Когда следует обращаться к логопеду

Когда следует обращаться к логопеду

В настоящее время мамы и папы задаются вопросом: требуется ли их ребенку консультация логопеда, но немногие знают – наиболее благоприятный период в плане развития речи у малыша – 2-3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда – соответствует ли речь ребенка его возрасту.

Вам следует обратиться к логопеду, если:

  • До 2х лет у ребенка не появилась речь (ребенок молчит) или словарь ребенка составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист — логопед умеет стимулировать появление речи «неговорящих» детей.
  • Ребенок старше 4х лет не произносит правильно какие-то звуки. К этому времени у малыша полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.
  • Ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (заикается).
  • Ребенок старше 6х лет не запоминает стихи, не может пересказать текст, нарушает структуру слов.
  • Точную причину нарушений, конечно же, должен определить логопед. Возможно, также потребуется консультация невропатолога, ортодонта и отоларинголога, сурдолога и психотерапевта.

    Возможные причины нарушений:

    • негативные факторы в период беременности и родов;
    • «педагогическая запущенность»
    • ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе;
    • перинатальная энцефалопатия (ПЭП)
    • различные по происхождению поражения головного мозга до/во время или после родов, частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
    • наследственные факторы;
    • снижение слуха;
    • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
    • сосание пальца.

    Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. От совместной работы специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит семье малыша. Родителям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

    Основными направлениями логопедической работы по стимулированию речи у «неговорящих» детей является:

    • нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики;
    • развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики;
    • выработка речевого дыхания;
    • стимуляция лепета, перевода слов из пассивного в активный словарь;
    • выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

    Важно установить тесный контакт с ребенком, поднять его эмоциональное состояние. Логопед учит малыша фиксировать взгляд на конкретных предметах, выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего, диафрагмального дыхания.

    Тренировка движений пальцев и всей кисти рук, в том числе массаж, является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

    Выполнение простых упражнений на развитие общей моторики — движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища – учит малыша выслушивать и запоминать задания, повторять их.

    Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения — как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка и т.п. В работе с детьми активно применяется различные игровые методики.

    Это позволяет повысить интерес к занятию и повысить эффективность всей работы.

    Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата (проводится с музыкальным сопровождением). Также проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха.

    Использование компьютерных логопедических игр позволяет повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения. Любые нарушения речи можно исправить — важно не упустить время.

    Помните, грамотная, хорошо поставленная речь в будущем принесет Вашему ребенку только пользу!

    Услуги и цены

    Прием (осмотр, консультация) логопеда первичный

    2 200 руб.

    Прием (осмотр, консультация) логопеда повторный

    2 100 руб.

    Надбавка за проведение консультации или занятия логопеда на дому (дополнительно к консультации или к любому занятию логопеда)

    4 660 руб.

    Логопедическое занятие для детей с заиканием

    2 500 руб.

    Логопедическое занятие по развитию речи (без массажа) 30 мин

    1 600 руб.

    Логопедическое занятие по коррекции нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста

    2 000 руб.

    Справка в образовательное учреждение по результатам осмотра логопеда

    600 руб.

    Идем с ребенком к логопеду: какие важные документы нужно взять с собой

    Первичное логопедическое обследование — важный этап в работе с детьми, у которых есть проблемы с речью.

    Чтобы специалист смог составить правильный план работы, родителям нужно подготовиться и рассказать как можно больше о своем ребенке.

    Юлия Григорьева, логопед Московского городского центра реабилитации (МГЦР) рассказывает, какие документы надо взять с собой на первый осмотр, и какая информация пригодится специалисту.

    Три документа для точной диагностики

    «На диагностике логопед определяет познавательные и речевые проблемы, которые уже есть у ребенка, а также те, которые могут развиться в будущем, — рассказывает Юлия Григорьева. — После этого он проводит еще 1-2 занятия, чтобы до конца сформировать программу, в которой пропишет цели, задачи и методы работы с ребенком, а также предполагаемый результат».

    Чтобы встреча была продуктивной, родителям лучше подготовиться заранее и взять с собой 3 документа:

    • выписка из истории развития ребенка: с указанием перенесенных вирусных заболеваний, операций, травм и т.д.;
    • справка об актуальном состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к нагрузкам: если ребенок наблюдается у узкопрофильного специалиста: невролога, кардиолога, ортопеда и т.д.;
    • характеристика психолога / логопеда / дефектолога из детского сада или школы.

    Готовьтесь к открытому разговору

    Справки и выписки очень пригодятся специалисту, но все же их недостаточно. «Логопед ждет от родителей открытого общения во время диагностики, — подчеркивает Юлия. — Очень важно, чтобы на первой встрече был человек, который знает о ребенке все. Это может быть мама, папа, бабушка, дедушка… Главное, чтобы этот человек смог рассказать все, что потребуется».

    Специалист задаст родителям или близким ребенка вопросы о:

    • течении беременности и психоэмоциональном состоянии мамы в этот период;
    • протекании родов: продолжительность, осложнения;
    • состоянии ребенка после рождения: как врачи оценили состояние малыша по шкале Апгар, был ли он в реанимации, какие болезни перенес;
    • раннем физическом, познавательном и речевом развитии: история развития ребенка от рождения и до 3-х лет: первые движения, шаги, звуки, эмоциональные реакции т.д.;
    • социализации ребенка: посещает ли образовательное учреждение, есть ли друзья, круг общения из сверстников, насколько быстро вступает в контакт со взрослыми; удерживает ли и принимает социальные нормы поведения и т.д.;
    • морально травмирующих ситуациях на взгляд родителя: страхи, переживания ребенка;
    • взаимоотношениях в семье между родителями, между ребенком и родителями;
    • предпочтениях и интересах ребенка, о том, как он проводит досуг.

    «Открытый диалог с родителями позволит лучше узнать ребенка и найти индивидуальный подход к занятию, — объясняет специалист МГЦР. — Индивидуальный подход — это не потакания капризам и любым желаниям ребенка, а возможность построить занятия с ним так, чтобы он не утомлялся и не раздражался, а чувствовал себя комфортно».

    Как проходит первичный прием у логопеда

    Диагностический прием длится от 1-го до 2-х часов. Как правило, в кабинете логопеда 2 зоны. Первая — место для родителей и специалиста, где они беседуют. Вторая — место для ребенка, где разложены игрушки и диагностический материал, который подбирается по возрасту.

    «Сначала логопед общается с родителями, а ребенок изучает комнату, играет, рисует. Специалист в это время наблюдает за ним и за тем, как он общается с мамой или папой, — говорит Юлия. — После беседы с родителями врач начинает говорить с ребенком, задает ему вопросы на отвлеченные темы… И обязательно делает пометки, чтобы ничего не упустить».

    В конце диагностического приема логопед описывает примерный план работы с ребенком, в котором указывает:

    • сколько занятий потребуется;
    • с чем именно и как он будет работать;
    • понадобится ли ребенку домашнее задание и как часто его надо будет выполнять;
    • стоит ли ребенку посетить других специалистов.

    «Продолжительность и количество занятий зависит от возраста и соматического и психоэмоционального состояния ребенка, — отмечает логопед. — При этом в процессе работы с ним и план, и продолжительность занятий могут варьироваться: например, если результат будет достигнут быстрее, чем специалист предполагал».

    Особенности логопедического обследования в МГЦР

    Специалисты центра проводят диагностику немного по-другому. Так, всю информацию о ребенке до первичного приема собирает специальное отделение.

    «Наши сотрудники составляют личную карту клиента, и логопед знакомится с ней заранее, чтобы подготовить все диагностические материалы до встречи, — добавляет Юлия.

    — Благодаря этому ребенку не приходится долго сидеть в кабинете специалиста, и он меньше устает. Поэтому диагностика проходит более эффективно».

    Помимо этого, на первом приеме присутствуют психолог и психиатр. Их задача — оценить психоэмоциональное развитие ребенка. «Обычно по окончании приема нам требуется немного времени, 5-10 минут, для обсуждения наших наблюдений.

    Потом мы пишем заключение, которое передаем в реабилитационно-экспертную комиссию: в ее состав входят педагоги и другие врачи.

    И уже они утверждают программу работы с ребенком и при необходимости корректируют цели, задачи и методы нашей работы», — заканчивает специалист.

    Справочно

    Чтобы стать клиентом Московского городского центра реабилитации (МГЦР):

    • обратитесь в Территориальный центр социального обслуживания (ТЦСО) по месту прописки;
    • свяжитесь с сотрудниками МГЦР по телефонам +7 (499) 179-95-14 и +7 (499) 179-87-50;
    • посетите центр очно: консультанты учреждения проинформируют о необходимых документах для постановки на учет и прохождения курса реабилитации.

    Когда следует обращаться к логопеду

    Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

    Когда следует идти к логопеду

    Когда следует идти к логопеду

    «Речь формируется до 5 лет, а значит, раньше идти к логопеду не стоит». Из этой же серии утешительные советы бабушек, знакомых и соседок: «Мальчишки вообще позже начинают говорить», «Зато всё понимает, взгляд какой смышлёный» и пр.

    А потом пяти, а то и шестилетнего ребёнка с «кашей» во рту приводят к специалисту и просят подготовить к школе. И оказывается, что время упущено.

    Ведь на развитие речи могут повлиять и проблемы со слухом, зрением, щитовидной железной и даже нервной системой, а также многие психические заболевания.

    Читайте также:  Психосоматические боли у ребенка

    Чем раньше выявится патология, тем меньше риск возникновения серьёзных логопедических проблем, поскольку сенситивный (чувствительный) период для развития речи – возраст именно до 5 лет.

    «Сейчас много хорошей методической литературы, все логопедические проблемы можно решить самостоятельно».И не только логопедические. Ещё, говорят, зубы можно самим удалять, коли приноровиться … А если серьёзно, то самодеятельность здесь – не лучший вариант.

    Родители – неспециалисты не могут быть твёрдо уверены, что их собственное звукопроизношение, их фонематический слух идеальны, что тот или иной звук должен произноситься именно так.

    Ребёнок будет усердно повторять и про Сашу на шоссе, и про траву на дворе, и долбить языком – «молоточком», находя то положение языка, при котором звук «похож» на правильный. Родители рады – сами справились! Отпрыск счастлив – наконец – то Саша ушла со своими сушками к другим незадачливым детям.

    Не рад лишь один логопед: он знает, что с этого «почти правильного» звука на окончательно правильный перейти будет в десять раз сложнее, чем до самодеятельных занятий.

    Необходимо проконсультироваться со специалистом, чтобы он показал родителям нужный звук и объяснил, как его произносить. А уж повторять пройденное можно и самостоятельно – с книжками, Сашами и сушками.

    С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.

    Уважаемые родители! Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Еще раз напоминаем: не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту — помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым.

    Даже самые маленькие и незначительные недостатки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка.

    Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она ни была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.

    Желательно профилактический осмотр у логопеда проходить ежегодно, начиная с 1-2 лет. Дело в том, что речь, особенно в детском возрасте очень быстро развивается и видоизменяется, и на каждый возрастной период существуют определенные речевые нормы.

    • Теперь чуть поподробнее, когда стоит начинать беспокоиться.
    • Младенчество.
    • ØЕсли ребенок до 1 года наблюдался у невропатолога.

    ØЕсли ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издаёт забавных звуков типа «кхх», «акхх», «агы», «агу» и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу», «та-та-та», «ма-ма-ма»…), стоит обратиться к логопеду примерно в год.

    1. С года до двух лет
    2. ØЕсли ребенок практически не имеет понятных слов, типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своём» языке, причем много и активно — идите к логопеду, не ждите даже 3-х лет.
    3. ØЕсли к двум годам у ребенка не появилась речь или словарь ребенка составляет не более 10 слов стоит обратиться логопеду, который умеет стимулировать появление речи у «неговорящих» детей.
    4. С двух до трех лет
    5. ØЕсли в речи ребенка отсутствуют фразы, речь непонятная для окружающих.
    6. ØЕсли ребенок «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» — не ждите пока «сам заговорит».
    7. С трех до четырех лет
    8. ØЕсли до 3,5 лет ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения.
    9. ØЕсли в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения.
    10. ØЕсли Вы совсем не понимаете его речь (незначительное нарушение звукопроизношения допустимо).

    ØЕсли ребенок гнусавит, шепелявит, картавит, искажает звуки – обратитесь к логопеду в любом возрасте, не обращая внимания на возрастные нормативы появления звуков. Это всегда речевое нарушение, и самостоятельно оно не исправится.

    С четырех до пяти лет

    ØЕсли ребенок в возрасте 4,5 – 5 лет не произносит звуки ш, ж, щ, ч, с, з, ц, л, ль, й.

    ØСмягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпоська» . Это может быть не «баловство», а серьезное речевое нарушение.

    ØНе может запомнить четверостишье.

    ØЕсли малыш пропускает слоги, не произносит окончания слов, переставляет звуки. Если после ваших неоднократных исправлений речь не улучшается, логопеда посетить необходимо.

    ØСовсем не рассказывает собственных историй. При этом отсутствует связная речь.

    ØОсобенно стоит обратить внимание, если ребенок начал повторять в словах начальные звуки, слоги или повторять несколько раз подряд одно слово.Это может быть признаком заикания.

    С пяти до шести лет

    ØВсе еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с согласными звуками «р» и «л».

    ØЕсли ребенок плохо запоминает буквы и с трудом заучивает стихи.

    ØНе может составлять предложения из 4-7 слов. Допускает грубые ошибки при использовании падежных форм слова, союзов, предлогов.

    ØРебенок не способен описать своими словами сюжет на картинке.

    С шести до семи лет

    ØНарушает слоговую структуру слов (ско-ро-во-да, ба-ре-ли-на и.т.п.)

    ØОчень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

    ØНе умеет сравнивать самостоятельно предметы между собой и не называет несколько существенных признаков сходства и отличия предметов. Например, чем похожи и чем отличаются «яблоко» и «мяч».

    • ØНе составляет самостоятельно связный рассказ не менее чем из 6-7 предложений (из личного опыта, из того, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике…)
    • ØНе умеет отвечать на вопросы по прочитанной сказке, рассказу, стихотворению
    • ØНе может пересказать текст.
    • ØНе запоминает стихи.
    • ØНе отгадывает загадки, не понимает образные выражения.
    • ØНе составляет предложения по одной картинке или рассказ по серии сюжетных картинок.

    Пускать на самотек развитие детский речи нельзя. Родители должны приложить достаточно усилий, чтобы она развивалась без задержек. Взрослые просто обязаны вовремя заметить детские проблемы в этой области.

    Ведь от этого будут зависеть дальнейшие успехи малыша в усвоении предметов школьной программы и вся его дальнейшая жизнь. Надеяться на чудо и ждать, что детские нарушения речи пройдут сами по себе с возрастом, не стоит.

    Учитель-логопед – Авдоченок Л.А.

    СП «Дюймовочка»

    В каких случаях нужно обращаться к учителю-логопеду? советы специалиста родителям

    Грамотная и понятная речь – не врожденное качество.

    Ребенок на протяжении всех первых лет жизни шаг за шагом учится правильно и четко произносить разные звуки, составлять слова и предложения, выражать свои мысли последовательно и ясно.

    Но нередко речевое развитие проходит со сложностями. Если родители замечают у ребенка какие-то проблемы с речью, важно, как можно скорее обратиться к специалисту – логопеду.

    Когда стоит обращаться к логопеду?

    • до 1 года – если у ребенка нет гуления и лепета, то есть попыток произносить сначала отдельные звуки («агу», «гы», «кхх»), а затем повторяющиеся слоги («бубу», «гиги», «диди», «тата»).
    • 1-2 года – если ребенок совсем не говорит.
    • 2-3 года – если ребенок все понимает, но отказывается говорить, если он почти не произносит понятные слова, но при этом активно и много общается на «своем» языке. Родителей малыша в этом возрасте должны настораживать любые отличия речи ребенка от речи его сверстников.
    • 4-6 лет – если ребенок говорит невнятно, звуки смазанные и нечеткие. Проблемы с речью точно есть, если малыш смягчает простые звуки («щапка» вместо «шапка», «тяшка» вместо «чашка», «масинка» вместо «машинка»), не выговаривает или заменяет их («тот» вместо «кот»).
    • старше 6 лет – если ребенок не произносит или выговаривает неправильно какие-то звуки («р», «л»), запинается, заикается, повторяет первые слоги и звуки. Веские причины обращения к логопеду – неспособность ребенка отвечать на вопросы, запоминать и пересказывать короткие стишки, рассказы, пропуск или замена слогов в длинных словах.
    • в школьном возрасте – проблемы с чтением и письмом.

    С какими видами речевых нарушений чаще всего сталкивается в своей деятельности учитель-логопед

    • Дислалия. Неправильное произношение звуков при нормальном слухе и отсутствии проблем с речевым аппаратом. Считается физиологической нормой для детей младше 5 лет, в старшем возрасте – логопедическим нарушением. Выражается в том, что ребенок заменяет, искажает, пропускает звуки.
    • Дисфония (охриплость голоса) и афония (отсутствие голоса).
    • Ринолалия. Это нарушение характерно для малышей с расщелиной неба. Чем она больше, тем сильнее выражены симптомы ринолалии. Выражается дефект в форме гнусавости голоса, неразборчивой речи.
    • Дизартрия. Возникает из-за нарушений иннервации мышц, непосредственно участвующих в формировании речи. Малыш испытывает трудности со звуковыми артикуляциями. Речь лишена эмоциональной окраски, словарный запас скудный. Дизартрия приводит к проблемам с письмом: неровному почерку, разному размеру букв. Ребенок пишет грамотно, но медленно. В чтении отмечаются перестановка и замена звуков.
    • Заикание. Возникает из-за судорог мышц, которые участвуют в звукопроизношении, в момент, когда человек хочет что-то сказать.

    Цели и задачи обращения к учителю-логопеду

    Работа специалиста заключается в устранении проблем с устной речью, письмом и чтением. Для этого учитель-логопед решает следующие задачи:

    • корректирует звукопроизношение;
    • формирует фонематические процессы, то есть способность воспринимать, понимать, анализировать отдельные элементы звуковой речи (звуки, слова, предложения);
    • расширяет и обогащает словарный запас ребенка;
    • развивает грамматический строй речи, ее связность;
    • готовит малыша к обучению письму и чтению.
    Читайте также:  Упражнения для подростков, тренировки 12 лет

    В каком возрасте нужно начинать логопедическую работу с ребенком?

    Раньше существовало мнение, что ребенка нет смысла приводить к логопеду в возрасте младше 5 лет. Но оно давно устарело. К 5 годам речь уже во многом сформирована, ведь начинается этот процесс, когда малышу не исполнилось и года.

    Именно в первый год жизни ребенка нужно начинать задумываться о правильности развития его речи, а при возникновении любых сомнений обращаться к специалисту.

    Особенно это касается детей, которые наблюдаются у невропатолога из-за проблем во время беременности и родов.

    Современные технологии работы учителей-логопедов позволяют выявить и скорректировать проблемы с речевым развитием на самой ранней стадии. А это всегда проще, чем исправлять неправильно сформированную речь.

    Как избежать проблем с речью и вовремя их распознать – 10 рекомендаций родителям от учителя-логопеда

    1 совет. Говорите с ребенком во время приготовления еды, уборки, одевания и раздевания, игры, прогулки и любой другой деятельности. Рассказывайте и спрашивайте о том, что вы и малыш видите, делаете, слышите.

    2 совет. Используйте правильно построенные фразы, предложения. Нужно говорить предложениями на 1-2 слова длиннее, чем у малыша. Если он пока не говорит фразами, общайтесь с ним предложениями из 2 слов.

    3 совет. Вопросы должны быть открытыми, чтобы у ребенка был стимул использовать для ответа несколько слов. Например, вместо «Ты играешь?» спрашивайте: «Что ты делаешь?».

    4 совет. Не торопите ребенка с ответами на вопросы и формулированием своих мыслей. Подождите, пока он скажет все, что хотел.

    5 совет. Прислушивайтесь к окружающим звукам (лаю собаки, шуму машины, шелесту листьев) и спрашивайте у малыша, что он слышит.

    6 совет. Рассказывая ребенку короткие истории и сказки, просите его пересказать услышанное вам или кому-нибудь еще.

    7 совет. Если словарный запас у малыша небогатый, расширяйте его. Показывайте и называйте ему разные предметы и явления (части тела, фрукты и овощи, транспорт и т. д.

    ) и просите повторять слова. Вводите в речь ребенка по 5-6 слов, а когда он научится хорошо произносить их, добавляйте новые.

    Занимайтесь ежедневно и обязательно хвалите, воодушевляйте малыша, даже если у него пока что-то не получается.

    8 совет. Если ребенок не говорит предложениями, а использует для общения только слова, учите его коротким фразам. Например, малыш знает слово «кружка». Последовательно вводите в его речь предложения: «Дай кружку», «Папина кружка» и т. д.

    9 совет. Занимайтесь с малышом в игровой форме – интерес активизирует речевое подражание, способствует развитию памяти и внимания.

    10 совет. Обращайте внимание на речевое развитие ребенка с самого раннего возраста. Не дожидайтесь, когда он «перерастет», «сам заговорит».

      Вся информация взята из открытых источников. Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

    Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

    Когда стоит обратиться к логопеду

    Логопед занимается не только коррекцией речи – постановкой правильного произношения звуков и слов. Специалист данного профиля ставит перед собой комплексные задачи. В процессе работы с ребенком врач отслеживает, как работает слуховое и визуальное внимание, насколько правильно и в соответствии с возрастом идет развитие. Логопед проверяет, понимает ли ребенок, обращенную к нему речь, может ли складывать словосочетания, изменять слова по числам и падежам, способен ли составлять простые рассказы по картинкам и не только. Эти знания помогают продумывать индивидуальную стратегию работы, выявлять пробелы в развитии и заполнять их.

    Особенности развития речи в период от 1 до 7 лет

    Крайне важно, чтобы родители регулярно следили за тем, как развивается ребенок. Чтобы самостоятельно определить наличие или отсутствие проблем, стоит ориентироваться на усредненные нормативы. Предлагаем рассмотреть более подробно, когда следует обращаться к логопеду.

    Ребенку исполнился год

    Консультация логопеда необходима, если в возрасте от 1 до 2 лет малыш не лепечет, не начинает произносить отдельные слоги, не пытается сказать самые простые словосочетания. Пройти этого специалиста нужно наряду с посещением отоларинголога. ЛОР ответит на самый главный вопрос: нет ли дефектов слухового аппарата. Часто проблемы со слухом становятся причиной общего отставания в развитии.

    Что нужно знать о двухлетке

    Считается нормой, если к двум годам у малыша в запасе имеется более десятка простых слов (и постоянно добавляются новые). Если короткие слова, слоги отсутствуют совсем, это серьезный повод задуматься. Особенно, если ребенок не только не говорит, но и не понимает слов, обращенных к нему.

    Консультация логопеда в 3 года

    • Однозначно стоит обратиться к специалисту, если в три года сын или дочка:
    • меняет местами звуки;
    • разговаривает на «языке», который не понимает никто из членов семьи;
    • хорошо понимает смысл сказанного, но сам говорить не пытается;
    • говорит на порядок хуже сверстников.

    В этом возрасте не следует игнорировать существующую проблему, считая, что малыш способен «перерасти» ее самостоятельно. Улучшений может не последовать, а вышеописанные дефекты привести к отставанию в развитии.

    Логопед для четырехлетнего ребенка

    1. В 4 года логопедическая работа необходима, если:
    2. малыш плохо выговаривает более 4-5 звуков;
    3. в речи присутствует много дефектов: отсутствует внятность в словах и словосочетаниях;
    4. сыну или дочке трудно поддерживать диалоги, давать ответы на простые вопросы;
    5. маленький человек предпочитает молчать;
    6. речь не развивается (не появляются новые слова, не строятся более сложные предложения, малыш разговаривает на том же уровне, на котором говорил 3-4 месяца назад).
    7. Коррекция речевых расстройств в этом возрасте позволит избежать проблем в детском саду и при подготовке к школе.

    Незамедлительная консультация пятилетке необходима, если:

    1. Разговорная речь остается смазанной и слишком непонятной.

    2. Многие звуки малыш продолжает произносить «по-своему», не может исправлять ошибки, повторяя за взрослым.

    3. Присутствует картавость.

    4. Есть заикание.

    5. Словарный запас слишком скудный.

    Логопед в этот период нужен для того, чтобы определить причину и характер дефектов, помочь их исправить. В некоторых случаях родителям рекомендуют перевести ребенка в специальную логопедическую группу в детском саду.

    • К 6-7 годам следует обращаться к специалистам даже в случае, когда есть проблемы с правильностью произношения хотя бы одного звука. Также логопед поможет, если малыш:
    • отвечает на вопросы односложно;
    • не может составить простой рассказ по предложенному изображению;
    • говорит простыми словосочетаниями, не составляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
    • Также стоит показать дошкольника специалистам, если речь начала ухудшаться, возникли проблемы с произношением слов и отдельных звуков, ребенок не может пересказать простые тексты на родном языке, испытывает непреодолимые сложности при запоминании детских стихотворений.

    От развития речи напрямую зависит мышление малыша. Не затягивайте с обращением к профессиональным врачам, поскольку с возрастом исправлять пробелы становится все сложнее. А это негативно отражается на обучении и качестве жизни.

    Когда обратиться к логопеду: проверьте по возрастным нормам

    1 год

    Обратиться нужно, если у малыша нет гуления и лепета, он не произносит повторяющиеся слоги типа «бабаба», «мамама» и т. д., не следит глазами за двигающейся игрушкой Это уже повод для серьезного обследования не только у логопеда, но и у невролога и отоларинголога.

    2 года

    Если объем словаря – 10 слов и менее, ребенок не говорит даже простых фраз, он молчит, пользуется жестами, если у него есть отдельные звуки, но вам кажется, что «все понимает».

    3 года

    В этом возрасте визит к логопеду обязателен, даже если ребенок развивается в пределах нормы. Срочно нужна логопедическая помощь, если малыш:

    • путает звуки, заменяет один звук другим;
    • говорит непонятно, на «своем» языке;
    • молчит, но понимает речь взрослых;
    • говорит намного хуже, чем сверстники;
    • имеет бедный словарный запас, делает грубые ошибки типа «красный кукла» и пр.

    Как проверить, какие звуки не говорит ребенок?

    4 года

    К логопеду следует обратиться, если вы еще ни разу не показывали ему малыша, а также в следующих случаях:

    • невнятная речь, которую понимает только мама;
    • ребенок неправильно произносит более 5 звуков;
    • он молчит, неохотно общается, хотя говорить умеет;
    • не в состоянии ответить на простые вопросы, поддержать разговор;
    • его речь похожа на речь трехлетки, то есть никаких изменений за год не произошло.

    В четыре года обычно выявляется тяжелое нарушение речи -дизартрия, которое связано с нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата, и общее недоразвитие речи, затрагивающее все стороны детской речи

    5 лет

    Обязательно покажите ребенка логопеду, если:

    • у ребенка непонятная речь;
    • он неправильно произносит звуки, излишне смягчает их или наоборот;
    • у него гнусавый, неприятный голос;
    • очень бедный словарь.
    Читайте также:  Красить волосы во время беременности, можно ли во время беременности красить

    При наличии данных проблем обычно рекомендуется перевод в логопедическую группу детского сада и систематические логопедические занятия.

    Игры на развитие внимания у младших школьников

    6 лет

    Помощь логопеда необходима, если:

    • ребенок произносит плохо хотя бы 1-2 звука;
    • говорит отрывками, а не развернутыми предложениями;
    • дает только односложные ответы;
    • не в состоянии составить простую историю по сюжетной картинке.

    Внимание! Независимо от возраста ребенка срочно обратиться к логопеду нужно, если:

    • качество речи становится всё хуже и хуже;
    • ребенок начал заикаться, «мычать», запинаться;
    • он не в состоянии выучить даже короткие стихи;
    • при чтении пропускает слоги, заменяет их;
    • у него очень плохой почерк, даже если приложено старание;
    • после травмы или болезни пострадала речь;
    • есть любые другие сложности в общении со сверстниками и взрослыми.

    Это важно! Первый визит к логопеду в три года ОБЯЗАТЕЛЕН, не позже! Раньше вы можете прийти, если есть проблемы, описанные выше.

    Когда обращаться к логопеду с ребёнком и зачем это нужно

    В каком возрасте нужно показать ребёнка логопеду. Как самостоятельно определить необходимость визита, основные поводы обращения к специалисту.

    Каждая мама с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждёт первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена отдельными звуками. Некоторые родители замечают, что дети неправильно выговаривают слова или искажают их, но не знают, когда ребёнку нужен логопед и при каких проблемах.

    Часто мамы и папы обращаются к специалисту лишь когда ребёнка оставляют на второй год в школе или вынуждают покинуть сад/школу из-за отставания в развитии, основой которого является речь. Расскажем, когда обращаться к логопеду с ребёнком, чтобы избежать проблем в будущем.

    Признаки нормального развития речи

    Первая реакция новорождённого малыша — это крик. После он трансформируется в гуление — издавание отдельных звуков. К полугоду младенец уже вовсю лепечет, т. е. произносит подобия слогов. Он уже может с их помощью выражать свои требования и желания.

    • Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения. Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.
    • В 2−3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи.
    • В три года появляются свистящие звуки [С], [С'], [З], [З'], [Ц], но они не всегда чисто произносятся — это нормально.
    • В четыре года появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч'], [Щ'], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.
    • В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные. К ним относят [Р], [Р'], [Л], [Л']. Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.
    • К семи годам малыш выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.

    Если ваш малыш развивается по описанному выше сценарию, то логопед нужен ребёнку в 2,5 года. Специалист проведёт диагностику речевого развития, убедится в нормальном развитии малыша, подскажет нюансы текущего состояния речи, на что стоит обратить внимание.

    Рекомендуемый возраст для визита к специалисту

    Логопед — это специалист, который устраняет дефекты речи. Обращаются к нему по разным причинам. Иногда это не выговаривание звука, в других случаях — длительное молчание малыша. То, с какого возраста нужен логопед ребёнку, зависит от конкретной проблемы.

    Основной повод для беспокойства — отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с года. Не стоит переживать, если слова появятся чуть позже. Специалисты считают критичным возраст два с половиной года. Если к 2,5 годам малыш не заговорил либо в его речи всего несколько слов, то имеет место задержка речевого развития. Здесь рекомендуется комплексное обследование у специалистов.

    Если у вас возникли вопросы по речи малыша до 2 лет, вы сомневаетесь в правильном его развитии, то имеет смысл идти к педиатру. Логопед принимает детей с возраста 2 года.

    Многие не задумываются над тем, в каком возрасте нужно обращаться к логопеду с ребёнком, считая, что речь разовьётся сама. Что в садике или в школе учителя исправят все проблемы. Потом ребёнка просят покинуть частный детский сад из-за проблем с развитием речи или оставляют на второй год в школе. Есть практика таких случаев и они не единичны.

    Логопед проводит логопедическое обследование, напоминающее разностороннее тестирование способностей малыша.

    Он проверяет есть ли понимание речи, выполняет ли ребёнок простые инструкции, сколько слов в его речи, умеет ли он изменять слова по числам и т. д. Логопед — это коррекционный педагог.

    Он проводит специальные занятия, которые направлены на вызывание и развитие речи малыша. Этот небыстрый процесс порой требует нескольких лет.

    У родителя множество поводов для беспокойства, среди которых отсутствие гуления или лепета, отсутствие у малыша понимания обращённой речи, задержка физического развития.

    Это может быть симптомом серьёзных нарушений. Поэтому потребуется консультация разных специалистов, а не только логопеда.

    Перед тем как вести малыша к логопеду, родители могут показать его психиатру, сурдологу (для исключения нарушений слуха), неврологу.

    Поводы для обращения к логопеду

    Чаще всего родители решают идти к логопеду с ребёнком, если тот не выговаривает несколько звуков. В обывательском языке это называют «шепелявостью» или «картавостью». Дети могут заменять звуки, искажать или вовсе не произносить. В ходе обследования логопед проверяет не только умение правильно произносить звуки речи, но и другие стороны речевого развития:

    • Грамматику;
    • Лексику;
    • Умение выделять звуки и различать их.

    Обязательно изучается артикуляционный аппарат малыша (губы, зубы, нёбо, язык, уздечка и т. д.). Так как некоторые анатомические особенности могут мешать правильному формированию речи. В таком случае показана консультация ортодонта или хирурга.

    Настораживать должны перестановки слогов или их проглатывание в 2,5 года. Например, ребёнок говорит: «ееко» вместо «сердечко», «фрукты-укы, собака – ахака, зебра – хеха» или «мака куша кофета» вместо «Маша кушает конфету».

    Если помимо звуков, у обследуемого нарушены другие компоненты, то ему ставится заключение «общее недоразвитие речи». В таком случае придётся заниматься с логопедом два раза в неделю. Нельзя точно сказать, сколько потребуется времени для коррекции. Обычно на неё уходит от года до трёх лет.

    Нарушения звукопроизношения включают в себя только проблемы со звуками. Дети могут искажать их, пропускать или заменять. Например, вместо [К] говорить [Т], вместо [Ш] говорить [С]. Часто наблюдаются искажения. Например, свистящие произносятся таким образом, что кончик языка находится между зубами.

    Очень часто неправильное произношение возникает из-за путания звуков (несформированности фонематического слуха). Таким детям тяжело даются задания на выделение звука, определение его места в слове, на различение звуков.

    Некоторые родители внимательно наблюдают за развитием дочери или сына, но они не знают, с какого возраста логопед может обследовать детей и взять их в работу. Ведь выявить проблему специалист может и в 2 года. Опытные логопеды владеют методиками помощи для детей всех возрастов от 2 лет.

    В случае задержки речевого развития своевременная поддержка поможет быстрее справиться с проблемой. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег занимает решение проблемы.

    Нужен ли логопед ребёнку в 5 лет? Он может понадобиться из-за неправильного произношения звуков [Л, Р]. При искажении звука [Л] он произносит его губами, а при проблемах с [Р], «рычит» горлом, что даёт дефектное звучание. Поставить эти звуки не займёт много времени и избаавит малыша от дефектов речи.

    Ещё одно возможное нарушение речи — это заикание. Дети начинают растягивать звуки или «спотыкаться» на звуках, слогах. Появление таких симптомов требует незамедлительной консультации специалистов (логопеда, невролога) для различения сложного речевого нарушения от физиологических запинок вследствие формирования речи.

    Зачастую помощь логопеда требуется в школьном возрасте. У детей данной возрастной группы возникают проблемы с чтением, письмом и арифметикой.

    Ученики путают буквы, пропускают их, слитно пишут слова в предложении, неправильно прочитывают слоги, слова и прочее.

    Всё это необходимо своевременно исправлять, так как в дальнейшем такие проблемы серьёзно осложняют жизнь ребёнка, вплоть до оставления на второй год.

    Как видите, в идеальном случае, логопед не является обязательным специалистом в жизни детей. Но это немногочисленные случаи. Не зря же в детских садах и начальной школе есть такие специалисты. В случае с логопедом работает такое правило: чем раньше обратиться, тем проще и дешевле будет решение имеющейся проблемы.

    С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые

    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *