Детские воспоминания каждого человека неразрывно связаны с мультфильмами. В каком-то смысле они — синоним детства. Красочные экранизированные сказки, как и книги, призваны не только развлекать, но и прививать понятия дружбы, добра и зла, любви и взаимопомощи. Все, что через иносказания влияет на детское восприятие, оказывает существенное влияние на психику и мировоззрение.
Чем хороши мультфильмы
- Помогают развивать речь у малышей, расширяют словарный запас.
- Во время неконтролируемой истерики мультик может переключить на себя внимание ребенка, таким образом помогая ему «отойти» от сильных эмоций и немного успокоиться.
- Отвлекают в случае необходимости: например, когда родителю нужно ответить на важный звонок, срочно одеть брыкающегося непоседу, чтобы не опоздать к врачу или на занятие.
- Помогают освоить иностранный язык в веселой игровой форме.
- Учат сопереживать персонажам и показывают разные жизненные ситуации и реакции на них.
- Обучают, позволяют узнавать новое, тренируют память.
Как мультики влияют на детей
Многие психологи сегодня сходятся во мнении относительно того, что стоит тщательно выбирать для просмотра только определенные мультфильмы. Ребенок может копировать поведение персонажей, примерять на себя их особенности и манеры — и, к сожалению, это не всегда достойный пример…
Влияние мультиков я увидела и на своей маленькой дочке. К трем годам она стала постоянно разговаривать фразами любимых персонажей и даже копировать их мимику, жесты.
А еще мультфильм мог вызывать в ней сильные переживания, слезы, если там кого-то обижали или делали что-то очень плохое.
Например, всем известный похититель Рождества, воровавший подарки и елки, спровоцировал бурю эмоций («Не трогай елочку! Не надо»!). Поэтому я стала еще больше фильтровать то, что она смотрит.
Какие современные мультики стоит выбирать для самых маленьких (1-6 лет)
Очень часто в сказках, баснях и мультфильмах главные герои — это животные, причем наделенные человеческими качествами. Они умеют разговаривать, думать, как люди, и испытывают самые разные эмоции. Считается, что таким образом легче усваивать мораль, проецировать себя на персонажей, когда они не похожи на конкретных людей.
Чем главные герои разнообразнее — тем лучше. Так вырабатывается толерантность к тому, что все в мире разные, со своими чертами, характерами и особенностями. Например, в «Барбоскиных» — четыре «ребенка» (мальчики и девочки).
Они отличаются между собой по возрасту, внешним данным, умственным способностям, талантам и интересам. Несмотря на различия, они понимают, что являются одной семьей, и учатся жить в мире, подстраиваясь друг под друга.
Мультики о семье, взаимопомощи, выручке, преодолении конфликтов, помощи маленьким — всегда хороший выбор.
Мультфильмы про животных также позволяют изучать разнообразие животного мира: повадки, пищевые цепочки, места обитания разных зверей.
Отличный пример — «Лео и Тиг», который рассказывает не только о тайге, но и о разных континентах, иллюстрируя различия флоры и фауны во всем мире. Природа там представлена одушевленной, что побуждает воспринимать ее живой.
На детском языке метафорично рассказывается о разных природных явлениях (пожар, засуха, землетрясение, извержение вулкана).
Что еще очень важно: главные герои могут совершать проступки, ошибаться, вести себя плохо, но в конце обязательно исправляются и извиняются.
Например, все дети из семьи Барбоскиных в тот или иной момент поступают не очень хорошо: хитрят, завидуют, обманывают в своих целях. Но каждый раз проказник осознает, что был неправ, и делает работу над ошибками.
То же самое мы видим и у двух друзей — Лео и Тига, которые в конце серии обязательно усваивают свой «урок».
В мультфильмах не должно быть главного персонажа, который вроде бы позитивный и симпатичный, но постоянно делает что-то нехорошее и исправляться не собирается. Этакий герой- «рецидивист»… Очень часто после таких просмотров дети начинают неуправляемо и вздорно себя вести.
Многие родители отмечали увеличение непослушания у своих детей, а также возбудимость, чрезмерно озорное поведение после регулярных просмотров «Маши и Медведя». Ведь Маша тут — «антигерой», который постоянно совершает одни и те же шалости из серии в серию. При этом она — не негативный персонаж, а вроде бы милая девочка.
Но мораль в этом мультике обычно отсутствует — девочка продолжает показывать не лучший пример. Можно только пожалеть изводимого ее поведением Медведя…
Главный герой добрый, отзывчивый, хотя иногда и сталкивается с провокациями. Очень хороший в данном случае пример — Лунтик. Здесь разбираются и страхи, и понятия о том, как поступать хорошо, и уважение к старшим. Есть и откровенные антигерои, которых все переучивают — гусеницы.
До 3-4 лет прекрасно подойдут «Малышарики», которые несут познавательную и наглядную цель: обучают разным фигурам и формам, цветам. А также учат уметь договариваться.
Хороши мультики, где много добрых и вдохновляющих песен. Например, страхи лучше всего побеждать веселой песенкой, которая переводит внимание на позитивный настрой и силу. «Лео и Тиг» имеют целую коллекцию таких музыкальных произведений: очень милая «песня Мартика» или бодрящий «Феофан».
К слову о музыке… Есть на YouTube канал под названием Super Simple Songs на английском языке. Это поющие мультики для ненавязчивого изучения иностранного языка, которые могут стать прекрасным подготовительным этапом к дальнейшему изучению. Ребенок в музыкальной форме узнает, что есть и другие языки, запоминает мелодии известных английских песенок и учит новые слова.
Лучше выбирать добрые, порой даже нейтральные мультфильмы, ориентированные на вечные ценности, победу добра над злом, без закрученного сюжета и зомбирующих спецэффектов.
Сколько смотреть
Если раньше для нас просмотр мультфильма перед телевизором был событием дня, сравнимый с походом в кино, то современные дети уже настолько «гаджетотизированные», что в два года сами открывают нужное приложение и ловко включают маленьким пальчиком, что хотят посмотреть. Сегодняшние детки от 0 до 10 лет погружены в мир экранов значительно больше, практически с пеленок, чем, например, были мы — их родители.
Именно поэтому нам, взрослым, необходимо дозировать электронную жизнь ребенка. По рекомендациям ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) детям до двух лет противопоказаны любые цифровые устройства вообще. С двух лет — не более одного часа в день. В 3-4 года — не более двух часов в сутки.
А еще крайне нежелательно кормить детей под мультфильмы! Привычка есть с экраном способна вызывать расстройство пищевого поведения. Годам к пяти ребенок может вообще намеренно отказываться от еды без телевизора.
К тому же с мультиком малыш ест неосознанно, «на автомате» открывая рот. И заложенное природой чувство, отвечающее за голод и насыщение, притупляется.
Это, в свою очередь, приводит к перееданию или «аварийной» работе желудочно-кишечного тракта, когда желудок не справляется с увеличенным объемом пищи.
Стоит ли смотреть мультфильмы на ночь?
Это очень индивидуально и зависит от того, как после просмотра обычно ведет себя ваш ребенок. Но однозначно на ночь не стоит смотреть активные и веселые сцены.
К примеру, у канала «Мульти-музыка» в вечернее время идут спокойные короткие песни-засыпайки.
Также в Сети можно найти 7-минутное видео Twinkle twinkle, little star с убаюкивающими песнями и милыми мультяшками: совой, звездочкой, снеговиком и медведями.
Своя «колыбельная» есть и у «Кукутиков», помимо многочисленных веселых песенок.
- И если такой недолгий просмотр работает как ритуал, чтобы успокоиться, или как переходный этап между играми и сном, то почему нет?
- Главное — выбирать мультфильмы, которые приносят пользу и детям, и их родителям.
- А какие мультфильмы смотрят ваши дети?
Фото на анонс: Depositphotos
Как правильно выбрать мультфильм для ребёнка
Для родителей просьба поставить мультфильм может быть благословенным шансом побыть наконец в тишине.
А может быть красной тряпкой — особенно если это один и тот же мультфильм, а песенку главного героя вы невольно выучили уже на втором просмотре.
Стоит ли так переживать из-за увлечённости ребёнка мультиками, «Мелу» рассказала Екатерина Левикова, кандидат психологических наук и практикующий детский психолог.
https://www.youtube.com/watch?v=6SKYAG0eJpc
Все родители сталкивались с тем, что ребёнок просит включить один и тот же мультфильм на протяжении долгого времени. И многим это кажется ненормальным. Но это напрасное беспокойство.
Не стоит подсовывать детям вместо любимого мультика какой-то другой и пытаться уговорить посмотреть что-то новое.
Чем лучше ребёнок знает мультфильм, тем меньше он утомляется, пока его смотрит, и тем больше удовольствия от просмотра получает. А иногда это может сыграть и на руку родителям.
Можно и нужно задавать вопросы по мотивам просмотренной истории: если ребёнок правильно и без подсказок отвечает на все вопросы, цитирует главных героев, то, скорее всего, мультфильм он выучил. И тогда его можно использовать в ваших интересах — например, вместо сказки перед сном.
Когда смотреть мультфильмы
Важно предложить детям посмотреть мультфильм в «правильный момент». Если ребёнок весь день ждал маму с работы, которая вместо того, чтобы поговорить или поиграть с ним, включает мультик, то реакция на него может быть негативной.
Лучше всего смотреть мультфильмы за два часа до сна, чтобы ребёнок не переутомился, не перевозбудился и спокойно спал. Потому и время для просмотра нужно выбирать исходя из расписания ребёнка. Он должен быть в бодром и активном состоянии. А вот капризным, уставшим и беспокойным детям лучше выбрать другое занятие — мультфильм может их утомить.
Чтобы у ребёнка не возникло проблем с засыпанием, мультфильмы лучше смотреть за два часа до сна
Совместный просмотр мультфильмов — очень даже полезное занятие и отличный вариант для совместного досуга. Выбор правильного мультфильма позволяет познакомить ребёнка с разными жизненными ситуациями, расширить его кругозор, в виртуальной форме дать пережить неиспытанные ранее эмоции и события.
10 отличных советских мультфильмов, которые вы могли не смотреть
Присутствие взрослых позволяет ребёнку лучше понять мультфильм. Сейчас на канале Cartoon Network идёт отличный мультсериал «Бен 10». Главный герой — обычный мальчик, который способен превращаться в одного из десяти инопланетных супергероев с помощью артефакта, Омнитрикса.
Этот мультфильм, например, лучше смотреть вместе с ребенком. Тогда вы сможете объяснить ему, что любой человек при определённых условиях может стать лучше, сильнее, мудрее, и он лучше усвоит суть.
Это закладывает хорошую базу для развития социально ценных черт характера и особенностей поведения.
Как герои мультфильмов влияют на детей
При просмотре мультфильмов у детей складывается определённое отношение к героям: какие-то нравятся, а какие-то нет. Это отношение формируется на уровне эмоций. Порой совершенно необъяснимо, почему один персонаж вызывает симпатию, а другой оставляет равнодушным.
Если ребёнок смотрит много мультфильмов с жестокими сценами, его отношение к ним станет сначала нейтральным, а затем и положительным: модель поведения закрепится в сознании как вполне приемлемая. Поэтому очень важно, чтобы в мультфильмах были хорошие персонажи, которые бы оказывали положительное воздействие на ребёнка.
Мультфильмы лучше смотреть не просто яркие и весёлые, но и со смыслом. Те, которые могут научить детей хорошему поведению, смелости, честности, взаимовыручке и дружбе.
Ребёнку лучше смотреть мультфильмы с положительными персонажами
Супергероев одинаково любят мальчики и девочки. Всех хотят обладать уникальными способностями читать мысли, обгонять ветер, проходить сквозь стены и побеждать десяток врагов одной левой. Такие мультфильмы учат детей тому, что любое зло будет наказано, добро всегда восторжествует, а супергероем в жизни может быть любой ребёнок — нужно только постараться.
Главный герой мультсериала «Бен 10» способен превращаться в одного из десяти инопланетных супергероев, становясь защитником Земли
В первую очередь нужно помнить, что мультсериал — это не подготовка к ЕГЭ, поэтому пытать ребёнка на тему «Как бы ты интерпретировал действие персонажа на 25 минуте?» не нужно.
Сначала лучше всего просто спросить, понравился ребёнку мультфильм или нет. Дождитесь его ответа и уточните почему.
Стимулируйте ребёнка самостоятельно формулировать своё мнение, насколько это будет у него получаться.
5 советов как по-настоящему услышать своего ребёнка: правила активного слушания для родителей
Потом постепенно старайтесь обсуждать те или иные ситуации или поступки персонажей. Можно поговорить о героях, попробовать поискать схожих персонажей в сказках, в других мультфильмах или даже в семье или среди одноклассников.
Мультфильмы способствуют личностному, эмоциональному и интеллектуальному развитию ребёнка, раскрывают его творческий потенциал, позволяют в игровой форме пережить тот или иной опыт, а ещё помогают сформировать определённую модель поведения. Но не стоит включать мультсериал на повтор и оставлять ребёнка один на один с телевизором, радуясь, что теперь-то наконец можно заняться домашними делами или просто отдохнуть в тишине.
- Чтобы сделать просмотр мультфильма максимально приятным и полезным занятиям, нужно всего лишь выполнять эти несложные правила:
- 1. Мультик должен соответствовать возрасту ребёнка
- 2. Он должен транслировать правильные и понятные ценности
- 3. Смотреть мультики детям можно не более полутора часов в день
- 4. Не стоит включать ребёнку мультик, если через час ему нужно отправиться спать
- 5. Лучше не оставлять ребёнка с телевизором один на один, смотрите мультфильмы вместе
Как выбрать мультфильм для ребёнка в зависимости от возраста
Сегодня расскажем, как подобрать мультфильм для ребёнка, учитывая особенности его возраста.
Эти мультики не требуют вникания и размышлений. У них нет чёткого сообщения или темы, их задача — удовольствие от просмотра. Простые мультики иногда можно смотреть, но, как и сладости, их нужно ограничивать, потому что они не способствуют развитию ребёнка.
Эти мультики помогают малышу познать мир, требуют анализа, побуждают к размышлениям и прививают важные ценности: смелость, дружбу, уважение и так далее. Такие мультфильмы лучше выбирать чаще всего.
Вредные мультики прививают детям агрессию, насилие, материальные ценности, делают их равнодушными к проблемам других людей, поощряют неоправданное мятежное поведение и так далее.
Во вредных мультфильмах часто много рекламы игрушек, одежды и других предметов, которые ребёнок неосознанно захочет и будет настаивать, чтобы их купили. Это может стать источником ссоры в семье, развить материальный интерес ребёнка и научить его шантажировать родителей, чтобы получить желаемое.
Мультики с элементами насилия или неподходящими цветами могут даже привести к нарушениям сна и развитию страхов.
Такие мультфильмы основаны на доказательной психотерапии. Дело в том, что маленькие дети часто подражают персонажам. Таким образом, показав ребёнку правильный мультфильм, можно изменить его поведение.
Терапевтические мультфильмы помогают малышу контролировать гнев, учат преодолевать беспокойство, депрессию, грусть, чувство вины, а также учат законам счастья.
Общие правила выбора мультфильма:
- Телевизор не должен находиться в детской комнате.
- Мультфильмы необходимо выбирать в зависимости от возраста.
- Дети смотрят мультфильмы с родителями или другими взрослым.
- Дети не смотрят мультфильмы в тёмной комнате.
Критерии выбора мультфильма:
- соответствие возрасту ребёнка,
- приятные взгляду персонажи и цвета,
- отсутствие сцен насилия,
- образовательный характер,
- помощь в приобретении каких-либо навыков,
- источник общей культуры, вдохновения и мотивации.
Вот несколько советов о том, как выбирать мультфильмы в зависимости от возраста.
До 3 лет
ВОЗ, педиатры и международные эксперты настаивают, что до трёх лет ребёнку нельзя смотреть телевизор.
Просмотр мультфильмов в раннем возрасте может привести к расстройствам общения, зависимости от информации на экране, гиперактивности, агрессии и недоразвитости речи.
Это связано с недостаточно развитыми нервными цепями и особенностями восприятия окружающего мира, которое меняется после трёх лет.
2,5–3 года
Некоторые эксперты считают, что с 2,5 до 3 лет дети могут смотреть мультики по пять минут в день. Если мультик длится дольше, вы можете остановить его и продолжить на следующий день.
Выберите мультфильмы с простым содержанием и картинкой — в этом возрасте ребенок не готов воспринимать аналитические, познавательные и моральные элементы.
Рекомендуемые мультфильмы:
- TuTiTu — Игрушки
- Клуб Микки Маусa
- Малышарики
3–4 года
В этом возрасте дети могут смотреть телевизор до 15 минут в день. Мультфильмы всё ещё остаются простыми, но они уже могут знакомить малыша с природными явлениями, животными, технологиями и так далее.
Рекомендуемые мультфильмы:
- Автобус Тайо
- Доктор Плюшева. Мобильная Клиника
- Котики, вперёд!
4–5 лет
Время просмотра может быть увеличено до 20 минут в день. Сюжет уже может быть более сложным и показывать жизненные ситуации и межличностные отношения: дружбу, сочувствие, уважение и так далее.
Могут быть показаны конфликтные ситуации и способы их разрешения. Также вы можете порекомендовать ребенку мультики, рассказывающие о важности соблюдения распорядка дня, личной гигиены и так далее.
Рекомендуемые мультфильмы:
- Макс и Руби
- Томас и его друзья
- Я — Тираннозавр!
5–6 лет
В этом возрасте у детей начинает развиваться аналитическое мышление, поэтому им уже можно показывать мультфильмы, показывающие двойственность мира: борьбу добра и зла, «светлых» ценностей и «тёмных».
Дети всё больше интересуются жизнью взрослых, поэтому хорошо, чтобы в мультике объяснялись некоторые действия взрослых. Важно, чтобы мультфильм показывал правила поведения, а также учил контролировать эмоции, рационально анализировать ситуацию, находить истину и признавать свои ошибки.
Время просмотра не должно превышать 25 минут в день.
Рекомендуемые мультфильмы:
- Марта говорит
- Щенячий патруль
- Винни Пух
- Гензель и Гретель
6–7 лет
В этом возрасте ребёнок готовится к школе. Он сформировал основные жизненные принципы и хочет узнать больше об окружающем мире, поэтому сейчас мультфильмы должны быть познавательными. Из них он может учить буквы, новые слова, основы науки, техники и так далее. Время, проведённое перед экраном, не должно превышать 30 минут в день.
Рекомендуемые мультфильмы:
- Супер Том и грамотеи
- Фиксики
- Спящая красавица
Приятного просмотра.
Как выбирать мультфильмы для ребёнка — Лайфхакер
Можно показывать мультфильмы, не держа в голове какую‑то особенную цель. Они нравятся детям, вовлекают их в осмысление происходящего на экране, и это само по себе полезно для развития детей 3–6 лет.
Конечно, ещё это развлечение и отдых — и не только для ребёнка. Хочу подчеркнуть, что желание родителя отдохнуть и в то же время развлечь малыша — это естественное стремление, вам нечего стыдиться.
Иметь личное время, которое вы можете уделить себе, — это очень важно.
Также мультфильмы могут научить ребёнка чему‑то новому (названиям животных, цифрам или буквам), познакомить с различными социальными ситуациями.
Для этого не обязательно искать пометку «развивающий», это может быть любой мультфильм, который вызывает интерес у малыша. Безусловно, контент стоит проверять на соответствие возрасту.
Однако главное правило здесь одно: ребёнок учится, только если он увлечён. Поэтому увлекательность — ключевой критерий.
Ещё одной целью можно назвать и общение с ребёнком, если вы планируете совместный просмотр мультфильма и его последующее обсуждение.
Как присваивается возрастной рейтинг
Продюсер анимационных проектов группы компаний «Рики».
Не только в России, но и в большинстве других стран мира принята возрастная маркировка: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+. Эти значения носят рекомендательный характер и помогают родителям понять, что содержится или отсутствует в том или ином контенте.
Любое произведение, которое выходит на киноэкраны и транслируется по телевидению, обязательно получает возрастное ограничение. Решение по этому вопросу принимает Министерство культуры при выдаче прокатного удостоверения, а все критерии оценки закреплены в законе о защите детей от информации, которая может им навредить. Вот основные «детские» маркировки:
- 0+: в мультфильме нет агрессии или чего‑то, что причиняет вред здоровью героев. По сюжету добро всегда побеждает зло. Кстати, последнее вообще может отсутствовать.
- 6+: в мультфильме может быть больше активного взаимодействия между персонажами: драки, перепалки, но несерьёзные и без особых последствий. Даже если герои по сюжету попадают в аварию, они отделываются лёгким испугом и парочкой царапин.
- 12+: в таких мультфильмах уже присутствуют экшен‑сцены, но без излишнего натурализма и агрессивности. Это может быть побег откуда‑то или самозащита. При этом персонажи всегда должны сочувствовать жертве.
Какие технические факторы важны в мультфильмах для самых маленьких
Детям сложнее воспринимать видеоконтент. Чем младше ребёнок, тем больше времени ему нужно для осознания движения как реальных объектов, так и объектов на экране.
Поэтому отличительная особенность контента для самых маленьких — плавные движения и малое количество склеек (то есть переходов из одной сцены в другую). Это помогает ребёнку понимать, что происходит, и меньше уставать.
Кроме того, важно обращать внимание на следующие факторы:
- Движения героев в сценах не должны сливаться. Важно, чтобы визуальная часть мультфильма была контрастной и можно было без труда отделить героев друг от друга и от фона.
- Яркие «кислотные» цвета могут просто переутомить ребёнка. Такая цветовая гамма — это всегда нагрузка на нервную систему, и некоторые дети устают от этого быстрее. Тем не менее выбор более спокойной цветовой гаммы не отменяет первого правила о контрастности.
- Объекты на экране должны двигаться не слишком быстро, чтобы ребёнок успевал их воспринять.
- Речь героев в мультфильмах для самых маленьких должна обладать тремя свойствами: состоять из коротких фраз, быть понятной и эмоциональной. Например, герои могут произносить простые фразы: «Ты как?!», «А ты попробуй, как я!», «Ура! Играем в наступалочки!» и так далее.
Какую роль играет закадровый голос
Закадровый голос — это не только инструмент вовлечения зрителя в историю, но и помощник в концентрации. Малыши от двух до шести лет только учатся самостоятельно удерживать фокус на сюжете, а голос за кадром помогает им в этом.
Вторая функция закадрового голоса — это объяснение происходящего зрителю. Дети могут смотреть на картинку, но не понимать, что же там происходит. Голос выполняет функцию взрослого, который вместе с ребёнком смотрит мультфильм и помогает разобраться в сюжете.
Помимо этого, для некоторых родителей закадровый голос — это подсказка для разговора с ребёнком. Вы можете отметить для себя определённые интонации, выписать фразы, чтобы использовать их при объяснении малышу каких‑либо явлений окружающего мира. Вот несколько примеров:
- «Ой, кажется, ты расстроился. Похоже, что‑то случилось и теперь ты грустный».
- О рисунке: «Красный пароход и синий дом? Очень красиво!»
- «А ты знаешь, какого цвета эта краска?»
- «Почему же бельчонок сердится?»
Подобные выражения помогают нам упростить свою речь, сделать её проще для восприятия детьми.
2. На что обращать внимание при выборе мультфильма для ребёнка
Самое главное правило выбора — это интерес вашего ребёнка. Понаблюдайте, как он смотрит мультфильмы: какие сюжеты его привлекают, сосредоточен ли он или быстро отвлекается (это говорит о его понимании происходящего).
Второе правило — это польза для развития.
Конечно, сам малыш вам не скажет, что ему помогает лучше развиваться, но родитель может поразмышлять над своими ценностями: какие из них вы хотели бы привить сыну или дочери? Посмотрите по одной‑две серии каждого потенциально подходящего мультфильма. Обычно хронометраж каждого эпизода составляет не более 5–6 минут, так что вы не потратите много времени на просмотр и оценку.
Есть ещё некоторые параметры выбора, которыми я и сам руководствуюсь:
- Понятный и «доступный» сюжет. Простое повествование без запутанных отношений между героями.
- Возрастная маркировка. Мультфильм с рейтингом 6+ может быть сложен для понимания трёхлетнего малыша.
- Интерес ребёнка. Понятно ли ему, что происходит на экране? Вовлечён ли он в сюжет?
Хотелось бы ещё затронуть тему советских мультфильмов — часто родители отдают предпочтение именно им. Я считаю, что это, безусловно, выбор семьи. Просто задайтесь несколькими вопросами: «Согласен/согласна ли я с поведением героев мультфильма? Согласен/согласна ли я с моралью этого мультфильма? Хочу ли я знакомить своего ребёнка с этой моралью?»
Если вы не согласны, это не значит, что точно не стоит показывать ребёнку этот мультфильм. После просмотра вы сможете обсудить увиденное с сыном или дочерью, и это будет поводом поговорить по душам, понять друг друга лучше. Кстати, вопросы, которые я привёл выше, подойдут для выбора любых мультфильмов, не только советского мультипликационного наследия.
Продюсер мультсериала «Малышарики» (группа компаний «Рики»).
Дети в раннем возрасте всё впитывают как губки, и очень важно не допустить отрицательного примера или опасного контента, который может негативно повлиять на детскую психику.
Вот на что я советую обратить внимание родителям при выборе мультфильма для малыша:
- Рейтинг. Речь не только про возрастной ценз, но и про рейтинг зрительских симпатий на разных платформах.
- Отзывы родителей о том или ином мультфильме.
- Собственное впечатление. Посмотрите пару эпизодов мультсериала сами и решите, показывать ребёнку или нет.
- Рекомендации друзей, у которых есть дети. Возможно, они посоветуют множество пока неизвестных вам хороших мультфильмов.
И конечно, нужно интересоваться мнением ребёнка. Узнавать у него, что он увидел в той или иной серии. Иногда нужно объяснить сыну или дочери, что произошло в мультфильме, почему персонаж так себя ведёт.
Думаю, что обсуждать лучше сразу после просмотра, так как ребёнок может просто забыть, о чём именно была серия.
Но если у вас нет моральных сил для диалога, это тоже нормально — детям не всегда нужно обсуждение, иногда они могут поразмышлять о сюжете самостоятельно.
3. Как смотреть мультфильмы
Сколько времени ребёнку можно смотреть мультфильмы
Американская академия педиатрии не рекомендует включать ребёнку мультфильмы до 18 месяцев. Считается, что мультфильмы в таком возрасте ограничивают для ребёнка возможность изучать физический и социальный мир: предметы и людей вокруг него.
С двух лет допускается час просмотра любого видео в день. На сайте Американской академии детской и подростковой психиатрии есть несколько рекомендаций для составления плана по знакомству ребёнка с экраном:
- До 18 месяцев лучше всего использовать экран (планшета или смартфона) только для общения со взрослыми. Например, с родителем, который уехал в командировку, или бабушкой, живущей в другом городе.
- С 18 до 24 месяцев можно показывать развивающие видео в присутствии взрослого.
- В возрасте 2–5 лет лимит просмотра развлекательных передач и игр должен составлять не более одного часа в день. В выходные можно его увеличить, но не более трёх часов в день.
- Для детей шести лет и старше поощряйте здоровый образ жизни и увеличивайте количество активностей, которые не связаны с взаимодействием с экраном.
- Заведите правило отключать все мобильные устройства во время семейных приёмов пищи и совместных развлечений. Помните, что это правило касается не только детей, но и вас.
- Изучите и применяйте функции «родительского контроля» на устройствах, которые доступны детям.
- Не используйте игру на планшете или просмотр мультфильма для успокоения ребёнка. Важно понимать, что экран — это не няня для малыша, он не поможет прекратить истерики, а только усугубит их.
- За 30–60 минут до сна откажитесь от использования любых экранов.
Сара Бенджамин‑Нилон, доцент здравоохранения в исследовательском университете Джонса Хопкинса, утверждает , что долгое пребывание детей перед экраном и влияние этого на развитие ребёнка в будущем пока не изучено надлежащим образом, но данные опросов родителей показывают «возможные негативные последствия». Сара также предупреждает, что исследование не учитывает активность ребёнка в течение дня. «Возможно, некоторые дети не проявляют той активности, которую от них ждут, сами по себе — и это не зависит от воздействия на них экрана», — заключает она.
На мой взгляд, всё действительно индивидуально. Ваш ребёнок может перевозбудиться и после 20 минут просмотра мультиков, а кто‑то и через час будет спокоен. Это можно выяснить только экспериментально.
Если малыш через 40 минут перед экраном стал беспокойным, то стоит ограничить время просмотра до 30 минут. К этому нужно подойти гибко и обращать внимание на то, как он себя чувствует в конкретный день.
Обязательно ли смотреть мультфильмы вместе с ребёнком и обсуждать увиденное
С одной стороны, детям важно делиться с нами впечатлениями и часто они рады смотреть мультики вместе. С другой — бывает время, когда родителям нужно отдохнуть или ребёнок просто хочет побыть один. Здесь тоже нет категоричных правил. Ориентируйтесь на собственные ощущения и, конечно же, слушайте своего сына или дочь.
Обсуждение после просмотра прежде всего зависит от уровня развития ребёнка — от того, разговор какого уровня он в состоянии поддержать.
Малышам достаточно того, что вы рядом с ними и эмоционально комментируете происходящее на экране: «Ого! Какая сова!», «Вот это пряники!» или «Ой, приехал зайчик!» Такие фразы показывают, что вы разделяете эмоции ребёнка понятным для него образом.
Можно и порассуждать об изображённой ситуации: «Куда делась машинка?», «Ой, всё упало. Как так?», «Где же арбуз? Кто его унёс, непонятно».
Переживая происходящее на экране вместе с малышом, вы помогаете ему лучше понять себя и свои эмоции. Такой подход укрепит ваши отношения, даст ребёнку почувствовать, что в момент, когда его что‑то волновало, вы были рядом.
Если сын или дочь уже в состоянии поддержать разговор, вы можете определять мораль истории, давать оценку действиям персонажей, показывать своё отношение к показанным событиям.
Например, заметить, что персонаж поступил нехорошо, без спроса взяв что‑то у другого. В таком разговоре стоит обращать внимание на эмоции, которые испытывает герой, и отношения между ним и окружающими.
Например: «Крошик расстроился оттого, что у него забрали мячик. Конечно, он же хотел играть, а мячика нет».
Конечно, не обязательно обсуждать каждый мультфильм. Если у вас есть для этого энергия, то хорошо, а если сил нет, просто отложите обсуждение до того момента, как они появятся.
Родителям следует знать: Как выбрать мультфильм для ребёнка?
Каждый родитель знает, как сильно дети любят смотреть мультфильмы. Иногда они готовы проводить за этим занятием даже несколько часов подряд. Но в отличие от детей взрослые понимают, что далеко не все развлечения полезны, и поэтому стараются ограничивать свои чада от длительного сидения перед экранами.
Причина простая – развитие ребёнка происходит, прежде всего, в движении, в творчестве, в активности, а пассивное сидение перед телевизором допустимо только в очень ограниченном количестве, например, когда ребёнок чем-то позанимался и у него есть 15-20 минут на отдых. Дети школьного возраста могут смотреть и более длинные мультфильмы, но опять же – поход в воскресенье в кинотеатр, должен быть скорее исключением из правила, а отнюдь не стандартным форматом проведения выходного дня.
Однако большое значение имеет не только время просмотра, но и само содержание. Ведь, по сути, мультфильмы – это аналоги сказок, которые все мы так любили слушать в детстве.
И вряд ли кто-то скажет, что сказки принесли нам вред, наоборот – они пробуждали нашу фантазию, учили сопереживать героям, вселяли в нас веру в добро, справедливость, учили побеждать страхи, закладывали основы нравственности.
Правда эти сказки передавались из поколения в поколение, их содержание оттачивалось десятилетиями и было ориентировано на развитие ребёнка. За редким исключением они несли только положительные эффекты детям.
А вот современные мультфильмы этим похвастаться уже не могут – огромная их часть создаётся на основе финансовых интересов и, в результате, жертвует воспитательной составляющей в угоду развлечения, а зачастую содержит и откровенно негативные моменты. Поэтому всякий взрослый должен осознавать, что ответственность за то, какую информацию ребёнок получит от просмотра того или иного мультика, сегодня ложится в первую очередь на его плечи.
Для того, чтобы выбор был более осознанным и правильным – надо знать два основных критерия оценки мультфильмов и любой иной продукции для детей – это максимальная безопасность и максимальная полезность.
Говоря о «безопасности мультфильмов», мы учитываем, что детская психика сильно отличается от взрослой.
Дети очень восприимчивы и ещё не могут фильтровать информацию, отделяя полезное от вредного, из-за чего многое на них может влиять негативно.
Поэтому следует знать часто встречаемые недостатки современной мультипликации:
- Переизбыток агрессии и насилия на экране. Ребёнок может подражать мультяшной жестокости в своей жизни.
- Полная безнаказанность. Плохой поступок персонажа не осуждается, а иногда даже приветствуется, из-за чего у ребёнка может сформироваться стереотип о вседозволенности.
- Размытость представлений о добре и зле. Чёрное представляется белым, а белое представляется чёрным, а иногда вообще нет грани, и всё видится как невинный индивидуализм. В таких мультиках даже положительный персонаж может совершать плохие поступки ради благих целей.
- Наделение женщины мужскими чертами внешности и характера и наоборот. Это отражается в поведении, одежде, роли персонажей. Иногда доходит до того, что в таких мультфильмах даже показывают негативные образы матери и материнства.
- Раннее половое воспитание. Это раньше времени открывает в ребенке сферу влечений, к чему функционально, морально и физически он еще не готов. В будущем это выльется в трудности с созданием семьи и продолжением рода.
- Излишество юмора и глупости. Обилие юмора наводит на мысль, что смешные сцены компенсируют отсутствие полезного содержания.
- Излишнее подчёркивание вторичных половых признаков: чёткий рельеф груди, талии, бёдер, акцент камеры на пятой точке.
- Повышенная динамичность анимации и кислотность цветов. Просмотр слишком быстрых сцен и видеоряда с кислотными красками перевозбуждает центральную нервную систему и в значительной степени способствует формированию клипового мышления у зрителей.
- Натурализм, когда нарочито подчёркнуто показывают процессы физиологии: раны, выделения, туалетные темы и так далее.
- Несоответствие речи возрасту ребёнка. Герои говорят либо сложными словами, либо их речь и эмоции примитивны до отупения.
Это, конечно, не весь список, но рекомендуем сохранить его себе в закладки или распечатать и повесить на стену. Чтобы вы всегда помнили, на что обращать внимание при выборе мультфильма.
Если вы знаете и другие недостатки, которые проникают в современную мультипликацию, обязательно расскажите о них в х к этому ролику.
Теперь давайте поговорим о втором важном критерии – мы его назвали «максимальная полезность». Для этого перечислим основные моменты, которые должны содержать мультфильмы для нормального развития ребенка:
- Доброе, заботливое отношение к окружающей природе: к животным, растениям, другим людям.
- Послушание, уважение ко взрослым, привитие честности, Любви, взаимовыручки. Речь не идёт о безусловном послушании, поскольку и взрослые иногда ошибаются, а дети могут их поправить.
- Интерес к книгам, знаниям, саморазвитию и совершенствованию своих человеческих качеств. Необходимо показывать, что знания ведут к улучшению ситуации и разрешению жизненных проблем.
- Этническое богатство. Нас окружает множество народов. У всех есть добрые интересные сказки и традиции.
- Правильная Русская речь: без искажений, ругательств, без избытка иностранных слов.
- Образ жизни без алкоголя, сигарет и других зависимостей. Привлекательность трезвого и здорового образа жизни.
- Стыд и совесть. Совесть – это врождённое чувство, подсказывающее человеку, как поступать правильно. Необходимо показывать сызмальства, что жить в ладу со своей совестью – это норма. Без стыда и совести Человеком не стать.
- Чёткое разграничение добра и зла, хорошего и плохого поведения.
- Героизм. Его особенностью является то, что он не должен основываться только на силе. Героизм должен опираться на умение выбрать правильный вариант, применить свои Знания, объединиться с другими, дать возможность злу искренне покаяться и измениться.
Наверняка вы сможете назвать и другие положительные смыслы, которыми желательно наполнить современные мультики. Напишите их в х.
Возникает вопрос – где найти такие мультфильмы, которые будут соответствовать озвученным критериям. Ведь на просмотр всех современных картин уйдёт огромное количество времени, да и не факт, что результат будет положительным.
До недавних пор родители оказывались действительно в трудном положении, так как никто системно не проводил подобной работы.
Но сегодня уже существует сайт КиноЦензор, на котором пользователи сами оценивают фильмы и мультфильмы по критериям их безопасности и полезности.
В результате этой общей оценки, в которой делается акцент на выявлении воспитательного потенциала мультфильма, постепенно формируется итоговый рейтинг картины, посмотрев который родители могут принять решение о том, стоит ли показывать мультик ребёнку. Также на КиноЦензоре ведётся страница ТОП-100, на которой уже сейчас можно найти картины, получившие высокие оценки пользователей ресурса.
А чтобы этот список был более объективным и полным, призываем зрителей прямо сейчас перейти на сайт и оценить те произведения, которые вы любите больше всего и с удовольствием показываете своим детям. Благодаря вашим оценкам и другие родители смогут легко найти хорошие мультфильмы. Добро пожаловать на КиноЦензор!
Источник: КиноЦензор