В отличие от просмотра телевизора или видео, чтение — это процесс, активирующий нейронные связи в мозге, а значит, делающий нас умнее.
В ходе одного исследования ученые сканировали мозг детей в возрасте от трех до пяти лет, пока те слушали аудиозапись книги, и обнаружили активность в нескольких областях левой части мозга. И активность эта была выше у тех детей, в чьих семьях чтению уделялось большее внимание.
Читая своим детям, обеспечивая им доступ к книгам и различной литературе, вы способствуете развитию нейронных связей в их мозге, что ведет к улучшению навыков понимания, расширению словарного запаса и лучшему владению языком.
Название изображения
Чтение способствует формированию новых нейронных связей.
Творческие способности и грамотность
Читает ли ребенок сам или слушает вас, это в любом случае развивает творческое мышление, позволяя фантазировать и рисовать в воображении картинки из книги. Чтение развивает и эмоциональные навыки.
Исследования показывают, что чтение детям повышает их грамотность даже больше, чем обычные беседы.
Согласно исследованиям Томаса Стихта, у детей слуховые навыки развиты лучше, чем навыки понимания прочитанного. Им нужно слышать слова в контексте употребления, чтобы научиться говорить или понимать их во время чтения. Поэтому чем раньше ребенок познакомится с более продвинутыми словами и книгами, тем богаче будет его словарный запас, тем более грамотным он вырастет.
Название изображения
Чтение развивает грамотность с пеленок.
Чтение вслух
Как показывают некоторые исследования, внимание, интерес, мотивация и вовлеченность в предмет у средних школьников повышаются, если учитель во время урока читает вслух.
Чтение перед сном — старая добрая традиция, которая у большинства из нас вызывает теплые воспоминания.
И даже когда ребенок научился читать самостоятельно, не стоит прекращать замечательные вечерние чтения. Всем детям, и малышам, и даже подросткам, нравится, когда им читают.
Родительский пример
Чтение с детьми не просто полезно для душевного равновесия, оно помогает сплотить семью. Более 82% детей называют именно родителей в качестве людей, вдохновивших их на чтение.
Подробнее о том какими именно способами можно привить любовь к чтению можно почитать тут.
Информация предоставлена Информационным агентством «Научная Россия». Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.
В вашем браузере отключен JavaScript. Будет показана упрощенная версия сайта, в которой могут отсутствовать многие функции.
Как привить ребенку любовь к чтению
Чтение сопровождает нас во всех сферах жизни. Помогает нам добиться успеха в школе, а затем и в карьере, помогает нам расти как личность, обучает нас новой информации. Книги помогают нам стать более сострадательными и чуткими, а также читая мы можем получить чистое удовольствие и расслабление.
Исследования
показывают, что чтение для детей и обсуждение книги во время чтения ‒
лучший способ повысить IQ вашего ребенка.
Наша
современная жизнь предлагает так много других способов развлечь себя, что
раннее чтение часто кажется скорее работой, чем игрой. Важно дать ребенку
вовремя понять, что чтение хорошей книги веселее, чем что-либо еще.
Привить
ребенку любовь к чтению ‒ это один из лучших подарков, который вы можете
сделать ему в жизни.
Далее мы рассмотрим
способы как это сделать:
— Читайте
книги ребенку с самого раннего возраста. Купите настольные и тканевые книги, как одни из первых
игрушек для ребенка.
— Читайте книги
с ребенком регулярно, с выражением и распределением по ролям.
— Держите
книги для детей на виду и в доступном для них месте.
— Не заставляйте
своего ребенка учиться читать. Большинство детей учатся читать естественно. Ваша
цель состоит не в том, чтобы научить читать слова, а в том,
чтобы поощрять любовь к книгам.
Принудительное обучение ребенка чтению
может лишить его удовольствия от самого чтения. Если вы будете постоянно заставлять
читать, ребенок будет чувствовать себя не в своей тарелке, ощущать
себя глупым.
Это чувство может остаться с ним на всю жизнь, и явно
не поможет в дальнейшем.
—
Собственный пример. Ребенок должен видеть что вы читаете и насколько
часто.
— Разговаривайте о книгах или статьях,
которые вы прочитали. Поделитесь своими впечатлениями с детьми,
заинтересуйте и увлеките их этой беседой.
— Запланируйте
день и отведите определенное время для семейного чтения. Например, каждый
четверг, на полчаса после ужина вы беретесь вместе читать.
— Не переставайте читать ребенку, даже
когда он уже может сам. Читайте ему, пока он вам разрешает это делать.
Родители часто жалуются, что их дети, которые уже могут читать сами, не заинтересованы
в этом. Большинство детей проходят
этот этап, но вы можете помочь его укоротить.
Проблема ребенка,
конечно, в том, что он может читать простые книги, но его
воображение жаждет более развитых сюжетов и персонажей. Эти книги для них ‒
мучительная работа, слишком много слов, которых он не знает. Процесс
осмысления отвлекает его от истории.
Решением будет, если его родители продолжали читать, чтобы он был
очарован историей книги, и не отвлекался на чтение и изучение
новых сложных слов. Именно это побудит ребенка
провести работу надо собой, чтобы стать более опытным читателем. На этом
уязвимом этапе стоит потратить дополнительное время на поиск книг, которые
будут интересны ребенку.
Иллюстрированные книги с большим количеством слов
хорошо помогут в такой ситуации, так как ребенок может использовать
картинки, для четкого понимания происходящего в книге. Также можно
использовать серии книг, которые часто заманивают детей к следующей и следующей
книге.
— Купите
книгу, где появляется имя как у вашего ребенка. Ребенка заинтересуют
приключения его книжного тезки!
— Дарите
книгу как часть подарка на праздник.
— Лимит на гаджеты.
Книга не может
конкурировать с телевизором или компьютером. Большинство детей не выберут книгу, пока
не выработана привычка читать.
Ограничение или даже запрет использования
экрана для отдыха или получения информации является одной из самых важный
вещей, которую вы можете сделать, чтобы привить любовь к чтению.
Детям без использования гаджетов нужно будет тренировать свое тело, разум и творческие
способности. Ребенок разовьет способность концентрироваться на словах на странице,
это жизненно важно для здорового развития мозга.
— Выберите
день, когда вы потратите свободное время на обсуждение прочитанного
ребенком за неделю, пусть делится с вами своими впечатлениями,
переживаниями от прочитанного.
— Прочитайте
книги, которые были экранизированы, а затем посмотрите фильм и сравните,
что было лучше ‒ книга или фильм
А вы любили
читать в детстве? Если да, то что
для этого делали ваши родители? И как вы сейчас справляетесь с этой
задачей с вашими детьми?
Как привить ребенку любовь к чтению | И нужно ли это делать
Интернет и разговоры между родителями полны стенаниями о том, что дети не читают. Миллионы родителей, как алхимики — философский камень, ищут однозначный рецепт того, как приучить ребенка к чтению. И я не исключение. Вот уже семь лет я, так же как миллионы других мам и пап, бьюсь над этим вопросом.
Зачем прививать любовь к чтению?
Первый вопрос, который родитель должен задать самому себе, — для чего ему нужно, чтобы его ребенок читал? Что он хочет увидеть в конечном результате: прочитанный список литературы на лето или же ребенка, который спит с книжкой в обнимку и считает это главным своим развлечением? От ответа на этот вопрос зависит дальнейший алгоритм действий.
1. Ради оценок в школе
Если ваша цель — прочитанный список книг, то тут все сложнее. Вообще школьная программа по литературе никогда не отличалась своей адекватностью — ни когда я училась, ни сейчас, когда учатся мои дети.
Это отдельная тема для разговора. Если нужна хорошая оценка по этому предмету, можно просто использовать современные лайфхаки: аудиокниги, экранизации произведений, краткое содержание.
Чтобы успешно написать школьные сочинения, этого вполне достаточно.
Ждать от нормального по уровню развития ребенка, что он будет влюблен в Достоевского, — верный путь к неврозу, вашему и вашего ребенка. Если честно, я бы поставила на Достоевского возрастной ценз 30+.
Увы, это не очевидно для многих взрослых, в том числе и для разработчиков школьной программы, которые переносят свои литературные предпочтения на ребенка, не учитывая возрастные особенности и вопросы восприятия и осмысления текста.
Ну, допустим, вы решили: пятерка по литературе — и больше вопросы чтения вас не волнуют.
Тогда разговор с ребенком строится по принципу: «Понимаю, зайчик, тяжело… Мне тоже было тяжело все это читать, но нужно, если хочешь хорошую оценку по литературе.
Давай поищем варианты, как упростить для тебя эту задачу». Ну а если ребенку и оценка эта не очень-то сдалась, тогда… чтение явно не самая главная ваша проблема.
2. Ради развития литературного «аппетита»
Если же во главу угла ставить любовь к чтению вообще или чтение как основной вид детского досуга, то это уже совсем другая история. Тогда список школьной литературы придется немного отодвинуть на второй план.
Совсем убирать его не стоит, ведь попадаются в школьной программе иной раз и интересные детям произведения (как правило, из списка для внеклассного чтения).
Но подбором литературы нужно заняться по возрасту и по интересам ребенка.
Но для начала стоит разобраться, откуда эта любовь к чтению вообще берется. Откуда она взялась у детей, которые в первый класс приходят с прочитанным «Гарри Поттером», я не знаю, но их родители эту статью читать и не будут — у них другие задачи.
Поскольку меня больше всего беспокоил вопрос, как привить своим детям искреннюю любовь к чтению, с ним я и стала разбираться в первую очередь.
Рецепт любви к книгам из мемуаров
Рецепт «читайте сами — и ваши дети тоже будут читать» с моими детьми не сработал. Читаю я много, запоями. Вырабатывание привычек через ежедневное чтение тоже не работало — улучшалась только техника чтения, а любовь не просыпалась.
Вариант недочитанного перед сном рассказа, который якобы пробуждает интерес, тоже оказался несостоятельным — мои дети показывали чудеса выдержки и ждали, когда я его дочитаю им сама. Ну, в общем, все общепринятые рецепты были опробованы.
Тогда я пошла методом поиска причин моей любви к чтению. Вообще мою страсть к литературе можно описывать как любовный роман. Она была разной, сложной, болезненной, бредовой, как любое любовное приключение.
Книжные магазины, библиотеки с детства стали моей слабостью. До сих пор помню, как первый раз мама меня привела в книжный. Правда, пришли мы туда не за книгами, а за пластинками. Телевизора у нас в доме не было, поэтому среди немногих развлечений, доступных мне, было заслушивание пластинок до дыр. Чаще всего это были сказки.
На первой пластинке, которая запала мне в память на долгие годы, была сказка «Кто сказал «гав»?». Это был маленький магический диск, который скрипучим и трещащим голосом рассказывал мне снова и снова сказочный детектив о том, кто же потревожил общественность. Мне уже 30 с хвостиком, а этот голос до сих пор, как живой, звучит у меня в голове.
Но книжные магазины я полюбила не за аудиокниги в виде пластинок, а за запах. Красивые книги в новеньких переплетах стояли на полках и излучали манящий запах новой бумаги, новых приключений, новой тайны. Я до сих пор, как токсикоман, утыкаюсь носом в свежекупленную книгу.
А если перемотать пленку памяти еще дальше, то отчетливо всплывает мамин страх, что я никогда не буду читать. Она никогда не заставляла меня отчитывать дневную норму, никогда не пихала в меня книги, и даже список литературы на лето я всегда читала по собственному желанию. Единственное, что она мне показывала, — это свой страх (тут я поняла, что не читать — страшно) и свою любовь к книгам.
Если при фразе «любовь к книгам» у вас перед глазами сразу появилась картинка моей мамы, читающей в кресле возле книжных стеллажей, то я вас разочарую. Я ни разу не видела свою маму читающей что-нибудь толще газеты или же читающей маленькой мне сказки! Клянусь!
К тому времени, когда я дозрела до самостоятельного чтения, ее любовь к книгам оставалась лишь в воспоминаниях.
Но зато какими эти воспоминания были! Красочными, манящими! Она рассказывала мне о прочитанных в юности книгах, как о странах, в которых побывала.
Но любовь к книгам у меня через эти рассказы сразу не пришла — сначала я полюбила сами эти рассказы. Они стали для меня одной из немногочисленных ниточек, которые связывали меня с мамой.
Больше всего мне запомнились не содержание прочитанных ею книг, а ее эмоции, ее горящие глаза. Воспоминания о книгах были воспоминаниями о самых лучших пережитых ею моментах жизни. Таким образом, у меня четко закрепились две мысли в голове: «не читать — страшно», «читать — очень увлекательно и захватывающе».
Итак, проанализировав себя и свое детство, я пришла к выводу, что любовь к чтению передается, во-первых, при наличии оной у родителя (и речь идет про настоящую любовь, а не показную), а во-вторых, если эта любовь показывается ребенку, а не остается только между вами и книгой.
Как привить любовь к чтению, если сами читать не любите?
Что же делать родителям, которые сами читать не любят, но не читающий ребенок все равно не дает покоя? Ну, для начала — задаться вопросом, стала ли ваша жизнь от этого сильно хуже.
Если ответ отрицательный («И без книги неплохо живу»), тогда оставьте ребенка в покое. С чего вы взяли, что ему это в жизни пригодится?
Если же ответ положительный («Если бы читал, то было бы лучше…
»), тогда беритесь сами за книгу, хоть какую — даже если это инструкция к новой технике, читайте ее, почувствуйте сначала сами радость новых знаний.
И лишь при наличии этого чувства прививайте любовь к чтению ребенку. На вопрос, не поздно ли, сразу скажу — не поздно, даже если вам 70, а вашему ребенку 40. Радость — штука очень заразная!
Уважаемого читателя, наверное, сразу заинтересует вопрос: помог ли мне этот рецепт, читают ли мои дети? Отвечаю — рецепт этот лишь на стадии обкатки. Я точно знаю, что он помог мне. Является ли он универсальным — я не знаю. Пробовать его или нет — решать уже вам самим.
Моей старшей дочери 13 лет, а младшей 10. Они читают — с разной периодичностью и с разным интересом.
Про старшую точно могу сказать, что она любит читать, с книгой ест и вообще живет, хотя бои на тему чтения у нас с ней были кровопролитные.
Читать она начала лишь тогда, когда я стала демонстрировать свою любовь к чтению, обсуждать с ней книги, делиться прочитанным, — может, совпадение, а может, и нет.
Младшая пока держит оборону, читает больше по долгу учебы, но иногда у нее мелькают искорки интереса. Может, время еще не пришло или нужная книга не попалась. Одно я могу сказать точно — вариант, который я описала, точно никому не повредит.
Итак, краткое руководство к действию для родителей:
- Определиться, какого результата вы хотите достичь в вопросе детского чтения.
- В зависимости от ответа выбрать алгоритм:
- Вариант «пять по литературе». Помощь в усвоении школьного списка, использование вспомогательных средств — фильмы, аудиокниги, сокращенное содержание.
- Вариант «чтение как основное развлечение». Личный пример через свое чтение с обязательной демонстрацией вашей искренней любви и заинтересованности к прочитанному. Домашние литературные кружки, обмен полученной информацией, чтение вслух для всей семьи, обсуждение прочитанного и т.д.
Удачи и увлекательных вам книг!
От редакции
Многие родители сталкиваются с еще более сложной задачей — привить ребенку любовь… к музеям! Детский психолог Александра Березовская дает рекомендации, как провести семейный поход в музей с пользой: https://psy.systems/post/kak-svodit-rebenka-v-muzej-s-polzoj.
Еще одна важная сфера, в которой непременно нужно развивать ребенка, — это финансы. Детский и подростковый психолог Оксана Юсупова рассказывает, как воспитывать у ребенка правильное отношение к деньгам, которое поможет ему стать финансово успешным взрослым: https://psy.systems/post/kak-vospityvat-detej-chtoby-oni-byli-usoeshny-finansovo.
Еще одна, пожалуй, важнейшая сфера развития ребенка — эмоциональная. Детский психолог и онлайн-консультант Александр Орлов дает отличную технику, которая позволит научить ребенка распознавать и управлять своими эмоциями: https://psy.systems/post/ruka-mozg-kratkij-kurs-upravlenia-emociami-dlya-detej.
7 способов, как привить ребенку любовь к чтению
Чтение — это замечательно. Один из способов приятно провести время — взять в руки книгу, уютно устроиться в кресле и на время сбежать от реальности в другое место, время или даже иной мир.
На страницах разнообразных литературных произведений вы можете найти свои желания и мечты, увлекательные идеи и источники вдохновения, ценную информацию и полезный опыт.
Все это доступно не только вам, но и вашим детям.
Однако в современном мире дети подвергаются влиянию множества отвлекающих факторов, что значительно усложняет для родителей такую благородную задачу, как прививание своему ребенку любви к чтению хорошей литературы.
У книг сегодня появилось огромное количество конкурентов: гаджеты, технологии, активная социальная жизнь.
Поэтому вам придется сильно постараться, если вы хотите, чтобы у ваших детей загорались глаза лишь при одной мысли о чтении.
Существует несколько эффективных шагов, которые родители могут предпринять для того, чтобы их ребенок захотел осознанно отказаться от игровой приставки или социальных сетей в пользу интересной книги.
Вашему ребенку может быть шесть месяцев или шесть лет, никогда не поздно начать воспитывать в детях любовь к чтению, которая останется с ними и при переходе во взрослую жизнь.
1. Начинайте как можно раньше
Чем раньше вы начнете прививать любовь к книгам и процессу чтения, тем легче в дальнейшем вам будет поддерживать эту полезную привязанность. Даже если ребенок еще не может читать самостоятельно, читайте ему сами. Никакого ребенка нельзя назвать слишком маленьким для чтения. Просто выбирайте книги, соответствующие возрасту малыша, и привыкайте читать вместе с ребенком.
2. Вместе посещайте библиотеки
Библиотека часто становится тем местом, в котором дети впервые начинают интересоваться книгами.
Регулярно берите ребенка с собой в местную библиотеку или же книжный магазин, так он с детства начнет привыкать к той особенной атмосфере, царящей в подобных книжных местах.
Если вы запишите ребенка в библиотеку, подходящую ему по возрасту, то в ней он сможет встретить единомышленников и других детей, любящих книги.
3. Не принуждайте и не навязывайте свое мнение
Если вы хотите, чтобы ребенку действительно понравилось читать, позвольте ему самому выбирать интересные для него произведения. Предоставив подобный выбор, вы значительно повысите шансы на то, что ребенок полюбит процесс чтения. Принуждение же в данной ситуации, наоборот, способно отбить у детей желание взять в руки книгу.
4. Станьте примером
Именно родители оказывают сильнейшее влияние на детей, их поведение и привычки, особенно в раннем возрасте. Поэтому станьте хорошим примером для ребенка, которому он захочет подражать.
Пусть он видит, как вы сами читаете книги и наслаждаетесь ими.
Если ребенок регулярно будет наблюдать за тем, как вы погружаетесь в мир литературных произведений, то рано или поздно сам захочет взять в руки книгу и присоединиться к вам.
5. Выработайте привычку
Привычки — это то, что формирует наше поведение. Превратите чтение в ритуал, сделав его неотъемлемой составляющей любого дня. Если ребенок еще маленький, читайте ему в одно и то же время ежедневно, например, перед сном или после утренних водных процедур. При этом свяжите эту полезную привычку с какими-либо позитивными действиями, чтобы поддерживать интерес.
6. Добавьте немного веселья
Существует множество интересных игр, связанных с чтением, отдельными литературными произведениями и их персонажами. Например, это могут быть увлекательные настольные игры, идеально подходящие для веселого времяпрепровождения в семейном кругу. Также вам доступны и различные цифровые варианты: развивающие приложения или специальные красочные сайты для детей, читающих книги.
7. Поддерживайте ребенка
Как приобщить детей к чтению? Что делать если ребенок не хочет читать?
Детям необходимо ощущать поддержку их интересов со стороны важных для них людей, то есть их родителей.
Если ваш ребенок начал активно читать книги, продемонстрируйте ему, как вам важны его увлечения и желания. Подарите ему произведение, о котором он давно мечтал, приобретите красивую настольную лампу или выделите ребенку специальное место для чтения и обустройте его максимально уютно.
Дети чувствуют себя гораздо более уверенными и мотивированными, когда ощущают поддержку со стороны родителей.
Как привить ребенку любовь к чтению — Год Литературы
- Надежда Толстоухова (Екатеринбург)
www.btrl.net
Свердловская областная библиотека для детей и юношества стала одной из центральных площадок прошедшего в Екатеринбурге Дня чтения. Этот фестиваль оказался хорошим поводом для родителей вновь задуматься о том, как приучить ребенка читать книги. Об этом корреспондент «РГ» поговорил с директором библиотеки Нелей Жамалетдиновой.
Неля Романовна, понятно, что тема ненова, но все-таки как сегодня, в век Интернета и телевидения, привить нашим детям любовь к чтению? С тем, что читать нужно, согласно большинство родителей, но как убедить в этом ребенка?
Неля Жамалетдинова: Я категорически против таких формулировок. Приучать — значит оказывать давление, заставлять силой. Когда чтение из разряда удовольствий переходит в разряд наказания, ничего хорошего ждать не приходится.
На современного ребенка и так слишком сильно давит школа. Неправ будет тот родитель, который, ударив кулаком по столу, отправит уставшего после уроков сына или дочь читать то или иное произведение, потому что «задали». Так можно навсегда отбить всякое желание брать книгу в руки.
Лучше вернуться к чтению в хорошем настроении.
Говорят, если дома любят чтение, ребенок тоже обязательно им увлечется.
Неля Жамалетдинова: Не всегда. По крайней мере, в большинстве случаев это правило уже не работает. Есть много других способов провести досуг, нежели пытаться вникнуть, что интересного папа с мамой нашли в своих книжках. Поэтому
единственный способ привить ребенку любовь к чтению — сделать так, чтобы книга сопровождала его с момента рождения и даже раньше
Чтобы она стала продолжением его — и вашей — руки.
Беременная женщина читает вслух сказки, и малыш уже в утробе реагирует на звуки родной речи. Мама кормит сына на руках и по памяти рассказывает ему детские стихи и потешки. А как только он научится сидеть, берет его на колени, читает и показывает в книжках яркие картинки, позволяет прикоснуться к странице. Ребенку постарше родители читают на ночь.
Часто именно следя за чтением взрослого, дети осваивают законы языка и учатся читать. Конечно, это больше касается аналитических языков — английского, французского, немецкого, но и в случае с русским — синтетическим — языком тоже отчасти действует. Так постепенно ребенок привыкает к тому, что его постоянно сопровождает книга.
Можете быть уверены, с ней у малыша всегда будут связаны теплые чувства.
Юный книголюб сегодня — это обязательно ребенок с бумажной книгой в руках?
Неля Жамалетдинова: С бумажной книгой, с электронной, с планшетом — большого значения не имеет. Важно, чтобы он видел перед собой текст, обдумывал его смысл, переходя от строчки к строчке. Поэтому
аудиокниги я детям давать не советую
На мой взгляд, это некий суррогат книги, который потребляют походя, параллельно занимаясь чем-то еще. Таким образом проникнуть в смысл и хоть что-то вынести для себя практически невозможно.
Кроме того, есть большая разница между тем, как мы раньше слушали аудиоспектакли по радио и как слушают аудиокниги нынешние дети. В большинстве своем они визуалы, таковыми их сделали современные технологии.
Им физически трудно представить перед собой картину, описываемую в звучащем «по пути» произведении, она от них ускользает.
По вашим наблюдениям, кто сегодня чаще открывает перед ребенком двери библиотеки?
Неля Жамалетдинова: К сожалению, учителя. И, к сожалению, многие из них делают это для галочки, не интересуясь, вернутся их ученики сюда когда-нибудь еще или нет.
Тут весь груз ответственности ложится на плечи библиотекаря: сможет он увлечь ребенка, сможет побудить его прийти еще раз? Но справедливости ради надо сказать, что в последнее время в библиотеку стали приходить молодые родители, которые пытаются заинтересовать ребенка чтением. У нас есть такой проект — «Детская чайная читальня».
Мы приглашаем детей с родителями, вместе читаем, пьем чай и обыгрываем прочитанное — ставим мини-спектакли, делаем игрушки
Многие с охотой присоединяются и ходят семьями регулярно.
Нарисуйте портрет вашего читателя. Сколько ему лет, зачем посещает библиотеку?
Неля Жамалетдинова: Большинство — девочки в возрасте от 10 до 13 лет, которые хорошо учатся и стремятся еще больше преуспеть.
В библиотеку они приходят, чтобы взять книги по программе, подготовить доклад, написать реферат
Художественной литературе, увы, уделяют гораздо меньше внимания, чем учебной. Мальчики тоже бывают, но не так часто, как мы хотели бы. Остались, конечно, и те, кто ищет в книгах ответы на жизненные вопросы.
Как правило, это дети, от которых родители слишком многого хотят, пытаясь реализовать за их счет собственный несложившийся сценарий. Есть и ребята из неблагополучных семей, сбегающие в библиотеку от домашних проблем.
Иногда такие дети делятся своими бедами с библиотекарями, и мы помогаем им чем можем.
Готовы ли библиотекари к новому формату общения с детьми? Всегда ли они могут найти к ним подход, не занимая позу ментора?
Неля Жамалетдинова: Почти все молодые сотрудники готовы.
Я вижу, как они стараются заинтересовать ребенка, отыскать и предложить ему книгу, которая найдет отклик в душе и заставит его вернуться в библиотеку снова.
Те, кто по каким-то причинам не хочет или не может вести такую работу с читателями, а в основном это люди старшего поколения, уходят в книгохранилище и там благодаря своему опыту становятся незаменимыми.
Библиотеки проводят множество мероприятий, от заседаний поэтического клуба до встреч любителей плетения макраме, стараясь привлечь посетителей. Не мешает ли это выполнять основную функцию?
Неля Жамалетдинова: Нашей библиотеке не мешает — у нас хватает места всем. Что касается основной функции, она сегодня, как мне кажется, трансформировалась. Постепенно
библиотека становится местом, куда идут уже не просто взять художественную литературу или собрать информацию для реферата, а интересно, весело и с пользой провести время
Как выбрать ребенку хорошую книгу в магазине?
Неля Жамалетдинова:
Как привить ребенку любовь к чтению: вредные советы
Приучить ребёнка читать — задача сложная. Сегодня, когда каждый уважающий себя родитель ставит перед собой цель вырастить успешного лидера, надо тщательно следить, чтобы ребенок соответствовал. Неважно чему, потом разберётесь. Мы собрали для вас самые эффективные советы, как добиться от ребёнка ненависти к чтению.
- Строго следуйте нормам развития детей всех знакомых и родственников. Им видней со стороны. Раз пора слушать книжки — значит пора. Если приучаемый уползает — приносите обратно, время не ждёт. После трёх уже поздно. В смысле, трёх месяцев.
- Не стоит прислушиваться к ребёнку. Какой такой «Груффало», когда есть сказки Александра Сергеевича Пушкина? Читайте то, что выбрали, пока не понравится.
- Никогда не читайте сказку больше одного раза подряд. Это всё выдумки, что бывают периоды, когда дети готовы слушать одно и то же по десять кругов.
- Берите только проверенные временем книги, игнорируйте новинки, ничего хорошего сейчас не придумают. Но не забывайте, что в старых книгах есть неизвестные современным детям слова: пионер, промокашка, гамаши, примус, от них одно зло, даже если объяснить их значение.
- После каждого прочитанного абзаца, а лучше даже прочитанного предложения, спрашивайте, что и как усвоил ребенок. Одно непонятое слово, и всё, любви к книгам вы не добьётесь.
- Читайте монотонно, без выражения, игнорируя знаки препинания. Ваша задача — донести информацию, дальше оно само как-нибудь.
- Не делайте никаких отступлений от возрастных границ. Что рекомендовано для возраста вашего ребёнка, то и выбирайте. Себе в этом вопросе доверять не надо, а ребёнку — и подавно.
- Храните книги как можно выше, чтобы достать их мог только взрослый. А то испортятся и замусолятся раньше времени. Тем более что желание почитать должно появляться строго по расписанию.
- Не допускайте никаких вольностей во время чтения: посмотреть картинку на предыдущей странице возвращаются только слабаки.
- Подростки могут читать только одобренную родителями литературу. Никакого young adult при этом не допускается: придумали, видите ли, новый жанр непонятно зачем. Все проблемы всегда общемировые, у подростков нет никаких возрастных особенностей. Если вы застали ребенка за чтением Сумерек», срочно выдайте ему Достоевского — там тоже все умерли, а пользы в разы больше.
- Книги читают только от начала до конца, ни в коем случае нельзя смотреть, что будет в финале или перескакивать с одной страницы на другую. Всем известно: в чтении важны дисциплина и порядок.
- Не разрешайте перечитывать одну и ту же книгу. Так ребёнок не успеет прочитать все, что нужно. Тем более, что вы прекрасно знаете, кому это нужно. Если не знаете, подсказываем — вам, не ребёнку.
- Книги по школьной программе не бывают интересными, даже не пытайтесь заинтересовать ими ребёнка. Прочитали, ответили на вопросы и забыли.
- Никаких сказок после семи лет. Первокласснику можно прямо первого сентября подарить многотомную энциклопедию без картинок, чтобы каждый день изучать по одной статье оттуда. Если ребёнок заскучает, пусть читает под тихую классическую музыку, так веселее.
- Книга — лучшее наказание. Обязательно составьте таблицу, сколько страниц за какой проступок нужно прочитать.
- Если ребёнок уже умеет читать, никогда не читайте ему вслух, это баловство.
- Не позволяйте читать, сидя на полу или диване. Чтение — это серьезная работа, а не удовольствия всякие.
Надеемся, вы не забыли, что наши советы — вредные. На самом деле читать, во всяком случае пробовать читать, стоит все.
Как писал Даниэль Пеннак в эссе о чтении «Как роман»: «Живой интерес — вот великая движущая сила, единственная, которая ведёт в правильном направлении и далеко».
Совместное чтение, чтение вслух и, конечно, чтение перед сном вдохновит и увлечёт ребёнка. Кстати, сказки перед сном могут стать приятным ежевечерним ритуалом.
«Книга — это часть мира. Если в семье она является источником радости, то чем раньше человек познакомиться с ней, тем лучше. Но при этом не забывайте об одном очень важном моменте: книга и насилие несовместимы!» — сказал педагог Дмитрий Зицер в одном из своих интервью. Вдохновляйте, поддерживайте ребёнка, и тогда любовь к чтению придет сама собой.
В этой статье вы найдете эффективные методики обучения чтению и письму.