Значение игр в физическом развитии ребенка

Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важных проблем жизни современного общества. Как добиваться, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принимать?

Исследователи этой проблемы, пришли к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровому образу жизни, разнообразные навыки в физической, познавательной, эмоциональной областях жизни.

Основной целью для нас с вами уважаемые родители должно быть: — сохранение и укрепление здоровья детей и улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей.

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного, социально желательного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, внимание, память, ловкость, дисциплинированность. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта.

     Огромное значение на развитие ребёнка оказывают подвижные игры.

   Подвижная игра — это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики.

Вместе с тем эти игры доставляют ребёнку радость и удовлетворение; активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствуют движения, развивают координацию, формируют быстроту, силу, выносливость.

Эта игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям.

Игра, бег, прыжки, разговор и смех детей, чему мы часто не придаем значения, являются самым необходимым делом для их развития. Все это заложено в них самой природой.

Во время игр у ребенка особенно обостряется фантазия, проявляется активность и он получает богатые впечатления.

     Играть – это, прежде всего, двигаться, действовать.

Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

Поэтому надо использовать игры для развития ребенка. Игры пробуждают новые картины в сознании детей, помогают развивать физические качества.

  • Так же подвижные игры являются эффективным способом воспитания выдержки, что особенно важно для дошкольников, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения.
  • Именно в подвижных играх, у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне — соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности.
  • Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.

По содержанию все подвижные игры выразительны и доступны ребенку.

Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, формирует физические навыки, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка — дошкольника.

Таким образом, подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.

Участие взрослых в подвижных играх приносит двойную пользу: доставляет детям много радости, а родителям дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать ему другом.

Уважаемые родители, если вы хотите, что бы детство для вашего ребёнка было незабываемым подарите его своему ребёнку, играйте с ним, будьте для него другом и не бойтесь показаться смешным. Дети очень «чистые» и искренние и потому оценят по достоинству всё, что мы (взрослые), им даём…..

  Играйте со своими детьми и будьте счастливы вместе…

«Горелки»

Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий.

Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий.

Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придётся водить снова. Водящий становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, которого поймал.

  1. Другой из этой пары становится водящим.
  2. Косой, косой,
  3. Не ходи босой,
  4. А ходи обутый,
  5. Лапочки закутай,
  6. Если будешь ты обут,
  7. Волки зайца не найдут,
  8. Не найдёт тебя медведь.
  9. Выходи, тебе гореть!
  10. «Весёлые ребята»

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку — несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят:

  • Мы, весёлые ребята,
  • Любим бегать и скакать.
  • Ну, попробуй нас поймать!
  • Раз, два, три — лови!

После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок — дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.

  1. После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.
  2. «Космонавты»
  3. Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:
  4. Ждут нас быстрые ракеты
  5. Для прогулок по планетам.
  6. На какую захотим,
  7. На такую полетим!
  8. Но в игре один секрет:
  9. Опоздавшим места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету становятся в общий круг.

«Совушка»

Из числа играющих выделяется «совушка». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» — в гнезде.

По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» — дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д.

По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает — сова вылетает!» — играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту.

Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков.

  • Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
  • После 2-3 выходов «совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.
  • Правила запрещают «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.
  • «Карусель»

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

  1. Еле-еле, еле-еле
  2. Завертелись карусели, а потом кругом,
  3. А потом кругом-кругом,
  4. Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

  • Тише, тише, не спишите!
  • Карусель остановите.
  • Раз и два, раз и два,
  • Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

«Рыбак и рыбки»

Воспитатель стоит в центре круга, держит скакалку за один конец — это удочка, дети — рыбки. Проводя скакалкой по полу, кружась, — «ловит» рыбку. Чтобы не быть пойманными, рыбки подпрыгивают, когда приближается скакалка. Кто не успел подпрыгнуть, тот пойман и выходит из игры.

«Найди своё место»

Геометрические фигуры стоят на стульях, у детей карточки с различными фигурами. По сигналу дети занимают места у соответствующего стула.

Аналогично можно провести игру на закрепление цвета, классификации животных и т.д.

«Летает- не летает»

Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево …). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать — имитируют плавание; если не плавает, не летает — то дети останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.

«Чьё звено скорее соберётся»

У детей разноцветные и разные по величине геометрические фигуры. В разных местах группы размещены символы. Дети должны определить своё место (по цвету и размеру).

«Западня»

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний — в другую сторону. По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота.

Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно руководитель подаёт следующую команду, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню.

Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

«Стоп»

На одном конце площадки играющие выстраиваются в шеренгу. На другом конце, спиной к играющим, становится водящий, закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» пока водящий произносит эти слова, все играющие становятся как можно быстрее приблизиться к нему.

Но при команде «Стоп!» они должны остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хотя бы небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту.

После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успел оглянуться.

После этого все играющие бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.

«Карась и щука»

На одной стороне площадки находятся «караси», на середине — «щука». По сигналу «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» ловит их. Пойманные «караси» (четыре, пять) берутся за руки и. встав поперёк площадки, образуют сеть.

Теперь «караси» должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). «Щука» стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных «карасей» будет 8-10, они образуют «корзины» — круги, через которые нужно пробегать.

Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. «Щука» занимает место перед корзиной и ловит «карасей».

Когда пойманных «карасей» станет больше, чем не пойманных, играющие образуют коридор из пойманных «карасей», через который пробегают не пойманные. «Щука», находящаяся у выхода ловит их. Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и вручают роль новой «щуки».

  1. «Змейка»
  2. Эй-ка, эй-ка,
  3. Голубая змейка!
  4. Объявись, покажись,
  5. Колесом покрутись!

Воспитатель предлагает всем детям изобразить змейку. Дети кладут руки друг другу на плечи и медленно «змейкой» двигаются вперёд за педагогом. Перед детьми могут ставиться преграды(кубы, дуги и т.д.), которые змейка должна обогнуть, не опрокинув.

Хороводная игра «Зайка»

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой?

  • Ты сидишь совсем больной.
  • Ты вставай, вставай, скачи!
  • Вот морковку получи! (2 раза)
  • Получи и попляши!
Читайте также:  Гормон беременности хгч: роль, норма и отклонения

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

  1. Хороводная игра «Огуречик»
  2. Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:
  3. Огуречик, огуречик,
  4. Ты совсем как человечек.
  5. Мы тебя кормили,
  6. Мы тебя поили,
  7. На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)
  8. Танцевать заставили.
  9. Танцуй сколько хочешь,
  10. Выбирай, кого захочешь.

Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.

«Курица и цыплята»

Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники — её дети-цыплятки.

  • Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:
  • Вышла курица-хохлатка,
  • С нею жёлтые цыплятки,
  • Квохчет курица: ко-ко,
  • Не ходите далеко.
  • Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.
  • На скамейке у дорожки
  • Улеглась и дремлет кошка.
  • Кошка глазки открывает
  • И цыпляток догоняет.

После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.

«Смелые мышки»

Выбирается водящий. Он будет котом. Мышки становятся на противоположной стороне комнаты от кота, который сидит на стульчике. Дети-мыши медленно передвигаются по направлению к коту во время следующих слов:

  1. Вышли мыши как-то раз
  2. Посмотреть, который час.
  3. Раз-два-три-четыре,
  4. Мышки дёрнули за гири. (Воспитатель громко хлопает в ладоши)
  5. Вдруг раздался странный звон …
  6. Убежали мыши вон.

Кот просыпается и пытается поймать мышей. Те, в свою очередь, убегают на своё место. Пойманными считаются те мыши, до которых дотронулся кот.

Роль подвижных игр в физическом воспитании дошкольников

Роль подвижных игр в физическом воспитании дошкольников.

Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств — одна из основных задач современного общества. В любом обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах, здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства, оно — бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма — одна из основных проблем в современном обществе.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития.

В то же время, сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков.

Подвижные игры — одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать.

Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.

Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Целью физического развития дошкольников является формирование у детей основ здорового образа жизни. В процессе физического развития осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.

) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического развития дошкольников строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Ни в какой другой период жизни физическое развитие не связано так тесно с общим развитием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А.

Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы.

Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

Сегодня подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным.

Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме.

Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях.

Важнейший результат игры — это радость и эмоциональный подъем.

Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования (допустимы для детей в состоянии стойкой ремиссии заболевания), больше, чем другие формы физической культуры, адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, воспитанию у них морально-волевых качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости, меткости, развитию чувства коллективизма, дисциплинированности и других важных качеств. Через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка. Неоценима роль игры в эффективности приобретения новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, техники чтения, интеллектуального развития.

Как показывает практика, достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию.

Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма, степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка.

Игры классифицируются по анатомическому признаку, в зависимости от того, какая часть тела больше принимает участие во время игры: с преимущественным участием верхних или нижних конечностей или с общим воздействием.

В зависимости от числа участвующих игры делятся на индивидуальные и групповые. Групповые игры бывают без деления на команды, но с общей целью (иногда их можно разделить на две группы, которые состязаются между собой) и игры, в которых играющие обязательно делятся на команды, равные по числу участников, игра проводится на равных условиях.

Соответственно тому, каково выполнение и как изменяется положение играющего в отношении окружающих его предметов, групповые игры можно разделить на:

· игры на месте (статические игры), в которых ребенок не меняет своего положения в отношении окружающих его предметов, а только передвигает отдельные части своего тела.

В этих играх (из положения стоя, сидя, а иногда и лежа) движения ограничены по количеству и главным действующим элементом является эмоциональный фактор.

По сравнению с другими играми здесь наблюдается наименьшая физическая нагрузка;

· малоподвижные и полуподвижные игры, в которых имеются в различном соотношении как элементы движения, так и статики. Обычно их проводят из исходного положения стоя или сидя. Физическая и нервная нагрузки в этих играх умеренные, они содержат больше эмоциональности. Это переходные игры между играми на месте и подвижными играми;

· подвижные игры, в которых в течение всей игры участвующий меняет положение своего тела по отношению к окружающим предметам. Эти игры характеризуются большой эмоциональностью, в них включаются различные формы передвижения — бег, прыжки, поскоки, ходьба и т. п.

 Они требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают большое и всестороннее воздействие на организм, вызывая значительные изменения функций мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Так как в этих играх физическая нагрузка больше, они требуют более высоких функциональных и физических возможностей со стороны детей [8].

Также все подвижные игры можно разделить на четыре группы с учетом примерной пс ихофизической нагрузки в них: 1 группа — с незначительной нагрузкой; II группа — с умеренной нагрузкой; III группа — с тонизирующей нагрузкой; IV группа — с тренирующей нагрузкой.

Подвижные игры по содержанию в них двигательного и речевого материала делятся на сюжетные, несюжетные и игры с элементами спорта.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Дошкольники с увлечением передают игровой образ, перевоплощаются в волка и гусей, обезьянок и ловца и т. д.

Несюжетные подвижные игры содержат двигательные задания и в зависимости от последних подразделяются на игры типа перебежек, ловишек, пятнашек и т. д.

;игры с элементами соревнования: “Чье звено скорее построится?”, “Кто скорее к флажку прибежит?” и т. п.

; несложные игры-эстафеты: “Кто скорее передаст мяч?”; игры с предметами: мячами, обручами, серсо, скакалками, кеглями, бабками; игры-забавы для самых маленьких: “Ладушки”, “Сорока”, “Коза рогатая” и др.

  • Игры с элементами спорта требуют большей, чем в подвижных играх, ловкости, силы, собранности, организованности, наблюдательности.
  • Педагогу необходимо помнить, что все перечисленные подвижные игры способствуют не только совершенствованию движения играющих, развитию зрительного, слухового внимания, быстроты, двигательной реакции на ориентировку в пространстве и во времени, точности в расчете своих сил, ловкости, быстроты, координации движений; в них воспитываются такие качества личности, как решительность, настойчивость, товарищеская взаимопомощь, дружеское отношение к участникам игр, коллективизм, но и косвенно влияют на речевое развитие ребенка.
  • Таким образом, подвижные игры необходимы для единства психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального воспитания; для достижения полной гармонии с самим собой и с окружающим миром; для возможности реализации свободы и выбора действий, что является необходимым для качественной подготовки детей.

Физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.

Список используемой литературы

  1. Беззубцева И. В дружбе со спортом, Изд.: Гном- 2006г.

  2. Горькова Л., Обухова Л. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий, Изд.: 5 за знания – 2005г.

  3. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Ст. возраст. – М.: Владос, — 2000.

  4. Дворкина Н. Методика сопряженного развития физических качеств у детей 3-6 лет на основе подвижных игр, Изд.: Советский спорт – 2005 г.

  5. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985.

  6. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. Изд.: Сфера- 2007 г.

  7. Кириллова Ю.А Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе , Изд.: Детство-Пресс – 2005г.

  8. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986.

  9. Шарманова С. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Учеб.- метод. пос.- Изд.: Советский спорт -2004 год.

  10. Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Читайте также:  Противопоказания к постановке пробы Манту

«Влияние подвижных игр на физическое развитие детей»

«Влияние подвижных игр на физическое развитие детей»

Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения.

В настоящее время детей в современном мире окружают компьютеры, плееры, электронные игрушки и другие блага цивилизации, прекрасно привлекающие внимание ребёнка.

Поэтому мы иногда забываем о пользе подвижных игр для формирования и развития детского организма и психики.

Но, это не значит, что технические средства – это плохо, ведь если подходить к ним с умом, то можно широко использовать их развивающие возможности. Однако ими одними ограничиваться не стоит.

Пользу подвижных игр для детей сложно переоценить.

Ведь именно подвижные игры позволяют каждому, невзирая на его таланты и недостатки, на равных участвовать в них вместе с другими детьми и получать весьма существенный опыт для будущего обучения.

Кроме того, что в игре проявляется изобретательность и демонстрируются физические усилия, она служит делу подготовки детей к социальной жизни. Это способствует формированию умственных и нравственных понятий, создает потребность в правилах.

Для маленького ребенка правило игры священно, так как оно традиционно; для детей старшего возраста оно зависит от взаимного согласия.

Например, игра с шариками, в которую играют мальчики, содержит чрезвычайно сложную систему правил, так называемый свод законов, свое собственное законодательство. Маленькие мальчики, которые начинают играть, постепенно приучаются к дисциплине и уважению закона.

Игры же символизируют и демонстрируют необходимость правил в реальной жизни. Дети узнают, что игра может быть успешной лишь при условии, что все ее участники добровольно соблюдают правила.

Влияние подвижных игр на организм ребенка необычайно велик. Они дают возможность развивать и совершенствовать движения, упражняться в беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле и так далее.

Движения, производимые по средствам подвижных по своей природе разнообразны, они требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, способствуют наилучшему кровообращению и дыханию, то есть, непосредственно повышают жизнедеятельность организма.

Медики считают, что активные естественные физические движения способствуют благотворным физиологическим процессам в организме и улучшению работы всех внутренних органов и систем.

Такие дети быстрее развиваются физически, меньше подвержены сезонным простудным заболеваниям и аллергиям. Они растут более сильными, ловкими и уверенными в своих способностях.

Вариантов подвижных игр очень много и большинство из них универсальны. В практике детского сада широко используются подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Это и игры взятые из фольклора (народные игры): «У медведя во бору», «Ловишки» и др.

; игры с элементами соревнований: «Веселые парочки», «Быстро возьми, быстро положи», «Художник и краски»; игры с использованием предметов: с мячом, веревочкой, кеглями и т. д. ; игры для развития быстроты, ловкости, выносливости: «Удочка», «Светофор» и др.

; игры, развивающие фантазию, воображение: «Бабушка Маланья», «Море волнуется раз» и другие.

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития»

Значение и место подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста

Вакорина Людмила Викторовна,

музыкальный руководитель

ГБОУ г. Москвы «Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,

ludmila-Vakorina@mail.ru

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В.А.

В системе дошкольного воспитания значимое место отводится подвижным играм. Игровая деятельность способствует физическому, умственному и эстетическому развитию детей.

Подвижные игры формируют умение и навыки ходьбы, бега, прыжков, учат ребенка пользоваться приобретенными движениями в любой ситуации. Свои действия ребята подчиняют правилам и четко их выполняют.

В будущем это влияет на поведение, дисциплину, развивает у детей чувство товарищества.

Каждая игра обязательно должна иметь определенную цель, а форма игры – отвечать ей. Кроме того, необходимо, чтоб игра вызывала у детей чувство удовлетворения, радости.

Во время игровой деятельности дошкольников возникают положительные моменты для развития внимания, восприятия, творческой фантазии, памяти; игры способствуют развитию у детей языка, быстроты мышления, сообразительности, нормы поведения в обществе.

Игры широко используются также как способ эстетического воспитания ребенка. Дети представляют мир, что их окружает, через свой игровой образ, большую свою роль выполняют знакомые песни, танцы, стихи.

Во время проведения подвижных игр следует обращать внимание на поведение детей, регулируя их физические нагрузки, потому что дети, увлекаясь игрой, как правило, не испытывают утомления, признаками которой является частое дыхание, нарушение координаций движений, повышенная потливость. А это может отрицательно сказаться на общем состоянии ребенка (нарушении сна, понижении аппетита).

В старших возрастных группах сюжетные игры и игровые упражнения проводятся в виде соревнования между двумя или несколькими участниками или командами.

Прежде чем начать игру детям следует объяснить правила в такой форме, чтобы ребенок имел точное представление про тех действующих лиц, которых он будет изображать во время игры. Это поможет детям лучше понять игровую ситуацию.

Объясняя движения, выполнение которых может быть непонятным для детей, их нужно обязательно показать. Например, в игре «Сделай фигуру» можно показать движения «маятника больших часов» или например «зайчика с длинными ушками»и т.д.

Объяснив игру детям, я обязательно проверяю, поняли они или нет, задавая несколько вопросов касаясь содержания и правил. Игра только в том случае проходит слаженно и четко, когда дети понимают правила и игровые действия, которые они должны выполнить.

Для проведения игры следует выбрать одного или нескольких ведущих.В начале можно назначить ведущим того ребенка, который лучше всех справится с ролью, а потом назначать по очереди других детей. Ведущего могут выбрать и сами дети с помощью короткой считалочки:

  • Раз, два, три, четыре, пять,
  • Мы собрались поиграть.
  • К нам сорока прилетела
  • И тебе водить велела.

Проводя подвижные игры, детей необходимо приучать быть спокойными, между ними не должно возникать ссор. И, конечно же, для ребятишек большое значение имеет подведение результатов игры и объективное определение победителей.

Фотография 1

На фотографии показан пример игры «Мы – веселые ребята!»

Правила игры очень просты. Дети стоят в кругу, один ребенок – в центре. Это – «ловец». Дети идут по кругу, взявшись за руки и проговаривают в такт музыке слова: Мы – веселые ребята!

  1. Мы – ребята дошколята!
  2. Любим бегать и играть.
  3. Раз, два, три, четыре, пять
  4. Ты попробуй нас догнать!

На последние слова дети разбегаются по залу, а «ловец» их ловит. Игра повторяется 2–3 раза.

Фотография 2

Игра для младшего возраста «Мы топаем ногами»

Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст в такт музыке медленно, с расстановкой, давая возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

  • Мы топаем ногами,
  • Мы хлопаем руками,
  • Киваем головой.
  • Мы руки поднимаем,
  • Мы руки опускаем,
  • Мы руки подаем.
  • (Дети берутся за руки, образуя круг.)
  • Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются.

Игра повторяется.

  1. Фотография 3
  2. Игра «Охотники и зайцы»
  3. Ход игры: Дети выбирают «охотника», который становится с одной стороны зала, а «зайцы» сидят в своих «норках» в противоположном конце.

Под веселую музыку «зайцы» выходят на середину зала и прыгают. На окончание музыки ведущий говорит: «Охотник!». «Зайцы» бегут в свои «норки», а «охотник» целится им под ноги мячом. «Заяц», в которого попали, выбывает из игры. Повторяя игру, дети выбирают нового «охотника».

Выбор музыкального сопровождения во время проведения подвижных игр является одним из способов общения ребёнка с музыкой, что однозначно помогает решать задачи физического и музыкального воспитания дошкольников.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е.Программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.:Мозаика-Синтез,2014.

2. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М.: Просвещение, 1982.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Оздоровительное значение подвижных игр

Игра – вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим или условиями игры. Среди широкого разнообразия игр в становлении всесторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место.

Подвижная игра – одна из основных средств гармоничного развития детей младшего школьного возраста. Отличительное её свойство – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Именно в подвижных играх развиваются и совершенствуются всевозможные движения в соответствии со всеми их характеристиками, выявляются особенности поведения детей и формируются физические и нравственные качества.

Основываясь на общих целях физического воспитания детей младшего школьного возраста, выделяются основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр: оздоровительные, воспитательные, образовательные.

Игре принадлежит значительная роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение.

В процессе игры дети взаимодействуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников и регулируют поведение играющих, способствуя при этом выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности.

 Необходимость выполнять правила, преодолевать препятствия, продиктованные условиями игры, оказывает непосредственное влияние на воспитание таких волевых качеств как выдержка, смелость, решительность, умение справляться с отрицательными эмоциями.

  • Положительные эмоции вызывает у детей увлекательный игровой сюжет, к тому же он побуждает участников к многократному проделыванию тех или иных приемов, проявляя необходимые волевые качества и физические способности.
  • Подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту.
  • Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи следует обязательно решать в комплексе, только при таком условии каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического развития детей.
  • Однако следует понимать, что при организации подвижных игр в силу их особенностей, прежде всего, решаются задачи собственно физического воспитания, поэтому на первое место выходят основные задачи подвижных игр – оздоровительные.
  • Сущность подвижной игры

В современной педагогической практике, несмотря на большое разнообразие подвижных игр, нет их единой классификации.

Наиболее простая и доступная квалификация составлена на основе распределения игр по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.

Применение подвижных игр в педагогическом процессе требует строгого соблюдения дидактических принципов: доступности, систематичности, последовательности активности, сознательности. Для каждой возрастной группы подбор игр должен соответствовать принципам преобладающего вида движений: ходьбы, бега, метания, прыжков или лазания.

Подвижная игра – это сознательная активная деятельность, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на обязательных для всех играющих правилах. Подвижная игра является упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни. Интересное содержание, эмоциональная составляющая игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Подвижная игра способствует пополнению знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развитию мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Читайте также:  Как выбрать подгузники

С помощью подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование всесторонне развитой личности ребенка.

В процессе игры происходит не только формирование двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и становление личностных качеств.

Возможность рационального и экономичного использования движений, выполнения их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также духовному развитию детей способствует осознанность подвижных игр.

В подвижных играх, являющихся фактором формирования физической культуры, ребенок реализует свободу действий. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как необходимое средство всестороннего развития ребенка.

Особая значимость подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, значении в истории и культуре каждого народа.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры способствуют развитию культуры ребенка. Через них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируется социальное поведение.

Подвижные игры подталкивают детей на творческую деятельность, в них проявляется естественная ловкость ребенка в движении, желание найти решение двигательной задачи.

Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Дети в процессе игры подражают всему, что видят.

В подвижных играх малышей находит отражение не только общение со сверстниками, но и отображение жизни взрослых или животных: они с удовольствием подражают бабочкам, птичкам и т. д.

Ребёнок вживается в образ, включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, совестливость, организованность, инициативу, стремление к взаимопомощи.

Кроме того, проведение подвижных игр связано с большим эмоциональным подъемом, ощущением радости, веселья, свободы.

 Убегая, догоняя, уворачиваясь, дети активизируют свои умственные и физические силы, при этом им приходится самостоятельно выбирать способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.

Побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу.

Начатое движение прекращается в игре по команде: «Стоп!». Ребёнок становится неподвижным и замирает в положении, в котором он никогда не находится в обычной жизни. В новой, необычной для себя позе ребёнок способен думать по-новому, чувствовать по-новому, ощущать себя по-новому.

 Такие стоп-упражнения служат для развития воли, внимания, мысли, чувства и движения одновременно. Особое внимание в таких играх уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют психические процессы, формируют психосоматическую и эмоциональную сферы. Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроения, взаимоотношения.

При этом тренируется мимическая и крупная мускулатура, улучшается состояния и жизнедеятельности организма.

Немаловажная роль в работе с детьми отводится подвижным играм с мячом. Игры с мячом вырабатывают координацию движений, формируют у детей чувство ритма.

Решение оздоровительных задач подвижных игр

Сохранение и укрепление здоровья детей является основной задачей, как родителей, так и педагогов. Здоровый ребенок гораздо легче обучается, быстрее усваивает необходимые умения и навыки, лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования.

Неоспоримо оказание благоприятного влияния подвижных игр на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата детей, мышечной системы, а также на повышение функциональной деятельности организма.

Соответственно большого внимания заслуживают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах.

Под воздействием физических упражнений, применяемых в играх, стимулируются все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный).

Мышечные нагрузки активизируют работу желез внутренней секреции.

При правильной организации подвижные игры должны положительно влиять на нервную систему занимающихся.

Для этого учитель должен оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, строить игру так, чтобы она способствовала возникновению у учащихся положительных эмоций.

В противном случае игра ведет к появлению отрицательных эмоций, нарушает нормальное течение нервных процессов, у детей могут возникнуть стрессы.

  1. С целью систематизации взаимодействия участников и устранения излишнего возбуждения, подвижные игры должны иметь строгие и четкие правила.
  2. Особо значимо при решении оздоровительных задач круглогодичное проведение подвижных игр на свежем воздухе: занимающиеся становятся более закаленными, увеличивается приток кислорода в их организм.
  3. Подвижные игры уместны на школьных переменах, по окончании уроков, в группах продленного дня или дома, после прихода из школы, потому что являются хорошим активным отдыхом после длительной умственной деятельности.

Положительные эмоции, вызываемые активной двигательной деятельностью игрового характера, усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений улучшает дыхание, кровообращение и процессы обмена, что в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

Отдельно следует отметить значение подвижных игр в формировании психофизических качеств: ловкости, выносливости, гибкости, силы, координация движений, быстроты, и, что примечательно, эти физические качества развиваются в комплексе.

Целесообразно использовать известные ребёнку движения в соответствии со сложившейся в игре ситуацией, обеспечивая их совершенствование, этому способствует быстрая смена обстановки в процессе игры. Вполне естественно во время подвижных игр проявляются такие физические качества как быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.

Подвижные игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений применяют для воспитания силы.

Развитию выносливости способствуют подвижные игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии.

В играх, связанных с частым изменением направления движений происходит совершенствование гибкости.

Все это наилучшим образом сказывается на усовершенствовании двигательных качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные интересным сюжетом игры, дети могут выполнять с большим желанием и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это способствует развитию выносливости.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты.

Это игры, требующие быстрой реакции на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Развитию ловкости способствуют постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим.

Кроме того, подвижные игры применяются в специальных лечебных целях при восстановлении здоровья больных детей, поскольку функциональный и эмоциональный подъем, возникающий у детей в процессе игры, оказывает на них оздоравливающее воздействие.

Решение оздоровительных задач подвижных игр с учетом возрастных особенностей

На занятиях с подвижными играми необходимо следить за тем, чтобы физические нагрузки были оптимальными. При систематических занятиях нужно так организовать интенсивность нагрузки, чтобы организм постепенно приспосабливался к ней, что имеет огромное значение в жизни и труде. При этом недопустимо доводить участников игры до переутомления.

Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма только при условии правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся.

Обязанность учителя — не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Нагрузка в игре регулируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников.

Также для регулирования физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы:

  1. Изменять длительность и количество повторений элементов игры.
  2. Увеличивать или уменьшить размеры границ территории.
  3. Усложнить или упростить правила игры.
  4. Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера.
  5. Ввести короткие перерывы, организовать «дома отдыха» для детей в играх с непрерывными действиями и т.д.

При проведении подвижных игр руководителю сложно предусмотреть физическое состояние каждого участника в данное время. Поэтому следует исходить из подбора оптимальных нагрузок.

Учитель должен помнить, что чрезмерные мышечные напряжения, которые вызывают быстрое утомление, нельзя предлагать участникам в начале игры.

Интенсивные упражнения необходимо чередовать с отдыхом или с малоинтенсивными играми.

Немаловажный фактор при выборе дозировки подвижной игры — это характер предшествующей деятельности и настроение детей. Если игра проводится после интенсивных физических или умственных усилий, следует предложить малоподвижную игру, исключив приемы, требующие больших напряжений.

С повышением эмоционального состояния играющих возрастает и нагрузка. Увлекаясь игрой, дети теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают свои силы и переутомляются. Сами они могут не почувствовать усталости. Поэтому учитель не должен полагаться на желания детей продолжать игру при явном утомлении.

Необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся, степень их подготовленности, а также состояние их здоровья. Иногда имеет смысл прекратить игру, даже если играющие еще не почувствовали потребности в отдыхе. Следует следить за тем, чтобы все играющие получали приблизительно одинаковую нагрузку.

Поэтому нельзя допускать, чтобы водящие долгое время находились в движении без отдыха. Их рекомендуется периодически менять, даже в том случае, если им не удалось «отыграться».

Удалять из игры проигравших (если это требуется по условию игры) можно только на непродолжительное время, а лучше всего просто засчитывать им штрафные очки.

Физически слабым детям следует уделять особое внимание. Им необходима индивидуальная нагрузка: сокращенные дистанции, облегченные задания, меньшее время пребывания в игре. Во время занятий на свежем воздухе, надо обращать внимание на состояние погоды.

При проведении таких занятий увеличивается физиологическое воздействие движений на организм. В зимних играх на открытом воздухе занимающиеся должны выполнять движения интенсивно, без перерывов. Нельзя давать играющим такие нагрузки, которые могут вызвать испарину.

Зимние игры на воздухе должны быть непродолжительными.

Необходимо обращать внимание на одежду детей: если дети легко одеты, игру следует проводить в быстром темпе, если же они в теплых костюмах — наоборот, уменьшить интенсивность. Таким образом, подвижная игра должна оптимально соответствовать объему и интенсивности нагрузки занятия в целом.

Проанализировав оздоровительные задачи подвижных игр можно сделать вывод: подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, связанное с этническими и другими особенностями, отражающие взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности, в первую очередь укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему, за счёт того, что почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д.

С методической точки зрения подвижная игра характеризуется как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.

Список литературы:

  1. Жуков М.Н. Подвижные игры. – М.: Изд-во: Академия. – 2017. – 160
  2. Коротков И.М. Подвижные игры в школе. – М.: ФиС, 2016.
  3. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 480 с.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *