 г. Если у мамы нет проблем с лактацией, жиров в её молоке будет для малыша достаточно.
В молочных сухих смесях это вещество также содержится в нужном количестве. Кроме обеспечения младенца энергией, жиры необходимы для строительства клеток, формирования иммунной системы и развития нервной ткани, а также они содержат жирорастворимые витамины А, Д, Е, К.
Очень важны в рационе мамы (и в дальнейшем ребенка) продукты, содержащие растительные жиры – они поставляют в организм полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК). Эти крайне ценные для здоровья вещества не синтезируются в организме, они поступают в него только с пищей.
Растительные жиры должны составлять 10-15 % от всего количества жиров в питании малыша.
#PROMO_BLOCK#
Как видно из формулы, которую мы указали в начале статьи, углеводы вносят главный вклад в энергетическую ценность рациона маленького человека (55-58 %). Выделяют три типа углеводов:
- Сахар
- Крахмал
- Пищевые волокна
Главный сахар в жизни ребенка до 1 года – лактоза (молочный сахар). Он поступает в организм малыша из маминого молока. Для его усвоения необходим специальный фермент – лактаза. Как только в жизни ребенка появляется прикорм кашами, организм насыщают крахмалы.
Ферментов, расщепляющих этот углевод, у малыша еще недостаточно, поэтому при производстве каш для детей злаки специально измельчаются. Это способствует более легкому перевариванию углеводов и положительно влияет на его усвоение. Пищевые волокна (они содержатся в овощах и фруктах) относятся к неперевариваемым углеводам.
Они попадают в кишечник, не подвергаясь расщеплению ферментами, и становятся питательной средой для микрофлоры. Если в питании ребенка недостаточно углеводов, в его организме начинают нерационально использоваться белки. Это приводит к белковой недостаточности.
Чтобы этого не произошло, на протяжении первых 12 месяцев жизни ребенок должен получать 12-14 г углеводов на 1 кг массы тела ежедневно.
Помните, что избыток белков, жиров и углеводов в рационе малыша недопустим так же, как и дефицит, так как приводит к неприятным последствиям. Будьте внимательны и здоровы!
Белковое детское питание – Дисо Нутримун
Белок для детей – основа основ правильного питания. Растущему организму требуется огромное количество аминокислот, до которых перевариваются белки пищи, для построения собственных белковых структур клеток и тканей.
- Белки нужны для роста и развития, крепкого иммунитета и защиты от неблагоприятных факторов внешней среды.
- Белковые структуры помогают пищеварению и транспорту необходимых веществ, участвуют в поддержании водного баланса.
- Хорошо, когда у ребенка отменный аппетит и он с аппетитом уплетает молоко, котлеты и рыбу.
А если нет? Накормить малыша вкусно и полезно, чтобы растущий организм получил все необходимое для развития, помогает детское белковое питание.
- Замедление физического развития.
- Нарушения психического и интеллектуального развития.
- Ухудшение памяти и снижение работоспособности.
- Гормональные нарушения.
- Ослабление иммунитета.
Наибольшее количество незаменимых аминокислот содержится в продуктах животного происхождения. Богато белком молоко, творог, диетические сорта мяса, яйца.
- К сожалению, родители часто сталкиваются с так называемым избирательным пищевым поведением ребенка.
- Если ребенок плохо ест или категорически отказывается от этих важных продуктов, скорректировать поступление ценного пищевого белка в организм поможет СБКС Дисо Нутримун.
- Она содержит белки молока, обладающие высокой биологической ценностью.
- Важным свойством, позволяющим применять СБКС в питании детей с трех лет, является то, что Нутримун добавляется в блюда на этапе их приготовления, при этом запах и вкус блюд остаётся прежним, а польза заметно увеличивается.
- Это позволяет постепенно расширять рацион питания ребенка, приучая его к новым для него продуктам и блюдам правильного питания.
- Подходит детям с 3 лет.
- Легко усваивается.
- Благодаря пищевым волокнам в составе помогает наладить перистальтику.
- Не имеет запаха, не влияет на вкус блюд.
Цена белка для детей позволяет использовать его постоянно, обогащая рацион необходимым количеством белка высокой биологической ценности.
1-2 две столовые ложки смеси в день обогащают рацион ребенка высококачественным белком, содержащим все необходимые аминокислоты, что помогает ему правильно расти и развиваться.
Чтобы купить белок для детей, перейдите в интернет-магазин. Получить консультацию по применению смеси у детей с трех лет можно по тел. +7 (495) 997-70-17.
Рациональное питание детей и подростков — RSS — Официальный сайт Роспотребнадзора
Рациональное питание детей и подростков
Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.
Питание ребенка должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
- Питание детей и подростков должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
- В основу меню должно быть положено ежедневное использование таких продуктов как хлеб, молоко, масло, мясо, сахар, овощи, фрукты.
- Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.
Фактический рацион питания ребенка-школьника во многом зависит от того, какие навыки здорового питания родители успели привить своим детям. Ведь именно в школьном возрасте начинается повальное увлечение детей «фаст-фудом», а у девочек-старшеклассниц — еще и нездоровыми диетами для снижения веса.
В зависимости от возраста рекомендуемый рацион школьника будет отличаться по своему химическому составу (калорийность, количество белков, жиров, углеводов и др.)
Физиологические потребности детей школьного возраста в энергии и основных пищевых веществах
Возраст детей | Средняя потребность детей в энергии, ккал/сутки | Рекомендуемая величина потребления белка, г/сутки | Рекомендуемая величина потребления жиров, г/сутки | Рекомендуемая величина потребления углеводов, г/сутки |
общее количество | ||||
6 лет (школьники) | 1900-2000 | 66-75 | 43-49 (65%) | 256-280 |
7-10 лет | 2100-2300 | 74-87 | 44-52 (60%) | 284-322 |
11-13 лет (мальчики) | 2400-2700 | 84-102 | 51-61 (60%) | 324-378 |
11-13 лет (девочки) | 2300-2500 | 81-94 | 49-56 (60%) | 311-350 |
14-17 лет (юноши) | 2800-3000 | 98-113 | 59-68 (60%) | 378-420 |
14-17 лет (девушки) | 2400-2600 | 84-98 | 50-59 (60%) | 339-384 |
Рекомендуемая масса порций блюд(в граммах) для школьников
Название блюд | Масса порций в граммах для обучающихся двух возрастных групп | |
С 7 до 11 лет | С 11 лет и старше | |
Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо | 150-200 | 200-250 |
Напитки (чай, какао, сок, компот молоко, кефир и др.) | 200 | 200 |
Салат | 60-100 | 100-150 |
Суп | 200-250 | 250-300 |
Мясо, котлета | 80-120 | 100-120 |
Гарнир | 150-200 | 180-230 |
Фрукты | 100 | 100 |
В режиме младшего школьника должно сохраняться 5-разовое питание. Старшеклассники могут переходить уже на 4-х разовый прием пищи. Важно, чтобы ребенок не отказывался от обязательного горячего завтрака в школе, который должен проводиться после 2-го или 3-го урока.
- При разработке меню для питания школьника предпочтение следуетотдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.
- В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.
- Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.
Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо.
В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени.
В качестве закуски допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.
В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.
Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина, фрукты или кисломолочные продукты.
Особое внимание в питании школьника нужно уделять белковой составляющей рациона, при этом на долю белков животного происхождения должно приходиться не менее 60%.
Потребностям растущего детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, в связи с чем, молоко и молочные продукты рассматривают как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока (кефира и др.) — 500 мл.
Следует учитывать, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного. Отдавать предпочтение лучше обогащенным молочным продуктам – с добавлением витаминов, йодированного белка, лактулозы, бифидобактерий.
Школьникам рекомендуются молочные продукты со сниженной жирностью: в них столько же кальция и белка, как и в жирных продуктах, и степень их усвоения лучше.
Самыми важными ростовыми аминокислотами являются лизин, триптофан и гистидин, поэтому важно, чтобы в рационе школьника были их источники — мясо, рыба, яйца, творог, сыр, кальмары, бобовые.
Рационально употреблять мясо (птицу) 2-3 раза в неделю, чередуя его с рыбой. При этом лучше готовить блюда из филе говядины, телятины, нежирной свинины в отварном и запеченном виде.
Школьникам, особенно младшего возраста, стоит жестко ограничивать, а лучше исключить жареное, копченое, колбасные изделия (последние богаты солью, «скрытыми» жирами и содержат нитрит натрия).
Перед готовкой с мяса лучше обрезать видимый жир и снимать кожу с птицы.
И, если иногда жарите мясо ребенку, то лучше это делать на сковороде с решеткой, чтобы жир стекал в сковороду или после жарения выкладывайте продукт на чистую салфетку для впитывания излишков жира.
Важным преимуществом мяса является большое количество в нем легкоусвояемого железа (в отличие от железа овощей и фруктов), которое особенно необходимо девочкам-старшеклассницам, иначе возрастает риск развития железодефицитной анемии.
Еще одним обязательным белковым продуктом в рационе школьника является рыба. Белки рыб расщепляются пищеварительными ферментами быстрее и легче, чем белки говядины, т.к.
не содержат соединительнотканных белков (эластина). Рыба богата высокоценными 3-омега жирными кислотами, витаминами Д, А, группы В, минеральными веществами K, S, P, J, Zn, Fe, Cu и др.
В рыбе много метионина, который улучшает правильное усвоение (а не накопление) жиров.
Школьникам следует ограничивать в питании соленую, консервированную, вяленую, копченую рыбу, т.к.
она богата солями мочевой кислоты и натрием, что может способствовать заболеванию суставов и развитию гипертонической болезни у ребенка.
Отдавать предпочтение следует морской рыбе и морепродуктам (если у ребенка нет аллергии), так как они источник йода, который необходим для улучшения интеллектуального развития школьника и профилактики зоба.
Оптимальным в рационе школьника должно быть содержание жира (см. таблицу). Недостаток жиров может приводить к снижению иммунитета, а избыток — к нарушению обмена веществ, ухудшению усвоения белка, расстройству пищеварения.
Лучшими источниками углеводов в питании школьников являются фрукты, овощи и каши.
Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи зеленого, желтого (оранжевого), красного (бордового) цвета, тогда в организм ребенка будут поступать почти все необходимые организму витамины, микроэлементы и биологически активные вещества (индолы, полифенолы, ликопин, хлорофилл и др., которые и придают тот или иной цвет растению и при этом выполняют важные функции в организме). В целом, школьник должен употреблять не менее 400 г овощей и фруктов в день.
С мясными и рыбными блюдами в качестве гарнира ребенку лучше давать сочные овощи: салат, шпинат, мангольд (листовая свекла), все виды капусты, спаржу, кабачки, тыкву, лук, редис, огурцы.
Обязательно нужно контролировать потребление ребенком кондитерских изделий и булочек (часто дети покупают их во время перемен и по пути из школы): избыточное содержание их в рационе может способствовать развитию нарушения обмена веществ, что приводит к аллергии, сахарному диабету и ожирению.
Режим дня и рацион питания ребенка 5-6 лет. Вредные продукты и роль консервантов в питании детей /Врач-педиатр участковый д/п№4 Феденко О. А./ статья от 07.06.2019
Режим дня и рацион питания ребенка 5-6 лет. Вредные продукты и роль консервантов в питании детей
Врач-педиатр участковый д/п№4 Феденко Ольга Алексеевна
Психологи считают, что пять лет- самый замечательный возраст для ребенка. В прошлом сложности с групповой социализацией в детском саду, малыш уже научился общаться со сверстниками и взрослыми. Вкусовые предпочтения у ребенка пяти лет тоже сформированы, имеются свои взгляды в выборе еды, одежды. Поэтому и к режиму дня у малыша этого возраста также будут свои пожелания.
Памятка родителям по составлению режима дня
Взрослым не стоит сразу расписывать режим дня для ребенка на месяц или на полгода.
Детям быстро надоедает однообразие, поэтому распорядок каждого дня недели («бизнес-план» на день) должен быть интересным, наполненным яркими событиями.
В плане обязательно указывают, сколько времени уходит на посещение детского сада, просмотр любимых мультфильмов, прогулки. В распорядок дня включается и посещение досуговых центров, кружков по интересам.
Приучаем малыша к самостоятельности
Чтобы ребенок чувствовал себя полноценным членом семьи, желательно выделить в его распорядке дня время, которое обозначено как «помощь родителям». Это может быть уборка комнаты, мытье посуды, сортировка игрушек и т.д.
Психологи считают, что именно с этого возраста нужно приучать детей наводить порядок после игры без помощи взрослых. При этом недопустимо стимулировать его помощь денежным вознаграждением или сладостями.
У пятилетнего ребенка должно сформироваться чувство ответственности за свою территорию.
Время на отдых
Следует избегать перегруженности ребенка. Так, если у ребенка на один из дней запланировано занятие в секции, то днем и вечером он должен отдыхать. Это может быть прогулка на свежем воздухе, пикник на природе, поход в магазине, просмотр любимого кино и прочее, чтобы мозг ребенка легче переключился на новый вид деятельности.
Саморазвитие
Следует помнить, что 30 минут в день ребенок должен посвящать учебно-игровой деятельности: чтение сказок, разгадывание загадок и ребусов и т.д. Такие занятия способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики, усидчивости ребенка, что, несомненно, сыграет важную роль в период школьного обучения.
Чтобы научить ребенка самостоятельно планировать свой распорядок дня, составьте/нарисуйте и заполните его сначала вместе. Поощряйте ребенка за соблюдение всех пунктов режима в конце недели. Ребенок должен понимать, что его старания и успехи заметны. При поддержке взрослых самостоятельное заполнение режима дня ребенком станет его хорошей привычкой.
Рацион питания ребенка 5-6 лет
По заданию Минздрава России ФГБНУ «НИИ питания» разработал рекомендации по составлению наборов основных пищевых продуктов для отдельных групп населения (в соответствии с п.2 Плана мероприятий по реализации Концепции развития внутренней продовольственной помощи В РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2014 г. №2028-р).
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ — ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Среди множества разнообразных факторов, постоянно действующих на развитие детского организма и его здоровье, важнейшая роль принадлежит питанию. Характер питания в раннем детстве накладывает отпечаток и влияет на дальнейшее развитие ребенка и его состояние здоровья не только в детско-подростковом возрасте, но и во взрослой жизни.
- Что понимается под правильным питанием и каким оно должно быть для ребенка дошкольного возраста?
- Правильное, или рациональное питание – это такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний. Одним словом, правильное питание – это здоровое питание
- Питание ребенка дошкольного возраста должно быть:
- Во-первых, полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду.
Во-вторых, разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения. Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище.
В-третьих, доброкачественным — не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов. Пища должна быть не только вкусной, но и безопасной.
В-четвертых, достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости. Получаемое дошкольником питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.
Характеристика основных компонентов пищи
Белки – занимают особое значение, так как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами.
Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но и влияет на функцию головного мозга и работу иммунной системы организма.Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.
Жиры – это источник энергии, принимают участие в обмене веществ, способствуют выработке иммунитета. Источники жиров — масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др.
Углеводы – основной источник энергии, способствует усвоению в организме белков и жиров. Содержатся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах. Они быстро усваиваются в организме и обеспечивают поддержание сахара в крови. Сложные углеводы содержатся в муке, картофеле, овощах в виде крахмала.
Избыточное же количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ.
Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут происходить жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды.
Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.
Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы, или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.
) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов.
Наибольшее количество микроэлементов и минеральных веществ содержится в следующих продуктах:
- — кальций и фосфор — в молоке и кисломолочных продуктах, рыбе, яйцах, бобовых;
- — магний — в различных злаковых (хлеб, крупы, бобовые);
- — железо – в печени (свиная и говяжья), овсяной крупе, персиках, яичном желтке, рыбе, яблоках, зелени, изюме.
Витамины — в суточном рационе должно быть достаточное количество всех витаминов. Витамины необходимы для нормального течения биохимических реакций в организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей.
Овощи, фрукты, ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. Однако в процессе кулинарной обработки эти вещества в значительной мере утрачиваются.
Поэтому детям следует давать больше овощей, фруктов и ягод в сыром виде и обогащать витаминами готовые блюда, добавляя в них сырые соки и зелень.
Организация питания, режим и примерное меню
В соответствии с принципами организации питания детей дошкольного возраста, рацион должен включать все основные группы продуктов.
Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.
Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы рекомендуется включать в рацион лишь изредка.
Молоко и молочные продукты занимают особое место в детском питании. Это богатый источник легкоусвояемого белка, кальция, фосфора и витамина В2.
Фрукты, овощи, плодоовощные сокисодержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества, как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.
Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.
Всего в день ребенок 5-6 лет должен получать: белков и жиров около 70 г, углеводов около 280 г, кальция 900 мг, фосфора 1350 мг, магния 200 мг, железа 12 мг, цинка 10 мг, йода 0,08 мг, витамина «С» 50 мг. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 3,5-4 часов.
Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника — 15%, ужина — 20%.
Завтрак | ребенку необходимо давать каши, яичные или творожные блюда, мясо, рыбу, чай или кофейный напиток с молоком, хлеб с маслом, сыром. |
Обед | должен содержать овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и десерт в виде киселя, компота, напитка, свежих фруктов или ягод, фруктового пюре. |
Полдник | ребенок должен выпивать стакан молока, кефира или простокваши, съедать печенье, ватрушку или булочку, фрукты. |
Ужин | лучше давать овощные или крупяные блюда в зависимости от завтрака; мясные и рыбные блюда, особенно в жареном виде, давать не следует. |
В то же время некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника.
Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы.
Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов.
Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты
Из напитков предпочтительнее употреблять чай некрепкий с молоком, кофейный напиток с молоком, соки, отвар шиповника. Необходимо исключить любые газированные напитки из рациона дошкольников. В качестве сладостей рекомендуется пастила, зефир, мармелад, мед, джем, варенье.
Результаты оценки качества питания детей дошкольного возраста и блиц-опросы родителей показывают, что многие дети недополучают в своем ежедневном рационе йодированную соль, молоко и кисломолочные продукты, рыбу и рыбные продукты, мясо и мясные продукты. Зато ежедневное потребление кондитерских и хлебобулочных изделий составляет 80% от общего рациона.
Часто дети предпочитают вместо каши есть пиццу, чипсы; вместо горячих блюд из мяса и рыбы – сосиски, колбасы. Дети не желают есть то, что полезно и необходимо для их здоровья, а родители нередко потакают им в этом и не всегда заботятся об организации правильного и рационального питания своих малышей в домашних условиях.
- Правильное питание дошкольника целиком и полностью зависит от родителей.
- Прежде всего необходимо знать и помнить, что питание ребенка дошкольного возраста должно заметно отличаться от рациона родителей.
- Нежелательна термическая обработкапродуктов путем жарения, лучше готовить блюда на пару или запекать.
Ежедневное меню дошкольника не должно содержать блюда, сходные по своему составу. Например, если на завтрак предлагается каша, то на ужин лучше дать овощное блюдо.
Если Ваш ребенок посещает детский сад, где получает четыре раза в день необходимое по возрасту питание, то домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью родители, ознакомившись с меню, дома должны дать малышу именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.
Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада.
Перечень продуктов и блюд, которые не допускаются в питании детей:
- Продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность
- Продовольственное сырье и пищевые продукты с истекшим сроком годности, признаками порчи и загрязнения /подмоченные продукты в мягкой таре (мука, крупа, сахар и другие продукты)
- Пища, приготовленная накануне
- Субпродукты(кроме печени и языка)
- Непотрошеная птица
- Яйца и мясо водоплавающей птицы (утки, гуси)
- Яйца столовые, яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой «тек», «бой»
- Консервы с нарушением герметичности банок, банки с ржавчиной деформированные, без этикеток
- Мука, крупа, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями
- Кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты)
- Творог из непастеризованного молока, фляжный творог
- Грибы и продукты (кулинарные изделия) , приготовленные на их основе
- Квас
- Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы
- Жареные во фритюре пищевые продукты и изделия
- Уксус, горчица, хрен, перец острый (красный/черный) и другие острые/жгучие приправы
- Острые соусы, кетчупы, майонез, маринованные овощи и фрукты
- Кофе натуральный
- Кулинарные жиры, свиное/баранье сало, маргарин и другие жиры
- Газированные напитки
- Молочные продукты, мороженое на основе растительных жиров
- Молочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%)
- Заливные блюда (мясные, рыбные), студни, форшмак из сельди
- Холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья
- Окрошка и холодные супы
- Макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом
- Яичница-глазунья
- Паштеты и блинчики с мясом и творогом
- Первые и вторые блюда из/на основе костного бульона и пищевых концентратов быстрого приготовления
Красители, консерванты, пищевые добавки, которые важно исключить из детского питания
Из детского питания желательно исключить продукты с потенциально вредными добавками (фруктовые соки в коробках, колбасы, сардельки,сосиски, Растишка, Иммунеле, Барни, чипсы, сухарики и т.д.)
- Е-102 Тартразин –может вызвать аллергические реакции
- Е-103 Алканет, алканин –может вызвать онкозаболевания
- Е-104 Желтый хинолиновый –может вызвать заболевания желудочно-кишечного тракта, аллергические реакции
- Е-107 Желтый 2G –может вызывать аллергические реакции
- Е-110 Желтый «солнечный закат» FCF, оранжево-желтый S — может вызывать аллергические реакции
- Е-120 Кошениль; карминовая кислота; кармины — может вызывать аллергические реакции. Изготавливается из насекомых
- Е-121 Цитрусовый красный –может вызвать онкозаболевания
- Е-122 Азорубин, кармуазин –может вызвать заболевания жкт, аллергические реакции. Запрещен во многих странах
Е-123 Амарант — может вызвать онкозаболевания, аллергические реакции. Производится из побочных нефтяных продуктов.
- Е-124 Понсо 4R- может вызвать аллергические реакции
- Е-125 Понсо, пунцовый SX — может вызвать онкозаболевания
- Е-127 Эритрозин — может вызвать аллергические реакции
- Е-128 Красный 2G- может вызвать аллергические реакции
- Е-129 Красный очаровательный АС- может вызвать аллергические реакции
- Е-131 Синий патентованный V — может вызвать онкозаболевания
- Е-132 Индиготин, индигокармин — может вызвать аллергические реакции
- Е-133 Синий блестящий FCF – вызывает аллергические реакции
- Е-142 Зеленый S — может вызвать онкозаболевания, аллергические реакции
- Е-151 Черный блестящий BN, черный PN — может вызвать заболевания жкт, кожи, аллергические реакции
- Е-152 Уголь- может вызвать онкозаболевания, заболевания жкт
- Е-154 Коричневый FK –возможны скачки артериального давления
- Е-171 Диоксид титана/ Е-172 Оксиды и гидроксиды железа/Е-173 –может вызывать заболевания печени
- Е-180 Рубиновый литол ВК — может вызвать заболевания жкт, аллергические реакции
- Консерванты (Е-200-Е-299)
- Е-200 Сорбиновая кислота/Е-201 Сорбат натрия/ Е-202 Сорбат калия/Е-210 Бензойная кислота /Е-211 Бензоат натрия/Е-212 Бензоат калия/Е-213 Бензоат кальция/Е214 Пара-гидроксибензойный кислоты этиловый эфир/Е-215 Пара-гидроксибензойной кислоты этилового эфира натриевая соль/Е-216… Е-343- вызывают аллергические реакции, способны спровоцировать развитие онкозаболеваний