Можно сказать, что личность ребенка формируется в общении. Благодаря взаимодействию с окружающими людьми ребенок устанавливает связи с миром во всех его проявлениях. Особенности общения в дошкольном возрасте основаны на том, что это одновременно эмоциональная среда и своеобразная школа, которая обучает ребенка всему, что ему важно знать, понимать и уметь.
Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста
Потребность в общении заложена в самой природе человека. Но эта потребность имеет множество нюансов. На разных возрастных этапах общение выполняет свои актуальные функции. Меняется характер и мотивы коммуникации и на таком непродолжительном этапе как дошкольное детство.
Во-первых, постепенно расширяется круг лиц, с которыми взаимодействует ребенок. Прежде всего, это взрослые люди, которые все поясняют, помогают, защищают. Но затем у дошкольника активизируется интерес к общению с такими же детьми, как он сам.
Во-вторых, меняется предметность общения. На смену коммуникациям на основе практических действий приходит умственное общение. Если 3-4-летний малыш тянется к собеседнику, чтобы показать, какое красивое платье у куклы или рассказать о новой машинке, то пятилетний ребенок может часами задавать свои «Почему?», просто шагая рядом с мамой.
Никакие подручные предметы или игрушки не нужны, чтобы расспрашивать, куда садится солнце, из чего сделана радуга, почему курица не летает. А все это так интересует детей.
Прогресс общения в дошкольном возрасте продолжается и далее, привнося новые мотивы в потребность общаться со взрослыми или сверстниками.
Забросав родителей вопросами о природных явлениях и что-то для себя уяснив, дети стремятся поделиться своими знаниями со сверстниками.
А взрослым адресуется следующая порция вопросов – теперь уже об отношениях людей, о профессиях, об увлечениях и других человеческих тонкостях.
Общение – лучшая возможность познать окружающую действительность и себя. Это один из видов активности, поэтому его называют коммуникативной деятельностью. Дошкольники вовлечены в эту деятельность. Они руководствуются разными мотивами.
Формы общения в дошкольном возрасте приобретают внеситуативный характер, поскольку развитие познавательных процессов и речи позволяют ребенку рассуждать отвлеченно, а не только о том, что он видит и слышит в конкретный момент.
Основные условия развития общения в дошкольном возрасте
В жизни ребенка первостепенную роль играют близкие люди, и вовлечение малыша в общение зависит от них. В отличие от старших детей, любая деятельность дошкольников направляется взрослыми. Складываются соответствующие особенности общения детей дошкольного возраста:
- Взрослый постепенно погружает ребенка в знания и умения, выработанные многими поколениями человечества, и без которых немыслима жизнь.
- Ребенок воспринимает взрослых людей как образец — как вести себя, какие чувства и качества проявлять в разнообразных ситуациях.
- Общаясь со взрослыми, дошкольник получает обратную связь в виде поддержки, похвалы.
- Общение со сверстниками предоставляет возможность ребенку познавать себя и осознавать, что он один из таких же детей.
Мотивы общения дошкольников
Выясним, какие мотивы движут дошкольниками, когда они инициируют общение с взрослым или сверстником. 3-летний малыш подает папе детали конструктора – это уже приглашение к взаимодействию.
4-летний «почемучка» осаждает родителей вопросами, что да как. Дошкольник 5 лет усаживает бабушку в кресло и заявляет, что он будет ее лечить.
6-7-летний ребенок заявляет, что он пойдет играть с Мишкой, а вот с Владиком ему неинтересно.
В любом из этих случаев проявляется ведущий мотив. У младших дошкольников преобладают познавательные мотивы. Дети понимают, что взрослые многое умеют и знают, поэтому, кроме эмоционального притяжения к взрослым людям, ими управляет познавательный интерес.
В среднем дошкольном возрасте дети нуждаются в партнерах по игре. Их привлекают сюжетные игры, моделирующие повседневную жизнь.
А поскольку самым расторопным партнером по игре является взрослый, дети любят вовлекать в исполнение роли мам, бабушек и реже мужскую часть семьи. Пусть имеет место игровая деятельность, но преобладают в этом возрасте деловые мотивы общения.
Старшие дошкольники активно общаются как со взрослыми, так и с ровесниками. По отношению к сверстникам они становятся избирательными.
У них появляются друзья, с которыми они готовы играть в «дочки-матери», в футбол и любую другую игру. Но выявляется и категория детей, с которыми они не намерены общаться. А если играть в командной игре, то в разных командах.
На первый план на данном возрастном этапе выходят личностные мотивы.
К взрослым 6-летние дети также продолжают обращаться с вопросами или желанием услышать оценку, похвалу. Наряду с познанием мира, их теперь часто интересуют вопросы нравственного характера. Мотивы общения детей дошкольного возраста с взрослыми в подобных случаях также можно отнести к личностным.
Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста
Коммуникативная потребность особенная. Она складывается как необходимость познания себя и других людей. Для удовлетворения названной потребности важны хотя бы первичные навыки общения. О каких коммуникативных навыках можно говорить в возрасте 3-5 лет?..
Чтобы направлять ребенка к развитию успешных взаимодействий, обратите внимание, как малыш проявляет себя, пытаясь общаться с такими же малышами. Для общения младших дошкольников характерно:
- Внимание к сверстнику как к такому же «как я сам».
- Эмоциональное восприятие взаимодействия с ровесником.
- Стремление показать себя сверстнику: что умею, как делаю.
- Чуткость и восприимчивость к тому, как относится маленький партнер по общению.
Все перечисленные компоненты важны. Наблюдая за ребенком, взрослым несложно заметить, что присутствует в избытке, а какие проявления и вовсе отсутствуют.
Например, если дошкольник только демонстрирует свои достижения, необходимо вмешаться и предложить: «Давай посмотрим, как девочка/мальчик умеет делать…», «Показал свой экскаватор, а теперь твой друг хочет продемонстрировать, как ездят его машинки».
Полезно регулировать эмоциональный фон общения дошкольников. Насупившимся детям их настроение будет мешать. Изменению эмоций способствует удивление. Придумайте, как удивить малышей (построив необычную башенку, продемонстрировав неочевидные достоинства знакомой игрушки и пр.), и увидите, как положительно изменится их настроение и завяжется общение.
Если прививать культуру взаимодействий с раннего детства, со временем младшие дошкольники интуитивно проявляют столь важное качество — уделять внимание партнеру по общению. Это возможность развить коммуникативные способности ребенка.
Общение старших дошкольников более многопланово. После 5-ти лет дети проводят значительное время со сверстниками. Они связаны различными видами деятельности, требующими общения.
Это и сюжетно-ролевая игра, и творчество, и продуктивная деятельность. Взаимодействие с другими часто принимает форму сотрудничества.
Насколько успешно будет складываться сотрудничество, зависит от каждого участника. В старшем дошкольном возрасте развитие навыков общения тесно переплетено с формированием нравственных качеств. Доброжелательность и внимание к другому, приветливость и дружелюбие, готовность к взаимопомощи и способность уступить – те качества, без которых межличностные отношения не могут быть успешными.
Как способствовать развитию потребности в общении
Современные условия вносят свои коррективы в коммуникативную сферу, причем не всегда полезные. Быстрое распространение всевозможных гаджетов и интерактивных технологий захватило жизнь человека и проникло даже на этап дошкольного детства. В результате дети, вместо того чтобы тянуться к общению, с большим интересом застывают перед мигающим экраном.
Изучив особенности общения, присущие детям дошкольного возраста, видим, сколь велика роль взрослого человека в развитии у ребенка потребности к коммуникации. Безусловно, общительность дошкольника зависит от его природных данных, преобладания экстраверсии или интроверсии. Тем не менее, родителям важно осознавать свою причастность к развитию у малыша потребности в общении.
Как бы ни было удобно родителям, когда ребенок занят своими игрушками, лучше отложить свои дела и пообщаться с ним. Расспросить об игрушках или что малыш строит, рисует и т.д. В такие беседы всегда можно внести познавательный элемент и доступно рассказать о животных, о технике, обратить внимание на цвет, форму, размер. Главное, предлагать полезную информацию доступным ребенку языком.
Очень активных детей важно учить другому: не сыпать вопросами, а выслушивать ответ, проявлять внимание к партнеру по игре, следить за корректностью высказываний. Такие привычки способствуют формированию бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста.
Взрослые привьют ребенку полезные навыки для совместных игр, если несколько раз сами инициируют такую игру. Мама или папа легко могут выступить в роли организатора и участника действий. Введут правила игра, будут следить за их выполнением.
Подобная совместная деятельность уместна и с 3-летними малышами (построить паровозик из кубиков одного цвета, поиграть в прятки) и старшими дошкольниками (придумывание слов на одну и ту же букву, рисование ребусов, игра в испорченный телефон).
Вариантов совместных игр множество, и детям невероятно интересно играть с родителями.
Прочитав сказку или посмотрев детскую книжку, самое время пообщаться с ребенком, затрагивая нравственные качества героев.
Кто из героев понравился, какие поступки совершали персонажи произведения, к кому возникло расположение и сочувствие, а кто, наоборот, заслуживает порицания.
Детские произведения содержат богатый для обсуждения материал и способствуют формированию познавательных и личностных мотивов общения.
Очевидно, что развитие навыков общения в дошкольном возрасте происходит в естественных условиях. То, что получают дети в общении с родителями, в дальнейшем переносится в среду сверстников.
Сугубо детское общение, конечно же, складывается иначе. Среди сверстников нет того рефери, который следит, как взрослый, чтобы все было по справедливости и по правилам.
Тем не менее, каждый родитель ответственен за то, какие нормы и навыки его ребенок транслирует в детскую среду.
Особенности развития общения в дошкольном возрасте
Общение влияет на все достижения дошкольного возраста: развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения; на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с правилами; на формирование личного самосознания.
Узость и ограниченность контактов с взрослыми и сверстниками приводит к нарушениям в развитии познавательной сферы (нарушается формирование обобщений, классификации, опосредования памяти, произвольности внимания, развития речи).
Дети, воспитывающиеся в условиях интернатного типа, отличаются сниженной эмоциональностью, скупостью выражения своих переживаний, агрессивностью и тревожностью, неспособностью к сопереживанию.
В дошкольном возрасте одним из условий развития общения является:
- развитие сюжетно ролевой игры ребенка. Человеческие отношения, которые существуют в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности детей, где взрослый присутствует опосредованно, в идеальной форме. Игра – это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребенка с обществом.
Сюжетные игры помогают:
- оказывать влияние на рост коммуникативных навыков, эмоциональное понимание, принятие социальной перспективы и развитие сопереживания;
- развивать произвольность поведения, умение действовать по правилу.
Общение дошкольника отличается внеситуативным характером.
Выделяют две основные формы общения с взрослыми:
— в период от 3 до 5 лет появляется внеситуативно познавательная форма общения ребенка с взрослым. Мотив общения – познавательный, то есть ребенок воспринимает взрослого как источник знаний об окружающей действительности. Ведущая потребность, которую ребенок стремится удовлетворить через общение – потребность в уважении взрослого. Главным средством общения становится речь;
— в конце дошкольного возраста формируется внеситуативно личностная форма общения. Содержанием общения становится взаимоотношения, нормы и правила сосуществования людей, то есть мотив общения – личностный. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно личностного общения. Ведущие средства – речевые.
Общение со сверстниками
С 4 лет сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Причина заключается в том, что самосознание в дошкольном возрасте формируется через сравнение себя со сверстниками в процессе общения. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности, развивается самооценка детей, которая становится более адекватной.Уже в дошкольном возрасте можно выделить популярных и непопулярных детей. Детей, которых отвергают сверстники в детском саду, скорее всего, будут отвергать и их одноклассники в начальной школе. В отечественной психологии исследования доказали, что причиной популярности детей дошкольников являются игровые, познавательные, коммуникативные способности ребенка, нравственные качества. Главным качеством, определяющим популярность дошкольника, является отношение ребенка к сверстнику, а именно: чувствительность и наличие интереса к сверстнику, наличие сопереживания другому ребенку. |
На протяжении дошкольного возраста меняется форма общения со сверстниками.
Выделяют несколько форм общения со сверстниками:
Для детей 2–4 лет характерно эмоционально практическое общение. Содержание общения со сверстниками выступает в виде стремления к соучастию в совместных практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, подползание, убегание).
Основное содержание коммуникативной потребности – привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям. Дети мало слушают друг друга, главное – демонстрация себя. Дети часто действуют рядом, а не вместе.
Данная форма общения способствует развертыванию инициативы детей, так как общение со сверстниками предполагает равенство; благоприятствует резкому расширению диапазона эмоций – и положительных и отрицательных; общение способствует становлению самосознания через возможность увидеть свои возможности. Основными средствами общения являются экспрессивно выразительные движения. Контакты отличаются крайней ситуативностью.
Ситуативно — деловая форма общения со сверстниками характерна для детей 4–6 лет. Сверстник по своей привлекательности в этом возрасте начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером общения. Это связано с изменением ведущей деятельности.
Формируется сюжетно ролевая игра, где ребенок моделирует человеческие отношения. Для этого необходимо взаимодействие нескольких партнеров. Содержание общения – деловое сотрудничество.
При ситуативно — деловом общении дошкольники заняты общим делом, которое требует согласования в достижении цели, выполнение роли. В игре можно выделить два типа отношений: реальные и ролевые. Дети четко отличают эти два типа отношений.
Отличие такого сотрудничества от сотрудничества взрослых в том, что для дошкольников важен не результат, а процесс. Взаимодействия носят ситуативный характер.
Основное содержание их коммуникативной потребности – стремление получить признание и уважение ровесника. Эти отношения выступают в форме «невидимого зеркала».
В сверстнике в это время дошкольник видит самого себя (его отношение к себе) и видит только положительное; позже он начинает видеть и сверстника, но только его недостатки. Ребенок постоянно сравнивает себя со сверстником, пристально интересуется всем, что делает сверстник.
Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые – дети много разговаривают друг с другом, но их речь остается ситуативной.
Внеситуативно – деловая форма общения складывается к 6–7 годам.
Этот перелом внешне проявляется в появлении избирательных привязанностей, дружбы и возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.
Обращения к сверстнику в этом возрасте все больше приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки.
В играх на первый план выступают правила игры. Конфликты чаще возникают из-за несоблюдения правил. Все больше контактов осуществляется на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых. Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации, обстоятельств и взаимодействия.
Огромную роль играет воздействие взрослого.
При общении детей между собой он помогает увидеть в ровеснике равного им самим человека, уважать его. Общение, как и всякая другая деятельность, завершается определенным результатом. Результат общения можно рассматривать как его продукт. Среди них важное место занимают взаимоотношения и образ самого себя.
Таким образом:
- Общение в дошкольном возрасте определяет развитие познавательной сферы, произвольности поведения, самосознания.
- Условиями успешного развития общения являются развитие сюжетно ролевой игры, особенности познавательной сферы (преодоление эгоцентризма) и формирование произвольного поведения, умение опосредовать свое поведение определенными нормами и правилами.
- В дошкольном возрасте формируются две внеситуативные формы общения с взрослым: внеситуативно познавательная и внеситуативно личностная.
- Примерно с 4 лет сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. В дошкольном возрасте в группе сверстников можно выделить популярных и непопулярных детей, которые отличаются разным социометрическим статусом. На протяжении дошкольного возраста выделяют ситуативно деловую и внеситуативно деловую формы общения со сверстниками.
Статью подготовила: педагог-психолог Ларионова М.Н.
В статье использованы материалы сайта: http://psyera.ru.
Приглашаем Вас посетить индивидуальную психолого-педагогическую консультацию
по вопросам воспитания и поведения детей
тел для справок и записи: 46-85-00.
Особенности общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь — это не только мама папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления вашего малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками.
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций.
Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особ оп значения детским дружбам, ссорам, обидам.
Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, в котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный.
У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их — важнейшая задача родителей1.
Ремизова Г.E. отмечает, что в дошкольном возрасте впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, — это общение со сверстниками. Чем же оно отличается от общения ребенка со взрослым? Общаясь со взрослым, ребенок просто воспринимает его точку зрения, но не переосмысливает ее, не перепроверяет.
Взрослый для ребенка — образец, практически, труднее достигаемый. В общении со сверстником у ребенка совсем иная позиция. Точка зрения, особенно не совпадающая с его собственной, тщательно обдумывается, мнение сверстника можно попытаться и изменить, чего нельзя сделать при общении се взрослым.
Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития. Ребенок должен выработать свою точки зрения, сделать моральный выбор.2 Только общаясь со сверстником, ребенок может стать, действительно, равным партнером общении.
Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом. Какова специфика общения со сверстниками?3
- Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми. В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры.
- В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становится эмоционально на точку зрения другого.
- Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы.
- В общении со сверстниками у ребенка больше возможность проявлять инициативу. А что же взрослый? Неужели он не может вмешиваться в общение между детьми?
Таким образом, ребенок со сверстниками общается совершенно по-другому, нежели со взрослым4:
- Первое — яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия — до драки. Со взрослым же ребенок, как правило, старается вести себя ровно, без крайнего выражения эмоций и чувств. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый. Дошкольники уже сами отчетливо понимают, что им интересно с такими же детьми, как они, а не только с мамой и папой.
- Вторая важная черта контактов детей — их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п. Такое свободное поведение дошколят обычно утомляет взрослых, и они стремятся прекратить это «безобразие». Однако для самих детей такая свобода очень важна. Как ни странно, такое «кривляние» имеет большое значение для развития ребенка. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности. Не случайно те занятия, которые требуют проявления творческого начала — игра, фантазирование, драматизация, — так популярны именно среди сверстников. Естественно, взрослея дети все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако, раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного поведения. Однако, раскованность, общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.
- Третья отличительная особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий надответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения. У маленьких детей по отношению к сверстнику такой способностей нет. Особенно ярко это проявляется в неумении дошкольников вести диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды5.
Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении вceгo дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.
В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Дети бегают друг за другом, прячутся и ищут других, кричат, визжат, кривляются.
Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя.
Общение в этом возрасте крайне ситуативно- оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера6.
Довольно часто какой-нибудь привлекательный предмет может разрушить дружную игру детей: их внимание сразу переключается на него. Борьба за игрушку и нежелание отдавать свою — отличительная особенности, малышей. Они утверждают и отстаивают свое «Я» прежде всего посредством демонстрации своей собственности: «Смотри, что у меня есть!», «Это мое!».
Именно поэтому отдать своё очень трудно. Привлекательные игрушки становятся поводом для бесконечных споров и конфликтов малышей. Нормально общаться они могут только В отсутствие отвлекающих предметов.
Призывы взрослых играть вместе одной игрушкой в данном случае бесполезны — дети в этом возрасте могут уделять внимание либо сверстнику, либо (что значительно чаще) игрушке7.
Только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Обратите внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать ручками, прыгать, кружиться и пр.).
В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково.
Это широко известные хороводные игры или простые игры по определенным правилам («Каравай», «Зайка», «Карусели», «Пузырь», «Кошки-мышки» и пр.).8
Маленькие дети безразличны к успехам сверстника, даже если похвала исходит от взрослого. Малыш как будто не замечает действий и настроения сверстника. В то же время присутствие одногодка делает ребенка эмоциональнее и активнее, о чем свидетельствуют стремление детей друг к другу и взаимное подражание.
Легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, может свидетельствовать об особой общности, возникающей при обнаружении одинаковых умений и вещей. Эта общность определяется пока что только по внешним признакам: «Ты прыгаешь, и я прыгаю», «У тебя зеленые тапочки — у меня такие же».
Именно подчеркивая такую общность, можно наладить отношения между малышами.
Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста.9 На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все большее место в жизни.
Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело — игра.
Если младшие дети играли рядом, 110 не вместе, если им важно было внимание и соучастие сверстника, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей.
Если дети после 4-х лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, — это явный признак их отставания в социальном развитии. В этом возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение — то есть игра.
На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров.
«Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи.
В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции малышей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость.
Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника10.
Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но в данный период цель этого сравнения — уже не обнаружение общности (как у трехлеток), а противопоставление себя другому.
Через сравнение со сверстниками ребенок оцениваем и утверждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими. «Окружающими» для четырех-пятилетнего ребенка становятся сверстники.
Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток.
Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию11.
К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей.
В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для взрослых понимании этого слова, то ecть, не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий. Существенно меняются и отношения между ними.
К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников.12 Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход.
Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется.
Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел.
В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников.
Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.13
Родители, конечно же, должны поддерживать у детей такое отношение к одногодка личным примером учить заботе о других и серьезно относиться к детским привязанностям.
К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, «кто с кем дружит», или «водится».
Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей.
Тем более что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды.
Исходя из выше сказанного, такова в общих чертах возрастная логика развития отношения к сверстнику и взрослому в дошкольном возрасте. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей14.
Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстнику, которые во многом определяют его становления личности,15 самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности
Итак, помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей.
Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребенка со сверстниками, приводят к его объективный или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, — а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека.
Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.16
Таким образом мы видим, что в дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети и явно предпочитает их общество.
Особенности развития общения в дошкольном возрасте
Традиционно в периоде детства рассматриваются две основные линии развития общения, каждая из которых по-своему влияет на становление личности. Это общение со взрослыми и общение со сверстниками (Ж. Пиаже, У. Хартуп, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова и др.).
Значимость этих двух типов общения оценивается по-разному. Так, в отечественной теории (в частности, Л. С. Выготским) утверждалось, что психическое развитие определяется общением со взрослыми, тогда как некоторые зарубежные исследователи (например, Пиаже) считали, что общение со сверстниками имеет большее значение в развитии интеллекта и морального развития, чем общение со взрослыми.
Хартуп выделяет две области взаимоотношений: вертикальную (общение со взрослым) и горизонтальную (общение со сверстниками)1. В вертикальной области ребенку обеспечивается защита и безопасность, внутренняя базовая рабочая модель общения, познание социальных норм. Горизонтальные отношения отличаются равноправием, здесь приобретаются социальные навыки, обеспечивается чувство благополучия.
Пиаже в своей работе «Моральное суждение» доказал, что если через общение со взрослыми задаются правила, которые ребенок вынужден принимать в готовом виде, то через общение со сверстниками влияние и контроль старших сокращается, расширяются группы общения, ребенок учится сотрудничать и сам выстраивать систему правил. По определению Пиаже, «сверстники — это личности, которые в данный период действуют на сходном уровне сложности поведения»[1] .
В период от 5—7 лет до 10—12 лет Пиаже выделяет четыре вектора изменений, происходящих в группе сверстников по мере ее развития.
- 1. В то время как коллектив детей 5—7 лет образует еще аморфную массу, где нет организации и где все индивиды сходны между собой, — коллектив детей более старшего возраста представляет собой уже органическое целое, с законами и регулированием поведения, а нередко почти и с разделением общественного труда (начальники, арбитры и т.п.).
- 2. У детей старшего возраста существует моральная солидарность, намного более сильная, чем у маленьких. Дети 5—7 лет эгоцентричны,
- 2
они поддаются всем внушениям и подражают всем воздействиям. Чувство группы, таким образом, сводится для них к своего рода объединению в подчиненности взрослым и их указаниям. В более старшем возрасте существуют правила и нормы, характерные для этого коллектива. Чувство группы поддерживается в нем более сознательно.
- 3. Группа сверстников развивается в направлении от взаимного подражания малышей к обмену мыслями, способности к дискуссии, становлению личности.
- 4. У старших сильнее, чем у младших, развито чувство равенства, поскольку у подростков доминирует авторитет.
Таким образом, для развития личности ребенка необходимо как общение со взрослыми, так и общение со сверстниками.
В своей концепции развития общения в детском возрасте М. И. Лисина выделила четыре критерия сформированное™ потребности в общении со взрослыми и со сверстниками:
- — внимание и интерес к другому человеку;
- — эмоциональное отношение к нему;
- — стремление привлечь к себе внимание другого;
- — чувствительность к его воздействиям.
Потребность в общении формируется прижизненно. Потребность в общении со взрослым проявляется в первом полугодии жизни ребенка, потребность в общении со сверстниками — в 2—3 года.
Майя Ивановна Лисина (1929—1980) — советский детский психолог и выдающийся исследователь. Изучала проблемы психологии младенческого возраста, генезис общения у детей. Выделила специфические формы общения детей (ребенка) со взрослыми и разработала детальную периодизацию возрастного развития.
Наиболее значимые работы: «Общение и его влияние на развитие психики ребенка» (1974); «Генезис форм общения детей» (1978); «Генетические проблемы в социальной психологии» (1985); «Проблемы онтогенеза общения» (1986).
С точки зрения Лисиной, основные мотивы общения ребенка со взрослыми связаны с его главными потребностями: потребностью в впечатлениях; в активной деятельности; в признании и поддержке.
Потребность в впечатлениях рождает у детей стремление вступить в контакт со взрослыми. Мотивы общения детей со взрослыми на познавательные темы обозначаются как познавательные. Взрослый выступает здесь как источник сведений и как организатор новых впечатлений для ребенка.
Потребность в активной деятельности присуща детям. Она становится источником побуждений для обращения к взрослому и порождает особую группу мотивов общения, которые можно обозначить как деловые. Взрослый здесь представлен в своем особом качестве — как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий.
Потребность детей в признании и поддержке — это стремление ребенка к общению, потому что только в результате этой деятельности он может получить от окружающих оценку своей личности и реализовать стремление к общности с другими людьми. Взрослый человек рассматривается ребенком как особая личность, член общества, представитель определенной его группы. Поэтому ведущий мотив общения может быть обозначен как личностный.
Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В процессе развития ребенка все три группы мотивов сосуществуют, но в разные периоды детства они занимают положение ведущих мотивов поочередно.
В результате исследований были выделены четыре основные формы общения:
- — ситуативно-личностная;
- — ситуативно-деловая;
- — внеситуативно-познавательная;
- — внеситуативно-личностная.
Общение дошкольника, по мнению Лисиной, отличается внеситуативным характером. Мотив общения — познавательный, т.е. ребенок воспринимает взрослого как источник знаний об окружающей действительности. Ведущая потребность, которую ребенок стремится удовлетворить через общение, — потребность в уважении взрослого. Главным средством общения становится речь[2].
В конце дошкольного возраста содержанием общения становятся взаимоотношения, нормы и правила сосуществования людей, т.е. мотив общения — личностный. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно-личностного общения. Ведущие средства — речевые.
В дошкольном возрасте продолжает свое развитие и общение со сверстниками. С четырех лет сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый.
Причина этого в том, что самосознание в дошкольном возрасте формируется через сравнение себя со сверстниками в процессе общения.
Лисина и Смирнова доказали, что, сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет свои возможности в разных видах деятельности. В процессе общения со сверстниками развивается и становится более адекватной самооценка детей.
Уже в дошкольном возрасте можно выделить популярных и непопулярных детей. В конфликтной ситуации популярные дети не склонны к агрессии или применению физической силы. Исследования Т. А. Марковой, Т. А.
Репиной показали, что причиной популярности в дошкольником возрасте являются игровые, познавательные, коммуникативные способности ребенка, его нравственные качества. Е. О.
Смирнова считает, что главным качеством, определяющим популярность дошкольника, является его отношение к сверстнику, а именно: интерес к нему, наличие просоциальных (бескорыстных, помогающих) действий, сопереживания.
Традиционно выделяется три стороны общения, которые определяют развитие взаимодействия со сверстниками.
1. Коммуникативная сторона обгцения определяется потребностями, которые лежат в основе той или иной формы общения на протяжении дошкольного возраста. А. Г. Рузская выделяет несколько форм общения со сверстниками в дошкольном возрасте:
эмоционально-практическое общение (2—4 года). Проявляется в виде стремления к участию в совместных практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, подползание, убегание).
Основное содержание коммуникативной потребности — привлечь к себе внимание и получить оценку своим действиям. Дети мало слушают друг друга, главное — демонстрация себя.
Они часто действуют рядом, а не вместе;
- — ситуативно-деловая форма общения (4—6 лет). Основное содержание коммуникативной потребности — получить признание и уважение ровесника;
- — внеситуативно-деловая форма общения (6—7 лет). Проявляется в появлении избирательных привязанностей, дружбы и возникновении более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Они рассказывают друг другу о произошедших в их жизни событиях, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки. В играх на первый план выступают правила игры[3].
- 2. Интерактивная сторона общения развивается, на наш взгляд, в рамках той деятельности, в которой и происходит коммуникация ребенка со сверстниками, т.е. в игре. Согласно исследованиям Д. Б. Элько- нина и А. Н. Леонтьева, взаимодействие в игре имеет два плана: реальный и игровой. Если в четыре года преобладают игровые отношения, то к концу дошкольного возраста отмечается сокращение игровых и увеличение взаимодействий в реальном плане. Также изменяется сфера взаимодействия. Если основное содержание игры в младшем дошкольном возрасте — это взаимодействие с игрушками, то в среднем дошкольном возрасте основным содержанием игры становится моделирование сферы взаимоотношений, поэтому конфликты часто возникают из-за распределения ролей. В старшем дошкольном возрасте основным содержанием игры выступает выполнение правил и конфликты возникают по поводу их выполнения. Леонтьев также доказал, что возрастная динамика сюжетно-ролевой игры заключается в переходе от открытой воображаемой ситуации и скрытого правила к скрытой воображаемой ситуации и открытому правилу. Эти изменения, на наш взгляд, и определяют характер взаимодействия между детьми.
- 3. Перцептивная сторона общения, на наш взгляд, определяет то, что именно в дошкольном возрасте другой ребенок выступает как внешнее средство построения и формирования собственного самосознания. Исследования, проведенные в лаборатории Е. О. Смирновой, доказывают, что развитие общения определяется развитием межличностных отношений со сверстниками. Преобладание предметного или личностного типа отношений формирует особенности восприятия ребенком других детей.
Общение со сверстниками тесно взаимосвязано с развитием межличностных отношений. В концепции Смирновой отношения рассматриваются как мотивационная основа общения и взаимодействия людей1.
В 60—70-х гг. XX в. проблема межличностных отношений изучалась в рамках социально-психологических исследований структуры и возрастных изменений детского коллектива. Основными методами исследования стали социометрические методы, такие как «Выбор в действии», «Секрет» (Я. П. Коломинский, Т. А. Репина).
Было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) структурированность детского коллектива увеличивается, повышается устойчивость предпочтений, детских объединений, содержание обоснования выборов (от внешних качеств к качествам личности).
В исследуемом возрасте, отмечает Смирнова, межличностные отношения в коллективе сводились к оценочным, сверстник выступал как предмет оценки[4] [5].
Социометрический метод — диагностический метод, дифференцирующий межличностные эмоциональные отношения в группах.
Исследования Смирновой и В. Г. Утробиной выявили динамику развития и становления межличностных отношений в дошкольном возрасте. Этот процесс, с точки зрения авторов, тесно взаимосвязан с развитием самосознания ребенка и включает три этапа.
- 1. В младшем дошкольном возрасте (3—4 года) сверстник еще не является значимым другим для ребенка, у него преобладает положительное отношение к сверстнику, низкая степень заинтересованности к нему, посредством сверстника ребенок выделяет свои предметные качества.
- 2. На следующем этапе (4—5 лет) самосознание ребенка формируется через сравнение себя со сверстником, поэтому к нему резко возрастает интерес, конкурентность, конфликтность в отношениях, т.е. преобладает «предметный тип отношения к сверстнику».
- 3. В 6—7 лет ребенок начинает воспринимать себя и другого как целостность, несводимую к отдельным качествам. На фоне высокого интереса к сверстнику и положительного отношения к нему характерны просоци- альные формы поведения, т.е. формируется «личностный тип отношения к свертнику»1.
Основными критериями диагностики характера межличностных отношений в исследованиях Смирновой являются:
- — степень выраженности интереса по отношению к сверстнику;
- — характер преобладающего эмоционального отношения к сверстнику;
- — характер реакции на оценку сверстника взрослым (ребенок может радоваться успехам и огорчаться неудачам сверстника, а может, наоборот, радоваться неудачам и огорчаться успехам).
Характер просоциалыюго поведения (бескорыстное поведение в пользу другого, равноценный обмен, отсутствие просоциальных форм поведения).
С точки зрения автора концепции, в основе всех форм нарушений общения (агрессивность, тревожность, демонстративность, конфликтность, обидчивость и т.д.
) лежит преобладание конкурентного, предметного отношения к сверстнику, обсуловленного особенностями самосознания ребенка, его фиксацией на собственном Я.
Поэтому основным способом профилактики нарушений в сфере общения является формирование личностного типа отношения к сверстнику.
Таким образом, сверстник является неотъемлемой частью формирования самосознания ребенка, а группа сверстников становится референтной (значимой) для детей дошкольного возраста.