Как научить ребенка определять род

image sh: 1: —format=html: not found

Если для нас нет трудностей в понимание того, где лево, а где право, то для маленького ребенка это целая проблема.

Изучив нюансы и восприятие данного навыка детьми, мы создали небольшую статью, где расскажем об этапах и играх, помогающих овладеть этой способностью быстрее.

Три забавных и простых упражнения, не только научат новому, но и помогут с удовольствием провести время с ребенком.

Как различаете лично вы: где право, а где лево? К примеру, можно вспомнить, какой рукой пишите. Или, например, может быть ориентир – шрам на пальце. И можно тайком на него поглядывать, чтобы не ошибиться.

Смешно, но это работает у взрослых, а что делать детям, они-то и ручку не знают, как держать, и шрамов у них, к счастью, нет. Дать ответ на вопрос, в какую сторону нам нужно повернуть, для них нерешаемая дилемма.

Он, конечно, может угадать: если не направо, то, наверное, налево. Здесь только два варианта.

Владение этим знанием обязательно – оно пригодится в жизни.

Не мечтайте, что, объяснив раз, маленький ребенок сразу все поймет. Процесс рассчитан на несколько комплексных упражнений, где также важно закрепление материала.

pixabay.com

Вначале ребенок сталкивается с тем, что в одном пространстве вместе с ним есть стороны, одна из которых названа «право», а другая «лево». Идея не появляется просто так, даже если взрослому человеку это покажется очень простым делом. Ребенку, который еще недавно без проблем жил без этих координат, потребуется время для привыкания к существующей разнице, имеющей некий особый смысл.

Различие понятий «вверх» и «вниз», «вперёд» и «назад» как-то усваиваются сами по себе, даже на уровне проприорецепции (пространственное положение частей собственного тела на уровне ощущений).

Так как наше тело занимает разное положение относительно этих направлений.

Что касается «лево» и «право» – они симметричны, и до определенного возраста ребенку просто не понять, почему практически одинаковые определения имеют разные значения.

Будучи взрослом образованным человеком, все равно потребуется время, хоть и доли секунды, на определение верха у дома (крыши) или низа (первого этажа). А если спросить, где левый угол дома, а где правый, потребуется еще больше времени на формирование ответа.

Для лучшего понимания «право» и «лево» подойдет регулярное применение этих понятий в повседневных разговорах. Причем в этот момент следует показывать рукой в нужном направлении. Не надейтесь на моментальный результат. Сначала ребенок только осознает, что стороны могут быть разными, и у каждой есть свое название.

pixabay.comПосле принятия того факта, что существуют две стороны, «право» и «лево», потребуется выучить, в где они находятся. Когда навыки еще не наработаны и не автоматизированы, рекомендовано применять типовые подсказки. Ими пользуются многие взрослые, чтобы не запутаться в сторонах, и это может быть что угодно.

Например, родинка на запястье правой руки до 16 лет мне служила ориентиром того, где моя левая рука, на ней еще носят браслет и часы, а на пальце правой – обручальное кольцо. Для более оригинальной подсказки подойдет способ сложения большого и указательного пальца в виде латинской буквы «L». Именно левая рука здесь будет показывать правильную букву.

Предложите ребенку вспомнить, в какой руке он держит карандаш или ложку (подойдет для правшей). Если у вас мальчик, спросите, какую руку он протягивает, чтобы поздороваться.

Такого рода мышление помогает развитию проприоцептивной дифференциации – способности отличать вещи с помощью внутренний телесных ощущений.

Именно такой навык позволяет не использовать подсказки, связанные с визуальным запоминанием.

Уже читающему ребенку можно показать, что первая буква в слове находится слева, а последняя – справа, и никак не иначе.

Стоит выучить это правило, и можно будет представить в нужный момент любое слово, чтобы моментально ориентироваться: где начало, а где конец. Аналогично, можно показать пример написания слов, которые мы, кстати, пишем слева на право.

Постепенному запоминанию определений сторон без использования подсказок помогут различные способы:

  • Танцы или боевое искусство. На уроках, тренер обязательно корректирует действия учеников четкими указаниями.
  • Подвижные «игры с обманом». Суть игры – в выполнении правильного действия, следуя инструкции ведущего, который говорит «поднимите левую руку», «повернитесь направо», и сам же выполняет действия, и в определенный момент его слова с действиями расходятся. Нужно будет следить за словами ведущего, но не следует повторять за ним неверные движения. Проигравший становится ведущим или выбывает.
  • Графические диктанты. Их можно придумать, или поискать в интернете, чтобы было интереснее. В результате их использования получаются удивительные картинки.

Например, находясь напротив человека, скажите: «Машина припаркована справа». Он посмотрит после этого по обеим сторонам. Это связано со сказанной фразой: справа – это с его стороны или с вашей? Если того же человека переместить на турник вверх ногами, то ему еще сложнее будет понять собеседника – путаница только усугубится.

На этом примере продемонстрирована теория относительности таких понятий, как «справа» и «слева». Если вам трудно представить и оценить, что сейчас видит другой человек, займитесь пространственным мышлением. По-другому это называется «переворачивание предметов в голове».

В детском возрасте сложно дать определение и назвать правильно симметричный объект левым или правым. Именно поэтому надевают тапки не на те ноги, а варежки на руки. Для них эти предметы идентичны – они одинакового цвета, размера, формы, а значит, никакой разницы нет.

Постепенное развитие пространственного мышления поможет увидеть и понять разницу быстрее. Ниже представлен список занятий, помогающих освоить сложный навык:

  • Нестандартные лабиринты.
  • Пять уникальных заданий на пространственное мышление.
  • Задачки на 3D-мышление.
  • Тетради «Кубометрия 3D».
  • Задания, связанные с проекциями домиков.

Оригинал статьи: https://puzenush.ru/sovety-roditelyam/kak-nauchit-rebyonka-razlichat-pravo-i-levo-tri-podskazki/

image

УМК: РИТМ

Учебный предмет: русский язык.

Авторы учебника: Т.Г.Рамзаева. Русский язык II часть. Дрофа, 2013г.

Цель урока (предметные): познакомить с понятием рода имён существительных и научить определять род имён существительных.

Формирование УУД (задачи):

Личностные:

  • сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

 Регулятивные:

  • развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
  • принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

  • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
  • работать над формированием умений выполнения действий по алгоритму;
  • способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:

  • создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, таблицы правил.

А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки.

Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»?

На доске слова: За_ц, ш_ссе, б_ранка, м_тро. (Слайд)

На минутке чистописания будем писать буквы, а какие – вы сами назовёте.

Какие это буквы? (Непроверяемые безударные гласные, которые надо запомнить, т.к. это словарные слова.)

на доске ЯОАЕ (чередуем гласные, отрабатываем соединение букв)

К какой части речи относятся эти слова? Что уже можем рассказать об имени существительном? (ученики называют признаки, прикрепляем карточки с грамматическими признаками)

  1. предмет
  2. кто? что?
  3. ед.ч. и мн.ч.
  4. одушевлённые, неодушевлённые
  5. собственные, нарицательные
  6. ?

 Вы уже много знаете грамматических признаков имён существительных, но это ещё не всё.

Река Волга, город Боровичи, озеро Байкал, улица Пушкинская, писатель Алексей Толстой, село Михайловское. (Слайд)

Прочитайте задание. Разделите слова на две группы. Объясните, что нужно сделать? По какому признаку можно разделить слова на две группы? (нарицательные и собственные).

Назовите нарицательные имена существительные (река город, озеро, улица, писатель, село. Какие имена существительных собственные? (….). Молодцы.

В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительном. Наша задача– раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи.

Проявите смекалку и разгадайте ребус. Что получилось? Эти слова какой части речи?

шаР + зОнт + Душ = РОД (Слайд )

Значит тема нашего урока? Род имён существительных.

Физкультминутка

Цель нашего урока? Знать род имён существительных и научиться определять род имён сущ.

Послушайте сказку.

Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: «Кто узнает «секрет» как их различить, тот будет награжден». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: «Пусть они будут мои». Жена схватила слова себе и сказала: «Мои». А все остальные остались на середине – лишние.

Выполняем в парах, а потом проверим.

Разделите нарицательные имена существительные на три группы (дети делят слова на группы, объясняют свой выбор)

(река город, озеро, улица, писатель, село.) ( Слайд)

– Послушаем продолжение сказки…

Пришли они к существительному и говорят: Вот ключ к моим словам, и муж говорит: «ОН, МОЙ». А вот ключ к моим словам, и жена говорит: «ОНА, МОЯ». Как назвать род слов мужа? (МУЖСКОЙ) А род слов жены? (ЖЕНСКИЙ) Как назвать род слов посередине? (СРЕДНИЙ) которые остались ничьи Какой ключ к ним? (ОНО, МОЁ)

С тех пор существительное не путает род.

Проверяем слова

С помощью каких слов мы смогли определить род имён существительных?

(Ответы учеников.)

Давайте обратимся к учебнику на странице 19 и проверим правильность ваших предложений. (Читают правило, делают вывод.)

-Что скажете?(наш вывод совпал с выводом учебника)

Наша задача: выучить слова-помощники и научиться определять род имён существительных.

Работа в группах

Составьте алгоритм определения рода имени существительного.

– Какой алгоритм вы составили?

  1. Назовите слово.
  2. Подберите слово-помощник.
  3. По слову-помощнику определить род.

А чтобы вам легче было запомнить правило, я вам предлагаю вот такое стихотворение.

На доске: Слайд

Женский род запомню я И скажу: «Она – моя». И запомню род мужской И опять скажу: «Он – мой». Средний род:»Оно – моё».

Это правило – моё!

Сейчас вы попробуете полученные знания применить на практике.

Работа с учебником № 404 на стр. 19

тема урока ? напомним– Наша цель?

1ряд пишет слова Ж.Р.

2 ряд – слова М.Р. Потом проверьте друг у друга. Сверить с доской. + или – знаки

3 ряд – слова Ср.Р (Слайд )

Физкультминутка

Работа по учебнику упр. 405

Как мы определяем род имён существительных? Нам нужны слова– помощники.

Сейчас вам надо проявить сообразительность и знание правила при выполнении упр. 405

Составьте словосочетания. Проверка.

Ключ к игре находится в теме урока. Повторение темы урока. Самостоятельно выпишите лишнее слово.

Деревня, дядя, воля, земля; Дерево, перо, стул, село; Поле, огонь, конь, окунь;

Место, стена, ведро, весло

Проверка.

Учитель: Какое открытие сделали на уроке?

– Какова была цель нашего урока?

– Назовите рода имён существительных?

– Какие слова-помощники можно использовать для определения рода?

Оцените свои знания и умения на уроке.

– Я узнал…

– Я научился…

Теперь пришло время добавить ещё карточку, где указаны рода.

Учитель:

– Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке (активностью, правильностью ответов, письменной работой).

– Кто не доволен? Чем? Почему?

– Я доверяю вам выставить себе отметку в тетради за урок на полях, а рядом появится моя отметка и, я уверена, наши мнения совпадут.

Д.з. упр. творческого характера 407, правило с. 19.

image

В третьем классе дети знакомятся с понятием «падежи» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам.

Не смотря на то, что падежей всего 6, для детей эта тема — одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе.

Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, определять падеж существительного в тексте. А в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.

И в том и другом случае  сложную тему надо объяснять родителям.

О том, как изучить и объяснить ребенку падежи в нашей статье.

1. Используйте грамматическую сказку для знакомства ребенка с темой

Например, сказку, которую написала Валентина Волина, автор книги “Веселая грамматика”

Жил был Падеж. (можно предложить ребенку нарисовать маленький падеж)

Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже.

Вместо “Никита съел макароны с сосисками” — Никита съел макароны с сосиска

Поиграйте с ребенком, и предложите исправить предложения, поменяв окончания слов

Мы магазин купили еда (мы в магазине купили еду)Маша ест каша (Маша ест кашу)

Люда купила юбка (Люда купила юбку)

Спросите, в предложении «Собака играет ребенок» — понятно кто с кем играет? Ребенок с собакой или собака с ребенком?

Как составить предложение, чтобы было понятно?

Именительный — слова отвечают на вопрос — кто? что?Родительный — нет (кого? чего?)Дательный — дам (кому? чему?)Винительный — вижу, виню (кого? что?)Творительный — творю (кем? чем?)

Предложный — думаю о ком?, о чем?

Напишите сразу все падежи и падежные вопросы. Напишите слова-подсказки (нет, дам, вижу)

Поиграйте: Вы называете падеж и вопрос, ребенок ответ определенное слов.Например,Именительный это кто? что?- машинка.Родительный — нет кого? чего? — машинки

и т.д.

Спойте с ребенком, угадывайте падежи из песни

Родительный — родилДательный — далВинительный — вижу, виню

Творительный — творю

Когда ребенок выучит, проверьте его.

Для запоминания порядка пажедей используйте мнемотехническую фразу:

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку

Тренировка просто необходима, и задача данной практики — почувствовать изменение окончаний слов и научиться менять слова.

Но обращаем внимание, что ребенку может быть не интересно, скучно. Поэтому (особенно на семейном обучении) можно предложить изменить по падежам смешные или плохие слова

Ребенку читается предложение, где одно слово употреблено в разных падежах. Вы можете составить историю про лису, про машинку, или про что-то другое.

Первый раз я рассказала такую историю:

Я на улице увидела лису. Ребенок задал вопрос (вижу кого? что? лису) и записал слово в нужную ячейку.

Когда я пришла домой, то всем рассказала о лисе (о ком? о чем?) Предложный падежВ ту же минуту Никита выбежал на улицу и сказал, что там нет никакой лисы.

(кого? чего?)На самом деле лиса спряталась от Никиты. (кто? что? Именительный)Никита был очень расстроен хитрой лисой (кем? чем? Творительный)

А потом придумал и вынес лисе немного еды. (кому? чему?)

Вы читаете или придумываете историю медленно, а ребенок пишет в табличку только одно слово. Рассуждать о падеже можно вместе.

Таких тренировок надо делать несколько.

Чтобы ребенку было интересно, я применила хитрость, и говорила вторую историю и предложения со словом “жопа”

Один мальчик очень плохо себя вел, и тогда мама решила дать ему по жопе. (по кому? чему)Она так и сказала! Иди сюда, дай мне свою жопу! (кого? что?)Мама! Я не хочу. Сказал мальчик.Тогда мама спросила, а почему тогда ты иногда думаешь жопой?

Наверное потому, что жопа вместо головы?

Мои дети смеялись и до слез и с удовольствием определяли, куда записать слово и какой падеж у текущей «жопы»

Ребенку дают предложение, и ему надо подписать падежи

В зависимости от интересности историй и текста, будет формироваться интерес ребенка.

В этом возрасте детям интересны темы компьютерных игр, интересны истории о них или о каких-нибудь других детях, им нравятся предложения со словами «дурак», «какашка»Если ребенок увлекается футболом -придумывайте тексты о футболе.Играет в шахматы — о шахматах

Нравятся куклы — расскажите историю о принцессе

Вам необязательно использовать «плохие» слова, но обязательно заинтересуйте ребенка темой.

Тогда обучение будет простым и увлекательным.

Данная статья — это отличный пример того, как много существует способов объяснить ребенку что-то эффективно.

К сожалению, современная система образования не нацелена на то, чтобы помочь детям эффективно учиться.

Пару дней назад мы обновили 48 уроков в школе по математике с 1 по 3 класс и в итоге сейчас в школе доступно уже более 500 уроков по эффективному изучению школьной программы в начальной школе.

Если Вы хотите получить простое и понятное объяснение сложных школьных тем в начальной школе — присоединяйтесь к школе умных детей сейчас.

До 14 февраля мы объявляем акцию.

Всем, кто уже присоединился или только присоединится к Школе умных детей мы дадим доступ к базе знаний (видеоурокам и заданиям) навсегда сразу ко всей начальной школе.

Это значит, что Вы сможете получать все уроки и все обновления уроков, которые будут появляться в школе в дальнейшем бесплатно.

Присоединяйтесь к школе прямо сейчас и получить доступ к базе знаний школы навсегда.

Экономьте на репетиторах и помогите ребенку пройти школьную программу проще и интереснее.

Получить  пожизненный доступ к урокам Школы умных детей>>>

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

image

У наших предков, древних славян, когда-то все вещи и существа разделялись на три класса – мужского рода, женского рода и «вещественного» (или «вещного»). Они обожествляли многие предметы, наделяя их женским или мужским родом.

Например, слово дитя – вещного рода у древних славян. Дети во все времена не имели права обладать личной собственностью. (В. Волина)

Знаете ли вы, что есть языки, в которыху существительных нет никакого рода. Это английский, финский, турецкий, китайский, японский и другие.

Есть языки, в которых существительные имеют толькодва рода. Это французский, испанский, итальянский.

Есть языки, в которыхродов намного больше, чем в нашем языке.

Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». (Н. Бетенькова)

Тема урока: «Род имён существительных. Родовые окончания имён существительных».

Как узнают род имён существительных

Прочитай имена существительные. Какие из них называют мужчин, а какие женщин?

Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тётя, дочь, прадедушка, мужчина, женщина.

В русском языке имена существительные бывают мужского рода и женского рода. Какого  рода мы записали слова в каждый столбик?

дедушка

папа

сын

брат

дядя

прадедушка

мужчина

Это слова мужского рода, так как к ним можно подставить слово он.

мама

сестра

бабушка

внучка

тётя

дочь

женщина

Это слова женского рода, так как к ним можно подставить слово она.

Какое слово можно подставить к этим словам?

Колесо, дупло, насекомое, полотенце – ОНО. Это слова среднего рода.

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Род имён существительных узнают, подставляя местоимения.

К именам существительным мужского рода можно подставить слова он, мой.

К именам существительным женского рода можно подставить слова она, моя.

К именам существительным среднего рода можно подставить слова оно, моё.

Определяем род имён существительных во множественном числе

Если надо определить род имени существительного, употреблённого во множественном числе, слово сначала ставят в единственное число, в начальную форму. Начальная форма имени существительного отвечает на вопросы кто? что?

Улетели журавли,

И грачи уже вдали.

Не успели оглянуться,

Вьюги снегу намели. (Вл. Приходько)

Журавли – во мн.ч., нач.форма – кто?  журавль, он, м.р.

Грачи – во мн.ч., нач.форма –кто? грач, он, м.р.

Вьюги – во мн.ч., нач. форма – что? вьюга, она, ж.р.

Снегу – в ед.ч., нач. форма – что? снег, он, м.р.

Почему род – это постоянный признак имён существительных

Если имя существительное, например, женского рода, может оно быть мужского или среднего?

Имена существительные уже рождаются словами мужского, женского или среднего рода. По родам они не изменяются. Вот почему род – это постоянный признак имён существительных.

Март.

Набросало небо

Белые сугробы.

Выжгло на них солнце

Двери и оконца. ( И. Заграевская)

Март – он, м.р.

Небо – оно, ср.р.

Сугробы – во мн.ч., нач. форма – что? сугроб, он, м.р.

Солнце – оно, ср.р.

Двери – во мн.ч., нач. форма – что? дверь, она, ж.р.

Оконца – во мн.ч., нач. форма – что? оконце, оно, ср.р.

У каких имён существительных нельзя определить род?

Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

Очи – что? око, оно, ср.р.

Бигуди, жалюзи – нельзя употребить в единственном числе.

Усы – что? ус, он, м.р.

Санки – нельзя употребить в единственном числе.

Лыжи – что? лыжа, она, ж.р.

Коньки – что? конёк, он, м.р.

Каникулы – нельзя употребить в единственном числе.

У имён существительных, у которых нет формы единственного числа, род нельзя определить.

Например, брюки, щипцы, ножницы, сутки, сливки, опилки, чернила, прятки, шахматы, дрожжи, клещи, сумерки.

Имена существительные общего рода

Интересны имена существительные: сирота, умница, плакса.

Умница – кого можно похвалить этим словом, мальчика или девочку?

Сравните: Он был круглым сиротой. Она была круглой сиротой.

Эти существительные в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать то как существительные мужского рода (Он был таким умницей!), то как существительные женского рода (Она была такой умницей!)

Это существительные общего рода.

Подберём ещё имена существительные общего рода: заводила, непоседа, тихоня, почемучка, зазнайка, сладкоежка.

Родовые окончания имён существительных

Какие окончания могут быть у имён существительных в мужском, женском и среднем роде?

м.р.

олень

стол

папа

Слава

дядя

Вася

ж.р.

дочь

помощь

дочка

природа

Даша

тётя

ср.р.

движение

веселье

бельё

Бородино

кружево

полотно

Закончите схему: впишите окончания.

У имён существительных мужского рода чаще всего окончания -а, -я, и нулевое.

У имён существительных женского рода окончания -а, -я и нулевое.

У имён существительных среднего рода окончания -о, -е, -ё.

(У некоторых существительных окончание -я, например, дитя, пламя, время).

Что общего в составе слов – имён существительных мужского, женского и среднего рода

У существительных мужского и женского рода могут быть одинаковые окончания -а, -я, нулевое.

Можно ли определить только по окончанию род имён существительных?

Нельзя.

Решаем орфографическую задачу в окончании имён существительных

Повидл_, радуг_, пещер_, болот_, полян_, колен_, колёсик _, отчеств_, озер_.

Зная род имени существительного, подставляя слова оно, она, можно решить орфографическую задачу в окончании, правильно написать букву безударного  гласного.

Повидл_ онό, окончание -о,

радуг_ онá, окончание -а,

пещер_ онá, окончание -а,

болот_ онό, окончание -о,

полян_ онá, окончание -а,

колен_, колёсик _, отчеств_, озер_ онό, окончание -о.

Повидло, радуга, пещера, болото, поляна, колено, колёсико, отчество, озеро.

Как распределяются по родам заимствованные слова?

В русском языке слово солнце – среднего рода.

В немецком языке слово солнце – женского рода («ди зоннэ»).

Англичане просто говорят «сан» (солнце), не относя это существительное ни к одному из существующих родов.

У французов солнце – мужского рода («ле солей»).

По-испански «эль соль» солнце – мужского рода.

Как распределяются по родам слова, которые пришли из других языков, то есть заимствованные слова?

В русском языке заимствованные слова сохраняют род, который они имели в иностранном языке.

Этим и объясняется тот факт, что в современном русском языке слова рояль, кофе, кенгуру относятся к мужскому роду;

сальто, шасси, домино – к среднему роду, а слово шаль – к женскому роду.

Существительные, заимствованные из языков, в которых нет рода, в русском языке получают его: баскетбол, футбол (из англ.) – мужского рода.

Ищем имена существительные, определяем их род

Проверь себя. Найдите имена существительные, определите их род.

Кто на чём писал?

Когда-то давно бумаги не было. Первые рукописи появились на глиняных табличках. На востоке бумагу заменяла слоновая кость. Для письма часто использовали кожу животных – пергамент. В Древней Руси писали на берёзовой коре, бересте.

бумаги – бумага, ж.р.,

рукописи – рукопись, ж.р.,

на табличках – табличка, ж.р.,

на востоке – восток, м.р.,

бумагу – бумага, ж.р.,

кость – ж.р.,

для письма – письмо, ср.р.,

кожу – кожа, ж.р.,

животных – животное, ср.р.,

пергамент – м.р.,

в Руси – Русь, ж.р.,

на  коре – кора, ж.р.,

бересте – береста – ж.р.

Заключение

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род – оно, моё!

Это правило  твоё! (Е. Семёнова)

На уроке вы узнали, что, если надо определить род имени существительного, употреблённого во множественном числе, слово сначала ставят в единственное число, в начальную форму.

По родам имена существительные не изменяются.

У имён существительных, у которых нет формы единственного числа, род нельзя определить.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. К данным именам существительным подберите близкие по значению имена существительные. Укажите род.

    Перстень – …

    Зной – ….

    Укрепление – …

    Граница – …

    Мрак – …

    Залив – …

    Удача – …

    Занавес – …

    Обязанность – …

  2. Прочитайте текст. Определите род имён существительных.

    Притворщица.

    В зоопарке Праги живёт большая горилла. Однажды утром обезьяна неожиданно заболела. Она отказывалась от еды, стонала. Врач решил, что животное объелось. Горилле дали лекарство и ушли. Обезьяна мгновенно выздоровела. Во время осмотра она вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку.

  3. Прочитайте текст. Найдите имена существительные, выпишите их в 3 столбика:

     м. р., ж. р. , ср. р.

    Петя мечтает.

    …Если б мыло

    Приходило

    По утрам ко мне в кровать

    И само меня бы мыло –

    Хорошо бы это было!

    Если б, скажем,

    Мне

    Волшебник

    Подарил такой учебник,

    Чтобы он бы

    Сам бы мог

    Отвечать любой урок…

    Если б ручку мне в придачу,

    Чтоб могла решить задачу,

    Написать диктант любой… (Б. Заходер)

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru (Источник). 
  2. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).  
  3. Интернет-портал Gramota.ru (Источник).  
  4. Интернет-портал Russisch-fuer-kinder.de (Источник).  

image

Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Кто? Человек, кот, птица, мама, друг, девушка, учитель.

Что? Дом, дерево, лес, вода, комедия, вселенная, счастье, здоровье.

В предложении существительное обычно выступает в роли подлежащего или дополнения, может также быть обстоятельством или сказуемым.

Существительные могут обозначать:

  • Конкретные вещи: стол, телевизор, топор, лампочка.

  • Части предметов: экран, дно, рукоятка.

  • Людей: человек, рабочий, врач, малыш.

  • Живых существ: заяц, белка, тигр, бактерия, дятел, лебедь

  • Растения: клен, гвоздика, роза, укроп.

  • Вещества: вода, песок, кислота, мука.

  • Явления природы: снег, дождь, радуга.

  • Признаки: глубина, чернота.

  • Действия: сражение, бег, плавание.

  • Факты и события: представление, пожар, отпуск.

  • Состояния и чувства: сон, страх, радость.

  • Географические названия: Россия, Москва, Европа, Антарктика.

  • Имена: Анна, Владимир, Джон, Александр Сергеевич Пушкин.

Морфологические признаки существительного в русском языке включают в себя:

Нарицательность: имя нарицательное или имя собственное.

Одушевленность: одушевленное или неодушевленное.

Склонение: I, II, III, адъективное, несклоняемое, разносклоняемое, склоняемое по местоименному типу.

Род: мужской, женский, средний, общий, неустойчивый.

Число: единственное или множественное

Падеж: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Одушевленность или неодушевленность — постоянный грамматический признак существительного,

Одушевленные существительные обозначают нечто живое, отвечают на вопрос кто? Например: школьник, пешеход, профессор.

Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления, совокупности живых существ, отвечают на вопрос что? Например: школа, дорога, толпа, полиция.

Это деление не всегда совпадает с делением на живое и неживое в реальном мире.

Существительные делятся на имена собственные и нарицательные.

Имена собственные — это наименования отдельных, уникальных предметов. К ним относятся имена, отчества, фамилии, географические и астрономические названия, имена литературных и музыкальных произведений, картин, газет и журналов, организаций, исторических событий.

Например: Николай Васильевич Гоголь, Сталинград, Эверест, Сатурн, «Отцы и дети», «Огонек».

Имена нарицательные обозначают целые классы однородных предметов или живых существ.

Например: компьютер, автомобиль, город, младенец.

Превращение имени собственного в нарицательное называется антономазией — это частный случай метонимии. Например, когда о хорошем адвокате говорят, что «он настоящий Плевако», то фамилия знаменитого юриста используется в значении «талантливый судебный защитник».

В большинстве языков мира понятие рода отсутствует. В русском языке род — постоянный признак существительного, он определяет формы согласуемых с ним слов. Например, женский род — моя сестра, мужской род — мой брат.

Мужской род. Ветер, конь, солдат, дедушка, друг, молоток, пес.

Женский род. Река, дама, речь, собака, песня, секретарша.

Средний род. Солнце, поле, мыло, здание, племя, дитя.

Общий род. Слово, которое может использоваться и в мужском, и в женском роде. Например: сирота, сластена, коллега, плакса.

У несклоняемых существительных иностранного происхождения род может колебаться: литературная норма предписывает слову кофе мужской род (крепкий кофе), в разговорной речи возможен средний род (вкусное кофе).

Число — непостоянный морфологический признак существительных. Большинство существительных изменяются по числам: песня — песни, конь — кони, слово — слова, имя — имена.

Некоторые существительные употребляются только в единственном (злость, отчаяние) или только во множественном числе (дебаты, деньги, каникулы).

В русском языке выделяют семь согласовательных классов существительных:

  1. Мужского рода одушевленные: зверь

  2. Мужского рода неодушевленные: трактор

  3. Женского рода одушевленные: мама

  4. Женского рода неодушевленные: буква

  5. Среднего рода одушевленные: животное

  6. Среднего рода неодушевленные: окно

  7. Только множественное число, парный род: ножницы

Все семь по-разному меняют окончания, даже если у них один и тот же род. Например, оба слова среднего рода, но одно одушевленное, а другое — неодушевленное: «Красивые окна», но «Красивые животные».

Конкретные существительные называют определенные предметы и явления. Например: дом, лопата, дверь, собака. Они сочетаются с количественными числительными: две двери, три лопаты.

Абстрактные существительные обозначают действия, явления или признаки. Например: любовь, дружба, уныние, красота, болезнь, воодушевление.

Вещественные существительные обозначают вещества, химические элементы и соединения, материалы, пищевые продукты. Например: кислород, бетон, шелк, аспирин.

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое. Например: зелень, мебель, крестьянство, духовенство, молодежь.

Склонение — это изменение существительных по падежам.

Склонениями также называют группы существительных — типы склонения. Типа склонения — постоянных признак имен существительных. Падеж — непостоянный признак.

I склонение — существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).

II склонение — существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)

Таблица окончаний в словах первого, второго и третьего склонения

К разносклоняемым словам относятся 10 существительных на -мя — имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя — а также слова путь и дитя.

Отдельные типы склонения имеют существительные множественного числа (весы, перила, проводы) и существительные, образованные из прилагательных и причастий (набережная, сказуемое, слагаемое).

Не склоняются некоторые заимствованные слова — кафе, колибри, торнадо.

Начальная форма: именительный падеж единственного числа.

I. Постоянные признаки

  • Собственное или нарицательное

  • Одушевленное или неодушевленное

  • Конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное

  • Род

  • Склонение

II. Непостоянные признаки

Книга — лучший подарок.

(что?) книга — подлежащее

Читайте о других частях речи в русском языке

Существительное обозначает предмет.

Прилагательное — признак предмета.

Местоимение указывает на предмет.

Глагол обозначает действие.

Наречие — признак действия

Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.

Поделиться:

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации

© 2020 Юргамышская ЦРБ /