Использование игры для развития ребенка

Искусство учиться

Как настольные игры помогают в обучении. На заметку родителям

27 августа 2018 8 489 просмотров

Ирина Балманжи

Настольные игры — это не просто весело, но и очень полезно. Наверное, не существует лучшего способа отлично провести время в компании, получить много положительных эмоций и попутно «прокачать» свой мозг.

Не случайно игры считаются одним из самых успешных методов обучения. Хотите ненавязчиво помочь ребенку развить навыки и способности, которые пригодятся ему в школе? Настолки — именно то, что вам нужно. Рассказываем, как это работает.

Математические навыки

В большинстве настолок нужно считать — очки, ходы, карточки, условные деньги, точки на кубиках. Если обычно вам с трудом удается заставить ребенка решать примеры на сложение и вычитание, то во время игры он будет делать это легко и с радостью — без малейшего давления с вашей стороны.

Использование игры для развития ребенка
Источник

Кроме того, существуют настолки, специально созданные для развития математических навыков. Например, в игре «Умножариум. Математическое домино» надо выкладывать карточки так, чтобы на оказавшихся рядом клетках были написаны пример и правильный ответ. Это простой и веселый способ выучить таблицу умножения.

Использование игры для развития ребенка

Коммуникативные способности

В ходе любой коллективной игры мы контактируем с остальными участниками, обсуждаем правила, учимся ладить друг с другом. К тому же многие настолки построены на умении договариваться, убеждать, искать союзников и действовать сообща. Таким образом, это одновременно и развлечение, и тренажер для развития важнейших социальных навыков.

Воображение

В компьютерных баталиях мы практически не задействуем свое воображение.

Зато в большинстве настольных игр без него не обойтись. Нужно включить фантазию на полную мощность, чтобы разглядеть в желтой пластиковой фигурке великого воина, спасающего империю, или представить, что кусок картонки — это целый город с улицами, домами и фабриками.

Использование игры для развития ребенка
Источник

Если креативность для вас на первом месте, можете выбрать настолки, направленные на тренировку воображения, такие как «Тысяча и одна история» (игра, где нужно придумывать необычные сюжеты с помощью лото, карт и игровых полей).

Кругозор

Вы можете играть в «Эволюцию» или «Монополию», а попутно обсуждать теорию Дарвина или законы рыночной экономики. Практически каждая настолка — повод рассказать что-то новое. Даже если вы просто объясните ребенку непонятное слово во время игры в «Скрэббл», то уже пополните его копилку знаний о мире.

Усидчивость и концентрация внимания

Заставить себя решать примеры, когда друзья зовут гулять, или сконцентрироваться на объяснениях преподавателя, когда в голову так и лезут посторонние мысли, — для этого нужен недюжинный самоконтроль. Любому школьнику необходимо уметь долго фокусироваться на одной задаче, ни на что не отвлекаясь.

Настольные игры словно созданы для того, чтобы развивать этот навык. Если ребенок способен два часа дисциплинированно раскладывать карточки или внимательно следить за передвижениями фигурок по игровому полю, то и в школе у него не должно возникнуть проблем с концентрацией.

Использование игры для развития ребенка
Источник

Полезны любые настолки, но некоторые четко нацелены на тренировку внимательности и самоконтроля. Одна из таких игр — «Не зевай!» (чтобы в ней победить, надо быть максимально бдительным, быстро реагировать на карточки, правильно показывать жесты и не ошибаться в подсчете).

Стратегическое мышление

В большинстве настолок нужно отслеживать действия соперников, прогнозировать их будущие ходы и строить на этом свою тактику. В результате у игроков развивается стратегическое и логическое мышление, смекалка, способность видеть причинно-следственные связи. Все эти навыки точно пригодятся в учебе.

Позитивное отношение к сложным задачам

Каждая игра связана с преодолением препятствий. Иногда мы совершаем ошибки и терпим поражения, но это вызывает у нас лишь любопытство, азарт и желание попытаться еще раз. Полностью погружаясь в процесс, мы чувствуем себя счастливыми — вне зависимости от результата.

Использование игры для развития ребенка
Источник

Способность относиться к трудностям как к развлечению — важ­ный эмоциональный навык, который ребенок может приобрести во время игр и потом применять в реальной жизни. При таком подходе любая сложная учебная задача станет интересным вызовом, а не мучением.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо занимался в школе, стойко переживал неудачи, проявлял в учебе упорство и силу воли, умело выстраивал отношения со сверстниками, используйте потенциал игр — не пожалеете!

Обложка поста отсюда

Какие игры нужны ребенку для развития?

Использование игры для развития ребенка
Любящим родителям известно, что основная детская деятельность – это игра. И мы стараемся и в садике, и в школе, и дома максимально использовать игровые моменты для обучения и развития наших детей. Но некоторые психологи и педагоги полагают, что в нашей современной культуре детям не хватает настоящей естественной игры.

Что такое настоящая игра?

Есть несколько обязательных условий:

  • Игра должна, в первую очередь, доставлять ребенку удовольствие.
  • Участники игры должны вступать в нее добровольно, без принуждения, и так же добровольно выходить из игры.
  • В игре непременно должен присутствовать элемент выдумки.
  • Игрок должен быть активно вовлечен в игровой процесс.
  • Игра не должна преследовать иных целей, кроме игровых.
  • Только соблюдение всех пяти условий позволяет назвать деятельность ребенка настоящей игрой.

    Пассивные развлечения – бич сегодняшних детей

    Большинство игрушек, которые продаются сегодня в магазинах, предназначены скорее для пассивной игры.

    В наш век высоких технологий, появилась масса электронных игрушек, которые предлагают ребенку просто нажать на кнопку и наблюдать, как игрушка движется.

    Игрушки управляют игрой, задают тему игры, определяют, во что с ними можно играть, ограничивая тем самым фантазию ребенка.

    То же самое происходит и с другими видами развлечений для современных детей – телевидением, фильмами, компьютером и видеоиграми. Основная проблема в том, что ребенок лишен возможности создавать что-либо, он превращается из активного участника, управляющего игрой, в пассивного наблюдателя, действующего по заданному сценарию.

    Многие сегодняшние игрушки носят гордое название «развивающих», и родителям предписывается стимулировать развитие ребенка, используя различные материалы, карточки, методики обучения чтению до достижения дошкольного возраста и т.д. Детские «развивалки» получают названия «Эйнштейн», «Гений», «Всезнайка». И родители, доверяя рекламе, полагают, что маленькие вундеркинды вырастают благодаря просмотрам этих развивающих программ.

    Конечно, нет ничего неправильного в стремлении развивать детей через игру. Все дети рождаются с желанием познавать, исследовать и обучаться. Но дело в том, что полноценное развитие ребенка происходит в настоящей игре. Играя с водой, дети получают понятие о весе.

    Делая покупки в игрушечном магазине – учатся считать. Использование игрушки как символа, приучает ребенка к абстрактному мышлению, а это, между прочим, одно из условий обучения чтению.

    Именно такая естественная игровая деятельность и становится основой для дальнейшего естественного обучения.

    Постоянное же использование развивающих программ ставит ребенка в положение ведомого, не позволяя ему самому отбирать знания, навыки и умения, которым он пожелал бы обучиться.

    Почему так происходит? Мы боимся, что предоставив детям свободу в игре, что-то упустим в их развитии? Боимся, что наши дети не приобретут те навыки, которым мы бы хотели их научить?

    Ребенок имеет право на игру!

    Выделяйте время на свободную игру каждый день. Это значит, что вы не указываете ребенку, как и во что играть, не предлагаете ему занятие. Инициатива в выборе игрушки, темы и способа игры полностью принадлежит ребенку.

    Позволяйте время от времени вашему малышу просто играть, не преследуя каких-либо обучающих целей.

    Если вашему сыну хочется возить машинку по квартире сотый круг, надоедливо гудя при этом – значит ему так надо! Если ваша дочь сидит уже полчаса в углу, переодевая на кукле платье – значит ей так надо!

    Дайте ребенку обычные, многофункциональные игрушки. Заводной зайчик годен только на то, чтобы вышагивать по полу. «Говорящая» развивающая собачка – только на то, чтобы ребенок выучил, играя с ней, десяток вопросов и ответов.

    Мы не говорим, что это плохие игрушки, не в коем случае! Такие игрушки тоже имеют свою прелесть, и хорошо, если они есть у вашего малыша. Но и простые игрушки, которые можно использовать в тысяче разных вариаций, тоже должны быть доступны ребенку.

    Ограничьте просмотр телевизора для ребенка. Телевизор – это, прежде всего, пассивное развлечение. Во время просмотра телевизора не работает воображение, хотя и «включается» эмоциональная сфера. Подбирайте хорошие, качественные мультфильмы, строго дозируя время просмотра.

    Игры в виде подражания взрослой деятельности – это один из лучших способов естественного развития и обучения детей в игре. Детям свойственно обучаться, подражая взрослым.

    Предоставьте своему ребенку возможность наблюдать за вами в повседневных заботах и принимать в них участие.

    В тысячу раз полезнее позволить малышу помочь маме донести домой нетяжелую сумку, и поблагодарить за это, чем раскладывать с этим же малышом карточки с иллюстрациями «хорошие поступки» и «плохие поступки», объясняя с помощью картинок, как надо помогать взрослым.

    Не доверяйте слепо рекламе.

    Знаете ли вы, что исследование «Эффект Моцарта», проводилось для детей школьного возраста, а не для младенцев? А ведь диски с этой музыкой рекламируются, как полезные для развития мозга и «малышей» также… Знаете ли вы, что методика Монтессори была изначально разработана для деток с ограниченными возможностями? Да, она сильно изменилась, доработана, и основные её принципы – максимально доброжелательны к детям. Но потребности нормального ребенка несколько отличаются от потребностей “особых” деток.

    Игра стимулирует здоровое развитие ребенка во всех аспектах: физическом, умственном, эмоциональном и социальном. Можно смело сказать, что игра – это пища для тела, ума и души ребенка. Так позвольте же своим детям «питаться» такой привлекательной и полезной для них естественной игрой

    Как игра развивает ребенка — Азбука воспитания

    Игра, точ­нее, ее зна­че­ние в жизни ребенка велико. Ведь, играя, он раз­ви­ва­ется, рас­тет, при­об­ре­тает нуж­ные качества.Что надо знать об игре — пред­мет­ной, сюжетно-роле­вой и др., какие игры деструк­тивны? Что делать, если маль­чик играет в куклы?

    Читайте также:  Развивающие игры для школьников

    Зна­че­ние игры для пол­но­цен­ного раз­ви­тия ребенка сложно пере­оце­нить. В рабо­тах заме­ча­тель­ного пси­хо­лога Д.Б.

    Эль­ко­нина пере­чис­ля­ются мно­го­чис­лен­ные функ­ции игры: раз­ви­тие вооб­ра­же­ния и ини­ци­а­тив­но­сти, абстракт­ного мыш­ле­ния, памяти и вни­ма­ния, эмо­ци­о­наль­ное раз­ви­тие, но глав­ное, навер­ное, в том, что игра необ­хо­дима для раз­ви­тия навы­ков вза­и­мо­дей­ствия с миром.

    В игро­вой ситу­а­ции все­гда моде­ли­ру­ется струк­тура мира, будь то мир соци­аль­ных отно­ше­ний или мир пред­ме­тов. Ребе­нок копи­рует окру­жа­ю­щий мир в свою игру и таким обра­зом усва­и­вает его.

    Предметная игра

    Как игра раз­ви­вает ребен­каВ воз­расте до трех лет ребе­нок осва­и­вает игры с пред­ме­тами. В это время связь с роди­те­лями явля­ется глав­ной в соци­аль­ных отно­ше­ниях, вза­и­мо­дей­ствие с ровес­ни­ками еще очень огра­ни­чено.

    Хотя какие-то пра­вила соци­аль­ной жизни ребе­нок уже усва­и­вает: на пло­щад­ках, в песоч­нице и в груп­пах крат­ко­вре­мен­ного пре­бы­ва­ния (или яслях) он полу­чает опыт встра­и­ва­ния в соци­аль­ную струк­туру. Ребе­нок учится усва­и­вать пра­вила соци­ально поощ­ря­е­мого и отвер­га­е­мого пове­де­ния (не заби­рать чужие игрушки, не драться, помо­гать малы­шам и т.д.

    ), а также полу­чает пер­вый опыт сов­мест­ной игры, кото­рый чаще ини­ци­и­ру­ется взрос­лыми («давайте сей­час вме­сте сде­лаем песоч­ный замок»).

    Но важ­нее в этих пер­вых играх соб­ственно вза­и­мо­дей­ствие с пред­мет­ным миром. В ими­та­ци­он­ных играх с пред­ме­тами (игру­шеч­ной посу­дой, куколь­ной одеж­дой, машин­ками, ору­жием и т.п.

    ) ребе­нок отстра­и­вает и про­ве­ряет связи между пред­ме­тами.

    При этом дети ими­ти­руют дей­ствия взрос­лых, кото­рые они могут наблю­дать, и зада­чей роди­теля в дан­ном слу­чае явля­ется демон­стри­ро­вать ребенку широ­кий репер­туар этих действий.

    Пред­мет­ная игра поз­во­ляет ребенку сде­лать мир понят­ным для себя, а пра­вильно подо­бран­ные игрушки в этом пери­оде облег­чают этот про­цесс. На самом ран­нем этапе нужно нали­чие игро­вых пред­ме­тов, мак­си­мально похо­жих на насто­я­щие, чтобы посте­пенно, с раз­ви­тием вооб­ра­же­ния, ребе­нок мог заме­нять их чем-то дру­гим.

    Напри­мер, сна­чала у девочки есть игру­шеч­ные чашечка и таре­лочка, она зава­ри­вает чай для своих кукол, и в этот момент мама гово­рит: «Ой, сей­час бы торт им испечь, но у нас нет плиты, давай возь­мем вот эту коробку — это будет плита, и в ней мы испе­чем торт».

    Мама пока­зы­вает ребенку при­мер, как можно обхо­диться с такой ситу­а­цией, при этом сохра­няя связи, суще­ству­ю­щие в реаль­ном мире (в реаль­ном мире торт гото­вится на плите).

    Как отме­чали мно­гие фило­софы и писа­тели, эти вооб­ра­жа­е­мые пред­меты, впле­тен­ные в струк­туру реаль­ного мира, дают воз­мож­ность ребенку вырасти чело­ве­ком. Дете­ныши обе­зьян тоже ими­ти­руют дей­ствия роди­те­лей с пред­ме­тами, но они не играют с пал­кой, веря, что это змея.

    Писа­тель Терри Прат­четт в одном из своих рома­нов писал, что надо верить в Санта-Клауса и зуб­ную фею «исклю­чи­тельно в каче­стве прак­тики: для начала сле­дует научиться верить в малень­кую ложь», чтобы потом при­нять и понять такие поня­тия как жалость, пра­во­су­дие и все остальное.

    Дру­гая функ­ция пред­мет­ной игры — пони­ма­ние свойств пред­ме­тов. Мария Мон­тессори в начале века раз­ра­бо­тала тео­рию раз­ви­ва­ю­щего про­стран­ства, в кото­ром обу­ча­ю­щие пред­меты как будто сами рас­кры­вают свои свой­ства. Такие пред­меты легко сде­лать дома сво­ими руками.

    Напри­мер, это могут быть квад­ра­тики одного раз­мера из раз­ных мате­ри­а­лов, накле­ен­ные в ряд на одну панель: от самого мяг­кого (шелк) до самого шер­ша­вого (наждач­ная бумага). Тро­гая их руками, малыш учится раз­ли­чать так­тиль­ные свой­ства мате­ри­а­лов.

    То же самое можно сде­лать с цве­тами, фор­мами, зву­ками и даже запахами!

    Здесь я хотела бы рас­ска­зать об опыте домаш­ней раз­ви­ва­ю­щей сту­дии, кото­рую я про­во­дила вме­сте с дру­гими ини­ци­а­тив­ными мамами для детей до трех лет.

    С этой целью орга­ни­зо­вы­ва­лось раз­ви­ва­ю­щее про­стран­ство, где в раз­ных зонах сидели мамы, пред­ла­га­ю­щие детям раз­лич­ные игры-зада­ния.

    В одной зоне с малы­шами раз­ви­вали мел­кую мото­рику (через паль­чи­ко­вые игры, поиск пред­ме­тов в кастрюле с кру­пой), в дру­гой пели песенки и пока­зы­вали ноты на музы­каль­ных инстру­мен­тах, кто-то пока­зы­вал свой­ства пира­ми­док и куби­ков, кто-то клеил с детьми аппли­ка­ции или рисо­вал и т.д.

    Дети сво­бодно пере­ме­ща­лись в этом про­стран­стве на про­тя­же­нии двух часов, выби­рая зада­ния себе по вкусу, при этом посто­янно ощу­щая под­держку взрос­лых, если в чем-то нужна была помощь.

    Таким обра­зом, они полу­чали опыт соб­ствен­ного выбора заня­тия, вза­и­мо­дей­ствия с дру­гими детьми (напри­мер, двое детей одно­вре­менно не могут выпол­нять какое-то зада­ние — тогда надо подождать).

    Помимо этого, в этом же про­стран­стве нахо­ди­лись раз­ви­ва­ю­щие мате­ри­алы, сде­лан­ные на основе кон­цеп­ции Мон­тессори, с кото­рыми дети вза­и­мо­дей­ство­вали пол­но­стью само­сто­я­тельно.

    Такая форма орга­ни­за­ции поз­во­ляет мак­си­мально полно раз­ви­вать и позна­ва­тель­ные функ­ции (вни­ма­ние, память, мыш­ле­ние), и твор­че­ские спо­соб­но­сти, и уме­ние вза­и­мо­дей­ство­вать с другими.

    Сюжетно-ролевая игра

    После трех лет игра ста­но­вится веду­щей дея­тель­но­стью для ребенка, и в этот момент в жизнь малыша при­хо­дит сюжетно-роле­вая игра, в кото­рой ребе­нок осва­и­вает уже мир отно­ше­ний между людьми.

    Мир соци­аль­ного вза­и­мо­дей­ствия в игре пред­став­лен в двух аспек­тах: с одной сто­роны, это соци­аль­ная струк­тура и нормы обще­ния, с дру­гой, соци­аль­ные роли и отно­ше­ния.

    В подвиж­ных «нор­ма­тив­ных» играх (салки, прятки, ножки, выши­балы) ребе­нок учится играть «по пра­ви­лам», зна­ко­мится с соци­аль­ными нор­мам и усва­и­вает базо­вую соци­аль­ную струк­туру. В роле­вых играх («дочки-матери», «док­тор-боль­ной», «вой­нушка» и т.д.

    ) ребе­нок в игро­вой форме встре­ча­ется с рас­про­стра­нен­ными соци­аль­ными ролями и отыг­ры­вает куль­тур­ные нор­ма­тивы пове­де­ния; именно здесь он усва­и­вает струк­туру мира отно­ше­ний. Напри­мер, если девочка играет маму, то она должна быть спо­кой­ной, любя­щей, забо­титься о своих детях и при­ни­мать реше­ния.

    Харак­тер роле­вой игры тоже ими­та­ци­он­ный: изоб­ра­жая какие-то модели пове­де­ния, кото­рые ребе­нок видит во взрос­лом мире, ребе­нок при­ка­са­ется к тем отно­ше­ниям, кото­рые стоят за этим поведением.

    Игры со сверст­ни­ками несут на себе, таким обра­зом, функ­цию соци­аль­ной адап­та­ции. Ребе­нок учится чув­ство­вать и сопе­ре­жи­вать дру­гим, нахо­дить и отста­и­вать свое место в группе и вос­при­ни­мать, ино­гда инту­и­тивно, пра­вила пове­де­ния в боль­ших и малых группах.

    При вос­пи­та­нии детей очень важно пони­мать, что функ­ции роле­вой игры со сверст­ни­ками прак­ти­че­ски невоз­можно заме­нить дома.

    Когда я рабо­тала в школе и про­во­дила адап­та­цию пер­во­класс­ни­ков, меня пора­зило, что детей, кото­рые не ходили в дет­ский сад или в какие-то дру­гие устой­чи­вые группы (кружки, группы соци­а­ли­за­ции или про­сто дво­ро­вую ком­па­нию), можно выде­лить прак­ти­че­ски сразу.

    Им сложно адап­ти­ро­ваться в кол­лек­тиве, они не знают, какую роль в классе они могут играть или как предъ­явить себя сверст­ни­кам. Какие-то функ­ции соци­аль­ного интел­лекта ока­зы­ва­ются про­сто не раз­виты.

    Если уме­ние чув­ство­вать системы пра­вил можно раз­ви­вать дома через понят­ную и раз­ра­бо­тан­ную систему дого­во­рен­но­стей и обя­зан­но­стей ребенка, то роле­вые игры с роди­те­лями никак не могут заме­нить вза­и­мо­дей­ствие с груп­пой сверстников.

    Если ребенку трудно

    Какие вопросы часто тре­во­жат роди­те­лей в отно­ше­нии дет­ских игр и на что важно обра­щать вни­ма­ние? Очень часто роди­тели при­во­дят детей на кон­суль­та­цию со сло­вами «он ни с кем не играет», «ему не нра­вится в дет­ском саду, потому что он все­гда ока­зы­ва­ется «на отшибе», у него там нет дру­зей» и т.д. Такая ситу­а­ция может быть очень трав­ма­тич­ной для ребенка, при­чи­нять ему силь­ные стра­да­ния, и здесь ему не обой­тись без помощи родителей.

    Как тут помочь? В первую оче­редь, роди­тель дол­жен стать для ребенка пси­хо­ло­гом и дру­гом и обсу­дить с ним ситу­а­цию.

    В какую именно ком­па­нию или группу его не при­ни­мают? Как это про­ис­хо­дит? Было бы здо­рово пред­ло­жить ребенку разыг­рать какую-то типич­ную сценку, где он чув­ство­вал себя отверг­ну­тым груп­пой, исполь­зуя в каче­стве акте­ров его игрушки и пред­ла­гая ему высту­пить режис­се­ром. При этом нужно пред­ло­жить ему самому выбрать игрушки-акте­ров. Это нужно, во-пер­вых, чтобы ребе­нок мог сам посмот­реть ситу­а­цию со сто­роны, во-вто­рых, сам выбор игру­шек для игры может пока­зать его отно­ше­ние к себе и к ребя­там в группе. После того как сценка будет пока­зана, надо спро­сить его мне­ние: почему, как он думает, его героя не взяли играть? Что он мог бы сде­лать, чтобы его взяли?

    Такой раз­го­вор помо­жет ребенку понять, что про­изо­шло, и попы­таться испра­вить ситу­а­цию.

    Напри­мер, если ребенка не берут в игру, потому что все играют с доро­гими игруш­ками, кото­рых у него нет, можно помочь ему, научив раз­лич­ным играм, не тре­бу­ю­щим каких-то спе­ци­аль­ных пред­ме­тов («коро­бок», «колечко» и т.д.).

    Поиск таких игр в интер­нете зай­мет совсем немного вре­мени, но поз­во­лит ребенку почув­ство­вать свою важ­ность, если он каж­дый день будет при­но­сить в дет­ский сад рас­сказ о новой игре.

    Однако ситу­а­ция отвер­же­ния ребенка груп­пой сверст­ни­ков может быть свя­зана с его соб­ствен­ным пове­де­нием (застен­чи­во­стью, агрес­сив­но­стью, неже­ла­нием играть по пра­ви­лам и др.), и здесь уже было бы полезно обра­титься к пси­хо­логу, чтобы он дал реко­мен­да­ции, как помочь это изменить.

    Когда игры деструктивны

    Еще один вол­ну­ю­щий роди­те­лей вопрос свя­зан с деструк­тив­ными или агрес­сив­ными играми, когда ребе­нок в игре ломает пред­меты или отыг­ры­вает какие-то нега­тив­ные собы­тия (игры в пре­ступ­ни­ков; в смерть или болезни; игры, свя­зан­ные с наси­лием, и т.д.).

    Читайте также:  Аллергия на мандарины у ребенка: что делать при реакции на цитрусовые?

    Как к этому отно­ситься? В такой ситу­а­ции очень важно про­ана­ли­зи­ро­вать, появ­ля­ются ли эти темы только в игро­вой ситу­а­ции или отра­жа­ются в осталь­ной жизни ребенка. Игра, помимо про­чего, несет в себе функ­цию эмо­ци­о­наль­ного реа­ги­ро­ва­ния, пере­жи­ва­ния каких-то чувств, с кото­рыми ребе­нок столк­нулся в реаль­ной жизни.

    Если ребе­нок уви­дел по теле­ви­зору репор­таж об убий­ствах или наси­лии или в его семье про­ис­хо­дят кон­фликты — это часть мира, с кото­рой он сопри­ка­са­ется и кото­рую ему надо как-то встро­ить в свою соб­ствен­ную кар­тину мира.

    В игро­вой форме он может, с одной сто­роны, лучше понять, что про­изо­шло, с дру­гой сто­роны, пере­жить эти эмо­ции, дать им какой-то выход. Когда роди­тели поссо­ри­лись, а ребе­нок, придя на пло­щадку, раз­ру­шил песоч­ную пира­мидку, это дало ему воз­мож­ность каким-то обра­зом выплес­нуть и пере­жить те нега­тив­ные чув­ства, кото­рые он испы­тал.

    Ему надо как-то пере­жить и такие части жизни, как смерть или болезни, поэтому мно­гие дети играют в болезни, в уми­ра­ние, в похо­роны — и это нор­маль­ная часть развития.

    Дру­гое дело, если игро­вые нега­тив­ные или деструк­тив­ные темы рас­про­стра­ня­ются на всю жизнь ребенка, напри­мер, про­яв­ля­е­мая им агрес­сия каса­ется не только игры, но и всех ситу­а­ций вза­и­мо­дей­ствия.

    К таким про­яв­ле­ниям надо отно­ситься очень вни­ма­тельно и, в иде­але, обра­щаться к спе­ци­а­ли­стам, чтобы удо­сто­ве­риться, что это не явля­ется симп­то­мом какого-то нару­ше­ния раз­ви­тия нерв­ной системы.

    Если мальчик играет с куклами

    В нашей куль­туре раз­де­ле­ние жен­ской и муж­ской соци­аль­ных ролей оста­ется по-преж­нему важ­ным, и поэтому суще­ствуют «нор­ма­тив­ные» игры для маль­чи­ков и для дево­чек. Но что делать, если маль­чик играет с кук­лами, а девочка — с машин­ками? Часто этот вопрос также ока­зы­ва­ется болез­нен­ным для родителей.

    Тут надо выде­лить еще одну функ­цию игры, кото­рая не только поз­во­ляет вжиться во взрос­лые соци­аль­ные роли, но и в какой-то мере фор­ми­рует ген­дер­ную иден­тич­ность. Ген­дер­ная иден­тич­ность — это осо­зна­ние себя при­над­ле­жа­щим к какому-то полу.

    Био­ло­ги­че­ское раз­ви­тие чело­века в этом вопросе немного отстает от соци­аль­ного: поло­вое созре­ва­ние насту­пает только в под­рост­ко­вом воз­расте, тогда как ощу­ще­ние себя девоч­кой или маль­чи­ком фор­ми­ру­ется гораздо раньше.

    Как и с любой иден­тич­но­стью (про­фес­си­о­наль­ной, груп­по­вой, клас­со­вой) в момент ее фор­ми­ро­ва­ния, люди склонны к экс­пе­ри­мен­там.

    Поэтому в играх дети часто экс­пе­ри­мен­ти­руют, играя как в дру­гой пол (оде­ва­ясь, выби­рая игрушки), так и в соци­аль­ные роли, кото­рые в куль­туре несут яркую ген­дер­ную окраску. Так, маль­чики начи­нают играть в вос­пи­та­тель­ницу дет­ского сада, а девочки — в воен­ного генерала.

    Если такие игры носят разо­вый или пери­о­ди­че­ский харак­тер (напри­мер, свя­заны с героем мульт­фильма, кото­рый ребенку очень нра­вится), то ника­ких пово­дов для вол­не­ния тут нет.

    Ген­дер­ная иден­тич­ность сфор­ми­ру­ется доста­точно быстро, маль­чик осо­знает себя маль­чи­ком и будет играть маль­чи­ше­ские роли.

    Но вот если этого не про­ис­хо­дит, то стоит обра­тить вни­ма­ние на воз­мож­ные при­чины, напри­мер, на отсут­ствие в жизни ребенка взрос­лых, кото­рые создают образ жен­щины и муж­чины. Такие ситу­а­ции бывают, если роди­тели вос­пи­ты­вают ребенка в оди­ночку и как бы несут обе ген­дер­ные роли в одном человеке.

    Социальное или когнитивное развитие?

    Напо­сле­док хоте­лось бы осве­тить еще один момент, свя­зан­ный с местом игры в жизни совре­мен­ных дошколь­ни­ков. Сей­час сорев­но­ва­тель­ность между роди­те­лями, кото­рая все­гда была доста­точно силь­ной, при­во­дит к умень­ше­нию вре­мени, кото­рое ребе­нок может уде­лить игре.

    Ран­нее раз­ви­тие рас­смат­ри­ва­ется и у нас, и в боль­шин­стве стран как необ­хо­ди­мость, то, что ребе­нок обя­за­тельно дол­жен полу­чить. Дети зани­ма­ются ино­стран­ными язы­ками, ходят на музыку, рисо­ва­ние, танцы, их рано учат читать и писать.

    Сам по себе этот про­цесс не несет в себе ничего пло­хого, не счи­тая двух аспектов.

    Пер­вый свя­зан с тем, что игра пере­стает рас­смат­ри­ваться как важ­ная часть жизни ребенка, кото­рой надо спе­ци­ально уде­лять время, поку­пать игро­вые пред­меты и вообще обра­щать какое-то осо­бое вни­ма­ние. После несколь­ких часов заня­тий у ребенка уже может про­сто не быть сил на пол­но­цен­ную игру, и она заме­ня­ется муль­ти­ками, гад­же­тами или, в луч­шем слу­чае, про­стыми играми на дет­ской площадке.

    А ведь соци­аль­ное раз­ви­тие имеет во мно­гих смыс­лах даже боль­шее зна­че­ние.

    Для любого взрос­лого оче­видно, что уме­ние нахо­дить свое место в мире людей и стро­ить с ними отно­ше­ния явля­ется одним из самых важ­ных для счаст­ли­вой жизни, но ведь это уме­ние не появ­ля­ется само по себе, его тоже нужно раз­ви­вать! Но поня­тие соци­аль­ного интел­лекта в нашей куль­туре пока новое, и его оценка, а тем более раз­ви­тие, вызы­вают слож­но­сти.

    К сча­стью, уже довольно давно в Москве функ­ци­о­ни­руют цен­тры соци­а­ли­за­ции малы­шей, в кото­рых дети учатся именно общаться, вза­и­мо­дей­ство­вать и сосу­ще­ство­вать в группе по опре­де­лен­ным пра­ви­лам. Хотя, конечно, подоб­ные цен­тры пока рас­про­стра­нены в мень­шей сте­пени, чем обыч­ные цен­тры ран­него развития.

    Дру­гой аспект каса­ется жела­ния роди­те­лей срав­ни­вать дости­же­ния сво­его ребенка с дости­же­ни­ями дру­гих. Уро­вень соци­аль­ного раз­ви­тия плохо под­да­ется диа­гно­стике в отли­чие от раз­ви­тия позна­ва­тель­ного.

    Все роди­тели хотят, чтобы их ребе­нок был «самым-самым», а раз­ви­тие позна­ва­тель­ных функ­ций проще всего отсле­дить («ребе­нок рисует натюр­морт в два года, читает в три года, а в пять пишет стихи»). С появ­ле­нием интер­нета появи­лась еще и про­блема неве­ро­ятно боль­шого коли­че­ства кон­так­тов.

    Если раньше мама могла срав­ни­вать дости­же­ния сво­его малыша с дости­же­ни­ями еще десяти-два­дцати детей, и в чем-то ее ребе­нок точно был «самым луч­шим», то теперь раз­брос уве­ли­чился в сотни раз. Если мама пишет на форуме, что ее ребе­нок научился читать в два года, то обя­за­тельно появится мама, у кото­рой ребе­нок читает в пол­тора.

    Такое срав­не­ние «по пока­за­те­лям» достав­ляет массу непри­ят­ных ощу­ще­ний как роди­те­лям, кото­рые чув­ствуют свою неком­пе­тент­ность, так и детям, кото­рых пыта­ются «дорас­тить» до нуж­ных пока­за­те­лей, зава­ли­вая все новыми заня­ти­ями и раз­ви­ва­ю­щими игрушками.

    Выводы роди­тели могут сде­лать сами.

    Ека­те­рина Свеш­ни­кова, окон­чила факуль­тет пси­хо­ло­гии МГУ им. М.В. Ломо­но­сова, пси­хо­те­ра­певт (направ­ле­ние «экзи­стен­ци­аль­ный ана­лиз»), в тече­ние восьми лет ведет пси­хо­ло­ги­че­ские кон­суль­та­ции для подростков

    Обра­зо­ва­ние и Пра­во­сла­вие / Пра­во­слав­ное образование

    Огромная польза игр для развития детей – Развитие ребенка

    По мнению ученых и практических психологов, игра служит многим полезным целям. Это средство, с помощью которого дети развивают свои физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и нравственные способности. Вот один из примеров того, как игра может помочь ребенку преодолеть возрастные страхи. Допустим, ваша дочь боится темноты.

    Этот страх соответствует ее возрасту – его появление не было для вас сюрпризом, но он существенно нарушает установленный порядок ее сна. Ранее ребенок не имел проблем с засыпанием, но сейчас страх темноты заставляет ее ворочаться по тридцать минут каждую ночь, что делает ее истощенной и раздражительной.

    Вы пробуете все на свете, чтобы в своей комнате малышка могла чувствовать себя в безопасности. Но, кажется, ничего не помогает. Вы спрашиваете ребенка, что пугает его больше всего. Это не монстр под кроватью и не призраки в шкафу. Оказывается, это тени на стенах и пугающие мысли, которые появляются, когда гаснет свет.

    Вы пробуете переставить мебель, и делаете это не единожды. Вы усиливаете освещение, убираете часть светильников, добавляете белый шум (ровный шум – звук радио на пустой частоте, шум воды, текущей из крана, вентилятора и т. д.), включаете ребенку музыку. И все равно девочка не чувствует себя комфортно и не может засыпать так быстро, как раньше.

    И вот тогда вы призываете на помощь игру. Вам уже известны многие преимущества, которые она предоставляет. Но как создать такие условия, при которых ребенок сможет использовать игру для решения своей проблемы?.. Когда страх темноты становится настоящей проблемой, тематика игр приобретает новую идею – ночной походный лагерь (как один из вариантов).

    Вы делаете палатки из одеял, коробок и лент. Разрываете на полоски оранжевый и красный картон и осторожно укладываете их на пол около палатки – теперь это ваш костер. В свою очередь, светильники превращаются в зажженные факелы. День за днем в течение нескольких месяцев ваша дочь берет вас в поход.

    Она выключает свет, «зажигает» самодельные фонарики и проводит вас по жуткому лесу вокруг лагеря. Вы раскрываете тайны теней и слушаете голоса сов и других животных… Так, через контекст игры, ребенок устанавливает контроль над своим страхом. И со временем ее боязнь темноты полностью исчезает. Власть над страхом – это одно из многих преимуществ игры.

    Почему же походный лагерь в темноте помогает ребенку преодолеть страх? Дети играют не для того, чтобы избежать реалий жизни, наоборот, они играют с жизненными реалиями – в этом вся суть. Таким образом они постигают их – физически, интеллектуально и эмоционально.

    Когда дети имеют возможность играть по своим собственным правилам и согласно своим собственным условиям, а также имеют на это достаточно времени, они достигают успеха и внутренне преображаются. В конце концов, игра – это ведь и есть язык детей.

    Читайте также:  Школа: что делать, чтоб ребенок не болел

    Четыре преимущества игры

    Когда родители находят время для огромного количества неструктурированных игр (несмотря на возможный беспорядок), дети растут и учатся не по дням, а по часам. Преимущества игр бесконечны, но следующие – самые выдающиеся.

    1. Игра способствует творческому развитию

    Мы привыкли думать о творчестве как о чем-то таком, что принадлежит исключительно представителям искусства. Так же и о детях, которые тянутся к музыке и живописи, часто говорят как о «творческих», но ведь дети, которые любят играть, ровно настолько же творческие, как и те, которые рисуют днями напролет.

    Творчество предполагает включение воображения и нестандартное мышление. Через творческие игры дети исследуют новые идеи и интересы. Вокруг себя они создают и воплощают тот свой маленький уникальный мир, который сокровенно существует в их фантазиях.

    2. Игра укрепляет взаимоотношения

    Игра помогает детям учиться уважительному отношению к другим людям и развивает коммуникабельность. Посредством игры дети заводят новые и укрепляют существующие дружеские отношения. В мире спонтанных, неструктурированных игр дети могут свободно узнавать других людей и выражать свои чувства, мысли и потребности, находясь при этом в абсолютно безопасной среде.

    С помощью игры тихие и спокойные дети, которых порой можно охарактеризовать как «наблюдаю и выжидаю», находят способы присоединяться к группе и чувствовать уверенность в своей способности общаться с другими детьми, черпают энергию из особой атмосферы группового общения и учатся играть вместе со своими товарищами.

    3. Игра способствует снятию напряжения

    Дети постоянно растут и учатся, ежедневно получая новую информацию. Хотя большая часть информации захватывающая и интересная, часть ее может быть подавляющей и гнетущей. Справиться с ней, обработать ее бывает очень трудно.

    Снятие стресса – это для детей одно из важных преимуществ игры. С помощью игры они прорабатывают свои эмоции и переживания и противостоят факторам стресса. В итоге такой плодотворный процесс помогает становлению их самосознания.

    Когда ребенок идет в первый класс, некоторые правила поведения в школе становятся для него стрессогенными. Хотя на уроке он старается следовать правилу тишины, ребенок видит, как другие дети нарушают это правило и начинает беспокоиться.

    В таком случае, он может, например, составить собственный список правил для своих домашних питомцев и, таким образом, преодолеть, побороть и преобразовать свои негативные эмоции. К тому же, научив животных своим правилам, он может тщательно контролировать их соблюдение.

    Так, с помощью игры ребенок полностью нивелирует свое стрессовое состояние.

    4. Игра способствует развитию эмпатии и сочувствия

    Игра, будь то в группе или в одиночестве, помогает детям успокоиться и подумать о других. Когда ребенок ухаживает за плюшевым мишкой, он сопереживает этому животному. Он учитывает потребности и чувства своей игрушки и действует соответственно. В групповых играх дети учатся работать вместе и выслушивать друг друга. Ведь если они этого не делают, игра быстро заканчивается.

    Иногда люди считают, что некоторые дети просто, по природе своей, более склонны к эмпатии, нежели другие. Но сочувствию и сопереживанию можно учиться! И практиковать его помогает именно игра.

    Эмпатия – это ценный навык, который способствует установлению взаимосвязей с другими людьми; это то, что делает каждого из нас человеком.

    Очень важно воспитывать у детей сострадание к людям и начинать нужно с игры.

    Как развивать ребёнка через игру. Несколько советов

    Игра – самое любимое занятие каждого ребенка. Но не только любимое, но и главное. Любимое, потому что занимает основную часть времени, а главное, потому что является крайне важным для развития. Игра помогает развиваться всесторонне: и физически, и умственно. Она крайне важна для детей.

    Много хорошего можно сказать об игре. Но, я считаю, она обязательно должна быть на опережающее развитие.

    Источник: https://pixabay.com/ru/photos/ Источник: https://pixabay.com/ru/photos/

    Не раз слышала от родителей: «Эту игрушку пока не купим, он не сможет еще в нее играть». Даже взрослые люди рассказывают, как просили у родителей купить что-нибудь, но им родители говорили: «Сначала научись».

    Прежде чем родители купят, например, ребенку компьютер, ребенок должен где-то научиться на нем работать. А где? Даже если он будет посещать какие-то курсы, ему все равно надо закреплять полученные знания и умения.

    Источник: https://gurutest.ru/publication/chto-delat-esli-rebenok-grubit/Источник: https://gurutest.ru/publication/chto-delat-esli-rebenok-grubit/

    Процесс обучения в этом случае пойдет быстрее и эффективнее. Мы своим детям купили компьютер, когда они не умели на нем работать совсем. И обучаться дополнительно было негде.

    Путем, как говориться «тыка», они научились очень хорошо разбираться в нем. Мой муж в детстве просил родителей купить ему гитару, но папа сказал: «А ты научись сначала играть». А как и на чем? И только в армии он научился.

    Когда ему сослуживец дал гитару. Муж самоучка и никогда не посещал музыкальную школу.

    Источник: https://pixabay.com/ru/photos/Источник: https://pixabay.com/ru/photos/

    Да и вообще, очень много слышала, когда мои знакомые, взрослые люди, рассказывали, что когда были детьми, просили купить музыкальные инструменты, но родители отвечали также. Это неправильно.

    Правильнее, покупать игрушки на развитие. Как ребенок научится играть, если не попробует.

    Знакомясь с новым и сложным, ребенок включает логику, внимание и память, эмоции, у него появляется опыт общения, развивается совместная и индивидуальная активность.

    Источник: http://voprospsihologu.blogspot.com/2019/06/2_24.htmlИсточник: http://voprospsihologu.blogspot.com/2019/06/2_24.html

    Развивающие игры, игры на опережение помогают полноценному развитию личности. А чтобы игра приносила радость ребенку, научите его, посидите с ним разберите условие.

    Пусть сначала у него не будет получаться, но потом он научиться с вашей помощью. И научить его доводить до конца начатое дело, это важно.

    Играя с ребенком, научите его внимательно слушать условие игры, инструкции по выполнению заданий.

    Источник: https://www.grimmstoys.ru/collection/razvivayuschie-igry/product/razvivayuschaya-igra-verno-neverno-beleducИсточник: https://www.grimmstoys.ru/collection/razvivayuschie-igry/product/razvivayuschaya-igra-verno-neverno-beleduc

    Младший возраст – период активной игровой деятельности. Не думайте,что детские забавы бесполезное занятие, пустая трата времени. Здесь совершенствуется все: волевые качества, умение выстраивать, планировать свою деятельность, что является необходимым условием интеллектуального развития.

    Поэтому, создавайте все условия для развития своего ребенка.

    Источник: https://psyh.info/article/sposobnosti/genialnost-rebenka.htmlИсточник: https://psyh.info/article/sposobnosti/genialnost-rebenka.html

    Спасибо за просмотр. Ставьте «палец вверх», если понравилась статья. Подписывайтесь на мой канал!

    • Как игра влияет на детей
    • Совет о том, как подготовить ребёнка к детскому саду
    • Самые важные правила в воспитании ребёнка
    • Как предотвратить педагогическое выгорание
    • Ошибки в воспитании, которые мешают ребёнку влиться в общество

    Использование игры для развития ребенка – Medaboutme.ru

    Использование игры для развития ребенка – не новое изобретение. Родители знают, что любой ребенок любит играть, поэтому и учиться чему-то можно с помощью игры.

    Как помогает игра?

    • игра развивает память, фантазию и воображение;
    • формирует представление об окружающем мире;
    • воспитывает доброжелательность;
    • приучает соблюдать определенные правила;
    • развивает познавательный интерес.

    Использование игры для развития ребенка помогает быстрее обучить малыша новой информации. Родители, играя с малышом, рассказывают и показывают ему много нового и интересного.

    Например, как надо вести себя в той или иной ситуации, какой мир нас окружает.

    В играх закрепляются знания об окружающем мире, понятия о признаках и свойствах предметов.

    Получая информацию в игре, ребенок быстрее запоминает ее и начинает применять. В процессе игры развивается память малыша. А память – основной путь к успешной учебе. Когда ребенок подрастет и пойдет в школу, ему потребуется запоминать массу информации. Если развитие памяти не началось в более раннем возрасте, ребенку будет очень трудно в школе.

    То же самое касается и развития внимания. Если ребенок постоянно отвлекается и не концентрируется, ему будет трудно усвоить что-то новое. В процессе игры приходится быть внимательным, иначе ничего не получится. В этом помогут игры «найди отличия» или «расставь правильно буквы».

    Фантазия и воображение – неотъемлемая часть игры. Придумывая сюжет, отвечая и действуя за героев игры, ребенок развивает эти нужные качества.

    И в целом, игра приносит ребенку радость, поэтому ускоряет процесс обучения и вызывает желание снова заниматься интересным делом.

    Какие игры подходят?

    Какие именно выбирать игры? Конечно, даже простые игры по ролям с интересным и познавательным сюжетом будут важны для развития ребенка. Но есть и специальные игры, которые развивают память, логику, мышление, внимание.

    К таким играм относятся:

    • найди пару;
    • найди отличия;
    • запомни и найди – запомнить одну карточку, а затем найти ее среди многих;
    • различные ребусы;
    • логические цепочки;
    • лабиринты;
    • логические ряды;
    • карточки с изображениями, которые переворачивают в хаотичном порядке, а ребенок должен запомнить, какие карточки были, и каких теперь нет;
    • рисунки по цифрам;
    • пазлы.

    Использование игры для развития ребенка просто необходимо. Главное, не переусердствовать с учебой во время игры, малышу тоже надо отдыхать и играть в то, что он хочет. Обучение в игре должно проходить непринужденно и весело, заставлять играть ребенка не надо. И сами занимайтесь с удовольствием, тогда результат превзойдет ваши самые смелые ожидания.

    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *