Во многих школах тинейджерам говорят о предстоящей контрольной работе или экзамене за небольшое количество времени до него. В худшем случае — за несколько дней. В лучшем — за неделю.
Задача тинейджера — подготовиться к работе максимально эффективно за это время. Чтобы получить на ней максимально высокий балл. Мы расскажем о том, как помочь подростку подготовиться к контрольной работе за неделю до нее.
Подросток должен определиться с местом, в котором будет готовиться
Выбор правильного места для подготовки очень важен. Оно должно быть максимально тихим. Для того, чтобы тинейджера ничего не отвлекало. И чтоб он мог фокусироваться даже в том случае, если в остальных частях квартиры шумно. Например, даже если в другой комнате громко разговаривают родители, играет телевизор и так далее.
Порекомендуйте тинейджеру выбрать для подготовки свой рабочий кабинет. Пусть занимается подготовкой там. Либо, тинейджер может выбрать для этого процесса образовательные учреждения. Например, школьную библиотеку, парк и так далее.
Тинейджер должен продумать расписание подготовки к контрольной работе или экзамену на неделю
Задача тинейджера — расписать алгоритм, согласно которому он будет готовиться к контрольной работе или экзамену. Здесь он должен указать, сколько времени будет уделять занятиям определенным предметом. А также выделить время на отдых.
Действовать на протяжении недели до экзамена подростку придется максимально ответственно. Учить материалы по контрольной работе нужно в соответствии с тем, как он продумал это заранее.
То есть, если в расписании написано, что нужно учить уроки с 15:00 до 19:00, то тинейджеру нужно делать это в течение указанного времени. Не гулять и не отвлекаться.
Если тинейджер будет контролировать свое время, то сможет отлично подготовиться к контрольной работе и экзамену.
Тинейджеру нужно понять, какие вещи для него являются первостепенными
Если у тинейджера есть огромное количество дел, которые не являются столь важными, как подготовка к учебе, то их в обязательном порядке необходимо отложить. До тех пор, пока он полностью не подготовится к тому или иному экзамену.
Вне зависимости от того, насколько важными являются дела, тинейджер должен отложить их. Поскольку обучение в школе для него является наиболее приоритетным.
Особенно, если провал на контрольной работе или экзамене может привести к негативным последствиям — исключению из учебного заведения.
Тинейджер должен быть максимально организованным, а также сосредоточенным во время подготовки к работе
За неделю до экзамена подростку важно собрать полную информацию о нем. Узнать, какие вопросы будут задавать во время работы. А также спросить у преподавателя, по чем к ним готовиться.
Учитель объяснит, по каким материалам проводить процесс изучения темы к той или иной работе. Задача тинейджера — внимательно слушать и выполнять все его рекомендации. Так он сможет хорошо подготовиться.
Когда тинейджер будет готовиться, старайтесь его не отвлекать
Когда подросток будет подготавливаться к экзаменам, родителям ни в коем случае не рекомендуется его отвлекать. И уж тем более нельзя давать тинейджеру задания. Он будет отвлекаться на них. Тратить время на выполнение тех или иных дополнительных дел. И, как следствие, ему будет тяжелее готовиться к экзамену.
Подростку могут указать на параграфы, которые стоит изучить для подготовки к некоторым контрольным
Многие преподаватели заранее говорят, по какой теме будет контрольная работа. Поэтому задача тинейджера — внимательно прослушать название. Записать его. И начать изучать соответствующую тему в учебнике. Когда он ее досконально выучит, то это положительно на него повлияет. По той причине, что тинейджер сможет дать ответы на все вопросы.
Тинейджеру нужно внимательно осмотреть материал, который он планирует выучить
Во время подготовки к контрольной работе подросток будет использовать учебник. Большинство современных видов книг имеют огромное количество иллюстраций. Тинейджеру нужно внимательно рассмотреть страницы учебника. Обратить внимание на различные виды изображений и графики с информацией. Они помогут тинейджеру легче воспринять материал. И надолго запомнить его.
Тинейджеру нужно запоминать те мысли, которые подчёркнуты в учебнике
Подростку нужно внимательно смотреть на страницы учебника. И обращать внимание на те мысли, которые подчеркнуты самим автором. Например, в русском языке на поля могут быть вынесены различные правила. В алгебре — формулы. И так далее. Во время процесса ознакомления с определенной темой учебника, подростку нужно обращать внимание на них.
Тинейджер должен вдумчиво ознакамливаться с материалом
Каждое слово должно откладываться в памяти тинейджера. Скажите, чтобы он читал учебник максимально вдумчиво. Старался запомнить каждую фразу. Это нужно для того, чтобы подготовка проходила максимально эффективно. И чтобы в дальнейшем, на экзамене, он смог с легкостью справиться с тем или иным вопросом.
Тинейджеру нужно записать основные тезисы выученного
Когда тинейджер выучит несколько параграфов из определенной темы, то он должен сделать выводы. Постараться тезисно написать о том, какие основные мысли запомнил. Чтобы в дальнейшем ему было легче вытащить определенные знания из своей памяти.
Основные тезисы тинейджера должны звучать следующим образом:
- Выводы к параграфу #28 — следующие…
- Выводы к параграфу #29 — следующие…
- Выводы к параграфу #30 — следующие…
И так далее. Если тинейджер сам сформирует и запишет выводы, то это положительно на него повлияет. По той причине, что он сможет проще запомнить определенную информацию.
Во время урока подросток должен вести конспект
Когда учитель, по предмету которого вскоре будет проходить контрольная, ведет лекцию, нужно быть внимательным. Задача тинейджера — стараться записать каждое слово учителя. Делать это можно своими словами. И каким угодно образом. Очень важно, чтобы во время написания текста тинейджер его запоминал. В этом случае он получит настоящее удовольствие от работы с подобным текстом.
Организуйте с подростком контрольный опрос по теме
После того, как тинейджер выучит определенную тему, предложите ему помощь. Опросите его по конкретным параграфам. Для того, чтобы проверить его знания.
Это упражнение будет полезно для всех. Для тинейджера, поскольку он поймет, хорошо он выучил определенную тему или инет. Для вас, поскольку вы узнаете, достаточно ли он подготовлен к работе. Или же ему следует уделить процессу подготовки чуть больше времени.
Предложите тинейджеру готовиться к контрольной работе или экзамену вместе со своим другом
Если тинейджер будет сдавать такой же экзамен/контрольную, что и его друг, то это замечательно. Они могут готовиться к работе вместе. Обмениваться опытом. Опрашивать друг друга. Помогать запомнить тот или иной материал. А в некоторых случаях и объяснять непонятное.
Готовиться с другом к экзамену очень полезно и интересно. Предложите тинейджеру попробовать это. Возможно, ему понравится.
Тинейджеру нужно делиться новыми знаниями с другом, и просить его делать то же самое
Во время совместного с другом обучения, тинейджерам нужно делиться информацией. Стараться узнать что-то новое. И делиться этим.
Например, тинейджер может где-то найти варианты, которые будут на контрольной работе. А также ответы на них. Ими он должен поделиться со своим другом. Поскольку в этом случае высока вероятность, что в дальнейшем он тоже чем-нибудь поделится с подростком.
Если конкретная часть материала тинейджеру не понятна, то он может попросить своего друга объяснить ему это
Во время изучения материала тинейджер может зайти в тупик. Он может не понимать, что значит тот или иной параграф. Соответственно, тинейджеру нужно попросить помощи у своего друга. Тот с радостью поможет ему разобраться в любом вопросе. Тинейджеру будет проще подготовиться к экзамену. И он сдаст его на самый высокий балл.
- На портале Vikids вы можете:
Как помочь детям подготовиться к экзаменам. Инструкция для родителей
Когда ребёнок сдаёт ЕГЭ, это стресс не только для него, но и для родителей. Последние иногда прессуют детей, требуя сконцентрироваться только на учёбе. К сожалению, это не только не помогает побороть тревогу, но и может навредить. Наш блогер Антонина Ефремова рассказывает, как родители могут помочь пережить ЕГЭ.
Экзамены — это ответственный, тревожный и напряженный период в жизни ребёнка. Поэтому важно, чтобы в этот момент рядом были близкие люди и оказывали поддержку.
Психологическая поддержка
1. Прежде всего успокоиться самим
Проработайте свои родительские страхи. Тревожность и страхи искажают родительское желание мотивировать ребёнка на учёбу. Вместо слов «ты справишься» в ребёнка летят угрозы «домой не приходи», «ты нам не сын», «мне стыдно за такую дочь». Слова поддержки замещаются угрозами или того хуже ― рукоприкладством.
В письмах, которые публикует в своём блоге психолог Лариса Суркова, подростки говорят, что в период экзаменов до их родителей невозможно достучаться или тем более попросить о помощи. Между тем, отмечает психолог, дети воспринимают слова родителей буквально.
Если вы всё-таки вспылили, то поговорите с ребёнком, извинитесь и объясните, что вы волнуетесь и переживаете за него
Например, если есть страх, что ребёнок не наберёт нужное количество баллов для поступления в конкретный вуз, попробуйте технику «А что тогда?». Людмила Петрановская рекомендует её в книге «Что делать, если ждет экзамен». Всей семьей обсудите этот вопрос и составьте план развития событий.
Что предпримете, если не наберёте баллов в конкретный вуз, будете пересдавать или попробуете поступить в другие учебные заведения? Или в процессе обсуждения вы поймёте, что лучше дать ребёнку отдохнуть, переждать год и в спокойной обстановке пересдать экзамены. Пугает неизвестность, а когда всё расписано, становится гораздо спокойнее.
2. Быть рядом с ребёнком
Доверяйте ребёнку. Выучить и сдать экзамены вы за него не можете, но быть с ним рядом в эти дни, говорить, что он со всем справится, не так уж и сложно.
Не изнуряйте ежедневной отчётностью и проверками усвоенного материала.
Если вам свойственно всё контролировать и знать, сколько точно он сегодня выучил, то пытайтесь просто говорить, узнавать через диалог, без требовательных интонаций в голосе.
В период подготовки на учеников сильно давит школа, представьте, каково им, если это продолжается и дома. В х к постам о ЕГЭ многие пишут, что когда родители поддерживали их, им было гораздо легче пройти через это испытание.
3. Следить за его здоровьем
Чем ближе старт экзаменов, тем интенсивнее становится подготовка, возрастает напряжение. Сохранить привычный ритм жизни ― одна из основных рекомендаций, который дают врачи или психологи.
На этом этапе родителям стоит особенно внимательно наблюдать за здоровьем ребёнка.
Если у него вдруг пропал аппетит, он замкнулся в себе или перестал разговаривать с вами, появилась бессонница, стоит обратиться за помощью к специалисту.
Практические занятия
1. Разработать план подготовки к экзаменам
Нашему мозгу гораздо легче действовать, когда перед ним лежит чёткий план. Это касается и подготовки к экзаменам. Сядьте вместе с ребёнком и подумайте, с каких предметов лучше начать заниматься, какие дисциплины ему даются легче всего, а в каких, возможно, потребуется помощь репетитора. Распишите подробный план на бумаге или воспользуйтесь приложениями-планировщиками.
Купите необходимые книги, справочники, весёлые стикеры, чтобы писать на них даты по истории или сложные математические формулы, которые никак не запоминаются. Помогите с поиском литературы в интернете.
Возможно, стоит договориться о тайминге на подготовку или даже завести будильник. Не в мобильном телефоне, а с настоящим циферблатом и кнопкой для отключения звонка. Добавьте немного юмора в столь серьёзное событие. Так вы сможете быть рядом и контролировать, ничего не контролируя.
2. Обеспечить ребёнку отдых
Не забывайте об отдыхе. Следите, чтобы ребёнок делал перерывы между занятиями. Пусть он выходит ненадолго прогуляться, пообщаться со сверстниками или даже просто поспит днём. Это не потеря драгоценного времени, наоборот, важно переключаться на отдых.
Подготовка к экзаменам похожа на марафон, а не на спринтерский забег, поэтому нужно сохранить силы на всю дистанцию. Петрановская рекомендует сделать исключение только для эмоциональных впечатлений. Например, лучше отложить чтение увлекательного романа или просмотр остросюжетного фильма до окончания экзаменов.
3. Вместе с ребёнком провести пробный мини-экзамен
Решать вместе пробники тоже хорошо, но попробуйте устроить с ребёнком мини-экзамен. Пройдите всё шаг за шагом. Подготовьте задания, включите тайминг, проверьте итоговую работу на ошибки, затем проанализируйте результат, возможно, что-то придётся ещё подучить. Так родители могут помочь справится с неизвестностью.
4. В день экзамена подготовить необходимые документы
Пожалуй, самая главная рекомендация родителям при подготовке к экзаменам: в день Х позвольте ребёнку думать только об экзамене. Соберите ему все необходимые документы: паспорт, снилс. Купите несколько чёрных гелевых ручек на случай, если одна из них откажется писать.
Постарайтесь не волноваться сами и, если нужно, успокойте ребёнка. Накануне проговорите о том, что делает экзамены особенно неприятными ― контроль, камеры, металлоискатели, незнакомые лица.
Напомните, что:
- камеры ― это безопасность, потом будет проще подать на апелляцию;
- контроль ― это прежде всего помощь, а не церберы и надзиратели; к ним можно и нужно обращаться в любой непонятной ситуации — их этому учили, они проходили специальную подготовку;
- металлоискатели ― не берём ничего лишнего, если попросят ― предъявляем без паники;
- медпункт ― волнение зашкаливает или что-то пошло не так ― смело просим проводить к специалисту.
Детский психолог и семейный консультант, автор блога @legko_s_pebenkom Марина Курош комментирует:
«В период подготовки к экзаменам (таким периодом можно считать год до них) дети часто испытывают и эмоциональные, и физические перегрузки, а это в свою очередь усиливает стрессовое состояние, и уровень тревожности в разы возрастает. Как правило, основными психологическими проблемами становятся страхи: страх не оправдать ожидания — и свои, и взрослых (родителей, учителей); страх допустить ошибку; неуверенность в собственных силах, компетентности».
Зачастую кажется, что помощь нужна больше самим родителям. Беспокоясь за будущее ребёнка, они способны создать зону повышенного напряжения и ЧС вокруг экзаменов, и перестают быть поддержкой и опорой для ребёнка.
Не стоит организовывать слишком уж «специальную» жизнь в период подготовки. Наоборот, чем обычнее, тем спокойнее. Лучше поинтересоваться, какой вид помощи нужен, и отталкиваться от потребностей ребёнка.
Ему нужно не только учиться, но и общаться с друзьями, гулять, развлекаться, хорошо питаться, достаточно спать, иметь личное время. Девиз «сосредоточься только на учёбе» не подходит. В принципе, здоровый ребёнок вполне способен и сам справиться с предэкзаменационным напряжением.
Если есть склонность переживать слишком сильно и даже впадать в панику, то необходимо заранее научиться снижать тревогу и восстанавливаться.
Так как стресс оказывает сильное воздействие на весь организм и вызывает определённое физиологическое состояние напряжения в теле, то быстро и хорошо помогают телесные и дыхательные практики.
Отвлечь от тревожных мыслей и почувствовать себя спокойней и уверенней помогут простые дыхательные упражнения (вдох-задержка-выдох-задержка и так пять-шесть раз), стакан холодной воды, выпитый маленькими глотками, или же сосредоточение на собственном теле: можно или активно подвигаться, или «просканировать» своё состояние внутренним взглядом от макушки до стоп, почувствовать себя твёрдо ощущающим землю, умыться. Это такой «самоспас», и ему нужно научить заранее. Если же есть возможность и позволяет время, то в части изменения негативных мыслей и установок очень хорошо работают техники когнитивно-поведенческой психологии. Чтобы им научиться, необходимо обратиться к специалисту соответствующего направления».
Упражнение «Кнопка»
Упражнение незаметно для окружающих и его можно делать непосредственно на экзамене.
Тревога и беспокойство являются барьерами для спокойной работы мозга, и рассудочная деятельность уступает место шаблонному реагированию. Нужно мысленно перенестись в то место, где хорошо и спокойно. Подключить все органы чувств.
Чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнести: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».
В этот момент нужно слегка нажать на ноготь большого пальца указательным пальцем, представить и почувствовать себя ещё более расслабленным, как стало хорошо и спокойно. Вызвав такое состояние хотя бы один раз, можно в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.
Избыточный уровень тревожного напряжения снижает способность концентрировать внимание на целевых задачах и истощает организм на всех уровнях. Особенно страдают дети с восприимчивой, чувствительной нервной системой.
В это время могут возникать депрессивные состояния, могут обостряться различные психоэмоциональные и психические расстройства, хронические заболевания. На фоне стресса ослабевает способность организма противостоять вирусам и бактериям, так как львиная доля сил уходит на обслуживание тревоги.
Поэтому от родителей потребуется бережное внимание к ребёнку (не давить, не скандалить, не угрожать «тёмным будущим», не заражать тревогой) и помощь-поддержка в преодолении предэкзаменационного стресса в том виде, в котором её запрашивает сам ребёнок.
В конце концов, нужно помнить, что жизнь существует и после экзаменов, а здоровье, и психическое, и физическое — гораздо важнее.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (ivector)
Подготовка детей к ЕГЭ: памятка родителям выпускников сдающих ЕГЭ, советы психолога
ЕГЭ расшифровывается как единый государственный экзамен. В России это итоговый экзамен за курс среднего общего образования. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой государственной итоговой аттестации 11 классов.
Как и ОГЭ в 9 классе, ученики сдают ЕГЭ по двум обязательным предметам: русскому языку и математике. Но математика при этом имеет два уровня — базовы и профильной. Остальные дисциплины выбирают самостоятельно из утверждённого списка.
Сертификат ЕГЭ действителен в течение четырёх лет, следующих за годом сдачи экзамена. По результатам ЕГЭ можно поступить в учреждения высшего образования.
Как помочь ребёнку пережить ЕГЭ
Вот несколько советов родителям выпускников перед ЕГЭ.
Совет 1. Помогите с подготовкой к ЕГЭ
Залог успешной сдачи экзамена — качественные знания. Не в ваших силах вложить их в голову сыну или дочери, но вы можете помочь найти репетиторов, купить необходимые пособия или курсы, предложить участие по мере необходимости. Родители могут проявить участие словами:
- «Хочешь, давай повторим такую-то тему? Я могу тебя поспрашивать, если что, обращайся».
- «Тебя устраивает курс подготовки? Чувствуешь, что занятия приносят пользу?»
- «Ты уверен, что правильно организовываешь своё время? Давай вместе подумаем, как оптимизировать график подготовки?»
Многие выпускники, сдающие ЕГЭ, выбирают онлайн-подготовку. Это помогает экономить время и силы. Предложите ребёнку рассмотреть такой вариант.
Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» готовиться к экзаменам можно с преподавателями из лучших вузов России, экспертами ОГЭ и ЕГЭ. Курсы подготовки по математике и по русскому языку входят уже в базовую программу.
В рамках индивидуального маршрута обучения можно взять также курсы подготовки к декабрьскому сочинению и курсы по профильным предметам.
Совет 2. Не давите
Давление окружающих — один из самых стрессовых факторов, сопутствующих ЕГЭ. Педагоги в школе подают экзамен так, будто это единственная цель в жизни каждого школьника.
Потенциальными баллами за ЕГЭ измеряют все шансы на успех в будущем. Выпускник чувствует себя так, будто у него нет права расслабиться.
Если родители присоединяются к хору учителей и вторят: «Если не сдашь, будешь работать дворником! Не опозорь нас там!», то последствия могут быть печальные.
Чтобы поддержать ребёнка перед ЕГЭ, важно научить сына или дочь не бояться провала. Жизнь не кончается на экзамене и не определяется его баллами. В крайнем случае ЕГЭ можно пересдать, а вот здоровье и потраченные нервы уже не вернуть.
Совет 3. Поработайте с собственными эмоциями
Если вы беспрерывно нервничаете по поводу ЕГЭ и того, как сын или дочь себя проявят, тревога неизбежно передастся и ребёнку. Это понизит его адаптивные возможности и сопротивляемость экзаменационному стрессу.
Чтобы помочь ребёнку сдать ЕГЭ, выберите правильный стиль общения с подростком в период подготовки к экзаменам — оптимистический, задорный и с юмором.
Совет 4. Создайте психологический комфорт
Вокруг ЕГЭ создаётся нервная атмосфера. Важно, чтобы дома царило максимальное спокойствие. Ребёнку нужна некая безопасная гавань, где можно отдохнуть и расслабиться, не думая о демоверсиях, бланках и типовых задачах. Постарайтесь предъявлять меньше требований в отношении бытовых дел — в период подготовки детей к ЕГЭ можно сделать скидку.
Совет 5. Организуйте «пробный экзамен»
При подготовке к экзамену проработайте с ребёнком всю схему процедуры ЕГЭ от и до. Он должен знать, что можно брать с собой (шоколадку, паспорт, чёрные гелевые ручки) и что нельзя (телефон, шпаргалки). Выпускник должен уметь правильно заполнять экзаменационный бланк и рассчитывать время на экзамене, чтобы успеть справиться со всеми заданиями.
Чтобы привыкнуть к формату экзамена и заодно прокачать свои знания, предложите ребёнку сходить на пробные ЕГЭ в школе или специальных центрах. На пробных ЕГЭ всё как на настоящих — на входе стоит охранник с металлодетектором, подростка сажают в аудиторию с чужими людьми, читают инструкцию, и он пишет экзамен. А через какое-то время присылают результаты.
Если нет возможности пройти такую подготовку в ЕГЭ, проведите пробник самостоятельно.
Распечатайте школьнику демоверсию из интернета, бланк, выделите время в свой выходной, уберите все отвлекающие предметы (в том числе телефон) и засеките время.
Выступите в роли наблюдателя — ребёнок не должен никуда подсматривать. Это поможет трезво оценить, насколько он готов и какие пробелы нужно подтянуть.
Резюме
Советы родителям при подготовке к ЕГЭ включают в себя помощь ребёнку, отсутствие давления, проработку собственной тревожности, создание психологического комфорта в семье и организацию пробного экзамена.
ЕГЭ — важная ступень в образовании, но недостаточные баллы не поставят крест на дальнейшей карьере. Основная рекомендация родителям — призывайте ребёнка делать всё возможное и не тревожьтесь попусту.
Как помочь детям с экзаменами и не сойти с ума. Правила эффективной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Подготовка к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ – это серьезный стресс для детей. Но и родители нервничают не меньше. Как помочь ребенку выучить все, что надо? Как замотивировать его заниматься? Что делать, если он провалит экзамен? Разбираемся, как готовиться к экзаменам без стресса, вместе с участниками ежегодного фестиваля для родителей Smartfest.
Не пытайтесь помогать самостоятельно
Представьте, что ребенок хочет получить коричневый пояс по карате, а вы никогда боевыми искусствами не занимались. Вы ведь не станете советовать ему, как правильно вставать в стойку? Со школьными предметами то же самое – нет ничего страшного в том, что вы не помните курс химии за 9-й класс или не говорите по-английски.
Помощь родителей заключается в другом – они должны спрашивать и уточнять, с чем возникли сложности и как их можно решить.
Освободить больше времени на учебу, а с младшим братиком пусть сидит няня или бабушка? Найти хорошего репетитора, чтобы проработать пробелы в знаниях? Записать в кружок, чтобы выйти за пределы школьной программы? Познакомить с дочкой друзей, которая успешно все сдала – пусть расскажет, как это происходит?
Родители не всегда могут оценить уровень подготовки ребенка, но они всегда могут спросить, как он сам оценивает свои знания и к чему стремится. И предложить несколько вариантов помощи.
Надежда Болдова, контент-продюсер:
Родители зачастую не могут оценить результат, но они могут оценить усилия. Именно само действие. Например, ребенок просидел над учебником весь вечер и выучил 2 параграфа. Может, это и немного, но ребенок все равно молодец, что так упорно занимается, не отвлекается на смартфон, сделал еще пару шажков к своей цели.
Занимайтесь понемногу, но ежедневно
Регулярность – самое важное в подготовке. Представьте, что экзамен – это кошка или собака. мы не можем сказать Бобику: “Я сегодня не в настроении, давай-ка ты сам погуляешь и сам насыплешь себе еды в миску”. Домашнее животное требует ежедневного внимания – пусть немного, но регулярно. С подготовкой к тестам та же самая история.
Иногда достаточно 2-3 минут в день – за это время можно освежить в памяти правила употребления одного из английских времен, повторить термины, зазубрить две-три даты. Если совсем нет сил учиться по учебнику, можно посмотреть обучающее видео на YouTube или пообщаться с одноклассниками, которые тоже сдают эту тему. Может, им объяснили ее как-то иначе.
Гаяне Курятова, мнемотренер и методист курсов по развитию памяти
Есть очень важное исследование пользы интервальных повторений при подготовке к экзамену. Наш мозг устроен так, что мы начинаем забывать информацию сразу после того, как ее услышали.
Поэтому повторять информацию в первый раз нужно сразу после того, как мы ее услышали.
Технически это значит, что после окончания урока или занятия с репетитором мы не кидаем вещи в рюкзак и бежим дальше, а останавливаемся буквально на несколько секунд, чтобы вспомнить, о чем только что шла речь.
Если мы повторяем пройденное сразу, мы запоминаем это гораздо лучше. А при повторении на следующий день мы эту информацию действительно повторяем, а не изучаем заново.
Со временем интервалы растут – сначала мы повторяем сразу после занятия, потом через день, потом через неделю, через месяц, через три и так далее.
Уже через два-три повторения информация запоминается практически навсегда.
Причем лучше не просто просматривать свои записи, а проходить тесты, смотреть новые видеоролики на ту же тему, слушать подкасты, объяснять кому-то тему своими словами. Когда мы смотрим свои записи, у нас возникает иллюзия, что мы все и так прекрасно знаем, но на самом деле вы не вспоминаем информацию, а лишь узнаем написанное.
Смотрите шире: экзамен – не самоцель
Экзамен – это некий срез знаний или навыков. И кажется, что тут все как в игре – если ты хорошо сдал экзамен, то можешь идти на повышение уровня. А если провалил, значит, на следующий этап никак не перейти.
И здесь возникают вопросы конечных целей. Что в итоге мы хотим получить? Ребенок должен понимать, для чего ему этот экзамен, тогда он не будет зацикливаться на том, что он делает сейчас, и на тревоге, связанной с этим, а будет видеть более широкую картину.
Надежда Болдова, контент-продюсер:
Этот вот вопрос очень актуален для старшеклассников. Малыши реже задумываются о том, что будет, если они не сдадут тест. Но ОГЭ и ЕГЭ – это вообще катастрофа, экзамен, возведенный в культ. Кажется, если не сдашь – то все, жизнь кончена.
К тому же родители иногда давят на детей и транслируют эту важность. В итоге ребенок не столько готовится к проверке знаний, сколько бесконечно прокручивает в голове самые страшные сценарии.
Поэтому так важно поставить цель, понять, для чего мы сдаем этот экзамен, подумать об обходных путях к своей цели в случае провала. Например, я не сдам ЕГЭ и не поступлю в такой-то институт. Значит, поступлю в другой вуз, поеду волонтерить или пойду на стажировку в компанию Эн.
Так у ребенка будет некая траектория и он сможет предположить варианты. Очень полезно поместить себя в ситуацию неудачи и увидеть, что это не страшно и не катастрофа.
Умение видеть варианты поможет не только при подготовке к экзаменам. Это очень важный навык современного человека. Помогая ребенку придумывать план Б, мы развиваем гибкое мышление. Малышей можно направлять, но чем старше ребенок, тем больше ответственности мы можем ему доверить.
Обсудите с ребенком разные варианты развития событий. Что мы будем делать, если ты сдашь экзамен? А если не сдашь? Как твои действия помогут тебе в достижении цели? При этом важно, чтобы родитель был другом и партнером, не давил и не навязывал свое видение ситуации.
Что делать если результат экзамена не оправдал ожидания?
- Паниковать и ругаться нет смысла. Это уже произошло. Важнее просто сделать выводы и концентрироваться не на результате, а на дальнейших планах.
- Ожидания родителей не всегда соответствуют возможностям и желаниям ребенка. Если экзамен все-таки сдан, пусть и не на высший балл, оставьте ребенка в покое – ему самому этот экзамен не так уж и нужен.
- Если экзамен все-таки объективно важен и вы хотите другой результат, ищите вместе пути решения. Например, можно попробовать пересдать экзамен через год, посвятив это время подготовке и заодно каким-то курсам, которые пригодятся в будущей профессии.
Подготовка к экзаменам: как с лёгкостью запомнить больше — Лайфхакер
Все мы разные, поэтому и стратегии подготовки к экзамену у нас будут отличаться. Отталкивайтесь от своих индивидуальных особенностей. Если вы аудиал, читайте учебники и конспекты вслух, если кинестетик — пишите по своим конспектам шпаргалки и составляйте план ответа.
Ещё один эффективный метод — карта мыслей. Это отличный способ структурировать информацию, освежить знания и быстро вникнуть в суть предмета даже спустя продолжительное время. Подробнее о том, как составлять ментальные карты и как работать с ними, мы рассказывали тут.
Какие вопросы учить первыми? Если в течение семестра вы неплохо разобрались в предмете, приступайте к вопросам, о которых имеете хоть какое‑то представление.
Если каждый новый блок нельзя понять без предыдущего, то вариант один: учите всё строго по порядку.
Также имеет смысл начинать со сложных вопросов, выделяя достаточно времени на их изучение. Лучше разобраться с ними, пока вы не устали и не потеряли концентрацию. Лёгкие вопросы оставляйте на потом.
И будьте последовательны. Придерживайтесь выбранной стратегии, даже если начинаете паниковать с приближением экзамена.
Стремитесь к пониманию, а не запоминанию
Вникайте в билет, а не старайтесь его вызубрить. Заучивание — заведомо проигрышная стратегия, которая к тому же отнимает больше времени. Находите логические связи в вопросах, придумывайте ассоциации.
Конечно, в каждом предмете есть информация, которую нужно знать наизусть: даты, формулы, определения. Но даже их запоминать легче, если вы понимаете логику.
На экзамене рассказывайте материал своими словами, домысливайте, чтобы ответ был более развёрнутым.
Методика «3–4–5»
Изображение: Giphy
Хороший метод, когда к экзамену нужно подготовиться за короткий промежуток времени. Потребуется всего три дня, но работы предстоит много. Каждый день нужно прорабатывать весь материал, но на разном уровне, постоянно углубляясь.
В первый день вы прочитываете весь свой конспект или методичку, чтобы освежить знания по предмету, грубо говоря — втянуться. Условно считаем, что вы уже можете сдать экзамен на тройку.
Во второй день разбираетесь с теми же вопросами, но уже по учебнику, чтобы узнать больше деталей и тонкостей. Если вы готовитесь старательно, можете уже рассчитывать на четвёрку.
В последний день вы доводите свои ответы до идеала: повторяете, заполняете пробелы, запоминаете. После третьего дня вы готовы сдать экзамен на отлично.
Два дня на изучение, один на повторение
Система очень простая: весь материал нужно разбить на две одинаковые части и выучить его за два дня. Третий день целиком уделяется повторению.
Ставьте ограничение по времени
Вникать в каждую тему можно бесконечно долго, поэтому не старайтесь запомнить все тонкости. Из большой главы в учебнике выделяйте главные мысли: структурированный материал небольшого объёма воспринимать легче.
В университетские годы мы делили все билеты между одногруппниками и каждый готовил краткий конспект по своей части. Если в вашей группе взаимопомощь не развита, можно попросить материалы и шпаргалки у студентов старших курсов.
Не застревайте
Если чувствуете, что слишком долго сидите над одним вопросом, пропускайте его. Лучший мотиватор при подготовке — таймер. Решите, сколько времени вы можете уделить одному билету, например 30 минут, и по истечении срока переходите к следующему. Выделите несколько часов перед экзаменом, чтобы разобраться с пропущенными вопросами.
Составьте план ответа на билет
Любой, даже самый обширный вопрос можно описать в нескольких словах. При этом каждый тезис должен вызывать ассоциации.
Такой план можно быстро просмотреть перед экзаменом, чтобы настроиться на рабочий лад. Известен метод трёх предложений: выписывайте по каждому вопросу проблему, главную мысль и вывод.
Изучение зависит от предмета
Индивидуальные особенности есть не только у вас, но и у изучаемого предмета. Например, точные науки — математика, физика — требуют практики. Для гуманитарных наук важно умение перерабатывать большие объёмы информации, запоминать даты, имена, определения.
Но, повторюсь, к изучению любого предмета нужно подходить активно: вникать в вопрос и стремиться к пониманию.
Важен и формат экзамена. Если вы готовитесь к устному экзамену, проговаривайте свои будущие ответы вслух. Моя любимая тактика — пересказывать материал кому‑нибудь из домашних или, когда они не проявляют энтузиазма, самой себе перед зеркалом. Ещё лучше, если кто‑то будет не просто вас слушать, но и задавать вопросы, когда что‑то непонятно.
Если готовитесь к тестированию, стоит прорешать десяток типовых тестов, выписать свои ошибки, повторить проблемные темы и прорешать всё снова.
Если экзамен письменный, нужно заранее продумать структуру ответа.
Готовьтесь вдвоём или втроём
Выпишите самые сложные, на ваш взгляд, темы — коллективный разум поможет разобраться с ними быстрее. Лучше кооперироваться с одногруппниками, которые настроены на учёбу, иначе подготовка к экзамену может перейти в обычную приятную встречу с дружескими разговорами.
Нет, это не значит, что шутить и отдыхать возбраняется. Просто не забывайте о главной цели собрания.
Изображение: Viktor Kiryanov / Unsplash
Ещё несколько рекомендаций по подготовке к экзаменам
- Делайте перерывы. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.
- Выключите телефон, не заходите в социальные сети, не приближайтесь к телевизору. Если не можете справиться с искушением, почитайте о том, как бороться с отвлекающими факторами.
- Высыпайтесь.
- Не забывайте о еде: это даст дополнительные силы вашему организму. Однако переедать не стоит. Обычно после излишне плотного обеда начинает клонить в сон, и учиться совсем не хочется.
- Избегайте стрессовых ситуаций и негатива от других людей. Атмосфера во время занятий должна быть максимально благоприятной.
- Не слишком полагайтесь на шпаргалки и возможность списать. А если вы не умеете хорошо списывать (согласитесь, это тоже нужно уметь), не стоит даже начинать.
- Обустройте место для занятий: светлое, комфортное, со всеми необходимыми материалами под рукой. Кровать не самый подходящий вариант: велика вероятность заснуть на скучной теме.
- Делайте маркированные списки: их легче запоминать.
- Отвлечься и размять затёкшие за время длительного сидения мышцы помогут занятия спортом. Кроме того, во время бега, езды на велосипеде или подобной физической активности можно не спеша поразмышлять над сложными вопросами.
- Если чувствуете, что не настроены на учёбу, начните с темы, которая кажется вам наиболее интересной. Это поможет войти в колею.
- Ходите вечером на прогулки. Во время подготовки нервы обычно на взводе, поэтому нужно немного расслабляться.
- Составьте чёткий план подготовки.
Как подготовить ребёнка к экзамену или контрольной
Контрольные и экзамены — одна из самых неприятных частей учёбы. Даже Герман Греф не так давно признался в том, что экзамены «убивают всякое желание учиться». Но отменять их пока не собираются, поэтому мы подготовили гид по 5 типам экзаменуемых и советы для родителей, как помочь разным детям готовиться к испытаниям.
Тип 1: Перфекционист
Этот экзаменуемый начинает готовиться к проверочным работам сильно заранее, старается найти ответ на любой вопрос, который только может попасться на контрольной. Ученик пристально следит за своим расписанием, его конспекты отлично организованы, а занимается он усерднее любого сверстника.
На экзамене или контрольной он, как правило, уверен в себе, но может чрезмерно расстроиться, если что‑то забудет. Основная слабость перфекциониста в том, что он может засиживаться за некоторыми заданиями, перепроверять ответы по несколько раз и зацикливаться на том, что где‑то ошибся.
Как помочь перфекционисту
Отдыхайте
У такого экзаменуемого и так всё отлично с умением учиться, важное для него — уметь соблюдать баланс между занятиями и отдыхом. Устраивать перерывы в учёбе и расслабляться после неё важно, так как это позволит избежать перегрузок и связанного с ней стресса.
Покажите, что ошибка не поменяет отношения
Возможно, ребёнок боится разочаровать близких и поэтому столь болезненно воспринимает свои ошибки. Помогите ему понять, что все мы неидеальны, никто не может знать всего на свете.
Напомните, что все ошибаются
Заметили, что ваш сын или дочь всё ещё переживает из‑за неправильного ответа в прошлой работе? Донесите до ребёнка, что каждый учится на ошибках, в следующий раз он уже не допустит её.
Тип 2: Ходячая энциклопедия
У такого ученика всё хорошо с фактами: он назубок знает все формулы, определения, даты и имена, но ему сложно собрать всё воедино и увидеть полную картину.
Во время подготовки к экзамену такой ученик концентрируется на фактах и действующих лицах, но не может сформулировать выводы по теме. Отсюда и проблема: экзаменуемый блестяще решает тесты, но плавает в заданиях, которые требуют развёрнутого ответа, размышлений по теме.
Три совета для того, кому сложно рассуждать
Интересуйтесь мнением ребёнка по пройденным темам
Такой ученик отлично отвечает на вопросы типа «кто?», «что?», «где?» и «когда?». Ваша задача — обратить его внимание на «почему?». Приблизьте изучаемое к ребёнку: спросите о том, как бы он поступил на месте исторического деятеля, проведите научный эксперимент по физике или химии.
Попросите написать резюме по изученному
Попросите в 5-6 предложениях изложить главное по изученной теме. Это заставит выйти за пределы определений и фактов, а также подготовит ребёнка к заданиям с кратким письменным ответом на экзаменах.
Попросите провести вам урок
Проявите интерес к теме урока и сделайте вид, что уже ничего не помните и попросите кратко пересказать суть. Так вы проверите знания ребёнка и сможете заслужить его доверие, так как в чём‑то он почувствует себя большим экспертом, чем вы.
Тип 3: Импровизатор
Такой ученик вспоминает о проверочной работе в последний момент, а на контрольных полагается не на знания, а на способность импровизировать. Он стремительно решает задания, и никогда не проверяет ответы.
Проблема такого ученика в том, что он получает более низкие результаты, чем мог бы. Даже если в целом он преуспевает, то, постаравшись чуть‑чуть, он сможет добиться большего: например, выиграть олимпиаду или подготовиться к ЕГЭ без репетиторов.
Советы по перевоспитанию импровизатора
Разбудите интерес
Дети не уделяют время урокам в том случае, если им попросту неинтересно. Здесь сработает такое же решение, как и в предыдущем случае. Поразмышляйте с ребёнком об изученном: почему произошло какое‑то событие? Что стало поводом к нему? Изобретение каких объектов стало возможным благодаря открытию и изучению электромагнитной индукции?
Вместе изучите результаты контрольной
Посмотрите, какие ошибки были сделаны и выделите темы, которые требуют повторения. Через некоторое время проверьте, повторил ли ребёнок материал. Такой поможет ответственней подходить к подготовке и исправить отношение «написал, сдал и забыл».
Тип 4: Паникёр
Этот ученик прилежно занимается, хорошо знает материал, заранее готовится к проверочным работам, но стоит ему услышать фразу: «Достаём двойные листочки», как его парализует страх. Ученик чрезмерно волнуется, не может вспомнить ответы, и остро на всё реагирует во время контрольной.
Как помочь паникёру
Решайте проверочные контрольные
Например, во время подготовки к ЕГЭ многие учебные центры и репетиторы проводят несколько тренировочных экзаменов.
Это помогает ученикам привыкнуть к обстановке, довести некоторые действия до автоматизма и выработать стратегию на случай таких непредвиденных ситуаций, как неуверенность в ответе, неспособность вспомнить какой‑то факт. Такие же проверочные работы можно проводить самостоятельно дома.
Создайте позитивный настрой
Перед контрольной позаботьтесь о том, чтобы ребёнок хорошо отдохнул и успел как следует позавтракать. Говорите, что он или она молодец и справится со всем.
Скажите, что никто не идеален
Ступор у такого ученика часто вызван страхом совершить ошибку. Ошибки – это часть образования, поэтому нормально допускать их и учиться на них.
Тип 5: Пофигист
У этого ученика всегда есть дела поважнее, чем учёба и экзамены. Он наугад решает задания, периодически пытаясь вспомнить то, что он слышал в классе. Оценки такого ребёнка волнуют в том случае, когда за них ругают родители.
Как исправить пофигиста
Научите учиться
Уделяйте хотя бы по часу в день на совместное изучение новых тем и выполнение домашней работы. Даже такие короткие периоды обучения продемонстрируют ребёнку, что он может добиться большего. И когда он увидит, что старания окупаются, это начнёт мотивировать его на дальнейшее самостоятельное обучение.
Поговорите о будущей профессии
Спросите ребёнка: кем он хочет стать. Найдите информацию о том, какие навыки нужно получить, чтобы преуспеть в этой области и свяжите их со школьными предметами. Или найдите хорошие вузы с данной специальностью, выпишите предметы и средние баллы абитуриентов, поступивших на неё, и попробуйте убедить ребёнка, что этим предметам обязательно нужно уделять внимание.
Проверьте настрой
Возможно, равнодушие к учёбе вызвано проблемами в школе: стоит пообщаться с учителями, а также чаще интересоваться, чем занимается ребёнок, с кем проводит время, всё ли у него в порядке.
Не каждого ученика можно строго отнести к тому или иному типу экзаменуемых. В таком случае используйте рекомендации для разных типов и смотрите, что в вашем случае сработает лучше.
Ответьте на вопросы теста и узнайте, к какому типу экзаменуемых относитесь вы или ваш ребёнок. Тест: какой вы ученик?