Детские страхи — насколько это серьезно?

Что же такое детские страхи и какова их природа происхождения? Страх – это эмоциональная реакция психики на воздействие угрожающих факторов.

Однако, специфика их такова, что реальной угрозы, как правило, не существует, а само возникновение проблемы обусловлено очень богатым и ярким детским воображением.

Источником для воображения ребёнка является его окружение, в частности взрослые люди, чрезмерно эмоционально обсуждающие в присутствии детей проблемы.

Существуют различные классификации детских страхов, понятных лишь психологам, ниже перечислен наиболее полный список часто встречающихся детских страхов, с учётом возрастных особенностей, ведь этот синдром различен в разных возрастных категориях.

Детские страхи у малышей от 0 до 3 лет

Детские страхи — насколько это серьезно?

  • Дети первого года жизни также подвержены детским страхам. Это может быть страх перед новой обстановкой.  Наверняка любая мама замечала, как меняется малыш, стоит ему попасть в незнакомое помещение.
  • Также у малышей распространен страх, потерять маму. К сожалению, очень часто подобный страх принимается за избалованность и капризы ребенка.
  • В возрасте от одного до трёх лет появляются новые детские страхи, невольными виновниками которых становятся родители крохи. К примеру, страх темноты, когда ребенка пугают «бабайкой» и прочими мифическими персонажами.
  • Существует также страх ребенка остаться одному хотя бы на минуту. Как правило, возникает он именно из-за того, что элементарную потребность малыша в родителях в первый год жизни взрослые сочли за обычную избалованность, и ребенок был лишён постоянного тесного контакта с мамой.
  • Ночные страхи. В большинстве случаев они являются продолжение страха темноты. Помните о том, что просмотр некоторых современных мультиков способен значительно усугубить ситуацию.

Детские страхи у детей 3-5 лет

Детские страхи — насколько это серьезно?

Для возрастной категории трёх-пяти лет наиболее характерны такие страхи, как:

  • Панический страх перед одиночеством.
  • Страх темноты.
  • Также в этом возрасте некоторые родители с удивлением замечают, что у их крохи появился страх замкнутого пространства, например,  ребенок, может отказаться заходить в лифт или начать требовать оставить открытой дверь в спальню. Психокоррекция такого детского страха обязательна, в противном случае этот страх может всплыть во взрослом возрасте, обернувшись клаустрофобией.
  • Детский ночной страх в этом возрасте вызывается сказочными персонажами, так ребёнок в этом возрасте отождествляет их с вполне реальными людьми.

Страхи у детей 5-7 лет

Детские страхи — насколько это серьезно?

В возрасте 5-7 лет синдромы детских патологических страхов становятся гораздо разнообразнее. Кругозор ребёнка расширяется, а вместе с ним в жизни маленького человечка могут появиться новые страхи.

  • К примеру, ночные страхи в 7 лет приобретают новую форму – ребёнок начинает бояться засыпать, так как во сне он видит страшные сны. А это является весьма серьёзной нагрузкой на нервную систему ребёнка, поэтому коррекция ночных страхов 7 лет просто обязательна.
  • Появляется боязнь перед наказанием. Как уже говорилось, это весьма тревожный сигнал о том, что с отношениями между родителями и детьми не всё в порядке. Психокоррекция детских страхов перед наказанием должна начинаться с изменения подхода родителей к процессу воспитания ребёнка.
  • Под воздействием разговоров взрослых людей и просмотров телепередач у ребёнка может возникнуть непреодолимый страх перед животными, чаще всего собаками.
  • В этом возрасте ребёнок сталкивается с таким печальным явлением человеческой жизни, как смерть. Однако осознать до конца этого ребёнок ещё не может, и поэтому у малыша появляется страх перед собственной смертью, смертью родителей.
  • Кроме того, страх смерти у ребенка, как следствие, влечёт за собой возникновение страха перед всевозможными пожарами, стихийными бедствиями, ДТП и прочее.

Страхи у детей 7-11 лет

Детские страхи — насколько это серьезно?

У детей в возрастном промежутке от 7 до 11 лет появляются новые страхи, связанные с новым этапом в их жизни.

  • Страх перед школой.
  • Страх коллектива, вызванный сложной адаптацией.
  • Страхи перед получением плохой оценки.

В рамках программы коррекции детских страхов психологи дают несколько крайне полезных рекомендаций родителям. Ведь научно доказан тот факт, что в 95% всех случаев возникновения детских страхов прямым или косвенным образом к этому причастны родители.

Рекомендации о предотвращении детских страхов

  • Заботиться о психологическом здоровье ребёнке необходимо начинать ещё до его рождения. Чем спокойнее проходила беременность, тем реже у детей в последующем возникают какие–либо детские страхи. Так что постарайтесь, меньше нервничать во время беременности.
  • Рекомендация для мамы: какую бы высокую должность вы ни занимали на работе, помните, что ребёнок – это не ваш подчинённый, ему нужен не строгий руководитель, а нежная и любящая мама. Замечено, что у детей властных, строгих матерей страхи встречаются гораздо чаще и в более тяжёлой форме. Лечение детских страхов очень сложное и зачастую требует применения фармакологических препаратов.
  • Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребёнок ощущал себя заброшенным и ненужным. Даже если вы почти всё время проводите на работе или же у вас родился младший ребёнок, или по каким-либо иным причинам у вас совсем не остаётся сил, необходимо, превозмогая себя, уделять ребёнку внимание. При отсутствии адекватного лечения детских страхов, вызванных ощущением собственной «ненужности», в подростковом возрасте эта проблема может привести к возникновению у ребёнка суицидальных наклонностей.
  • Однако и прививать ребёнку чувство собственной исключительности также не стоит. Эгоистическое мышление также зачастую приводит к появлению страха потерять своё исключительное положение, носящему характер навязчивой идеи.
  • Постарайтесь не ограничивать ребёнка в общении со сверстниками – это привёдёт к появлению страхов перед школьной жизнью.
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Ни в коем случае нельзя приводить в пример малышу те успехи, которых добились его сверстники. Это с большой долей вероятности приведёт к снижению у ребёнка самооценки.
  • Ни в коем случае не пугайте ребёнка собаками, врачами или милиционерами. Ребёнок подобные угрозы воспринимает очень серьёзно.

Говоря о том, как побороть страхи у детей, хотелось бы отметить тот приятный факт, что, к счастью, почти все они носят временный характер и прекрасно поддаются коррекции. Однако для этого необходимо, чтобы родители со всей серьёзностью отнеслись к данному вопросу. В том же случае, если у вас не получается самостоятельно справиться с детскими страхами и вы не знаете, как бороться с их последствиями, вы всегда можете обратиться за помощью к специалисту, который подскажет вам, как избавиться от проблемы.

Детские страхи — насколько это серьезно?

Приглашаем Вас посетить специалистов ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики»:

  • Индивидуальное консультирование  психолога 

Получить более подробную информацию по работе специалистов, а так же записаться,  можно по телефону: 468-500.

 Статью подготовила: педагог-психолог М.Н. Ларионова 

Источник: http://www.jlady.ru/interesno/detskie-straxi.html#klassifikaciya

Страшные сказки наяву — страхи моего ребенка

— Мама! Мамочка! Боюсь! — раздался жуткий крик из детской. Опять! В кого Аня такая пугливая уродилась? После двух недель недосыпания от ночных кошмаров дочери терпение мамы закончилось. Она решила не ждать, а действовать.

27 19068 3 Июня 2012 в 23:55

— Мама! Мамочка! Боюсь! — раздался жуткий крик из детской. Кое-как оторвав голову от подушки, Женя поняла, что это голос ее пятилетней дочери. Опять! Как надоело, завтра на работу, а ей не дают нормально выспаться. Вопль повторился.

Муж, сладко похрапывая, перевернулся на другой бок. Везет же человеку. Ничего не слышит. Спит спокойно. 

Женя окончательно проснулась и пошла к дочке. 

Анечка сидела в углу кроватки с огромными от ужаса глазами и плакала. 

— Что случилось? Почему не спишь и другим не даешь?

  • — Мамочка, ко мне Баба-Яга приходила, хотела забрать к себе! 
  • Каждый раз истории были разные: то дочери мерещился дракон, то приползала ядовитая гадюка, то гроб приезжал на колесиках, то за окошком стоял покойный дедушка с крестом в руках. 

Поначалу Женя отмахивалась. Детские страхи – проявление фантазии, дочкины капризы. Выдумка. Она сама в детстве никаких страхов не испытывала. А тут на тебе! В кого Аня такая пугливая уродилась? 

Детские страхи — насколько это серьезно?

Приходилось вставать по ночам и успокаивать дочь всеми известными ей приемами. Оставляла включенный свет, старалась объяснить, что Баба Яга – вымышленный персонаж. Однако ничего не помогало, дочка все так же, с криками, бледная и дрожащая, просыпалась по ночам. «Со временем пройдет, — убеждали коллеги на работе, — подожди». 

После двух недель недосыпания от ночных кошмаров дочери терпение мамы закончилось. Она решила не ждать, а действовать.

Позвонила свекрови: «Она вырастила пятерых детей. Двадцать лет учителем начальной школы отработала. Про детские страхи знает не понаслышке!» — думала Женя.

Бабушка с удовольствием поделилась опытом. Дельными советами.

«Девочка капризничает, придумывает страшные сюжеты, потому что ей не хватает родительского внимания и заботы. Сколько времени, уважаемые родители, в день вы уделяете малышке? Оправдания не принимаются. Ребенок должен быть в приоритете!»

Читайте также:  Зимние травмы у детей: профилактика и лечение

Женя взяла отпуск. Заставила мужа каждый вечер гулять с дочкой и вести беседы на тему того, как он справился со своими страхами. Отец послушно рассказывал Ане, как он долго боялся высоты до тех пор, пока сам не прыгнул с крыши – тогда у него страх как рукой сняло. 

Но отчего-то лечение боязни дочки повышенным родительским вниманием не сработало. Ночные истерики продолжались. 

Лучший способ избавиться от страха — победить его! «Сделай первый шаг, и ты поймешь, что не все так страшно»,- напомнила свекровь слова римского философа Сенеки. Боязнь детей лечится большей порцией страха. Переживет и всё пройдет.

Детские страхи — насколько это серьезно?

Читайте сказки про Бабу-Ягу и убеждайте, что бояться не нужно. Боится собаку — покупайте домой щенка. Приручайте страх! Боится темноты — закрывайте в темной комнате на время, тем самым воспитаете волю и закалите характер. Скрепя сердце, родители претворяли бабушкины рецепты воспитания в жизнь.

Ситуация зашла в тупик. Чудодейственные методы довели девочку до болезненного состояния. Пришлось щенка отдать в добрые руки, а сказки про Синюю бороду и прочие ужастики оставить на книжной полке. 

«Детям свойственно все преувеличивать. Делать из мухи слона. Надо показать девочке границы реального и вымышленного. Не слушать, не подкреплять вниманием ее фантазии. В поведении ребенка мы получаем то, что поощряем.

Кричит дочь от испуга — успокойте, а дальше не слушайте, переключайте ее внимание на что-нибудь другое. Пусть Анечке станет стыдно морочить своими сказками родителям голову.

Хочет, чтобы родители ее слушали — пусть говорит правду, ничего не выдумывает!»

Родители послушно выполнили очередной наказ бабушки. Через неделю тревожность Ани выросла. Она стала плакать днем от того, что она скоро ослепнет и умрет. 

Петух на горе свистнул — больше ставить эксперименты над своим ребенком родители не стали. Не могли видеть страдания дочери. Бабушка начала настаивать на посещении внучкой невролога. Глядишь, назначат волшебные таблетки, успокоят расшатанную нервную систему Ани, и нет проблем. 

Необходимость врачебного вмешательства повергла родителей в шок — наносить вред здоровью ребенка фармацевтическими препаратамиим представлялось самой крайней мерой. И они приняли решение обратиться за квалифицированной помощью — пошли к психологу. 

Профессионалом по врачеванию детских душ, которого им посоветовали знакомые, оказалась упитанная женщина, обвешанная разными амулетами и бижутерией. Стелла Ивановна стала толковать им прописные истины:

«Родители должны, прежде всего, создать такие условия для развития ребенка, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Страхи детей формируются естественным образом в возрасте от пяти до семи лет — развивается наглядно – образное мышление, но превращаются они в болезненные только в сложных обстоятельствах.

Детские страхи — насколько это серьезно?

Ребенок, возможно, побывал в стрессовой ситуации. Может, у вас сложилась тревожная обстановка дома. Или полное непонимание личности дочки. Много и других факторов формирования запущенных детских страхов.

Родителям важно принять страх Ани, понять ее, изменить свое отношение к ней, уважительно относиться к ее страхам.

Детские страхи только кажутся глупыми, а для ребенка это значимое состояние, серьезный повод для тревоги и переживаний!» 

Психолог посоветовала выслушивать Аню до конца, поддерживать. Ни в коем случае не высмеивать ее страхи, не стыдить ее за то, что она испытывает. 

Методом избавления от детских страхов психолог выбрала рисование. Просила Аню изобразить страх на бумаге. Потом они разрывали рисунки, смывали их в унитаз, поджигали.

Родителям подобные действия казались похожими на языческие обряды, но количество дипломов, выданных Стелле Ивановне, свидетельствовало о том, что она мастер своего дела. 

Аня с радостью рисовала, но также просыпалась ночью. Призрак Бабы-Яги не давал ей покоя, изматывал родителей.

Стелла Ивановна перешла к решительным действиям — она придумывала сказки, в которых злые герои погибали. Просила Аню придумывать подобные сказки. Потом они проигрывали сцены с убийством Бабы-Яги добрым героем снова и снова.  Аня стала спокойнее, но продолжала бояться оставаться в темноте, по-прежнему пугалась кладбищ, похорон, смерти. 

Психолог говорила, что это понятные и вполне естественные страхи – повышенный инстинкт самосохранения срабатывает у ребенка. По мере взросления он уйдет на задний план. Главное — любите дочку.

Для родителей Ани так и осталось загадкой: почему именно их ребенок оказался в такой ситуации? Ведь не все же дети просыпаются с криками и не всем снятся страшные сны. Некоторые ребята идут в огонь, проходят медные трубы — все им нипочем! Ни тени страха на лице. 

Почему одни дети боятся темноты, другие отравиться, третьи вздрагивают от громких звуков? Где искать причины боязни детей?

Дети со зрительным вектором

На эти вопросы понятные и полные ответы дает только системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Врожденная способность ярко воспринимать окружающий мир во всех его красках, ощущать колорит эмоций дана 5% детей в мире не просто так.

В стародавние времена они рождались для выполнения очень важной видовой роли — предупреждать стаю об опасности.

Именно они могли сквозь листья деревьев разглядеть леопарда и тем самым спасти своим сородичам и себе жизнь. Молниеносный испуг и тихое «ой!» становилось началом общего отступления.

Современный зрительный ребенок рождается все с той же заложенной глубоко в психическом первобытной программой. Особая чувствительность, большая палитра эмоций, готовность в любой момент заплакать свойственна только детям со зрительным вектором.

Они впитывают информацию через глаза. Получают наслаждение от красивых картинок. Страх темноты – их родной страх, боязнь не разглядеть под покровом ночи кровожадного хищника. Они не преувеличивают, когда говорят, что видят слона на месте мухи — они на самом деле так воспринимают действительность.

Детские страхи — насколько это серьезно?

Полярный полюс страха – любовь. Зрительный ребенок с рождения и до окончания пубертата поэтапно проходит несколько ступеней в своем развитии: от первобытного состояния страха за себя до страха за других, эмпатии.

От одушевления плюшевых игрушек и кукол, любви к животным до умения создавать крепкие эмоциональные связи с близкими людьми, а в случае максимального развития – до вселенской любви ко всему человечеству, к жизни как таковой.

Развитие этих свойств возможно, только если родители создают для этого правильные условия. А это, к сожалению, очень редко случается, если родители не дифференцируют вектора. Гораздо чаще родители, сталкиваясь с трудностями в воспитании, ощущают себя растерянными и не знают, с какой стороны к ним подступиться.

Они не подозревают, что читать страшные сказки, пугать зрительного ребенка волком-людоедом, водить на похороны означает затормозить его развитие, вогнать в первобытное состояние страха.

Они не знают, что запрещать зрительному ребенку плакать – это лишать его возможности развиваться.

И о том, что такому ребенку нужно читать сказки на сопереживание, сострадание, чтобы он мог оторваться от страха за себя в страх за кого-то другого, вывести свой страх наружу.

Впоследствии зрительные люди, застрявшие на низком уровне развития, пугают сами себя просмотром фильмов ужасов, чтобы испытать куцее удовольствие от качания маятника эмоций. Зрительные дамы засыпают, прижав к груди плюшевого зайца, так и не сумев подарить свои чувства живым людям. Истерят на каждом шагу и предпочитают собак детям.

Развитые и реализованные женщины со зрительным вектором – это создательницы эстетики, этики, морали, культуры.

Тонкие и чувствующие, они становятся гениальными актрисами, психотерапевтами, преподавателями русского языка и литературы, передающими целым поколениям способность сопереживать другим людям.

А развитые зрительные мужчины – тонко чувствующие, способные по-настоящему любить мужья и отцы.

Будет ли ребенок истерично отстаивать свое место под солнцем, трястись в страхах и качаться от состояния «страшно» до «не так страшно» или он щедро будет дарить любовь окружающим людям — зависит от того, как родители подойдут к его воспитанию. 

Смогут ли они очистить свое сознание от шлаков старых стереотипов и найти время для лекций по системно-векторной психологии Юрия Бурлана? 

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Детские страхи и пути их преодоления — современные наукоемкие технологии (научный журнал)

1

Саржанова А.С. 1

Егенисова А.К. 1
1 Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова
1. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. – М., 1990. – 165 с.
2. Захаров А.И.. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб., 1995. – 31-32 с.
3.

Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003. – 230 с.
4. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. – Тбилиси, 1966. – 78 с.

Читайте также:  Экспресс-методы борьбы со стрессом для беременных

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха.

Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психики, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Подавляющее большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временной характер.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины появления, чаще всего исчезаю бесследно.

Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, наличие у них самих страхов, конфликтных отношений в семье, чрезмерной опекой.

Страхи появляются у 40 % детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя и педагога-психолога вовремя помочь ребенку справиться с его страхами. Страх является наиболее опасной эмоцией.

Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв.

На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона. Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир.

Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Причины возникновения детских страхов Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх.

Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: «Не будешь спать – заберет Баба-яга!». Самые распространенные – это внушенные страхи.

Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься».

Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха.

Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов.

Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей.

Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями. Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.

Нормы страхов для детей разных возрастов приведены ниже. Что делать родителям, как им помочь ребёнку? Прежде всего, следует критически оценить семейную ситуацию, проанализировать своё поведение.

Очень часто страхи появляются у детей, когда их чересчур опекают. Когда ребёнка излишне опекают, он ощущает себя маленьким и слабеньким. Мир представляется ему грозным и враждебным.

Иначе с чего бы взрослым оберегать каждый его шаг? А поскольку мира ребёнок не знает (ему не дают возможности с ним познакомиться по-настоящему), место знаний занимают фантазии.

Неизвестное всегда страшит вдвойне.

Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.

Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90 % случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.

К детскому сверхценному страху можно отнести страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков. Смерть родителей – также довольно часто встречающаяся разновидность детских страхов, зачастую порожденная самими же взрослыми.

Часто базируются на боязни различных сказочных персонажей и мультипликационных героев.

Абсолютно любая методика диагностики детских страхов ставит перед собой цель выявить не только сами страхи, но и причину их возникновения, для того, чтобы бороться не с последствиями, а с первопричиной страха. Одни специалисты используют для этого рисование, другие – лепку, а третьи предпочитают беседы с малышом.

Сложно назвать наилучшую диагностику детских страхов, так как все эти способы дают одинаково эффективные результаты, а при выборе метода необходимо учитывать ряд индивидуальных психологических и возрастных особенностей каждого малыша. Поэтому в данной статье идёт речь о том, как избавиться от детских страхов самостоятельно, в домашних условиях.

Если же этого не получится сделать, тогда, безусловно, необходимо будет обратиться за помощью к психологу.

Как уже было сказано, для того, чтобы успешно преодолеть страхи, необходимо с помощью психоанализа детских страхов выяснить причины. В домашних условиях вы можете воспользоваться несколькими простыми, доступными для родителей методиками выявления детских страхов, которые дают весьма точное представление о характере проблемы.

Для освобождения от страхов можно использовать различные методы. Это игротерапия, сказкотерапия, арттерапия (рисование различных «страшных» персонажей, лепка отрицательных героев), а также музыкотерапия и танцтерапия.

Преодоление детских страхов можно использовать разнообразных средств и методов психологического воздействия (игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, музыкатерапия, танцытерапия, проективные методы, методы релаксации и саморегуляции).

Коррекционная работа ведется в нескольких направлениях: консультирование; лекции-семинары (для родителей, педагогов); стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.

Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов.

1-й этап – принятие заявок педагогом-психологом от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка.

2-й этап – проведение педагогом-психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик.

3-й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.

4-й этап – проведение с ребенком коррекционных занятий. Коррекционная группа формируется из детей среднего и старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся в течение трех недель, продолжительность каждого 20–30 мин. Цикл – 15 занятий.

5-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями. Данная коррекционная работа, на наш взгляд, является наиболее эффективной при оказании помощи детям в преодолении страхов.

В рамках программы коррекции детских страхов детские психологи дают несколько крайне полезных рекомендаций родителям. Ведь научно доказан тот факт, что в 95 % всех случаев возникновения детских страхов прямым или косвенным образом к этому причастны родители.

Что мы отчетливо наблюдаем в своей работе. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть рядом с ним. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, надо только время от времени.

Читайте также:  Профилактика «музыкальных заболеваний» у детей

Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка, а также не стоит зачитывать список страхов с листочка. Попробовать переубедить ребенка. Важно не уменьшать страх, не придавая ему значения, не говорить малышу о том, что все это глупости.

Надо поделиться с воспитанником своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться. Сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх. Нарисовать страх – это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним.

После того как ребенок нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять.

Делать все это необходимо вместе с воспитанником, не забывая все время хвалить его, говорить, какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх. Использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей.

Помочь детям справиться с собственными страхами; обучить методам релаксации и саморегуляции; переориентировать ребенка, помочь перевести страшные образы в разряд беззащитных и несчастных, которых стоит пожалеть и защитить; с помощью проективных методов научить детей отслеживать собственные чувства, а также эмоции и переживания других людей;повысить уверенность ребенка в себе и своих силах. Ход занятия: Знакомство. Игра «Ласковое имя» Цель: помочь детям запомнить друг друга и установить контакт. Вспомните, как вас ласково называют дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик надо бросать в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя.(Дети выполняют упражнение.) Упражнение «Иголка и нитка» Цель: активизировать детей, создать у них рабочее настроение. (Дети становятся друг за другом, положив руки на пояс впереди стоящего. Первый ребенок – «иголочка». Он бегает, меняя направление. Остальные – «нитка» – бегут за ним, стараясь не отставать.) Игра «Чужие рисунки» Цель: предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.(Каждый ребенок рисует свой страх. Педагог-психолог вывешивает рисунки на доске. Дети рассматривают их и по очереди рассказывают, что они нарисовали и чего боятся.) Игра «Боюська»Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем. (Дети быстро передают друг другу мяч. Получивший его должен назвать тотили иной страх («боюську») и передать мяч следующему.)

Лучше воздействовать на детскую психику посредством игры.

В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудности.

Игрой можно достичь гораздо больше, чем нравоучениями. Как правило, если врослые удастся найти их общие с детьми страхи, преодоление детских страхов становится гораздо быстрее и легче.

Библиографическая ссылка

Саржанова А.С., Егенисова А.К. ДЕТСКИЕ СТРАХИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 155-157;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32161 (дата обращения: 05.11.2021). Детские страхи — насколько это серьезно?

Детские страхи и их причины

Детские страхи — насколько это серьезно?

Как возникают детские страхи, в чем причина? Страх темноты, страх смерти родителей, паника при виде собственной крови, много чего дети боятся. Самая распространенная система классификации детских страхов – это деление на природные и социальные страхи. Первая (самая ранняя) группа основана на инстинкте самосохранения, вторая возникает позже и связана с ситуациями социального взаимодействия.

К природным относятся, в частности страх высоты, смерти, животных, вымышленных чудовищ, темноты, крови, уколов, врачей. Социальными страхами являются страх наказания, одиночества, опоздать, осуждения со стороны ровесников и прочее. Иногда такие переживания могут вызывать задержку психического развития, в таких случаях требуется помощь специалистов и серьезное лечение.

Сверхценные страхи вызваны фантазией, например, ребенку кажется, что ночью под его кроватью прячется чудовище. Его никогда не пугали ничем подобным, он сам придумал враждебную сущность и теперь вымышленный образ заставляет его мучиться, ему страшно встать с кровати.

Но нередко родители сами создают образы, которые сильно пугают ребенка, заставляют его страдать. Взрослые при этом даже не догадываются, насколько всерьез воспринимает детское сознание что-то, сказанное ими в шутку.

Известная художница Яна Франк в своем блоге поделилась несколькими случаями детских страхов, которые возникли по вине взрослых.

Яне рассказал тренер, что в их секции было такое упражнение для детей пяти лет: прыгать с одной коробки на другую так, чтобы не приземляться на полу. Сказали малышам, что на полу между коробками живут голодные крокодилы. Таким образом нечаянно добились, что дети начали вообще ужасно бояться пола. Серьезно поверили в крокодилов. Такая психическая травма, нанесенная случайно.

При этом дети часто не обращают внимания на реальные опасности и полностью игнорируют предупреждения со стороны родителей. У Яны в семье произошла ссора, когда ее дети с внуками собирались уходить домой.

Шестилетний мальчик еще возился в коридоре, а девочка четырех лет вышла первая. Ей тысячу раз говорили, что нельзя одной уходить из дома, тем более на дорогу.

В это время мама видит (через окно подъезда, со второго этажа), как ее дочка уже пересекает дорогу! То есть она отмахнулась от всех предостережений и пошла куда глаза глядят.

На нее тут же набросились, всячески пытались объяснить, как неправильно она поступила. Однако особого понимания в ее глазах не увидели.

Вот и размышляют с тех пор, как донести до ребенка мысль, чтобы было понятно. Яна в шутку предложила, надо внучке рассказать, что на дороге водятся крокодилы, может быть, она тоже поверит в них, как те дети в секции?

Но она это сказала именно в шутку, не малышке, а ее родителям. И еще добавила, что если и правда сделаешь так, потом ребенок полжизни будет бояться дорог, и как потом его лечить. В то же время там находилась еще одна знакомая женщина, пожаловавшаяся, что у них в семье такая же история. Там девочке уже пять, и ей тоже не получается объяснить, что дорога – это очень опасное место.

После этого инцидента прошло недели три. Яна встречает ту женщину, и она говорит, что у них теперь новая проблема. Она, в отличие от Яны, таки попробовала тот метод. Расписала внучке в красках, что на дороге прямо из асфальта могут вынырнуть крокодилы и откусить непослушным детям ноги, руки и голову. Теперь малышка ужас как боится дороги – как с родителями, так и без них, до нервного срыва.

***

И вторая история о детских страхах. Молодые родители пошутили с ребенком. Они были заняты, а малыш все ныл и ныл – хочет на ручки, гулять, играть, неизвестно что еще. Тут папа и заявил: «Тихо! А то сдам тебя в приют для животных!» Вероятно, думал, как остроумно он пошутил.

Шуточка сработала, ребенок замолчал. А через некоторое время спрашивает старшего брата, что это такое – приют для животных. Не понимая причины вопроса, брат ответил, а для наглядности нашел на ютюбе видеоролик, где показаны животные в клетках. Сказал еще, что если мы захотим собаку, можем пойти и там выбрать. Там все, кого выбросили. Таких животных можно забрать себе.

– А если их никто не заберет?

– Тогда будут жить в клетке всю жизнь.

В семье произошла большая трагедия. Неделю пытались разобраться, почему у ребенка мир рухнул, из-за чего он рыдает. Наконец выяснили, что, оказывается, за это время он все сопоставил, осознал, куда именно родители хотят его сдать, и погрузился во мрак…

Уважаемые папы и мамы, не шутите так с детьми, даже когда кажется, что остроумно.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *