Фридайвинг (freediving) – подводное плавание с задержкой дыхания (так написано в Википедии). Многие представляют фридайверов, как суровых спортсменов, которые могут задержать дыхание на 20 минут и нырять в окружении акул на глубину в сотни метров. Что-то очень экстримальное и опасное для жизни. Совсем не то, куда хочется отдать ребенка.
У нас другой подход. Наша философия фридайвинга – удовольствие от парения в невесомости в толще воды. Без цели установить рекорд по глубине и задержки дыхания на пределе возможностей.
Главная цель нашего курса: развить естественный навык ныряния. Показать детям, что вода – дружественная для человека среда. Каждый может комфортно в ней находиться, эффективно перемещаться и получать от этого удовольствие.
Под водой скрыт целый новый мир, который доступен без специального снаряжения – только с маской и ластами. Даже если тебе всего семь (пять или ты еще не знаешь, сколько тебе лет), ты точно уже можешь нырять, это не страшно, а очень интересно.
В море это делать куда веселее, чем в бассейне или в ванной.
Технически, курс состоит из двух составляющих:
- психология фридайвинга – если у ребенка есть какие-то страхи и «недопонимания» с водой.
- техника фридайвинга – обучение базовым техникам, позволяющим безопасно нырять, задерживать дыхание и эффективно плавать.
Как проходят занятия по детскому фридайвингу?
Курс проходит в игровой форме при непосредственном участии родителей. Дети разделяются на группы по уже имеющемуся уровню подготовки – насколько уверенно они чувствуют себя в воде. На первом уроке инструктор определит навыки каждого ребенка, в зависимости от этого и будет выстроена его индивидуальная программа.
- кто уже уверенно чувствует себя в воде, сразу начнет осваивать базовую технику фридайвинга: заныривание; техника правильного гребка в ластах; различные способы компенсации давления («продувки»).
- дети с минимальными навыками плавания и базовым умением держаться на воде начнут с упражнений на мелководье, улучшающих психологическую адаптацию к воде: «статика» (задержка дыхания, без надобности плыть, нырять или что-то делать – просто на ощущения); работа с дыханием; упражнения на полный и неполный выдох под водой.
- кто вообще не умеет плавать – с классических уроков плавания, а потом присоединятся к остальным в освоении техники фридайвинга.
- даже самые маленькие участники лагеря смогут стать фридайверами, так как навык ныряния и задержки дыхания заложен у нас с рождения. Программа для малышей индивидуальная – очень многое зависит от того, как ребенок воспринимает воду. Роль родителя в таких занятиях сильно возрастает. И от родителей очень зависит прогресс «маленького ныряльщика».
Занятия построены на тесном взаимодействии ребенок-взрослый.
Во второй половине курса начнется самое интересное – совместные подводные игры с родителями. Взрослым придется не просто следить за выполнением ребенком упражнений, а самому стать полноценным участником. Подобный формат, укрепляет степень доверия и отношения между родителем и ребенком.
Почему детям нравится фридайвинг?
По нашему опыту, большинство детей любят прежде всего нырять, а потом уже плавать. Если посмотреть, чем занимаются дети в бассейне любого отеля, то они, как правило, либо ныряют, либо прыгают с бортиков.
В Семейном лагере на Мальдивах занятия по фридайвингу ведет Максим Гурьянов. Он был одним из первых на постсоветском пространстве, кто начал специализироваться на обучении именно детей. За более чем 8 летний опыт он разработал авторскую методику детского фридайвинга: обучение комфортному нырянию через подводные игры.
На занятиях Максима дети не просто выполняют технические элементы, а играют. Достают игрушки со дна, играют в подводный футбол, подныривают, выполняют другие подводные упражнения. Такой подход делает занятия интересными даже если они проходят в маленьком бассейне. Вот что говорят его ученики из разных городов:
5 причин почему Мальдивы – идеальное место
- Райские условия
Прозрачные воды Индийского океана обеспечивает условия для обучения «как в бассейне». К тому же вода очень теплая, так что ребенок может провести в ней столько времени, сколько захочет. Разумеется, под контролем родителей и при использовании эффективной защиты от солнца.По опыту наших лагерей, даже те дети, кто побаивается воды, на Мальдивах очень быстро становятся «на ты» с океаном.
- Богатая флора и фауна
Каждый нырок в бассейне во время подводных игр – это эмоции и удовольствие для ребенка.На Мальдивах, где под водой богатая флора и фауна, это еще и новое яркое впечатление, неожиданные встречи и новый визуальный ряд.
- Учиться вместе с родителями
Фридайвинг – интересное занятие не только для детей, но и для взрослых. Совместное обучение более эффективно.Дети, особенно маленькие, чувствуют себя гораздо увереннее, если рядом один из родителей. Мальдивы подразумевают неспешный отдых, который протекает на берегу сказочного острова. Родителям некуда спешить – можно целый день провести вместе на пляже.
- Безопасность
Мягкий песок, плавный вход в воду и отсутствие сильных волн создают достаточно безопасную обстановку для детского купания.ВАЖНО: Даже несмотря на это, присутствие родителей на пляже обязательно!
- Возможность применить полученные навыки
К концу лагеря у детей будет возможность использовать свои навыки в «большой игре» – отправиться на поиски китовой акулы.Под присмотром инструктора они смогут нырнуть и проплыть несколько метров параллельно с самой большой рыбой на земле. Это тот опыт, который запомнится на долгое время.
|
|
|
|
|
|
|
|
Это безопасно для здоровья ребенка?
Детский фридайвинг не предполагает работы в зонах дискомфорта. Вода – это естественная среда для человека. Естественно нырять в воду без маски и очков с открытыми глазами. Естественно задерживать дыхание на непродолжительное время. Мы показываем детям, что они могут.
Например, если они научатся снимать напряжение путем расслабления мимических мышц лица и шеи, то смогут легко задерживать дыхание без малейшего дискомфорта. В детском фридайвинге все делается максимально аккуратно и только «на комфорте». Никаких опасностей для здоровья нет.
Какие плюсы у детского фридайвинга?
Спокойствие родителей
Ребенок, который умеет нырять и плавать, чувствует себя на воде увереннее и делает все гораздо безопаснее, как на поверхности, так и под водой.Он понимает, что можно, а что нельзя. Может более реалистично оценивать свои силы.
Полезно для здоровья
Фридайвинг, как и плавание, даёт нагрузку на все группы мышц и развивает даже те мелкие мышцы, которые мы не чувствуем на суше. Постоянные повороты в воде улучшают координацию. Комфортная задержка дыхания способствует повышению показателей выносливости в других видах спорта: бег, велосипед и так далее.
Новый интерес на всю жизнь
Фридайвинг (особенно на Мальдивах) может стать новым жизненным интересом у ребенка. Вполне возможно, что вернувшись домой, он/она попросит вас записаться в бассейн.
Чему научится ребенок после лагеря?
- Комфортно и безопасно нырять.
- Не бояться воды.
- Уверенно чувствовать себя и на поверхности, и под водой.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!
Обучение детей нырянию
Я написала эту статью до того, как поработала над созданием детской программы AIDA Youth в большой группе экспертов со всего мира. В коллективных обсуждениях мы пришли к тому, что лучше не называть детские занятия «фридайвингом».
Ведь действительно, этот спорт подразумевает некую соревновательность и стремление к увеличению результатов. На детских курсах нет такой соревновательности, нет минимальных нормативов. Напротив — глубины, дистанции и время погружения рекомендуется ограничивать.
Так что в статье будем говорить об обучению детей нырянию, о водных навыках.
В последние годы многие родители, даже не связанные с фридайвингом, хотят обучить своих детей нырять. Хорошая идея, но при важном условии – у ребенка должен быть если не собственный запрос, то хотя бы согласие заниматься. Это не единственное условие: важно отсутствие противопоказаний к занятиям и умение держаться на воде.
Обучать детей нырять можно как в бассейне, так и на море – желательно, чтобы вода была не холоднее 23°C, ведь они быстро мерзнут даже в костюмчике. Большое значение имеют прозрачность и свет – в мутной воде страшно.
Для детей чрезвычайно важны терпимость, понимание и честность тренера. Инструктор должен уметь ждать, пока ребенок поймет задание и подготовится к попытке, и наоборот – уметь спокойно перенести тот факт, что дети наперебой поспешат нырять как попало, не дослушав установок тренера. Важно уметь объяснять одни и те же вещи разными способами, добиваться послушания без угроз.
Важно заслужить доверие и уважение учеников; важно, чтобы они не стеснялись поделиться тем, что им дискомфортно или что они чего-то не понимают. И очень важно не врать: о том, что в воде не страшно, о том, что нырять легко, о том, что затруднения не бесят, о том, что взгляды не смущают.
Терпимость, понимание и честность по отношению к самим себе должны стать частью освоенных на курсе навыков.
Обучение детей 6-11 лет
Дети, хорошо знакомые с водой, обожают плавать и нырять. Они спокойно тренируются на глубине, большей их роста. При этом ставить буйки нужно там, где хорошо видно дно, и желательно, чтобы конец веревки был близко от него – тогда у ребят есть дополнительная мотивация. Они любят касаться дна или хватать горстку песка в доказательство своих достижений.
Часто на курс приходят дети с готовым запросом научиться продуваться: «хочу и могу нырять глубже, но ушки болят». Навык выравнивания давления дети, начиная с определенного возраста, осваивают весьма успешно, хоть и не всегда быстро.
Самому младшему ребенку, которого мне удалось научить продуваться, было 4,5 года (тетыле с половиной узе). Однако именно опыт обучения детей 4-5 лет, показал, что необходимо ввести ограничение по возрасту и принимать на курсы только с 6 лет.
Дело в том, что как бы успешно младший ребенок ни осваивал навыки, он забудет их применять, как только начнет нырять без установок тренера. Даже шести-семилетки забывают продуваться какое-то время после обучения, важно им об этом напоминать.
Ведь разрыв барабанной перепонки у ребенка – это не только проблемы со здоровьем ушей в течение недель или даже месяцев. Это негативный опыт, связанный с нырянием и водой, от которого придется оправляться какое-то время.
Навык подготовительного дыхания и расслабления часто дается детям дольше, чем продувка – скучно и некогда этим заниматься, надо скорее нырнуть и достать вон до туда.
Привыкнуть к выполнению этого навыка, конечно, тоже трудно. Детей, однако, можно убедить в том, что если правильно подготовиться, то задержка дыхания будет дольше.
Правда, напоминать об этом тоже нужно много раз, и выполнять подготовительное дыхание вместе с ними.
Освоить восстановительное дыхание может быть полегче, однако дети выполняют его формально, ныряя на глубину; ведь, действительно, нырки получаются очень короткими, и нужды в эффективном восстановлении не возникает.
Чтобы продемонстрировать важность восстановительного дыхания, после многократного формального повторения этого навыка можно пару раз предложить детям проплыть небольшую дистанцию в динамике и восстановиться после нее.
Тренеру важно дышать вместе с учеником, чтобы он делал это «под диктовку».
Если у ребенка боязнь воды или глубины, заставлять его обучаться нырять не нужно.Тем более, не следует включать его в группу с активно ныряющими детьми – они не смогут ждать, пока тренер уделяет много внимания сокурснику. Дети вообще нетерпеливы, поэтому размер группы должен быть ограничен.
Лучше, чтобы в группе начинающих было не более трех учеников на одного тренера (альтернатива: тренер + помощник), далее – инструктор может контролировать и четверых, но желательно на двух буйках. Родители могут наблюдать тренировку, плавая в стороне, но не вмешиваясь в процесс обучения.
Если ребенок стесняется родителя, лучше не показываться ему на глаза и оставаться на берегу.
С детьми, чувствующими себя в воде неуверенно, лучше какое-то время заниматься отдельно, на малой глубине – там, где дыхательные пути всегда окажутся над водой, если встать на ножки. Нужно сформировать у ребенка доверие к тренеру и, в конечном итоге, к себе.
Усложнение заданий должно быть постепенным – только тогда, когда малышу легко даются пройденные глубины и навыки.
Чрезвычайно важен элемент игры: можно доставать со дна игрушки или колечки, плыть под водой или по поверхности от тренера к родителю, выполнять «акробатические» элементы, проныривать кольца или препятствия. Некоторых детей лучше просто оставить в покое и ждать, даже если это займет месяцы.
Пусть играют около воды, потом на мели, потом поглубже; пусть видят играющих в воде взрослых и других детей. Можно помогать им осваиваться, но важно, чтобы они понимали, что вы лишь оказываете поддержку, но не настаиваете.
Обучение детей младшего возраста
Дети 3-4 лет вряд ли освоят продувку; да и не стоит, наверное, пока. Подготовительное и восстановительное дыхания показать им следует в рамках ознакомления, но надеяться на то, что они будут выполнять их самостоятельно не нужно. Наилучшая ситуация для освоения принципов дыхания – динамика (в форме игры!).
Цели обучения маленьких детей: освоить навыки плавания и подныривания, привить уверенность в своих действиях и создать представление о безопасном и опасном поведении в воде. Присутствие и участие родителей в обучении малышей желательно.
Это даст ребенку чувство безопасности и «нормальности» ситуации, совместной вовлеченности в интересную игру и дополнительное поощрение, одобрение родителя. В младшем возрасте все это имеет большое значение для детей.
Если ребенок собирается впервые использовать оборудование – маску, трубку или ласты, надо дать ему поиграть с ними на суше, даже лучше дома. Пусть пугает вас в маске, дудит в трубку, захаживает в ластах – хохочите и играйте вместе, пофоткайтесь.
Лучше делать это не в тот же день, когда вы хотите попробовать запустить его с этим оборудованием в воду, а раньше – ему может понадобиться и не один день. Впервые оказавшись со снаряжением в воде, ребенок также будет осваиваться постепенно.
Маску можно сначала просто приложить к поверхности и дать ребенку заглянуть под воду через нее, не надевая. Все нужно сначала использовать там, где совсем мелко. Помогающий взрослый тоже должен быть в таком же снаряжении.
Будьте терпеливы! Даже некоторые взрослые боятся впервые надеть маску и дышать через трубку в воде.
Если ваши дети учатся нырять
Чего родителям делать нельзя:
- ругать, если что-то не получается;
- стыдить (!), сравнивать с другими детьми;
- запугивать (это не значит, что нельзя делиться тем, что родитель испугался за ребенка, если, например, он нырял без присмотра);
- вмешиваться в процесс обучения, перебивать тренера или детей, исправлять их ошибки;
- говорить, что в воде нет ничего страшного – это неправда.
Что родителям делать следует:
- улыбаться ребенку, отвечать на его взгляды; дать понять: «я здесь», помахать, если он ищет вас глазами;
- радоваться его успехам, показывать эту радость лично ему;
- признавать, что ребенку может быть страшно; давать понять, что вы будете рядом, пока он с этим страхом справляется;
- слушать «лекции», вникать в теорию; выслушать и запомнить рекомендации тренера;
- напоминать ребенку выполнять навыки (особенно продувку!), когда он ныряет после окончания курса.
Важнейшая вещь, которую должны знать и родители, и дети:
Нырять можно только под присмотром взрослых!
Доносить эту мысль до детей следует очень серьезно, но мягко. Нельзя ругать или наказывать детей за то, что они не выполнили это правило – это приведет к появлению стремления нарушить его в тайне. Однако искренне показать, что вы испугались за него, можно.
При этом оставайтесь дружелюбными, продемонстрируйте, что вы рады, что с ним все в порядке, обнимите его. И снова очень серьезно скажите, что нырять можно только под присмотром взрослых. Покажите ребенку, как просто это сделать.
Предложите пару фраз и способов привлечь к себе внимание: «Мам! Смотри, я буду нырять!», «Пап, пойдем поныряй со мной?». По-честному выполняйте такие просьбы.
Не отказывайте в этом первые несколько раз, далее – отказывайте, только если причина действительно серьезна, донесите ее до ребенка, извинитесь и попросите его выйти из воды, пообещайте, что в следующий раз поныряете, и выполните это обещание вскоре.
Детский фридайвинг: что это, почему и для кого
как научить 24 апреля 2017
О пользе дайвинга и навыках, которые он развивает, рассказывают инструкторы детской школы дайвинга.
Дети и море – окей, всё логично, все счастливы. Дети и подводное плавание? Ещё кажется новым. Рассказываем, почему это круто.
Фридайвинг — это дайвинг без акваланга. Поэтому детский дайвинг, по сути, то же самое: сначала нужно научиться нырять, держать баланс, двигаться под водой без эквипмета (только маска, ласты, трубка).
Дайвинг с аквалангами рассчитан на возраст от 10 лет. С этого возраста можно получить сертификат. А вообще учиться можно и раньше, но рекомендуемый возраст не ранее 8 лет (оборудование довольно тяжелое).
Катерина Рышкова, инструктор детской школы дайвинга «Морские Ангелы»:
Детский фридайвинг (подводное плавание на задержке дыхания) — это новый вид досуга и образования, дающий детям от 4- 6 лет необыкновенные возможности для развития. Во-первых, регулярное спортивное и подводное плавание дает физическую нагрузку, необходимую детскому организму.
Во-вторых, большинство современных детей увлечены компьютерными играми и разного вида гаджетами, а занимаясь дайвингом, ребенок отвлекается, становится ближе к природе. Мы стараемся пробудить дух исследователя и искателя приключений. Учим любить и заботиться об окружающем мире.
Детей начинает волновать вопрос «А как там под водой, кто там живет?»
В-третьих, дайвинг развивает личностные качества, например, такие как ответственность и самостоятельность.
Во время учебы юные дайверы общаются по интересам, обзаводятся новыми друзьями, укрепляют веру в себя и свои силы.
Кроме того, участвуя в соревнованиях различных уровней по спортивному дайвингу, можно развить лидерские качества, командный дух и стремление к победе.
Конечно, перед погружением ребята проходят специальную подготовку и обучение. В теоретической части изучаются главные вопросы, связанные с подводным плаванием: физиологию человека; законы, относящиеся к плавучести и силе тяжести; флору и фауну морей и океанов; географию. В процессе занятий дети учатся проводить презентации, читать доклады, также мы смотрим фильмы по данной тематике.
На практических занятиях, которые проводятся в бассейне, отрабатывают необходимые навыки, доводя их до автоматизма.
Ребята осваивают разные направления дайвинга, учатся работать с оборудованием, обучаются плаванию в разных стилях.
Можно пройти специализации, такие как поиск и подъем затонувших предметов, подводная навигация, фотосъемка и т.д.
Но самое интересное – это, конечно, дайверские поездки, которые проводятся во время каникул и где можно на практике применить полученные знания и навыки. Дети их очень ждут.
фото: фотобанк RuDIVE
Елена Петрушина, инструктор AIDA:
Если у ребенка боязнь воды или глубины, заставлять его обучаться фридайвингу не нужно. Тем более не следует включать его в группу с активно ныряющими детьми – они не смогут ждать, пока тренер уделяет много внимания сокурснику. Дети вообще нетерпеливы, поэтому размер группы должен быть ограничен.
Лучше, чтобы в группе начинающих обучаться фридайвингу было не более трех учеников на одного тренера (альтернатива: тренер+ помощник). Родители могут наблюдать тренировку, плавая в стороне, но не вмешиваясь в процесс обучения.
Если ребенок стесняется родителя, лучше не показываться ему на глаза и оставаться на берегу.
С детьми, чувствующими себя в воде неуверенно, лучше какое-то время заниматься отдельно, на малой глубине – там, где дыхательные пути всегда окажутся над водой, если встать на ножки. Важно сформировать у ребенка доверие к тренеру и, в конечном итоге, к себе.
Усложнение заданий должно быть постепенным – только тогда, когда малышу легко даются пройденные глубины и навыки.
Чрезвычайно важен элемент игры: можно доставать со дна игрушки или колечки, плыть под водой или по поверхности от тренера к родителю, выполнять«акробатические» элементы, проныривать кольца или препятствия.
Некоторых детей лучше просто оставить в покое и ждать, даже если это займет месяцы. Пусть играют около воды, потом на мели, потом поглубже; пусть видят играющих в воде взрослых и других детей. Можно помогать им осваиваться, но важно, чтобы они понимали, что вы лишь оказываете поддержку, но не настаиваете.
Цели обучения маленьких детей (4 лет): освоить навыки плавания и подныривания, привить уверенность в своих действиях и создать представление о безопасном и опасном поведении в воде. Присутствие и участие родителей в обучении малышей желательно.
Это даст ребенку чувство безопасности и «нормальности» ситуации, совместной вовлеченности в интересную игру и дополнительное поощрение, одобрение родителя. В младшем возрасте все это очень важно для детей.
Если ребенок собирается впервые использовать оборудование – маску, трубку или ласты, нужно дать ему поиграть с ними на суше, даже лучше дома. Пусть пугает вас в маске, дудит в трубку, ходит в ластах – хохочите и играйте вместе, фотографируйтесь.
Лучше делать это не в тот же день, когда вы хотите попробовать запустить его с этим оборудованием в воду, а раньше – ему может понадобиться и не один день.
Впервые оказавшись со снаряжением в воде, ребенок также будет осваиваться постепенно. Маску можно сначала просто приложить к поверхности и дать ребенку заглянуть под воду через нее, не надевая.
Все нужно сначала использовать там, где совсем мелко. Помогающий взрослый тоже должен быть в таком же снаряжении.
И будьте терпеливы! Даже некоторые взрослые боятся впервые надеть маску и дышать через трубку в воде.
фото: фотобанк RuDIVE
????Детский фридайвинг. 5 плюсов нового вида спорта
Многие дети любят воду, ныряют в ванной и бассейне.
Некоторые родители стремясь поддержать любовь детей к воде, отдают их не просто на занятия плаванием… А — на фридайвинг. Но что это такое?
Фридайвинг – это подводное плавание с задержкой дыхания. Считается экстремальным видом спорта. Но детский фридайвинг далек от профессионального спорта, для каждого возраста существуют строгие границы, которые дети не переходят.
Фридайвинг — очень красивое и гармоничное занятие для малышей и подростковХорошая техника плавания — залог успеха во фридайвингеВода успокаивает и помогает малышу преодолеть сильные эмоции и стрессФридайвинг — очень красивое и гармоничное занятие для малышей и подростков
Детский фридайвинг — это деликатная и внимательная работа с ребенком в воде. Это очень красивое и гармоничное занятие для малышей и подростков.
Заниматься фридайвингом рекомендуется с 4 лет. Методика обучение детей фридайвингу разработана в Школе фридайвинга им. Натальи Молчановой.
Барабанные перепонки ребенка еще мягкие и он не испытывает дискомфорт при погружении в глубинуЗанятия в воде дарят много радости и положительных эмоцийКаждое погружение сопровождается инструктором, поэтому абсолютно безопасно!Барабанные перепонки ребенка еще мягкие и он не испытывает дискомфорт при погружении в глубину
Чем полезен фридайвинг для детей?
Ребенок научится технично плавать, тк хорошие результаты во фридайвинге достигаются, прежде всего, за счет правильной техники.
Все знают, что плавание – это профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, практически любых проблем с позвоночником. Если заниматься фридайвингом, то раскрываются/расправляются легкие (и любые вирусы обходят стороной).
- Креативность. Раскрываются творческие и интеллектуальные способности
За время умеренной гипоксии, которая происходит во время задержки дыхания, кровь начинает циркулировать даже по самым мелким кровеносным капиллярам. В обычной жизни они, как правило, не задействованы. Активизация таких сосудов в головном мозге улучшает его питание, что позитивно отражается на когнитивных и творческих способностях ребенка.
Вода успокаивает, снимает стресс и негативные эмоции. Ребенок учится расслабляться, правильно дышать, концентрироваться на выполнении поставленной задачи.
Инструктор делает акцент на том, что все детки разные, у каждого — свое задание и успех. Занятия фридайвингом помогают повысить самооценку, вселяют уверенность в себе, приучают сравнивать себя не с другими, а с собой.
К тому же, детям легко дается ныряние с задержкой дыхания на глубину. Дети испытывают восторг от того, что способны нырнуть на глубину 5-7 метров в первое в жизни погружение!
Источник: https://inring.ru/sportivnye-sekcii-dlya-detej/basseyn-zanyatiya/fridajving-deti/
Все о детском развитии: https://www.instagram.com/venera_inring/
- ???? Девочка 10 лет ныряет на глубину 12,5 метра в бассейне МЧС
- ???? Как школьные оценки влияют на качество будущей жизни?
- ???? Как правильно хвалить ребенка? Что говорят психологи