По статистике, те или иные неврологические заболевания у детей выявляются в 90% случаев обращений к неврологу. В основном подобные диагнозы ставятся малышам до года, поскольку именно в это время незрелая нервная система активно формируется и претерпевает самые существенные изменения. Почему возникают отклонения в её развитии и как вовремя их обнаружить?
Причины неврологических заболеваний у детей
Развитие неврологических заболеваний у детей до года обычно связано с особенностями протекания внутриутробного процесса развития. В качестве наиболее распространённых причин специалисты называют:
- получение ребёнком механической травмы позвоночника или головного мозга во время родов;
- кислородное голодание (гипоксия) плода, возникающее по разным причинам, например, из-за многократного обвития шеи пуповиной;
- сложный процесс родов и родовой деятельности, который приводит к инфицированию родовых путей, увеличению безводного промежутка, развитию воспалительных осложнений, кровотечениям во время родов или после них;
- острый токсикоз беременных на протяжении всего срока;
- генетическая наследственность.
Что касается детей старше 1 года, то корень неврологических патологий следует поискать в:
- низком иммунитете и постоянных инфекционных заболеваниях ребёнка;
- частых стрессах, депрессиях;
- неправильном использовании некоторых лекарств, например антибиотиков, противовоспалительных препаратов, кортикостероидов;
- чрезмерных нагрузках на организм – физических и умственных;
- пребывании в постоянном страхе и угнетённом состоянии, вызванном поведением родителей, сверстников дома, в детском саду, школе, кружках и секциях;
- чрезмерной эмоциональности ребёнка;
- неблагоприятной экологической обстановке;
- болезнях головного мозга, внутренних органов, травмах.
Каковы бы ни были причины неврологических заболеваний у детей, важно своевременно обнаружить нарушения и начать лечение. Чем раньше это произойдёт, тем меньше вероятность развития серьёзных осложнений и тем лучше прогноз на выздоровление.
Симптомы неврологических заболеваний у детей
Первые признаки неврологических нарушений можно заметить у ребёнка уже в самом раннем возрасте. К доктору за помощью следует обратиться, если наблюдаются следующие симптомы:
- подёргивание подбородка и ручек в состоянии покоя;
- запрокидывание головы назад во время плача;
- отсутствие реакции на яркий свет и звук погремушки;
- неспособность удерживать погремушку через 30 дней после родов;
- неспособность удерживать головку через 30 дней после родов;
- обильное слюноотделение после кормления;
- гипервозбудимость (частый плач) или пассивное поведение (совсем не плачет);
- повышенная тревожность, нарушения сна (трудности с засыпанием, сон более 20 часов в сутки);
- частые срыгивания фонтаном;
- возникновение судорог при незначительном повышении температуры;
- гипертонус (постоянное напряжение) мышц ног, выгибание тела или наклоны головы в сторону, из-за этого ребёнка сложно переодеть;
- трудности с проглатыванием пищи;
- временные потери сознания;
- 3-месячный ребёнок не подражает речи взрослых;
- родничок впалый;
- ребёнок не желает желать на животе;
- при опоре на ножки ребёнок подгибает пальчики.
Что касается ребёнка старшего возраста, то тут симптомы неврологических заболеваний у детей будут несколько иными:
- забывчивость, рассеянность;
- обмороки;
- недержание мочи;
- задержка речевого развития;
- чрезмерная нервозность;
- приступы панических атак;
- ребёнок с трудом идёт на контакт с другими детьми;
- бессонница;
- плохой аппетит;
- постоянное уныние и тоскливое отношение к жизни;
- постоянная головная боль.
Если родители обнаружили даже некоторые из этих признаков, необходимо срочно проконсультироваться со специалистом.
Список неврологических заболеваний у детей
Список неврологических заболеваний у детей довольно-таки внушителен, а потому ограничимся перечислением наиболее распространённых.
- Эпилепсия. Болезнь проявляет себя внезапно возникающими, повторяющимися судорожными приступами.
- Детский церебральный паралич. Заболевание характеризуется ограничением двигательных возможностей ребёнка, трудностями в поддержании вертикальной позы и ходьбе. Часто сопровождается сниженным интеллектом, задержкой речевого развития и эпилепсией.
- Невроз (психоневроз, невротическое расстройство). Это название объединяет группу обратимых расстройств, для которых характерны навязчивые, астенические или истерические проявления, ослабление как умственной, так и физической работоспособности.
- Гиперактивность. Болезнь проявляет себя излишней энергичностью и подвижностью ребёнка, нарушением внимания и сна, отсутствием аппетита, беспокойством и некоторыми вредными привычками, например, привычкой грызть ногти.
- Астенический синдром. Часто возникает как следствие черепно-мозговой травмы. Проявляет себя быстрой утомляемостью, раздражительностью, замкнутостью и неуверенностью в себе или полной утратой способности длительное время выполнять физические нагрузки.
Лечение неврологических заболеваний у детей
Терапия неврологических нарушений у детей включает в себя приём лекарственных средств, восстанавливающих работу нервной системы, физическую и психологическую коррекцию.
Ребёнку могут быть назначены курсы лечебного массажа, специальная физкультура, упражнения в воде.
Часто применяются физиотерапевтические методы – стимуляция высокоинтенсивным магнитным полем или электрическим током, лазеротерапия, ультрафонофорез ферментных препаратов, электрофорез и другие.
Какое лечение назначит доктор, зависит от возраста ребёнка, сопутствующих заболеваний, совокупности всех особенностей развития неврологической патологии от начала до конца, а также от эффективности коррекции на предыдущем этапе.
В городе Пензе пройти обследование у детского невролога и получить квалифицированную помощь можно в медицинском центре «Столетник», расположенном по адресу: ул. Чаадаева, 95 на первом этаже пятиэтажного жилого дома. По средам с 9.00 до 12.00 и по пятницам с 13.00 до 15.00 часов приём ведёт врач высшей квалификационной категории.
Литература:
- Беляева И. А., Бомбардирова Е. П., Токовая Е. И., Харитонова Н. А., Лазуренко С. Б., Турти Т. В., Илларионова М. С. Немедикаментозная абилитация детей с перинатальными поражениями нервной системы // Вопросы современной педиатрии. – 2017. – № 16 (5). – С. 383–391.
- Бомбардирова Е. П., Яцык Г. В., Степанов А. А. Лечение и реабилитация перинатальных поражений нервной системы у детей первых месяцев жизни // Лечащий врач. – 2005. – 2. – С.67–69.
- Петрухин А. С., Пылаева О. А. Актуальные проблемы детской неврологии // Лечебное дело. – 2005. – № 2. – С. 3–11.
Когда и зачем нужно обращаться к детскому неврологу?
весь список
Нервная система человека осуществляет контроль за всеми происходящими в организме процессами.
Она ответственна за зрение, слух, в ее ведении находятся мышление, речь, память и способность принимать решения. Любые нарушения в ее работе нередко влекут за собой тяжелые заболевания.
Как минимум это задержка психомоторного и речевого развития, нарушение формирования навыков письма, счета, чтения, эмоциональная неустойчивость.
Патологии нервной системы могут привести также к гиперактивности, синдрому дефицита внимания. У таких детей часто встречаются неврозы, нервные тики, неадекватное поведение. По статистике 50% детской инвалидности связаны с заболеваниями нервной системы.
Поэтому относиться к ним надо очень серьезно, чтобы выявлять на самой ранней стадии, когда можно еще что-то поправить.
Если их запустить, нарушения в мышцах, головные боли, боли в суставах и ещё ряд заболеваний перейдут в разряд хронических, и будут преследовать человека всю жизнь.
График обязательного посещения невролога
Чтобы всесторонне оценить темпы развития малыша, родители должны посетить детского невролога в 1 месяц, в 3 месяца, в 6 месяцев и в 1 год. Кроме того, консультации невролога в этот период нужны для решения вопроса о начале и графике прививок.
С года до трех лет ребенка надо приводить на осмотр раз в полгода. До 6 лет следует показываться неврологу хотя бы раз в год. Это при условии, что в целом у ребенка все хорошо.
Осмотр врачом обычно проводится по плану: общее состояние (самочувствие, сон, аппетит), оценка нервной возбудимости, двигательной активности и эмоций младенца. Далее проверка зрения, слуха, осязания, изучение рефлексов и мышечного тонуса.
Врач обращает внимание и на психоэмоциональное состояние мамы ребенка — зачастую проблемы со здоровьем малыша возникают из-за слишком неспокойных родителей.
Основания для внепланового визита
Можно и нужно обратиться к врачу, если ребенок легко и быстро возбуждается и трудно успокаивается, плохо спит, плохо ест, плохо набирает вес, обильно срыгивает, испытывает судороги, вообще часто и сильно плачет без видимых причин.
Дрожание конечностей и подбородка у малыша в период новорожденности и раннего возраста также может быть признаком проблем с нервной системой. Иногда, правда, подобные явления характерны и для совершенно здоровых деток.
Поэтому этот вопрос должен решать только специалист.
Родителям следует помнить, что первые три года жизни ребёнка являются самыми важными в успешном формировании нервной системы ребёнка.
В это время активно развиваются структуры головного мозга, закладываются основы крупной и мелкой моторики, совершенствуются психоневрологические функции.
Не стоит занимать пассивную выжидательную позицию, если неврологические отклонения у ребёнка обнаружены — в этом случае можно упустить драгоценное время сенситивного (особо чувствительного) возраста, когда многое поправимо.
Кризис трех лет
Следующий «критический» период, в который ребенку нужна консультация невролога, — это возраст 3 года.
К этому моменту у многих детей возникают различные невротические состояния — появляются страхи, навязчивые непроизвольные движения (вздохи, моргание глазами, покашливания, без простудного заболевания), нарушения сна, головные боли.
Многие из этих проблем являются следствием неправильного общения с ребенком родителей, и невролог может помочь это выявить.
Готовимся к школе
В 4–5 лет частыми причинами обращения к неврологу становятся энурез, нарушения речевого развития и координации. Крайне важно устранить их до того момента, как ребенок пойдет в школу. Ведь в школьном периоде его «поджидают» другие невротические расстройства, связанные в первую очередь с возросшими нагрузками. Если пренебречь советами детского невролога, то у ребенка могут возникнуть трудности с усвоением необходимого объема информации. И дело не в том, что ребенок глуп, а просто у детей с неврологическими проблемами быстро истощается внимание, они не успевают за общим темпом работы в классе, из-за чего иногда становятся агрессивными, вспыльчивыми, плохо спят. Такие дети требуют уже педагогической коррекции, а иногда коррекции детского психолога. Поэтому вовремя начатое лечение может позволить ребенку избежать травмирующих ситуаций в школьном коллективе, зачастую приводящих к смене школы или надомному обучению.
Внимательное отношение к развитию ребенка, его жалобам, поведению, сну, особенностям речи и своевременное посещение детского невролога дадут возможность максимально эффективно выявить и решить проблемы, возникающие на жизненном пути маленького человека.
Нервная система ребенка очень пластична, поэтому вовремя проведенное лечение всегда дает хорошие результаты.
Что лечит детский невролог?
Детский невролог – это очень важный специалист, занимающий наблюдением центральной и периферической нервной системы ребенка, начиная с его рождения до 18 лет.
Что лечит детский невролог и чем занимается детский невролог? Первостепенная задача данного специалиста – периодические наблюдения за этапами формирования и становления нервной системы маленького пациента, в ходе которых могут быть предупреждено множество прогрессирующих патологий.
Если же предотвратить их невозможно и профилактика не помогает, опытный детский невролог определяет диагноз и назначает соответствующее комплексное лечение, в большинстве случаев которое успешно излечивает недуг.
На сегодняшний день, существует очень много различных отличающихся между собой заболеваний нервной системы, которые классифицируются по определенному порядку. Перечислим основные поражения нервной системы, и ответим на вопрос — что лечит детский невролог.
- Патология, связанная с инфекцией, образованной из-за воздействия вредных вирусов и бактерий. Новорожденный ребенок наиболее подвержен подобным инфекционным заболеванием из-за недостаточно сформированного иммунитета. Именно поэтому, врачи не рекомендуют родителям посещать многолюдные заведения с маленьким ребенком.
- Эпилепсия. Может быть образована, как в результате травмы, так и врожденно. Консультация, лечение невролога здесь просто обязательны.
- Заболевания, связанные с сильными ушибами головной области, травматическими повреждениями.
- Токсическая патология. Некоторые препараты и лекарства, а именно некорректное их назначение и применение может спровоцировать подобное поражение нервной системы.
- Генетическая патология. Передается от родителей или родственников из-за соответствующей наследственности.
- Гипоксия, которая в свою очередь наблюдалась еще внутриутробно у плода.
Детский невролог очень важен для формирования нормальной работы нервной системы маленького чада, он способен проводить эффективную профилактику распространенных патологий.
Чем отличается детский невролог от невропатолога?
Очень часто многие родители задаются распространенным вопросом – есть ли разница между детским неврологом и детским невропатологом? На самом деле, эти два определения абсолютно идентичны, и их определения равносильны друг другу. Почему все-таки используются оба термина?
- Дело в том, что термин детский невропатолог – это довольно устаревшее название врача специалиста, использующееся в медицине до 1980 года, которое в настоящий момент приняло другое название – детский невролог.
- Что касается, медицинских работников за рубежом, то отличие в терминах все же есть:
- Невролог – специалист, занимающийся заболеваниями нервной системы.
- Невропатолог – специалист, занимающийся тщательным изучением патоморфологии.
Что проверяет детский невролог и какова специфика его работы?
Вне зависимости от того, какой происходит прием у детского невролога, первичный или профилактический, врач обязан провести строгую процедуру осмотра и дать определенную консультацию. Что делает и что смотрит детский невролог в кабинете медицинского учреждения?
- Проверяет стабильную работу зрительных рефлексов ребенка;
- Проверяет мышечный тонус и уровень силы;
- идентифицирует наличие координации движений малыша;
- развитие речи, памяти.
- Определение уровня чувствительности.
После того, как врач невролог осмотрит ребенка, выслушает жалобы от родителей, ему станет более менее понятна общая картина болезни ребенка. При необходимости доктор может назначить дополнительные исследования в виде:
- УЗИ головного мозга, сосудов. Допплерография.
- МРТ головного мозга.
6.1 | Прием врача невролога Черняевой Г.М. (осмотр, консультация, назначение лечения) | 2500 |
6.2 | Консультация невролога Мирошник Е.Е. (1-1,5 часа) | 5000 |
6.3 | Проведение дополнительного неврологического обследования (пробы на головокружение, оценка когнитивных функций, исследование вегетативной нервной системы) | 600 |
6.4 | Лечение пароксизмального позиционного доброкачественного головокружения (маневр Эпли) | 800 |
6.7 | Лечебная медикаментозная блокада (без учета стоимости лекарственных препаратов) | 1900 |
6.8 | Лечебная медикаментозная блокада (с учетом стоимости лекарственных препаратов) | 2700 |
6.10 | Вызов врача невролога на дом (Свиблово) | 5000 |
6.11 | Вызов врача невролога на дом (СВАО) | 6000 |
Посмотреть все
При рождении ребенка посещение кабинета детского невролога ц профилактических целях просто обязательно. Записи ведутся в детскую карточку историй болезни. Прием проводится:
- Когда ребеночку исполняется месяц жизни.
- Далее в 3 месяца.
- По истечению полугода.
- После годовалого возраста.
- в 4-5 лет (дошкольный период)
- в 7 лет (перед школой);
- в 13-14. (подростковый период взросления)
Помимо этого, при возникновении хоть малейших жалоб и предположений нарушения нервной системы маленького чада срочно рекомендуется обратиться к врачу, а именно:
- нарушение сна, резкие пробуждения во время ночного и дневного сна с характерным плачем и истериками. Беспокойный короткий сон, капризность действий, повышенная возбудимость.
- Дрожание подбородка, конечностей при плаче.
- Срыгивания при кормлении, резкая рвота при капризности.
- Вялость, усталость, непроявление интереса к подвижным играм, еде.
- Периодические судороги.
- Закидывание головы во время сна.
- Головные боли.
- Состояние обмороков.
- Подергивания мышц, не контролируемые малышом.
- Отклонения в развитии — ребенок не ходит, не сидит самостоятельно, не ползает, не держит головку, не смотрит в стороны.
- Дефекты речи, запоздалое развитие речи или ее отсутствие.
- При обнаружении данных симптомов Вам обязательно необходимо отвести ребенка в детское неврологическое отделение!
- Из этого видео вы узнаете чем может грозить не посещение невролога:
Что такое ммд в неврологии у детей
ММД – это минимальная мозговая дисфункция, вызванной острой недостаточностью центральной нервной системы, нарушениями психического состояния ребенка, а также рядом других опасных симптомов.
Как проявляется ммд в неврологии у детей?
- Чересчур активное поведение, а именно постоянные движения и рук и ног, отсутствие усидчивости.
- Быстрое отвлечение на наличие каких-либо раздражителей.
- Неумение играть одному самостоятельно.
- Не умолкая, разговаривает, перебивает взрослых, не слышит других, когда ему задают вопросы.
- Переходит от одного дела к другому, не завершив первое.
- Потеря вещей в садике, школе, рассеянность.
Что такое неврология у детей?
Неврология у детей – сложная многогранная медицинская дисциплина, которая занимается заболеваниями нервной системы маленького пациента. Если квалифицированный врач специалист все-таки выявил у ребенка неврология, это можно объяснить следующими наиболее распространенными причинами:
- Получение родовой механической травмы;
- гипоксия плода, а также недостаточное получение кислорода из-за возможного многократного обвития внутриутробно;
- сложный процесс родов и родовой деятельности;
- острый токсикоз беременных на протяжении всего срока;
- генетическая наследственность.
Что такое неврология у детей восьми лет?
Психика ребенка подобна пластилину, она очень подвержена стрессам, каким-либо обстоятельствам, родителям в свою очередь рекомендуется следить за тем, что она не была повреждена. В каких случаях встречается неврология у детей школьного возраста, а именно 8 лет?
- Чересчур тяжелые нагрузки на детский организм.
- Чувство постоянного страха, вызванного поведением родителей, а также их давлением.
- Адаптационный период в школе.
Подобный невроз сопровождается переживаниями, иногда заиканием, тиком, обмороки. При малейших проявлениях данных симптомах стоит немедленно обратиться к врачу.
Узнать цены и записаться на прием врача невролога
Тревожные расстройства у детей
Тревожные расстройства у детей – это группа аффективных нарушений, характеризующихся эмоциональным напряжением, беспокойством, страхами. В центре переживаний ребенка – негативные ожидания и предчувствия относительно собственной жизни, здоровья, отношений в семье и школе. Иногда тревожность принимает форму навязчивых мыслей, компульсивных действий, фобий, панических атак, ночных кошмаров. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, беседа, наблюдение. Дополнительно используется психодиагностика. Распространенным методом лечения является когнитивно-бихевиоральная психотерапия в сочетании с приемом антидепрессантов и анксиолитиков.
Тревожные расстройства у детей относятся к широкой группе эмоциональных нарушений детского возраста.
Их распространенность постоянно растет, в настоящее время патология занимает второе место среди психических заболеваний в детстве и подростничестве (после поведенческих отклонений).
Активные исследования последних 20 лет позволили выявить новые нозологические единицы, которые теперь включены в МКБ-10 и DSM-IV – официальные классификаторы болезней.
Эпидемиологические показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков – с соматическим (нарушения пищеварения и сна, абдоминальные и головные боли).
Тревожные расстройства у детей
Тревога является естественной реакцией, усиливающей концентрацию внимания и активизирующей механизмы борьбы или бегства в ситуации угрозы. При ее усилении нарушается процесс адаптации, постоянная психофизиологическая напряженность приводит к истощению. В таких случаях говорят о тревожном расстройстве. У детей его причинами могут стать:
- Врожденные факторы. Результаты близнецовых исследований доказывают, что склонность к интенсивной тревоге передается по наследству. Она может быть обусловлена особенностями гуморальной регуляции и функционирования нервной системы. Также в группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.
- Стиль воспитания. Симптомы тревоги формируются в результате определенного отношения родителей к ребенку. Развитию расстройств способствуют психастенические черты матери (реже – отца), гиперопека, директивные методы воспитания.
- Психотравмирующее событие. Тревожность ребенка может быть спровоцирована переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, катастрофами, природными и военно-политическими катаклизмами. Единичное воздействие психотравмы переносится детьми проще, повторные эпизоды формируют невротические нарушения.
Периодическое проявление тревоги является нормальной реакцией организма, служит мотивационным компонентом поведения, обеспечивая высокий уровень бдительности, целеустремленности и готовности прикладывать усилия для достижения результата.
Однако частые, неконтролируемые опасения негативно влияют на способность адекватно оценивать ситуацию и целенаправленно действовать, а в тяжелых случаях искажают восприятие повседневных событий. Тревожное состояние всегда ориентировано на будущее и проявляется страхом по отношению к тому, что может произойти.
Чем сильнее выражено расстройство, тем более широк круг событий, которые расцениваются как опасные.
На физиологическом уровне высокую тревожность связывают с дисфункциями в отделах лимбической системы и гиппокампа, ответственных за регуляцию эмоций. И. П. Павлов рассматривал страх и тревогу как варианты проявления пассивно-оборонительного рефлекса.
В основе данных эмоций – инстинкт самосохранения, активизирующий все системы организма для бегства либо борьбы.
И если в норме возбуждение и торможение ЦНС сбалансировано, естественный оборонительный рефлекс сменяется расслаблением, то при расстройстве тревожного типа существует ригидность нейронных процессов – эмоция, ставшая неактуальной, переживается вновь и вновь.
Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление – продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:
- Общее тревожное расстройство. При генерализованном ТР дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни – о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.
- Обсессивно-компульсивное расстройство. При ОКР тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.
- Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх (фобию) определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.
- Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов – головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц, составляющих клинику панической атаки. Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.
- Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. ПТСР у детей проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.
Основной симптом – стойкое, выраженное беспокойство. Пациенты чувствуют себя эмоционально напряженными, не могут отвлечься от негативных переживаний и расслабиться. Из-за тревоги они испытывают трудности с концентрацией внимания, подростки сообщают об ощущении «пустоты в голове».
Повышенная нервозность проявляется раздражительностью, плаксивостью, пугливостью. Характерно вздрагивание при неожиданных резких звуках, изменении освещенности, внезапных прикосновениях.
Поведение становится избегающим (ограничительным): дети отказываются от общения, прогулок, активных игр, путешествий, употребления некоторых продуктов.
Среди физических симптомов тревожных расстройств преобладает беспричинная усталость и быстрая истощаемость. Больные жалуются на головокружение, слабость, головные и мышечные боли, дискомфортные ощущения в области живота и груди.
Может отмечаться повышенная потливость, особенно в стрессовых ситуациях, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор и дрожь, чувство кома в горле, приливы жара, озноб. Аппетит чаще снижен, но иногда развивается прожорливость с последующей тошнотой и рвотой.
Нарушения сна включают трудности засыпания, пробуждения среди ночи, кошмары.
Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью.
У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами – драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии – боязнь общения, знакомства, публичного выступления. Подростки испытывают страх потери контроля, смерти, сумасшествия, переживания позора.
Тревога после переживания психотравмы характеризуется «флешбеками» – неконтролируемыми пугающими наплывами воспоминаний, кошмарами по ночам.
При обсессивно-компульсивном расстройстве тревожность сопровождается формированием навязчивых представлений пугающего характера. Дети мысленно проигрывают негативные варианты развития событий, испытывая при этом страх. Справиться с эмоциональным напряжением им отчасти помогают ритуальные действия – компульсии.
Наиболее распространенные – частое мытье рук, перебирание края одежды, обкусывание ногтей, хождение по периметру комнаты. При панических атаках тревога возникает без видимой причины и мгновенно нарастает, проявляясь вегетативными симптомами. Самочувствие ухудшается – возникает головокружение, потемнение в глазах, чувство отчужденности собственной личности, нереальности предметов и событий.
Вторично формируется страх очередной панической атаки, избегающее поведение.
Эмоциональные расстройства нередко приводят к осложнениям, так как дети неспособны понять и критически оценить собственные переживания. Они не сообщают о подавленном настроении и постоянном чувстве тревоги, поэтому диагностика проводится несвоевременно.
Подростки не рассказывают о беспокоящих мыслях, опасаясь непонимания и осуждения со стороны окружающих. Длительное течение расстройства без адекватной терапии осложняется депрессией, аутическими изменениями поведения. Пациенты склонны к самообвинению, чувствуют одиночество, замыкаются, избегают общения.
Возрастает риск социальной дезадаптации, суицидальных попыток на фоне депрессии.
Основное обследование проводит врач-психиатр: беседуя с родителями и ребенком, он собирает клинико-анамнестические данные, выясняет наличие соматических заболеваний, врожденных патологий ЦНС, уточняет условия проживания, особенности адаптации в детском саду, школе. При преобладании жалоб на состояние физического здоровья врач направляет на консультацию к педиатру, детскому неврологу для проведения дифференциальной диагностики. К специальным методам исследования относятся:
- Беседа. В ходе непринужденного общения с ребенком специалисту нередко удается определить причину тревоги – страхи, деструктивные взаимоотношения в школе и семье, проблемы с учебой, воспоминания о психотравме. При выраженной тревожности дети пассивны, но становятся более открытыми при установлении доверительного контакта и обсуждении актуальных, беспокоящих тем.
- Наблюдение. Врач оценивает эмоции и поведение ребенка. Для тревожного состояния характерна эмоциональная и двигательная скованность, гиперреакции на неожиданные раздражители (шум за дверью, вход без предупреждения посторонних людей). Малыши часто не хотят отходить от мамы, боятся смотреть в глаза.
- Опросники. Подросткам предлагается ответить на вопросы стандартизированных методик для выявления повышенной тревоги. Используется шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса, тест на определение уровня тревожности Бека.
- Проективные тесты. Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются методики, выявляющие неосознаваемые доминирующие эмоции (страх, беспокойство) и проблемы в межличностных отношениях. Распространенными инструментами диагностики являются рисуночные тесты (рисунок человека, семьи, несуществующего животного) и проективный тест «Выбери лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Терапевтическую помощь детям оказывают психиатры и психотерапевты, но для успешной реабилитации необходимо подключение матери, отца и других близких родственников.
Объем лечебных процедур определяется индивидуально: при легких формах расстройств достаточно одного курса психотерапии и поддержки родителей, при тяжелом течении необходимо продолжительное медикаментозное лечение и периодические встречи с психологом. Общая схема лечения выглядит следующим образом:
- Психотерапия. На сеансах когнитивно-поведенческой терапии психотерапевт корректирует деструктивные установки, заменяет негативные суждения позитивными, обучает навыкам управления эмоциями и решения проблем. В итоге ребенок научается самостоятельно разрешать сложные ситуации, противостоять влиянию стрессовых воздействий. Если тревога основана на страхах или фобиях, применяется техника систематической десенсибилизации.
- Семейная психотерапия. Для устранения тревоги ребенка необходима корректировка повышенной тревожности родителей и проблемных семейных отношений – факторов развития и поддержания расстройства. Взаимодействуя с семьей, психотерапевт использует техники когнитивной психотерапии, гештальт-терапии. Он налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей лучше понимать ребенка, контролировать эмоции, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу у сына или дочери.
- Лекарственная терапия. Медикаментозная помощь показана при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. Для долгосрочной терапии используются антидепрессанты. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Применение анксиолитиков в возрасте до 18 лет оправдано в исключительных случаях, когда имеются острые симптомы. С этой целью используются бензодиазепины, терапия проводится краткосрочно.
Вероятность выздоровления во многом определяется своевременностью начала лечения и готовностью членов семьи помогать ребенку справляться с эмоциональными проблемами. При раннем обращении к специалистам прогноз благоприятный.
Профилактика тревожных расстройств основывается на доверительных семейных отношениях, правильных способах воспитания, базирующихся на любви и уважении, без гиперопеки и авторитаризма. Важно проявлять искренность, открытость в общении, делиться собственным положительным опытом преодоления неуверенности и страхов.
В сложных ситуациях необходимо оказывать поддержку, при неудачах – анализировать полученный опыт, учить ребенка делать выводы.
Что лечит детский невролог и когда к нему нужно обращаться? | Медицинский центр «Сердолик»
Обращаться к детскому неврологу стоит во многих случаях, даже если в поведении ребенка появились незначительные изменения. Визит в клинику поможет выявить возможные проблемы и не допустить их развития.
Что лечит детский невролог
Детский невролог специализируется на заболеваниях периферической и центральной нервной системы. Врач проводит профилактические и лечебные меры отклонений и патологий в сфере.
Нервная система ребенка формируется еще в утробе матери. На патологическое развитие могут повлиять многие процессы:
- токсикоз;
- курение и употребление алкоголя матерью;
- инфекции в период беременности;
- прием препаратов.
Нередки случаи заболеваний нервной системы вследствие непрофессиональных действий врача акушера во время родов. Часто из-за неправильного положения ребенка или осложнений во время родов происходит гипоксия и асфиксия плода, что негативно сказывается на нервной системе младенца.
После рождения осмотр ребенка проводит врач педиатр. Манипуляция поверхностная и недостаточная для обнаружения специфических проблем. Очень важно после рождения ребенка проходить плановые осмотры у всех специалистов.
Детский невролог занимается лечением специфических симптомов, наследственных и посттравматических заболеваний, таких как:
- ДЦП;
- проблемы развития;
- невралгии;
- заикания и проблемы речи;
- травмы позвоночника и черепа;
- нарушение координации;
- проблемы сна;
- невропатии;
- гиперактивность и др.
При обнаружении специфических симптомов не стоит ждать очереди в государственную клинику. Среди специалистов частных медицинский учреждений множество узких специалистов.
Причинами для внепланового посещения специалиста являются:
- Обильное и частое срыгивание (подобное явление распространено, но если объем отторгнутого молока велик, лучше обратиться к врачу);
- травмы головы;
- беспокойный сон и частые плачи;
- судороги с повышением температуры;
- дрожащие конечности или подбородок во время плача.
Каждый период взросления ребенка может выявить специфические проблемы нервной системы. Стоит обращать внимание на гиперактивность, тревожность и задержку развития.
Тревожные симптомы у ребенка
Согласно статистике больше половины детских инвалидностей вызваны заболеваниями нервной системы. Подавляющее большинство проблем неврологического характера формируется еще в период формирования плода внутри утробы матери. Очень важно не только проводить осмотр новорожденного, но и планово вести всю беременность.
Причинами для внепланового посещения специалиста являются:
Обильное и частое срыгивание (подобное явление распространено, но если объем отторгнутого молока велик, лучше обратиться к врачу);
- травмы головы;
- беспокойный сон и частые плачи;
- судороги с повышением температуры;
- недержание (энурез);
- регулярные головные боли;
- проблемы внимания и памяти;
- неадекватное поведение;
- обмороки и головокружения
- дрожащие конечности или подбородок во время плача, нервные тики.
Каждый период взросления ребенка может выявить специфические проблемы нервной системы. Стоит обращать внимание на гиперактивность, тревожность и задержку развития.
График обязательного посещения невролога
Детский невролог должен осматривать новорожденного раз в 3 месяца в первый год его жизни. Специалист оценивает темпы развития ребенка и корректирует при необходимости график прививок. Последующие приемы проходят в важные этапы формирования психики ребенка:
- 4-5 лет;
- 7 лет;
- 13-14 лет.
Осмотр невролога рекомендуется проводить хотя бы раз в год в течение всей жизни ребенка. На осмотре врач проверяет эмоциональные и двигательные функции ребенка, а также отслеживает психоэмоциональное состояние матери. Нередко проблемы нервной системы детей связаны с беспокойным поведением родителей.
Трехлетний возраст ребенка считается важным и опасным в вопросе формирования нервной системы. В этот период у детей появляются первые невротические состояния:
- навязчивые страхи;
- нарушения сна
- навязчивые движения (нетипичное моргание, всхлипывание, вздохи и прочее).
Подобные проблемы часто связаны с неправильным общением родителей и ребенка, невролог может вовремя выявить и скорректировать данную проблему.
В клинике «Сердолик» в Новосибирске вы сможете выбрать опытного детского невролога, который сможет исключить патологию или не допустить ее развития.
Статьи — Когда следует обратиться к неврологу?
Даже у самой заботливой мамы, как правило, нет медицинского образования. Поэтому со всеми сомнениями относительно здоровья ребёнка нужно сразу обращаться к врачу. Ребёнок плохо засыпает, трясёт ручкой, теряет сознание – эти симптомы могут быть признаками серьёзных заболеваний. На них обязательно обратит внимание невропатолог – один из главных докторов в жизни малыша.
В компетенции невролога диагностика и лечение болезней, вызванных поражением нервной системы. Среди них: различные невралгии, гидроцефалия, эпилепсия и т.д.
Проще говоря, невролог исследует поведение ребёнка и сформированные навыки, на основании которых делает заключение о правильном развитии малыша. Будет ли человек социализирован, сможет ли находить контакт с людьми, и сможет ли вообще говорить и думать.
За всё это отвечает именно нервная система, поэтому очень важно любые нарушения заметить и устранить вовремя.
Формирование нервной системы ребёнка происходит постепенно. С каждым месяцем жизни малыш обретает новые навыки: учится говорить, слушать, сидеть, ходить, думать.
В силу того, что каждый ребёнок развивается индивидуально (подчас, вне принятых медицинских рамок), отклонения в развитии можно заметить только на повторном приёме невролога. Российский Минздрав определил 4 возрастных этапа: 1, 3, 6 и 12 месяцев.
Но даже если до следующего осмотра остается несколько недель, а у ребёнка появилась опасная симптоматика (повышенный тонус мышц, тремор, частое срыгивание, постоянные истерики) – медлить нельзя, следует срочно показаться врачу.
Итак, какие симптомы должны насторожить родителей и стать поводом для внепланового обращения к врачу.
1. У ребёнка дрожит подбородок.
Дрожание подбородка во время плача у ребёнка до трёх месяцев считается нормой. Это происходит потому, что нервная система ещё не окончательно сформирована. Под действием простых эмоций нервные центры возбуждаются, и появляется легкий тремор. Другое дело, если у ребёнка дрожит подбородок в состоянии покоя, и появился этот симптом не сразу, а спустя несколько месяцев после рождения.
Обратите внимание: параллельно с дрожанием подбородка могут быть и другие симптомы (частое срыгивание, повышенный тонус мышц, дрожание всей головки). Это распространенное явление, особенно, если были тяжелые роды, гипоксия, либо ребёнок родился недоношенным. И всё-таки, если вы заметили, что у малыша часто и подолгу дрожит подбородок, стоит рассказать об этом на приеме у невролога.
2. У ребёнка появился тремор (рук, ног).
Дрожание рук или ног – это симптом повышенной возбудимости, он также появляется из-за незрелости нервной системы.
Появление этого признака без физической или эмоциональной активности ребёнка говорит о возможных серьёзных нарушениях. Тремор у ребёнка появляется при очень тяжёлых заболеваниях, таких как: энцефалопатия, гипергликемия и др.
Изучить состояние ребёнка, исключить патологию или не дать ей развиться сможет только грамотный невролог на приёме.
Повышенный тонус мышц.
Для новорождённых детей состояние, при котором тонус мышц пониженный или повышенный — абсолютно нормальное, оно бывает больше, чем у половины малышей. Обычно через несколько недель мышечная дистония проходит, и младенец начинает полноценно развиваться.
Однако если тонус мышц остаётся повышенным или пониженным, спустя полгода, нужно забить тревогу. Мышечная дистония, если от неё не избавляться, приведёт к задержкам в физическом и психическом развитии.
Например, из-за повышенного тонуса мышц в будущем у ребёнка может появиться гипервозбудимость, а из-за пониженного тонуса — искривиться осанка и даже нарушиться речь.
Пониженный тонус мышц.
Подобная картина и с тонусом пониженным, но, в отличие от повышенного (когда ребёнок может ручками бить себя или наблюдается кривошея), здесь, напротив, малыш вялый, неподвижный, часто лежит в позе лягушки. Это состояние также негативно отразится на здоровье ребёнка.
Как правило, такие детки развиваются медленнее своих сверстников, позже начинают ползать и садиться, мало интересуются окружающим миром. К тому же этот симптом (наряду с частым скрещиванием ножек) может быть при ДЦП. Даже если это серьёзное заболевание врач не диагностировал, повышенный или пониженный тонус мышц обязательно нужно лечить.
Тем более, что он легко поддаётся исправлению (массаж, физиопроцедуры).
Ребёнок часто срыгивает
Первая и основная причина частого срыгивания у детей – переедание. В отличие от рвоты, этот процесс происходит легко, без фонтанирования, через небольшой промежуток времени после кормления, в объёме примерно 1-2 столовые ложки. Обычно срыгивание никак не отражается на здоровье малыша, просто его неокрепший организм избавляется от избытка пищи.
Нужно выстроить правильную схему кормления по возрасту и этот симптом уйдёт. Но если срыгивания продолжаются долго, происходят в большом объёме, малыш не набирает вес, ведёт себя пассивно – это повод обратиться к специалистам.
Частые срыгивания могут быть симптом вздутия живота, различных пороков желудочно-кишечного тракта, у детей с задержкой внутриутробного развития.
Ребёнок теряет сознание
В таких случаях медлить нельзя, нужно сразу вызывать неотложку! В это время постараться оказать помощь малышу, отметить, как быстро он пришёл в себя, нарушилось ли дыхание, изменился ли цвет кожи.
Потеря сознания – это очень тревожный симптом, он может сопровождать как вполне безобидные перегрев, обезвоживание, недостаток кислорода, так и крайне тяжелые заболевания: сахарный диабет, эпилепсию, астму, вегето-сосудистая дистонию и пр.
В случае, когда ребёнок часто теряет сознание, понадобится консультация не только невролога, но и других специалистов.
У ребёнка расширенные зрачки
У такого состояния причин может быть масса, начиная от плохого освещения в комнате, где ребёнок проводит основное время, заканчивая серьёзными патологиями. На приёме у невролога нужно объяснить, как давно расширились зрачки, меняется ли это состояние и от чего возникло.
Предполагают, что у ребёнка могут быть расширенные зрачки после того, как он перенёс сильный испуг или стал свидетелем конфликта. Нервный срыв, стресс, сильная или частая головная боль – вызывают расширение зрачков. Также расширенные зрачки у ребёнка – один из признаков черепно-мозговой травмы.
Помимо того, необходимо исключить глазные заболевания и гипоксию, поэтому профессионального обследования не избежать.
Частые истерики у ребёнка
Не стоит списывать это состояние на сложный характер ребёнка. Безусловно, психологический аспект имеет место, особенно у 3-х летних детей, когда наступает первый возрастной кризис. Они ещё не способны чётко сформулировать желания, поэтому добиваются своего при помощи истерики, криков, битья руками. В этом случае помогут советы психолога.
Между тем, причиной постоянных истерик у ребёнка (особенно в возрасте до года) могут быть болезненные ощущения на фоне неврологических отклонений. Повышенное внутричерепное давление, гидроцефалия имеют в своих симптомах: истерики у детей, тремор, плохой сон. Не стоит думать, что всё само собой пройдёт, когда ребёнок вырастет.
Серьёзные патологии могут обернуться тяжелыми последствиями, вплоть до инвалидности.
Плохой сон у ребёнка
Часто дети плохо засыпают из-за перевозбуждения (сильные эмоции, новая обстановка, много людей вокруг, ссоры в семье).
Важно не укладывать ребёнка в таком состоянии, а добиться его полного успокоения с помощью расслабляющей ванны, тёплого питья и тесного контакта с мамой в уютной обстановке. Иначе из-за перевозбуждения будет прерывистый сон, и ребёнок устанет ещё сильнее.
Обязательно следует соблюдать режим, включая дневной сон, так нервной системе малыша легче будет справляться с перегрузками. Но если ребёнок плохо засыпает, сон короткий, во сне малыш дёргается, а проснувшись, плачет – следует искать хорошего невролога.
На приёме в Центре Педиатрии и Неврологии врач невролог обследует ребёнка амплитудно-частотной диагностикой и выявит причину, из-за которой ребёнок плохо засыпает.
Итак, будущее вашего ребенка сейчас зависит от того, насколько внимательно вы отнесетесь к его здоровью и раннему развитию. Стоит добавить, что любое лечение необходимо проходить под контролем грамотного доктора.
Лучше, если малыша будет наблюдать постоянный врач в специализированном центре.
В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» ведут прием неврологи и другие детские специалисты: педиатры, логопеды, дефектологи, инструкторы ЛФК, массажисты, психологи и др.