Какие факторы формируют здоровую среду семьи

Человек с начала жизни находится в семье, где и формируется его личность. Он растет под влиянием родителей — основных воспитателей. Развиваясь, изучает мир и себя в нем.

Первые навыки общения готовят его к социуму. Роль семьи в формировании личности весьма значительна. Здесь ребёнок получает первую информацию об окружающей реальности.

Родители могут воздействовать на маленького человека, который находится в зависимости от них.

Какие факторы формируют здоровую среду семьи

Стили семейного воспитания

Члены семьи связаны отношениями родства, что является залогом стабильности в эмоциональной сфере. По сути это малая группа, служащая отправной точкой для личностного роста.

Здесь же закладываются основы личности ребенка, который учится взаимодействовать с окружением, постигает нормы и правила поведения.

Влияние семьи на формирование личности — это совокупность данных факторов, предопределяющий дальнейшую жизнь, в каких бы социальных группах ребенок не оказался. Отношениям в семье и обществе посвящён этот раздел сайта.

Различают несколько типов отношений в семье, связанных с воспитанием.

  • При наличии диктата одни родственники подавляются другими. Систематически уничтожаются инициативы. Если подобная авторитарность проявляется по отношению к детям, формирование личности столкнется с неудачами.
  • Опека: родители трудятся, обеспечивая потребности ребенка. Он огражден от забот, в результате чего по жизни во многом оказывается недостаточно приспособленным, не имеет самостоятельности, инициативности. А также ему затруднительно быть частью коллектива.
  • Влияние семьи на формирование личности, проявленное в стиле невмешательства, касается обеих сторон: детей и взрослых. Это пассивный тип воспитания со стороны родителей.
  • Метод сотрудничества проявляется в общих целях, задачах, совместной деятельности. Индивидуальный эгоизм ребенка при этом успешно преодолевается.

Семья — средство воспитания. В дошкольном возрасте ребенка занимают игры, составляющие его основную деятельность. Дальнейшее обучение формирует усидчивость, умение сосредотачиваться. К этому нужно подготовиться заранее. А именно, научить дитя:

  • выполнять поручения;
  • быть прилежным;
  • доводить до конца игры или дела;
  • быть упорным, проявлять настойчивость и силу воли.

Рассматривая, как семья влияет на человека в детстве, важно учесть стремление к самостоятельности, вовлечение в бытовую и деятельность, трудовое воспитание. Все это предопределяет успех в учебе, а затем и жизни.

Взаимоотношение родителей и детей в семье

Какие факторы формируют здоровую среду семьи

Роль семьи в развитии личности важна на протяжении первого года жизни малыша и последующих лет. Сначала на родителей возлагаются обязанности по созданию условий для его физического развития. Они обеспечивают питание, условия гигиены. В дальнейшем взаимодействие происходит по следующим этапам.

  • Дети начинают заявлять о потребностях и желаниях. Взрослые должны отличать их от капризов, давая малышу нравственные уроки относительно привычек.
  • На второй год ребенок учится ходить, знакомится с окружающей средой посредством прикосновений, проявляет любопытство. Ему необходимо все объяснять, наглядно показывать, отвечать на вопросы, проводить игры.
  • Наступают моменты, когда ребенка надо приучать к рамкам дозволенного. На примерах героев книг ему объясняют, как следует поступать, а чего делать нельзя. Рассматриваются вопросы нравственных качеств, что именно ценится или подлежит порицанию.

В семье ребенок приобретает первые навыки общения. Задача родителей — воспитывать в нем уважение к старшим, чувство взаимопомощи, стремление помогать сверстникам. На примере взрослых дети получают навык поведения в типичных ситуациях.

Какова роль семьи, нужно рассматривать не только в позитивном аспекте, но и в качестве негативного фактора. Хорошее влияние на личность заключается в достаточной заботе. Но также и максимальный вред может быть нанесен именно родственниками.

Опыт отношений в социуме

Межличностные отношения в семье рассматриваются с точки зрения, относительно которой она представляет собой коллектив, дающий ребенку первый опыт отношений. Роль личности в обществе весьма важна. Дети подражают родителям, приобретая их привычки. Поэтому отрицательные влияния должны быть минимизированы.

Современное общество несколько ослабило влияние семьи. В этом процессе изменились и ее общественные функции. Позиции в социализации становятся утраченными, к примеру, по части организации отдыха и некоторых других сфер.

Но, согласно научному мнению, формирование личности невозможно вне общественной среды. Воспитатели, педагоги, друзья и весь социум подключаются к процессу развития личности не сразу.

Семейственность дает понимание связи поколений при осознании себя частью группы, сопричастности.

Под влиянием общественного окружения маленький человек меняется, при этом родители закладывают основы, а ребенок считает это правильным и авторитетным. Воспитатели программируют чадо к конкретному образу жизни при наличии его доверия. Вырастет он закомплексованным или адаптированным к социуму, во многом зависит от семьи.

Какое же способствующее социализации воздействие на малыша следует оказывать? Необходимо вовлекать его в виды деятельности, что ускорит формирование адаптированной личности. А также весьма универсальна методика развития с помощью хорошего примера, которому можно подражать.

Какие факторы формируют здоровую среду семьи

Преодоление трудностей

Для успешного преодоления проблем нужно выявить социально-психологические факторы, относящиеся к воспитанию. Наибольший эффект может быть достигнут при единении. Между детьми и взрослыми должна быть нравственная связь.

В старшем возрасте формирование личности в семье, как процесс, не может идти само собой. Ребенка нельзя оставлять наедине со своими трудностями. Родственные взаимоотношения, дающие первичный жизненный опыт, также формируют наблюдения и навыки разрешения ситуаций.

То, чему ребенок учится, должно иметь перед собой примеры, не расходящиеся с реальностью.

Межличностные отношения в семье при поддержке взрослых могут оказать значительную поддержку в весьма важном приобретении — навыках общения. Реализуя свои взгляды и убеждения, формируется стиль взаимодействий с окружающими.

Хорошо, если взрослые помогут преодолевать неудачи. Но по окончании детского и школьного периодов семья не сможет оказывать столь решающего влияния. Школа дает социализацию. Уже на этом этапе воздействие оказывают сверстники и учителя.

Может оказаться значимым появление других социальных групп в жизни. Но к школьному возрасту (7 годам) основы личности будут уже заложены. После этого поведение нужно лишь корректировать. Поэтому делаем вывод о наибольшей силе воздействия со стороны семьи при развитии личности. Такое влияние можно назвать основным по значимости.

Личные убеждения и уверенность в себе

Как та или иная семья влияет на формирование личности, уместно рассмотреть относительно формирующейся самооценки. Ребенок дошкольного возраста ориентируется на то, как его характеризуют воспитатели.

Если ожидания родственников расходятся с индивидуальными особенностями, возрастом, он получит неадекватное представление о себе.

Самосознание будет реалистичным, когда родители отмечают детей позитивно, но не считают их уровень чрезмерно высоким по сравнению со сверстниками.

Роль семьи в развитии личности связаны с точностью самооценки. Заниженный уровень представлений о себе (комплексы) — следствие контактов с родителями, которые мало занимаются детьми, но предъявляют повышенные требования.

Ребенок слышит упреки, подвергается наказаниям, от него не ожидают больших успехов в учебе. Результат — недовольство собой.

Завышенная оценка своих способностей и личных качеств образуется, если воспитанника постоянно хвалят, награждают подарками.

Мягкость и редкость наказаний, избегание жесткости, похвалы без восхищения формируют в маленьком человеке адекватное представление о себе. Роль семьи в формировании личности проявляется также при сочетании достаточной требовательности с вниманием к интересам ребенка. Родители интересуются взаимоотношениями с друзьями, вкусами. Результат — довольно высокая самооценка.

Диагностика межличностных отношений в семье показывает, что дети с комплексами сомневаются в себе. При этом может развиться устойчивая тревожность. Такой же результат бывает и при хорошей успеваемости, когда родители ожидают большего.

Моральные ценности

Неуверенность ребенка в себе может привести к бездумному следованию чужим указаниям, действиям по шаблонам, избеганию проявления инициатив.

Если еще и успеваемость в школе падает, родители сосредотачивают на этом все больше внимания. Результатом может стать эмоциональный дискомфорт.

Разорвать замкнутый круг, складывающийся из пониженной самооценки ребенка и реакции на это окружающих, вполне возможно, изменив оценки родителей.

Современная семья приобретает новые функции:

  • безопасность психологической сферы;
  • эмоциональный комфорт;
  • подготовка ребенка к жизни в обществе.

Для реализации этих задач нужна достаточная зрелость чувств и психологическая культура. Высокая интеграция означает знание всеми членами семьи личных особенностей друг друга.

  • Влияние сочетается с взаимопомощью.
  • Сплоченность сопровождается симпатией и доверием.
  • Потребности удовлетворяются при помощи заботы.

Зрелость семьи также включает довольно высокую самооценку, гуманные принципы поведения. Все эти моральные ценности ориентируют на личностный рост. В том числе это проявляется в интеллектуальной сфере. А социальная направленность может быть вполне открыта в связи с ее позитивностью.

Читайте также:  Имплантационное кровотечение — как отличить от месячных?

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания

Рассматривая, какова роль семьи и родителей в формировании личности, нужно признать, что приобретаемое в семье сохраняется далее на протяжении жизни.

Институт воспитания в данном случае имеет несравнимую ни с чем важность. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, а к началу обучения она формируется более, чем наполовину.

Какие семейные традиции оказывают влияние на духовное и нравственное развитие?

  • Успех семейного воспитания зависит от степени подготовки к процессу обоих родителей.
  • Участие в жизни ребенка, причастность к его интересам и общению со сверстниками — важная сторона, помощь в адаптации к окружающему миру. А также ориентации в плане приобщения к деятельности.
  • Пример семейных отношений должен содействовать изучению реальности в позитивном свете.
  • Традиционные цели и задачи семьи — это эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в самореализации. А также подготовка к общественной жизни, ответственности.
  • Психологический климат, в результате которого духовные переживания объединяются, весьма благоприятен. Он формирует успешный настрой на нравственные ценности: сплоченность, защищенность, эмоциональная удовлетворенность, ответственность.

Традиционно правильное воспитание приводит к итогам появления личности, адаптированной к социуму. Качества, убеждения и поведенческие факторы соответствуют успешному процессу взаимодействия с окружением, общения и деятельности.

Сотрудничество образовательных учреждений и семьи

Контакт семьи с общественным окружением весьма важен. При взаимном содействии между преподавателями и родителями знакомство с характером ребенка будет успешнее. Тогда школьник рассматривается с различных сторон во всех имеющихся обстоятельствах. Совместное понимание, развитие способностей, преодоление трудностей в поведении поможет правильно ориентировать маленького человека.

Выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы подобного взаимодействия. Рекомендуется сочетать их следующим образом.

  • В основе — родительское собрание, на котором классный руководитель направляет деятельность родителей.
  • Обмен мнениями, совместное решение проблем дополняется совместной деятельностью по исследованию поведения детей.
  • Затем проводится анализ результатов, работа по преодолению недостатков, закреплению положительных итогов.

Педагоги играют определяющую роль в данном контакте. Поэтому столь важны их профессиональные качества. Создание благоприятной атмосферы взаимодействия объединит усилия. Родители откликнутся на стремление учителя осуществлять взаимовыгодное сотрудничество. А также проявят интерес к совместной деятельности по воспитанию.

Семья и здоровый образ жизни

Какие факторы формируют здоровую среду семьи

    Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только  отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества  социальных, природных и биологических факторов. Учёные утверждают, что здоровье народа на 50-55%  определяется образом жизни, на 20-25% — экологическими, на 20% — наследственными факторами и на 10% —  медициной.

    Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребёнка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребёнку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет всё его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

    Таким образом, здоровая семья — это семья, которая ведёт здоровый образ жизни, в которой присутствует духовная культура, здоровый психологический климат, материальный достаток.

Какие факторы формируют здоровую среду семьи

    Здоровый образ жизни — «избитое» выражение, но часто мы недооцениваем, как важны привычки здорового образа жизни для психического, умственного, физического развития детей, для их здоровья на будущее.

Многих проблем у взрослых людей можно было избежать, если бы с детства родители закаливали их, приучали к правильной здоровой еде, привили бы любовь к спорту и двигательной активности.

При этом, безусловно, на первом месте — личный пример со стороны взрослых членов семьи в плане ведения здорового образа жизни в семье.

    Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда вести будет»

    Здоровый образ жизни служит укреплению всей семьи. Семья — это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные.       

      Ребёнок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребёнка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье — это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

    Основной задачей для родителей является: формирование у ребёнка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несёт ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

  •     Если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
  •     Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:
  •     — первое условие — создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи;
  •   — второе условие успешности формирования здорового образа жизни — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Общение — великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребёнка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их;
  •    — третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.
  •   Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем —
  • залог счастливой и благополучной жизни ребёнка
  • в гармонии с миром в будущем.
  • Центр медицинской профилактики

Окружающая среда и здоровье человека

Статью подготовила врач-валеолог отделения профилактики Поликлиники №5 УЗ «Борисовская больница №2»Т. Г. Вышедко 

Здоровье человека есть показатель состояния окружающее среды. В системе взаимоотношений человека с окружающей средой все более актуальной становится оценка здоровья населения.

Состояние здоровья человека зависит от многочисленных факторов, среди них — природные условия, тип хозяйственной деятельности, образ жизни, уровень культуры и санитарно-гигиенических навыков, медицинское обслуживание, наличие природных предпосылок болезней, вредных веществ техногенного происхождения и др.

Какие факторы формируют здоровую среду семьи

Понятие «здоровье человека», включает состояние полного физического душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезни физических дефектов человека.

Такой подход учитывает, в какой мере окружающая человека среда способствует сохранению здоровья, предупреждению болезней, обеспечивает нормальные условия труда и быта, всестороннее гармоничное развитие.

В связи с этим здоровье человека чаще всего называют критерием оценки, показателем качества жизни.

Здоровье человека также в большей мере определяется его способностью адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Под адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к окружающей среде, направленный на обеспечение, сохранение и продолжение нормальной жизнедеятельности в условиях данной среды.

Способность приспосабливаться в течение жизни к условиям окружающей среды у человека закреплена наследственно. Приспособление может осуществляться за счет биологических и небиологических механизмов и заканчиваться состоянием полной адаптированности к условиям среды, т.е. состоянием здоровьям, в противном случае — болезнью.

Окружающая среда, с которой человек связан едиными связями, влияет на состояние здоровья большим набором различных по своему характеру факторов: природных (климат, водообеспеченность, геохимические условия), социально-экономических (уровень урбанизации, характер питания, эпидемиологическая ситуация).

Весьма важная составляющая приспособления человека к среде – это адаптация к неблагоприятным условиям. Существуют заболевания, возникающие под влиянием определенной погоды (от повышения или снижения атмосферного давления, от избытка или недостатка тепла, влажности, ультрафиолетовой радиации и др.

)

Причиной возникновения у населения эндемического зоба – заболевания, связанного с нарушением функций щитовидной железы и ее увеличением, считают недостаток йода в местных продуктах растительного происхождения и питьевой воде.

Выделяют группу природно-очаговых заболеваний человека. К ним относят чуму, туляремию, клещевой энцефалит, бешенство, сонную болезнь, кожный лейшманиоз и др. Возбудители этих заболеваний, носящих инфекционный характер, постоянного циркулируют среди отдельных видов диких животных, обитающих в определенных типах ландшафта.

Природно-очаговые болезни распространяются членистоногими переносчиками (малярия, сыпной тиф и др.) или при непосредственных контактах, укусах и т.п.

Читайте также:  Укусы домашних животных

Любое химическое вещество, биологический вид, физический или информационный агент, попадающий в окружающую среду или возникающий в ней количествах, выходящих за рамки обычного содержания, называют загрязнителем. Количество загрязнителей в настоящее время беспрецедентно увеличивается.

Опасность для здоровья человека заключается в том, что для многих вредных веществ, слабо представлены или отсутствуют эволюционно закрепленные механизмы защиты и приспособления, что увеличивает вероятность заболевания.

Загрязнения окружающей среды – процесс, происходящий в пространстве и во времени, поэтому реакцию человека на загрязнения иногда очень трудно проследить. Лучше всего влияние загрязнения на здоровье человека выражено во время острых критических ситуаций (промышленный смог, разливы загрязненных вод, аварии на предприятиях и т.п.)

Какие факторы формируют здоровую среду семьи

Экологическое воздействие автотранспорта на здоровье человека зависит от количества выбрасываемых веществ, уровня превышения предельно допустимых концентраций, длительности пребывания человека вблизи автомагистралей.

Другим важным фактором, определяющим состояние здоровья населения, выступает качество питьевой воды.

Загрязнение водоисточников как через атмосферу так и в результате сброса хозяйственно – бытовых, промышленных, сельскохозяйственных стоков способствует распространению инфекционных заболеваний, в первую очередь кишечных.

К неблагоприятным факторам, влияющим буквально на все стороны жизни и здоровье человека, относится повышенной шум. Привыкание к шуму физически невозможно. Он всегда представляет опасность для здоровья и трудоспособности человека. Наиболее выраженный результат воздействия шумового загрязнения среды на здоровье человека – понижение остроты слуха. 

Высокий уровень шума – причина частых головных болей; он ухудшает самочувствие, снижает работоспособность, остроту внимания, вызывает чувство раздражения и расстройства нервной системы.

Проблема взаимоотношения человека с окружающей средой приобрела качественно новый уровень. Здоровье человека рассматривается как один из нормативных показателей успешного природопользования. Состояние среды обитания человека не должно наносить урон ни одному из важнейших составляющий его здоровья – физическому, психическому, социальному или угрожать самой жизни человека.

Взаимоотношения в семье, достижение гармонии, психология мужчины и женщины в браке

Понятие «гармоничная семья» включает в себя множество составляющих, и успех создания семьи напрямую зависит от линий развития внутрисемейных отношений: мужчина и женщина, родители и дети, ваша семья и родственники старшего возраста.

Взаимоотношения в семье, достижение гармонии

На наш взгляд проблемы семейной психологии стоят достаточно остро в современном обществе. Для создания счастливой семьи необходимо:

  • понимать психологию мужчины и женщины в брачных отношениях;
  • правильно оценивать мотивы создания семьи;
  • знать, как предупредить ссору;
  • научиться понимать и принимать границы личного пространства другого человека;
  • иметь представления о мужской и женской сексуальности, степени удовлетворенности сексуальными отношениями, сексуальных предрассудках и мифах;
  • уметь строить отношения на бытовом уровне и правильно расставлять приоритеты;
  • учитывать влияние семей родителей супругов на отношения в новой семье;
  • знать пути преодоления кризисов семьи (свадьба, общий дом, рождение первенца или общение с детьми от прошлых браков, особенности преодоления кризиса семьи 1,3, 7, 11, 17 лет, эффект «опустевшего гнезда»).

Мужчина и женщина

Ваш общий дом – это пространство любви, всё здесь должно быть направлено на развитие Ваших супружеских отношений, создавать удобство, комфорт и безопасность для появления и развития детей и для каждого члена Вашей семьи в отдельности. В основе всего лежит взаимопонимание и поддержка. Уютный дом, где можно отдохнуть и насладиться полноценными семейными взаимоотношениями даст Вам достаточно сил для завтрашнего дня, особенно если Вы живете в напряженном ритме!

Работа нужна и, конечно же, важна! Материальные блага по законам жизни необходимы для поддержания семьи, детей, счастливой старости их родителей. Работать нужно, можно, и даже много, однако важно не упустить из вида расстановку приоритетов.

На сегодняшний день, очень много семей разрушается в погоне за большими деньгами, родители забывают о детях, о внуках, тем самым упуская важные моменты взросления и закладки всех ценностей и мотивов, которые будут руководить их детьми, внуками в будущей жизни.

Буфером, который воспринимает и амортизирует силу воздействия на человека и его семью различных жизненных потрясений является личное увлечение (хобби): домашние питомцы, спорт, друзья и множество других интереснейших составляющих нашей с Вами жизни. Однако, при упущении приоритетов семьи, или при неблагополучном развитии внутрисемейных отношений хобби способно заместить их, что в корне неверно! Вот самые распространенные ситуации при таком развитии событий:

  • домашние животные, часто бывает, становятся важнее или наравне с детьми, что не приемлемо. В результате животным позволено соперничать с детьми;
  • многие женщины поглощены дизайном собственного жилища или уходом за своим телом настолько, что это способно нанести ущерб их семье;
  • друзья часто становятся свидетелями и участниками нашей семейной жизни, особенно в случаях конфликтов внутри семьи (обращение за советом, помощью). Однако у каждого из них есть своя жизнь, наполненная личными переживаниями, и забывать об этом неверно. Нужно уважать свое и чужое личное пространство;
  • спорт, рыбалка, баня и другие виды отдыха – всё это приятно и необходимо, если налажен быт, в семье всё хорошо, и не происходит замещения одного другим.

Ребенок

Когда пара разобралась с собственными чувствами, устроила жизнь и захотела детей, как правило, дети рождаются во время, психологически и физически здоровы, так как у них крепкий тыл. Если же родился малыш до срока, то его реабилитация успешна. Важно любить и учитывать интересы всех детей в семье.

Развитие и воспитание здорового ребенка таит в себе немало трудностей, особенно когда молодая семья вынуждена жить вдали от своих близких родственников. Такая ситуация возникает из-за того, что преемственности и навыков формирования материнства у девочек, как у будущих мам не достаточно.

Зачастую мамы занимаются самообразованием. Молодые родители оказываются безоружными в кризисные периоды для ребенка (3, 7, 11, 15 год жизни).

Кроме того, многие из взрослых членов семьи не уделяют необходимого внимания детям и поглощены проблемами на работе настолько, что не остается ни сил, ни времени на собственного ребенка.

А иногда бывает так, что рождение ребенка – испытание на прочность для семьи, (например, рождение маловесного недоношенного или больного ребенка). Если приоритеты внутри семьи нарушены, то становится очень тяжело наладить грамотную реабилитацию малыша.

В этой ситуации необходимо работать с семьей и если возможно, привлекать на конструктивную помощь бабушек и дедушек с обеих сторон. Проблема психологической неготовности родителей сразу конструктивно и с пониманием особенностей малыша включаться в реабилитацию очевидна.

Очень много деструктивных эмоций: самообвинения, выяснений отношений, поиск виноватого, неверное представление об особенностях таких детей. Благоприятное время упущено, и в результате только к году жизни малыша семья начинает серьёзно понимать проблемы ребёнка, хотя ещё до года возможно разрешить многие ситуации со здоровьем.

Часто семья видит выход из сложившегося положения – это рождение ещё одного уже здорового ребенка, когда все силы и эмоции членов семьи уходят к нему, а ребенок со сложностями в развитии попадает в условия, недостаточные для его полной реабилитации.

Или наоборот старший, здоровый ребенок, воспринимается семьёй как взрослый, благополучный и полностью привлекается к заботе о малыше, и его интересы отходят на второй план. Поэтому необходимы различные аспекты психологической поддержки семьи, где родился такой малыш.

Чуткое отношение клинического психолога и педиатра к трудностям конкретной семьи позволяет вовремя поддержать и правильно сориентировать молодых родителей в самый благоприятный момент и создать развивающую среду для Вашего ребенка.

Ваша семья и родственники старшего возраста

Родители (бабушки и дедушки) одинаково любимы и нужны. Задача пары принимать решения самостоятельно и стараться договариваться с родителями и не позволять влиять негативным образом на свою семью и детей. При гармоничном развитии семьи, родители – первые помощники. Ведь имея знания и опыт, они могут помочь в любой сложный период для молодой семьи.

Читайте также:  Задачи развивающих игр, цель развивающие игры

Институт семьи на сегодняшний день находится на стадии трансформации и связь со старшим поколением постепенно утрачивается, молодая семья часто вынуждена жить и зарабатывать вдали от своих близких родственников.

Отмечается стойкая тенденция к снижению числа детей в семье. Рождается один или два ребёнка, преемственности и навыков формирования материнства у девочек, как у будущих мам не достаточно.

Опыт помощи родителям в воспитании младших братьев и сестер зачастую у молодых женщин отсутствует.

К тому же, средняя продолжительность жизни увеличивается, но вместе с тем, возрастает количество стрессов и факторов риска развития заболеваний (например, сосудистые проблемы встречаются у каждого 10 человека пенсионного возраста).

С возрастом состояние пожилых людей характеризуется снижением умственной деятельности, инертностью психических процессов, зачастую эмоциональной лабильностью, плаксивостью, дисфорией.

Важно, что социальная адаптация пожилых людей представляет собой одну из проблем современного российского общества с его неустойчивым политическим и социально-экономическим положением, реформированием системы здравоохранения, социального обслуживания, пенсионного обеспечения.

Все эти факторы оказывают существенное влияние на психологический статус пожилых людей, их мировоззрение, социальную адаптацию в современных условиях. Внимательное отношение к своим пожилым родителям – один из секретов семейного благополучия. А с возникающими проблемами вашим родственникам старшего возраста поможет справиться психолог.

Наши специалисты в области семейной психологии помогут преодолеть любые трудности вашей семье и подскажут правильные пути к развитию гармоничных семейных отношений!

Указанная информация носит ознакомительный характер. Если у вас возникли проблемы со здоровьем, прежде всего, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

Внешние факторы, влияющие на формирование семьи

Рассматривая семью в контексте экологии человека, необходимо исследовать ее прошлое и настоящее в связях и отношениях с условиями жизни (экологическими факторами), которые оказывают сильное влияние на семью.

Семьи всегда формировались в конкретных природных условиях, которые накладывали свой отпечаток на жизнедеятельность людей вообще и семьи в частности. По-разному складывались семейно-производственные отношения на Крайнем Севере и в жарких пустынях, у земледельцев средней полосы России и скотоводов степей Причерноморья.

Многие религиозные догмы, обряды и народные обычаи, связанные с семьей и браком, сформировались в конкретных природных условиях и имели важное практическое значение. В русских селах обычай играть свадьбы осенью связан с окончанием уборки урожая. Если свадьбу справляют весной — в мае, то в народе говорят: всю жизнь будут маяться.

Действительно, если вместо весенних работ в поле гулять на свадьбе, можно потерять урожай, а с ним и благополучие семьи.

На рис. 6.1 показаны факторы, влияющие на формирование и существование семьи.

Рис. 6.1. Экология семьи. Основные факторы, влияющие на формирование и существование семьи

Формирование семей во многом зависит от демографической ситуации. Диспропорция полов, возникающая, например, после кровопролитных войн, приводит к появлению большого числа одиноких женщин, так как для них не оказалось брачных партнеров. После Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.

в России на 1000 мужчин в возрасте 20—49 лет приходилось 1614 женщин этого же возраста. В исламском мире в результате особенностей военной организации и гибели воинов сложился институт многоженства, освященный религией.

Понятно, что и возрастная структура населения влияет на формирование семей и их количество. Постарение населения России, совместно с другими факторами, привело к тому, что резко снизилось число заключаемых браков. В 1960 г. на 1000 населения было заключено 12,5 брака, а в 2000 г.

этот показатель был равен 6,2, к 2012 г. его значение несколько увеличилось — до 8,5.

Социально-экономическая обстановка — важный фактор, который может или препятствовать заключению брака, или, наоборот, способствовать ему. Потребность в рабочих руках в крестьянских семьях способствовала заключению ранних браков.

  • Вспомним Пушкина. Татьяна расспрашивает няню:
  • «Да как же ты венчалась, няня ?»
  • «Так, видно, Бог велел. Мой Ваня Моложе был меня, мой свет,
  • Л было мне тринадцать лет».
  • К числу социально-экономических факторов можно отнести доходы семьи, питание, обеспеченность жильем и его качество.

Тесно связаны между собой такие факторы, как исторический фон, религия и местные обычаи. На протяжении веков у разных народов складывалось представление о нормах семейной жизни.

Российский Домострой, мусульманский шариат, иудаистский Талмуд — яркие образцы свода правил семейной жизни. Например, у всех народов запрещены браки между близкими родственниками.

Практически во всех религиозных конфессиях в жесткой или более мягкой форме существуют запреты на браки с иноверцами. В нерелигиозных семьях эти запреты действуют в виде принятых обычаев.

Чрезвычайно важным элементом среды обитания человека, влияющим на формирование семьи и ее жизнедеятельность, служит уровень урбанизации.

Жизнь в городах резко меняет сложившиеся у людей социально-психологические установки, снижает или полностью нивелирует многие нормы поведения и следование обычаям.

В городе, как и в сельской местности, семья играет определяющую роль в жизни людей, но между современной городской и сельской семьями, как мы говорили, существуют заметные различия.

В ответ на воздействие внешних факторов формируются те или иные свойства семьи. Для поддержания жизнеспособности семьи, высокого уровня здоровья ее членов необходимо разумное самосохранительное поведение, т.е. забота о собственном здоровье и здоровье своих близких. Одно из важных условий самосохранительного поведения — здоровый образ жизни.

Тема 9. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека. Микросоциальное окружение. Роль семьи в формировании здоровья

  • Образовательные результаты занятия (цель занятия):
  • В ходе занятия студент должен
  • знать: определение семьи, ее значение в формировании здоровья человека, параметры социально-средового анамнеза.
  • уметь: оценивать социально-средовой анамнез.
  • В ходе самостоятельной работы студент должен обратить внимания на характеристику благоприятного и неблагоприятного анамнезов.

Значительное место в формировании здоровья человека принадлежит влиянию социальной среды в процессе воспитания. Именно поэтому первый жизненный опыт ребенок получает в микросоциальной среде семьи.

Семья становится не только образцом для всего последующего поведения ребенка и подростка. Семейный климат, внутрисемейные отношения, семейное положение во многом формируют состояние здоровья.

Семья — это малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены семьи связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Различают первичную (родительскую) и вторичную (супружескую) семью.

Важным фактором эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка выступает стабильность семейной среды. По данным Г.С.

Никифорова, большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательнаяспособность, которая проявляется в осознанном выборе стиля воспитания и учете индивидуальных и возрастных особенностей своего ребенка.

Поэтому проблема влияния семейного воспитания на формирование внутренней картины здоровья и становление личности является столь актуальной.

Важным условием формирования личности ребенка выступает состав семьи. По этому критерию выделяют полные и неполные семьи. К первой группе причисляются семьи, в которых есть муж, жена и ребенок (дети), ко второй – семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Значительную роль в формировании здоровья детей играет материальное положение семьи, которое оказывает опосредованное воздействие.

Хотя высокие доходы не являются автоматически залогом хорошего здоровья, но они позволяют обеспечить определенный набор материальных благ, способствующих сохранению и укреплению потенциала здоровья.

Низкий уровень доходов обусловливает невысокую покупательную способность семьи, что сказывается на качестве питания детей, возможностях приобретения для них лекарств и витаминов, оздоровления в санаторно-курортных условиях и т. д.

Если бόльшая часть дохода используется только на приобретение минимально необходимого набора продуктов и самые неотложные платежи, то семья не в состоянии удовлетворить другие свои потребности (социальные, медицинские, образовательные, культурные, рекреационные).

Для оценки материального положения семьи определяют среднедушевой доход семьи. Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом 44-ФЗ от 05.04.2003 г.

Семья (или одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *