Как воспитывать детей: 5 нестандартных методов, которые отлично работают

Дети обладают огромным интеллектуальным и эмоциональным потенциалом.

Многие психологи считают – если целенаправленно заниматься с ребенком, он станет лучше усваивать информацию в детском саду и школе.

Для этой цели известными педагогами были разработаны эффективные методики воспитания, которые с успехом применяются по всему миру. Какую же из них выбрать? Прочитайте нашу статью и сделайте выбор.

Глен Доман – воспитываем с пеленок

Как воспитывать детей: 5 нестандартных методов, которые отлично работаютАмериканский педиатр создал уникальную методику формирования умственных способностей у детей раннего возраста. Он считал, что самое благодарное время для обучения – до семи лет, пока происходит активное развитие мозга. В основе метода лежит уверенность в поистине безграничных возможностях ребенка усваивать информацию, получаемую из картинок со словами и изображениями. Доман также придавал огромное значение и физическому развитию грудничков, связывая его с интеллектом. Автор крайне негативно относился к пеленанию и всему тому, что сковывает движения и препятствует двигательной активности малышей. Систематические упражнения по системе Домана стимулируют раннее речевое развитие, скорочтение и детскую любознательность, расширяют словарный запас. (Подробно о методике Глена Домана)

Вальдорфская школа – подражаем взрослому

Как воспитывать детей: 5 нестандартных методов, которые отлично работаютГлавное в этом методе – не строгая «зубрежка» и принуждение, а подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры. Вальдорфские педагоги крайне отрицательно относятся к раннему интеллектуальному развитию. Например, обучение чтению и письму начинается только с 12 лет. Огромное внимание уделяется раскрытию индивидуальности детей через народную культуру и творческую деятельность. Ребенка вводят в волшебный мир сказок (влияние сказок на развитие ребенка), музыки, танцев и мифов. Основные занятия – пение, театрализованные представления, рисование, работа с натуральными природными материалами. А вот отношение к достижениям цивилизации – телевизору и компьютеру – неоднозначное. Они считаются источниками ненужной для малышей информацией.

Мария Монтессори – всестороннее воспитание

Как воспитывать детей: 5 нестандартных методов, которые отлично работаютОдна из самых распространенных методик, которую успешно используют родители вот уже несколько десятилетий. Главная идея монтессори-школы – детей нужно учить письму раньше, чем другим навыкам: счету, чтению. Центральное место в этой педагогический концепции занимает Его Величество ребенок. В специально организованной среде, состоящей из нескольких зон (математическая, сенсорная, творческая, речевая и т. д.), малыши совершенствуют умения, которые соответствуют их возрасту, приобретают знания на собственном опыте. Взрослый же наблюдает за игровым процессом, предлагает детям необходимые материалы и игрушки (но не навязывает), благодаря которым они могут всесторонне развиваться. Кстати, данная методика направлена не только на познавательное развитие, но и на формирование трудовых навыков и уважительного отношения к другим людям. Подробно Методика Марии Монтессори: достоинства и недостатки

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Нужно ли учить ребенка писать до школы?

Леонид Береславский – воспитываем каждую минуту

Как воспитывать детей: 5 нестандартных методов, которые отлично работаютДоктор философии, изобретатель Леонид Береславский считает, детям необходимо развиваться ежеминутно, а взрослые обязаны предоставить им такую возможность. Автор рекомендует заниматься с ребенком по своей методике с полутора лет, чтобы не пропустить ни один важный сенситивный период, предназначенный для овладения определенным навыком. Так, в полтора годика приоритет отдается развитию мелкой моторики, внимания, изучению видов животных. С трехлетнего возраста добавляются задачи на логику, геометрические фигуры и пространственные представления. А к моменту поступления в школу необходимо тренировать память и логическое мышление, постепенно упорядочивая ранее приобретенные знания. Еще одна изюминка – раннее обучение шахматам, знакомство с которыми начинается в 3,5 года.

Сесиль Лупан – учимся понимать малыша

Как воспитывать детей: 5 нестандартных методов, которые отлично работаютАвтор методики – не ученый и даже не педагог, а, в первую очередь, любящая мама двух дочек, пожелавшая дать им необходимые навыки для познания мира. Испытав систему Глена Домана на своих малышках, Сесиль решила переработать ее, справедливо полагая, что нужно учитывать интересы малыша и проводить развивающие упражнения по волнующим его темам. Если кроха гремит кастрюлями, предоставьте ему возможность поиграть на барабанах. Если малыш тянется к вязаному шарфу, дайте ему тканевые образцы для тактильных экспериментов. В этой программе большое количество игр на совершенствование восприятия, а также множество разделов, посвященных музыке, истории, географии, иностранному языку, чтению и т. д. Есть даже специальные упражнения по плаванию (польза плавания с самого рождения) и верховой езде!

Жан Ледлофф – естественное воспитание

Как воспитывать детей: 5 нестандартных методов, которые отлично работаютВрач-психотерапевт Жан Ледлофф провела несколько лет с индейцами племени екуана и прониклась их воспитательскими традициями. Эти люди были по-настоящему счастливы, не испытывали негативных эмоций, а их дети плакали очень редко. Вернувшись на родину, Жан отбросила западные представления о воспитании и написала необычную и неоднозначную книгу о естественном развитии «Как вырастить ребенка счастливым». Смысл данного метода в том, чтобы в первые месяцы быть с малышом постоянно, а в дальнейшем – не мешать формированию самостоятельной личности: не контролировать, не опускаться до его уровня, а быть для него образцом поведения.

Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить

Как воспитывать детей: 5 нестандартных методов, которые отлично работаютЗнаменитый педагог, автор множества научных разработок создал собственный популярный ныне метод обучения чтению, применяющийся с раннего возраста. Дети поют, веселятся, обучаются строить слова-башенки и паровозики. Судя по отзывам родителей, пользующихся этой методикой, 4-летние малыши начинают читать уже через несколько уроков. В основе методики – специальные кубики, на которых нарисованы не буквы, а слоги. Из них дети и складывают слова. Кубики отличаются друг от друга по размеру, цвету, весу и звучанию (наполнитель издает звонкие или глухие звуки). Играя с подобными блоками, ребенок освоит речевые навыки, получит начальные представления о русском языке и значительно опередит сверстников в развитии.

Никитины – здоровые и умные дети

Как воспитывать детей: 5 нестандартных методов, которые отлично работаютВ основе метода классиков отечественной педагогики Бориса и Елены Никитиных лежат их наблюдения за собственными детьми. Чтобы пробудить в малыше тягу к знаниям, необходимо подготовить развивающую среду – повесить различные таблицы, буквы, географические карты. Для физического воспитания нужны тренажеры, спортивные снаряды и оздоравливающие упражнения (вплоть до купания в ледяной воде и обтирания снегом). Педагогами разработаны интересные развивающие пособия – кубики, головоломки, главной особенностью которых является многофункциональность и возможность достижения цели различными способами. Эта обучающая система, разработанная несколько десятилетий назад, до сих пор актуальна, несмотря на противоречивые отклики и неоднозначные мнения.

Шалва Амонашвили – гуманная педагогика

Как воспитывать детей: 5 нестандартных методов, которые отлично работаютДоктор психологических наук, профессор Амонашвили разработал собственную педагогическую концепцию на основе гуманного подхода к дошкольникам и школьникам. Главный принцип метода – взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, видеть в нем личность. Эта методика находит все больше и больше сторонников, так как является по-настоящему особенной. Автор предлагает не готовый перечень упражнений для формирования отдельной способности или навыка, а список правил, которыми нужно руководствоваться учителям и родителям. По мнению знаменитого психолога, ребенок добьется лучших результатов, если его не принуждать и не контролировать. Не бывает плохих детей, есть взрослые, которые не умеют общаться с ними.

Доктор Сузуки – воспитание музыкой

Как воспитывать детей: 5 нестандартных методов, которые отлично работаютШиничи Сузуки верил, что все дети талантливы и умны от природы, а значит, каждого ребенка с ранних лет можно научить свободно обращаться с музыкальными инструментами. Если с детства окружить малыша прекрасной классической музыкой, он научится любить искусство, получит всестороннее и полноценное образование. Однако цель данной методики – не воспитать великого скрипача или пианиста, а вырастить хорошего, открытого человека. (Читаем: влияние музыки на развитие детей)

Каждый малыш индивидуален, поэтому так сложно оставаться в рамках какой-то одной развивающей методики. Лучший выход – брать из них то, что кажется важным в развитии своих детей. В этом случае вы становитесь педагогом-новатором, который имеет собственную эффективную методику воспитания своего ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

  • Методики раннего развития ребенка
  • Какие вы родители: 9 ошибок воспитания

Ирина Синицына, психолог, логопед, автор собственной методики воспитания детей:

Ученые назвали 5 действий, которые помогут воспитать успешных детей

Как воспитывать детей: 5 нестандартных методов, которые отлично работают iStock

Как показывают исследования, существуют определенные вещи в воспитании, которые увеличивают вероятность того, что дети вырастут счастливыми и трудолюбивыми. Вот 5 доказанных наукой подходов, которые используют родители успешных детей.

Они не следят за детьми

Слежка за своими детьми стала обычным делом для многих родителей благодаря специальным приложениям и функциям гаджетов. Исследователи Университета штата Флорида обнаружили взаимосвязь между чрезмерной заботой родителей о детях, стремлением устранить препятствия на их пути и низким самоконтролем у этих людей в будущем.

Ученые объясняют это тем, что родители из-за слежки оставляют детям меньше возможностей развивать самодисциплину, контролировать свои эмоции и поступки.

Они учат детей работать

Люди получают наиболее продолжительное и сильное удовольствие от результатов той работы, которая далась им тяжело. К такому выводу пришли сразу несколько исследовательских групп, выяснил научный журналист Маркхэм Хайд. По словам ученых, люди испытывают счастье, когда осознают, что сделали что-то сложное.

Кроме того, чувство выполненного долга, настойчивость и мастерство нередко встречаются у людей, которые не только способны выполнять трудную работу, но и успешны в финансовом плане. При этом те, кто не хочет прилагать усилия, как правило, более подавлены.

  • Они обсуждают сильные стороны ребенка
  • По данным исследователей Университета Алабамы, разговоры родителей с подростками об их сильных сторонах положительно влияют на взаимопонимание, доверие в семье и уверенность ребенка в своих силах.
  • Они воспитывают детей на собственном примере

Взрослые могут влиять на поведение детей личным примером и помогать им быть честными даже в сложных ситуациях. Это доказывает эксперимент исследователей из Монреаля, в котором участвовали 200 детей.

Их попросили ответить на несколько вопросов, последний звучал так: «Какой город является столицей Амаро?» Это вымышленная страна. Затем исследователь сказал детям не переворачивать карточки с ответами и вышел из комнаты.

Как воспитывать детей: 5 нестандартных методов, которые отлично работают

Читать также

Письма Безоса: «успешные провалы» как основа бизнеса

Перед этим авторы эксперимента смоделировали несколько ситуаций, в которых вели себя по-разному: признавали свою вину, говорили правду или врали друг другу. Дети видели, как поступают взрослые, и этот опыт повлиял на то, как они потом отвечали на вопрос, подглядывали в карточку или нет.

Читайте также:  Особенности развития детей 7 лет, развитие детей 7 8 лет

Они начинают читать детям книги в раннем возрасте

В научном журнале Journal of Pediatrics опубликовали исследование, авторы которого изучили более 1,7 тыс. детей в возрасте от 1 до 3-х лет. Некоторые дети имеют генетические предрасположенности к проблемам с обучением. Как выяснили ученые, 31 % матерей ежедневно читают детям книги.

К трем годам дети, которым читали в раннем возрасте, обладали большим словарным запасом, чем остальные. Такой вывод также справедлив в отношении детей, которые подвержены задержкам в развитии.

В декабре Марк Цукерберг дал 2 совета, как не разбаловать детей, если можешь позволить им все.

Методы воспитания детей: 10 эффективных методик воспитания детей

Воспитать ребёнка счастливым, здоровым и успешным сейчас намного проще, чем 100 лет назад. И всё это благодаря наработкам учёных, педагогов и психологов.

Кроме привычных методов «кнута и пряника», убеждения, личного примера и обучающих ситуаций, существует минимум 20 полноценных систем воспитания, начиная методиками Фридриха Фребеля и доктора Спока и заканчивая музыкальной методикой Железновых. Одни уже устарели, другие уделяют внимание только одной стороне развития ребёнка, третьи слишком сложны для домашнего использования.

Поэтому рассмотрим только 10 самых эффективных методик воспитания детей и остановимся на достоинствах и недостатках, чтобы помочь вам выбрать свой вариант.

10 самых эффективных методик воспитания детей

1. Система Марии Монтессори

Система Марии Монтессори — одна из самых распространённых методик воспитания и обучения ребёнка, созданная ещё в начале ХХ века. Изначально система разрабатывалась для детей с задержкой развития, а потом уже была адаптирована для всех остальных.

В центре методики находится ребёнок, который волен заниматься, чем ему захочется. Затем идёт обучающая среда, представленная разными зонами для занятий чтением, письмом, математикой, творчеством и т.д.

И только потом на сцену выходит взрослый, чья роль — предложить ребёнку варианты и «помочь ему всё сделать самому» (девиз методики).

Главный упор при этом делается на обучении письму, так как автор системы считала, что этот навык важнее остальных.

Свобода выбора и индивидуальный подход дают прекрасные результаты. Ребёнок растёт самостоятельным, дисциплинированным и эмпатичным.

При этом его не оценивают и не оставляют на второй год — каждый развивается в собственном темпе.

Не обошлось без минусов. Во-первых, создать обучающее пространство, поделенное на специальные зоны, обойдётся недёшево. Во-вторых в качестве недостатков системы специалисты отмечают отрицание активной роли педагога, недооценку значения ролевых игр и недостаточное внимание эстетическому воспитанию детей.

Непослушный ребенок: советы психолога, как справиться с «маленьким чудовищем»

2. Вальдорфская школа Рудольфа Штайнера

Как и предыдущий вариант, система была создана в начале ХХ века. Рудольф Штайнер, создатель антропософии, открыл при табачной фабрике в Вальдорфе школу для детей сотрудников, чтобы воплотить свои наработки в жизнь. Со временем его идеи завоевали популярность во всём мире.

Вальдорфская методика основана на творчестве и культуре. Дети поют, участвуют в театральных представлениях, занимаются живописью, эвритмическими танцами и изготовлением поделок из натуральных материалов. Эвритмия — уникальная задумка методики, по которой дети несколько раз в день активно двигаются, хлопают, танцуют, поют и читают стихи.

Два главных принципа, на которых стоит школа, — это так называемое «не опережающее» воспитание и подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры.

Штайнер считал, что у ребёнка нельзя забирать детство, поэтому интеллектуальное обучение начинается не раньше 7 лет.

Особое отношение у системы наблюдается к технике. Использование телевизора, компьютера и гаджетов максимально ограничивается, поскольку считается, что они пагубно влияют на развитие ребёнка.

Вальдорфскую методику критикуют за то, что она слишком поздно начинает обучать детей, упуская драгоценное время, когда они могут научиться всему быстрее и легче.

В минус ей также ставят создание тепличных условий, которые усложняют социализацию ребёнка и переход в обычную школу.

Но примеры Дженнифер Энистон, Сандры Буллок и Фердинанда Александра Порше доказывают не только состоятельность школы, но и её результативность.

Посмотрите видео — Дмитрий Карпачёв рассказывает, как научиться правильно понимать ребенка, чтобы подобрать подходящую методику воспитания:

3. Карточки Гленна Домана

Американский врач-нейрофизиолог Гленн Доман разработал методику восстановления для детей с поражением нервной системы, которая помогла их не только вылечить, но и позволила подтянуть интеллектуальное развитие. Затем он адаптировал систему для здоровых детей.

Главная идея методики — раннее физическое и умственное развитие в тесной взаимосвязи.

Ребёнка ни в коем случае не следует пеленать и ограничивать его движения — пусть учится ползать как можно раньше. А с 6 месяцев уже пора начинать его обучение с помощью специальных карточек.

Что это за карточки? Это крупные белые карточки, на которых изображены красные точки для обучения счету и слова для обучения чтению. Также в коллекцию входят картинки с изображениями растений, животных и других объектов. Российский учёный Андрей Маниченко адаптировал карточки под особенности русской грамматики. Их можно купить или изготовить самостоятельно.

Задача родителей — несколько десятков раз в день показывать ребёнку эти карточки. Системное использование карточек обеспечивает раннее развитие речи, письма и в дальнейшем скорочтения, большого словарного запаса и любознательности.

Недостатком системы считают пассивность детей при восприятии информации — они только получают данные, но ничего с ними не делают. Плюс такой метод не подойдёт детям с развитой кинестетикой — вместо того, чтобы изучать, они захотят потрогать и попробовать карточки на вкус.

4. Усовершенствованная методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан — человек, усовершенствовавший методику Гленна Домана, используя исключительно собственный опыт матери двух дочерей.

Сесиль сделала акцент на индивидуальном подходе к ребёнку, поэтому расширила вариант карточек Домана, добавив слуховые и тактильные элементы. Хочет ребёнок не только смотреть, но и трогать — предоставьте ему необходимые образцы. Нравится издавать звуки из предметов — пусть стучит по всему, до чего дотянется.

Также Сесиль добавила упражнения из всех сфер знания: географии, истории, музыки, рисования, уделив особое внимание плаванию. Причём она настаивала, что с ребёнком заниматься надо с самого рождения.

Кроме очевидных плюсов всестороннего развития ребёнка, есть один минус у этой методики — маме малыша понадобится почти всё её время на занятия и упражнения с ребёнком. Без надёжного помощника справиться будет сложно.

5. Воспитание счастливого ребёнка по методике Жан Ледлофф

Поехав однажды в Венесуэлу в поисках алмазов, американская писательница Жан Ледлофф вскоре забыла о драгоценностях и сосредоточилась на наблюдении за индейцами племени екуана. Впоследствии она возвращалась к ним ещё 4 раза, чтобы детально изучить приёмы воспитания детей.

В результате исследований Жан Ледлофф на свет появилась неоднозначная книга «Как вырастить ребёнка счастливым».

Неоднозначна она тем, что практически полностью отвергает западные традиции воспитания и предлагает так называемый естественный подход к ребёнку:

  • «ручной период» длится столько, сколько хочет ребёнок;
  • ребёнок участвует во всех делах мамы — это ускоряет процесс его социализации;
  • кормить малыша надо не по расписанию, а по требованию;
  • мама не опекает ребёнка, а даёт ему свободу получать любой опыт;
  • разрешается оценивать только поступки ребёнка, но не его самого.

Такой вариант естественного воспитания в среде индейцев екуана приводил к тому, что дети практически не плакали, росли счастливыми и искренними.

Некоторые элементы не применимы в современных условиях (мы всё-таки не индейцы, живущие в дикой природе), но в целом методика довольно эффективна.

Как воспитывать детей: 5 нестандартных методов, которые отлично работают

6. Система Масару Ибуки

«После трёх уже поздно» — нашумевшая и единственная книга сооснователя корпорации Sony, которому пришлось глубоко копаться в методах воспитания из-за болезни сына.

Главный посыл книги — мозг ребёнка формируется в первые три года жизни, и надо постараться вложить в него за этот период максимум знаний и навыков. Предпочтение отдаётся обучению иностранным языкам и музыке на академическом уровне.

Масару Ибуки утверждает, что для детей нет понятий легко и сложно, поэтому они одинаково воспринимают как игрушки, так и образцы мирового культурного наследия, из чего следует, что последним стоит уделять больше времени. Игрушек вообще должно быть мало — они ограничивают фантазию ребёнка и рассеивают внимание.

Физическое развитие тоже не на последнем месте, причём в самых разнообразных формах — от прыжков на скакалке до катания на коньках. Здорово, если физические упражнения выполняются по расписанию.

Система Ибуки не до конца подтверждена научными фактами, но сразу получила широкое распространение в Японии и за её пределами. Единственный элемент, за который критикуют метод Масару Ибуки, — разрешение применять телесные наказания до 2-х лет.

7. Методика Никитиных

Борис и Елена Никитины — ещё одни родители, разработавшие методику воспитания, опираясь на личный опыт. Они начали создавать свою систему с рождением первого ребёнка и совершенствовали с каждым последующим (всего детей в семье 7).

Миссию родителей Никитины видели в том, чтобы научиться прислушиваться к сигналам ребёнка, предоставлять ему полную свободу в выборе занятий и интересов и воспитывать самостоятельную целостную личность.

Поэтому много внимания в методике уделяется созданию специальной среды для обучения (таблицы, схемы, карты на стенах), тренировок (тренажёры, специальные упражнения) и развивающих пособий для детей в возрасте от 1,5 до 5 лет (кубики, пирамидки, головоломки, задачи). Эти приспособления помогают ребёнку найти множество вариантов решения той или иной задачи и выявляют его способности и склонности в раннем возрасте.

Методика Никитиных сегодня ещё сохраняет свою актуальность, хоть и была разработана в советских реалиях. Осторожным быть стоит только с одним из центральных элементов методики — закаливанием. Перед тем, как превращать ребёнка в «моржа», стоит проконсультироваться с педиатром.

Читайте также:  При беременности больно ходить

8. Складовое чтение Николая Зайцева

Как научить ребенка читать в 4 года? Используя новаторскую методику складового чтения Николая Зайцева.

Он разработал комплекс, в основе которого кубики с нарисованными складами. Не буквы, не звуки, не слоги, а именно склады — пары гласных и согласных букв или согласных с мягким/твёрдым знаком. Кубики разных размеров, цветов, веса и звучания, в зависимости от наполнителя.

Играя такими кубиками, веселясь и складывая их в башенки и паровозики, уже через несколько сеансов ребёнок без проблем читает целые предложения. Он получает начальное представление о русском языке в столь раннем возрасте, что даёт фору в развитии по сравнению со сверстниками.

И это ещё не всё. Знаменитый педагог разработал подобные комплексы для обучения математике и английскому языку.

Николай Зайцев настаивает, что занятия нужно проводить с 2-х лет. Критики же заявляют, что раннее чтение приведёт к ошибкам на письме, а также сложностям при повторном обучении буквам и чтению по слогам в начальной школе.

9. Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили

Гуманная педагогика профессора Амонашвили — это даже не методика воспитания и обучения, скорее философия, в своё время совершившая революцию во взаимоотношениях взрослых и детей.

Любить и уважать всех детей, какими бы они ни были — центральная идея всей системы. Автор считает, что не бывает плохих детей, бывают родители и учителя, которые их не понимают. Поэтому он предлагает развитие через сотрудничество — взрослые не контролируют, не принуждают ребёнка и не оценивают его, а относятся к нему, как к равному, и действуют сообща.

В результате ребёнок вырастает самостоятельным и всесторонне развитым, а между родителями и детьми устанавливается прочная связь доверия и уважения.

Минусов данный подход не имеет, поэтому идеи Шалвы Амонашвили продолжают набирать популярность по всему миру.

10. Музыкальные методики

О влиянии музыки на развитие ребёнка ученые говорят давно, поэтому постоянно разрабатываются новые методики воспитания, основанные на музыкальном образовании. Проверенные варианты — «музыка с мамой» Железновых и метод доктора Шиничи Сузуки.

«Музыка с мамой» — это комплекс упражнений (игры, пальчиковая гимнастика, зарядка, массаж) для развития моторики и речи, обязательно сопровождаемые музыкой. Преимущество метода в том, что он не требует дополнительного образования и серьёзного оборудования, ведь включать музыку малышам можно уже с первых недель жизни.

Методика доктора Сузуки отличается тем, что не ограничивается включением музыки. Шиничи Сузуку считает, что все дети от природы талантливы и их можно научить игре на любом инструменте. Если раннее детство ребёнка сопровождает классическая музыка, он растёт более мягким, способным тонко чувствовать настроение и состояние других людей, любящим и понимающим искусство.

Как бы то ни было, цель любой музыкальной методики воспитания — не вырастить виртуоза, а создать всесторонне развитую личность, интеллигентного и благородного человека.

Большинство методик воспитания ребёнка концентрируются на каком-то одном факторе воспитания: раннее чтение, приоритет письма, музыкальное образование.

Но всех их объединяет два важных принципа: отказ от оценивания и тезис о раннем развитии (кроме Вальдорфской школы), что и делает их такими эффективными.

Как воспитывать детей: 5 нестандартных методов, которые отлично работают

Тем не менее, выбор всегда за родителями.

Каждый ребёнок — это уникальная личность, развивающаяся в своём темпе и имеющая собственные интересы и предпочтения. Чтобы раскрыть потенциал, вовремя выявить таланты и вырастить самостоятельного ребёнка, рекомендуем изучить все методики, выбрать подходящие именно вашему малышу элементы и комбинировать их.

Главное — чтобы и ребёнку, и вам было интересно и весело, ведь помимо блестящих показателей в обучении важно, чтобы ребёнок рос здоровым и счастливым.

Нестандартные методы воспитания детей: как они работают?

Как воспитывать детей: 5 нестандартных методов, которые отлично работают20.09.17 10:00 / ????4503 (2 за неделю) / ⏱️7 мин. /

Сейчас популярны нестандартные методы воспитания детей, хотя в целом про принципы и методы воспитания  написано множество фундаментальных трудов, книг и статей. Есть немало исследований на тему педагогики и психологии детства. Многие знают имена таких знаменитых педагогов – теоретиков и практиков, как Песталоцци, Корчак, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский. Одно время большой популярностью у нас в стране пользовались рекомендации доктора Б. Спока. В своей книге «Ребенок и уход за ним» он учил взрослых, как надо правильно обращаться с детьми и давал советы по воспитанию. Однако как его идеи, так и постулаты всех остальных маститых учителей, педагогов и психологов нельзя считать единственно правильными. И любое правило, как известно, имеет исключение. Поэтому никогда не следует забывать про здравый смысл.

Подключите логику

Вспоминает Елена, 45 лет: «В ту пору я сама еще училась в школе, а моя старшая подруга недавно стала мамой. Ребенок у нее был первый, а помочь некому – бабушек с обеих сторон уже не было в живых, но подруга моя была девушкой основательной и образованной.

Задолго до родов она начала готовиться к воспитанию желанного чада – читала специальную литературу, правильно питалась, гуляла, слушала хорошую музыку, смотрела на красивое, разговаривала с малышом и т.д. Не обошлось и без модного доктора Спока, книги которого тогда были в дефиците, а труды – в новинку.

И вот как-то звонит мне новоиспеченная мамаша и громко рыдает в трубку: «Не знаю, что делать! Сынок плачет и никак не успокаивается!» В голове сразу начали рождаться варианты причин, из-за которых ребенок может чувствовать себя некомфортно: голоден, болен, чего-то требует… Все не то.

«А, может, он мокрый?» – спрашиваю с надеждой, а в ответ с удивлением слышу: «Ну и что, если мокрый? Спок пишет, что из-за этого дети не испытывают беспокойства и не плачут». Я, признаться, тогда Спока не читала, но простая логика подсказывала, что всемирно известный доктор явно в чем-то заблуждается.

«Подумай сама: если тебя закутать в мокрую и холодную простыню, ты долго выдержишь? Нет! Так почему малыш должен терпеть подобное издевательство?» Мамаша восприняла мои аргументы и сменила пеленки, после чего мальчик моментально успокоился. Вот только в истине печатного слова стали сомневаться мы обе, и, надо сказать, пользы от этих сомнений было больше, чем вреда».

Каждый родитель и даже просто взрослый, заботам которого поручают подрастающее поколение, невольно вынужден открывать свои законы воспитания и сам придумывать правила мирного существования, ведь даже маленькое человеческое существо – это целый космос. И познавать его требуется с самых азов, долго и тщательно, с учетом индивидуальных особенностей.

Немало говорят и пишут, что детям нельзя потакать. Вопрос только в том, а всегда ли это так? Ведь бывают ситуации, когда желания ребенка следует выполнять. Например, таким образом вы удовлетворите его насущные потребности, успокоите и развлечете.

Рассказывает Анастасия, 35 лет: «Одна моя знакомая была вынуждена на некоторое время оставить сына ясельного возраста со старенькой прабабушкой. Та была женщина простая, деревенская, имела свой взгляд на все, в том числе и на воспитание.

Когда мать вернулась домой, то застала идиллическую картину – парнишка с бабулей сидели на кухне и со всей силы дубасили по столу и по металлическим кастрюлям ложками, а кто-то из соседей по дому стучал по батарее.

Какофония была еще та, зато пацаненок был доволен и весел! А на попытки объяснить старушке, что такая игра – не лучший вариант, она ответила, что им обоим с правнуком хорошо, значит, все в порядке. А всякими там развивающими играми и тому подобной ерундой пусть занимаются те, кому делать больше нечего. Что возразить, родительница не нашла».

Возразить тут, и правда, сложно. К тому же выбор у матери, судя по всему, был невелик.

Ведь если вы в силу сложившихся обстоятельств оставляете своего ребенка с кем-либо, то странно придираться к человеку, который вас выручил. Главное, чтобы не было угрозы жизни и здоровью ребенка.

А безобидные развлечения вполне приемлемы. Вдобавок они вносят свежую струю в размеренный и излишне правильный воспитательный процесс.

19 1 Организация трудовой деятельности дошкольников

Понятие трудовой деятельности относительно ребенка достаточно своеобразно и в большинстве случаев не …

Нестандартные методы

Вроде бы общеизвестно, что детей бить нельзя. Да и ювенальная юстиция теперь стоит на защите их прав. А если руки так и чешутся, и человек не видит иного выхода, кроме как стукнуть распоясавшегося переростка? Рассказывает Валерия, 60 лет: «Про профессии я учитель физкультуры. Несколько лет была классным руководителем.

И вот представьте, однажды поколотила своего ученика. Парень был хулиганистый, практически неуправляемый. Он постоянно влипал в какие-то полукриминальные истории. Родители не знали, что с ним делать. Учителя буквально выли от его выходок. Но ни нотации, ни увещевания, ни душеспасительные беседы не помогали. А остальные школьники старались обходить его стороной.

Он же не боялся ни товарищей, ни старших, ни милиции. Авторитетов никаких не существовало. И все шло к тому, что его отправят в колонию, если он вновь начудит. Я уже не знала, как уберечь воспитанника от беды. Он же бравировал своим ужасным поведением и не понимал, что губит себе нормальную жизнь. Вот я и решила с отчаяния применить последнее средство.

Завела его в кабинет при физкультурном зале, закрыла дверь и стала лупить, приговаривая, что поведение надо менять, иначе все кончится плохо. Но не думайте, что это было классическое «избиение младенца». Роста я маленького, и моя голова едва ли доставала до плеча этого рослого парня, который был крепок, здоров и силен.

Так что мои удары были скорее символическими и обескураживающими, нежели болезненными. Я махала руками и твердила, что ему надо срочно перестать безобразничать, иначе беды не избежать.

Читайте также:  Генетические причины развития диабета у детей

А еще, признаюсь теперь честно, очень боялась, что ученик даст мне сдачи. Ведь если не прибьет на месте, то точно покалечит. Но сопротивляться обычно наглый подросток не стал, а в растерянности повторял любимую фразу всех нарушителей спокойствия: «Я больше не буду».

А растеряться, и правда, было от чего – и форма воспитания, и способ «задать ума» выходили за рамки привычных методов советской школы. Трудно сказать, что возымело действие – неожиданность наказания или его оригинальность, но мозги у человека на место встали и он нормально доучился. Теперь успешный бизнесмен.

И, представьте, периодически меня навещает и благодарит, что в тот сложный период не дала ему скатиться по наклонной плоскости».

Конечно, этот случай нельзя считать примером для подражания. Он лишь показывает, как важен индивидуальный подход, когда все постулаты педагогики пасуют перед поведением трудного подростка.

Иной раз нестандартные и вроде бы антипедагогические методы воспитания используются любящими родителями от неожиданности, растерянности. И искреннего желания вырастить своего ребенка не равнодушным к чужим несчастьям и жестоким к чужой боли, а добросердечным человеком, который умеет различать, что такое хорошо и что такое плохо, и несет ответственность за свои поступки.

Рассказывает Татьяна, 30 лет: «Я замужем, у меня хороший муж, дочка ходит в детский сад. А не так давно мы купили собаку. И вот как-то гуляем все вместе в парке. Ребенок ни с того ни с сего вдруг так сильно стукнул собаку, что несчастное животное жалобно заскулило. Я тут же шлепнула дочурку.

«За что, мама?» – последовал удивленный вопрос. «А собаку ты за что? Просто так? Вот и тебе за просто так досталось. Теперь будешь знать, что всем больно, и животных бить нельзя!» – прокомментировала я воспитательную меру. Потом долго думала, правильно ли поступила.

Но ведь не раз говорила дочке, что драться нехорошо, что слабых обижать нельзя. А она все равно ударила ни в чем не повинное животное.

Значит, либо я как-то не так объяснила, либо ей надо было, что называется, на себе почувствовать, как это неприятно, когда ты получаешь пинок, шлепок или что-то подобное совершенно ни за что…»

14 1 Ребенок дерется с родителями

Что делать, если ребенок дерется с родителями? Как родителям справляться с такой ситуацией? Каковы п …

Больше доверия

Бывают ситуации, когда не актуальна и не эффективна «взрослая власть». Что ни делай, как ни указывай, чадо не желает подчиняться. Рассказывает Анна, 32 года: «Как-то я была в гостях у своей приятельницы. Ее дочка не на шутку раскапризничалась и перестала слушаться, как бесенок в нее вселился.

И тогда подруга предложила поиграть в дочки-матери. Мы с ней стали дочками и заняли позицию ребенка, а девочке поручили роль нашей мамы. А чтобы, как говорится, ей жизнь малиной не казалась, стали капризничать, ныть и все время чего-то требовать. Бедный ребенок в процессе игры на себе прочувствовал всю «прелесть» неуправляемого чада.

И в дальнейшем девочка старалась вести себя вполне сносно».

Так что в воспитании детей и общении с ними нет прописных истин и твердых правил. А если они и есть, то всегда возможны исключения. Поэтому не бойтесь нестандартного подхода и нестандартных методов, не бойтесь идти против аксиом и нарушать правила, если ум и сердце вам подсказывают, что именно это требуется в текущий момент.

А еще доверяйте собственной интуиции, ведь она способна выдать неожиданные, но порой самые верные решения в определенных обстоятельствах. Не забывайте также про собственный личный опыт и про то полезное, что можно почерпнуть из опыта семейного.

«А моя мама делала так… Бабушка учила поступать вот таким образом…» – эти мысли могут помочь вам при затруднениях с собственными детьми.

И если чужие советы даже профессионально образованных людей относительно воспитания и обращения с детьми идут вразрез с тем, что вы думаете и чувствуете сами, не спешите их выполнять, а взвесьте все хорошенько, сообразуясь со своей позицией. Помните, что с точки зрения психологии действенны оригинальные методы и нестандартный подход. И больше доверяйте как себе, так и детям!  

10 нестандартных методов воспитания от моей сестры из деревни, которые помогут найти общий язык с детьми

Наши дети — это отражение нас самих, поэтому особое внимание необходимо уделять правильному воспитанию. Дело это довольно непростое, и каждый пытается подобрать нужный ключик к ребенку по-своему. И очень хорошо, если удастся сделать это быстро, ведь от того, что мы заложим в головы детей, зависит их дальнейшее становление во взрослой жизни.

Мы в AdMe.ru наткнулись на весьма неординарные методы воспитания, которыми автор поделилась в своей истории на Яндекс.Дзен. Эти лайфхаки она подглядела у своей старшей сестры, пока жила у нее несколько месяцев.

У сестры как-то не сложилось с субботней уборкой. Она запросто может начать уборку в среду или воскресенье. А микроуборки так и вовсе проводит каждый день. Не скажу, что дом у нее стал от этого чище. По-моему, там вечный бардак. И тем не менее дети ей помогают убираться в комнатах практически без капризов и отлыниваний.

Она просто говорит им: «5 минут уборки! Готовы? На старт, внимание, марш!» И все начинают собирать игрушки, раскладывать по местам и расставлять по полкам разбросанные вещи. Иногда правила игры меняются: «Срочно надо прибрать по местам 10 вещей!» Мне нравятся в этом подходе легкость и игровой момент. Как-то задорно получается. Но вот эффективности в нем мало.

Через час опять все может быть раскидано.

Моя сестра просит детей о чем-то всего раз или два, и они выполняют. Говорит, к примеру: «Гена, принеси мне с веранды большое ведро» или «Пойди покорми куриц». Никаких попутных задач типа «Прихвати там еще розовый таз» или «А заодно полей цветы». Все четко — одна просьба за раз.

Секрет прост: сестра уверена, что маленький детский мозг в данном случае просто не в состоянии удержать больше одной задачи. И еще она всегда переспрашивает, понял ли ребенок, что ему нужно сделать. «Зачем ты идешь во двор сейчас?» — «Чтобы кормить куриц».

Или «Ты понял, за чем ты идешь на веранду?» — «За большим ведром».

Сестра разрешает детям лазить по деревьям и за рваные штаны не ругает. Просит только соблюдать правило: не наступать и не хвататься за ветку, которая тоньше и меньше их руки. Не знаю, я бы просто бескомпромиссно запретила детям лазить по деревьям и точно не стала бы учить их делать это правильно‎. И с толстой ветки нога может сорваться, и глаз можно выколоть, да мало ли что может произойти!

Что бы она им ни сказала, они почти всегда отвечают: «Да, мама». Не как в армии «Есть, сэр!», но очень напоминает, только мягко и просто: «Да, мама». «Учительница сказала, что ты матерился в школе!» — «Да, мама».

«Вы поняли, что нужно купить в магазине?» — «Да, мама». «Вы наелись?» — «Да, мама». Меня иногда от такой послушности просто коробит.

С другой стороны, мне нравится, что дети растут с уважительным отношением к матери, которое проявляется даже в мелочах.

Голос на детей она периодически поднимает, но как исступленная не орет. На кухне у них висит список «правонарушений» и последствий, которые настигают детей в случае непослушания. Список пополняется правилами и наказаниями за их несоблюдение по мере того, как происходят различные прецеденты.

К примеру, не помыл руки — не садишься за стол, не убрал за собой со стола — не будешь есть со всеми вместе в следующий раз, не прибрал игрушки перед сном — они улетают в навозную кучу за забором. Так что вместо «Я предупреждала» или «Еще раз, и узнаешь, что тебе будет» сестра просто указывает пальцем на список.

И никто не перечит.

Я зову своих детей за стол, когда еда уже готова. Сестра зовет их на кухню, когда только начинает готовить. Один чистит картошку, другая строгает салат. Я не люблю толкучку на кухне, не люблю, когда там мешаются под ногами дети. На кухне я не хочу отвлекаться на детей. Сестра же — наоборот.

Я сначала думала, что она их использует, лишь бы самой не делать «черную работу». Но, наверное, в этом подходе больше смысла, чем мне кажется.

Ведь ее старший сын в 12 лет уже может не только приготовить яичницу и салат, но и сварить простенький суп, собрать и запечь лазанью, пожарить картошку и налепить пирогов.

На двери в ванной висит расписание с обязанностями детей и квадратиками напротив этих обязанностей, чтобы дети могли ставить там галочки или плюсики после выполнения.

Прямо как расписание мытья унитазов в общественных уборных или в больницах. «Понедельник: загружает стирку — Валя, развешивает белье — Гена. Вторник: пылесосит — Гена, вытирает пыль в детской — Саша».

В комнатах висят чек-листы для каждого: «Заправить кровать, сделать разминку, бросить носки в стирку…».

Сестра и ее свекровь живут в разных поселках, но в одной области. Так что несколько раз в неделю, после того как сестра укладывает детей спать, она вручает им планшет и набирает свекровь по видеосвязи. Та болтает с детьми, читает им сказки, пока дети не начнут засыпать.

Тут я тоже ее пожурила, мол, ленивая ты мать, даже сказку прочитать не хочешь. Но сестра не обиделась. Она сказала, что бабушка должна видеться с внуками, а раз приехать не может, то такой способ тоже прекрасен, чтобы дети не отдалялись от остальных родственников.

Перед встречей с бабушкой дети ложатся в постель без каких бы то ни было просьб об отсрочках.

Дети еще так стараются выполнять дела по дому, потому что знают: если не выполнят, мать не даст в компьютер поиграть. Обычно она просто убирает клавиатуру, а когда наступает время и дети хотят поиграть, она выдает клавиатуру на тот срок, на который они заработали «звездочек». Это наклейки, которые дети получают за выполненные дела из своего списка.

Одно из решений мне нравится своей гениальностью, но со своим старшим ребенком у меня пока не получается такое повторить. Сестра готовит без оглядки на предпочтения детей.

Но говорит им: «Вы можете не есть какой-то один продукт, например капусту или грибы, а вот все остальное должны есть. В том числе пробовать незнакомые вкусы: вдруг понравится».

Еще дети могут не есть одно любое холодное блюдо (к примеру, салат или бутерброд), но от горячих блюд отказываться нельзя.

А у вас есть секретные методы воспитания, которыми вы хотели бы поделиться?

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *