Что ребенок может делать сам в возрасте двух, восьми, 14 лет? Почему важно научиться не транслировать детям собственные страхи? Как самостоятельное выполнение уроков помогает достичь успеха во взрослой жизни? Зачем мальчиков и девочек нужно хвалить по-разному? Tengrinews.kz задал эти вопросы алматинскому семейному психологу, арт-терапевту, специалисту в области раннего развития Наталье Паниной.
— Что такое самостоятельность для ребенка?
— В психологии есть такое понятие, как сепарация. Это длительный процесс, в ходе которого ребенок постепенно получает все больше прав и свобод, то есть все больше самостоятельности. Он постепенно становится более и более независимым от родителей.
Делается это для того, чтобы в 18 лет, которые по нашему законодательству являются возрастом совершеннолетия, ребенок мог начать жить самостоятельно.
Ведь, по сути, роль родительского воспитания — сделать так, чтобы дети могли жить без них, самостоятельно обеспечивая свои физиологические и психологические потребности.
- В Интернете и книгах много информации о том, что должен уметь ребенок к определенному возрасту.
- 2-3 года — базовый уход за собой с небольшой помощью взрослого и маленькие обязанности: убрать игрушки, одеваться и раздеваться, чистить зубы.
- 4-5 лет — развитие прежних навыков и выучить информацию о себе и близких: знать свое имя и фамилию, адрес и телефон, делать легкую уборку дома, кормить домашних животных, понимать, что такое деньги и зачем они нужны, самостоятельно чистить зубы и причесываться, выбирать одежду из имеющейся.
- 6-7 лет — освоить навыки приготовления пищи и уборки: резать, делать бутерброды, мыть посуду, заправлять постель, самостоятельно принимать душ.
- 8-9 лет — у ребенка появляется гордость за свои вещи, а значит должно прийти понимание их ценности: складывать одежду, штопать, самостоятельно сходить в магазин и принести сдачу, выносить мусор, уметь приготовить по рецепту.
10-13 лет — время обретения самостоятельности в быту: оставаться дома одному, пользоваться стиральной машинкой и посудомойкой, жарить и печь в духовке, гладить, уметь пользоваться основными инструментами, убираться во дворе, присмотреть недолго за братишками и сестренками. Также с 12-13 лет формируется умение выбирать.
14-18 лет — время, когда с ребенком надо уметь договариваться как с другом. Если не стать друзьями, то ребенок будет сражаться с родителями. Все бытовые навыки должны быть сформулированы ранее и выполняться без напоминаний. Ребенок начинает осваивать то, что хочет освоить.
К возрасту 16 лет важно помочь ребенку научиться формулировать свои намерения и доносить их до окружающих.
Также в 16 лет начинается освоение сложных бытовых навыков: он должен уметь выполнять грязную работу по дому, накачивать шины, менять колесо, понимать и применять дозировки лекарств, самостоятельно проходить собеседование, уметь планировать список продуктов и по расписанию готовить еду, уметь найти работу, договориться с кем-либо о чем-либо.
18-20 лет — полная сепарация от родителей, переезд в общежитие или на съемную квартиру либо полноправный вклад в бюджет родительской семьи при совместном проживании.
Если девочкам позволительно жить с родителями дольше, то для парней крайне важно обретение финансовой и территориальной самостоятельности.
В этом возрасте важно уметь регулярно посещать врача и стоматолога, уметь открыть банковский счет и пользоваться картами, понимать и уметь подписывать простые договоры, уметь обслуживать автомобиль.
— Думаю, многие родители догадываются об этих требованиях к ребенку. Но живут по принципу «проще сделать самому». Как быть?
— Мне проще будет ответить на этот вопрос на примере 4-летней дочери. Для нее сейчас нормально убирать место своих игр, ручным пылесосом очистить это пространство, мыть свою посуду, вытирать ложки и вилки, мыть полы вместе с мамой. Чем меньше ребенок, тем больше у него интереса делать это.
Когда я как специалист вижу такое, то спрашиваю: «Как вы думаете, если сейчас вы не даете ребенку что-то сделать самостоятельно, научится ли он это делать потом, в старшем возрасте?» Можно показать на негативных примерах.
Например, ребенку не давали самостоятельности в раннем возрасте, а потом в 12 лет вдруг резко начали требовать: вынос мусора, уборку в комнате, следование правилам. Конечно, ребенок не справится со свалившейся вдруг ответственностью.
Самостоятельность — это навык, его важно начать тренировать как можно раньше.
Важно понимать, что ребенку надо создать комфортные условия для самостоятельности. У моей дочери всегда были в распоряжении 4 полки на уровне ее роста, с которых можно спокойно взять и убрать обратно игрушки. Интерес к этому у детей начинается в возрасте 12-14 месяцев.
Например, в 18 месяцев она уже могла вытереть за собой пролитую воду. Да, она делала это не очень качественно, но делала — сначала влажными салфетками, потом отжатой мной тряпочкой, потом самостоятельно отжимала тряпочку и вытирала. Главным было в тот момент не убить порыв к самостоятельности.
Все начинается с совместной игры, чтобы ребенок привык выполнять действие, а после делал его самостоятельно.
— И все? Никаких секретов?
— Секрет только один: ребенок не учится тому, что ему говорят, он учится тому, что он видит. Если вы хотите, чтобы у ребенка все вещи лежали на своем месте, то вам надо научиться класть все свои вещи на место. Если один из родителей разувается и раздевается где придется — то и ребенок будет делать так.
Таким образом, в первую очередь дети приучают нас к порядку, к тому, что у каждой вещи свое место. Тем и хорош декретный отпуск женщины до достижения ребенком возраста трех лет, что ребенок видит, что и как мама делает дома. То же самое с папами.
Если муж и отец участвует в делах семьи, то ребенок видит, что это не просто гость в доме, которому надо говорить большое спасибо за вбитый гвоздь. Норму поведения прививают родители.
У многих детей сегодня есть своя комната. И вместе с ней недовольство мамы, что ребенок не поддерживает там порядок.
Примерно в возрасте трех лет также в форме игры можно помочь ребенку научиться сортировать игрушки: деревянные, пластиковые, мягкие. Или по тематике: машинки, куклы, пирамиды. Важно помочь выработать эту градацию.
В форме игры ребенок приучается к порядку, к мысли, что порядок всегда не там, где его постоянно наводят, а там, где все кладут на место.
Это касается всех вещей в квартире. У пульта для телевизора есть свое место — на столике, пульт от кондиционера всегда висит на стене за шторой, ножницы, нитки и иголки лежат в верхнем ящике тумбочки. Да, ребенок какое-то время будет сопротивляться всему, что вы ему предлагаете. Но всегда же можно подыграть, создав иллюзию выбора.
Например, он может выбрать, что надеть. Не из всего гардероба, а предварительно убрав зимние вещи, чтобы он не выбрал шапку-ушанку. Или проблема — самостоятельно обуваться. Для моторики, конечно, хороша обувь со шнурками, которые лучше, чтобы ребенок сам завязывал. Но если не получается, то можно купить сандали на липучках.
И он самостоятельно будет обуваться.
— А как не просто приучать, но еще и научить отвечать за качество выполненной работы?
— Опять же на примере дочери. Одна из ее обязанностей — вытирать столовые приборы после мытья. Для этого у нее на удобной высоте висит полотенце. Я кладу приборы на край стола — она подходит и вытирает, убирает.
Если она этого не сделает, то они так и будут лежать, я сама не сделаю. Вытерла плохо — будут разводы.
Можно приучить ребенка да и вообще всех членов семьи, что помыта будет только та посуда, которая стоит в раковине или посудомойке, а постирано только то, что лежит в корзине для белья. Такие вещи дисциплинируют.
— А есть ли разница в воспитании самостоятельности у мальчиков и девочек?
— Да. Гендерные различия начинают проявляться ближе к пяти годам, до этого возраста дети воспитываются одинаково. После кризиса трехлетнего возраста до пяти лет можно мягко обращать внимание на их пол, что есть разница между мальчиками и девочками. А вот после пяти лет уже нужно воспитывать детей по-разному.
До трех лет важно сформировать границы у ребенка, применяя «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», накапливая багаж знаний и понимания различных ситуаций. Отталкиваясь от этого багажа и будет идти дальнейшее развитие ребенка.
Конечно, существуют возрастные кризисы, когда ребенок будет все знания ставить под сомнение. Здесь важно, чтобы у всех взрослых в семье — мамы и папы, бабушки и дедушки — была единая позиция, соответствующая правилам этой семьи.
Иначе ребенок, зная, что мама разрешает, а папа не разрешает, неосознанно научится манипулировать.
Если это мальчик, то каждый его поступок надо отмечать, хвалить. Для мальчиков «Ты — молодец» — это важно. Им важно ставить цели, чтобы они добивались, а если не получилось, то научиться достойно проигрывать — это очень важный навык. Мальчику важно быть понятым и восхваленным за дело.
А вот с девочками так нельзя. Чтобы они развивались гармонично, им с самого рождения нужно внушить мысль, что они — совершенны. Девочки должны быть абсолютны любимы и защищены.
Тогда у них не будет проблем с самооценкой в будущем, они будут четко знать, что им подходит, а что не подходит. То есть с девочками лучше проговаривать безоценочно: «Да, за собой убирать — это правильно».
Если девочке внушать оценочность, говорить «Ты — молодец, что это сделала», то она будет думать, что родители ее любят только за хорошее поведение и поступки.
Но, к сожалению, оценки сегодня повсюду. Даже в центрах раннего развития существуют наклейки в виде звездочек, солнышек и прочего. Поэтому важно донести до ребенка, что оценивают не его самого, а лишь какое-то одно действие или знание.
Это нужно для того, чтобы он обратил на это внимание, достаточно ли хорошо он это делает. Также никогда нельзя сравнивать ребенка с кем-то из ровесников, только с ним же самим. Например: «Раньше ты не умел делать «колесо», а теперь умеешь.
Это так здорово!»
— Во сколько ребенок может гулять самостоятельно?
— В нашем дворе я вижу и пятилетних детей, которые гуляют одни. Но тут у меня выключается статус «профессионал» и включается статус «мама» — я не готова дать столько свободы своей дочке, когда ей исполнится 5 лет.
Я знаю, что как только мама со спокойной душой полноценно готова отпустить ребенка делать что-либо самостоятельно, то у ребенка все будет нормально складываться. Конечно, важно ребенка постепенно готовить: например, научить быть приветливым и вежливым, но при этом не общаться с чужими людьми. А не так, чтобы: тебе исполнилось 7-8 лет — можешь гулять на улице.
Важно прислушиваться к ребенку, да и к самим себе. Если оба родители считают, что самостоятельные прогулки возможны с 10-12 лет — ничего страшного в этом нет. Если ребенку нужно больше самостоятельности — он об этом скажет, заявит. Главное, чтобы в подростковом возрасте, когда подростки стремятся общаться со сверстниками, ребенку не запрещали делать это.
Иначе будет бунт.
— Иногда родители боятся чего-то, с чем их дети еще не сталкивались. Так сказать, на будущее.
— Да, действительно, родители часто транслируют детям собственные страхи. Если они есть и прямо мешают жить — нужно самому идти к психологу. Либо же можно схитрить: позволить другому родителю, у которого нет этого страха, выполнить с ребенком это действие. То есть важно научиться передавать ребенку только свой положительный опыт.
Например, мама очень боится собак и с дочкой к ним не подходит. Но зато девочка спокойно подходит к собакам с папой, у которого этого страха нет.
Либо же, если один родитель помнит о детском садике только плохое, то логично будет, что к знакомству с садом ребенка будет готовить другой родитель, отношение которого нейтральное или позитивное.
Это действительно важно. Ребенок рождается вообще без страхов: их нет в силу отсутствия негативного опыта. Заметьте — многие дети спокойно реагируют на ос и других насекомых. Но стоит кому-то закричать, как они пугаются. Поэтому если в общении с ребенком мудро обходить собственные страхи, то ему будет комфортно жить.
Каждый ребенок должен сам себе набить шишки в прямом и переносном смыслах слова, чтобы сформировать здоровое чувство страха.
Я негативно отношусь к ходункам, потому что они настолько поддерживают того, кто учится ходить, что он не понимает, что падать это больно. Пусть он шлепнется — в этом возрасте тело ребенка устроено так, что ему можно падать.
Огради от косяков и действительно опасных предметов — и пусть он познает мир, в том числе падая.
Только испытывая боль, ребенок поймет, что нельзя делать больно другому. Если я ощущаю свои границы, то я ощущаю границы другого и не нарушаю их.
В моей практике был случай, когда четырехлетний мальчик со злости воткнул маме в ногу ножницы. Ребенок был гаджетозависимым — с самого рождения ему по первому требованию, чтобы не плакал или чтобы хорошо ел, давали планшет.
А в этот раз не дали. И он, не понимая, что такое боль, сделал очень больно маме.
— До какого возраста вместе с ребенком надо делать уроки?
— По-хорошему, ребенок должен делать уроки самостоятельно с первого класса. Когда мама троих детей гордо заявляет: «Получаю третий аттестат», я констатирую, что она выбрала неверную модель поведения. Школьник способен все делать самостоятельно с первого дня учебы.
Если не понял — можно объяснить, показать, но делать постоянно вместе или того хуже — вместо него, значит оказывать медвежью услугу. Для кого родители это делают? Для высоких оценок? Должно быть здоровое отношение к оценкам, нужно объяснить, что они показывают реальный уровень знаний, но это не главное в жизни.
Главное, чтобы ребенок понимал тему и мог на основе этих знаний принимать решения и действовать.
Также важно, чтобы родители научили детей не стесняться спрашивать у педагогов, когда им непонятно. Лучше один раз быть дурачком, чем всю жизнь прожить дурачком, так и не познав тему.
Очень многие дети стесняются задавать уточняющие вопросы, переспросить, если не услышали или не так поняли.
Когда преподаватель математики на весь класс говорит: «Дети, все поняли?», поняло процентов 10, а кивают головой все.
— Они боятся отличаться от одноклассников?
— Да. Тот ребенок не боится отличаться, который знает, что мама любит его всякого, даже с плохой оценкой в дневнике. Мама такого ребенка не будет выполнять задание вместо него, а скажет: » Если ты что-то не понимаешь, добудь эти знания самостоятельно. Давай посмотрим Интернет, давай посмотрим твой учебник. Я могу быть с тобой, я могу поддержать тебя, но за тебя делать не буду».
В итоге вот такой самостоятельный ребенок к концу 11 класса, вот сколько уже выучил и сделал самостоятельно. Это действительно его аттестат. И он способен самостоятельно поступить в вуз. И даже если вдруг не поступил, то самостоятельно устроиться на работу и придумать, как ему жить. Но, к сожалению, это редкость.
И также редкость, когда ребенок мечтает об одной профессии, а родители не склоняют его к другому выбору. Даже если у того, кому прекрасно даются языки, ничего не получится в выбранной им юриспруденции — тоже хорошо. Это как в детстве: падать, ударяться, чувствовать боль и думать, как действовать иначе. Идя по тропинке из советов родителей, в определенный момент он тоже может удариться.
Но переложит ответственность: «Мама-папа виноваты», так и не повзрослев.
— Как понять, что совершеннолетний ребенок готов к самостоятельной жизни?
— Такого чек-листа не существует. Юноша или девушка могут, например, не уметь готовить, но при необходимости, когда будет некому, смогут научиться этому довольно быстро. Конечно, лучше подготовить к разным ситуациям, но случается по-разному.
Чаще всего все так же, как и с детьми младшего возраста — как только родители готовы отпустить, выросшие дети спокойно выпорхнут во взрослую жизнь. Тема сепарации — это тема доверия. Родители верят, что ребенок справится? Он справится.
Ольга Пастухова,
Иллюстрации с сайта pixabay.com
Как воспитать самостоятельного и ответственного ребенка? 10 советов
Статьи
Психология и педагогика
Родители мечтают, чтобы их дети выросли ответственными, самостоятельными людьми, которые умеют делать выбор, принимать решения и управлять своей жизнью. Но как сделать это правильно? Без «муштры» и филиала армии в квартире? Мы расскажем о 10 стратегиях на каждый день, которые позволят повысить уровень ответственности. В конце материала приведен список дел, которые вполне можно поручать детям разных возрастов.
15 мая 2020
Быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять. Самостоятельность — это не тяжкое бремя, а система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей. С ними будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей. Именно к такому понимаю должен прийти ребенок. Он должен осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах, возможность самоконтроля и контроля над разнообразными жизненными ситуациями, а также вносит смысл в саму жизнь. Детям, как и нам всем, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад. Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, а приобретаем эти качества на протяжении всей жизни. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у малыша, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет. Обратите внимание на важный нюанс: дети будут нести ответственность в той степени, в какой мы их поддерживаем и направляем. Если ваш ребенок нечаянно пролил стакан молока, разбил чашку, разбросал обувь по коридору так, что шнурки спадают лианами на нос, не спешите: а) ругать его; б) самостоятельно наводить порядок. Скажите:
– В том, что пролилось молоко, нет ничего страшного. Мы сейчас все уберем вместе. Помоги мне, пожалуйста!
Тогда ребенок не будет чувствовать страх и пытаться врать, что это не его вина. Он гораздо быстрее научится самостоятельно убирать любой беспорядок, если вы будете относиться к ситуации с пониманием. Попросите ребенка о помощи, даже если считаете, что проще будет сделать все своими силами. Ситуация: пятилетняя Оля оставила свои туфельки посреди коридора. Поднимите их, позовите девочку и вежливо попросите убрать обувь в шкафчик:
– Мы всегда убираем свои вещи на место.
Если ваш подход позитивный и дружелюбный, ребенок не станет защищаться и отнекиваться от уборки, а сам захочет помочь. Найдите полезные привычки ребенка, которые вносят позитивный вклад в семейное благополучие. Это может быть дружелюбное общение с братом или сестрой, рисование или пение, еженедельная уборка с папой под музыку, телефонные разговоры с родственниками и т.д. Отметьте это, похвалив ребенка, скажите, что такие действия приносит пользу всей семье. Тогда подобное поведение станет для него приятной привычкой, а совсем не обязанностью. По мере того, как ваши дети становятся старше, их «взносы» могут соответствующим образом увеличиваться как в семье, так и за ее пределами. Дети должны разделять два вида обязанностей: самообслуживание и содействие благополучию семьи. Исследования показывают: дети, которые помогают по дому, более склонны предлагать помощь окружающим в других жизненных ситуациях. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал свой вклад в «семейные обязанности» как тяжелый труд, а относился к этому занятию с удовольствием, не заставляйте его выполнять домашние дела. Пусть у него появится желание. Ваша цель заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнить какую-то работу, а в том, чтобы мотивировать ребенка и взрастить в нем желание быть полезным и ответственным. Сделай работу веселой. Дайте столько поддержки и помощи, сколько того требуют обстоятельства. Крики и принуждение — никогда не выход. Вы добьетесь разовой победы, а Сеня, Ваня, Саша и Алина просто возненавидят мыть посуду, убирать за собой игрушки, складывать одежду на полочке и самостоятельно собирать рюкзак.
Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения. Но цель явно стоит вложенных усилий!
У ребенка могут появиться собственные обязанности по дому. Такие обязанности не обязательно должны быть важными и могут иметь игровую форму. Важно понять: при помощи даже мелких поручений ребенок понимает, что такое обязанности и чего от него ждут. Дело может быть совсем простым: каждое утро заправлять свою кровать или после завтрака положить посуду в раковину, но ребенок должен каждый день следовать этой привычке. Важно: если вы не поддерживаете дисциплину и нарушаете собственные правила игры, например, разрешая «именно сегодня идти поиграть, не помогать с посудой», у маленького человека не сложится логическая цепочка. Вернее, она сложится явно не такой, как того бы хотелось: «сегодня можно не делать – значит, и всегда необязательно».
Когда ребенок пойдет в школу, задачу можно усложнить: не просто убрать свою посуду со стола, но и помыть ее. Это помогает выработать необходимые навыки бытовой ответственности.
Очень сложный пункт, правда? Особенно, если вы считаете, что ребенок должен убирать в своей комнате, так же, как это делали когда-то давно вы сами. Но ваш ребенок — не вы. А вы — не ваши родители. Старайтесь быть терпеливыми, когда ребенок забывает что-то сделать или выполняет задачу не так, как вам бы того хотелось. Когда что-то идет не так, относитесь к этому с юмором.
Утром вместо крика: «Почисти зубы! Собери рюкзак!» Вы можете спросить: «Что еще нужно сделать, чтобы подготовиться к завтраку? Кажется, мы что-то забыли! И портфель какой-то подозрительно легкий… Наверное, у нас завелась мышка-воришка!»
Ваша задача заключается в том, чтобы научить ребенка нести ответственность за свои обязанности, поддерживая при этом непринужденную обстановку. Для того чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным, необходимо создать ему комфортные условия не только в психологическом плане, но и в бытовом. Предоставьте ему «снаряжение», необходимое для самодисциплины. Если вы хотите, чтобы малыш вовремя просыпался, обеспечьте его будильником. Если вы хотите видеть порядок на его рабочем столе, убедитесь, что у ребенка есть вещи для хранения канцелярских принадлежностей. Предоставьте ребенку инструменты, и пусть он сам организовывает свою работу.
Дополнительно: ребенка очень мотивирует, если вы разрешите ему самостоятельно выбирать вещи для хранения, канцелярские принадлежности, календари и планеры, декор в комнату.
Зайдите с ним вместе на сайт (поехать в Ikea или другой мебельный пока не получится) и займитесь выбором предметов.
Если у ребенка будет возможность сделать пространство «своим», он с большим удовольствием будет следить за чистотой.
Родители стараются оградить ребенка ото всех проблем и невзгод. Очень часто это носит гипертрофированный характер, и дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными. Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства.
Как родители, вы должны быть всегда готовы выслушать ребенка и прийти к нему на помощь, если он обратиться за ней. Но не стоит забывать о том, что иногда детям самим надо проанализировать свои поступки, поведение и вытекающие последствия.
Иногда детям полезен опыт работы за определенную плату. Не обязательно начинать с крупных сумм. Попробуйте договориться со своим ребенком о тех заданиях, которые не входят в его обычный распорядок дня: мытье машины, прополку в огороде, полив цветов и т.д. Постепенно можно предложить ему заняться чем-то более существенным, например, подработкой на каникулах. Таким образом вы подготовите ребенка ко взрослой и ответственной жизни, где все имеет свою цену.
Пример: шестикласснице Кате очень хотелось получить новую книгу о любимом волшебнике, но день рождения уже прошел.
Мама и папа предложили Кате составить список дел, с которыми она могла бы помогать по дому, и сыграть в «рабочий день» с настоящей зарплатой и мотивирующими надбавками.
Две недели Катя помогала маме с обедом, младшему брату с уроками, а папе — во дворе, исправно убиралась в комнате и выгуливала собаку Динку.
Кому-то это может показаться излишним, но в современной жизни составление графиков и расписаний считается крайне полезным навыком. Сядьте вместе, возьмите лист бумаги, нанесите на него день недели и время. После спросите ребенка, что ему нужно сделать в эти дни, какие у него планы. Что-то он скажет сам, что-то поможете вспомнить ему вы. Это могут быть самые незначительные дела, но их лучше тоже внести в расписание.
Большинство детей считают, что подобное планирование уменьшает уровень стресса, так как они знают, что и когда нужно сделать. Но самое главное — это помогает правильно распоряжаться своим временем и ответственно относиться к своим обязательствам.
Дети познают и узнают мир через собственные наблюдения и родителей. Они тонко подмечают, как именно вы общаетесь, ведете себя в повседневной жизни, какая у вас манера разговора, и как вы сами выполняете обещания и относитесь к своим обязанностям.
Если вы сами несете ответственность за свои поступки, то и ребенок начнет подражать вашему поведению.
— Ой, чашка разбилась! Вот же я криворукая, а!
Вы сами себя ругаете за незначительный промах, ребенок видит, что любая его ошибка в будущем приведет к неприятному чувству обиды и, вероятно, порицанию со стороны окружающих.
— Чашка разбилась. Наверное, опять папа ее на краю оставил! Ну говорила же сотню раз, чтобы убирал в шкаф, растяпа!
Ругать близких при ребенке нельзя ни при каких обстоятельствах. В семье должна быть гармония – наблюдая за вашими отношениями с близкими, ребенок строит собственные паттерны поведения. А тут налицо еще и перекладывание ответственности. Не мама разбила чашку, а папа во всем виноват, «растяпа». Двойной отрицательный урок.
— Упс, чашка разбилась. Ничего страшного! В следующий раз буду осторожнее. Правильно, Саш? Нам всем нужно быть чуть-чуть аккуратнее. Давай-ка организуем операцию по спасению пола от осколков. Неси веник, я буду исправлять ошибки, а ты мне поможешь.
Ещё один вопрос, который часто задают родители: с какого возраста можно просить ребенка делать что-то самостоятельно? Приведенный ниже список обязанностей — это всего лишь ориентир, который требует адаптации под вашу ситуацию и конкретного ребенка. Не забывайте постепенно наращивать степени свободы и ответственности, которые вы предлагаете детям. И старайтесь оказать им столько помощи, сколько им необходимо для успешного прохождения уровня квеста «пока они не освоят его с комфортом.
- Что надеть.
- Кушать самостоятельно (если они не попросят вашей помощи).
- Какую книгу читать, даже если родители читают им вслух.
- С какими игрушками играть.
- Когда сходить в туалет.
- Все вышеперечисленное, плюс:
- Их собственная одежда (в пределах соответствующего сезона, безопасности и приличий).
- Их собственные комнаты.
- Сколько нужно еды.
- С кем и когда играть.
- Следует ли посещать общественные мероприятия, на которые приглашен ребенок (исключая обязательные семейные мероприятия).
- Все вышеперечисленное, плюс:
- Какую прическу носить.
- Как потратить карманные деньги.
- Когда готовить домашнее задание.
- Как провести время (после выполнения основных обязанностей, таких как домашние задания).
- Каким спортом или физической активностью заниматься (выбор кружков — аналогично).
- Все вышеперечисленное, плюс:
- Самостоятельный уход за собой: ногти, волосы, тело.
- Выбирать маршруты и компанию для прогулок (в допустимых пределах).
- Оставаться одним дома.
- Выбирать часы подъема (с условием, что все нужно успеть).
- Стирать белье самостоятельно.
- Временные изменения во внешнем виде.
- Ездить на автобусе или метро.
- Ходить в кино и на другие мероприятия, где нужно расплачиваться, с друзьями.
- Подрабатывать не в ущерб обучению.
- Контролировать свой бюджет.
И самое главное — не забывайте хвалить ребенка за любое проявление самостоятельности. Обязательно отмечайте, когда он сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймет, что самостоятельность — не обуза, а навык, который позволяет заслужить уважение окружающих, и за которым следует расширение «свободы».
Без нянь: как приучить ребенка к самостоятельности — МК
Мы любим вспоминать, как самостоятельно ходили в магазин за хлебом в шестилетнем возрасте и шли в первый класс с ключом от квартиры на шее. Современная же мать, отпустившая младшего школьника на улицу одного, прослывет чуть ли не кукушкой, да и детей до 10-12 лет в одиночестве в наши дни в Москве оставлять не принято.
— В нашей стране нет закона, как в США, который запрещал бы оставлять детей на улице или дома одних до какого-то определенного возраста, — объясняет психолог Екатерина Бочарова — Однако есть некоторые негласные правила, в соответствии с которыми детей по крайней мере до 4-5 класса нужно встречать и провожать. В том числе в начальной школе — родителям даже нужно писать специальное заявление на разрешение ребенку покидать учебное заведение самостоятельно, без него охрана просто не выпустит.
В среднем современные дети готовы к самостоятельным перемещениям по городу, в том числе на транспорте к 11-12 годам. Но бывает, что нет другого выхода, и детей приходится приучать к самостоятельности с более раннего возраста. Главное заняться этой проблемой заранее.
Психолог рекомендует следующий график самостоятельных действий ребенка. В 3-4 года нужно объяснить малышу, что у всех в доме, в том числе и у него, есть какие-то обязанности. Для начала можно попросить поливать цветы, следить за порядком в своей комнате или кормить домашних животных.
В 5-6 лет дети вполне могут самостоятельно положить себе и разогреть еду.
В 7-8 нужно научить самим запирать дверь и спускаться на лифте. Естественно, ребенок должен знать наизусть свой домашний адрес и телефоны родителей, иметь представление, как действовать в тех или иных ситуациях.
— Учителя возмущаются, что в школу приводят кашляющих, недолеченных детей, это происходит из-за того, что родителям их просто некуда деть, — рассказывает Анастасия, мама двух девочек 8 и 11 лет. – Но сами взрослые виноваты в том, что их дети растут абсолютно несамостоятельными, и даже в школьном возрасте их нельзя оставить одних дома.
Конечно, в современном мире нас повсюду окружают опасности, но чем раньше мы учимся им противостоять, тем лучше. Мои дочери ходят в школу сами, да и дома после школы до вечера остаются одни.
Буквально с 5-6 лет мы с ними изучали необходимые маршруты до школы и ближайших магазинов, выбирая пусть и более длинный, но безопасный путь с точки зрения дорожного движения. Сначала мы делали это вместе, затем какое-то время они учились ходить сами, а я контролировала их на расстоянии.
Также я учила детей элементарным правилам безопасности — что в лифт, например, можно заходить только с хорошо знакомыми людьми или как обратиться за помощью к взрослым, если у тебя возникли какие-то проблемы. Не бояться подойти к незнакомому человеку ребенку бывает трудно, и этому приходилось тоже учить.
Также мы изучали и расположение продуктов на полках магазинов, чтобы они могли сами найти нужный товар. С 7 лет их уже спокойно можно было отправить за мелкими покупками, да и сопровождать в школу, которая находится в 15 минут ходьбы, требовалось только первые несколько месяцев. Конечно, у обеих есть телефоны со специальным приложением и я регулярно их контролирую.
Безусловно, в больших городах иногда дорога в школу действительно представляет большую опасность. Например, когда на пути, находится нерегулируемый перекресток. Но, как правило, и в этом случае можно решить проблему с доставкой ребенка в школу с минимальными затратами.
— У нас в школе есть продленка, но там можно находиться только до 6 вечера, а к этому времени мы с мужем забрать дочку не успевали, — говорит Алена, мама второклассницы.
— Но я нашла в нашем доме с соседку-пенсионерку, которая за 3 тысячи рублей в месяц приводила дочку домой, заодно гуляя со своей собакой. А моя знакомая мать-одиночка в первом и втором классе пристраивала сына к одной из неработающих мам из класса.
Она забирала его из школы со своим ребенком, они вместе делали уроки и играли до вечера. В благодарность подруга просто брала ее ребенка на прогулки по выходным.
Специалисты говорят, в среднем в 3 классе самостоятельно ходит в школу каждый пятый ребенок, а в 4 – практически каждый второй. Дети, которые ходят одни, должны собираться в группы по дороге домой и носить одежду со светоотражающими элементами.
В целом же родителям стало легче контролировать перемещение детей на расстоянии. Специальная школьная программа показывает, когда ребенок вошел в школу и когда вышел. Можно поставить приложение на телефон и отслеживать все его перемещения или купить умные часы, которые позволяют даже послушать, что происходит вокруг него.
Педагоги также отмечают, что еще одной проблемой отсутствия родительского контроля после школы – ухудшение учебы.
— В целом у детей, после школы предоставленным самим себе, наблюдаются проблемы с успеваемостью, особенно сильно я это замечаю по мальчикам, которые в младших классах изначально менее самостоятельные, — уверена учитель начальной школы Любовь Турова.
– Многие из них без напоминаний и помощи взрослых просто не в состоянии нормально выполнить домашние задания. Поэтому в таких случаях, помимо проверки уроков по вечерам, я рекомендую родителям находить время на выходных, чтобы понять, все ли ребенок понял из школьной программы.
Кроме того, стоит приучать ребенка самостоятельно выполнять задания уже за год до школы, тогда ему будет проще с ними справляться без посторонней помощи.
Три «упражнения на самостоятельность» от Любови Туровой
Дайте ребенку — дошкольнику или младшекласснику — несложное или достаточно интересное задание: раскрасить картинку, заполнить клеточки в «развивашке», написать несколько слов и т.п., в зависимости от возраста.
И оставьте его одного, не помогайте, не подсказывайте и не понукайте. Если он не сделает все как надо — не ругайте и не требуйте доделать вместе с вами.
Укажите ему на недочеты, а на другой день снова дайте похожее задание — до тех пор, пока он не начнет выполнять все самостоятельно и до конца.
Почаще просите помочь вам — что-то принести, помыть, убрать… К сожалению, родители, занятые каким-то делом, чаще гонят ребенка прочь — мол, не путайся под ногами. Это очень вредит развитию самостоятельности и ответственности.
С самого нежного возраста, с 2-3 лет приучайте ребенка играть одного, проводить время без взрослых. Не торопитесь помогать ему, скажем, сложить за него домик из кубиков, если у него раз за разом не получается. Можно показать, как надо делать — но потом дать ему возможность самому применить ваш урок на практике.
Как воспитать самостоятельного ребёнка ????♀️????????♂️
Психолог Анна Богданова объясняет, что самостоятельность формируется уже на первом году жизни: малыш начинает сам пить из чашки, есть небольшими кусочками, дотягиваться до предметов, которые лежат далеко. А с полутора лет — снимает и надевает шапку, варежки, носочки.
В два года большинство детей уверенно пользуются ложкой, раздеваются и одеваются без помощи взрослых. На этом этапе родителям важно не проявлять нетерпения и не препятствовать проявлениям инициативы — даже если постоянные эксперименты мешают, приводят к бардаку или раздражают. Но подавлять негативные эмоции тоже не стоит. С ними необходимо работать, подчёркивает Анна Богданова.
Если родитель не справляется с эмоциями из-за поведения ребёнка, лучше обратиться к специалисту и проработать проблему.
Тоддлеры 3–6 лет
Стремление к независимости особенно ярко проявляется во время так называемого «кризиса трёх лет». Задачи родителей в этот период — показать, как правильно выполнять определённые действия и оградить от опасностей.
Например, объяснить, как есть вилкой, но при этом проследить, чтобы малыш не поранился острыми зубчиками. А главное, как можно чаще поощрять детскую самостоятельность: например, доверить трёхлетке выбор одежды или посоветоваться, что приготовить на ужин.
К тому же ребёнку по силам самому убрать игрушки, надеть обувь и сходить в туалет.
В 5 лет детям можно поручить несложные домашние дела: подмести или разложить вещи по местам. Ответственность за личную гигиену тоже постепенно переходит к ребёнку. Родители могут оказывать помощь, но при этом важно признавать право малыша на личные границы: пятилетка уже может сам принять душ и почистить зубы.
Шестилетке доверьте приготовить бутерброды, налить чай и помыть посуду. А при подготовке к школе — позвольте выбрать тетрадки, ручки и пенал. Это пробудит интерес к учёбе.
Психологи советуют организовать деятельность в форме игры, чтобы ребёнок с удовольствием выполнял простые поручения. У малыша может не всё получиться с первого раза, но даже в случае неудачи следует проявить чуткость, приободрить и похвалить его.
Начальная школа — подходящее время, чтобы научить ребёнка учиться самостоятельно. Конечно, школьникам младших классов сложно организовать себя и выполнить задания от начала и до конца. Поэтому специалисты рекомендуют вместе с ребёнком составить распорядок дня и чётко его придерживаться: выделить время на учёбу, отдых, кружки и прогулки.
При этом важно установить правила поведения: например, во время учёбы убирать подальше телефон и игрушки. Но не стоит садиться рядом и пытаться контролировать все действия: решать задачки и диктовать ответы.
Ребёнку важно научиться концентрироваться и нести ответственность за результат. Конечно, первое время придётся проверять домашние задания.
Но постепенно старайтесь свести вмешательство к минимуму и оказывайте помощь лишь тогда, когда сам школьник попросит об этом.
Контроль рождается от тревожности, страхов. Это страхи в первую очередь самих родителей. С ними и стоит работать. Ответить себе честно на вопросы:
- — Какое беспокойство заставляет меня проверять и контролировать ребёнка?
- — Что может с ним произойти, если я перестану его контролировать?
- — Как он научится сам что-то делать, если я буду ему постоянно напоминать, проверять, помогать?
В 6–9 лет можно начинать обучать детей финансовой самостоятельности. Делать это удобнее всего на практике, например во время походов по магазинам: учить разбираться в номинале купюр, пересчитывать сдачу. А дома рассказывать о заработной плате: вместе посчитать, сколько игрушек можно купить без ущерба для семейного бюджета.
Деньги на карманные расходы специалисты советуют выдавать, когда ребёнок чётко понимает, зачем ему нужны личные средства. Ведь умение ставить цели — один из важных показателей самостоятельности. Ребёнок, который сам копит на дорогую покупку, также учится принимать решения и нести за них ответственность.
Подростки
Психолог Дарья Зотова объясняет, что к подростковому возрасту у детей появляется острое желание быть самостоятельными. Теперь задача родителей — найти золотую середину между чрезмерной опекой и попустительством .
Правильный шаг, считает специалист, — установить границы дозволенного, но не слишком строгие. Например, потребовать от подростков возвращаться домой в 9–10 часов вечера, а не в 12 ночи.
Чтобы ребёнок спокойно воспринял ограничения, важно объяснить ему причины введения того или иного правила и ответить на вопросы.
Не давите авторитетом, советуют психологи, а ведите диалог: интересуйтесь мнением ребёнка, взвешивайте доводы и лишь затем принимайте решения.
Если подростки незначительно нарушают правила — например, задерживаются на 5 минут, Дарья Зотова рекомендует не накидываться с нравоучениями и не отчитывать, а рассказать о причинах вашего беспокойства.
Как маленьким детям говорят «не садись в машину к незнакомым людям», так и с подростками можно беседовать о вреде наркотиков, спиртного, об опасности входить в лифт или подъезд с посторонними, ходить на вечеринки к малознакомым людям.
Помните, что вы не сможете уберечь своего ребёнка от всего на свете: он сам должен познавать жизнь, ошибаться, нарабатывать жизненный опыт.
Главная задача родителя — объяснить правила безопасности и не дать ребёнку «упасть». Он сам выберет путь, важно не мешать.
Полезно будет найти для подростка домашние обязанности. Он достаточно взрослый для того, чтобы самостоятельно убрать свою комнату, приготовить ужин для семьи или выбросить мусор.
К тому же по закону подростков с 14 лет можно привлекать к лёгкому труду в свободное от учёбы время, но не более 4 часов в день. Для этого необходимо письменное согласие родителей или опекунов, а также органа опеки и попечительства. А уже с 16 лет подростки имеют право самостоятельно заключать трудовой договор, без согласия родителей.
Дайте подростку понять, что взрослая жизнь — это не только права, но и обязанности, а также ответственность за свои поступки.
Но не забудьте упомянуть, что не страшно допускать ошибки в процессе обучения. Главное — научиться признавать их и делать соответствующие выводы, чтобы в будущем избежать повторения.
Воспитание самостоятельности ребенка до года
Недавно я писала в своем блоге, что столкнулась с мнением общественности, что я приучаю ребенка к рукам, а в дальнейшем не смогу его отучить от них. Вот я и решила написать статью, посвященную воспитанию самостоятельности ребенка до года.
Сегодня я хотела поговорить о слингоношении, да и вообще о ношении ребенка на руках, кормлении по требованию, совместном сне в грудничковом возрасте и прочих вещах, которые должны обязательно привести к тому, что ребенок пожизненно будет держаться за мамкину юбку и с рук вообще никогда не слезет.
Какая потребность ребенка до года? Чтобы выжить, грудничку нужна мама. Ведь именно она его защита и пропитание. Чувствовать маму рядом — это базовая потребность ребенка до года, обуславливающаяся чисто биологическими причинами, считайте это инстинктом.
Грудничок чувствует себя спокойно и уверенно, если мама рядом, если он слышит ее голос, а лучше сердцебиение, которое слышал 9 месяцев в утробе. Малышу нужно чувствовать мамины прикосновения, и запах, ведь именно осязание и обоняние являются ведущими органами восприятия у ребенка до года.
Давайте разберем два сценария развития событий:
1. Полное удовлетворение потребности в близости и воспитание самостоятельности
И вот мама носит ребенка на руках, показывая ему окружающий мир, такой страшный и совсем непонятный. Мама кормит ребенка тогда, когда он проголодается. Мама берет его на руки, если у него что-то болит или ему страшно и одиноко. Она иногда отлучается, и малыш чувствует тревогу, но большую часть времени мама рядом, и он чувствует ее защиту.
Ребенок растет и учиться познавать мир сам, но он знает, что мама всегда рядом и защищает его. И постепенно он перестает на нее оглядываться и искать взглядом, потому что знает, что она рядом всегда, потому что доверяет ей.
Таким образом формируется базовое доверие к миру. Ведь именно через маму ребенок знакомиться с окружающим миром. А если ребенок чувствует себя защищенным в этом мире, то зачем цепляться за мамину юбку?
2. Воспитание самостоятельности с пеленок
Ребенка с рождения лишний раз не берут на руки, чтобы не приучать к рукам.
Только базовая детская потребность не удовлетворяется, не угасает к году, она переносится на следующий возрастной этап. Малыш рыдает, если мама пытается закрыть дверь в туалете, он боится, когда она уходит, не идет один играть в песочнице, все время тревожно ищет взглядом маму. А мама удивляется, почему так получается, ведь она воспитывала самостоятельность с пеленок…
К чему я веду? Между этими двумя сценариями, безусловно, есть множество промежуточных. И я не агитирую всех к совместному сну и слингоношению, не подумайте. Ярик спит в своей кровати, но после утреннего кормления остается спать со мной, т.к. Мне лень его перекладывать. Нам так удобнее.
Удовлетворять потребность ребенка в тактильном контакте с мамой можно по-разному. Но ее нужно удовлетворять с момента рождения ребенка. Не бойтесь приучать ребенка к рукам, ведь это то, в чем он нуждается. Через доверие ребенка к маме формируется базовое доверие к миру, т.е. восприятие мира, как безопасного места.
Что происходит, когда базовое доверие к миру не формируется? Как это влияет на воспитание самостоятельности?
Разберем на примере самого серьезного сбоя при формировании базового доверия к миру, который, например, присущ деткам- отказникам. Отсутствие мамы с самого рождения приводит к тому, что ребенок относится к жизни, как к борьбе за выживание, он всегда напряжен и насторожен, ждет подвоха отовсюду, боится всего и вся.
Такие детки как ежики, они часто чувствуют себя недостойными любви и теплоты, просто не верят, что их могут просто любить… Но при этом потребность в любви все еще требует удовлетворения. Ребенок постоянно ищет защитника, т.е. маму. Часто такие дети оказываются ведомыми и легко внушаемыми.
Может ли быть чрезмерное удовлетворение потребности в близости? И как это влияет на воспитание самостоятельности ребенка до года?
Отвечу на вопрос, которые мне часто задавали раньше, и чем меня сейчас пугают. Потом будет тяжело отучить ребенка от совместного сна? Он так и будет «ездить» на маминых руках?
При гармоничном развитии детско-родительских отношений ребенку будет неинтересно сидеть у мамы на руках, когда можно ползать/ходить и трогать все вокруг. Потребности сменятся, приоритет перейдет на предметную деятельность, познание мира. Да и начнет развиваться личное пространство, ребенок начнет отделять себя от мамы.
Но бывают случаи, когда мама мешает сепарации (отделению) ребенка. И тогда-то возникают проблемы!
Ну, самый просто и понятный пример: чрезмерная опека и паника в случаях, когда ребенок пытается что-то самостоятельно сделать. «Аааа, не трогай это! Это грязь!» «Не ходи туда, там опасно!» «Куда ты все лезешь?!» Ребенок от такого маминого поведения понимает, что мир — это опасное место и лучше держаться поближе к маме.
Так как же воспитывать самостоятельность у ребенка до года?
Парадоксально, но при помощи приучения к ручкам ???? Не бойтесь быть со своим ребенком столько, сколько ему требуется. Для малыша до года мама — это часть его тела. Как бы вы чувствовали себя, если бы не видели и не чувствовали свою руку? Вот и малыш чувствует тоже в отсутствии мамы.
Как приучать ребенка к самостоятельности от трех до семи лет
Советы психолога родителям малышей от трех лет.
Все малыши имеют познавательный интерес. Они с удовольствием тянутся к погремушкам, начинают лазить и ходить, чтобы самостоятельно добраться до предмета, который их заинтересовал. Наша задача — не мешать ребенку, а понемногу помогать. И малыш вырастет самостоятельным!
Сейчас ваш ребенок становится все более любознательным. Он с удовольствием узнает что-то новое, проявляет интерес к книгам, головоломок. Малыш приобретает новые навыки в общении с детьми. Стремится к тому, чтобы больше играть вместе со своими сверстниками (если вы даете ему такую возможность), и реже хочет оставаться в одиночестве.
Вам придется столкнуться с детскими «не хочу» и «не буду» только потому, что ваш малыш еще больше вырос и требует к себе нового отношения.
Как приучать ребенка к самостоятельности и бороться с «неумехой»
И именно сейчас вы можете дать ребенку возможность почувствовать, что учитываете его возросшие возможности, учитываете то, что он стал «совсем взрослым». Если малыш упирается, отказывается что-то делать, то кричать и нервничать не нужно. Превратите все в волшебную сказку, которую вы сами придумаете, где малыш с удовольствием будет делать что-то дома.
От трех до четырех лет ребенок может сам и с вашей помощью:
- Мыть с мамой пол своей маленькой тряпкой.
- Помогать на кухне.
- Самостоятельно одеваться и раздеваться.
- Ходить с родителями за покупками.
- Работать в саду.
От четырех до пяти лет. Взрослеем и учимся
Малыш постепенно осваивает новые и новые навыки. Его пальчики уже искуснее. Он меньше боится. То, что пугало его вчера, например, включен пылесос, сегодня вызывает лишь улыбку.
Он может покопаться вместе с отцом в сломанной машине, помочь маме пропылесосить ковер или выбить его на улице.
Когда выпадет первый свежий снег, — все это будет радовать ребенка, если и родители при этом будут иметь хорошее настроение.
Самое время устраивать совместные семейные «генеральные уборки» или «глобальный ремонт» — это когда мама, папа и дети убирают в доме или пытаются отремонтировать все, что сломалось.
От четырех до пяти лет ребенок может сам и с вашей помощью:
- Гулять с собакой.
- Пылесосить.
- Вынести небольшой пакет с мусором.
- Убрать со стола посуду.
От пяти до шести лет. Примеряем роли
Обратите внимание, в какие игры ваш ребенок играет на прогулке, когда он общается с другими детьми. Детские игры теперь напоминают завершеные сюжеты, где дети выступают в роли папы и мамы, продавцов и покупателей, парикмахеров и клиентов, учителей и учеников.
Так дети начинают осваивать «взрослую жизнь», примеряя на себя разные роли. Используйте этот момент.
Чтобы ребенку было интересно, подарите ему набор «Юный мастер», где есть такие инструменты, как у папы, но меньше по размеру. Только одного подарка мало.
Необходимо, чтобы папа показал, как пользоваться всеми этими инструментами, и ребенок неоднократно мог наблюдать, как папа что-то ремонтирует дома.
Привлекайте ребенка к различным домашним делам. Не следует бояться, что у малыша что-то не получится. Мама развешивает белье? Ребенок вполне может подавать ему вещи. Папа вкручивает лампочку? Малыш подаст папе новую лампочку и выбросит старую. Мама готовит борщ? Дочь с удовольствием порежет небольшим неострым ножом картофель и зелень.
Не ругайте ребенка, если он что-то упустил, загрязнил или сделал что-то не так. Иначе потом малыш не захочет вам помогать вообще. Ребенку вполне хватит силы, чтобы вытереть обувь.
Начните с одной пары — пусть это будут ботинки ребенка. Через некоторое время попросите малыша вытереть и ваши туфли. А еще позже — папе. Обязательно отметьте, какое у вас чистая обувь, какой молодец ваш малыш!
От пяти до шести лет ребенок может сам и с вашей помощью:
- Постирать свои носки и трусики.
- Вытереть обувь.
- Помочь вам вымыть посуду.
- Мыть с папой машину.
- Пришить пуговицу.
От шести до семи лет. Забота о близких
Малыш повзрослел. Он уже ходит в первый класс или в подготовительную группу детского сада. Времени на воспитание остается все меньше — занятия, кружки, секции … Но вы не должны забывать о том, что ребенок так же многое должен уметь делать самостоятельно.
Когда вы будете составлять детские расписание, то ваше стремление заполнить детское время можно большим количеством кружков и секций должно уступить пониманию того, что на помощь дома должно оставаться хотя бы полчаса в день.
И для такого воспитания не может быть каникул. Вы заметите, что рано или поздно у вашего ребенка все равно возникнет желание о ком-то заботиться. Дети часто просят завести им щенка или котенка, младшего братика или сестричку, проявляют интерес к маленьким детям на прогулке.
Воспользуйтесь этим моментом, чтобы научить ребенка заботиться о ком-то еще, кроме себя. Почитайте малышу сказки и истории, просмотрите мультфильмы, в которых дети о ком заботятся, поговорите с ним об этом.
Если в вашей семье есть младшие дети, не бойтесь поручать какие несложные обязанности старшим. Это поможет им чувствовать себя нужными и полезными. Всячески подчеркивайте, насколько вам важна и нужна детская помощь.
От шести до семи лет ребенок может сам и с вашей помощью:
- Ухаживать домашних животных.
- Заботиться о младших братьев и сестер.
- Покупать в магазине хлеб или воду.
- Вынимать почту из почтового ящика и приносить ее
- домой.
- Собирать свой портфель.
- Выполнять самостоятельно хотя бы часть домашнего задания.