С приходом осени ваш ребенок стал больше поход на медвежонка, который все время хочет спать? Утром его невозможно вытащить из постели, он чаще капризничает, жалуется на усталость, а настроение колеблется от плохого до очень плохого? Зачастую родителей пугает такое состояние детей, они думают, что это симптомы какого-то заболевания. Но если доктор и анализы свидетельствуют об обратном, значит, к вашему чаду пришла осенняя хандра. О том, как помочь ребенку в такой ситуации, рассказала клинический психолог Виктория Паксеваткина.
фото pixabay.com
Виктория Паксеваткина. фото из личного архива
Возраст ребенка значения не имеет. Сезонное ухудшение настроения может случиться и у дошкольника, и у подростка. Осенняя хандра проявляется неустойчивым эмоциональным состоянием, это временное явление, связанное с наступлением сезонных изменений в природе. Хандра не является психическим заболеванием в отличие от депрессии.
Причины развития осенней хандры вполне очевидны. Во-первых, изменение режима: летом у школьников каникулы, когда им позволяется спать и гулять сколько угодно.
У малышей летом чаще всего есть возможность больше времени проводить на улице, да и утренние походы в детский сад часто сменяются отдыхом у бабушки или отпуском с родителями. С приходом осени режим становится жестко регламентирован, а нагрузки резко возрастают.
Из летнего ничегонеделанья ребенок сразу попадает в ситуацию, когда вслед за ранним подъемом его ждет трудный день. Во-вторых, сокращение светового дня, длинные темные вечера провоцируют выработку гормона сна, и любой человек в этой ситуации становится более сонливым, чем обычно.
Постепенно переутомление нарастает, и настроение делается неустойчивым, состояние апатии сменяется приступами раздражительности или вспышками агрессии.
Как же помочь ребенку пережить этот унылый период так, чтобы осенняя хандра не превратилась в осеннюю депрессию?
Прежде всего воздействуем на причины этого явления. Мало солнечного света из-за короткого светового дня? Значит, добавим больше яркого искусственного света в помещении и максимально используем возможность погулять днем, особенно если выдалась солнечная погода. Выстраиваем режим дня ребенка в соответствии с сезонными изменениями в природе.
Ложиться спать нужно чуть раньше, чтобы было достаточно времени для полноценного отдыха. Наложите вето на ночные тусовки в соцсетях или просмотр видеороликов. Тусклое освещение от экрана телефона или монитора способствует усилению выработки белка TNF, вызывающего депрессивное состояние.
Утром и вечером старайтесь, чтобы освещение было достаточно ярким, купите для комнаты ребенка максимально яркие лампы.
ФОТО PIXABAY.COM
Психологам давно известно и о влиянии на настроение различных цветовых оттенков. Используя цветотерапию, можно даже повысить работоспособность и стабилизировать эмоциональное состояние. Постарайтесь использовать яркие солнечные цвета в оформлении детской комнаты и в одежде ребенка.
Даже подростку могут понравиться яркие толстовка и кроссовки, а уж дошкольника точно обрадуют яркие резиновые сапожки и дождевик. Например, считается, что оранжевый цвет создает веселое настроение, чувство легкости и благополучия, придает уверенность в своих силах, уменьшает раздражительность, а красный – это цвет энергии.
Одежда таких цветов не позволит ребенку печалиться.
ФОТО PIXABAY.COM
Помните, еще древние говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», поэтому для поддержания хорошего эмоционального фона необходимо заботиться о теле. Про сон мы уже говорили. Теперь о питании.
Осеннее время хорошо тем, что можно выбрать овощи и фрукты по вкусу даже самым привередливым детям. Чем больше овощей и фруктов разных цветов, тем больше в них разнообразных витаминов.
Ну и разноцветный салатик или рагу выглядит весело и интересно.
ФОТО PIXABAY.COM
Одним из чудодейственных способов снизить влияние стресса на организм является физическая нагрузка. Ведь в стрессовой ситуации наш организм готовится «бить или бежать», спасая свою жизнь.
И именно осенью, когда нагрузки возрастают, а стрессовых ситуаций становится в разы больше (одна школа чего стоит), дети вместо того, чтобы двигаться больше, чаще всего страдают от гиподинамии. И речь не идет о занятиях большим спортом.
Вполне достаточно длительных прогулок и подвижных игр на свежем воздухе.
ФОТО PIXABAY.COM
Итак, режим, питание, физическая активность и больше яркого света – это, как говорится, «маст ту ду».
Что еще можно сделать для улучшения эмоционального состояния ребенка? Конечно, обниматься. Тактильный контакт важен для детей любого возраста, так что больше обнимайте и малышей, и подростков. С этим средством невозможно переборщить.
ФОТО PIXABAY.COM
Еще один отличный способ, помогающий справиться с осенней хандрой, – с помощью ассоциаций связать осень с чем-то приятным и радостным. Для этого нужно наполнять свободное время специальными «осенними» занятиями.
Это могут быть абсолютно любые занятия, единственным критерием которых будет взаимное удовольствие. Можно читать любимые книги или всем вместе смотреть старые комедии, завернувшись в плед. Можно шуршать листьями в парке и собирать из них букеты для осеннего декора квартиры.
Можно вместе варить варенье или печь печенье и пироги с сезонными фруктами. Все зависит от возраста ребенка и вашей фантазии.
В общем, осень – это повод проводить больше времени вместе с детьми. И тогда никакая хандра им не страшна!
Депрессия и дети: как распознать болезнь за осенней хандрой – Medaboutme.ru
Принято считать, что депрессивные состояния — болезнь из мира взрослых. Подростки тоже, как известно, нередко проявляют депрессивные настроения.
Но депрессия может быть диагностирована и у детей младшего возраста. Причем распознавать ее у детей сложнее, чем у взрослых.
Так, ежегодно среди младших школьников в США, в соответствии с исследованиями, депрессия разной степени тяжести обнаруживается у 2%, у двух детей из ста.
Как понять, влияет ли это осенняя погода, ссора с друзьями и плохие отметки на настроение ребенка, или за подавленностью скрываются признаки депрессии, рассказывает MedAboutMe.
Дети из «группы риска»
Не стоит думать, что группа риска в данном случае — описание компаний детей из маргинальных слоев населения, тех, кто с утра до ночи гуляет без присмотра или плохо учится в школе. В «группу риска» по депрессии попадают и дети из абсолютно благополучных семей, с отличными отметками и разнообразием интересов, окруженные заботой и любовью родных.
Важно понимать, что депрессия часто провоцируется комбинацией нескольких факторов, поэтому искать виновного в состоянии ребенка бессмысленно и контрпродуктивно для лечения. Более того, для разных детей начало депрессивных состояний вызывают разные причины, так же, как и у взрослых.
Чаще всего депрессии начинаются у детей после стрессовых событий, таких, как болезнь или смерть любимого, важного родственника, сверстника, домашнего любимца.
Особенно, если такие события совпадают в коротком промежутке времени или следуют за переездом, сменой школы, компании.
Дети также могут впадать в депрессию, если они не чувствуют себя успешными в учебе или в социуме (классе, среди приятелей), если в доме присутствуют постоянные конфликты между взрослыми или признаки приближающегося развода.
Не все дети реагируют на такие события депрессивными симптомами, но важно отслеживать признаки депрессии, если для нее есть несколько поводов и ребенок уже выглядит не так, как обычно.
Взрослые часто считают, что быть ребенком легко, а вот уж проблемы мира взрослых — настоящий повод быть подавленным. Тем не менее жизнь ребенка также может быть довольно сложной и болезненной.
Дети, чувствующие себя «белыми воронами» из-за внешности, интересов, особенностей характера или здоровья, страдающие от неуспеваемости или проводящие много времени дома или в клиниках из-за болезней, могут быть более подвержены риску возникновения депрессии.
Генетика также играет важную роль. Дети, у которых есть родственники первой степени родства с диагностированными депрессивными эпизодами, в два-четыре раза более склонны к развитию заболевания.
Итак, как же узнать, находится ли ребенок в депрессии, или у него просто затяжная хандра? Специалисты советуют доверять родительскому инстинкту. Основными признаками депрессии являются длительность и неизменность состояния при изменении обстоятельств.
Капризы, печаль могут приходить и уходить, но если ребенок подавлен дома, в школе, в гостях, в кино, если признаки депрессии сохраняются в различных условиях, то, вероятно, это уже проблема.
Депрессия — не просто плохое настроение, это заболевание, для которого необходима помощь специалистов. В том числе и детям.
Признаки депрессии у детей
Важно знать и замечать признаки депрессии, так родители могут понять страдания ребенка и суметь помочь. Однако стоит также помнить, что есть дети, у которых проявления депрессии на самом деле не являются ее симптомом.
Некоторые способны писать рассказы, стихи, рисовать картины, помогающие понять настроение ребенка. Это ценно не только для осознания, что происходит с человеком, но и имеет терапевтическое значение.
Возможно, так ребенок пытается снизить внутреннее напряжение, помогает себе пережить существующую или возможную травмирующую ситуацию. И это хорошо.
Однако, если вам не нравится, настораживает сюжет или рисунок, стоит посоветоваться со специалистом.
Стоит начинать беспокоиться, если следующие симптомы длятся более двух недель, не связаны с соматическими заболеваниями и не изменяются в различных ситуациях:
- бессонница, нарушения сна, в том числе внезапная избыточная сонливость;
- трудности с концентрацией, снижение успеваемости, усталость;
- частые жалобы на головные боли или боль в области живота;
- стойкая скука, потеря или снижение интереса к любимым занятиям, друзьям;
- изменение привычек в еде;
- гнев, раздражительность, печаль, частая и беспричинная смена настроения;
- отказ идти в школу, неприятности, вызванные поведением на занятиях;
- снижение самооценки, «все равно у меня не получится», «я ни на что не годен»;
- разговоры, рассказы, рисунки о смерти, посещение ресурсов в Интернет, связанных с суицидом;
- попытки убежать из дома.
В основном данные признаки относятся к младшим школьникам (и более старшему подростковому возрасту), однако могут проявляться и у дошкольников.
Иногда родители в попытках успеть все не успевают полностью замечать изменения.
В таких случаях можно (и нужно!) разговаривать с педагогами, обращаться к школьному психологу за оценкой внешней ситуации — не изменилось ли поведение в классе, группе, не произошли ли значимые события в школе.
Что делать родителям, если у ребенка депрессия?
Если вы обеспокоены подавленным состоянием ребенка, первое, что необходимо сделать — обеспечить ему поддержку и ощущение любви и принятия в любой ситуации. Депрессия — заболевание, которое не излечивается волевыми усилиями, и никакие «возьми себя в руки и не хнычь» не помогут, а только отдалят ребенка в свой закрытый мир.
Попробуйте пообщаться сами, обеспечьте возможность общения с другими значимыми взрослыми: старшими братьями, сестрами, тетями, дядями, друзьями семьи, которым вы можете доверить свое беспокойство об эмоциональном состоянии ребенка.
Обязательно вместе проконсультируйтесь у педиатра и психолога, чтобы исключить другие заболевания, которые могут иметь схожий набор симптомов.
Существуют две формы лечения депрессии у детей: фармакологический и психотерапевтический, а также их сочетание. Психотерапия, или терапия через речь, проводится у сертифицированного психолога или психотерапевта с целью помочь ребенку прожить, проработать свои негативные чувства.
Фармакология полагается на действие препаратов в терапии депрессии. В настоящее время есть средства, которые могут применяться в детском возрасте. Однако, как и все лекарства, антидепрессанты имеют побочные проявления, и родителям стоит получить максимально подробную информацию о действии препаратов, преимуществах и потенциальном риске.
Стоит также учитывать, что нахождение ребенка в длительной травмирующей ситуации, которая не меняется по ходу лечения, значительно снижает эффективность любой терапии.
Как маскируется депрессия у детей
Депрессия у детей – тема, которая в последние годы становится все более актуальной для родителей и педагогов.
Она касается не только ребят, находящихся в приемных семьях и лишенных родительской заботы, но и тех, кто воспитывается в семье.
Развод родителей, смерть близкого человека, конфликты, непонимание и непринятие, ощущение внутреннего одиночества, потеря смысла жизни – все это создает «благоприятную» почву для развития детской депрессии.
А может ли вообще быть депрессия у детей? Этот вопрос вызывал и вызывает жаркую дискуссию в среде профессионалов. У взрослых данное состояние имеет четкие «критерии»: ощущение тоски и печали, уход от общения, потеря интереса к работе, хобби, близким людям, физическая слабость, упадок сил.
В отличие от взрослой, детская депрессия многолика и умеет хорошо скрываться. К тому же не всегда малыш может подробно и понятно описать свое эмоциональное состояние.
Так депрессивное состояние у ребенка может проявляться в виде высокой тревожности и беспокойства, различных страхов, дезадаптации в коллективе, школьной неуспеваемостью, конфликтными отношениями со сверстниками и взрослыми.
По факту детская депрессия имеет ярко выраженную атипичность, то есть не соответствует основным характерным признакам заболевания.
Стоит обратить особое внимание на то, что депрессия у детей практически всегда идет рука об руку с жалобами на плохое физическое самочувствие:
- тошнота;
- боли различного происхождения;
- упадок сил, вялость («нет сил», «еле дошла»);
- нарушение сна (малыш плохо засыпает, часто просыпается, его мучают ночные кошмары и т.д.);
- учащенное сердцебиение;
- головные боли и головокружение;
- нарушение аппетита.
И это далеко не полный перечень «масок», которые может надевать на себя детская депрессия. Все эти симптомы могут стать объектом внимание педиатра, гастроэнтеролога, невролога, кардиолога, но никак не врача-психиатра.
Как правило, анализы, дополнительные функциональные исследования не показывают какой-либо патологии.
Однако, вышеперечисленные признаки дают повод обратить более пристальное внимание на эмоциональное состояние ребенка и вовремя оказать ему помощь.
Ирина К., 6 лет. Мама обратилась к психологу Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ за помощью. Девочка категорически не хотела ходить в новой одежде, считая ее некомфортной.
Ходили на прием к неврологу, который прописал успокоительные препараты, витамины. Лечение результата не дало.
Из беседы с мамой выяснилось, что проблемы начались, когда ребенка отдали на подготовку к школе. Повышенные требования к выполнению домашних заданий, дисциплина сказались на физическом самочувствии девочки. Она стала раздражительной, плаксивой, жаловалась на головные боли и головокружение. Перед занятиями отказывалась одеваться.
Психолог предложила девочке нарисовать свой образ и одеть себя в одежду которая нравится. С мамой была проведена беседа, о том что ребенок может сам выбирать одежду в магазине и надевать, что хочет.
Признаки детской депрессии у дошкольников
В дошкольном возрасте признаки депрессии отличаются своим разнообразием. В некоторых случаях – одна, но постоянная жалоба, например, болит голова, в других – целый «букет».
Наиболее часто малыши-дошколята жалуются на боли в животе, а ребята младшего школьного возраста на головокружение и головные боли.
Многие из них уверены, что их заболевание неизлечимо и смертельно опасно, а разговоры взрослых о болезнях только усиливают тревожность.
У детей, склонных к депрессии, часто наблюдается повышенная тревожность, страхи, которые могут усиливаться к вечеру (ночи). Страхи также отличаются свои разнообразием:
- смерти близких, особенно матери;
- одиночества;
- темноты;
- за свое здоровье, жизнь;
- все вокруг несет угрозу и опасность (беспредметный страх).
Еще одним проявлением депрессивного расстройства у детей может быть паника или так называемое паническое расстройство, которое сопровождается болями различного происхождения, учащенным сердцебиением, тошнотой, ознобом. Паническая атака в большинстве случаев возникает вместе с чувством страха смерти, клаустрофобией (боязнью замкнутого пространства).
Как распознать детскую депрессию?
В разном возрасте признаки депрессии проявляются по-разному. У малышей дошкольного возраста – плохой аппетит, капризы, вялые движения, незначительная прибавка в весе по сравнению с нормой.
Депрессия в дошкольном возрасте напрямую связана с состоянием физического здоровья. У ребенка в этом возрасте можно заметить и характерные для взрослой депрессии признаки, такие как: печаль, тихий голос, скудная мимика, «шаркающая» стариковская походка.
У ребят младшего школьного возраста наблюдаются: снижение или потеря интереса к играм и хобби, ощущение тоски и печали, отсутствие друзей, безразличие к окружающему миру.
Типичные жалобы ребенка будут звучать примерно так: «скучно», «плохо», «мне это не интересно», «как-то мне не так». Одной из самых распространенных жалоб у детей и самым распространенным признаком депрессии бывает именно жалоба на скуку.
Слово «скучно» является своеобразным маркером, указывающим на потерю интереса к жизни.
Сережа, 5 лет. Родители обратились к психологу с жалобами на повышенную тревожность и плохой сон у ребенка. Мальчик ходит в сад с 3 лет, всегда отличался эмоциональностью, тревожностью, плохим аппетитом и нарушением сна. Проблемы усугубились с началом подготовки к школе.
Психолог предложила мальчику нарисовать рисунок, показала комплекс дыхательных упражнений, направленных на саморегуляцию, а также дала специальный блок упражнений – «гимнастика для мозга».
В депрессивном состоянии отмечается повышенная слезливость. Чем младше ребенок, тем чаще он может плакать по поводу и без.
Также отмечается повышенная чувствительность, жалостливость не только по отношению к себе, но и другим (случайно раздавленная букашка, надломленная ветка, сорванный цветок, бездомное животное).
Дети в депрессивном состоянии могут проситься на руки, требуют, чтобы их покачали. В речи присутствуют интонации младенца.
По внешнему виду депрессивного ребенка видно невооруженным глазом. У него угрюмое, мрачное, тоскливое выражение лица. Такие ребята не верят в родительское принятие и своим поведением требуют подтверждения любви.
Могут по много раз задавать один и тот же вопрос: «Вы меня любите?». Малейшее недовольство взрослых воспринимается как вызов и провоцирует истерику, плач, крики, повышенную двигательную активность.
Ребенок пытается различными способами, пусть даже самыми наивными, найти подтверждение любви к нему.
Школьная дезадаптация, как признак детской депрессии
Дезадаптация в школьном коллективе проявляется сложностями в запоминании пройденного материала и, как правило, дает о себе знать постепенно. Ребята тратят много сил и времени на подготовку к занятиям, испытывают проблемы в освоении новых знаний, часто не понимают только что прочитанного материала.
Родители жалуются, что у ребенка плохая память, внимание, рассеянность, неусидчивость. Дома со взрослыми задания делает, а у доски рассказать не может. Не умеет решать самые простые математические задачи. Не может пересказать текст. Забывает дома учебники, тетради.
Дети начинают думать, что учителя их считают «бестолковыми», «тупыми», сверстники не хотят с ними общаться, а родители все свое внимание и любовь отдают братьям и сестрам.
У ребенка появляется неуверенность в себе и своих силах, пропадает мотивация и интерес к занятиям, появляется социальная отчужденность. Ребенок отказывается идти в школу, не выполняет свои обещания, «убегает» в болезнь.
Состояние «школьной фобии» может длиться годами.
Признаки депрессии у подростков
Депрессия у подростков отличается своей яркостью. Гормональная перестройка всего организма, меняющаяся внешность только усугубляют и так непростое состояние. К физическим изменениям добавляются душевные переживания. Появляется ощущение своей незначительности, ущербности, ненужности.
Чувство вины перед самим собой («я ничего не могу», «у меня все плохо получается», «я не такой как все») и родителями («от меня все беды и несчастья», «я плохая и никчемная»).
Проявляться такие переживания могут в поведении, когда подросток становится вялым и безразличным или наоборот ведет себя демонстративно грубо и вызывающе, а также в тревожных мыслях о своей внешности, здоровье.
Подросток утрачивает интерес к увлечениям, которые раньше доставляли радость и удовольствие. «Убивает» время перед телевизором, «зависает» в социальных сетях, уходит в компьютерную реальность, прогуливает уроки или вообще не ходит в школу.
При этом может испытывать чувство вины за отсутствие силы воли. Родители бывают твердо убеждены, что это все лень и «дурной» характер, пытаются его перевоспитать, наказывают. И получают за свои действия сполна – грубость, резкость, враждебность, а иногда и физическая агрессия.
В семье начинаются конфликты, ухудшается коммуникация и отношения.
Причины детской депрессии
Как и у любого заболевания, у детской депрессии есть определенные внешние и внутренние предпосылки и причины.
Самым распространенным психотравмирующим фактором у детей до 4 лет считается ранняя сепарация, когда ребенка по тем или иным обстоятельствам разлучают с матерью. Например, малыша помещают в больницу, детский сад или ясли, дом малютки.
Для малышей от 5 лет и старше – это неблагоприятная ситуация внутри семьи (смерть родителей, насилие или жестокое обращение, развод и т.д.).
Когда ребенок начинает учебу в школе на первое место выходят проблемы, связанные с обучением, отношениями со сверстниками и учителями.
Стоит обратить внимание, что депрессивное состояние может продолжаться от 1 месяца до 1 года и дольше.
Ранняя диагностика и своевременно оказанная медико-психологическая помощь – основной фактор успешного преодоления проблемы. Родителям стоит обратить серьезное внимание на эмоциональное состояние своего ребенка и на те признаки, которые были перечислены в статье. Игнорирование, избегание проблем – не выход из ситуации.
Детская депрессия – это душевная болезнь, которая требует не только медицинской и психологической помощи, но и поддержки всех членов семьи. В некоторых случаях при не ярко выраженных признаках, она может со временем пройти сама и не потребует вмешательства специалиста.
В более трудных ситуациях стоит обратиться к врачу, психологу, психотерапевту, ведь далеко не всегда ребенок может описать свои переживания и эмоциональные проблемы.
Фактор времени. Если ребенку «грустно, скучно, плохо» один или два дня, то это нормально, т.к. любой человек имеет право на такое состояние. Если у вашего ребенка (подростка) состояние тоски, печали длится две недели и дольше – это уже повод обратиться к специалисту. Чем раньше будет оказана помощь, тем быстрее изменится состояние и меньше будет неблагоприятных последствий.
У некоторых родителей есть страх, что врачи-психиатры сделают из ребенка «овоща», назначив антидепрессанты. Но на сегодняшний день наука ушла далеко вперед. В Центре им. Г.
Е Сухаревой ДЗМ при лечении депрессии используются самые современные медикаментозные препараты с минимальными побочными эффектами.
Все препараты подбираются строго индивидуально с учетом текущего состояния и анамнеза.
Как показывает опыт, залогом достижения стабильного результата служит не только медикаментозная терапия, психотерапия, но и активное вовлечение родителей, членов семьи и самого ребенка в процесс выздоровления.
Наши контакты
О том, что такое «осенняя хандра», каковы причины возникновения этого состояния, кто ей подвержен и как с ней справиться, мы спросили у главного врача Нижегородского областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики Натальи Савицкой.
— Наталья Николаевна, что такое осенняя депрессия?
— Летом справляться со стрессами и психологическим дискомфортом действительно легче. Погода, продолжительность дня, пейзажи вокруг, солнце – все это, как правило, радует и отвлекает от дурных мыслей.
Осенью декорации меняются, и на сцену выходит сезонное аффективное расстройство, в народе известное как «осенняя хандра, апатия, депрессия».
Расстройство встречается среди всех возрастных групп, но чаще всего оно наблюдается в октябре-ноябре у людей 18-40 лет и у тех, у кого происходит гормональная перестройка.
В это время нас одолевает тоска по солнечному лету, упадок сил, грусть, повышенная сонливость, сниженная концентрация внимания, отсутствие интереса к делам, которые радовали летом и т.д.
— Каковы же причины такой сезонной смены настроения?
— Одной из основных причин подобного состояния является значительное сокращение светового дня, которое начинается с наступлением октября.
День становится намного короче, погода уже не радует солнечными днями и вовсе неудивительно, что настроение портится, а единственным желанием является – плотно закутаться в одеяло и как можно больше спать.
Кроме того, из-за нехватки ультрафиолета снижается и выработка витамина D, что приводит к ухудшению физического состояния.
Еще одной причиной сезонной депрессии является повышенный объем работы.
После летних отпусков мы возвращается к трудовым будням, успев расслабиться и настроиться на неспешный ритм летних деньков, поэтому свалившиеся на нас задачи кажутся намного сложнее и объемнее.
Кроме того, во многих профессиях начало осени – один из самых сложных периодов, когда требуется огромное количество сил и энергии, например учителя, бухгалтеры, офисные работники.
Причиной осенней хандры является и избыток мелатонина. В народе его часто называют «гормоном сна» и из-за сокращения солнечных дней в крови возникает его переизбыток. В свою очередь, это приводит к сонливости, ощущению тоски и подавленности, частым перепадам настроения.
Наличие хронических заболеваний и слабый иммунитет. Осенью могут обостриться многие хронические болезни, а также высок риск заболеть очередным ОРВИ, особенно, если ваш иммунитет ослаб. После яркого солнечного лета, холодный период с его болезнями точно не располагает улучшению эмоционального фона.
Генетическая «память» о зимней спячке. Доказательств этой теории нет, однако, многие исследователи утверждают, что у человека все же сохранилась своего рода «память» о зимнем анабиозе, когда организм переходит в режим экономии энергии. Вялость, заторможенность и, нередко, набор веса объясняется ими, как желание организма подготовиться к длительной зимней спячке.
Не из последних причин осенней депрессии в этом году можно назвать эпидемиологическую ситуацию с распространением коронавирусной инфекции и связанных с ней ограничительных мероприятий, которые зачастую лишают нас возможности заниматься привычными делами, заставляют менять планы, создавая ощущение сильного дискомфорта.
Осеннюю хандру легко спутать с другими ее видами, которые не являются сезонными и имеют совершенно иную причину. Поэтому, если вы обнаружили у себя какие-либо из вышеперечисленных симптомов – не мешкая обратитесь к врачу, чтобы исключить клиническую депрессию!
- — Как справиться с осенней хандрой?
- — Уникального рецепта, как бороться с осенней депрессией, нет, но есть общие советы.
- * Пройти медицинское обследование, чтобы исключить проблемы со здоровьем.
- * Больше ходить пешком.
* Заняться спортом. При апатии двигаться не хочется, но необходимо себя из этого состояния выдергивать. Физическая нагрузка улучшает кровоток, ускоряет метаболизм, переключает мозг, заставляет его концентрироваться на действии. Крайне важно выбрать то направление физических нагрузок, которое будет приносить удовольствие.
* Высыпаться. Далеко не всем необходим 8-часовой отдых, но свою норму нужно «досыпать». Во сне мозг обрабатывает полученную информацию, проживает «недоработанный» стресс, избавляется от лишней информации.
* Выполнять дыхательные упражнения. Цикл дыхания с коротким вдохом и длинным выдохом успокаивает, а если делать все наоборот — длинный вдох, задержка, короткий выдох — техника будет бодрить и активизировать силы.
* Слушать классическую музыку. «Живые» инструменты стимулируют работу мозга, при этом человек не погружается в задумчивую отрешенность, а активно анализирует неожиданную смену темпа и музыкальных переходов.
* Пробовать что-то новое. Необязательно прыгать с парашютом. Просто откройте для себя любую непривычную деятельность. В этот момент образуются новые нейронные связи в мозгу, мы получаем прилив сил и энергии. Организм даже может пережить небольшой стресс, но положительный, который не обессиливает, а возвращает к жизни.
* Чтобы компенсировать недостаток солнца надо подкорректировать питание. Например, с помощью продуктов питания, которые содержат триптофан, из которого в свою очередь синтезируется серотонин.
Именно его называют главным гормоном счастья. В числе содержащей триптофан еды творог, сыры, яйца, белое и красное мясо, черная и красная икра, бобовые, шоколад и орехи.
Список подходящих продуктов велик, но правильнее всего будет обратиться к специалисту.
Кроме того, на базе нашего учреждения работает «Телефона доверия» работа которого направлена на оказание психологической помощи и поддержки населения Нижегородской области в любых ситуациях эмоционального напряжения: конфликтах, депрессии, стрессах, связанных, в том числе, с перенесенным COVID-19, сложных жизненных ситуациях, а также консультации о преодолении вредных привычек и профилактики хронических неинфекционных заболеваний. Номер телефона опубликован на сайте нашего Центра (8 (831) 422 26 63).
Депрессия
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Депрессия – одно из самых распространенных психических расстройств. Критериями депрессивного эпизода являются ежедневное и занимающее большую часть дня снижение настроения, существенно отличающееся от обычного состояния человека, в течение двух недель и более, очевидное снижение интересов и удовольствия от деятельности, обычно связанной с положительными эмоциями, повышенная утомляемость и двигательная заторможенность. К вышеуказанным симптомам можно добавить следующие:
- снижение внимания;
- нарушение аппетита;
- бессонница;
- снижение самооценки;
- мысли о собственной виновности;
- суицидальные мысли.
Разновидности депрессии
- Психогенная депрессия развивается как реакция на психотравмирующие события.
- Эндогенная депрессия вызвана изменением уровня гормонов и нейромедиаторов.
- Экзогенная депрессия возникает при различных соматических заболеваниях, в результате поражения головного мозга и при употреблении психоактивных веществ.
- Скрытая («маскированная») депрессия проявляется в виде соматического заболевания.
Причины развития депрессии Наибольшее затруднение вызывает диагностика скрытой, иначе латентной, депрессии. При ее диагностике важно исключить наличие любых органических заболеваний. Ведь такая депрессия имеет множество проявлений, с которыми пациенты обращаются к врачам-терапевтам, кардиологам, неврологам и пр. Однако при обследованиях какие-либо органические патологии не обнаруживаются. Самая распространенная форма подобной депрессии – кардиологическая. Пациенты чувствуют мучительные боли в области сердца, сердцебиение, слабость, головокружение, но при прохождении кардиологического обследования отклонения не выявляются. Также распространен абдоминальный вариант, при котором возникают боли в любой части живота, тошнота, снижение аппетита. Кожный вариант характеризуется покраснением и изменением кожной чувствительности, появлением экзематозных высыпаний, повышенной потливостью, зудом, часто локальным (например, зуд только ладоней или голеней). Причинами развития экзогенной депрессии могут быть черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, опухолевые и сосудистые заболевания головного мозга (атеросклероз, инсульты и инфаркты головного мозга), атрофические процессы. Психогенная депрессия возникает после воздействия психотравмы, которая является индивидуально значимым стрессовым событием.
Эндогенная депрессия встречается как самостоятельное заболевание, а также может сопровождать биполярное расстройство, которое характеризуется сменой фаз мании, депрессии и психической стабильности.
Часты случаи депрессивных расстройств у лиц, употребляющих психоактивные вещества и алкоголь. Соматические заболевания, которые могут привести к депрессии, разделяют на группы.
- Сердечные патологии: инфаркт миокарда, артериальная гипертензия, хроническая сердечная недостаточность, аритмии.
- Эндокринные нарушения: сахарный диабет, гипо- и гипертиреоз.
- Желудочно-кишечные расстройства: цирроз печени, колиты и т. д., приводящие к нарушению всасываемости и детоксикации вредных веществ.
- Ревматические болезни: ревматизм, системные поражения соединительной ткани, артриты и т. п. сопровождаются выраженными болями, требуют длительного лечения.
- Новообразования, особенно злокачественные.
Отдельно стоит рассмотреть послеродовую депрессию. Развитию этого состояния способствуют особенности послеродового периода: происходит гормональная перестройка организма (уменьшается концентрация женских половых гормонов), снижается объем циркулирующей крови. Существенное влияние оказывают ухудшение состояние здоровья после родов, проблемы при грудном вскармливании, изменение внешнего вида. Депрессия развивается у 10% первородящих женщин со 2-го по 6-й месяц после родов и проявляется симптомами, характерными для всех депрессий: двигательной заторможенностью, ухудшением настроения, плаксивостью, изменениями аппетита. Особенностью постнатальной депрессии является снижение интереса женщины к ребенку, раздражение от необходимости ухода за ним. Очень важно своевременно диагностировать это состояние и пройти курс лечения, т. к. страдает в первую очередь ребенок.
К каким врачам обращаться при депрессии?
В большинстве случаев при депрессии обращаются за помощью к врачу- терапевту, кардиологу, эндокринологу, гастроэнтерологу в зависимости от причины жалоб. Многие пациенты избегают обращения за помощью к психиатру или к психологу. Однако специалисты в области психиатрии и психологии не только диагностируют причины возникновения депрессии, но и помогают справиться с депрессивным состоянием.
Диагностика депрессии
Заподозрить депрессию может врач любой специальности. Однако диагностика депрессии возможна только врачом-психиатром, который проведет опрос и анализ полученных данных. Для исключения органической патологии при маскированных и экзогенных депрессиях, в зависимости от симптомов, врач может назначить комплекс лабораторно-инструментальных обследований:
- клинический анализ крови;
Анализ мочи общий (Анализ мочи с микроскопией осадка)
Метод определения Определение физико-химических параметров выполняется на автоматическом анализаторе методом «сухой химии». Аппаратная микроскопия проводится методом планарной цитометрии с использованием осевого гидродинамического фокусирования и автоматического распознавани…
- гормональное исследование крови: фолликулостимулирующий гормон (ФСГ), лютеинизирующий гормон (ЛГ), пролактин, тестостерон, эстрадиол, кортизол, адренокортикотропный гормон (АКТГ), тироксин (Т4), трийодтиронин (Т3), тиреотропный гормон (ТТГ);
Фолликулостимулирующий гормон (ФСГ, Follicle Stimulating Hormone, FSH)
Синонимы: Анализ крови на ФСГ; Фоллитропин. Follicle-Stimulating Hormone; Follitropin; FSH. Краткая характеристика определяемого вещества Фолликулостимулирующий гормон Гликопротеиновый гонадотропный гормон, синтезируемый базофильными клетками передней доли гипофиза. До насту…
Лютеинизирующий гормон (ЛГ, Luteinizing Hormone, LH)
Синонимы: Гликопротеидный гонадотропный гормон; Лютеотропин; Лютропин. Luteinizing hormone; LH; Lutropin; Interstitial cell stimulating hormone; ICSH. Краткая характеристика определяемого вещества Лютеинизирующий гормон Гликопротеиновый гонадотропный гормон вырабатывается в …
Тестостерон (Testosterone)
Тестостерон – основной андрогенный гормон. Тест используют в диагностике нарушений полового развития и гипогонадизма у мужчин; нарушений цикла, бесплодия, вирилизации у женщин; контроле терапии с применением тестостерона.
Синонимы: Анализ крови на тестостерон; Общий тестостерон; Стероидный …
Эстрадиол (E2, Estradiol)
Синонимы: Анализ крови на эстрадиол. 17-beta-estradiol. Краткая характеристика определяемого вещества Эстрадиол
Эстрадиол – стероидный гормон с максимальной эстрогенной активностью. Циркулирует в крови большей частью в комплексе с глобулином, связывающим половые гормоны (см. тест № 149)….
Кортизол (Гидрокортизон, Cortisol)
Синонимы: Анализ крови на кортизол. Hydrocortisone; Compound F. Краткая характеристика определяемого вещества Кортизол
Кортизол – стероидный гормон, основной представитель глюкокортикоидов, вырабатывается в пучковой зоне коры надпочечников под контролем адренокортикотропного гормона (АКТ…
Тироксин свободный (Т4 свободный, Free Thyroxine, FT4)
Свободный, не связанный с транспортными белками плазмы крови тироксин. Синонимы: Анализ крови на свободный тироксин. Free T4; Free Form of Thyroxin. Краткая характеристика определяемого вещества Тироксин свободный
Тироксин (Т4) – один из двух основных тиреоидных гормонов щитовидной жел…
Трийодтиронин свободный (Т3 свободный, Free Triiodthyronine, FT3)
Синонимы: Свободный трийодтиронин.
Free T3. Краткое описание исследуемого вещества Трийодтиронин свободный
Трийодтиронин свободный (Т3св.) относится к тиреоидным гормонам и является не связанной с белками биологически активной фракцией общего трийодтиронина (Т3общ.), который секретируется клетка…
- биохимический анализ крови (уровень глюкозы в крови, уровень холестерина, липопротеинов очень низкой, низкой и высокой плотности);
Глюкоза (в крови) (Glucose)
Материал для исследования Сыворотка или плазма крови. Если нет возможности центрифугировать пробу через 30 минут после взятия для отделения сыворотки/плазмы от клеток, пробу берут в специальную пробирку, содержащую ингибитор гликолиза (флюорид натрия). Синони…
Холестерин общий (холестерин, Cholesterol total)
Синонимы: Холестерол, холестерин. Blood cholesterol, Cholesterol, Chol, Cholesterol total. Краткая характеристика определяемого вещества Холестерин общий Около 80% всего холестерина синтезируется организмом человека (печенью, кишечником, почками, надпочечниками, половыми железами), остальные 20%…
Антитела к ВИЧ 1 и 2 и антиген ВИЧ 1 и 2 (HIV Ag/Ab Combo)
Внимание. При положительных и сомнительных реакциях, срок выдачи результата может быть увеличен до 10 рабочих дней. Синонимы: Анализ крови на антитела к ВИЧ1 и 2 и антиген ВИЧ1 и 2; ВИЧ-1 p24; ВИЧ-1-антиген, p24-антиген; ВИЧ 1 и 2 антитела и антиген p24/25, ВИЧ тест-системы 4-г…
Anti-HCV-total (антитела к антигенам вируса гепатита C)
Синонимы: Суммарные антитела к вирусу гепатита С; анти-HCV.
Anti-HCV IgG/IgM; Antibodies to Hepatitis C Virus, IgM + IgG; HCVAb, Total. Характеристика показателя Anti-HCV-total (антитела к антигенам вируса гепатита C суммарные)
Внимание! При положительных и сомнительных реакциях срок выдачи ре…
- анализ крови на уровень гликированного гемоглобина;
Гликированный гемоглобин (HbA1С, Glycated Hemoglobin)
Синонимы: Анализ крови на гликированный гемоглобин. Glycohemoglobin; HbA1c; Hemoglobin A1c; A1c; HgbA1c; Hb1c. Краткая характеристика определяемого вещества Гликированный гемоглобин Образуется в результате медленного неферментативного присоединения глюкозы к гемоглобину А, со…
- исследование микрофлоры урогенитального тракта;
ИНБИОФЛОР. Комплексное исследование микрофлоры урогенитального тракта.
Предлагаемый комплекс состоит из нескольких отдельных профилей для скрининговой оценки состава и состояния части микрофлоры слизистых оболочек мочеполовой системы и мониторинга эффективности проводимой терапии. Профили имеют разную клиническую направленность, можно использовать их все или по отдельн…
Гастроскопия
Исследование слизистой оболочки верхнего отдела желудочно-кишечного тракта с возможностью выполнения биопсии или эндоскопического удаления небольших патологических образований.
Колоноскопия
Эндоскопическое исследование толстого кишечника для поиска участков патологии, проведения биопсии и удаления небольших полипов и опухолей.
Колоноскопия с седацией (во сне)
Лечебно-диагностический метод исследования толстого кишечника, во время которого при необходимости может быть проведено малое хирургическое вмешательство (биопсия, удаление полипа до 1 мм).
- магнитно-резонансная томография головного мозга;
- магнитно-резонансная томография (МРТ) надпочечников.
Перечень обследований может меняться в зависимости от состояния пациента.
Лечение депрессии
Терапия депрессии всегда проводится комплексно и часто с участием нескольких специалистов из разных областей медицины.
Если причина депрессии – соматическое заболевание, то сначала следует вылечить основную болезнь, а психотерапию использовать как дополнительное средство. В случае если депрессия не имеет органических причин, то после диагностики состояния врач-психиатр назначает медикаментозное лечение. Применяют также немедикаментозные методы, например, долгосрочную когнитивно-поведенческую или интерперсональную психотерапию. При тяжелой депрессии требуется стационарное лечение.
Легкие формы депрессии можно лечить без применения лекарственных средств, с прохождением курса психотерапии. Умеренные и тяжелые депрессии требуют подбора врачом комплексной схемы лечения.
Для предотвращения повтора депрессивных эпизодов у лиц с ранее диагностированной депрессией назначают курс антидепрессантов и прохождение индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.
- Для профилактики депрессий нужно соблюдать режим сна и бодрствования, отказаться от кофе и алкоголя, особенно в вечернее время.
- Рекомендуется вести активный образ жизни: гулять не менее получаса ежедневно, выполнять легкую гимнастику.
- Что делать, если у вас депрессия?
Возможно применение массажа, гидротерапии и лечебной физкультуры. Особое внимание следует уделить обучению методикам снятия стресса, созданию благоприятной атмосферы на работе и дома. При потере интереса к жизни, постоянном чувстве вины, нарушениях сна, снижении аппетита, усталости, появлении трудностей на работе или в учебе следует обратиться за помощью к врачу. Согласно статистике, каждый пятый человек страдает от депрессии. Следует помнить – помочь можно любому человеку.
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.