Закаливание ребенка

  • Как не стыдно человеку
  • Чуть чего бежать в аптеку!
  • Ты прими хоть сто пилюль,
  • Все равно здоровья — нуль!
  • Зато у матушки-природы
  • Полным-полно других даров.
  • Прими леса, поля и воды,
  • И гор хребты, и неба своды —
  • И ты практически здоров!

Ю. С. Энтин

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель — опять шмыгает носом.

Условия почти идеальные — своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются.

Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком.

Папе все это тоже надоело; до чего дошло — его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!

А что делать? Ответ кажется очевидным — закаливать. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание?

Начнем с определения термина.

Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.

  1. Наши задачи совершенно иные.
  2. Во-первых, объяснить суть закаливания, его цели и способы их достижения.
  3. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное, но гордое название «закаливающие процедуры», взрослые отдавали отчет своим действиям.

Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудные заболевания».

К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги или выпили холодного лимонада).

С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой — совершенно непонятна.

Озираясь по сторонам, наблюдая за животными — собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз, — невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы.

Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам Природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий — провалились в прорубь, например.

Но почему болезнь возникает лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?

Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды.

Стабильность этих условий — например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) — приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью.

К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви.

К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные — движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С, — становятся источником повышенной опасности.

Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой Природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы.

Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами Природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду.

Только не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.

Тем не менее естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом.

Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги.

Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.

Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо.

Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.

Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное — сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался.

***

Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем: были не правы. Готовы исправляться.

С чего начать?

Начать с того, что понять: на любого человека — неважно, взрослый это или ребенок, — постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий.

Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая — факторы естественные (природные): знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода.

Вторая — факторы цивилизации: место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.

Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям вполне может быть устранено. Для этого надо совсем немного — принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.

Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие — многократное повышение устойчивости организма, снижение как частоты, так и тяжести болезней.

Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении — школа, домашние задания, многочасовые бдения возле телевизора или компьютера, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.

Читатели, разумеется, вполне могут возразить: дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании, как правило, не нуждаются!

Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять.

  1. Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья — шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?
  2. Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.
  3. Питание. Аппетит — как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть — значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос — посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии — мальчик заболел потому, что было сыро.

Школа — это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа — источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут-то было…

Почему математика четыре раза в неделю, а физкультура — два? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 — перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса! Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.

Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема «закаливание»! А закаливание тут при чем?

Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.

Закаливание детей – методы, способы и принципы закаливания

Если спортивные упражнения – это тренировка мышц, то закаливание – это тренировка иммунитета, в первую очередь терморегуляционного аппарата. Закаленный ребенок легко переносит значительные колебания температуры.

Ему не грозят переохлаждение и перегрев, которые могут привести к простуде и другим заболеваниям. Чтобы добиться положительного результата, при закаливании необходимо придерживаться определенных правил и принципов.

Какие же существуют виды и способы закаливания детей и как правильно проводить эти укрепляющие и оздоравливающие мероприятия?

Ухудшившаяся экологическая обстановка, изменившийся образ жизни приводят к тому, что современные дети часто болеют. Одним из самых эффективных и при этом доступных способов сохранить и укрепить здоровье является закалка.

Существует несколько способов закаливания, можно использовать один из них или совмещать сразу несколько.

Рассмотрим, какие существуют методы закаливания детей, а также ознакомимся с основными правилами проведения данных процедур.

Методы закаливания детей

В зависимости от главных факторов закалки специалисты различают:

  • аэротерапию (закалка на воздухе);
  • закаливание водой;
  • гелиотерапию (закалка солнцем).

Воздушные ванны

Основа аэротерапии – принятие воздушных ванн и прогулки на свежем воздухе. Это один из самых щадящих вариантов закаливания, поэтому начинать тренировку организма стоит именно с него. Максимальный эффект аэротерапии достигается в сочетании со спортивными занятиями.

Закаливающие сеансы можно проводить дома (откройте форточку или окно для проветривания комнаты и займитесь с малышом несложными физическими упражнениями) и на улице (устройте небольшой забег или активные игры во дворе).

Воздушное закаливание рекомендуется начинать с +20–16°С, температуру постепенно снижайте до +14°С.

Читайте также:  Лечение сухого кашля у детей, лечение сухого кашля у детей препараты

Закаливание детей водой

Более интенсивный способ закаливания – водные процедуры, которые можно проводить и в условиях обычной городской квартиры. Наиболее удобным временем для водного закаливания считается ранее утро: приучайте малыша к освежающему душу сразу после подъема или еще лучше – после утренней зарядки. Укрепляющие процедуры начинайте с 35°С и постепенно уменьшайте температуру воды до 10°С. 

Закаливание детей водой можно проводить несколькими способами. На начальном этапе подойдет процедура обтирания – именно с нее нужно начинать тренировку.

Разденьте малыша до пояса и влажной губкой оботрите его шею, грудь, спину и руки. После этого разотрите тело насухо полотенцем – все это нужно сделать в течение 5 минут.

После нескольких процедур можно начинать обтирание всего тела – с головы до ног.

После подготовки обтиранием ребенка можно переводить на следующий этап – обливание водой. На первых порах можно обливать только ножки, а затем постепенно увеличивать площадь контакта с водой.

Когда малыш привыкнет к местным обливаниям, приучайте его к закаливанию под душем – используйте для этого прохладную воду и контрастный душ. Помните: чем прохладнее вода, тем меньше время обливания (1–2 минуты).

По завершении водного сеанса разотрите тело до красноты. 

Апогеем водного закаливания является моржевание – к этой процедуре необходимо подходить с особой осторожностью и под регулярным наблюдением врача.

Солнце

Инфракрасные и ультрафиолетовые лучи солнца в разумном объеме благотворно воздействуют на организм человека. Они помогают усовершенствовать терморегуляцию организма, а также способствуют улучшению кровообращения и выработке витамина D. Закаливание солнцем подразумевает прием кратковременных солнечных ванн в утренние часы (желательно до 10 часов утра), начиная с 5-минутных сеансов.

Еще одним распространенным методом закаливания является хождение босиком по мокрой траве и снегу. Этот вариант подойдет тем, кто живет в собственном доме, возле которого есть ухоженный дворик.

Переходить к этому виду закаливания рекомендуется после того, как малыш привыкнет к обливанию водой.  Поначалу следует ходить по влажной траве и грунту в носочках, а через некоторое время – и босиком.

Время закалки – от 5 минут, постепенно время увеличивается до 30–60 минут.

Принципы закаливания детей

Закаливание – серьезное испытание для организма, поэтому перед тем, как начать этот процесс, необходимо посоветоваться с лечащим врачом. Специалист должен убедиться, что ребенок здоров – это непреложное требование для начала занятий. Кроме того, врач предоставит профессиональные рекомендации по условиям проведения процедур (их продолжительности, интенсивности и т.д.).

Родители должны запомнить следующие принципы закаливания детей:

  • при закаливании необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка (в том числе возрастные);
  • занятия должны быть регулярными (нельзя заниматься закалкой время от времени – это большой стресс для организма);
  • закаливание должно быть постепенным, без риска переохлаждения или перегрева (нельзя резко менять температуру и увеличивать длительность процедур);
  • во время закаливающих занятий необходимо контролировать самочувствие ребенка.

При соблюдении всех требований такие процедуры приносят моральное удовольствие и физическое здоровье. Ребенок лучше спит, имеет хороший аппетит, бодрое настроение, повышенную работоспособность и устойчивость к болезням.

Секреты детского здоровья

Родителям следует помнить, что закаливание не дает 100% гарантии отсутствия заболеваний. Это лишь одна из важных составляющих здорового образа жизни.

Необходимо также заботиться о правильном питании и создании здорового микроклимата, а также не забывать, что организм нуждается в поддержке иммунитета «изнутри».

С этой целью специалисты рекомендуют применять специальные препараты – иммуномодуляторы, способные поддерживать иммунную систему в полной боевой готовности, что важно и во время закаливания, когда организм подвергается серьезным испытаниям.

Одно из наиболее эффективных и безопасных профилактических средств, рекомендованных в отечественной педиатрической практике – Анаферон детский. При приеме данного препарата обеспечивается надежная защита от вирусов, которым особенно подвержен ослабленный организм.

Закаливание ребенка

Одним из методов повышения сопротивляемости ребенка инфекционным агентам является постепенное повышение толерантности к охлаждению, необходимое для тренировки системы терморегуляции организма, т.е. закаливание. Закаленные дети легче переносят изменения влажности воздуха, холод и жару, менее подвергаются простудным и другим заболеваниям.

Закаливание воздухом, водой, солнцем, массаж и гимнастика укрепляют нервную систему, улучшают работу сердца, легких, пищеварительной и выделительной систем, улучшают состав крови, повышают обмен веществ и невосприимчивость к действию болезнетворных факторов. Очень важно проводить закаливающие процедуры систематически и соблюдать принцип постепенности увеличения нагрузки.

Температура воздуха в помещении считается оптимальной, если она составляет 18-20 градусов днем и на 2-4 градуса ниже ночью. Уже с 1-го года жизни следует приучить ребенка к прогулкам (до 4 часов в сутки), избегая при этом излишков одежды.

Проветривание помещения имеет целью не только снижение температуры воздуха при его перегреве, но и удаление из воздуха взвесей, содержащих грязевые частицы, возбудителей ОРЗ и аллергены.

Ребенка следует постепенно приучать к нахождению в комнате во время проветривания, к кратковременному охлаждению, например при выходе в холодные помещения или при открывании балконной двери.

Одежда ребенка должна соответствовать температуре воздуха, рекомендуется следовать системе 1,2,3 (летом — один слой одежды, весной и осенью – два, зимой – три). Одежда должна быть изготовлена из хлопчатобумажной ткани.

В основе закаливания лежит систематическая тренировка вазомоторных механизмов адекватной реакции на холодовые воздействия. При охлаждении кожи происходит рефлекторное сужение кровеносных сосудов как кожи, так и слизистой оболочки носа, что снижает температуру в носовой полости на 2 градуса.

При этом хуже нагревается выдыхаемый воздух, нарушаются функции защитных клеток, что повышает риск развития инфекции. Закаливание тренирует реакцию сосудов, у закаленных детей при охлаждении температура в полости носа снижается всего на 0,3 -0,5 градусов.

Закаливание способствует и совершенствованию реакции кожных сосудов на изменения наружной температуры.

Контрастное воздушное или водное закаливание сопровождается повышением устойчивости организма к температурным колебаниям окружающей среды и улучшением иммунобиологической реактивности организма.

Закаливание по контрастным методикам способствует нормализации ионного гомеостаза и проявляется уменьшением выделения из организма ионизированного кальция, повышением выделения клетками натрия и хлора, что свидетельствует об улучшении вегетативной регуляции.

Закаливание не требует очень низких температур, важна контрастность воздействия и систематичность проведения процедур.

Хорошо закаливает воздействие на подошвы ног, на кожу в области шеи, поясницы, однако для получения равномерного эффекта лучше всего воздействовать на всю кожу туловища и конечностей. Максимальная длительность холодового воздействия на ребенка не должна превышать 10-20 минут, гораздо важнее его регулярность и поэтапность увеличения нагрузок.

Начинать надо закаливание с первых недель жизни – это воздушные ванны во время пеленания, гимнастики, перед купанием. Для этого ребенка оставляют на воздухе раздетым на несколько минут при температуре 22 градуса с последующим постепенным снижением ее до 20 к возрасту 2-3 месяцев и 18 к 4-6 месяцев.

После купания: 2-3 раза в неделю уместно облить ребенка водой на 2-3 градуса ниже, чем вода в ванне. После обливания ребенка следует растереть полотенцем. Эти мероприятия следует с осторожностью проводить у детей с неврологической патологией и только после консультации педиатра и невропатолога.

Плавание грудных детей в бассейне закаляет не столько само по себе (температура в нем обычно не бывает ниже 26 градусов), сколько в комплексе с воздушными ваннами до и после бассейна. Следует лишь подчеркнуть, что если плавание у новорожденных и грудных детей вызывает негативную реакцию, этому следует обязательно найти объяснение.

Возможно, потребуются консультации неонатолога, невропатолога. Наиболее полно о схемах проведения закаливающих процедур на первом году жизни Вам сможет рассказать врач-педиатр.

На втором году к обливаниям после ванны можно добавить ежедневное мытье ног прохладной водой с постепенным снижением ее каждые 1-2 дня на 2-3 градуса до конечной температуры 15 градусов.

Хорошим закаливающим эффектом обладает контрастный душ: смена теплой воды (в течение 30-40 секунд) холодной (удлиняя ее воздействие от 15 до 30 секунд). Доводить воздействие холода до неприятных ощущений (т.е.

применять слишком холодную воду или оставлять ребенка под холодным душем дольше 30-40 секунд) недопустимо – не по причине возможной «простуды», а из-за опасности вызвать негативное отношение ребенка к закаливанию.

Любая закаливающая процедура должна вызывать положительные эмоции, если ребенок «ежится», боится, принуждать его не следует.

Для дошкольников нетрудно организовать в домашних условиях контрастные воздушные ванны, т.е. постепенное понижение температуры воздуха в комнате с постепенным удлинением времени нахождения там ребенка.

Посещение бани предоставляет еще больше возможностей для контрастного закаливающего воздействия на организм ребенка.

А вот моржевание, хождение босиком по снегу, обливание холодной водой – небезопасные виды закаливания.

Тем более недопустимы холодные обливания, как лечебная мера у ребенка с лихорадкой, так как внезапное охлаждение в этом случае ведет к резкому сужению сосудов кожи, что может быть опасно для жизни.

Подробную информацию о тактики проведения закаливания по контрастным методикам вы можете получить у врача — педиатра.

Закаливающие процедуры целесообразно сочетать с местным закаливанием (умывание лица, рук, заушных областей холодной водопроводной водой), а также с уходом за лимфатическим глоточным кольцом — полоскание горла комнатной температуры, промывание носа физрастворами (аквамарис, аквалор, физиомер и т.д).

Эти процедуры можно делать несколько раз в день, не делая перерыва. Эти меры снижают антигенную нагрузку, улучшают мукоцилиарный клиренс верхних дыхательных путей. Проводить подобные процедуры можно только после консультации педиатра и ЛОР врача, получив от них подробные инструкции о методах проведения данных процедур.

Закаливающие процедуры необходимо сочетать с проведением гимнастики и массажа грудной клетки. Эти процедуры повышают функциональную эффективность дыхательной системы, способствуют лучшему дренажу бронхов и повышению тонуса дыхательной мускулатуры. Массаж проводится 2-4 раза в год, курс составляет 14 дней.

В домашних условиях, самостоятельно проводить подобные курсы не рекомендуется, всегда лучше обратиться к специалистам. Рядом автором для профилактики ОРЗ рекомендуется массаж лица, систематическое проведение массажа стоп, упражнения по развитию носового дыхание подробно о методах проведения Вам расскажет врач – педиатр.

После перенесенного ОРВИ в нетяжелой форме через 7-10 дней возможно возобновление контрастных закаливающих процедур в условиях щадящего режима. Закаливание снижает частоту ОРЗ, хотя полностью защитить от заболевания при контакте с новым для ребенка вирусом оно не может.

Однако защита от заражения у закаленного ребенка гораздо выше, чем у незакаленного, поэтому число манифестных заболеваний, особенно более тяжелых, у него будет намного меньше

Закаливание детей раннего возраста

Основная цель закаливания – повышение сопротивляемости организма ребенка к неблагоприятным факторам окружающей среды. Это значительно снижает частоту заболеваний, ведь закаленным детям не страшны ни сильные ветра, ни перепады температуры, ни переохлаждение.

Подготовленный организм готов дать отпор простуде! Закаливание улучшает работу внутренних органов, способствует развитию мышц, активизирует процессы обмена веществ, укрепляет нервную систему. Начинать закаливание можно уже с двухнедельного возраста после осмотра ребенка педиатром и одобрения оздоровительных процедур с его стороны.

Читайте также:  Развитие ребенка: детская увлеченность гаджетами

Чтобы хорошее начинание действительно принесло пользу, родители должны придерживаться ряда правил:

Закаливать малыша нужно круглый год – перерывов быть не должно, а интенсивность и продолжительность закаливающих процедур необходимо постепенно повышать.

Регулярность выполнения процедур – это залог успешного закаливания. Если же вы будете выполнять их «раз от раза», то вряд ли стоит ожидать положительных результатов.

Постарайтесь проводить все процедуры в форме игры. Эффект закаливания лишь усилится, если малышу будет нравиться этот процесс. Берите на вооружение все, что любит ваш малыш, – игрушки, стишки, песенки, картинки. Импровизируйте, чтобы крохе было весело и интересно.

Рекомендуется сочетать закаливание с массажем, так развитие ребенка будет гармоничным, а самочувствие хорошим.

Как свидетельствует медицинская статистика, дети, которых закаляют родители, имеют более крепкий иммунитет и примерно в 3,5 раза меньше болеют ОРВИ, чем их незакаленные сверстники.

Ни в коем случае не допускайте перегревания или переохлаждения ребенка во время процедур. Терморегуляция у малышей еще несовершенна, и колебания температуры тела для них – норма.

Но ведь закаливание ни в коем случае не должно идти во вред! Поэтому внимательно следите за температурой воздуха и воды, не переусердствуйте с пребыванием малыша на солнце.

Всегда подбирайте для ребенка подходящую по погоде одежду и обувь и защищайте его голову от солнца.

Очень хорошо, когда закаляется сразу вся семья. Во-первых, это полезно для здоровья домочадцев, а во-вторых, вы послужите прекрасным примером для своего ребенка.

  • Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.
  • Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой.
  • К специальным закаливающим процедурам относятся:
  • закаливание воздухом (воздушные ванны),
  • закаливание солнцем (солнечные ванны),
  • закаливание водой (водные процедуры).

Итак, начнем с самого простого вида закаливания – свежим воздухом. К нему относят проветривание комнаты, воздушные ванны во время пеленания и прогулки. Самой первой процедурой для малышей является проветривание.

Груднички тратят очень много энергии и потребляют большое количество кислорода, поэтому постоянное поступление свежего воздуха крайне необходимо для хорошего самочувствия. Проветривать комнату, в которой находится ребенок, необходимо в любое время года.

Летом окно или форточка должны быть открыты постоянно, а зимой комнату проветривают пять раз в день. Причем малыша не нужно уносить из комнаты на время проветривания, достаточно просто укрыть его одеяльцем. Исключение составляет сквозное проветривание.

Оптимальная температура воздуха в комнате, где находится малыш, – 20–22 °С.

Еще один вид закаливания – воздушные ванны во время пеленания. Со здоровым ребенком такую процедуру можно проводить уже в роддоме. Суть ее заключается в том, что крохе дают полежать на животе на пеленальном столике во время пеленания и смены подгузников.

Вначале продолжительность этой процедуры составляет 1–2 минуты, но постепенно, раз в неделю, можно прибавлять по 2 минуты. Таким образом, в полгода малыш будет наслаждаться воздушными ваннами уже по полчаса.

Очень хорошо одновременно с этим делать с малышом легкую гимнастику.

Прогулки в уютной коляске на улице – это не только приятное, но и закаливающее мероприятие. Малышей, родившихся летом, выносить на полчаса на улицу можно сразу после выписки из роддома.

Если же ребенок появился на свет в более прохладное время года, то «пропуском» на прогулку будет служить столбик термометра. Грудничка можно выносить на улицу только, если температура опустилась не ниже –5 °С. Продолжительность такой прогулки составляет 15–20 минут.

Детишки в возрасте 3 месяцев и старше уже неплохо переносят мороз и в –10 °С. А тем малышам, кто пересек возрастной рубеж в полгода, уже нестрашно, если столбик термометра показывает –15 °С.

Главное, помните о том, что закаливание – это укрепление здоровья, а не нанесение ему вреда. Малышу должно быть тепло и уютно, он ни в коем случае не должен замерзать!

Солнечные ванны

Пребывание на солнце повышает защитные силы организма, дает ребенку заряд бодрости и энергию. Однако следует помнить о том, что малыши до года слишком чувствительны к ультрафиолету, поэтому ванны под прямыми солнечными лучами им строго противопоказаны.

Им подходит только пребывание в рассеянных солнечных лучах. С года до трех лет солнечные процедуры проводят осторожно и дозированно, и только дети старше трех лет могут понемногу загорать на солнышке.

Летом солнечные процедуры рекомендуется принимать с 9 до 12 часов, а на юге с 8 до 10 утра.

Противопоказанием является температура воздуха +30 °С и выше.

Осенью, весной и зимой лучи солнца более рассеянные, чем летом, поэтому они очень полезны малышу.

Закаливание водой считается одним из наиболее эффективных методов закаливания. Виды водных процедур и методика закаливания напрямую зависят от возраста малыша.

Если ребенку до 3 месяцев

Обтирание отдельных частей тела ребенка – ручек и ножек – салфеткой или рукавичкой, смоченной в воде, в течение примерно двух минут.

Изначально температура воды должна быть 37 °С, а затем каждую неделю ее нужно снижать на один градус, пока столбик термометра не достигнет отметки 28 °С.

Обтирание выполняется в такой последовательности: сначала ручки малыша от кистей до плечиков, а затем ножки – от ступней до коленок.

Умывание личика малыша в течение 2 минут. Изначально температура воды должна быть 28 °С, а затем каждые 2 дня ее необходимо снижать на один градус, постепенно доведя до 20 °С.

  1. Ежедневная ванна с температурой воды 37 °С в течение 5 минут, после которой малыша обливают водой более низкой температуры – 35 °С.
  2. Если малышу от 3 до 10 месяцев
  3. Ежедневная ванна с температурой воды 37 °С, после которой малыша обливают чуть более прохладной водой (35 °С) из ковшика и затем вытирают тело.

Общее влажное обтирание тела малыша рукавичкой, предварительно смоченной в прохладной соленой воде (содержание соли – 8 чайных ложек на один литр воды). Обтирание выполняется в такой последовательности: ручки, ножки, грудь и спинка. В конце процедуры малыша следует насухо вытереть полотенцем.

  • Умывание личика ребенка водой с постепенным уменьшением ее температуры (1 раз в 2 дня) с 28 °С до 20 °С.
  • Если ребенку от 10 месяцев до года
  • Ежедневная ванна, как и в предыдущих возрастных группах, после которой ребенка обливают из ковшика водой более низкой температуры(35°С).
  • Влажное обтирание ручек, ножек, грудки и спинки прохладной соленой водой.
  • Обливание: малыш сидит или стоит в ванне, а мама или папа поливают его сильной струей душа в такой последовательности – спинка, грудь, животик и ручки.
  • Температура воды изначально составляет 37°С, а затем каждую неделю ее нужно уменьшать примерно на один градус, пока она не достигнет 28°С.
  • Возраст ребенка от 1 года до 3 лет

В этом возрасте можно использовать общие обтирания со снижением температуры воды до 24°С, общие обливания, с температурой воды до 24-28°С. С 1,5 лет можно применять душ, который оказывает более сильное воздействие, чем обливание, так как, кроме температуры воды, здесь включается еще и механическое влияние. Длительность процедуры 1,5 мин.

«Закаливание – первый шаг на пути к здоровью» -Советы физинструктора -Информация для родителей

20.08.2021, 145 просмотров.

Закаливание детей дошкольного возраста – одно из самых действенных способов профилактики многих заболеваний. Оно имеет положительное влияние на механизмы адаптации к холоду и жаре, ослабляет негативные реакции организма на изменения в погоде. Закаливание повышает стойкость к вирусным и бактериальным инфекциям.

  • Принципы закаливания
  • Организация закаливания детей дошкольного возраста должна быть продолжением оздоровительных процедур с раннего детства. Важно всегда тщательно контролировать самочувствие, изменяя формы и методы применения в зависимости от возраста, придерживаясь основных принципов закаливания детей:
  • Постепенность.
  • Систематичность.
  • Отсутствие болезней на момент начала выполнения закаливающих процедур.
  • Комбинированное использование природных факторов.
  • Методы закаливания

Закалять следует, прежде всего, те части тела, охлаждение которых чаще всего приводит к возникновению простудных заболеваний. Согласно методике закаливания детей дошкольного возраста, после перенесенного заболевания или вакцинации, режим закаливания целесообразно смягчить, вернуться к прежнему режиму можно только через 1-1,5 месяца.

Начинать закаливающие процедуры более удобно летом.

Процедуры должны нравиться ребенку. Нужно, чтобы малыш воспринял их не как что-то принудительное, неприятное, а занимался бы радостно и весело. Желательно, чтобы родители вместе с ребенком занимались закаливанием, придавая ему характер игры. Для младших дошкольников уместными будут стихи про закаливание.

Основными и самыми действенными средствами оздоровления признаны: воздух, вода и солнце. Доступность данных ресурсов в том, что их легче всего применять. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов.

Закаливание воздухом

Воздушные ванны рассматривают как самые нежные и безопасные процедуры. С них обычно и рекомендуют начинать систематическое закаливание всего организма.

Влияние воздушных потоков на организм человека разнообразно. Это воздействие температуры воздуха, его влажности, скорости движения и наличия аэрозолей — твердых и жидких веществ, которые находятся в разреженном состоянии. Основной фактор, который влияет на человека, — это температура воздуха.

Воздушная ванна может быть общей, когда процедуре закаливания поддается вся поверхность тела, или частичной, когда оголяется только определенная его часть (туловище, шея, руки, ноги).

Закаливающее действие воздушных потоков связано в первую очередь с разницей температур между ними и поверхностью кожи.

Положительное влияние воздушных ванн заключается в том, что человек становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбужденность, улучшается сон, появляется бодрость и жизнерадостное настроение, нормализуется артериальное давление и улучшается работа сердца.

Воздушные ванны для детей

Летом детям целесообразно принимать их преимущественно утром в местах, защищенных от прямых солнечных лучей, где нет сильного потока воздуха. Зимой воздушные ванны дети принимают в хорошо проветренном помещении при температуре +14 – 16 °С.

 Закаливание голышом стоит проводить постепенно (сначала руки и ноги, потом туловище), увеличивая время (начинать нужно с 15 минут). Летом есть возможность увеличить время пребывания на воздухе без одежды до 1,5-2 часов.

Если погода прохладная, можно не одевать слишком тепло ребенка, стоит, лишь побеспокоиться о том, чтобы малыш много двигался. Но нельзя допускать переохлаждения, когда появляется «гусиная кожа», синюшность.

Полезным является дневной сон летом на свежем воздухе, зимой – в хорошо проветренной комнате при температуре +15 – 16 °С. Эффективный способ закаливания органов дыхания – ночной сон в постоянно проветриваемом помещении или на свежем воздухе. В летний период при температуре воздуха не ниже +14 – 18 °С.

Через 10-15 дней можно начинать объединять воздушные ванны с локальным закаливанием – хождением босиком по полу на протяжении 3 минут, каждый день, увеличивая его продолжительность на 1 минуту, достигнув 1,5-2 часов.

Читайте также:  Развитие детей 3 4, развитие детей 3 4 лет занятия

Дошкольникам сначала нужно ходить по полу в тонких носочках и только потом – босиком. После таких действий стоит вымыть ноги теплой водой (+36 – 37 °С), а потом вытереть насухо.

По истечению 7-10 дней ноги можно не вытирать, а дать им обсохнуть на воздухе.

Как же повысить устойчивость организма к быстрым и резким охлаждениям?

Утром, если температура воздуха не выше +17 – 20 °С, можно предложить ребенку выйти на балкон в купальнике, трусиках и майке или без нее. С появлением «гусиной кожи» начинать делать гимнастические упражнения. При понижении температуры до 15 °С необходимо перейти в помещение.

После закаливания детей воздухом уместно переходить к водным процедурам.

Закаливание водой

Вода имеет высокую эффективность влияния на организм человека потому, что ее теплоемкость в 28 раз выше, чем теплоемкость воздуха. Воздух при температуре +13 °С кажется прохладным, а вода, при той же температуре, холодной. В воде организм теряет почти в 30 раз больше тепла, чем на воздухе, при одинаковой температуре.

Вода имеет механическое влияние. Сильное действие оказывают минеральные соли, газы и другие вещества. Главное преимущество воды как закаливающего средства заключается в температурном факторе.

Водные процедуры по температуре делятся на горячие (выше +40 °С), теплые (+36 – 40 °С), нейтральные (+34 – 35 °С), прохладные (+20 – 33 °С) и холодные (ниже +20 °С).

Закаливание детей водой начинают с мягких процедур – умывания, обтирания, обливания, потом переходят к более энергичным – душу, купанию и т.д. Систематическое использование водных мероприятий – это надежный профилактический способ против случайных охлаждений тела. Водные процедуры улучшают терморегуляцию, обмен веществ, работу всех систем организма.

Водные процедуры для детей

Закаливание детей с помощью воды целесообразно начинать с умывания водой, температуру которой постепенно снижают от +28 °С вначале до +18 °С летом или +20 °С зимой к концу года закаливания.

Дети, старше двух лет, моют лицо, шею, руки до локтя, старше трех – верхнюю часть грудной клетки и руки выше локтя.

Начальная температура воды для детей, старше трех лет, – тоже +28 °С, а минимальная летом – +16 °С, зимой +18 °С.

Полезным является полоскание рта (для детей 2-4-х лет), горла (для детей, старше 4-х лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настойки ромашки или шалфея два раза: утром и вечером.

Обтирание – своеобразная подготовка к более сильным закаляющим процедурам, таким как обливание и душ. Обтирание следует проводить после утренней гимнастики.

Рукавичкой с жесткой ткани, грубым полотенцем (они должны быть смочены в воде и выкручены) ребенок сам (или с помощью взрослого) быстро обтирает себя в следующей последовательности: шея, руки, грудь, живот, спина, ягодицы, бедра, голени, стопы.

После этого энергично растирает сухим полотенцем от кисти к плечу, от стопы к бедру; живот, грудь, спину растирает кругообразными движениями справа налево. Растирать нужно до тех пор, пока кожа не покраснеет и не начнет чувствоваться приятное тепло.

Температура в помещении, где проводят обтирание (или температура воздуха на улице летом), не должна быть ниже +15 °С. Воду для обтирания сначала берут +33 °С, постепенно снижая ее к +18 °С (через каждые 2-3 дня на 1-2 градуса). Длительность обтирания по мере снижения температуры воды следует постепенно уменьшать с 1,5-2 минут до 0,5 минут.

Эффективность обтирания будет больше, если в воду добавить соль (1 чайная ложка на стакан воды).

После того, как ребенок привык к обтиранию (через 1,5 месяца), можно переходить к более сильной по воздействию процедуре – обливанию. Температура воды для обливания должна быть немного выше за ту, с которой начинали обтирание. Постепенно она снижается до +20 – 19 °С. Обливание водой желательно начинать летом.

Лейку, кувшин или ведро наполнить водой, температура которой +36 – 37 °С, и на протяжении 1,5-2 минут последовательно обливать все части тела, начиная с головы. Температуру воды и длительность процедур регулируют так же, как и при обтирании.

Если при обливании появляется «гусиная кожа», необходимо растереть ребенка полотенцем или сделать с ним несколько гимнастических упражнений.

Очень эффективным средством закаливания является контрастное обливание ног стопы и нижней трети голеней водой, температура которой +38 °С, потом +28 °С и опять +38 °С (перед дневным сном). Летом можно изменить эту процедуру обливания ног после прогулки с постепенным (каждые 5-7 дней на 1 °С) снижением температуры воды с +28 °С до +18 °С, а дошкольникам, старше трех лет – до +16 °С.

  1. Душ – еще более действенная процедура закаливания, что объединяет в себе температурное и механическое влияние.
  2. Перед тем, как приступить к закаливанию душем, важно посоветоваться с участковым педиатром.
  3. Начинать уместно с теплого душа (температура воды +36–34 °С) на протяжении 1,5-2 минут, потом постепенно снижать температуру воды на 1–2 °С, дойдя до +20–12 °С, а длительностью – до 0,5-1 минут.

Полезными для здоровья являются контрастные (чередование холодной и горячей воды) обливания и душ. Для первой процедуры температура теплой воды должна быть +36–34 °С, а прохладной — +30–28 °С.

На протяжении 20-30 секунд следует обливаться теплой водой, потом столько же времени прохладной и повторить это 3-5 раз. Спустя три дня можно повысить температуру горячей воды до +36–38 °С, а холодной – снизить до +28–26 °С.

Постепенно довести температуру горячей воды до +40–41 °С, а холодной – до +18–20 °С.

Зимой необходимо заканчивать контрастные обливания и душ холодной водой, а летом – горячей.

Летние купания ребенка дополняют его закаливание. Важно также придерживаться постепенности и осторожности. Вода для первых купаний должна прогреться хотя бы до +22 °С.

Продолжительность первого купания должна быть не дольше 2-4 минут. Через несколько дней чадо может плавать или играть в воде до 10 минут.

Такие водные процедуры повышают устойчивость организма к коротким и резким воздействиям холода, хорошо тонизируют организм. Поэтому их разумно выполнять утром.

Закаливание солнцем

Солнечный свет владеет удивительными лечебными свойствами. Лучи солнца воздействуют на нервно-рецепторный аппарат кожи и приводят к сложным химическим изменениям.

Облучение способствует повышению жизнедеятельности ЦНС (центральной нервной системы), нормализации обмена веществ, улучшению состава крови, активизации работы желез внутренней секреции.

Данные факторы положительно отражаются на общем самочувствии человека. Солнечный свет пагубно действует на патогенные микробы.

Лучеиспускание солнца — непрерывный фактор внешней среды, который вплотную взаимосвязан с деятельностью организма человека. Лишение человека солнечного света ведет к расстройству физиологических функций в организме.

При таких обстоятельствах возникает световое голодание. Проявляется оно в понижении тонуса центральной нервной системы и защитных сил организма, сбое обменных процессов.

У детей световое голодание порождает возникновение рахита.

Солнечные ванны для детей

Принимать солнечные ванны полезнее для здоровья утром, когда воздух особенно чистый и солнце не слишком жгучее, а также ближе к вечеру, когда солнце близится к закату.

В это время уместно находиться на берегу реки или иного водоема, среди зеленых насаждений. Места приема солнечных ванн должны быть довольно открытыми для солнца и природного движения воздуха.

Самое оптимальное время для загара: в средней полосе между 9 и 12 часами, 16 и 18 часами; на юге – между 8 и 11 часами, 17 и 19 часами.

Перед тем, как начинать закаливание солнцем, нужно посидеть с ребенком несколько минут под тентом или под тенистой кроной дерева. Первые солнечные ванны необходимо принимать при температуре воздуха, не ниже +18 °С.

Их длительность не должна превышать 5 минут.

Через каждые два дня можно увеличивать ее на 5-10 минут и довести до 1-2 часов в день, но обязательно во время длительных ванн следует делать перерывы на отдых в тени на 10-15 минут.

Во время приема воздушных и солнечных ванн нельзя спать! Надо ложиться ногами к солнцу, голову защищать от солнечных лучей. Не рекомендуется загорать натощак, непосредственно перед едой и сразу после приема пищи. Солнечные ванны можно принимать спустя 30-40 минут после завтрака, а заканчивать не менее чем за час до очередного приема пищи.

Чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Очень осторожно их назначают детям от 1 года до 3 лет.

В осенне-зимний и весенний периоды прямые солнечные лучи не вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо, но и необходимо.

Летом рекомендовано проводить солнечно-воздушные ванны при температуре воздуха +22 °С и выше для грудных малышей и при +20 °С для детей 1-3 лет, лучше в безветренную погоду.

Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха +30 °С.

Во время проведения ванн ребенок должен быть активным. После солнечных ванн, а не перед ними, детям назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть кроху, даже при высокой температуре воздуха, ведь если влажная кожа, происходит переохлаждение детского организма.

  • Противопоказания к проведению закаливающих процедур
  • В соответствии с основными положениями методики закаливание не выполняют, если:
  • нарушен сон;
  • ухудшился аппетит.

Временными противопоказаниями являются заболевания, которые сопровождаются повышением температуры, гипертонические кризы, приступы бронхиальной астмы, почечные и печеночные колики, тяжелые травмы, пищевые инфекции. Как только заболевание или его обострение ликвидировано, можно приступать к процедурам.

Если перерыв превысил 14 дней — все нужно начинать сначала.

Физиологические основы закаливания организма детей дошкольного возраста требуют пристального контроля. Не стоит перегружать ребенка процедурами, если ему это в тягость.

Польза и значение всех способов закаливания организма детей

Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями и правильным образом жизни способствуют укреплению иммунитета ребенка. Организм малыша становится более стойким к простудным заболеваниям, либо легче их переносит. Чтобы закаливание приносило пользу, стоит придерживаться следующих правил:

Постепенно увеличивайте продолжительность закаляющих воздействий. Резкие непривычные охлаждения могут привести к заболеваниям.

Учитывайте индивидуальные особенности организма. При нарушении деятельности сердца, легких, почек, заболевании носоглотки, прежде чем начинать закаляться, стоит проконсультироваться с врачом.

Закаляйтесь систематически. Даже двухнедельный перерыв сводит на нет весь эффект закаливающих мероприятий, которые проводились длительное время.

Приучайте себя и ребенка к любым видам переохлаждения: сильным, средним, слабым. Проводите воздушные и солнечные ванны во время прогулок, спортивных игр, занятий гимнастикой. Это повысит эффективность закаливания.

Чередуйте локальные процедуры (ходьбу босиком, полоскание горла прохладной водой и т.д.) с общими, потому что закаливание лишь отдельных частей тела не повышает общей устойчивости организма.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *