Распорядок дня и питание двухлетнего ребенка

08.09.2020

    Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Режим для школьника важен потому, что он создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки. Ребенок приучается вставать и ложиться спать ежедневно в одно и то же время.

Это помогает ребенку быстрее заснуть, крепче спать и утром встать бодрым. То же относится к приему пищи.

Если школьник будет питаться регулярно, в одно и то же время получать завтрак, обед, полдник и ужин, то он будет есть с аппетитом, а это способствует лучшему усвоению пищи.

  •  Распорядок дня и питание двухлетнего ребенка
  • Рациональный режим дня создает здоровый динамический стереотип поведения, укрепляет нервную систему ученика.
  • Ежедневное выполнение рационального режима дня, кроме большого гигиенического значения — сохранения и укрепления здоровья, имеет немаловажное значение для успешного обучения.

Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для оказания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня). Выработанные в детстве привычки облегчают работу и нередко сохраняются на всю жизнь.

Режим дня школьника. Каким он должен быть?

  1. Основными элементами режима дня школьника являются:
  2. -учебные занятия в школе и дома; -активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; -регулярное и достаточное питание; -физиологически полноценный сон;
  3. -свободная деятельность по индивидуальному выбору.
  4. Физиологически полноценный сон

Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, так как в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии.

Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности.

У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:

-ложиться спать в одно и то же время;

-ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);

-сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Распорядок дня и питание двухлетнего ребенка

  • Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:
  • ·         в 7-10 лет – 10-11 часов;
  • ·         в 11-14 лет -9-10 часов;
  • ·         в 15-17 лет – 9-8 часов
  • ·         Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
  • Регулярное и достаточное питание

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов. Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание. У тех, кто ест всегда в определенное время, вырабатывается условный рефлекс на время, т. е.

при приближении определенного часа появляется аппетит, начинается выделение пищеварительных соков, что облегчает переваривание пищи. Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит. Особенно портит аппетит беспорядочная еда сладостей и сахара.

Распорядок дня и питание двухлетнего ребенка

При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов, что способствует правильному росту и развитию ребенка..

Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе

Не следует приступать к выполнению домашних заданий сразу по приходу домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается , и на приготовление уроков затрачивается больше времени. Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе.

Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников. Если ребенок дополнительно занимается в кружках, то эти занятия должны быть ограничены: не более двух дополнительных занятий.

Желательно, чтобы они были разные: спортивные чередовались с познавательными занятиями. А выходные только для отдыха!

  1. Особое внимание следует уделить нормам работы школьников за компьютерами.
  2. Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером (далее-ПК) не должна превышать:
  3. ·         Для учащихся 1-4-х классов – 15 мин.;
  4. ·         Для учащихся 5-7-х классов – 20 мин;
  5. ·         Для учащихся 8-11-х классов – 25 мин.

Распорядок дня и питание двухлетнего ребенка

Работа на ПК должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПК следует проводить комплекс упражнений для глаз, после каждого урока на переменах – физические упражнения для профилактики общего утомления.

Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

  • Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
  • ·         Для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) – не более 60 мин.;
  • ·         Для учащихся 6-х классов и старше – до 90 мин.
  • ·         Не рекомендуется проводить компьютерные игры перед сном.
  • Важно правильно организовать выполнение школьником домашних
  • заданий.
  • Возвращаясь из школы, прежде чем заняться выполнением домашнего
  • задания, ребёнок должен отдохнуть: поиграть, погулять, но не смотреть
  • телевизор.

Начинать выполнять домашнее задание следует не раньше 15–16 час. Необходимо знать о временных нормах выполнения домашних заданий и следить за их соблюдением.

В 1 классе – 1 час; во 2 классе – 1,5 часа; в 3–4 классах – 2 часа. Нужно стремиться не выходить за рамки рекомендованного времени.

Распорядок дня и питание двухлетнего ребенка

          Важно правильно организовать рабочее место школьника — условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребенок, что ощутимо влияет на его успеваемость и здоровье.

Рабочее место может быть удобным только в том случае, если размеры стола и стула будут соответствовать росту школьника.

При этом нужно, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, голова слегка была наклонена вперед, ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касались пола. Стул должен иметь невысокую спинку.

Стол, за которым занимается ребенок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребенок левша, то наоборот),

Аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Соблюдение этих условий обеспечивает хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке правильной осанки.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость!

Режим дня ребенка в 2 года

   Малышу исполнилось 2 года. Он уже очень смышленый и более самостоятельный, точно знает, чего хочет, может быть своенравным и упрямым. Часто в этом возрасте происходят ложные отказы от дневного сна, а уложить спать двухлетнего ребенка становится все труднее.

  Особенности возраста

   На 2 году жизни ребенок уже многое умеет и может что-то сказать, заявить о себе, выразить намерение или протест. Ребенок осознает, где находится он, а где остальные – мама, папа, родные и другие люди.

   В силу особенностей развития мышления ребенок в этом возрасте еще не способен понять точку зрения другого. Швейцарский психолог и философ Жан Пиаже назвал это явление эгоцентрическим мышлением.

 Ребенок уверен, что окружающие воспринимают мир точно так же, как и он сам. Если малышу что-то не нравится, а мир не делает моментально то, что он хочет, это вызывает у него бурную негативную реакцию.

   В возрасте двух лет ребенок уже может усвоить несколько несложных правил. Правила нужны любому ребенку для того, чтобы он ориентировался в мире, начинал осознавать, что можно, а что нет, «что такое хорошо, а что такое плохо». Малыш усвоит правила при условии, если родители сами их соблюдают, действуют последовательно и предсказуемо.

   Правила и границы важны и в отношении сна. Ритуалы перед сном и соблюдение режима дня – примеры таких правил.

  Особенности сна двухлеток

  •    В двухлетнем возрасте норма сна составляет около 13 часов в сутки, из них:
  •    — 11 часов приходятся на ночное время
  •    — 2 часа – на время дневного сна.

   В этом возрасте дети могут спать днем до 2,5-3 часов.

В этом случае количество ночного сна может сократиться — могут появиться очень ранние подъемы или ночные «гуляния».  Если вы столкнулись с «ночными гуляниями» — малыш по ночам просыпается и играет или требует вашего внимания и никак не засыпает, есть смысл сокращать дневной сон.

Ребенок здоров, но спит более 2-х часов днем? Чтобы это не повлияло на ночной сон — создайте условия для пробуждения днем – откройте шторы, добавьте бытовых шумов.

Читайте также:  Гайморит у грудничков: признаки и симптомы

   Особенностью режима дня двухлеток является ложный отказ от дневного сна.

   Но физиологически ребенок еще не способен выдерживать время бодрствования длиной в целый день. Оптимальное время бодрствования в двухлетнем возрасте составляет 5 – 5,5 часов. Поэтому очень важно сохранить дневной сон.

  1.    Причины ложного отказа от дневного сна:
  2.    — недосып
  3.    — отсутствие режима
  4.    — плохая подготовка ко сну
  5.    — нет сформированных правил для малыша на сон

  Примеры, как работают правила

   В возрасте 2-х лет ребенок в «тестирует» родителей «на прочность», ищет границы дозволенного. Особенно в тех моментах, когда это касается сна. Ведь бодрствовать гораздо интереснее, чем спать! Он может ныть, капризничать и просить. Делать все, чтобы не спать.

   Если родители соглашаются и позволяют ребенку вместо сна пойти играть или смотреть мультики, ребенок получает информацию о том, что правило «днем нужно спать» ненадежно и его можно нарушать.

   Смотреть мультики для ребенка гораздо интереснее, поэтому в следующий раз он будет воспроизводить ту схему поведения, которая помогла ему добиться желаемого.

Пример, малыш сопротивлялся, плакал и не хотел находиться в кроватке, а мама или папа забрали его оттуда и посадили за мультик или дали игрушек, у него сформируется ассоциативная логическая цепочка – чтобы получить желаемое, нужно сопротивляться и плакать. Так родители невольно закрепляют плач, протесты и отказы от сна.

   Чтобы этого избежать, важно формировать четкие правила и самим их соблюдать обязательно!

   Например:

  • время «тихого часа» обязательно каждый день
  • ребенок минимум 1 час должен находиться в своей кроватке
  • малыш в пижамке, подготовленный ко сну
  • в комнате тишина, без мультиков, игрушек и активных игр
  • шторы закрыты
  • родитель может находиться рядом, если ребенок еще не обучен навыку самостоятельного засыпания

   Для ребенка в 2 года сложно усвоить слишком много правил. Не путайте ребенка, 3-4 правила достаточно. Это могут быть:

  •    — правила, как происходит отход ко сну,
  •    — правила, касающиеся организации времени бодрствования (например, помогать маме убирать игрушки),
  •    — правила о том, что после еды обязательно нужно чистить зубы

  Режим питания

   В этом возрасте ребенок уже полностью переходит на общий стол. Грудное вскармливание может сохраняться по желанию мамы, но физиологической потребности в нем уже нет.

  1.    Режим питания ребенка в 2 года может выглядеть так:
  2.    — завтрак около 8 утра,
  3.    — второй завтрак/перекус около 10 утра,
  4.    — обед около 12 часов,
  5.    — полдник около 15 часов,
  6.    — ужин около 18:30.
  7.    Это примерный порядок питания, в каждом случае он формируется индивидуально, исходя из потребностей малыша и общего распорядка семьи.
  8.    Любая еда (каша, молоко, кефир) непосредственно перед сном или во время ночных пробуждений может негативно влиять на здоровье малыша:
  • может сформироваться негативная ассоциация на сон — той ассоциацией, без которой ребенок не может уснуть вечером и при краткосрочных пробуждениях ночью
  • пищеварительной системе тоже нужен отдых и еда ночью негативно влияет на аппетит днем
  • вся еда предлагается до чистки зубов, чтобы не способствовать формированию кариеса и негативных привычек со сном.

  Пример режима дня для ребенка в 2 года

   Самое важное при формировании режима дня ребенка — это соблюдение времени бодрствования, а также распределении приемов пищи и снов.  

   То, как ребенок проводит время бодрствования влияет на его сон. Нагрузка должна быть достаточной и насыщенной, чтобы накопить нужную усталость. Лучше, если наибольшая физическая и умственная активность будет организована в первую половину дня до сна. Для второй половины дня подойдут более спокойные игры и виды активности.

   Примерный режим дня для ребенка 2-х лет:

Время Действие
7.00 Подъём, кормление
7.15 Ритуалы на пробуждение
7.35 Подготовка к завтраку, ребенок помогает
8.00 Завтрак
8.25 Самостоятельная игра
8.55 Совместные активные игры
9.30 Прогулка
11.15 Спокойные развивающие игры, чтение, массаж
11.45 Подготовка к обеду, ребенок помогает
12.00 — 12.30 Обед, ритуалы на засыпание
12.30 — 13.00 Начало дневного сна
15.00 Пробуждение, ритуалы, полдник
15.30 Совместные активные игры
16.00 Самостоятельная игра
16.30 Прогулка
17.00 Спокойные развивающие игры, чтение, массаж
17.30 Подготовка к ужину, ребенок помогает
18.00  Ужин
18.30 Купание
18.30 — 19.00  Ритуалы подготовки ко сну
19.00 — 19.30 Начало ночного сна

  Время бодрствования

   Часто родители спрашивают, как можно организовать досуг ребенка, чтобы это было полезно и интересно для него и при этом не переутомляло бы его?

   В возрасте 2-х лет ребенок может испытать страх разлуки с мамой. Поэтому важно укреплять привязанность, находиться в контакте с ребенком, поддерживать его возрастающую самостоятельность во время бодрствования.

   Самостоятельность днем имеет прямое отражение на самостоятельность при засыпании и продлении сна. Старайтесь не делать за малыша то, с чем он уже может справиться сам.

   Привязанность на втором и третьем году укрепляется в формате взаимодействия с мамой и общей деятельности. Любые игры на коврике, игры с пальчиковыми красками, с пластилином, освоение детских музыкальных инструментов, чтение книг. 

   Деятельность может быть совершенно разной, но самое важное для развития малыша – это заинтересованность в ней и ребенка, и мамы.  Поэтому важно выбирать такие игры, такую деятельность, которая интересна и маме. Так взаимодействие с малышом будет качественным, глубоким и ресурсным.

Если маме не нравится играть в кубики – вовсе не обязательно делать это «через силу», можно пойти на кухню и дать ребенку пластиковые стаканчики и кастрюльки, пока мама рядом готовит обед. Форматов проведения времени бодрствования очень много, главное здесь найти баланс и компромисс между потребностями малыша и интересом мамы.

Так чтобы мама и малыш могли строить, лепить, готовить, создавать что-то новое и удивительное вместе и с удовольствием!

Распорядок дня и питание двухлетнего ребенка Режим РаннееУкладывание ДневнойСон ЧастыеПробуждения

Режим ребенка в 2 года: распорядок дня, меню, питание и сон по часам (таблица)

Грамотно составленный режим дня – необходимое условие полноценного развития и правильного воспитания ребенка. За это время крохе нужно успеть многое – погулять, поиграть, пообщаться с мамой.

Как правильно составить распорядок дня для малыша 2 лет и что необходимо учитывать? Насколько важно жестко придерживаться графика? Все перечисленные вопросы и сопутствующие им мы рассмотрим в этой статье.

Соблюдение режима дня позволяет сохранять бодрость и активность малыша с обеспечением полноценного отдыха

Время для отдыха

Педиатры считают, что в 2 года ребенок должен спать один раз в день. Продолжительность дневного отдыха составляет 2-3 часа, ночного – 10. В общей сложности в сутки кроха должен тратить на сон около 13 часов.

Однако в каждом конкретном случае эти цифры могут отличаться от нормы. К примеру, если малыш болен или находится в процессе выздоровления, его сон может быть длиннее за счет разбивки дневного отдыха на две части.

Следует учитывать, что ребенок хорошо себя чувствует в процессе бодрствования только если промежуток между отдыхом не более 6-6,5 часов.

Чтобы определить время, в которое дочь или сына пора укладывать в постель, необходимо проследить за его поведением. В тот момент, когда малыш нуждается в отдыхе, он станет вести себя по-другому. Некоторые дети устав, начинают капризничать, хныкать, раздражаться.

Другие же становятся чересчур возбужденными – начинают бегать по квартире, громко смеяться, придумывать активные игры, остановить их в этот момент довольно сложно. Как правило, период активности заканчивается быстро, за ним следует спад.

Ребенок резко становится плаксивым, вялым, подавленным.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка различать цвета в 2-3 года?

Многие родители замечают, что малыш дольше спит зимой, а летом – меньше.

Эта особенность присуща некоторым людям, жизненный цикл которых связан со светлым временем суток.

Также ребенок может дольше спать после утомительного вечера – празднования дня рождения, посещения кукольного театра или длительной поездки. Важно учитывать эти нюансы при планировании времени сна.

В зимнее время организм ребенка тратит больше калорий и нуждается в дополнительном отдыхе

Секреты крепкого сна

В 2 года ребенок переживает своеобразный переходной период, время его сна сокращается, а время бодрствования увеличивается. Некоторым родителям трудно придерживаться запланированного графика, потому что сын или дочь плохо засыпает днем.

Зачастую мама тратит на укладывание крохи два-три часа, если он и засыпает, то лишь к концу этого периода. Такой временной сдвиг в распорядке сводит на нет все расписание, в результате придерживаться режима не получается.

Мы дадим несколько советов родителям, которые попали в подобную ситуацию:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь маленький ребенок в 2 года 3 месяца?

  • Перед сном нужно хорошо проветрить помещение и проконтролировать, чтобы температура воздуха не превышала 20 С.
  • Начинать готовить малыша ко сну нужно за час до назначенного времени – предложить ему поиграть в спокойные игры, снизить активность.
Читайте также:  Что ожидать от первой встречи с ребенком в детском доме?

Чтобы настроить ребенка на сон, нужно перейти от активной деятельности к спокойной – например, почитать книгу

  • Можно попробовать увеличить время между обедом и сном – слишком плотная трапеза плохо сказывается на качестве сна.
  • Хорошим способом для подготовки ребенка к дневному отдыху станет создание некоего ритуала. Нужно каждый день перед укладыванием в постель производить одни и те же действия, которые будут успокаивать ребенка и помогать настроиться на сон. Например, дочке можно предложить уложить спать любимую игрушку – куклу или мягкого зайца. Вместе с сыном поставить машинку в гараж, затем почитать маленькому слушателю книгу.
  • Если малыш пойдет в ясли, там он наверняка научится спать вместе с одногруппниками. Любого 2-летнего ребенка легче всего уложить в кровать, если в соседних постелях засыпают его сверстники.
  • Очень важно запланировать время для отдыха до начала изменения поведения малыша, чтобы он не успел переутомиться. Если же в момент укладывания в кровать ребенок спокоен, бодр, долго не засыпает, возможно, стоит перенести время сна чуть вперед.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: рекомендованное развитие ребенка к 2 годам

Не нужно опускать руки и отчаиваться, если малыш категорически отказывается спать.

Через время при определенных усилиях со стороны родителей график отдыха наладится, кроха будет засыпать в своей кроватке.

При правильном подходе родителям быстро удастся наладить график отдыха ребенка

Прогулка – важная составляющая режима дня

Гулять с ребенком на свежем воздухе необходимо ежедневно, независимо от погоды и занятости мамы. Если на улице холодно, не стоит отказываться от выхода, лучше постараться одеть маленького непоседу по погоде.

Чтобы было теплее, желательно надевать три-четыре слоя одежды. Кроме того, следует позаботиться о сменной обуви и варежках, чтобы иметь возможность гулять ежедневно.

Пока сохнет одна пара – ребенок может гулять в другой.

В теплый сезон для 2-летнего крохи можно запланировать двухразовую прогулку – в первой половине дня и после обеденного отдыха. В холодное время года достаточно гулять с малышом один раз в день, желательно с утра. Выходя на улицу необходимо давать юному исследователю возможность двигаться – пусть малыш изучает окрестности и природные явления.

Если кроха плохо засыпает, невзирая на режим, есть смысл выбрать время для прогулки сразу перед «тихим часом». Ребенок получит порцию свежего воздуха, набегается и непременно заснет в положенное время.

Организация досуга

Очень важно организовать досуг ребенка так, чтобы его деятельность не мешала окружающим и способствовала плавному переходу от бодрствования ко сну. Желательно заранее продумать занятия малыша, чтобы активная фаза приходилась на светлое время суток, а спокойное времяпровождение предшествовало вечернему отдыху.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие занятия для детей 2-3 лет на каждый день Любые активные или интеллектуальные игры лучше проводить в светлое время суток

Во время прогулки нужно стараться дать дочке или сыну возможность потратить часть накопившейся энергии и стимулировать его к активным играм.

Дома перед обедом немного успокоить ребенка, например, попросив его подготовить место для еды. Пусть мама вместе с малышом расставит игрушки по местам, чтобы он впоследствии научился убирать за собой самостоятельно. Точно так же желательно выделить время перед вечерним сном на уборку игрушек.

Таким образом, можно убить двух зайцев – привести игровое пространство в порядок и «приглушить» активность ребенка перед ночью.

Несколько советов родителям по оптимизации дневных занятий

Каждый ребенок имеет собственные предпочтения и их стоит учитывать при организации его досуга. Однако важно придерживаться основных принципов:

ИНТЕРЕСНО: как правильно воспитывать ребенка в 2 года: советы психологов

  • Если родители купили новую игрушку, желательно давать ее маленькому непоседе с утра. Иначе он не успеет наиграться и не захочет вовремя ложиться спать. Если же кроха посещает ясли, желательно дарить ее в выходной день, чтобы у малыша было достаточно времени для игры.
  • Вечером, когда дома собираются взрослые члены семьи, у мамы остается меньше времени для младшего. Если удовлетворить его потребность в движении днем, кроха может провести вечер в спокойных играх. В крайнем случае, в этот период можно позволить ребенку посмотреть мультфильмы, если родители разрешают отпрыску время от времени сидеть перед телеэкраном.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как приучить ребенка к детскому саду: советы Комаровского Для вечернего времени отлично подойдут спокойные игры

  • Нужно стараться предлагать малышу разноплановые занятия, чтобы время от времени переключать его внимание. Двухлетний кроха еще не может играть самостоятельно больше получаса, поэтому нужно вовремя «подбрасывать» ему новые идеи для игр.
  • Если малыш посещает ясли, режим дня на выходных должен быть примерно таким же, как в саду. То есть, прогулки и дневной сон желательно запланировать на то же время, что и в яслях. Тогда кроха не окажется в стрессовой ситуации и легко заснет в положенное время.

Режим дня по времени

Мы приведем лишь примерный режим дня, на который желательно ориентироваться. Однако план можно корректировать, чтобы максимально приблизить его к оптимальному с учетом обстоятельств и предпочтений ребенка:

  • 7-00-7-30 пробуждение, утреннее умывание, чистка зубов, одевание;

Правильный режим дня для детей

Правильный режим дня и его своевременная организация является залогом здоровья ребенка, его легкой адаптации к садику и, в последующем, к школе. Кроме того, режим дня является основой воспитания.

В организме малыша 1-3 лет постоянно происходит ряд изменений, по этим причинам режим дня целесообразно менять. В промежуток от одного до трех лет режим дня меняется трижды. Родителям важно знать, что все рекомендации не строгие и нет никаких стандартов.

И режим ребенка должен совпадать с потребностями ребенка. Резко переводить малыша с одного режима дня на другой нельзя.

Это может спровоцировать отрицательные эмоции ребенка, малыш станет капризным, из-за недосыпа происходят частые смены настроения, формируется рассеянность, и возможны различные проблемы со здоровьем малыша.

Режим дня малыша 1- 1,5 лет

На втором году жизни в организме малыша происходят различные изменения, дети быстро устают, но за день выполняют очень много полезных и важных дел. Малыши начинают активно ходить, пользоваться ложкой, начинают произносить несложные слова, их словарный запас постоянно пополняется. Все эти действия требуют больших энергетических затрат.

Малыши могут спать один или два раза в день. Первый сон может составлять 2–2,5 часа, второй сон — чуть меньше (около 2 часов). Но чаще всего малыши спят один раз днем около 3-4 часов.

            Перед тем как ложиться спать, его необходимо умыть минимум за полчаса до укладывания в постель. Для того, чтобы малыш хорошо спал, на дневной и ночной сон его необходимо укладывать спать примерно в одно и тоже время.

Это поможет сформировать некий рефлекс.

В летнее время года сон малыша должен быть на свежем воздухе. Допустимо спать на улице, веранде, если позволяет температурный режим. Если такой возможности нет, то спать малышу необходимо хотя бы при открытой форточке или окне.

Также в теплое время года, когда световой день больше, дневной сон ребенка должен быть немного длиннее, а вот укладывать малыша спать на ночь необходимо чуточку позже.

Кормить малыша необходимо 4 раза в день с перерывом в 3,5-4 часа. Режим дня малыша должен выстраиваться так, чтобы после кормления был период бодрствования, активные игры, прогулки, занятия, после необходим сон до следующего кормления.

Именно такой распорядок дня обеспечит нормальное состояние малыша.              Продолжительность периодов бодрствования между сном должно составлять 4,5-5 часов.

Укорочение времени сна или удлинение времени бодрствования недопустимо, так как это может привести к перепадам настроения, малыш не сможет сразу уснуть, его нервная система будет слишком возбуждена.

В активный период ребенок может заниматься своими делами, а именно познавать окружающий мир. Малыша необходимо занять прогулками, играми или развивающими занятиями.

Очень большое значение уделяется прогулкам с ребенком. Прогулки должны совершаться два раза в день. Желательно гулять после обеда и перед ужином, а время прогулок должно быть не меньше часа. В зимнее время это может быть и 1,5 часа, но в зависимости от температурных показателей на улице в теплое время года прогулки смело можно увеличить до 2 часов. 

Не менее важны гигиенические процедуры, которые должны проводиться 2–3 раза в неделю и обязательно перед сном. Ванна расслабляет малышей и помогает легче уснуть.

Во время водных процедур малышам необходимо прививать их первые гигиенические навыки. К этим навыкам относится мытье рук, умывание и т.д.

Также малыша именно с этого возраста необходимо приучать садиться на горшок и сидеть рядом с ним, пока не получится результат.

Примерный режим дня для ребенка 1–1,5 лет

Режим дня для ребенка до 1 года

Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности  человека на протяжении суток.

Читайте также:  Как перестать кричать на ребенка и говорить так, чтобы он слушал?

Соблюдение рационального, соответствующего возрастным особенностям ребенка, режима дня способствует его здоровому росту и развитию.

Привыкая выполнять различные виды деятельности в одно и тоже время ребенок в каждый момент времени подготовлен к предстоящему виду деятельности, что обеспечивает их более легкое и быстрое выполнение.

Соблюдение правильного режима дня обеспечивает хорошее настроение ребенка и поддерживает в нем живой интерес к изучению окружающего мира, способствуя его нормальному моторному и психоречевому развитию.

Режим дня ребенка включает следующие обязательные элементы: режим питания, время пребывания на воздухе в течении дня, кратность и продолжительность сна, обязательные занятия по развитию навыков в соответствии с возрастом, свободное время.

В первые месяцы после рождения здоровый новорожденный малыш большую часть суток спит, так как все внешние раздражители являются очень сильными для нервной системы ребенка, привыкшего к уютной внутриутробной среде обитания, и вызывают ее быстрое истощение. По мере взросления ребенка продолжительность сна постепенно сокращается а время бодрствования – увеличивается.

Возраст  Режим дневного сна Ночной сон Режим бодрствования
От рождения до 2 месяцев 6 раз по 2,5 часа 6 часов Во время кормления
2-4 месяцев 5 раз по 2-2,5 часа 6,5 часов 4 раза по 1,5 часа
4-6 месяцев 4-5 раз по 2 часа 7 часов 4 раза по 2 часа
6-9 месяцев 3-4 раза по 1,5-2 часа 8 часов 4 раза по 2,5 часа
9-12 месяцев 2 раза по 1,5-2 часа 9-10 часов 4 раза по 3-4 часа

Тесно связан с режимом сна-бодорствования режим кормления малыша. Сон ребенка первых месяцев жизни очень чуткий и легко нарушается под воздействием различных посторонних раздражителей в том числе чувства голода.

Возраст  Режим Пример
От рождения до 2 месяцев  7-8 раз, через каждые 3 часа 6,9,12,15,18,21,24 (без ночного кормления)
С 2 до 6 месяцев 6-7 раз, через каждые 3,5 часа 6, 9.30, 13, 16.30, 20, 23.30 (без ночного кормления)
6, 9.30, 13, 16.30, 20, 23.30, 03 (с ночным кормлением)
С 7-12 месяцев 5 раз, через каждые 4 часа 6,10,14,18,22

Существенное значение в режиме дня имеет пребывание ребенка на свежем воздухе. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей до 1 года жизни должна составлять не менее 5-6 часов в сутки.

Свежий воздух действует на малыша успокаивающе, улучшает обменные процессы, повышает защитные силы организма.

Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное и переходное время года предусматриваются двух разовые прогулки по 1,5-2 часа.

Свежий воздух также оказывает благоприятное влияние на сон. Воздействуя на кожу  и слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, он обеспечивает более быстрое засыпание ребенка и более высокое качество сна. Сон на улице может заменить прогулку, особенно в холодное время года.

Режим дня ребенка в целом индивидуален, однако в идеале, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок после пробуждения кушал, а затем, бодрствовал до следующего сна. Хорошо выспавшийся малыш с аппетитом ест и потом спокойно и активно играет или занимается, а устав от игр, легко отходит ко сну.

Во время бодрствования малыша нужно стараться, чтобы он был активен и весел. Необходимо одевать ребенка  в свободную одежду, не сковывающую движения, обеспечить доступ к игрушкам, соответствующим  его возрасту, и самое главное, активно участвовать в играх и занятиях с малышом всей семьей.
Автор – врач физиотерапевт – ДМИТРИЕНКО Т.Г.

Дети разного возраста и распорядок дня

Приведенный к единому знаменателю режим для всех детей в семье способен творить чудеса: у родителей внезапно появляется время не только на полноценную чистку зубов два раза в день или рабочие совещания, но и на забытые с рождением второго ребенка удовольствия — например, спокойный просмотр кинофильмов от одних титров до других.

Как обычно бывает: все беременные барышни слегка снисходительно смотрят на тех, кто еще не был в интересном положении. Мол, жизни ты еще не знаешь, токсикоза у тебя не было и шнурки можешь завязать себе сама.

Но стоит родить первенца — и беременность перестает казаться школой жизни.

Первые полгода постоянно мучает вопрос — а почему, собственно, никто не предупредил обо всем вот этом? Ну, потом, как водится, привыкаешь и с чувством легкого превосходства смотришь на окружающих — не знают же жизни, по ночам на фитболе с младенцем не прыгали!

Проходят годы (например, лет десять, как в нашем случае), дышать становится все легче, правильно организованного времени хватает и на ребенка, и на работу, и на увлечения. Именно в этот момент и возникает крамольная мысль — а не завести ли второго?

На момент реализации этой мысли моя старшая дочь только пошла в третий класс. Школа — в 20 минутах ходьбы через железную дорогу и парочку оживленных магистралей. Музыкальная школа 3-4 раза в неделю тоже не в пешей доступности. И еще немножечко спортивных занятий для тонуса и профилактики сколиоза.

И тоже, разумеется, не в соседнем дворе. Позволить себе няню, которая раньше тащила на себе всю эту филигранно отлаженную логистику, я после выхода во второй декрет не могла.

Поэтому после выписки из роддома мы с младенцем оказались один на один с многочисленными маршрутами сопровождения старшего ребенка — папа беззаветно пропадал на работе.

Примерно через месяц хаотичной беготни по городу с коляской и автокреслом я поняла, что у меня дергается глаз и нужно как-то структурировать происходящее в ясные и четкие планы на неделю.

Некоторые наши лайфхаки довольно спорны и плохо применимы в семьях с небольшой разницей в возрасте у детей. Но нашей семье эти нехитрые правила существенно облегчили жизнь.

1. Необходимость наличия режима в нашем случае рассматривалась как исходная аксиома. В первые месяцы мы постарались максимально скорректировать режим в интересах старшего ребенка.

Связывали мы это не с необходимостью во что бы то ни стало не пропустить очередную тренировку, а с психологическим комфортом старшенькой: нам не хотелось, чтобы дочь решила, что с момента появления малыша в семье ее интересы и ее привычное и устоявшееся расписание для родителей больше не важны.

2. Параллельно мы начали постепенно приучать старшего ребенка к самостоятельности. Сначала — дойти до школы только небольшую безопасную часть пути или в гордом одиночестве сделать уроки, пока мама гуляет с младшим. Сейчас дочь в пятом классе.

Она самостоятельно встает утром, готовит себе завтрак и уходит в школу, пока остальные члены семьи спят. На стадион она тоже ходит сама. Единственной нашей головной болью осталась музыкальная школа, которая расположена слишком далеко.

Правда, в случае необходимости дочка уже может доехать туда одна на автобусе.

3. Чтобы семья оставалась семьей, а не несколькими отдельными планетами, вращающимися каждая по своей орбите, мы решили выделить общие реперные точки режима для всех. Обязательными стали совместные обеды по выходным и ежедневные ужины всей семьей.

Тайм-менеджмент на домашней кухне

4. В приоритете — время для живого общения с детьми.

Ну невозможно же воспитать личность, просто перемещая детей из точки А в точку Б! А вот если во время перемещения не отчитывать за очередные порванные сапоги, а совместно рассуждать на отвлеченные темы — более реально.

Так как практически все «домашние» часы были посвящены занятиям с младшим, лучшим временем для воспитания старшей, прививания ей нравственных ценностей и моральных устоев стали совместные прогулки по дороге в школу и — внезапно! — многочисленные городские пробки.

Едем как-то, всесторонне и всеобъемлюще обсуждаем грянувший финансовый кризис, людей, скупающих холодильники впрок, и возможные последствия — для страны, для семьи, действия правительства по защите тех, кому приходится особенно тяжело.

И тут Алена глубокомысленно и проникновенно спрашивает: «Скажи, мама, есть же в жизни вещи, которые тебя очень глубоко задевают и вызывают злость?».

Вот! Вот, думаю! Проняло! Конечно, говорю! И, значит, на высокой экзистенциальной ноте рассказываю и то, как незаслуженно обижают беззащитных стариков, и про больных малышей, родители которых продают квартиры… А Алена подумала и говорит: «Ты знаешь, у меня тоже.

Меня больше всего в жизни бесит, когда у меня руки от клея липкие. У меня сейчас такой тяжелый жизненный период — клей в школе ужасно липкий…».

В общем, не ожидайте слишком многого от поучительных бесед с детьми.

5. Мы даже не пытались делить любовь и внимание между детьми поровну. Пожалуй, это самый спорный совет, но я убеждена — в жизни каждого ребенка есть периоды, когда поддержка нужна больше, и периоды, когда все стабильно и можно побыть просто включенным наблюдателем, готовым прийти на помощь в случае необходимости.

Ольга Симонова

Фото istockphoto.com

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *