Нейропсихолог: модный врач или нужный детям помощник?

Нейропсихолог: модный врач или нужный детям помощник?

Нейропсихология – это эффективное терапевтическое направление психологии, которое стремительно приобретает популярность в нашей стране.

В последнее десятилетие коррекционные специалисты сталкиваются с резким увеличением числа детей, у которых родители и педагоги обнаруживают трудности в обучении и общении. В работе с такими детками нейропсихологи используют схожие методы диагностики и коррекции, что и со взрослыми. Детская нейропсихология – более молодое направление, нежели взрослая, но развивается удивительно быстро.

В статье расскажем, какие задачи решает в своей практике детский нейропсихолог, как им стать и где можно работать после обучения.

Особенности профессии нейропсихолога

Нейропсихолог изучает, какое влияние оказывает состояние головного мозга на поведение, психику человека и его возможности.

Детский нейропсихолог использует знания анатомического строения и функций каждого отдела головного мозга ребенка, чтобы: 

  • исследовать нарушения психики, 
  • корректировать психические процессы и поведенческие особенности,
  • работать с восприятием окружающего мира, развитием внимания, памяти, мышления и речи в детском возрасте.

К примеру, если чадо постоянно отвлекается на школьных занятиях, а во время перемены подобно Бэтмену летает по школе, проблема не всегда кроется в издержках воспитания. Бывает, что малыш просто не может вести себя по-другому из-за недоразвитых участков и других патологий своего мозга. Детский нейропсихолог при помощи специальных упражнений и коррекционных игр влияет на развитие мозговых отделов ребенка, помогая маленькому пациенту обрести усидчивость, старательность, внимательность и память, соответствующие его возрасту. Обычно клиенты детского нейропсихолога – это детки в возрасте от четырех до тринадцати лет. Нейропсихолог: модный врач или нужный детям помощник?

Какие задачи решает детский нейропсихолог?

Специалисты нейропсихологии курируют детей:

  • страдающих детским церебральным параличом;
  • перенесших на ранних стадиях поражение отделов головного мозга;
  • имеющих трудности с контролем поведения (гиперактивность, или синдром дефицита внимания) и адаптации к социуму;
  • при низкой успеваемости и замедленном усвоении школьной программы;
  • при явной повышенной утомляемости;
  • со слабым уровнем моторики (ребенку не по плечу лепка, письмо, работа с мелким материалом);
  • с плохой координацией движений;
  • с речевыми расстройствами;
  • с нарушениями сна;
  • с низким уровнем развития памяти, мышления и воображения;
  • страдающих нарушением тонуса мышц (ребенок может ощущать непреодолимую слабость и вялость или, наоборот, быть излишне возбужденным);
  • имеющих трудности в общении с педагогами и сверстниками.

Дети с врожденными нарушениями умственных способностей, перенесшие серьезные травмы головы или с диагностированной дисфункцией подкорковых и стволовых образований, также нуждаются в консультации и помощи нейропсихолога.

Задача нейропсихолога в работе с детьми – найти причину трудностей обучения, развития, поведения ребенка, выявить его сильные и слабые психические функции, провести коррекционно-развивающую работу, а также профилактику нарушений, дабы не допустить в будущем рецидива проблемы.

Нейропсихолог: модный врач или нужный детям помощник?

Плюсы и минусы профессии

Как и любая другая профессия, нейропсихология имеет как свои преимущества, так и сложности.

Явными плюсами будут:

  • способность оказывать помощь маленьким пациентам;
  • безусловная востребованность, благодаря узкой специфике знаний (разумеется, при условии, что у специалиста достаточно точечных навыков и имеется соответствующее образование);
  • интересные кейсы в практике;
  • возможность собрать необходимую информацию для собственных исследований (научной работы).

К минусам относят:

  • высокую степень ответственности перед собой, обществом и родителями за здоровье и жизнь маленьких пациентов;
  • тяжелые последствия совершенных ошибок: необходим высокий профессионализм и предельная внимательность, ведь от выбранных методов лечения и рекомендаций нейропсихолога напрямую зависит дальнейшее психологическое состояние ребенка;
  • невысокая заработная плата при трудоустройстве в госструктуры;
  • неизменные трудности в процессе работы с детками, которые противятся выполнять корректирующие упражнения.

Навыки, необходимые в работе детского нейропсихолога

Понятно, что, помимо научных знаний и умений, детский нейропсихолог должен обладать и личностными качествами, без которых в этой профессии не обойтись.

Вот 6 основных особенностей характера и навыков, которые вам потребуются.

  1. Главным тут будет, безусловно, умение расположить к себе и вызвать безоговорочное доверие юного пациента. Ведь без доверия не получится взаимоотношений и взаимопонимания, а, значит, и само лечение становится невозможным.

  2. Терпение и железная выдержка также будут способствовать результату работы. Ведь разговаривать придется с маленькими детьми, а ребенок не всегда способен внятно объяснить свое состояние или понять, зачем ему выполнять все наставления врача.

  3. Способность к  эмпатии и сочувствию не исключают обязательной способности вовремя абстрагироваться от рабочих моментов, чтобы не заполучить проблемы самому. Ведь именно профессия психолога находится в группе риска по эмоциональному выгоранию.

  4. Устойчивая нервная система поможет справиться с высокой долей ответственности за здоровье детей.

  5. Знание английского языка способствует ведению нейропсихологических исследований, поскольку большая часть научных работ публикуется на английском, а на международных семинарах будет возможность обмена опытом со специалистами из других стран.

  6. Желание постоянно совершенствоваться и учиться, в том числе самостоятельно.

Где учиться на нейропсихолога?

В нашей системе высшего образования пока нет специальности «Нейропсихология», поэтому для начала вам необходимо получить диплом по психологии или клинической психологии, а далее заниматься повышением квалификации в желаемом направлении.

Например, наша академия предлагает к освоению курс по повышению квалификации «Нейропсихология детского возраста». Обучение проходит в онлайн-формате, длится всего 200 часов и стоит сейчас 5800 рублей.

В процессе обучения вы получите обширные знания в сфере особенностей мозговой деятельности у детей и всевозможных клинических проявлений психики в детском возрасте, научитесь диагностировать отклонения, вызванные повреждениями головного мозга, и результативно корректировать их последствия.

Разумеется, наивно рассчитывать, что обучение в профессии ограничится парой недель или месяцев. Хороший практик учится постоянно, регулярно повышает квалификацию, уделяя много времени самообразованию.

Место работы детского нейропсихолога

После обучения специалисты, освоившие профессию детского нейропсихолога, могут устроиться в государственные или частные учреждения, нейрохирургические клиники, медицинские и/или психологические центры.

Статистика утверждает, что детский нейропсихолог требуется трем из четырех первоклассников, поэтому опасность остаться без работы мала. Квалифицированные специалисты высоко востребованы в образовательных учреждениях в качестве педагога-психолога, в детских развивающих центрах и в научно-исследовательских компаниях.

Зарплата детского нейропсихолога в России

Зарплата будет зависеть от региона деятельности.

Согласно опубликованным вакансиям на сайтах бирж труда, на старте карьеры москвич-нейропсихолог может рассчитывать на заработную плату в 20 тысяч рублей, а опытный специалист в столице зарабатывает от 50 до 120 тысяч рублей. В российских регионах ситуация скромнее: здесь начинающий нейропсихолог получает около 16-20 тысяч рублей, но с опытом его зарплата возрастает до 45 тысяч.

Ведя частную практику и обладая фундаментальными знаниями в сфере нейропсихологии, уровень заработной платы можно поднять значительно выше озвученных цифр.

Подводя итог под всем вышесказанным, можно смело утверждать, что профессия детского нейропсихолога уже сейчас востребована в нашей стране, и популярность ее продолжает набирать обороты.

Путь к профессиональному успеху будет, несомненно, не так-то прост, и потребует от вас затрат сил, энергии и времени.

Но тем желаннее конечная цель – эффективно помогать детишкам в их нелегких проблемах, менять их мир в лучшую сторону и дарить им беззаботное детство и счастливое будущее. Разве может быть у взрослых задача важнее этой?

canva.com

Нейропсихолог — перспективная профессия для психолога

Нейропсихология — направление психологии, которое только набирает обороты в России. Расскажем, как стать нейропсихологом, чем она отличается от смежных специальностей и где потом работать.

В этой статье:

Чем нейропсихолог отличается от других специалистов Как стать нейропсихологом Где работать нейропсихологу

Кто такой нейропсихолог

Нейропсихология изучает влияние состояния мозга на поведение и психические возможности человека. 

Например, если ребенок на уроке отвлекается, а на перемене носится как угорелый, не всегда проблема в воспитании. Иногда малыш не может вести себя иначе из-за недоразвитых участков головного мозга. 

Нейропсихолог с помощью физических упражнений и игр «подтягивает» развитие мозга и помогает маленькому пациенту обрести внимание, память и усидчивость, положенные по возрасту. Чаще всего его клиенты — дети от 4 до 12 лет. Мол, после что-то исправлять уже поздно.

Но есть нейропсихологи и для взрослых, которые помогают справиться с последствиями серьезных травм. Например, вернуть былую мозговую активность после инсульта.

Нейропсихолог: модный врач или нужный детям помощник?

Нейропсихолог — перспективная профессия для психолога

Чем нейропсихолог отличается от других специалистов

Сможете с ходу сказать, чем отличаются психолог, клинический психолог, психотерапевт, психиатр, дефектолог, нейропсихолог? Давайте попробуем разобраться. Для начала разделим профессии на две большие группы: врачи и… не врачи. 

Врачи

К первой категории относятся психиатры и психотерапевты.

Психиатр лечит или стабилизирует тяжелые психические состояния пациентов. Разговаривать и увещевать в таких случаях уже поздно, применяются медицинские препараты. 

Читайте также:  Общий наркоз у детей: виды, особенности проведения, противопоказания и побочные эффекты

Психотерапевт — пограничный специалист. Это психиатр, который прошел дополнительное обучение по психологии. Он и лекарство пациенту выписать может, и словом вылечить. Оказывается, не всегда тяжелые состояния поздно лечить словом, комплексная терапия может быть эффективнее.

Не врачи

Вторая группа — это гуманитарные специалисты или педагоги-психологи.

Психолог работает со здоровыми людьми. Он выслушает, поможет найти причину конфликта или ссоры, посоветует, где искать решение. С расстройствами психики он не работает.

Клинический психолог — тоже еще не врач, хотя практикует в медицинских учреждениях. Он не может выписывать лекарства или ставить медицинские диагнозы, просто работает с немного более тяжелыми случаями, чем психолог. 

Дефектолог помогает справиться с дефектами психических функций, зона его ответственности — преимущественно дети, хотя и взрослые клиенты тоже бывают. В арсенале дефектолога развивающие упражнения и игры. Если какую-то функцию полностью восстановить не выходит, ищется способ заместить недостающий навык. Например, не выходит читать — будем слушать.

Нейропсихолог работает с теми же дефектами, но ищет их причину в соответствующих зонах головного мозга… Ну об этом мы уже писали выше. Словом, нейропсихолог — тоже не врач, хотя эта педагогическая специальность и граничит с медициной.

Как стать нейропсихологом

Специальности «Нейропсихология» в нашей системе образования нет. Чтобы получить эту профессию, придется сначала обучиться на психолога или клинического психолога… Даже на психиатра можно, только это медицинское образование, так что оно займет гораздо больше времени. А после нужно будет пройти программу повышения квалификации.

Например, нужная программа есть на факультете психологии МГУ. Принимают туда с высшим психологическим, педагогическим или медицинским образованием. То есть возможностей стать нейропсихологом масса. Обучение длится всего 4,5 месяца и стоит 40 000 рублей.  

Нейропсихолог: модный врач или нужный детям помощник?

Обучение нейропсихологии на факультете психологии МГУ

А в психолого-педагогическом университете все выглядит еще серьезнее: берут только психологов, учат 10 месяцев и берут за это 100 тысяч рублей.

Только не стоит рассчитывать, что обучение ограничится парой месяцев. Хороший специалист учится постоянно, все во имя квалифицированной помощи клиентам!

Где работать нейропсихологу

Говорят, помощь нейропсихолога нужна трем из четырех первоклашек. Так что остаться без работы вам с такой профессией не грозит. 

На сегодняшний день неропсихологи работают в детских развивающих центрах, для России это направление довольно молодо, в школе такого специалиста найти все еще трудно.

Согласно вакансиям на сайте hh.ru, нейропсихологам в среднем платят от 40 до 100 тысяч рублей.

Не уверены, какую профессию выбрать? Пройдите профтестирование.

Детский нейропсихолог. Для чего он нужен ребенку

Нейропсихолог: модный врач или нужный детям помощник?

Детский нейропсихолог может помочь, если ребёнок:

  • плохо усваивает учебный материал;
  •  не сразу вас понимает или не сразу откликается;
  •  невнимателен, неусидчив, часто отвлекается;
  •  быстро устаёт; 
  •  имеет проблемы с памятью;
  •  пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;
  •  не может описать картинку, скопировать рисунок;
  •  неловок, неуклюж, часто спотыкается;
  • гиперактивен или слишком медлителен.

Нейропсихологическую диагностику рекомендуется проводить детям с трудностями обучения и поведения по назначению лечащего врача. Нейропсихологическая диагностика подходит для детей дошкольного и школьного возраста.

Нейродиагностику рекомендуется проводить детям у которых возникают сложности в освоении школьной программы (чтение, счет, письмо), трудности концентрации внимания. Своевременное обращение к специалисту поможет вовремя скорректировать подобные проблемы, улучшить адаптацию к школьному процессу, повысить успеваемость.

Детский нейропсихолог: с какими проблемами стоит обращаться

Детский нейропсихолог – это клинический психолог, основной задачей которого является помощь детям с трудностями обучения, социально-бытовой адаптации, нарушениями поведения. Специалист может помочь подобрать коррекционно-развивающие занятия для работы с имеющимися трудностями. К нейропсихологу могут обращаться дети от 4-х до 7-ми лет.

Переход к обучению в школе всегда является стрессовой ситуацией для ребенка и родителя. Могут возникнуть сложности в процессе обучения письму: слабый или сильный тонус в руках, замена и пропуск букв, знаков препинания, игнорирование заглавных букв.

  • Что касается математики, то возможны проблемы с пониманием задач, автоматизацией счета, в особенности обратного.
  • Чтение может сопровождаться различными затруднениями при понимании смысла прочитанного, чтения вслух.
  • Трудности в освоении учебных навыков важно вовремя обнаружить и подобрать соответствующие методы коррекции, чтобы способствовать успешному освоению школьной программы и предотвратить истощение психоэмоциональных ресурсов ребенка.

Нейропсихолог может помочь выявить причину трудностей в освоении какого-либо школьного предмета, например, математики.

Причины трудностей в обучении могут быть и более общими, например, недостаточная сформированность функций программирования регуляции и контроля, которая отражается на разных областях психической деятельности.

Нейропсихологическая диагностика

Нейропсихологическая диагностика – комплекс диагностических заданий, направленный на исследования особенностей памяти, внимания, мышления и других функций ребенка с целью определения особенностей мозговой организации психических функций.

Нейропсихологическая диагностика проводится посредством определенного набора методик, часть которых была разработана еще в середине прошлого века психологом с мировым именем А.Р. Лурией и адаптирована его последователями уже в наше время.

Также для диагностики нейропсихолог может использовать наблюдение за ребенком, беседу с ребенком и его родителями, аппаратные методы диагностики.

В ходе обследования специалист выявляет особенности функционирования тех или иных зон головного мозга, которые могут быть связаны с трудностями обучения и поведения.

Результаты нейропсихологической диагностики служат опорой для определения «мишеней» коррекционного воздействия.

Нейропсихологическая коррекция

Нейропсихологическая коррекция является отличным методом для профилактики школьной неуспеваемости.

Если ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, переключением между разными видами активностей, трудности освоения письма, чтения или счета – с помощью нейропсихологической диагностики, можно выявить в чем причина и подобрать соответствующий комплекс коррекционных занятий.

Нейропсихологическая коррекция также может быть полезна детям с особенностями сенсорной сферы (повышенная или пониженная чувствительность к определенным ощущениям), моторными особенностями.

Нейропсихологическая коррекция, подобранная по результатам тщательной диагностики, в сотрудничестве специалиста с лечащим врачом и родителями, может улучшить качество жизни детей с расстройствами аутистического спектра, генетическими синдромами, последствиями органических поражений головного мозга, эпилепсией.

В коррекционной работе применяются двигательные (сенсомоторные) и когнитивные (познавательные) задания и игры, а также упражнения с использованием специального оборудования (например, стабилоплатформы, система «Саундбим» и др.).

  1. Двигательная коррекция состоит из комплекса физических заданий:
  2. — растяжки, массаж и самомассаж, направленные на нормализацию мышечного и психического тонуса, стабилизацию, психоэмоционального состояния, сенсорноенасыщение;
  3. — дыхательные упражнения, способствующие развитию навыков саморегуляции и самоконтроля, улучшение концентрации и переключаемости внимания;
  4. — упражнения, направленные на развитие крупной и мелкой моторики;
  5. — работа с сенсорными материалами, направленная на развитие сенсорной сферы, интеграцию различных видов сенсорной чувствительности;
  6. Когнитивная коррекция включает бланковые (на листах) задания, различные настольные игры, направленные на развитие навыков произвольной регуляции, высших психических функций, таких как память, внимание, мышление, пространственные представления, мелкую моторику.
  7. В ходе занятий нейропсихологической коррекцией также активно применяются подвижные игры, игры с правилами, хороводные игры.
  8. Упражнения с использованием специального оборудования направлены преимущественно на развитие управляющих функций (самоконтроль, переключение между различными видами деятельности, торможение, скорость реакции), а также крупной моторики, концентрации и переключаемости внимания, навыков ориентировки на инструкцию специалиста.
  9. Специалист подбирает и комбинирует различные виды заданий с учетом результатов нейропсихологической диагностики, возраста, особенностей и интересов ребенка, а также рекомендаций лечащего врача.

Нейропсихологическая коррекция предполагает обязательное участие родителей в коррекционном процессе. В Центре им. Г.Е. Сухаревой мы рекомендуем родителям присутствовать на занятии и участвовать в них вместе с ребенком.

Это дает возможность переносить опыт занятий в обыденную жизнь, узнавать новые эффективные способы взаимодействия с ребенком и работать с имеющимися трудностями не только на занятиях, но и дома.

Совместные с родителями занятия – это не только полезно, но и очень весело для всех членов семьи.

Важно также помнить, что никакое коррекционное воздействие не будет эффективным, если оно не учитывает мотивацию ребенка к выполнению заданий. Поэтому нейропсихолог всегда старается сделать упражнения и игры максимально интересными для ребенка.

Нейропсихолог обращает внимание на текущее психоэмоциональное состояние ребенка, меняет структуру и формат занятия, если это необходимо. Например, ребенок устал и пока не готов к активным двигательным играм – значит специалист может уделить больше времени бланковым заданиям или настольным играм.

Детский нейропсихолог. Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

В Центре им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ ведут прием детские нейропсихологи с опытом работы в условиях стационара. Записаться на консультацию нейропсихолога можно в Платном отделении Центра по телефону: +7 (495) 44-55-495.

Читайте также:  Аллергия на обезболивающиее при лечении зубов у детей: причины реакции на анестезию

В условиях стационара нейропсихологическая коррекция проводится бесплатно по назначению лечащего врача и после проведения нейропсихологической диагностики.

Специалисты проводят занятия с детьми индивидуально и в малых группах. Продолжительность занятий – 30-40 мин.

Когда нужно обращаться к нейропсихологу? Свод признаков

Нейропсихолог – психолог, имеющий квалификацию клинического психолога.
В сферу деятельности нейропсихолога входят задачи нейропсихологической диагностики и нейропсихологической реабилитации и коррекции.
Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить, какие зоны мозга работают некорректно, то есть, позволяет установить причины тех или иных нарушений.

  • Нейропсихологическая коррекция – комплекс мероприятий, направленных на восстановление или формирование недостаточной функции через систему специально организованных воздействий
  • Нейропсихологическая коррекция основана на восстановлении правильной работы структур мозга за счет поэтапного прохождения всех этапов онтогенеза
  • Мы рекомендуем обратиться к нейропсихологу для проведения диагностики, если ребенок или взрослый:
  • Быстро устает
  • Вялый
  • Эмоционально неустойчивый
  • Много спит
  • Ребенок тратит на уроки слишком много времени
  • Часто болеет
  • Демонстрирует неровный очень крупный почерк
  • Проявляет невротические реакции
  • У него невнятная речь (дизартрия)
  • Сниженный или повышенный мышечный тонус
  • Моторная неловкость, дискоординированность
  • Делает большое количество ошибок на письме
  • Плохо читает
  • Не может перерисовать рисунок
  • Не слышит обращенную речь
  • Плохая зрительная память
  • Плохая слухоречевая память
  • Повышенная отвлекаемость
  • Повышенная возбудимость
  • Неуправляемость
  • Трудности усвоения школьной программы
  • Трудности решения задач
  • Пропуски букв на письме и недописывание слов
  • Бедная речь
  • Трудности контроля над аффектом
  • Ерзает на стуле
  • Не может усидеть на одном месте
  • Синкинезии
  1. При наличии одной или нескольких подобных жалоб мы рекомендуем Вам обратиться за консультацией к нейропсихологу.
  2. Нейропсихологическая диагностика позволяет:
  3. ✅определить сильные и слабые стороны в развитии мозговых систем;
  4. ✅узнать готов ли ваш ребенок к школе;
  5. ✅выявить ведущую руку и особенности обработки информации мозгом;
  6. ✅понять причину различных нарушений в развитии (СДВГ, дислексия, дисграфия, трудности в математике,чтении и письме и другое.)
  7. ✅правильно, с учетом особенностей развития мозга, выстроить коррекционную программу или программу подготовки к школе
  8. Обследование включает:
  • изучение анамнеза (беседа с родителями, особенности раннего развития)
  • исследование двигательной сферы
    тестирование всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного)
  •  исследование внимания и работоспособности
  • изучение памяти (зрительной, слухоречевой, двигательной и др.)
  • исследование возможностей анализа и синтеза, логики
  • арифметические навыки
  • характер письма и чтения
  • На основании проделанного исследования дается заключение с подробными выводами о работе мозговых систем и психических функций и рекомендации по дальнейшей работе.
  • Нейродиагностика проводится индивидуально (с детьми до 18 лет присутствуют родители) и включает задания разного уровня сложности.
  • Диагностика проводится в присутствии родителя/родителей в течение 1 часа (в некоторых случаях необходимы 2 встречи) и состоит из 3 этапов.

На первом этапе выслушивается запрос (жалобы родителя). Психолог знакомится с ребенком — устанавливает контакт, исследует материал, наглядно демонстрирующий развитие ребенка (тетради, рисунки, поделки и т.п.), собирает информацию о развитии ребенка.

На втором этапе ребенку предлагается серия заданий в игровой или учебной форме (в зависимости от возраста) с картинным (стимульным) материалом или без него. Задания направлены на изучение состояния функций внимания, зрительной и слуховой памяти, зрительно-пространственных функций, навыков планирования и самоконтроля, мышления, речи и т.д.

На третьем этапе психолог интерпретирует полученные данные и дает заключение с рекомендациями в устной форме.
Полная диагностика возможна с 5-6 лет, наибольшая польза от нейропсихологической коррекции будет, если работа начнется как можно раньше .

Специалист ЦНиР
Детский нейропсихолог, клинический психолог, преподаватель по нейро-йоге

Романова О.А.

Нейропсихолог: модный врач или нужный детям помощник?

Клинический психолог, нейропсихолог, преподаватель по нейройоге.

Окончила Московский гуманитарно-экономический институт (психолог, преподаватель психологии, психолог-консультант); Российский Государственный Социальный Университет по специальности «Клиническая психология».
Стаж практической работы с детьми — более 10 лет.

Основные направления работы:
1. Нейропсихологическая диагностика (определение особенностей памяти, внимания, мышления, моторики, развития речи).
2.

Коррекционные занятия с детьми с трудностями в развитии (задержка психического и психоречевого развития (ЗПР, ЗПРР); синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ); минимальными мозговыми дисфункциями (ММД) и трудностями в учебе (низкая успеваемость, отвлекается на уроках, отсутствие интереса к учебе, дефицит внимания, трудности в усвоении школьной программы, пропуск букв в словах и т.п.)

3. Оздоровительные занятия по нейройоге с детьми от 3 лет.

Нейропсихологическая диагностика, 60 мин. Записаться
Нейропсихологическая коррекция, 60 мин. Записаться
Нейропсихологическая сенсомоторная (двигательная) коррекция, 60 мин. Записаться
Нейропсихологическая коррекция при трудностях обучения (в т.ч. внимания, памяти, проблем письма и чтения (дисграфии и дислексии), 60 мин. Записаться
Групповая нейропсихологическая коррекция внимания, а также при дисграфии/дислексии (группа 3-4 чел), 60 мин. Записаться
Подготовка к школе с нейропсихологом, 60 мин. Записаться
Письменное заключение по результатам нейропсихологической диагностики Записаться

Что делает детский нейропсихолог? Зачем он ребенку?

Ребенок перебивается с двойки на тройку? Он не в силах выучить даже самое короткое стихотворение? Пишет с ошибками, и вся тетрадь в красных исправлениях?

Если вы проводите весь вечер за домашним заданием, а на следующий день ребенок опять приносит двойку или тройку, это не значит, что он не способен учиться или патологически ленив. Чаще всего причина кроется в недостаточной сформированности высших психических функций, незрелости мозговых структур. Поможет ребенку в этой ситуации специалист, который называется нейропсихолог.

Чем занимается нейропсихология?

Этот раздел медицины и психологии изучает взаимосвязь функционирования мозга и поведения, психики человека. Иными словами, нейропсихолог – это врач, который может объективно оценить состояние высших психических функций и помочь их восстановить (если они утрачены в силу тяжелой травмы или болезни) или развить, когда это необходимо.

Особенности развития головного мозга у каждого человека индивидуальны.

Большое значение имеет то, как протекали беременность и роды, раннее детство, были ли перенесены тяжелые инфекции или травмы, соответствовали ли развивающие занятия возрасту ребенка и т. д.

Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню, сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.

Поскольку детский врач оценивает развитие и поведение ребенка с точки зрения законов развития головного мозга, высших психических функций и личности и использует специфические методы диагностики, то именно он может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.

Причины плохого почерка у ребенка: нейропсихология

В каких случаях следует обратиться к детскому нейропсихологу?

Чаще всего функциональная незрелость структур головного мозга у ребенка, который здоров в неврологическом отношении, проявляется в следующих ситуациях:

  • наступает возрастной кризис;
  • начинается обучение в детском саду, школе;
  • резко возрастает умственная или эмоциональная нагрузка.

Положение усугубляется стрессом или сложной жизненной ситуацией, например, развод родителей, утрата близкого родственника, переезд в другой город и т. д.

Функциональная незрелость структур мозга часто возникает из-за того, что детей в раннем возрасте слишком перегружают «развивашками». Бывает, трехлетний карапуз ходит и на китайский, и на музыку, и в театральный.

В результате происходит то же самое, когда высотное здание возводят на слабом фундаменте: оно рушится.

Родители удивляются, почему ребенок, формально полностью готовый к обучению, то есть умеющий читать, считать, писать, начинает плохо себя вести, получать неудовлетворительные оценки, испытывает трудности при нахождении в коллективе. Большинство родителей начинают обращаться за помощью к репетиторам или наказывать ребенка, когда как на самом деле настоящая причина кроется вовсе не в детской лени, а в отсутствии прочного «фундамента» для успешного обучения.

Показать ребенка детскому нейропсихологу необходимо в следующих случаях:

  • малыш не может контролировать себя, «не слышит» замечаний взрослых;
  • его поведение взрывное, импульсивное;
  • ему свойственна гиперактивность или излишняя медлительность;
  • плохо координирует свои действия, не ориентируется в пространстве, в возрасте старше 6 лет не знает, где право и лево;
  • у ребенка неразборчивый почерк, он путает написание похожих букв, смешивает глухие и звонкие звуки, пишет «зеркально»;
  • не может выделить основные признаки предмета: цвет, размер, вес, форму, предназначение);
  • он плохо запоминает материал, а потому учеба дается ему тяжело;
  • он не в состоянии самостоятельно выполнить задание в классе или дома;
  • ребенок быстро устает, легко отвлекается, с трудом сосредотачивается на задании;
  • он «не видит» строчку, не понимает простейшие формулировки заданий, не умеет выполнять действия по заданному алгоритму;
  • с трудом овладевает чтением, письмом, счетом.
Читайте также:  Нейродермит при кормлении грудью

Кроме того, помощь нейропсихолога необходима, если ребенок давно занимается с логопедом с практически нулевым результатом, или у него выявлено отставание в развитии – умственном, речевом, психическом, психоречевом.

С какого возраста можно посещать нейропсихолога?

Детский нейропсихолог в основном работает с детьми в возрасте от 5 до 12 лет, в этот период структуры мозга пластичны, и «перестройка» происходит относительно быстро и эффективно. В более старшем возрасте нейронные связи становятся более жесткими, формируются медленнее. Вы можете привести к нейропсихологу и подростка, но зоны воздействия и принципы работы будут уже другими.

Если ребенок отстает в развитии в 3 года, что делать?

Как работает нейропсихолог с детьми?

Нейрокоррекция начинается с нейропсихологической диагностики. Она совершенно безболезненна и состоит из комплекса специальных заданий, выявляющих причины трудностей с учебой и поведением. Диагностика занимает примерно 1,5 – 2,5 часа.

Главный принцип нейрокоррекции – обратный онтогенез. Это понятие означает, что нейропсихолог как бы возвращает ребенка к его более раннему детству и «запускает» те мозговые структуры, которые в то время по каким-то причинам «дали сбой».

При нейрокоррекции используется комплекс двигательных заданий и дыхательных упражнений, основанный на тех движениях, которые характерны для детей первого года жизни. Программа состоит из трех этапов:

  • Восполнение энергетического потенциала. На этом этапе врач устраняет такие проблемы, как безынициативность, плохая память, слабое внимание, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость.
  • Следующий этап направлен на развитие сенсомоторной и двигательной координации, представлений о пространстве, сенсорного восприятия, чувства ритма, памяти.
  • На заключительном этапе ребенок обучается планированию и самоконтролю, следовать правилам, соблюдать границы, действовать по определенному алгоритму.

Каждый этап длится около 20-25 занятий, и в него обязательно должна включиться вся семья, ведь необходимо изменить и сложившиеся родительско-детские отношения.

Нейрокоррекция по времени занимает от 4 месяцев до 4 лет, все зависит от тяжести случая. Родителям нужно понимать, что первое время может наблюдаться резкое ухудшение поведения и успеваемости ребенка, но вскоре все придет в норму. Это нормальная реакция мозга на протекающие в нем изменения. Необходимо, чтобы ребенок привык мыслить и действовать по-другому.

Перед началом занятий нейропсихолог обычно направляет ребенка на консультацию к неврологу и педиатру. Она нужна, поскольку некоторые упражнения противопоказаны со стороны опорно-двигательного аппарата и ЦНС. Врач должен владеть полной информацией о здоровье малыша.

Детская нейропсихология. Когда нужна помощь специалиста?

Детская нейропсихология — быстроразвивающаяся наука, которая дает ответы на многие вопросы вокруг детского поведения и восприятия. Особенность детской нейропсихологии заключается в пластичности мозга человека в возрасте до 11 лет.

Особенности развития головного мозга у каждого человека индивидуальны. Большое значение имеет то, как протекали беременность и роды, раннее детство, были ли перенесены тяжелые инфекции или травмы, соответствовали ли развивающие занятия возрасту ребенка и т.д.

Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню и сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.

Нужна ли ребенку помощь нейропсихолога?

Если вы проводите весь вечер за домашним заданием, а на следующий день ребенок приносит двойку или тройку, это не говорит о не способности учиться или патологической лени. Зачастую причина заключается в недостаточной сформированности высших психических функций и незрелости мозговых структур.

Детский нейропсихолог оценивает развитие и поведение ребенка с точки зрения законов развития головного мозга, высших психических функций и личности и использует специфические методы диагностики.

Именно он может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.

В каких случаях следует обратиться к детскому нейропсихологу?    

Функциональная незрелость структур головного мозга у ребенка, который здоров в неврологическом отношении, может проявляется:

  • при наступлении возрастного кризиса;
  • при начале обучения в детском саду, школе;
  • при возрастании умственной или эмоциональной нагрузки.

Положение может усугубляться стрессом или сложной жизненной ситуацией, например, разводом родителей, утратой близкого родственника, переездом в другой город и т. д.

Функциональная незрелость структур мозга зачастую возникает при перегрузке  детей в раннем возрасте «развивашками». Если  трехлетний карапуз ходит и на китайский, и на музыку, и в театральный, то в результате детский мозг не справляется в полученной нагрузкой.

Порой ребенок, формально полностью готовый к обучению, умеющий читать, считать, писать, начинает плохо себя вести, получать неудовлетворительные оценки, испытывает трудности при нахождении в коллективе.

Большинство родителей начинают обращаться за помощью к репетиторам или наказывать ребенка, в то время как настоящая причина кроется не в детской лени, а в отсутствии прочного «фундамента» для успешного обучения.

Признаки нейропсихологических проблем:

  • ребенок не контролирует себя, «не слышит» замечаний взрослых;
  • поведение ребенка взрывное, импульсивное;
  • ребенок подвержен гиперактивности или излишней медлительности;
  • ребенок плохо координирует свои действия, не ориентируется в пространстве, в возрасте старше 6 лет не знает, где право и лево;
  • у ребенка неразборчивый почерк, он путает написание похожих букв, смешивает глухие и звонкие звуки, пишет «зеркально»;
  • ребенок не может выделить основные признаки предмета: цвет, размер, вес, форму, предназначение;
  • у ребенка трудности с запоминанием информационного материала;
  • ребенок испытывает существенные трудности при самостоятельном выполнении задания в классе или дома;
  • у ребенка повышенная усталость, он легко отвлекается, с трудом сосредотачивается на задании;
  • ребенок «не видит» строчку, не понимает простейшие формулировки заданий, не умеет выполнять действия по заданному алгоритму;
  • ребенок с трудом овладевает чтением, письмом, счетом.

Кроме того, помощь нейропсихолога необходима, если ребенок давно занимается с логопедом с практически нулевым результатом, или у него выявлено отставание в развитии – умственном, речевом, психическом, психоречевом.

С какого возраста можно посещать нейропсихолога?

В основном, детский нейропсихолог работает с детьми в возрасте от 5 до 12 лет, именно в этот период структуры мозга пластичны, и «перестройка» происходит относительно быстро и эффективно.

В более старшем возрасте нейронные связи становятся более жесткими и формируются медленнее. Подросток тоже может прийти к нейропсихологу, но зоны воздействия и принципы работы будут уже другими.

Как работает нейропсихолог с детьми?

Нейрокоррекция начинается с нейропсихологической диагностики. Она безболезненна и состоит из комплекса специальных заданий, выявляющих причины трудностей с учебой и поведением, занимая примерно 1,5 – 2,5 часа.

Главный принцип нейрокоррекции – обратный онтогенез, т.е. нейропсихолог как бы возвращает ребенка к его более раннему детству и «запускает» те мозговые структуры, которые в то время по каким-то причинам «дали сбой».

При нейрокоррекции используется комплекс двигательных заданий и дыхательных упражнений, основанный на тех движениях, которые характерны для детей первого года жизни.

Программа состоит из трех этапов:

1. Восполнение энергетического потенциала: врач устраняет такие проблемы, как безынициативность, плохая память, слабое внимание, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость.

2. Следующий этап направлен на развитие сенсомоторной и двигательной координации, представлений о пространстве, сенсорного восприятия, чувства ритма, памяти.

3. На заключительном этапе ребенок обучается планированию и самоконтролю, следованию правилам, соблюдению границ, действию по определенному алгоритму.

Каждый этап длится от 20 до 25 занятий, с обязательным включением всей семьи, для изменения сложившихся родительско-детских отношений.

В зависимости от тяжести случая, нейрокоррекция занимает от 4 месяцев до 4 лет. Родители должны понимать, что первое время может наблюдаться резкое ухудшение поведения и успеваемости ребенка, но вскоре все придет в норму. Это нормальная реакция мозга на протекающие в нем изменения. Необходимо, чтобы ребенок привык мыслить и действовать по-другому.

Перед началом занятий нейропсихолог обычно направляет ребенка на консультацию к неврологу и педиатру. Она нужна, поскольку некоторые упражнения противопоказаны со стороны опорно-двигательного аппарата и ЦНС. Врач должен владеть полной информацией о здоровье ребенка.

Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо. В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами.

Главное понимать, что все в организме человека взаимосвязано и успех ребенка зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *