Искусство учиться
Как настольные игры помогают в обучении. На заметку родителям
27 августа 2018 8 489 просмотров
Ирина Балманжи
Настольные игры — это не просто весело, но и очень полезно. Наверное, не существует лучшего способа отлично провести время в компании, получить много положительных эмоций и попутно «прокачать» свой мозг.
Не случайно игры считаются одним из самых успешных методов обучения. Хотите ненавязчиво помочь ребенку развить навыки и способности, которые пригодятся ему в школе? Настолки — именно то, что вам нужно. Рассказываем, как это работает.
Математические навыки
В большинстве настолок нужно считать — очки, ходы, карточки, условные деньги, точки на кубиках. Если обычно вам с трудом удается заставить ребенка решать примеры на сложение и вычитание, то во время игры он будет делать это легко и с радостью — без малейшего давления с вашей стороны.
Источник
Кроме того, существуют настолки, специально созданные для развития математических навыков. Например, в игре «Умножариум. Математическое домино» надо выкладывать карточки так, чтобы на оказавшихся рядом клетках были написаны пример и правильный ответ. Это простой и веселый способ выучить таблицу умножения.
Коммуникативные способности
В ходе любой коллективной игры мы контактируем с остальными участниками, обсуждаем правила, учимся ладить друг с другом. К тому же многие настолки построены на умении договариваться, убеждать, искать союзников и действовать сообща. Таким образом, это одновременно и развлечение, и тренажер для развития важнейших социальных навыков.
Воображение
В компьютерных баталиях мы практически не задействуем свое воображение.
Зато в большинстве настольных игр без него не обойтись. Нужно включить фантазию на полную мощность, чтобы разглядеть в желтой пластиковой фигурке великого воина, спасающего империю, или представить, что кусок картонки — это целый город с улицами, домами и фабриками.
Источник
Если креативность для вас на первом месте, можете выбрать настолки, направленные на тренировку воображения, такие как «Тысяча и одна история» (игра, где нужно придумывать необычные сюжеты с помощью лото, карт и игровых полей).
Кругозор
Вы можете играть в «Эволюцию» или «Монополию», а попутно обсуждать теорию Дарвина или законы рыночной экономики. Практически каждая настолка — повод рассказать что-то новое. Даже если вы просто объясните ребенку непонятное слово во время игры в «Скрэббл», то уже пополните его копилку знаний о мире.
Усидчивость и концентрация внимания
Заставить себя решать примеры, когда друзья зовут гулять, или сконцентрироваться на объяснениях преподавателя, когда в голову так и лезут посторонние мысли, — для этого нужен недюжинный самоконтроль. Любому школьнику необходимо уметь долго фокусироваться на одной задаче, ни на что не отвлекаясь.
Настольные игры словно созданы для того, чтобы развивать этот навык. Если ребенок способен два часа дисциплинированно раскладывать карточки или внимательно следить за передвижениями фигурок по игровому полю, то и в школе у него не должно возникнуть проблем с концентрацией.
Источник
Полезны любые настолки, но некоторые четко нацелены на тренировку внимательности и самоконтроля. Одна из таких игр — «Не зевай!» (чтобы в ней победить, надо быть максимально бдительным, быстро реагировать на карточки, правильно показывать жесты и не ошибаться в подсчете).
Стратегическое мышление
В большинстве настолок нужно отслеживать действия соперников, прогнозировать их будущие ходы и строить на этом свою тактику. В результате у игроков развивается стратегическое и логическое мышление, смекалка, способность видеть причинно-следственные связи. Все эти навыки точно пригодятся в учебе.
Позитивное отношение к сложным задачам
Каждая игра связана с преодолением препятствий. Иногда мы совершаем ошибки и терпим поражения, но это вызывает у нас лишь любопытство, азарт и желание попытаться еще раз. Полностью погружаясь в процесс, мы чувствуем себя счастливыми — вне зависимости от результата.
Источник
Способность относиться к трудностям как к развлечению — важный эмоциональный навык, который ребенок может приобрести во время игр и потом применять в реальной жизни. При таком подходе любая сложная учебная задача станет интересным вызовом, а не мучением.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо занимался в школе, стойко переживал неудачи, проявлял в учебе упорство и силу воли, умело выстраивал отношения со сверстниками, используйте потенциал игр — не пожалеете!
Обложка поста отсюда
Какие игры нужны ребенку для развития?
Любящим родителям известно, что основная детская деятельность – это игра. И мы стараемся и в садике, и в школе, и дома максимально использовать игровые моменты для обучения и развития наших детей. Но некоторые психологи и педагоги полагают, что в нашей современной культуре детям не хватает настоящей естественной игры.
Что такое настоящая игра?
Есть несколько обязательных условий:
Только соблюдение всех пяти условий позволяет назвать деятельность ребенка настоящей игрой.
Пассивные развлечения – бич сегодняшних детей
Большинство игрушек, которые продаются сегодня в магазинах, предназначены скорее для пассивной игры.
В наш век высоких технологий, появилась масса электронных игрушек, которые предлагают ребенку просто нажать на кнопку и наблюдать, как игрушка движется.
Игрушки управляют игрой, задают тему игры, определяют, во что с ними можно играть, ограничивая тем самым фантазию ребенка.
То же самое происходит и с другими видами развлечений для современных детей – телевидением, фильмами, компьютером и видеоиграми. Основная проблема в том, что ребенок лишен возможности создавать что-либо, он превращается из активного участника, управляющего игрой, в пассивного наблюдателя, действующего по заданному сценарию.
Многие сегодняшние игрушки носят гордое название «развивающих», и родителям предписывается стимулировать развитие ребенка, используя различные материалы, карточки, методики обучения чтению до достижения дошкольного возраста и т.д. Детские «развивалки» получают названия «Эйнштейн», «Гений», «Всезнайка». И родители, доверяя рекламе, полагают, что маленькие вундеркинды вырастают благодаря просмотрам этих развивающих программ.
Конечно, нет ничего неправильного в стремлении развивать детей через игру. Все дети рождаются с желанием познавать, исследовать и обучаться. Но дело в том, что полноценное развитие ребенка происходит в настоящей игре. Играя с водой, дети получают понятие о весе.
Делая покупки в игрушечном магазине – учатся считать. Использование игрушки как символа, приучает ребенка к абстрактному мышлению, а это, между прочим, одно из условий обучения чтению.
Именно такая естественная игровая деятельность и становится основой для дальнейшего естественного обучения.
Постоянное же использование развивающих программ ставит ребенка в положение ведомого, не позволяя ему самому отбирать знания, навыки и умения, которым он пожелал бы обучиться.
Почему так происходит? Мы боимся, что предоставив детям свободу в игре, что-то упустим в их развитии? Боимся, что наши дети не приобретут те навыки, которым мы бы хотели их научить?
Ребенок имеет право на игру!
Выделяйте время на свободную игру каждый день. Это значит, что вы не указываете ребенку, как и во что играть, не предлагаете ему занятие. Инициатива в выборе игрушки, темы и способа игры полностью принадлежит ребенку.
Позволяйте время от времени вашему малышу просто играть, не преследуя каких-либо обучающих целей.
Если вашему сыну хочется возить машинку по квартире сотый круг, надоедливо гудя при этом – значит ему так надо! Если ваша дочь сидит уже полчаса в углу, переодевая на кукле платье – значит ей так надо!
Дайте ребенку обычные, многофункциональные игрушки. Заводной зайчик годен только на то, чтобы вышагивать по полу. «Говорящая» развивающая собачка – только на то, чтобы ребенок выучил, играя с ней, десяток вопросов и ответов.
Мы не говорим, что это плохие игрушки, не в коем случае! Такие игрушки тоже имеют свою прелесть, и хорошо, если они есть у вашего малыша. Но и простые игрушки, которые можно использовать в тысяче разных вариаций, тоже должны быть доступны ребенку.
Ограничьте просмотр телевизора для ребенка. Телевизор – это, прежде всего, пассивное развлечение. Во время просмотра телевизора не работает воображение, хотя и «включается» эмоциональная сфера. Подбирайте хорошие, качественные мультфильмы, строго дозируя время просмотра.
Игры в виде подражания взрослой деятельности – это один из лучших способов естественного развития и обучения детей в игре. Детям свойственно обучаться, подражая взрослым.
Предоставьте своему ребенку возможность наблюдать за вами в повседневных заботах и принимать в них участие.
В тысячу раз полезнее позволить малышу помочь маме донести домой нетяжелую сумку, и поблагодарить за это, чем раскладывать с этим же малышом карточки с иллюстрациями «хорошие поступки» и «плохие поступки», объясняя с помощью картинок, как надо помогать взрослым.
Не доверяйте слепо рекламе.
Знаете ли вы, что исследование «Эффект Моцарта», проводилось для детей школьного возраста, а не для младенцев? А ведь диски с этой музыкой рекламируются, как полезные для развития мозга и «малышей» также… Знаете ли вы, что методика Монтессори была изначально разработана для деток с ограниченными возможностями? Да, она сильно изменилась, доработана, и основные её принципы – максимально доброжелательны к детям. Но потребности нормального ребенка несколько отличаются от потребностей “особых” деток.
Игра стимулирует здоровое развитие ребенка во всех аспектах: физическом, умственном, эмоциональном и социальном. Можно смело сказать, что игра – это пища для тела, ума и души ребенка. Так позвольте же своим детям «питаться» такой привлекательной и полезной для них естественной игрой
Как игра развивает ребенка — Азбука воспитания
Игра, точнее, ее значение в жизни ребенка велико. Ведь, играя, он развивается, растет, приобретает нужные качества.Что надо знать об игре — предметной, сюжетно-ролевой и др., какие игры деструктивны? Что делать, если мальчик играет в куклы?
Значение игры для полноценного развития ребенка сложно переоценить. В работах замечательного психолога Д.Б.
Эльконина перечисляются многочисленные функции игры: развитие воображения и инициативности, абстрактного мышления, памяти и внимания, эмоциональное развитие, но главное, наверное, в том, что игра необходима для развития навыков взаимодействия с миром.
В игровой ситуации всегда моделируется структура мира, будь то мир социальных отношений или мир предметов. Ребенок копирует окружающий мир в свою игру и таким образом усваивает его.
Предметная игра
Как игра развивает ребенкаВ возрасте до трех лет ребенок осваивает игры с предметами. В это время связь с родителями является главной в социальных отношениях, взаимодействие с ровесниками еще очень ограничено.
Хотя какие-то правила социальной жизни ребенок уже усваивает: на площадках, в песочнице и в группах кратковременного пребывания (или яслях) он получает опыт встраивания в социальную структуру. Ребенок учится усваивать правила социально поощряемого и отвергаемого поведения (не забирать чужие игрушки, не драться, помогать малышам и т.д.
), а также получает первый опыт совместной игры, который чаще инициируется взрослыми («давайте сейчас вместе сделаем песочный замок»).
Но важнее в этих первых играх собственно взаимодействие с предметным миром. В имитационных играх с предметами (игрушечной посудой, кукольной одеждой, машинками, оружием и т.п.
) ребенок отстраивает и проверяет связи между предметами.
При этом дети имитируют действия взрослых, которые они могут наблюдать, и задачей родителя в данном случае является демонстрировать ребенку широкий репертуар этих действий.
Предметная игра позволяет ребенку сделать мир понятным для себя, а правильно подобранные игрушки в этом периоде облегчают этот процесс. На самом раннем этапе нужно наличие игровых предметов, максимально похожих на настоящие, чтобы постепенно, с развитием воображения, ребенок мог заменять их чем-то другим.
Например, сначала у девочки есть игрушечные чашечка и тарелочка, она заваривает чай для своих кукол, и в этот момент мама говорит: «Ой, сейчас бы торт им испечь, но у нас нет плиты, давай возьмем вот эту коробку — это будет плита, и в ней мы испечем торт».
Мама показывает ребенку пример, как можно обходиться с такой ситуацией, при этом сохраняя связи, существующие в реальном мире (в реальном мире торт готовится на плите).
Как отмечали многие философы и писатели, эти воображаемые предметы, вплетенные в структуру реального мира, дают возможность ребенку вырасти человеком. Детеныши обезьян тоже имитируют действия родителей с предметами, но они не играют с палкой, веря, что это змея.
Писатель Терри Пратчетт в одном из своих романов писал, что надо верить в Санта-Клауса и зубную фею «исключительно в качестве практики: для начала следует научиться верить в маленькую ложь», чтобы потом принять и понять такие понятия как жалость, правосудие и все остальное.
Другая функция предметной игры — понимание свойств предметов. Мария Монтессори в начале века разработала теорию развивающего пространства, в котором обучающие предметы как будто сами раскрывают свои свойства. Такие предметы легко сделать дома своими руками.
Например, это могут быть квадратики одного размера из разных материалов, наклеенные в ряд на одну панель: от самого мягкого (шелк) до самого шершавого (наждачная бумага). Трогая их руками, малыш учится различать тактильные свойства материалов.
То же самое можно сделать с цветами, формами, звуками и даже запахами!
Здесь я хотела бы рассказать об опыте домашней развивающей студии, которую я проводила вместе с другими инициативными мамами для детей до трех лет.
С этой целью организовывалось развивающее пространство, где в разных зонах сидели мамы, предлагающие детям различные игры-задания.
В одной зоне с малышами развивали мелкую моторику (через пальчиковые игры, поиск предметов в кастрюле с крупой), в другой пели песенки и показывали ноты на музыкальных инструментах, кто-то показывал свойства пирамидок и кубиков, кто-то клеил с детьми аппликации или рисовал и т.д.
Дети свободно перемещались в этом пространстве на протяжении двух часов, выбирая задания себе по вкусу, при этом постоянно ощущая поддержку взрослых, если в чем-то нужна была помощь.
Таким образом, они получали опыт собственного выбора занятия, взаимодействия с другими детьми (например, двое детей одновременно не могут выполнять какое-то задание — тогда надо подождать).
Помимо этого, в этом же пространстве находились развивающие материалы, сделанные на основе концепции Монтессори, с которыми дети взаимодействовали полностью самостоятельно.
Такая форма организации позволяет максимально полно развивать и познавательные функции (внимание, память, мышление), и творческие способности, и умение взаимодействовать с другими.
Сюжетно-ролевая игра
После трех лет игра становится ведущей деятельностью для ребенка, и в этот момент в жизнь малыша приходит сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок осваивает уже мир отношений между людьми.
Мир социального взаимодействия в игре представлен в двух аспектах: с одной стороны, это социальная структура и нормы общения, с другой, социальные роли и отношения.
В подвижных «нормативных» играх (салки, прятки, ножки, вышибалы) ребенок учится играть «по правилам», знакомится с социальными нормам и усваивает базовую социальную структуру. В ролевых играх («дочки-матери», «доктор-больной», «войнушка» и т.д.
) ребенок в игровой форме встречается с распространенными социальными ролями и отыгрывает культурные нормативы поведения; именно здесь он усваивает структуру мира отношений. Например, если девочка играет маму, то она должна быть спокойной, любящей, заботиться о своих детях и принимать решения.
Характер ролевой игры тоже имитационный: изображая какие-то модели поведения, которые ребенок видит во взрослом мире, ребенок прикасается к тем отношениям, которые стоят за этим поведением.
Игры со сверстниками несут на себе, таким образом, функцию социальной адаптации. Ребенок учится чувствовать и сопереживать другим, находить и отстаивать свое место в группе и воспринимать, иногда интуитивно, правила поведения в больших и малых группах.
При воспитании детей очень важно понимать, что функции ролевой игры со сверстниками практически невозможно заменить дома.
Когда я работала в школе и проводила адаптацию первоклассников, меня поразило, что детей, которые не ходили в детский сад или в какие-то другие устойчивые группы (кружки, группы социализации или просто дворовую компанию), можно выделить практически сразу.
Им сложно адаптироваться в коллективе, они не знают, какую роль в классе они могут играть или как предъявить себя сверстникам. Какие-то функции социального интеллекта оказываются просто не развиты.
Если умение чувствовать системы правил можно развивать дома через понятную и разработанную систему договоренностей и обязанностей ребенка, то ролевые игры с родителями никак не могут заменить взаимодействие с группой сверстников.
Если ребенку трудно
Какие вопросы часто тревожат родителей в отношении детских игр и на что важно обращать внимание? Очень часто родители приводят детей на консультацию со словами «он ни с кем не играет», «ему не нравится в детском саду, потому что он всегда оказывается «на отшибе», у него там нет друзей» и т.д. Такая ситуация может быть очень травматичной для ребенка, причинять ему сильные страдания, и здесь ему не обойтись без помощи родителей.
Как тут помочь? В первую очередь, родитель должен стать для ребенка психологом и другом и обсудить с ним ситуацию.
В какую именно компанию или группу его не принимают? Как это происходит? Было бы здорово предложить ребенку разыграть какую-то типичную сценку, где он чувствовал себя отвергнутым группой, используя в качестве актеров его игрушки и предлагая ему выступить режиссером. При этом нужно предложить ему самому выбрать игрушки-актеров. Это нужно, во-первых, чтобы ребенок мог сам посмотреть ситуацию со стороны, во-вторых, сам выбор игрушек для игры может показать его отношение к себе и к ребятам в группе. После того как сценка будет показана, надо спросить его мнение: почему, как он думает, его героя не взяли играть? Что он мог бы сделать, чтобы его взяли?
Такой разговор поможет ребенку понять, что произошло, и попытаться исправить ситуацию.
Например, если ребенка не берут в игру, потому что все играют с дорогими игрушками, которых у него нет, можно помочь ему, научив различным играм, не требующим каких-то специальных предметов («коробок», «колечко» и т.д.).
Поиск таких игр в интернете займет совсем немного времени, но позволит ребенку почувствовать свою важность, если он каждый день будет приносить в детский сад рассказ о новой игре.
Однако ситуация отвержения ребенка группой сверстников может быть связана с его собственным поведением (застенчивостью, агрессивностью, нежеланием играть по правилам и др.), и здесь уже было бы полезно обратиться к психологу, чтобы он дал рекомендации, как помочь это изменить.
Когда игры деструктивны
Еще один волнующий родителей вопрос связан с деструктивными или агрессивными играми, когда ребенок в игре ломает предметы или отыгрывает какие-то негативные события (игры в преступников; в смерть или болезни; игры, связанные с насилием, и т.д.).
Как к этому относиться? В такой ситуации очень важно проанализировать, появляются ли эти темы только в игровой ситуации или отражаются в остальной жизни ребенка. Игра, помимо прочего, несет в себе функцию эмоционального реагирования, переживания каких-то чувств, с которыми ребенок столкнулся в реальной жизни.
Если ребенок увидел по телевизору репортаж об убийствах или насилии или в его семье происходят конфликты — это часть мира, с которой он соприкасается и которую ему надо как-то встроить в свою собственную картину мира.
В игровой форме он может, с одной стороны, лучше понять, что произошло, с другой стороны, пережить эти эмоции, дать им какой-то выход. Когда родители поссорились, а ребенок, придя на площадку, разрушил песочную пирамидку, это дало ему возможность каким-то образом выплеснуть и пережить те негативные чувства, которые он испытал.
Ему надо как-то пережить и такие части жизни, как смерть или болезни, поэтому многие дети играют в болезни, в умирание, в похороны — и это нормальная часть развития.
Другое дело, если игровые негативные или деструктивные темы распространяются на всю жизнь ребенка, например, проявляемая им агрессия касается не только игры, но и всех ситуаций взаимодействия.
К таким проявлениям надо относиться очень внимательно и, в идеале, обращаться к специалистам, чтобы удостовериться, что это не является симптомом какого-то нарушения развития нервной системы.
Если мальчик играет с куклами
В нашей культуре разделение женской и мужской социальных ролей остается по-прежнему важным, и поэтому существуют «нормативные» игры для мальчиков и для девочек. Но что делать, если мальчик играет с куклами, а девочка — с машинками? Часто этот вопрос также оказывается болезненным для родителей.
Тут надо выделить еще одну функцию игры, которая не только позволяет вжиться во взрослые социальные роли, но и в какой-то мере формирует гендерную идентичность. Гендерная идентичность — это осознание себя принадлежащим к какому-то полу.
Биологическое развитие человека в этом вопросе немного отстает от социального: половое созревание наступает только в подростковом возрасте, тогда как ощущение себя девочкой или мальчиком формируется гораздо раньше.
Как и с любой идентичностью (профессиональной, групповой, классовой) в момент ее формирования, люди склонны к экспериментам.
Поэтому в играх дети часто экспериментируют, играя как в другой пол (одеваясь, выбирая игрушки), так и в социальные роли, которые в культуре несут яркую гендерную окраску. Так, мальчики начинают играть в воспитательницу детского сада, а девочки — в военного генерала.
Если такие игры носят разовый или периодический характер (например, связаны с героем мультфильма, который ребенку очень нравится), то никаких поводов для волнения тут нет.
Гендерная идентичность сформируется достаточно быстро, мальчик осознает себя мальчиком и будет играть мальчишеские роли.
Но вот если этого не происходит, то стоит обратить внимание на возможные причины, например, на отсутствие в жизни ребенка взрослых, которые создают образ женщины и мужчины. Такие ситуации бывают, если родители воспитывают ребенка в одиночку и как бы несут обе гендерные роли в одном человеке.
Социальное или когнитивное развитие?
Напоследок хотелось бы осветить еще один момент, связанный с местом игры в жизни современных дошкольников. Сейчас соревновательность между родителями, которая всегда была достаточно сильной, приводит к уменьшению времени, которое ребенок может уделить игре.
Раннее развитие рассматривается и у нас, и в большинстве стран как необходимость, то, что ребенок обязательно должен получить. Дети занимаются иностранными языками, ходят на музыку, рисование, танцы, их рано учат читать и писать.
Сам по себе этот процесс не несет в себе ничего плохого, не считая двух аспектов.
Первый связан с тем, что игра перестает рассматриваться как важная часть жизни ребенка, которой надо специально уделять время, покупать игровые предметы и вообще обращать какое-то особое внимание. После нескольких часов занятий у ребенка уже может просто не быть сил на полноценную игру, и она заменяется мультиками, гаджетами или, в лучшем случае, простыми играми на детской площадке.
А ведь социальное развитие имеет во многих смыслах даже большее значение.
Для любого взрослого очевидно, что умение находить свое место в мире людей и строить с ними отношения является одним из самых важных для счастливой жизни, но ведь это умение не появляется само по себе, его тоже нужно развивать! Но понятие социального интеллекта в нашей культуре пока новое, и его оценка, а тем более развитие, вызывают сложности.
К счастью, уже довольно давно в Москве функционируют центры социализации малышей, в которых дети учатся именно общаться, взаимодействовать и сосуществовать в группе по определенным правилам. Хотя, конечно, подобные центры пока распространены в меньшей степени, чем обычные центры раннего развития.
Другой аспект касается желания родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других. Уровень социального развития плохо поддается диагностике в отличие от развития познавательного.
Все родители хотят, чтобы их ребенок был «самым-самым», а развитие познавательных функций проще всего отследить («ребенок рисует натюрморт в два года, читает в три года, а в пять пишет стихи»). С появлением интернета появилась еще и проблема невероятно большого количества контактов.
Если раньше мама могла сравнивать достижения своего малыша с достижениями еще десяти-двадцати детей, и в чем-то ее ребенок точно был «самым лучшим», то теперь разброс увеличился в сотни раз. Если мама пишет на форуме, что ее ребенок научился читать в два года, то обязательно появится мама, у которой ребенок читает в полтора.
Такое сравнение «по показателям» доставляет массу неприятных ощущений как родителям, которые чувствуют свою некомпетентность, так и детям, которых пытаются «дорастить» до нужных показателей, заваливая все новыми занятиями и развивающими игрушками.
Выводы родители могут сделать сами.
Екатерина Свешникова, окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, психотерапевт (направление «экзистенциальный анализ»), в течение восьми лет ведет психологические консультации для подростков
Образование и Православие / Православное образование
Огромная польза игр для развития детей – Развитие ребенка
По мнению ученых и практических психологов, игра служит многим полезным целям. Это средство, с помощью которого дети развивают свои физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и нравственные способности. Вот один из примеров того, как игра может помочь ребенку преодолеть возрастные страхи. Допустим, ваша дочь боится темноты.
Этот страх соответствует ее возрасту – его появление не было для вас сюрпризом, но он существенно нарушает установленный порядок ее сна. Ранее ребенок не имел проблем с засыпанием, но сейчас страх темноты заставляет ее ворочаться по тридцать минут каждую ночь, что делает ее истощенной и раздражительной.
Вы пробуете все на свете, чтобы в своей комнате малышка могла чувствовать себя в безопасности. Но, кажется, ничего не помогает. Вы спрашиваете ребенка, что пугает его больше всего. Это не монстр под кроватью и не призраки в шкафу. Оказывается, это тени на стенах и пугающие мысли, которые появляются, когда гаснет свет.
Вы пробуете переставить мебель, и делаете это не единожды. Вы усиливаете освещение, убираете часть светильников, добавляете белый шум (ровный шум – звук радио на пустой частоте, шум воды, текущей из крана, вентилятора и т. д.), включаете ребенку музыку. И все равно девочка не чувствует себя комфортно и не может засыпать так быстро, как раньше.
И вот тогда вы призываете на помощь игру. Вам уже известны многие преимущества, которые она предоставляет. Но как создать такие условия, при которых ребенок сможет использовать игру для решения своей проблемы?.. Когда страх темноты становится настоящей проблемой, тематика игр приобретает новую идею – ночной походный лагерь (как один из вариантов).
Вы делаете палатки из одеял, коробок и лент. Разрываете на полоски оранжевый и красный картон и осторожно укладываете их на пол около палатки – теперь это ваш костер. В свою очередь, светильники превращаются в зажженные факелы. День за днем в течение нескольких месяцев ваша дочь берет вас в поход.
Она выключает свет, «зажигает» самодельные фонарики и проводит вас по жуткому лесу вокруг лагеря. Вы раскрываете тайны теней и слушаете голоса сов и других животных… Так, через контекст игры, ребенок устанавливает контроль над своим страхом. И со временем ее боязнь темноты полностью исчезает. Власть над страхом – это одно из многих преимуществ игры.
Почему же походный лагерь в темноте помогает ребенку преодолеть страх? Дети играют не для того, чтобы избежать реалий жизни, наоборот, они играют с жизненными реалиями – в этом вся суть. Таким образом они постигают их – физически, интеллектуально и эмоционально.
Когда дети имеют возможность играть по своим собственным правилам и согласно своим собственным условиям, а также имеют на это достаточно времени, они достигают успеха и внутренне преображаются. В конце концов, игра – это ведь и есть язык детей.
Четыре преимущества игры
Когда родители находят время для огромного количества неструктурированных игр (несмотря на возможный беспорядок), дети растут и учатся не по дням, а по часам. Преимущества игр бесконечны, но следующие – самые выдающиеся.
1. Игра способствует творческому развитию
Мы привыкли думать о творчестве как о чем-то таком, что принадлежит исключительно представителям искусства. Так же и о детях, которые тянутся к музыке и живописи, часто говорят как о «творческих», но ведь дети, которые любят играть, ровно настолько же творческие, как и те, которые рисуют днями напролет.
Творчество предполагает включение воображения и нестандартное мышление. Через творческие игры дети исследуют новые идеи и интересы. Вокруг себя они создают и воплощают тот свой маленький уникальный мир, который сокровенно существует в их фантазиях.
2. Игра укрепляет взаимоотношения
Игра помогает детям учиться уважительному отношению к другим людям и развивает коммуникабельность. Посредством игры дети заводят новые и укрепляют существующие дружеские отношения. В мире спонтанных, неструктурированных игр дети могут свободно узнавать других людей и выражать свои чувства, мысли и потребности, находясь при этом в абсолютно безопасной среде.
С помощью игры тихие и спокойные дети, которых порой можно охарактеризовать как «наблюдаю и выжидаю», находят способы присоединяться к группе и чувствовать уверенность в своей способности общаться с другими детьми, черпают энергию из особой атмосферы группового общения и учатся играть вместе со своими товарищами.
3. Игра способствует снятию напряжения
Дети постоянно растут и учатся, ежедневно получая новую информацию. Хотя большая часть информации захватывающая и интересная, часть ее может быть подавляющей и гнетущей. Справиться с ней, обработать ее бывает очень трудно.
Снятие стресса – это для детей одно из важных преимуществ игры. С помощью игры они прорабатывают свои эмоции и переживания и противостоят факторам стресса. В итоге такой плодотворный процесс помогает становлению их самосознания.
Когда ребенок идет в первый класс, некоторые правила поведения в школе становятся для него стрессогенными. Хотя на уроке он старается следовать правилу тишины, ребенок видит, как другие дети нарушают это правило и начинает беспокоиться.
В таком случае, он может, например, составить собственный список правил для своих домашних питомцев и, таким образом, преодолеть, побороть и преобразовать свои негативные эмоции. К тому же, научив животных своим правилам, он может тщательно контролировать их соблюдение.
Так, с помощью игры ребенок полностью нивелирует свое стрессовое состояние.
4. Игра способствует развитию эмпатии и сочувствия
Игра, будь то в группе или в одиночестве, помогает детям успокоиться и подумать о других. Когда ребенок ухаживает за плюшевым мишкой, он сопереживает этому животному. Он учитывает потребности и чувства своей игрушки и действует соответственно. В групповых играх дети учатся работать вместе и выслушивать друг друга. Ведь если они этого не делают, игра быстро заканчивается.
Иногда люди считают, что некоторые дети просто, по природе своей, более склонны к эмпатии, нежели другие. Но сочувствию и сопереживанию можно учиться! И практиковать его помогает именно игра.
Эмпатия – это ценный навык, который способствует установлению взаимосвязей с другими людьми; это то, что делает каждого из нас человеком.
Очень важно воспитывать у детей сострадание к людям и начинать нужно с игры.
Как развивать ребёнка через игру. Несколько советов
Игра – самое любимое занятие каждого ребенка. Но не только любимое, но и главное. Любимое, потому что занимает основную часть времени, а главное, потому что является крайне важным для развития. Игра помогает развиваться всесторонне: и физически, и умственно. Она крайне важна для детей.
Много хорошего можно сказать об игре. Но, я считаю, она обязательно должна быть на опережающее развитие.
Источник: https://pixabay.com/ru/photos/ Источник: https://pixabay.com/ru/photos/
Не раз слышала от родителей: «Эту игрушку пока не купим, он не сможет еще в нее играть». Даже взрослые люди рассказывают, как просили у родителей купить что-нибудь, но им родители говорили: «Сначала научись».
Прежде чем родители купят, например, ребенку компьютер, ребенок должен где-то научиться на нем работать. А где? Даже если он будет посещать какие-то курсы, ему все равно надо закреплять полученные знания и умения.
Источник: https://gurutest.ru/publication/chto-delat-esli-rebenok-grubit/Источник: https://gurutest.ru/publication/chto-delat-esli-rebenok-grubit/
Процесс обучения в этом случае пойдет быстрее и эффективнее. Мы своим детям купили компьютер, когда они не умели на нем работать совсем. И обучаться дополнительно было негде.
Путем, как говориться «тыка», они научились очень хорошо разбираться в нем. Мой муж в детстве просил родителей купить ему гитару, но папа сказал: «А ты научись сначала играть». А как и на чем? И только в армии он научился.
Когда ему сослуживец дал гитару. Муж самоучка и никогда не посещал музыкальную школу.
Источник: https://pixabay.com/ru/photos/Источник: https://pixabay.com/ru/photos/
Да и вообще, очень много слышала, когда мои знакомые, взрослые люди, рассказывали, что когда были детьми, просили купить музыкальные инструменты, но родители отвечали также. Это неправильно.
Правильнее, покупать игрушки на развитие. Как ребенок научится играть, если не попробует.
Знакомясь с новым и сложным, ребенок включает логику, внимание и память, эмоции, у него появляется опыт общения, развивается совместная и индивидуальная активность.
Источник: http://voprospsihologu.blogspot.com/2019/06/2_24.htmlИсточник: http://voprospsihologu.blogspot.com/2019/06/2_24.html
Развивающие игры, игры на опережение помогают полноценному развитию личности. А чтобы игра приносила радость ребенку, научите его, посидите с ним разберите условие.
Пусть сначала у него не будет получаться, но потом он научиться с вашей помощью. И научить его доводить до конца начатое дело, это важно.
Играя с ребенком, научите его внимательно слушать условие игры, инструкции по выполнению заданий.
Источник: https://www.grimmstoys.ru/collection/razvivayuschie-igry/product/razvivayuschaya-igra-verno-neverno-beleducИсточник: https://www.grimmstoys.ru/collection/razvivayuschie-igry/product/razvivayuschaya-igra-verno-neverno-beleduc
Младший возраст – период активной игровой деятельности. Не думайте,что детские забавы бесполезное занятие, пустая трата времени. Здесь совершенствуется все: волевые качества, умение выстраивать, планировать свою деятельность, что является необходимым условием интеллектуального развития.
Поэтому, создавайте все условия для развития своего ребенка.
Источник: https://psyh.info/article/sposobnosti/genialnost-rebenka.htmlИсточник: https://psyh.info/article/sposobnosti/genialnost-rebenka.html
Спасибо за просмотр. Ставьте «палец вверх», если понравилась статья. Подписывайтесь на мой канал!
- Как игра влияет на детей
- Совет о том, как подготовить ребёнка к детскому саду
- Самые важные правила в воспитании ребёнка
- Как предотвратить педагогическое выгорание
- Ошибки в воспитании, которые мешают ребёнку влиться в общество
Использование игры для развития ребенка – Medaboutme.ru
Использование игры для развития ребенка – не новое изобретение. Родители знают, что любой ребенок любит играть, поэтому и учиться чему-то можно с помощью игры.
Как помогает игра?
- игра развивает память, фантазию и воображение;
- формирует представление об окружающем мире;
- воспитывает доброжелательность;
- приучает соблюдать определенные правила;
- развивает познавательный интерес.
Использование игры для развития ребенка помогает быстрее обучить малыша новой информации. Родители, играя с малышом, рассказывают и показывают ему много нового и интересного.
Например, как надо вести себя в той или иной ситуации, какой мир нас окружает.
В играх закрепляются знания об окружающем мире, понятия о признаках и свойствах предметов.
Получая информацию в игре, ребенок быстрее запоминает ее и начинает применять. В процессе игры развивается память малыша. А память – основной путь к успешной учебе. Когда ребенок подрастет и пойдет в школу, ему потребуется запоминать массу информации. Если развитие памяти не началось в более раннем возрасте, ребенку будет очень трудно в школе.
То же самое касается и развития внимания. Если ребенок постоянно отвлекается и не концентрируется, ему будет трудно усвоить что-то новое. В процессе игры приходится быть внимательным, иначе ничего не получится. В этом помогут игры «найди отличия» или «расставь правильно буквы».
Фантазия и воображение – неотъемлемая часть игры. Придумывая сюжет, отвечая и действуя за героев игры, ребенок развивает эти нужные качества.
И в целом, игра приносит ребенку радость, поэтому ускоряет процесс обучения и вызывает желание снова заниматься интересным делом.
Какие игры подходят?
Какие именно выбирать игры? Конечно, даже простые игры по ролям с интересным и познавательным сюжетом будут важны для развития ребенка. Но есть и специальные игры, которые развивают память, логику, мышление, внимание.
К таким играм относятся:
- найди пару;
- найди отличия;
- запомни и найди – запомнить одну карточку, а затем найти ее среди многих;
- различные ребусы;
- логические цепочки;
- лабиринты;
- логические ряды;
- карточки с изображениями, которые переворачивают в хаотичном порядке, а ребенок должен запомнить, какие карточки были, и каких теперь нет;
- рисунки по цифрам;
- пазлы.
Использование игры для развития ребенка просто необходимо. Главное, не переусердствовать с учебой во время игры, малышу тоже надо отдыхать и играть в то, что он хочет. Обучение в игре должно проходить непринужденно и весело, заставлять играть ребенка не надо. И сами занимайтесь с удовольствием, тогда результат превзойдет ваши самые смелые ожидания.