Показатели развития детей дошкольного возраста, уровни развития детей дошкольного возраста

Вашему ребенку исполнилось 2 годика, значит, он вошел в период дошкольного возраста. Этот период делится на «младший» и «старший», охватывая возраст от 2 до 7 лет. Сейчас малыши активные, любят свежий воздух и подвижные групповые игры. Это нормальный этап физического развития.

Сейчас мальчики и девочки немного различаются по основным показателямПоказатели развития детей дошкольного возраста, уровни развития детей дошкольного возраста роста и веса. Девочки все еще миниатюрные. Данные о росте и весе детей покажет простая таблица развития, размещенная ниже.

Важно придерживаться определенного режима питания и отдыха. Не перекармливайте детей 2-7 лет. Их организм лучше знает, когда стоит остановиться. В рационе должны преобладать полезные продукты: нежирное мясо, рыба, свежие овощи и фрукты, каши. Для правильного физического развития соблюдайте режим: 4 приема пищи в день. Завтрак должен быть самым сытным, а ужин — легким.

Дошкольный возраст

Понятие «дошкольный возраст» можно разделить на два больших периода. Детей делят на две группы:

  • младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет;
  • старший дошкольный возраст – от 4 до 7 лет.

Все это время малыши активно развиваются физически. Идет хорошая прибавка в росте и весе, появляются коренные зубы. Ваш малыш с каждым Показатели развития детей дошкольного возраста, уровни развития детей дошкольного возрастагодом становится взрослее, выносливее и подвижнее. Период дошкольного возраста связан с повышенной двигательной активностью. Игры предпочитаются подвижные, групповые. Сейчас детям необходим правильный режим отдыха и питания.

Физическое развитие тесно связано с психическим, эмоциональным. Если сейчас родители будут ограничивать малыша в движениях, навязывать ему спокойные тихие игры, это плохо скажется на нервном развитии. Кроме того, мозгу нужно много кислорода, а движения и игры на свежем воздухе как раз могут его обеспечить.

Малыш растет, растут и основные показатели физического развития: рост и вес. Многие тут зависит от родителей, их стиля жизни и режима питания. Главное – обеспечить малышей в этом возрасте здоровой, сбалансированной пищей.

Показатели развития детей

Главное – помнить: развитие каждого ребенка идет по индивидуальному плану. Тут важны наследственные и приобретенные признаки:

  • рост и вес родителей;
  • наследственные Показатели развития детей дошкольного возраста, уровни развития детей дошкольного возрастазаболевания (эндокринной системы);
  • перенесенные болезни, родовые травмы;
  • питание;
  • родился ли малыш в срок или раньше срока.

В случае, если кроха родился недоношенным, обычная таблица развития не показательна. Такие дети медленно набирают вес и догоняют доношенных детей только ко 2-3 годам. Но и во всех остальных случаях помните: дети не развиваются идентично.

Мамы часто слушают советы соседок и подружек, которые могут критиковать рост или вес малыша. Не рискуйте с рецептами народной медицины и самолечением несуществующих болезней. С любыми опасениями — к доктору. Таблица развития детей содержит средние показатели. Небольшое отклонение – это не страшно. Предпринимать что-то нужно, только если ваш врач даст направление на лечение.

Рост

Это очень активный период для роста ребенка. Прибавка в росте детей дошкольного возраста составляет (по средним данным) от 4 до 6 сантиметров в год. Согласитесь, это хороший показатель прироста. Малыш быстро меняется, а значит, нужно покупать все больше детской одежды.

Таблица изменения роста детей от 2 до 7 лет (в см)

2 года 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет
Мальчики 85-92 92-99 98-107 105-116 111-122 118-140
Девочки 82-90 91-98 95-108 98-112 111-116 118-129

Как видно, по росту мальчики в это время обгоняют девочек. Такая ситуация сохранится до пубертатного периода.

Вес

В этот период развития для малыша абсолютно нормально набирать от 2 до 3 кг за год. Если прибавка значительно больше, то стоит показаться врачу.  Исключение составляет конец периода, когда ребенку уже исполнилось 6-7 лет.

Сейчас вес может добавляться по 5-6 кг за год. Все это время мальчики выглядят более жилистыми, чем девочки.

Не стоит винить в этом питание – просто обмен веществ мальчиков дошкольного возраста гораздо быстрее и они подвижнее, чем девочки.

Таблица изменения веса детей от 2 до 7 лет (в кг)

2 3 4 5 6 7
Мальчики 12-14 13,5-16 15,8-17 18-21 19-24 21,5-28
Девочки 11,7-13 12-14 14,5-17 16,5-19 18,5-23 21,5-26

Родителям стоит самостоятельно взвешивать детей на комнатных весах, а также проходить контроль у педиатра. Убеждение, что детей нужно «закормить, чтобы были здоровенькие», — всего лишь миф. Переедание в этом возрасте приведет к большим проблемам в будущем.

Пульс у детей

Присутствует еще один важный показатель физического развития – пульс. Это отражение физического состояния организма, работы внутренних органов. Самое главное — работы сердца и сосудов. Для мальчиков и девочек пульс примерно одинаковый в этом возрасте.

Таблица данных о пульсе детей 2 до 7 лет (ударов в минуту)

2 3 4 5 6 7
Дети 110-115 105-100 100-106 100 90-96 85-90

Детское сердечко бьется гораздо чаще, чем взрослое. Только после 16 лет сердечный ритм и пульс ребенка становится «как у взрослого». Конечно, речь идет о здоровом ребенке, без патологий развития сердца.

Замена зубов на коренные

Замена молочных зубов на коренные тоже является одним из показателей физического развития малыша. К возрасту 4 года должны появиться 20 молочных зубов. Но долго они не «задержатся». Уже через пару лет (к 5-6 годам) должна произойти их полная смена. Обычно смена зубов проходит без проблем и сильного дискомфорта для самого малыша.

Главное – Показатели развития детей дошкольного возраста, уровни развития детей дошкольного возрастасразу же объяснить детям, что за зубами нужен ежедневный уход. Да и родителям нужно помнить, что молочные зубы тоже могут болеть. На них появляется точно такой же кариес, который будут лечить в кабинете стоматолога. Если же этого не делать, то он распространится ниже — на коренной зуб.

Зубы очень важны для физического развития. Это возможность нормально питаться, есть твердую пищу, свежие овощи и фрукты. Если наступают проблемы с зубами, малыш может терять в весе. А еще это говорит о том, что ему не хватает кальция.

Физические возможности

В период младшего дошкольного возраста физические возможности, конечно, ниже. В это время ваш малыш нормально теряет жирок, начинает наращивать мышечную ткань, крепнут его кости и суставы. Уже с 2-3 лет можно начать заниматься гимнастикой по утрам.

Всего 10-15 минут после утреннего сна – самые простые упражнения. Родители могут превратить Показатели развития детей дошкольного возраста, уровни развития детей дошкольного возрастаэто в игру, делая зарядку все вместе. Сейчас важно заинтересовать малыша занятиями, а не принуждать его или пугать. Он и так очень подвижный.

Чем старше становятся дети, чем более необходима им физически нагрузка. Она влияет на правильный обмен веществ, развитие органов. В детском садике у ребенка гораздо больше возможностей для движения:

  • прогулка;
  • занятия физкультурой (20-25 минут);
  • активные игры всей группой (салочки, догонялки…).

Показатели развития часто замеряются учителем физкультуры: проводятся тесты выносливости, скорости, гибкости и прыгучести. Перед школой обязательно проводится тест в кабинете врача. Показатели развития детей дошкольного возраста, уровни развития детей дошкольного возрастаТест с нагрузкой:

  • приседания (10-15);
  • наклоны (10-15 раз).

Норма времени для приседаний — 20 секунд. Если пульс участился на 50-70%, это нормальный показатель. Показатели должны полностью прийти в норму через 2-3 минуты. Для детей с инвалидностью такие тесты не проводятся.

Читайте также:  Кефир в детском питании: что приготовить?

Правильное питание

В 2-3 года малышу уже очень интересно, что там едят родители. Он все больше переходит на твердую пищу. Для правильного развития малышей дошкольного возраста необходимо соблюдение режима питания. Сейчас родители должны сделать выбор в пользу Показатели развития детей дошкольного возраста, уровни развития детей дошкольного возрастаполезных продуктов, здоровой пищи. Дети сейчас интересуются взрослой едой, но на деле их трудно уговорить покушать.

Родителям не рекомендуется делать из еды культ.

Если малыш кушает немного меньше нормы (не доедает 1-2 ложки супа, например), подумайте: может, это и есть его норма? Если организм ребенка отказывается от лишней тефтельки, яблочка, кусочка хлеба, значит, скорее всего, он не нуждается в этом прямо сейчас. Организм ребенка знает, что нужно для физического развития больше всего, а что будет лишним.

  • Не менее 65% белков в рационе должны составлять нежирное мясо и птица (лучше всего индейка);
  • не менее 15% жиров – растительного происхождения.

Для детей от 2 до 4 лет режим питания — 4 раза в день, небольшие порции. Причем самый объемный прием пищи – это завтрак. Тогда можно дать кашу, бутерброд с сыром, какао. Это один пример, но не постоянный рацион. Нужно обязательно менять меню для малышей.

В 5-7 лет можноПоказатели развития детей дошкольного возраста, уровни развития детей дошкольного возраста продолжить давать 4-разовое питание, но теперь обед тоже должен быть объемным. Главное, чтобы пища была здоровой. Сейчас желудок, кишечник, печень и поджелудочная очень уязвимы. Лучше всего снизить до минимума:

  • жаренное в масле, фритюре;
  • жирное;
  • острое, маринованное;
  • соленое;
  • сладкое (пирожные, торты).

Для детей дошкольного возраста эти продукты совсем не нужны. Лучше всего включать в рацион:

  • рыбу;
  • нежирное мясо, птицу;
  • овощи и фрукты;
  • грибы, орехи, каши;
  • молочные продукты.

Так сохраняется нормальная весовая прибавка.

Правильный режим

Детям 2-4 лет нужно спать 2 раза днем (по 1-1,5 часов) и 10 часов ночью. Малыши обычно не хотят спать днем, но родителям нужно их уговорить, убаюкать сказкой. Отдых необходим, ведь во сне идут процессы физического и психического развития.

Дети от 5 до 7 лет уже могут спать 1 раз днем по 1-1,5 часа. Если малыш уже пошел в школу, то сон ему все еще очень нужен. Это нормальный отдых, который обеспечивает плавный переход к более серьезным нагрузкам.

Обязательно выходите на прогулку с ребенком, даже всего на 30-40 минут. Свежий воздух ему полезен. Если он не ходит в садик, то можно выводить его в парк, на детскую площадку и т.д. 2 раза в день:

  • перед обедом;
  • перед ужином.

Ребенку такие прогулки приносят большое удовольствие.

Дошкольный возраст: специфика, периоды, проблемы

Ключевым периодом в развитии ребенка является дошкольный возраст, включающий в себя диапазон от 3 до 7 лет.

Это очень важное время для становления личности малыша, его эмоционального, интеллектуального и нравственного развития, формирования важнейших для дальнейшей жизни навыков.

Поэтому родителям предстоит приложить немало усилий, чтобы вырастить гармоничную личность, готовую к получению среднего образования и к выходу в «большую жизнь».

Показатели развития детей дошкольного возраста, уровни развития детей дошкольного возраста

Общее описание периода

Для характеристики любого возрастного диапазона принято использовать три составляющие:

  • социальная ситуация развития;
  • ведущий вид деятельности;
  • психические новообразования.

С точки зрения социальной ситуации развития для периода характерна большая самостоятельность малыша, который постепенно начинает выстраивать собственную цепочку отношений, постигает мир при помощи игры, нередко подражая родителям. Ребенок всеми силами стремится включиться во взрослую жизнь.

Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, помогающая не только весело провести время, но и сформировать у ребенка важнейшие понятия, помочь ему сориентироваться в межличностных отношениях и в социуме в целом. Так, играя в «Дочки-матери», дети постепенно начинают осознавать ценность семьи, работы в команде, общения со сверстниками.

С точки зрения новообразований психики дошкольный возраст особенно важен, поскольку именно сейчас происходит развитие наглядно-образного мышления, то есть малыш постепенно начинает переходить от понимания конкретных предметов к постижению абстрактных явлений. Усложняется и развивается память, речь, появляются различные эмоции.

Показатели развития детей дошкольного возраста, уровни развития детей дошкольного возраста

В рамках рассматриваемого возраста принято выделять три периода:

  • младший (3-4 года);
  • средний (4-5 лет);
  • старший (5-7 лет).

Каждый из них имеет свои особенности, поэтому понятно, что малыш в 3 года существенно отличается от шестилетнего.

Показатели развития детей дошкольного возраста, уровни развития детей дошкольного возраста

Физическое развитие

В диапазоне от 3 до 7 лет происходит увеличение массы тела, дети становятся выше, конечности удлиняются, молочные зубы начинают постепенно заменяться коренными.

Исследователи выявили такие особенности физического развития дошкольников:

  • вес растет примерно на 2 кг в год (с 3 до 5 лет);
  • окружность головы до 5 лет каждый год становится больше на 1 см, с 5 до 7 лет – на ½ см;
  • окружность груди возрастает на 1,5 см каждый год.

Родителям важно следить за тем, чтобы во время игры или рисования ребенок сидел правильно, в противном случае велик риск нарушения осанки, появления сутулости, сколиоза и проблем со здоровьем.

Показатели развития детей дошкольного возраста, уровни развития детей дошкольного возраста

Специалисты выделяют два кризиса дошкольного возраста, характеристика которых представлена в таблице.

Название Возможные причины Основные симптомы Рекомендации родителям
Кризис трех лет Поведение родителей (гиперопека, авторитаризм), отсутствие братьев или сестер, болезненность. Чаще всего возникает у меланхоликов и холериков. Упрямство, деспотизм, строптивость, негативизм, своеволие, протесты, обесценивание – это семь основных признаков кризиса, выделенных Л.С. Выготским. Дети действуют «назло», нередко вопреки собственным желаниям, имея целью только отказать родителям (например, малыш сам замерз и хочет домой, но упрямство заставляет его не слушаться и продолжать гулять). Необходимо всеми силами сохранять спокойствие, не кричать на ребенка, поощрять его стремление к самостоятельности. Каждое проявление строптивости должно быть проанализировано. Следует поговорить с ребенком, рассказать о своих переживаниях – именно так он учится выражать свои эмоции и идти на контакт. Навязывать свою волю не надо, важно дать дошкольнику возможность выбора (например, какой мультик посмотреть).
Кризис семи лет (может также возникнуть в 6 лет) Нередко совпадает с началом процесса обучения, ребенок получает новую для себя роль, к которой ему предстоит привыкнуть, для него становится важным казаться более взрослым, получить свободу, которую родители пока не готовы предоставить. Отсутствие послушания, раздражительность, упрямство, потеря прежних интересов. Часто возникают конфликты с учителями и родителями. Дети методом проб и ошибок изучают границы дозволенного, проверяя родителей на прочность. Могут категорически отказываться от ранее им присущих социальных ролей. Предоставление ребенку большей свободы, пояснение ему, что у каждого человека, в том числе у дошкольника, есть свои обязанности, которые следует выполнять. Право на ошибку позволяет ребенку понять, что он сам несет ответственность за свои поступки.

Кризисом 6-7 лет завершается дошкольный возраст. Относительно спокойное течение кризисных периодов становится возможным только в случае грамотного поведения родителей, которые понимают, что их подрастающий малыш становится более самостоятельным, и выстаивают взаимоотношения с ним, учитывая эту истину.

Показатели развития детей дошкольного возраста, уровни развития детей дошкольного возраста

Коротко о детских страхах

Бояться малыши начинают еще до года, но конкретные и разнообразные страхи появляются у них именно в дошкольный период.

Читайте также:  Роды на 9 месяце беременности, последний месяц беременности

Так, в 3-5 лет дети могут опасаться темноты, замкнутого пространства, отдельных сказочных персонажей, боятся оставаться одни.

Иногда страх ничем не мотивирован – так, пугать ребенка может безобидная на первый взгляд игрушка, с которой связаны личные неприятные ассоциации.

5-6 лет – тот возраст, когда проявляется себя страх смерти, поэтому родителям надо быть готовыми дать ответ на вопросы малыша о загробной жизни.

Чаще всего детские страхи проходят с возрастом, но в наиболее сложных случаях могут применяться различные коррекционные методы: сказкотерапия, арт-терапия и прочее.

Показатели развития детей дошкольного возраста, уровни развития детей дошкольного возраста

Ведущим видом деятельности для дошкольного детства является игра. Дети берут на себя различные роли (родителей и детей, доктора и пациента, продавца и покупателя), придумывают и обыгрывают ситуацию, используя свои знания о взрослой жизни, подражая родителям.

Уже в младшем дошкольном возрасте малыши в игровом процессе пытаются повторять за взрослыми.

А в среднем и старшем периодах активно используются предметы-заменители (например, сорванная на улице трава становится капустой или луком, а нарезанные бумажки – деньгами при игре в магазин).

Но кроме этого выделяются и другие важнейшие формы деятельности, прежде всего – продуктивная. Поэтому малыши любят рисовать, лепить, собирать фигурки из элементов конструктора, моделировать.

Мнение Эксперта

Таня Охрименко, педагог-психолог: В этом периоде очень важно для родителя уметь наблюдать. То, как проходят его игры и вмешиваться только тогда, когда ребёнок вас просит. Так вы будете больше узнавать о ребёнке и в тоже время давать ему пространство для самостоятельности.

Многие родители начинают обучать дошкольника чтению и письму, английскому языку, счету, простейшим математическим операциям, но в силу возрастных особенностей ребенка делать это следует в игровой форме. Даже 5–6-летний ребенок еще не способен 40 минут просидеть за партой, сосредоточенно занимаясь, но вполне может усвоить информацию, полученную в процессе увлекательной ролевой игры.

Показатели развития детей дошкольного возраста, уровни развития детей дошкольного возраста

Коммуникации

Дети дошкольного возраста общаются как со сверстниками, так и со взрослыми, при этом общение становится более содержательным, речь – богатой, связной и правильной. Чем старше дошкольник, тем общение с близкими ему по возрасту привлекает его больше, чем разговоры с родителями.

Коммуникации сейчас играют очень важную роль, помогая ребенку освоить социальное пространство и найти свое место в нем. Постепенно он начинает осознавать важность совместных действий со сверстниками.

Достигший 3-летнего возраста малыш начинает понимать, что он не является центром мироздания, что есть другие люди, значимые для его родных и близких.

Так, полной неожиданностью для него становится осознание того, что родители любят друг друга, а если в семье есть еще дети, то родительские чувства касаются также и их.

Именно в период дошкольного детства ребенок постепенно усваивает нормы поведения, осознает, что он не всегда может делать то, что ему хочется. При этом происходит его самоидентификация как личности.

Родителям очень важно понимать специфику дошкольного возраста, поскольку она во многом определяет то, как взрослым следует себя вести с малышом.

Так, требовать от него выполнения обещаний пока рано, поскольку собственное слово является самым слабым мотивом, а невыполненные обещания формируют такую черту характера, как безответственность.

Гораздо эффективнее будет хвалить его даже за небольшие успехи, чем ругать за неудачи.

Специфика развития мышления

Отличительной чертой дошкольного периода является формирование и развитие наглядно-образного мышления. Сейчас ребенок наделен гибким умом, пытливостью, любознательностью, он забрасывает родителей вопросами «почему?», его память в 4-5 лет меняется с непроизвольной на произвольную.

Дошкольное детство – важнейшее время в жизни ребенка, которое во многом формирует черты его личности: целеустремленность, социальную активность, эмоциональную сферу. Сейчас очень важно помочь малышу развиваться гармонично, используя сюжетно-ролевые игры и корректируя собственное поведение исходя из его растущей потребности в самостоятельности.

Основные уровни развития и готовность дошкольника к обучению

Развитие детей в процессе обучения зависит от их обучаемости и психологической готовности к обучению. У ребенка развивается самостоятельность, разнообразит познавательная деятельность.

Научуванисть — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Основные компоненты обучаемости — обобщенность, гибкость, устойчивость и самостоятельность мыслительной деятельности, осознанность мышления (соотношение его практической и словесно-логической сторон). Эти особенности мыслительной деятельности детей обусловливают темп их развития в процессе обучения.

В результате использования педагогически и психологически не мотивированного методики, основанной на идее детского творчества, свободного выбора способов действий, возникает явление никак обучаемости.

Овладение дошкольниками учебной деятельностью происходит постепенно, на основании чего различают три уровня по степени развития этой деятельности (табл. 3.1).

Признаками первого уровня является производительность и целеустремленность всех процессов познавательной деятельности, активное, заинтересованное отношение к учебе, способность к контролю своих действий, оценка их результатов. На основе усвоенных навыков дети могут решать доступные им практические и умственные задачи.

Второй уровень характеризует неустойчивые признаки овладения детьми учебной деятельностью. Признаки третьего уровня свидетельствуют начало формирования учебной деятельности, обладающий внешняя дисциплинированность на занятии.

Таблица 3.1

Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного возраста (по А. В совой)

И П Ш
  • 1. Слушают указания
  • 2. Управляются ними в работе
  • 3. В случае непонимания ставят вопрос
  • 4. Правильно оценивают работу других
  • 5. Правильно оценивают собственную работу
  • 6. Достигается нужных результатов
  1. 1. Слушают указания, условно придерживаются
  2. их в работе
  3. 2. Самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей
  4. 3. Во время выполнения работы склонны к подражанию другим детям
  5. 4. Результаты условные
  • 1. Слушают указания, но как бы не слышат
  • 2. Не руководствуются услышанными указаниями в работе
  • 3. Нечувствительны к оценке
  • 4. Результата не достигают

Эти показатели безотносительные возрастным параметров, они отражают развитие процесса обучения и познавательной деятельности.

Формирование готовности к обучению также преодолевает несколько этапов, каждый из которых характеризуется осложнением познавательного содержания, повышением требований к умственной деятельности детей, развитием их самостоятельности.

На начальном этапе находятся дети младшего дошкольного возраста. их умственная деятельность еще не вполне осознанным процессом, потому что знания, умения и навыки они усваивают, однако у них еще не сформирована потребность учиться.

Дети среднего дошкольного возраста готовы к усвоению знаний, их уже можно учить на занятиях, ставить перед ними познавательные задачи. Однако эти задачи еще непосредственно связанные с общением, условиями их жизни и игровой деятельности. В этом возрасте обучение обслуживает практические потребности ребенка и создаёт предпосылки для перехода на более высокий этап умственной деятельности.

У детей старшего дошкольного возраста заметен существенный прогресс в учебной деятельности, способности к умственному и волевого усилия. Об этом свидетельствуют вопросы, которые они ставят, интерес к поиску связей и отношений между предметами и явлениями.

Читайте также:  Что можно приготовить детям из тыквы?

Интеллектуальные запросы старших дошкольников оказываются в равнодушии к простым игр и игрушек, в интересе к приобретению знаний и умений на перспективу, повышении любознательности, требовательности к себе и к другим.

Учебная деятельность в старших дошкольников часто выделяется из других ее видов. Они начинают целенаправленно усваивать определенные знания, умения и навыки, приобретают способность решать разнообразные познавательные задачи. Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности дошкольников и имеет сформироваться до конца дошкольного детства.

В общем полноценное развитие учебной деятельности дошкольников обеспечивает их психологическую готовность к школе и учебе в ней.

Рекомендации по проведению оценки индивидуального развития детей

Пояснительная
записка

 

Реализация основной общеобразовательной
программы – образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО)
предполагает внутреннюю оценку качества образовательной деятельности, в т.ч.
оценку индивидуального развития детей.

Такая оценка производится
педагогическими работниками в рамках оценки индивидуального развития ребенка и
лежит в основе дальнейшего планирования образовательной деятельности.

Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности исключает
использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы
ДОО.

  • Система оценки индивидуального развития
    детей представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил,
    диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку
    динамики развития детей, образовательных достижений воспитанников,
    эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного
    образования по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных
    пользователей результатов системы оценки качества образования в ДОО.
  • В условиях ДОО оценка индивидуального
    развития детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим
    направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО)
  • :
    — социально-коммуникативное развитие;
  •  — познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • физическое развитие.
  • Возрастные характеристики достижений
    ребенка к 3-м годам и на этапе завершения уровня дошкольного образования
    представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии
    с ФГОС ДО).
  • Педагогическая диагностика развития
    ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения
    обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей
    индивидуальной работы с детьми по ООП ДО.
  • Результаты проведения педагогической
    диагностики могут использоваться для решения следующих образовательных задач:


индивидуализации образования (в т.ч. поддержки каждого ребенка, построения его
образовательной траектории);


  1. оптимизации работы с группой детей.
  2. Оценка
    индивидуального развития детей:

  3. поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного
    возраста; 

  4. учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных условиях.

Оценка индивидуального развития детей
осуществляется через педагогическое наблюдение, беседы, анализ продуктов
детской деятельности, организуемые воспитателями и специалистами всех
возрастных групп регулярно в течение года.

(«Индивидуальное развитие» и
«индивидуализация образования» – не одно и то же).

2 раза в год (в сентябре и
апреле текущего учебного года) подводятся итоги проведения оценки
индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности.

  • В качестве показателей оценки
    индивидуального развития детей используются научно обоснованные методики,
    соответствующие положениям ФГОС ДО, ООП ДО
  • Результаты
    педагогической диагностики оформляются в форме «Индивидуальной карты развития
    ребенка», утвержденной заведующим ДОО( приложение 1).
  • Основным
    механизмом оценки является фиксация показателей развития воспитанника,
    посредством наблюдения .
  •  Фиксация
    показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:
  •  • не сформирован; 
  • • находится в
    стадии формирования;
  • • сформирован.
  • Ведение «Индивидуальной карты развития
    ребенка» осуществляется педагогами групп на каждого воспитанника, начиная с
    раннего возраста, на электронном и/или бумажном носителях.
  •           Содержание индивидуальной работы по
    результатам проведенной педагогической диагностики отражается на специальном
    листе рекомендаций в «Индивидуальной карте развития ребенка», согласуется с
    родителями (законными представителями) ребенка (на бумажном носителе) под
    подпись и отметку родителей (законных представителей) о дате ознакомления с
    ходом и результатами индивидуального развития ребенка в ходе образовательной
    деятельности.
  • Индивидуальные карты развития ребенка
    хранятся в группах до окончания периода их пребывания в ДОО.
  • ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
    ДЕТЕЙ

Предлагаемая оценка
индивидуального развития детей     
разработана с целью оптимизации образовательно­го процесса в любом
учреждении, работающим с группой детей старшего воз­раста (5—6 лет), вне
зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и
контингента детей.

Это достигается путем исполь­зования общепринятых критериев
развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений
ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или
организации педагогического процесса в группе детей.

Система мониторинга
содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному
государственному образователь­ному стандарту дошкольного образования, приказ
Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года:
«Социально-коммуникативное раз­витие», «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что
позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и
при необходимо­сти индивидуализировать его для достижения достаточного уровня
освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка
педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями по образовательным облас­тям:

·Не сформирован    
·Частично сформирован  
·Сформирован   

 

Таблицы  оценки индивидуального развития детей       заполняются дважды в год, если другое не
предусмотрено в образовательной организации, — в начале и кон­це учебного года
(лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного
анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1.
Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляется цветовое обозначение в
каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается ито­говый
показатель по каждому ребенку (среднее значение зависит от количества зелёных
кружочков).

Этот
показатель необходим для написания характеристики на конкрет­ного ребенка и
проведения индивидуального учета промежуточных результа­тов освоения образовательной
программы.

Этап 2. Когда
все дети прошли оценку
индивидуального развития детей   ,
тогда подсчитывается итого­вый показатель по группе (зависит от количества
зелёных кружочков).

Этот показатель необходим для описания общегрупповых
тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к
групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения
учета обще­групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной про­граммы.

Двухступенчатая
система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении
педагогического процесса в группе и выделять де­тей с проблемами в развитии.
Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные
образовательные маршруты и оперативно осу­ществлять психолого-методическую
поддержку педагогов.

 

Образовательная область Уровень сформированности
сформирован частично сформирован не сформирован
Социально-коммуникативное развитие 11 — 14 6 — 10 1 — 5
Познавательное развитие 8 — 11 4 — 7 1 — 3
Познавательное развитие ФЭМП 7 — 9 4 — 6 1 — 3
Речевое развитие 8 — 10 4 — 7 1 — 3
Художественно-эстетическое развитие 5 — 6 3 — 4 1 — 2
Физическое развитие 7 — 9 4 — 6 1 — 3
Личностное развитие 6 — 7 4 — 5 1 — 3
Детская инициатива 4 2 — 3 1

Наличие обработки
результатов оценки
индивидуального развития 
образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение ре­зультатов
каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педа­гогический процесс
в группе детей образовательной организации

Наличие математической обработки результатов
педагогической диагно­стики образовательного процесса оптимизирует хранение и
сравнение ре­зультатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать
педа­гогический процесс в группе детей образовательной организации

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *