Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста.
Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм.
Родители могут инициировать игры сами или поддерживать инициативу ребёнка. В более старшем возрасте родители могут выступать в качестве сторонних наблюдателей, помощников и консультантов.
В любом случае взрослый человек выступает в качестве проводника в мир игры.
Влияние игры на развитие ребёнка
В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.
- Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе;
- Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;
- Развитие образного мышления и воображения. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;
- Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;
- Развитие мотивационной сферы. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;
- Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;
- Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.
Читаем также: Как мы портим детям игру: 6 типичных ошибок
К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка.
Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время игры.
Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.
Читаем по теме:
Вам также может понравиться
Значение игры для полноценного развития ребенка
Значение игры для полноценного развития ребенка.
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе…»
А. С. Макаренко
Игра – одно из главных средств умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру, так как в игре ребенок наделен силой, которой лишен в реальном мире.
Наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь найти лучший способ ее разрешения.
С помощью игры можно воздействовать на мироощущение ребенка, бороться со страхами, преодолевать неуверенность.
Большое место в игре занимает воображение, которое позволяет создать игру, т. е. вообразить игровую ситуацию. Игровая ситуация в сочетании с игровым действием придает игре своеобразный, самодеятельный характер. В игре ребенок живет как в настоящей жизни, является активным ее деятелем.
В этом и заключается привлекательность игры для детей. Игра постоянно развивается и усложняется, так как у ребенка расширяются связи с окружающим миром, а также растет круг представлений под влиянием воспитания и обучения. В процессе игры дети учатся организовываться, учатся изучать жизнь.
В старшем дошкольном возрасте главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игра с правилами учит детей договариваться, уступать друг другу, продолжать действие, начатое другим ребенком, вступать как в сотрудничество, так и соперничество с другими детьми.
Такие игры способствуют становлению нормативной регуляции поведения — контролю выполнения правил, стремлению к успеху в достижении результата, способности «пережить неудачу» и принять успех сверстника.
Игры с правилами могут выступать как дидактические игры, в которых кроме игровой задачи решаются задачи закрепления и систематизации знаний, развития и совершенствования мыслительных операций или специальных умений, например, речевых.
Так, систематизации детских представлений способствуют игры-лото («Четыре времени года», «Игрушки», «Растет, цветет, зреет» и пр.). Словесные игры типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Игра «Краски»
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.
Покупатель стучит: Тук, тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например, проскакать на одной ножке по голубой дорожке.
Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.
В подготовительной группе значительно расширяется игровой опыт детей, благодаря тому, что детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Достаточно отчетливо проявляются избирательные интересы в выборе игр, индивидуальные предпочтения, особенности игр мальчиков и девочек. Проявляются индивидуальные черты в игровом поведении: дети-режиссеры, дети-исполнители/артисты, дети-сочинители игровых сюжетов, предпочитающие игровое фантазирование.
Аптека
- Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
- Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
- Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.
Кругосветное путешествие
- Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».
- Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.
- Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана.
Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей.
Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.
Дети на седьмом году жизни уже умеют предлагать различные игровые замыслы до начала игры и по ходу игры, проявляют инициативу в придумывании игровых событий, используют разные сюжеты для построения игры.
В игре дети вступают в ролевой диалог со сверстником, стремятся ярко передать игровую роль: изменяют интонацию голоса в зависимости от роли, передают отношения, характеры и настроения персонажей («требовательный учитель», «любящая мама», «капризная дочка» и т. п.) с помощью невербальных средств выразительности (мимика, жесты, движения).
В ходе игрового сюжета происходит придумывание и комбинирование разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий и коллизий.
Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной.
Для детей становится важен не только процесс игры, но и такой результат, как придуманный новый игровой сюжет, созданная игровая обстановка, возможность презентации продуктов своей деятельности (например, игрушек-самоделок, деталей костюмов).
Таким образом, наблюдая за детской игрой, можно выявить особенности развития и психического состояния ребенка, увидеть чувства, которые он испытывает проигрывая различные ситуации, а также темперамент ребенка.
Игры с ребенком – мощный инструмент развития – Развитие ребенка
Часто родители настолько обеспокоены повседневными заботами о кормлении, воспитании и уходе за детьми, что забывают включить в этот список один из самых важных пунктов – игру со своим ребенком. Эту ошибку необходимо исправить.
Почему игры с детьми настолько важны?
Для детей игра – главное дело детства. Когда ребенок (даже младенец) играет, он решает проблемы развития двигательных навыков, а также преодоления физических и психологических трудностей. Игра – это способ того, как дети узнают обо всем на свете – от обмена игрушками с другим ребенком до освоения навыков мелкой моторики во время построения пирамидок из кубиков.
Итак, мы понимаем, почему игры настолько важны для детей, но что они дают родителям? Игры с ребенком дают родителям прекрасную возможность позитивного взаимодействия с ним. Они также могут оказать невероятное влияние на чувство собственного достоинства ребенка.
Большая часть времени, которое вы проводите с ребенком, особенно при сегодняшнем напряженном ритме жизни, наполнена кормлением, купанием или воспитанием вашего малыша.
Но он не меньше нуждается в том, чтобы вы проводили с ним время, взаимодействуя на его уровне и укрепляя его убеждения в том, что его мысли, желания и действия являются важными для вас.
Когда вы находите время поиграть с вашими детьми, они узнают о том, что вы принимаете их богатое воображение и проявления творческих способностей, и о том, что для вас очень важно и интересно все то, что они говорят или хотят сделать.
Если вы не знаете, как играть с ребенком
Многие родители пребывают в недоумении, когда речь заходит о том как, на самом деле, правильно играть со своим ребенком. И это нормально. Никто не учит нас, родителей, как это делать.
Мы тратим много времени и, как правило, более уверенно себя чувствуем, когда готовим обед, водим ребенка в школу или планируем консультацию у детского врача, но когда дело доходит до того, как именно играть или позитивно взаимодействовать с ребенком, нам часто самим нужна консультация.
Первый и самый важный шаг – просто уделить время ребенку и разрешить ему взять инициативу в свои руки. В данном случае самым главным являются время и внимание, которое вы можете уделить вашему малышу.
В зависимости от возраста ребенка узнайте, в какую игру он бы хотел поиграть.
Ваша готовность предоставить ему лидирующую роль укрепит его чувство собственного достоинства и выделит вам позитивную, вспомогательную роль.
Игры также утверждают растущую самостоятельно вашего ребенка и могут фактически привести к меньшему напряжению в его стремлении добиться лидерства, позволяя самоутверждаться значимым и позитивным способом.
Главное правило – никаких правил
Иногда для родителей может быть трудно сидеть сложа руки и следовать примеру ребенка. Это может означать продвижение игрового процесса в очень медленном или очень быстром темпе.
Это может означать повторение того же самого действия более 20-ти раз.
Поверьте, что эти сосредоточенные, повторяющиеся действия являются ценными в первые годы жизни ребенка для развития его когнитивных и коммуникативных навыков.
Вам может быть трудно сохранять интерес и невозмутимость, но суть в том, чтобы позволить ребенку направлять ход игры, начиная от первоначального выбора самой игры и до решения о том, как долго и как именно в нее играть. Единственное правило для родителей – не устанавливать правил, не направлять ребенка и не спешить.
- Ваша цель должна состоять в том, чтобы позволить ребенку принимать решения, такие как выбор книги, в какой цвет раскрасить определенный участок раскраски, или решить, когда нужно разрушить пирамидку из кубиков.
- Это может показаться трудным, но попытайтесь сосредоточиться на данных возможностях, как на еще одном шансе узнать больше о своем ребенке, о том, что ему нравится и как он видит мир.
- Разные игры для разных возрастов
Когда мы говорим об игре, на самом деле мы говорим о позитивном взаимодействии с ребенком через веселые и увлекательные занятия. Разные дети любят играть по-разному, и это нормально.
Иногда даже братья и сестры выбирают совершенно разные стили игры, что налагает ответственность на родителей в плане того, чтобы уделить время каждому ребенку так, чтобы каждый малыш мог взять на себя «лидирующую роль» в вашем взаимодействии с ним.
Каждый возраст подразумевает свой вид игр
Для младенца игра может начинаться с того, что вы будете внимательно выслушивать его воркование и отвечать ему в свою очередь. В этом возрасте позитивным взаимодействием может быть простой зрительный контакт так же, как и укачивание или напевание песни.
Простые способы позитивного взаимодействия с младенцем:
- Игра «Догадайся, где мама» или «Ладушки».
- Игра «Доползаем до погремушки и смотрим, как она работает».
- Перекатывание мячика назад и вперед или катание животиком на мячике.
- Игра «Коснись моей ладошки».
- Игра «Смотрим в зеркало и называем части лица».
Для малышей чуть постарше игры начинают становиться более активными. Вам будет интересно посмотреть, куда захочет направиться самостоятельно передвигающийся ребенок.
Вы можете:
- Следовать за ним, наблюдая как он (безопасно) передвигается по дому и двору, и называть все, что встречается ему на пути.
- Читать ему вслух, оставляя за ним право выбора книги. Предлагайте ему те книги, в которых с помощью иллюстраций вы можете попросить его изобразить звуки животных или указать на предметы, которые он знает: «Где кошка?», «Где мяч?».
- Играть в догонялки или катание верхом на плечах у родителей.
- Спросить его, где его нос, глаза и уши так, чтобы он мог уверенно указать на них.
- Раскрасить раскраску вместе. В этом возрасте показана параллельная игра, что означает, что дети играют вместе с одним из родителей или с другим ребенком, просто выполняя те же действия одновременно.
Для детей младшего школьного возраста игра является важным способом воссоединиться с вами, в то время, когда они уже проводят гораздо больше времени вдали от вас, взаимодействуя с преподавателями и одноклассниками.
Время, которое вы им уделяете, – особое, оно усиливает ваше позитивное внимание, адресованное ребенку, и позволяет вам узнать больше о нем в тот период, когда у него формируются личные предпочтения и социальные навыки.
Вы можете:
- Попросить ребенка выбрать настольную игру, чтобы поиграть всей семьей.
- Играть с фигурками мультипликационных героев, кукольными домиками, конструкторами и комментировать все происходящее, чтобы поощрять воображение ребенка. Если вы говорите: «Вижу, ты построил дом рядом с озером…», ребенок более расположен объяснить и расширить свой ход мыслей о том, что он делает; он чувствует, что вы внимательно и с интересом следите за развитием ситуации на игровом поле.
- Выбрать игры на открытом воздухе, такие как игра в мяч, катание на качелях или высаживание семян растений.
- Попросите ребенка помочь написать поздравительные открытки вашим родственникам или приготовить обед. Этот тип «игры» делает вашу задачу более увлекательной; только не забудьте сосредоточиться на самом ребенке, а не на его почерке или на точности соблюдения обеденных рецептов.
Для подростков игры быстро заменяются более зрелой (но, тем не менее, позитивной) деятельностью. Хотя такие варианты, как поиграть в мяч во дворе или в настольную игру все еще подойдут, родители могут также попробовать следующие занятия:
- Попросить ребенка организовать или спланировать для всей семьи культурную прогулку в театр, музей или на футбольный матч. Попросите его выбрать формат и время совместного семейного мероприятия, забронировать билеты и наслаждайтесь им всей семьей.
- Попросите устроить вечер семейного кинопросмотра. Пусть ребенок выберет фильм, приготовит вместе с вами горячие бутерброды или другое угощение, после чего вы удобно усядетесь перед экраном, хорошо побеседовав после фильма.
- Попросите создать семейный книжный клуб для чтения вслух всей семьей, предоставив ребенку право выбора книг.
- Возьмите ребенка в партнеры по обустройству вашего дома, разрешите ему выбрать цвет, в который он хотел бы окрасить свою комнату, и осуществите задуманное вместе.
Сделайте игру неотъемлемой частью вашего общения с ребенком
В наше время родители очень заняты. В семейном распорядке необходимых дел игры могут показаться не самым важным пунктом, таким как «пропылесосить пол» или «постирать белье», но родители должны взять на себя обязательство непременно уделить время своим детям. Примите как должное, что игра с ребенком – очень важный инструмент его развития как в образовательном, так и в эмоциональном плане.
Только подумайте, что вы получаете возможность весело провести время, делая что-то невероятно важное для вашей семьи, не говоря уже о том, что время, проведенное с ребенком, может значительно улучшить его поведение, укрепить навыки общения и гармонизировать его жизнь.
Вывод
Каждый день родители выполняют бесконечное количество необходимых дел: приготовление еды, оплата квитанций, приобретение продуктов и необходимых вещей и многое другое. В этот список необходимо включить еще одно очень важное дело, которое вовсе не является тягостным или скучным.
По какой-то причине родители часто чувствуют себя виноватыми, если они, не успевая делать тысячу дел сразу, тратят время на игры со своими детьми, которые приносят им удовольствие вместо привычного делового беспокойства и как бы отвлекают от важных дел. Это неправильно. Невероятное количество работы действительно является частью родительских обязанностей, но в них также входит и ежедневное игровое общением с ребенком, которое дарит радость и счастье всем, кто в нем участвует.
Значение игры в жизни дошкольника
Значение игры в жизни дошкольников
На данный момент педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично, разносторонне развитого ребёнка к поступлению в школу.
Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для них — способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения… ». Н. К. Крупская.
Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный мир.
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности дошкольного возраста, как мы уже знаем, является игра, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и многое другое.
Во время игры ребёнок формируется как личность; у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Особое место для детей занимают сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят всё то, что видят вокруг себя в жизни и в деятельности взрослых.
Игра — это отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления из жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации.
В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актёры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актёры; они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящее время.
Поэтому игра – это их импровизация.
Игра – одно из важнейших средств умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
Игра — это деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. Во время игры ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Творческая коллективная игра является школой восприятия жизни дошкольником.
Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с её помощью решаются важнейшие воспитательные задачи.
Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими инструментами, своими мечтами о будущей профессии. Они ещё по-детски наивны, не раз изменяются, но важно, что ребёнок мечтает об участии в полезном для общества труде.
Постепенно в игре у ребёнка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.
В игре умственная активность детей всегда связана с воображением: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит.
Воображение проявляется так же в поиске средств, для выполнения задуманного; прежде чем отправится в полёт, необходимо соорудить самолёт; для магазина надо подобрать необходимый товар, а если его не хватает – создать самому.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнка, он будет вялым, плохо развиваться, если его решили увлекательной игры. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.
Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удаётся увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения.
Я считаю, можно выделить следующие правила игры:
- Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятие играми до пресыщения. И ещё, удерживайтесь от обидных замечаний: «Ах, ты, дурачок! », «Какой ты не сообразительный! » и т. д. Не обижайте ребёнка в игре.
- Игра должна приносить удовольствие и ребёнку и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение и ваше и его. Радуйтесь ему – это, окрыляет малыша, это залог его будущих успехов.
Пронаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удаётся нас рассмешить, или обрадовать.
- Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем задавать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.
- Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых их частей. Успех в начале – обязательное условие.
- Развивающие – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Набирайтесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать всё самому и отыскивать ошибки. Постепенно справляясь с всё более и более трудными заданиями, ребёнок развивает свои творческие способности.
- Если ребёнок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начинайте с более лёгких заданий. Ещё лучше, если малыш сам начнёт выбирать задания с учётом своих возможностей. Не торопите его.
- Каждому ребёнку нужно по отдельному комплекту игры.
- В каком порядке нужно давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узоры», «Разноцветные кубики» или вкладыши Монтессори, здесь ребёнку надо различать цвета и форму. А общее правило – наблюдать за развитием ребёнка, записывать его успехи и определять, когда и какую из игр «включать».
- Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» узорам, модулям, рисункам, фигурам. Придумывайте, фантазируйте, пока ребёнка не начнёт увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
- Берегите игры, не ставьте их по доступности вместе с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребёнок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.
- Увлечения детей происходят «волнами», поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, забывайте об игре на месяц и даже больше, а потом «случайно» возвращайтесь к игре, часто бывает, она похожа на встречу со старым другом, которого давно не видел.
- Лучше по секундомеру, устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающие детишки уже в 6 – 7 лет могут побеждать взрослых. В таком случае, нужно набраться мужества и по – рыцарски честно признать своё поражение.
- Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка, чтобы можно было, и попрыгать от восторга и сделать кувырок на коврике, и полетать как на самолёте.
- Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых.
- Сильному, хочется побороться, быстрому – побегать или поиграть в подвижные игры, а слабый это не любит. «Не интересоваться игрой» ребёнок может по двум главным причинам. У него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть.
- Исходя из всего этого, можно отметить, что ведущее место в системе дошкольного воспитания принадлежит играм.
- Игровая деятельность имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познаваемому.
- Проблема формирования и развития игровой деятельности широко отражается в психолого-педагогической литературе.
- Таким образом, игра при правильном её формировании решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического развития каждого ребёнка.
Игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь и произвольность поведения.
Конечно, дошкольник развивается в разных видах деятельности, но особое значение имеет игра.
Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, никакая другая деятельность не оказывает такого сильного влияния на развитие познавательной деятельности дошкольника.
Значение игры в жизни дошкольников. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру (maam.ru)
Значение игры в жизни ребенка: Роль и влияние игр
Чтобы быть хорошо развитым ребенку нужно быть подвижным, много играть и заниматься. Значение игры в жизни ребенка велико – ведь внимание, логическое мышление, сосредоточенность, фантазия – все это развивается с помощью детских игр.
Нужно помнить, что дети играют не потому что они это должны делать в их возрасте, а потому что по средствам игры они познают окружающий мир, систему ценностей, правила и нормы поведения людей в социуме. Поэтому не стоит лишний раз ругать своего ребенка за беспорядок в доме, ведь сидя без дела, он скучает, а его развитие затормаживается.
Ребенок, который не знает чем заняться, будет шалить или наоборот станет неактивным, малоподвижным, пассивным. Далее ему станет сложно привить какой-то интерес, это отразится и на учебе в школе. Нужно знать, что требуется уважать занятия ребенка и лишний раз не отвлекать его от игры, которая его увлекла целиком и полностью.
Если и прервали ребенка, то только за тем чтобы помочь ему, показать, как правильно обращаться с игрушкой, например.
Значение игры в жизни ребенка
Игру еще называют ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Ведь она занимает почти все их время и роль игры в жизни ребенка не стоит недооценивать. В своих играх дети, воспроизводят все, что они видели и слышали в семье, в детском саду, на улице, магазине, на дороге.
Игра обучает детей не только подражать взрослым, но и помогает общаться между собой. Чтобы играть в игру нужно придерживаться определенных правила – это помогает ребятам научиться следовать каким-то правилам и в настоящей жизни.
Конечно, в школе, например, так же существуют десятки правил, которым нужно следовать, но эти правила установлены другими людьми, а не им самим.
Играя, дети сами придумывают правила, которым сами же и следуют, здесь они становятся творцами, а не просто исполнителями чужой воли.
Психологи и педагоги убеждены, что роль игры в жизни ребенка неоценима, ведь с помощью нее развивается воображение, мышление, маленький человек начинает мыслить нестандартно. Ребенок научается организовывать деятельность без подсказки взрослого, становится более любознательным и самостоятельным.
Конечно, покупая новую игрушку, нужно показать как с ней обращаться, но не стоит брать огромную роль в игре на себя. Если ребенок чаще становится наблюдателем в игре, а взрослый ведущим, то он растет пассивным, считает, что старшие все умеют и знают, а ему достаточно просто наблюдать и подражать их действиям.
Многие родители считают, что чем больше игрушек, тем лучше, хотят чуть ли не каждый день радовать свое чадо чем-нибудь новеньким. Но чем больше корзина с игрушками, тем больше теряется ребенок в этом изобилии, не знает что же ему выбрать. Такие дети не могут увлечься одной какой-то игрушкой, их внимание постоянно отвлекается на другие.
Влияние игр на психическое и физическое развитие
Игра оказывает так же влияние на развитие дошкольника. Психические свойства и качества личности наиболее эффективно формируются в игре. Игровая деятельность оказывает влияние на все стороны психического развития, об этом часто говорили педагоги и психологи.
При помощи игры начинает развиваться произвольная память и внимание, что необходимо при поступлении в школу. Ребенку просто необходимо четко запомнить содержание игры, его роль в ней, чтобы успешно играть со сверстниками. Иначе он будет изгнан ими.
В играх ребенок учится действовать не с самим предметом а с его заместителем. Учится мыслить образно.
Этот ведущая деятельность влияет на формирование и развитие речи ребенка. Ведь нужно общаться со сверстниками, распределить роли в игре. Играя, дети начинают учиться, то есть они подготавливаются к школьной жизни. И если новые знание предложены им в виде игры, то так намного интереснее и легче будет их усвоить.
В физическом плане роль игры в жизни ребенка так же неоценима. Дети много двигаются (бегают, прыгают, плавают, качаются на качелях), что хорошо отражается на их физическом развитии и организме в целом. Малыши обожают подвижные игры, где с ними играет и взрослый.
- Можно сказать, что влияние игр на психическое и физическое развитие очень велико, они помогают снимать психологические барьеры, улучшить взаимоотношения, общение детей , дают уверенность в своих силах.
- ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
- ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
- ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
- РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНЫХ
- ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
Значение игры для всестороннего развития личности ребенка
Консультация на тему: «Значение игры для всестороннего развития личности ребенка»
Снижение жизненного уровня, ухудшение экологической ситуации в России порождает условия, при которых значительно снижается уровень здоровья детей. Сегодня каждый пятый ребенок рождается больным.
Осуществляя сложную и ответственную задачу всестороннего развития духовных и физических способностей каждого ребенка в процессе его воспитания и обучения, воспитатели детского сада нередко сталкиваются с детьми, у которых обнаруживаются трудности в обучении и поведении, вызванные тем или иным отклонением в развитии. Идея включения игры в процесс обучения давно привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский писал о том, что дети легче усваивают знания, если обучение сопровождать игрой.
Включение игры в процесс обучения детей повышает его успешность, так как игра создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению материала; непосредственно влияет на коммуникативную активность ребенка; способствует раскрепощению ребенка, стимулирует к поиску творческих решений.
В игре формируется личность ребенка. В процессе игровой деятельности вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность, развивается познавательная деятельность дошкольников. Игра- это школа общения ребенка.
Обычно почти все, чем занимаются дети, взрослые называют игрой. В этом есть немалая доля истины. Ведь игра включает в себя в качестве необходимых элементов добровольность, удовольствие. Именно так играет маленький ребенок. Вместе с тем детская игра — это не просто времяпрепровождение. Это и труд.
Игра для ребенка — это дело его жизни, все объединяющее: его работа, способ упорядочивания мира. Через игру он развивается физически, умственно, эмоционально. Ребенок не просто бегает, прыгает, исследует предметы, он делает это с упорством, наслаждением. Игра стимулирует, формирует его эмоции и мышление. Через игру ребенок приобретает свои жизненный опыт.
Игра-это естественное обучение, порой более действенное, чем «полезные занятия», уроки и другие сложные «изобретения» взрослых.
В трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов Л.Г Выготский, А. П. Усова, Д. Б Эльконин, Ж. Пиаже, М. Монтессори, Ф. Кафка отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Игра — один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Это уникальное средство ненасильственного воспитания маленьких детей. Игра является ведущей деятельностью дошкольников.
Она соответствует естественным потребностям и желаниям дошкольника, а потому с ее помощью он учится добровольно и охотно.
В игре дети могут делать то, чего они не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, могут быть терпеливыми и настойчивыми.
Достоинство игры в том, что она опирается на естественные потребности детей, не содержит в себе принуждения, привлекательна и приятна.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как само регуляция действий с учетом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма.
Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.
Но далеко не всегда ребенок сам способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает его способности.
Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками и считают, что ребенок сам знает, чем себя занять. Даже самые полезные игрушки сами по себе не могут сказать и показать, как с ними играть.
Ребенок может без конца повторять одни и те же примитивные действия, что вряд ли будет иметь развивающий эффект.
Если представить себе нормального здорового ребенка, окруженного множеством игрушек, но совершено лишенного общества старших, можно предположить, что он будет производить с ними самые простые манипуляции, которые только условно можно назвать игрой. Чтобы игра стала действительно развивающей, дошкольнику обязательно сначала нужно научиться играть, а уже после этого он может развивать, дополнять и даже придумывать новые игры.
Научить его играть могут те, кто уже умеет играть и знает интересные игры. В течении многих десятилетий такими «учителями» были старшие дети. Во дворе, в большой семье игры и умение играть передавались из поколения в поколение.
Все это происходило стихийно, естественно, без всякого вмешательства взрослых.
Теперь эта связь детских поколений прервалась, нередко получается так, что дошкольник вовсе не видит старших детей: в семье один ребенок, двора и дворовых детей нет.
Вот и растет ребенок среди взрослых, у которых свои проблемы и которым вовсе не до игр. «Взрослое» ли это дело — играть с ребенком? Пусть в детском саду играет! Но и в детском саду дети того же возраста, которых не научили играть. В результате получается, что игры детей примитивны, однообразны и мало развивают их нравственные, волевые и умственные качества.
А от взрослых-родителей и воспитателей ребенок слышит одни нотации и призывы быть таким-то и, таким-то. Но приобрести все эти ценные качества ребенок может только в процессе собственной деятельности и собственного опыта.
Поэтому, если взрослые хотят помочь ребенку в его развитии, они должны играть с ним. Доказано что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Детей нужно приобщать к игре.
И от того какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи общества своей культуры подрастающему поколению.
Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребенка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приемы обучения игре и управление игрой не достигают своей практической цели.
В старшем дошкольном возрасте игра постепенно начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок уже не просто играет, а создает, строит, что-то нужное, полезное. В такой игре ребенок учится пользоваться многими предметами и инструментами, которые используются в быту.
По словам Р.С. Немова, применяя игры с детьми важно обращать внимание на следующее:
1. Обеспечивать самостоятельность в поиске знаний, в формирований умений и навыков.
2. Предоставить возможность получения заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш, сколько за демонстрацию знаний, умений и навыков.
Наиболее полезны для ребенка те методики, игры и игрушки, которые сделаны своими руками, те, которые собрать и разобрать.
Больше всего детям нужны такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, таких, как воображение, внимание, память, мышление, речь ребенка, развитие его всевозможных способностей, таких, как музыкальные, конструкторские, математические, организаторские и многие другие.
Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что в развитии игры связанны существенные прогрессивные преобразования психики ребенка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере.
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи-тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень его осуществления.
Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнает от родителей, воспитателей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и все это находит отражение в игре.
Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководством, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности. Так постепенно в игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполнения действий. Психолог Д.Б. Эльконин выделил три стадии этого процесса:
1. Ребенок сосредоточен на познании свойств и качеств предметов, возможности действия с ними. Удовлетворив свой интерес к предметам, ребенок начинает проявлять внимание к действиям других детей, играющих рядом. На этом этапе закладывается основа для дальнейшего развития детских отношений.
2. Интерес детей перемещается в сферу взаимоотношений взрослых. Педагог, руководя игрой, нацеливает детей на освоение нравственных норм, служащих основой для гуманных человеческих отношений.
3. Предметные действия, даже самые привлекательные, ребенок подчиняет игровой цели, определяемой игровой ролью. Центром внимания становится другой человек.
Игровые действия выполняются в ситуации использования их результата на благо других людей, то есть деятельность дошкольника приобретает общественную направленность.
Основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлением общественной жизни и воспитания положительных отношений к ней.
Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом. Это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психического состояния.
На существования особого, эмоционального плана игры обращали внимания многие педагоги и психологи, такие как Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Е.А. Аркин и многие другие.
Они подчеркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных замыслов. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах.
Становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций.
Необходимым условием возникновения полноценной игры является развертывания в ней социального содержания-содержания общения, взаимодействия и взаимоотношении между персонажами. Наблюдения за игрой дают возможность определить, как складываются отношения со сверстниками.
По мере того как с развитием ребенка меняется его игра, можно составить следующие основные виды деятельности ребенка: игра-манипулирование, индивидуальная предметная игра, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игра-соревнование, игра-общение, домашний труд, учебная деятельность, трудовая деятельность.
Важно отметить утверждение Д.Б. Эльконина о том, что переход к более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и с его игровым опытом.
- Без активного участия ребенка в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и не полным.
- Дефицит участия ребенка в отдельных видах деятельности ведет к тому, что ребенок плохо владеет речью, не умеет грамотно общаться, а в дальнейшем становится не самостоятельным и мало что умеет делать своими руками.
- У всех здоровых детей резервы умственного развития чрезвычайно велики, задача родителей — всячески способствовать их реализации, корректировать развитие, не нарушая его гармоничности, что на много проще делать через игру, с помощью игры и в процессе игры.