От выбора профессии к успешной жизни

Я хочу быть журналистом! Только с людьми общаться не хочу. Я хочу быть юристом, но работать на фрилансе. Я хочу быть учителем.

Можно как-нибудь без бумажной волокиты, только счастливые дети, впитывающие знания?

Обычно в этот момент родители или психолог-профориентолог хватаются за голову и начинают придерживать дергающийся глаз.

  В этом материале мы публикуем совет эксперта проектов «Родительский университет: PRO-Родители!» ГК «Просвещения» и ГЕРОИ — Марии Косинец, психолога, профориентолога и создателя программы профориентации для школьников «Мой выбор».

Зачем нужен осознанный выбор? 

Чтобы сделать осознанный выбор будущего, каждому подростку предстоит столкнуться с перечнем вопросов. Но что значит осознанный? 

Плотно связанный с представлением, что выбранная вами профессия будет пронизывать всю жизнь, поможет реализовать мечты и амбиции, а не только заработать.

Выбор профессии – это выбор образа жизни. Учитель, бухгалтер, экономист – вы с легкостью можете представить, из чего складывается их день? 

Каждая профессия несет определенную специфику. Мы выбираем не только зарплату, которую “гарантирует” профессия, но и распорядок дня.

Будут ли выходные, будет ли работа, которую придется забирать на дом, будут ли нервные перегрузки.

Исходя из статистики, 4 из 10 студентов отчисляются и переходит на другие направления, ведь только после знакомства и обучения они понимают, что выбранная ими сфера – совсем не то, чему хотелось бы уделять время.

От выбора профессии к успешной жизни

Говорят, что один из трех студентов не в курсе, сколько стоит его обучение. Мы с Леной в курсе. А ты?

Очень важно закрепить у подростков это понимание, чтобы они осознали ценность самого процесса выбора.

Кроме причин психологического характера, добавляется финансовая. Подросток может не знать, а взрослые – забыть, что перечень бесплатного обучения гарантированного государством по профессиональным программам органичен одной специальностью в ступени СПО и ВО.

Над детьми в любом случае довлеет ситуация: родители, учителя, одноклассники – так или иначе стараются склонить к выбору. Параллельно с этим меняется мир – к нам приходит автоматизация, меняется и сам рынок профессий. 

Все 20 вопросов могут быть разделены на два направления: профориентация и самоопределение. Кстати, что это?

Умение смотреть вглубь себя, определять, что интересно, чего они хотят от жизни, и как эти вещи соотносятся между собой.

Начнем мы именно с них – с вопросов, которые помогают ребятам сформировать свой список желаний. 

1. Какие критерии при выборе работы для меня важны?

Кому-то важен карьерный рост, кому-то деньги, командировки или возможность проводить день с семьей. Выписывайте все критерии в столбик — это и будет основой, через которую можно смотреть на профессиональный мир.

2. Какие формы и виды деятельности для меня в приоритете?

Важно разделять индивидуальную и групповую деятельность: кому-то комфортно работать одному, а кому-то помогать коллегам. Обычно уже сейчас, в учебной деятельности, видна эта разница.

К ответу на этот же вопрос относятся:

  • Умственный или физический труд. 
  • Мало или много общения со время работы
  • Роль организатора или исполнителя
  • Применение четких и стандартных решений или творческий подход

Когда мы соберем вот эти показатели, станет ясно, из чего возможно выбирать, потому что большой спектр специальностей вообще отпадает.

Например:  Я хочу быть журналистом, но не хочу работать с людьми. Хочу быть актером, но люблю только индивидуальную деятельность. Получится? Нет.

От выбора профессии к успешной жизни

Сейчас мы с Пашей на третьем курсе. И только в этом семестре узнали, что ежедневно делают HR-менеджеры. Не надо так.

3. Хочу, могу и надо. + Не хочу и могу научиться 

Если мы определяем только наши «хочу», выбор профессии может зайти в тупик, так как мечты и возможности необходимо соотносить. 

Пусть подросток подумает, что он готов делать с точки зрения «могу».  

Например: Кто-то не в состоянии заниматься монотонной работой, но хочет быть юристом. Получится? Нет. 

Качества, которые характеризуют рабочую деятельность, — крайне важный элемент выбора. И здесь подростку потребуется помощь взрослого, способного смотреть правде в глаза. 

Например: Кто-то имеет физические особенности, по зрению не проходит на военную деятельность. Не на всю, но на какую-то. Профессиональный отбор нужно также мягко учитывать. 

Еще один важный вопрос – работа на перспективу. Если ребенок выбирает для себя профессию на основе того, что он может на настоящий момент, он себя сильно ограничивает. Есть масса навыков, которым можно научиться прямо сейчас. Создайте и этот список. 

4. Формат интересующей меня работы

Работать в современном мире нужно тоже по-разному. 

  • Компания
  • Фриланс
  • Собственный бизнес

Например: Если ребенок хочет быть “судьей”, но одновременно “фрилансером” – ничего не выйдет. Точно так же, как учитель не может приходить только во вторник и четверг. Репетитор – может. И юрист консультант – может. 

5. В каких схемах и областях мне интересно работать?

Разделение на естественные и гуманитарные науки сильно упрощает. Ребятам надо объяснить, что ни одна профессия не связана на 100%  с конкретным школьным предметом. Прямая связь с дисциплиной может пугать ребенка.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу сдавать литературу, мне говорят, что я в ней плох. Но ведь журналист работает и с людьми, и с творчеством, и с информацией, а если пишет про науку или технику — добавляет ее.

Чем шире информация о пересечении внутри выбранной области, тем проще выбрать. 

6. Действительно ли я знаю, из чего выбираю?

Ребята всегда выбирают из некоторого ограниченного списка специальностей, знакомых со школы, и важно максимально его расширять. 

Осознанный выбор — это не выбор из 10 знакомых работ, это изучение того, что есть в мире. На YouTube масса разборов разной профессиональной деятельности, а в интернете – подборок современных профессий.

От выбора профессии к успешной жизни

YouTube – это возможность посмотреть на разные профессии, не устраиваясь на работу.

От выбора профессии к успешной жизни

7. Есть ли смежные специальности с интересующим меня направлением?

Фокусировать все свое внимание на одной конкретной специальности может быть ошибочным подходом. Часто ребенок решает: мне нужна физика и информатика по ЕГЭ, а больше я ничего учить не будут, литературу, биологию, географию закрою “для галочки”.

В итоге ребенок себя ограничивает, и не имеет возможности, даже в случае желания, изменить подход оперативно и без потерь. 

Изучение школьных предметов помогает ребятам расширить представление о мире, о том, чем можно заниматься. Возможно, если бы мы преподносили школьную программу именно так, уровень мотивации и ее смысл были бы другими. 

8. Чем занимаются представители интересующей меня профессии?

Иногда бывает, что подросток посмотрел фильм про адвоката и ему понравилось. Но дело в том, что в кино обычно показывается всего одна сторона: без подробностей и трудностей. А, возможно, наоборот, без повседневной рутины. 

Понимание должно быть максимальным: вот я отучусь, приду на работу и… Что и? 

Например: Некоторым детям удивительно, что учителя заполняют документы после того, как школьники уходят домой. Учитель — это не только работа с подростками, это еще и бумажная работа. Если вы к такому не готовы, задумайтесь сразу. 

9. Из скольких источников я знаю про интересующую меня профессию?

Только интернет, только слова одного человека, только фильм – это не вариант.

Про одну и ту же профессию можно рассказать так, что 100% захочется стать ее представителем и так, что 100% захочется держаться подальше.

Часто школы приглашают родителей или партнеров рассказать о своей работе в рамках профориентационного трека. Но всегда важно понимать: такой человек может а) быть ситуативно неудовлетворен работой б) ситуативно вдохновлять и что-либо упускать из внимания. 

Чем больше знает ребенок, тем меньше субъективное влияние на его выбор. 

10. Могу ли я попробовать сейчас интересующую меня профессию?

Речь не о том, чтобы трудоустроиться на несколько месяцев сразу, хоть это и желательный исход. Не всю работу можно попробовать в 15 или со стандартным уровнем подготовки. 

Тем не менее, любую деятельность можно разбить на компетенции или навыки и попробовать себя через них. 

Например: Будущий юрист может попробовать почитать законы и посмотреть, не вызывает ли это отторжение. Журналист — написать в блог по законам жанра, а не просто как пост в Инстаграм.

11. Есть ли рабочие места на интересующую меня профессию в моем регионе?

На этом этапе может произойти корректировка целей. Вариантов, в принципе, не так много: а) сменить вектор, если я принципиально хочу остаться в своем регионе; б) подготовиться к переезду.

С приходом в нашу реальность цифры, некоторую работу можно перевести в онлайн, так что и переезжать не придется. Но на начальном уровне занятости соискателю очень редко дают возможность работать удаленно. 

От выбора профессии к успешной жизни

Алиса! А нужны вообще генетики в Салехарде? 

12. Если рынок труда перенасыщен, что я буду делать?

В любой период существуют востребованные специальности, как следствие – рынок ими перенасыщен. Решение всегда есть, но окончательный выбор подростка будет зависеть от степени его мотивации.

Например: Программист – очень востребованная и очень популярная профессия. К тому же, в ней крайне много направлений и задач. Но ребята, кто готов работать на таком перенасыщенном рынке, должны сразу же обогащать себя, прокачивать навыки. Здесь чтобы быть востребованным, нужно быть в три раза более конкурентоспособным. 

13. Какие знания, умения и навыки важны для данной профессии?

Вопрос связан отчасти с предыдущим. Мы выбрали профессию, она соответствует всем нашим желаниям и целям, теперь необходимо рассмотреть саму деятельность.

Читайте также:  Тревожные симптомы в самочувствии ребенка

Готовы ли вы «прокачиваться» в такую сторону? Готовы ли начать приращение навыка прямо сейчас и потом – постоянно – в будущем? Есть профессии, “застой” в которых означает выбывание из гонки. 

14. Перспективна ли эта профессия, не исчезнет ли она к завершению образования?

Изучите рынок труда, изучите университетские программы. Важно понять, будет ли эта деятельность необходима через 5 лет. Чтобы время, потраченное на образование, не было потрачено впустую. 

15. Соответствует ли эта профессия всем моим пожеланиям? (1-5 пункт)

С этого момента необходимо вернуться в начало и перепроверить исходные данные. Дело в том, что желания могут корректироваться в любой момент – и это нормально. 

Например: Иногда ребятам выбирают групповую деятельность, потому что она снимает индивидуальную ответственность. Якобы снимает. Изучите выбранную вами профессию еще раз. 

Каждая наша проба – особенно вопрос № 10 – дает понимание, чего именно ты хочешь хочешь. 

Например: Пока ты ни разу не пробовал управлять командой, ты не поймешь, можешь ли и, что важнее, нравится ли тебе отвечать за макро-процессы, но не делать что-либо руками. 

16. Понимаете ли вы все минусы и плюсы интересующей профессии?

У любой профессии и любой деятельности есть минусы и плюсы. 24 часа и 7 дней в неделю нельзя получать удовольствие, как бы нас ни уверяли в обратном. 

Всегда будут задачи, которые нам нравятся, и задачи, которые нам не нравятся. Осознанный выбор — это понимание всех минусов и согласие с ними. 

Выпишите на лист и то, и другое, чтобы понять: перевешивают ли конкретные плюсы – минусы? 

От выбора профессии к успешной жизни

У тебя получилось больше плюсов хотя бы в одной профессии? Кажется, у нас не все данные, Маш.

17. Представьте, что вы занимаетесь выбранной профессией 5-10 лет

Каждый день, на протяжении длительного срока, 8 часов в день подросток будет заниматься определенной работой. Готов ли он к такому? Достаточно ли многообразны задачи внутри выбранной профессии? 

18. Знаете ли вы, где и как вы можете получить интересующую вас профессию?

Мечты – это прекрасно, но в вашем плане должна быть реальность. Если после школы у вас есть возможность переехать в другу страну и там получать степень “гендерного исследователя” – это хорошо. Если нет, стоит поискать смежные профессии. 

19. Какие экзамены мне предстоит сдавать? И как повысить шансы на поступление? 

Необходимо разобраться не только с ЕГЭ, но и с системой поступления. Узнать, будут ли дополнительные вступительные испытания. Это особенно актуально в творческих специальностях.

Иногда для таких испытаний нужны заранее подготовленные материалы. Например, для поступления на журфак, нужны статьи в газетах. Если вы выяснили об этом весной 11 класса, можно не успеть подготовить пакет требуемых документов. 

От выбора профессии к успешной жизни

Подготовка к Олимпиадам – мой шанс получить 100 баллов за предмет ЕГЭ. И отличная тренировка для вступительного экзамена.

20. Когда я начну выбирать?

Для большей определенности и спокойствия решите, какие сроки получения ответа вы ставите себе на каждый вопрос.

Абсурдно оставлять все 19 тем на май месяц выпускного класса. Поспешные решения или выбор по остаточному принципу чаще всего не ведут к успеху. Перед нами и так период большого стресса, а эффективно делать параллельно столько задач невозможно.

Оптимальным сроком для старта профориентационной (самоопределение) кампании является 7-8 класс. К началу 11 класса детям рекомендуется понимать, какое направление они выбирают. 

Экстренные меры не всегда хороши. Например, найти первый попавшийся в интернете тест и окончательно запутаться после ответа на 7 вопросов из серии “Нравится ли вам?”. 

Что еще поможет определиться? 

Каждый ответ сужает список специальностей, каждая проба помогает определиться. Но что делать, если все 20 вопросов пройдены? Максимально кратко: 

  1. Читайте про профессии в интернете
  2. Задавайте ребенку конкретные вопросы, не ограничиваясь общими фразами «нравится или не нравится»
  3. Смотрите ролики с представителями профессий 
  4. Общайтесь с людьми, которые работают по интересующей специальности 
  5. Пробуйте себя в профессии, хотя бы через отработку навыков. 

Если вы читаете этот текст и вы – подросток, то запомните: к рекомендациям родителей и педагогов стоит относиться с легкостью, так как их общая цель одна — счастливое будущее. Ваше будущее. Так что ваша общая задача – быть в свободном диалоге без директив. 

Материал подготовлен на основе онлайн-лектория, организованного проектом “Родительский университет: PRO-Родители” ГК “Просвещение”, проектом ГЕРОИ и при поддержке Фонда Яны Поплавской.

От выбора профессии к успешной жизни

Как выбрать профессию, чтобы ходить на работу как на праздник? Чтобы бодро вставать по утрам и испытывать удовлетворение в конце рабочего дня, каким бы напряженным он ни был? Если вы задаетесь этими вопросами, вас заинтересует данный материал MedaboutMe, включающий советы компетентных специалистов.

Из каких качеств складывается успех?

Найти свое «место под солнцем» можно, если проявить настойчивость, твердо осознавать конечную цель и двигаться к ней. Но процесс профессионального становления длителен и может зависеть и от других качеств.

В частности, необходимо адекватно оценивать собственные способности, трезво осознавать как свои сильные стороны, так и затруднения. От истинного профессионала требуется постоянная готовность к непрерывному обучению и повышению квалификации.

Ибо кто не идет вперед и не совершенствуется, автоматически «скатывается» назад, не интересуясь стремительно развивающимися технологиями.

Профориентация: первые шаги

Еще в 20-е годы прошлого столетия в России развернулись работы по профессиональному самоопределению. Современные консультативные центры готовы протестировать приходящего на предмет личностных особенностей и дать индивидуальные советы по выбору профессии.

Как правило, при такой консультации тщательно анализируются различные личностные характеристики: взаимоотношения с людьми, способность к творчеству и воссозданию художественных образов, любовь к природе или привязанность к технике, умение оперировать математическими величинами.

В случае, если у ребенка нет явно выраженного интереса к определенному роду деятельности, такая консультация грамотного специалиста может привнести изрядную долю ясности в его будущее.

Если ребенок никак не определится, что ему наиболее интересно

От выбора профессии к успешной жизни

В наше шаткое время одни профессии, еще вчера уважаемые обществом и востребованные, могут стать почти безвестными, а другие — напротив, стремительно развиваться и начать приносить как доход, так и моральное удовлетворение. Этот факт может отчасти успокоить родителей. Если ребенок не созрел до осознания своего профессионального пути, ничего катастрофического в этом нет. Подросток может поступить в доступное учебное заведение, а к тому времени, как он его закончит, ситуация на рынке труда может не раз поменяться. Тем временем он приобретет знания и умения, чтобы, возможно, заняться смежной специальностью. Тем более, сейчас для овладения дополнительной специальностью открыты многочисленные краткосрочные курсы, дающие возможность получить необходимые навыки.

Смена деятельности каждый десяток лет только продлевает трудовую активность

Смена деятельности — не беда. С точки зрения личностного роста каждому трудящемуся полезно иногда менять если не профессию, то направление деятельности.

Существует закон Лехмана, который гласит: чтобы продлить деловую молодость, необходимо иметь мужество менять тематику своей работы и попробовать себя в разных амплуа.

Так как примерно через 7-10 лет после начала трудовой деятельности человек, как правило, достигает идеального соответствия занимаемой должности и «расслабляется».

Может наступить стадия регресса, когда работник трудится за счет ранее достигнутого и уменьшает свою активность, неизбежно теряя квалификацию.

В 1961 году ЮНЕСКО был провозглашен принцип необходимости моральной подготовки специалистов к возможной переквалификации и даже полной смене профессии. В наши дни этот принцип тем более актуален. Гибкость, готовность человека к саморазвитию — слагаемые успешной личности 21 века.

Комментарий эксперта

Хохлов Никита Александрович, руководитель сектора нейропсихологии отдела профориентации Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ имени М.В. Ломоносова

Профессиональное самоопределение является одним из наиболее важных жизненных выборов. Удачный выбор профессии позволяет не только хорошо зарабатывать, но и чувствовать себя на своём месте, получая удовольствие от выполняемой деятельности.

Для подготовки молодых людей к выбору профессии проводится профориентация — система мероприятий, включающая в себя профессиональное просвещение, консультирование и психологическую поддержку. При проведении профориентационных консультаций обычно учитываются несколько параметров.

С одной стороны, это особенности личности, способности и интересы человека, с другой — текущая социально-экономическая ситуация на рынке труда.

Хотя на момент профориентационной диагностики, личностные характеристики, способности и интересы находятся на определённом фиксированном уровне, не вызывает сомнений, что в течение жизни эти параметры претерпевают определённые изменения.

Истоки формирующихся способностей следует искать еще во младенчестве. И даже раньше

Предрасположенность к тем или иными профессиям в определённом смысле формируется ещё до рождения ребёнка. Конечно, она не является непосредственной и однозначной. Однако особенности формирования мозга ребёнка обуславливают соотношение развития психических функций.

При наличии различных патогенных факторов, будь то приём сильнодействующих медицинских препаратов матерью во время беременности или гипоксия при родах, возможны повреждения мозга, которые в дальнейшем ограничивают спектр выбираемых профессий. Современный уровень медицины позволяет таким детям не просто выживать, но и практически не испытывать трудностей в процессе развития.

Между тем следовые эффекты ранних мозговых повреждений могут проявиться, когда ребёнок идёт в школу и сталкивается с повышенными учебными нагрузками. Обычно именно в начальной школе начинают проявляться минимальные мозговые дисфункции.

Одни участки мозга могут работать лучше, другие хуже. Всё это оказывает влияние на соотношение способностей.

При нормальном развитии и отсутствии каких-либо мозговых повреждений индивидуальный профиль способностей также зависит от особенностей развития тех или иных участков мозга, просто в этом случае ограничений становится меньше.

Читайте также:  Лечение краснухи у детей, детская болезнь краснуха

Дошкольник и его интересы

Как проявляются склонности дошкольника? Ребёнку обычно крайне непросто на осознанном уровне определить, что у него получается лучше, а что хуже. Но он реагирует на это интересами. Ему неинтересно то, что у него плохо получается.

Например, при функциональной слабости теменно-затылочных отделов правого полушария головного мозга у ребёнка обычно снижены конструктивно-пространственные способности. Узнаёт он об этом, когда ему впервые дают какой-нибудь конструктор. И ребёнок сообщает, что ему это неинтересно.

Родители обычно в таких случаях предлагают ребёнку другие виды деятельности. Тем самым поддерживается развитие сильных способностей, а слабые — так и остаются снижены.

Любые способности можно развивать, но если они изначально снижены, для их развития нужно больше времени и усилий, в том числе через «не хочу».

Чем младше ребёнок, тем проще развить у него те или иные способности и тем самым расширить спектр возможных профессий в будущем.

Это касается и коррекции возможных мозговых повреждений, которую лучше проводить при участии нейропсихолога. С возрастом пластичность мозга падает и развивать ребёнка становится сложнее.

Как изменяются с возрастом способности, интересы и личность? Ребёнок попадает в детский коллектив (детский сад, школу). Там он видит, что другие дети занимаются различными видами деятельности, вместе играют. Ему тоже хочется играть с ними, хотя ему может быть трудно выполнять ту же деятельность.

Тогда он начинает искать обходные пути, компенсаторные стратегии. Например, складывает конструктор не путём пространственного вращения элементов, а соединяя элементы один за другим. Здесь уже работают другие мозговые системы, но ребёнок получает тот же результат, что и другие дети.

Это позволяет ему играть вместе со всеми.

С возрастом выстраиваются все новые функциональные системы, одни способности начинают зависеть от других, опираться на них. Интересы перестают напрямую зависеть от способностей. Кроме того, происходят личностные изменения.

Ребёнок включается в новые системы социальных связей, пробует различные модели поведения. Нередко особенности личности формируются в прямой взаимосвязи со способностями и интересами. Например, ребёнку не удалось найти компенсаторную стратегию выполнения определённой деятельности.

Из-за этого он не смог играть с другими детьми, они перестали с ним общаться. Он может решить, что ему это не нужно, и держаться один, минимально общаться с другими. У него при этом возникнет ощущение сознательного выбора — не они меня не приняли, а я сам решил, что мне лучше одному.

Это, безусловно, уже личностные изменения, которые в дальнейшем остаются и могут проявляться в течение жизни.

От выбора профессии к успешной жизни

Знакомство с профессиями

К подростковому возрасту школьник обычно знакомится с основными группами профессий, начинает проявлять к ним интерес. В младшем подростковом возрасте возникает ключевой момент, когда способности и интересы могут расходиться.

Подростку может понравиться профессия, которая для успешного освоения требует высокого уровня тех способностей, которых у него недостаёт. И здесь возникает волевое решение — подросток пытается заниматься той деятельностью, которая у него сначала не получается.

При этом он не теряет к ней интерес, ему хватает произвольной регуляции, чтобы продолжить самосовершенствование, развивать требуемые способности. Хорошо, если к этому возрасту человек приходит с примерно равным уровнем развития различных способностей. Тогда ему есть, от чего отталкиваться.

Хуже, если с раннего возраста у ребёнка развивали одни способности, совершенно игнорируя развитие других, а потом он вырос и сам решил, что ему интересна не та профессия, к которой его готовили родители. Тогда развиваться становится сложнее.

Осознанный выбор

Подростку крайне непросто понять, какая профессия ему подходит. Любые обучающие занятия не могут полностью воссоздать типичные профессиональные ситуации. Образ профессии часто оказывается искажённым.

Лучше всего в таком случае искать взрослых людей, работающих по соответствующей специальности, общаться с ними, приходить к ним на работу, наблюдать, интересоваться отдельными нюансами профессиональной деятельности. Тогда меньше вероятность выбрать профессию лишь по внешней привлекательности без понимания реальной сущности работы.

Не нужно форсировать профессиональный выбор, следует лишь подталкивать школьника к тому, чтобы он сам интересовался различными профессиями.

Отсутствие доступной информации о профессиях и рынке труда, фиксированность на определённых моделях профессионального поведения (например, только на тех профессиях, которыми занимаются члены семьи) может приводить к тому, что к окончанию школы у юноши или девушки не будет адекватного плана профессиональной самореализации.

Безусловно, определённые таланты, вне зависимости от того, являются ли они врождёнными или приобретёнными, должны находить своё применение в жизни. Но это далеко не всегда возможно в профессиональной сфере. Востребованность таланта не зависит от самого человека.

Это скорее социально-экономическая ситуация, особенности рынка труда. В таком случае можно освоить другую профессию, а талант реализовывать в свободное время, занимаясь чем-то для получения удовольствия. Например, человек может работать программистом, а по вечерам — ходить в музыкальный клуб и заниматься оперным пением.

Здесь просто происходит разведение профессии и любимой деятельности.

Источник: MedAbout me

Читайте нас в Telegram — wikium

Правильный выбор профессии — успешная и счастливая жизнь в будущем, Вузы и Университеты

Почему и для чего люди ходят на работу, создают собственный бизнес, занимаются какой-либо трудовой деятельностью? В первую очередь, из-за денег — и таких людей, наверное, большинство.

Конечно же, многим хотелось бы получать не только деньги, но и удовольствие. Но, к сожалению, только малая толика людей может похвастаться тем, что одновременно получает и достойную оплату, и истинное наслаждение от работы.

Хотя именно так должно быть в жизни каждого человека.

От выбора профессии к успешной жизни

Почему и для чего люди ходят на работу, создают собственный бизнес, занимаются какой-либо трудовой деятельностью? В первую очередь, из-за денег — и таких людей, наверное, большинство.

Конечно же, многим хотелось бы получать не только деньги, но и удовольствие. Но, к сожалению, только малая толика людей может похвастаться тем, что одновременно получает и достойную оплату, и истинное наслаждение от работы.

Хотя именно так должно быть в жизни каждого человека.

Да, так должно быть. А что мы видим в реальности? Понурые лица в утренних маршрутках, троллейбусах и трамваях свидетельствуют о том, что большинство людей не слишком довольны от того, что едут на работу.

В конце рабочего дня картина почти идентична — те же лица, на которых читается усталость от работы, или даже от самой жизни. Возникает естественный вопрос: «Зачем каждый день ходить на работу, если она не приносит удовольствия?».

В это трудно поверить, но причина этому — страх. Страх не найти «свою» работу, и остаться «не у дел».

Не бойтесь искать «свою» работу

Как выбрать профессию, чтобы хорошее настроение и улыбка на устах стали постоянными спутниками каждого рабочего дня? Для начала нужно прислушиваться к голосу своего сердца и реально оценить свои возможности. И уж ни в коем случае не нужно опираться только на то, что модно и престижно.

Ваши друзья убеждают Вас в том, что быть юристом — это модно, а Вы чувствуете влечение к сантехнике? Не бойтесь показаться смешным в глазах друзей, и отдайте предпочтение своим стремлениям.

Ведь это не Вашим друзьям потом годами придется «просиживать штаны» на нелюбимой работе. И не поддавайтесь на уговоры типа «сантехники много не зарабатывают».

Помните, хорошие специалисты всегда востребованы, а значит и Вы можете рассчитывать на высокие заработки, а также на получение морального удовлетворения от работы.

Прислушивайтесь к советам родителей, но следуйте за велением сердца

От выбора профессии к успешной жизни

Перед каждым учеником старших классах общеобразовательной школы стоит нелегкий выбор специальности, профессии и собственного жизненного пути. И от правильности этого выбора очень многое зависит. Родители старшеклассников это прекрасно понимают, поэтому стремятся помочь.

Правда опираются они при этом на свои собственные возможности и жизненный опыт. Не последнюю роль в этом также играют стереотипы и собственные представления о жизни. Используя свой авторитет, зачастую именно родители убеждают своих детей сделать тот или иной выбор. При этом редко учитываются природные таланты ребенка и его внутренние потребности.

Согласно статистическим данным около 60% выпускников высших учебных заведений так и никогда не работали по специальности, а это говорит о том, что выбор профессии они делали неосознанно или под давлением обстоятельств, родителей или стереотипов. Чтобы не попасть в эти 60% нужно внимательно выслушать рекомендации родителей, прислушаться к себе, и выбрать ту профессию, которая ближе всего именно Вам.

Как выбрать профессию по душе?

Еще в раннем возрасте каждый ребенок начинает демонстрировать свои сильные стороны и задатки. Мудрые родители, наблюдая за игрой ребенка, помогают ему развивать их.

В школьном возрасте, посещение кружков и секций должно раскрывать врожденные таланты и приумножать их.

Поэтому, пытайтесь найти «свою» профессию еще в школе: посещайте разные кружки и секции, пробуйте свои силы в разных ипостасях и т.д.

Помочь в выборе профессии может и научный подход.

Специалисты уверены, если доминирует левое полушарие мозга, отвечающее за логическое мышление и рациональность — такому человеку лучше подойдут профессии математического и технического направления.

А вот гуманитарные специальности лучше всего подойдут тем, у кого доминирует правое полушарие головного мозга, отвечающее за интуицию, духовность, творчество, воображение, музыкальные способности, эмоции и т.д.

Читайте также:  Синдром Дауна: признаки, симптомы. диагностика, риски

Советы родителям

Уже в старших классах родители должны четко понимать, в какую именно сферу направлять свое чадо. Не стремитесь «давить» на ребенка, если думаете, что он выбрал не прибыльную или не престижную профессию.

Подумайте о том, что скорее всего Ваш ребенок выбирает свою будущую жизнь, основываясь на внутренних ощущениях, и сделал выбор в пользу варианта, к которому тянется его душа.

Финансовая выгода в будущем, мода и престиж — это все то, что может повести по ложному пути, который вероятнее всего приведет к разочарованию в жизни и душевной пустоте.

Не стоит также забывать и о том, постоянные стрессы и проблемы на работе ухудшают состояние здоровья, как психологического, так и физического (не зря же в народе говорят, что все болезни от нервов).

Вы же не хотите, чтобы Ваш ребенок постоянно болел? Значит Вы тоже заинтересованы в том, чтобы он нашел любимую работу, которая будет приносить ему только радость и позитивные эмоции. А для этого нужно всего лишь поддержать выбор ребенка. Он хочет быть трубочистом? Прекрасно, ведь это очень редкая профессия.

Мечтает стать мусорщиком? Еще лучше, будет приносить пользу людям. Помните, Ваш ребенок ждет от Вас не только советов и рекомендаций, но и искренней поддержки.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Профориентация: как выбрать профессию и заложить основы карьеры

Вопросы о жизненном пути и профессии стоят перед школьниками особенно остро. Татьяна Соя, операционный директор проекта «Антирабство», эксперт в области карьерного консультирования, сертифицированный бизнес-тренер и коуч, поделилась советами по тому, как найти свое призвание и что для этого нужно сделать. 

Первый шаг к успеху в будущей работе — правильно выбрать, каким делом вы хотите заниматься профессионально.

С одной стороны, нужно ориентироваться на свои интересы и склонности, а с другой — на востребованность профессии и уровень заработка.

Сложности часто возникают и с определением склонностей, и с пониманием, для какой работы они подходят. Есть несколько распространённых проблем, которые возникают при выборе профессии.

Вам ничего не нравится и неинтересно, вы не знаете, чем хотите заниматься профессионально. В этом случае лучше действовать сразу в нескольких направлениях.

  • Изучите существующие профессии. Мы не можем сделать выбор, если ещё ничего не попробовали, если даже не понимаем, из чего выбирать. Общайтесь с профессионалами, смотрите YouTube-каналы о профессиях, ходите на мастер-классы, посетите специальные площадки для знакомства с разными специальностями.
  • Обратитесь к карьерному консультанту или коучу. Не бывает такого, чтобы человек ничем не интересовался, но иногда в подростковом возрасте сложно определить свои склонности и понять, каким профессиям они соответствуют.
  • Пройдите тест на профориентацию. С помощью него вы определите свои сильные стороны и выберите профессию, которая поможет их раскрыть.

У вас есть явно выраженные интересы и склонности и понимание, что нравится делать. В этом случае необходимо понять, каким профессиям соответствуют ваши увлечения, составить список из нескольких специальностей и ориентироваться на уровень зарплаты.

К нам на консультацию пришла мама с сыном 14 лет, который всё время проводил «в компьютере», и маму это очень беспокоило. Оценки по математике и физике у него были хорошие, и она просила совета, куда ему лучше поступать, чтобы получить нормальную профессию.

Оказалось, что мальчик не просто играет в компьютерные игры, а давно и серьёзно увлечён гейм-индустрией, тестирует игры для разработчиков и самостоятельно изучил программирование на начальном уровне, чтобы исправлять ошибки в коде.

По итогам консультации мальчик связался с компанией-разработчиком и теперь получает деньги за тестирование игр, а поступать собирается на IT-направление.

Вам нравится занятие, которое сложно превратить в хорошо оплачиваемую профессию, но хочется попробовать. Если очень хочется, обязательно старайтесь, но параллельно ищите смежную специальность.

Другой наш клиент в 14 лет мечтал стать актёром. После консультации он стал сниматься в сериалах в массовке, начал этим зарабатывать на карманные расходы, но при этом понял, что достичь успеха и в актёрской профессии не так-то просто.

В итоге он решил учиться на юриста, чтобы специализироваться в сфере искусства и культуры, но продолжать пробовать себя в актёрской профессии.

Это позволит ему с гарантией заработать денег и реализоваться, а если вдруг повезёт и он станет известным актёром, знание юриспруденции всё равно лишним не будет

Если интересно много направлений и одинаково хорошо даются гуманитарные и точные науки, выбирайте то, что больше нравится. При этом стоит ориентироваться на свои карьерные и зарплатные ожидания.

Составьте список из трёх-четырёх конкретных специальностей и попробуйте себя в каждой из них. Можно найти подработку на лето или бесплатную стажировку. Обычно хватает одного месяца, чтобы понять, насколько работа интересна, хочется ли ей заниматься. Пока вам меньше 25 лет — можно и нужно пробовать разные варианты, искать себя.

Если вы хорошо понимаете, чем хотите заниматься, и уверены, что это будет востребовано, у вас есть шанс открыть новую профессию, стать в ней первопроходцем и занять лидирующие позиции на рынке. Генри Форд собирал автомобили, когда ещё никто не подозревал, что все будут ими пользоваться. А пять лет назад мало кто слышал о карьерных консультантах.

  • Учитесь бесплатно
  • Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод и занимайтесь бесплатно в течение недели
  • Промокод действует только для новых пользователей

Получить демодоступ на неделю

Даже если вам кажется, что эти предметы вам точно вам не пригодятся, не забрасывайте их. Точные науки учат думать, анализировать, выявлять закономерности, развивают системное мышление.

В школе полезно выучить два или три языка — это расширит ваши карьерные перспективы. Сейчас хорошо развиты международные связи, на российском рынке работают иностранные компании, куда берут только с достаточным знанием языка.

Нестандартное мышление — это навык, который можно прокачать так же, как и любой другой, если постоянно тренироваться.

Каждый день перед началом занятий делайте разминку для мозга — возьмите любой предмет и придумайте сто способов его применения. Например, канцелярская скрепка.

Как можно её использовать? Как скрепку, вешалку, острый предмет. Первые 10 идей приходят легко, а потом возникает ощущение, что больше придумать уже невозможно.

Не останавливайтесь и ищите новые варианты, как раз в этот момент и начинает развиваться воображение

Если вы хотите сделать карьеру и занимать руководящую должность, вам обязательно понадобятся навыки общения с людьми и умение говорить публично.

Для развития коммуникативных навыков очень полезно начинать работать уже в 14-16 лет. Даже если вы будете раздавать рекламу или подрабатывать курьером, вам в любом случае придётся общаться с работодателями и клиентами самому или наблюдать за тем, как это делают взрослые и компетентные сотрудники. Такой опыт обязательно будет полезен

Подработки в школьном возрасте не только развивают коммуникативные навыки, но и дают возможность получить представление о разных профессиях. Даже если вы просто раздаёте рекламу, вы бываете в офисе компании и получаете возможность наблюдать за реальной трудовой деятельностью. Вас может заинтересовать какая-то конкретная специальность. Или наоборот, вы поймёте, что это не ваше.

Делайте упор на компетенции, на практику, на опыт работы, пробуйте себя в разных сферах, где можно получить коммуникативные навыки: от этого зависит профессиональная реализация и заработок.

Те, кто начал работать ещё школьником или студентом, после окончания вуза уже могут претендовать на позицию руководителя отдела.

Это даёт огромное преимущество по сравнению с ровесниками, которые выходят из вуза вообще без опыта работы.

Уже в 8-9 классе начните задавать себе вопрос: «Как я вижу свою жизнь через 5 лет после окончания вуза?» Отвечая на него, представьте, кто вы, кем и где работаете, сколько зарабатываете. Не просто фантазируйте, а соотнесите свои фантазии с реальностью — например, посмотрите в интернете, сколько зарабатывает человек в этой профессии или на этой должности.

  1. Начинайте выбирать колледж в конце 8 класса, а вуз — в 9 классе, тогда у вас будет два года на подготовку к поступлению.
  2. Выбирайте вуз исходя из ваших реальных возможностей. Не бойтесь поступать в региональные или менее престижные московские вузы. Помните о том, что даже лучший вуз не даст вам практических знаний: их вы будете получать самостоятельно. Профессиональный успех зависит от вашего желания, активности, практических навыков и опыта, а не от престижности вуза.
  3. Если вы хотите сделать карьеру, высшее образование понадобится обязательно. Но это не значит, что его нужно непременно получать сразу после школы. Можно окончить колледж, получить специальность и начать работать, а уже потом принять решение, какое именно высшее образование вам хочется получить и нужно ли оно вам вообще.
  1. Инженеры, в том числе робототехники, проектировщики строений и инженерных коммуникаций.
  2. Биотехнологи, генные инженеры.
  3. Разработчики программного обеспечения.
  4. Веб-дизайнеры.
  5. Психотерапевты и психологи.
  6. Аналитики.
  7. Маркетологи, специалисты по пиару и продажам.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *